ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене,
регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической
деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными
организациями, всемирными и региональными международными организациями.
В.п. опирается на экономический, демографический, военный, научно-
технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних
определяет возможности В.п. деятельности государства на тех или иных
направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации В.п. целей.
Формой традиционного осуществления В.п. является установление
дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и
даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между
государствами; открытие представительств государства при всемирных и
региональных международных организациях или членство государства в них;
Внутренняя политика - совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно-содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя.
Внутренняя политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах:
▪ осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
▪ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;
▪ все равны перед законом и судом;
▪ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
▪ достоинство личности охраняется государством;
▪ граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
▪ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме и др.
18. Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений и статуса церквей.
В условиях демократических режимов конституции провозглашают идеологический плюрализм, свободу убеждений и выражения своих мнений (Германия, Италия, Канада, Япония и др.). В соответствии с Международными пактами о правах человека закон запрещает лишь призывы к насилию, террору, расовой и национальной розни. Некоторые запреты связаны с моральными ценностями общества (например, ограничение или полное запрещение порнографических изданий в ряде стран), с необходимостью оберегать здоровье населения (например, запрет или ограничение пропаганды алкоголя или табачных изделий).
В группе стран существует официально признанная идеология (например, рукунегару в Малайзии, панча-сила в Индонезии), но она не внедряется принудительно и уклонение от нее не влечет наказаний. Однако для ее пропаганды создаются значительные преимущества. То же можно сказать об исламе, идеях «арабского социализма», халифата в ряде мусульманских стран. Для иноверцев эти взгляды не являются обязательными, но для мусульман они представляют собой часть шариата, и в тех странах, где наиболее ревностно соблюдаются каноны ислама, вы-ражение иных взглядов может влечь даже наказание, в том числе со стороны особой полиции нравов (мутавы).
Наконец, в странах с тоталитарными политическими системами существует, как уже говорилось, фактически или даже формально обязательная идеология. Выступления с критикой марксизма-ленинизма, маосизма (в Китае), идей «чучхе», произведений Ким Ир Сена в Северной Корее и т.д. влекли за собой наказания.
Понимают определенную направленность его деятельности. Функции государства конкретизируют его социальное назначение.
Есть несколько подходов к пониманию функций государства, но большинство ученых придерживается наиболее разработанной теории, согласно которой функции государства подразделяют на внешние (обеспечить независимость государства вовне) и внутренние (обеспечить верховенство власти внутри страны и заведование общими делами).
Внутренние функции государства:
- хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни;
- стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;
- координационная - обеспечение общественного согласия и единства;
- социальная - социальное обеспечение, справедливое распределение благ;
- культурно-воспитательная — поддержка культуры и духовных ценностей;
- правовая - нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;
- экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.
Внешние функции государства:
- отстаивание национальных интересов на международном уровне — обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение работы ряда над государственных организаций — ООН, Совета Европы и т.д.;
- организация обороны и охрана государственной безопасности — защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств и т.п.
Внутренние функции государства
Внутренние функции государства делятся на:
- основные;
- неосновные.
Основными называют функции, которые может осуществлять только государство.
Обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан , в том числе:
- борьба с преступностью;
- учет и регистрация населения;
- предотвращение различных катастроф;
- меры для ликвидации последствий стихийных бедствий.
- Установление и охрана общих правил социальной жизни: экономических, политических и других социальных отношений (гражданское законодательство, трудовое законодательство и т. д.).
- Валютно-финансовое регулирование (особо выделяется эмиссия — выпуск денег).
- Бюджетное регулирование, сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете.
Неосновные функции можно подразделить на традиционные (исторически сложившиеся) и «новые», возникшие в XX веке.
Традиционные функции выполняют не все государства. Они неодинаковы, каждое государство имеет свои исторически сложившиеся функции.
- В России к традиционным функциям можно отнести:
- управление транспортом и связью;
- управление образованием и здравоохранением;
- зашита неполноценных лиц и помощь им;
- управление средствами массовой информации.
Иногда некоторые традиционные функции становятся избыточными, и государство отказывается их выполнять. В частности, так произошло с управлением средствами массовой информации, в России они были приватизированы, и сейчас государство номинально управляет на телевидении только двумя каналами: Первым — как акционер — и 2-м (канал «Россия»).
В число «новых» функций входят следующие.
- Государственное предпринимательство. Государство непосредственно занимается производством в оборонной сфере и в других сферах, где оно от имени общества должно осуществлять контроль за производством. Данная функция была основной в социалистических странах, там государство было и собственником, и предпринимателем.
- Влияние на экономические процессы для поддержания стабильного развития народного хозяйства. Государство осуществляет данную функцию как экономическими, так и административными мерами.
- Социальные услуги. Под влиянием борьбы трудящихся государство занимается социальным обеспечением, то есть выплачивает различные пенсии, пособия многодетным семьям, по безработице, жилищное пособие малоимущим и т. д.
Внешние функции государства
Внешние функции государства
- Использование вооруженных сил дня решения внешнеполитических задач государства.
- Реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности. Геополитические интересы связаны с соседними государствами, глобальные касаются положения во всем мире (нераспространение ядерного оружия, экологические проблемы).
- Стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом.
- Защита экономическою пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт).
- Внешние функции — основные, так как их осуществляет только государство.
Внутренние функции
В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции : экономическая, политическая, социальная, фискальная, экологическая, правоохранительная.
Экономическая функция
В теории государства и права советского периода эта функция обозначалась как хозяйственно-организаторская. Ее роль была велика в силу полного огосударствления экономики, что, как мы отмечали ранее, привело к негативным для нее последствиям — экономическому кризису (стал проявляться со второй половины 70-х годов XX в.), который привел, в свою очередь, к кризису во всех сферах жизнедеятельности общества.
В 1980-е годы эта функция несколько сместилась в сторону некоторого расширения самостоятельности предприятий, но это не дало ожидаемого результата. С начала 1990-х годов в России экономическая функция государства резко изменилась: государство, по существу, устранилось от экономики, пустив ее в стихию рыночных отношений. Однако и такой подход как другая крайность не принес положительного эффекта.
Как показана практика, указанные крайние подходы не способствуют эффективному развитию экономики. В настоящее время намечаются тенденции изменения экономической функции государства в сторону большего его вмешательства в экономику в разумных пределах, позволяющих, с одной стороны, должным образом стимулировать труд, а с другой — не допускать перекосов, приводящих к закрытию предприятий, безработице, вывозу капитала за рубеж в ущерб национальным интересам, ликвидации высокоразвитых отраслей экономики и др.
В условиях демонополизации экономическая функция охватывает следующие направления государственной деятельности:
- реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства (субсидии, льготное налогообложение, отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке и т. д.);
- преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств (создание специальных зон, таможенная политика);
- целенаправленная инвестиционная политика (привлечение отечественного и иностранного капитала);
- создание эффективного экономического механизма аграрного сектора, и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю;
- постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен;
- подготовка и переподготовка кадров; приостановление процесса «утечки мозгов».
Политическая функция
Это направление деятельности государства в политической сфере. Она имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах. Об этом подробнее пойдет речь в других главах учебника.
Социальная функция
Социальная функция — это направление деятельности государства в социальной сфере. В ст. 7 Конституции РФ отмечается, что Российская Федерация — социальное государство.
Исходя из смысла этой статьи следует, что содержание данной функции состоит:
- в обеспечении всех граждан Российской Федерации. Особое внимание при этом государс тво должно уделять жизненному уровню социально наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и др.) путем выплаты пенсий, пособий, стипендий, создания и деятельности домов для престарелых, оказания иных видов социальной помощи. Для реализации социальной функции необходимо смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы. Государству следует уделить внимание более равномерному распределению бремени экономических трудностей между различными группами населения;
- охране здоровья населения путем создания медицинских учреждений, контроля за чистотой окружающей среды, качеством продуктов питания, обеспечения населения лекарствами;
- охране детства, материнства, отцовства путем создания сети дошкольных учреждений, детских домов, интернатов, оказания помощи нуждающимся семьям и др.;
- гарантировании минимальной оплаты труда путем установления соответствующего размера такой оплаты;
- на всех предприятиях вне зависимости от форм собственности путем установления соответствующего законодательства и контроля за его соблюдением;
- оказании помощи населению в экстремальных ситуациях (наводнение, землетрясение, пожар, вооруженный конфликт, притеснения по национальному признаку и др.) путем создания условий для деятельности страховых институтов, предоставления жилья, выплат единовременных пособий и др.
Составной частью социальной функции является деятельность государства по развитию культуры, науки и образования (в юридической литературе эта деятельность обозначается как отдельная функция).
Развитие науки реализуется:
- созданием благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных научных школ;
- путем создания и поддержки научных институтов, лабораторий, испытательных полигонов, финансирования научных исследований, подготовки научных кадров, проведения конференций и т. д.
- поддержкой приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий.
Развитие культуры реализуется путем поддержки искусства, литературы, театра, кино, музыки, живописи; развития физической культуры и спорта; совершенствования работы радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранения историко- культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.
Развитие образования реализуется путем создания государственных образовательных учреждений и условий для негосударственных образовательных учреждений, улучшения качества образования во всех образовательных заведениях.
Экологическая функция
Основное содержание экологической функции заключается в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов. Для реализации этой функции государство должно координировать и контролировать деятельность всех предприятий, учреждений, конкретных лиц в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности. Экологическая функция должна способствовать оздоровлению и улучшению качества окружающей среды, сохранению природных ресурсов.
Фискальная функция (функция налогообложения и взимания налогов)
Следует отметить, что перед рассматриваемой функцией стоит не только задача оптимального сбора налогов в казну, но и задача регулирующего воздействия на экономику.
Правоохранительная функция
Она включает в себя деятельность государства по трем важнейшим направлениям:
- охрана прав и свобод граждан;
- охрана всех форм собственности;
- охрана правопорядка.
Каждый из этих неразрывно связанных между собой компонентов содержания этой триединой функции в настоящее время претерпевает существенные изменения.
Так, в правовом государстве (а именно таковым по Конституции является Россия) права и свободы граждан являются высшей ценностью общества. Как известно, ранее этот принцип не признавался.
Деятельность государства по обеспечению правопорядка также претерпевает изменения. В настоящее время от властей, прежде всего силовых структур, требуется принятие жестких, быстрых и решительных мер по своевременному предотвращению и пресечению бандитских вылазок террористов.
Внешние функции
Основными внешними функциями являются: оборона страны, обеспечение мира и поддержание мирового порядка, международное сотрудничество.
Функция обороны страны
Вооруженные Силы в соответствии с этой функцией предназначены для отражения агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.
В каждом государстве на содержание вооруженных сил выделяется значительная доля государственного бюджета. И пока тенденций к сокращению расходов не просматривается. Это во многом объясняется сложной политической обстановкой в мире, что наглядно видно по событиям, произошедшим в Югославии в 1999 г., когда эта страна подверглась бомбардировкам силами НАТО, по событиям в Ираке, куда вторглись американские войска с войсками союзников, не имея на то соответствующих международных полномочий.
Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка
Без реализации данной функции будущего у человечества нет. Новая мировая война приведет к гибели цивилизации. В свою очередь, локальные военные конфликты могут привести к глобальному военному противостоянию.
Международное сотрудничество
Эта функция реализуется путем развития многосторонних связей с другими государствами, заключения договоров в различных сферах жизни мирового сообщества.
В юридической литературе функция международного сотрудничества разделяется на ряд более узких функций, например функцию сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ, функцию сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем и др.
Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ возникла у Российского государства с образованием Содружества Независимых Государств.
Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества, прежде всего:
- по линии формирования экономического союза;
- системы коллективной безопасности;
- совместной охраны границ;
- комплексного решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международно признанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств, гражданства и зашиты переселенцев;
- заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации;
- создания единого информационного пространства.
Следует отметить, что при реализации данной функции могут возникнуть и новые проблемы для России. Очаги конфликтов вблизи се границ, затяжной кризис экономики, да и самой государственности в ряде стран СНГ создают серьезную угрозу безопасности нашей страны.
Важной стороной функции международного сотрудничества является взаимодействие России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями и т. д.
В качестве отдельных внешних функций также можно выделить:
- функцию борьбы с международным терроризмом;
- экологическую функцию.
Эти функции по своему содержанию являются и внешними, и внутренними.
Иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 14 ноября 2013 года
.
Внутренняя политика - область государственной политики , которая касается мероприятий государства (законов , государственных программ и административных решений) внутри страны.
Задачи
Цели и задачи внутренней политики меняются в зависимости от личных и общественных интересов граждан и возможностей страны. Большинство богатых и демократических стран, например, тратят значительные суммы денег на внутренние программы. Многие бедные страны испытывают трудности в выделении ресурсов на такие важные области, как образование и здравоохранение .
Многие внутренние политические дебаты касаются уровня участия государства в решении экономических и социальных вопросов. Традиционно, консерваторы считают, что правительство не должно играть важную роль в регулировании бизнеса и управления экономикой. Большинство консерваторов также считают, что действия правительства не могут решить проблемы бедности и экономического неравенства . Большинство либералов , однако, поддерживают государственные программы, направленные на предоставление экономической безопасности , уменьшение человеческих страданий и сокращение неравенства. Многие либералы считают, что правительство должно регулировать предприятия для обеспечения безопасных и справедливых условий труда, а также ограничить
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Внутренняя и внешняя политика
Определение внутренней и внешней политики
внутренний внешний политика курс
Внутренняя политика - непосредственно политика внутри страны. Внешняя - непосредственно отношения с другими государствами, политика вне страны.
Внешняя политика (внешние сношения государства) -- общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов.
Внутренняя политика -- общий, внутриполитический курс государства; совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно-содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя.
Внутренняя и внешняя политика Николая 1
Внутренняя политика Николая 1 отличалась крайним консерватизмом. Малейшие проявления свободомыслия подавлялись. Он всеми силами защищал самодержавие. Тайная канцелярия под руководством Бенкендорфа занималась политическим сыском. После выхода в 1826 г. цензурного устава под запретом оказались все печатные издания с малейшей политической подоплекой. Россия при Николае 1 довольно сильно напоминала страну эпохи Аракчеева.
Внешняя политика Николая 1 преследовала те же цели, что и политика внутренняя. В царствование Николая 1 Россия боролась с революцией не только внутри страны, но и вне ее пределов. В 1826 - 1828 гг. по результатам русско-иранской войны к территории страны была присоединена Армения. Николай 1 выступал с осуждением революционных процессов в Европе. В 1849 г. он направил армию Паскевича для подавления венгерской революции. В 1853 г. Россия вступила в Крымскую войну. Но, по итогам Парижского мира, заключенного в 1856 г. страна утратила право иметь флот и крепости на Черном море, потеряла Южную Молдавию. Неудача подорвала здоровье царя.
Внутренняя и внешняя политика Николая 2
Во внутренней политике правительство Николая последовательно боролось с любыми проявлениями общественной жизни и свободомыслия. В международных делах на первое место выдвинулось дальневосточное направление, где столкнулись интересы правящих кругов России и Японии. «Маленькой победоносной войной» окружение Николая надеялось разрешить внутренние проблемы. Однако поражения от японцев под Порт-Артуром, Ляоляном, Цусимой вызвали всеобщее недовольство и ускорили революцию.
В конце XIX в. приоритеты внешней политики Российской империи по-прежнему были связаны с ее традиционными направлениями; Балканский регион, проблемы черноморских проливов, дальневосточный узел противоречий. Не имея достаточно сил и средств для наступательной политики, Россия стремилась не обострять отношений с европейскими государствами. Соглашением с Австро-Венгрией в мае 1897 г. несколько смягчались противоречия России с ее главным соперником на Балканах, где сохранялся статус-кво.
Внутренняя и внешняя политика Петра 1
Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709 г. и победа над шведским флотом при Гангуте 27 июля 1714 г. Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России.
Развитие промышленности - Основание заводов, закладка верфей, строительство каналов, организация мануфактур. ¶Военные реформы - создание военного флота, вооружения, введение рекрутской повинности, строительство крепостей, составление новых воинских уставов, изменение тактики ведения войны, конная артиллерия. ¶Образование и культура - Реформа календаря, Навигацкая школа, Реформа алфавита, Артиллерийская школа, Военно-инженерная школа, Основание Академии наук и университета в рамках Академии. Финансовые реформы - введение прямых ("окладные") и косвенных налогов ("драгунские деньги"; "корабельные"), чрезвычайные сборы государственная монополия на ряд товаров. Государственные реформы - Основание Правительствующего сената, Указ о единонаследии, Создание коллегий центральных органов отраслевого управления, Табель о рангах.
Внутренняя и внешняя политика Екатерины Великой
Приверженность Екатерины идеям Просвещения определила характер её внутренней политики и направления реформирования различных институтов российского государства. Для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм» . По мнению Екатерины, основанному на трудах французского философа Монтескьё, обширные российские пространства и суровость климата обуславливают закономерность и необходимость самодержавия в России. Исходя из этого при Екатерине происходило укрепление самодержавия, усиление бюрократического аппарата, централизации страны и унификации системы управления.
Внешняя политика Российского государства при Екатерине была направлена на укрепление роли России в мире и расширение её территории. Девиз её дипломатии заключался в следующем: «нужно быть в дружбе со всеми державами, чтобы всегда сохранять возможность стать на сторону более слабого… сохранять себе свободные руки… ни за кем хвостом не тащиться» В наследство от своих предшественников Екатерина получила три главных направления во внешней политике.
Первое из них - северное. Шведы постоянно стремились вернуть утраченные в петровские времена земли, но успех им не сопутствовал: зенит величия Швеции, достигнутый при Карле XII, при нем же был утерян безвозвратно. После Северной войны страна никак не мгла восстановить свои экономические и людские ресурсы до уровня, достаточного для успешной войны с Россией.
На южном направлении с давних времен мечтой правителей России был выход к берегам теплого Черного моря, что диктовалось потребностями экономики и обороны страны. Здесь истекшие со времени Прутского похода десятилетия внесли существенные коррективы в соотношение сил: Османская империя клонилась к упадку, на ее владения с жадностью поглядывали многие европейские державы, в то время, как Россия находилась на вершине славы и могущества.
Традиционным было и третье - польское направление, отражавшее стремление России к объединению в составе Империи всех земель населенных близкородственными русским народами - украинцами и белорусами. В XVIII в. Речь Посполитая переживала примерно такие же тяжкие времена, как и Османская империя. В то время как соседи развивали промышленность и торговлю, создавали мощные вооруженные силы и крепкие абсолютистские режимы, Речь Посполитая не могла преодолеть сепаратизм магнатов, изжить политический хаос и стала легкой добычей своих соседей: Пруссии, Австрии и России. Уже при Петре I Россия, не колеблясь, стала применять в отношении Польши методы силового давления, которые с этого времени стали обычными в русско-польских отношениях.
Внутренняя и внешняя политика Александра 2
Правление императора Александра II (1855-1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества. Интересы политического и исторического развития страны потребовали коренным образом изменить основные идеологические установки самодержавной системы. После Крымской войны столкновение традиционных порядков и новых требований ставило Россию перед необходимостью и неизбежностью реформирования государственного строя. Но реформы в условиях российской абсолютной монархии могли проводиться только при активном участии царя. ¶ Прекрасно образованный, Александр II понимал необходимость перемен и принимал грядущие изменения. Выступая перед московским дворянством со знаменитой речью (30 марта 1856 г.) Александр II заявил: "Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу". ¶ Отмена крепостного права стала центральным событием царствования Александра II Освободителя. Затем последовали реформы местного управления, системы судопроизводства, реорганизация армии, реформа финансов, народного просвещения, цензуры и др.
Основные события, даты
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ
1. Киевская Русь
862г. - была привнесена извне государственность на Русь. Княжение Рюрика.
863г. - изобретение Славянской письменности.
864г. - Рюрик Аскольд и Дир устанавливают власть над Киевом.
867г. - патриарх Фотий учредил первую епархию для славян и варягов, принявших христианство.
879г. - смерть Рюрика. Княжение Олега (с 879г. - 912г.)
882г. - Олег взял Киев и объединил Северную и Южную Русь в 1 государство.
883г. - Олег подчинил древлян, северян.
898г. - Угры, венгры встали вежами под Киевом.
2. Феодальная раздробленность (12 в. начало 13 века.)
1073г. - Святослав изгнал из Киева своего брата Изяслава.
1076г. - Изяслав вернулся на Русь, после смерти Святослава.
В 1079г. - состоялся съезд князей в Любече.
В 1132г. - прежние уезды, постепенно превращались в самостоятельное княжество.
В 12 - 13вв. начался экономический подъем, возникли города Владимир, Городец, Кострома, Тверь, Нижний Новгород.
3.Татаро-монгольское нашествие (1237 - 1240г.)
1237г. - подготовка к зимнему походу на северо-восточную Русь.
1238г. - русские были разбиты на реке Сить, а сам князь пал смертью храбрых.
Декабрь 1240г. - в результате осады пал древний Киев.
4. Объединение Руси в Московское государство (13в. - 16в.)
1237 - 1240гг. - Монгольское нашествие.
1239г. - Даниил присоединил к своим землям Турово - Пинское княжество.
1250 - 1253гг. - Галицкий покорил ятвяжские земли и Черную Русь.
1385г. - заключение Кревской унии.
1478г. - Присоединение Новгорода. 1483г. - Присоединение вятских земель.
1485г. - Присоединение Твери. 1510г. - Присоединение Пскова.
1654 - 1667гг. - Русско - польская война.
5. Правление Ивана Грозного (1533 - 1584)
1547г. - Иван Грозный вступил на престол.
1542г. Шуйский захватывает власть.
1547г. - первый поход на Казань.
1547г. - составление «Домостроя».
1549г. - созыв Земского собора.
1550г. - судебник Ивана 4.
1552г. - взятие Казани.
1554г. - заключено перемирие с Ливонским орденом.
1558г. - начало Ливонской войны.
1565г. - Иван 4 ввел опричнину.
1578г. - первый поход Ермака в Сибирь.
1579г. - образование Земского приказа.
1584г. - смерть Ивана 4.
6. Смута (1598г. - 1613г.)
1598г. - избрание Бориса Годунова на царство.
1601г. - в России начинается период голода.
1605г. - обручение Лжедмитрия 1 с Мариной Мнишек.
1606г. - бояре совершают дворцовый переворот.
1607г. - создан указ о белых холопах.
1609г. - произошло сражение под Торжком.
1610г. - убит Лжедмитрий 2.
1611г. - в Москве вспыхнуло восстание против поляков.
1613г. - Михаил Романов венчается на царствование Митрополитом Кириллом.
1615г. - избрано новый Земской собор.
1616г. - началась осада Смоленска.
1617г. - началась война с Польшей.
1619г. - основан город Енисейск.
1626г. - пожар в Москве.
1632г. - покорение Якутов.
1634г. - первый стекольный завод под Москвой.
1644г. - усмирение бурятов.
1657г. - смерть Хмельницкого.
1662г. - Башкирское восстание.
1667г. - Андрусовский мир на 13 лет 6 месяцев.
1672г. - составлена карта Сибири.
1682г. - правление царевны Софьи.
8. Петр 1 (правление 1689-1725гг.)
1689г. - Нерчинский договор с Китаем.
1699г. - император Петр 1 учредил Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военного флота.
1700г. - Константинопольский мир между Россией и Османской империей.
1700г. - Русское наступление под Нарвой.
1701г. - Петр издал приказ запрещающий опускаться на колени при виде государя.
1704г. - создан приказ о беглых крестьянах.
1707г. - восстание на Дону.
1708г. - сражение при Лесной.
1710г. - осада Выборга.
1712г. - Санкт-Петербург стал официальной столицей страны.
1718г. - начал работу Аландский конгресс.
1722г. - издание «Табели о рангах».
1724г. - коронация императрицы Екатерины.
1725г. - смерть Петра 1.
9.Дворцовые перевороты (1725г. - 1762г.)
1727г. - Беринг открывает пролив, отделяющий Азию от Америки.
1727г. - смерть Екатерины 1.
1730г. - смерть Петра 2.
1737г. - начался Немировский конгресс.
1741-1742гг. - Русской - шведская война.
1754г. - отмена внутренней таможенной пошлины.
1762г. - Петр 3 отменил пытки.
1762г. - Петр 3 снижает налог на соль.
1762г. - отречение Петра 3.
17.07.1762г. - Петр 3 был убит.
10. Екатерина Великая (1762г. - 1796г.)
13.09.1762г. - Екатерина 2 коронована в Москве.
1767г. - наказ Екатерины 2.
1768г. - подписан Варшавский договор.
1771г. - русские войска занимают Крым.
1788г. - Голландское морское сражение.
1796г. - умерла Екатерина 2.
11. Правление Николая 1 (1825г. - 1855г.)
1827г. - война России с Персией.
1827г. - создано первое страховое общество.
1828г. - образование мануфактурного совета в России.
1830г. - начало кризиса во Франции.
1831г. - Битва за Варшаву.
1832г. - создание военной академии в Санкт-Петербурге.
1838г. - битва на кровавой реке.
1840г. - первая почтовая марка.
1845г. - 1848г. - голод в Ирландии.
1851г. - первая всемирная выставка в Лондоне.
1853г. - Турция объявила войну России.
1854г. - первая высокогорная железная дорога в Альпах.
12. Правление Александра 2 (1855г. - 1881г.)
1857г. - начало крестьянской реформы в России.
1859г. - основан Владивосток.
1859г. - гражданская война в Мексике.
1861г. - начало гражданской войны в США.
1862г. - закрытие в России народных воскресных школ.
1864г. - земская и земельная реформа в России.
1869г. - открытие в России первых женских курсов.
1870г. - открытие Трои.
1877г. - России объявила войну Турции.
1881г. - 1882г. - промышленный кризис в России.
13. Николай 2 (1894г. - 1917г.)
1897г. - денежная реформа Витте в России.
1897г. - первая перепись населения.
1904г. - Чехов написал «Вишневый сад».
02.08.1904г. - начало Русско - японской войны.
1907г. - Горький написал роман «Мать».
1910г. - умер Лев Толстой.
1911г. - убит П.А. Столыпин.
1912г. - первая Балканская война.
1914г. - первая мировая война.
1916г. - началась Нарочская операция.
14. Советский период (1917г. - 1923г.), Революция 1917 года.
1917г. - открытие Парижской мирной конференции.
1919г. - путч Гайды.
1920г. - началась майская операция.
1921г. - Вашингтонская конференция.
1922г. - второй приступ болезни у Ленина.
1923г. - образование СССР и конституции СССР.
15. НЭП (1921г. - 1927г.)
1921г. - Московский договор.
1921г. - Монгольская операция.
1922г. - Красная армия взяла Владивосток.
1924г. - стороны обменялись Нотами.
1926г. - СССР и Германия подписали договор о дружбе.
1927г. - началось Гуанчжоуское восстание.
16. Сталинский период (1926г. - 1929г.)
1927г. - банковский кризис в Японии.
1929г. - обвальное падение курса акций на Нью-Йоркской фондовой бирже.
17.11.1929г. - Пленум вывел из состава Политбюро Николая Бухарина.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Внешняя политика России на протяжении всего XVI века: характеристика задач внешней политики Московского царства при Иване III; основные направления внешней политики при Василии III; результаты внешней политики Ивана IV Грозного и ее дальнейшее развитие.
контрольная работа , добавлен 23.02.2010
Предпосылки наступления перестройки в Советском Союзе, характер и направления изменений внешней политики государства и разрушение социалистического строя. Особенности внутренней политики страны в 1984-1991 гг., формирование партий с новыми программами.
презентация , добавлен 22.11.2012
Общая характеристика развития России в начале XVII века, кризис всех сфер жизни общества, его предпосылки и этапы протекания. Направления внутренней и внешней политики государства, реформы православной церкви. Причины и результаты бунтовского движения.
курсовая работа , добавлен 18.05.2009
Внешняя политика России в первой половине XIX века. Отечественная война 1812 года. Внешнеполитический курс Николая I. Восточная война 1853-1855 гг. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-78 гг. Внешняя политика России конца XIX века.
курсовая работа , добавлен 07.05.2009
Рассмотрение роли личности в контексте авторитарного режима правления. Характеристика условий формирования Шарля де Голля как политика. Анализ внешней и внутренней политики Франции. Определение положения государства в системе международных отношений.
курсовая работа , добавлен 30.03.2012
Попытка установление межгосударственных отношений с Россией со стороны ведущих западных стран. Основные векторы внешней политики Советской России. Отношения Советского государства с европейскими странами. Политика СССР в отношении азиатских стран.
реферат , добавлен 30.01.2008
Рассмотрение особенностей общих тенденций внешней политики России конца XX – начала XXI века. Оценка предложенных учеными-политологами и историками мер по установлению и совершенствованию дипломатических отношений России, направления ее внешней политики.
реферат , добавлен 04.05.2015
Ошибочные заключения о противоречивости и непоследовательности внешней и внутренней политики Павла I. Анализ политики в отношении европейских государств и революционной Франции. Итальянский и Швейцарский поход. Покровительство над Мальтийским орденом.
реферат , добавлен 12.12.2009
Отличительные черты внешней политики России при Александре I и Николае I. Исторический ход войны с Ираном и османской империей. Участие России в антинаполеоновских коалициях 1805-1807 гг. Анализ дальневосточного направления во внешней политике России.
контрольная работа , добавлен 14.06.2010
Развитие политического строя русского государства. Формирование приказной системы в XVII веке. Внутренняя политика России при Иване Грозном. Внешняя политика России в середине-второй половине XVI в. Падение Казанского ханства. Последствия Ливонской войны.
Политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по решению общественных проблем, постановке и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Одновременно с этим политика является и средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области.
Существует множество классификаций политики. По критерию направленности выделяют, как вы знаете, внут-
реннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика связана с решением проблем внутри страны, а внешняя - на международной арене. В зависимости от того, на какую сферу общественной жизни оказывается воздействие, выделяются следующие направления внутренней политики: эко комическая, социальная, государственно-правовая, культурная. Иногда культурная политика рассматривается в качестве составляющей социальной политики. Каждое из направлений внутренней политики делится, в свою очередь, по отраслевому признаку. Так, экономическая политика включает политику промышленную, аграрную, налоговую, денежно-кредитную и др.
Социальная политика представлена политикой в области здравоохранения, демографической, национальной, молодежной политикой и пр. Составляющими государственной политики являются законодательная, административная, судебная, кадровая, правовая политика. Культурная политика - это политика в области образования, кино, театра и пр. По полноте охвата и влиянию на общество выделяют такие разновидности политики, как научно-техническая, экологическая, информационная. Они пронизывают все сферы общественной жизни и поэтому не принадлежат ни к одной из них. Направления политики имеют свою структуру и объекты воздействия. Например, аграрная политика включает следующие элементы: сельскохозяйственную политику, агропромышленную политику, внешнюю аграрную политику. Объектами аграрной политики являются агропромышленные объединения, фермерские хозяйства и др.
Внешняя политика также имеет направления: оборонная, иностранная (между физическими и юридическими лицами различных государств), внешнеэкономическая и пр.
Структурная детализация государственной политики позволяет более целенаправленно реализовывать программы и проекты в конкретной сфере.
По критерию долговременности выделяют стратегичес кую и тактическую (текущую) политику. Стратегическая политика по временному интервалу бывает долгосрочной (10-15 лет), среднесрочной (3-5 лет) и краткосрочной (1,5-2 года). Тактическая политика - это деятельность, направленная на реализацию намеченных стратегических целей.
В современном мире большое влияние на внутреннюю политику оказывает внешний фактор - международная политика.
Процесс развития государственной политики включает четыре основных этапа, представляющих своеобразный политический цикл: определение общественных проблем и целей политики; разработка (формирование) политики; осуще-
Ствление государственной политики; оценка результатов государственной политики.
На первом этапе выявляются общественно значимые проблемы и их причины. Например, ухудшение демографической ситуации в России связано с двумя факторами: с низкой рождаемостью и высокой смертностью, которые, в свою очередь, зависят от других факторов (вспомните известные вам факты). Для разработки политики в этой области необходимо понять основные причины такого положения: неэффективность отечественного здравоохранения, бедность, неудовлетворительная экология, рост алкоголизма, наркомании и т. д.
Второй этап. На основе проведенного анализа определяются цели (задачи). Так, в приведенном примере демографической ситуации задачи политики направлены на устранение этих причин. Выстраивается иерархия целей в каждой из областей общественной жизни. Государственные институты выполняют определенную роль в этом процессе. Например, общую стратегию внешней и внутренней политики определяет Президент РФ. Он же ставит общие цели перед федеральными органами исполнительной власти, что находит отражение в его ежегодном Послании Федеральному собранию РФ о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Правительство РФ определяет общие конкретные цели, а также стратегию государственной политики в отдельных областях. Основным документом Правительства является среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации. Парламент также принимает участие в формировании политики путем обсуждения актуальных проблем, в ходе принятия бюджета, законодательных актов, относящихся к отдельным сферам государственной политики. Сложность общественных проблем приводит к тому, что при разработке политики органы государственной власти (политические руководители) прибегают к помощи не только чиновников-профессионалов (экспертов, аналитиков, спичрайтеров и др.), но и специальных исследовательских организаций-«мозговых центров», нацеленных на разработку новых идей, подходов или программ.
Третий этап. С принятием правительственных программ завершается этап разработки политики и начинается этап ее реализации. Здесь на первый план выступают исполнительные органы власти, прежде всего министерства, службы и агентства. Координирует их работу Правительство РФ и Президент РФ. Федеральные министерства принимают подзаконные акты (директивы, приказы, распоряжения и др.). Федеральные службы осуществляют контроль и надзор за их исполнением. Они занимаются также выдачей разреше-
Ний (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности юридическим лицам и гражданам, регистрируют акты, документы. Федеральные агентства осуществляют полномочия собственников в отношении государственного имущества, оказывают услуги другим федеральным органам (например, в разработке стандартов), юридическим лицам, гражданам. Оказание качественных услуг населению - одна из актуальных проблем государственного управления во всех странах, в том числе и в России. Главное в оказании услуг - непрерывное обслуживание и скорость реакции на запросы населения. Недопустимы сбои в работе транспорта, криминальной полиции, ЖКХ и пр. В настоящее время многие государства ориентируются в своей работе на список базовых услуг, принятый в странах Евросоюза. В нем предусмотрены, например, для граждан выплаты из фонда социального страхования (студенческих стипендий, семейных льгот и пр.), действия в ответ на заявления о помощи (в частности, о краже, угоне машины), выдача документов (паспортов, водительских прав), запись актов гражданского состояния. В числе общественных услуг для бизнеса - регистрация новых компаний и т. д.
В целом этап реализации политики представляет собой систему мероприятий, ориентированных на конечный результат, что находит отражение в рабочих планах министерств. В них заранее продумывается программа действий по осуществлению поставленных задач: цели деятельности, главные исполнители, стандарты выполнения (технические задания), распределение ресурсов, стандарты и критерии результатов выполнения. При выполнении планов используются различные методы, прежде всего правовые. Широко применяются также методы социально-психологические (убеждение, договоренности) и административные (контроль, ограничения, квоты). Большую значимость приобрели экономические (налоги, тарифы, дотации) и организационные методы. Например, для выявления поставщиков товаров или исполнителей работ и услуг проводятся открытые конкурсы, способствующие совершенствованию государственных заказов.
На четвертом этапе анализируются результаты и последствия государственной политики. Дается заключительная оценка проводимой политике (программе), работе государственных органов. Так, деятельность министерств Великобритании оценивается на основе единой методики по следующим направлениям: эффективность, результативность и экономность. В США рекомендуется оценивать работу городской администрации по таким показателям, как выполнение плановых целей, неплановые эффекты, объем услуг, время выполнения работы, степень удовлетворения населения.
Следует отметить, что большое влияние на государственную политику оказывают различные группы интересов, в том числе лоббистские группы, деятельность которых будет раскрыта в последующих параграфах.