Домой / Стены / Социологи подчеркивают что социальный контроль может. Социальный контроль. Молодежь как социальная группа

Социологи подчеркивают что социальный контроль может. Социальный контроль. Молодежь как социальная группа

Большинство россиян вполне либеральны во всем, что касается их личного жизненного успеха. Но они довольно консервативны, когда речь заходит о роли государства во внутренней и внешней политике. Такие настроения выявили ученые Института социологии РАН, которые представят сегодня доклад "Гражданский активизм: новые субъекты общественно-политической деятельности". Независимо от ценностных ориентаций россиян их гражданская активность в обществе качественно меняется, требуя от власти встречных шагов к диалогу.


Демократическими институтами "недовольна значительная часть населения не только в России, но и во многих развитых странах", пояснил "Ъ" один из авторов доклада, руководитель Центра комплексных социальных исследований Владимир Петухов. Но "тотального разочарования ни в российской, весьма несовершенной версии демократии, ни тем более в демократических ценностях у сограждан нет", утверждает он.

Есть разочарование в действующих партиях, а также в "одних и тех же" политических лидерах, несменяемых по 20 с лишним лет. Есть недоверие к институтам власти, в неэффективности которых каждый мог убедиться на собственном опыте. В силу этого в стране нарастает гражданская активность, убедились социологи (исследование проводилось в марте 2014 года при поддержке Института социально-экономических и политических исследований).

Социологи не нашли веских подтверждений стереотипу о том, что "российское общество, пережившее посттоталитарную травму, апатично, инертно, патерналистски ориентировано". По их опросам, 37% россиян нацелены "на инициативность, умение добиваться успеха, чувство собственного достоинства, рациональность, готовность к сотрудничеству, стремление к переменам". Устойчивость, "стабильность, воспроизводство себя в неизменной форме и негативное отношение к переменам" свойственно для 29% граждан.

Правда, либеральных ценностей "индивидуализма, нонконформизма, предприимчивости" россияне придерживаются "в достижении собственных жизненных целей". В оценке же роли государства внутри страны и за рубежом либералы составляют 8%, а государственники-державники — 56%. По мнению социологов, очевиден "запрос на "сильную руку" и развитие собственной государственности в противовес ориентации на союз со странами Запада". Но это не означает запроса на "закручивание гаек". Державники уверены, что "сильное государство" должно обеспечить "равенство всех граждан перед законом и обязательные для всех "правила игры"".

Типичный активный россиянин, как выявили социологи,— это человек в возрасте до 30 лет, имеющий высшее образование и проживающий в крупном областном или краевом центре, относящий себя к средним слоям общества и достаточно часто (не менее раза в неделю) использующий социальные сети. Типичный инертный россиянин — житель райцентра в возрасте старше 60 лет, имеющий среднее специальное образование и вышедший на пенсию, относящий себя к низшим слоям общества и не использующий социальные сети. Это различие "отчетливо выражает" скрытый "конфликт "советских" и "несоветских" поколений". Социологам еще предстоит выяснить, какое из поколений более чувствительно, например, к "закручиванию гаек".

Однако, невзирая на разность "поколений" и ценностных ориентиров, активность в обществе нарастает. При этом, "неполитический и политический активизм не противопоставлены, а, напротив, дополняют друг друга". Подавляющее большинство опрошенных (79-81%), "участвующих в деятельности неполитических общественных организаций, в той или иной форме включены и в политическую жизнь страны". В марте 57% опрошенных заявляли, что в той или иной степени причастны к политическому действию. Из них 12% уже предпочли "деятельные формы участия" — от интернет-сообществ политических единомышленников до членства в партиях. Еще 45% проявляют интерес к политике, но не выходят за рамки эпизодической и преимущественно "парадной" включенности (обсуждают политику в своем кругу и целенаправленно ходят на выборы).

В этих условиях крайне важен диалог "государственных институтов и граждан". Последние активны и порой решительны в защите интересов своего дома, своего двора. Но диалог с органами местного самоуправления складывается обычно после акций протеста. Что до политики, то, по мнению социологов, на фоне общего разочарования действующими партиями "объективно назревает некоторая "департизация" политической жизни". Итогом могут стать своеобразные "общественно-партийные холдинги" или "партии одного требования". Это могло бы "снизить остроту идейного и мировоззренческого противостояния" в обществе за счет "существенного расширения общественно-политической повестки дня".

Важно только, чтобы власть и граждане одинаково воспринимали термин "диалог". "Это не разговоры о "наболевшем" с кем-нибудь из начальства",— пояснил "Ъ" Владимир Петухов. По его словам, для гражданских активистов "диалог означает возможность оказывать давление на власть, чтобы добиваться от нее решения назревших проблем". Социологи не исключают нарастания протестной активности, невзирая на нынешний ее спад. Причем в ходе опросов выяснилось, что "конформизм и долготерпение российской глубинки сильно преувеличены".

"Уже сегодня готовность протестовать в защиту экономических и социальных прав граждан чаще высказывают жители сельских поселений (40%) и поселков городского типа (45%)", тогда как среди жителей мегаполисов, где преобладает "ядерный" протестный электорат, готовы к этому лишь 26%. Но у жителей глубинки "существенно меньше" возможностей добиться эффекта легальными формами протеста. Социологи не исключают возврата "таких архаичных форм выражения своего недовольства, как стихийные бунты, погромы". Кроме того, опросы показали, что "сегодня происходит латентная легитимация радикальных форм политической борьбы — все больше граждан считают допустимой мерой защиты своих прав формирование боевых отрядов (рост с 25% в 2012 году до 28% в 2014-м)". Социологи подчеркивают, что "агрессивный дискурс перестает восприниматься как маргинальный".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Известны случаи, когда один из членов рода нарушает установленные в семье правила, допустим, женится на представительнице иного социального круга, сословия. В таком случае члены его семьи, клана могут объявить ему «бойкот», прекратить с ним всякие контакты и общение. Примеры действия подобных норм часто встречаются в произведениях английских писателей. Крайне важны традиции рода у народов Кавказа - нельзя обидеть гостя, отказать ему в крове, пище, воде.

Немало норм складывается в трудовых коллективах. Например, футбольная команда, которой не нравится вновь назначенный тренер, будет негативно относиться к тем игрокам, которые нарушают общее согласие и выполняют установки данного тренера на игру.

Нормы, утвердившиеся в больших социальных общностях, обществе в целом, принято называть общими правилами.

С точки зрения сферы и способов действия социальные нормы принято подразделять следующим образом:

Моральные нормы (называемые также этическими) -- соответствующие представлениям людей о добре и зле, обеспечиваемые силой общественного мнения, авторитета.

Правовые нормы -- выражающие волю государства, сформулированные и закрепленные в издаваемых государством нормативных актах, обеспечиваемые силой государственного принуждения. Нормы права носят общеобязательный характер.

Политические нормы -- распространяющиеся на отношения личности и власти, власти и общества, отношения между государствами.

Религиозные запреты и предписания распространяются среди приверженцев определенных конфессий. Эти нормы содержат в себе элементы моральных и правовых норм.

Эстетические нормы -- соответствующие представления, сложившиеся в обществе о прекрасном и безобразном.

Можно выделить в определенную группу также традиции, обычаи, ритуалы, нравы, привычки. Главное в обычаях и традициях -- это превращение в норму тех образцов поведения, которые многократно повторяются в обществе, переходят из поколение в поколение.

Особую значимость имеют для общества правовые нормы . Поэтому следует остановиться на них более подробно. Еще с древних времен люди полагали, что в основе права лежит мера справедливости и добра, мера свободы человека в обществе и его же, человеческой, несвободы. Оно как бы определяет ту рамку, за пределы которой, с одной стороны, не может выходить в своих действиях человек, а с другой стороны, государство, общество ограничено этой же рамкой в своем воздействии на личность гражданина. Говоря о праве, мы выделяем два его признака. Во-первых, это набор общеобязательных правил поведения, установленных или же санкционируемых государством и им же обеспечиваемых. Во-вторых, право -- это то, чем мы владеем от рождения. Права индивидуализируются, их носителями становятся люди -- граждане. В этом смысле право -- это то, что мы с вами можем делать, чем мы обладаем, пользуемся. Это установленная и гарантированная законом наша возможность вести себя определенным образом по отношению к обществу и государству. Осмысление сути и назначения права начинается вместе с зарождением человеческой цивилизации, становлением первых государств.

Юристы выделяют следующие черты права: во-первых , право представляет собой единственную систему правил поведения, обязательных для всех членов общества без исключения. Другие же правила распространяются на отдельные группы людей. К примеру, обычаям следуют люди, либо проживающие в той местности, где чтятся обычаи, либо принадлежащие к определенному сословию (казачество, духовенство, купечество), в среде которых приняты данные правила. Можно привести и иной пример -- устав какой-либо общественной организации. Его положения будут распространяться только на членов этой организации. Если в Уставе Общества борьбы за трезвость записано, что его членам воспрещается употреблять спиртные напитки, это не означает, что данной установки будут придерживаться люди, не состоящие в членстве Общества. Религиозные заповеди, ритуалы, обряды также будут различаться у представителей разных конфессий (вероисповеданий). Существуют свои ритуалы у религиозно-философских объединений, политических партий. Все это не относится к сфере общеобязательного, к сфере действия права.

Во-вторых , право обеспечивается и защищается государством, в то время как все иные социальные нормы (мораль, обычаи, религия) могут лишь поддерживаться государством, или же, напротив, отвергаться им, если они вступают в противоречие с действием правовых установлений. Отличается и сама степень обеспеченности норм. Правила, установленные общественными организациями, могут быть гарантированы и обеспечены только силой мнения самих членов организации. Если же они нарушены, например, член политической партии не выплачивает положенные по уставу взносы или не выполняет решения вышестоящих органов, государство в данном случае не вмешивается в конфликт, остается нейтральным. То же самое относится и к невыполнению верующими предписанных религией ритуалов. Запреты, обряды, установления обеспечиваются только силой мнения данной религиозной общины, а также церковью.

В-третьих , право устанавливается или санкционируется государством. Все другие правила либо возникают стихийно, в процессе жизнедеятельности людей, существуя в виде убеждений, общественного мнения, морали, обычаев, традиций, либо вырабатываются и принимаются общественными организациями.

В-четвертых , нормы права обязательно выражены в четко определенной форме, закреплены в законах, судебных решениях, постановлениях административных органов. Нормам права присуща внутренняя логика, единство, непротиворечивость. Все остальные нормы могут существовать и в неформализованном виде, не быть закрепленными на бумаге.

6.8 Отклоняющееся поведение, его формы и проявления

Понятие социального контроля тесно связано с понятием отклоняющегося поведения . Отклоняющееся (девиантное) поведение -- это отклонение от того образца, который предписывает норма. Девиантное поведение может по-разному восприниматься обществом. На основании этого социологи выделяют два типа отклоняющегося поведения -- негативное и позитивное.

Негативное отклонение -- это отклонение, которое предполагает низкий уровень умений и навыков или же такое поведение, которое связано с нарушением общепринятых норм, противоречие с социально одобряемыми образцами. Подобные девиации встречают со стороны общества неодобрение или применение более серьезных мер воздействия -- санкций.

Позитивное отклонение -- девиация в сторону максимально одобряемого поведения, поведения, которое не соответствует среднему, массовому уровню, значительно превосходит его. Не каждый человек способен стать выдающимся ученым, художником, совершить героический поступок. Позитивное отклонение, как правило, вызывает восхищение в обществе.

Но как позитивное, так и негативное отклоняющееся поведение имеет относительный характер, так как разнятся нормы обществ, социальных групп. К примеру, в Голландии нормальным считается употребление легких наркотиков. Их можно свободно приобрести в кафе. Также в Голландии узаконена проституция, она считается обычной профессией. В большинстве же стран и продажа легких наркотиков, и проституция законом запрещены.

Представления о соответствии норме и отклонениях меняются в процессе общественного развития. Прежде всего потому, что изменяются сами нормы, принимаются новые законы. К примеру, в Советском Союзе все операции с иностранной валютой были запрещены и жестоко карались законом. В современной России каждый гражданин может свободно приобрести любую валюту в обменном пункте и получить разрешение на ее вывоз за пределы страны. Влияет на изменение норм в обществе и мода, изменения в технике и технологиях, изменения в политической системе.

Среди видов девиантного поведения особо выделяется социологами деликвентное поведение -- нарушение особо значимых для общества норм, которые закреплены законодательством. Деликвентное поведение часто влечет применение наиболее жестоких санкций, то есть уголовное наказание. К деликвентному поведению относят наркоманию, алкоголизм, преступность.

Чем различаются девиация и деликвентность? Прежде всего степенью и знаком (плюсом или минусом) отклонения от норм.

Каковы причины формирования девиантного или деликвентного поведения? Как правило, девиантное поведение связано с особенностями процесса социализации человека, его воспитанием, образованием. Дети нередко перенимают способ поведения родителей, близких, друзей. Если родитель преступник, то и у ребенка может развиться склонность к совершению преступлений.

Если ребенок не нашел в своей семье достаточного понимания, его поведение также может стать девиантным. В современной семье, даже очень обеспеченной, мало внимания уделяется детям. Родители кивают на школу, учителей, забывая о том, что главная их обязанность -- воспитать своего ребенка полноценным членом общества, состоявшейся личностью, уверенной в себе и взаимодействующей с обществом.

В подростковом возрасте к девиации может привести протестное настроение, нежелание жить по нормам и правилам «предков», своего рода «молодежный бунт».

Причиной девиантного поведения может стать и конфликт норм. Например, в семье ребенок окружен вниманием, любовью близких, заботой. У него дома принято уважать старших, быть честным и порядочным. Но он может оказаться в группе, где сложились иные нормы и правила, где уважается право сильного или размер кошелька, а не личностные качества или порядочность. Ценности, привитые в семье, сталкиваются с теми, которые существуют в группе. Это может привести к серьезному внутриличностному конфликту, способствовать девиации.

6.9 Социальный контроль

Под социальным контролем понимается вся совокупность норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми. Выше мы уже говорили о том, что социальный контроль представляет собой особый социальный институт, который обеспечивает следование нормам.

Ряд исследователей подчеркивает, что социальный контроль включает в себя способы, при помощи которых общество приводит граждан к нормальному поведению.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1) принуждение;

2) влияние общественного мнения;

3) регламентация в социальных институтах;

4) групповое давление.

Насколько действенны приведенные формы? Как показывает практика, далеко не всегда принуждение, жесткие полицейские меры, применяемые к нарушителю, способствуют исправлению поведения. Гораздо более эффективным становится самостоятельный осознанный выбор человеком поведения, соответствующего нормам, и принятие на себя ответственности за него.

Социологи подчеркивают, что социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственностью за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности общества.

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль . Под внешним контролем в науке понимается совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальный и неформальный. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, нормативных актах; неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплен в официальной форме.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность при принятии решений. Более того, если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать свое поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль или самоконтроль.

Внутренний социальный контроль осуществляется самим человеком и представляет собой самоконтроль, направленный на согласование своего поведения с принятыми нормами. Регуляция осуществляется при помощи чувства вины, стыда. Законом для человека становится его собственная совесть.

Признаки социального контроля:

1) упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к человеку без учета его личных особенностей, иными словами, человек должен принять нормы только потому, что он является членом данного общества;

2) связь с санкциями -- наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

3) коллективное осуществление социального контроля (система социального контроля просто невозможна без существования социальной группы и отдельной личности в качестве ее члена).

Социальные санкции

Социальные нормы содержат достаточно стимулов, чтобы им следовать. Однако помимо норм, для обеспечения следования одобряемому поведению в обществе вырабатываются социальные санкции . Под социальными санкциями понимаются средства утверждения социальных норм.

Санкции могут быть позитивными и негативными. Позитивные санкции представляют собой награду или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам. Они стимулируют следование нормам. Негативные санкции -- это наказания, которые направлены на то, чтобы исключить негативные формы отклоняющегося поведения, или же уменьшить его вероятность.

Санкции также подразделяют на формальные и неформальные . Формальные исходят от государства или других официальных органов, а также от руководства фирм, организаций, учреждений. К примеру, правом назначать санкции обладают особо уполномоченные люди (руководители, судьи). Источником неформальных санкций являются люди, общество.

Виды санкций

Санкции бывают жесткими и мягкими, прямыми и косвенными. Примером жесткой санкции может служить уголовное наказание.

6.10 Семья и брак как социальные институты

История искусства домостроения у человека уходит в глубь тысячелетий. Остатки древнейшего известного жилища датируются почти двумя миллионами лет. Общественные отношения у людей, начавших жить в отдельных жилищах, не могли быть стадными, они выступали в форме семейно-родовых отношений. Ученые до сих пор спорят о том, какой была семья на заре человечества.

Долгое время считалось, что каждый народ прошел в своем развитии период матриархата -- господства женщин, на смену которого пришел патриархат -- господство мужчины. Сейчас эта версия подвергается сомнению. В любом случае, групповой брак был вытеснен индивидуальным, так как люди поняли важность семейного воспитания детей и необходимость установления законов о браке и семье.

Многие народы имели свои представления о семейных отношениях и обязанностях родственников по отношению друг к другу. В Ветхом Завете сказано о взаимоотношениях родителей и детей: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле... Кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти». Там же устанавливается, что на женщине не должно быть мужской одежды, а на мужчине -- женской, что не надо искать любви у чужой жены. Новый Завет провозглашает необходимость повиновения жен своим мужьям и требование любви мужей к собственным женам. Коран позволяет брать себе в супруги двух, трех или четырех женщин и требует изменяющих жен и мужей побивать сотней ударов.

Особенно пристальное внимание семейной жизни и отношениям между полами уделяли в Индии. Древний трактат «Камасутра» требовал от будущей жены обладания красотой и воспитанностью, здравомыслия, хорошего телосложения, хороших зубов, ногтей, глаз, волос и ушей, отсутствия жалоб на здоровье. Также устанавливалось, что мужчина должен обладать теми же качествами, которые он ожидает от своей невесты.

Наконец, российский «Домострой» (трактат XVI века, в котором говорилось о правилах семейной жизни и воспитания детей) подчеркивает значение строгости в воспитании детей: «Воспитай дитя в запретах, и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя: в малом послабишь -- в большом пострадаешь, скорбя в будущем, будто занозы вгонишь в душу свою».

Каждый период человеческой истории накладывает свой отпечаток на семейно-брачные отношения. Изменяются нормы и роли членов семьи, законы, формы и методы воспитания детей, представления о значимости семьи в обществе. Одно остается неизменным -- люди продолжают вступать в брак, растить детей, поддерживать отношения с родственниками, заботиться о родителях. Попробуем разобраться, почему же при всех изменениях и нововведениях нет и речи об отмене семьи как формы устройства и существования общества.

Семья -- группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие потребности (в общении, в понимании, в любви, в половых отношениях и т. д.).

Различают две основные формы организации семьи -- супружескую и родственную . В супружеской семье участниками отношений являются муж, жена и их дети. Они живут отдельно, имеют собственное хозяйство, достаточно самостоятельны материально. Отношения с другими родственниками могут быть более или менее тесными, но в любом случае не существует сильной зависимости от них.

При родственной организации семейной жизни родственники живут вместе со своими супругами и детьми. Такая традиция характерна для многих восточных народов, у которых особое отношение к родству и своим близким. В таких семьях главную роль обычно играют самые старшие, и даже взрослый мужчина должен беспрекословно подчиняться своей матери. В нашей стране, в результате острой жилищной проблемы, можно говорить о специфическом характере некоторых семей, где супруги вынуждены проживать с родителями и родственниками, ощущая себя при этом отдельной семьей.

По-разному подходят и к созданию семьи. Раньше у большинства народов не было принято спрашивать согласия на вступление в брак у будущих супругов, а иногда они впервые видели друг друга лишь на свадьбе. Обычно решающую роль играли родители, подбиравшие «достойную» кандидатуру, а дети не могли им перечить, потому что их положение в обществе и дальнейшая жизнь зависели от воли старших в семье. Иногда поиск будущих супругов возлагался на особых людей, которые собирали все сведения о возможных кандидатах и на свой страх формировали пары. В Индии же подчас решающую роль играла дата рождения -- совместимость супругов определялась гороскопом. Еще сто лет назад богатство жениха практически предопределяло участь девушки, и не редкостью было видеть молоденьких жен у дряхлых стариков. Времена меняются, и теперь в большинстве стран законы запрещают принуждать к браку, хотя и сейчас мнение родственников у многих народов является очень важным и даже определяющим.

В древнем мире браки заключались в удивительно раннем для нас возрасте, но и средняя продолжительность жизни тогда была значительно короче. В Двуречье девочка, достигшая 10 лет, считалась пригодной для замужества, а мальчику для вступления в семейную жизнь должно было исполниться 13 лет. В Риме законом был определен минимальный брачный возраст: для девочек -- 12 лет, для мальчиков -- 14 лет. Император Август даже издал указ против безбрачия, по которому не вступившие к 20 годам в брак могли быть оштрафованы или даже изгнаны из страны. Сейчас государство уже не вмешивается так сильно в семейные отношения, но также понимает их важность и значимость.

Давайте определим основные задачи семьи в обществе, и, может быть, тогда будет понятнее, почему правители с древнейших времен до наших дней не забывают об этой, казалось бы, исключительно личной сфере жизни человека:

1. Брак регулирует отношения полов, препятствует беспорядочным сексуальным связям, уменьшает количество венерических заболеваний. В конечном же итоге верность супругов способна значительно ограничить распространение самой опасной болезни нашего века -- СПИДа.

2. Рождение детей, которые должны быть физически и психически здоровыми. Важность этой роли семьи подтверждает и то, что при всем отрицательном отношении к разводу многие народы допускали его из-за психических расстройств одного из супругов. Будущее группы людей до сих пор определяется высоким уровнем рождаемости, и его падение является тревожным сигналом для общества.

3. Формирование и воспитание подрастающего поколения. Народная мудрость гласит, что настоящим родителем является не тот, кто сумел родить, а тот, кто сумел воспитать. Время от времени у людей появлялись идеи общественного воспитания детей, без участия семьи. Но все попытки воплотить их в жизнь оказались неудачными. Именно родители становятся главным образцом поведения детей. Но если они теряют свой авторитет, то подражать дети начинают уличным знакомым. Издавна считалось важным сохранить почитание старших в семье, что признавалось главным условием морально устойчивого подрастающего поколения.

4. Эмоциональная разрядка -- каждый человек мечтает получить любовь, тепло, ласку, заботу, внимание, понимание, сочувствие и многое другое, что может дать только семья. Люди, которые были с детства этого лишены, часто становятся преступниками, больше подвержены психическим расстройствам, ранней смертности

5. Физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют его близкие родственники. Они же вступаются за него при необходимости. Особенно важной бывает психологическая поддержка, полезные советы в трудных ситуациях.

6. Установление тесных экономических отношений -- ведение общего хозяйства, связь родственников между собой и взаимная материальная помощь.

Семейные отношения в понимании людей всегда были очень сложными и ответственными. В пословицах, поговорках, стихотворениях, повестях, романах, анекдотах и притчах с древнейших времен много внимания уделялось взаимоотношениям супругов, воспитанию детей, организации домашнего быта. Л. Н. Толстой в романе «Анна Каренина» использовал ставшее впоследствии всемирно знаменитым выражение: «Все семьи счастливы одинаково, каждая семья несчастна по-своему». Кто-то может не согласиться с утверждением классика, но именно проблемные ситуации в семейных отношениях чаще становятся известны и требуют помощи.

В семейных проблемах виноваты в первую очередь сами люди, хотя подчас очень хочется переложить вину на родителей, государство, друзей, судьбу, стечение обстоятельств и так до бесконечности. Вступая в брак, надо осознавать, что впереди ждут не только счастливые моменты, но и различные трудности.

В нашей стране можно назвать несколько самых острых вопросов:

Нерешенность жилищного вопроса (молодые семьи часто вынуждены жить с родителями, возникают многочисленные бытовые конфликты и скандалы, все это может привести к разводу, а в некоторых случаях и к преступлению -- по статистике, в семейных «кухонных» ссорах погибает ежегодно не меньше людей, чем от рук уличных бандитов);

Недостаток средств для существования (пока наша страна находится в сложном экономическом положении -- высокий уровень безработицы, трудно найти высокооплачиваемую работу, нередки задержки в выплате зарплаты, достаточно высоки цены на продукты питания и лекарства);

Недостаточное количество детских площадок и кружков по интересам, распространение алкоголизма и наркомании (как среди родителей, так и среди детей), ухудшение здоровья детей (в результате неблагоприятной экологической обстановки, полученных наследственных болезней, отсутствия хороших условий в школе, распространения компьютеров и постоянного просмотра телевизионных программ -- это в значительной степени влияет на ухудшение зрения, неправильного питания, отсутствия занятий спортом и т. д.);

Уменьшение авторитета родителей и вообще взрослых (это происходит не только из-за материальных причин, но и в результате неумения или нежелания супругов понять мир своих детей, уважительно отнестись к их интересам и взглядам);

Рост количества разводов (в основном разводы происходят из-за легкомысленного отношения к браку), неумение спокойно решать возникающие разногласия (повышенные тона никак не могут способствовать достижению согласия), бездуховность (в семье, где низок уровень культуры, нет сложившихся традиций и обычаев, отношения обеднены решением мелких бытовых вопросов, отсутствуют совместные походы в театр, музей или просто прогулки, которые при желании превращаются в маленький праздник) и т. д.

Причины семейных неурядиц психологи видят в группе факторов: 1) сверхсуровой отцовской дисциплине (грубость, сумасбродство, непонимание), 2) недостаточном материнском надзоре (равнодушие, беззаботность), 3) недостаточной отцовской привязанности, 4) недостаточной материнской привязанности (холодность, враждебность), 5) отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь).

Тенденции развития семьи

В современной семейной жизни происходят серьезные изменения. Мы назвали их основными тенденциями в развитии семьи. К их числу можно отнести:

Равномерное распределение прав и обязанностей в семье;

Акселерация и раннее взросление;

Утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых членов семьи;

Рост числа разводов;

Сексуальное раскрепощение;

Стремление к экономической независимости от родственников;

Ослабление религиозного воздействия;

Уменьшение интенсивности общения в семье (малое время, проведенное совместно; телевизоры и видеомагнитофоны, заменяющие непосредственное общение).

Чуть подробнее остановимся на правах несовершеннолетних детей и обязанностях родителей. Закон признает ребенком лицо, не достигшее возраста 18 лет. Он имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами, на защиту от злоупотреблений родителей (может обращаться в специальные органы опеки и попечительства, а с 14 лет -- в суд), на выражение своего мнения в решении касающихся его семейных вопросов, на выступление в ходе судебного разбирательства (с 10 лет учет мнения ребенка обязателен), на участие в решении вопроса о своей фамилии (с 10 лет изменение фамилии может быть произведено только с согласия ребенка). С шести лет ребенок может совершать самостоятельно мелкие сделки (например, что-то покупать в магазине, принимать подарки и т. п.), а уже с 14 лет законы определяют большую свободу действий (появляется личное имущество, которым подросток может распоряжаться свободно).

Теперь кратко перечислим обязанности родителей, которые зачастую соединены с правами детей: воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье (физическом, психическом, нравственном и духовном), обеспечить получение детьми основного общего образования, выбирать учебные заведения (с учетом мнения детей), выступать в защиту интересов детей, способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей.

Однако не стоит забывать, что редко родители не желают своим детям счастья и добра. Их нетерпение иногда поясняется стремлением как можно быстрее добиться хороших результатов в воспитании. Кто из родителей желает, чтобы их дети курили, пьянствовали, употребляли наркотики и совершали преступления? На это способны только потерявшие свое человеческое обличие, и их обычно стараются лишать родительских прав.

Конечно, в семье не всегда выполняются перечисленные выше законы, ведь отношения, которые устанавливались веками, не так уж просто изменить. В наше время еще часто встречаешься с мнением, что ленивый тот родитель, кто не использует розог при воспитании детей. В ответ вспомним народную поговорку: «Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом».

6.11 Демографическая и семейная политика в Российской Федерации

В последние годы в качестве безусловного приоритета социальной политики в Российской Федерации рассматривается политика демографическая и семейная. Демографическая политика -- политика в области развития народонаселения, причем не только количественного роста, но и обеспечения качества жизни человека в нашей стране. Почему проблемы демографии и семьи столь остро встали перед руководством страны? Это связано прежде всего с тем, что ситуацию с демографией вот уже многие годы ученые определяют как острый демографический кризис. В России население сокращается, смертность превышает рождаемость и страна не обеспечивает даже простого воспроизводства народонаселения. Причин демографическому кризису в стране несколько. Это и последствия двух мировых войн, которые Россия пережила в XX веке, сталинского геноцида, в особенности коллективизации, вызвавшей деградацию деревни, последствия реформ начала 1990-х годов, когда многие люди оказались за чертой бедности и не могли иметь детей. Это и проблемы со здоровьем нации, широко распространившееся пьянство, наркомания и т. д. Данные проблемы можно и нужно решать комплексно на государственном уровне.

Приведем фрагмент из послания Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации 10 мая 2006 году.

«…А теперь о главном. …О семье. И о самой острой проблеме современной России -- о демографии. Проблемы экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем? …Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету мало что сделали. Для решения этой проблемы необходимо следующее.

Первое -- снижение смертности. Второе -- эффективная миграционная политика. И третье -- повышение рождаемости. …Но никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи. …Мы заложили с вами неплохую базу, в том числе для решения демографических проблем, однако и это недопустимо­ мало, и вы знаете почему. Положение в этой сфере критическое. …Предлагаю программу стимулирования рождаемости…

…Сегодня мы должны стимулировать рождение хотя бы второго ребенка. Что мешает молодой семье, женщине принять такое решение, особенно если речь идет о втором или третьем ребенке? Ответы здесь очевидны, известны. Это низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий. Это сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение, что греха таить, просто в том, сможет ли она его прокормить. …Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Подчеркну: из перечисленных мною мер все важно, но без материального обеспечения ничего не сработает. …Разумеется, для реализации всего вышеназванного плана потребуется большая работа и просто огромные деньги. Прошу просчитать нарастающие по годам обязательства государства и обозначить срок действия программы не менее 10 лет, имея в виду, что по его истечении государство должно будет принять решение, исходя из экономической и демографической ситуации в стране. И, наконец, средства, необходимые для начала намеченных мероприятий, должны быть предусмотрены уже в бюджете следующего года. Этот механизм должен быть запущен с 1 января 2007. …В завершение этой темы отмечу: проблему низкой рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям».

Как мы видим, Президент недвусмысленно подчеркнул актуальность и приоритетность выработки эффективной демографической и семейной политики как условия преодоления кризисного состояния общества. В России разработана и принята Национальная программа демографической политики. Приведем ее фрагменты.

Приоритетные задачи н ациональной программы :

* создание условий для повышения рождаемости, обеспечение поддержки семей с детьми;

* улучшение здоровья населения и снижение смертности;

* привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию;

* улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам;

* ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны;

* формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Условиями, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы, являются:

* общее повышение доходов и благосостояния населения, включая повышение доходов низкооплачиваемых профессиональных групп, реализация мер по борьбе с бедностью;

* совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;

* совершенствование системы образования;

* улучшение экологической обстановки, снижение рисков воздействия неблагоприятных факторов среды оби­тания на человека.

Закладываемыми в национальную программу общими ожидаемыми результатами являются:

* прекращение убыли, стабилизация к 2015 году численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140-142 млн человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 года;

* увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно -- предотвратимой смертности, в первую очередь -- в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;

* укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;

* создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения и путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.

6.12 Молодежь как социальная группа

М олодежь -- социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных социально-психологическими свойствами. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.

Под возрастными границами молодежи принято считать интервал от 14 до 30 лет. Нижняя граница связывается с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы, началом профессионального обучения. Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребенка, а это возраст до 30 лет.

Это значит, что молодежь, как демографическая категория, объединяет население в пределах 16 летнего возрастного интервала. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.

За столь относительно короткий отрезок жизни молодежь переживает смену своего социально-демографического статуса несколько раз:

Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) -- находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).

Средняя группа: молодежь 18-24 лет (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.

Старшая группа: молодые взрослые 25-30 лет -- это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.

Социологи в качестве социального признака верхней границы молодежного возраста, на которой он заканчивается, нередко выбирают образование семьи. Семейный мужчина или замужняя женщина -- это уже как бы не молодые, а вполне взрослые люди. И это правильно, поскольку семья накладывает на человека совершенно новые обязанности и статусные полномочия, которые выходят за рамки понятия «молодежь».

Молодежь социально неоднородна, и различные ее отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская) имеют свои специфические особенности. Они касаются ценностных ориентаций, материального достатка, образа и стиля жизни. Рабочая молодежь раньше начинает трудовую жизнь и раньше обзаводится семьей, чем представители среднего класса, которые пять лет учатся в вузе, а затем в течение двух-трех лет ищут подходящую работу для того, чтобы материально обеспечить будущую семью. Стало быть, молодость у одних заканчивается раньше, чем у других. Возраст молодого ученого, которому разрешается участвовать по своей категории в конкурсе научных проектов или публикаций, не должен превышать 35 лет. Таким образом, к культурно-историческим критериям приходится добавлять социально-классовые.

Молодость -- это время, наиболее благоприятное для выбора профессии и супруга. Прежде чем найти себя и закрепиться в профессии, молодежь должна многое испробовать. Именно поэтому она часто меняет работу и сексуальных партнеров. Выбор ограничивается, если материальное положение молодого человека (либо родителей) затруднительное. Ему приходится бороться за первое попавшееся место, но не супруга. В этом случае средний возраст вступления в брак увеличивается. Когда экономическая ситуация в стране благоприятна, безработица невысока, а численность вступающей в трудоспособный возраст молодежи мала, люди успевают перепробовать разные профессии за более короткое время и раньше закрепиться на рабочем месте. Если безработица велика, закрепление происходит позже.

Молодежно-подростковый период в жизни каждого человека -- время неустанного экспериментирования, творческого подъема и профессионального самоопределения. Новые пути в развитии науки, культуры также нередко прокладывали молодые люди.

А. Эйнштейн создал теорию относительности в 25 лет, В. Гейзенбергу было 24 года, когда он совместно с Н. Бором разработал основы квантовой механики. Свои вполне зрелые произведения А. Пушкин начал создавать совсем еще в юном возрасте.

Молодому человеку и физиологически, и психологически необходим опыт смены видов деятельности, увлечений, привязанностей, расширение круга знакомств. В зрелом и особенно пожилом возрасте ничего подобного уже не требуется. В этот период жизни мы ценим старых друзей, выработанные привычки, домашний уют и удобный диван.

Желание переделать мир по своему усмотрению, совершить революцию и бороться за социальную справедливость, видя в том особое свое предназначение, в психологии называется мессианским комплексом . Он состоит в приписывании себе важной роли в спасении человечества и представляет собой детскую или возрастную болезнь становящегося духа.

В каждой стране вырабатывается особая молодежная политика. Значимость ее объясняется тем, что от устремлений и настроения молодежи зависит будущее страны. Познакомимся с основными положениями Концепции государственной молодежной политики РФ.

«Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, не заменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге -- за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.

Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и в силу своего специфического положения нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т. д. Она сразу воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками в науке, технике и производстве, в образовании и культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых.

Вместе с тем, молодежь только вступает в трудовую и общественную жизнь, она еще не полностью включена, менее интегрирована в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы. Ей легче воспринимать переломные эпохи, но именно они не позволяют ей ощутить всю полноту общественных взаимодействий и ограничивают ее потенциал.

Молодежь выступает главным субъектом образования семьи и демографических процессов.

Это создает возможности для выбора темпа и направленности вхождения молодежи в государственную и общественную жизнь. Именно это обстоятельство является основой ее инновационной деятельности, ее творческого вклада в развитие общества.

Молодое поколение несет ответственность за настоящее и будущее своего государства. Ответственность молодого поколения реализуется на основе освоения и преобразования им системы ценностей и норм и реализации их в деятельности, содействующей возрождению России.

Условиями формирования ответственности молодежи за будущее государства являются: расширение демократического участия молодежи в развитии общества; искоренение нищеты и значительного социально-экономического неравенства; расширение прав детей и молодых граждан в политической и экономической областях; оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.

Вероятность реализации той или иной концепции развития России в значительной степени зависит от того, насколько она поддерживается молодым поколением, его созидательной активностью, каков образ мыслей и жизни молодых людей. Уменьшение численности населения, а значит молодежи, в связи с ухудшением генофонда и распространением негативных явлений порождает необходимость анализа порога этих проявлений, после которых возникает невозможность стабилизации и развития. Уменьшение численности населения в связи с размерами территории, характером экономического развития в последнее десятилетие, социально-экономических процессов в молодежной среде, содержанием занятости трудоспособного населения в обозримом будущем порождает необходимость анализа места России в мировом экономическом хозяйстве, в распределении экономических ролей. Это уже проблемы не молодежи, а проблемы национальной, государственной безопасности».

Государственная молодежная политика в РФ призвана обеспечить:

* стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

* становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;

* формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;

*?разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;

* формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

* становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;

* освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.

6.13 Этнические общности

В древности люди жили замкнутой жизнью -- каждая группа (род, племя) имела свой район обитания, свои занятия, особые знаки отличия, свой язык, свои верования. Все другие считались врагами, и поэтому происходили постоянные столкновения. Постепенно ситуация менялась -- появились союзы племен и другие объединения разных групп. Вместе с тем особые черты прежних групп оставались. Так появилось взаимодействие этнических групп.

Этническая группа -- группа людей, имеющих особые этнические, то есть культурные, языковые или расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение и которые сами осознают свою причастность к общей группе. Освоенные и воспринятые этнические различия -- язык, культура, религия, расовые черты передаются по наследству. Как правило, в современных государствах живут многочисленные этнические гру­ппы.

Характерная черта этнической группы -- то, что ее члены классифицируют себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую они всеми способами стремятся сохранить. Можно выделить 4 обязательных критерия причисления индивида к определенной этнической группе: самоопределение (причисление себя к этнической группе, собственное желание индивида принадлежать к ней, классифицировать себя как члена группы), наличие родственных связей, культурные особенности, наличие социальной организации для внутренних контактов и для взаимодействия с окружающими.

Таким образом,этническую группу можно охарактеризовать как объединение людей, имеющих общие культурные, языковые, религиозные или расовые черты, характеризующихся общим происхождением и осознающих свою причастность к единой группе.

Главной особенностью таких групп является выделение себя из окружающих людей, понимание особенностей своей культуры и стремление всеми способами ее сохранить. Большинство ученых выделяют три основных вида этнических общностей, существовавших в истории человечества: племена , народности и нации .

Изучая историю древнего мира, вы часто слышали о родах и племенах. Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, единым языком, общими обычаями и верованиями.

Следующей ступенью объединения людей было пле мя -- объединение нескольких родов. Именно племена считаются исторически первым этническим объединением. Каждое из них имело особый миф о своем происхождении, показывавший своеобразие и непохожесть на другие племена. Многие вели родословную от предков-животных и старались всячески на них походить -- в танцах старались повторить повадки и движения священных зверей, раскрашивали себя под тигров, медведей или змей. Так подчеркивалась собственная позиция в окружающем мире. Сейчас в мире почти не осталось племен -- они сохранились только в некоторых районах Африки, на островах Тихого океана, в лесах Южной Америки. Их жизнь остается такой же, как и тысячи лет назад, из поколения в поколение передаются представления предков о мире, традиции, образ жизни, манеры поведения. Представители этих племен никогда не видели городов, современных машин, ничего не знают о телевидении и кино. Ученые изучают сохранившиеся племена и делают выводы о том, что представляла собой жизнь людей в древние времена.

С возникновением государств племена стали превращаться в народности -- более крупные общности с единством языка, территории, экономическими и культурными связями. Они зачастую образовывали одно государство, но сами еще оставались достаточно разобщенными, потому что господствовало натуральное хозяйство, при котором каждое селение производило все необходимое для жизни и мало нуждалось в установлении торговых связей. Не все народности смогли сохраниться до наших дней -- загадочна судьба скифов, этрусков, ассирийцев, хазар и многих других. И все же большинство из них превратились в нации и существуют в современном мире.

Под нациями понимается устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культуры, совместного проживания и тесного общения между собой. Самым главным при формировании наций являются налаженные отношения -- экономические, политические, культурные и межличностные. Исторически они появились с распространением торговых отношений. Формирование многих из европейских наций историки относят к XVI-XVII векам. Эти группы характеризует также и наличие своей национальной идеи, под которой понимаются свои ответы на вопросы о происхождении народа, смысле его существования, о его месте в мире, об отношениях с соседями, о чертах уникальности и особенностях национального характера.

Подобные документы

    Характеристика информационного общества. Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни. Человек и информационное общество. Новые формы общения, модификация традиций, изменение системы социальных ценностей.

    реферат , добавлен 22.06.2012

    Предмет социальной философии, законы жизни и развития общества, существенные связи между людьми, определяющие структуру общества. Главные условия, тенденции и перспективы общественного развития. Проблемы теории познания, ценности духовной культуры.

    реферат , добавлен 30.10.2011

    Основополагающая социально-философская идея марксизма. Системно-структурные связи основных сфер общественной жизни. Философское понимание общества. Реалии жизни XXI века. Роль человека в социуме. Категории общественного бытия и общественного сознания.

    реферат , добавлен 05.05.2014

    Исследование природы общества в его истории и сути при анализе различных сфер общественной жизни общества: экономика, политика, духовенство. Характеристика экономической сферы и развития общества. Нравственные устои и проблемы экономической философии.

    реферат , добавлен 06.02.2011

    Основные сферы духовной деятельности: познание, мораль, искусство. Индивидуальное и коллективное бессознательное в структуре личности. Панятие отчуждения и многообразие его форм. Человек и общество: концепция "социального атомизма" и тоталитаризма.

    реферат , добавлен 28.03.2005

    Теоретическое представление и реальная жизнь общества, выраженное категорией бытия. Детальное рассмотрение духовной жизни общества, сферы нравственности. Эстетические формы духовной жизни. Понимания красоты общечеловеческой и "надчеловеческой" сущности.

    реферат , добавлен 16.10.2010

    Выявление сущности отношений человека и природы, их проблем, а также определение путей гармонизации отношений человека и природы. Современное потребительское общество. Причины, условия и перспективы построения рационального общества. Роль личности в нем.

    реферат , добавлен 23.12.2010

    Значение понятия "общество". Закономерности, движущие силы общественных изменений. Общие характеристики общественной реальности и общественного человека в его социальных качествах. Специфика философского анализа общества и его структура как системы.

    дипломная работа , добавлен 21.04.2009

    Идея общественного прогресса в философии, проблемы направленности истории. Социальные законы и социальное прогнозирование, их роль в развитии человеческого общества. Проблема периодизации истории и стадии экономического роста. Социальные движения.

    контрольная работа , добавлен 12.08.2010

    Понятие общества. Существенные черты общества. Ведущий субъект деятельности общества - человек. Общественные отношения. Основные подходы к объяснению связей и закономерностей. Основные этапа развития общества. Структуре современного общества.

Вариант №1

1.Какому понятию соответствует следующее определение: «Набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе»?

1)

социализация

2)

социальная норма

3)

социальная мобильность

4)

социальная роль

2.Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

Б. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

3. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Вид социального отношения

Содержание

Социальное взаимодействие

Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга

Социальный

Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов

4. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.

5. Какую функцию семьи иллюстрирует планирование семейного бюджета?

репродуктивную

социального контроля

социально-статусную

хозяйственно-экономическую

6. В стране Z проводился опрос учащихся 5 и 9 классов об их отношении к чтению книг.

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

Ответы учащихся

Учащиеся
5 класса

Учащиеся
9 класса

«Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители»

«Чтение сейчас никому не нужно»

2.Учащиеся 5 класса получают от чтения большее удовольствие, чем учащиеся 9 класса.

3.Интерес к чтению прививают в основном средства массовой информации.

4.Вывод о том, что чтение сейчас никому не нужно, делают преимущественно слабоуспевающие ученики.

7. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

Объективной тенденцией развития межнациональных отношений в современном мире является

А. стремление к сохранению национального своеобразия.

Б. расширение взаимосвязей во всех сферах общественной жизни.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

8. При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.

9. Семья К. состоит из пяти человек. Муж занимается бизнесом, жена -

воспитанием детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это семья патриархального (традиционного) типа?

1) К. - гостеприимные хозяева, в их загородном доме часто останавливаются родственники.

2) К. - владелец фирмы по продаже цветов

3) Семья К. состоит из мужа, жены, двух дочек и матери мужа.

4) Муж решает вопросы составления и использования семейного бюджета.

10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Школьный класс; 2) трудовой коллектив; 3) родительская семья; 4) агент социализации; 5) СМИ.

11. Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них.

13. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают, что социальный __________ (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и __________ (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности __________ (В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных __________ (Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, __________ (Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или __________ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)

ответственность

2)

общество

3)

контроль

4)

добровольность

5)

производство

6)

механизм

7)

инициатива

8)

самоконтроль

9)

нормативный акт

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Социальные нормы -

общепризнанные или достаточно распространённые образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жёстко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. <…> Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали. <…>

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы -

это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право -

средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». <…> Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

(Н.И. Матузов)

1. Приведите любые две функции социальных норм, названные автором.

2. Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух из названных норм.

3. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.

4. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите три проблемы, урегулирование которых возможно только с помощью права.

Вариант №2

1.Средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать принятые в обществе нормы, - это социальные

1)

санкции

2)

правила

3)

ценности

4)

традиции

2. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Социальные революции способствуют усилению социальной мобильности.

Б. Социальная мобильность индивида всегда приводит к повышению его социального статуса.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.

4. С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.

5. Что характеризует демократическую (партнёрскую) семью?

беспрекословное подчинение младших старшим

ограничение роли женщины ведением домашнего хозяйства

добровольное распределение обязанностей между членами семьи

совместное проживание нескольких поколений родственников

6. В ходе социологического опроса девушкам и юношам был задан вопрос о необходимости заключения брака. Варианты ответов приведены в таблице (в % от числа отвечавших).

Варианты ответа

Насколько необходимо заключение брака?

Юноши

Девушки

Очень важно

71,9

66,4

Не очень важно

25,8

29,4

Неважно

3,2

4,2

Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?

Юноши и девушки одинаково легкомысленно относятся к заключению брака.

Больше половины юношей и девушек считают не очень важным вопрос о заключении брака.

Большинство юношей и девушек безразлично относятся к заключению брака.

Юноши в большей степени, чем девушки, убеждены в необходимости заключения брака.

7. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация - это процесс усвоения общественных норм и ценностей.

Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

8. Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ САНКЦИЙ

А)

понижение в должности

Б)

государственная награда

В)

аплодисменты

Г)

отказ пожать руку

Д)

вынесение предупреждения администрацией предприятия

Е)

комплимент

1)

формальные санкции

2)

неформальные санкции

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?

социально-классовый

этнический

демографический

территориальный

10. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовная культура .

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

11. Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

12. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Часть 1

Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности , к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А) Алексей перевёлся с биологического факультета университета на химический факультет.

Б) Инженер Семён был назначен начальником отдела.

В) Студентка Ольга вышла замуж за своего однокурсника, принадлежащего

к той же социальной страте, что и она.

Г) Предприниматель Иван разорился.

Д) Екатерина вступила в общество охраны природы.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

1. горизонтальная

2. вертикальная

1-А,В,Д 2-Б,Г

Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите циф ры , под которыми они указаны.

1) Социализация индивида всегда происходит стихийно.

2) Социализация представляет собой усвоение индивидом социальных ценностей, норм и образцов поведения.

3) Агентами первичной социализации индивида выступает его ближайшее окружение: семья, друзья, ровесники.

4) Агенты социализации всегда несут ответственность за усвоение индивидом норм и ценностей, выработанных коллективным сознанием.

5) В результате социализации люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Демографическая группа; 2) профессиональная группа; 3) малая группа; 4) большая группа; 5) социальная группа.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовная культура .

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают, что социальный(А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и

(Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности(В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных(Г), которые регулируют деятельность людей.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и(Д) при принятии решений. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или(Е)».


Cписок те рминов:

1) ответственность 2) общество 3) контроль 4) властность 5) гражданин 6) механизм 7) самостоятельность 8) самоконтроль 9) статус

Часть 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «малая группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, и одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы.

1) смысл понятия, например: малая группа - устойчивое объединение людей, связанных совместной деятельностью;

2) одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, например: Малые группы делятся на формальные и неформальные;

3) одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы, например: Члены семьи как малой группы связаны общностью быта, взаимной заботой.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией об уровнях мировоззрения, опирающейся на знания курса, например: Различают обыденно-практический и теоретический уровни мировоззрения;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения;)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую функцию мировоззрения, например: Мировоззрение является основой самооценки человека и его оценок событий и процессов окружающей действительности.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Назовите любые три аген­та со­ци­а­ли­за­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром дей­ствие каж­до­го из них.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие аген­ты социализации:

1) семья: (В семье Лена усво­и­ла ос­нов­ные пра­ви­ла веж­ли­во­го обращения.)

2) школа: (Учащиеся 2 класса, при­ни­мая уча­стие в школь­ных пат­ри­о­ти­че­ских праздниках, на­учи­лись ува­жать ге­ро­и­че­ское прошлое своей страны.)

3) средства мас­со­вой информации. (Чтение ста­тей на общественно- по­ли­ти­че­скую те­ма­ти­ку по­мог­ло Насте сфор­ми­ро­вать свою осо­знан­ную граж­дан­скую позицию.)

Под социальным контролем понимается вся совокупность норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми. Выше мы уже говорили о том, что социальный контроль представляет собой особый социальный институт, который обеспечивает следование нормам.

Ряд исследователей подчеркивает, что социальный контроль включает в себя способы, при помощи которых общество приводит граждан к нормальному поведению.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1) принуждение;

2) влияние общественного мнения;

3) регламентация в социальных институтах;

4) групповое давление.

Насколько действенны приведенные формы? Как показывает практика, далеко не всегда принуждение, жесткие полицейские меры, применяемые к нарушителю, способствуют исправлению поведения. Гораздо более эффективным становится самостоятельный осознанный выбор человеком поведения, соответствующего нормам и принятие на себя ответственности за него.

Социологи подчеркивают, что социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственности за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей и стабильности общества.

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль . Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальный и неформальный. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, нормативных актах; неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплен в официальной форме.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность при принятии решений. Более того, если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать свое поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль или самоконтроль.

Внутренний социальный контроль осуществляется самим человеком и представляет собой самоконтроль, направленный на согласование своего поведения с принятыми нормами. Регуляция осуществляется при помощи чувства вины, стыда. Законом для человека становится его собственная совесть.

Признаки социального контроля:

1) упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к человеку без учета его личных особенностей, иными словами человек должен принять нормы только потому, что он является членом данного общества;

2) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

3) коллективное осуществление социального контроля (система социального контроля просто невозможна без существования социальной группы и отдельной личности в качестве ее члена).