Домой / Кровля / Психология толпы, виды толп. Как управлять толпой. Принципы управления массами людей

Психология толпы, виды толп. Как управлять толпой. Принципы управления массами людей

Массовые протесты снова в тренде - по количеству митингов и беспорядков 2014-й едва ли уступает горячему 2011-му. Уже несколько месяцев не могут успокоиться Гонконг, Мексика и США. В какой момент артикулированная демонстрация протеста превращается в начало многодневной борьбы? Как политический митинг перетекает в столкновение с полицией и герилью? Мы решили разобраться в искусстве управления толпой и составили небольшой гид для будущих диктаторов и борцов с ними.

Виды толпы

Действующие толпы различаются между собой преобладающим эмоциональным настроением: для панических толп это ужас, агрессивных - ярость, повстанческих - воодушевление, стяжательных - жажда обладания и страх необладания. Экспрессивная толпа может превратиться в действующую и наоборот - например, когда заканчивается матч и зрители стекаются к единственному выходу, в борьбе за выход толпа, которая только что была экспрессивной, превращается в стяжательную. Это же настроение характерно для толпы в час пик. Лёгкость эмоционального переключения, свойственная коллективному поведению, используется в целях манипуляции.

скопление людей, не объединённых общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

Зарождение толпы

Собрание людей, случайное или намеренное, превращается в толпу, не поддающуюся рациональному контролю, по механизму взаимного заражения, то есть передачи эмоционального состояния на психофизиологическом уровне - так называемой циркулярной реакции.

Она возникает, например, при попадании в компанию, где все смеются над какой-то контекстной шуткой, и вы, заражаясь всеобщим настроением, непроизвольно улыбаетесь.

Циркулярная реакция сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие: концерт, киносеанс, застолье, деловое собрание.

Во времена первобытных племён процесс взаимного заражения перед битвой или охотой выполнял функцию сплочения и мобилизации, способствуя усилению интегральной эффективности группы. При повышенной циркулярной реакции организованная группа вырождается в толпу, не поддающуюся управлению рациональными доводами. В толпе эмоциональное поведение других людей усиливает импульсы и эмоции индивида, и это усиление идет «по кругу»: видя и слыша интенсивную реакцию соседа (выражение страха, недовольства или ликования), каждый, в свою очередь, получает стимул для ещё более экспрессивного поведения. Поэтому циркулярную реакцию называют ещё эмоциональным кружением.

Почему в толпе мы забываем о хорошем поведении?

В 1970-е в США был проведён эксперимент. Исследователи разбросали по людным местам студенческого общежития запечатанные письменные конверты, на которых была марка и адрес получателя, но не было имени отправителя. Нужно было определить, какая доля «утерянных» конвертов будет возвращена на почту нашедшими их студентами. Казалось бы, чем больше людей будет проходить мимо письма, тем больше писем будет опущено в почтовый ящик. Но только 60 % писем, оставленных в общежитиях с высокой плотностью проживания, было отправлено по почте, в то время как в общежитиях с низкой плотностью были отправлены все письма. После проведения опроса выяснилось, что чувство ответственности у тех, кто жил в условиях высокой плотности населения, гораздо слабее. Это, в частности, могло объясняться более сильным чувством одиночества и анонимности, которое испытывало большинство из них.

Высокая плотность характерна как для перенаселённых мегаполисов, так и для стихийных массовых движений - столпотворений, восстаний, городских парадов. Высокая плотность является причиной ослабевания чувства ответственности у участников этих движений. Они имеют форму так называемых экспрессивных (экстатических) толп - ритмически выражающих какую-то эмоцию (если речь идёт, например, о публике на футбольных матчах) или действующих, политически наиболее значимых и опасных.

основные характеристики толпы -

импульсивность, внушаемость, иррациональность, преувеличение чувств, неустойчивость

Как можно стать частью толпы через телевизор?

Для индивидов, находящихся в толпе, характерно «впечатление универсальности» - мысленный образ большого числа людей, которых он считает не только присутствующими, но и реагирующими так же, как он. Из-за этого эффекта изолированный индивид, например одинокий телезритель, становится «человеком толпы», имеющим «ум толпы», подчинённый зачастую нелогичному, внушённому мнению большинства.

Впечатление универсальности может иметь социальные последствия - по выражению Оллпорта, внесшего существенный вклад в теорию толпы, «к самым серьёзным бедам американской демократии относится чрезмерная чувствительность к контролю над личными мнениями, осуществляемому своего рода толпой. Впечатление универсальности в сочетании с конформностью аттитюдов столь сильно, что люди с трудом терпят свободу мысли» (1960). Этим можно объяснить то, какое заразительное действие оказали массовые протесты в Фергюсоне в других городах США, дойдя до Европы - очевидно, степень конформности и «впечатление универсальности» на западном континенте таковы, что телезритель быстро оказывается «заражённым» эмоциональным настроением общественности и становится участником массовых движений, не выходя из дома.

Для индивидов, находящихся в толпе, характерно «впечатление универсальности» - мысленный образ большого числа людей, которых он считает не только присутствующими, но и реагирующими так же, как он.


География толпы

Чтобы разобраться в приёмах управляющего воздействия на толпу, стоит обратить внимание на феномен, который называют географией толпы. Она определяется различием между плотным «ядром» и более разреженной «периферией».

В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, и оказавшиеся там сильнее испытывают его влияние. Обычно это несколько десятков наиболее опасных активистов. Все остальные их поддерживают - активно (поощрительными выкриками, улюлюканьем и другими междометиями) или пассивно, на самой же периферии находятся зеваки. Там обнаруживаются свойства окказиональной толпы - собравшейся случайно (в отличие от конвенциональной). Именно периферия придаёт ядру силу мотивации, создавая ощущение анонимности и безнаказанности.

Как управлять толпой?

1. Разделяй и властвуй

Управление толпой рекомендуется начинать с периферии, чьим вниманием легче завладеть. Примером воздействия на периферию толпы является случай, произошедший во время всплеска антикоммунистических настроений в Турции в 1969 году, где запрещённая коммунистическая партия находилась на полулегальном положении. Толпа религиозных фанатиков напала на здание, в котором располагался партийный комитет. Завязался бой с применением камней и «коктейлей Молотова» (бутылок с зажигательной смесью). Но силы были неравны, и защитникам здания грозила физическая расправа.

В разгар боя на улице неожиданно появились четыре американские туристки в мини-юбках. Эта новая мода уже распространилась в Англии и в США, но в Анкаре такого ещё не было. Большая часть «периферии», отвлечённая зрелищем, удалилась вслед за девушками. На площади осталось несколько десятков человек (ядро), которых удалось быстро рассеять.

Автомобильная авария или раздача дефицитных товаров могут отвлечь значительную часть массы. Тем самым агрессивная, конвенциональная (собравшаяся по определённому поводу) или экспрессивная толпа превращается в одну или несколько окказиональных (или стяжательных, борющихся за доступ к какому-то ресурсу или зрелищу) толп, лишая ядро эмоциональной подпитки.

Автомобильная авария или раздача дефицитных товаров могут отвлечь значительную часть массы.


2. Деанонимизируй это

Для воздействия на толпу изнутри агентам следует проникнуть в ядро и использовать повышенную внушаемость и эмоциональную возбудимость, характерную для его участников. Так, приёмом воздействия является деанонимизация. Чтобы усилить чувство ответственности, в толпе достаточно появиться людям с фотоаппаратами и камерами, чтобы социальная идентичность участников массового движения усилилась и кому-то из них стало совестно за происходящее.

3. Очень плохая музыка

Ещё один комплекс приемов влияния на действующую толпу связан с использованием ритма.

Действующая толпа, в отличие от экспрессивной, аритмична, и музыкальный ритм может способствовать превращению одной толпы в другую, что облегчает дальнейшие манипуляции. Нейрофизиология моторики такова, что под воздействием звуков люди невольно начинают двигаться в такт, и толпа из агрессивной может превратиться в экстатическую. Уже с 1960-х годов американские посольства во многих странах третьего мира применяли мощные динамики и записи рок-музыки. Это средство использовалось в тех случаях, когда происходящая около посольства антиамериканская демонстрация превращалась в агрессивную толпу.

Для блокирования массовой агрессии применяются быстрые ритмы, а для противодействия панике служит более медленный размеренный ритм марша или гимна. В 1938 году на трибунах парижского национального велодрома по окончании соревнования возник небольшой пожар. Сотрудникам удалось быстро локализовать огонь, но уже десять тысяч зрителей двинулись к единственному выходу. Ситуация грозила стать смертельно опасной, но в толпе оказалось два смельчака, которые начали громко скандировать: «Ne-poussepas!» («Не-тол-кай!»). Ритм подхватили окружающие, он волной прошёл по толпе. Через несколько минут все хором скандировали эту фразу; толпа превратилась в экспрессивную, страх и суета сгладились, и все благополучно покинули трибуны.

Паника в толпе

Поведение панической толпы можно назвать самым стихийным и в наименьшей степени поддающимся контролю и самоуправлению.

Паническая толпа может возникнуть из суммы индивидуально перепуганных людей, а может образоваться из-за страха, движимого группой. С наибольшей вероятностью паническая толпа возникает при отсутствии ясной общезначимой цели и эффективных лидеров. В слабо интегрированной группе для возникновения панической дезорганизации довольно даже смехотворной опасности.

Испуг вызывает, прежде всего, какой-то шокирующий сигнал, на который откликаются женщины и дети - наименее стрессоустойчивые и самые эмоционально реактивные участники массовых движений. Они суетятся, передавая страх остальным - начинается индукция и нагнетание эмоционального напряжения по механизму циркулярной реакции. Далее, если не приняты своевременные меры, масса окончательно деградирует, люди теряют самоконтроль и начинается паническое бегство.

Присутствие в толпе женщин и детей усугубляет панику ещё и потому, что звук высокой частоты - женские и детские крики - в стрессовой ситуации оказывает демобилизирующее влияние. По той же причине для противодействия панике лучше служит низкий мужской голос, чем высокий женский.

Испуг вызывает, прежде всего, какой-то шокирующий сигнал, на который откликаются женщины и дети - наименее стрессоустойчивые и самые эмоционально реактивные участники массовых движений.


Лови момент

В любой ситуации, провоцирующей коллективную панику, сразу после шокирующего сигнала, парализующего толпу, наступает переломный момент, когда неорганизованная группа является максимально поддающейся контролю. Люди оказываются в подвешенном состоянии и готовы следовать первой реакции, первому распоряжению, идущему извне. Реакция бывает парадоксальной. Например, по фрейдовскому механизму противоположной реакции, человек может от испуга броситься навстречу опасности, невольно ведя за собой других. Этот переломный момент, коллективное состояние готовности к первой реакции - самое подходящее время для начала эффективного руководства; его можно вызвать несколькими способами. Например, люди привыкли неподвижно застывать при звучании национального гимна - его передача через динамики может способствовать временному бездействию периферии. Другой приём - применение более сильного шокового воздействия. Например, выстрел в закрытом помещении на время парализует и создаст условия для организующего воздействия. В военной и художественной литературе описаны случаи прекращения паники на поле боя неожиданным приказом. Например, командир дивизии увидел, что один из его полков в ужасе побежал от несуществующего противника. Встав на пути убегающих, он громко крикнул: «Стойте! Снимайте сапоги!» Окрик и вправду возымел действие. Солдаты принялись снимать сапоги, их внимание было переключено с воображаемой опасности на конкретное действие, после чего удалось привести полк в боеспособное состояние.

Не менее остроумное решение принял наполеоновский маршал М. Ней. Когда его войска в панике бежали с поля боя, он послал адъютантов передать приказ, что солдаты должны пробежать без остановки ровно десять километров. По получении такого приказа войска пробежали ещё примерно три километра, затем остановились, пришли в себя и восстановили состояние боеспособности.

Встав на пути убегающих, он громко крикнул: «Стойте! Снимайте сапоги!» Окрик и вправду возымел действие.

Нет объективации

Последний случай объясняется спецификой волевого поведения - когда человек осознаёт себя активным субъектом, владеющим ситуацией, он поддаётся панике меньше, чем когда ощущает себя пассивным объектом. Паника может возникнуть тогда, когда способы преодоления опасности неизвестны, отсутствует план действий и участник ситуации осознаёт себя пассивным объектом событий. Если же в такой ситуации участник обладает каким-то планом действий (пусть неадекватным), он чувствует себя активным субъектом - и ситуация в его глазах меняется. Внимание переключается со страха и боли на предметную задачу, в итоге же страх уходит совсем, а болевой порог значительно повышается. Именно поэтому нередко участники войны не испытывают боли при ранениях, о которых они узнают только в госпитале, а ветераны, проявлявшие смелость в сражениях, испытывают ужас перед зубоврачебными процедурами, в которых они являются пассивными объектами, ограниченными в возможности принять какое-то решение.

(6)

В статье описан закон "5-ти процентов", который проявляется в любой группе людей и активно применяется для манипулирования сознанием толпы.

Многие ученые в свое время называли большие толпы людей настоящим живым существом, способным на многое. И они ошибались в своем утверждении, ведь закон «5-ти процентов» доказывает, что далеко не вся толпа принимает решение в каком-либо вопросе. Но вот парадокс - не все принимают, но абсолютно все участвуют в исполнении этого вопроса.

Но, прежде чем объяснить вышеописанную аксиому, нужно вспомнить такое понятие, как автосинхронизация. Психологи этим словом называют общественное явление, в котором небольшая часть толпы начинает синхронно исполнять некоторое действие. В итоге, вся толпа неосознанно присоединяется к исполняющим и монотонно повторяет их движения. Если раньше специалисты не могли точно назвать соотношение исполняющего количества людей к повторяющим, то сейчас уже известно, что ровно 5 процентов толпы могут заставить оставшиеся 95 процентов следовать за собой. Иными словами, чтобы заставить мирно пасущийся табун лошадей побежать, нужно спугнуть всего лишь пять процентов лошадей. Если побегут эти 5 процентов, то все остальные животные без промедления помчатся за ними.

Как видно, этот закон позволяет осуществлять управление толпой в любом направлении. Так, на митинги и акции достаточно запустить лишь 5 процентов агрессивно настроенных людей, как доброжелательный протест превратится в настоящее ледовое побоище. И так уже не раз было в мире, ведь политика - дело жесткое, но достаточно проницательное и ловкое для того, чтобы все это прикрыть размытым и до конца не изученным понятием загадочной человеческой психики.

Закон «5-ти процентов» не только объясняет собой резкое изменение общественного настроения или модные ныне флешмобы. Он также помогает создавать крепкие и нерушимые коллективы. Так, исходя из этого закона, становится понятно, что рабочий коллектив, превышающий в своем общем количестве 20 человек, никогда не станет одной успешной группой, ведь в нем в судьбоносную пятерку процентов будет входить чуть больше, чем один человек. А вот группа людей из 20 и меньше человек имеет все шансы постоянно двигаться под руководством всего лишь одного избранного начальника. То же касается и преподавания, ведь даже самому авторитетному педагогу трудно будет сконцентрировать внимание студентов на теме лекции, если их в аудитории будет 30-40 человек.

Закон «5-ти процентов» - это настоящее оружие в современном мире. Именно с помощью этого закона проводятся массовые распродажи залежавшегося товара и именно с ним приходят к власти те, кто знает, как быстро и эффективно повлиять на бессознательную часть психики толпы.

Толпа как отдельная социальная группа со своим определенным поведением и сознанием стала формироваться сотни тысяч лет назад. Свойство толпы известно еще со времен правления прирожденного лидера Александра Македонского. Многие считали его почти Богом после невероятных побед над противником, превосходящим войско македонского царя. Однако более правдоподобная версия заключается в правильном подходе к своим подчиненным, в его лидерском таланте, знании психологии толпы и секретов ее управления. Добиться подобных результатов в жизни может почти каждый, и не обязательно обладать непревзойденной харизмой или быть вождем от Бога или природы. Необходимо просто знать некоторые особенности психологии людей и ответить для себя на несколько простых, но значимых вопросов.

Прежде чем узнать, как управлять толпой, нужно познакомиться с ее классификацией. Относительно своих целей, толпа может быть стихийной и ведомой. Первая образуется сама по себе, без какого-либо влияния, хаотична, но некоторой организации все же подвластна. При управлении подобного рода группой людей важно помнить, что это нечто бессознательное и безликое, которое не будет заинтересована в логике речи, однако такая масса будет впечатлена чувственными образами. Здесь неплохо было бы постигнуть азы ораторского искусства. Манипулирование стихийной толпой - это не что иное, как управление их воображением. Эффективными здесь будут и все секреты обольщения.

Второй тип толпы, ведомый, состоит людей, объединенных некими общими интересами. Это и студенческая аудитория, и зрители в концертном зале, и рабочий коллектив. Тут самое важное - это четкое понимание того, чего данная толпа хочет. И если ей дать желаемое, она будет управляема и пойдет за кем угодно. Чаще всего изучить толпу можно через наблюдение. Пример из жизни: школьный урок или лекция в университете. Даже самый умный преподаватель не сможет «завести» толпу скучной терминологией и однотонным повествованием, но все меняется, если перед коллективом «живой» человек, веселый и непринужденный (как и они), с лирическими или шуточными отступлениями, примерами из своего жизненного опыта и т.д. Не сложно догадаться, у кого не будет отбоя при написании курсовых и иных работ.

По аналогичной схеме можно выяснить и то, как управлять людьми на работе. Кроме того, что необходимо быть целеустремленным, сильным и уверенным человеком, на которого хочется равняться, нужно просто ознакомиться с ценностями коллектива, интересами подчиненных. Здесь бывает и обратная сторона: не всегда интересы совпадают. Зачастую в управлении толпой помогает закон «пяти процентов». Дело в том, что решение в каком-либо вопросе принимает далеко не весь коллектив (или толпа). Однако в его исполнении участвуют практически все. Парадокс? Возможно! Учеными было доказано, что хватит и пяти процентов, которые смогут заставить оставшиеся 95 следовать за ними в общей массе. Поэтому из ста митингующих достаточно пяти агрессивно настроенных людей, чтобы превратить мирную демонстрацию в побоище. Исходя из этого, легче управлять коллективом, не превышающим 20 человек. Благодаря этому закону можно не только заняться массовыми распродажами залежавшегося на прилавках товара, но и прийти к власти, грамотно влияя на бессознательную часть психологии и психики толпы.

Мы рождаемся и живем в социуме. Мы стремимся к себе подобным и нуждаемся в общении с другими людьми так же, как нуждаемся в еде, свежем воздухе, крыше над головой. С момента появления на свет мы находимся в окружении людей и являемся частью различных групп. Но есть такой вид сообществ, в которых человек теряет самого себя и превращается из разумного, мыслящего индивида в часть стихии. Эта общность – толпа. Самая неорганизованная, стихийная и опасная социальная группа.

Вероятнее всего, толпа – это древнейший вид совокупности людей, и ближайшими к ней аналогиями будут стадо и стая.

Массовые выступления людей, носящие стихийный и часто разрушительный характер, не редкость в истории цивилизации. «Распни его!» - кричала толпа на Голгофе. «Жги ведьм!» - бесновались фанатики вокруг костров инквизиции. «Да, здравствует император!» - восторженно орали люди, приветствуя нового жестокого правителя и тирана. Это вполне обычные явления, они есть и сейчас, только внешний антураж поменялся, а суть осталась все та же.

Еще в древнейшие времена были разработаны методы управления этой необузданной стихией, и они успешно использовались политическими и религиозными деятелями. Но изучение толпы как специфического социально-психологического феномена началось в XIX веке, когда человечество в своем развитии дошло до осознания опасности этого явления. Книга «Психология масс» французского социолога и психолога Густава Лебона не только заложила основу исследования стихийных человеческих сообществ, но и стала началом такой отрасли психологической науки, как социальная психология.

Психологические особенности толпы

Толпа относится к стихийным большим группам. В отличие от двух других видов таких групп – массы и публики – толпа основана на . У людей, оказавшихся частью этой общности, нет осознаваемых общих целей, но есть то, что притягивает их внимание: информация, зрелище, враг, опасность, объект поклонения.

Высокий уровень эмоциональности и экзальтированности, характерный для толпы, приводит к двум важнейшим эффектам.

Феномен психического заражения

Этот древний психический механизм характерен для всех социальных животных и даже птиц. Вы видели когда-нибудь, как мгновенно и без видимой причины взлетает стайка воробьев? Это сработал эффект психического заражения.

В животном мире и в древнейших сообществах предков человека психическое заражение выполняло очень важную функцию: объединение и совместные действия особей помогали спастись от внезапной опасности. В примитивных социумах, как правило, коллективный разум сильнее и эффективнее индивидуального. Проявление этого феномена можно выразить фразой: «Все побежали, и я побежал».

Казалось бы, человек давно уже обрел самостоятельность и способность мыслить и принимать решения вне зависимости от социума. Но в толпе под влиянием эмоций он эту способность утрачивает. Человек «заражается» чужими чувствами и передает их окружающим, тем самым усиливая общую экзальтированность. И чем сильнее бушует ураган эмоций (страха, ненависти, восторга), тем сложнее не попасть под их влияние. Думаю, все видели, как неистовствуют футбольные болельщики на трибунах, как беснуются фанаты музыкальных групп, как с ненавистью выкрикивают лозунги люди на митинге или акции протеста.

Их поведение кажется странным, нелепым, пугающим, если наблюдать за толпой с приличного расстояния или на экране телевизора. Но оказавшись в самой толпе, человек быстро подпадает под влияние ее эмоций и особого настроя. Люди заражаются не только чувствами, но и энергией массы, они ощущают переполняющую их силу и вседозволенность и готовы смести всех врагов или отдать жизнь за своих кумиров.

Любой человек в толпе становится смелее, агрессивнее и безрассуднее, он может совершать поступки, на которые никогда бы не решился вне толпы, нарушать усвоенные с детства нормы и запреты. Я видела, как молодые девчонки-фанатки срывали лифчики и бросали их своим кумирам, выступающим на сцене. Как рвали на клочки футболку одного из певцов. Разве они способны на такое вне толпы?

Еще страшнее заражение ненавистью, когда люди готовы растерзать любого, кто покажется им врагом (или на кого укажет ), и такие случаи неоднократно описывались. А в состоянии панического страха толпа сметает все на своем пути и может затоптать даже детей и стариков.

Утрата рационального контроля

Этот второй эффект связан с первым. Мощный всплеск эмоций, который поддерживается и подпитывается толпой, вызывает блокаду рационального уровня сознания. Человек перестает контролировать свое поведение и управлять им. Наступает то, что психологи называют измененным состоянием сознания или помутнением сознания. Люди в прямом смысле слова утрачивают разум, становятся частью стихийного организма, который управляется коллективными эмоциями.

Отчасти это психическое явление напоминает состояние аффекта, которое человек переживает при сильном и внезапном эмоциональном потрясении. Но в этом случае он, как правило, спасает свою жизнь или жизнь своих близких. А вот эмоциональный всплеск, порождаемый толпой, не только бессмысленный, но и очень опасный. Ведь «крышу сносит» не у одного человека, а у нескольких сотен.

Как образуется толпа

Толпа считается стихийной группой, но всегда есть причина для ее образования, а нередко и люди, которые намеренно собирают, «заводят», провоцируют толпу. Зачинщики обычно рассчитывают использовать энергию этой стихии в своих целях. Иногда это получается, но далеко не всегда. Толпу несложно создать и разогреть, а вот управлять этой стихией очень непросто.

Из кого состоит толпа

Эта стихийная группа состоит из нескольких «слоев» людей, которые отличаются своими психологическими особенностями.

  • Зачинщики - ядро толпы, их действия часто сознательны и целенаправленны.
  • Следующий «слой» - наиболее внушаемые люди, которые быстро «заводятся» и не замечают, как утрачивают контроль над своим поведением, подчиняясь транслируемому зачинщиками настроению. «Внушаемые» обычно эмоциональные, а нередко и экзальтированные люди, они-то и создают ту эмоциональную атмосферу, которая охватывает всех, кто оказывается в толпе.
  • Случайные и просто любопытствующие люди. Первоначально они относятся нейтрально и даже негативно к настроениям толпы, но не замечают, как подпадают под влияние феномена психического заражения.
  • «Хулиганы» - это наиболее опасная часть толпы. К ним относятся асоциальные, агрессивные личности, которые примыкают к толпе ради «развлечения», желания безнаказанно подраться, погромить, удовлетворить свои садистские наклонности. Именно их действия и эмоции чаще всего и превращают просто эмоциональную массу людей в озверевшую толпу.

Не всегда в толпе есть четко выраженные зачинщики. Иногда роль объединяющего фактора выполняет какое-то событие, вызывающее всплеск эмоций: выступление популярных певцов, проигрыш (выигрыш) своей команды на спортивных соревнованиях, стихийное бедствие или техногенная катастрофа. В этом случае в роли ядра толпы выступают чрезмерно эмоциональные люди с неуравновешенной психикой, которые не умеют сдерживать свои эмоции и заводят остальных.

Стадии возникновения толпы

Если толпа стихийна, а люди в ней не связаны друг с другом, то возникновение ее всегда имеет причину. Это может быть какое-то событие или сознательная цель группы людей, но в основе формирования толпы всегда то, что привлекает внимание человеческой массы. Сам процесс возникновения и развития толпы тоже подчиняется четким психологическим законам и проходит определенные стадии.

  1. Образование ядра. Эта стадия может проходить в двух формах: сознательной (ядро составляют те, кто целенаправленно собрал толпу) и стихийной (в качестве ядра выступают эмоционально неуравновешенные люди).
  2. Информационный этап, который в психологии называют кружением. Примкнувшие к толпе люди из любопытства или под влиянием «чувства стадности» начинают быстро поглощать информацию, подпитываясь чувствами, и одновременно передавать ее окружающим. Информация в толпе всегда насыщена эмоциями, поэтому происходит рост возбуждения и готовность к действиям.
  3. Скачок внимания. Этот этап характеризуется осознанием объекта общего внимания и часто его изменением. То есть внимание людей оказывается перенаправлено. В случае сознательных действий группы людей в центр внимания попадает то, что им выгодно, например, общий враг.
  4. Активизация толпы. Рост эмоциональности и возбуждения требуют своего выхода, и наступает момент, когда толпа просто не может сдерживаться и начинает активные действия, нередко носящие крайне агрессивный и даже дикий характер. Если зачинщики вовремя не организуют активность толпы, то эта стихия станет неуправляемой и для них в том числе.

Не всегда эти 4 этапа четко выражены. Толпа может образоваться и вспыхнуть как копна сухого сена, особенно если люди были возбуждены какими-то событиями и до момента консолидации или им угрожает опасность.

Виды толп

Попытки сделать всеобъемлющую классификацию толп предпринимались неоднократно начиная с труда Лебона. Но до сих пор такой классификации не существует. Дело в том, что одна и та же толпа содержит в себе множество разных признаков и характеристик. Может быть одновременно:

  • агрессивной и спасающейся;
  • конвенциальной (объединенной общим интересом) и экспрессивной.

Поэтому существует несколько вариантов классификации по разным основаниям.

По степени активности

Выделяют 2 вида толп по этому признаку: пассивные и активные.

  • Пассивные толпы отличаются низким уровнем эмоциональности и возбуждения. Из всех психологических признаков этому виду присуща только массовость, и в полном смысле слова подобные собрания людей толпами не являются. К ним относят, например, людей, осматривающих достопримечательности, встречающих, провожающих и ждущих поезд на вокзале, транспортные толпы в метро и т. д. Но в случае какого-то эмоционального события эти толпы быстро перестают быть пассивными.
  • Активная толпа находится в состоянии эмоционального возбуждения, поэтому в ней формируется готовность к совместным действиям.

По характеру эмоциональности

Толпа всегда переполнена эмоциями, но они носят разный характер, что влияет на особенности действий этой стихийной группы:

  • Восторженная или экстатическая толпа объединяет людей на основе положительных эмоций, которые вызваны общим зрелищем (концерт, фестиваль) или общим действом (религиозные обряды и культы, карнавалы и т. д.).
  • Паническая толпа возникает под влиянием сильного чувства страха, который перерастает в панику. Это эмоциональное состояние приводит к быстрой утрате рационального контроля. Управлять панической толпой практически невозможно.
  • Агрессивная толпа отличается высокой степенью психического напряжения и негативными эмоциями: ненавистью, отчаянием, фрустрацией. Возникновение агрессии всегда связано с каким-то стимулом, например, слухом, информационным вбросом, то есть явлением, вызывающим всеобщее негодование.

По степени стихийности

Хоть толпа и относится к стихийным большим группам, степень этой стихийности может быть разной.

  • Организованная толпа. Этот вид описал еще Г. Лебон на примере массовых выступлений рабочих на митингах и забастовках. Его отличает целенаправленная организация и элементы управления, а нередко даже четкий план действий. Составляют его зачинщики и подключают к реализации своих сторонников из числа толпы.
  • Ведомая толпа. Чаще образуется стихийно, но благодаря человеку или группе людей с лидерскими способностями принимает признаки организованной.

Есть и другие основания, по которым можно проводить классификацию толп, но эти самые основные и общепринятые.

Как управлять толпой

Политики, религиозные деятели и просто амбициозные люди нередко стремятся использовать толпу в своих целях. Надо признать, что несмотря на явную аморальность такого желания, наличие у толпы лидера несколько снижает ее опасность.

Управлять этой стихией одновременно и просто, и сложно:

  • С одной стороны, толпа чем-то похожа на стадо и всегда готова идти за вожаком.
  • С другой стороны, этот вожак должен выделяться из толпы, привлечь к себе внимание людей, обладать яркой харизмой. А это на фоне бушующих эмоций сделать совсем непросто.

Политтехнологи и социальные психологи знают несколько способов привлечения внимания в толпе:

  • Демонстрация силы и власти. Потеряв себя в толпе, люди инстинктивно ищут сильного вождя, вожака - того, кто может противопоставить себя массе, поведет за собой. Учитывая примитивный характер сообщества, для этого иногда бывает достаточно стать выше толпы, ярче, громче, то есть заметнее.
  • Экспрессивность выступления. Насыщенное эмоциями и громкое обращение к толпе тоже способно привлечь внимание, поэтому вожаки используют разные приемы усиления звука (в настоящее время технические).
  • «Заводной» характер выступления. Толпа, насыщенная эмоциями, не готова слушать пространные выступления и оценивать объективные аргументы. На стихийную массу действуют короткие, повторяющиеся лозунги, не столько несущие информацию, сколько формирующие эмоциональный фон. С помощью этих лозунгов толпу сначала настраивают определенным образом, а потом программируют на конкретные действия.

Сложнее взять управление толпой человеку «со стороны». Как уже было сказано, люди в толпе теряют свою , утрачивают контроль над собой, и чтобы этого не случилось, индивид должен обладать огромной силой воли и способностью и эмоциональному давлению.

Подчинить себе толпу можно опять же через привлечение внимания. Способы могут быть разные, вплоть до выстрелов в воздух, на которые люди непроизвольно оборачиваются. Увы, но бывает, зачинщики стреляют и не в воздух, если им не удается раскачать слишком пассивную толпу. А пролитая кровь резко повышает уровень людей.

Феномен толпы изучается давно, но в настоящее время социальные психологи признаются в своей недостаточной компетенции. По сути, общество, как и в эпоху Средневековья, и в XXI веке не знает надежных средств управления толпой. И дело здесь не только в малой изученности предмета, но и в процессе эволюции массовых выступлений.

Содержание статьи:

Психология толпы - это отдельная ветвь психологии, изучающая поведенческие реакции групп людей и отдельного индивидуума в их составе. История знает немало примеров, насколько опасной и непредсказуемой может быть толпа, и в отношении государственного строя, и в отношении отдельно взятых людей. А искусство управления большими массами считается высшим пилотажем у политиков.

Понятие толпы в психологии

Психология дает следующее определение понятию: «толпа» - это неорганизованное, бесструктурное скопление людей, которых объединяют один объект внимания и одни чувства по отношению к нему. Отличительной особенностью такого скопления является отсутствие (или потеря) четкой, осознанной общей цели.

Классическая толпа в социальной психологии - скопление людей во время военных учений, стихийных бедствий, акций протеста, зрелищ массового характера или транспортных перипетий.

Каждый из нас хоть раз в жизни наблюдал за поведением толпы или был ее участником. И в первом, и во втором случае не заметить «эффект толпы» невозможно. Он заключается в том, что люди, попавшие в нее, «заражаются» общим настроением и поведенческими реакциями. Часто даже в ущерб своим желаниям и принципам. Человек буквально вливается в толпу, становясь с ней единым целым.

В зависимости от царящих внутри нее настроений, она может быть очень непредсказуемой и опасной в плане разрушений и травматизации. Поэтому контролировать такие скопления людей очень сложно.

Природа образования толпы позволяет определить ее состав, в который входят:

  • Зачинщики (ядро толпы) - люди, в задачу которых входит сформировать толпу, правильно настроить и использовать в определенных целях.
  • Участники толпы - люди, которые влились в нее и активно участвуют в ее действиях. При этом попасть под влияние большого скопления людей могут как внушаемые люди и люди с обостренным чувством справедливости (сочувствия), так и простые обыватели или праздно шатающиеся. Последние особо активного участия в движениях толпы не проявляют, но при этом способствуют массовости. Наиболее опасными являются люди, которых привлекает толпа только из возможности выплеснуть свою агрессию и негативную энергию.

Интересно! Сам термин «толпа» стал частью социальной психологии именно в такой неспокойный период массовых революционных волнений народа конца ХІХ - начала ХХ века. Поэтому поначалу имел весьма ограниченное определение плохо организованных выступлений пролетариата против эксплуататоров.

Механизм и этапы формирования толпы


Изучая природу скоплений людей, психология поведения толпы выделила 2 главных механизма ее формирования: нарастающее однонаправленное «заражение» эмоционального характера (циркулярная реакция) и слухи. А сам процесс формирования разделила на несколько этапов.

Основные этапы формирования толпы:

  1. Образование ядра толпы . Несмотря на то, что стихийность - отличительная черта толпы, она все же неспособна сформироваться без некоего ядра, центра. В качестве такого ядра могут выступать люди (зачинщики), которые вполне осознают свои действия и преследуют определенные цели, или происшествие (событие). Далее вступает в игру обычное человеческое любопытство, которое притягивает к ядру все больше и больше людей. Людей самых разных возрастов, принципов, темпераментов. Заинтересовавшись происходящим, человек сливается с толпой, чтобы удовлетворить свой интерес. При этом каждое новое «вливание» эмоций подогревает уже создавшийся эмоциональный заряд. То есть срабатывает уже упомянутый выше механизм - циркулярная реакция. Такое «обрастание» центра толпы происходит стихийно, лавинообразно.
  2. Процесс кружения . Внутри образовавшейся толпы нарастает эмоциональное напряжение. На его фоне начинается обострение восприимчивости к информации. Благодаря продолжающейся циркулярной реакции растет и возбуждение - цикл замыкается. У людей проявляется коллективная готовность сразу среагировать на любую поступающую информацию.
  3. Появление нового объекта внимания . Именно разговоры, слухи и сплетни, разогретые накалом чувств, сменяют первоначальную причину - ядро образования толпы. На его место приходит образ, созданный самими участниками «сборища». Он приемлем для всех, объединяет, фокусирует и завладевает чувствами. Он дает ориентацию и направление к действию.
  4. Активизация индивидов через возбуждение . Неизменно растущее внутри толпы напряжение требует разрядки. Этого можно добиться за счет дополнительного стимулирования ее участников путем внушения, подогревания воображения в отношении избранного объекта внимания. Такие действия приводят к тому, что люди приступают к конкретным действиям. Не всегда безопасным и логичным. Подкинуть искру в огонь могут лидер или те же зачинщики, которые могут использовать толпу для определенных целей.

Важно! Уже сформировавшаяся толпа может стать очень опасным оружием в руках агрессивно настроенных людей. Последствия «работы» такой толпы могут носить разрушительный неуправляемый характер. Остановить такую «стихию» чрезвычайно сложно.

Основные виды толпы в психологии


Классификация разновидностей стихийного скопления людей включает несколько направлений в зависимости от того, что взято за основу разделения.

Основные виды толпы в психологии по признаку управляемости:

  • Стихийная. Ее формирование и проявления не связаны с каким-либо видом организации и управления.
  • Ведомая. Сформирована и направляемая (с самого начала или впоследствии развития событий) лидером, то есть конкретным человеком.
Виды толпы по поведенческим реакциям ее участников:
  1. Окказиональная. В основе ее образования лежит любопытство к определенному происшествию, событию, возникшему спонтанно, неожиданно. Это может быть авария, несчастный случай, пожар, драка, стихийное бедствие и т.п.
  2. Конвенциональная. Формируется благодаря интересу к определенному событию массового характера (спортивному мероприятию, зрелищу и т.д.). Причем это событие не носит спонтанного характера: оно заранее объявленное, то есть известное и ожидаемое. Такая толпа относительно управляема, поскольку способна действовать в рамках норм поведения. Однако такое подчинение носит временный характер, а сами рамки поведения могут быть достаточно расплывчатыми.
  3. Экспрессивная. По механизму формирования очень схожа с конвенциональной, то есть людей в ней сплачивает общность отношения к определенному событию или происшествию (возмущение, протест, осуждение, радость, энтузиазм). Имеет подвид, получивший название «экстатическая толпа». Это крайняя степень, когда эмоциональное отношение к событию перерастает в общий экстаз. Чаще всего это происходит во время карнавалов, религиозных ритуалов, концертов, когда ритмически нарастающее заражение доводит толпу до всеобщего транса, эйфории.
  4. Действующая. Формируется на базе эмоциональной общности, готова к конкретным действиям или уже производящая их.
Действующая толпа в свою очередь подразделяется на следующие подвиды:
  • Агрессивная. Участников такого сборища людей объединяет агрессия, направленная на конкретный объект. Это может быть проявлением ненависти к определенному человеку (суд Линча) или определенному движению, структуре (политическим, религиозным). Результатом такой «сходки» чаще всего являются акты вандализма, избиения.
  • Паническая. В этом случае людей сплачивают массовые панические настроения, заставляющие их спасаться от опасности. Причем паника может быть как обоснованной, с реальной опасностью, так и мнимой, когда опасность носит воображаемый характер.
  • Стяжательная. «Клеем» такой толпы является хаотичная борьба за определенные материальные ценности. В качестве таких объектов конфликта могут выступать продукты питания и товары (ажиотаж во время скидок или дефицита, разгром складов), деньги (при банкротстве банков), места в общественном транспорте. Такой вид поведения людей в толпе может проявляться во время террактов, крупных катастроф, стихийных бедствий.
  • Повстанческая. В толпе этого подвида люди объединены общим чувством недовольства работой властей, правительства. Если вовремя и грамотно вмешаться в стихию такой толпы, ее можно превратить в мощное оружие политической борьбы.
Неясность целей или их отсутствие, непостоянность структуры толпы определяет ее изменчивость. Благодаря этому один вид или подвид может легко и спонтанно трансформироваться в другой. Поэтому знание нюансов формирования и поведения толпы дает возможность манипулировать ею, в том числе с целью предупреждения опасных последствий.

Психологические свойства толпы


Известный всем эффект толпы психология объясняет рядом особенностей, присущих стихийному скоплению людей. Эти особенности затрагивают 4 сферы личности: когнитивную (познавательную), темпераментальную, эмоционально-волевую и моральную.

Психологические свойства толпы в когнитивной сфере:

  1. Неспособность к сознанию. Людская толпа не принимает логику и разум - она живет эмоциями. И руководят ею именно последние. Не каждый человек наедине с собой может услышать и послушаться своего разума, а, поддавшись стадному инстинкту толпы, теряет такую способность совсем. Таким образом, в людской толпе бессознательные качества берут верх над сознательными.
  2. Стимуляция воображения. Все участники толпы заражаются не только общими эмоциями, но и образами. Чрезвычайно усилившаяся восприимчивость к впечатлениям оживляет любую информацию, приходящую к толпящимся. Благодаря этому же эффекту коллективного воображения события, происходящие в зоне действия толпы, могут существенно искажаться. В том числе из-за того, как именно эти события «подаются».
  3. Образное мышление. Для больших стихийных сборищ людей характерно образное мышление, упрощенное до предела. Поэтому они не различают объективную информацию от субъективной, не воспринимают сложных идей, не спорят и не рассуждают. Все, что «живет» в толпе - навязано ей. Она не приемлет обсуждений, не рассматривает варианты или нюансы. Здесь возможны только два варианта: идея либо принимается в чистом виде, либо не принимается вообще. Причем предпочтение отдается иллюзиям и заблуждениям, а не правде и реальности.
  4. Консерватизм. Толпа чрезвычайно привязана к традициям, поэтому не принимает любых новшеств и отклонений в сторону.
  5. Высокая внушаемость и заражаемость. Еще одно свойство, присущее толпе - повышенная восприимчивость к внушению. Поэтому ей легко внушить необходимый образ, идею, которыми заражаются все ее участники.
Психологические свойства толпы в эмоционально-волевой сфере:
  • Эмоциональность. Для поведенческих свойств толпы характерен эмоциональный резонанс. Он выражается в том, что постоянный обмен эмоциями среди участников постепенно доводит общее эмоциональное состояние толпы до предела, который уже сложно сознательно контролировать.
  • Высокая чувственность. Отсутствие ответственности за свои действия в дуэте с гиперчувствительностью порождает чрезвычайно сильные импульсы, которые имеют один вектор направленности. То есть они принимаются всеми участниками толпы. Независимо от «окраски» этих импульсов - великодушные они или жестокие, героические или трусливые. Преобладают здесь простые чувства, но в крайности. При этом они настолько сильны, что побеждают не только разум и личные интересы, но и инстинкт самосохранения.
  • Экстремизм. Толпа - явление разрушающее. Она высвобождает из человека скрытые в глубине души и сдерживаемые страсти, в том числе к разрушению. Это же толкает ее отвечать яростью на любое препятствие (даже в речевой форме) на своем пути.
  • Безответственность. Это явление делает большое скопление людей чрезвычайно склонным к жестокости, особенно под воздействием подстрекателей.
  • Слабость мотивации. Несмотря на всю страстность, с которой толпа воспринимает идеи или события, ее интерес нестабилен и продолжается не долго. Поэтому настойчивая воля и рассудительность ей не характерны.
В темпераментальной сфере свойства толпы характеризуются диффузностью и непостоянностью восприятия идей и образов, а также полной готовностью быстро перейти к конкретным действиям.

В моральной сфере психологические свойства стихийного скопления людей проявляются демонстрацией возвышенных чувств (преданности, чувства справедливости, самоотверженности и т.д.) и религиозности. Последняя особенно важна, поскольку тоже предполагает беспрекословное подчинение, нетерпимость и необходимость пропаганды.

Нельзя обойти стороной и влияние толпы на каждого ее участника, в результате чего он приобретает анонимность, «безликость», возможность отдаться своим инстинктам. Он попадает во власть окружения, в том числе за счет высокой внушаемости и осознания неодолимой силы численности. Он готов пожертвовать своими принципами и личными интересами в пользу интереса толпы. Все это усиливает чувство безнаказанности и склонность к агрессии, произволу. При этом человек лишается индивидуальности, становясь частью общей массы, деградируя поведенчески и интеллектуально.

Способы управления толпой


Поведение неорганизованных массовых скоплений людей может зависеть от многих факторов: идеологических влияний и их подачи, психологического состояния «толпящихся», скорости и направленности развития событий. Общность чувств, умноженная на резонирующие эмоции и реактивную готовность действовать, создает благодатную почву для паники.

Результатом такого «коктейля» могут быть очень трагические события. Поэтому психология толпы выделяет несколько опасных в плане панических настроений факторов. К ним относятся: суеверие, иллюзия и предрассудки. Все эти явления присущи многим из нас и в состоянии изолированности от общества, но в толпе усиливаются многократно. Поэтому они способны привести к массовому психозу.

Несмотря на то, что толпа изначально стихийна и неуправляема, в конце концов она все равно стремится к подчинению. При этом лидер, которому она будет внимать, может быть выбран стихийно или взять власть в свои руки самостоятельно. И для нее такие нюансы совершенно не важны - она будет подчиняться любому из них. Подчиняться инстинктивно, слепо и беспрекословно. Толпа не приемлет слабую власть, но преклоняется перед сильной. Она готова терпеть даже жесткое управление. Более того, именно деспотичная власть является наиболее эффективным рычагом управления толпой.

Умения и навыки, которыми должен обладать лидер толпы:

  1. Идейность . Главная задача «вожака стаи» - создать идею и пустить ее «в массы». Неважно, какую именно. Поэтому чаще всего на пьедестал выбиваются психически неуравновешенные люди, чьи убеждения и цели невозможно оспорить или опровергнуть. Даже в случае полной нелепости или абсурда.
  2. Деятельность . Есть еще одна черта, отличающая «героев» от остальной массы толпящихся - действие. Они не размышляют, а действуют. Причем чаще встречаются лидеры, сила воли и энергичность которых имеет преходящий характер. Гораздо реже толпой управляют люди, у которых эти качества присутствуют постоянно.
  3. Обаяние . Еще одно качество, без которого невозможно возглавить толпу - обаяние. В его основании могут быть восхищение или страх, личное обаяние или специальные психологические методики, успешность или опыт в определенной области, близкой к интересу толпы. В любом случае она должна слушать своего лидера и внимать.
  4. Знание приемов управления толпой . Большинство людей, которые оказываются на верхушке власти над толпой, интуитивно понимает, что нужно сделать несколько последовательных шагов. Сначала стоит внедриться в нее и понять, чем она «дышит», слиться с ней и убедить, что дышишь с ней одним воздухом, а потом подсыпать ей «огня» в виде возбуждающих ее образов. В идеале же, чтобы управлять толпой, нужно знать особенности ее формирования и основные свойства.
  5. Использование сильных выражений . Толпа понимает и принимает только силу, поэтому разговаривать с ней следует сильными, прямыми, громкими фразами. Преувеличения, повторения, резкие утверждения здесь просто необходимы. Причем чем больше повторять утверждение в той же словоформе, тем прочнее оно врезается в умы слушателей и воспринимается уже как непреложная истина.
Примечательно, что в большинстве случаев толпа имеет двойственное управление: с одной стороны она управляется лидером, с другой - силовыми структурами. Соответственно и задачи у них противоположные: лидер стремится сформировать толпу и использовать ее в действии, органы правопорядка - привести ее участников «в чувство» и расформировать.

Наиболее эффективными приемами инактивировать толпу являются:

  • Отвлечение внимания толпящихся на другие цели, события, идеи . Такое разобщение интересов приводит к разобщению и в толпе. Она распадается.
  • «Обезглавливание» толпы . Захват или изоляция лидера лишает толпу идеи, которая ее объединяла. И если на его место сразу не придет другой вожак, она превратится в простое сборище народа. Не устойчивое и ничем не связанное.
  • Пробуждение разума у участников толпы . Главная задача - напомнить участникам толпы о чувстве ответственности, сбросить пелену внушения и анонимности. Это можно сделать несколькими способами. К примеру, объявить о том, что ведется видеосъемка происходящего или конкретно обратиться к участникам по фамилии, имени и отчеству (можно выбрать наиболее распространенные в данной местности данные).
Что такое толпа в психологии - смотрите на видео: