Домой / Загородный дом / Церковь владимирской иконы в красково. Церковь владимирской иконы божией матери в краскове. Фото и описание

Церковь владимирской иконы в красково. Церковь владимирской иконы божией матери в краскове. Фото и описание

Название села «Богородское» появилось в связи со строительством в имении князя В.А. Голицына церкви во имя Владимирской иконы Богородицы. Более подробные сведения об этом храме содержатся в отказной книге за 1672 г.: «...церковь деревянная шатровая во имя Сретения Пресвятые Богородицы Владимирская, а в церкви образы и книги, и на колокольне колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви поп Михей». К этому времени в приход церкви входили в селе Богородском-Малышеве «двор боярский и дворы кабальных людей, а также 9 крестьянских дворов в деревне Красковой с 27 человек». После того, как село Богородское с деревней Красково по раздельной записи достались князю Юрию Петровичу Трубецкому, эти населенные пункты стали считаться одним поселением, а именно селом Богородским-Красковом.

Несмотря на богатство владельцев села Богородского, церковь при дальнейших перестройках оставалась деревянной до середины XIX в. Имеются сведения, что в январе 1779 г. тогдашний владелец села «полковник князь Василий княж Никитин сын Трубецкой» просил архиепископа московского и калужского Платона (Левшина) разрешить вместо старой церкви, «которая от давнего построения пришла в крайнюю ветхость», построить новую деревянную на его личные средства, «в том месте в тож наименование с двумя приделы» (Николая Чудотворца и Симеона Богоприимца).

На время строительства Трубецкой предлагал проводить службы в одном из покоев барского дома, находившегося в непосредственной близости от строящегося храма. Высокопреосвященный Платон выразил несогласие с этими просьбами. Архиерей согласился дать благословение только на строительство храма с одним приделом, а службы проводить обязательно в ближайшей церкви. Нами не найдено документов, объясняющих решение архиерея. Но князь В.Н. Трубецкой вследствие этого спора отложил строительство, а потом село сменило нескольких хозяев, прежде чем в 1798 г. его владельцем стал коллежский советник Иван Дмитриевич Орлов.

Поскольку церковь в имении уже не действовала и «была к падению опасна», новый хозяин обратился в Консисторию за благословением на строительство нового храма, согласившись со всеми предложениями архиерея. В 1799 г. он получил благословенную грамоту, и в 1803 г. новая деревянная однопрестольная церковь во имя Владимирской Богородицы была построена, «приличествующим церковным благолепием украшена, утварью снабжена», а 1 сентября этого же года освящена.

В консисторском деле о строительстве церкви сохранились некоторые прежние документы, в частности, план и фасад того храма, который предлагал построить князь В.Н. Трубецкой. Судя по чертежам, храм проектировался выдающимся русским архитектором круга Баженова - Казакова. Богато украшенный деталями фасад с лестницей на два всхода напоминал Владимирскую (Христорождественскую) церковь располагавшегося вблизи села Быкова, автором которой, как предполагают, является В.И. Баженов. Вероятно, эти документы послужили основой для строительства последнего по времени деревянного храма в 1799 - 1803 гг.

В феврале 1831 г. Иван Дмитриевич Орлов просит благословения митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) на строительство рядом, «с отступом 6 саженей» от выстроенной деревянной Владимирской церкви, нового каменного храма . К прошению прилагался проект каменного храма (к сожалению, план и фасад не найдены, имя автора не известно), направленный на рассмотрение епархиального начальства. Уже в начале марта губернским архитектором была создана комиссия, чтобы «учинить дознание», на каких условиях передается земля помещиком причту под строительство храма, каково состояние почвы на выделенном участке и т.д. Как только комиссия 6 мая «дозволила постройку», И.Д. Орлов, не дождавшись храмозданной грамоты на построение кирпичной Владимирской церкви, немедленно начал строительство. 21 мая (опять же без разрешения епархиального начальства) он просил приходского священника Петра Иоанова отслужить на месте будущего строения молебен с водоосвящением. Это вызвало возмущение Консистории: Петру Иоанову было запрещено священнослужение и исправление треб, а выдача храмозданной грамоты была задержана до окончания всех формальностей.

После того, как И.Д. Орлов официально передал в собственность Владимирского причта свою землю в количестве 57 квадратных сажен на построение новой церкви, в августе 1831 г. митрополит Филарет разрешил и благословил строительство. В 1833 г. работы были завершены, однопрестольный кирпичный храм освящен .

В начале 1890-х гг. усадьба при селе перешла во владение князя Андрея Сергеевича Оболенского. В 1894 г. решено было пристроить с южной и северной сторон Владимирской церкви два придела . Проект заказали известному московскому архитектору Александру Степановичу Каминскому (1829 - 1897). Он подготовил чертеж фасада и проект перестройки колокольни (предполагалось реконструировать только верхний ярус), одобренный строительным отделением московского губернского правления 28 марта 1895 г. (в состав комиссии входили известные московские архитекторы П. Самарин, Н. Кокорин, Л. Вейнденбаум). Указ с согласием Преосвященного был получен 19 апреля 1895 г. В конце того же года было завершено строительство приделов Преподобного Сергия Радонежского и Святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Софьи. Освящение новых приделов состоялось в ноябре 1895 г. («Московские церковные ведомости». 1895. № 31, 33.), а колокольня была оставлена без изменения.


Церковь Владимирской иконы Божией матери в Краскове

После закрытия церкви в середине 1930-х гг. в ее здании в разные годы размещались склады, общежитие, художественные мастерские. Верхняя часть колокольни была разобрана, вместо нее был установлен водонапорный котел. В 1960-1980-х гг. здание использовалось под клуб и было внутри перестроено.

В сентябре 1990 г. Советом по делам религии при Совете Министров СССР было принято решение «передать обществу для молитвенных целей имеющееся в поселке здание бывшей Владимирской церкви». Владимирской церкви был отведен земельный участок в бессрочное пользование. 6 января 1991 г., в канун праздника Рождества Христова, была совершена первая после долгого перерыва Божественная литургия . С помощью населения были разобраны устроенные в храме этажные перекрытия, очищено место главного алтаря, которое было занято кинобудкой. С праздника Святой Пасхи богослужения стали совершаться в центральном алтаре. В следующем году был установлен металлический крест над куполом храма, внутри поставлен резной иконостас. Со временем церковь Владимирской иконы Божией матери в Краскове обрела красивый облик, и храм стал центром духовной православной жизни поселка.

Владимирская церковь. Поселок Красково

История. Усадьба Красково на р. Пехорка сформировалась в XVIII в., когда она принадлежала князьям Трубецким. В 1795 г. она перешла к И. М. Олонкину, затем к Орловым, в 1894 г. - к Оболенским. Усадьба эпохи классицизма , обновленная на рубеже XIX-XX вв., до наших дней дошла в сильно запущенном состоянии. От прежних построек остались: рубленый деревянный усадебный дом, церковь и служебные флигеля с хозяйственными постройками. В Краскове на даче в середине 1880-х гг. жил В. А. Гиляровский. Известный публицист, поэт и очеркист он был дружен с А. П. Чеховым, который неоднократно приезжал сюда. В 1928-1929 гг. в еловом лесу на даче жил А. М. Горький.

Объемной композицией здания служит кубический храм, увенчанный приземистой световой ротондой с плоским куполом. Небольшая трапезная связывает его с колокольней , сохранившейся в приделах двух ярусов. Декоративная внешняя обработка здания крайне скупа. В 1932 г. храм закрыли;

Фото: Владимирская церковь в Красково

Фото и описание

История храма, известного сегодня как Владимирская церковь в Красково, начинается в XVII веке в деревне Малышевой (Малышево). Когда в ней была построена церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, деревня была переименована: теперь она носила название «село Богородское». Позже и это название было изменено: после слияния с деревней Красково, село стало именоваться Богородское-Красково.

В конце XVIII И. Д. Орловым (который в этот период был владельцем села) начато строительство новой деревянной церкви. Возведение ее было закончено в начале XIX века. Впрочем, уже спустя три десятилетия решено было на этом месте построить каменный храм. Кирпичная церковь, выстроенная в стиле ампир, созданная по проекту архитектора Ф. М. Шестакова, была освящена в начале 30-х годов XIX столетия. Спустя еще шестьдесят лет к храму пристроены два придела. Они были созданы по проекту архитектора А. С. Каминского, возведены на средства А. С. Оболенского (который в этот период времени являлся владельцем села).

В 30-е годы XX века церковь была закрыта. Находившиеся внутри ценности были расхищены, многие иконы уничтожены. Позже на колокольне был установлен водонапорный бак. В храме было решено организовать клуб и библиотеку, церковь начали перестраивать соответствующим образом.

В начале 90-х годов здание было возвращено Русской православной церкви, возобновились Богослужения. Теперь храму дано другое наименование - церковь Владимирской иконы Богоматери. При храме открыта воскресная школа, посещать которую могут как дети, так и взрослые.

Деревянный шатровый храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом во имя Святителя Николая был построен в деревне Малышевой на речке Пехорке на средства князя В.А. Голицына и впервые упоминается в 1649 г. После постройки храма деревню переименовали в село Богородское. В 1681 г. село Богородское и соседняя деревня Красково слились в село Богородское-Красково. В 1799-1803 гг. на средства И.Д. Орлова построили новый деревянный храм того же наименования. Существующий (третий) храм заложен тем же храмоздателем 21 мая 1831 г., предположительно, по проекту архитектора Ф.М. Шестакова. Освящен в 1833 г. Храм кирпичный, оштукатуренный, на каменном цоколе, в стиле ампир. В 1894 г. при князе А.С. Оболенском по проекту архитектора А.С. Каминского к храму пристроли приделы: во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя святого равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены — освященные в 1895 г.

В 1932 г. храм был закрыт. Внутреннее убранство храма, иконы, утварь расхищены и уничтожены. Впоследствии завершение купольной ротонды и ярус звона колокольни снесли. На колокольне установили водонапорный бак. Храм перестраивался под клуб и библиотеку. Богослужения возобновлены в декабре 1990 г. Храм получил другое наименование — в честь Владимирской иконы Богоматери. В 1992-1998 гг. установлены завершения купольной ротонды и нижнего яруса колокольни (ярус звона не восстановлен), изготовлены и установлены иконостасы. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых.



Существовавшая ранее церковь Владимирской Пресвятой Богородицы в селе Богородском-Краскове.

По писцовым книгам 1623 - 24 гг. Московского уезда «в Обарниче стану находилась вотчина за вдовою Матреною Федоровскою женою Краснова по купчей, что купил муж ее Федор у Савы Тараканова в 1615 г., что было преж того в поместье за князем Михаилом Ростовским, да за Яковом Стромиловым, да за Андреем Гороховым, деревня Малышева, а в ней двор вотчинников и 4 двора бобыльских, пустошь, что была деревня Черленикова, Краскова тож, пустоши Малахова и Опарина».

В 1632 г. вдова Матрена Краснова продала свою вотчину Якову Милославскому, а в 1636 г. она куплена князем Андреем Андреевичем Голицыным, от него перешло к его сыну князю Василию. При этом владельце около 1649 г. на земле пустоши Черленикова, Краскова тож, поселены были крестьяне и пустошь названа деревнею, подле которой построена потом церковь во имя Владимирской Пресвятой Богородицы, отчего по церкви и была селом Богородицким.

В 1657 г. жена князя В. А. Голицына вдова княгиня Татьяна отдала село Богородское с деревнею Красковою в приданое своей дочери княжне Ирине Васильевне при выходе замуж за князя Юрия Петровича Трубецкого, и за ним утверждено отказною книгою 1672 г., в которой говорится: «в селе Богородская церковь деревянная шатровая во имя Сретения Пресвятой Богородицы Владимирской, а в церкви образы и книги, и на колокольне колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви поп Михей».

В 1678 г. в селе Богородском находились: двор боярский князя Ю. Трубецкого с 10 чел. кабальных людей и двор скотный; а в деревне Красковой 9 дворов крестьянских с 27 чел. При церкви были в 1678 - 80 гг. священник Михаил Фалелеев и дьячок Марк Сидоров; церковной земли нет, а служит поп из руги».

По смерти князя Ю. П. Трубецкого имение досталось в 1681 г. его детям князьям Ивану и Юрию; они между собою имение разделили в 1697 г., и последнему досталось село Богородское с дер. Красковою. В 1704 г. в селе находились: двор вотчинников князя Юрия Юрьевича, дворы приказчика, скотный и конюшенный, в них 30 чел., 10 дворов крестьянских с 32 чел., переведенными из дер. Красковой. После Ю. Ю. Трубецкого селом Богородским и дер. Красково владели в 1755 г. его сын князь Никита Юрьевич и в 1781 г. родной внук князь Василий Никитич Трубецкие.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.