Домой / Баня / Подобное лечится подобным кто сказал. Подобное лечится подобным. В чем принципиальное различие между аллопатией и гомеопатией

Подобное лечится подобным кто сказал. Подобное лечится подобным. В чем принципиальное различие между аллопатией и гомеопатией

Вопрос: Здравствуйте, Сергей Вадимович! Большое спасибо за ответ! (начало в сообщении ). Гомеопатические препараты Литиум карбоникум и Литиум муриатикум уже принимала, Бериллиум тоже (метал). Без эффекта.

Постараюсь изложить своё понимание процесса. В моём понимании душа – это то же самое, что и жизненная сила в гомеопатии.

Жизненная сила – это человеческая энергия.

Почему-то всегда считала, что мне нужен препарат из начала ряда, до седьмого или восьмого столбца, так как ощущение недостатка связано с тем, что у меня никогда не было дома. Где бы я ни жила, не ощущаю это место своим домом, как будто для меня нигде нет места.

Есть своя квартира, но я не ощущаю, что она моя, не живу в ней, хотя очень нуждаюсь в своем доме. При этом свой сдаю, чтобы была возможность оплачивать проживание дочки в Москве.

Испытываю чувство вины перед дочкой в том, что даю ей очень мало, хотя даю ей всё, что у меня есть, отказывая себе во всём. Но по меркам столицы это моё "всё" – вообще очень мало, только только на жизнь.

Увлечений никаких нет, в свободное время практически не выхожу из дома, только за продуктами и на подработку. Дома сижу в социальных сетях, но ни с кем не общаюсь.

В социальных сетях ищу знакомых и смотрю их страницы: кто-то руководитель, кто-то заместитель руководителя, а я к своим сорока годам мало чего добилась и достигла. Просидела двадцать лет в одной организации на самой низкой должности в надежде, что вот-вот будет какой-нибудь карьерный рост.

Но, приходили новые сотрудники и как-то достаточно быстро продвигались, а я всё на том же месте, при этом пахала как лошадь. А теперь нет вообще никакой надежды, что в плане работы что-то изменится, так и буду до пенсии сидеть на этом месте.

В такой ситуации себя ещё больше жаль становится. Ощущение, что вот и жизнь почти вся прошла, а я, можно сказать, и не жила совсем.

Как Вы считаете, на какие гомеопатический препараты ещё можно обратить внимание?
Спасибо ещё раз за Ваши ответы.

Ответ: Здравствуйте, Оксана! То, что подобное лечится подобным верно на все сто процентов, на этом базируется в .

От размышлений о песни в человеке я уже давно ушёл, оно мне с первого прочтения показалось странным. Смотрю на это всё по другому, потому что опыт у каждого свой.

Такие размышления о песне нужны только для того, чтобы человеку незнакомому с методикой стало понятно, как работает гомеопатия. Многое Вы понимаете правильно и знаете много.

На слова о материальных ценностях в Вашем случае сложно ориентироваться, ведь иногда люди оказываются в жизненных ситуациях несоответствующих их внутреннему миру. В результате художник вынужден пахать на поле или работать на заводе у станка изо дня в день выполняя монотонную работу.

Вопрос в таком случае в том, устраивает ли человека такая рутинная работа. Некоторым людям она по душе, другим нет.

Если такая работа нравится, то его гомеопатический препарат относится к ряду , а если нет, то нужно смотреть в другом ряду – водорода, углерода, кремния, серебра или золота. А может его препарат вообще относится к царству или .

Учитывая Ваши размышления о том, как тяжко работать на одном месте и никуда не двигаться, с трудом можно придти к ряду железа, ведь такая ситуация в жизни вполне устраивает, а Вас нет.

Кроме того, препарату из ряда железа нужна таблетка, которая просто будет работать, без творчества. Гомеопатией обычно интересуются люди из ряда , а ещё чаще люди из группы или птицы, а иногда даже объекты.

То есть, у таких людей развита духовность и способность к творчеству, они могут понимать и принимать нестандартные решения. Рутина их не устраивает, Вас она тоже не устраивает, насколько понял. И опять же Вам не нравится фактор сдерживания, ограничения, когда говорите, что "всю жизнь придётся работать на одном месте ". Это указывает на туберкулиновый миазм, то есть, не чистый метал, а соль.

Исходя из этого лучше спросить: "чем бы Вы занимались, если бы у Вас всё было?". Так сказать занятие для души, хобби. Это всегда более точно характеризует человека, чем то, в какой жизненной ситуации он временно оказался. Хотя состояние "временно" может растягиваться надолго.

Душа оживляет жизненную силу, даёт ей возможность действовать. Она как бы управляет, а насколько сильно будет проявляться жизненная сила зависит от уровня её энергетики. Как батарейка. У одной батарейки напряжение полтора вольта, у другой девять, а у третьей четыреста вольт.

Это к тому, что заложена изначально энергия может быть большая, но она может быть блокирована, тем же самым миазмом, который как путами стреножил лошадь и не даёт ей бежать в полную силу. Либо энергия почти "сгорела", если человек постоянно находится в состоянии перенапряжения.

И ещё, рассуждения о невозможности достичь цели. Это препарат пятой колонки. Если ряда железа, то Ванадий. Он всё время в движении, но цели не достигает. Ещё не достигает. А Галлий уже достиг, но потерял. Вы говорите как бы "ещё не достигли".

А если говорить о том что не достиг, и даже не пытался, просто стоит на месте, то это химический элемент Титан. Такой вариант лекарства тоже соответствует принципу подобное лечится подобным .

Если всё равно заказывать препарат, то лучше Ванадий сульфурикум 200С и 1000С. Потенции ниже не нужны, выше тоже. Вы делаете много сравнений, значит энергетика у Вас высокая, можно принимать препараты в высоких потенциях.

Как более простой вариант можно начать с Кальций сульфурикум 1000С – принять три гранулы на две недели. По действию на Ванадий будет частично похож.
(продолжение в сообщении )

Гомеопат Григор Сергей Вадимович

В жизни человека может иметь большое значение, если знать, что это такое и как правильно использовать гомеопатические препараты для лечения. Пишу об этом потому, что большинство людей либо не имеют информации о , либо о ней слышали, но в своей семье гомеопатические препараты для лечения ещё не применяли.

Почитав о случаях по методу подобия (гомеопатия – подобное лечится подобным) у многих людей сразу формируется мнение, что всё легко и просто – нужно всего лишь один раз принять наиболее подходящий и этого будет достаточно для выздоровления.

Всё было бы так или близко к этому, если бы человек жил в идеальных условиях райского океанического острова, дышал чистым морским воздухом, питался экологически чистыми продуктами, и не испытывал стрессов. В таком случае однократно принятого препарата хватило бы на всё время лечения.

С одной стороны есть идеальный вариант жизни, а с другой реальность – подавляющее большинство людей живёт в обычно мире, далеко от идеальных условий. Учитывая это нужно дополнительно кое-что прояснить.

Назначая для лечения гомеопатический препарат врач всегда исходит из того, какой уровень энергетики у организма пациента в текущий момент времени. С одной стороны это сложно, а с другой, у любого человека есть признаки по которым его можно вычислить.

У каждого человека свой уровень энергетики – он может быть высоким, средним, низким или очень низким.

В данном контексте слово не соотносится напрямую с физической силой человека или силой его духа. При высоком уровне энергетики мала вероятность, что человек будет болеть чем-то серьёзным. Либо, может быть противоположный вариант – "сильная" аутоиммунная болезнь равная силе энергетике человека. Или болезни типа бокового амиотрофического склероза, миопатии, болезней связанных с нейронными связями или другими подобными патологиями. Достаточно вспомнить Стивена Хокинга, у которого уровень энергетики высочайший, раз уж позволяет ему понимать настолько сложные вещи, но и болезнь у него столь же сильна.

Чаще всего болезни у людей с высоким уровнем энергетики надолго не задерживаются – попав внутрь организма любая болезнь по правилам быстро выходит наружу.

Человек с сильной энергетикой может спокойно принимать гомеопатические препараты в высоких потенциях игнорируя риск получить обострение болезни – лечение у них идёт гладко, без обострений. Подходящие потенции гомеопатических препаратов, которые ещё называют "разведениями" (слово "разведение" не совсем верно отображает суть гомеопатического препарата), в таких случаях - 1000С, 10000С и даже 50000С.

Людям с высоким уровнем энергетики жить легче – любые острые болезни у них внутри не задерживаются, если только это не редкие миазматические патологии, от которых организм своими силами избавиться не может.

В случае средней или слабой энергетики организма потенции гомеопатических препаратов используются средние и низкие.

Поддержка здоровья в течение жизни

Жизнь идёт и организм со временем меняется. Что-то ускользает от его контроля и начинает развиваться, вначале незаметно, затем сильнее. При этом у человека появляются необычные для него ощущения, которые он не замечал раньше.

Обычно, мысли и ощущения "созвучные" болезни и связанные с ней появляются раньше, чем симптомы явно начинают беспокоить. Как говорится, всё начинается с малого. Для человека незнакомого с такие ощущения мало что значат, их воспринимают как "просто подумалось " и тут же о них забывают.

Для гомеопата мысли и ощущения человека созвучны описаниям гомеопатическим препаратов, у которых есть точно такие же мысли и ощущения. Поэтому, гомеопатия в жизни человека может иметь большее значение, чем просто лечить болезнь, когда она уже появилась и приобрела полную силу.

Скачать видео:

Другими словами, для каждого человека есть свой гомеопатический препарат по симптомам болезни, которая уже есть. А есть такой препарат, который понадобится для лечения в ближайшее время – его можно принимать даже исходя из того, о чём человек в последнее время думает, что его заботит, что ощущает и в каких ситуациях оказывается. Особенности гомеопатического средства должны быть созвучны мыслям и поведению человека.

Например, человек что-то пытается сделать, но у него не получается – то обстоятельства мешают, то начальство, что ещё что-то. Чтобы вперёд приходится преодолевать трудности и препятствия. Для человека всё это жизнь, а для гомеопата понимание того, что появились препятствия, которые нужно преодолеть.

Методика группового анализа позволяет понять, что похожие по смыслу признаки могут параллельно появляться и в организме, поскольку человек начинает замечать то, что не замечал раньше – препятствия . То что заботит снаружи может иметь место и внутри

Раз уж стал думать о "препятствиях" по жизни, значит они могли появиться и где-то в самом организме, например в сосудах. Далее остаётся понять, как человек к ним относится (перейти от частного к общему) и в итоге определить признаки и название гомеопатического препарата для уменьшения или, хотя бы, замедления образования препятствий в сосудах.

Скорость восстановления здоровья в таких случаях зависит от энергетики болезни и организма – кто быстрее: быстрее будет идти выздоровление или быстрее будет прогрессировать болезнь. От гомеопата во внутренней борьбе организма пациента мало что зависит (только от хирурга зависит почти всё), потому что это личная работа организма – он получил инструкцию в виде гомеопатического препарата и дальше остаётся бороться за восстановление здоровья.

С учётом этого гомеопатия в жизни человека может иметь большое значение и приносить свою пользу.

Вот ещё пример: человек начал замечать, что после кофе у него болит сердце, желудок или голова. То же самое появляется от любого перевозбуждения, даже от радости – это тоже определённый гомеопатический препарат, который может способствовать от такой "неудобной" особенности, как "ухудшение от возбуждения "

Таких ситуаций в жизни может быть множество. Со временем они накапливаются и никуда не деваются – все остаются внутри и как примесь соли в металле нарушают его "минеральную структуру ". Таким вот образом в организме появляются скрытые и вялотекущем, пока еще слабые патологии.

Исходя из этого не будет лишним параллельно с течением жизни сразу стараться избавляться от патологий по мере их появления, повышая шанс остаться в здоровом теле. Как говорится, болезнь лучше предупредить, чем лечить. Всё становится сложнее, когда болезнь уже набрала силу – лечение тогда идёт гораздо сложнее.

Лечиться сразу или подождать?

Это всё к тому, что многие думают, что достаточно один раз принять лекарство. Оказывается всё сложнее – если лечиться сразу и вовремя принимать лекарства, но меньше шансов приобрести хроническую болезнь. Как сказал чуть выше, жизнь не стоит на месте и периодически начинают появляться разные мысли, ощущения, а так же – соответствующие им симптомы, которые из временных могут стать постоянными и оформиться в уже явную болезнь.

Жизнь идёт, а здоровье как тропинка в лесу может менять направление – идти вверх в гору, вниз с горы, или дальше просто обрыв. Знать бы заранее куда она свернёт и что на пути... Если можно контролировать хотя бы небольшой участок дороги перед собой, то лучше это делать и использовать в помощь то, что помогает спокойному движению вперёд. Альпинисту всегда нужно иметь соответствующую ситуации экипировку и всё снаряжение – это надёжнее, чем взбираться на Эверест в туфлях для театра.

Другими словами, при желании можно периодически корректировать состояние организма в сложных и непонятных ситуациях, которые без контроля ситуации неясно куда заведут. Исходя из этого можно периодически принимать гомеопатический препарат соответствующий состоянию и ощущениям за последний период жизни – дни, недели, месяцы.

Такие периоды укрепления и восстановления здоровья на пользу любому человеку. Болезнь лучше лечить сразу после появления, чем пытаться от неё избавиться когда она уже набрала силу.

Можно учитывать:

Разных "тем " и ощущений, которые можно учитывать для определения лекарств в гомеопатии великое множество, например: рвутся связи, напряжение, безвыходное положение, непонимание ситуации, прострация, внезапная переменчивость, блок, пойман в ловушку, растоптан, усохший, уменьшился, потерял часть себя (волосы, дети, любимая чашка), потрясённый, страх что с ним заговорят, страх контакта, хрупкий, сломан, пустой, наполнен, переполнен, застревание, барьер, выкручивают, связан, грызёт, свобода, тяжесть, невесомость, нет чувства опоры, беззащитность, изгнан, не признают своим, пренебрегают, будто в аду, пресная жизнь, ностальгия, оскорблённый, как оголённый нерв, уходит почва из под ног, перевозбуждение, тьма и свет, чёрное и белое, удар судьбы и ещё множество других тем и ощущений гомеопатических препаратов.

Множество таких ситуаций может относится как к простым ощущениям и эмоциям человека, так и физическому телу, когда уже имеет место незаметно начинающаяся болезнь. Например закупорка или нарушение проходимости (препятствие) сердечных сосудов, перенапряжение работы сердца из-за высокого артериального давления (раковый миазм) и так далее.

Такую систему лечения и профилактики можно реализовать, если иметь дома гомеопатическую , либо знать где приобретать гомеопатические препараты. Одновременно нужно знать что из имеющегося набора препаратов принимать – для этого дома нужно иметь соответствующие справочники и по гомеопатии и знать тактику приёма препаратов. Во время сложных периодов жизни это может быть хорошей поддержкой организму.


Гомеопатия – огромный раздел нетрадиционной медицины, имеющий свою систему взглядов на состояние здоровья и болезни человека. Обычная — традиционная — медицина лечит признаки заболевания: врачи назначают лекарства, оказывающие эффект, противоположный симптомам болезни: если жар – то таблетки от жара, боль – пилюли от боли… Если выздоровление не наступает, пробуются другие препараты. Нередко случается, что такой подход приводит к побочным явлениям или к зависимости от лекарства.

Гомеопатия же рассматривает симптомы заболевания как попытки организма справиться с болезнью; именно эти симптомы в определенной степени указывают гомеопату, какие именно вещества вызовут иммунный отклик организма для выздоровления без тяжелых лекарственных атак.

История гомеопатии

Уже прошло более 250 лет со дня рождения Самуэля Ганемана (1755–1843), считающегося «отцом» гомеопатии. Именно этот врач открыл (создал, изобрел, придумал – как кому больше нравится) абсолютно новый метод лечения микродозами того вещества, которое в больших дозах может вызывать точно такие же заболевания. Он назвал метод гомеопатией (от греческого «homoios» – подобный и «pathos» – страдание).

Самуэль Ганеман:
«Чтобы лечить верно, безопасно, быстро и надежно, подбирай в каждом конкретном случае только такое лекарство, которое может вызвать состояние, подобное тому страданию, которое предстоит исцелять».

Самуэль Ганеман изучал медицину в Лейпциге, Вене и Эрлангене, где, в том числе, посещал занятия в Горном институте, увлекался химией и минералогией, занимался практическими лабораторными исследованиями. Получив диплом врача, Ганеман практиковал в Геттштедте и Дессау, затем переехал в Лейпциг.
Книга французского алхимика Коллена «Materia medica» натолкнула Ганемана на ряд опытов с действием лекарственных веществ на здоровый организм. Он перевел книгу и добился ее издания, снабдив перевод удивительными для его современников комментариями: мол, лекарства в здоровом организме вызывают те же явления, против которых они предназначаются у больных.
Одним из первых препаратов, с которыми он работал, была хинная кора, натуральный источник хинина, применяющаяся в лечении малярии. Употребление хинной коры здоровым человеком вызывало жар, озноб, жажду и пульсирующую головную боль – точные признаки малярии. Из этого и ряда аналогичных экспериментов Ганеман заключил, что вещество, вызывающее определенные симптомы у здорового человека, может вылечить больного, обнаруживающего те же признаки болезни. Несколько лет Ганеман работал над доказательством этого открытия и вскоре разработал новую теорию лечения, которую в дальнейшем изложил в знаменитой работе «Органон врачебного искусства».
Конечно, на Ганемана и его последователей обрушились представители официальной медицины. Однако исследователь успешно доказал действенность своего метода, излечивая больных во время страшной эпидемии тифа в 1813 году.
Успеху гомеопатии способствовал фон «терапевтического нигилизма» – люди были страшно недовольны результатами лечения даже у крупнейших клиницистов того времени! Медик-публицист А.И.Ковалев писал в энциклопедическом словаре братьев Гранат: «То было время грубой эмпирической медицины; физиология здорового и больного человеческого организма была еще очень мало разработанной наукой и не могла дать научного основания для тех или иных методов лечения. В основу лечения того времени клалось освобождение организма от дурных соков, для чего давались различные средства (в частности – мочегонные и слабительные) в огромных дозах; наряду с этим часто практиковались кровопускания. Такие методы лечения, наряду с полным игнорированием обстановки, диететики и всякого рода режима, зачастую приносили большой вред. Это и было одним из главных успехов гомеопатии: лечение Ганемана, в сущности, сводилось к устранению всякого лечения, и при некоторых (особенно острых) заболеваниях такое лечение, по сравнению с практиковавшимися тогда методами, давало «хороший» результат…»
Вскоре во многих городах Германии и Франции возникли общества гомеопатов. Ассортимент минералов и трав, применяемых ими, неуклонно расширялся. Возможность экспериментов привлекла к Ганеману новых сторонников, которые экспортировали его учение в Америку и в другие страны Европы.

Самуэль Ганеман умер в 1843 году в Париже. На надгробном памятнике основателю гомеопатии на кладбище Пер-Лашез в Париже написано: «Non inutilus vixi» – «Я жил не напрасно». Справочники, составленные им более 200 лет назад, до сих пор остаются главными книгами всех гомеопатов.

Основные принципы гомеопатии

Первый принцип – принцип подобия. Он дал название всему методу – подобное лечится подобным. Для лечения любого нарушения в организме следует выбрать такое вещество, которое само способно вызвать такую же картину нарушений.
Вкратце этот процесс можно описать так. Гомеопатические лекарства поражают несколько клеток, и с таким небольшим объемом воспаления организм справляется легко. Эту маленькую победу организм «запоминает», то есть как бы «тренируется». В следующий раз он так же легко справится с воспалением в большем количестве пораженных клеток, ведь он уже немного натренирован. Новая победа опять «запоминается» – происходит очередная тренировка. С каждым разом организм «тренируется» все больше, справляясь с воспалением во все большем количестве клеток и, в конце концов, справляется с болезнью в целом органе или системе. Этот процесс весьма длительный, и эффект от действия гомеопатических препаратов не мгновенный: от двух недель до трех месяцев после начала приема лекарства при хронических заболеваниях и от нескольких часов до нескольких дней при острых.
Второй принцип – учет индивидуальной чувствительности больного к лекарству, его конституциональных и типовых особенностей. Ганеман разделил людей на типы согласно их чувствительности к лекарствам. Конституциональные типы (по Ганеману) обозначаются в терминах лекарств: тип серы, фосфора, железа и т.п. Ганеман проводил испытания на здоровых людях, определяя ключи для подобия и выделяя чувствительных людей. Учитываются особенности темперамента, психических реакций, индивидуальное протекание как прошлых, так и настоящих заболеваний, характер болей, пищевые пристрастия и т.п. Кроме того, обязательно берутся в расчет и так называемые модальности, то есть условия, в зависимости от которых имеющиеся у больного симптомы появляются или исчезают. Речь идет о времени суток, восходе или заходе солнца, фазах луны, сезонах года, погодных факторов и т.д. Для женщин существенное значение имеет характер и особенности менструаций.
Больные порой удивляются вопросам врача, не понимают, зачем ему надо знать, в какой позе вы любите спать, какие сны снятся, какая погода больше нравится, что любите есть, какой вид у вашей кожи… Из всех этих многочисленных симптомов складывается образ болезни индивидуального организма, и для него строго индивидуально подбирается соответствующее лекарство.

Для врача-гомеопата главное в выборе и назначении лекарства – не название болезни, а индивидуальность пациента. Десяти пациентам с язвенной болезнью желудка будет назначено десять различных гомеопатических лекарств, потому что каждый пациент болеет СВОЕЙ язвенной болезнью! Врач-гомеопат ведет прием больного не 15–20 минут, как обычный врач в поликлинике, а 1,5–2 часа.

Третий принцип – принцип динамизации (потенцирования) лекарств . Ганеман понял, что дозу вещества следует уменьшать до тех пор, пока яд не перейдет в свою противоположность и не станет лекарством. Для уменьшения дозы лекарств надлежит разбавлять растворимые лекарства в воде или растирать нерастворимые лекарства с каким-либо другим веществом. При этом следует продолжительное время энергично встряхивать пробирки, в которых производится это разведение. В конце концов, наступает такой момент, когда ни единого атома исходного вещества в растворе не остается, остается только «память» о нем. Интересно, что ни один самый чувствительный анализ вещества в растворе не обнаруживает, а терапевтический эффект лекарства огромен.
Практически процесс потенцирования сводится к последовательному растворению: одну часть лекарственного средства растворяют в 99 частях воды или этилового спирта, затем энергично встряхивают. Затем снова одну часть раствора разводят подобным образом, и так повторяют до тех пор, пока не будет получен раствор требуемой концентрации.
Наиболее часто используют растворы, разведенные в 3, 6, 30, 200, 1000, 10000, 50000 или 100000 раз. Препараты, разведенные в стандартном соотношении 1:99, называют стократными растворами и обозначают как 6с, 30с и т.д. (букву «с» нередко опускают). Иногда препараты берут в соотношении 1:9, такие десятикратные растворы обозначают 6х, 30х и т.д. Принято считать, что чем больше раз было растворено вещество, тем выше его лечебные свойства и тем меньшее число приемов требуется на курс лечения.

Закон микроскопичности доз
Важное различие между гомеопатией и традиционной медициной состоит в том, что найденное лекарство, стимулирующее механизмы самоизлечения в организме, назначают больному в очень малых дозах. По мнению врачей-гомеопатов, присущие человеку защитные механизмы настолько сильны, что для начала процесса исцеления им необходим лишь небольшой стимул.

Из чего состоят гомеопатические лекарства

Все, что есть в природе, можно найти в гомеопатии: растительные вещества, препараты животного происхождения (яды, выделения животных, порой – растирание целого животного или насекомого, например, пчелы), минералы. Используются патологические выделения из болезненных тканей, например, из сифилитической язвы, туберкулезного бугорка, псориатических бляшек. Есть препараты, приготовленные из гормонов, биологически активных веществ.
Гомеопатические лекарства – не лечебные препараты в общепринятом смысле слова. Они не обладают бактерицидными, бактериостатическими или антитоксичными свойствами. Эти препараты действуют в организме не как «действующие вещества», а как «сигналы», запускающие программу общего выздоровления.
В гомеопатии обычно не назначают несколько лекарств – например, одно от болей в желудке, а другое от запора. Признается использование лишь одного лекарства, но действующего на всю патологию конкретного больного. При этом и врач, и больной всегда знают, какой эффект дает применение этого лекарства. В то же время нередко для лечения определенных расстройств используют смеси гомеопатических лекарств, называемых комбинированными препаратами.

Еще во времена становления гомеопатии было обнаружено, что определенные вещества сдерживают действие гомеопатических препаратов. Поэтому во время приема гомеопатических лекарств рекомендуется воздерживаться от употребления кофе и продуктов, содержащих камфару, на протяжении всего периода гомеопатического лечения.

Законы лечения Геринга

В классической гомеопатии учитывается, что здоровье основывается на трех взаимосвязанных уровнях – физиологическом, эмоциональном и психическом. При оценке общего уровня здоровья психическое состояние считается наиболее важным, затем идет эмоциональное, и только потом – физическое состояние.
Один из последователей Самуэля Ганемана – Константин Геринг – сформулировал основные принципы гомеопатических методов лечения. Они получили название – законы лечения Геринга . Эти законы гласят, что: 1) Излечение идет изнутри – наружу; от жизненно важных органов – к менее важным; 2) Симптомы уходят в порядке, обратном их появлению; 3) Лечение идет сверху – вниз. Теперь расшифруем, что это значит.
По первому закону Геринга процесс исцеления начинается с самых глубоких сфер организма (психического и эмоционального уровней и жизненно важных органов) и продолжается на внешних его участках, таких, например, как кожа. Лечение считается эффективным, если у больного наблюдается улучшение эмоционального состояния (даже если физиологические симптомы ухудшаются). Когда процесс излечения переходит на внешние уровни, наблюдается облегчение даже поверхностных симптомов. Если в течение заболевания не наблюдается никакой перемены, можно сделать вывод, что препарат выбран неверно.
Второй закон Геринга означает, что в ходе лечения симптомы появляются и исчезают в порядке, обратном их появлению. То есть первым уходит симптом, который позже всего появился.
Третий закон Геринга гласит: излечение развивается, начиная с верхних частей тела и заканчивая нижними.

Не все так просто…

Но все же гомеопатия – это «палка о двух концах». С одной стороны, она – мощный иммунокорректор, восстанавливающий все взаимосвязи человеческого организма. С другой стороны, неправильно подобранные лекарства могут вызвать обострение любого заболевания.
У нас в стране гомеопатия признана официально, начиная с 1995 года. Лечение у врача-гомеопата – удовольствие довольно дорогое. Это объясняется индивидуальностью подхода к каждому пациенту, трудоемкостью приготовления необходимых лекарств. Стоимость первичного приема в разных медицинских центрах колеблется от 2500 до 10000 рублей, вторичного – от 500 до 2500 рублей. Если учесть, что за один курс лечения придется побывать у врача несколько раз, добавить сюда стоимость гомеопатических препаратов, выходит немаленькая сумма.
Неудивительно, что многие пытаются лечиться гомеопатией самостоятельно. Тем более что сейчас в аптеках появились различные комплексные препараты, созданные на основании многолетнего опыта врачей-гомеопатов. Они применяются при некоторых типичных заболеваниях: ангине, гриппе, болях в суставах, угревой сыпи, облысении, для похудения и т.д. Однако без индивидуализации эти «усредненные» препараты эффективны на 60–70%!
Кроме того, к гомеопатическим лекарствам не всегда прилагаются аннотации. Поэтому мало кто знает о противопоказаниях, которые таят в себе столь безобидные, на первый взгляд, белоснежные сладкие шарики. Напичкав себя самостоятельно различными препаратами, вы можете сильно осложнить ситуацию. Реакция организма может быть непредсказуемой!

Гомеопатия - врачевание, ориентированное на человека, а не на болезнь, которой он страдает.

Список гомеопатических препаратов, которым пользуются врачи, насчитывает несколько тысяч наименований, однако наиболее часто употребляют несколько сотен.

Принципы гомеопатии

Первый принцип - подобное лечится подобным.

Второй - эффект малых доз. В ходе этапов разведений увеличивается сила лекарства.

Третий принцип - нарастание силы препарата при разведении происходит при растирании или встряхивании вещества на каждой ступени разведения.

Четвертый - обязательное определение конституционального типа человека.

Два подобия гомеопатии, на основе которых формируются лечебные тактики

Первое - подобие между болезнью и лекарством. При этом хороший результат лечения достигается при назначении соответствующих лекарств при наличии определенных симптомов болезни.

Второе - между больным и лекарством. Определенное лекарство в этом случае назначается пациенту с соответствующим конституциональным типом.

Особенно эффективным оказывается лечение, когда происходит совпадение двух подобий.

Гомеопатическая конституция

Понятие о гомеопатической конституции отличается от общих представлений о конституции людей. К классическим конституциональным типам относятся:

  • нормостенический;
  • гиперстенический;
  • астенический.

В гомеопатии они дополняются важными деталями:

  • цветовые отличия кожных покровов, волос, глаз;
  • влажность или сухость кожи;
  • теплота или прохладность конечностей;
  • дву- или односторонний румянец щек.

Такая индивидуализация и детализация физических особенностей характеризует гомеопатическую конституцию.

Также учитываются поведение и психологическая особенность пациента:

  1. Принадлежность пациента к одному из психотипов: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
  2. Тип человека: художественный или мыслительный.
  3. Обязательно уточнение деталей: любимая поза во сне и т. д. Отношение пациента к луне, солнцу и различным явлениям природы.

Как отпускаются

Без рецепта - комплексные и однокомпонентные гомеопатические лекарства по утвержденному Минздравом РФ приказу.

По рецепту - однокомпонентные препараты из списка А, а также лекарства, которые готовятся по прописям.

Хранение

Рекомендовано хранение в затемненном, сухом, прохладном месте. Лекарства должны быть защищены от посторонних запахов и воздействий. Сильно пахнущие и летучие средства (камфора, креозот) хранят отдельно. Длительность хранения препаратов - 2-3 года. Желательно как можно меньше трогать лекарства. Необходимую дозу необходимо высыпать на ладонь и сразу отправить в рот. Препараты, упавшие на пол, нужно выбросить.

Список гомеопатических препаратов для домашней аптечки

Полезно иметь дома небольшой набор лекарств для самых распространенных болезней и синдромов: Aconite, Arnica, Arsalb, Beladonna, Bryonia, Chamomilla, Hepar sulph., Mercurius, Nat. mur., Pulsatilla, Phosphorus, Rhus tox, Nux Vomica, Sulphur. Существует список гомеопатических препаратов для людей, уже имеющих опыт лечения. Он представлен 25 веществами.

Лекарства, необходимые на отдыхе

Гомеопатические препараты могут быть очень эффективны при лечении расстройств, которые способны нарушить дни отдыха.

Ниже перечислен список гомеопатических препаратов, полезных при разных осложнениях:


Ниже частично представлены гомеопатические препараты (список) и описание их основных показаний. Они применяются для оказания неотложной помощи и при острых состояниях:

Представленные выше гомеопатические препараты (список лекарств) - далеко не полный перечень средств с необычными эффектами. Их гораздо больше.

Также в справочниках можно найти список гомеопатических препаратов по алфавиту, в среднем состоящий из 50-100 веществ с описанием краткой характеристики действующего вещества и основных показаний.

Применение гомеопатических средств позволяет во многих случаях уменьшить или исключить фармакотерапию и предотвратить наступление ее побочных эффектов и лекарственной болезни.

Подобное лечится подобным. Мифы и реальность.
(От Гиппократа до Ганемана
)

Аннотация

В статье приводится описание основных этапов развития гомеопатического метода лечения, истоки его формирования, разновидности проявления.

Приводятся примеры использования принципа подобия в народной медицине древности, описывается опыт практического применения данного принципа и его теоретические разработки в работах Гиппократа и Парацельса.

Отмечается историческая роль выдающегося немецкого врача Самуила Ганемана (1755-1843) в создании гомеопатии как целостного метода лечения.

"Халдеяне, уподобляя вещи земные вещам небесным и небо низшему миру, видели в этой взаимной симпатии частей вселенной, разделенных по их положению, но не по самому их существу, гармонию, которая их соединяет подобно музыкальному аккорду".

(Филон Александрийский «О переселении Авраама»)

Существуют некоторые закономерности, которые пронизывают все сферы мироздания, проникают в самые потаенные области материи и духа, затрагивают наше сознание, охватывают глубины подсознательного, и в то же время являются стержневыми, краеугольными для всего того, что зовется видимым и невидимым, имманентным и трансцендентным, внутренним и внешним, мужским и женским. Пожалуй, одним из таких наиболее известных и, в то же время, загадочных явлений нашей действительности, является принцип подобия, основная идея которого была изложена еще в III-II вв. до н.э. Гермесом Трисмегистом в трактате «Изумрудная скрижаль» следующими словами: «То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу. И всё это только для того, чтобы свершилось чудо единственного Единого».

Но, к сожалению, по всей видимости наиболее привычным использованием принципа «подобное производит подобное» являются предпринимавшиеся многими людьми в разные эпохи попытки нанести вред врагу или погубить его путем нанесения увечий его изображению или уничтожению последнего в полной уверенности, что человек, против которого направлены эти действия, испытает при этом те же страдания или умрет.

«Тысячелетия тому назад он был известен колдунам Древней Индии, Вавилона и Египта, равно как Греции и Рима, и еще в наши дни в Австралии, Африке и Шотландии к нему прибегают коварные и злонамеренные люди. Индейцы Северной Америки верят, что, нарисовав чью-то фигуру на песке, золе или глине или приняв за человеческое тело какой-то предмет, а затем проткнув его острой палкой или нанеся ему какое-то другое повреждение, они причиняют соответствующий вред изображенному лицу. Например, когда индеец племени оджибвеев хочет навлечь на кого-то напасть, он изготовляет деревянное изображение своего врага и вгоняет в его голову (или сердце) иглу или выпускает в него стрелу в уверенности, что стоит игле или стреле пронзить куклу, как враг почувствует в этой части тела острую боль. Если же он намеревается убить врага на месте, он сжигает и хоронит куклу, произнося при этом магические заклинания. Перуанские индейцы изготовляли из жира, перемешанного с мукой, изображения людей, которые им не нравились или наводили на них страх, а затем сжигали эти изображения на дороге, по которой должна была пройти жертва. Это называлось «сжечь душу»» .

Гомеопатическая магия, прибегающая к посредству изображений, обычно практиковалась со злонамеренной целью отправить на тот свет нежелательных людей. Но она использовалась (хотя куда более редко) и с благожелательными намерениями, например, чтобы оказать помощь ближним, в том числе с целью облегчения родов или для дарования потомства бесплодным женщинам. У батаков (остров Суматра) бесплодная женщина, желающая стать матерью, изготовляет деревянную куклу, которую держит на коленях, полагая, что это приведет к исполнению ее желания.

Некоторые из даяков с острова Борнео приглашают к роженице шамана, который пытается облегчить роды, массируя ее тело, то есть рациональным способом. Тем временем за пределами комнаты другой шаман прилагает усилия к достижению той же цели средствами, которые показались бы нам совершенно иррациональными. Он притворяется роженицей: большой камень, привязанный к его животу тряпкой, обмотанной вокруг тела, изображает ребенка в утробе матери. Следуя указаниям, которые выкрикивает его коллега на действительном поле действий (в комнате), он передвигает воображаемого ребенка по всему телу, точно воспроизводя движения действительного младенца, пока тот не появится на свет.

В Древней Греции человек, которого ошибочно сочли мертвым и по которому в его отсутствие были совершены погребальные обряды, считался мертвым до тех пор, пока не проходил через обряд нового рождения. Его проводили между ног женщины, омывали, завертывали в пеленки и передавали на попечение кормилицы. Лишь после скрупулезного исполнения этого обряда вернувшийся мог свободно вступать в общение с живыми людьми.

Сфера применения принципа подобия диктовалась внутренними и внешними мотивами, побуждающими к действию носителя этого принципа, каковым в древности обычно являлся колдун. На самых ранних ступенях развития первобытного общества магические обряды и ритуалы выполнялись любым из членов племени, чаще стариками, владевшими опытом исполнения необходимых церемоний. Впоследствии появились люди, которых считали наделенными особыми способностями, и, прежде всего, способностью общаться со сверхъестественным миром и его обитателями. У разных народов их называли по-разному - колдун, волхв, заклинатель, шаман и т. д. Но социальная функция в доклассовом обществе у них была одна: магическая практика, своей целью имеющая обеспечить первобытной общине покровительство сверхъестественных сил и защитить от колдовских происков со стороны недружелюбных племен и злых духов.

«Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй-законом соприкосновения или заражения. Из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе). Гомеопатической, или имитативной, магией можно назвать колдовские приемы, основанные на законе подобия. Контагиозной магией могут быть названы колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения или заражения» .

В течение многих веков обрядовая сторона целительских практик преобладала над медицинской, в то же время магия все в большей степени переплеталась с развивающейся религией.

Начиная с Гомера, на фоне уже сложившейся храмовой медицины, стала зарождаться научная медицина, помимо практической лечебной деятельности, занимающаяся исследованием нормальных и патологических процессов в организме человека, ставившая во главу угла научный подход. В Древней Греции, а затем и в других странах складывается целый ряд врачебных центров, самым известным из которых стал греческий Кос, где приблизительно в 460 году до н. э. родился знаменитый асклепиад Гиппократ. В семье Асклепиадов, привилегированной прослойки врачей, считающих себя прямыми наследниками бога медицины классической эпохи – Асклепия, в Книде и Косе передача медицинских знаний осуществлялась от отца к сыну.

Основным методом лечения у гиппократиков – группы врачей, в разные годы написавших все 62 трактата (не считая апокрифических работ), входящие в состав «Гиппократова сборника» - является принцип лечения противоположным, то есть антипатия. Однако, учение Гиппократа столь разнообразно, что в нем встречается и примеры лечения подобным.

В своей работе, посвященной Гиппократу и его учению, известный представитель научной медицины XYI века Ян Корнарий, ссылаясь на «Гиппократов сборник», пишет: «Per similia morbus fit, et per similia adhibita ex morbo sanantur. Velut urinae stillicidium idem facit si non sit, et, si sit, idem sedat. Et tussis eodem modo, velut urinae stillicidium, ab iisdem fit et sedatur, aliquando autem a contraries» . «Болезнь производится средствами, схожими с теми, которые употребляются для её излечения. Например, задержание мочи причиняется тем же, чем от него и излечиваются. Равным образом, кашель может произойти от действия тех же самых средств, которые обыкновенно его останавливают - иногда же, впрочем, и от противоположных».

Основоположник классической гомеопатии С. Ганеман в своем труде «Органон врачебного искусства» упоминает: «Уже автор книги, приписываемой Гиппократу, говорит о весьма упорной холере, излеченной единственно белою чемерицей (helleborus albus), которая между тем, по свойству своему, производит холеру – как это видели Forectus, Ledelius, Reimann и многие другие» .

Один из законов, на который ссылались древние врачи и философы для объяснения дифференциации частей эмбриона, состоял в том, что подобное стремится к подобному. Так, в трактате «О семени и природе ребенка», приписываемого Гиппократу, говорится: «Тело, возрастая от дыхания, делится на члены, и в нем все подобное несется к тому, что ему подобно: плотное к плотному, редкое к редкому, влажное к влажному; всякое несется в собственное место, к тому, с чем имеет сродство и из чего также произошло. И все, что произошло из плотного, становится плотным, а все, что из влажного – влажным, и все прочее возникает по такому же способу во время роста» .

Другая грань закона подобия приоткрывается в трактате «О природе человека», где говорится о принципе действия лекарства в организме человека: «когда лекарство войдет в тело, оно прежде всего извлекает все то, что ему из всех элементов, существующих в теле, наиболее сродно по природе, а затем уже извлекает и очищает и все остальное, подобно тому, как посаженные растения, когда они войдут в землю, каждое из них извлекает из земли то, что приспособлено к его природе»

С течением времени учение Гиппократа вышло далеко за узкий круг знаний специалистов и стало частью культурного достояния образованных людей. Во II веке н.э. слава Гиппократа распространилась до самых отдаленных границ греческого мира. Значительный вклад в распространение его идей внес выдающийся врач античности Гален из Пергама, о котором известный французский врач XIX века Шарль Дарамбер писал: «Гален прославил себя своим преклонением перед Гиппократом, которого он называет своим учителем, не меньше, чем огромным вкладом, который он внес в развитие медицинских наук» .

Сменялись эпохи, появлялись новые учителя со своими оригинальными концепциями, имевшими своих последователей. Теории рождались, проживали свой век и большинство из них кануло в лету или остались как исторический факт их существования, также как и их авторы – часто талантливые и выдающиеся представители медицинской науки. Но только реальный практический опыт лечения страждущего человека во все времена оставался главным критерием эффективности труда врачей и целителей.

Имя Филиппа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма вошло в историю медицины и философии как Парацельс (1493 – 1541). Он был не только медиком, но и алхимиком, философом, активным борцом против схоластики. Его огромная заслуга перед наукой заключается в соединении медицины с химией. Занимаясь врачеванием и алхимией, он вводит ряд химических веществ в медицинскую практику, заложив основы иатрохимии.

По его мировоззрению, первоматерия есть результат творения Бога. Окружающий мир, природа во всех своих проявлениях представлялась ему макрокосмосом, а человек в ней рассматривался как микрокосмос. Понимая полную зависимость человека от природы, он рассматривал его в единстве с нею, считая, что между ними существует тесное единство, полное соответствие, и в своей совокупности они представляют единое целое. Процесс познания для Парацельса начинался с природы. Этим Парацельс отличался от многих авторитетных своих предшественников и современников. Им велась бескомпромиссная борьба с «вульгарными» заклинателями духов и теми, кто их «вызывает».

Парацельс считал, что каждое существо не ограничено одним только физическим телом, имеет так же другие, невидимые для человеческого глаза тела, которые он называл - звёздными телами, человеческой и Божественной душой. Человек способен влиять на мир не только физически, но так же своими мыслями и чувствами. Таким образом, в философии Парацельса ставится вопрос об ответственности человека перед вселенной и возникающих в связи с этим этических требований к нему. Если человек противодействует законам вселенной, не соблюдает Закон, то он вносит разлад в мировую гармонию.

В книге «Тайны алхимии, открытые в природе планет» он пишет: «Врачу надо знать первопричину всех болезней, дабы мог он различить, которая проистекает от скверного мяса или питья, а которая от яблок, трав и иных плодов земных; и полезно знать ему тайны трав и кореньев, которыми можно излечить болезнь. Но если причина кроется в минералах, такие болезни надо исцелять тайнами известных металлов, ибо тайны трав и кореньев совсем иные и здесь бессильны. Подобным же образом, если болезни вызваны влиянием небес, ни одна из вышеупомянутых тайн не сможет избавить от них, но оные должно исцелять астрологией и небесными влияниями. Наконец, если та или иная хворь или напасть накликаны на человека неким сверхъестественным путем, колдовством или же какими-либо магическими чародействами, то ни одно из названных трех лекарств не поможет; но должно существовать магическое средство, которым можно ее исцелить»

Парацельс жил в среде, для которой было свойственно внешнее благочестие, часто скрывающее за собой внутреннюю пустоту и, будучи христианином, он проповедовал следующие принципы: «нам надлежит утвердить фундамент и краеугольный камень нашей мудрости на трёх основных положениях. Первое из них есть молитва (сильное стремление и желание к тому, что есть благо) … и если мы будем делать это правильным образом и с чистым, открытым сердцем, мы получим то, о чём просим и найдём то, что ищем. Двери Вечного, что были заперты, откроются перед нами, и то, что было сокрыто от нашего взгляда, откроется нам. Следующий принцип есть вера; не простая убеждённость в чём-то, что может быть или не быть истинным, но вера, основанная на знании, непоколебимая убеждённость, вера, которая может двигать горы и низвергать их в океан и для которой возможно всё. Третий принцип есть Воображение. Если сила эта пробуждена должным образом в нашей душе, нам не составит труда привести её в гармонию с нашей верой. Человек, погруженный в глубокое раздумье, похож на лишившегося всех своих чувств. Мир считает его глупцом, но для Всевышнего он мудр. Он может достичь Бога через свою душу. Таким путём, мы можем стать, подобны апостолам и не бояться, ни смерти, ни тюрьмы, ни страданий, ни пыток, ни усталости, ни голода и ничего другого» .

Бессилие нозологического подхода в назначении лекарственных средств и гомеопатический принцип «лечения подобного подобным» проповедуются Парацельсом в следующих словах: «Название болезни не служит показанием для лекарства. Это подобное, которое должно быть сравнимо с его подобным, и это сравнение ведет к открытию чудесных составов для исцеления.… Ни одна горячая болезнь не излечивается холодным, ни холодная - теплом. Но часто бывает, что подобное своему излечивает свое…».

Гений Парацельса на закате Средневековья сделал отчаянную попытку прорвать блокаду устоявшихся традиций, впервые ввел в медицинскую практику целый ряд новых средств, как растительного, так и минерального происхождения на основании того, что в составе живого тела участвуют те же “элементы”, которые входят в состав всех тел природы; развил теорию медицины, исходя из приоритета холистического подхода к здоровью человека над нозологическим, чем и способствовал скорейшему появлению на свет лечебного метода, знакомого нам под названием «Гомеопатия» и основателем которого является немецкий врач Христиан Фридрих Самуил Ганеман (1755-1843)

Медицина 18-ro века находилась в безотрадном положении. Физиологии, патологии и диагностики не существовало почти вовсе; но, тем не менее, каждую болезнь непременно старались как-нибудь более замысловато объяснить, вследствие чего создавались всевозможные и разнообразные теории и гипотезы происхождения болезней, сочинявшиеся за письменным столом и не имевшие за собою никакого реального основания.

Будучи гениальным врачом, сочетающем в себе реалистический взгляд на окружающую действительность, энциклопедические знания в разных областях науки своего времени и огромный творческий потенциал, Ганеман видел всю недееспособность современной ему медицины, и в 1808 г. говорил: «Нужно же, наконец, громко и открыто сказать, и да будет же громко и откровенно сказано перед целым светом: наше медицинское искусство требует полного преобразования с головы до ног. Всё, что не нужно, - делается, а что самое существенное, то совершенно просматривается. Зло стало так велико, что добродушная мягкость Иоганна Гуса больше не поможет, и только пламенное усердие твёрдого, как скала, Мартина Лютера, может вымести необычайный сор» .

Ганеман осознавал, что вся современная ему медицина все больше отрывается от реальности, и находился в постоянном поиске, много читал, профессионально проводил химические эксперименты, занимался переводами с французского, английского и итальянского языков выдающихся сочинений в области медицины и химии. Он не ограничивался простой передачей этих работ с чужого языка на немецкий, но дополнял их собственными, весьма ценными, примечаниями и самостоятельными исследованиями. В это время он уже пользовался во всей Германии репутацией одного из лучших учёных и врачей, имя которого всюду пользовалось уважением и служило лучшим украшением известных "Химических анналов" Крелля. Его работа "Об отравлении мышьяком" считалась классической в своём роде и до сей поры не потеряла своего значения; предложенные им способы исследования вин во всей Германии назывались "ганемановскими винными пробами"; его препарат чистой азотнокислой закиси ртути до сих пор носит его имя "Mercurius solubilis Hahnemanni".

В 1790 году, случилось событие, которое послужило появлению на свет нового метода лечения. Во время перевода раздела работы Кёллена «Лекарствоведение», посвященному действию хинной корки, он решился испытать её на самом себе и открыл, что она вызывает особого рода лихорадку. «Этот факт навёл его на размышление, не оттого ли хина излечивает перемежающуюся лихорадку, что она имеет способность вызывать другую искусственную, но более или менее сходную лихорадку, и не в этом ли заключается специфичность всех лекарственных веществ, что они в состоянии производить у здоровых болезненные состояния, подобные тем, как они излечивают у больных, т.е. на основании того соотношения между болезнью и лекарством, которое он позже окрестил под именем «гомеопатического». Глубокое размышление над этим вопросом и усердное изучение в течение 6 лет древней и новой литературы, с целью проследить следы этого (гомеопатического) принципа у древних авторов и позднейших писателей, привели его к более зрелому убеждению, что в корне всякого действительного радикального излечения посредством лекарств лежит принцип similia similibus curantur, и результат этой шестилетней умственной работы он опубликовал в 1796 г. в журнале Гуфеланда, в замечательной статье, под заглавием: «Опыт нового принципа для отыскания целительных сил лекарственных веществ»» . В этой работе впервые прозвучала сущность учения С. Ганемана: «Каждое влиятельное лекарственное средство возбуждает в человеческом теле известный вид собственной болезни, которая тем своеобразнее, определённее и сильнее, чем сильнее лекарство. Нужно подражать природе, которая иногда излечивает хроническую болезнь посредством присоединяющейся к ней другой, и нужно применять к подлежащей излечению (преимущественно хронической) болезни то лекарственное вещество, которое в состояние возбудить другую, наивозможно сходную, искусственную болезнь, и первая будет излечена; similia similibus» .

1796 год считается годом рождения Гомеопатии.

В 1805 г. С. Ганеман опубликовал также в журнале Гуфеланда статью под названием «Опытная медицина», в которой получили дальнейшее развитие основные положения его «Опыта нового принципа». Она содержит в себе серьёзное и сжатое изложение всего учения, основанного отнюдь не на каких-либо умозрительных догадках о сущности болезней, а исключительно на опыте и наблюдении. Ганеман теперь предлагает своё практическое правило лечения гораздо более уверенно и настойчиво, и не только в применении к хроническим, но и к острым болезням. «Успех такого лечения, согласно с законами природы, так надёжен, так верен без всякого исключения, так быстр вне всякого ожидания, что ни один метод лечения болезней не может представить ничего подобного. Излечение острых и хронических болезней, как бы они не были угрожающи, тяжелы и продолжительны, наступает так скоро, так совершенно и так незаметно, что больной воображает себя непосредственно перенесённым в состояние настоящего здоровья, как бы посредством нового творения» .

В то же самое время Ганеман продолжал испытания других лекарственных средств, предполагая что и они, подобно хине, смогут вызывать в здоровом организме болезненные состояния, подобные тем, какие они излечивают у больных. У него появляются ученики и последователи, которые присоединяются к этим опытам.

Он изучает всю доступную ему медицинскую литературу и собирает множество положительных свидетельств, подтверждавших его предположение: везде, где сообщалось о достоверном случае излечения какой-либо болезни посредством какого-либо лекарственного вещества, при поверке оказывалось, что это лекарственное вещество имеет способность вызвать у здорового симптомы, подобные тем, которые оно вылечивало у больного.

На основании всей проделанной работы он делает вывод, что все известные ему случаи излечения больных, отличаясь между собой во всех отношениях, имеют одну общую черту, а именно сходство или гомеопатичность между симптомами болезни и симптомами физиологического действия лекарства, вызвавшего излечение, и, следовательно, эти средства должны излечивать у больного такие болезни, которые сходны с теми, которые они производят у здорового.

Свое развитие учение Ганемана получило в его классическом труде «Органон врачебного искусства или основная теория гомеопатического лечения», вышедшего в свет в 1810 году и в последующем выдержавшего еще пять изданий (последнее, 6-е издание, было опубликовано только в конце 1921 года, много лет спустя после смерти автора).

В этой удивительной книге Ганеман, до сих пор называвший свой метод лечения «специфическим», в первый раз дал ему название «гомеопатического», от греческого слова «гомойон» - подобный и «патос» - болезнь, совершенно согласно с основным практическим правилом этого метода – «similia similibus curentur» - лечи подобное подобным. Это слово было подхвачено на лету для обособления учения Ганемана в отдельную ересь. Сам он был поставлен в вынужденное положение ересиархa, а собравшиеся теперь вокруг него ученики получили сектантское прозвание «гомеопатов», причем первоначальный и грамматически точный смысл слова был совершенно забыт и искажён, и стал теперь иронической кличкой для обозначения чего-то малого до смешного.

Ганеман прямо шел по предназначенному ему пути; помимо преподавания и неутомимого испытания лекарств, он ревностно занимался частной практикой и, благодаря своим удивительным излечениям, с каждым годом приобретал всё большую известность. Ученики его также применяли гомеопатический метод в своей практике, тоже получали выдающиеся случаи излечения и, таким образом, способствовали успеху распространения гомеопатического метода лечения.

Основные принципы учения Ганемана сводились к следующим положениям: 1) изучать действие лекарств в свете испытания их на здоровых людях; 2) применять таким образом изученные лекарства у постели больного на основании гомеопатического принципа, т. е. лечить болезни такими лекарствами, которые сами вызывают у здорового человека подобные болезни; 3) употреблять лекарства, выбранные по этому принципу в малых дозах, т. е., в таких приемах, которые уже не в состоянии проявить своё болезнетворное действие, руководствуясь в вопросе о дозе не рассуждениями, а клиническим опытом и наблюдением; 4) назначать каждое избранное средство порознь, в простом виде, а не в смеси со многими другими. Эти четыре принципа, по его глубокому убеждению, должны были лежать в основе рациональной и успешной терапии, и они-то и составляют цельное, здоровое и неизменное ядро того метода лечения, которое со времени появления «Органона» стало называться «гомеопатией» .

Ганеман признавал, что сущность исцеления в соответствии с законом подобия, который он называл «естественным», ему неизвестна; так же как неизвестен и механизм его действия, но в результате многочисленных испытаний разнообразных лекарственных средств и на основании богатейшего многолетнего клинического опыта, он выявляет те закономерности, которые легли в основу «формулы» этого закона: «Целительные действия гомеопатического способа обусловлены естественным законом, который еще не узнан поныне, но на котором, однако, во все времена основывалось всякое истинное лечение. Вот формула этого закона: Слабейшее динамическое поражение надежно уничтожается в живом организме другим сильнейшим, если последнее отлично от первого по своей сущности, но весьма сходно по образу своего проявления» .

Ганеман не стремился подводить какую-либо научную основу под свой метод лечения ввиду его самоочевидности. Тем не менее, он приводит следующее объяснение, которое считал наиболее верным, так как оно основано исключительно на данных чистого опыта: «Всякая болезнь (нехирургическая) состоит только в динамическом уклонении жизненной силы от нормального состояния, состоящем в изменении отправлений и ощущений организма и обнаруживающемся видимыми припадками. Назначая больному гомеопатическое лекарство, врач подвергает его влиянию другой динамической силы, превращающей естественную болезнь в искусственную, которая очень сходна с первою и несколько сильнее ее. А так как сила, производящая болезнь, представляет собою нечто нематериальное, чисто динамическое, то естественная болезнь перестает существовать, как скоро ее заменит искусственная, первая преодолевается и уничтожается последнею. Но как продолжительность искусственно вызванной болезни обыкновенно незначительна, то и она тотчас преодолевается жизненною силою, так что эта хранительница нашего организма скоро возвращается к нормальному состоянию целости и первоначального здоровья» .

Лечение подобного подобным в том или ином виде практиковалось уже задолго до Ганемана, и он в своем трактате «Органон» указывает на Гиппократа, Бульдюка, Детардинга, Майора, Бренделиуса, Данквертса, Бертолона, Тура, Штёрка, Шталя, и делает при этом следующее примечание: «Я привожу эти выдержки из сочинений писателей, предчувствовавших гомеопатию, не в качестве доказательств основательности этого учения, которое само по себе твёрдо установлено, но чтобы избегнуть упрека в том, будто я умолчал об этих предугадываниях с целью обеспечить за собою первенство этой идеи». Из этих слов ясно видно, что о присвоении Ганеманом чужого открытия не может быть и речи; он только указывал, что «если иногда какой-нибудь мудрец осмеливался предлагать нечто подобное similia similibus, то на это никто не обращал внимания»; а также он имел полное основание говорить, что «никто доныне не преподавал этого гомеопатического способа лечения», «никто его не разрабатывал» (курсив Ганемана).

Великие идеи всегда имеют своих предвестников и великие изобретатели всегда имеют своих предшественников. Многие учёные уже смутно сознавали существование гомеопатического принципа в природе, но Ганеману одному и первому принадлежит заслуга ясной и глубокой оценки гомеопатической идеи и воздвижения этой идеи на степень строго научного индуктивного закона.

За последующие два столетия многие ученые из разных областей знаний занимались разработкой концепции принципа лечения подобного подобным. Особенно большой вклад в это общее дело внесли физиологи, физики и, конечно, врачи-гомеопаты, продолжающие дело своего Учителя.

На недосягаемую и таинственную высоту принцип подобия поднят в Библии, где в 1-й главе Книги Бытия говорится: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» [Быт.1,26-27]

Ветхозаветный пророк Исаия, видевший отступничество царей иудейских, нечестие народа и последовавшее в связи с этим в 705-701 гг. до Р.Х. ассирийское нашествие и осаду Иерусалима, по этому поводу говорит: «Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?» [Ис.40,18]

Целебная Божественная Сила открывается в послании апостола Павла к Римлянам: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» [Рим.8,3]

После того, как иудеи сделали себе идол в виде золотого тельца по образу и подобию своих иллюзий о сущности Бога, выведшего их из Египта, Моисей, вернувшийся с горы Синай «бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» [Исх.32,19-20]

Яркий пример принципа лечения подобного подобным приведен в книге Числа, в которой описывается эпизод, происшедший в период исхода иудеев из Египта, когда в результате укусов змей «умерло много народа из [сынов] Израилевых» [Чис.21,6]. «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» [Чис.21,8-9].

Апофеозом этого события является сказанное в Евангелии от Иоанна: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» [Ин.3,14-15]. Литература:

1. Библия // Синодальный перевод.

2. Hеведомская Л. «Вестник богов» // газ. «Оpакул», № 7.1995.

3. Джеймс Джордж Фрезер «Золотая ветвь. Исследование магии и религии.» // Перевод М.К.Рыклина. М.: Политиздат, 1980.

4. Жуана Жак «Гиппократ» // Феникс, Ростов-на-Дону, 1997.

5. Ганеман Самуэль «Органон врачебного искусства» (5-е издание) // «Аврора», Санкт-Петербург, 1992.

6. Гиппократ «Избранные книги» // Перевод В.И.Руднева. М.:, «Сварог», 1994.

7. Чикин С.Я. «Врачи философы» // М.: «Медицина», 1990.

8. Теофраст фон Гогенгейм Парацельс «Тайны алхимии, открытые в природе планет» // Из «Магического Архидокса»

9. Гартман Франц «Жизнь Парацельса и сущность его учения» // М.: «Новый Акрополь» 1997.

10. Бразоль Л. Е. «Самуил Ганеман: Очерк жизни и деятельности» // СПБ, 1896.

11. Ганеман Самуэль «Опыт нового принципа для нахождения целительных свойств лекарственных веществ» // Перевод Л.Е. Бразоля. Издание Санкт-Петербургского Общества врачей-гомеопатов, СПб, 1896.

12. Hippocratis Opera Jano Cornario interprete, 1564 pp. 87, 88.

13. Charles Victor Daremberg «Oeuvres anat., physiol. et medic. de Gallen» (1854-56); «Oeuvres choisies d\"Hippocrate etc.» (2-е изд. 1855).
Igor K. Nurmeev.

Let likes be cured by likes. Myths and reality (from Hippocrates to Hahnemann)

In article the description of main phases in the homeopathic method history, origins of its formation and variety of its demonstration are recorded. Examples of similarity principle using in antiquity folk medicine are listed, experience of practical administration of this principle and its theoretical development in works of Hippocrates and Paracelsus are described. Historical role of conspicuous German doctor Samuel Hahnemann (1755–1843) is noted. – в 1986 г. закончил Военно-медицинский факультет при Куйбышевском государственном медицинском институте, по специальности «лечебное дело». В 1987 г. в должности врача медицинского пункта войсковой части принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С 1995 г. частная медицинская практика «Диагностика и лечение больных терапевтического профиля с использованием гомеопатии и мануальной терапии». В настоящее время – вице-президент общественной организации «Ассоциация АнтЭра – Институт клинической медицины и социальной работы им. М. П. Кончаловского».