Последние статьи
Домой / Пол / Предками каких народов являются аланы. Почему осетины не аланы? Зачем был нужен удлиненный череп

Предками каких народов являются аланы. Почему осетины не аланы? Зачем был нужен удлиненный череп

Аланы – развенчание мифа «Минги-Тау», журнал №1, 2020г. «Сталину принесли очередной список под- лежавших репрессиям, где первой стояла фамилия Абаева. Напротив нее он красным карандашом поставил галочку и сказал: «Этого оставить. Хороший ученый. Перевести в Москву». Все оказалось просто: вождь пользовался книгами Васо Абаева (в частности, его трудом «Осетинский язык и фольклор»), конечно, нигде об этом не упоминая» 2. Абаев выполнил данное ему поручение, убрал тюркский народ с территории Кавказа и обосновал, что аланами на Кавказе могут называть только один народ – осетин. Это с его подачи в современном алано- ведении установилась точка зрения о преемственности индоарийских и ираноязычных народов в следующей последовательности: скифы и сарматы → аланы → осетины и высказанное Абаевым мнение стало непререкаемым научным утверждением. Однако принадлежность скифов к индоарийцам и утверждение, что они были ираноязычным народом по меньшей мере выдумки Миллера и Абаева. Их утверждения оказались настолько натянутыми, если не сказать вымышленными, что уже неоднократно в современной печати появлялись серьезные научные исследования, полностью разбиваю- щие идеи и построения Абаева. Более фальсифицированной книги чем «Словарь скифских слов», составленным Абаевым наука ещё никогда не видела. Такого вопиющего подлога ни мировая история, ни мировая лингвистика не знает. * Именно во времена Сталина осетин неожиданно для всех назначили быть аланами, и для этого утверждения и «научного обоснования» была задействована огромная машина под названием СССР. Один современный исследователь заметил, что в одно время в на- шей стране трудно было найти даже газету, журнал и любое другое из- дание, где в кроссворде не фигурировал бы вопрос про алан и осетин. Даже в «Пионерской правде» в обязательном порядке в кроссворде был вопрос: Кто такие предки осетин? Ответ из 5 букв. На тему осетины – потомки алан, были исписаны тонны бумаг со ссылками на того или иного историка, филолога, языковеда, но о том, что некоторые из этих текстов были подправлены на усмотрение осе- тинских историков и под их антинаучную версию никто не противился. А  когда сейчас речь заходит о том, что некоторые кавказские народы  – ингуши, чеченцы, не могут быть прямыми потомками алан, то сыплются грубые обвинения. Поэтому таким тюркским народам Северного Кавказа, как карача- евцы и балкарцы было очень трудно спорить с осетинскими авторами, пока не появилась новая наука: ДНК-генеалогия. Но начнем все по по- рядку. В СССР автором и создателем теории происхождения осетинского народа от алан стал Василий (Васо) Иванович Абаев. Вот краткая био- графическая справка о нём. Приведем страницу его биографии, это не наш взгляд, а взято из материалов, помещенных на многих сайтах в Интернете. Его называют выдающимся ученым, он иранист-осетиновед, ака- демик АН России, профессор, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института языкознания АН СССР, действительный член Азиатского Королевского общества (академии) Англии (1966), член-корреспондент Финно-Угорского общества в Хельсинки (1973), дважды лауреат премии им. К. Хетагурова, заслуженный деятель на- уки Грузии и Северной Осетии, лауреат Государственной премии СССР. Автор многих работ по общему и сравнительному языкознанию, иранистике и осетиноведению: «Нартовский эпос» (1945), «Осетинский язык и фольклор» (1949). Одна из основных работ Абаева – «Историко- этимологический словарь осетинского языка» (1958); в нём прослежи- вается этимология и история осетинских слов на материале 190 языков мира и связи осетинского языка с иранским и индоевропейскими, а так- же с тюркскими, финно-угорскими и другими языками. Ёмюрлени теренинден 85 Статья Василий (Васо) Абаев родился в 1900 году в селе Коби в семье горца-осетина. Начальное образование получил в сельской школе, сред- нее  – в Тифлисской 6-ой классической гимназии (1910–1918). С  1918  г. по 1921 г. работал учителем в Кобийской начальной школе. В 1922 г. поступил в Ленинградский Государственный Университет на Иранский разряд этнолого-лингвистического отделения факультета обществен- ных наук. Окончил курс университета в 1925 г. Тогда же по предло- жению Н.  Я.  Марра был оставлен аспирантом ИЛЯЗВ. По окончании аспирантуры в 1928 направлен на работу в Кавказский историко-ар- хеологический институт АН СССР в Тифлисе, а в 1930 году зачислен сотрудником Яфетического института АН СССР, преобразованного впо- следствии в Институт языка и мышления им. Н.Я. Марра, в Ленинграде. С 1929  года  – профессор кафедры общего языкознания ЛИФЛИ. С 16 декабря 1930 по декабрь 1931 года В. Абаев совмещал работу в институте с работой в Публичной библиотеке, вначале и. о. главного библиотекаря по Восточному отделению с половиной оклада, а затем главного библиотекаря ОНЛ. В 1935 году Абаеву была присуждена учёная степень кандидата филологических наук (без защиты диссертации), в том же году его на- значают заведующим иранским кабинетом Института языка и мышления (ударение в этом слове ставится на первый слог). Работая за пределами Осетии, Абаев не порывал связей со своей родиной и оказывал большую помощь местным работникам, редактируя и рецензируя научную и другую литературу, консультировал их, выезжая в республику. Так, в январе 1941 г. Абаев был командирован в Осетию со специальным заданием президента АН СССР консультировать изучение осетинского нартовского эпоса. В годы Великой Отечественной войны вернуться в Ленинград Абае- ву не удалось, и в 1941–1945 гг. он работал в Северо-Осетинском и Юго- Осетинском НИИ, а также в 1944 г. заведовал кафедрой языкознания в Северо-Осетинском педагогическом институте. Лишь осенью 1945 г. он вернулся в Ленинград, Осенью 1945 г. В. Абаев вернулся в Ленинград и снова начал рабо- тать в Институте языка и мышления, преобразованном после дискуссии 1950 в Институт языкознания. Там он опубликовал свой основопола- гающий труд по осетинскому языку и фольклору. В 1952 г. вместе с основным ядром ученых института переведен в Москву. В 1962 году ему присуждена степень доктора филологических наук (без защиты дис- сертации), а в 1969 году было присвоено звание профессора. Васо Абаев внес существенный вклад в различные области язы- кознания. Им опубликованы более 270 работ по теории этимологии и истории лингвистических исследований, иранскому и индоевропейско- му языкознанию, по различным вопросам общего языкознания. Особен- но много сделано ученым в области осетиноведения и нартоведения. В  осетиноведческих работах глубокому исследованию подверглись все 86 «Минги-Тау». № 1. 2020 ж. основные проблемы современной грамматики и лексикологии, фоне- тики и морфологии, диалектологии и истории осетинского языка. Васо Абаев – составитель «Историко-этимологического словаря осетинского языка». Из большого числа фольклористских работ особо выделяются исследования Абаева, посвящённые всемирно известному героическо- му эпосу «Нарты». В ряде работ Абаев выступает как литературовед, опубликовав статьи, посвящённые творчеству Коста Хетагурова, Геора Малиева, Сека Гадиева, а также отдельные теоретические работы, по- священные различным проблемам литературоведения. Абаев участвовал в XVI конгрессе немецких востоковедов (Галле, 1958) и XXV Международном конгрессе востоковедов (Москва, 1960). В. Абаев был действительным членом Royal Asiatic Soc. of Great Britain and Ireland и членом-корреспондентом Финно-угорского обще- ства в Хельсинки. Читал лекции в Collège de France (Париж, 1966). Василий Абаев – заслуженный деятель науки Северо-Осетинской АССР (1957) и Грузинской ССР (1980), первый лауреат Государственной премии им. Коста Хетагурова (1966), лауреат Государственной премии СССР (1981). Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в Великой Отечественной во- йне 1941–1945». Васо Абаев прожил 101 год. С его именем связана целая эпоха в российской лингвистике и иранистике 1 . Абаев стал тем первым пионером в алановедении, который при- ложил немало усилий для утверждения идеи принадлежности осетин к аланскому этносу. И получилось это, как мы считаем, вот почему. Ког- да у Сталина устоялась идея борьбы с тюрками, он стал подыскивать специалиста, который смог бы выполнить эту сложную задумку вождя, написать научное обоснование отсутствия тюрок на Кавказе. Выбор не случайно пал на Васо Абаева. С одной стороны, любимый ученик Н.  Я.  Марра, который не только практически заменил своего учителя по- сле его смерти, но и успешно продвигал новое учение о языке с учетом марксистско-ленинского учения о языке. А теперь нам необходимо несколько подробно остановиться на уче- нии Марра и выполнении его заветов Абаевым. * * * Вот краткая биография языковеда, филолога и археолога Николая Яковлевича Марра (1864/65–1934). Родился 25 декабря 1864 (6 января 1865 по новому стилю; по другим данным, 25 мая, или 6 июня по ново- му стилю, 1864) в Кутаиси. Отцом его был шотландец Джеймс Марр, основатель Кутаисского ботанического сада, который, овдовев в возрасте 80 с лишним лет, женился на молодой грузинке. Отец говорил только по-английски и по-французски, мать – только по-грузински. Детство Марра прошло в Грузии и среди грузин, другие языки он начал изучать в Ку- таисской гимназии и проявил к ним выдающиеся способности. Работы Марра написаны на русском языке. В 1888 году он окончил восточный факультет Петербургского университета, в 1891–1918 преподавал там же, с 1902 – профессор, с 1911 – декан факультета. С 1912 Марр – акаде- мик (Императорской Академии наук, затем Российской Академии наук, а затем АН СССР). В 1918–1934 гг. директор Государственной академии истории материальной культуры, в 1921–1934 директор основанного им Яфетического института Академии наук, преобразованного в 1931 в Институт языка и мышления АН СССР, в 1926–1930 гг. директор Пу- бличной библиотеки, в 1930–1934 гг. вице-президент АН СССР. Занимал Марр и ряд других руководящий постов и одновременно преподавал в Ленинградском университете и других вузах. Умер Марр в Ленинграде 20 декабря 1934 г. Но за этими скупыми строками скрывается довольно бурная де- ятельность, половина которой прошла в Российской Империи, где он был не только ученым, но и верующим человеком и даже старостой грузинской церкви в Петербурге. Вторая половина жизни и с ней не- малая научная деятельность походила уже в Советском Союзе, где ему пришлось приспособиться к новой большевистской идеологии. Мы процитируем В.М. Алпатова, члена-корреспондента РАН, док- тора филологических наук, профессора из его серьезной работы «Исто- рия одного мифа: Марр и марризм» Николай Яковлевич Марр, хотя и был полиглотом, но, ни разу в жиз- ни не прослушал ни одного теоретического курса по языкознанию. Он усвоил лишь общие понятия сравнительно-исторического языкознания о родстве языков и языковых семьях, не умел применять на практике мето- дику сравнительно-исторического анализа, но, тем не менее, его тянуло к широким и далеко идущим построениям, которые он не мог доказать. В характере Марра было немало качеств, присущих для крупного ученого, – большие природные способности, обширные знания, огром- ная работоспособность, увлеченность делом, убежденность в правоте своих идей, стремление к обобщениям, интерес к междисциплинарным исследованиям, забота об учениках, талант организатора науки. Однако все эти качества обесценивались полным отсутствием чув- ства меры и самокритичности. И любое из положительных качеств Марра, доходя до крайности, превращалось в противоположность, об- ширность знаний – в поверхностность и приблизительность, работоспо- собность и увлеченность – в графоманию, убежденность – в догматизм, стремление к обобщениям и новым идеям – в выдвижение фантастиче- ских гипотез, забота об учениках – в деспотизм по отношению к ним, талант организатора – в стремление к монополии. Марра называли «де- каном с железной рукой». Еще до революции он изгнал из области кав- казоведения (кстати, единственной, где он действительно был профессионалом) всех конкурентов, перессорился со всеми учениками первого поколения, как только они начинали проявлять самостоятельность. Эти свойства меньше сказывались на научной продукции Марра, пока он занимался тематикой, в которой он был подготовлен. Но, на беду себе и науке, Марр ещё в предреволюционные годы начал все более уходить в область языкознания, где он был дилетантом. Ещё до революции он объявил о существовании так называемой яфетической семьи языков, куда включил чуть ли не все языки Среди- земноморья и Передней Азии, чьи родственные связи не были в то время даже выяснены. Эта бредовая гипотеза ещё была в пределах теоретиче- ски возможного, но о степени научности её разработки свидетельствует уже то, что в число яфетических Марр безапелляционно включил не- расшифрованный этрусский язык и пелагский язык, о котором тогда не знали ничего, кроме их названия. Приведём его мнение: «Баскский принадлежит к яфетической семье языков и родственен с грузинским, сванским, абхазским, бацбийским, лакским. Пелагский язык, – писал далее Марр, – с одной стороны, на западе, оказывается в родственных связях с этрусским, с другой же, на востоке, с таким языком, как лезгинский или лакский и древнеурарт- ский в Аремнии» 1 . Весь этот бред воспринимался в то время как новое явление в языкознании. А так как «яфетических языков», с легкой руки Марра, становилось всё больше и больше и объяснить общность их происхождения только миграциями древних народов становилось все труднее, Марру при- шлось сделать выбор между результатами, которые он хотел получить, и принципами сравнительно-исторического языкознания. И выбор был сделан – в пользу желанных результатов. В ноябре 1923 года (с этого времени марристы потом вели отсчет «новой эры» в языкознании) Марр впервые выступил с докладом, где отрицал основные постулаты науки о языке. «Яфетическая теория» превратилась в «новое учение о языке» (хотя термин «яфетическая теория» как синоним «нового учения» су- ществовал и позже). Марр так и не смог, несмотря на огромное число печатных работ, дать связное изложение своего учения, отдельные фрагменты которо- го он до конца жизни подвергал бесчисленным модификациям. Тем не менее, в самом общем виде это учение сводится к двум положениям. Первое из них было диаметрально противоположно обычным линг- вистическим представлениям о развитии семьи языков как постепенном распаде некогда единого праязыка на разные, но генетически родствен- ные языки. Согласно Марру, «праязык есть сослужившая свою службу научная фикция», а развитие языков идет в обратном направлении от множества к единству. Языки возникали независимо друг от друга: не только русский и украинский языки исконно не родственны, но каждый русский диалект и говор был некогда отдельным, самостоятельно возникшим языком. Затем происходит процесс скрещения, когда два языка объеди- няются в новый, третий язык, в равной степени являющийся потомком обоих языков-предков. Например, французский язык – скрещенный латинско-яфетический, причем отсутствие склонения и неразвитость спряжения – его исконная яфетическая черта. В свою очередь латынь – результат скрещения «языка патрициев» и «языка плебеев», причем последний также был яфетическим. Процесс скрещения языков найдет завершение при коммунизме, когда все языки мира сольются в один – утверждал Марр. Второе положение заключалось в следующем. Хотя языки возник- ли независимо друг от друга, они развивались и будут развиваться по абсолютно единым законам, хотя и с неодинаковой скоростью. Звуковая речь, возникшая в первобытном обществе в результате классовой борь- бы, поначалу состояла из одних и тех же четырех элементов сол, бер, йон, рош, имевших характер «диффузных выкриков». Постепенно из их комбинаций стали формироваться слова, появились фонетика и грам- матика. Языки проходят одни и те же стадии развития, определяемые уровнем социально-экономического развития. На некоторой социально- экономической стадии любой народ обладает языком определенного фонетического и грамматического типа. Более того, эти языки независи- мо от географического расположения имеют и материальное сходство: Марр писал, что у любого народа на определенной стадии развития вода будет именоваться су, как в ряде тюркских языков. При изменении базиса язык как часть надстройки подвергается революционному взрыву и становится структурно и материально иным, однако в языке остаются следы прежних стадий вплоть до четырех элементов, которые можно выделить в любом слове любого языка. Отыскание таких следов Марр называл лингвистической палеонтологией. Оба положения Марра противоречили не только всем существовав- шим к тому времени лингвистическим теориям, но и накопленному фак- тическому материалу. Давно было установлено, что, например, латынь была праязыком для романских языков, что упрощение морфологии во французском языке – не древнее, а относительно новое явление, зафик- сированное в памятниках, что разделение русского и украинского языков тоже произошло в историческую эпоху. В то же время никто не мог доказать существования четырех элементов или «языковых взрывов» в переломные исторические эпохи. Но для Марра установленные факты просто не существовали. В своих исследованиях по истории слов он отбрасывал строгие фонетические законы, открытые наукой XIX века, основываясь исключительно на внешнем созвучии, которому можно было поставить в соответствие любое произвольное развитие значе- ния. Так, Марр связал немецкие слова Hund, «собака», и hundert, «сто», имевшие на самом деле разное происхождение, придумав следующие «закономерности развития»: собака – тотем «собака» – члены рода – множество людей – много – сто. Он спокойно сопоставлял француз- ское rouge, «красный» с частью рас русского красный (начальную часть корня он просто отбрасывал за ненадобностью), связывая оба слова с первичным элементом рош, к которому он возводил и названия народов русы, эт-рус-ки, пе-лас-ги, лез-гины и т.д. Все эти упражнения были чистой игрой воображения, умерявшейся лишь идеологическими сооб- ражениями (Марр с возмущением отвергал вполне реальную общность происхождения слов раб и работа). Марр мог утверждать все что угодно. То он заявлял, что русский язык во многих отношениях ближе к грузинскому, чем к украинскому, то определял немецкий язык как преобразованный революционным взры- вом... сванский, то называл смердов иберо-шумерским слоем русских. В «новом учении о языке» сохранились некоторые прежние идеи Марра, прежде всего выделение «яфетических языков», которые уже понима- лись не как семья, а как стадия в языковом развитии, хотя признаки этой стадии Марр так и не смог описать. Тем не менее, еще до официального признания и насаждения «но- вое учение о языке» имело несомненную популярность. Это не была притягательность научной теории. Это была притягательность мифа. Увлеченность Марром была обусловлена многими причинами. Сре- ди них – и научный авторитет Марра, основанный, прежде всего, на его ранних не лингвистических работах, и яркость его личности, и широта диапазона его проблематики. Но особое значение имели две из них: со- впадение его деятельности с периодом кризиса мирового языкознания и созвучность его идей эпохе двадцатых годов. Критика «нового учения о языке» Марра – задача очень несложная и доступная любому человеку с филологическим образованием. Вопию- щее несоответствие фактам и полученным в науке результатам, недока- занность и принципиальная недоказуемость положений, нелогичность, противоречивость, полная оторванность от практики – все это очевидно. Однако естествен вопрос: если учение столь явно плохо, почему именно оно в течение двух десятилетий было основополагающим для советского языкознания? Разрыв между научной слабостью «нового уче- ния о языке» и силой его влияния настолько колоссален, что требует объяснения» 1. Как справедливо было замечено, двадцатый век принес человече- ству немало мифов различного характера. Среди них заметное место занимали научные мифы, в искаженной форме отражавшие вошедшие в быт представления о всемогуществе науки. Реальная наука часто не соответствовала таким представлениям, а лженаука сознательно или бес- сознательно спекулировала на них, обещая решить любые существующие и несуществующие проблемы. Это импонировало широким массам и представителям власти, которые не были специалистами в определен- ной науке, а многие из них и вообще не имели никакого образования. Пользуясь их поддержкой, мифотворцы добивались монопольного по- ложения не только в науке, но и в обществе. И здесь Марр был одним из таких мифотворцев, если не сказать – главным мифотворцем, который так много понапридумывал в истории и языкознании, что последствия его бредовых идей отзываются до сих пор. Особенно Марр был изощренным изобретателем мифа о языке. Да, отсутствие у него лингвистического образования (в то время строго от- делённого от востоковедческого) мешало Марру научно проверять свои априорные гипотезы и ничем не ограничивало его фантазию. Выучив большое число языков на практическом уровне, причем более-менее полно он владел сведениями об истории только картвельских и абхаз- ского языков. В то же время уже хорошо изученная история индоевро- пейских и тюркских языков фактически игнорировалась им. Он собрал вокруг себя группу учеников, которые не были языковедами в полном смысле этого слова, да это были историки, востоковеды, и ему было легче внушать им то, в чем они мало разбирались. Среди его учеников были такие, ставшие в последствие крупными учёными, как И.А. Джа- вахишвили, И. А. Орбели, А.А. Калантар, А.Г. Шанидзе. Но начавшаяся Первая мировая война, а затем революция 1917 года в России оторвали Марра от работы в археологических экспедициях на Кавказе, и это стало большим стимулом для его теоретической деятельности. Интерес к Кавказу, к прошлому его народов был всегда в сфере по- стоянных интересов Марра ещё с дореволюционных времен. Именно тогда он весьма энергично продвигал организацию «Кавказского исто- рико-археологического института». Он неоднократно ставил вопрос о создании такого научного центра именно на Кавказе, в Тифлисе. Еще в 1906 г. он подготовил проект организации Грузинской Академии наук. Но эти проекты разбивались о сопротивлении правительства, боявше- гося, что подобный научный центр окажется проводником антиправи- тельственных идей В 1918 г. при непосредственном участии Марра в рамках Академии наук создается «Комиссия по изучению племенного состава России», которая «на первых порах своей деятельности поставила определенную задачу – составление этнографической карты России с объяснитель- ными записками». Марр написал для комиссии три работы: «Племен- ной состав населения Кавказа», «Кавказские племенные названия и их местные параллели», «Талыши», представляющие собой собственно историко-этнографические исследования. В это же время он пишет ряд работ по исторической географии, топонимике, этнонимике и т.п. Именно Марр был одним из первых, кто доказал важное значение ономастики, доказывая, какое большое значение имеет эта наука для изуче- ния исторического прошлого народа. 18 апреля 1919 г. Совет Народных Комиссаров за подписью В.И. Ленина утвердил проект преобразования бывшей археологической комиссии в Государственную академию мате- риальной культуры. Первым председателем ГАИМК был избран Марр. Интерес к Кавказу привел Марра к убеждению, что прародину на- родов Кавказа следует искать далеко за его пределами. «Множество яфетических языков на Кавказе и их не совпадающее со степенями род- ства расположение на площади этого края побуждают искать прародину кавказских яфетидов в другом месте и на более обширной территории»1 . В своей работе «Чем живет яфетическое языкознание?» Марр от- мечал значение естественно психологического родства народов Кавказа. «Наше новое лингвистическое учение, – писал он, – ведь правильно освещает это их единство. Эта психология, живым ключом бьющая из природы насельников края, ее источник, вскрытый языкознанием, чему учат? Они создают новую идейную почву для единения народов Кавказа, его обитателей, они делают совершенно осязательной психологическую необходимость такого единения. В его необходимости убеждает нас и экономическое изучение при- родных сил края, о такой необходимости говорит и неоднократно по- вторившаяся на протяжении веков дававшая блистательные результаты попытка устранения жизни Кавказа общими усилиями его населявших народов. Но естественно-психологическое родство требует и культиви- рования, его рост и развитие должно быть поддержано искусственным путем; сознанием своего родства должен проникнуться каждый из на- родов Кавказа, значение его, как необходимейшего естественно-исто- рического фактора прогресса, должно быть осознано в первую очередь народами наиболее передовыми, более свободомыслящей их частью, молодежью, подлинным инициатором будущего» 2 . Коренные кавказские народы, даже коренные кавказские языки, по мнению Марра, есть явление не местного происхождения: яфетиче- ская семья, к которой принадлежит первоначальное население Кавказа, здесь пришлые люди, так же, как появившиеся затем последовательно ариевропейцы и турки, не говоря о других, не внедрявшихся целыми племенами, народных массах, с тем, однако, различием, что яфетическая семья эмигрировала с соседствующей с юга прежней территории ее рас- селения, если не прародины, из Месопотамии, естественно разливаясь этническими массами в близлежащие кавказские страны. Изучение истории Кавказа позволило Марру утверждать, что на- роды Кавказа заслужили право требовать «переоценки действительной доли участия в создании общечеловеческой культуры арийских или не арийских народов, европейских или неевропейских стран, великих или малых по численности и территориальным размерам национальностей и государств»1 . В своем наброске исторического процесса на Кавказе Марр писал, что на всем протяжении своей истории народы Кавказа были сильны объединением и что теперь, когда «жизнь потребовала пересмотра вза- имоотношений старых и новых национальных групп кавказского мира и свободы нового их самоопределения», необходимо «в интересах че- ловеческого внутренне-культурного общежития восстановить на но- вых началах древнюю солидарность, утраченную в настоящее время не только в реальной жизни, но и в идее, в сознании связанных общей судьбой народов» 2 . В созданном им «новом учении о языке» («яфетической теории»), с которым он выступил в ноябре 1923 г., явно преобладали совершенно ненаучные, совершенно непроверяемые и недоказуемые утверждения, такие, как происхождение всех языков от «четырёх элементов», идея «яфетических языков» как некой не генетической, а социально-классо- вой общности и тому подобное. Что же это за теория? И откуда взялось такое странное название? На помощь Марру пришла, как не покажется странным, Библия. Марр писал, что у библейского Ноя было три сына: Сим (семитские языки), Хам (хамитские языки) и Иафет (Яфет). После Потопа Яфет стал жить на Кавказе. От него, по мнению Марра, и произошли все кавказские народы. Отсюда все кавказские языки стали, по его утверждению, яфе- тическими. Несмотря на надуманность и сказочность этой теории её, как это не покажется странным, все приняли за открытие, не подлежащее никакому сомнению. Ну а затем Марр углубляется в «непочатый источник истории Кав- казского мира» 3 . Чем глубже захватывает Марр материал бесписьмен- ных северокавказских языков, тем яснее выступает давно уже выска- занное им в конце XIX века, но лишь в 1916 г. получившее закончен- ную формулировку, положение о первостепенной важности изучения бесписьменных живых языков, для понимания полноты исторического процесса. На первых порах Марр такими постулатами хотел зафиксировать родство грузинского, мегрельского, сванского, чанского языков с се- митским и хамитским. Как он утверждал, ведь Сим, Хам и Яфет были родными братьями, и у них все было общим, не только факт рождения, но и общались они на одном языке. Но это было только началом его псевдоязыковых изысканий, на котором он не думал остановиться. Вскоре он объявил родственными все древние (мертвые) языки Средиземно- морского бассейна и Передней Азии с живыми языками (кавказскими или иберийско-кавказскими), баскским, вершикским (Памир) и др.1 Конечно, объявлять родственными чуть ли не все языки Востока (как мертвые, так и живые) только по их происхождению от трех родных братьев кажется избыточной натяжкой. Но только для непредвзятого читателя, даже не имеющего никакого отношения к языкознанию, но не для Марра. Никакой натяжкой это не было и для коммунистов-ин- тернационалистов, одним словом, для всех тех, для кого идея, зачатая непорочно, т.е. без контакта с фактами, была куда важнее ее научного обоснования. Как заметил В.М. Алпатов, Марр как бы подбирал все «плохо лежа- щие языки», т.е. не закрепленные за конкретными группами и, не раз- думывая, присоединял их к «яфетическим». Так, язык к языку, собралась более чем приличная «коллекция» и, по Марру, Кавказ стал чуть ли не працентром всех языков мира, включая все древние, древнедогреческие, этрусский и хеттский языки. К яфетическим попали и чувашский, и готтентотский, и кабильский языки. Получилось до удивления просто и изящно: «…упрямые факты» потеснились перед «упрямым автором»  – писал В.И. Абаев 2 . Как показало время, основная языковая идея Марра – родство всех кавказских языков подтверждения не получила 3 . Но это произойдет позже, а пока слава Марра все ширится, к нему льнут новые ученики. Довольно быстро к группе уже определившихся приверженцев стали появляться и новые ученики из студентов. Такими стали В.И. Абаев, С.Л. Быховская, А.Н. Генко. Абаев, уже на втором курсе университета приглашенный в Яфетический институт, созданный Марром, в качестве внештатного сотрудника вспоминает это учрежде- ние как один из центров интеллектуальной жизни Петрограда начала 20-х  годов. «Они шли на 7-ю линию Васильевского острова, движимые жаждой новых идей и неповторимой силой неповторимой личности Марра». И далее Абаев отмечал: «Марр был в зените своей славы» 4 . Имя Марра получает широкую известность, а идеи яфетидологии про- никают даже в поэзию. Валерий Брюсов, друживший с Марром, написал в 1924 году стихотворение «ЗСФСР»: «…И сколько преданий! От дней Атлантиды Несут откровенья для нас яфетиды!» Владимир Захаров

Не гунны положили конец Римской империи. Она пала под копытами аланской конницы. Восточный народ с длинными черепами принес в Европу новый культ войны, заложив основы для средневекового рыцарства.

Непобедимы войны

Римская империя за всю свою историю не раз сталкивалась с нашествием кочевых племен. Задолго до аланов границы античного мира сотрясались под копытами сарматов и гуннов. Но в отличие от своих предшественников аланы стали первым и последним "негерманским2 народом, которым удалось основать значительные поселения в Западной Европе. Долгое время они существовали рядом с империей, периодически нанося им "соседские визиты". Многие римские полководцы рассказывали о них в своих воспоминаниях, описывая их как непобедимых воинов.

Согласно римским источникам, аланы жили по обе стороны Дона, то есть в Азии и Европе, поскольку, по мнению географа Клавдия Птолемея, граница проходила по этой реке.

Тех, что населяли западный берег Дона, Птолемей называл скифскими аланами, а их территорию «Европейской Сарматией». Те, что жили на Востоке, именовались скифами в одних источниках (у Птолемея) и аланами в других (у Светония). В 337 году Константин Великий принял аланов в состав Римской империи на правах федератов и поселил их в Паннонии (Центральная Европа). Из угрозы они разом превратились в защитников границ империи, за право поселения и жалование. Правда, ненадолго.

Спустя почти сотню лет, недовольные условиями жизни в Паннонии, аланы вступили в союз с германскими племенами вандалами. Именно эти два народа, выступая вместе, сыскали себе славу разорителей Рима после того, как в течение двух недель грабили Вечный город. Римская империя так и не смогла опомниться от этого удара. Спустя двадцать один год германский вождь Одоакр формально «оформил» падение Рима, заставив последнего из римских императоров отречься от престола. Имя вандалов, и по сей день, остается нарицательным.

Мода на «аланское»

Представьте себе граждан Рима, которые начали подражать варварам. Нелепой кажется одна мысль о том, что римлянин, одетый в шаровары на сарматский лад, отрастил бороду и рассекает на низкорослой, но быстрой лошади, стараясь соответствовать варварскому образу жизни. Для Рима V века нашей эры это не было редкостью. Вечный город буквально «накрыла» мода на все «аланское». Перенимали все: воинское и конное снаряжение, оружие; в особенности ценились аланские собаки и кони. Последние не отличались ни красотой, ни ростом, но славились своей выносливостью, которой приписывали чуть ли не сверхъестественный характер.

Пресытившиеся материальными благами римские патриции искала отдушину во всем простом, естественном, примитивном и, как им казалось, близком к природе. Варварская деревня противопоставлялась шумному Риму, античному мегаполису, а самих представителей варварских племен идеализировали настолько, что следы этой «моды» легли в основу последующих средневековых преданий о куртуазных рыцарях. Нравственные и физические преимущества варваров были излюбленной темой романов и повестей того времени.

Для алан, как в целом и для остальных федератов, был характерен прямо противоположный процесс. Варвары предпочитали пользоваться достижениями крупной цивилизации, на периферии которой они оказались. В этот период произошел полный обмен ценностями –аланы романизировались, римляне «аланизировались».

Деформированные черепа

Но далеко не все обычаи аланов приходились по душе римлянам. Так, они обошли своим вниманием моду на удлиненную голову и искусственную деформацию черепа, которая была распространена среди аланов. Сегодня подобная особенность у аланов и сарматов существенно облегчают работу историкам, позволяя определить места распространения последних, благодаря встречающимся в захоронениях длинным черепам. Так, удалось локализировать место обитания аланов на Луаре, в Западной Франции. По словам Сергея Савенко, директора Пятигорского краеведческого музея, до 70% черепов, относящихся к эпохе аланов, имеют удлиненную форму.

Чтобы достигнуть необычной формы головы, новорожденному, у которого еще не окрепли черепные кости, плотно их бинтовали ритуальной кожаной повязкой, украшенной бусами, нитями, подвесками. Носили ее до тех пор, пока кости не укреплялись.

Удлинение черепа имело ритуальный характер. Есть версия, что деформация влияла на мозг и позволяла аланским жрецам быстрее в транс. Впоследствии, традицию перехватили представители местной аристократии, а потом это вошло в широкое употребление вместе с модой.

"Предки" короля Артура

Согласно Флавию Арриану, аланы и сарматы были конными копьеносцами мощно и быстро атакующими врага. Он подчеркивает, что фаланга пехоты, снаряженная метательными снарядами – самое эффективное средство отбить атаку алан. Главное после этого, "не купиться" на знаменитый тактический ход всех степняков: «ложное отступление», которое они нередко превращали в победу. Когда пехота, с которой они только что стояли лицом к лицу, преследовала убегающего и расстроившего свои ряды врага, то последний поворачивал коней и опрокидывал пеших воинов. Очевидно, их манера ведения боя впоследствии оказала влияние на римский способ ведения войны. По крайней мере, рассказывая впоследствии о действиях своего войска, Арриан отмечал, что

«Римская конница держит свои копья и бьет врага на тот же манер, что и аланы и сарматы».

Это, равно как и соображения Арриана относительно боевых возможностей алан, подтверждает бытующее мнение, что на западе серьезно считались с военными достоинствами аланов.

Боевой дух у них был возведен в культ. Как пишут античные авторы, смерть в бою считалась не просто почетной, но радостной: «Счастливым покойником» у алан считался тот, кто погибал в бою, служа богу. Те же «несчастные», которым довелось дожить до старости и умереть в своей постели, презирались как трусы и становились позорным пятном в семье.
Аланы оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. С их наследием историки связывают целый комплекс как военно-технических, так и духовно-этических достижений, которые легли в основу средневекового рыцарства. Если верить исследованию Говарда Рейда,

военная культура аланов сыграла немалую роль в формировании легенды о короле Артура.

Он основывается на свидетельствах античных авторов, согласно которым император Марк Аврелий принял на службу 8 000 опытных всадников – аланов и сарматов. Большая часть из них была послана на Адрианов вал в Британии. Они сражались под знаменами в виде драконов, а поклонялись богу войны - обнаженному мечу, воткнутому в землю.

Идея поиска аланской основы в легенде об Артуре не нова. Так американские исследователи, Литтлтон и Малкор, проводят параллель между священным Граалем и священной чашей из нартского (осетинского) эпоса, Нартамонгой.

Королевство вандалов и аланов

Неудивительно, что отличающиеся подобной воинственностью аланы в союзе с не менее воинственным племенем вандалов, представляли собой страшную напасть. Отличаясь особой дикостью и агрессивностью, они не шли на договор с империей и не оседали в какой-то местности, предпочитая кочевой грабеж и захват все новых и новых территорий. К 422-425 годам они подошли к Восточной Испании, завладели находящимися там кораблями, и под предводительством вождя Гейзериха высадились в Северной Африке. В то время африканские колонии Рима переживали не лучшие времена: они страдали от набегов берберов и внутренних мятежей против центрального правительства, в общем, представляли лакомый кусок для объединенного варварского войска вандалов и аланов.

Буквально за несколько лет они покорили огромные африканские территории, принадлежавшие Риму во главе с Карфагеном. К ним в руки перешел мощный флот, с помощью которого они неоднократно наведывались на побережья Сицилии и Южной Италии.

В 442 году, Рим был вынужден признать их полную независимость, а еще через тринадцать лет - свое полное поражение.

Аланская кровь

Аланы за все время своего существования успели побывать на многих территориях и во многих странах оставить свой след. Их миграция растянулась от Предкавказья, через большую часть Европы, и в Африку. Неудивительно, что сегодня множество народов, живущих на этих территориях, претендуют на то, чтобы считаться потомками этого знаменитого племени.

Пожалуй, наиболее вероятные потомки алан – современные осетины, которые считают себя приемниками великой Алании.

Сегодня среди осетин даже есть движения, выступающие за возвращение Осетии ее якобы исторического названия. Стоит отметить, что у осетин есть на основания претендовать на статус потомков аланов: общность территории, общность языка, который считается прямым потомком аланского, общность народного эпоса (Нартовского эпоса), где ядром якобы служит древний аланский цикл. Основные противники данной позиции – ингуши, которые также выступают за свое право называться потомками великих аланов. По другой версии, аланы в античных источниках были собирательным названием для всех охотничьих и кочевых народов, находившихся к северу от Кавказа и Каспийского моря.

Согласно наиболее распространенному мнению, лишь часть аланов стали предками осетин, в то время как другие части слились или растворились в других этнических группах. Среди последних - берберы, франки и даже кельты. Так, по одной из версий, кельтское имя Алан происходит от патронима «аланы», которые обосновались в начале V века в Луаре, где смешались с бретонцами.

Аланы. Кто они?

М. И. ИСАЕВ, академик Российской Академии Естественных Наук .

Из предисловия к русскому изданию книги Вернарда С.Бахраха "Аланы на Западе". (Оригинал: “A history of the Alans in the West”, by Bernard S. Bachrach)

Народы как люди. Подобно тому как у каждого человека своя собственная биография, любой этнос обладает историей, присущей только ему.

Существует одно сходство между личностью и этносом. Для более полной идентификации человека наряду с его именем обычно называют и отчество, т. е. имя отца, а у некоторых народов - и имя сына (или дочери). Точно так же ученые стремятся выявить предка изучаемого народа и его потомка (если он сам уже как этнос канул в Лету).

Благо, об аланах ученые располагают достаточными сведениями, чтобы их можно было рассматривать в единой преемственной цепочке: скифы - аланы - осетины.

Скифы

Ребенок заявляет о своем появлении на свет энергичным криком, а скифы ознаменовали свой приход в лоно истории гиком скачущей конницы, войной с киммерийцами, которые ими были согнаны к VII в. до н. э. с населенных мест на просторах Северного Причерноморья. В ближайшее столетие они совершают победоносные походы в Малую Азию, завоевав Мидию, Сирию, Палестину. Однако через несколько десятилетий их оттуда вытесняют оправившиеся мидияне.

Нет точных данных о расселении скифов в разные периоды их истории. Установлено лишь, что они селились главным образом в степях между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью.

По свидетельству отца истории Геродота, скифы разделялись на несколько крупных племен. Преобладающее положение среди них занимали так называемые «царские скифы», которые жили в степях между Днестром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали скифы-кочевники. Неподалеку от них и в перемежку с ними селились скифы-землепашцы.

У скифов существовал союз племен, который напоминал государство рабовладельческого типа. Они вели интенсивную торговлю скотом, хлебом, мехами и рабами.

Власть скифского царя была наследственной и обожествлялась. Однако она была ограничена так называемыми союзным советом и народным собранием.

Как это нередко бывает, политическому сплочению скифов во многом способствовали войны. В этом плане важную роль для консолидации скифов сыграл их поход в 512 г. до н. э. в Персию, которой в ту пору правил царь Дарий I. К 40-м годам IV в. до н. э. скифский царь Атей, устранив своих соперников, завершает объединение всей Скифии от Азовского моря до Дуная.

О расцвете скифов к IV в. до н.э. свидетельствует появление в Приднестровье грандиозных курганов, так называемых «царских курганов»- высотою до 20 м.

Они имели глубокие и сложные конструкции, Б которых хоронили царей или их ближайших сподвижников. В богатых могильниках встречались медные, серебряные и золотые предметы утвари, посуда, а также греческая расписная керамика, амфоры с вином, украшения тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров.

Конец IV в. до н. э. считается началом падения скифов.

В 339 г. до н.э. скифский царь-объединитель Атей погибает в войне с македонским царем Филиппом II. А к концу того же века из-за Дуная наступают родственные племена сарматов, значительно потеснившие скифов, которые сосредоточиваются отныне в основном в Крыму и низовьях Днепра.

Здесь скифы во II в. до н. э. приобретают второе дыхание и подчиняют себе Ольвию и некоторые владения Херсонеса, активно торгуют хлебом и другими продуктами на внешнем рынке. Пожалуй, последний взлет могущества скифов приходится на вторую половину I в. уже нашей эры. Затем наблюдается постепенный спад значения скифов на исторической арене.

Царство скифов с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н.э., когда оно было разбито готами. С этого времени начинается постепенное затухание самостоятельности скифов, их этнического своеобразия и они в своей основной массе растворяются среди племен Великого переселения народов.

Однако «скифский след» не исчез, как это порой случается с этносами.

Во-первых. Скифы внесли неоценимый вклад в художественную культуру человечества. Особый интерес представляют изделия, декорированные в так называемом «зверином стиле»-. Это обкладки ножен и колчанов, рукоятки мечей, детали уздечного набора, женские украшения.

Скифы изображали целые сцены борьбы зверей, но особенного блеска достигли они в показе фигур отдельных животных, наиболее излюбленным из которых считается олень.

Во-вторых. Скифы и как этнос не исчезли бесследно, так как, по признанию компетентных ученых, их прямыми потомками явились не менее известные в истории аланы, к разговору о которых мы переходим.

Аланы

Подобно тому как из слабеющей руки отца-воина выхватывает юноша меч и продолжает его дело, в последнее столетие до н.э. из среды полукочевого скифо-сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья выделились энергичные аланы и понеслись на своих резвых конях на юг, а затем и на запад.

Как бы ведомые генетической памятью своих предков-скифов и сарматов, они совершали победоносные походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. Часть аланов вместе с гуннами приняла участие в Великом переселении народов и через Галлию, Испанию достигла Северной Африки. В это же время (первая половина I в. н.э.) другая часть аланов подошла к предгорьям Кавказа, где под их главенством образовалось мощное объединение аланских и местных кавказских племен, получившее название «Алания»-.

Происходит частичное оседание кочевников-аланов, которые начинают вести земледельческо-скотоводческое хозяйство.

Установлено, что в VIII-IX вв. у аланов зарождаются феодальные отношения, а сами они входят в состав Хазарского каганата. В IХ-Х вв. аланы создают раннефеодальное государство и играют важную роль во внешних связях Хазарии с Византией. Оттуда к ним проникает христианство.

Средневековые аланы создали свое самобытное искусство. Они на камнях и тесаных плитах наносили специфические геометрические орнаменты и изображения животных и людей. Что касается прикладного искусства, то оно представлено в основном ювелирными изделиями из золота и серебра, камнями или стеклом, украшениями.

Появились у аланов также литые бронзовые изображения человека и животных. Своего наивысшего расцвета аланское искусство достигло в X-XII вв., о чем говорят многочисленные предметы, найденные в Змейском могильнике (Северная Осетия). Среди них одежда, ножны сабель, уникальный золоченый конский начельник в виде женской полуфигуры, орнаментированные золоченые бляхи и др. Существуют веские свидетельства, что в период расцвета аланской самобытной культуры у них существовала письменность на греческой графике (Зеленчукская надпись на могильной плите, 941 г.). В эту же эпоху зародился у аланов всемирно известный Нартовский эпос, впоследствии распространившийся также у некоторых соседних народов.

Существование Алании как могущественного государства было прервано в момент самого высшего его расцвета нашествием монголо-татарских орд, которые окончательно захватили всю равнину Предкавказья (1238-1239 гг.). Остатки аланов ушли в теснины гор Центрального Кавказа и Закавказья, частично ассимилировались с кавказоязычными и тюркоязычными племенами, но сохранили свою преемственность с аланами. Возродились они уже под названием яссы, оссы, осетины.

Осетины

Лишенные могущества и славы своих предков аланов осетинские племена на долгих пять столетий сошли с арены истории.

О них в течение всего этого периода как бы забыли все - ни в каких трактатах о них никто уже не вспоминает. Вот почему первые путешественники - кавказоведы нового времени, - столкнувшись с осетинами, терялись в догадках: что это за народ, который не походит на своих соседей «кавказской и тюркской рас»? Появились разные гипотезы их происхождения.

Известный европейский ученый и путешественник академик Гюльденштедт, побывавший на Кавказе в 1770 и 1773 гг., выдвинул теорию происхождения осетин от древних половцев. Он находил сходство некоторых осетинских имен с половецкими.

Позднее, в первой половине XIX в., другой ученый-путешественник, Гакстгаузен, обосновывал теорию германского происхождения осетин. Он исходил из факта совпадения отдельных осетинских слов с немецкими, а также из общности у этих народов ряда предметов культуры и быта. Ученый полагал, что осетины являются сохранившимися на Кавказе остатками готов и других гермацских племен, разбитых гуннами.

Несколько позже ученый мир узнал и о третьей теории становления этого народа. Она принадлежит известному европейскому путешественнику и этнологу Пфаффу, по которому осетины имеют смешанное иранско-семитское происхождение. Он считал, что осетины представляют собой результат смешения семитов с арийцами.

Исходным аргументом для ученого послужило обнаруженное им внешнее сходство многих горцев с евреями. Помимо этого, он находил и некоторые общие черты у обоих народов. Например: а) старший сын остается при отце и во всем ему подчиняется; б) брат обязан жениться на жене умершего брата (так называемый «левират»); в) при законной жене можно было иметь еще и «незаконных» и т.д. Однако с развитием науки, в частности сравнительной этнологии, стало известно, что подобные явления наблюдались и у многих других народов.

В отличие от спорта, где необходимого результата добиваются в трех попытках, в данном случае ученые «попали в точку» с четвертого раза.

В первой половине XIX в. знаменитый европейский путешественник Ю. Клапрот высказал гипотезу иранского происхождения осетин. Вслед за ним, в середине того же столетия, российский академик Андрей Шегрен на обширном языковом материале доказал раз и навсегда правильность этой точки зрения.

Дело тут не только в уровне развития науки. Как оказалось, важнейшим определителем этноса является язык. Не зря классификация народов базируется тоже на языковом признаке.

Это значит, что генетические классификации языков и народов (этносов) почти полностью совпадают...

Анализ языкового материала академика Шегрена («отца осетиноведения») помог определить не только происхождение осетин, но и их место в иранской ветви самой обширной индоевропейской семьи народов. Но и этого мало. Язык оказался своеобразным зеркалом, в котором отражается вся история его носителей. Как говорил замечательный русский поэт П. А. Вяземский:

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной...

Это свойство особенно важно для народов, не имевших древних письменных традиций.

Дело в том, что у многих наций в письменных источниках древних эпох имеются важные сведения об их истории. У бесписьменного же народа в известной мере их заменяет язык, из истории которого ученые прокладывают путь к истории самого народа.

Так, по данным языка достоверно установлены основные контуры истории осетинского народа на протяжении почти четырех тысяч лет.

Ученые определили, что осетинский оказался одним из самых архаичных языков в составе огромной индоевропейской семьи языков, носители которых появились на арене истории еще во II тысячелетии до н.э. и непрерывно играют на ней все возрастающую роль. Как известно, в эту семью народов входили и входят: древние хетты, римляне, греки, кельты; индийцы, славянские, германские и романские народы; албанцы и армяне.

Одновременно было установлено, что осетинский относится к иранской группе индоевропейских языков, которая включает также такие языки, как: персидский, афганский, курдский, таджикский, татский, талышский, белуджский, ягнобский, памирские языки и диалекты. В данную группу входили также мертвые языки: древнеперсидский и авестийский (примерно VI-IV вв. до н.э.), а также сакский, пехлевийский, согдийский и хорезмийский, называемые «среднеиранскими».

Благодаря свидетельству языковых данных в трудах крупнейших академиков иранистов-осетиноведов В. Ф. Миллера и В.И.Абаева установлены также непосредственные предки осетин. Ближайшими из них хронологически являются средневековые племена аланов, а «дальними» - скифы и сарматы VIII-VII вв. до н.э. - IV-V вв. н.э.

Обнаружив прямую преемственность по линии скифы - (сарматы) - аланы - осетины, ученые нашли ключи к раскрытию тайны загадочных во многом скифов и аланов.

Языковой материал скифо-сарматского мира, простиравшегося на обширном пространстве от Дуная до Каспийского моря, сохранился в нескольких тысячах топонимических названий и собственных именах. Они встречаются в сочинениях античных истериков и греческих надписях, находимых в основном на месте старых греческих колоний-городов: Танаиды, Горгипгии, Пантикапеи, Ольвии и др.

Абсолютное большинство скифо-сарматских слов распознаются через современный осетинский язык (подобно тому как, скажем, древнерусская лексика узнается нами через словарный состав современного русского языка). Например, названия рек Днепр, Днестр, Дон, восходящие к скифской эпохе, расшифрованы через осетинский язык, в котором дон означает «вода», «река» (следовательно Днепр - «Глубокая река», Днестр - «Большая река», Дон - «река»).

Очень скудный языковой материал, оставшийся от аланов, тем более всецело объясняется из современного осетинского языка, точнее, из его более архаичной дигорской разновидности.

Однако осетины, образовавшись как народность уже на Кавказе, испытали значительное влияние тюркских и иберокавказских народов. Это сказалось на языке, «вторую природу» которого справедливо называют «кавказской».

Смешение иранского элемента с кавказским сказалось и на расовой принадлежности народа (которую ныне ученые определяют как «балкано-кавказская»), не говоря уже о культуре. В быте, обрядах, обычаях осетин кавказский элемент одержал почти полную победу над иранским. Только специальные научные изыскания позволяют в ряде случаев вскрывать под «кавказским слоем» следы иранства.

В религиозных воззрениях народа наблюдается причудливое переплетение различных верований: христианских, мусульманских и языческих.

Большинство осетин считаются приверженцами православия, проникшего к ним еще в VI-VII вв. из Византии, позже из Грузии, а с XVIII в. из России. Меньшая часть - приверженцы ислама, влияние которого проникло к осетинам в основном от кабардинцев в XVII-XVIII вв. Обе религии у осетин не пустили глубоких корней и зачастую в отдельных местах сменили друг друга. К тому же, как трава через асфальт, сплошь и рядом сквозь христианские и мусульманские догмы просачивались языческие верования, разрушая и нивелируя особенности двух «мировых религий».

Наиболее существенной деградации религиозные институты у осетин подверглись за годы советской власти. Пострадали церкви и мечети, которые почти повсеместно были закрыты, а частично и разрушены. Только последние 3-4 года наблюдается возрождение обеих религий, а также языческих культовых обрядов.

Ныне углубляется интерес к историческим корням народа, к всемирно известному Нартскому эпосу осетин, в котором запечатлен поэтический образ народа, исторических фактов, и реалий. Именно эпос явился нравственным университетом младописьменного народа. Передавая его из уст в уста, осетины из поколения в поколение утверждали в сознании молодых такие нравственные ценности, как честность, трудолюбие, уважение к гостю, женщине, старшим. Воспеваются в эпосе свободолюбие, удальство и храбрость. Не случайно многие связывают с влиянием Нартского эпоса следующий феноменальный факт в «биографии народа». По абсолютно официальным и опубликованным статистическим данным, осетины оказались на первом месте среди народов бывшего СССР по таким показателям, как количество генералов, героев Советского Союза, командиров и награжденных вообще (в пропорциональном отношении к численности нации) во второй мировой войне. Как говорится, из песни слов не выкинешь...

В становлении сегодняшнего облика нации, поми мо раскрытия собственных потенциальных возможное тей, огромную роль сыграли всесторонние контакты c соседними народами, и в особенности с русскими.

Характерно, что многовековые осетино-русских взаимоотношения всегда (включая аланскую эпоху) носили мирный и плодотворный характер, что яви лось существенным фактором экономического и куль турного прогресса Осетии.

Достаточно сказать, что становление осетинской письменности связано с именем российского академика А. Шегрена; основоположник осетинского литературного языка и художественной литературы Коста Хетагуров (1859-1906) получил блестящее образование в Российской художественной академии в Петербурге.

Значительную роль в развитии осетинской культуры сыграли десятки и сотни воспитанников российских вузов, в также осетины - офицеры русской армии. Именно они явились пионерами создания национальной осетинской школы и прессы.

Осетино-русские разносторонние контакты особенно усилились после вхождения Осетии в состав России. Этот акт произошел в два приема. В 1774 г. была удовлетворена просьба Северной Осетии о принятии ее в состав России, а в 1801 г. и Южная Осетия вошла а Россию, так что единство Осетии продолжало сохраняться.

К России Осетия присоединилась как неделимая. Из трех послов-осетин двое были южанами.

Однако это единство было поколеблено в начале 20-х годов из-за «размежевания» двух союзных республик - РСФСР и Грузинской ССР. Первоначально основным препятствием интенсивных контактов между двумя частями единой осетинской нации служили, пожалуй, лишь горы. Но постепенно власти Грузии начали претворять в жизнь известный «марксистский тезис» Сталина о том, что «северные осетины ассимилируются с русскими, а южные - с грузинами».

Дело было поставлено таким образом, чтобы это «предначертание» было осуществлено на практике как можно скорее. Даже алфавит южных осетин одно время (с 1938 по 1954 гг.) был переведен на грузинскую графику. Сплошь и рядом к осетинским фамилиям начали прибавлять грузинское окончание -швили . Сопротивление массированной грузинификации подавлялось жесточайшим образом: с ярлыком «националист», «саботажник» или «враг народа» сотни и сотни южных осетин оказывались в тюрьмах.

Некоторое «послабление» наступило с середины 50-х годов. Например, единый осетинский алфавит был восстановлен для южных осетин, многие «националисты» и «враги народа» вернулись на родину. Активизировались контакты между двумя частями Осетии, а также с осетинами, разбросанными по другим регионам страны и мира.

В своей основнбй массе осетины заселяют центральную часть Кавказа и расположены по обеим сторонам Главного Кавказского хребта. Его ответвления, идущие от горы Сангута-Хох к юго-востоку, делят Осетию на две части: большую, Северную, и меньшую, Южную. Северная Осетия образует республику в составе Российской Федерации, в которой проживают также другие компактные группы осетин, в частности в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. В Грузии, помимо Южной Осетии, многочисленные группы осетин проживают в г. Тбилиси и ряде районов. Много осетин живет и в Турции и арабских странах Ближнего Востока.

Общая численность осетин в бывшем СССР доходит до 580 тыс. чел. (по данным 1985 г.). Из них ок. 300 тыс. проживает в Северной Осетии и 65,1 тыс. - в Южной Осетии. Всего же в Грузии живет более 160,5 тыс. чел. Надо подчеркнуть, что деление осетин на северных и южных всегда считалось явлением чисто географическим. Однако политические события нашего столетия превращают его в административное.

Дело в том, что соответствующими законами совет ских властей южные осетины получили автономию составе Грузинской союзной республики, а северные - в составе Российской. С распадом же СССР две части одной нации оказались в двух государствах Это тем более несуразно, что несколько лет тому на зад осуществилась вековая мечта осетин - построена и функционирует автострада через тоннель в Главного Кавказском хребте, т.е. и географически соединили две части единого живого организма единой нации Дело шло к ее объединению (вслед за воссоединением двух частей Вьетнама, Германии). Однако судьба распорядилась по-своему...

Распад СССР привел к образованию на базе Рос сийской и Грузинской республик самостоятельных го сударств. Власти Грузии, опирающиеся на национа листические силы, прервали процесс объединения Осетии, сопротивление южно-осетинского народа подавляют силой... Льется кровь безвинного свободолюбивого народа.

В наши дни наблюдается пора кровавого беспредела в отношении осетин, как и некоторых других народов. Говорят, все счастливые люди похожи друг на друга, а каждый страдалец страдает по-своему...

Народы действительно выглядят, как люди. Они трудятся, страдают, надеются. Надежды осетинской нации связаны с демократизацией всех сторон жизни общества, которая должна привести к неукоснительному соблюдению прав человека, прав личности. А любой народ тоже ведь личность.

В наше время - время всеобщей разрухи и разрушения привычных форм жизни - каждый народ ищет духовную опору в корнях своих, своей истории. Осетины свой взор обращают прежде всего к своим ближайшим предкам - аланам, прославившимся во всем мире своим удальством и доблестью, выдающимися достижениями в хозяйстве и культуре.

В этом плане важнейшее значение имеет публикация объективных исторических свидетельств. Как раз таковыми богат труд Бернарда С. Бахраха, перевод которого, несомненно, будет встречен с интересом широкими читательскими кругами, желающими знать как можно больше об аланах - прославленных предках осетин и потомках не менее славных скифов и сарматов.

"Сокровища скифских курганов" на

История Дона и Северного Кавказа

История древних народов полна тайн и загадок. Исторические источники не показывали обширную картину древнего мира. Остались скупые сведения о быте, религии и культуре кочевых народов. Особенно интересны аланские племена, так как они жили не только не территории южнорусских степей и в горах Кавказа, но и на территории средневековой Европы.

Аланы - это кочевые ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения, которые упоминаются в письменных источниках с I века нашей эры. Одна часть племени участвовала в Великом переселении народов, а другие остались на территориях в предгорьях Кавказа. Именно на них аланские племена образовали государство Алания, существовавшее до вторжения монголов в 1230-х годах.

В эпосе других народов

Многочисленные исследования, посвященные народам в эпоху Великого переселения, игнорируют или не замечают роль скифских и аланских племен в завоевании Европы. А ведь они оказали большое влияние на военное искусство европейских народов. История аланов на территории Германии берет свое начало именно с тех времен. Народ оказал огромное влияние на готские племена, так как они не владели боевой техникой.

Аланская военная культура лежит в основе средневековых легенд и рыцарского кодекса. Сказания о короле Артуре, круглом столе и Их приписывают англо-саксонским племенам, но некоторые исследователи утверждают, что это неправда. Эти легенды происходят от аланского народа. Император Марк Аврелий в конце второго века принял на службу 8000 воинов-аланов. Воины поклонялись богу войны - мечу, воткнутому в землю.

Историография

Почему исследователи интересовались родством аланских и осетинских племен? Все просто, осетинский язык сильно отличается от языков других народов Северного Кавказа.

Герхард Миллер в работе «О народах, издревле в России обитавших» сделал предположение о родстве осетин с аланскими племенами.

В XIX веке немецкий востоковед Клапрот в своих работах рассказывал о генетическом родстве осетинских племен с аланскими. Дальнейшие исследования подтверждали эту теорию.

Концепции Клапрота придерживался и швейцарский археолог Дюбуа де Монпере, рассмотревший аланские и осетинские племена как родственные, поселившиеся в разное время на Кавказе. Немец Гакстгаузен, посетивший Россию в 19 веке был сторонником немецкой теории происхождения осетин. Осетинские племена произошли от готских племен и, гонимые гуннами, поселились в горах Кавказа. Французский ученый Сент-Мартин уделял особое внимание осетинскому языку, так как он происходил от языков Европы.

Русский исследователь Д. Л. Лавров в работе «Исторические сведения об Осетии и осетинах» приводит много деталей о родстве аланов и этой народности.

Крупнейший российский исследователь конца XIX века В. Ф. Миллер издал книгу «Осетинские этюды», в которой доказывает генетическое родство между этими двумя народами. Доказательством служило то, что имена кавказских аланов распространялись на предков осетин. Он рассматривал этнонимы аланов, осов и ясов как принадлежащие к одному народу. Он пришел к выводу, что предки осетин были в составе кочевых сарматских и скифских племен, а в средние века - аланских.

На сегодняшний день ученые придерживаются концепции о генетическом родстве осетин с аланскими племенами.

Этимология слова

Значение термина «алан» - "гость" или "хозяин". В современной науке придерживаются версии В. И. Абаева: понятие «алан» происходит от наименований древних ариев и иранских племен агуа. Другой ученый, Миллер, сделал предположение о происхождении названия от греческого глагола "бродить" или "странствовать".

Как называли аланов соседние народы

В древнерусских летописях аланы - это ясы. Так, в 1029 году сообщается, что Ярослав победил племя ясов. В летописях армяне используют тот же термин - «аланы», а китайские хроники именуют их алань.

Исторические сведения

История древних аланов прослеживается со II века до н. э. на территории Центральной Азии. Позже они упоминаются в античных записях с середины первого века. Их появление в Восточной Европе связано с усилением сарматских племен.

После разгрома гуннами, в период Великого переселения народов, часть племени оказалась в Галлии и Северной Африке, где совместно с вандалами образовала государство, которое просуществовало до VI века. Другая часть аланов ушла в предгорья Кавказа. Постепенно происходила частичная ассимиляция аланских племен. Они стали этнически неоднородными, о чем свидетельствуют археологические находки.

С падением Хазарского каганата связано объединение аланских племен в раннефеодальное государство Алания. С этого периода усиливается их влияние в Крыму.

После слияния аланов с кавказскими племенами они перешли к земледельческому хозяйству и оседлому образу жизни. Это являлось главным фактором образования раннефеодального государства Алания. В верховьях Кубани, под влиянием Византии, находилась Западная часть страны. По ее территории проходила часть «великого шелкового пути», что укрепляло связи аланов с Восточной Римской империей.

К X веку Алания становится феодальным государством. Также в это время данный народ играет важную роль во внешнеполитических связях между Византией и Хазарией.

К XIII веку Алания превратилась в могущественное и процветающее государство, но после захвата татаро-монголами равнины Предкавказья оно пало, и население ушло в горы Центрального Кавказа и Закавказье. Аланы начали ассимилироваться с местным кавказским населением, но сохранили свою историческую идентичность.

Аланы в Крыму: история расселения

Немногочисленные письменные источники повествуют о переселении через Керченский пролив на территорию Крымского полуострова. Найденные могильники были неизвестной для Крыма конструкции. Похожие склепы обнаружены на Кавказе, где проживали аланы. Специфичным являлся и способ погребения. В склепе лежало по 9 погребенных, а на голову или плечо воина клали меч. Такой же обычай был и у племен Северного Кавказа. Помимо оружия, в некоторых могильниках найдены золотые и серебряные украшения. Данные археологические находки позволяют сделать вывод, что в 3 веке н. э. в Крым мигрировала часть аланских племен.

В письменных источниках крымские аланы практически не упоминаются. Только к 13 веку появляются разные сведения об аланах. Исследователи придерживаются мнения, что такое долгое умалчивание не случайно. Скорее всего, в 13 веке в Крым переселилась часть аланов. Это может быть связано с татаро-монгольским нашествием.

Археологические данные

Найденные в Змейском могильнике материалы подтверждают данные о высокой культуре аланов и развитых торговых связях между Ираном, Русью и странами Востока. Многочисленные находки оружия подтверждают сведения средневековых авторов о том, что у аланов была развитая армия.

Также важным фактором падения государства стали частые лавины в XIII-XIV веках. Многие поселения были уничтожены, и аланы расположились ниже по склонам. Окончательное падение Алании было следствием нападения Тамерлана. Аланы участвовали в армии Тохтамыша. Это было крупнейшее сражение в истории Золотой Орды, определившее ее положение как великой державы.

Религия

В основе аланской религии была скифо-сарматская религиозная традиция. Так же как и у других племен, в центре верований аланов было почитание солнца и домашнего очага. В религиозной жизни были такие явления, как «фарн» - благодать, и «ард» - клятва. С формированием государственности многобожие сменил единый Бог (Хуыцау), а остальные божества превратились в существо «авдиу». Их функции и черты со временем перешли к святым угодникам, окружающим единого Бога. Аланы считали, что Вселенная состоит из трех миров. Поэтому троичное деление присутствовало в жизни общества: в религиозной, хозяйственной и военной сфере.

После окончательного перехода к земледельческому образу жизни, образования скифо-сарматского союза изменилось устройство общественной жизни. Теперь господствовала военная знать, а не пастухи. Отсюда и многочисленные сказания про воинов-рыцарей. В таком обществе требовалось отказаться от языческого пантеона и иметь одного Бога. Царской власти был необходим небесный покровитель - недосягаемый идеал, который будет сплачивать разных людей. Поэтому аланский царь выбрал христианство как государственную религию.

Распространение вероисповедания

По преданиям церкви, знакомство аланов с христианством произошло в первом веке. Ученик Христа, апостол Андрей Первозванный, проповедовал в аланском городе Фуст. Также в письменных источниках сообщается, что христианство принимали аланы, которые посещали Византию и Армению. После Великого переселения многие аланы приняли христианство. С VII века оно широко распространилось на территории Алании и стало государственной религией. Этот факт упрочил внешнеполитические и культурные связи с Византией. Но до 12 века восточные аланы оставались язычниками. Они частично принимали христианство, но были верны своим богам.

После утверждения золотоордынского владычества на Кавказе началось строительство мусульманских мечетей на месте христианских церквей. Ислам начал вытеснять христианскую религию.

Быт

Алания располагалась на части великого шелкового пути, поэтому в ней была развита торговля и обмен. В основном торговцы ездили в Византию и арабские страны, но археологические находки говорят о том, что торговали они и со странами Восточной Европы, Центральной и Средней Азией.

История аланов интересует современных ученых. Народ оказал большое влияние на государства Восточной Европы и осетин. И все же сведений недостаточно. Немногочисленные очерки по истории аланов не позволяют сделать выводы о происхождении народа.

Жилища аланов были различными в зависимости от общественного строя. Поселения ранних аланов практически не отличались от поселений кочевников Евразии. Постепенно они перешли от полукочевого к оседло-земледельческому образу жизни.

Культура

О развитии материальной культуры говорит наличие могильников и городища, найденные на Северном Донце и Северном Кавказе. Наземные гробницы и склепы, дольмены, катакомбы говорит о высоком развитии культуры аланов.

Поселения были ограждены плитами, на которых был нанесен геометрический рисунок или изображения животных.

Аланы были мастерами ювелирного искусства. Это подтверждают подвески из золота и серебра с полудрагоценными камнями, фигурки воинов, разнообразные брошки, которые украшали одежду аланов.

О расцвете аланского государства говорят найденные в Змейском могильнике многочисленные амулеты, туалетные принадлежности, сабли, одежда.

В X веке в Алании появляется собственная письменность и героический эпос.

Сказания

Нартовский эпос является вершиной аланского средневекового искусства. Он отражал большой период жизни этого народа - от раннеобщинного строя до падения Алании в XIV веке. Нарты - это псевдоним создателей эпоса, которые сохранили в сказаниях религиозные верования, быт и общественные отношения народа. Нартовский или Нартский эпос сформировался у аланов, а со временем развивался у грузинских народов. В его основе лежат приключения героев-воинов. В сказаниях переплетается реальность с вымыслом. Нет хронологических рамок и описания событий, но действительность отражается в названиях местности, где происходят сражения воинов. Мотивы нартовского эпоса отражают быт и верования аланов и скифов-сарматов. Например, в одном из преданий описывается, как пытались убить старика Урызмага, - у аланов и скифов было принято убивать стариков в религиозных целях.

Исходя из преданий, нарты делили общество на три рода, которые наделены особыми чертами: Бората - богатство, Алагата - мудрость, Ахсартаггата - храбрость. Это соответствует социальному делению аланов: хозяйственному (Бората владели богатствами земли), жреческому (Алагата) и военному (Ахсартаггата).

В основе сюжетов нартовских сказаний лежат подвиги главных героев во время похода или охоты, сватовство и месть за убийство отца. Также в преданиях описывается спор о превосходстве нартов друг над другом.

Заключение

Аланы, скифы, сарматы... История этих народов оказывает большое влияние на и осетин. С уверенностью можно говорить о том, что аланы повлияли на формирование осетинского народа. Именно поэтому осетинский язык отличается от других кавказских языков. И все же немногочисленные очерки об истории аланов не позволяют сделать выводы о происхождении народа.

Так выглядели аланы

В крахе Римской империи виноваты не гунны, как считалось. Своим падением она обязана восточному народу, имевшему необычный удлиненный череп, называемому аланами.

Это аланы в Европу принесли культ войны. И основы средневекового рыцарства заложены были ими.

История Великого города помнит много нашествий кочевников, но ее крах начался под копытами сарматских и гунновских коней. Несмотря на то, что сотрясался античный мир задолго до появления там аланов, последние стали причиной его краха.

Этот «негерманский» народ, отличался от предшественников тем, что смог в Западной Европе основать обширные поселения.

Аланы существовали на протяжении многих лет по соседству с империей, нанося ей время от времени «соседские» визиты. Они были непобедимыми воинами, о чем не раз вспоминали римские полководцы.

Где жил воинственный народ?

Обитали они по обоим берегам Дона, потому что, как считал великий географ тех лет Клавдий Птолемей, по реке проходила граница.

Живших на западном берегу он назвал аланами скифскими, а занимаемые ими земли – Европейской Сарматией. Жителей восточного берега называли по источникам Птолемея скифами, или аланами (по источникам Светония).

Присоединение к римской империи

Благодаря Константину Великому аланы вошли в качестве федератов в состав римской империи. Это произошло в 337 году. Их местом поселения стала Центральная Европа (ранее Паннония). Таким образом удалось опасного врага превратить в защитника имперских границ за достойное вознаграждение.

Длилось это правда недолго, поскольку воины были недовольны своей жизнью.

Объединение с вандалами

Аланы символика

Спустя сто лет аланы с германским племенем вандалов заключили союз. Два этих народа заслужили звание жестоких грабителей Рима, который ими разорялся на протяжении двух недель.

Оправиться после такого «нашествия» Вечный город не смог. Прошло более 20 лет пока германскому вождю Одоакрому удалось оформить его падение. Он же заставил отречься от престола последнего императора Рима.

Поэтому и сегодня остается нарицательным имя «Вандал».

В пятом веке нашей эры римляне стали подражать варварам. Они, как бы это не казалось странным, одевались в широкие, сшитые на самарский лад, шаровары, отращивали бороды и усаживались на низкорослых, но чрезвычайно выносливых и быстрых лошадей. Все «аланское» было в моде и просто захлестнула Вечный город.

Но в особой почести были кони, не отличавшиеся, как уже говорилось, ростом и красотой, но славившиеся почти сверхъестественной выносливостью, и собаки.

Патриции Рима, насытившись материальными благами, предпочитали все примитивное, естественное и простое, приближающее их к народу, как казалось им. Утомленные шумным античным мегаполисом, они противопоставляли ему тихую варварскую деревеньку. Сами же племена варваров настолько идеализировались, что о куртуазных рыцарях слагали легенды и предания.

Перевоплощение

Видео: История непобедимых аланов

В книгах того времени римлянами воспевались достоинства как нравственные, так и физические. С аланами же происходил противоположный процесс. Они без стеснения использовали достижения крупнейшей цивилизации, отсутствовавшие на периферии, что постепенно привело к романтизации аланов, в отличие от римлян, которые «аланизировались».

Однако некоторые аланские обычаи были римлянам не по душе. Они не приняли моду на удлиненный череп и распространенную у аланов искусственную его деформацию. Хотя для современных историков именно эта особенность облегчает работу по определению территорий проживания аланов.

  • Ученые находят захоронения с длинными черепами, благодаря которым легче проводить оценку мест обитания воинствующих людей.
  • По утверждению руководителя краеведческого музея Пятигорска, в ту давнюю эпоху до 70% аланов имели длинные черепа.

Как достигали необычной формы черепа?

Для изменения формы головы, деткам сразу после рождения, пока не окрепли черепные кости, очень туго бинтовали головы, используя повязку, изготовленную из кожи и украшенную бусами, разноцветными нитками, подвесками.

Снимали их только после того, как укрепятся кости.

Зачем был нужен удлиненный череп?

Одна версия утверждает, что деформирование черепа влияло на возможности мозга. Жрецы благодаря этому быстрее погружались в транс. Эту традицию переняла позже местная аристократия. Вскоре это стало модой.

По Флавию Аррину конные племена сарматов и аланов врага атаковали молниеносно, не давая ему опомнится. Самым эффективным, применяемым против атак аланов, средством были пехотные фланги, которые имели металлические снаряды.

Но, «степняки» часто использовали тактику ложного отступления, на которую нередко ловился противник, добиваясь таким образом победы. Когда у бегущих от наступающей пехоты аланов расстраивались ряды и победа наступающих была так близка, аланы вдруг коней разворачивали на 180 градусов, давя преследовавших пеших воинов.

Эту тактику позже переняли римляне. Это и понятно, поскольку аланы имели большие боевые возможности, не считаться с которыми на западе не могли. Аланы возвели боевой дух в некий культ.

Античные писатели объясняли, что в бою погибнуть было в то время почетно для аланов, даже радостно, поскольку считали, что погибшие служат богу. Тех же аланов, кто доживал до преклонных лет и умирал в своем жилище, презирали, считали трусами, которые позорили семьи.

Значение аланов в становлении военного европейского искусства

Влияние аланов очень сильное на развитие военного искусства в Европе, поскольку ими предоставлены были разработки духовно-этнические и военно-технические, ставшие началом рыцарства средних веков. Помимо этого, культура ведения боев повлияла на создание легенды о подвигах Артура.

Свидетелями этого выступают античные авторы, рассказывающие, что на военную службу во времена Говарда Рейда, нанято более восьми тысяч опытнейших аланских и сарматских всадников. Сражалась большая часть воинов в Британии на Адриановом валу под знаменами, напоминающими знаменитого дракона.

Легенды об Артуре

У различных исследователей она разная. Исследователи Малкон с Литтлтоном видят ее в священной чаше и Граале из осетинского эпоса (нартского) – Нартамонге.

Путь к независимости

Два воинствующих племени – аланы и вандалы, объединившись, являли собой большую угрозу. Дикость этих народов и большая агрессивность не позволяли заключить с империей договор. Они спокойной жизни в определенной территории, предпочитая заниматься грабежом на новых территориях.

В конце концов аланы добрались к 425 году до границ Восточной Испании. Здесь они захватили корабли, и отправились на них к Северной Африке. Предводителем аланов был Гейзерин. Они высадились в римских колониях, которые страдали в тот период от внутренних восстаний, направленных против действующего правительства, и от частых набегов берберов, поэтому были ослаблены. Аланы захватили значительные территории за считанные дни.

  • Земли, включая Карфаген, представляли лакомый кусочек для аланов.
  • Прибрав к рукам сильный флот, аланские воины частенько посещали Сицилию и берега Южной Италии.
  • У Рима другого выхода не было, и он признал в 442 году независимость аланов, а еще спустя 30 лет и свое поражение.

За период существования на обширной территории воинствующие люди оставили достаточно «длинный» след — от Предгорий Кавказа до Африки через Европу. Сегодня, проживающие в этих местах народы борются за право на родство со знаменитым племенем. Но, по мнению ученых, потомками их являются осетины. В современной Осетии даже существует движение, требующее возвращения стране исторического названия.

Все основания для этого у осетин имеются:

    языковая общность;

    территориальная;

    эпос народный.

Против этого выступают жители Ингушетии, также считающие себя потомками воинствующего племени.

В отдельных старинных источниках утверждается, что аланы являются собирательным образом кочевников и охотников, проживавших севернее от Кавказа и Каспия. Вероятнее всего, осетины представляют лишь небольшую долю продолжателей аланов.

А их большая часть слилась с иными этническими группками, в числе которых:

  • берберы и даже кельты.

Одна версия говорит, что распространенное кельтское мужское имя Алан, начало берет от «аланов». Они жили в Луарес с начала пятого века, смешиваясь с британцами.