Домой / Система отопления / Первый сын ивана 3 от первой жены. Василий III: какой след в истории оставил сын Софии Палеолог. Ключевые события правления Ивана III

Первый сын ивана 3 от первой жены. Василий III: какой след в истории оставил сын Софии Палеолог. Ключевые события правления Ивана III

Василий III Иванович

Великий князь Московский(1506-34). Сын Ивана III Васильевича Великого и византийской царевны Софьи Фоминичны Палеолог.

Детство и юность


Детство и ранняя молодость Василия прошли в тревогах и испытаниях. Далеко не сразу он был провозглашен наследником своего отца, поскольку у Ивана III был старший сын от первого брака - Иван Молодой. Но в 1490 году Иван Молодой умер. Иван III должен был решать, кому завещать престол - сыну Василию или внуку Дмитрию Ивановичу. Большинство бояр поддерживало Дмитрия и его мать Елену Стефановну. Софью Палеолог в Москве не любили, на ее сторону встали только дети бояр и дьяки. Дьяк Фёдор Стромилов известил Василия, что отец хочет пожаловать великим княжением Дмитрия, и вместе с Афанасием Яропкиным, Поярком и другими детьми боярскими начал советовать молодому князю выехать из Москвы, захватить казну в Вологде и на Белоозере и погубить Дмитрия. Главные заговорщики набрали себе и других соумышленников и привели их тайно к крестному целованию. Но заговор был открыт в декабре 1497 года. Иван III велел держать сына на его же дворе под стражей, а приверженцев его казнить. Шестерых казнили на Москве-реке, многих других детей боярских бросили в тюрьмы. В то же время великий князь рассердился и на жену свою за то, что к ней приходили ворожеи с зельем; этих лихих баб отыскали и утопили в Москве-реке ночью, после чего Иван стал остерегаться жены.

4 февраля 1498 года он венчал в Успенском соборе Дмитрия-"внука" на великое княжение. Но торжество бояр не было продолжительным. В 1499 году опала настигла две знатнейшие боярские семьи - князей Патрикеевых и князей Ряполовских. Летописи не говорят, в чем состояли их крамолы, но нет сомнений, что причину надо искать в их действиях против Софьи и ее сына. После казни Ряполовских Иван III начал, по выражению летописцев, нерадеть о внуке и объявил сына Василия великим князем Новгорода и Пскова. 11 апреля 1502 года он положил опалу на Дмитрия и его мать Елену, посадил их под стражу и не велел называть Дмитрия великим князем, а 14 апреля пожаловал Василия, благословил и посадил на великое княжение Владимирское, Московское и всея Руси самодержцем.

Следующей заботой Ивана III было найти для Василия достойную супругу. Он поручил своей дочери Елене, бывшей замужем за великим князем Литовским, разузнать, у каких государей будут дочери на выданье. Но старания его на этот счет остались безуспешны, равно как и поиски женихов и невест в Дании и Германии. Иван принужден был уже в последний год своей жизни женить Василия на Соломонии Сабуровой, выбранной из 1500 девиц, представленных для этого ко двору. Отец Соломонии, Юрий, не был даже боярином.

На престоле


Став великим князем, Василий шёл во всём по пути, указанном его родителем. От отца же он наследовал страсть к строительству.

В августе 1506 года умер литовский великий князь Александр. Враждебные отношения между двумя государствами после этого возобновились. Василий принял к себе литовского мятежника князя Михайла Глинского. Только в 1508 году заключён был мир, по которому король отказался от всех отчин, принадлежавших князьям, перешедшим при Иване III под власть Москвы.

Обезопасив себя со стороны Литвы, Василий решил покончить с независимостью Пскова. В 1509 году он поехал в Новгород и приказал прибыть к себе псковскому наместнику Ивану Михайловичу Ряпне-Оболенскому и псковичам, чтобы он мог разобрать их взаимные жалобы. В 1510 году на праздник Крещения он выслушал обе стороны и нашёл, что псковские посадники наместника не слушались, и было ему от псковичей много обид и насилий. Также Василий обвинил псковичей в том, что они государево имя презирали и не проявляли к нему должных почестей. За это великий князь наложил опалу на наместников и велел их схватить. Тогда посадники и другие псковичи, признав свою вину, били Василию челом, чтоб он пожаловал свою отчину Псков и устроил ее как ему Бог известил. Василий велел сказать: "Вечу в Пскове не быть, а быть в Пскове двум наместникам". Псковичи, собрав вече, стали думать, выступить ли против государя и за переться ли в городе. Наконец решили покориться. 13 января сняли они вечевой колокол и со слезами отправили в Новгород. 24 января Василий приехал в Псков и устроил здесь все по своему усмотрению. 300 самых знатных семей, бросив всё свое добро, должны были переселиться в Москву. Деревни выведенных псковских бояр были отданы московским.

От псковских дел Василий вернулся к литовским. В 1512 году началась война. Главной целью её был Смоленск. 19 декабря Василий выступил в поход с братьями Юрием и Дмитрием. Шесть недель он осаждал Смоленск, но безуспешно, и вернулся в Москву в марте 1513 года. 14 июня Василий вторично выступил в поход, сам остановился в Боровске, а к Смоленску отправил воевод. Они разбили наместника Юрия Сологуба и осадили город. Узнав об этом, Василий сам приехал в лагерь под Смоленск, но и на этот раз осада была неудачной: то, что москвичи разрушали днём, смоляне заделывали ночью. Удовлетворившись опустошением окрестностей, Василий велел отступить и возвратился в Москву в ноябре. 8 июля 1514 года он выступил в третий раз к Смоленску с братьями Юрием и Семеном. 29 июля началась осада. Артиллерией руководил пушкарь Стефан. Огонь русских пушек наносил смолянам страшный урон. В тот же день Сологуб с духовенством вышел к Василию и согласился сдать город. 31 июля смоляне присягнули великому князю, и 1 августа Василий торжественно вступил в город. Пока он устраивал здесь дела, воеводы взяли Мстиславль, Кричев и Дубровны. Радость при московском дворе была необычайная, поскольку присоединение Смоленска оставалось заветной мечтой еще Ивана III. Неудовлетворен был один Глинский, хитроумию которого польские летописи главным образом и приписывают успех третьего похода. Он надеялся, что Василий даст ему Смоленск в удел, но ошибся в ожиданиях. Тогда Глинский завел тайные сношения с королем Сигизмундом. Очень скоро его разоблачили и в оковах отправили в Москву. Некоторое время спустя русское войско под командованием Ивана Челядинова потерпело тяжелое поражение от литовцев под Оршею, но литовцы не смогли после этого взять Смоленск и таким образом не воспользовались своей победой.

Тем временем собирание русских земель шло своим чередом. В 1517 году Василий вызвал в Москву рязанского князя Ивана Ивановича и велел схватить его. После этого Рязань была присоединена к Москве. Сразу вслед за тем присоединили Стародубское княжество, а в 1523 году - Новгород-Северское. Князь Новгород-Северский Василий Иванович Шемякин, подобно рязанскому князю, был вызван в Москву и заключен в темницу.

Хотя война с Литвой фактически не велась, мир заключен не был. Союзник Сигизмунда крымский хан Магмет-Гирей в 1521 году совершил набег на Москву. Московское войско, разбитое на Оке, бежало, и татары подступили к стенам самой столицы. Василий, не дожидаясь их, уехал в Волоколамск собирать полки. Магмет-Гирей не был, однако, расположен брать город. Опустошив землю и захватив несколько сот тысяч пленников, он ушел обратно в степь. В 1522 году опять ждали крымцев, и Василий с большим войском сам караулил на Оке. Хан не пришел, но его нашествия нужно было постоянно опасаться. Поэтому Василий сделался более сговорчивым в переговорах с Литвой. В том же году заключено было перемирие, по которому Смоленск остался за Москвой.

Личная жизнь


Итак, государственные дела потихоньку образовывались, но будущность русского престола оставалась неясной. Василию было уже 46 лет, но он еще не имел наследников: великая княгиня Соломония была бесплодной. Тщетно употребляла она все средства, которые приписывались ей знахарями и знахарками того времени, - детей не было, исчезла и любовь мужа. Василий с плачем говорил боярам: "Кому по мне царствовать на Русской земле и во всех городах моих и пределах? Братьям передать? Но они и своих уделов устроить не умеют". На этот вопрос послышался ответ между боярами: "Государь, князь великий! Неплодную смоковницу посекают и изметают из винограда". Так думали бояре, но первый голос принадлежал митрополиту Даниилу, который одобрил развод. Неожиданное сопротивление Василий встретил со стороны инока Вассиана Косого, бывшего князя Патрикеева, и известного Максима Грека. Несмотря, однако, на это сопротивление, в ноябре 1525 года был объявлен развод великого князя с Соломонией, которую постригли под именем Софьи в Рождественском девичьем монастыре, а потом отослали в Суздальский Покровский монастырь. Так как на это дело смотрели с разных точек зрения, то неудивительно, что до нас дошли о нем противоречивые известия: в одних говорится, что развод и пострижение последовали согласно желаниям самой Соломонии, даже по ее просьбе и настоянию; в других, наоборот, пострижение ее представляется делом насильственным; распустили даже слухи, что вскоре после пострижения у Соломонии родился сын Георгий.

В январе следующего 1526 года Василий женился на Елене, дочери умершего князя Василия Львовича Глинского, родной племяннице знаменитого князя Михаила. Новая супруга Василия во многом отличалась от тогдашних русских женщин. Елена усвоила от отца и дяди иноземные понятия и обычаи и, вероятно, пленила великого князя. Желание понравиться ей было так велико, что, как говорят, Василий III даже обрил для нее свою бороду, что, по тогдашним понятиям, было несовместимо не только с народными обычаями, но и с православием. Великая княгиня все более и более овладевала своим супругом; но время проходило, а желанная цель Василия - иметь наследника - не достигалась. Возникло опасение, что и Елена останется так же бесплодна, как и Соломония. Великий князь вместе с женой совершал путешествия по разным русским монастырям. Во всех русских церквях молились о чадородии Василия - ничего не помогало. Прошло четыре года с половиной, пока наконец царственная чета не прибегла в молитвах к преподобному Пафнутию Боровскому. Тогда только Елена сделалась беременной. Радость великого князя не имела пределов. Наконец 25 августа 1530 года Елена родила первенца Ивана (будущего Ивана Грозного), а через год и несколько месяцев - другого сына, Юрия.

Но едва старшему, Ивану, минуло три года, как Василий серьезно занемог. Когда он ехал от Троицкого монастыря в Волок Дамский, на левом бедре, на сгибе, у него показалась багровая болячка размером с булавочную головку. После этого великий князь начал быстро изнемогать и приехал в Волоколамск уже без сил. Врачи принялись лечить Василия, но ничего не помогало. Из болячки вытекало гною больше таза, вышел и стержень, после чего великому князю стало легче. С Волока он по ехал в Иосифе-Волоколамский монастырь. Но облегчение было недолгим. В конце ноября Василий совсем без сил приехал в подмосковное село Воробьеве. Лекарь Глинского Николай, осмотрев больного, сказал, что осталось уповать только на Бога. Василий понял, что смерть близка, написал завещание, благословил своего сына Ивана на великое княжение и скончался.

Василий III, судя по рассказам современников, был нрава сурового и крутого; он был типичным московским князем, но, по мнению некоторых историков, без дарований отца. Скончался Василий III от злокачественного нарыва 3 декабря 1533, успев постричься в агонии под именем Варлаама. Погребен в Москве, в Архангельском соборе.


Софья Палеолог прошла путь от последней византийской принцессы до великой княгини московской. Благодаря своему уму и хитрости, она могла влиять на политику Ивана III, побеждала в дворцовых интригах. Также Софья сумела посадить на престол своего сына Василия III.




Зоя Палеолог родилась примерно в 1440-1449 годах. Она была дочерью Фомы Палеолога, приходившегося братом последнему византийскому императору Константину. Судьба всей семьи после смерти правителя оказалась незавидной. Фома Палеолог бежал на Корфу, а затем в Рим. Спустя некоторое время дети последовали за ним. Палеологам покровительствовал сам папа Римский Павел II. Девочке пришлось принять католичество и сменить имя с Зои на Софью. Она получила образование, соответствующее ее статусу, не купаясь в роскоши, но и не бедствуя.



Софья стала пешкой в политической игре папы Римского. Сначала он хотел ее отдать в жены королю Кипра Якову II, но тот отказался. Следующим претендентом на руку девушки стал князь Караччоло, но до свадьбы он не дожил. Когда в 1467 году умерла жена князя Ивана III, ему была предложена в супруги Софья Палеолог. Папа Римский умолчал, что она – католичка, желая тем самым расширить влияние Ватикана на Руси. Переговоры о браке продолжались в течение трех лет. Ивана III прельщала возможность получить в супруги столь именитую особу.



Заочное обручение состоялось 1 июня 1472 года, после чего Софья Палеолог отправилась в Московию. Повсюду ей оказывали всевозможные почести и устраивали праздники. Во главе ее кортежа шел человек, который нес католический крест. Узнав об этом, митрополит Филипп пригрозил уехать из Москвы, если крест внесут в город. Иван III распорядился отобрать католический символ за 15 верст от Москвы. Планы папы провалились, а Софья вновь вернулась в свою веру. Венчание состоялось 12 ноября 1472 года в Успенском соборе.



При дворе новоиспеченную византийскую жену великого князя недолюбливали. Несмотря на это Софья имела огромное влияние на мужа. В летописях подробно описывается то, как Палеолог уговорила Ивана III освободиться от монгольского ига.

По византийскому образцу Иван III разработал сложную судебную систему. Тогда же впервые великий князь стал именовать себя «царем и самодержцем всея Руси». Считается, что изображение двуглавого орла, который в последствие появился на гербе Московии, Софья Палеолог привезла с собой.



У Софьи Палеолог и Ивана III было одиннадцать детей (пять сыновей и шесть дочерей). От первого брака у царя имелся сын Иван Молодой – первый претендент на престол. Но он заболел подагрой и скончался. Еще одним «препятствием» для детей Софьи на пути к трону был сын Ивана Молодого Дмитрий. Но он и его мать впали в немилость к царю и умерли в заточении. Некоторые историки предполагают, что к кончинам прямых наследников была причастна Палеолог, но прямых доказательств нет. Преемником Ивана III стал сын Софьи Василий III.



Скончалась византийская принцесса и княгиня Московии 7 апреля 1503 года. Ее похоронили в каменном саркофаге в Вознесенском монастыре.

Брак Ивана III и Софьи Палеолог оказался удачливым в политическом и культурном плане. смогли оставить след не только в истории своей страны, но и стать любимыми королевами на чужбине.

Софья Палеолог (?-1503), жена (с 1472) великого князя Ивана III, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Прибыла в Москву 12 ноября 1472; в тот же день в Успенском соборе состоялось ее венчание с Иваном III. Брак с Софьей Палеолог способствовал укреплению престижа Русского государства в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны. Для Софьи Палеолог в Москве были построены особые хоромы и двор. При Софье Палеолог великокняжеский двор отличался особой пышностью. Из Италии в Москву были приглашены зодчие для украшения дворца и столицы. Были возведены стены и башни Кремля, Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, Теремной дворец. Софья Палеолог привезла в Москву богатую библиотеку. Династическому браку Ивана III с Софьей Палеолог обязан своим появлением чин венчания на царство. С приездом Софьи Палеолог связывают появление в составе династических регалий трона из слоновой кости, на спинке которого было помещено изображение единорога, ставшего одной из самых распространенных эмблем русской государственной власти. Около 1490 впервые появилось изображение венценосного двуглавого орла на парадном портале Грановитой палаты. Византийская концепция сакральности императорской власти прямо повлияла на введение Иваном III «богословия» («Божьей милостью») в титуле и в преамбуле государственных грамот.

КУРБСКИЙ ГРОЗНОМУ О ЕГО БАБКЕ

Но изобилие злобы твоего величества таково, что уничтожает не только друзей, но вместе с опричниками твоими всю святую землю русскую, разграбитель домов и убийца сыновей! Да сохранит тебя Бог от этого и не попустит быть этому Господь, царь веков! Ведь уже и то все как по лезвию ножа идет, потому что если не сыновей, то единокровных и близких по рождению братьев ты погубил, переполняя меру кровопийцев - отца твоего и матери твоей и деда. Ведь отец твой и мать - всем известно, сколько они убили. Точно так и дед твой, с бабкой твоей гречанкой, отрекшись и забывши любовь и родство, убил своего замечательного сына Ивана, мужественного и прославленного в геройских предприятиях, рожденного от его первой жены святой Марии, княжны тверской, а также родившегося от него своего боговенчанного внука царя Димитрия вместе с матерью, святой Еленой, - первого смертоносным ядом, а второго многолетним заключением в темнице, а потом удушением. Но этим он не удовлетворился!..

БРАКОСОЧЕТАНИЕ ИВАНА III И СОФЬИ ПАЛЕОЛОГ

29 мая 1453 года легендарный Царьград, осажденный турецкой армией, пал. Последний византийский император Константин XI Палеолог погиб в бою, защищая Константинополь. Его младший брат Фома Палеолог, правитель небольшого удельного государства Морея на полуострове Пелопоннес, бежал с семьей на Корфу, а затем в Рим. Ведь Византия, надеясь получить от Европы военную помощь в борьбе с турками, подписала в 1439 году Флорентийскую унию об объединении Церквей, и теперь ее правители могли просить себе убежище у папского престола. Фома Палеолог смог вывезти величайшие святыни христианского мира, в том числе и главу святого апостола Андрея Первозванного. В благодарность за это он получил дом в Риме и хороший пансион от папского престола.

В 1465 году Фома скончался, оставив троих детей - сыновей Андрея и Мануила и младшую дочь Зою. Точная дата ее рождения неизвестна. Предполагают, что она родилась в 1443 или 1449 году во владениях своего отца на Пелопоннесе, где получила начальное воспитание. Образование царственных сирот взял на себя Ватикан, поручив их кардиналу Виссариону Никейскому. Грек по происхождению, бывший архиепископ Никейский, он был ревностным сторонником подписания Флорентийской унии, после чего стал кардиналом в Риме. Он воспитал Зою Палеолог в европейских католических традициях и особенно поучал, чтобы она во всем смиренно следовала принципам католицизма, называя ее «возлюбленной дочерью Римской Церкви». Только в этом случае, внушал он воспитаннице, судьба одарит тебя всем. Однако сложилось все совсем наоборот.

В феврале 1469 года в Москву прибыл посол кардинала Виссариона с письмом великому князю, в котором ему предлагалось сочетаться законным браком с дочерью деспота Морейского. В письме между прочим упоминалось, что Софья (имя Зоя дипломатично заменили на православное Софья) уже отказала двум сватавшимся к ней венценосным женихам - французскому королю и герцогу Медиоланскому, не желая выходить замуж за правителя-католика.

По представлениям того времени, Софья считалась уже немолодой женщиной, но она была очень привлекательна, с удивительно красивыми, выразительными глазами и нежной матовой кожей, что на Руси считалось признаком великолепного здоровья. А главное, она отличалась острым умом и статью, достойной византийской принцессы.

Московский государь принял предложение. Он направил в Рим своего посла, итальянца Джан Баттисту делла Вольпе (его в Москве прозвали Иваном Фрязиным), свататься. Посланный вернулся через несколько месяцев, в ноябре, привезя с собой портрет невесты. Этот портрет, которым словно началась в Москве эпоха Софьи Палеолог, считается первым на Руси светским изображением. По крайней мере, им были так изумлены, что летописец назвал портрет «иконой», не найдя другого слова: «А царевну на иконе написану принесе».

Однако сватовство затянулось, потому что московский митрополит Филипп долго возражал против брака государя с униаткой, к тому же воспитанницей папского престола, боясь распространения католического влияния на Руси. Только в январе 1472 года, получив согласие иерарха, Иван III отправил посольство в Рим за невестой. Уже 1 июня по настоянию кардинала Виссариона в Риме совершилось символическое обручение - помолвка принцессы Софьи и великого князя московского Ивана, которого представлял русский посол Иван Фрязин. В том же июне Софья тронулась в путь с почетной свитой и папским легатом Антонием, которому вскоре пришлось воочию убедиться в напрасности надежд, возлагаемых Римом на этот брак. По католической традиции, впереди шествия несли латинский крест, чем приводили в сильное смущение и волнение жителей России. Узнав о том, митрополит Филипп пригрозил великому князю: «Буде позволишь в благоверной Москве нести крест перед латинским епископом, то он внидет в единые врата, а я, отец твой, изыду другими вон из града». Иван III немедленно выслал боярина навстречу процессии с приказом убрать крест в сани, и легату пришлось с великим неудовольствием подчиниться. Сама принцесса повела себя, как и пристало будущей правительнице Руси. Вступив на псковскую землю, она первым делом посетила православный храм, где приложилась к иконам. Легату и здесь пришлось повиноваться: последовать за ней в церковь, а там и поклониться святым иконам и приложиться к образу Богоматери по приказу деспины (от греческого деспот - «правитель»). А потом Софья пообещала восхищенным псковичам свою защиту перед великим князем.

Иван III не намеревался ни воевать за «наследство» с турками, ни тем более принимать Флорентийскую унию. И Софья вовсе не собиралась окатоличивать Русь. Напротив, она явила себя деятельной православной. Некоторые историки считают, что ей было все равно, какую веру исповедовать. Другие же предполагают, что Софья, по-видимому, воспитанная в детстве афонскими старцами, противниками Флорентийской унии, в глубине души была глубоко православной. Она умело скрывала свою веру от могущественных римских «покровителей», которые не оказали помощи ее родине, предав ее иноверцам на разорение и гибель. Так или иначе, этот брак только усилил Московию, способствуя ее обращению в великий Третий Рим.

Ранним утром 12 ноября 1472 года Софья Палеолог прибыла в Москву, где все было готово к свадебному торжеству, приуроченному к именинам великого князя - дню памяти святого Иоанна Златоуста. В тот же день в Кремле во временной деревянной церкви, поставленной около строящегося Успенского собора, чтобы не прекращать богослужений, государь обвенчался с ней. Византийская принцесса впервые тогда увидела своего супруга. Великий князь был молод - всего 32 года, хорош собой, высок и статен. Особенно замечательными были его глаза, «грозные очи»: когда он гневался, женщины падали в обморок от его страшного взгляда. И прежде отличался крутым характером, а теперь, породнившись с византийскими монархами, он превратился в грозного и властного государя. В том была немалая заслуга его молодой жены.

Венчание в деревянной церквушке произвело сильное впечатление на Софью Палеолог. Византийская принцесса, воспитанная в Европе, многим отличалась от русских женщин. Софья принесла с собой свои представления о дворе и могуществе власти, и многие московские порядки пришлись ей не по сердцу. Ей не нравилось, что ее державный муж остается данником татарского хана, что боярское окружение ведет себя слишком вольно со своим государем. Что русская столица, построенная сплошь из дерева, стоит с залатанными крепостными стенами и с обветшавшими каменными храмами. Что даже государевы хоромы в Кремле деревянные и что русские женщины глядят на мир из окошечка светелок. Софья Палеолог не только произвела перемены при дворе. Некоторые московские памятники обязаны ей своим возникновением.

Она привезла на Русь щедрое приданое. После венчания Иван III принял в герб византийского двуглавого орла - символ царской власти, поместив его и на своей печати. Две головы орла обращены на Запад и Восток, Европу и Азию, символизируя их единство, а также единство («симфонию») духовной и светской власти. Собственно же приданым Софьи была легендарная «либерия» - библиотека, привезенная будто бы на 70 подводах (больше известная как «библиотека Ивана Грозного»). Она включала в себя греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты, среди которых были неизвестные нам поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже уцелевшие книги из знаменитой Александрийской библиотеки. Увидев деревянную Москву, обгоревшую после пожара 1470 года, Софья испугалась за судьбу сокровища и на первое время спрятала книги в подклет каменной церкви Рождества Богородицы на Сенях - домовой церкви московских великих княгинь, построенной по приказанию святой Евдокии, вдовы . А собственную казну, по московскому обычаю, положила на сохранение в подпол кремлевской церкви Рождества Иоанна Предтечи - самой первой церкви Москвы, стоявшей до 1847 года.

По преданию, она привезла с собой в подарок мужу «костяной трон»: его деревянный остов весь был покрыт пластинами из слоновой и моржовой кости с вырезанными на них сюжетами на библейские темы. Этот трон известен нам как трон Ивана Грозного: царь именно на нем изображен скульптором М. Антокольским. В 1896 году трон установили в Успенском соборе для коронации Николая II. Но государь приказал поставить его для императрицы Александры Федоровны (по другим данным - для своей матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровне), а сам пожелал короноваться на троне первого Романова. И ныне трон Ивана Грозного - самый древний в кремлевском собрании.

Софья привезла с собой и несколько православных икон, в том числе и, как предполагают, редкую икону Божией Матери «Благодатное Небо»… И еще после свадьбы Ивана III в Архангельском соборе появилось изображение византийского императора Михаила III, родоначальника династии Палеолог, с которой породнились московские правители. Так утверждалась преемственность Москвы Византийской империи, а московские государи представали наследниками византийских императоров.

ПОТОМКИ ИВАНА III ВАСИЛЬЕВИЧА

В начале XVI в. потомство Дмитрия Донского сильно поредело. После смерти Ивана III в живых остались его сыновья: Василий и его братья Андрей, Юрий, Симеон, Дмитрий Жилка, а также внук от старшего сына - Дмитрий, который так и умрет в темнице в 1509 г. Только у Андрея, князя Старицкого, был сын Владимир, остальные братья Василия III были бездетны. Двоюродные братья Василия III - Иван и Дмитрий, сыновья Андрея Васильевича Большого, находились в заточении.

Серьезными соперниками Василия были его братья Андрей Старицкий и Юрий, князь дмитровский. После смерти Василия III оба брата выступили против юных наследников - Ивана и Юрия, но Юрий Дмитровский вскоре (в августе 1536 г.) умер.

Василий III Иванович (1478-1533). Старший сын Ивана III от Софьи Палеолог. После недолгой опалы в 1499 г. Иван вернул ему свое расположение, и Василий был объявлен наследником престола. В августе 1505 г. княжич женился на боярской дочери Соломонии Сабуровой, избранной из десяти претенденток в итоге грандиозных смотрин, на которые свезли 500 невест. Свадьба состоялась 4 сентября, а в октябре скончался Иван III, и Василий стал великим князем всея Руси. По завещанию отца ему досталось 66 городов, тогда как на долю его братьев - лишь 30. Юрий получил Дмитров и Рузу, Дмитрий - Углич, Семен - Калугу, однако все они были фактически в полной зависимости от великого князя.

В 1510 г. утратила последние остатки независимости Псковская земля. Поводом для полного подчинения Пскова стало недовольство псковичей великокняжеским наместником - князем Иваном Михайловичем Репней-Оболенским. Осенью 1509 г. Василий III находился в Новгороде. Туда к нему приехали и псковская делегация с жалобой на Репню, и сам Репня со своими претензиями к псковичам. Источники по-разному излагают и саму ситуацию, и позиции противоборствующих сторон, но остается фактом, что Василий потребовал от псковичей полной покорности. Это должно быть подтверждено и таким ритуальным действом, как снятие вечевого колокола - символа независимости Пскова. 24 января 1510 г. Василий прибыл в Псков и изъявил свою волю; из Пскова было выслано около 300 семей: посадники, бояре, купцы, - все те, в ком великий князь видел поборников псковских вольностей.

Важным событием было возвращение Русскому государству Смоленска. Этому предшествовало резкое ухудшение отношений с Литвой: в Москве стало известно, что польский король Сигизмунд подстрекает к набегам на Русь крымского хана; осенью 1512 г. им была заточена Елена Ивановна - вдова Александра Казимировича (брата Сигизмунда), сестра Василия III. Смоленская операция протекала трудно: Василий трижды посылал свои полки под Смоленск, и лишь летом 1514 г. после ожесточенного обстрела и решительного штурма крепость пала. 1 августа в город торжественно въехал великий князь.

Не меньше беспокоили Василия восточные и южные рубежи. Он постоянно боролся за русское влияние в Казани, стремясь посадить на казанский престол дружественных ханов, вел сложную дипломатическую игру с Крымским ханством, представлявшим собой в это время едва ли не самый главный источник опасности. Тяжелое испытание выпало Руси в 1521 г., когда крымский хан Мухаммед-Гирей с огромным войском вторгся в центральные районы страны. Русские заслоны на Оке были прорваны у Серпухова и Каширы, воеводы перебиты или пленены. По некоторым данным, татары дошли до подмосковного села Воробьева. Василий покинул столицу и вынужден был дать хану грамоту с обещанием «дани и выхода». Однако грамоту эту хитростью заполучил и уничтожил рязанский наместник - князь И. В. Хабар. Татары с огромным полоном вернулись восвояси. Этот набег Мухаммед-Гирея был, по счастью, единственным неприятельским вторжением за время правления Василия.

Тревожили Василия и дела внутренние. Он стремился не допустить усиления и тем более конфронтации своих младших братьев, особенно опасался Юрия. Волновало Василия и отсутствие наследника: Соломония была бесплодной. В 1525 г., после немалых колебаний, преодолев сопротивление некоторых церковных иерархов, Василий решился на развод; Соломония была насильно пострижена в монахини. Два месяца спустя великий князь женился на молодой красавице Елене Глинской. На его выбор, вероятно, оказало влияние не только то, что Елену отличали «лепота лица и благообразие возраста», но и родовитость семьи: Глинские вели свой род от ханов Большой Орды. Дядя Елены - Михаил Львович Глинский был влиятельнейшим магнатом и политическим соперником короля Сигизмунда.

Василий умер в 1533 г. В сентябре, помолившись в Троице-Сергиевом монастыре в дни памяти Сергия Радонежского, он отправился в Волок Ламский поохотиться. Но прервать забаву заставила неожиданная болезнь; «Явися у него мала болячка на левой стране, на стегне (бедре)... з булавочную головку». Так непритязательно началась болезнь, сведшая великого князя в могилу, несмотря на усилия врачей. Умирающего князя всего более волновала судьба престола: он объявил своим наследником сына Ивана, которому в ту пору исполнилось всего три года, а регентами назначил бояр Д. Ф. Бельского и М. Л. Глинского. 3 декабря Василий скончался. Характеризуя его, А. А. Зимин писал: «Это был осторожный и трезвый политик. Человек эпохи Возрождения, Василий сочетал в себе горячий интерес к знанию с макиавеллизмом честолюбивого правителя... Его внешняя политика отличается продуманностью и целеустремленностью, умением использовать международную обстановку для проведения в жизнь военных акций» (Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. М., 1972. С. 419-421). После того как в 1520 г. последний рязанский князь Иван Иванович был арестован в Москве и Рязанское княжество вошло в состав Русского государства, Василий уже с полным основанием мог считаться великим князем «всея Руси» - с феодальной раздробленностью было покончено. Обширное и могущественное государство оставил Василий своему малолетнему наследнику.

Ист.: Повесть о Псковском взятии // ПЛДР: Конец XV- первая половина XVI века. С. 364-375; Повесть о болезни и смерти Василия III // ПЛДР: Середина XVI века. С. 18-47.

Лит.: Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.

Иван IV Васильевич (1530-1584). Иван Грозный - один из самых выдающихся государственных деятелей допетровской Руси. Его царствованию посвящена обширнейшая литература, поэтому напомним лишь основные вехи его жизни.

Когда умер Василий, Ивану было три года; спустя пять лет, в 1538 г., умерла Елена Глинская. Существуют предположения, что активно вмешивавшаяся в политическую жизнь мать Ивана была отравлена. Осиротевший отрок оказался свидетелем непривлекательной и жестокой борьбы группировок, претендовавших на первенство, - Глинских, Шуйских, Бельских. На княжича не обращали внимания. Впоследствии Иван вспоминал о пренебрежении своего опекуна (см. ниже). Во время очередной дворцовой «замятни» заговорщики во главе с Иваном Шуйским ворвались «в постельные хоромы не по времени, за три часы до света», немало напугав тринадцатилетнего Ивана. Год спустя любимца Ивана - боярина Воронцова избили тут же во дворце, разорвали на нем одежду, пиная, стащили с сеней на площадь. Лишь заступничество Ивана спасло ему жизнь, Воронцов был сослан в Кострому. В 1546 г. толпа недовольных пищальников (воинов, вооруженных пищалями) попыталась прорваться с челобитьем к Ивану, ехавшему на охоту; охрана великого князя их задержала, в схватке погибло несколько человек. Обвиненных в подстрекательстве к мятежу казнили, хотя, разумеется, от имени Ивана расправлялись со своими соперниками очередные временщики.

В 1547 г. Иван был венчан на царство. Это было официальное принятие нового титула, хотя в документах царем именовался уже Василий III. В том же году Иван женился на Анастасии Романовне Захарьиной, дочери боярина. Этот брак некоторые княжеские фамилии расценили как бесчестие, ибо Иван женился «на рабе своей».

1547 г. был зловещим: трижды горела Москва, причем во время последнего, июньского пожара сгорело 25 тысяч дворов и погибло, по подсчетам летописца, 1700 человек.

Начиная с 1549 г. вокруг Ивана группируются его единомышленники и помощники, которых впоследствии Андрей Курбский назовет «Избранной радой». Это был окольничий Алексей Адашев, думный дьяк Иван Висковатый, митрополит Макарий, священник Сильвестр. Началась пора реформ, направленных на укрепление самодержавной власти царя.

В 1552 г. русское войско, возглавлявшееся самим царем, осадило и взяло Казань. Казанское ханство было ликвидировано. Казань включена в состав Руси, угроза татарских набегов с востока навсегда миновала.

В следующем году Иван тяжело заболел, и в какой-то момент его смерти ожидали с часу на час. Царь потребовал, чтобы бояре присягнули его сыну Дмитрию (в том же году младенец Дмитрий умрет). Но у него оказался сильный соперник - двоюродный брат Ивана, князь Владимир Андреевич Старицкий. Мнения бояр разделились, как писал впоследствии царь, многие из них «восшатались, как пьяные, решили, что мы уже в небытии, и, забыв наши благодеяния, а того более - души свои и присягу... решили посадить на престол нашего отдаленного родственника». Эти колебания у своей постели Иван припомнит впоследствии и жестоко отомстит как тем, кто действительно колебался в признании Дмитрия наследником, так и тем, кого Ивану было выгодно объявить своим недругом.

В 1558 г. началась война в Прибалтике: Иван намеревался присоединить к Руси Ливонию и открыть стране выход в Балтийское море. Царь рассчитывал опереться на местное население, которое получило от Русского государства различные льготы и освобождалось от власти немецких феодалов. Хотя на первых порах русские добились существенных успехов, продолжавшаяся до начала 80-х гг. война не принесла ничего, кроме огромных жертв, истощения казны и потери авторитета. По договорам, заключенным с Польшей и Швецией, Иван не только утратил Ливонию, но даже часть исконно русских земель: в руках государства остался лишь небольшой участок побережья Финского залива у устья Невы.

В начале 60-х распалась «Избранная рада», в заточение были отправлены бывшие сподвижники царя. Умерла любимая жена Ивана - Анастасия, и царь вступил в брак с кабардинской княжной Темрюкой, получившей при крещении имя Марии.

Резкий поворот во внутренней политике царя совершился в 1565 г. Иван неожиданно покидает Москву, объясняя свой отъезд гневом на своих подданных за то, что они «людям многие убытки делали и казны его государьские тощили», бояре же и воеводы «земли его государьские себе розоимали и другом своим и племени...раздавали». Правда, царь объявил в грамоте, направленной купцам и всему «крестианству града Москвы», что на них у него «гневу... и опалы никоторые нет». Когда же ему била челом присланная из Москвы депутация, умоляя царя вернуться и поступать как угодно, а «хто будет ему, государю, и его государству изменники и лиходеи, и над теми в животе и в казни его государская воля», Иван не преминул воспользоваться полученным «разрешением». Он объявил о создании «опричнины» - выделил значительные территории, на которых получали наделы служащие его царского двора - опричники, составившие военный корпус царя.

Сначала опричиков было 570 человек, затем их число выросло до пяти тысяч. В стране развязывается неслыханный террор: массовые казни, высылка из городов центральной России на далекие окраины. Пора жестоких расправ продолжалась несколько лет. В 1565 г. были казнены опытный воевода, герой взятия Казани - князь А. Б. Горбатый с пятнадцатилетним сыном, окольничий П. П. Головин, посажен на кол Д. Ф. Шевырев. В 1568 г. убит боярин И. П. Федоров-Челяднин, человек безупречной репутации и огромного авторитета. Тогда же казнены 150 его дворян и слуг. Были казнены бояре М. И. Колычев, М. М. Лыков, А. И. Катырев-Ростовский. В 1569 г. умерла Мария Темрюковна. Грозный обвинил в причастности к ее смерти своего соперника Владимира Старицкого и заставил его выпить яд. В 1570 г. опричники развязали кровавую резню в Клину, Торжке, Твери, Новгороде, жители которого были подвергнуты особенно изощренным издевательствам и мучениям. В Москве 25 июля на площади «у Поганой лужи» было казнено около 120 осужденных, и среди них - еще вчера влиятельнейшие люди: казначей Никита Фуников и канцлер Иван Висковатый.

В 1572 г. опричнина была отменена, а многие опричники сами казнены. Болезненно подозрительный, всюду ищущий заговорщиков царь вел переговоры о возможном отъезде в Англию. В 1575 г. Грозный неожиданно передал царский титул крещеному татарину Симеону, а себя стал именовать «удельным князем Московским», уничижительно называя себя «Ивашкой». С показным смирением Иван просит у Симеона той или иной «милости», в чем ничтожный и абсолютно неавторитетный Симеон, естественно, не смеет ему отказать. Иван вновь формирует опричное войско и обрушивает на исстрадавшуюся страну новые казни. Через год Симеон был тихо сведен с престола и отправлен княжить в Тверь, а Иван вернул себе прежний титул.

В 1581 г. гибнет старший сын Грозного - Иван. По. свидетельству современников, царь с завистью и тревогой следил за возраставшим авторитетом сына и часто ссорился с ним. Однажды, зайдя в покои сына, Грозный застал сноху - беременную Елену - в нижнем белье. Царь посчитал это грубым нарушением приличия и избил ее посохом; Иван, заступившийся за жену, был также избит. Елена на следующую ночь родила мертвого младенца, а Иван Иванович через несколько дней умер: то ли от нервного потрясения, то ли вследствие ранения в голову. Нелепая смерть, по существу, убийство сына потрясло Грозного: у него остался единственный наследник - слабоумный Федор (Дмитрий, сын от последней, седьмой жены царя Марии Нагой, еще не родился).

Последние годы Грозный стал часто болеть. Его терзали дурные предчувствия, и он призывал астрологов и колдуний, чтобы узнать свою судьбу. По свидетельству англичанина Джерома Горсея, лично знавшего царя, колдуньи верно предсказали день его смерти. Но Иван, казалось бы, и не думал умирать: он помылся в бане, приказал подать шахматный столик и стал сам расставлять фигуры, но вдруг внезапно ослабел, упал навзничь и вскоре испустил дух.

Иван Грозный, несомненно, укрепил самодержавную власть, ликвидировал саму возможность феодальной оппозиции, совершенствовал управление страной. Но нельзя забыть о другой стороне его царствования: кровавых репрессиях, жестоких казнях, опричном терроре. В вакханалии расправ погибли опытные полководцы, блестящие дипломаты, многомудрые дьяки. Меч опричнины рубил прежде всего головы наиболее авторитетных, влиятельных, умных. Был неизмеримо ослаблен интеллектуальный потенциал страны. В опричных погромах гибли не только князья и бояре, но и десятки тысяч далеких от высокой политики горожан, крестьян, воинов. Было подорвано хозяйство страны, разорены и пришли в запустение центральные районы России, по которым с наибольшей яростью прокатилась волна опричного террора. Таково было страшное наследие Ивана Грозного.

Иван Грозный был женат семь раз: на Анастасии Захарьиной-Романовой (в 1547 г.), на Марии Темрюковне (в 1561 г.), на Марфе Собакиной (в 1571 г.), Анне Колтовской (в 1572 г.), Анне Васильчиковой и Василисе Мелентьевой (в 1575 г.) и Марии Нагой (в 1580 г.). От Анастасии он имел сыновей Ивана (ум. в 1581 г.), Дмитрия (ум. в 1553 г.) и Федора, от Марии Нагой - Дмитрия.

Ист.: Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951; Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1978; Казанская история // ПЛДР: Середина XVI века. С. 300-565; Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным; Послания Ивана Грозного // ПЛДР: Вторая половина XVI века. С. 16-217; Андрей Курбский. История о великом князе Московском // Там же. С. 218-399; Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков // Там же. С. 400-477.

Лит.: Зимин А. А. 1) Реформы Ивана Грозного: Очерки социально-экономической и политической истории середины XVI в. М., 1960; 2) Опричнина Ивана Грозного. М., 1964; Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1975; Зимин А.А., Хорошкевин А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982; Кобрин В. Иван Грозный. М., 1989; Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XVI веке. М., 1990.

Федор Иванович (1557-1589). Ивану Грозному наследовал его сын, слабый телом и духом. По словам современника, «он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется... он прост и слабоумен... не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей» (Флетчер Д. О государстве Русском. СПб., 1906. С. 122). Естественно, что править Федор не мог. Государственные дела вел его шурин - брат царицы Ирины Борис Годунов, возведенный Федором в период коронации в высокий чин конюшего.

В годы царствования Федора вновь обострилась борьба политических группировок. Представители старой аристократии, оттесненные в последние годы правления Ивана Грозного его любимцами и временщиками, вновь подняли голову. Особенно яростным нападкам подвергся Борис Годунов, но ему удалось одержать верх в сложной политической интриге, когда оппозиция, возглавлявшаяся митрополитом Дионисием и влиятельным Иваном Петровичем Шуйским, потребовала от Федора развестись с Ириной, которую упрекали в бесплодии. Федор наотрез отказался, а Годунов свел с митрополичьего престола Дионисия. Обвиненный в измене и высланный в Белоозеро Иван Шуйский был пострижен в монахи и вскоре погиб при странных обстоятельствах. Федор не оставил завещания, что стало формальным поводом для смуты, начавшейся после его смерти.

Ист.: Иов. Повесть о житии царя Федора Ивановича // ПЛДР: Конец XVI- начало XVII века. С. 74-129.

Лит.: Скрынников Р. Г. Борис Годунов. Л., 1978.

Дмитрий Иванович (1583-1591). Младший сын Ивана IV от Марии Нагой едва ли заслуживал бы упоминания, если бы не его неожиданная смерть, послужившая основанием для появления самозванцев и породившая легенду о причастности к его смерти Бориса Годунова. Легенду, занявшую прочное место в отечественной историографии. Разыскания последних лет (в частности, работы Р. Г. Скрынникова) позволяют отнестись к версии убийства скептически.

Обстоятельства гибели царевича были выяснены специальной комиссией, в которую входили князь и боярин Василий Иванович Шуйский, митрополит Гелвасий, окольничий Клешнин и думный дьяк Вылузгин. Стоит отметить, что Шуйский был врагом Годунова и, вероятно, не стал бы оправдывать его, если бы нашел основания подозревать в причастности к гибели наследника престола. Но комиссия установила, что смерть произошла случайно: царевич «тешился» на дворцовом дворе (он жил в Угличе с матерью) игрой в «тычку» (в «ножички») со своими сверстниками. С Дмитрием случился припадок - мальчик был эпилептиком, - и он, упав, напоролся горлом на нож. Версия об убийстве возникла сразу же: мать царевича избила няньку Василису Волохову и стала кричать, что мальчика убил сын Волоховой Осип. Когда дьяк Углича Михаил Битяговский попытался предотвратить расправу над Волоховыми, толпа, возбужденная призывами Нагих - Марии и ее брата Михаила, - убила Битяговского, его сына и племянника, а также Осипа Волохова. Попытались обмануть и комиссию - ей был предъявлен измазанный куриной кровью нож, которым будто бы племянник Битяговского зарезал царевича. В действительности же вина лежала лишь на няньках и кормилицах, которые не успели прийти на помощь к бившемуся в припадке мальчику. После расследования Марию Нагую постригли в монахини, а ее братьев заключили в темницу.

Лит.: Скрынников Р. Г. Борис Годунов. Л., 1978. С. 67-84.

Из книги Иван Грозный. Кровавый поэт автора Бушков Александр

Ответ царя Ивана Васильевича Грозного Яну Роките Не хотел тебе отвечать, поскольку ты заявлял, что прения эти лишь ради спора, а не веры. Но мы научены Христом не давать святое псам и не метать бисер перед свиньями, не давать святого слова псам неверным <…> Немногое

Из книги Бояре Романовы в Великой Смуте автора Широкорад Александр Борисович

Глава 2 Брачные хлопоты царя Ивана Васильевича У Федора Кошки было четверо сыновей – Иван, Федор Гол-тяй, Александр Беззубец и Михаил Дурной. Однако продолжили род лишь старший Иван и младший Александр Без-зубец. Последний имел троих сыновей и два десятка внуков и

Из книги Опричнина и «псы государевы» автора Володихин Дмитрий

Опричнина глазами царя Ивана Васильевича Светлые церкви Господни блещут золотыми крестами. Редкие тучки плывут по высокому чистому небу. С литургии выходит воинство, облаченное в одеяния цвета воронова крыла. Разбредается оно по застенкам, по пыточным палатам, и звучат

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 57. Детство и юность великого князя Ивана IV Васильевича Детство и юность Ивана Грозного. Елена Глинская. Боярские смуты. Шуйские и Бельские. Митрополит МакарийВеликий князь Василий III, умирая (1533), оставил двух сыновей, Ивана и Юрия. Старшему из них, Ивану, было всего три

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Потомки Ивана Калиты Семен Иванович Гордый (1340–1353 годы) При Семене, или, как его именовали, Симеоне с соседними князьями большой проблемы не было. Зато на Западе неожиданно образовался сильный враг – Литва. Литва номинально считалась вассалом хана, но в то же время

Из книги Время Ивана Грозного. XVI в. автора Коллектив авторов

Мать Ивана Васильевича После смерти мужа Елена Глинская осталась с малолетними детьми на руках (помимо Ивана у нее был еще и сын Юрий, или Георгий, больной и немощный). Наследником престола был Иван, и Елена Глинская стала править от его имени, опираясь на родню и

Из книги Полдень: Дело о демонстрации 25 августа 1968 года на Красной площади автора Горбаневская Наталья

Допрос свидетеля Стребкова Ивана Васильевича Стребков: Это было 25 августа с. г. Я нес службу на Красной площади, на патрульной машине. Около 12.00 получил команду в срочном порядке подъехать к Лобной части Красной площади. Когда подъехал, увидел очень много народу, толпу. Я не

автора Автор неизвестен

101. СУДЕБНИК ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА (1550 г.) Владимирский-Буданов, «Хрестоматия по истории русского права», г. II.Лета 7058 месяца июня в… день царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руссии с своею братьею и бояры сесь судебник уложил: как судити бояром и окольничим, и

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

110. ПОСЛАНИЕ ЦАРЯ ИВАНА IV ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО К КНЯЗЮ А. М. КУРБСКОМУ В 1564 г. князь Андрей Курбский изменил Ивану IV и бежал в Литовское великое княжество к польскому королю Сигизмунду Августу. Из ливонского города Вольмара он послал царю первое послание, обвиняя его в

Из книги Иван III автора Андреев Александр Радьевич

Договорные грамоты Ивана Васильевича III Печатается по изданию: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI веков. М, 1949. Договорная грамота Великого князя Иоанна Васильевича с Можайским князем Михаилом Андреевичем: о бытии им, детям и братьям их в вечном

Из книги Иван III автора Андреев Александр Радьевич

Новгородская повесть о походе Ивана Васильевича III на Новгород в 1471 году Печатается по изданию: Русские повести XV–XVI веков. М, 1958. В год 6979 (1471) впал князь великий Иван Васильевич во гнев на Великий Новгород, начал войско свое собирать и стал посылать на новгородские земли.

Из книги Иван III автора Андреев Александр Радьевич

Судебник Ивана Васильевича III 1497 года Печатается перевод на современный русский язык по изданию: Судебники XV–XVI веков. М, 1952. В сентябре 1497 года Великий князь всей Руси Иван Васильевич со своими детьми и с боярами установил, как судить боярам и окольничим.1. Суд

Из книги Иван III автора Андреев Александр Радьевич

Духовная грамота Ивана Васильевича III Печатается по изданию: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI веков. М, 1950. Духовная грамота (в копии) Великого князя Иоанна Васильевича: о разделе, по смерти его, всего движимого и недвижимого имения детям своим,

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

автора Киреевский Иван Васильевич

Из книги Том 1. Философские и историко-публицистические работы автора Киреевский Иван Васильевич

В 1490 г. умер старший сын Ивана III от первого брака, носивший тоже имя Иван. Возник вопрос, кому быть наследником: второму сыну государя – Василию или внуку Дмитрию, сыну умершего князя? Знатным, сановникам очень не хотелось, чтобы престол достался Василию , сыну Софии Палеолог . Покойный Иван Иванович титуловался великим князем, был как бы равным отцу, и потому сын его даже по старым родовым счетам имел право на старшинство. Зато Василий, со стороны матери, происходил от знаменитого царского корня. Придворные разделились: одни стояли за Дмитрия, другие – за Василия. Против Софии и ее сына действовали князь Иван Юрьевич Патрикеев и зять его Семен Иванович Ряполовский. Это были лица очень близкие к государю, и все важнейшие дела шли чрез их руки. Они и вдова умершего великого князя – Елена (мать Дмитрия) пустили в ход все меры, чтобы склонить государя на сторону внука и охладить к Софии. Сторонниками Дмитрия пущены были слухи, что Ивана Ивановича извела София. Государь видимо стал склоняться на сторону внука. Тогда сторонники Софии и Василия, по большей части люди незнатные – боярские дети и дьяки, составили заговор в пользу Василия. Заговор этот был открыт в декабре 1497 г. В то же время до Ивана III дошло, что какие-то лихие бабы с зельем приходили к Софии. Он пришел в ярость, жены и видеть не хотел, а сына Василия велел держать под стражей. Главных заговорщиков казнили мучительной смертью – сперва отрубили руки и ноги, а потом головы. Баб, приходивших к Софье, утопили в реке; многих побросали в тюрьмы.

Желание бояр исполнилось: 4 января 1498 г. Иван Васильевич короновал своего внука Дмитрия с небывалым торжеством, как будто в досаду Софии. В Успенском соборе среди церкви было устроено возвышенное место. Здесь поставлено было три стула: великому князю, внуку его и митрополиту. На налое лежала Мономахова шапка и бармы. Митрополит с пятью епископами и многими архимандритами отслужил молебен. Иван III и митрополит заняли свои места на возвышении. Князь Дмитрий стоял пред ними.

«Отче митрополит, – громко сказал Иван Васильевич, – издревле предки наши давали великое княжение первым своим сыновьям, так и я первого своего сына Ивана при себе благословил великим княжением. Волею Божиею он умер. Благословляю ныне старшего сына его, внука моего Дмитрия, при себе и после себя великим княжеством владимирским, московским, новгородским. И ты, отче, дай ему свое благословение».

После этих слов митрополит пригласил Дмитрия стать на предназначенное ему место, положил ему на преклоненную голову свою руку и громко молился, да сподобит Всевышний его Своею милостию, да живет в сердце его добродетель, вера чистая и правосудие и т. д. Два архимандрита подали митрополиту сначала бармы, потом Мономахову шапку, тот передавал Ивану III, а он уже возлагал их на внука. Вслед за этим последовала ектения, молитва Богородице и многолетие; после чего духовенство поздравляло обоих великих князей. «Божиею милостию радуйся и здравствуй, – провозгласил митрополит, – радуйся, православный царь Иван, великий князь всея Руси, самодержец, и с внуком своим великим князем Дмитрием Ивановичем, всея Руси, на многая лета!»

Затем митрополит приветствовал Дмитрия и произнес ему краткое поучение, чтобы он в сердце имел страх Божий, любил правду, милость и суд праведный и так далее. Подобное же наставление повторил внуку и князь. Этим обряд коронации и кончился.

После обедни Дмитрий из церкви вышел в бармах и венце. В дверях его осыпали золотыми и серебряными деньгами. Это осыпание повторялось у входа в Архангельский и Благовещенский собор, куда ходил нововенчанный великий князь помолиться. В этот день был устроен у Ивана III богатый пир. Но недолго радовались бояре своему торжеству. И году не прошло, как страшная опала постигла главных противников Софии и Василия – князей Патрикеевых и Ряполовских. Семену Ряполовскому отрубили голову на Москве-реке. По просьбе духовенства Патрикеевым была оказана пощада. Отца постригли в монахи в Троицко-Сергиевском монастыре, старшего сына в Кирилло-Белозерском, а младшего стали держать под стражей в Москве. Ясных указаний, за что государева опала постигла этих сильных бояр, нет. При одном случае только Иван III выразился о Ряполовском, что он с Патрикеевым «высокоумничал ». Бояре эти, видно, позволяли себе своими советами и соображениями надоедать великому князю. Несомненно также, что открылись какие-нибудь их козни против Софии и Василия. В то же время опала постигла Елену и Дмитрия; вероятно, участие ее в жидовской ереси тоже повредило ей. София и Василий опять заняли прежде свое положение. С этой поры начал государь, по словам летописцев, «не радеть о внуке», а сына Василия объявил великим князем Новгорода и Пскова. Псковичи, не зная еще, что Дмитрий с матерью попали в немилость, прислали просить государя и Дмитрия, чтобы они держали свою отчину по старине, не назначали бы отдельного князя во Псков, чтобы тот великий князь, который будет на Москве, был бы и во Пскове.

Эта просьба рассердила Ивана III.

«Разве я не волен в своем внуке и в своих детях, – сказал он в гневе, – кому хочу, тому и дам княжество!»

Двоих из послов он велел даже посадить в тюрьму. В 1502 г. было приказано Дмитрия и Елену держать под стражей, на ектениях в церкви не поминать их и не величать Дмитрия великим князем.

Отправляя послов в Литву, Иван наказывал им так говорить, если дочь или кто иной спросит о Василии:

«Пожаловал государь наш сына своего, учинил государем: как сам он государь на государствах своих, так и сын его с ним на всех тех государствах государь».

Посол, поехавший в Крым, должен был говорить о переменах при московском дворе так:

«Внука своего Дмитрия государь наш было пожаловал, а он стал государю нашему грубить; но ведь жалует всякий того, кто служит и норови т, а который грубит, того за что жаловать».

В 1503 году скончалась София. Иван III, чувствуя уже слабость здоровья, приготовил завещание. Василию между тем пришла пора жениться. Попытка женить его на дочери датского короля не удалась; тогда, по совету одного придворного, грека, Иван Васильевич последовал примеру византийских императоров. Ко двору велено было собрать на смотрины красивейших девиц, дочерей бояр и боярских детей. Собрано было их полторы тысячи. Василий избрал Соломонию, дочь дворянина Сабурова.

Этот способ женитьбы вошел потом у русских царей в обычай. Мало в нем было хорошего: при выборе невесты ценили здоровье да красоту, на нрав и ум не обращали большого внимания. Притом женщина, случайно попавшая на престол, часто из незнатного состояния, не могла держать себя, как следует настоящей царице: в муже она видела своего владыку и милостивца, была для него не подругою, а рабою. Равною с царем она никак себя не могла признать, и сидеть на престоле рядом с ним ей казалось некстати; но вместе с тем ей, как царице, не было ровни между окружающими. Одинокая в блестящих царских покоях, в драгоценных украшениях, она была словно заключенная; а царь, повелитель ее, был тоже одиноким на престоле. Нравы и порядки двора отзывались и на жизни бояр, и у них отдельность женщин от мужчин, даже затворничество, еще больше усилилось.

В тот же год, как совершен был брак Василия (1505), скончался Иван III, 27 октября, 67-ми лет от роду.

По завещанию все его пять сыновей: Василий, Юрий, Дмитрий, Симеон и Андрей получали наделы; но старшему назначено было 66 городов, самых богатых, а остальные четверо все вместе получили 30 городов; притом у них отнято было право в уделах судить уголовные дела и чеканить монету.

Стало быть, младшие братья Ивана III уж никак не могли называться государями; они обязывались даже присягой держать великого князя господином «честно и грозно, без обиды». В случае смерти старшего брата младшие должны были подчиняться сыну умершего, как своему господину. Таким образом устанавливался новый порядок престолонаследия от отца к сыну. Еще при жизни своей Иван Васильевич приказал Василию заключить подобный договор с Юрием, вторым сыном своим; притом в завещании говорилось: «Если кто из сыновей моих умрет и не оставит по себе ни сына, ни внука, то удел его весь идет сыну моему Василию, а меньшие братья не вступаются в этот удел». О внуке Дмитрии уже и не поминалось.

Все свое движимое имущество, или «казну», как тогда говорилось (драгоценные камни, золотые и серебряные вещи, меха, платья и проч.), Иван III завещал Василию.