Домой / Отопление / Удивительная тайна блудова болота кладовая солнца. Срочно сочинение на тему тайна блудова болота кладовая. Изучение нового материала

Удивительная тайна блудова болота кладовая солнца. Срочно сочинение на тему тайна блудова болота кладовая. Изучение нового материала

Ответ оставил Гость

У камня, где отдыхали ребята, «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой: одна, хорошая, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, прямо». Это тоже сказочный прием: очень часто былинные и сказочные герои оказываются перед выбором (еще говорят: «на распутье»). Наши герои тоже делают свой выбор. Проявив упрямство, Митраша выбирает трудный путь, решает идти по слабенькой тропе, а Настенька - по плотной. Ребята поссорились, и вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. И «до того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему». Как в сказках действуют чудесные помощники (конь, добрая старуха, волшебница-жена) и злые силы, так и в «Кладовой солнца» на помощь детям приходит собака - «вернейший друг человека», а противостоит ей волк - злейший враг человека, «самой злобой своей обреченный на гибель». Не послушал Митраша благоразумной Насти, «не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань». А Настя, увлекшись сбором клюквы, не скоро вспомнила о брате, но, как и всякая сказка, сказка-быль М. М. Пришвина имеет счастливый конец. Митраша из-за своего упрямства оказался на Блудовом болоте, чуть не погиб, но ему помогла собака Травка. Ребята встретились и благополучно вернулись домой. С самого начала произведения мы попадаем в чудесный мир, где все живое взаимосвязано и где природа принимает самое непосредственное участие в судьбе героев. Сначала мы узнаем, что в селе осиротели двое детей. Но дети эти были «умненькие» и, главное, дружные, поэтому они быстро освоили премудрости сельской жизни. Они ухаживали за домашними животными, работали в огороде, а в ответ получали молоко и щедрый урожай. Однажды от людей они узнали, что клюква, которая перезимовала под снегом, становится очень вкусной, и, как только сошел снег, отправились на Блудово болото. Собираясь, дети вспомнили, Что слышали от отца о не известной никому палестинке, где растет самая-самая сладкая клюква. По пути дети должны были пройти само Блудово болото, о котором в народе ходила легенда о том, как лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня, и с тех пор ель и сосна растут вместе. И, когда ветер качает деревья, ель и сосна стонут, словно живые существа. Настя и Митраша присели отдохнуть у Лежачего камня, недалеко от этих деревьев. «Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи», что даже тетерев не обратил на них никакого внимания. Вокруг царила необыкновенная красота, и раздавалось только слабое пение птиц, «посвященное восходу великого солнца». А когда они собрались идти дальше, внезапно налетел ветер, рванул, ель нажала на сосну, сосна на ель, и деревья застонали. Как будто сама природа предостерегала детей. Собравшись идти дальше, ребята вдруг заметили, что «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой». Митраша, проверив по компасу направление троп, решил идти по более слабой, Настя - по другой, плотной тропе. Ребята стали спорить. И тут снова природа попыталась предостеречь ребят: «серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами». Злой ветер очень резко рванул, а сосна и ель, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали, как бы вторя спору брата и сестры. В то утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок. И действительно, дети оказались Оторваны друг от друга. Настя, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате. А он, позабыв, наверное, мудрую пословицу: «Не знавши броду, не лезь в воду», «оставил выбитую тропу человеческую и полез прямо в Слепую елань» (то же самое, что зимой в ПРУДУ прорубь). Хотя и благоразумная сестра предупреждала его, и трава белоус показывала направление обхода елани. Но на помощь снова пришла природа. Спасло детей то, что собака Травка, потерявшая хозяина и живущая теперь в лесу, не могла выносить жалобного плача «сплетенных навеки деревьев». мысленно представь себе две тропы и подумай: а не разъединят ли эти тропы тебя с кем-то, кто тебе очень дорог

Водопьянова Наталья Владимировна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Лицей №7

г. Кстово Нижегородской обл.

Игра проводится на заключительном уроке по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». Ученикам предстоит вместе с героями произведения отправиться к Блудову болоту

Чтобы пройти весь путь до конца, необходимо проявить наблюдательность, сообразительность, общую эрудицию, хорошее знание текста, умение работать в группах. Наградой за удачно пройденный участок пути будут целебные ягоды клюквы (каждый заработанный балл – это одна ягодка, ягоды рисуются красным мелком внутри корзинок, изображенных на доске), по итогам игры победители награждаются клюквой в сахарной пудре.

Подготовка к игре. Предварительно группа учеников получает задание проследить путь Насти и Митраши по Блудову болоту и составить карту. Под руководством учителя карта корректируется и оформляется на большом листе. Ученики делятся на две команды: команда Насти (девочки) и команда Митраши (мальчики).

1. Сборы в дорогу. Собираясь в лес, мы должны взять с собой самое необходимое. Составьте список вещей, которые взяли с собой Настя и Митраша. (Настя: полотенце, корзину, хлеб, молоко, картошку; Митраша: ружье, манки на рябчиков, компас, топор, сумку.)

2. Звонкая Борина. Путь Насти и Митраши лежал через Звонкую Борину. Какие деревья растут в Звонкой борине? (Сосны.) Какая птицы приветствовала восход солнца криком «Чуф! Ши!»? (Тетерев Косач.) Рассвет словно заворожил детей своей красотой, и они, затаив дыхание, наблюдали за восходом солнца. Найдите в описании утра известные вам тропы, которые помогают автору создать этот прекрасный пейзаж (за каждый троп команда получает один балл). Тексты на карточках:

1) «…Первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую Борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы».
2) «…Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост».
3) «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. ‹…›Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой».

3. Ссора у Лежачего камня. Присев на Лежачий камень отдохнуть, дети заспорили, по какой дороге идти дальше. Выполнять задание – разыграть спор между Настей и Митрашей – выходят по одному игроку от каждой команды (им выдаются детали костюма: платок, корзинка, фуражка, компас или др.). Представители команд отстаивают точку зрения своего героя. Побеждает тот, кто более убедителен в споре. Оцениваются артистичность, знание текста.

4. Елочки-старушки. На пути к палестинке Митрашу встретили елочки-старушки. Прочитайте их описание и определите, какую из них изобразили ваши соперники (по одному представителю от каждой команды выполняли домашнее задание – нарисовать одну из елочек-старушек, этот рисунок и вручается команде во время конкурса). Текст карточки:

«На этой подвижной земле, на тонком слое сплетенных между собой корнями и стеблями растений, стоят редкие маленькие корявые и заплесневелые елочки. ‹…› Чем старше старушка на болоте, тем кажется она чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть; третья присела зачем-то; четвертая стоя вяжет чулок. И так все: что ни елочка, то непременно на что-то похожа».

5. Лесные ягоды. Блудово болото, по которому мы продолжаем свой путь, богато разными ягодами. Узнайте ягоды по их описанию (текст на карточках):

1) «…Стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком ‹…› черные ягодки с черным пушком». (Черника.)
2) «…Кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито». (Брусника.)
3) «…Красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе». (Костяника.)
4) «…Ягода ‹…› прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. ‹…› Наклонишься взять одну, попробовать – и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими ‹…›. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод». (Клюква.)

6. Слепая елань. Мы с вами приблизились к очень опасному месту. Перед нами Слепая елань. Вопрос для ответа вы выбираете «вслепую» – сами вытягиваете себе карточку с вопросом:

1) Как внешне выглядела Слепая елань? (Она напоминала «…чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место».)
2) Почему трава белоус вырастает именно по краям тропы? (Когда человек проходит, оставляя след, вода собирается в ямку от следа, а на осушенной бровке вырастает трава.)
3) Почему лось легко мог перебежать через елань? («Тут лосю хорошо, у него страшная сила в длинной ноге, и, главное, он не задумывается и мчится одинаково и в лесу, и в болоте».)
4) Говоря о Митраше, попавшем в елань, рассказчик вспоминает поговорку старого Антипыча. Какую? («Не знавши броду, не лезьте в воду».)

7. Палестинка. В споре своем, по какой тропе идти, дети одного не знали: что большая тропа и малая, огибая Слепую елань, обе сходились вместе. И это место, спрятанное между кустиками можжевельника, и было как раз той самой палестинкой. «Палестинкой называют в народе какое-нибудь приятное местечко в лесу»,– поясняет Пришвин. Вот и на нашей палестинке собралось много всякой живности.

1) Что делал лось среди палестинки? («…Толстые губы чудовища пришлепнулись к дереву, и на нежной осинке остается узкая белая полоска: это чудовище так кормится».)
2) Почему вокруг черного пня собралось столько живых существ: ящерицы, бабочки, большие черные мухи и громадная гадюка в полметра длиной? (Черный пень «собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается», а потом долго сохраняет тепло, медленно остывает.)
3) На поляне появилась собака, но Настя не могла вспомнить ее точную кличку. Как она ее позвала? (Муравка.)

8. Травка. А как на самом деле звали собаку? (Травка.) Травку можно считать одним из главных персонажей сказки-были. Неизвестно, чем бы все закончилось, не появись она на краю Слепой елани. Эта собака заслуживает, чтобы мы обратили на нее особое внимание.

1) От какого слова образовалась первоначальная кличка собаки? (Затравка – травить.)
2) Как выглядела Травка? («Большая рыжая собака с черным ремешком по всей спине. У нее под глазами были черные полоски с загибом вроде очков. И от этого глаза казались очень большими…»)
3) «И вдруг… Ни гром, ни молния ‹…› – ничто, никакое чудо природы не могло быть больше того, что случилось сейчас для Травки в болоте…» Что произошло? («Она услышала слово человеческое – и какое слово!» – «Затравка!»)
4) Почему Травка признала в Митраше хозяина?

9. Путь домой. Вместе с героями мы благополучно возвращаемся домой. И напоследок несколько вопросов для самых внимательных:

1) В какое время года происходили эти события? (Весной.)
2) Сколько лет было Митраше в 1945 году? (13-й год: Митраша убил волка на 11 году жизни а через два года война закончилась.)
3) Кто рассказывает нам эту историю? (Геологи, приехавшие осваивать богатства Блудова болота.)
4) А какие богатства болота привлекли сюда геологов? (Залежи торфа.)

Обобщающая беседа по вопросам:
А какие еще богатства таит в себе Блудово болото?
Какой ценный урок преподнесло Блудово болото Насте и Митраше? А вам?
Каким людям Блудово болото открывает свои тайны?

Тайны Блудова болота
Литературная игра для учащихся 6 класса
по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Игра проводится на заключительном уроке по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». Ученикам предстоит вместе с героями произведения отправиться к Блудову болоту

Чтобы пройти весь путь до конца, необходимо проявить наблюдательность, сообразительность, общую эрудицию, хорошее знание текста, умение работать в группах. Наградой за удачно пройденный участок пути будут целебные ягоды клюквы (каждый заработанный балл - это одна ягодка, ягоды рисуются красным мелком внутри корзинок, изображенных на доске).

Подготовка к игре. Предварительно группа учеников получает задание проследить путь Насти и Митраши по Блудову болоту и составить карту. Под руководством учителя карта корректируется и оформляется на большом листе. Ученики делятся на две команды: команда Насти (девочки) и команда Митраши (мальчики). Одному представителю каждой команды дается творческое задание (см. пункт 4).

1. Сборы в дорогу. Собираясь в лес, мы должны взять с собой самое необходимое. Составьте список вещей, которые взяли с собой Настя и Митраша. (Настя: полотенце, корзину, хлеб, молоко, картошку; Митраша: ружье, манки на рябчиков, компас, топор, сумку.)

2. Звонкая Борина. Путь Насти и Митраши лежал через Звонкую Борину. Какие деревья растут в Звонкой борине? (Сосны.) Какая птицы приветствовала восход солнца криком «Чуф! Ши!»? (Тетерев Косач.) Рассвет словно заворожил детей своей красотой, и они, затаив дыхание, наблюдали за восходом солнца. Найдите в описании утра известные вам тропы, которые помогают автору создать этот прекрасный пейзаж (за каждый троп команда получает один балл). Тексты на карточках:

1) «…Первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую Борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы».
2) «…Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост».
3) «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. ‹…›Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой».

3. Ссора у Лежачего камня. Присев на Лежачий камень отдохнуть, дети заспорили, по какой дороге идти дальше. Выполнять задание - разыграть спор между Настей и Митрашей - выходят по одному игроку от каждой команды (им выдаются детали костюма: платок, корзинка, фуражка, компас или др.). Представители команд отстаивают точку зрения своего героя. Побеждает тот, кто более убедителен в споре. Оцениваются артистичность, знание текста.

4. Елочки-старушки. На пути к палестинке Митрашу встретили елочки-старушки. Прочитайте их описание и определите, какую из них изобразили ваши соперники (по одному представителю от каждой команды выполняли домашнее задание - нарисовать одну из елочек-старушек, этот рисунок и вручается команде во время конкурса). Текст карточки:

«На этой подвижной земле, на тонком слое сплетенных между собой корнями и стеблями растений, стоят редкие маленькие корявые и заплесневелые елочки. ‹…› Чем старше старушка на болоте, тем кажется она чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть; третья присела зачем-то; четвертая стоя вяжет чулок. И так все: что ни елочка, то непременно на что-то похожа».

5. Лесные ягоды. Блудово болото, по которому мы продолжаем свой путь, богато разными ягодами. Узнайте ягоды по их описанию (текст на карточках):

1) «…Стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком ‹…› черные ягодки с черным пушком». (Черника.)
2) «…Кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито». (Брусника.)
3) «…Красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе». (Костяника.)
4) «…Ягода ‹…› прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. ‹…› Наклонишься взять одну, попробовать - и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими ‹…›. Захочешь - и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод». (Клюква.)

6. Слепая елань. Мы с вами приблизились к очень опасному месту. Перед нами Слепая елань. Вопрос для ответа вы выбираете «вслепую» - сами вытягиваете себе карточку с вопросом:

1) Как внешне выглядела Слепая елань? (Она напоминала «…чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место».)
2) Почему трава белоус вырастает именно по краям тропы? (Когда человек проходит, оставляя след, вода собирается в ямку от следа, а на осушенной бровке вырастает трава.)
3) Почему лось легко мог перебежать через елань? («Тут лосю хорошо, у него страшная сила в длинной ноге, и, главное, он не задумывается и мчится одинаково и в лесу, и в болоте».)
4) Говоря о Митраше, попавшем в елань, рассказчик вспоминает поговорку старого Антипыча. Какую? («Не знавши броду, не лезьте в воду».)

7. Палестинка. В споре своем, по какой тропе идти, дети одного не знали: что большая тропа и малая, огибая Слепую елань, обе сходились вместе. И это место, спрятанное между кустиками можжевельника, и было как раз той самой палестинкой. «Палестинкой называют в народе какое-нибудь приятное местечко в лесу»,- поясняет Пришвин. Вот и на нашей палестинке собралось много всякой живности.

1) Что делал лось среди палестинки? («…Толстые губы чудовища пришлепнулись к дереву, и на нежной осинке остается узкая белая полоска: это чудовище так кормится».)
2) Почему вокруг черного пня собралось столько живых существ: ящерицы, бабочки, большие черные мухи и громадная гадюка в полметра длиной? (Черный пень «собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается», а потом долго сохраняет тепло, медленно остывает.)
3) На поляне появилась собака, но Настя не могла вспомнить ее точную кличку. Как она ее позвала? (Муравка.)

8. Травка. А как на самом деле звали собаку? (Травка.) Травку можно считать одним из главных персонажей сказки-были. Неизвестно, чем бы все закончилось, не появись она на краю Слепой елани. Эта собака заслуживает, чтобы мы обратили на нее особое внимание.

1) От какого слова образовалась первоначальная кличка собаки? (Затравка - травить.)
2) Как выглядела Травка? («Большая рыжая собака с черным ремешком по всей спине. У нее под глазами были черные полоски с загибом вроде очков. И от этого глаза казались очень большими…»)
3) «И вдруг… Ни гром, ни молния ‹…› - ничто, никакое чудо природы не могло быть больше того, что случилось сейчас для Травки в болоте…» Что произошло? («Она услышала слово человеческое - и какое слово!» - «Затравка!»)
4) Почему Травка признала в Митраше хозяина?

9. Путь домой. Вместе с героями мы благополучно возвращаемся домой. И напоследок несколько вопросов для самых внимательных:

1) В какое время года происходили эти события? (Весной.)
2) Сколько лет было Митраше в 1945 году? (13-й год: Митраша убил волка на 11 году жизни а через два года война закончилась.)
3) Кто рассказывает нам эту историю? (Геологи, приехавшие осваивать богатства Блудова болота.)
4) А какие богатства болота привлекли сюда геологов? (Залежи торфа.)

Обобщающая беседа по вопросам:
А какие еще богатства таит в себе Блудово болото?
Какой ценный урок преподнесло Блудово болото Насте и Митраше? А вам?
Каким людям Блудово болото открывает свои тайны?

Цели урока :

  • создать условия для формирования умений анализировать, сопоставлять, обобщать; раскрыть замысел писателя о единстве человека и природы;
  • создать условия для развития мыслительного и речевого навыков, а также творческих способностей учащихся;
  • воспитывать эстетический вкус, чувство восприятия прекрасного через общение с живописью и музыкой; воспитывать чувство любви ко всему живому на Земле, бережное отношение к природе.

Оборудование: репродукция картины И.И.Шишкина «Сосновый бор»; рисунки учащихся; музыкальное произведение Е.Доги «Лес».

Подготовительный этап урока: класс разбит на группы, каждая группа получила название и задания:

  • «Биологи» – рассказать о флоре и фауне леса около Блудова болота из сказки-были Пришвина «Кладовая солнца».
  • «Географы» – подготовить сообщения о торфяных болотах, о торфе как полезном ископаемом.
  • «Искусствоведы» – представить картину И.И.Шишкина «Сосновый бор».
  • «Художники» – изобразить в рисунках образы и эпизоды из сказки-были «Кладовая солнца».
  • «Актеры» – инсценировать отрывок из произведения Пришвина.
  • «Лингвисты» – дать толкование лексического значения слов, используя словарь.

Эпиграф к уроку:

Все прекрасное на земле – от солнца,
а все хорошее – от человека.
М.М.Пришвин

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Этап мотивации и целеполагания:

Вступительное слово учителя : Тема нашего урока и проста, и загадочна одновременно «Тайна Блудова болота». Обратите внимание на эпиграф к уроку. Наша задача – осуществить взаимосвязь между темой урока и эпиграфом. Нам известно, что Блудово болото находится в лесу, а лес, бесспорно, среди природы занимает особое место. «Лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание». (М.Пришвин.) Таким человеком, художником, чувствующим лес, умеющим передать не только красоту, но звуки и запахи леса, был И.И.Шишкин.

1) рассказ группы «искусствоведов» о художнике Шишкине и его картине «Сосновый бор»:

И.И.Шишкин – живописец лесов и долин – был необыкновенным знатоком и любителем леса. Он до совершенства знал анатомию деревьев разных пород. Смотришь на его «лесные» пейзажи и кажется: вы внезапно вошли в лес, ощущая аромат и свежесть. И.И.Шишкин – уроженец Вятской губернии, и в картинах своих изображает вятские хвойные леса. Одна из лучших картин художника называется «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872). На картине изображен глухой лес, ручей с темно-желтой водой, сквозь которую видно дно, усеянное камнями. Слева – высокая, упирающаяся в небо сосна; рядом – склонившаяся березка. Внизу под ними коряги, мхи, папоротники. Справа – под соснами, на пригорке – два медведя, один поглядывает на улей, привязанный к сосне. Рядом – сломанное дерево с вывороченным корнем. На заднем плане картины – лесная глушь. Над лесом голубое небо с легкими белыми облачками. Картина Шишкина придает бодрости, радости. Художник словно хочет сказать: «Что может быть лучше природы, такой, какая она есть. Ее не надо приукрашивать, она прекрасна сама по себе».

  • Какое отношение имеет картина Шишкина к теме нашего урока?
  • О чем будет наш урок? Что мы должны узнать нового? Чему научиться?

3. Изучение нового материала:

Задание 1: послушайте сообщения группы «биологов» и ответьте на вопросы:

История жизни ели и сосны, растущих вместе:

Лет двести назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.

  • Каков символический смысл истории жизни «несчастных деревьев»? В чем их несчастье?
  • Какие изобразительно-выразительные средства помогают «оживить» природу в сказке-были Пришвина?

История Серого помещика: (пересказ главы VІ сказки-были «Кладовая солнца»).

  • Почему волка в деревне называли Серым помещиком?
  • Каковы причины его злобы по отношению к людям?

Звучит музыкальный отрывок из произведения Е.Доги «Лес».

  • Что вы представили, слушая этот музыкальный фрагмент?

Описание тетерева:

…тетерев Косач…сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике,…Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост.

Завидев солнце над болотными жалкими елочками, он вдруг подпрыгнул на своем высоком мостике, показал свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья и крикнул:

– Чуф, ши!

По-тетеревиному, «чуф», скорее всего, значило солнце, а «ши», вероятно, было у них наше «здравствуй».

  • С какой целью так красиво описывает тетерева Косача автор?

Место произрастания клюквы:

Кто никогда не видал, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику, - та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички, черные ягодки с синим пушком. Также брусника, кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито. Еще растет в болоте голубика кустиком, ягода голубая, более крупная, не пройдешь, не заметив. В глухих местах, где живет огромная птица глухарь, встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. Только у нас одна-единственная ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто-то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими клюквинками. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.

  • Почему Пришвин дает описание ягод, растущих на болоте, и подробно рассказывает о клюкве?

Что же такое лес, по мнению писателя Пришвина?

(Ответы учащихся.)

Задание 2: послушайте сообщения группы «географов» и ответьте на вопросы:

Торфяное болото – что это такое?

При слове «болото» у большинства из нас возникают представления о гиблых, топких местах. Болотом называется такой переувлажненный участок земной поверхности, где произрастает характерная болотная растительность и происходит постоянное образование торфа. Характерной чертой болот является недостаток кислорода, поэтому отмершие растительные остатки очень долго разлагаются. Такие полуразложившиеся растительные остатки и называются торфом. Болота образуются в результате зарастания озер, застоя воды в местах выхода родников и при близком залегании грунтовых вод. Особенно много болот на Севере страны, так как количество выпадающих осадков превышает испарение.

Болота бывают низинными и верховыми. Типичным является верховое торфяное болото, покрытое кочками из болотной травы пушицы. На торфяном болоте можно встретить чахлые деревца сосны или березы, кусты багульника, ягоды брусники, голубики, клюквы. Верховые болота получают влагу в виде атмосферных осадков, поэтому почти лишены минеральных солей.

Болота имеют большое водоохранное значение: накапливая огромные запасы воды, они регулируют водный режим рек и поддерживают водный баланс территории. Болота – это гигантские фильтры, очищающие проходящие через них воды.

Неоценима роль российских болот для поддержания равновесия климата. Ученые подсчитали, что болота России поглощают столько углекислоты, сколько выбрасывают промышленные предприятия и транспорт.

Болота – это кладовые торфа, который является ценным удобрением, хорошим топливом и прекрасным теплоизолятором. Из торфа путем переработки получают торфяную смолу и торфяной воск. Известны обеззараживающие свойства торфа, поэтому на основе торфа производятся некоторые лекарства и проводится грязелечение – торфотерапия.

Торф – одно из тех полезных ископаемых, по запасам которого Россия занимает первое место в мире: запасы торфа насчитывают 160 миллиардов тонн, что составляет более 60% мировых запасов.

  • Почему образуются болота?
  • Почему торф – полезное ископаемое? Каково предназначение торфа?

Описание Блудова болота: (пересказ главы VІІІ сказки-были «Кладовая солнца»).

  • Почему болото, куда отправились дети, называется Блудовым?
  • Что такое елань? Почему она называется Слепая?
  • Докажите, что описание Блудова болота реально?

Сопоставьте слова «солнце – торф – болото». В чем их взаимосвязь?

(Ответы учащихся.)

Задание 3: посмотрите инсценированный эпизод «Настя и Митраша в лесу» из сказки-были Пришвина и ответьте на вопросы:

Отрывок из сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Настя – А почему это лыко называется волчьим?

Митраша – Отец говорил, будто волки из него себе корзинки плетут.

Настя – А разве тут есть еще волки?

Митраша – Ну, как же! Отец говорил: тут есть страшный волк Серый помещик.

Настя – Помню. Тот самый, что порезал перед войной наше стадо.

Митраша – Отец говорил: он живет на Сухой речке в завалах.

Настя – А нас с тобой он не тронет?

Митраша – Пусть попробует!

(Вдруг среди звуков леса послышался вой.)

Настя (испугавшись) – Митраша, что это так страшно воет вдали?

Митраша – Наверно, Серый помещик. Отец говорил, что волки воют весной, потому что им есть нечего. А Серый еще и один остался, вот и воет.

(Ребята подошли к развилке двух троп.)

Настя – По какой тропе нам идти?

(Митраша стал смотреть по компасу.)

Митраша – Мы пойдем на север по этой тропе.

Настя – Нет, мы пойдем вот по этой большой тропе, куда все люди идут. Отец нам рассказывал, помнишь, какое это страшное место – Слепая елань, сколько погибло там людей и скота. Нет, нет, Митрашенька, не пойдем туда. Все идут в эту сторону, значит, там и клюква растет.

Митраша – Много ты понимаешь! Мы пойдем на север, как отец нам говорил, там есть палестинка, где еще никто не бывал

Настя – Да это не тропа! Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умнее всех?

Митраша – Пусть все ходят. Мы должны идти по стрелке на север к палестинке.

Настя – Очень даже глупо нам по стрелке идти: как раз в самую Слепую елань угодим.

Митраша – Ну, ладно, я с тобой больше спорить не буду. Ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, а я пойду по своей тропке на север.

  • Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а покинули друг друга? Они ведь знали, что в лесу бродит безжалостный волк, а в болоте есть гибельное место.
  • Докажите, что автор не одобряет поведения Митраши и Насти.
  • Почему именно в тот момент, когда Настя забыла о брате, перед ней появилась собака Травка?
  • Как вы думаете, какую правду собирался перешептать Антипыч Травке, чтобы она передала ее людям?

В чем, по мнению писателя, проявляется великая мудрость человека?

(Ответы учащихся.)

Задание 4: послушайте выступление группы «лингвистов» и ответьте на вопросы:

В словаре С.Ожегова у слова «кладовая» имеется три значения:

  1. помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья;
  2. место хранения корма, запасов на зиму у животных;
  3. средоточие каких-либо скрытых богатств, ценностей.

По нашему мнению, третье значение слова подходит к теме урока. Многозначным является и слово «храм»:

  1. здание для богослужащих, церковь;
  2. место, внушающее благоговение;
  3. сфера высоких духовных ценностей.

Лес в сказке-были Пришвина – это храм, где происходит очищение от плохого.

  • В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Какие богатства подразумевает писатель?
  • Объясните символический смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».

4. Итог урока: прочитайте еще раз эпиграф урока и объясните смысл слов Пришвина.

Сказка-быль «Кладовая солнца» – это повествование не столько о полезных ископаемых, сколько о людях, о их доброте, верности, щедрости, любви, – одним словом, духовности, человеческом отношении друг к другу, к природе. Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека.

5. Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру в любом жанре по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца».

Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках русского языка и литературы как одного из условий деятельности учителя по введению новых образовательных стандартов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы)

Цель : знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Задачи : способствовать внедрению групповых форм работы на уроках русского языка и литературы как одного из условий деятельности учителя по введению новых образовательных стандартов

Как сделать урок ярким и запоминающимся? Как лучше всего организовать учебный процесс в связи с переходом на новые стандарты образования? Как добиться, чтобы школьники любили уроки русского языка, литературы и с удовольствием готовились к урокам? Каждый творчески работающий учитель задумывается над этими вопросами и находит свое решение.

Не секрет, что переход на новый стандарт образования требует от учителя определенной перестройки и методической, и психологической. Традиционный урок построен по принципу: «Делай как я – и все будет правильно». Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать вопросы, самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, учиться, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

Системно-деятельностный подход лежит в основе разработки стандартов нового поколения

Сущность деятельностного подхода в обучении заключается не в том, что ученику нужно предложить выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. При подобной организации деятельности отсутствует главное – личная инициатива. Когда задание «спущено сверху» и интересы-желания-потребности школьника никто не учитывает, возникает закономерный вопрос у ученика: «А зачем мне это надо? Почему я должен это делать?»

Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал

Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя (слайд 3)

  1. Мотивацию к учебной деятельности;
  2. Актуализацию знаний;
  3. Проблемное объяснение нового знания;
  4. Первичное закрепление во внешней речи;
  5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
  6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
  7. Рефлексию.

Мотивацию учения можно рассматривать как предпосылку, условие и как результат учебной деятельности. Учителю необходимо так организовать учебно-познавательную деятельность, чтобы учащиеся сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, решить проблему, применить полученные знания на практике. Для мотивации учащихся важно продумать начало урока, подобрать такие слова, цитаты из текста произведений, чтобы проблемы урока стали личностно значимы для ученика

Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.

Согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной в работе «Теория развивающего обучения», деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
  • планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
  • привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
  • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Важно развивать такие стороны: рефлексию, анализ, планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие. Таким образом, организация учебной деятельности на уроке построена с опорой:

  • на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы;
  • на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций;
  • на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач;
  • на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира.

Исходя из этого я разрабатываю систему заданий к урокам русского языка и литературы таким образом, чтобы каждый ученик, вне зависимости от успеваемости по предмету в системе традиционно -оценочной, смог реализовать свое «я», реализовать личностные возможности, о которых учитель может даже и подозревать. Раскрытие внутреннего потенциала каждого, самого нерадивого ученика - вот моя задача как учителя, вот почему я считаю, что СДП – это технология, абсолютно отвечающая духу времени, не нарушающая существующую урочную систему, но принципиально меняющую ее содержательную и процессуальную стороны.

Увеличение «продуктивности» обучения на уроках вижу в групповой форме работы (слайд 4) , которая дает возможность реализовать сотрудничество в педагогике. Основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме групповой мыследеятельности (ГМД), состоит в том, что обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой с того уровня (развитие потребностей – способностей), на котором находятся обучаемые. (слайд 5) Кроме того, групповая форма – одна из форм деятельностного подхода к обучению, психологическую основу которого составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности (слайд 6)

Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. (слайд 7)

Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие учеников в группе, надо целенаправленно формировать учебные группы, внимательно подбирать командиров (консультантов), способных планировать работу, налаживать контакты учащихся. Учитель должен учить школьников сотрудничать при разборе учебного материала, выполнении заданий, решении проблемных задач. Для успешной организации совместной учебной работы учащихся важно учитывать их взаимоотношения в неучебное время.

Вот несколько примеров проблемных (нестандартных) заданий для работы в группах, которые я использую.

Чтобы заинтересовать детей в самом начале урока, я использую прием «Удивляй» : универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Формирует:

  • умение анализировать;
  • умение выделять и формулировать главное

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Так, например, обобщающий урок по изучению рассказа В.Распутина «Уроки французского» я назвала « Подвиг или преступление»? (слайд 8) В 6в классе есть группы постоянного состава, и они сами выбирали задания –какой проблемой они будут заниматься обвинением учительницы и подбором фактов по этому аспекту или защитой преподавателя. В зависимости от желания детей, получились следующие группы: «Адвокаты» , «Обвинение», «Свидетели» и «Присяжные заседатели». (слайд 9) В каждой группе велась общая работа по поиску в тексте рассказа всего, что можно было использовать для подготовки материалов, отчетов в работе. Это и характеристика директора на учительницу, и письмо, которое мог бы написать мальчик уехавшей на Кубань преподавательнице, и даже показания соседа матери, водителя полуторки были написаны в ходе самостоятельного поиска всех материалов для так называемого следствия (слайд 10)

На уроке закрепления изученного по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» учащиеся сами выбирали, в какой группе они будут работать.

1. Репортаж с места событий

Одна группа, условно названная « Репортеры», выполняла задание написать репортаж с места событий в Блудовом болоте. Ребята сделали презентацию, в котором дали точные приметы пропавших детей, предложили создать поисковый отряд из жителей села и обозначили основные направления поиска.

2.Форма « Интервью»

Вторая группа « Интервьюеры» разрабатывала список вопросов Насте и Митраше таким образом, чтобы включить в него все наиболее значимые события из жизни героев. Впоследствии эти вопросы были заданы ученикам, играющим роль Насти и ее брата.

3. Киносценарий

Третья группа выбрала для себя задание составить киносценарий по эпизоду «Митраша и Настя на Блудовом болоте». Ребята рассматривали разные варианты «съемок», придумывали спецэффекты, составляли подробное описание того, что находится в кадре и как играть ту или иную сцену персонажам фильма.

4. Буклет

Четвертая группа самостоятельно определила для себя задание – составить буклет «Загадки Блудова болота», в котором школьники подробно описали само болото, ввели в презентацию личные иллюстрации, представили интерпретацию легенды.

5.Творческая мастерская

В пятой группе было всего два человека. Это дети, которые захотели написать стихи о главных героях. Вот что у них получилось.

6.Доклад о жанре «Сказка-быль в русской литературе»

Понятно, что это задание выбрали наиболее подготовленные ученики, обладающие филологическими способностями и умением работать со специальной литературой.

При изучении темы «Грядущие годы таятся во мгле…» Тема судьбы. («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкин), говорим в начале урока о том, что такое судьба. Шестиклассники уже задумываются над этим вопросом. Тема судьбы для них жизненно значима. А как решает эти вопросы Пушкин? Это поможет решить исследовательская работа в группах на уроке. Каждая группа написала коллективную работу «Что такое судьба в понимании А.С.Пушкина»

И пусть работы уч-ся еще не обладают достаточной глубиной и умением анализировать художественный текст, его философские аспекты. Но если бы проблема была дана традиционно, работы были бы гораздо менее эмоциональными и интересными.

Таким образом, работа в группах может быть как единой по форме задания, так и абсолютно разнообразной. Главное – дети могут и должны выбирать самостоятельно, и учитель обязательно должен учитывать желание каждого ребенка. Одна ученица пассивно отнеслась к заданиям на уроке расследовании « По следам Насти и Митраши». Она не хотела делать ничего из предложенного. Тогда я спросила ее, что бы она хотела сделать сама, исходя из изучаемой темы. Девочка подумала и сказала: « Можно я напишу стихотворение? Конечно. она его написала. И это было очень неплохое стихотворение. Вот чем еще замечательна работа в группах – она дает свободу для творчества и самовыражения детей. Алена не участвовала в общей работе, но она смогла выразить себя и свое отношение к прочитанному и получила хорошую оценку, похвалу от детей и учителя. На традиционном уроке она в лучшем случае просто бы пассивно просидела весь урок, ничего не делая. (слайд 11)

Активная форма работы в группах дает хорошие результаты. Чтобы быть точными при выполнении задания, все дети увлеченно читают и неоднократно перечитывают текст, разрабатывают планы, кто и за что отвечает в группах, результаты работы оцениваются самими учащимися во время урока. (слайд 12) (слайд 13)

На уроках русского языка групповая работа возможна на всех этапах освоения и закрепления изучаемого и изученного материала (слайды 15,16,17). Помимо традиционных форм, я использую нестандартные задания (слайд 17,18,19)

На уроках русского языка в 11 классе групповой метод незаменим при подготовке к ЕГЭ. Работая над выделением проблем текста, разные группы обозначают разные проблемы и работают по принципу, какая проблема в тексте мне ближе. Каждый из участников высказывает свое видение проблемы, все версии рассматриваются, и принимается решение, какую формулировку считать можно наиболее удачной. В таком же режиме прослушиваются комментарии по тексту, вырабатывается общее решение, что можно исключить, а что добавить в комментарии. Подбор аргументов –наиболее ответственный момент, и здесь учащиеся сами решают, какие произведения взять для аргументирования,. В процессе живого общения и взаимодействия снимается напряжение у тех, кто чувствует себя неуверенно один на один с сочинением – рассуждением. Итог такой работы гораздо продуктивнее, чем работа в одиночку или по указке учителя. Читая получившееся, опять-таки рецензируя самостоятельно (но под контролем учителя), обращаясь к словарям, Интернет ресурсам, прочитанным книгам, одиннадцатиклассники развивают не только коммуникативно-познавательные компетенции, но и снимают психологический дискомфорт, развитый у старшеклассников, не любящих писать сочинения. В итоге, такие учащиеся показывают лучшие результаты, обретают уверенность, что они смогут написать сочинение-рассуждение и успешно сдать экзамен.

Работа в группах на уроках русского языка приводит к более внимательному и бережному отношению к языку, слову, произведениям словесности, приучает учащихся более точно выражать свою мысль, развивает коммуникативные компетенции, служит мощным стимулом для развития креативных способностей учеников .(слайд 20)

Такая организация работы чрезвычайно эффективна и современна, отвечает потребностям и учащихся, и преподавателей. Активные формы и методы групповой работы опираются на главный принцип СДП - умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему . Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Литература

1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В . Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

2. Гузеев В.В . Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001.

3. Дьяченко В.К . Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии, 1997.

4. Дьяченко В.К . Сотрудничество в обучении. М., 1991.

5. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т. 2. / Под общ. ред. Л.И. Семиной. М.: Бонфи, 2002.

1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Как готовить учителей к введению ФГОС 70_Gba.zipАнализ урока\анализ урока - ZIP архив, размер исходных файлов 1 681 482 байт

2.Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс»: Из опыта работы / Авт. – сост. Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 160 с.

3. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2011.- 176 с.- (Стандарты второго поколения).

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.