Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22
Конспект урока литературного чтения
Сказка «Два Мороза»
2 класс
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
Бузаева Светлана Владимировна
2015-2016 учебный год
Тема урока: Русская народная сказка «Два Мороза». 2 класс. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. УМК «Школа России»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока : используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.
Планируемые результаты:
Предметные
учащиеся познакомятся с русской народной сказкой « Два Мороза»;
находить главную мысль, сформулированную в тексте.
- познавательные УУД
находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
строить речевое высказывание в устной форме;
учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
- коммуникативные УУД
слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
участвовать в коллективном обсуждении;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
- регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
- личностные
формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование:
компьютер
мультимедийная презентация
карточки с пословицами, снежинки из бумаги
Ход урока.
I . Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент. (слайд№1) Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви;
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Чтобы не было заминки,
Начинаем мы с разминки.
II . Речевая разминка. (слайд №2)
Коммуникативные: умение работать в парах, проверять друг друга, оценить друг друга.
Прочитайте медленно, что перед вами? (скороговорка)
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Повторите в паре друг другу, кто быстрее?
А теперь следующая скороговорка:
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Прочитаем хором, первый ряд, второй ряд, выборочно…
Правильно, молодцы!
III . Проверка домашнего задания. (слайд №3)
Коммуникативные: уметь слушать и слышать, оформлять свои мысли в устной речи
Скажите, пожалуйста, с каким русским поэтом мы познакомились на прошлом уроке?
Ответы учащихся:
С.Есениным.
Вам на дом было задано выучить наизусть стихотворения С.Есенина «Берёза»
(Учитель оценивает ответы учащихся)
Хорошо, молодцы!
IV . Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Регулятивные: уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя
Коммуникативные: уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний
Предлагаю поставить цели на урок.
Ответы детей:
Познакомиться с новым произведением
Узнать что-то новое, интересное
Учиться рассуждать
Правильно излагать свои мысли
Сделайте предположение, о чём пойдёт речь на уроке, для этого отгадайте загадки и заполните кроссворд.
(Слайд№4)
1. Около села белая лошадка весела. (Метель)
2. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
3. В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама. (Варежки)
4. Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)
5. Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнула перинки,
Над миром пушинки. (Зима)
Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз) Так о чём мы сегодня будем читать на уроке?
Правильно. Сегодня мы познакомимся с замечательным произведением «Два Мороза» на стр.198-201.
Какие ассоциации возникают у вас при прочтении названия произведения «Два Мороза»?
(Ассоциации с праздником, волшебством, чудесными картинами, с исполнением желаний, счастьем и добром)
Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему?
V .Открытие нового знания. Работа по теме урока.
Личностные: перерабатывать полученную информацию, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, определять последовательность событий, сопоставлять картинки с надписями, находить слова из текста и предложения, способность к самооценке
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний
1.Словарная работа
В сказке мы встретим слова, значение которых, возможно, вам будет непонятным. Поэтому проведем словарную работу. (Слайд №5)
Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек – человек, рубящий дрова.
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
2.Прослушивание сказки (Слайд№6)
3. Первичная проверка понимания.
Регулятивные: уметь обобщать, делать выводы, Коммуникативные: уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний
Понравилась сказка? Докажите, что это русская народная сказка. (Барин, мужик, лапти, бубенчик, колокольчик.)
(Есть зачин. Присутствуют слова и выражения, типичные для русской сказки: «по чистому полю, по густому лесу», «еле я ноги унёс, до сих пор бока болят», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи») - Кто главные герои?
Что в сказке волшебного?
Какой урок можно извлечь из этой сказки?
Найдите пословицу в тексте?
VI . Физкультминутка (Слайд№7)
Личностные: сбережение здоровья
Наклоняемся вперёд,
Руки в стороны.
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре-
Завертелись, закружились.
VII . Закрепление изученного .
1.Работа с текстом. Выборочное чтение. (Слайд№8)
Личностные:
Перерабатывать полученную информацию, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, способность к самооценке
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний
Регулятивные:
Уметь обобщать, делать выводы,
Коммуникативные:
Умение работать в группах, проверять друг друга, оценить друг друга.
Как решили позабавиться два Мороза?
Куда едет купец? Крестьянин?
Как одет крестьянин? Купец?
Как Мороз - Синий нос заморозил купца?
Как Мороз - Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно?
Зачем он так сделал?
2.Осмысление содержания сказки.
– Определите тему произведения.
– Какова главная мысль сказки?
– Выразите свое отношение к героям этого произведения.
Ребята, обратите внимание (учитель зачитывает) « А мужик всё работает да работает. Чем бы зябнуть, а ему жарко стало».
Какие черты характера проявил дровосек во время работы? Составьте нужные слова из букв на карточках (групповая работа)
ТРУДОЛЮБИЕ СТАРАНИЕ УПОРСТВО ВЫНОСЛИВОСТЬ храбрость
3.Тест по тексту (Слайды №9,10)
Познавательные:
Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов.
(ответы дети пишут на снежинках)
1.Что решили сделать братья Морозы?
а) поиграть;
б) порезвиться;
в) позабавиться;
2.Богатый купец ехал:
а) с колокольчиками;
б) с бубенчиками;
в) со звоночками;
3.За кем побежал младший брат Мороз – Красный нос?
а) за рыбаком;
б) за охотником;
в) за дровосеком;
4.Какая у купца была шуба?
а) медвежья;
б) волчья;
5.Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?
а) кнутом;
б) поленом;
в) палкой;
6.Что, по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа лучше шубы греет?
б) костёр;
в) топор.
Проверка теста:
XIII . Подведение итогов урока
Регулятивные: уметь обобщать и делать выводы
Коммуникативные: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме
С какой русской народной сказкой мы познакомились сегодня?
О чём рассказывается в этой сказке?
О трудолюбии
На доске записаны пословицы. Прочитайте их. (Слайд№12)
Найдите те пословицы, которые подходят к нашей сказке.
Разбор каждой пословицы.
1.Землю солнце красит, а человека труд.
2.Волков бояться, в лес не ходить.
3.Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
4.Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
О чём эти пословицы?
Придумайте советы, которым на ваш взгляд, нужно следовать, чтобы победить в себе лень и воспитать трудолюбие.
Обучающиеся формулируют:
Любую работу делай на совесть;
Не оставляй работу, если видишь, что она не завершена;
Не будь равнодушен к выполняемой работе;
Какое предложение выражает основную мысль сказки? (Топор лучше шубы греет.)
IX . Рефлексия (Слайд№11)
Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач
Регулятивные: осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.
На сегодняшнем уроке я узнал…….
На этом уроке я похвалил бы себя за …..
После урока мне захотелось……
Сегодня я сумел…………
– Актуальна ли тема сказки в наши дни?
Как вы оцениваете свою работу на уроке? Покажите карточки. Объясните свой выбор?
X . Домашнее задание. (Слайд№13)
Регулятивные: уметь сделать выбор
Выполнить задание 5 на стр.202
Пересказ (по желанию)
Источники:
Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др./ - 3-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – (Школа России)
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. –М.:ВАКО, 2013.
Аудио-мультфильм http://www.youtube.com/watch?v=S_INleu5V3Q
федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области»
Разработка конспекта
по литературному чтению для 2 класса
«Два Мороза»
Выполнила:
учитель начальных классов
Смоляк Елена Владимировна
2017 – 2018 учебный год
Цели урока:
Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два мороза»;
Развивать память, внимание, мышление, речь;
Учить грамотно излагать свои мысли.
Планируемые результаты:
Предметные
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;
находить главную мысль произведения, сформулированную в тексте.
- познавательные УУД
находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков,
использовать антонимы для их характеристики;
- коммуникативные УУД
слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
участвовать в коллективном обсуждении;
- регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
- личностные
формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
Оборудование:
карточки с заданиями
мультимедийная презентация
сборники сказок
Ход урока.
I . Организационный момент. (слайд№1)
– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке чтения у нас будет много интересной работы. Мы будем узнавать что-то новое, повторять изученное ранее, радоваться своим успехам, вместе справляться с трудностями.
II . Речевая разминка.(слайд №2)
Прочитайте медленно, что перед вами? (скороговорка)
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Повторите в паре друг другу, кто быстрее?
А теперь следующая скороговорка:
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Прочитаем хором, первый ряд, второй ряд, выборочно…
Правильно, молодцы!
III . Проверка домашнего задания. (слайд №3)
На прошлом уроке мы с вами познакомились с произведениями С. Есенина «Поет зима аукает», и «Береза». Послушаем, как вы подготовились к чтению наизусть.
IV . Постановка целей урока.
Отгадайте загадки и откроются слова, которые помогут вам узнать, о ком мы будем сегодня читать. (Слайд№4)
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу,
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель.)
Жил я по среди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик.)
Две сестрёнки, две плетёнки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Варежки.)
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз,
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька.)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)
Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз.)
Что обозначает слово мороз? (Холод)
Какой бывает мороз?
(Лютый, сильный, небывалый, январский, первый, русский, сибирский, свирепый)
А вы боитесь мороза? Почему?
А он за щеки кусает? А у него есть зубы? Он живое существо? А вы знаете произведения, в которых деревья, цветы, явления природы, вещи разговаривают, как живые?
Как называются такие произведения?
Правильно. Сегодня мы познакомимся с замечательным произведением «Два Мороза» на стр.198-201.
Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему?
С какой целью мы будем изучать сказку?
(В сказке много волшебных превращений. Добро всегда побеждает зло. Сказка учит нас добру. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Сказка всегда нас чему-то учит.)
Будем учиться выделять главное в прочитанном произведении, находить главную мысль, понимать смысл прочитанного произведения.)
V . Актуализация знаний детей о сказках:
- Какие бывают сказки? (работа со слайдом и выставкой книг.)
Давайте обратимся к выставке книг. На выставке книг представлены различные сказки в беспорядке. Давайте расставим книги правильно по известным нам признакам.
«Зимовье зверей » – русская народная сказка о животных.
« Иван - крестьянский сын » – русские народная волшебная сказка.
« Колобок » – русская народная бытовая сказка.
С.Маршак « Двенадцать месяцев »-авторская, литературная, русская
Г.- Х. Андерсен «Снежная королева» – авторская, зарубежная.
- Сделайте, вывод, какие бывают сказки?
(Литературные, народные, русские, зарубежные, о животных, бытовые, волшебные)
- Молодцы!
Давайте, вспомним, что это за жанр сказка? Какие особенности характерны для сказки?
(Предметы, волшебные герои, вымысел, простой сюжет, волшебные превращения.)(Слайд)
VI . Изучение нового материала.
1.Словарная работа
В сказке мы встретим слова, значение которых, возможно, вам будет непонятным. Поэтому проведем словарную работу.(Слайд №5)
Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек – человек, рубящий дрова.
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
2.Прослушивание сказки (Слайд№6)
Первичная проверка понимания.
Понравилась вам сказка? Что понравилось больше всего?
Физкультминутка(Слайд№7)
Наклоняемся вперёд,
Руки в стороны.
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре-
Завертелись, закружились.
VII . Закрепление изученного .
1.Работа с текстом (Слайд№8)
Как решили позабавиться два Мороза?
Куда едет купец? Крестьянин?
Как одет крестьянин? Купец?
Как Мороз- Синий нос заморозил купца?
Как Мороз- Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно?
Зачем он так сделал?
2 . Тест по тексту (Слайды №9,10)
1.Что решили сделать братья Морозы?
а)поиграть;
б)порезвиться;
в)позабавиться;
2.Богатый купец ехал:
а)с колокольчиками;
б)с бубенчиками;
в)со звоночками;
3.За кем побежал младший брат Мороз –Красный нос?
а)за рыбаком;
б)за охотником;
в)за дровосеком;
4.Какая у купца была шуба?
а)медвежья;
б)волчья;
5.Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?
а)кнутом;
б)поленом;
в)палкой;
6.Что, по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа лучше шубы греет?
б)костёр;
3. Работа в парах: Работа с пословицами . Карточки
МОРVОЗ НЕ ВЕWЛИК, ДА СТОRЯТЬ НЕ ВЕLЛИТ.
ГДGЕ ТЕПFЛО, ТУLТ И ДОБWРО.
ХОЧDЕШЬ ЕСJТЬ КАЛYАЧИ, ТАWК НЕ СИSДИ НА ПЕUЧИ.
У РАБОТWАЮЩЕГО В РУDКАХ ДЕGЛО ОГНZЁМ ГОРRИТ
VIII . Рефлексия (Слайд№11)
Что вы узнали на уроке?
За что вы похвалили бы себя?
Что у вас особенно получилось?
IX .Подведение итогов урока
С какой русской народной сказкой мы познакомились сегодня?
Ответы детей:
«Два Мороза»
О чём рассказывается в этой сказке?
О трудолюбии
На доске записаны пословицы. Прочитайте их. (Слайд№12)
Найдите те пословицы, которые подходят к нашей сказке.
Разбор каждой пословицы.
1. Мороз не велик, да стоять не велит
2. Где тепло, тут и добро
3. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи
4. У работающего в руках дело огнем горит
О чём эти пословицы?
О трудолюбии.
Какое предложение выражает основную мысль сказки? (Топор лучше шубы греет.)
X . Домашнее задание. (Слайд№13)
Выполнить задание 5 на стр.202
Цель: способствовать развитию навыков чтения, умения выделять главное в прочитанном тексте.
Планируемые результаты.
Предметные: учащиеся познакомятся с русской народной сказкой “Два Мороза”, научатся осознанно читать, наблюдать за “жизнью” слов в художественном произведении, осознавать авторское и собственное отношение к персонажам, понимать особенности сказочного текста, находить главную мысль, сформулированную в тексте.
Метапредметные.
- Познавательные : осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе и творческого характера.
- Регулятивные : выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- Коммуникативные : проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
- Личностные : сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд №2)
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Чтобы не было заминки,
Начинаем мы с разминки.
II. Актуализация знаний.
- Конкурс чтецов. С. Есенин “Берёза”
- Прочитайте плавно, певуче; медленно, быстро; шёпотом, громко; выразительно.
Мороз не велик, да стоять не велит. (Слайд №3)
Объясните смысл пословицы. Что обозначает слово “мороз”?
Какой бывает мороз? Какие сказки о морозе вы знаете? Назовите их.
III. Сообщение темы, постановка целей.
Отгадайте ребус и откроются слова, которые помогут вам узнать, о ком мы будем сегодня читать. (Слайд №4)
Какие слова получились? (Два Мороза )
Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать произведение?
Правильно, мы сегодня познакомимся с произведением “Два Мороза”. (Слайд №4)
IV. Объяснение нового материала.
1. Просмотр диафильма “Два Мороза”. Текст читает учитель. (Слайд № 5)
2. Первичная проверка понимания изученного.
Понравился вам мультфильм? К какому жанру можно отнести это произведение?
Раскройте смысл пословицы. (Слайд №6)
Топор лучше шубы греет.
Словарная работа. (Слайд №7, 8)
В сказке вам встретились незнакомые слова. Послушайте толкование данных слов.
Бубенчик - металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек - человек, рубящий дрова.
Купец - богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне и занимающийся обработкой земли.
Ёжиться – прятать лицо, руки от холода.
V. Физминутка. (Слайд №9)
VI. Закрепление.
1. Вторичное знакомство с произведением. Чтение сказки “за диктором”.
2. Работа в группах (на листочках вопросы для каждой группы).
1-я группа. Простые вопросы.
Когда и где встретились вновь два Мороза?
Что сказал младший Мороз старшему?
2-я группа. Уточняющие вопросы.
Правильно ли я поняла, что старший брат смог заморозить барина?
Правильно ли я поняла, что Морозу Синему носу затея не удалась?
3-я группа. Объясняющие вопросы.
Почему тёплая одежда не помогла барину?
Почему даже в дырявых лаптях и старом полушубке дровосек не замёрз?
4-я группа. Оценочные вопросы.
Как вы оцениваете поведение барина?
Понравился ли вам дровосек?
5-я группа. Творческие вопросы.
Что было бы, если б старший Мороз побежал за мужиком?
Изменится ли поведение барина после произошедшего?
6-я группа. Практические вопросы.
Что надо было делать барину, чтобы не замёрзнуть?
VII. Самостоятельная работа по новой теме. (Слайд №10, 11)
Тест по тексту.
1. Что решили сделать братья Морозы?
а) поиграть;
б) порезвиться;
в) позабавиться.
2. Богатый купец ехал:
а) с колокольчиками;
б) с бубенцами;
в) со звоночками.
3. За кем побежал младший брат Мороз – Красный нос?
а) за рыбаком;
б) за охотником;
в) за дровосеком.
4. Какая у купца была шуба?
а) медвежья;
б) волчья;
5. Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?
а) кнутом;
б) поленом;
в) палкой.
6. Что, по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа лучше шубы греет?
б) костёр;
Проверим тест:
1. В
2. А
3. В
4. А
5. Б
6. В
VIII. Рефлексия. (Слайд № 12)
Что вы узнали на уроке?
За что похвалили бы себя?
Что у вас особенно получилось?
IX. Подведение итогов урока.
С какой русской народной сказкой мы познакомились сегодня?
Понравилась ли вам эта сказка?
Чему она вас научила?
На месте какого героя вы бы хотели оказаться?
Актуальна ли тема сказки в наши дни?
О чём рассказывается в этой сказке? (О трудолюбии)
3. Игра “Собери пословицу” (работа в парах) (Слайд №13)
- Землю солнце красит, а человека труд.
- Волков бояться, в лес не ходить.
- Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Объясните смысл пословиц. Какая из пословиц подойдёт к нашей сказке?
X. Домашнее задание. (Слайд 14)
- Прочитать сказку.
- Выполнить здание № 5 с.202 (соотнести пословицы со смыслом сказки)
УМК Л. Ф. Климановой
Цели : познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»; развивать память, внимание, мышление, речь; учить грамотно излагать свои мысли.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.
Оборудование : сборники русских народных сказок; визуальные материалы по теме; карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения С. Есенина «Береза» наизусть.
III. Постановка целей урока
Отгадайте загадки, заполните кроссворд, и вы узнаете, о ком мы будем сегодня читать. (Загадки можно написать на карточках.)
1. Около села
белая лошадка весела. (Метель.)
2. Жил я посреди двора.
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик.)
3. В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама. (Варежки.)
4. Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька.)
5. Кто, угадай-ка.
Седая хозяйка?
Тряхнула перинки,
Над миром пушинки. (Зима.)
— Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз.)
IV. Работа по теме урока
(Чтение сказки учителем и учащимися. При чтении идет словарная работа.)
Бубенчик — металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании. Дровосек - человек, рубящий дрова.
Купец — богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин - бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
V. Физкультминутка
Наклоняемся вперед.
Руки в стороны.
Ветер дует, завывает.
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре —
Завертелись, закружились.
VI. Закрепление изученного
1. Выборочное чтение
— Как решили позабавиться два Мороза?
— Куда едет купец? крестьянин?
— Как одет крестьянин? купец?
— Как Мороз - Синий нос заморозил купца?
— Как Мороз — Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
— Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно?
— Зачем он так сделал?
2. Тест
1. Что решили сделать братья Морозы?
а) поиграть;
б) порезвиться;
в) позабавиться. +
2. Богатый купец ехал:
а) с колокольчиками; +
б) с бубенчиками;
в) со звоночками.
3. За кем побежал младший брат, Мороз - Красный нос?
а) за рыбаком;
б) за охотником;
в) за дровосеком. +
4. Какая у купца была шуба?
а) медвежья; +
в) волчья.
5. Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?
а) кнутом;
б) поленом; +
в) палкой.
6. Что, по мнению старшего брата, Мороза — Синего носа, лучше шубы греет?
б) костер;
в) топор. +
VII. Рефлексия
Что вы узнали на уроке?
За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— Какое произведение мы читали на уроке?
— Докажите, что это сказка. (Ответ. Есть зачин. Присутствуют слова и выражения, типичные для русской сказки: «По чистому полю, по густому лесу», «Свистнули, щелкнули, побежали», «Еле я ноги унес, до сих пор бока болят»; повторы: «Два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил -колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».)
Какое предложение выражает основную мысль сказки? (Топор лучше шубы греет.)
2. Выполнить задание 5 на с. 202.