Домой / Кровля / Конспект урока на тему: В. Данько. «Загадочные буквы» — Гипермаркет знаний. Реализация идей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в учебном курсе «Литературное чтение Какие буквы можно превратить в волшебны

Конспект урока на тему: В. Данько. «Загадочные буквы» — Гипермаркет знаний. Реализация идей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в учебном курсе «Литературное чтение Какие буквы можно превратить в волшебны

Игры со словами, которые помогут затеять с ребенком разноцветные буквы на магнитах, развивают речь, мышление и воображение.

Наверное, многие c детства помнят удивительную игру — магнитную азбуку. Она представляет собой металлический экран и разноцветные буквы, в которые вставлены магнитики. С помощью такой азбуки можно легко запомнить буквы, научиться сливать их в слоги, а потом составлять слова — сначала простые, затем все более сложные.

Но вот все буквы уже знакомы, ребенок научился составлять слоги, даже слова. Что дальше? Неужели ресурсы магнитной азбуки исчерпаны и пора убирать ее поглубже в шкаф или дарить малышам? Конечно, нет!

С помощью магнитных букв можно придумать разнообразные игры со словами. Обычно такие забавы предлагаются детям постарше и проводятся в устной форме. Но играть со словами устно, воспринимая материал только на слух, бывает непросто даже для младших школьников. Магнитная азбука поможет сделать игры со словами наглядными и интересными.

Не забывайте хвалить ребенка за сообразительность, давайте ему время самому найти правильное решение.

Игра „ПРЕВРАЩЕНИЯ СЛОВ”

В этой игре мы предлагаем малышу побыть волшебником. А секрет „волшебства” такой: заменив в предложенном слове всего одну букву, можно превратить его в другое слово с иным значением. Сначала выбирайте для „колдовства” простые слова, которые состоят из трех букв.

СОК — ТОК — КОК. Попросите ребенка выложить из букв магнитной азбуки слово СОК. Затем предложите превратить его, заменив всего одну букву, в то, что находится в электрической розетке. Дайте малышу время подумать и догадаться самому, что это ТОК. Затем, снова изменив одну букву, превратите слово в корабельного повара (КОК).

ЛЕВ — ЛЕС. Выложите вместе с ребенком слово ЛЕВ. Затем немного поколдуйте над буквами — и грозный хищник станет местом, где растет много деревьев.

ЛУК — ЛАК — ЛАЗ. Пусть ребенок сложит из магнитных букв слово ЛУК. Затем превратит этот овощ в то, чем красят ногти (или покрывают мебель) — ЛАК. После этого попросите малыша сделать из слова ЛАК отверстие, через которое можно пролезть (ЛАЗ).

ЖУК — СУК — ТУК — ЛУК. Ребенок выкладывает слово ЖУК, затем превращает его в острую ветку на дереве (СУК), потом — в звук, который получается, когда стучат молоточком (ТУК). А потом это слово станет овощем, который добавляют в суп и салат.

БОБ — ЛОБ. Вместе с ребенком выложите слово БОБ, объясните, что оно означает. Потом измените зернышко так, чтобы получилась часть лица (ЛОБ).

ДОМ — ДЫМ. Дайте малышу три буквы — Д, О, М — и попросите сложить слово, обозначающее здание (ДОМ). Затем попросите преобразовать это слово в то, что образуется во время горения костра (ДЫМ).

МИР — ПИР. Что бывает, когда нет войны? Конечно! Пусть кроха выложит слово МИР. Затем замените одну букву так, чтобы МИР превратился в большое застолье, где гостей угощают вкусной едой (ПИР).

Подобным образом можно обыграть и другие цепочки слов: КОМ — ТОМ — ДОМ, СЫР — СОР — ВОР, БОР — БОЙ — БОК, БОГ — ДОГ, ДАМ — ДАР, ВОЛ — ГОЛ — КОЛ — ПОЛ, БАК — БОК, БЫК — БУК, БЫЛ — БАЛ.

Если ребенку нравится игра и он уже научился легко менять простые слова, можно выбрать для игры более сложные слова, состоящие из 2-3 слогов.

ЛОДКА — ЛОЖКА. Вместе с малышом выложите слово ЛОДКА. Затем предложите заменить в слове одну букву так, чтобы то, на чем плавают, превратилось в то, чем едят (ЛОЖКА).

БАРАН — БАНАН. Составьте из магнитных букв слово БАРАН. Немного колдовства — и из животного получится сладкий фрукт.

ГОРОХ — ГОРОД. Вместе с ребенком выложите из магнитных букв слово ГОРОХ. Затем превратите его в место, где много домов, дорог, машин и людей.

КОРОВА — КОРОНА. Попросите ребенка „написать” слово КОРОВА, а потом изменить одну букву так, чтобы животное превратилось в головной убор короля.

Игру можно продолжать также и с другими словами: ГОРКА — НОРКА, БЕЛКА — БУЛКА, ТУЧКА — РУЧКА — ЖУЧКА, ДЕНЬ — ПЕНЬ — ТЕНЬ — ЛЕНЬ, ТОЧКА — ДОЧКА — КОЧКА — БОЧКА — ПОЧКА.

Игра „БУКВЫ МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ”

Это еще одна занятная игра. И вновь малыш может почувствовать себя волшебником! Ведь есть такие слова, которые состоят из одних и тех же букв, но расположены буквы в разном порядке, поэтому и значения у слов разные. И очень интересно угадать, какое же новое слово прячется в заданном! Подбираем варианты, переставляя буквы местами.

АУ — УА. Вот малыш плачет УА. А теперь превратим это слово в другое — как будто малыш потерялся в лесу (вместе с крохой выложите слово АУ)

РАК — КАР. Предложите ребенку выложить слово РАК, а затем поменять буквы местами так, чтобы речной житель превратился в громкий крик большой птицы.

ЛАЗ — ЗАЛ. Попросите ребенка составить слово ЛАЗ, а затем сделать из узкого прохода большое и просторное помещение (ЗАЛ).

ГОРА — РОГА. Пусть малыш выложит из магнитных букв слово ГОРА, а потом переставит буквы местами так, чтобы гора стала тем, что растет на голове у лося или оленя (РОГА).

БАНКА — КАБАН. Выложите вместе с ребенком слово БАНКА. Потом поменяйте буквы местами так, чтобы стеклянная посуда превратилась в дикое животное, которое живет в лесу и очень любит желуди (КАБАН).

Мы привели примеры игры, когда крохе дается подсказка — описание значения нового слова. Можно усложнить игру: пусть карапуз самостоятельно догадается, что это за слово.

ТОК — КОТ. Выложите слово ТОК. Спросите кроху, как поменять буквы местами так, чтобы получилось другое слово? Что это за слово? Дайте ребенку возможность догадаться самому. Продолжайте игру с другими словами: ГОД — ДОГ, СЛОВО — ВОЛОС, БАРЫНЯ — РАБЫНЯ, ГОРОДА — ДОРОГА.

Игра „БУКВА СБЕЖАЛА”

Если из некоторых слов убрать всего одну букву, то получится совершенно новое слово! Дайте ребенку возможность наглядно убедиться в этом при помощи все той же магнитной азбуки.

КРОТ — РОТ. Попросите малыша выложить слово КРОТ. А потом — убрать одну букву из слова так, чтобы подземный житель превратился в часть лица (РОТ).

ПОЧКИ — ОЧКИ. Составьте слово ПОЧКИ, а потом уберите из слова одну букву так, чтобы ПОЧКИ на ветке, в которых прячутся зеленые листочки, вдруг стали стеклянным предметом в оправе, который нужен тем, кто плохо видит (или который есть у бабушки).

ГРОЗА — РОЗА. Вместе с крохой выложите слово ГРОЗА. А затем уберите из слова одну букву — грозная стихия чудесным образом превратится в красивый цветок (РОЗА).

ВОЛК — ВОЛ. Попросите малыша написать магнитными буквами слово ВОЛК, а потом — убрать одну букву, чтобы хищный и опасный лесной зверь превратился во вполне мирное домашнее животное (ВОЛ).

Это были варианты игры с описательными подсказками для крохи. Конечно, есть и другие варианты заданий, в которых кроха должен найти ответ самостоятельно: ПУШКИ — УШКИ, ВАННА — АННА, ЭКРАН — КРАН, КОСА — ОСА.

Игра „СЛОГ СБЕЖАЛ”

В аналогичную игру можно поиграть и со слогами: стоит убрать из некоторых слов один слог, и они превращаются в другие слова! Но прежде чем предлагать ребенку эту игру, стоит познакомиться со слоговой структурой слова. Маленькая подсказка: делить слово на слоги помогают хлопки в ладоши с одновременным произнесением слова (один слог — один хлопок).

ПЕСОК — СОК. Выложите слово ПЕСОК. Попросите ребенка прочитать слово и хлопками выделить слоги, назвать первый слог, второй слог. Затем предложите убрать из слова один слог так, чтобы получилось совсем другое слово. Если кроха не может догадаться сам, подскажите ему: „Убери из слова ПЕСОК один слог так, чтобы он превратился во вкусный фруктовый напиток” (СОК).

ПИРОГ — РОГ. Пусть малыш выложит слово ПИРОГ и назовет его слоги. Затем попросите убрать один слог так, чтобы получилось новое слово. Если ребенок затрудняется, подскажите: „Убери из слова ПИРОГ один слог так, чтобы вкусная еда превратилась в то, что растет на носу у носорога”.

ГАМАК — МАК : Подобным образом попросите кроху сделать из ложа для сна и отдыха цветок.

Продолжайте играть с другими словами: БАБОЧКА — БОЧКА, БОЛОТО — ЛОТО, МАТРОС — ТРОС, КОРЗИНА — ЗИНА, КАБАЧОК — БАЧОК.

Описанные игры полезны для развития речи, они помогают научить ребенка более внимательно слушать слова, обращать внимание на их написание, понимать значение. Все это развивает грамотность, что очень пригодится крохе и в школе, и в жизни.

Игра „Волшебные буквы”

Есть удивительные слова, которые могут стать предметом целой сказки. Познакомимся с одним из них.

ПОБЕДА
(По сказке С. Погореловского)

Одна буква может творить чудеса.

Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину „Победа”. Написал под картинкой: ПОБЕДА (выложите с малышом это слово из букв магнитной азбуки).

Заглянул на лужайку Ежик. Понравилась ему буква П. „Поставлю ее, — думает, — перед своим домом. Хорошие ворота будут”. Взвалил букву на спину и унес. (Уберите букву П, а в дальнейшем — и другие буквы, по тексту).

Пришел Медведь, хмурый, голодный. Сразу жаловаться стал:

— Нет у меня сегодня…

— ОБЕДА, — подсказали буквы.

— Верно! — рявкнул Медведь. — Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки.

Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку. А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел: БЕДА.

— Ой, где беда? — заметался Зайчик.

Налетел с перепугу на букву Б. Отскочила она, а Зайчик умчался в лес.

Прилетел Аист. Вкусное слово увидел: ЕДА. А в траве и верно еда: лягушек — сколько хочешь. Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка. Поел Аист, улетел и вилку унес.

Тут Баран пришел, заблеял обиженно:

— Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?

А буквы ему:

Разозлился Баран. Разбежался, ударил букву Д рогами, она и рассыпалась. Осталась последняя буква — А. Стоит одна-одинешенька. Что она без друзей может? Только плакать: а-а-а!

Утешь скорее букву А — поставь рядом с ней друзей-товарищей, чтобы получились новые слова!

УРОК 1

В. Данько «Загадочные буквы»

Цели и задачи. Познакомить детей с новым учебником. Развивать умение представлять героев (персонажей) литератур­ного произведения. Ввести понятия: «писатель», «произве­дение», «читатель». Упражнять в чтении целыми словами.

Ход урока:

1. Знакомство детей с учебником «Родная речь».

Учащиеся рассматривают обложку учебника, высказывают свое мнение о значении рисунка на обложке, читают название, обсужда­ют его смысл.

Подумайте над названием учебника и над тем, что означает каждое слово в его названии.

Почему учебник так назван?

О чем он будет нам рассказывать?

^ 2. Чтение диалога писателя с читателями.

Почему писатель называет детей «юные читатели»

Что означает это слово­сочетание? Можно ли вас так назвать?

^ 3. Подготовка к чтению стихов В. Данько.

Детям предлагается открыть учебник на странице, где находится первое стихотворное произведение.

С чего должно начинаться зна­комство с новым произведением? (С чтения фамилии автора.)

Про­читайте название произведения. Подумайте, как можно превратить обычные буквы в загадочные и волшебные.

^ 4. Чтение стихотворения «Загадочные буквы».

Дети самостоятельно в медленном темпе читают стихотворение, размышляют над каждой строкой, называют и вписывают отгадан­ные буквы.

^ 5. Работа с вопросами.

Что помогло вам найти правильный ответ: рисунок, первая буква в названии предмета или слова в стихотворении?

Почему автор на­звал свое стихотворение «Загадочные буквы»? (Писатель за каждой буквой спрятал определенное живое существо или предмет и «заста­вил» буквы, силой своего воображения и фантазии двигаться, играть и даже шалить.)

^ 6. Выборочное чтение.

Заучивание строк из стихотворения наизусть. (Сначала найди­те и прочитайте строки о самых «веселых» буквах, а затем о самых «вкусных» И «смешных».)

^ 7. Чтение стихотворения в парах.

Дети, слушая своих товарищей, находят только хорошее, а о допу­щенных ошибках говорят тактично, не обижая друг друга.

^ 8. Домашнее задание.

Детям предлагается порадовать своих родителей выразитель­ным чтением стихотворения.

УРОК 2

И. Токмакова «Аля Кляксич и буква «А»

Цели и задачи. Учить детей вдумчиво читать текст. Развивать речевые умения и творческие способности. Познакомить с понятием «действующие лица». Развивать интерес к перечитыванию текста с целью более глубо­кого понимания содержания.

Ход урока:

^ 1. Повторение стихотворения «Загадочные буквы».

Повторение можно провести в виде конкурса чтецов. В нем при­нимают участие все желающие дети. Важно привлечь к участию в конкурсе менее опытных и застенчивых учеников.

^ 2. Подготовка к чтению произведения И. Токмаковой.

Любите ли вы сказки?

Что в сказках всегда происходит?

Кто в них действу­ет?

Могут ли героями сказки быть буквы?

Как вы это себе пред­ставляете?

^ 3. Чтение слов, записанных на доске: не слушались, падали, ссо­рились, кричали, размахивали руками.

Кто так может себя вести?

Кто бы это мог быть?

^ 4. Чтение фрагмента из сказки «Аля Кляксич и буква «А».

Сказка это или рассказ? Объясни­те свой ответ.

Понравилось ли вам это произведение?

Почему у одного из героев сказки такое странное имя - Кляксич?

Расскажи­те, какой вы представляете себе Алю. Трудно ли ей было писать буквы? Почему с ней приключилась эта волшебная история? Слу­шаются ли вас буквы, когда вы их пишете?

^ 5. Перечитывание сказки.

Чем была взволнована буква «А»?

Как она выглядела в этот момент?

Прочитайте соответствующий фраг­мент. Кто рассорил буквы?

Каким образом Кляксичу удалось «выг­нать буквы»?

Подтвердите свой ответ словами из текста сказки.

^ 6. Коллективное придумывание продолжения сказки.

Чем закончится ваша сказка?

^ 7. Домашнее задание.

Чтение текста стр. 9-10.

УРОК 3

С. Черный «Живая азбука»

Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет»
Цели и задачи. Учить детей читать стихотворение и прозаическое произведение целыми словами. Знакомить с приемами драматургии. Учить читать текст в лицах. Учить сравнивать произведения на одну и ту же тему.

Ход урока:

^ 1. Знакомство с произведением С. Черного.

Как вы понимаете название «Живая азбука»?

Как вы думаете, о чем будет рассказываться в этом стихотворении?

^ 2. Чтение стихотворения учителем.

Кто затеял проказу, шалость?

Почему поэт шалость букв назвал превеселым маскарадом?

Знаете ли вы значение слова «маскарад»?

Что происходит на маскарадах?

^ 3. Чтение стихотворения в парах.

Дети читают стихотворение друг другу, каждый по строке.

(По­советуйте друг другу, на что при чтении следует обращать внимание.)

4. Придумывание продолжения сказочной истории.

(Как бы вы продолжили прекрасный бал?)

^ 5. Чтение произведения Ф. Кривина.

Какие звуки умеют красиво петь?

Знаете ли вы, как появи­лось название гласные буквы? (Голос - голосить, глас - гласный.)

Назовите буквы, которые могут петь-заливаться. Как их называет писатель? (Голосистые.) - Имеют ли голос согласные? Объясните свой ответ.

^ 6. Выборочное чтение.

Прочитайте строки из стихотворения, где описывается, какие звуки издают согласные буквы. (Шипят, сви­стят, жужжат, рычат, пыхтят, кряхтят и т. д.)

Как вы объясни­те смысл названия согласные буквы?

(Маленькая частичка «со» означает совместное участие в чем-нибудь.)

^ 7. Инсценировка фрагмента произведения «Спор гласных и соглас­ных».

Похожи ли буквы, о которых рассказал Ф. Кривин, на детей? Чем?

Перечислите свойства, которыми наделил писатель гласные и согласные буквы.

Как вы представляете себе спор этих букв? - По­пробуйте разыграть сценку «Спор гласных и согласных». - Как можно примирить спорщиков?

С помощью каких пословиц можно убедить согласные и гласные буквы в том, что их сила, единство, дружба ­в совместной, общей жизни в слове?

^ 8. Обобщение и обмен впечатлениями после чтения произведения Ф. Кривина.

Подумайте, только ли о буквах рассказывается в этой сказочной истории.

Писатель, изображая спор букв, подсказывает нам, что и мы с вами часто выясняем отношения в споре, думаем чаще о том, кто важнее, кто главнее, а не об общем деле, которое можно решать вместе, общими усилиями.

^ 9. «Барометр настроения».

«Барометр настроения» делается в виде циферблата, у которого одна часовая стрелка. Вместо цифр приклеиваются разные изобра­жения мимики человека: грустное - уголки рта опущены вниз, радостное - уголки рта приподняты вверх, обычное - губы изоб­ражены в виде горизонтальной полоски.

Что особенно за­помнилось, понравилось в этих произведениях? Перечитайте.

Попробуйте с помощью «Барометра настроения» показать, какое у вас было настроение до чтения произведения и какое настроение стало после.

^ 10. Домашнее задание.

Дети составляют короткие рассказы о том, что они знают о глас­ных и согласных звуках.

Подумайте, чем ваш рассказ будет отли­чаться от произведения Ф. Кривина.

^ УРОК 4

Г. Сапгир «Про медведя»

Т. Собакин «Как ловкий бегемот»

Цели и задачи. Учить детей чтению произведений в паре. Учить читать текст без ошибок, использовать в работе взаимо­проверку. Знакомить детей с приемами словесного рисования. Развивать интерес к словесному искусству путем наблюдения за живописным использованием звукоподражательных слов.

Ход урока:

^ 1. Знакомство со стихотворением Г. Сапгира.

Совместное чтение учителя и детей.

^ 2. Рассматривание иллюстраций.

Какой эпизод из стихотворе­ния проиллюстрировал художник?

Объясните, почему вы так счи­таете.

3. Работа с текстом стихотворения.

Перечитывание текста.

Какими способностями обладал мед­ведь? (Умел рычать и реветь).

Что он выражал звуками: «О-о-о!», «Э-э-э!», «У-у-у!», «Ы-ы-ы!»? Найдите соответствующие строки. (Восторг, удивление и т. д.)

О чем же нам рассказал Г. Сапгир в своем стихотворении? Достаточно ли букв, обозначающих звуки [а], [о], [у], [ы], [э], чтобы выразить свою мысль или написать письмо? Почему?

Почему так говорят: Человеку дана речь, а живот­ным - немота? Как мы узнаем о настроении медведя, изображен­ного Г. Сапгиром? (По интонации.)

^ 4. Упражнения в выразительном чтении (по усмотрению учителя).

Учитель объясняет, что с помощью интонации (изменения силы голоса и его окраски) можно передать свое отношение к окружаю­щим. Предлагает детям прочитать с различной интонацией то, что написано на доске:

«О-о-о!» - с восторгом;

«Э-э-э!» - растерянно (когда не знаете, что сказать);

«У-у-у!» - с удивлением;

«А-а-а!» - нежно;

«О-о-о!» - с различной интонацией.
^ 5. Домашнее задание.

УРОК 5

М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Глазкова «Кто как кричит?»

Ход урока:

^ 1. Чтецкая разминка.

Чтецкая разминка проводится по материалам раздела «Разно­цветные страницы». Дети отрабатывают чтение целыми словами и чтение слов в разном темпе: медленном, темпе разговорной речи, быстром (скороговорочном темпе).

^ 2. Знакомство со стихотворением М. Бородицкой.

Чтение стихот­ворения учителем.

Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Хо­чется ли вам это стихотворение еще раз прочитать?

^ 3. Выразительное чтение стихотворения «Разговор с пчелой».

Какое это стихотворение: грустное, смешное, доброе, веселое? Объясните, почему вы так решили.

^ 4. Размышление над содержанием и формой стихотворения.

Кто участвует в разговоре? (Малыш и пчела.) Из-за чего вышла ссора? Воспроизведите устно разговор (диалог) героев стихотворения. Как мы слышим, что пчела жужжит? В чем особенность таких слов, как ужасно, нужен, ужин?

^ 5. Выразительное чтение.

При чтении стихотворения дети стараются передать обиду маль­чика и его боль от укуса пчелы.

^ 6. Перечитывание текстов.

Вспомните названия стихов и ска­зок, в которых буквы оживают, шалят, ссорятся, играют и ведут между собой разговор. Кто наделяет их такими свойствами: учи­тель, поэт, писатель, художник или музыкант? Почему автор С. Черный назвал азбуку живой? Помните ли вы стихотворения, в которых можно услышать, как топает бегемот, жужжит назойливая муха и сердится пчела? Как это описывают поэты? Прочитайте.

Перечитывая произведения Г. Сапгира, Т. Собакина, М. Боро­дицкой дети еще раз осмысливают, как авторы с помощью звуков и звукоподражательных слов рисуют целые картины и оживляют их.

Откройте секреты писателей, с помощью которых их произве­дения становятся интересными и увлекательными. Выберите самые интересные строки из произведения и подготовьте их для вырази­тельного чтения.

^ 7. Домашнее задание.

Подгот. выраз. чтение стихотворений стр. 16-17.

Урок 6

Тема урока: И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука».

Цель урока: Учить детей чтению произведений в паре. Учить читать текст без ошибок, использовать в работе взаимо­проверку. Знакомить детей с приемами словесного рисования.

Ход урока:

^ 1. Творческое задание.

Дети читают текст, который написан на доске:

Три сороки - три трещотки

потеряли по три щетки:

три - сегодня,

три - вчера,

три - еще позавчера!

^ 2. Речевая задача.

Какие прочитанные произведения из учебни­ка вы порекомендуете прочитать своим друзьям, которые еще не знакомы с учебником «Родная речь»? Какими словами вы могли бы их убедить?

Подумайте, есть ли отличие в изучении букв на уроках русского языка и чтения. Объясните название темы «Жили - ­были буквы». Почему в названии встречаются слова «жили-были»?

^ 3. Чтение произведения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука».

Легко ли было договаривать слова? Почему?

Рифмы под­сказывают правильный ответ. Сравните это стихотворение со сти­хотворением «Кто как кричит»? Что в них общее и чем они разли­чаются? Почему авторы И. Гамазкова и Е. Григорьева назвали аз­буку «живой»?

^ 4. Чтение стихотворения в парах.

Учащиеся читают произведение друг другу по две строки.

Пра­вильно ли каждый из вас досказал строки стихотворения? Найдите слова, которые вы произносили при чтении стихотворения. Какое это стихотворение: веселое, смешное или обычное? Похоже ли оно на загадку? Чем?

Если дети затрудняются с ответами, то можно предложить вос­пользоваться подсказкой из учебника.

^ 5. Домашнее задание.

Сделайте дома свою первую книжку-картинку «Жили-были бук­вы». Для этого сначала придумайте какую-нибудь историю про буквы, а затем изобразите ее в картинках, т. е. нарисуйте.

^ УРОК 7

Обобщение. С. Маршак «Автобус номер 26».

Цели и задачи.

Поупражнять детей в выразительном чтении произведения. Развивать умение сопоставлять два произведения на одну и ту же тему, выделяя в них общее и различное.

Развивать интерес к перечитыванию художественных произве­дений для получения новых знаний.

Ход урока:

^ 1. Беседа с учащимися.

Читать стихи, рассказы и сказки очень интересно. Писатели - настоящие волшебники слова. Они так талантливо могут написать свое произведение, что, когда читаешь книгу, можно увидеть пчелу или услышать, как она жужжит. Поэты силой своего воображения, фантазии превращают

^ 2. Чтение произведения С. Маршака «Автобус номер 26».

Чем необычен автобус номер 26.

Только ли о животных говорится в стихотво­рении?

На что обращает наше внимание поэт?

Внимание обращается на то, что в стихотворении прячется сек­рет.

^ Если подчеркнуть первые буквы в каждой строке, то дети отга­дают этот секрет.

Слово «загадочный» значит непонятный, представляющий собой какую-то загадку.

Слово «загадочные» можно заменить на слово «таинственные».

Ведь оно тоже обозначает труднообъяснимые понятия.

2. Подумай, какие буквы спрятались в пустых квадратиках.

А - лягушку проглотила.

Л - тележку покатила.

Д - откроем и войдем.

Ш - под елкою найдем.

О - жужжит и больно жалит.

П - в лесу деревья валит.

В - чирикает на ветке.

Т - рычит на нас из клетки.

Н – приятный любит запах.

К – на мягких ходит лапах.

М – спасается от кошки.

Ц – в горшочке на окошке.

Щ – усердно чистит зубы.

З – велит надеть нам шубы.

Ж – в коробочке сидит.

У – совсем не ядовит.

Ч – с собою домик тащит.

Э – откликнется из чащи.

И - в лесу на курьих ножках.

Г - лежат у нас в лукошках.

С - по шёрстке мы погладим.

Ё - мы к празднику нарядим.

Ф - мерцает огоньком.

Ю - завертится волчком.

Ы - у сыра посерёдке.

Б - пекут на сковородке.

Е - в лесу с куста мы ели.

Р - вокруг Луны летели.

Х - к обеду на столе.

Я - на каждом корабле.

4. Назови «веселые», «зубастые», «вкусные» буквы. Прочитай. Дай названия остальным буквам. Какие их них можно назвать фантастическими, любимыми, домашними?

Веселые буквы: Л, Ш, В, К, М, Ж, У, Ч, Э, С, Ё, Ю, Ы, Р

Зубастые буквы: А, О, П, Т.

Вкусные буквы: Г, Б, Е, Х.

Серьезные буквы: Д, Н, Ц, Щ, З, И, Ф, Я.

Фантастическими я бы назвал следующие буквы: И, Р.

Любимым я бы назвал следующие буквы: Ш, К, З, С, Ё, Ю, Б.

Домашними я бы назвал следующие буквы: Л, П, К, Ц, Щ, С, Б.

5. Самостоятельно придумай предложение или стихотворное двустишие с любой из букв.

Определи интонацию, с которой ты прочитаешь составленный тобою текст. Помощь можно найти в «Рабочей тетради».

М – на всем свете самая милая,

Самая нежная, неповторимая.

Интонация радостная, восторженная, с гордостью.

О – позолотила все вокруг и принесла холода.

Интонация спокойная, повествовательная.

6. Обсудит с другом, каким образом можно обычные слова превратить в волшебные.

Это можно сделаю с помощью темы, сюжета предложения или стихотворения. Также сделать слова волшебными помогает интонация.

Волшебные буквы

Немного воображения – и ваш ребенок сумеет превратить обычные буквы алфавита в волшебные картинки!

Что понадобится:

Альбом для рисования

Фломастеры или мелки

Осваиваемые навыки

Когнитивные / мыслительные навыки

Творчество и воображение

Координация глаз / рука

Тонкая моторика

Развитие речи и словарного запаса

Подготовка к чтению

Подготовка к письму

Социальное взаимодействие

Что нужно делать:

1. Сядьте вместе ребенком за стол.

2. Попросите его назвать какую-нибудь букву.

3. Крупно напишите эту букву в середине листа бумаги.

4. Передайте бумагу ребенку и предложите ему превратить букву в какую-нибудь забавную картинку – животное, узор или что-нибудь еще.

5. Выберите другую букву и повторите то же самое.

Варианты игры. Выберите цифру или иной символ и предложите ребенку превратить его в забавный рисунок.

Безопасность. Рисуйте достаточно крупные буквы, чтобы ребенку было проще проявить фантазию.

Из книги Педагогический декамерон автора Ямбург Евгений

Волшебные встречи У Б. Пастернака есть строка, подсказывающая педагогу наилучший путь постижения творчества художника: «Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь...» Разумеется, опасно воспринимать поэтическую метафору буквально, ибо за ней целые миры:

Из книги Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху [Педагогика нового времени] автора Ермолин Анатолий

Волшебные кейсы, или Вклад в самого себя Обучающие программы «Новой цивилизации» и «Лиги Дела» мы объединили в специальный проект с многообещающим названием «Академия успеха». Как известно, первое правило в любом деле – это понимание того, чего можно реально хотеть от

Из книги От 0 до 2. Лайф-менеджмент для молодой мамы автора Иоффе Наталья

Волшебные «мантры» Зачастую для того чтобы не испытывать чувство фрустрации (лат. «тщетное ожидание», «расстройство замыслов»), возникающее в результате несовпадения наших желаний и возможностей, я прибегаю к помощи волшебных «мантр». Иными словами, внутренних

Из книги Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой автора Буг Джейсон

Знакомство с алфавитом: учимся узнавать рисунки и буквы Трехлетние дети немало времени потратят на освоение алфавита. Одни могут сладить с этой задачей быстрее, другие медленнее, и ускорить этот процесс не получится. Впрочем, большинство прирожденных читателей рано

Из книги Русские. История, культура, традиции автора Манышев Сергей Борисович

Из книги Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок автора Шульман Татьяна

Перепутанные буквы В эту игру лучше играть вдвоем.Загадайте по одному слову. Это должно быть имя существительное, лучше не очень короткое – например из восьми букв. Переставьте в нем буквы как попало и запишите на листок бумаги. Затем обменяйтесь листками и попытайтесь

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Упражнение 2 Ощупываем буквы Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Упражнение 8 Шершавые буквы Подготовьте шершавые буквы из зернистой или бархатной бумаги письменного начертания и наклейте их на таблички из толстого картона или дощечки голубого или розового фона - в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному)

Из книги Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей автора Соломон Дебора

Комплекс упражнений для правильного произношения буквы Л Мышка весео жиа, на поу в угу спаа… Примерно так звучит речь малыша до двух с половиной лет. Потом появляется звук «л». Вначале мягкий, неуверенный «ль», делающий речь ребенка по-детски смешной и наивной: «У меня от

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Комплекс упражнений для правильного произношения буквы Р Являясь одним из сложнейших звуков русского языка, звук «р» вызывает самые частые и стойкие проблемы с произношением. Начиная от всевозможных искажений (картавость, гнусавость), замены другими звуками и до

Из книги Я хорошо себя веду и дома, и в гостях [Как отучить ребенка от вредных привычек и научить хорошим манерам] автора Любимова Елена Владимировна

Волшебные слова Родители часто задумываются над тем, как научить ребенка хорошим манерам. Здесь действует общий закон: дети учатся тому, что видят. Если вы говорите «пожалуйста» или «спасибо», ваш ребенок научится этому, когда придет время.Не заставляйте его говорить

Из книги Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох автора Седнев Андрей

Буквы из ниток С помощью нити можно не только рисовать, но и писать. Попросите ребенка 5–7 лет выложить нитью следующие буквы: «Б», «В», «Г», «З», «И», «Л», «М», «О», «П», «Р», «С»,

Из книги автора

Из книги автора

Три волшебные модели экспромта Если бы вы были военачальником, ведущим войска в бой, вам понадобилась бы хорошая стратегия. Во время настоящего боя случаются всякие неожиданности, и многие решения приходится принимать «экспромтом». Но даже при принятии неправильного

19.08.2008, 12:27

Недавно я села за руль собственной машины и пока практиковалась ездить за рулем, купила себе аж 2 буквы "У" (ученик за рулем). Думала наклею на машину с двух сторон, но меня отговорили подружки... И вот что я придумала: я дала букве Установку на Уважение, Удачу, Улыбки и Уверенность в себе. Наклеила эти 2 буквы на входную дверь, чтоб всегда эти Установки были перед глазами! Есть результаты, стала ездить Увереннее, больше Улыбаться. Надо еще ей назначить Увеличение прибыли в бизнесе! Поработаю над этим!!!

Если будут варианты превращения этой волшебной буквы, делитесь, буду рада!

19.08.2008, 12:51

Монна Мира

19.08.2008, 13:04

Значит, 27-ой буквой будет Щ!!!.png

Ну, Господа-Волшебники, на что еще кроме, конечно, Щастья эта буква действует?.png

19.08.2008, 13:20

жаль что на "Щ" у нас буквы дорожной нет... а то ее то можно было бы и на зеркало приклеить.. А она бы была в Красной окантовке!!! Вдвойне польза!.png

Монна Мира

19.08.2008, 13:39

Ну дык можно приклеить где-нибудь еще..gif Всё равно у тебя лишняя У есть. Теперь можно подумать, как это скомбинировать.

19.08.2008, 13:54

Она не лишняя, они обе у меня работают... Сеогдня на увеличение прибыли и на удачу в делах, завтра на удаление преград и т.д.

19.08.2008, 14:32

Волшебная-волшебная!.png

Еще и какая! Это ж именно она отличает Мужчину от Женщины всилу недостатка одной "ножки"))))))))))) Полхромосомины называется.png)))) Так что, смею заверить, мужики потянутся... Со страшной, нелюдской силой... Ну, чтоб не гаишники: это постараться надо, хотя тоже ведь - мужчины! Тянет их! Понимать надо))

Из волшебного: повесить непосредственно перед буквой У - букву Х (икс), что будет обозначать ваше дружелюбное отношение к взаимодействию полов... Смущает несколько получающаяся аббревиатура ХУ..., просящая некоего творческого завершения... Но - если не смущает)))))))))))))))))))))))))

19.08.2008, 14:40

Это я нашла в словаре. "У - 21-я буква в кириллице и английском алфавите. Вторая буква священного возгласа "Оум".

Число 21 всегда считалось мистическим символом, что сохранилось и в наши дни. В алхимии 21 день считался сроком, когда неблагородные металлы превращались в серебро". Значит и нашу волшебную букву можно превратить во что-то благородное... :-)

Кодирование все помнят? Так вот, если кодировать слово "СЧАСТЬЕ" - получается - "21"!!! 21 - число счастья!!! Значит, буква "У" - СЧАСТЬЕ!!!.png