Домой / Утепления / Греческий эпос. Илиада и Одиссея. Урок на тему: "Гомер. Краткий рассказ о Гомере. "Илиада" и "Одиссея" как эпические поэмы. изображение героев и героические подвиги в поэме "Илиада". описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни" Илиада гомера как ге

Греческий эпос. Илиада и Одиссея. Урок на тему: "Гомер. Краткий рассказ о Гомере. "Илиада" и "Одиссея" как эпические поэмы. изображение героев и героические подвиги в поэме "Илиада". описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни" Илиада гомера как ге

Билет 4. Греческий героический эпос и «Илиада»

Эпос, особенно ранний, в свом повествовании опирается на мифологические сказания. Это относится и к Гомеру, который сложил свои поэмы на основе мифов о Троянской войне. Однако Гомер не излагает нам все Троянские сказания, а выбирает отдельные события и героев и формирует на их основе цельное действие поэм. В результате «Илиада» становится поэмой о гневе Ахилла и последствиях этого гнева, а «Одиссея» -- повествованием о возвращении героя на родину. Эпический герой отличается цельностью и воплощает прежде всего мощь родоплеменного коллектива, которому беззаветно служит, проявляя силу, стойкость, отвагу. Особостью героев «Илиады» и «Одиссеи» является то, что посвящая свою жизнь служению народу, герой имеет четко выраженную индивидуальность и жизненную позицию.

Судьба, согласно представлениям Гомера, могущественна, и она даже выше богов, которые нередко предстают лишь как исполнители ее воли. Предопределенность своей судьбы ощущают Гектор, Ахилл и др. персонажи. Но судьба предопределяет человека не только к зависимости, но и к известной свободе, с которой деятельный, инициативный герой идет на встречу своей судьбе и даже вступает в борьбу о ней, уповая на то, что судьба может быть отсрочена, изменена к лучшему и т.д.

Сюжет «Илиады» восходит к мифам о Елене Прекрасной, дочери Леды и Зевса, похищенной у ее мужа Менелая, царя Спарты, сыном троянского владыки Приама Парисом. Первые песни «Илиады», излагающие всю прелюдию Троянской войны не сохранились. Поэма начинается с кульминации десятого года безуспешной осады Трои греками -- с гнева Ахиллеса. Трагические события войны осложняются еще и постоянным вмешательством богов в ход осады: боги -- главные действующие лица «Илиады»; они принимают активное участие в войне, поскольку у каждого и каждой из олимпийцев во враждующих лагерях находятся любимцы.

Чтобы отвести гибель от своих людей и союзников, Агамемнону приходится возвратить старцу Хрису его «милую дочь». Но предводитель греков Агамемнон совершает еще один опрометчивый проступок: он ссорится из-за другой пленницы с Ахиллом.

Ахилл -- главный герой ахейцев: по пророчеству, именно его участие в войне обеспечит победу данаям.

Гомер объясняет поступок Ахилла, который отказывается принимать участие в осаде, гневом. Но мы сегодня понимаем, что чувство это сложнее: в нем слились и обида, и гнев, и, наконец, то, что принято называть чертами эпического героя -- это особый склад характера, цельность в поступках и мыслях. В ожесточенных боях гибнут греки; троянцы с помощью богов одерживают победу за победой. Лишь гибель ближайшего друга, юного Патрокла, от руки троянского героя Гектора поднимает Ахилла на бой: мстя за Патрокла, он убивает Гектора на поединке; жестоко издевается над трупом убитого врага. Но и богоравный Ахилл подвержен человеческим чувствам. Он откликается на мольбы престарелого Приама, который просит вернуть ему тело сына для погребения. Ахилл вспоминает собственного отца Пелея: и с ним рядом нет сына, чтобы утешать старость. Гомер восхищается благородством души героя, который, отступив от мести троянцам, дает им передышку, чтобы оплакать и похоронить павших защитников Трои. «Илиада» заканчивается погребением двух героев-врагов: Патрокла и Гектора.

«Илиада» -- истинный героический эпос. Все герои поэмы -- и греки, и троянцы -- бесстрашны, наделены в полной мере мужеством и отвагой, воинским умением. Гомер изображает древних героев с любовью и почтением: ведь они не просто люди, они полубоги по происхождению и равны богам своими подвигами. В «Илиаде» поэт изображает множество образцов героизма; устойчивые эпитеты как один из признаков эпического размеренного и неспешного стиля характеризуют их наиболее выдающиеся качества. Так, например, Гомер в равной мере восхищается и многоумным Одиссеем, и могучим Аяксом Теламонидом, и мудрым старцем Нестором, пастырем гереннским, и бесстрашным конником Диомедом, страшным в битве на колесницах, и храбрым троянцем Энеем, сыном Афродиты, «предводителем троян», и многими другими.

Но идеалами являются Ахилл и Гектор. Первый -- гроза для врагов, опора и защита друзей; непоколебимый воин и нежный сын. Чувства Ахилла чисты и полны: он плачет от всего сердца по Патроклу, не забывает нанесенное ему зло, обидчив, как дитя. Но Ахилл прежде всего воин. Другое дело Гектор. Он не просто воин, он защита города и граждан, опора отцу Приаму и матери Гекубе на старости. Он любящий отец и муж. Сцена прощания Андромахи с Гектором, отправляющимся на бой, трогает до слез: маленький сын не узнает отца в шлеме и боевых доспехах, пугается и плачет. Гектор снимает шлем, и ребенок, узнав отца, смеется и тянется к нему. Андромаха задумчива и печальна: она предчувствует горестную судьбу мужа, свою и сына. Гектор -- герой, который лишен даже налета героического безумия. Он чувствует свою ответственность за народ, свой город, своих близких. Гектор не отвечает уговорам матери, отца вернуться за городские стены. Он принимает решение сражаться с Ахиллом, взвесив предварительно все возможности: он может уйти и спрятаться за вратами Трои, но это решение не для него -- ведь прежде, когда Ахилл только вступил в бой, он так не поступил и погубил безрассудством многих воинов. Идти к Ахиллу с просьбой оставить троянский берег, с обещанием вернуть Менелаю Елену и богатые дары за поруганную честь невозможно. Гектор, оставленный с помощью Аполлона, сражается до последнего вздоха: ему суждено умереть героем в поединке с величайшим героем Греции.

Люди не одиноки в огромном мире: мир населен богами, которые во всем подобны людям: они подвержены страданиям и душевным, и телесным; они ссорятся и мирятся между собой. Боги постоянно присутствуют в жизни гомеровских Героев, да и самого поэта. Недаром он постоянно обращается к покровительницам поэтов и поэзии Музам с просьбами дать слов и образов, чтобы описать грандиозные поступки великих героев.

Длительность всех событий в поэме -- 50 дней. Однако они все, в том числе и Троянская война, оказываются лишь фоном. Конфликт произведения: гнев Ахилла. Он участвует в войне только из-за своих амбиций. Кроме того он отлично знает свою судьбу. Перелом в повествовании происходит со смертью Патрокла. Гнев Асхилла заканчивается только тогда, когда он отдаёт тело Гектора. Затем следует эпилог.


Билет №4

1. Героический эпос. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Идейно – художественное своеобразие одной из поэм.

«Одиссе́я» - вторая (после Илиады) классическая поэма, приписываемая древнегреческому поэту Гомеру. Создана в VIII в. до н.э. Рассказывает о приключениях мифического героя по имени Одиссей (Улисс) во время его возвращении на родину по окончании Троянской войны, а также о приключениях его жены Пенелопы, ожидавшей Одиссея на Итаке.

Как и другое знаменитое произведение Гомера, «Илиада», «Одиссея» изобилует сказочными элементами, которых здесь даже больше (встречи с циклопом Полифемом, волшебницей Цирцеей, богом Эолом и т. п.). Большинство приключений в поэме описывает сам Одиссей во время пира у царя Алкиноя.

Главный герой

Хотя поэма - героическая, в образе главного героя героические черты - не главное. Они отступают на задний план по сравнению с такими качествами, как ум, хитрость, изобретательность и расчётливость. Основная черта Одиссея - непреодолимое желание вернуться домой, к семье.

Судя по обеим гомеровским поэмам, Одиссей - подлинно эпический герой и вместе с тем то, что называют «всесторонне развитой личностью»: храбрый воин и умный военачальник, опытный разведчик, атлет, первый в кулачном бою и беге, отважный мореход, искусный плотник, охотник, торговец, рачительный хозяин, а если надо, то и сказитель. Он любящий сын, супруг и отец, но он же и любовник коварно-прекрасных нимф Цирцеи и Калипсо. Образ Одиссея соткан из противоречий, гипербол и гротеска. В нём на первый план выделена текучесть человеческой природы, её способность к метаморфозам в вечном поиске все новых сторон бытия.

Одиссею покровительствует мудрая и воинственная Афина, а сам он подчас напоминает морского бога Протея своей способностью легко менять свой облик. На протяжении десяти лет возвращения домой он предстаёт мореплавателем, разбойником, шаманом, вызывающим души мёртвых (сцены в Аиде), жертвой кораблекрушения, нищим стариком и т. д. Чувствуется, что герой при этом как бы «раздваивается»: он искренне переживает гибель друзей, страдания, жаждет вернуться домой, но он и наслаждается игрою жизни, легко и искусно играет роли, предлагаемые ему обстоятельствами (человека по имени «Никто» - «оутин» в пещере Полифема, жителя Крита, обитателя острова Сира и пр.). В его личности и судьбе сплетаются неразрывно трагическое и комическое, высокие чувства (патриотизм, почтение к богам) и житейские прозаическое.

В соответствии с этой аксиомой герой и ведет себя подчас не лучшим образом: он жадничает, откладывает себе лучший кусок на пиру, ждёт подарков даже от Полифема, проявляет жестокость к рабам, лжёт и изворачивается ради какой-нибудь выгоды. И все же общий баланс и симпатия - в пользу Одиссея - страдальца, патриота и неутомимого путешественника, воина, мудреца, первооткрывателя новых пространств и новых возможностей человека.

1-я песнь. Начало повествования в «Одиссее» отнесено к 10-му году после падения Трои. Одиссей томится на острове Огигии, насильно удерживаемый нимфой Калипсо; в это время на Итаке за его жену Пенелопу сватаются многочисленные женихи, пирующие в его доме и расточающие его богатства. По решению совета богов, покровительствующая Одиссею Афина направляется в Итаку и побуждает юного одиссеева сына Телемаха отправиться в Пилос и Спарту расспросить о судьбе отца.

2-я песнь. С помощью Афины Телемах (тщетно пытавшийся удалить из своего дома женихов) тайно уезжает из Итаки в Пилос.

3-я песнь. Престарелый царь Пилоса Нестор сообщает Телемаху сведения о некоторых ахейских вождях, но за дальнейшими справками направляет его в Спарту к Менелаю.

4-я песнь. Радушно принятый Менелаем и Еленой, Телемах узнает, что Одиссей находится в плену у Калипсо. Меж тем женихи, испуганные отъездом Телемаха, устраивают засаду, чтобы погубить его на возвратном пути.

5-я песнь. С V книги начинается новая линия ведения рассказа: боги посылают Гермеса к Калипсо с приказом отпустить Одиссея, который на плоту пускается по морю. Спасшись чудом от бури, поднятой враждебным ему Посейдоном, Одиссей выплывает на берег острова Схарии, где живёт счастливый народ - феаки, мореплаватели со сказочно быстроходными кораблями.

6-я песнь. Встреча Одиссея на берегу с Навсикаей, дочерью царя феаков Алкиноя.

7-я песнь. Алкиной принимает странника в своем роскошном дворце.

8-я песнь. Алкиной и устраивает в честь странника пир и игры. На играх слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея.

9-я песнь. Одиссей наконец открывает свое имя и рассказывает о своих приключениях. Рассказы («апологи») Одиссея: Одиссей посетил страну лотофагов, питающихся лотосом, где всякий, вкусивший лотоса, забывает о родине; великан-людоед, циклоп Полифем, сожрал в своей пещере нескольких товарищей Одиссея, но Одиссей опоил и ослепил циклопа и спасся с прочими товарищами из пещеры под шерстью баранов; за это Полифем призвал на Одиссея гнев своего отца Посейдона.

10-я песнь. Одиссей продолжает рассказывать свои приключения. Прибытие на остров Эолию. Бог ветров Эол благосклонно вручил Одиссею мех с завязанными в нём ветрами, но уже недалеко от родины спутники Одиссея развязали мех, и буря снова отбросила их к Эолову острову. Но раздраженный Эол повелевает Одиссею удалиться. Людоеды-лестригоны уничтожили все корабли Одиссея, кроме одного, который пристал к острову волшебницы Кирки (Цирцеи), обратившей спутников Одиссея в свиней; преодолев чары с помощью Гермеса, Одиссей в течение года был мужем Кирки.

11-я песнь. Одиссей спускается в преисподнюю вопросить прорицателя Тиресия и беседует с тенями матери и умерших друзей.

12-я песнь. Затем Одиссей проплывает мимо Сирен, которые завлекают мореплавателей волшебным пением и губят их; проезжал между утесами, на которых обитают чудовища Сцилла и Харибда. На острове солнечного бога Гелиоса спутники Одиссея убили быков бога, и Зевс послал бурю, погубившую корабль Одиссея со всеми спутниками; Одиссей выплыл на остров Калипсо.

13-я песнь. Феаки, одарив Одиссея, отвозят его на родину, и разгневанный Посейдон обращает за это их корабль в утес. Превращенный Афиной в нищего старика, Одиссей отправляется к верному свинопасу Эвмею.

14-я песнь. Пребывание у Эвмея - жанровая идиллическая картинка.

15-я песнь. Возвращающийся из Спарты Телемах благополучно избегает засады женихов.

16-я песнь. Телемах встречается у Эвмея с Одиссеем, который открывается сыну.

17-я песнь. Одиссей возвращается в свой дом в виде нищего, подвергаясь оскорблениям со стороны женихов и слуг.

18-я песнь. Старик-Одиссей дерется с местным нищим Иром и подвергается дальнейшим издевательствам.

19-я песнь. Одиссей делает приготовления к мщению. Только старая няня Эвриклея узнает Одиссея по рубцу на ноге.

20-я песнь. Злые знамения удерживают женихов, намеревающихся погубить пришельца.

21-я песнь. Пенелопа обещает свою руку тому, кто, согнув лук Одиссея, пропустит стрелу через 12 колец. Нищий пришелец единственный выполняет задание Пенелопы.

22-я песнь. Одиссей убивает женихов, открывшись им, и казнит изменивших ему слуг.

23-я песнь. Пенелопа узнает наконец Одиссея, сообщающего ей известную лишь им двоим альковную тайну.

24-я песнь. Сценами прибытия душ женихов в преисподнюю, свидания Одиссея с его отцом Лаэртом и заключения мира между Одиссеем и родственниками убитых заканчивается поэма.

Героический гомеровский эпос

Героический эпос Гомера впитал в себя самые древние мифы и легенды, а также отразил жизнь Греции накануне появления классового общества.

Сейчас считается установленным, что примерно в XII веке до нашей эры племена ахейцев отправились под Трою в поисках новых земель и богатств. Ахейцы покорили Трою и вернулись на родину. Память о великом последнем подвиге ахейского племени жила в народе, и постепенно стали складываться песни о героях Троянской войны.

Когда же первенство в Греции получила Аттика и Афины, афиняне тоже связали с этой войной подвиги сыновей Тезея. Таким образом оказалось, что все греческие племена имели в гомеровском эпосе произведение, воспевавшее их общее великое прошлое, для всех одинаково дорогое и вечное.

Интересно также отметить, что гомеровский эпос отразил в себе еще более древнюю культуру, а именно культуру острова Крита. У Гомера можно найти много элементов быта, жизни общества, напоминающих об этой древней культуре. В критских надписях упоминаются имена героев, известных из эпоса Гомера, а также имена богов, всегда считавшихся чисто греческими.

Поэмы Гомера носят величественный, монументальный характер, присущий героическому эпосу. Однако в "Одиссее" много черт бытовых, сказочных, фантастических. Это и понятно, ведь "Илиада" посвящена войне, а "Одиссея" - превратностям человеческой жизни.

Сюжет "Илиады" связан с мифом о похищении троянским царевичем Парисом Елены, жены греческого царя Менелая, владетеля Спарты. Начинается "Илиада" с того момента, когда в греческом лагере на десятом году осады началась чума. Ее наслал бог Аполлон, покровитель троянцев, по просьбе своего жреца, у которого греческий вождь Агамемнон отнял дочь. Долгая речь жреца образна и ярка. Он просит об отмщении.

Так вопиял он; и внял Аполлон сребролукий!

Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом,

Лук за плечами неся и колчан со стрелами, отовсюду закрытый;

Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали

В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный.

Чтобы прекратить чуму, Агамемнон вынужден вернуть дочь отцу, но взамен отбирает пленницу у Ахилла. Разгневанный Ахилл, одержимый чувством горькой обиды, уходит в свой стан. Ахилл отказывается участвовать в осаде Трои.

Начинаются ожесточенные бои, в которых греки терпят от троянцев поражение. Тогда они посылают к Ахиллу послов (IX песнь), но безрезультатно; он отказывается принять участие в боях. Наконец, в XVI песне Патрокл, друг Ахилла, вступает в бой, так как не может больше видеть, как гибнут товарищи. В этом бою Патрокл погибает от руки троянского героя Гектора, сына царя Приама.

Только тогда Ахилл, мстя за друга, вступает в бой. Он убивает Гектора, жестоко издеваясь над его трупом. Однако старик Приам, отец Гектора, явившись ночью в палатку к Ахиллу, умоляет его вернуть тело сына. Ахилл, тронутый горем старика и вспоминая своего собственного отца, которого он никогда не увидит, возвращает тело Гектора и даже устанавливает перемирие, чтобы дать троянцам время оплакать погибших. Заканчивается "Илиада" погребением героев двух враждующих лагерей - Патрокла и Гектора.

Герои поэм мужественны и величественны. Они не знают страха перед врагом. И греки и троянцы изображены с большим уважением и любовью. Не случайно поэтому образцом героизма являются грек Ахилл и троянец Гектор. Ахилл - гроза для троянцев, суровый, непоколебимый воин. Он любит родину. Но в его душе живет и жалость к троянцу - старику Приаму, потерявшему родного сына. Он ощущает горечь своей собственной судьбы (ему суждено погибнуть во цвете лет). Он мстит за обиду, помнит зло, иногда плачет, как ребенок. Но основная линия его характера - это не знающий предела героизм и преданность общему делу. Замечательным примером великодушия Ахилла и вообще гуманизма древнего эпоса является сцена XXIV песни "Илиады", когда Ахилл отдает царю Приаму тело Гектора.

Говорит Ахиллес быстроногий:

"Старец, не гневай меня! Разумею и сам я, что должно

Сына тебе возвратить: от Зевса мне весть приносила

Матерь моя среброногая, нимфа морская Фетида.

Чувствую, что и тебя (от меня, ты, Приам, не сокроешь)

Сильная бога рука провела к кораблям мирмидонским...

Вместе с Приамом Ахилл сетует на тяжелую судьбу человека, вместе с ним оплакивает погибших; он разрешает Приаму двенадцать дней справлять тризну по Гектору и с богатыми дарами отпускает его в Трою.

Гектор - троянский вождь, главный защитник города. Он оставляет отца, мать, жену и ребенка, уходя в последний бой. Нежностью и беспредельной любовью овеяна сцена прощания Гектора с Андромахой и сыном. Мальчик плачет, испугавшись шлема отца. Гектор снимает с головы сияющий шлем, и ребенок смеется, тянется к нему. Задумчива и горестна мать. Она предчувствует гибель Гектора и скорбную судьбу сироты-сына. Со стены города смотрит Андромаха на последний поединок. Гектор, лишенный помощи богов, до последнего вздоха сражается с Ахиллом. Жизнь его отдана за родину.

В "Одиссее" изображаются события после разрушения Трои. Все герои вернулись домой, кроме Одиссея, царя острова Итаки. Он странствует десять лет из-за ненависти к нему бога моря Посейдона.

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который

Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,

Многих людей города посетил и обычаи видел,

Много и сердцем скорбел на морях, о спасеньи заботясь

Жизни своей и возврате в отчизну сопутников...

Начало "Одиссеи" повествует о последних событиях из семи лет странствий Одиссея, когда он жил на острове нимфы Калипсо. Оттуда по велению богов он отправляется на родину. Прибывает Одиссей на Итаку в XIII песне. Дома его ждут жена Пенелопа, осаждаемая женихами, и ставший юношей сын Телемак. Одиссей останавливается у свинопаса, потом подвидом нищего пробирается во дворец и, наконец, в союзе с верными слугами истребляет всех претендентов на руку Пенелопы, подавляет восстание родственников убитых и начинает счастливую жизнь в кругу своей семьи. Прекрасен образ жены Одиссея Пенелопы, верной, преданной и умной женщины. Двадцать лет Пенелопа растила сына и оберегала дом в отсутствие мужа.

Гомер так описывает радость Пенелопы, когда она удостоверилась, что перед нею действительно Одиссей:

Так веселилась она, возвращенным любуясь супругом,

Рук белоснежных от шеи его оторвать не имея

Силы. В слезах бы могла их застать златотронная Эос...

Общество, представленное у Гомера, - патриархальный род, который еще не знает классового расслоения. Цари трудятся наравне с пастухами и ремесленниками, а рабы, если они и существуют, являются пленниками, взятыми на войне, и не занимают еще униженного положения в семье. Одиссей сам себе строит плот, царевна Навзикая стирает белье. Пенелопа искусно ткет.

Вместе с тем появляется имущественное неравенство, вожди получают лучшую добычу, судьба рабов зависит от воли господина. Пенелопа, например, безжалостно грозит старой, верной своим господам няне; Одиссей предает провинившихся слуг жестокой казни; воин Терсит не без основания укоряет вождей в корыстолюбии, честолюбии и обвиняет их во всех тяготах войны. Однако его слова не находят сочувствия у воинов, так как они одержимы одной идеей - победить врага. Ради этого они готовы забыть обиды со стороны вождей.

Одиссей - храбрый воин, но вместе с тем опытный в жизненных невзгодах человек. Одиссей умеет сражаться не только оружием, но и умным словом. Если надо, он может обмануть и пойти на хитрость. Главное же в нем - любовь к родной земле, к жене и сыну, которых он не видит долгие годы. Ради них он даже отверг бессмертие, которое ему хотела подарить нимфа Калипсо.

В XIV песне "Одиссеи" говорится, что "люди разные бывают, одни любят одно, другие -другое". В гомеровских поэмах боги столь же разнообразны и интересны, как и люди. Здесь верная помощница греков, особенно Одиссея, мудрая Афина, здесь же коварный, мрачный Аполлон, защитник троянцев, и дикий, покрытый кровью бог войны Арес.

А вещи, окружающие людей? Они прекрасны и "священны". Каждая вещь, сделанная руками человека, хороша и является произведением искусства. Описанию щита Ахилла посвящаются сотни строк, тщательно описывается даже задвижка на двери дома Одиссея. Человек восхищен своим уменьем, своим искусством, своей активной деятельностью. Он не только воюет и разрушает, но стремится создать нечто нужное и вместе с тем прекрасное.

Особо стоит отметить язык поэм. Написаны они гекзаметром (шестистопным дактилем), который произносился несколько нараспев. Огромное значение имеют также постоянные эпитеты, развернутые сравнения и речи героев.

Постоянные эпитеты, например "тучегонитель" Зевс, "белолокотная" Гера, "среброногая" Фетида, большей частью сложны, несколько громоздки. Развернутые сравнения (битва, например, рисуется как бушующий пожар, буря в лесу, схватка диких зверей, разлив реки, прорвавший все плотины) замедляют повествование, как и речи, которыми часто обмениваются герои во время ожесточенной битвы. Замедленный темп повествования, его величественный характер расцвечиваются необычными красками в описании природы.

В поэмах каждая вещь зрима, ощутима и красочна. Море, например,"седое" в пене прибоя, "фиалковое" под синим небом, "пурпурное" в лучах заката. Даже земля в "Илиаде" "смеется" в блеске щитов и доспехов под весенним солнцем.

Таким образом, в гомеровском эпосе воплощена не только суровая героика войны, но и радость творчества, созидательного труда и мирной жизни, основанной на уважении к человеку, на пробуждении в нем лучших, гуманных чувств.

Поэтому-то гомеровский эпос по праву считается энциклопедией древней жизни.

(VIII в. до н.э.)

Гомеровский вопрос: личность Гомера и происхождение его поэм.

Социально-историческая основа героического эпоса: связь гомеровских поэм с эпохой, их породившей (эпохой перехода от общинно - родовой формации к рабовладельческой). "Эпос есть первый зрелый плод в сфере поэзии только что пробудившегося сознания народа. Эпопея может явиться только во времена младенчества народа, когда его жизнь еще не распалась на две противоположные стороны – поэзию и прозу, когда его история есть еще только предание, когда его понятия о мире суть еще религиозные представления, когда его сила, мощь и свежая деятельность проявляется только в героических подвигах" (В.Г. Белинский).

Мифологическая основа гомеровского эпоса - цикл сказаний о Троянской войне.

Переводы Гомера.

Гомеровский эпос: содержание и композиция. Художественное единство гомеровского эпоса.

Жанровая специфика гомеровского эпоса.

Понятие о героическом эпосе-эпопее (В.Г.Белинский "Разделение поэзии на роды и виды").

Поэмы Гомера как героический эпос :

1. универсальность и грандиозность образа мира (мир как Космос, Универсум, огромные народные массы, люди и боги – действующие лица эпопеи);

3. предмет изображения - событие общенародного, общенационального характера , которое "пробуждает, вызывает наружу и напрягает все внутренние силы народа", - Троянская война ("Гомер, не бывши современником Троянской войны... был полон гулом падения священного Илиона");

4. "абсолютная эпическая дистанция ", определяющая объективированный принцип изображения и особенности авторской позиции в эпопее, когда личностное, субъективное начало отступает на второй план ("все внутреннее глубоко уходит… во внешнее"), автор как бы "растворяется" в событии ("В эпопее господствует событие..."; "сам поэт еще смотрит на событие глазами своего народа, не отделяя от этого события своей личности").



5. тема героического подвига - основная в эпопее ("Во времена младенчества народа жизнь его преимущественно выражается в удальстве, храбрости и героизме");

6. герои эпопеи - "полные представители национального духа " ("герой преимущественно должен выражать своею личностью всю полноту сил народа, всю поэзию его субстанциального духа"); «завершенность » человека в эпосе (М.М. Бахтин: «…сплошь завершен и закончен. Он завершен на высоком героическом уровне… он весь здесь, от начала и до конца, он абсолютно равен себе самому»).

" Стилевое своеобразие гомеровского эпоса.

Принципы эпического стиля (по А.Ф.Лосеву) и их преломление в гомеровском эпосе.

1. Объективность повествования: картина мира предстает в героическом эпосе как объективная, существующая как бы вне и независимо от личного сознания художника. Отступления Гомера от принципа объективности повествования - непрямое, косвенное вмешательство автора в изображаемое (описание щита Ахиллеса, место этого эпизода в XVIII п. "Илиады").

2. Обстоятельная деловитость эпоса: любовное внимание ко всякого рода подробностям (в эпосе нет мелочей - все важно и значительно, всякая деталь несет на себе печать великого события, является принадлежностью героического быта).

У Гомера обстоятельная деловитость обусловливает частое обращение к приему ретардации (нарочитая задержка действия): прощание Гектора с Андромахой ("Илиада", VI п.), рассказ о том, как Одиссей получил шрам на ноге ("Одиссея", XIX п.) и др.

3. Отсутствие психологизма :

Внешнее изображение внутренних переживаний (плач Пенелопы в кладовой над луком Одиссея - "Одиссея", XXI п.);

Внешняя мотивировка поступков и чувств - всякое переживание, настроение, определяющее поведение человека, мыслится как вложенное в него богами (примирение Ахиллеса и Приама изображается как происшедшее по воле и при участии богов - "Илиада", XXIV п.).

Зарождение психологического анализа (сцена в палатке Ахиллеса – «Илиада», XXIV п.).

4. Традиционность и стандартность : только традиционное – предмет изображения в героическом эпосе (чем традиционнее, тем ценнее, эстетически значимее).

Гомер немыслим без стандартов: гекзаметр ("шестимерник" - древнейший античный размер, который художественно оформляется у Гомера, использовался главным образом в героическом эпосе), повторы, постоянные эпитеты.

Но и растущая индивидуализация изображения, связанная со стремлением Гомера передать свое отношение к происходящему: эпитеты, развернутые сравнения, выражающие отношение автора к войне; способы изображения героев поэм (в свете традиционного представления о героизме эпохи "младенчества народа" и в то же время наделены индивидуальными чертами и особенностями).

5. Монументальность изображения : "...надобно было, чтоб герои события представлялись в отдаленной перспективе, в тумане прошедшего, которые увеличили бы их естественный рост до колоссальных размеров, поставили бы их на котурны, облили бы их с головы до ног сиянием славы..." (В.Г.Белинский).

Гипербола как важнейший прием изображения в гомеровском эпосе (нарочитое преувеличение силы, размера, значения изображаемого). В то же время и снижение монументальности (ссоры героев и богов, история с Терситом).

6. Уравновешенное эпическое спокойствие как результат приобщения личности к общим закономерностям и высшим началам бытия («Илиада», XXIV п.: последствия гнева Ахиллеса исчерпаны, мертвые погребены, душа после бурь и катастроф очищается от всего мелкого, эгоистического).

Значение гомеровского эпоса в истории мировой культуры: "...Илиада" и "Одиссея", будучи национально греческими созданиями, в то же время принадлежат всему человечеству, равно доступны всем векам и всем народам... Греки эпохою своего младенчества выразили младенчество всего человечества, как полные и достойные его представители..." (В.Г.Белинский).

Литература

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т.5 М, 1954. С. 16-18, 32-39. Или: Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. Т.2. М., 1948. С. 14-16, 30-38.

Лосев А.Ф. Гомер. М.,1960.

Дополнительная литература

Сахарный Н. Гомеровский эпос. М., 1976 (ч.1. гл. V, IX, XI, ч. П, гл. IV).

Маркиш С. Гомер и его поэмы. М., 1962.

История всемирной литературы. Т. 1. С. 316-327.

Голинкевич Н.П. Читаем Гомера: Одиссея. М.,1996.

Гордезиани Р.В. "Илиада" и "Одиссея" - памятники письменности // Античность как тип культуры. М.,1988. С.146-166.

Полонская К.П. Поэмы Гомера. М., 1961.

Флоренсов Н.А. Троянская война и поэмы Гомера. М, 1991.

Шталь И.В. Гомеровский эпос: Опыт текстологического анализа "Илиады". М., 1975.

Шталь И.В. "Одиссея" героическая поэма странствий М.,1978.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.,1983.

Тема 4.

Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и дни»
(к. VIII - н. VII вв. до н.э.)

Социально-историческая основа дидактического эпоса : время распада общинно-родового строя, зарождение классового общества - рост социальных противоречий. Стремление приспособить старые идеалы (периода первобытнообщинного строя - героической эпохи) к потребностям нового времени. Превращение героических идеалов в поучения, наставления, мораль. Дидактизм, вызванный потребностями новой эпохи.

Гесиод - первый исторически реальный поэт Греции, представитель дидактического эпоса.

Поэма "Труды и дни " – первый памятник дидактического эпоса. Кодекс нравственных правил и хозяйственных наставлений. Попытка художественного осмысления мира и жизни с позиции свободного крестьянина-земледельца. Суровый характер миросозерцания, отличный от характера гомеровского мировосприятия (Сказание о пяти веках). Первая часть поэмы: автор увлечен этической задачей, его голос поднимается до высокой ноты обличения "царей-дароядцев" (Притча о соловье и ястребе). Вторая часть: звучит голос влюбленного в свою землю и природу крестьянина (описание летнего зноя - "В пору, когда артишоки цветут..."; описание зимы в Беотии).

Образ крестьянина в поэме: сметливый, дальновидный, расчетливый хозяин, весь жизненный уклад которого подчинен земледельческому труду, и поэт, философ-созерцатель ("Глядя в прозрачный источник с бегущею вечно водою...").

Стилевое своеобразие дидактического эпоса (в сравнении со стилем гомеровского героического эпоса):

Сухость и краткость (вместо эпического раздолья поэм Гомера, их многословия и обстоятельной деловитости);

Афористичность как следствие стремления автора к назидательности, моралистике;

Поэтическая зоркость и наблюдательность, мастерство в использовании гекзаметра (эпический стих, предназначенный для воспевания героев и сражений, приспособлен Гесиодом для передачи нового содержания, противоположного по своим идейным установкам содержанию гомеровского эпоса);

Простонародные элементы в языке (крестьянская ориентация автора).

Традиции дидактического эпоса Гесиода в "ученой" греческой поэзии александрийского периода и "Георгиках" Вергилия.

Литература

История всемирной литературы. T.I. C. 329-332.

Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод. М., 1956.

Билет 1

Структура древнегреческой мифологии. Основные типы мифов

1.Что такое миф и когда он возникает?

Возникновение мифологических представлений относится к очень ранней ступени развития человеческого общества. Мифология - мировоззрение общества эпохи охоты и собирательства, ранних форм земледелия. «Миф» - в переводе с древнегреческого «слово», «рассказ» это обычно повествование о богах, духах,обожествленных героях и первопредках. Но он никогда не рассматривается как вымысел, и первобытные народы строго отличают выдумки, служащие лишь для развлечения (сказки), или рассказы о подлинных событиях в родном племени и у чужих народов(легенды) от мифов. Честно говоря, иногда очень трудно провести границу между мифом и легендой. Например, мифы о Троянской войне и другие подобные мифы, впоследствии обработанные в форме эпоса, являются мифологизированными историческими легендами.

Социальная функция мифа - быть идеологическим оправданием и залогом сохранения существующего порядка в природе и в обществе. Как и в каждой мифологии оправдание существующего достигается тем, что возникновение предметов и отношений переносится в прошлое, когда особо почитаемые существа установили некоторый миропорядок. Миф рассказывается для того. чтобы вселить уверенность в прочности этого порядка, а иногда и процесс рассказа рассматривается как магическое средство воздействовать на сохранение этого порядка и нередко сопровождается магическими действиями или является составной частью культовой церемонии. Миф - «священная история» племени, и хранителями его являются общественные группы, которые призваны блюсти нерушимость существующих обычаев, - старики, на более поздних стадиях - шаманы, колдуны и т. п., в зависимости от форм социального расслоения.

2. Особенности мифологического мышления

Одной из важнейших предпосылок мифообразования является приписывание свойств человеческой психики предметам окружающей среды. (Например, понимание грозы как гнева Зевса). Причину всякой вещи усматривают в том, что кто-либо ее однажды создал или нашел. (Дионис идёт по свету и дарит людям вино, бедную хижину старика и старухи- Филемона и Бавкиды Зевс превращает в храм и т.д).Другая, не менее важная предпосылка мифообразования состоит в в неумении отличать существенные стороны вещи от несущественных: так, имя предмета представляется его неотъемлемой частью (Архана превращается Афродитой в паука, поэтому Архана по-гречески значит паук, история Мирры,сташей деревом. которое имеет сок- мирру). Первобытный человек считает возможным «магически» воздействовать на вещь, совершая какие-либо действия над частью вещи, над ее именем, изображением или сходным предметом. (Поэтому Одиссей и скрывает имя от Киклопа). Первобытное мышление вообще «метафорично»: оно допускает, что часть вещи, или ее свойство, или сходный предмет, рассказ о вещи, ее изображение или плясовое воспроизведение могут «заместить» самую вещь.(Превращение возлюбленной Аполлона в лавр, падение Фаэтона –причина засухи и т.д).

3. Особенности структуры древнегреческой мифологии:

Персонажи греческого мифа почти полностью очеловечены. Греки как и все народы мира прошли ту стадию когда в миологической системе ведущую роль играют животные, но от этих представлений остались лишь незначительные остатки. Для греков характерны две основные категории мифологических образов: «бессмертные» боги, которым приписывается человеческий облик и человеческие добродетели и пороки, смертные люди и герои, которые мылятся как старинные родо-племенные вожди, предки исторических существующих родовых объединений, основтели городов и т.д.
В греческой мифологии присутствует большая часть мифов характерных и для мифологий других народов и стран. Здесь есть мифы об образовании каких-либо предметов, которые называют этиологическими (например.миф об Нарциссе), мифы о создании мира – космологические(разделение Хаоса на небо и землю, мрак и свет), мифы о создании первых людей антропогонические (Девкалион и жена его Пирра по просьбе богов кинули камни и получили людей),мифы о звёздах и планетах – астральные(возникновение созвездия Стрелец),мифы о солнце и Луне, обычно необходимые для объяснения суточного цикла, приливов и отливов - солярные и лунарные (колесница Аполлона),мифы для объяснения времён года – календарные(про Деметру и Персефону), мифы, рассказывающие об уничтожении мира или его элементов – эсхатологические(гибель суши во всемирном потопе и т.д).
Но в основном греческое мифотворчество развивается в сказаниях об отдельных героях. Мифы героические часто строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть. (Мифы о Геракле, Персее,Тесее и т.д) Так же существуют близнечные мифы о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. (например.о Касторе и Полидевке).

Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную), но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. У неё есть периоды: древнейший хтонический (от греч. χθών земля и олимпийский. После мифология гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер и превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.

Билет 2

Особенности перехода от мифа к литературе .

1.Как миф превращается в литературу?

Древнейшая мифология в качестве некоего синкретического единства заключала в себе зародыши не только религии и древнейших философских представлений (формировавшихся, правда, в процессе преодоления мифологических истоков), но также искусства, прежде всего - словесного. Итальянский ученый Вико, автор «Новой науки»,в эпоху Возрождения создал первую серьезную философию мифа, где объяснял как миф превратился в литературу. Он утверждает, что героическая поэзия гомеровского типа, возникает из мифологии поскольку

первобытное мышление «метафорично»: оно допускает, что часть вещи, или ее свойство, или сходный предмет, рассказ о вещи, ее изображение или плясовое воспроизведение могут «заместить» самую вещь. (Превращение возлюбленной Аполлона в лавр, падение Фаэтона –причина засухи и т.д). Одной из важнейших предпосылок мифообразования является приписывание свойств человеческой психики предметам окружающей среды. (Например, понимание грозы как гнева Зевса). Мифам как и поэзии свойственно претворение общих представлений в чувственно-конкретной форме. Чрезвычайно интересна виконианская концепция развития поэтического языка из мифа («из божественных и героических характеров») и прозаического языка из поэтического, в частности мысли Вико о превращении метафор в языковые знаки, о языке символов в греческую эпоху. Со временем мифология стала рассматриваться не как способ удовлетворения любознательности первобытного человека. В некоторых мифах стали искать реальные исторические события. Делаются попытки мифологизации житейской прозы и постепенно возникает литература. Шеллинг тоже считал, что «мифология есть необходимое условие и первичный материал для всякого искусства...» и видел мифологию абсолютной поэзией. Он утверждал, что мифотворчество продолжается в искусстве и может принять вид индивидуальной творческой мифологии. Литература на протяжении своего развития длительное время прямо использовала традиционные мифы в художественных целях(Одиссея и Иллиада.Энеида и т.д).

2 Переход от поэтических форм к литературе.
Первоначальные поэтические формы, связанные с религиозной и бытовой практикой, упоминаются еще у Гомера. Древние комментаторы Гомера, так называемые схолиасты, на этом основании перечисляли такие виды этих песен, как пеанический, френвтический, гипорхематический, софронистический и энкомиастический.

1. Виды лирических песен.

Пеан является гимном в честь Аполлона. Из гимнов богам Гомер знает именно этот пеан. Упоминается он в "Илиаде" (I), где ахейские отроки поют его во время жертвоприношения по поводу прекращения чумы после возвращения Хрисеиды, и там (XXII), где Ахилл предполагает воспеть пеан по поводу своей победы над Гектором.

Френос (греч. threnos - плач), т.е. погребальная или заупокойная песнь, исполнялся над трупом Гектора и на торжественных похоронах Ахилла ("Одиссея",), где участвовали девять Муз, которые как раз и пели этот френос, причем погребальное пение всех богов и людей вокруг тела Ахилла.

Гипорхема - песня, аккомпанирующая танцу, возможно, упомянута в описании щита Ахилла (Ил., XVIII, 569-572), где под пение юноши и под его игру на форминге ведут веселый хоровод работники на винограднике.

Софронистическая (греч. sophronisma - внушение), т.е. нравоучительная песня, тоже прямо не упомянута у Гомера, но о ней можно сделать заключение на основании одного любопытного сведения (Од., III, 267). Здесь рассказывается о том, что Агамемнон, уезжая под Трою, оставил для присмотра за своей женой Клитемнестрой певца, который, видимо, должен был внушать ей мудрые наставления. Однако этот певец был выслан Эгисфом на пустынный остров и там погиб.

Энкомий - хвалебная песнь в честь славных мужей, поется Ахиллом, оставившим сражение и удалившимся в свою палатку (Ил., IX, 189).

Гименей - брачная песнь, сопровождает жениха и невесту в изображении брачного празднества на щите Ахилла (Ил., XVIII, 493).

Трудовая песня составляет постоянную особенность первобытного творчества и развивается раньше всяких других видов поэзии. Правда, Гомер, как певец военных подвигов, не оставил нам упоминания об этих песнях. Однако о них мы узнаем из последующей литературы. Такова, например, трудовая-песня в комедии Аристофана "Мир" (512-519), вполне напоминающая русское "Эх, ухнем!", или песня мукомолок на Лесбосе (Плутарх, "Пир семи мудрецов", 14), "Заговор гончара" и др.

Музыкальное сопровождение песни, а также частое танцевальное сопровождение есть несомненный остаток древней нераздельности всех искусств. Гомер рассказывает о сольном пении в сопровождении кифары или форминги. Ахилл в упомянутой выше сцене "Илиады" аккомпанирует себе на кифаре; так поют знаменитые гомеровские певцы Демодок у Алкиноя и Фемий на Итаке, так поют Аполлон и музы (Ил., I, 603).

2. Эпическая поэзия.

а) Героический древний эпос

представлял собой огромное, безбрежное творчество греческого народа, где "Илиада" и "Одиссея" находились среди необозримого количества всякого рода других сказаний.

Во-первых, на многочисленные эпические сказания указывает уже само содержание гомеровских поэм. В "Илиаде" рассказ начинается с гнева Ахилла, то есть здесь имеется в виду всего лишь только один эпизод из 10-го года Троянской войны, откуда вытекает, что должны были существовать какие-то сказания о предыдущих периодах этой войны и о ее подготовке, равно как и сказания об окончании войны и о взятии Трои.

Во-вторых, в "Илиаде" и "Одиссее" находятся и прямые указания на многочисленные эпические сказания (как, например, на сказания;: фиванского цикла с его героем Эдипом, на мифы о Геракле, аргонавтах и т. д.).

По мнению некоторых современных ученых, все известные нам из поэм Гомера указания на эпические героические сказания восходят еще к микенской Греции, ко второй половине II тысячелетия до н.э., к эпохе, предшествующей Троянской войне.

В-третьих,эволюция героического сказания коренится в культе героя. Смерть героя всегда переживалась как событие большой важности; и погребение героя обставлялось всегда максимально торжественно. Наилучшим примером такого погребения является погребение Патрокла (Ил., XXIII), которое сопровождается грандиозными атлетическими состязаниями в честь героя. Но и мусические состязания при погребении героя, хоровые и сольные, отнюдь не редкость. Погребение большого героя и даже простого смертного обычно сопровождается у всех народов плачами и причитаниями, которые исполнялись иной раз даже и профессиональными плакальщиками и плакальщицами. С течением времени эти плачи развивались в целые песни о жизни и подвигах героя, получали художественное завершение и в меру общественно-политической значимости героя даже становились традиционными.

Так, эпический поэт Гесиод рассказывал про себя, как он ездил в Халкиду на празднества в честь героя Амфидаманта, как он исполнял там в его честь гимн и как он получил за это первую награду ("Труды и дни") Известна хвалебная песня, которую сочинил Симонид Кеосский для празднества в честь фермопильских героев.


Постепенно песнь в честь героя получила свою самостоятельность. Уже не надо было обязательно на празднествах в честь героя исполнять подобного рода героические песни. Они исполнялись на пирах и собраниях обыкновенным рапсодом или поэтом, вроде гомеровских Демодока и Фемия. Эти "славы мужей" мог исполнять и даже непрофессионал, как, например, Ифигения на пирах своего отца Агамемнона, воспевая его подвиги (Эсхил, "Агамемнон", 242- 246), или Ахилл (Ил., IX).

Подобную же эволюцию можно проследить в эпосе о богах. Только здесь процесс его развития начинается не с культа умершего героя, а с жертвоприношения тому или иному божеству, сопровождаемого словесными высказываниями, достаточно лаконичными. Так, жертва Дионису сопровождалась экстатическим выкрикиванием одного из его имен - "Дифирамб". В дальнейшем, с ослаблением чисто культовой стороны, выделялась сторона словесная, расцвеченная более длинными рассказами о деяниях того или иного божества.

б) Негероический эпос

Что касается сказок, разного рода притч, басен, поучений, то они первоначально были не только стихотворными, но, вероятно, чисто прозаическими или смешанными по стилю. Проследить этапы их развития очень трудно, несмотря на распространенность этого жанра у греков.

Билет 3

Характерные черты героического эпоса в поэме Гомера «Илиада»

Гомеровские поэмы являются классическим образцом эпопеи, т. е. большой эпической поэмы, создающейся на основе фольклорного песенного творчества.Однако.поэма охраняет сумму художестенных приёмов,необходимых для фольклёрного бытования текста поэмы.Обычно поэмы пелись специальными сказителям – аэдами и сочинялись в процессе пения.что предпологает некоторые особенности создания произведения.
Характерным признаком эпического стиля является гекзаметр(шестистопный дактиль). Эпос отличается архаичностью языка. Традиционность и старинный стиль создавал для древнего грека еще и древнеионийский диалект с некоторой примесью эолийских форм", на котором слагались поэмы. Гомеровский язык отличается обилием гласных, отсутствием сложных в синтаксическом отношении фраз, заменой подчинения сочинением, что создавало большую певучесть и плавное течение речи.

Эпос отличается стиля, на которую обратила внимание уже античная критика. Греческий.писатель I в. н. э. Дион Хрисостом говорит: «Гомер все прославлял, животных и растения, воду и землю, оружие и коней. Можно сказать, что, стоит ему о чем-либо упомянуть, он уже не способен пройти мимо этого без хвалы и прославления. Даже того единственного, кого он хулил, Ферсита, он называет громогласным витией».

В стиле поэм сохранилось много элементов, восходящих к песенной, полуимпровизационной стадии развития эпоса. Сюда относятся так называемые типические места или поэтические формулы помогающие аэдам, повторяющиеся всякий раз, когда повествование доходит до определенной точки в описании боя, пира, плавания корабля и т. П.Вообще в поэмах много повторений. Повторяются не только эпитеты и типические места, но и целые речи. Высчитано, что в «Илиаде» и «Одиссее» число стихов, повторяющихся полностью или с небольшими отклонениями, достигает 9253, т. е. трети всего состава поэм. При устном исполнении такие повторы служат моментами отдыха и ослабления внимания для слушателей. В некоторых случаях повторяющиеся формулы необходимы для правильного понимания слышимого. В диалоге реплика всегда вводится формулой, указывающей, кому реплика принадлежит, например:

Быстро к нему обратяся, вещал Агамемнон могучий.

Такие формулы позволяют следить за движением диалога и предохраняют слушателя от ошибок.

Характерное для эпоса неторопливое, обстоятельное изложение, пересыпанное повторяющимися эпитетами и формулами, образует так называемое «эпическое раздолье».

Боги, люди, вещи- - все получает эпитеты: Зевс - «тучегонитель», Гера - «волоокая», Ахилл - «быстроногий», Гектор - «шлемоблещущий», копье - «длиннотенное», корабль - «красногрудый», море - «многошумное» и т. д. Количество этих эпитетов очень велико. Для Ахилла использовано, например, 46 эпитетов, Иногда эпитеты приобретают характер «постоянных», т. е. употребляются независимо от того, уместны ли они в данной связи: так, небо даже днем получает эпитет «звездного».

Повествование о мифологическом прошлом, претендующее на историческую достоверность, ведется в безличном тоне. Личность певца стушевывается перед «знанием», полученным «от Музы». Это не означает, что в поэмах совершенно отсутствуют высказывания и оценки певца, но их немного. Очень редко встречается даже прямая характеристика действующих лиц (так в отношении ненавистного поэту Ферсита). Герои характеризуются их собственными действиями и речами, или характеристика их вкладывается в уста других действующих лиц (например в сцене «смотра со стены»). Речи героев, диалоги или монологи, являются одним из излюбленных приемов характеристики в гомеровском эпосе, и техника их построения достигает очень высокого уровня; античная критика усматривала в Гомере предвестника позднейшей науки о красноречии, реторики. Особенной известностью пользовались речи и сцены посольства к Ахиллу (9-я книга «Илиады»).

Особого упоминания заслуживают гомеровские сравнения. Они развертывают перед слушателями целые картины, независимые от хода рассказа и далеко выходящие за рамки того образа, который послужил поводом для сравнения. Сравнение - традиционный прием народной песни, но в гомеровском эпосе оно получает особое применение и служит для введения материала, не находящего себе места в обычном ходе повествования. Сюда относятся картины природы. Описание природы, как фона для рассказа, еще чуждо «Илиаде» и только в зачаточном виде встречается в «Одиссее»; зато она широко используется в сравнениях, где даются зарисовки моря, гор; лесов, животных и т. д. Нередки сравнения из жизни человеческого общества, причем очень любопытно, что в сравнениях упоминаются такие черты быта и общественных отношений, которые устраняются из повествования о веке героев. В то время как эпос в общем рисует картину социального благополучия в героические времена, в сравнениях появляются неправедные судьи, бедная вдова-ремесленница, добывающая своим трудом скудное пропитание для детей. Особенно характерны сравнения для стиля «Илиады»; «Одиссея» пользуется ими горазд о реже.

См.Лекцию

Как мы узнали в результате многолетних раскопок, начатых в 1870 г. Генрихом Шлиманом и законченных перед второй мировой войной американским археологом Блегеном, примерно пять тысяч лет назад, около 3000 г. до н. э., на небольшом холме, расположенном в 5 – 6 километрах от южного берега пролива Дарданеллы, недалеко от входа в пролив из Эгейского моря, впервые поселились люди и построили крепость. Холм этот носит сейчас турецкое название Гиссарлык. Обитатели крепости контролировали торговлю по суше из Азии в Европу и обратно, держа в своих руках переправу через пролив. Постепенно развивавшееся мореплавание из Эгейского в Черное море также оказалось под контролем обитателей поселения-крепости. Множество золотых изделий, найденных при раскопках Шлимана, говорит об огромных по тем временам богатствах, накопленных в городе.

Около 1900 г. до н. э. холм и его окрестности захватило новое племя, выращивавшее лошадей, которых не знали их предшественники. Новые пришельцы строят крепость, большую по размерам и более могущественную, чем прежняя.

Около 1250 г. до н. э., если судить по археологическим данным, поселение снова было захвачено, разрушено и сожжено, а через некоторое время на холме селятся пришельцы из центральной Европы. Около 1100 г. до н. э. город постиг еще один пожар, и холм делается необитаемым на несколько сот лет.

Кто жил в этом городе, местоположение которого более всего соответствует Илиону, или Трое, как он изображен в «Илиаде»? Как называли этот город его жители, не оставившие каких-либо письменных памятников?

В середине II тысячелетия до н. э. земли на восток от Гиссарлыкского холма принадлежали могущественной хеттской державе. В анналах хеттского царя Тутхалийи IV, правившего примерно с 1250 по 1220 г. до н. э., упоминаются две местности, очевидно находившиеся на северо-западе Малой Азии, – Вилусия и Труиса: одно из этих названий, скорее Вилусия, вероятно, носил город на Гиссарлыкском холме, который греки впоследствии называли Илионом (в более древние времена Вилионом), или Троей. Из тех же хеттских анналов мы узнаем, что Вилусия входила в воевавшую против хеттов коалицию.

Захватить столь мощно укрепленное поселение могла либо регулярная армия, либо переселяющееся с женами и детьми воинственное племя, могущее обосноваться вокруг города и предпринять длительную осаду. Так как, по археологическим данным, пришельцы поселились лишь через некоторый промежуток времени после разрушения города, вероятнее всего предположение, что его взяло хеттское войско царя Тутхалийи IV: анналы дошли до нас не полностью, и о захвате Вилусии могло говориться в утраченной для нас части анналов.

Среди хеттских документов, найденных при раскопках хеттской столицы Хаттусас, обнаружен отрывок эпоса на лувийском языке, родственном хеттскому, в котором упоминалась «крутая Вилуса». Очевидно, судьба города на крутом холме Гиссарлык волновала народы хеттской державы, ибо только такие события находят отражение в героическом эпосе.

Однако не меньшее впечатление судьба Вилусии произвела на появившихся на Балканском полуострове около 1900 г. до н. э. и постепенно заселявших острова Эгейского моря древних греков. В XV в. до н. э. они обосновались прочно на юго-западной оконечности Малой Азии, основав город, который позднее назывался Милетом. Вскоре должны были они познакомиться и с Вилусией: когда в VIII в. до н. э. будет создаваться «Илиада», холм Гиссарлык будет покрыт развалинами и Гомер сможет систематически характеризовать троян как «конеборных», лишь опираясь на полутысячелетнюю традицию, запомнившую, что жители Вилусии выделялись среди соседних народов той ролью, которую у них играла лошадь. Отношения греческих племен, которые, очевидно, именовали себя ахейцами (ахайвой), с Вилусией, видимо, не были мирными: об этом свидетельствует само то обстоятельство, что осада Вилусии (в языке греков Илиона) и ее взятие оказались в центре греческой эпической традиции, ибо эта традиция, как показывает героический эпос шумеров и германцев, тюркских народов и славян, не строит своих сюжетов из ничего, всегда отправляясь от каких-то реально имевших место столкновений. Греки могли предпринимать и самостоятельные военные экспедиции против Валусии-Илиона (они едва ли могли закончиться взятием города), могли принимать участие и в войне, которую вел против Вилусии и ее союзников хеттский царь: хеттская держава находилась в оживленных сношениях с одним из ахейских греческих государств, которое именуется в хеттских текстах как Ахийава и находилось, скорее всего, на о. Родосе. Греки могли быть и в числе тех, кто поселился на Гиссарлыкском холме после разрушения города.

Пытаться извлечь из гомеровских поэм подробности исторических событий бесполезно; хотя героический эпос всегда отправляется от каких-то подлинных исторических фактов (и мы это можем доказать, когда в нашем распоряжении есть независимые свидетельства об этих событиях), эпос так трансформирует историческую реальность в духе своей специфической поэтики, что никакая реконструкция реальных событий на основе одного эпоса невозможна: мы не могли бы восстановить по русским былинам даже в общих чертах события истории Киевской Руси, если бы не знали их из летописей.

Лишь упоминание в хеттских текстах Труисы дает нам основание предполагать, что в греческую эпическую традицию о войне и взятии Илиона – Трои проникли также и какие-то отголоски военных событий, связанных с городом Труисой, сколько-нибудь отчетливо заметные лишь в необъяснимом иначе двойном названии осаждавшегося греками города – Троя – Илион.

Перейдем теперь от исторических событий к самой древнегреческой эпической традиции. Истоки ее восходят по крайней мере к началу III тысячелетия до н. э., ко времени, когда предки греков и других индоевропейских народов (в том числе, по-видимому, и обитателей холма Гиссарлык с 1900 по 1250 г. до н. э.) жили еще на их общей родине, скорее всего в наших северопричерноморских степях. Греки, когда они появились на Балканском полуострове в начале II тысячелетия до н. э., пели под аккомпанемент лиры песни о славных подвигах воителей прошлых веков. Завоевание Балканского полуострова и военные экспедиции II тысячелетия до н. э. сделались толчком для создания новых песен, вбиравших в себя древнюю традицию и приспосабливавших ее к новым обстоятельствам. При раскопках Пилосского дворца, разрушенного ок. 1200 г. до н. э., обнаружена фреска, изображающая сидящую фигуру, играющую на лире, очевидно, аккомпанируя себе, так как сольная игра на лире не была известна греческой традиции. Высказывались предположения, что на фреске изображено божество, но никому не пришло бы в голову вкладывать лиру в руки божества, если бы певец, аккомпанирующий себе на лире, не был привычной фигурой в микенском обществе. В гробнице микенской эпохи, раскопанной в Мениди, недалеко от Афин, обнаружены остатки шлема и двух лир; похороненный в ней человек мог быть в чем-то похож на гомеровского воителя Ахилла, певшего, сидя у себя в шатре, о («славных деяниях мужей» и аккомпанировавшего себе на лире.

Еще гомеровские поэмы, проникнутые духом новой эпохи, сохранят все же как обломок праиндоевропейского примитивного героического эпоса поразительное словосочетание «неувядающая слава», как сохранят его и священные гимны древнеиндийской «Ригведы». В середине II тысячелетия до н. э. в греческую эпическую традицию войдет и сохранится описание большого, «подобного башне», щита, закрывающего воина с головы по ног; к раннемикенской эпохе восходит и упоминаемый в «Илиаде» (Х, 261 – 271) кожаный шлем, украшенный кабаньими клыками. В послемикенские времена таких щитов и шлемов не было в употреблении, и Гомер мог знать о них лишь из поэтической традиции.

Героями эпических песен в микенское время делаются цари тогдашних государств, известных нам, как, например, Микенское и Пилосское царства, столицы которых предстали перед нашими глазами в результате археологических раскопок, и других, которые нам известны хуже или совсем неизвестны.

Но эпос избирателен в использовании исторических событий; из множества военных столкновений эпохи экспедиция под Трою, видимо, уже вскоре после самого события заняла важное место в эпической традиции, в репертуаре певцов-аэдов. Занявшие в конце концов второе место песни о походах на город Фивы в Средней Греции и об ужасной судьбе царя Эдипа, по-видимому, также восходят в своих истоках к Микенской эпохе.

Вскоре после гибели Трои страшная катастрофа постигла микенский мир. Дворцы Пилоса и Микен и Пелопоннесе были сожжены, уцелевший дворец в Тиринфе был покинут его обитателями. Египетские и хеттские источники говорят о нашествии доселе неведомых народов, потрясшем все восточное Средиземноморье. В микенскую Грецию вторгаются с севера снявшиеся с места под натиском соседей греческие племена эолийцев и дорийцев, жившие до сих пор родоплеменным строем где-то к северу от Балканского полуострова. Наступает эпоха послемикенского упадка. Изделия художественного ремесла становятся грубыми, примитивными. Сложная слоговая письменность микенских дворцов, так называемое линейное письмо Б, была забыта. Греки снова сделались бесписьменным народом – наступает эпоха, которую принято называть «темными веками». Жизнь греков приобретает формы, характерные для народов, живших родоплеменным строем и разрушивших более высокую культуру, как это сделали германцы во время великого переселения народов или предки индийцев арьи, разрушившие в XIV – XIII вв. до н. э. протоиндийскую цивилизацию. В центре интересов такого племени – военные экспедиции предводителей с их дружинами, захват и дележ добычи, героическая смерть в поединке с неприятелем, слава подвигов – при жизни и после смерти. Идеальной формой выражения идеологии такого общества является героический эпос: ею проникнуты песни древнеисландской «Старшей Эдды», индийская «Махабхарата», героический эпос тюркских народов.

Греки эолийского племени, жившие первоначально севернее, усваивают поэтическую традицию Микенской эпохи, объединяют ее со своей собственной: язык гомеровских поэм свидетельствует о том, что поэтическая традиция микенских времен дошла до Гомера через эолийских аэдов – творцов героических эпических песен первых послемикенских веков.