Домой / Котлы / Зарисовки к сюжету симфонии фрески софии киевской. В.Кикта «Фрески Софии Киевской. Собор Святой Софии

Зарисовки к сюжету симфонии фрески софии киевской. В.Кикта «Фрески Софии Киевской. Собор Святой Софии

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

"Фрески" были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже. Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве. "Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи. "Фрески" были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже. Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве. "Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

По словам композитора "Фрески" выражают всю гамму чувств, которые вызывает образ родного Киева с его уникальным художественным наследием. Это произведение глубоко личное. Оно было создано с желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и зазвучали фрески. Тем интереснее тот факт, что "Фрески Софии Киевской" стали необыкновенно популярны и постоянно звучат в концертном исполнении, на телевидении и радио.

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

1 слайд

«Фрески Софии Киевской» Музыканты – извечные маги Вызывают виденья веков… Б.Дубровин

2 слайд

Ярослав Мудрый В честь 50-летия христианства на Руси в Киеве возводится Величественный собор Святой Софии. Считалось, что святая София-символ премудрости Божей.

3 слайд

структура собора наилучшим образом видна со стороны алтаря, где раскрыты фрагменты первоначальной отделки фасадов. 11 век

4 слайд

Современный композитор Обращается к интонациям и образцам христианской славянской культуры Сохраняет, насыщает, создаёт… Украина 1941 год

5 слайд

Какой инструмент солирует? Создаёт трепетное, зыбкое, изящное звучание – образ загадочных и утончённых девушек. «Фрески Софии Киевской» - симфония-былина, в которой повествуется о духовном богатстве русского народа и его культуры… Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого

6 слайд

Как вы считаете, где происходит действие, запечатленное на этой фреске? Как вы считаете, в изображении девушек больше фантастичности, сказочности или реальности? Какие впечатления вы получили, когда фреска зазвучала?

7 слайд

Пёструю вереницу музыкальных картин и образов, скрепляет музыкальная тема «Орнамент», она звучит несколько раз… - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов

8 слайд

Фреска «Музыкант»- одна из самых драматичных частей Образ какого музыканта рисует нам музыка?

9 слайд

«Орнамент» …Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси, и мысль – сколько раз разрушалась Киевская София, и всегда она возрождалась во всей своей красоте»…

10 слайд

Послушайте эту часть полностью. Какое название вы дали бы этой музыке? О чем, на ваш взгляд она рассказывает? «Скоморохи» Вспомните, кто такие скоморохи? За что этих людей так любили на Руси? Пляски, шутки, насмешки, движение, бряцанье, перезвоны…

11 слайд

С творчеством какого композитора мы познакомились на уроке? Что особенно запомнилось, какое музыкальное произведение (или его часть) особенно понравилось? Обоснуйте свой ответ. Скажите ребята, что лежит в основе профессиональной композиторской музыки, прозвучавшей на сегодняшнем уроке, каковы её истоки? Итоги урока

На одном из простенков между окнами центрального подкупольного барабана уцелела верхняя часть мозаичной фигуры апостола Павла, а над подпружными арками, поддерживающими барабан главного купола - изображение Христа в образе Иерея и наполовину утраченное изображение богоматери.

Из четырех мозаичных изображений в парусах подкупольного барабана сохранилось лишь одно - евангелиста Марка на юго-западном парусе.

В подпружных арках центрального купола сохранилось 15 из 30 мозаичных изображений в медальонах севастийских мучеников. Утраченные мозаики опять же дописаны маслом в XIX веке.

Центральное место во внутреннем убранстве Софии Киевской занимают мозаики ее главной апсиды. Над коихой сохранилась мозаичная композиция "Деисус", скомпонованная в виде трех медальонов с полуфигурами, а на двух столбах восточной арки перед апсидой сохранилась мозаичная композиция "Благовещение" в виде фигур во весь рост: архангела Гавриила на северо-восточном и девы Марии на юго-восточном столбах. Классическая ясность, пластичность, строгая пропорциональность, мягкая прорисовка фигур связывает художественные произведения Софии Киевской с лучшими образцами античного искусства Эллады.

Значительное место в убранстве храма отведено мозаичным орнаментам, которые украшают обрамление конхи, боковые части главной апсиды и ее горизонтальные пояса, оконные проемы и внутренние вертикали подпружных арок. Применены как растительные мотивы орнаментов, так и чисто геометрические. Конха центральной апсиды обрамлена красочным орнаментом растительного характера в виде кругов со вписанными в них пальметками, а над шиферным карнизом, отделяющим фигуру Оранты от композициии "Евхарстия" идет очень красивая полоса орнамента чисто геометрического характера. Тонкие белые линии на темно-синем фоне переливаются с эффектом перламутра. Эффектны и другие орнаменты, каждый из которых оригинален и красив.

Фрески украшают нижнюю часть стен вимы и столбов до шиферного карниза, заходя за его пределы лишь в выше отмеченных местах, три ветви центрального креста, все четыре придела и хоры. Это основное ядро фресковой декорации восходит к эпохе Ярослава если не целиком, то во всяком случае в своих основных частях. Верхним хронологическим пределом наиболее поздних фресок из данного комплекса мы склонны считать 60-е годы XI в. Что же касается фресок наружной галереи, крещальни и башен, то они относятся уже к иной эпохе - к XII в. Вопрос о их точной дате сможет быть разрешен лишь после внимательного анализа их стиля.

Среди фресок собора Святой Софии сохранилось несколько изображений нецерковного, светского, содержания. Например, два групповых портрета семьи великого князя киевского Ярослава Мудрого и несколько бытовых сценок - охота на медведя, выступления скоморохов и акробатов.

Фрески Софии Киевской, как, впрочем, и большинство памятников подобного рода, имеют свою длительную и многострадальную историю. Эта история являет собою ярчайший пример того варварского отношения к памятникам старины, которое нередко находило себе место в XVIII и XIX в. и в результате которого погибла не одна сотня выдающихся произведений искусства.

Судьба киевских фресок была непрерывно связана с судьбой самого храма св. Софии. По мере того, как разрушалась постройка, портились и его фрески. Они не только выцветали от времени и получали различные механические повреждения, но и осыпались от сырости протекавших крыш. В 1596 г. собор был занят униатами, в чьих руках он находился до 1633 г., когда Петр Могила отобрал его у униатов, очистил и возобновил. С этого времени начинается эпоха неоднократного освежения фресок. В 1686 г. собор подвергся новому обновлению стараниями митрополита Гедеона. Существует довольно распространенное мнение, что все фрески были побелены униатами. (См., например: Н. М. Сементовский. Указ. соч., стр. 74; С. П. Крыжановский. О древней греческой стенной живописи в Киевском Софийском соборе. - «Северная пчела», 1843, № 246 (2.XI), стр. 983–984; № 247 (3.XI), стр. 987–988.)

В 1843 г. в алтаре придела преподобных Антония и Феодосия случайно обвалившаяся верхняя часть штукатурки обнажила следы старой фресковой живописи. Причетник собора, вместе с ключарем протоиереем Т. Сухобрусовым сообщили об этом открытии академику живописи Ф. Г. Солнцеву, находившемуся в то время в Киеве для наблюдения над обновлением великой церкви Киево-Печерской лавры. В сентябре 1843 г. он получил у Николая I аудиенцию в Киеве и вручил государю свою краткую записку о Софийском соборе. В этой записке предлагалось, ради сохранения знаменитого храма «в должном благолепии», освободить старую фреску от штукатурки и «но возможности возобновить [ее], а затем, где сего исполнить будет невозможно, то обить стены и купола медью и расписать оные вновь изображением древних священных событий нашей церкви, в особенности таких, кои совершились в Киеве». Осмотрев 19 сентября 1843 г. новооткрытые в Софийском соборе фрески, Николай I приказал препроводить в Синод записку Солнцева, которая получила там поддержку. Солнцев, выступавший все время как крупный специалист в области реставрационного дела и знаток древнерусского искусства, на самом же деле являвшийся человеком не только ярко выраженного дурного вкуса, но и весьма ограниченных знаний.

В июле 1844 г. начались работы по очистке стен от новой штукатурки и новой живописи, лежавших поверх старых фресок. Эти работы, проводившиеся самым примитивным образом. Всего в Софии Киевской единоличных стенных фресок было открыто 328 (в то числе поясных 108), и вновь написано 535 (в том числе поясных 346) (Скворцев. Указ. соч., стр. 38, 49.)

После «реставрационных» работ 1844–1853 гг. роспись Софии Киевской претерпела незначительные изменения. В 1888 и 1893 гг., в связи с ремонтом иконостаса, были обнаружены нетронутые реставрацией единоличные изображения (8 фигур на столбах триумфальной арки, среди них фигура великомученика Евстафия, 6 фигур в боковых приделах). (См. Н. И. Петров. Историко-топографические очерки древнего Киева. Киев, 1897, стр. 132; Н. Пальмов. К предполагаемой реставрации Киево-Софийского собора. - «Труды Киевской Духовной академии», 1915, апрель, стр. 581. )

Гораздо проще решался вопрос о новых фресках, выполненных в XVII–XIX вв. в дополнение к старым (в виме, центральном корабле и других местах). Эти фрески, поскольку они никак не были связаны с первоначальной иконографической системой, решено было прикрыть нейтральным тоном, позволившим более четко выявить основные архитектурные линии интерьера. Так оказались скрытыми от глаз современного зрителя уродливейшие «Соборы», «Рождество Христово», «Сретение» и другие образцы малярной живописи, отчего внутренний вид Софии Киевской бесконечно выиграл. Исследователь фресок Софии Киевской всегда должен помнить о том, что они ни в какой мере не выдерживают сравнения в смысле подлинности с мозаиками.

Мозаики, особенно после последней расчистки, выглядят более или менее такими, какими они были в XI в. Фрески же претерпели немало изменений, их цвета ослабли и пожухли от времени, от побелок и от покрытия горячей олифой, которой пользовались как своеобразной грунтовкой при записи маслом (Эта олифа во многих местах настолько пропитала поверхность старой фрески, что придала ей блестящий, как бы полированный характер.); они имеют множество механических повреждений - царапин, выбоин, стертостей; в них сплошь и рядом утрачены старые подлинные прописи, сделанные al secco. Ко всему этому следует присоединить, что целый ряд фресок сохранил (уже после последней реставрации) позднейшие прописи маслом, которые, как они ни тонки, все же искажают первоначальную форму. Вообще состояние сохранности фресок далеко не одинаковое: попадаются (правда, редко) относительно хорошо уцелевшие фигуры и лица, но гораздо чаще приходится иметь дело с сильно попорченными фрагментами. По-видимому, здесь решающую роль сыграли «люди» митрополита Филарета и «комнатных живописных дел мастер Фохт», которые безжалостно драли старую живопись. Вот почему последняя выглядит теперь более простоватой и примитивной, нежели она была в свое время. В силу утраты прописей al secco в ней сильнее выступил линейный каркас, по причине же выцветания красок и пропитанности их олифой она воспринимается теперь более монохромной.

Тема: Изобразительность в музыке

1.Композитор Валерий Григорьевич Кикта «Концертная симфония для арфы с оркестром»

Мы сегодня продолжим разговор о «колокольности» в русской музыке. Тебе известно, что все русские композиторы обращались к этой теме. Современные композиторы в своих музыкальных сочинениях также развивают эту традицию. На этом уроке ты познакомишься с творчеством В.Г.Кикты, который в названиях своих музыкальных произведениях использует понятия из области живописи: орнамент, фреска, портрет.


Композитор Валерий Григорьевич Кикта (р. в 1941 г.), «дитя» двух славянских культур - украинской и русской, родился на Украине, учился в Московской консерватории. В своих музыкальных сочинениях он повествует о событиях седой древности или недавнего прошлого: в его музыкальных фресках всегда есть место и для тонких пейзажных зарисовок, для психологических пор­третов. В диалоге с голосами ушедших времён он остается убеж­дённым романтиком-лириком. Он пристально... вслушивается в зву­ковую ауру той или иной эпохи; проникая в её сердцевину, извлека­ет прекрасные в своей простоте интонации или целые мелодии и выстраивает на этом прочном основании собственную, оригинальную музыкально-архитектурную композицию - либо уходящий куполами в небо храм, либо скромную часовню, либо средневековый рыцарский замок.

Валерий Григорьевич Кикта написал концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». Она посвящена 1500-летию Киева.


Композитор со­чинил её под впечатлением от красоты и величия собора Святой Софии в Киеве главного православного храма Древней Руси, возведённого по велению русского князя Ярослава Мудрого в начале XI в.

В 1-ом классе ты знакомился с фрагментом концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» - «Орнамент1».

Фреска - Настенная живопись, в древности называли стенную роспись по сырой штукатурке.

Орнамент - Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.



Портрет - Воспроизводить что-либо черта в черту, изображение

или описание какого – либо человека, либо группы людей.

Эта часть име­ет сходство с жанром русского музыкального фольклора - былиной. Композитор имитирует в этой теме русский народный музыкальный инструмент - Гусли. Та­кие жанровые переклички 1-й части симфонии с фольклором не случайны - так композитор отражает эпоху Древней Руси и своё восприятие древнего памятника русской архитектуры.

2.Задание1



Ответь на вопросы:

1. Какой жанр русского фольклора положен в основу этой части?

2. Какому музыкальному инструменту Древней Руси подражает арфа?

3. Почему эта часть имеет название "Орнамент" и повторяется в симфонии три раза?

3. Портрет в музыке и фресках

Белоснежная резьба алтаря, золото мозаичных сводов, многоцветье фресок, стенных росписей собора навеяли ком­позитору прекрасные, яркие образы. Это не обычная симфо­ния: в ней не четыре части, как принято, а девять. В них композитор обращается не только к духовным образам храма («Орнаменты», «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Михайловский придел»), но и к образам народной жизни «Зверь нападает на всадника», «Борьба ряженых», «Музыкант», «Скоморохи»).


Мерцающие мозаики храма Софии, её фрески - уникальное создание греческих и русских мастеров. Фрески эти были в XIX в. варварски записаны масляными красками, причём произведённая «реставрация» исказила ряд образов и многое оказалось безвоз­вратно утерянным.

В тематику фресок входили не только сюжеты из Евангелия («Благая весть» о жизни Иисуса Христа), но и сцены игр на константинопольском ипподроме.

На фресках можно увидеть византийского императора, колесни­цы, музыкантов, скоморохов в колпаках, ряженых, травлю медведей, волков, кабанов... Портрет Ярослава в росписи не сохранился, но можно распознать четырех его дочерей, стройно выступающих в ряд со свечами в руках. Участие русских мастеров в этой фресковой росписи более чем вероятно. Об этом свидетельствуют жизнеутвер­ждающие мотивы в евангельских фигурах, большеглазые женские лица, крепкие, приземистые фигуры, а в сценах ипподрома - звери наших лесов и даже чисто русские приемы охоты. Так «небесное и земное» соединилось в искусстве фресковой росписи киевского со­бора.

«Фрески Софии Киевской» В. Кикты - это своего рода большая инструментальная былина, которую сам композитор назвал «концертная симфония».


Рассмотри древние фрески и послушай 4-ую часть концертной симфонии для арфы с оркестром

На фресках изображе­ны призрачные женские фигуры, идущие друг за другом, вероятнее всего в храме. Одухотворенность фигур, нето­ропливость их поступи свидетельствуют об определенном эмоциональном состоянии, которое может испытывать человек, пришедший в церковь для молитвы. В изображении девушек больше загадочности, фантастичности, сказочности, чем ре­альности.

Какими чертами наделена музыкальная фреска? Вслушайся в постоянно повторяющийся акком­панемент - однообразное звучание переливов арфы. На этом фоне в верхнем регистре настороженно, таинственно звучат
трели скрипки. Нисходящее движение выдержанных звуков постоянно повторяется в этой пьесе, что создает ощущение неподвижности, призрачности звучания, вносит в него коло­рит таинственности.

4.Задание 2

Найди сходные и различные черты художественного воплощения образов в фресковой живописи и в музыке 2-ой части симфонии - "Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого".

5. Живописность музыки



Контрастом к 4-й части послужит 8-я часть симфонии - Вслушайся в интонацию, которая звучит в начале пьесы. В ней ты услышал танцевальные ритмы, яркие акценты. Ты смог убедиться в том, что главные интонации постоянно повторяются, звучат на разной высоте, с разнотембровой окраской. Быстрый темп усиливает впечатление зажигательного движения. Ком­позитор мастерски подражает звучанию таких русских народных инструментов, как свирели (в симфоническом оркестре-флейта), гусли (арфа), бала­лайки (струнные). Велика роль в этой части и ударных инст­рументов, их звенящие, бряцающие тембры создают ощуще­ние веселья, праздничности.

Обрати внимание на то, что в звучание повторяющейся «скоморошьей» темы вторга­ется песенная мелодия, которая напоминает тему «Орнамен­та». Она звучит дважды. Первый раз отдаленно, на фоне ак­компанирующей арфы. Стремительное движение основной интонации-попевки вверх приводит к кульминации части. И здесь вновь звучит широкая песенная мелодия. Она завер­шает эту жанровую сценку. Живописность музыки достигается композитором разными способами: появлением таких звучностей, которые напоминают яркие, красочные пятна, создани­ем эффекта удаления «толпы весёлых бродяг» (скоморохов) в конце произведения.

Подводя итог нашего урока, можно сделать вывод: в основе профессиональной музыки лежат народные истоки. Каждый композитор сознательно или бессознательно отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, ко­торым стремились следовать многие поколения русских лю­дей. Именно такая музыка становится близкой и понятной нам и будущим поколениям.

6. Задание 3

Ответь на вопросы:

1.Почему композитор ввёл в симфонию , посвящённую Софийскому собору, образы народных весельчаков и балагуров - скоморохов?

2. Какие особенности музыкального языка можно отметить в 8-ой части "Скоморохи"?

Компакт-диск №159 1. Орнамент I
2. Зверь нападает на всадника
3. Орнамент II
4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого
5. Михайловский придел
6. Борьба ряженых
7. Музыкант
8. Скоморохи
9. Орнамент III

В.Г. Кикта: Для Арфы с оркестром
Заслуженный деятель искусств РФ и Украины, лауреат премии мэрии Москвы в области литературы и искусства, лауреат премии Союза композиторов России, секретарь правления Союза композиторов России, член редакционной коллегии журнала «Балет», председатель правления Русского арфового общества, президент Фонда им. И.С. Козловского - все это звания и должности Валерия Кикты. Stereo&Video предлагает читателям познакомиться с одним из наиболее ярких опусов композитора - «Фресками Софии Киевской».

Текст Константин Юстов

При встрече с Валерием Киктой в Московской консерватории я попросил его в двух словах рассказать о «Фресках», однако наша беседа затянулась на несколько часов.

Начнем с того, что композиторы редко пишут для арфы концертные произведения…
Конечно! Потому что сложно (смеется). Даже П.И. Чайковский был с арфой на вы; все арфовые каденции в его балетах принадлежат А.Г. Цабелю. А во Франции раньше как было: если не напишешь для арфы, то не получишь диплом композитора! Не владеешь арфой - значит, не композитор (смеется). Поэтому К. Дебюсси и М. Равель так хорошо знали этот инструмент. Вы попробуйте возьмите на рояле до-мажорный аккорд и сыграйте параллельно что-нибудь на арфе - да вы ее просто не услышите! Иногда говорят: «Пишите для арфы, как для фортепиано». Это неверно, ни в коем случае не пишите для арфы, как для фортепиано.

«Фрески» были завершены в 1973 году. Каковы обстоятельства их появления на свет?
Когда я впервые приехал в Киев на гастроли в составе хора А.В. Свешникова (в 1952 году), мы думали, какие достопримечательности посетить, и в итоге решили обойти святые места. София Киевская тогда была закрыта, и нас повезли в Киево-Печерскую лавру. Мы видели тех монахов, которых через год-два не стало. Потом ведь все позакрывали. Мысленно я к этому возвращался. Позже приехал с партитурой, хотел прислонить ее к стенам Софии, получить благословение. Фрески и сейчас выглядят величественно. Представляете, как это было во времена Ярослава Мудрого?

Что вы можете рассказать о записи Вячеслава Валеева?
У Национального оркестра Украины интересная история: они недавно отметили свое 90-летие. У нас нет ни одного оркестра, который перешел бы этот рубеж. А все потому, что, когда в 1918 году Павел Скоропадский стал гетманом Украины, он первым делом издал указ о создании национального симфонического оркестра, национальной оперы и национальной капеллы. Начинали-то с культуры! Вячеслав Валеев проделал огромную работу и даже вычистил ошибки, возникшие во время переписывания.

Передаем слово дирижеру Вячеславу Валееву.
Мне посчастливилось учиться у Валерия Григорьевича Кикты в Московской консерватории по чтению оркестровых партитур и инструментовке. На первом же занятии, буквально с порога, я самонадеянно заявил: «Мне очень нравятся ваши „Фрески“, и я обязательно их исполню!» Валерий Григорьевич поблагодарил меня за этакий «порыв» и начал занятие. Прошло пять лет… Взволнованно набираю номер учителя: «Валерий Григорьевич, можно попросить у вас оркестровые голоса „Фресок“ для концерта и записи в Киеве?» Не скрою, мне было приятно сдержать слово.

По словам композитора, вы исправляли в партитуре ошибки, неточности. Это правда?
Да, получив нотный материал, я понял, что играть по нему нельзя. Рукописные партии путешествовали из оркестра в оркестр, из города в город и мало того, что были ветхими, так еще и несли в себе десятки исправлений, вписок, купюр, отмены купюр, имели самые разнообразные комментарии, в том числе и к мастерству моих коллег. Одним словом - сам автор не разберется. Время еще было, и решение пришло само собой: я принялся набирать весь нотный текст. Больше это походило на расшифровку, зато оркестровые партии получились на загляденье, кроме того, я отлично выучил партитуру.

А при каких обстоятельствах началось ваше сотрудничество с Национальным оркестром Украины?
Должен сказать, что реализация проекта произошла только благодаря воле этого коллектива. В 2006 году мне довелось участвовать в I Международном конкурсе дирижеров имени Стефана Турчака. После второго тура жюри не сочло возможным пропустить меня в финал. Оркестранты имели иное мнение и решили присудить свою премию, проведя тайное голосование, по результатам которого мне дали право провести в сезоне 2007/2008 года концерт и записать компакт-диск. Это самая дорогая награда в моей жизни! Они доверились мне, оказали колоссальную поддержку молодому, никому не известному дирижеру! Мы провели полный репетиционный цикл, отыграли концерт и только после этого стали писать в студии. О чем еще можно мечтать?

Участвовал ли сам Кикта в подготовке концерта и записи «Фресок»?
Валерий Григорьевич накануне концерта повел нас в Киевский собор. Время он рассчитал безукоризненно, репетиционная работа проведена, все готово, но нужен еще один шаг. Он говорил немного, но слова его, переплетаясь с фресками, запахом воска и ладана, звучали музыкой его сочинений. Глубоко и просто о сложном…

Как проходила запись «Фресок»?
Работать со звукорежиссером Андреем Мокрицким было одно удовольствие. Так как он постоянно записывает этот коллектив, баланс выстроили за считанные минуты. Помогал нам генеральный директор оркестра Александр Горностай, который обладает феноменальным слухом. Как назло, во время записи симфонии у меня поднялась температура под 39. Уши словно ватой набили. За смену выпил около 3 л воды! И что вы думаете? Выздоровел!
Мокрицкий выдержанный и тактичный человек. Писали так: я дирижирую, веду «живую речь», Андрей пишет и следит за шумами и балансом, Александр - за фальшивыми или случайными звуками, Валерий Григорьевич осуществляет общее руководство. Как на рояле играют в четыре руки, мы слушали в восемь ушей. В итоге записали все менее чем за смену.