Домой / Отопление  / Налоговая ответственность за налоговые правонарушения. Налоговые санкции. Опрос: "Повышение финансовой грамотности в трудовых коллектива"

Налоговая ответственность за налоговые правонарушения. Налоговые санкции. Опрос: "Повышение финансовой грамотности в трудовых коллектива"

Налоговое правонарушение , согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) , за которое НК РФ установлена ответственность.

К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как , так и в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста . Ст. 108 НК РФ раскрывает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

  • никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;
  • ответственность за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ;

Различает степень виновности налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений. Так, противоправное деяние может быть совершено умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействий). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя должно и могло это осознавать.

Согласно ст. 114 НК РФ, налоговой санкцией является мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции установлены в виде денежных взысканий (штрафов) главой 16 НК РФ.

Если налогоплательщик совершил два или более налоговых правонарушения, то налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы, связанные с налоговыми правонарушениями, является . Налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение посвящен VI раздел НК РФ.

НК РФ является не единственным источником, в котором закреплена ответственность за совершение налогового правонарушения. Объективно существующая дифференциация в проявлениях и последствиях противоправных действий (бездействий) в налоговой сфере повлекла их разделение на налоговые преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность, и налоговые правонарушения, влекущие административную ответственность . Регламентирование различных видов ответственности за совершение противоправных деяний объясняется их разнообразным характером.

Противоправность деяния и наличие санкции за данное деяние являются обязательными признаками налогового правонарушения, которые образуют его состав. Налоговым правонарушением признается действие (бездействие) при одновременном наличии 4 элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны .

Элементы налогового правонарушения

Объект налогового правонарушения:

Урегулированные и защищенные законом блага и ценности, которым наносится вред противоправными действиями (бездействиями) Его составные части:

  • Установленный законом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.
  • Порядок учета .
  • Порядок составления налоговой отчетности.
Объективная сторона налогового правонарушения

Противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормами НК установлена ответственность.

Субъективная сторона налогового правонарушения

Юридическая вина в форме умысла или неосторожности.

Субъект налогового правонарушения

Лица, совершившие правонарушение:

  • Налогоплательщик.
  • Плательщик сборов.
  • Налоговый агент.

Лица, способствующие осуществлению налогового контроля:

  • Эксперт.
  • Переводчик.
  • Специалист

(кредитная организация выступает в качестве особого субъкта правонарушения).

Существуют основания для того, чтобы деяние было квалифицировано как налоговое правонарушение, за которое наступает ответственность.

3 основания отнесения деяния к налоговому правонарушению:

  1. Нормативное — деяние должно быть соответствующим образом закреплено нормой, определяющей ответственность за совершение данного деяния.
  2. Процессуальное — акт уполномоченного органа в наложении конкретного взыскания за конкретное правонарушение.
  3. Фактическое — есть деяние конкретного субъекта, нарушающего правовые предписания, охраняемые санкциями.
Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:
  • привлечение виновного лица к ответственности не освобождает его от обязанности уплатить причитающуюся сумму налога;
  • привлечение организации за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ;
  • никто не может быть повторно привлечен к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
  • лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда;
  • лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (принцип презумпции невиновности налогоплательщика закреплен в п. 6 ст. 108 НК РФ);
  • если вина налогоплательщика не доказана, то и санкции не могут применяться к налогоплательщику.

Налоговая санкция

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл.16 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение правонарушения является налоговая санкция , которая имеет и превентивное значение — предотвращение повторного совершения плательщиком налогового правонарушения. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности, налоговой санкции.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:
  • В арбитражный суд — при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя;
  • В суд общей юрисдикции — при взыскании налоговой санкции с физического лица не являющегося индивидуальным предпринимателем;

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Субъектом ответственности может стать организация либо физическое лицо не младше 16 лет (ст. 107 НК РФ).

Поскольку налоговые правонарушения, совершенные умышленно, представляют собой большую общественную опасность, именно за них в НК РФ установлены увеличенные размеры взысканий. Например, в силу 122 НК РФ неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления сумм налога по итогам налогового периода, выявленная при выездной налоговой проверке, влекут взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога. При этом за те же действия, совершенные умышленно, штраф взыскивается в размере 40% неуплаченной суммы налога.

Если в ходе камеральной или выездной выявят налоговые правонарушения, то будет принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Если будут установлены умысел и неосторожность в налоговых правонарушениях, то финансовая ответственность за налоговые правонарушения будет более жесткая.

Обстоятельства, исключающие вину

Помимо форм вины существуют обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. В ст. 111 и ст. 112 НК РФ приведены обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения:
  • вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельсв;
  • если лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  • использование налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам законодательства о налогах и сборах подготовленных финансовым органом;

Представленный в статье перечень обстоятельств , также как и в ст. 111 НК РФ, является открытым . Это означает, что суды и налоговые органы на свое усмотрение могут признать то или иное обстоятельство смягчающим со всеми закрепленными в Кодексе последствиями.

Лицо не может быть привлечено к отвественности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • отсутствие события налогового правонарушения;
  • отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
  • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
  • истичение сроков давности привлечения к отвественности за совершение налогового правонарушения.

Лицо не может быть привлечено к ответсвенности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Обстоятельства, смягчающие ответственность

Обстоятельства, смягчающие ответственность (совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств:

  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения;
  • в силу материальной, служебной или иной зависимости;

В НК РФ определено, что наличие хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, влечет снижение размера налоговой санкции не менее чем в два раза. В п. 3 статьи 114 НК РФ представлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, следовательно, суд и налоговый орган по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, количества смягчающих обстоятельств, личности налогоплательщика или его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Также в НК РФ прописаны отягчающие обстоятельства, при наличии которых ответственность за налоговое правонарушение должна быть увеличена.

Плательщик считается привлеченным к налоговой ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Совершение в этот промежуток времени аналогичного правонарушения будет являться отягчающим обстоятельством и основанием для увеличения штрафа на 100%.

Согласно п. 2 статьи 108 НК РФ, никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения . В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении инспекции о привлечении лица к налоговой ответственности должны быть изложены обстоятельства совершенного правонарушения и приведены ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Неисполнение налоговым органом данного требования означает недоказанность наличия события налогового правонарушения в действиях плательщика.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет 3 года, по истечению которого налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за его совершение.

Срок, в течение которого может быть взыскана налоговая санкция, исчисляется с даты составления акта (камеральной или выездной), а не вынесения решения по ее результату. Данный срок является пресекательным, т. е. не подлежащим восстановлению. В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Виды налоговых правонарушений

Виды налоговых правонарушений, а также налоговая и административная ответственность за их совершение представлены в статьях с 116 по 135 и статья 75.

Законодательством установлена обязанность налогоплательщиков по постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения (по месту жительства, если речь идет о физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им налогоплателыцику недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83 НК РФ).

В целях обеспечения налогового контроля должностные лица налоговых органов в соответствии со ст. 91 НК РФ при соблюдении установленных законодательством условий пользуются правом беспрепятственного доступа на территорию или в помещение налогоплательщика.

Нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.

Непредоставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.

Непредоставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Налоговое законодательство, регулируя общественные отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, устанавливая права и обязанности субъектов налоговых отношений, предусматривает применение различных мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей. Юридическая ответственность — общеправовая категория, которая конкретизируется в отдельных отраслях права.

Порядок уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, т. е. применяются различные виды юридической ответственности. Для наступления юридической ответственности, в том числе и за нарушение налогового законодательства, необходимо наличие четырех условий:

  • противоправного поведения;
  • вреда (ущерба);
  • причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом (ущербом);
  • вины нарушителя установленных правил поведения.

Налоговый кодекс РФ установил ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства (ст.116-127 НК РФ).

Уголовная ответственность за совершение налогового правонарушения

Уголовная ответственность за совершение налоговых правонарушений предусмотрена также в 22 главе Уголовного кодекса — «Преступления в сфере экономики».

Нормы уголовного права, относящиеся к уголовным преступлениям по неуплате налогов и сборов, существенным образом изменились с 1 января 2010 года. В результате этих изменений произошел вывод из уголовной сферы части норм, относящихся к вопросам неуплаты налогов и сборов.

Четыре статьи Уголовного кодекса, устанавливают уголовную ответственность за налоговые преступления (статьи 198, 199, 199.1, 199.2).

Субъектом, т. е. лицом привлекаемым к уголовной ответственности, может быть только физическое лицо, даже в случаях, когда некое уголовное деяние касается организации. Таким образом, когда речь идет об уголовном преступлении, выражающемся в уклонении от уплаты налогов, к ответственности будут привлекаться конкретные люди, в частности это могут быть директор или главный бухгалтер, а в определенных случаях — учредители.

К уголовной ответственности за неуплату налогов и сборов могут быть привлечены лишь вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Различают три вида деяний, которые образуют состав уголовного преступления в сфере налогов и сборов:
  1. Уклонение от уплаты налогов и сборов;
  2. Неисполнение обязанностей налогового агента;
  3. Сокрытие денег и имущества организации или предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание налогов и сборов.

Согласно ст. 198 УК РФ, уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем представления заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается:

  • либо лишением свободы на срок до одного года.

При этом крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1800000 рублей.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается:

  • либо лишением свободы на срок до трех лет.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3000000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20%, подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9000000 рублей.

Согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2010 г., лицо, впервые совершившее преступление , предусмотренное статьей 198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа .

Статья 199 УК РФ также рассматривает уклонение от уплаты налогов или сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем представления заведомо ложных сведений, но касаемо организаций. Такое деяние, совершенное в крупном размере, наказывается:

  • штрафом в размере от 100000 до 300000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;
То же деяние, совершенное:
  • группой лиц по предварительному сговору;
  • в особо крупном размере наказывается:
    • штрафом в размере от 200000 до 500000 рублей
    • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет

Статья 199.1. устанавливает ответственность налогового агента за неисполнение им в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет.

Такое правонарушение, совершенное в крупном размере, наказывается:
  • штрафом в размере от 100000 до 300000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается:
  • штрафом в размере от 200000 до 500000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет;
  • либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
И для 199, и для 199.1 УК РФ статьи:
  • крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2000000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6000000 рублей;
  • особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10000000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30000000 рублей;

Согласно ст. 199.2 УК РФ, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, наказывается:

  • штрафом в размере от 200000 до 500000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет;
  • либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Факт неуплаты налогов в размерах менее крупного, даже при полном формальном наличии состава уголовного преступления, преступлением не является. Согласно п. 2 ст. 14 УК РФ, не является преступлением действие, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Однако, поскольку за неуплату налогов, кроме уголовной предусмотрена ответственность по налоговому законодательству и Административному кодексу, отсутствие в действиях по неуплате налогов состава уголовного преступления не означает, что налоги и штрафы платить не придется. Уплата начисленных налогов и кроме того штрафов и пени в любом случае обязательна, но в рассматриваемой ситуации без привлечения к уголовной ответственности.

Обязательность уплаты налогов и сборов обеспечивается и мерами принуждения к лицам, допускающим нарушение налогового законодательства, в частности, в виде финансовых санкций. Налоговые санкции необходимы, чтобы противостоять получению дополнительных доходов путем необоснованного применения льгот, завышения расходов и др., а также для обеспечения своевременной уплаты налогов в бюджет.

В ПК РФ содержится следующее определение налогового правонарушения - это противоправное, виновное действие (бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, которыми не исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые НК РФ установлена юридическая ответственность (ст. 116 НК РФ). При этом ответственность за нарушения налогового законодательства - совокупность различных видов юридической ответственности - гражданской, дисциплинарной, материальной, административной и уголовной.

Меры принуждения могут быть правовосстановительными и карательными.

Правовосстановителъные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его обязанности по уплате налогов, а также возмещение ущерба от их несвоевременной и неполной уплаты. К таким мерам прежде всего относится взыскание недоимки и пени. Таким образом, взыскание недоимки и пени не является наказанием за налоговое правонарушение. Пеня - это денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны уплатить в случае несвоевременного (с опозданием) исполнения своих обязанностей по уплате налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы страны. Пеня не является финансовой санкцией и может быть взыскана принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 46-48 НК РФ).

Карательные меры принуждения возлагают на нарушителей налогового законодательства дополнительные выплаты в качестве наказания. Это могут быть как дополнительные выплаты (штрафы), так и иные меры воздействия. За наиболее тяжкие правонарушения - преступления - установлены санкции в виде лишения права занимать определенные должности, вплоть до лишения свободы.

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику за нарушение законодательства о налогах и сборах подлежит перечислению со счета налогоплательщика только после полной уплаты начисленной суммы налога и пени.

Важным принципом принятия мер юридической ответственности за совершение налоговых правонарушений является отсутствие при этом фискальных целей, так как это нарушение конституционных основ. При установлении мер ответственности необходимо соблюдать требования дифференциации (с учетом степени общественной опасности, наибольшие - при сокрытии объектов обложения), соразмерности (с учетом величины причиненного вреда), определенности (в соответствии с установленными законодательством признаками налогового правонарушения), однократности, обоснованности, нерепрессивности.

Признаки налоговых правонарушений но их видам представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Признаки налоговых правонарушений

Действе - активная форма поведения субъекта, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета

Бездействие - пассивная форма поведения субъекта, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета

Противоправность

Нарушение норм и правил, установленных законодательством о налогах и сборах

Виновность

умышленно: лицо осознает противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий

Совершение противопоставленного деяния по неосторожности: лицо не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознать

Наказуемость

Налоговым правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность

Устанавливая ответственность за налоговые правонарушения, законодательство о налогах и сборах одновременно определяет и обстоятельства, при наличии которых налогоплательщик не подлежит ответственности за нарушение налогового правонарушения (ст. 109, 112 НК РФ). К таковым относятся:

Действия, совершенные должностным лицом вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных обстоятельств;

действия, являющиеся следствием выполнения письменных разъяснений по вопросам налогового законодательства, данных налоговым органом, или другим уполномоченным государственным органом, или их должностными лицами в пределах их компетенции;

Действия, совершенные налогоплательщиком -физическим лицом, находившимся в этот момент в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение определены в гл. 16 НК РФ (табл. 3.2). Среди них выделим: нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (от 10 тыс. до 40 тыс. руб.), нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (5 тыс. руб.), непредставление налоговой декларации (не менее 1000 руб.), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (от 10 тыс. руб.) и др. Размер налоговых санкций за нарушение налогового законодательства зависит от обстоятельств, смягчающих или отягчающих то или иное деяние (бездействие), что определяется в судебном порядке. Сроки исковой давности привлечения к налоговой ответственности определены ст. 113 НК РФ в течение трех лет.

Согласно НК РФ (п. 4 ст. 108) привлечение организации к ответственности за совершение налоговых правонарушений не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность. Уголовная ответственность за экономические и налоговые преступления предусмотрена Уголовным кодексом РФ (УК РФ).

Виды административной и уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства, а также размеры штрафов или меры ответственности представлены в табл. 3.3-3.6.

Таблица 3.2. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Вид правонарушения

Размер штрафа

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ)

10 тыс. руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ)

10% доходов, полученных от такой деятельности в течение указанного времени, но не менее 40 тыс. руб.

Нарушение срока представления информации об открытии или закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ)

5 тыс. руб.

Непредставление налоговой декларации в срок в налоговый орган по месту учета (ст. 119 Н К РФ)

5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных НКРФ (ст. 119.1 ПК РФ)

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ)

В течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения

10 тыс. руб.

В течение более одного налогового периода

30 тыс. руб.

Повлекшее занижение налоговой базы

20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) (ст. 122 НК РФ)

Если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения

20% от неуплаченной суммы налога (сбора)

Если деяние совершено умышленно

40% от неуплаченной суммы налога (сбора)

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога (ст. 125 НК РФ)

30 тыс. руб.

Непредставление в установленный срок документов, предусмотренных НК РФ и иными законодательными актами о налогах и сборах в налоговые органы (п. 1 ст. 126 НК РФ)

200 руб. за каждый непредставленный документ

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями (п. 2 ст. 126 ПК РФ)

10 тыс. руб.

Нарушение порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов (п.1 ст. 129.2 НК РФ)

Трехкратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленный для соответствующего объекта налогообложения

Те же деяния, совершенные более одного раза (п. 2 ст. 129.2 НК РФ)

Шестикратный размер ставки налога на шорный бизнес, установленный для соответствующего объекта налогообложения

Налоговые агенты

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) неполное перечисление) в срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом (ст. 123 НК РФ)

20% ОТ суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению

Свидетели

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 НК РФ)

1 тыс. руб.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний (ст. 128 Н К РФ)

3 тыс. руб.

Эксперты, переводчики и специалисты

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки (п.1 ст. 129 ПК РФ)

Вид правонарушения

Размер штрафа

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода (п. 2 ст. 129 ПК РФ)

5 тыс. руб.

Банки и кредитные учреждения

Открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций но счетам этого лица (п. 1 ст. 132 НК РФ)

20 тыс. руб.

Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет (п. 2 ст. 132 НК РФ)

40 тыс. руб.

Нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, местной администрации или организации федеральной почтовой связи о перечислении налога (сбора), авансового платежа, испей, штрафа (ст. 133 ПК РФ)

1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки

Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения иа перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему РФ (ст. 134 НКРФ)

20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, по не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 тыс. руб.

Неправомерное неисполнение банком в срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа (п. 1 ст. 135 НК РФ)

1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки.

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа (и. 2 ст. 135 НК РФ)

30% непоступившей суммы

Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения (ст. 135.1 НК РФ)

20 тыс. руб.

Предоставление права организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, использовать корпоративное электронное средство платежа для переводов электронных денежных средств без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно предоставление указанного права при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств этого лица (п. 1 ст. 135.2 НК РФ)

20 тыс. руб.

Таблица 3.3. Административная ответственность должностных лиц организаций-налогоплательщиков

Вид нарушения

Мера ответственности

Основание

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Статья 15.3 КоАП РФ

Без ведения деятельности

Предупреждение или административный штраф от 500 до 1000 руб.

Сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе

Представление в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

Предупреждение или административный штраф от 1 тыс. до 2 тыс. руб.

Статья 15.4 КоАП РФ

Представление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

Предупреждение или

Статья 15.5 КоАП РФ

Административный штраф от 300 до 500 руб.

Статья 15.6 КоАП РФ

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков храпения учетных документов

Руб.

Статья 15.11 КоАП РФ

Предупреждение или административный штраф от 2 тыс. до 4 тыс. руб.

Статья 19.4 КоАП РФ

Административный штраф от 1 тыс. до 2 тыс. руб., для юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификация на срок до трех лет

Статья 19.5 КоАП РФ

Таблица 3.4. Административная ответственность должностных лиц банков

Вид нарушения

Мера ответственности

Основание

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю

Статья 15.7 КоАП РФ

Без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе

Административный штраф от 1 тыс. до 2 тыс.

При наличии у банка или иной кредитной организации решения налоговой) органа о приостановлении операций по счетам этого лица

Административный штраф от 2 тыс. до 3 тыс.

Нарушение банком или иной кредитной организацией срока исполнения:

  • - поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора;
  • - инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа о перечислении налога или сбора, соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет

Административный штраф от 4 тыс. до 5 тыс. руб.

Статья 15.8 КоАП РФ

Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа о приостановлении операций по таким счетам

Административный штраф от 2 тыс. до 3 тыс.

Статья 15.9 КоАП РФ

Таблица 3.5. Административная ответственность физических лиц - налогоплательщиков

Вид нарушения

Мера ответственности

Основание

Непредставление либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Административный штраф от 100 до 300 руб.

Статья 15.6 КоАП РФ

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)

Предупреждение или административный штраф на граждан от 500 до 1000 руб.

Статьи 19.1

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства

Административный штраф от 300 до 500 руб.

Статья 19.5 КоАП РФ

Таблица 3.6. Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства

Вид нарушения

Мера ответственности

Основание

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического.ища путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере

Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо принудительные работы на срок до одного года либо лишение свободы на срок до одного года

Статья 198 УК РФ

Штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период от 18 месяцев до трех лет либо принудительные работы на срок до трех лет либо лишение свободы на срок до трех лет

Статья 198 УК РФ

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, или путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере

Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Статья 199 УК РФ

То же деяние, совершенное:

  • - группой лиц по предварительному сговору;
  • - в особо крупном размере

Штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период от одного года до грех лет

Статья 199 УК РФ

либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет, совершенное в крупном размере

Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Статья 199.1 УК РФ

То же деяние, совершенное в особо крупном размере

Штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Статья 199.1 УК РФ

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере

Штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до грех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Статья 199.2 УК РФ

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены главой 16 НК РФ.

Все налоговые правонарушения можно разделить на группы:

1. связанные с нарушением порядка постановки на учет в налоговом органе:

· Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;

· Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

2. связанные с нарушением порядка и способа представления налоговой декларации и иных сведений:

· Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

· Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества);

· Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета).

3. связанные с представлением в налоговый орган (налоговому агенту) недостоверных финансовых сведений, либо непредставлением необходимых сведений:

· Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения;

· Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

· Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником;

· Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

· Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу;

· Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках;

· Статья 128. Ответственность свидетеля;

· Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

4. связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налогов (сборов), в том числе налоговым агентом:

· Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);

· Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

· Статья 129.3. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Отдельно можно выделить статью 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога».

Санкции, предусмотренные НК РФ за совершение налоговых правонарушений:

1. штраф в конкретно определенном размере;

2. штраф в процентном отношении от доходов, полученных за определенный период, но не менее определенной в законе суммы;

3. штраф в процентном отношении от неуплаченной суммы налога;

4. штраф в процентном отношении от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены главой 16 НК РФ.

Все налоговые правонарушения можно разделить на группы:

1) связанные с нарушением порядка постановки на учет в налоговом органе:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;

2) связанные с нарушением порядка и способа представления налоговой декларации и иных сведений:

  • Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества);
  • Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета).

3) связанные с представлением в налоговый орган (налоговому агенту) недостоверных финансовых сведений, либо непредставлением необходимых сведений:

  • Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения;
  • Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником;

4) связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налогов (сборов), в том числе налоговым агентом:

  • Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);
  • Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

Отдельно можно выделить статью 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога».

Санкции, предусмотренные НК РФ за совершение налоговых правонарушений:

    1. штраф в конкретно определенном размере;
    2. штраф в процентном отношении от доходов, полученных за определенный период, но не менее определенной в законе суммы;
    3. штраф в процентном отношении от неуплаченной суммы налога;
    4. штраф в процентном отношении от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

См. также

Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)" (вместе с "Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)", утв. СК России, ФНС России)

Письмо Федеральной налоговой службы от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@ “О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации”

Характеристика налоговых правонарушений

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогопла­тельщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Данное определение содержит следующую совокупность наи­более важньж юридических признаков налогового правонарушения.

Противоправность деяния

Налоговое правонарушение пред­ставляет собой деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах. Противоправность является юридической фор­мой (выражением) материальной характеристики общественного свойства налогового правонарушения. Налоговым правонаруше­нием считается только деяние, предусмотренное законодатель­ством о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные в главах 16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательство о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям.

Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, воспрепятствование доступу сотрудников налого­вых органов на территорию налогоплательщика; отказ предос­тавить налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности; неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога; неперечисление банком в бюджет соответст­вующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов; неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы фи­зических лиц и т.д.).

Виновность

Налоговое правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Виновность означает предусмотренное Налоговым кодексом РФ психическое отноше­ние лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому
деянию и его последствиям. Форма вины является обязательным признаком налогового правонарушения, поскольку тот или иной ее вид всегда содержится в нормах НК РФ, определяющих составы правонарушений, и большинство составов
налоговых правонарушений, установленных в нем, предполагает наличие неосторожной формы вины.

Относительно налоговых правонарушений волевые признаки виновного психического отношения выражаются в желании на­ступления, в сознательном допущении, в расчете на предотвра­щение последствий. При отсутствии у правонарушителя воле­изъявления на совершение налогового правонарушения, он не­сет ответственность за неиспользование своих способностей для предотвращения вредных последствий;

Наказуемость деяния

Совершение налогового правона­рушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде налоговых санкций. Наказуемость является формальным при­знаком налогового правонарушения, поскольку налоговым пра­вонарушением признается совершенное противоправное деяние фискально обязанных лиц, ответственность за которое преду­смотрена Налоговым кодексом РФ. Установление ответственности за налоговые правонарушения только Кодексом является импе­ративной нормой, и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к налоговой ответственности.

Сущность наказуемости как формального признака налого­вого правонарушения заключается в угрозе применения наказа­ния к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены в главах 16 и 18 НК РФ.

Определение уполномоченными органами в поведении лица, привлекаемого к ответственности, всех юридических признаков налогового правонарушения дает основания для квалификации совершенного им деяния в качестве налогового правонарушения и применения соответствующих мер воздействия.

Налоговое правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого характеризуется совокупностью объективных и субъективных при­знаков, образующих состав налогового правонарушения, который представляет собой это установленные нормами налогового пра­ва признаки (элементы), совокупность которых позволяет счи­тать противоправное деяние налоговым правонарушением.

Состав налогового правонарушения

Состав налогового правонарушения образуют четыре элемен­та:

    1. объект,
    2. объективная сторона,
    3. субъект и
    4. субъективная сторона.

Объект налогового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой-либо вред. Налоговые правонарушения характеризуются общностью объекта посягательств - это фискальная компетенция государства и его законные интересы в налоговых отношениях, охраняемые налоговым законодательством. Общим объектом налоговых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства: нарушения налогового зако­нодательства препятствуют полноценному формированию до­ходных частей бюджетов и внебюджетных фондов, не позволяют осуществлять налоговый контроль, нарушают права законопос­лушных налогоплательщиков и т.д.

Непосредственными объектами конкретного налогового пра­вонарушения могут являться императивно установленные отно­шения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществ­лению налогового контроля, а также в случаях, прямо преду­смотренных НК РФ, - отношения в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей.

Объективная сторона - совокупность признаков противоправных деяний, предусмот­ренных нормами налогового права и характеризующих внешнее отражение (проявление) налоговых правонарушений в реальной действительности. Основания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, а также за нарушения банками за­конодательства о налогах и сборах установлены НК РФ.

Признаки противоправности деяний, предусмот­ренных нормами налогового права:

1) обязательные;

Обязательными признаками объективной стороны налоговых правонарушений следует считать:

  1. само противоправное деяние и его результат,
  2. наличие причинной связи между деянием и резуль­татом (последствиями).

Нарушитель налогового законодательства подлежит ответственности только в том случае, если наступившие общественно опасные последствия находятся в прямой причинной связи с совершенным противоправным деянием. Относительно налоговых правонарушений с материальным составом следует учитывать, что отсутствие причинной связи является основанием для освобождения лица от налоговой ответственности.

2) факультативные.

Факультативными признаками объективной стороны налого­вых правонарушений являются:

  1. место,
  2. способ,
  3. обстановка,
  4. время,
  5. систематичность и
  6. повторность совершения правонарушения.

Обстановка совершения правонарушения учитывается для ква­лификации ряда налоговых правонарушений. Например, ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Время совершения налогового правонарушения имеет важное значение для его квалификации, поскольку позволяет определить налоговый период, в котором произошло нарушение, и, таким образом, правильно выбрать норму налогового права, подлежа­щую применению. Например, грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение более одного налогового периода.

Систематичность также названа законодателем в качестве одного из признаков налогового правонарушения. Например, п. 3 ст. 120 НК РФ квалифицирует грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения как системати­ческое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных ак­тивов и финансовых вложений налогоплательщика.

Повторность совершения налогового правонарушения отнесе­на Налоговым кодексом РФ к квалифицирующим признакам, влияющим на размер налоговой санкции.

Деяния, составляющие объективную сторону налоговых пра­вонарушений, могут выражаться как в действиях, так и в бездей­ствии. Относительно налоговых правонарушений юридическая характеристика бездействия не отличается от противоправного действия, поскольку сущность бездействия в налоговом праве за­ключается в несовершении фискально обязанным лицом импера­тивных предписаний правовых норм, хотя оно обязано и может их совершить. Совершая правонарушение в форме бездействия, субъект налоговых отношений не уплачивает причитающиеся налоги, не сдает декларации в налоговые органы, не ведет фи­нансовый учет и т.д. В таком случае недобросовестный участник налоговых правоотношений подлежит ответственности за юри­дическое бездействие, выразившееся в невыполнении действий, установленных законодательством о налогах и сборах.

Субъект налогового правонарушения - лицо, совер­шившее нарушение налогового законодательства и которое в соот­ветствии с действующим законодательством может быть привле­чено к ответственности.

Общий субъект определяется на основа­нии положений НК РФ. Поскольку налоговые правонарушения совершаются физическими лицами и органи­зациями, то общими субъектами налоговых правонарушений могут быть ФЛ и ЮЛ:

    • налогоплательщики - российские организации, иностранные и международные организации, созданные на терри­тории РФ филиалы и представительства иностранных и международных организаций, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
    • плательщики сборов;
    • налоговые агенты - российские и иностранные организа­ции, а также индивидуальные предприниматели;
    • законные представители налогоплательщика - физического лица;
    • свидетели, переводчики, эксперты, специалисты и иные фискально обязанные лица;
    • организации и физические лица, являющиеся адресатами установленных налоговым законодательством императивов (ограничений и властных предписаний), непосредственно не связанных с уплатой налогов и сборов.

Специальным субъектом налогового правонарушения может быть только лицо, прямо названное в норме НК РФ, описывающей конкретный состав налогового правонаруше­ния. Например, субъектом такого правонарушения, как уклонение от постановки на учет в налоговом органе, может быть только организация или индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона налогового правонарушения представ­ляет совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характе­ризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его по­следствий.

Принцип привлечения к юридической ответственности толь­ко за совершение виновного деяния является исходным началом всех публичных отраслей права, в том числе и налогового права. Согласно п. 1 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение может быть совершенно умышленно или по неосторожности.

Классификация составов налоговых правонарушений

  1. по степени общественной опасности:
    • основ­ной (простой) - содержит минимально необходимую совокупность объективных и субъективных признаков;
    • квалифицированный – содержит при­знаки, повышающие уровень общест­венной опасности содеянного;
    • привилегированный – содержит при­знаки, понижающие уровень общест­венной опасности содеянного.
  2. по особенности конструкции объективной стороны:
    • материальные;
    • формальные.
  3. по форме совершения противоправного деяния:
    • совершенные в результате действия;
    • совершенные в результате бездействия;
    • совершенные в результате совокупности действий и бездействия (со смешанной объективной стороной).
  4. по непосредственному объекту состава правонарушений:
    • на материальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общест­венные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие налога;
    • на процессуальные фискальные права государства, т.е. нару­шающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие учет налогоплательщиков, производство налогового контроля, осуществление производства по делам о налоговых правонарушениях.