Домой / Стены / Игра по русскому языку для начальной школы. Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе. Игровые задания на уроках русского языка

Игра по русскому языку для начальной школы. Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе. Игровые задания на уроках русского языка

Разделы: Внеклассная работа

Тема: Занимательные игры по русскому языку.

Цели:

  • обогащать словарный запас и речь учащихся,
  • формировать орфографическую зоркость,
  • развивать внимание, память, мышление,
  • прививать интерес к русскому языку с помощью игры,
  • воспитывать навыки взаимодействия во время игры.

Ход занятия

В игре принимают участие 2 класса:

  • 1 команда - 4 «а» класс
  • 2 команда – 4 «в» класс

В каждой команде выбирается капитан.

Сегодня мы проводим важное мероприятие в нашем классе. К нам пришли гости, болельщики, ассистенты. Они будут вести подсчёт баллов после каждого конкурса. Прежде чем мы начнём, каждая команда должна доказать способность участвовать в игре.

Капитан выбирает конверт (внутри задание).

1. Составь из букв название команды.

1 конверт:

Знатоки.

2 конверт:

Умники.

Ведущий:

Вот начинается игра.
Теперь, я думаю, пора
Командам начинать сражаться
В словесных играх упражняться.

1 задание: «Игра слов»

Каждая команда получает задание на листе.

Измените одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово. Например: сода – сова.

ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.

Ответы : ВОСК – (ВОЛК), МОТ – (КОТ), ЛЕС – (ЛЕВ), ГОЛ – (ВОЛ), ЩИТ – (КИТ), ЛИСТ - (ЛИСА), РОЗА – (КОЗА), КОРОНА – (КОРОВА), ГОРКА – (НОРКА).

Молодцы, все справились. Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

2 задание: «Составитель»

Придумайте слова, в которых есть маленькое слово ЕЛЬ (на доске запись ЕЛЬ )

Ответы : мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, постель, пельмени, газель, мельница.

Если дети затрудняются, помогите подобрать слова с помощью загадок или наводящих вопросов.

Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

3 задание: Конкурс «Кто быстрее?»

Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?

(На экране)

  • Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)
  • Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля)
  • Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони)
  • Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
  • Чем кончается лето? (О)
  • Любимое лакомство мышей? (Сыр)
  • Игра в мячик с ракетками. (Теннис)
  • Пчелиная стая называется…(Рой)
  • Страшная, зубастая морская хищница. (Акула)
  • Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты)
  • К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы)
  • Сушёный виноград. (Изюм)
  • Так называют дырку и в дереве, и в зубе (Дупло)
  • Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки)
  • Что такое салочки? (Игра)

Теперь угадайте 3 слова. Давайте все вместе угадаем.

ТЕПЛО – может быть и существительным, и наречием;

СТРАНА – существительное;

ИДТИ – глагол.

Листы сдать жюри для проверки. Подсчёт баллов. Музыка.

4 задание: Игра «Нарисуй пословицу»

Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословицы. Учитывается, как правильно дети поняли, раскрыли смысл пословицы.

Командам дается конверт. Капитан вытягивает пословицу.

  1. «Одна голова хорошо, а две лучше».
  2. «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

Листы сдать жюри. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

5 задание: Конкурс капитанов «Пословица мы тебя знаем… ».

Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла?

(Исправь ошибки.)

  1. Два сапога – тара.
  2. Ус хорошо, а два лучше.
  3. Первый клин комом.
  4. Сашу маслом не испортишь.

(Чей капитан быстрее исправит ошибки.)

Музыка. Подсчёт баллов.

6 задание : игра: «Составь пословицу»

Каждая команда получает карточки со словами. Нужно собрать пословицы.

(Какая команда быстрее соберёт пословицы.)

Подсчёт баллов. Музыка.

7 задание: Игра: « Найди пары»

Каждая команда получает карточку. В ней записаны слова в два столбика. Команде предлагается к каждому слову первого столбика подобрать слова из второго столбика и записать пары.

Чья команда первая справиться, поднимает руку.

Музыка. Подсчёт баллов.

8 задание: Конкурс «Отгадай слово».

Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по составу.

1 команда:

Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.

(Ответ - РАССКАЗЧИК)

2 команда:

Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.

(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).

Данные очки заносятся на табло.

9 задание: «Крылатые выражения»

Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами. Задание проводится устно по очереди. Капитан вытягивает карточку с выражением

Музыка. Подсчёт баллов.

10. Домашнее задание: Игра « Наборщик»

Из слова АКТИВНОСТЬ нужно было составить около 40 слов (существительные в ед.числе и во мн.числе.)

Команды по очереди зачитывают слова.

Лист отдать жюри. Подведение итогов. Награждение.

Вот и подошло к концу наше занятие. Я рада, что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость и, конечно же, чувство помощи друг – другу. Если некоторые задания оказались для вас трудными, не расстраивайтесь и не падайте духом. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая личность. Давайте будем рассматривать все ваши неправильные ответы как повод для анализа их причин и стимул для дальнейшей работы по совершенствованию ваших творческих способностей.

Литература

  1. «5000 игр и головоломок».
  2. В.Волина «Праздник букваря».















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • привить любовь к великому русскому языку,
  • повысить общую языковую культуру.
  • углубить знания учащихся по жанрам фольклора;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Оборудование: компьютер, принтер, экран

В качестве музыкального оформления используется композиция Игоря Крутого

Ход игры

(Слайд 1).

Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. Мы вырастаем, идём учиться в школу. Целое море слов целый океан речи подхватывает нас.

(Слайд 2). По определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю свою жизнь составлению своего знаменитого словаря: “Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь”.

И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык.

Приветствие команд.

Оценивается название команды, эмблема, девиз.

Разминка.

Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

(Вопросы задаются командам по очереди.)

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
  2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
  3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
  4. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
  5. Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
  6. Используйте слово “язык” в разных смысловых сочетаниях. (“Длинный” язык, язык Пушкина, вареный язык.)
Конкурс знатоков ударений.

(Слайд 3).

В словах нужно правильно расставить ударение.

  1. Аге′нт, гу′сеница, то′рты, балу′юсь, комба′йнер, те′фтели.
  2. Ме′льком, мусоропрово′д, вахте′р, щаве′ль, си′лос, кварта′л.

Конкурс знатоков пословиц и поговорок.

Ребята справились с ударением. Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы.

(Слайд 4). “Ведь пословица недаром молвится”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять их в своей речи.

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

  1. Дагестанская: “Торопливым людям не хватает мудрости”.
    (Поспешишь – людей насмешишь.)
  2. Украинская: “И живи до старости, и учись до старости”.
    (Век живи – век учись.)
  3. Киргизская: “Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь”.
    (Тише едешь – дальше будешь.)
  4. Малайская: “Кончил шить – оборвал нить”.
    (Сделал дело – гуляй смело.)
  5. Киргизская: “Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда”.
    (Что посеешь, то и пожнешь.)
  6. Таджикская: “Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда”.
    (Без труда не вытянешь рыбку из труда.)

(Слайд 5).

Следующее задание – подобрать окончания к поговоркам.

  1. Сам пропадай – …(а товарища выручай).
  2. По одежке встречают – …(по уму провожают).
  3. Семь раз отмерь – …(один раз отрежь).
  4. Глаза боятся – …(а руки делают).
  5. С кем поведешься – …(от того наберешься).
  6. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

Конкурс знатоков фразеологии.

Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Ведь именно мифы Древней Греции и подарили нашему языку много ярких и удивительных словосочетаний. Что же означают некоторые из них? (Слайд 6)

  1. Нить Ариадны (способ выйти из затруднительного положения).
  2. Сизифов труд (бесполезный, напрасный труд).
  3. Авгиевы конюшни (очень загрязненное место).
  4. Ахиллесова пята (слабое, уязвимое место).

Конкурс знатоков грамматики.

(Слайд 7).

Грамматика, грамматика – наука очень строгая.
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму и открытку не отправить,
Даже собственную маму с Днем рожденья не поздравить!

Вас ждут грамматические загадки.

  1. Первая цифра стоит в середине,
    Буква с начала и буква с конца.
    А в целом – леса, города и равнины.
    К целому полны любовью сердца.
    (Р-один-а).
  2. Корень извлечь из начинки несложно,
    Приставка в сосуде хранится надежно.
    Суффикс в гудении явно услышишь,
    Вместе – на темы различные пишешь.
    (Со-чин-ени-е).

Игра “Четвертое лишнее”.

(Слайд 8).

А. подлежащее
Б. глагол
В. дополнение
Г. определение

А. существительное
Б. наречие
В. сказуемое
Г. глагол

Викторина.

(Слайд 9) . Кто был создателем первого славянского алфавита?

А. Кирилл и Мефодий
Б. Борис и Глеб
В. Афанасий Никитин
Г.Минин и Пожарский

(Слайд 10). Кто составил “Толковый словарь живого великорусского языка”?

А. Ожегов
Б. Эфрон
В. Даль
Г.Чуковский

(Слайд 11).

– Какое крылатое выражение означает несуществующий в природе продукт, нечто неслыханное, невозможное, предел желаний?

А. птичье молоко
Б. разбитое корыто
В. рог изобилия
Г.журавль в небе

– Как называется искусство красивого письма?

А. пиктография
Б. каллиграфия
В. скоропись
Г. клинопись

Конкурс “Раз! Два! Три!”.

(Слайд 12).

Вставьте пропущенные буквы и угадайте слова

Ответы: фраза, задвижка, стриж, разиня, одуванчик, топорик, рассказ, дворняжка, турист, приказ.

Конкурс “Домашнее задание”.

Заслушаем небольшие рассказы, в которых слова начинаются с одной буквы “П”.

Подведение итогов.

(Слайд 13).

Жюри подводит итоги игры. (Приложение 1)
Награждение.

Заключительное слово учителя.

(Слайд 14).

Мы сегодня вспомнили образные слова и выражения. Но это только капля в море слов. Возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.

Список литературы.

  1. http://www.mista.ru/pogovorki.htm
  2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., 1988.
  3. light.lifeisphoto.ru
  4. Водолазькая С.В. Конкурсы, викторины, олимпиады. – М., 2006.
  5. www.sprinter.ru
  6. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1999.

Диля Гарипова
Обучение второму (русскому) языку через игру.

В соответствии с законом РТ «О государственных языках РТ и других языках в Республике Татарстан»(№44 от 27.07.2004,приказами Министерства образования и науки РТ, «Программой воспитания и обучения в детском саду » (Казань «Хтер» ;2000,в дошкольных учреждениях, начиная с 4-летнего возраста, проводится обучение второму государственному языку : для русских детей -татарскому языку , для детей татар -русскому .

Ранее обучение русскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию Республики Татарстан и России, уважение к языку и культуре русского народа , способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Для овладения языками наиболее благоприятным периодом рассматривается раннее детство, потому что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны. В свое время К. Д. Ушинский писал : «Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке , как не может приучиться в несколько лет». Эти слова не потеряли свою актуальность.

Обучение русскому языку осуществляется в средней, старшей и подготовительной к школе группах с 4-6 летними детьми.

Основной формой обучения русскому языку является занятие , каждое из них должно быть праздником для детей. Чтобы занятия получились интересными, я использую разнообразные пальчиковые игры, физкультминутки, песни, мультфильмы, презентации, сказки, подвижные, дидактические игры.

В выборе методов и приемов обучения русскому языку на передней план выдвигается игра. Актуальность проблемы диктует необходимость рассмотрения вопроса использования в образовательном процессе детского сада игры как одной из основных форм мотивации, организации и стимулирования познавательной и речевой деятельности нерусских детей .

Активное воздействие на личностную эмоциональную сферу ребенка в процессе овладения русской речью , которое достигается в игре, способствует решением одной из важнейших задач – формированию у детей устойчивого интереса, положительного отношения к занятиям русским языком , радостного их ожидания. Широкое использование различных видов игр во всех блоках педагогической деятельности, их разнообразие, правильная организация, обеспечивающая с одной стороны, коллективный характер игр, объединение усилий детей для решения единой коммуникативной задачи, способствует формированию навыков общения в коллективе. Игра также обеспечивает достаточную степень индивидуальности, давать каждому ребенку возможность использовать свои речевые способности. Характерные для игры новые роли, неожиданные повороты сюжетов, воображаемые ситуации делают возможности создания у детей, живущих вне русской языковой среды , особой потребности в общении на русском языке . А теперь рассмотрим это на примере отдельных видов игр.

В центре внимания воспитателя должна постоянно находиться работа по формированию и совершенствованию у детей умений и навыков правильного русского произношения , устранению имеющихся недостатков. На каждом занятии проводятся фонетические упражнения в форме игр : «Эхо» , «Цепочка» , используя журналы «Карапуз» , аудиодиск «Трудные звуки» . Важно, чтобы каждый ребенок был активен во всех играх (слушание, произношение, подражание) . Педагог руководит игрой, замечает, какие фонетические явления освоены воспитанниками, кто испытывает затруднения, а кто почти не нуждается в индивидуальном внимании.

В ходе игр ребенок учится управлять движениями своих губ, языка , рта при произнесении русских звуков и слов , пользоваться ударением и интонацией для точной передачи смысла слова и предложения. Считать, что ребенок освоил звук, противопоставительный признак, тип ударения и интонации, можно лишь при условии, если ребенок правильно пользуется ими в собственной речи, при свободном выражении собственной мысли.

При обработке навыков произношения в игре рекомендуется соблюдать следующий алгоритм действий :

Привлечь внимание ребенка к отрабатываемому звуку, затем ввести новый звук,

Объяснить артикуляцию звука,

Предоставить ребенку возможность сначала повторить звук , а затем произнести его в соответствии с игровой ситуацией,

Формировать умение различать звук, смешивающийся в произношении и реагировать на каждый соответствующими игровыми действиями,

Имитировать звуковые различия в игре,

Самостоятельно произносить звуки в игре,

Включать в игру слова и фразы , содержащие отрабатываемый звук.

Примеры игр :

«Произнесение слов родного языка , заимствованных из русского ». Показать детям, что в их родном языке есть слова , звучащие похоже на русские , но отличающиеся от них произношением какого-то или каких-то звуков (например : телефон, машина, карандаш, барабан и т. д.)

«Телефон» - закрепление умений правильно произносить пары слов, различающихся одним или несколькими звуками. Водящий шепчет на ухо первому ребенку пару слов (стол-стул, роза-коза) .Последний ребенок вслух произносит два слова. После этого воспитатель показывает картинки с изображением названных слов.

Игра : «Кто ты?» - которую дети средней группы очень полюбили. Они учатся спрашивать двухсловными вопросительными предложениями. Например : за дверью : зайчик. Дети задают вопросы : Ты, ежик, Ты, мишка, Ты, собачка, Ты, кошка? И т. д. А воспитатель вместо зайчика отвечает на те вопросы, которые были высказаны с нужной интонацией.

Игра «Семья» . Ударение на разных слогах. Воспитатель : в одной семье все всегда смеются только так : ха-ха-ха. Только члены семьи все по-разному произносят : бабушка : ха-ха-ха, дедушка : ха-ха-ха. Как смеется бабушка? А дедушка? То же самое проводится с другими звукосочетаниями : хе-хе-хе, хи-хи-хи, хо-хо-хо.

С детьми подготовительной группы я пользуюсь с диском «Трудные звуки» . Например : Работа над звуком «С» .

Попробуй свистеть как ветерок : с- с-с.

Су- сы- со- са- полосатая оса,

Сы- со- са- су- не поймать в саду осу,

Со- са- су- сы- есть ли у осы усы.

Сну- сны- сно- сна- в саду ягода красна,

Сно- сны- сну- сна- как смородина вкусна,

Сна- сно- сны- сну- вот наемся и усну,

Сна- сно- сну- сны- сняться сладкие мне сны.

Послушай и повторяй за мной слова :

Сок, сыр, сироп, слива, сахар, салют, снеговик, самовар, зонтик. Здесь есть лишнее слово? (зонтик)

Слушай и повторяй за мной : оса, маска, персик, костер, пустыня.

Лес, квас, кактус, абрикос, автобус. Где в этих словах звук «с» ?

Повтори скороговорки :

У осы и у лисы, усы для красы.

У маленького Саньки, новенькие санки,

Новенькие санки у маленького Саньки.

У Сони, у Сени, у Сани, в сетях длинный сом с усами.

Ест киска суп из миски, сыта киска, пуста миска.

Дети с желанием занимаются по диску, слушая русскую речь с хорошим произношением, стараются повторять правильно . Чтобы дети чаще слышали правильную, четкую речь слушаем сказки в аудиозаписях и смотрим мультфильмы.

Дидактическая игра является одним из основным методическим приемом :

Выработки положительного эмоционального отношения ребенка к речевой деятельности на русском языке , повышения его речевой активности;

Понимания и активного употребления новой лексики;

Отработки грамматических навыков, употребления максимального числа языковых конструкций в новой ситуации, творческого «пересмотра» ;

Развития связной речи.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов :

Дидактическая задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные;

Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях;

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания.

Между обучающей задачей , игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу.

Примеры игр.

«Зайка - незнайка» . Закрепление умений различать на слух русские слова и опознавать знакомые предметы, названные по-русски .

Игровая ситуация. Водящий дает игрушку Зайку-незнайку то одному, то другому ребенку и просит помочь найти и показать среди других предметов тот, который назовет воспитатель.

2 вариант игры. «Покажи и скажи где?» .Дети не только показывают, где тот или иной предмет, но и называют его.

«Домики» . Закрепление и активизация лексики.

Игровая ситуация. Дети делятся на две группы, каждая получает ситуативные картинки. Водящий имитирует стук в дверь и произносит : «Тук-тук! Кто здесь живет?» Дети по очереди перечисляют : «Здесь живет мама» , «Здесь живет папа» и т. д. «Что делает мальчик?» - спрашивает водящий. Ему отвечает тот, у которого на картинке мальчик : «мальчик рисует» и т. д.

Игра «Что я вижу?» . Дети рассматривают картину через «бинокль» - называют отдельных предметов, людей, отвечают на вопросы : Например : что делает мальчик? Цветок какой? и т. д.

Игра «Веселый кубик» . Можно использовать во многих занятиях, меняя на гранях кубика картинки. Дети обучаются считать , назвать предметы, подбирать и согласовать глаголы и прилагательные с существительными. Например : по теме «Семья» на гранях кубика изображение членов семьи (мальчик рисует, бабушка вяжет, папа смотрит телевизор, мама варит суп и т. д.).

Игра и игровые ситуации тесно связаны с целями и задачами практического овладения лексическими единицами, синтаксическими конструкциями, предусмотренными программой. Игра позволяет закрепить за русским языком определенную сферу общения, сделать для ребенка естественным переходом на русский язык в общении с педагогами и сверстниками.

Для обогащения словарного запаса детей эффективным методом считаются игры - драматизации русских народных сказок , произведений русских писателей . Они способствуют закреплению новой лексики, формированию умения строить диалог.

В драматизации сказки «Репка» участвовали даже молчаливые, застенчивые дети. Дети с большим нетерпением ждут новые роли по драматизации следующей сказки.

Для закрепления новых слов на занятиях использование разнообразных игр, упражнений недостаточно. Поэтому работу по обучению русскому языку нужно вести и в свободное от занятий время. С целью : продолжать развивать интерес к изучаемому языку и желание говорить на нем; закреплять те умения и навыки русской разговорной речи , которые дети получили на занятиях; проводить индивидуальную работу с детьми; вводить некоторые новые слова и выражения в естественной ситуации Большие возможности для этого предоставляют прием детей, утренняя гимнастика, умывание, одевание, игры, инсценировки, прогулки.

Игра с мячиком.

1. «Переводчики» (цвета, дом, животные, дикие животные, одежда, обувь, игрушки , посуда и др.) Варианты игр : 1. Воспитатель говорит на родном языке , ребенок переводит на русский . 2. Воспитатель говорит на русском , ребенок переводит на татарский язык .

2. «Палочка – выручалочка» - Составление рассказа по опорным словам (заяц, лиса, волк и т. д.)

Воспитатель предлагает рассказать о каком-нибудь животном. Дети, стоя в кругу, передают друг - другу палочку, при этом каждый старается, не повторяя других , назвать признаки животных.

Воспитатель говорит : зайчик. Дети по очереди называют признаки : белый, пушистый, мягкий, веселый и т. д.

3. «Кто что делает?» . У воспитателя картинки на которых представлены действия людей и животных. Нужно отыскать предмет к которому относится действие и составить предложение. Например : воспитатель говорит : лежит. Ребенок находит картинку и составляет предложение : Дедушка лежит на диване.

4. «Кто там?» . В коробке или в кармане воспитателя маленькая игрушка (домашнее животное, дикое животное и т. д.) . Дети спрашивают : кто там? Воспитатель отвечает : секрет.

Ты ежик?- спрашивают дети.

Воспитатель говорит : нет.

Таким образом дети называют диких животных до получения ответа : да.

5. «Что лишнее?» С детьми подготовительной группы игру можно проводит без наглядного материала. Например, учитывая время года воспитатель говорит : найдите лишнее слово среди других.

Коньки, лыжи, надувной круг, санки.

Дети находят лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее и т. д. При проведении подвижных игр можно выбирать водящего считалкой на русском языке . Конечно, всех игр перечислить просто невозможно. А если мы постараемся создать творческую атмосферу с доброжелательными слушателями и интересом взрослых к результатам детской речевой активности, то условие для успешного обучения детей русскому языку будет обеспечена . Учите детей играя. Желаю творческих успехов всем коллегам.

Игра «Буква заблудилась»

Цель : учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.

Описание . Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Закричал охотник: «Ой!

Д вери гонятся за мной!».

На виду у детворы

Крыс у красят маляры.

Куклу выбросив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый л ук

С длинными усами!

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался д ом.

Посмотрите-ка, ребятки:

Р аки выросли на грядке!

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно в рачей.

Мы собирали васильки -

На головах у нас щ енки.

Старый дедушка Пахом

На коз е скакал верхом.

Жучка буд ку не доела:

Неохота, надоело.

На пожелтевшую листву

Роняет лев свою листву.

Мама с б очками пошла

По дороге вдоль села.

Миша дров не напилил,

Печку к епками топил.

Синеет море перед нами,

Летают м айки над волнами.

Л. Шибаев

Игра «Типография»

Цели: расширять словарный запас детей; развивать смекалку, мышление, эрудицию.

Примечание . Педагог может предложить детям любое ключевое слово по буквенному составу и по толкованию, соответствующее тому или иному возрасту детей.

Описание . В игре принимают участие две команды по 8 человек в каждой. Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта отличаются от другого по цвету. Команды выстраиваются шеренгами одна против другой, у каждого игрока карточка с буквой, которую он должен запомнить. Учитель называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, том, рот, гам, маг, торг и другие. Участники команд, буквы которых входят в называемое учителем слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные. Например, из слова «пилка» можно составить слова: капли, лапки, пачки, липка. Из слова «приток» - портик, тропик и другие. Для каждого класса выбираются слова, по уровню сложности соответствующие возрасту школьников.

Игра «Слова по теме»

Цели : развивать логическую речь и мышление учащихся, способствовать созданию благоприятного климата коллективной и состязательной работы детей.

Примечание . С каждой возрастной категорией заданные темы усложняются учителем.

Описание . Учитель предлагает детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Дом, где я живу», «Наша школа», «Прогулка в лес», «В продовольственном магазине». Тот, кто начинает игру, называет все слова, которые он может припомнить (слова, не относящиеся к теме, не записываются). Затем учитель предлагает другим детям дополнить этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто назвал большее количество слов, а также тот, кто добавил к уже названным словам последнее.

После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.

Игра «Пятерки»

Цели : учить объединять слова в обобщенную тему, развивать умение взаимодействовать с членами команды.

Описание . В игре могут участвовать 25-30 человек. По числу участников надо подготовить карточки со словами (или рисунками) на определенные темы: «Растения», «Животный мир», «Школьные принадлежности», «Транспортные средства» и другие. На каждую тему отбирается по 5 слов или картинок. Карточки перемешиваются, раздаются играющим. Задачи играющих: объединиться в группы по 5 человек, чтобы в каждой группе у всех были карточки на одну тему. Отыскать среди всех играющих обладателей карточек с нужными словами (или картинками) совсем не просто. Первая пятерка, правильно подобравшая слова (картинки) и явившаяся к учителю, получает шесть очков, вторая - пять очков и т. д.

Темы, по которым должны объединяться пятерки, учитель может объявить, когда все карточки розданы. Но можно темы и не называть - пусть ребята сами догадаются. Игра будет труднее, но зато интереснее.

Игра «Поиграем в слова»

Цель : расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.

1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:

2. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые

Ответы. 1) лис; 2) мел; 3) лук; 4) порт; 5) гол; 6) гимн.

Примечание : можно предложить выполнение заданий командам, можно применять эту форму для индивидуальной работы учащихся.

Игра «Парад грамотеев»

Задание: определите, всё ли в этих высказываниях правильно; приведите все предложения в порядок.

Кот стремительно мчался на одной ноге.

Она так испугалась, что бросилась в обморок.

На картине изображен ученик средних лет.

Его правая щека весело улыбалась.

Навстречу шел отец. Девочка и собака радостно залаяли.

Младшая сестра носила на голове платок, старшая - ботинки.

Он сел на коня и поехал пешком.

Он лег в постель и уснул изо всех сил.

Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки.

У моего друга курносый нос, плавно переходящий в шею.

Некоторые обезьяны висят на деревьях вверх головой.

Когда туман рассеялся, князь увидел татаро-монгольское иго.

Охотник широко закрыл глаза и выстрелил.

Мы спали, но нам не спалось.

Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.

Мальчик облизался до ушей.

Мой любимый уголок природы - солнце.

На крыше было много голубей, человек сорок.

На переменках мы катались по перилам с первого на третий этаж.

Застенчиво улыбаясь одними глазами, он шмыгнул одним носом.

Миша долго смотрел в зеркало, пока не узнал своего лица.

Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.

Раздался выстрел, и его ранило в правую голову.

В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.

Северный океан очень ледовитый.

Над своей теорией Дарвин работал, как зверь.

Лицо у него было овальное, как прямой угол.

В своих сапогах я чувствовал себя как дома.

У Вовы синяк под глазом, который ему очень к лицу.

У него была шпага с одним патроном.

Сестра любит помогать свой сестре Тане, когда она ест шоколад.

Я так люблю книги, что даже их читаю.

Наконец мы увидели березовую рощу, где стояли одни дубы.

Мне приходили в голову разные мысли, но лучшие остановились на банке земляничного варенья.

Он очень испугался, и душа у него ушла в ботинки.

Я быстро стоял на одном месте.

За многочисленными веснушками на его лице нельзя было рассмотреть черты его характера.

У него из-под черных кудрей выглядывали белые зубы.

Неожиданно он услышал чей-то взгляд.

Оля съела бублик вместе с собакой, которая бежала рядом.

И тогда он взял нож и застрелился.

За кустом белело что-то синее.

Он узнал ее по родинке на правом носу.

Уснув, сидя на лошади, Сергей весело пел песню.

Уши у него торчат кто куда.

Самым любимым временем года у него были каникулы.

Мысли как назло не хотели думать.

Было мне так холодно, что я вспотел.

Слева лес редкий, но дремучий.

Сначала у него вспотел лоб, а потом только показалась шишка.

На меня напала мысль.

У Сережи зачесались руки на коленях.

Саша вышел под громкое мычание всего класса.

Он сильно ударился головой, после чего долго хромал.

Игра «Соберите слова»

Задание: соедините слова столбиков так, чтобы появились новые слова.

Задачи с буквами и словами «Вниз по лесенке»

Задание: подберите слова по мере увеличения их буквенного количества (то есть возрастания ступенек лесенки) и получите словарную лестницу.

гривость

дуванчик

нтермедия

снователь

стребитель

боснование

ипровизация

бозреватель

спользование

бщественница

скусственность

прометчивость

зобретательство

тносительносгь

носказательность

врагоукрепление

Игра «Дружная семья»

Цели: закрепить понятие о частях речи, упражнять в составлении примеров (слов), обозначающих все части речи.

Описание. «Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Например, литература. Его нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слово (часть речи).

Л - ли — частица.

И - или - союз.

Т - триста - числительное.

Е - ехать - глагол.

Р - радостно - наречие.

А - а - союз.

Т - тот - местоимение.

У - у - предлог.

Р - розовый - прилагательное.

А - ах - междометие.

Другой пример со словом - трудолюбие.

Т - ты - местоимение.

Р - разве - частица.

У - удивляться - глагол.

Д - десять - числительное.

О - ох - междометие.

Л - легко - наречие.

Ю - юла - существительное.

Б - без - предлог.

И - или - союз.

Е - елейный - прилагательное.

Игра «Найдите числительные»

Задание: прочитайте забавные стихотворения Ванды Хотомской. Укажите числительные: сколько их, в каких словах встречаются?

Есть у нас три сестри цы.

Вы не знаете их?

Как бы мне ухитри ться

Рассказать о троих.

У одной, что в Стри жове,

Над окошком жил стри ж.

Стри чь она мастерица -

Приходи к ней, малыш!

У другой, что в Устри цах,

Никаких устри ц нет,

Но зато осетри ну

Подают на обед!

А у третьей, в Быстри це,

Быстри на на реке,

И резвятся три тоны

По ночам на песке.

У просто го сторожа -

Не просто рный дом:

Часто в нем стоножка

Бродит под сто лом.

Дорожит сто ножка

Чисто тою ног

И сто личной ваксой

Чистит сто сапог.

Вместо двух непросто

Вычистить все сто ,

Сразу сто лько обуви

Не носил никто!

У просто й сто ножки

Сто ит постоять,

Можно у сто ножки

Опыт перенять!

Перевод Л. Кондратенко

Игра «Кто больше составит слов?»

Цели : расширить словарный запас, развивать наблюдательность, внимательность, мышление.

Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса, она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом виляет, все следы заметает».

В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.

(Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Цель игры – помочь, серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
На уроках русского языка, можно применять словесные игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. При это применяется только словесный реквизит.

Переводчик

Задание: Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

  • Доктор прописал пациенту инъекции.
  • Разъяренная вьюга замела тропинки.
  • Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
  • Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

Задание: Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?

  • При проверке было выявлено немало дефектов.
  • Он пишет мемуары.
  • Ваши аргументы убедительны.
  • Все работали с энтузиазмом.
  • Мы гордимся нашим голкипером.
  • В газете появилась информация о футбольном матче.
  • В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

Задание: Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими:

  • Горят румянцем свежие ланиты.
  • Старец нахмурил чело.
  • Построен град великий над Невой.

Игра «Следствие ведут знатоки»

Задание: Ученикам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.

  1. Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
  2. Лешему он (Римский – Корсаков) он придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.
  3. – Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.
    – Что с ним?
    – Инфильтрат в левом легком под ключицей.
    – А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?
    – Пятьдесят два, Роман Борисович.
    – Назначьте его на консультацию к Зацепиной.

Игра «Аукцион»


Условия: Так же, как и при проведении настоящего аукциона, по­беждает в соревновании тот, кто наз­вал последнее слово. Если, например, задание состояло в подборе синони­мов к слову горячий (чай), то победи­телем оказывается тот, кто заканчи­вает перечисление синонимов, назовет последний из них.

Игру можно прово­дить при изучении синонимов; например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам: передвигаться, ска­зал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек) и др.

При работе над устаревшими словами можно предложить детям назвать уста­ревшие слова по одной из предло­женных тем: 1) одежда, обувь, 2) ору­жие, 3) средства передвижения, 4) ме­бель, 5) слова, ушедшие «в отставку» после революции и др.

Работая над неологизмами, обучающиеся могут соревноваться в подборе нео­логизмов, рожденных 1) в годы граж­данской войны, 2) в эпоху освое­ния космоса, 3) отражающих достиже­ния науки и техники и др.
Закреплению темы «Профессиональ­ная лексика» поможет задание подо­брать профессиональные слова, исполь­зуемые людьми разных профессий (строитель, библиотекарь, лингвист, историк, спортсмен, геолог).

Игра «Корректор»

Найди ошибку в выборе слова.

  • После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
  • В конструкции есть отрицательные и положи­тельные дефекты.
  • Из передовой бри­гады он перешел в отсталую.
  • В центре города построен памятник герою.

Кто быстрее и точнее отредакти­рует заметки?