Домой / Стены / Капитанская дочка особенности композиции. "Капитанская дочка": анализ произведения, судьбы героев, композиция. Тест по произведению

Капитанская дочка особенности композиции. "Капитанская дочка": анализ произведения, судьбы героев, композиция. Тест по произведению

В 30-е годы Пушкин обратился к Смутным временам XVIII и. к восстанию Пугачева (1773 - 1774). Писатель изучал документы, а в 1833 г. совершил поездку в те места, где 60 лет назад бушевало восстание. Он побывал в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, Бердской слободе — столице Пугачёва. В течение нескольких месяцев Пушкин читал новые документы, встречался с людьми, помнившими Пугачёва. Своё исследование писатель завершил созданием исторического очерка «История Пугачёва».

Государю, который был личным цензором поэта, труд Пушкина показался интересным, но он внёс 23 поправки и предложил назвать его «История пугачёвского бунта». Пушкин согласился с поправкой: «...Царское название, признаемся, точнее», — говорил он.

В 1834 г. «История...» увидела свет. А в 1836 г. была напечатана повесть «Капитанская дочка», анализ которой мы проведем.

Оба произведения написаны на одном историческом материале. Но если в «Истории...» исследуется такое понятие, как «пугачевщина», то в «Капитанской дочке» в центре внимания судьбы людей, попавших в водоворот кровавого бунта.

Задумав произведение о пугачёвских временах, Александр Сергеевич хотел сделать главным героем офицера, который перешел на сторону Пугачёва. Но изучив документы и свидетельства очевидцев, понял, что такой поступок был нетипичен для дворян.

Пропасть между двумя Россиями

Бунт Пугачева, по сути дела обозначил пропасть между двумя Россиями - дворянской и крестьянской (народной). У каждой из них оказалась своя правда.

Народный лагерь возглавил Пугачёв, назвавший себя государем Петром III. В повести «Капитанская дочка» Пушкина изображено, что он, как и положено «царю», живёт во «дворце» - простой крестьянской избе, только оклеенной золотой бумагой. Окружение у него тоже «царское» — «господа енаралы», которые на самом деле были простыми мужиками и казаками. Поверх крестьянских тулупов у них голубые ленты (голубые ленты свидетельствовали о получении ордена Св. Андрея Первозванного - высшего ордена Российской империи). Весь этот маскарад лучше любых слов говорил, что и сам «государь» Пугачёв и его «енаралы» - совсем не те, за кого себя выдают.

Народный царь к дворянам безжалостен. Он с необычайной лёгкостью («махнул белым платком») отправляет их на виселицу. Именно так он расправился с капитаном Мироновым. Но в тоже время Пугачев считает своим долгом защищать (как всякий царь в народной сказке) слабых и обиженных. Он берёт под своё покровительство даже Машу Миронову, дочь своего врага...

И сам Пугачёв и весь его мятежный лагерь — плоть от плоти народа. Особенно явно это проявлялось в их речах, песнях. Речь Пугачёва пересыпана пословицами, поговорками, народными выражениями: «казнить так казнить, жаловать так жаловать», «ступай на все четыре стороны», «долг платежом красен», «милую тебя на сей раз».

Пугачёвцам противостоит дворянский лагерь. В повести это «старинные люди» — Гринёвы, Мироновы, Савельич, обитатели Белогорской крепости. Пушкин описывает их с симпатией и сочувствием.

И вот между этими социальными слоями разразился конфликт... В той борьбе, что они ведут, не остаётся места для личной доброты — её поглощает сословная ненависть.

Судьбы героев, композиция «Капитанской дочки»

На фоне кровавых событий крестьянской войны раскрываются судьбы простых людей — Гринёвых и Мироновых. И прежде всего юного Петруши Гринёва. Возмужание этого беспечного мальчишки происходит стремительно.

Испытания и злоключения, выпавшие на долю героя, составляют сюжет повести. Экспозиция произведения — сведения о Гринёвых. Мы узнаём, что Петруша из провинциальных дворян, образование получил у Бопре, парикмахера из Франции, а воспитание - у стремянного Савельича, до семнадцати лет гонял голубей. А потом отец отправляет его на службу в армию. По пути к месту службы судьба сводит Гринёва с беглым казаком, который впоследствии окажется Пугачевым. Встреча с ним - завязка действия . А дальше идёт его развитие : Пётр Гринёв приехал в Белогорскую крепость, влюбился в дочь коменданта крепости Миронова. Захват пугачёвцами Белогорской крепости и казнь офицеров - это кульминация сюжета . Здесь каждый из героев проявляет себя в истинном свете. Один из офицеров — Швабрин - оказался предателем. Гринёв был помилован Пугачёвым, который вспомнил, что в первую встречу Пётр подарил ему заячий тулупчик, спасая от зимнего холода. В этой ситуации Пугачев, конечно, отступает от своих правил и действует по сердцу. Несмотря на милость Емельяна, Гринёв отказывается перейти на сторону бунтовщиков, что указывает на его внутреннюю силу и непоколебимость нравственных принципов.

Петр живёт по закону народной мудрости, внушенной отцом: «Береги честь смолоду». Молодой офицер дважды отказывается от предложений своего спасителя, но Пугачёв, проявляя великодушие, спасает Машу Миронову от преследований Швабрина и отпускает с Гринёвым.

Казалось бы, вот он конек всем ужасам — герои спасены. Но не тут-то было. Жизнь, сдвинутая с места таким страшным по своей силе и беспощадности явлением, как народный бунт, не может быстро войти в свои прежние рамки. Поэтому Гринёву предстояло пройти ещё через одно страшное испытание — арест и обвинение в сообществе с Пугачёвым.

Он мог бы оправдаться, но его честь и достоинство не позволяют ему упоминать в этой истории имя Маши Мироновой. Оберегая её от возможных подозрений, Гринёв практически признаёт себя без вины виновным.

Пётр спасает честь и жизнь Маши Мироновой. Она тоже спасает его, когда обращается к императрице Екатерине II с просьбой помиловать Гринёва. Зеркальность поступков Петра Гринёва и Маши Мироновой говорит об общности их нравственных принципов. Несмотря на жуткие потрясения в обществе, они остались у них непоколебимыми.

Царица милует Гринёва. То есть она, как когда-то и Пугачёв, поступает не по закону, а по сердцу.

Развязка сюжета и завершение повести - семейное счастье Петра Андреевича Гринёва и Марии Ивановны Мироновой и казнь Пугачёва. Таким финалом Пушкин выразил свою веру в спасительную силу правды, милосердия и любви в «жестокий век», как для отдельного человека, так и общества в целом.

Рис. 1. А.С. Пушкин ()

Первое, что отмечают все, писавшие о композиции пушкинского романа, - это то, что Пушкин (рис. 1) избегает лишних деталей. Скажем, в черновом варианте было описание постоялого двора (умёта): хозяйка засветила лучину , на столе стоял горшок со щами . Всё это Пушкин убирает. А если и встречается что-то в этом романе, то явно не случайно. Казалось бы, совершенно проходной вещью является то, что Гринёв встречает Ивана Ивановича Зурина и проигрывает ему сто рублей. Но в предпоследней главе именно майор Зурин командует отрядом, задержавшим Марью Ивановну и Петра Гринёва. В отряде Зурина Гринёв и остаётся. А что было бы с ним и с Машей, если бы отрядом командовал другой человек, ведь ямщик провозгласил, что едет государев кум с хозяюшкой? То есть Гринёва и Машу Миронову схватили правительственные войска как пугачёвцев. Это счастливая случайность.

Важно знать, что эпиграфы (об этом сообщается на последней странице романа) приисканы издателем (издателем А. П. ) То есть если записки написаны Петром Андреевичем Гринёвым, то эпиграфы принадлежат издателю. Тут есть ещё спор: а вот эпиграф ко всему роману принадлежит издателю или всё-таки Гринёву? Но для нас это не принципиально.

Важно, что в эпиграфах, во-первых, есть отрывки из произведений XVIII века (дворянской русской литературы) и есть фольклор. Само их сочетание означает и противопоставление, и стремление к тому, чтобы народная культура и культура дворянская (культура высокого представления о чести и долге) соединились.

Во-вторых, важно то, что Пушкин сочинил некоторые эпиграфы. Или, по крайней мере, мы не знаем источников некоторых из них. Например, эпиграф, который предпослан главе XI «Мятежная слобода» , под которым стоит подпись Сумарокова, но у Сумарокова таких строчек нет:

«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
"За чем пожаловать изволил в мой вертеп?" -
Спросил он ласково».

Очень важно, что слово вертеп встречается в романе именно в значении «разбойничий вертеп» .

Как работают эти эпиграфы, можно увидеть в эпиграфе к I главе:

- Был бы гвардии он завтра ж капитан.
- Того не надобно; пусть в армии послужит.
- Изрядно сказано! пускай его потужит...
. .
Да кто его отец?
Княжнин.

Рис. 2. Я.Б. Княжнин ()

В его комедии «Хвастун» разговаривают два персонажа с «говорящими» фамилиями - Верхолёт и Чванкина. Пушкину важно не напоминание об этой комедии, а важны понятия «армия» и «гвардия». Это совсем разные вещи. Гвардейский чин на два класса старше армейского чина. Важна заключительная реплика: «Да кто ж его отец?» . И Пушкин подхватывает эту реплику и начинает свой роман словами:

«Отец мой, Андрей Петрович Гринёв, в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором …».

Происходит диалог эпиграфа и текста романа.

В произведениях Пушкина чрезвычайно большую роль играет пророческий, или вещий сон.

В «Евгении Онегине» Татьяна видит сон, в котором Онегин убивает Ленского. Этот сон оказывается пророческим (рис. 3).

Рис. 3. Дуэль Онегина и Ленского ()

В «Борисе Годунове» Григорий Отрепьев рассказывает свой сон, как взбирается на какую-то высокую башню, а внизу народ показывает на него пальцем и он падает и просыпается. Такой же взлёт и падение самозванца и составляет один из сюжетов «Бориса Годунова» (рис. 4).

Рис. 4. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма ()

Такой же пророческий сон есть и в «Капитанской дочке». Там появляется мужик с чёрной бородой (пугачёвской бородой). Матушка говорит: «Иди получи благословление у своего отца» . Но это не отец, это мужик с чёрной бородой. И Гринёв должен во сне поцеловать ему руку. Это повторится потом: он должен будет поцеловать руку Пугачёву (рис. 5) (как Петру III), чего он сделать, конечно, не может. Во сне мужик достаёт топор из-за спины, комната наполняется мёртвыми телами. Вспомните воровской разговор на постоялом дворе, который не может понять Гринёв, там есть такая фраза: «Заткни топор за спину, лесничий ходит».

Рис. 5. Емельян Пугачёв ()

Давно замечено, что в «Капитанской дочке» есть некая сюжетная симметрия: Маша в беде, она пишет Гринёву, Гринёв едет её выручать и, в конце концов, спасает её. Потом Гринёв оказывается в трудном положении, он осуждён. Маша едет к императрице, попадает к властительнице и спасает Гринёва (рис. 6).

Рис. 6. Пётр Гринёв и Маша Миронова ()

Родной отец, служивший при графе Минихе, и сын, которого зовут Пётр, постоянно сталкиваются с Лжепетром, с самозванцем, с Петром III, коим является Пугачёв. В одном исследовании есть любопытно сопоставление: в сентябре 1826 года Николай I требует, чтобы Пушкина привезли к нему в Москву на коронацию. Между Пушкиным и царём происходит довольно долгий разговор, подробности которого нам не очень известны. В этом разговоре царь спрашивает:

- Если бы ты был в Петербурге, Пушкин, на чьей бы стороне ты был?

- Я был бы на Сенатской площади. Там были бы все мои друзья, невозможно было бы отказаться.

Заметьте, что это - разговор на фоне виселиц. Только что повешены пятеро участников заговора.

Сцена разговора Пугачёва и Гринёва на фоне виселиц (это подчёркивается несколько раз). Пугачёв спрашивает у Гринёва:

- Признаёшь ли меня царём?

- Нет, - отвечает Гринёв.

- Но, по крайней мере, обещаешься против меня не воевать?

- Не могу обещать.

Вот этот разговор с властителем на фоне виселицы соотносится любопытно с автобиографическим моментом у Пушкина (рис. 7).

Рис. 7. Пётр Гринёв и Емельян Пугачёв ()

В «Капитанской дочке» два времени: время действия, 1773-1774 гг., и время рассказывания, когда уже изрядно постаревший Пётр Андреевич Гринёв для своего внука Петруши записывает воспоминания о своей жизни. Пушкинский Гринёв это постоянно подчёркивает. Рассмотрите два примера в доказательство:

«В то время воспитывались мы не по-нынешнему».

«Проигрыш мой по тогдашним ценам был немаловажен».

Довольно важен вопрос: а сколько лет Петруше? В черновой рукописи отец выходит в отставку в 1762 году. Граф Миних был верен Петру III, и, когда Екатерина свергла своего мужа и взошла на престол, Миних вышел в отставку.

У Пушкина в стихотворении «Моя родословная» есть такие строчки:

«Мой дед, когда мятеж поднялся

Средь петергофского двора,

Как Миних, верен оставался

Паденью третьего Петра.

Попали в честь тогда Орловы,

А дед мой в крепость, в карантин,

И присмирел наш род суровый,

И я родился мещанин».

Если подумать, то станет ясно, что 1762 год для выхода в отставку отца Петруши явно не годится. Потому что если в 1762 году отец вышел в отставку и женился на девице Авдотье, то Петруша мог родиться только в 1763 году. А это значит, что в 1772 году ему было бы 9 лет и он, отправляясь в Белогорскую крепость (рис. 8), служить бы не мог.

Рис. 8. Учение в Белогорской крепости ()

В произведении матушка Петруши говорит, что ему пошёл семнадцатый годок. Посчитать, в каком году родился Пётр Гринёв, нетрудно: если ему было 16 лет в 1772 году, то, соответственно, он родился в 1756 году, а отец вышел в отставку по крайней мере в 1755.

Нигде не сказано, что Пётр Гринёв старший в роде (рис. 9). Сказано, что всего было детей девять человек и что выжил один только Петруша. Но был ли он первым ребёнком или не первым, неизвестно. Поэтому мы не можем сейчас датировать точно время отставки.

Рис. 9. Пётр Гринёв, его отец и мать ()

Понятно, что время, которое изображается в «Капитанской дочке», очень неравномерно. Месяцы, проведённые Гринёвым в крепости или в отряде Зурина, занимают несколько строк. А взятие Белогорской крепости (это всего один день) растянуто на две с лишним главы.

Роман начинается в 1772 году. Осень. Отъезд. Снег, но река ещё не замёрзла. Здесь есть тоже любопытный момент. Князь Вяземский пишет Пушкину замечания на «Капитанскую дочку», причём замечания на рукопись, ещё не напечатанную. И Пушкин учитывает все его замечания, кроме одного:

- Река у тебя не замёрзла, а у тебя ведь посредине зимы действие происходит.

- Нет, не посредине зимы. Это - осень.

Снег осенью в этих краях вполне может быть, и Пушкин, когда был в Оренбургской губернии, писал жене, что он часть пути проделал по снегу на санях (в сентябре).

От поздней осени 1772 года до лета 1773 года Гринёв получает офицерский чин, занимается литературой. Также в этот период он ссорится со Швабриным (рис. 10). Это происходит летом 1773 года, потому что тогда он появляется у Игнатьича, а тот нанизывает на верёвку грибы для сушения.

Рис. 10. Гринёв и Швабрин. «Поединок» ()

Начало октября 1773 года - известие о бунте, взятие крепости. Гринёв уезжает в Оренбург.

С начала октября 1773 года до 24 февраля 1774 года Гринёв находится в Оренбурге. Об этих датах можно говорить точно, потому что есть показания генерала следственной комиссии, которые приводятся в тексте романа.

Вечером 24 февраля Пётр попадает к Пугачёву, на следующее утро - в Белогорскую крепость, выручает Машу.

Вечером 25 февраля встречается с Зуриным. На следующий день Маша и Савельич отправляются к родителям Гринёва, а сам Гринёв остаётся в отряде.

Осенью 1774 года Маша встречается с императрицей.

Рис. 11. Пугачёв перед казнью ()

Пушкин, наверное, мог бы сказать то же самое, что и сказал по поводу «Евгения Онегина», - что в романе время расчислено по календарю, никаких анахронизмов нет.

Понятно, почему о службе у Зурина или о службе в Белогорской крепости говорится в нескольких строчках - там нет никаких событий. Очень важно, как личная судьба героя переплетается с историческими событиями. Единство частной жизни и исторической является важным смыслом во времени «Капитанской дочки».

Очень любопытна роль случая. Обратите внимание, сколько случайностей в «Капитанской дочке». Можно, конечно, говорить, насколько это всё правдоподобно. Но Пушкину в «Капитанской дочке» давно уже такого упрёка не предъявляют, а вот Пастернаку в «Докторе Живаго» - сколько угодно. Дело в том, что романист совершенно не обязан следовать правдоподобию. Роман не должен строиться на правдоподобии. В «Капитанской дочке» очень много случайностей.

Совершенно случайно Зурин, которому Гринёв проиграл сто рублей, настоял, чтобы эти сто рублей были отданы, командует отрядом, задержавшим его и Машу Миронову. Благодаря этому Маша спокойно отправляется вместе с Савельичем к родителям Гринёва. А Гринёв остаётся и продолжает служить в правительственных войсках.

Совершенно случайно тот бродяга, который получил от Гринёва заячий тулупчик и стакан вина (рис. 12), оказывается предводителем мятежников. И когда Савельич бросается к ногам самозванца с просьбой пощадить господина, Пугачёв говорит, что он «старого хрыча» признал сразу, и прощает Гринёва.

Рис. 12. Гринёв отдаёт Пугачеву заячий тулуп ()

Совершенно случайно, когда Гринёв вместе с Савельичем отправляется в крепость из Оренбурга, чтобы спасти Машу, их перехватывает пугачёвский отряд, приводит к Пугачёву. И Пугачёв соглашается вместе с Гринёвым продолжить путь («…кто смеет обижать сироту…» ). Хотя сам Пугачёв, исторический Пугачёв, Пугачёв «Истории Пугачёвского бунта», обижал сирот более чем достаточно. Но здесь герой другой, способный к великодушию и милосердию (рис. 13).

Рис. 13. Спасение Маши Мироновой ()

Совершено случайно та дама, которую встречает в саду Маша Миронова и которой она рассказывает свою историю, оказывается императрицей (рис. 14).

Рис. 14. Встреча Маши и Екатерины II ()

Почему так много счастливых случайностей? Почему провидение так благосклонно к Гринёву? В рецензии на «Историю» Полевого Пушкин пишет:

«Ум человеческий - не пророк, а угадчик. Он не может предвидеть случая мощного орудия провидения».

Имеется в виду, что провидение - благой промысел. Добро должно быть защищено. Зло должно быть наказано. Мир устроен правильно. Что бы сейчас ни происходило, какие бы жестокости мы с вами ни видели вокруг, какие бы несправедливости ни совершались, мир устроен правильно. И, очевидно, есть какой-то высший смысл, нам недоступный, в том, чтобы мы оказались свидетелями этих событий, чтобы мы убедились в правоте и в благе того, кто руководит всем.

Почти во всех изданиях «Капитанской дочки» в качестве приложения печатается «Пропущенная глава». Её название сохранилось от Пушкина. Сам Пушкин уничтожил все черновики, кроме этого.

Она напечатана в 1880 году (через 43 года после смерти Пушкина) в журнале «Архив» с предисловием И.С. Тургенева, который высказал существенную и любопытную мысль. Он в предисловии к этой публикации сказал примерно следующее:

«Недавние события вновь обострили внимание к мятежам и бунтам».

Под недавними событиями имеются в виду террористические акты, которые предпринимали народовольцы. Ещё не произошло 1 марта, Александр II ещё не убит, но мятежи и казни уже напоминали о временах исторических. Во всяком случае, так показалось Тургеневу (рис. 15).

Рис. 15. И.С. Тургенев ()

В «Пропущенной главе» меняются имена. И тот, кого мы называем Гринёв, там называется Буланиным. А фамилию Гринёв носит тот, кто в романе называется Зуриным.

Сюжет этой главы такой: Гринёв возвращается к себе в имение, видит плот. На этом плоту виселица с тремя телами. А в это время в имении пугачёвцы захватили родителей Гринёва и Машу, держат их в амбаре и готовы этот амбар поджечь. Важно, что дворовые крестьяне хорошо относятся к своим господам. Злодеев в село привёл именно Швабрин. Дальше появляется Гринёв с небольшим отрядом. Пугачёвцы бегут. Родители освобождены. Как считает Красухин, эту главу, раз Пушкин её исключил, не нужно печатать в составе «Капитанской дочки».

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч.- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.
  3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.
  1. Lit.1september.ru ().
  2. Pushkinskijdom.ru ().
  3. Samlib.ru ().

Домашнее задание

  1. Выделите основные композиционные моменты в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
  2. Объясните роль эпиграфов в повести.
  3. Какова роль случая в композиции «Капитанской дочки»?

Повесть построена в форме семейных записок Гринева, главным образом о тех «неожиданных происшествиях», которые «имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение». Такая форма изложения давала возможность Пушкину провести через цензурные рогатки произведение, в котором основной является тема крестьянской революции. Автор записок П. А. Гринёв - рядовой дворянин конца XVIII века, разделяющий взгляд правительственных и помещичьих кругов на Пугачёвское восстание, как на разбой, а на войско Пугачёва, как шайку мошенников.

Поэтому с первого взгляда кажется, что всё в повести с официальной точки зрения политически благонадёжно: симпатии Пушкина якобы на стороне дворянства, Пушкин жалеет казнённых Пугачёвым защитников Белогорской крепости, царица выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой.

На самом же деле всё это далеко не так.

Дело в том, что Пушкин заставляет Гринёва подробно и точно излагать факты, и вот эти-то факты при их сопоставлении говорят читателю не то, что хотел бы сказать Гринёв, и читатель осмысливает их по Пушкину, а не по Гринёву.

Повесть построена так, что в исторической её части всё время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачёв, и дворянский, возглавляемый Екатериной П. Между ними идет борьба, и основные герои «семейственных записок» - Гринёв и Маша Миронова - волею обстоятельств сталкиваются и с тем, и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.

Но если следить за тем, как изображены появляющиеся на страницах повести представители враждующих сил, то легко заметить, что всё честное, благородное, справедливое, истинно человеческое отдано автором записок (по воле Пушкина) народному миру, а не дворянско-помещичьему.

Первый раз представители двух враждебных лагерей показаны во второй главе («Вожатый»): Пугачёв и оренбургский генерал, начальник края. Какая резкая разница между ними! Вожатый - воплощение лучших черт народа, он кровно с ним связан. Генерал оторван от народа, он даже плохо знает русский язык. Удовлетворяя просьбу старика Гринёва, он назначает Петра Андреевича в Белогорскую крепость, так как там он будет «на службе настоящей, научится дисциплине». Стоит только вспомнить о коменданте крепости, о том, что там не было ни службы, ни дисциплины, чтобы понять, как плохо знал генерал своих подчинённых и то, что творилось в подначальных ему укреплениях.

В восьмой главе описывается военный совет у Пугачёва, а в десятой - у генерала. Они даны также контрастно. У Пугачёва - живое, свободное обсуждение, в результате которого принимается смелое, правильное решение. Сатирически зарисован совет у генерала, на котором принято было решение, «что всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады», которая, как позднее отмечает Гринёв, оказалась «гибельна для жителей».

Резко противопоставлены Пугачёв и генерал и в отношении к судьбе Маши Мироновой, оказавшейся во власти Швабрина. С какой бессердечностью отнёсся генерал к Маше! И наоборот, какое человеческое сочувствие проявил Пугачёв! «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» - закричал он. И едет сам в Белогорскую крепость выручать невесту Гринёва.

Повесть в целом и каждую из её глав Пушкин снабдил эпиграфами. Они определяют содержание или дают характеристику основного героя (или героев) данной главы. Однако есть эпиграфы (к гл. II, VIII), имеющие противоположный смысл. Оба эти эпиграфа относятся к Пугачёву и излагают дворянскую точку зрения на Пугачёва, которую Пушкин опровергает содержанием глав.

Пейзажи в повести поражают своей реалистической точностью. Пушкин сжато, буквально в нескольких словах, умеет нарисовать полную и впечатляющую картину природы. Так, например, даны пейзажи во второй главе и в последней, идейно связанные с образами Пугачёва и Екатерины II.

Если сравним картину бурана, нарисованную Пушкиным, с описанием бурана в книге «Топография Оренбургская, т. е. обстоятельное описание Оренбургской губернии» (1772), то мы поразимся точности пейзажа у Пушкина. В книге говорится: «Особливо ж зимою, в декабре и генваре месяцах, бури, по тамошнему названию бураны, бывают с снегом и при самом жестоком морозе, что от того многие люди замерзают и пропадают, которые тем паче опаснее, что иногда при весьма тихой и умеренной погоде в один час такая туча, или буран, наступит, что при сильном снеге сверху и лежащий на земле несёт, и оным весь воздух столько сгустит, что в трёх саженях ничего видеть невозможно». Это сопоставление наглядно показывает, насколько реалистичен и точен Пушкин в своих художественных картинах природы.

Пейзаж в повести - не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый - единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он стоял на твёрдой полосе и нашёл дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в «мутном кружении метели». Снежная буря, во время которой возникает перед Гринёвым фигура вожатого (Пугачёва), как бы символизирует и предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнёт Гринёва с Пугачёвым, на этот раз «вожатым» парода, вождём крестьянской революции.

Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринёв - Пугачёв. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринёва с Пугачёвым, и судьба Гринёва сложилась бы1 иначе.

В сцене свидания Марьи Ивановны с Екатериной II пейзаж иной, резко контрастирующий с первым. Там - «мрак и вихорь», здесь - прекрасное утро, пожелтевшие под свежим дыханием осени липы. В такую ясную погоду, в обстановке царскосельского парка с его озером, лугами и памятниками славе русского оружия, Марья Ивановна встречается с Екатериной II, которая дарует милость дочери капитана Миронова.

Интересно отметить, что в то время, как портрет Пугачёва Пушкин создаёт сам, резко расходясь с изображением его у дворянских писателей, Екатерину II он рисует так, как она представлена на портрете Боровиковского, т. е. отказываясь от самостоятельной зарисовки.

Чрезвычайно ценной художественной особенностью произведения является строгая объективность повествования. Автор совершенно скрывается в нем за личностью рассказчика, бесхитростно и искренно рассказывающего о том, что он видел и пережил. Язык романа — образец классической простоты, образности, сжатости и живости. В «Капитанской дочке» нашел прекрасное осуществление лозунг Пушкина о создании «краткой и точной» прозы. Обращает на себя внимание прием использования Пушкиным эпиграфов, при помощи которых искусно вскрывается содержание каждой главы романа. Важной особенностью романа является обилие фольклорного материала, вплетенного в ткань повествования в виде пословиц, поговорок, сказки, разбойничьей песни. Используя этот фольклорный материал, Пушкин удачно передал дух народной стихии, изображенной в романе. В романе есть замечательные образцы пейзажа. Пушкин гениально сочетал в романе занимательность сюжета с исторически-бытовой и психологической правдой повествования.

В «Капитанской дочке» Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа. Жизнь народа показывается Пушкиным в ее национально-историческом своеобразии, в ее социально-сословных противоречиях. Рисуя деятельность выдающихся исторических личностей, Пушкин показывает в этой деятельности отражение духа времени. Замечательно, что в последние годы творчества Пушкина его реализм приобретает социальную заостренность. В «Дубровском», «Капитанской дочке», в «Сценах из рыцарских времен» поэт начинает изображать борьбу классов, противоречия и столкновения крестьянства и дворянства. «Капитанская дочка» вслед за «Арапом Петра Великого» положила начало русскому историческому роману. Бесспорно, что опыт исторического романа Вальтера Скотта облегчил Пушкину создание реалистического исторического романа на русскую тему. Однако Пушкин по глубине своего реализма ушел далеко вперед от шотландского романиста.

В «Капитанской дочке» Пушкин глубже раскрывает социальные противоречия, чем Вальтер Скотт в своих романах. Своеобразие русской истории, широта и величие национальной жизни русского народа, столь ярко выраженные, например, в эпоху Петра 1, размах и трагический характер стихийных крестьянских движений в России, такие героические события русской истории, как борьба нашего народа почти со всей вооруженной Европой, руководимой Наполеоном, в 1812 году, наконец, острота классовых противоречий в крепостнической России времени Пушкина — все это явилось источником, питавшим более высокий уровень исторического романа Пушкина по сравнению с вальтер-скоттовским романом, хотя некоторые важные художественные принципы Вальтера Скотта были приняты Пушкиным как выдающееся достижение в развитии реализма в области исторического жанра.

Своеобразие русской исторической действительности нашло особое отражение в композиции пушкинского исторического романа, в характере использования им исторического материала. Особенно реалистичен вымысел «Капитанской дочки». Вся история приключения Гринева строго и правдиво мотивирована обстоятельствами первой встречи Гринева с Пугачевым во время бурана. Поэтический синтез истории и вымысла в романе отражен в самом его сюжете о судьбе дворянской семьи в обстановке крестьянского восстания. Пушкин следовал здесь не за сюжетами романов Вальтера Скотта, как это утверждали некоторые исследователи, а основывался на самой русской действительности.

Драматическая судьба многих дворянских семей весьма типична в период антифеодального, крестьянского движения. Сюжет повести сам по себе отражал существенную сторону этого движения. В основе содержания исторического романа Пушкина всегда лежит подлинно исторический конфликт, такие противоречия и столкновения, которые являются для данной эпохи действительно значительными, исторически определяющими. И в «Арапе Петра Великого», и в «Рославлеве», и в «Капитанской дочке» Пушкин освещает существенные стороны исторической жизни нации, изображая такие ее моменты, которые вносили большие политические, культурные и психологические изменения в жизнь народных масс. Этим прежде всего определяется эпический характер, ясность и глубина содержания исторического романа Пушкина, а вместе с тем и его огромная познавательная ценность. Народность исторического романа Пушкина заключается не только в том, что Пушкин делает героем своего романа народные массы.

Лишь в «Капитанской дочке» народ выступает непосредственно как активный участник изображаемых событий. Однако и в «Арапе Петра Великого», и в «Рославлеве» за событиями и судьбой персонажей романов чувствуется жизнь народная, историческая судьба нации, возникает образ России: при Петре \- «огромной мастеровой», могучей патриотической силы — в «Рославлеве». Как подлинно народный писатель, Пушкин изображает жизнь не одной какой-либо общественной группы, а жизнь всей нации, противоречия и борьбу ее верхов и низов. Причем конечный результат исторического процесса Пушкин видит в переменах судеб народных.

Изображение исторического деятеля в качестве представителя определенных общественных кругов составляет могучую силу Пушкина как художника-реалиста. В историческом романе Пушкина мы всегда видим и условия, подготовившие появление и деятельность выдающейся исторической личности, и тот общественный кризис, который эта личность выражает. В «Капитанской дочке» Пушкин раскрывает сначала причины и обстоятельства, породившие движение Пугачева, и только тогда в романе появляется сам Пугачев как исторический герой.

Пушкин прослеживает генезис исторического героя, показывает, как противоречия эпохи порождают великих людей, и никогда не выводит, как это делали романтики, характер эпохи из характера ее героя, выдающейся личности. Вместе с тем, показывая исторического героя, Пушкин романтически не возвеличивает его, рисует его характер как значительный и в то же время простой, сходный с чертами рядовых участников того исторического движения, которое выдвинуло данную выдающуюся личность. Личность исторического деятеля предстает в романе Пушкина не персонифицированной идеей, не в виде резонерствующего персонажа, а живой индивидуальностью, человеком со своей судьбой. Сохраняя всю внешнюю занимательность, сюжет «Капитанской дочки» принципиально отличался от романтического сюжета большинства русских исторических романов 30-х годов, авторы которых стремились ко всему необычному, эффектному, экзотическому. Пушкин ищет сюжет в реальной и социально значительной действительности.

У него необычность — не форма, не прием, она вытекает из самой жизни. Все в атом отношения типично в «Капитанской дочке». В этом романе Пушкин осуществил давний замысел: пересказать «преданья русской старины», жизнь простого русского семейства. И история как бы сама врывается в частную, мирную жизнь, вызывая драматические коллизии в судьбах отдельных людей. История раскрывается «домашним образом», и в центре ее оказываются обыкновенные, ничем не выдающиеся люди. Повседневная жизнь обыкновенных людей и составляет у Пушкина основу исторического процесса. Стиль прозы Пушкина отличается исключительной простотой, лаконизмом, точностью и безыскусственностью. Оценивая «Капитанскую дочку», Гоголь писал, что это «решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде.

Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторною размазнею. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую ступень, что сама действительность кажется перед нею искусственною и карикатурной; в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все – не только самая правда, но еще как бы лучше ее». Проза Пушкина — это проза без нарочитых «блестящих выражений». Предельная сжатость и точность рисунка, эмоциональность и напряженность, быстрота и драматизм развития сюжета — таковы особенности стиля пушкинской прозы.

Повесть построена в форме семейных записок П. А. Гринева и представляет собою как бы взгляд современников Пугачева на крестьянскую войну 70-х годов XVIII в. Такое изложение сообщает повести характер показаний очевидца. При этом интересно, что автор записок, верный своему сословию дворянин, вынужден против своих классовых взглядов и настроений признать моральное величие Пугачева, его широкую, чисто русскую натуру и почувствовать все душевное превосходство вождя крестьянской войны над представителями господствовавшего класса.

В обрисовке образов Пушкин проявляет все сильные стороны своего реализма, ставя характер человека в зависимость от породившей и воспитавшей его среды. В повести много действующих лиц, и каждое из них дано впечатляюще, своеобразно, так что они все крепко запоминаются и не смешиваются одно с другим. Повесть написана сжато, точным, ясным и простым языком. Как и в других произведениях Пушкина, и здесь неразрывно сочетаются историческая достоверность и жизненная правда.

Предварительный просмотр:

Александр Сергеевич Пушкин

«Капитанская дочка» 8 класс

Историческая основа повести. Особенности композиции.

Цели : 1. Рассказать об истории создания повести

2. Раскрыть связь «Капитанской дочки» с другими произведениями Пушкина

3. Рассказать об особенностях композиции

4. Развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы

5. Воспитывать любовь к русской истории и русской литературе

Оборудование: Электронная презентация, карта России 18 века, раздаточный материал

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с исторической повестью Пушкина «Капитанская дочка». Наш урок будет проходить в соответствии с планом:

  1. Движение Пушкина к прозе
  2. Роман и повесть в русской литературе 30-х годов 19 века
  3. Требования Пушкина к историческому роману
  4. Интерес Пушкина к теме народных восстаний
  5. Работа писателя над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой»
  6. Композиция повести
  1. Еще в 3 главе «Евгения Онегина» Пушкин говорит о своем стремлении обратиться к реалистическому повествованию в прозе. Это было в 1824 году в Одессе.

А в 1827 году Пушкин работает над «Арапом Петра Великого». 1830 г.- окончены «Повести Белкина», 1832 – 1833 – работа над «Дубровским». С конца 20-х годов проза занимает в творчестве писателя огромное место, хотя и не означает отказа от стихотворной формы.

  1. Развитие прозы в творчестве Пушкина связано и с тем обстоятельством, что в 30-е годы в русской и зарубежной литературе начинает широко развиваться роман и особенно – повесть.

Сообщение учащегося об известных романах того времени (Марлинский, Лажечников, В.Скотт)

  1. Пушкин внимательно следит за развитием романа и повести. Он формулирует свои требования к историческому роману: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».
  2. В ходе изучения творчества Пушкина мы уже отмечали интерес поэта к родной истории, к периодам больших социальных потрясений, крупных переломов в истории страны.

- Личность какого государственного деятеля вызывала у писателя пристальное внимание? (Петр Первый)

Назовите произведения, которые описывают деятельность Петра и его эпоху? («Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»)

Почему деятельность Петра Великого вызывает большой интерес у Пушкина?

Кроме того, писателя интересует и тема народных восстаний.

  1. Интерес Пушкина к народному движению неслучаен. В начале 30-х годов 19 века крестьянские волнения вспыхивают с большой силой. Среди них – восстание военных поселян в Новгородской губернии. Пушкин с волнением следит за его развитием. В 1833 году поэт работает в исторических архивах. Он обращается к военному министру Чернышеву за разрешением получить доступ к документам, касающимся следственного дела о Пугачеве. Пушкин мотивирует это тем, что задумал работать над историей Суворова (Суворов принимал участие в ликвидации Пугачевского бунта). Он получает разрешение и приступает к работе. Кроме работы в архивах, Пушкин совершает поездку в Казань, Симбирск, Уральск, Оренбург, побывал он и в Бердской слободе – столице Пугачева. Он беседует с еще оставшимися в живых свидетелями тех событий. В начале 1834 года исторический труд «История Пугачева» («История Пугачевского бунта») вышел в свет.

Замысел «Капитанской дочки» возник у Пушкина еще до работы над «Историей Пугачева», в то время, когда он пишет «Дубровского».

Назовите действующих лиц повести «Дубровский»?

Какой конфликт положен в основу произведения?

Почему Дубровский потерпел поражение и распустил свою шайку? (В борьбе с Троекуровым Дубровский выступает как герой-мститель за собственные обиды, судьба народа его не интересует).

Пушкин понял, что на материале современности он не сможет изобразить подлинного крестьянского восстания. Поэтому он обращается к истории Пугачевского бунта.

Фигура Емельяна Пугачева кажется Пушкину очень яркой и самобытной. Он деятель большого исторического масштаба.

Работа с картой. Указать города, районы, охваченные восстанием, сказать о причинах поражения.

Работа над повестью продолжается несколько лет. В 1836 году она закончена и опубликована в журнале «Современник». Пушкин выступил в повести как ученый-историк и художник, создавший первый реалистический исторический роман.

6. Работа с эпиграфами.

Как вы понимаете смысл выражения, которое является эпиграфом ко всей повести?

Почему Пушкин взял именно эти слова?

От чьего лица ведется повествование?

Каковы основные черты повести (точность, сжатость, стремительность в развитии действия, никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий)

Как бы вы определили основные темы произведения? (1. Тема народного движения. « Честь, долг, верность – и в службе, и в любви)

7.Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание: 1-2 главы читать; пересказ отрывка «Встреча с вожатым», или сообщение о Емельяне Пугачеве, или составление статьи в энциклопедию «Пугачевский бунт»