Домой / Отопление  / Характеристика классно-урочной системы, ее достоинства и недостатки. Классноурочная система: достоинство и недостатки Классно урочная система ее достоинства недостатки

Характеристика классно-урочной системы, ее достоинства и недостатки. Классноурочная система: достоинство и недостатки Классно урочная система ее достоинства недостатки

Процесс обучения математике состоит из нескольких самостоятельных видов и форм занятий, в которых осуществляется взаимодействие учителя и учащихся. Поэтому, чтобы разумно организовать процесс обучения математике, надо разобраться, в сущности, и особенностях всех этих видов занятий.

Основным и главным видом является система . Кроме них, в состав учебного процесса обучения математике входят еще следующие виды занятий: домашняя работа учащихся; внеклассные формы занятий и работ; факультативы; внешкольные формы работы. Рассмотрим каждую из этих составных частей.

Уроки занимают в деятельности учителя и учащихся основное по времени и главное по значимости место. Классно-урочная форма организации учебного процесса, несомненно, имеет много достоинств: она экономична; она создает возможность для содержательного и интимно-личного общения учащихся между собой и, следовательно, удовлетворяет потребность учащихся в таком общении; Основоположник классно — урочной системы Я.А. Коменский исходил из положения о вредности индивидуальных различий в умственных способностях учащихся. Он писал, что развитие способностей это похоже на уклонение или недостаток естественной гармонии… Поэтому наш метод приспособлен для посредственных способностей, то есть он может сдержать более тонкие натуры и точно также побудить более медленных.

История школы, построенной на классно-урочной системе обучения , действительно свидетельствует, что такая система не способствует развитию индивидуальных способностей. Поэтому все чаще можно слышать слова резкого осуждения этой системы. Традиционный процесс образования сравнивают с заводом массового производства, который перерабатывает первоклассника в выпускника средней школы, а уже потом и в специалиста. Различные уровни одаренности молодых людей существуют не благодаря системе образование, а вопреки ей. То есть современное образование убивает таланты своей целью сообщить известную и одинаковую для всех сумму знаний.

М. Н. Скаткин, анализируя классно-урочную систему обучения, указывает и другой существенный ее недостаток, а именно, что эта система организует в основном индивидуальную познавательную деятельность и в ней почти не находится места для именно для коллективной работы. Он справедливо указывает, что так называемая фронтальная форма организации занятий на уроках создает лишь видимость коллективной работы; ученики работают рядом, но не вместе.

Мы знаем, что каждый индивидуально понимает объяснения учителя, также индивидуально решает поставленную задачу, как и все остальные. Видим, что есть общая цель, но нет подлинной коллективной работы - сложения усилий для ее достижения. И даже в случае, если какой-нибудь ученик решит помочь вызванному для ответа у доски товарищу, то за этот поступок - подсказку - он естественно будет наказан. Создается парадоксальное положение, когда школа должна воспитывать коллективизм, но в тоже время ученики почти лишены возможности элементов подлинного коллективизма. То есть человек это может понять только на работе, играх и развлечениях. Если, например, его заинтересует продажа квартир, то ему надо сотрудничать с дизайнером, строителем и т.д., что и подразумевает совместную работу.

Где же выход? Уже давно делаются попытки отказа от классно-урочной формы обучения и замены ее какой-либо другой. Но, как известно, все эти попытки ничего хорошего не принесли. Должно быть, выход состоит не в замене, а в усовершенствовании самой системы, как оправдавшей себя формы всеобщего обязательного обучения. Об этом читайте в следующей статье.

Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм , а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский .

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

– постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

– каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

– учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

– каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

– постоянное чередование уроков (расписание);

– руководящая роль учителя (педагогическое управление);

– применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной:

– при массовом охвате детей школьного возраста учебными занятиями данная система обеспечивает организационную четкость и непрерывность работы учащихся и стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;

– предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы школьников;

– обеспечивает возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы;

– создает благоприятные предпосылки дня взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся;

– экономична, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся.

Вместе с тем данная форма не лишена недостатков , снижающих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Классно-урочная форма организации обучения включает в себя наряду с уроком целый комплекс форм организации учебного процесса. К ним относятся: лекции, семинарские занятия, экскурсии, занятия в учебных мастерских, практикумы, формы трудового и производственного обучения, собеседования, консультации, экзамены, зачеты, формы внеклассной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы) и др. В рамках этих форм обучения может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.

Важнейшей особенностью перечисленных выше форм организации обучения является то, что на любой из них учащийся учится работать: слушать, обсуждать вопросы при коллективной работе, сосредоточиваться и организовывать свою работу, высказывать свои суждения, выслушивать других, аргументировать свои доказательства, составлять конспекты, компоновать тексты докладов, работать с источниками знаний, планировать свои действия, организовывать свое рабочее место и т. д.

При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступать в контакты с окружающей средой взрослых.

Форма обучения – это способ и характер взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся между собой. Исторически формы организации обучения формировались в недрах первых форм организации зарождающегося человеческого сообщества и его институтов воспитания. Самыми первыми формами организации обучения, исторически сложившимися, были коллективные и индивидуальные, просуществовавшие в разных вариантах до XVI в. Эти формы предполагали работу учителя либо с отдельным учеником индивидуально – на дому у ученика или на дому у учителя, либо с некоторым коллективом разновозрастных детей в различных условиях локации. Однако эти формы оказались неэкономичны и непригодны для системы массового образования, которые под воздействием становящегося машинного производства в XVII в. складывалась в качестве основы национальных систем образования в разных странах Европы. В новой Европе в условиях формирования национальных государств стремительно нарастала потребность в массовом образовании, что привело к появлению новой формы обучения – классно-урочной системе. Эта система просуществовала до нашего времени и остается основной формой организации процесса обучения в различного рода образовательных учреждениях.

Главные особенности ее и три важнейших теоретических элемента были сформулированы и обоснованы в XVII в. отцом дидактики Я. А. Коменским.

  • 1. Все ученики, наполняющие данный класс, должны быть примерно одинаковы по возрасту и уровню подготовленности.
  • 2. Основной формой организации является урок как законченная единица времени (40–45 мин).
  • 3. Все содержание образования делится на отдельные предметы, а весь период обучения – на учебные годы, четверти и дни, включая каникулы, сами же занятия ведутся по единому плану и расписанию.

Появление единой классно-урочной системы совершило революцию в организации системы образования, сравнимую по своему значению с изобретением колеса в технике, поскольку раскрыла возможности организации экономного обучения на основе принципов всеобщности.

До сего времени не стихают споры о достоинствах и недостатках классно-урочной системы среди и теоретиков, и практиков образования. Достоинства и недостатки классно-урочной системы представлены в табл. 3.5.

Таблица 3.5

Достоинства и недостатки классно-урочной системы

Именно указанные недостатки классно-урочной системы на протяжении уже нескольких столетий являются предметом критики и составляют почву для поиска новых форм обучения, которые начались уже в XVIII в. на основе развития достоинства данной системы. Одними из первых серьезных успехов достигли священник Белл и педагог Ланкастер, которые на основе введения новой организационной формы обучения – групповой – существенно увеличили достоинства классно-урочной системы за счет разрешения недостатков. Таким разрешением недостатков стало введение групповой формы поэтапного обучения группой старших школьников младших. Такая система давала возможность учителю обучать до 100 учеников единовременно, чем решала проблему массовости обучения на самом первом уровне элементарного обучения, но теряла в качестве на уровнях дальнейшего обучения. Сегодня ее отголоски проявляют себя в формировании новых форм дошкольного образования и школьного образования на основе организации разновозрастных групп.

Следующим этапом модернизации классно-урочной системы явилось создание мангеймской системы, время рождения которой – конец XIX – начало XX в. Ее отличительной особенностью стала дифференциация класса по составу учащихся с учетом уровня индивидуальных способностей и успешности учебной деятельности учеников. Появились основные классы для детей, имеющих средние способности, и другие классы для малоспособных, а над всеми этими классами располагались классы для наиболее способных, которые в будущем без всяких оговорок могут продолжать обучение на следующей ступени. Несмотря на справедливую критику, связанную с изолированностью учащихся каждой группы и искусственной задержкой развития тех детей, которые нс попадали в элитную группу, сам принцип коллективной дифференциации до сей поры является одной из форм организации обучения в современной системе образования. Эта организационная форма присутствует как в виде создания классов и школ для особо одаренных, классов и школ с углубленным изучением отдельных предметных дисциплин или научных направлений, классов и школ общего среднего образования, а также создания коррекционных классов и школ и системы специального образования.

В начале XX в. появилась новая форма организации учебной деятельности, автором которой стала ученица американского педагога и психолога Д. Дьюи Елена Парк- хест, разработавшая и реализовавшая в школе города Дальтон новую форму обучения – индивидуально-групповую (Дальтон-план). Наиболее значимыми элементами обучения в этой форме обучения оказались индивидуализированные лабораторные занятия, система которых позволяла приспособить теми обучения всех к реальным способностям учеников, приучала их к самостоятельности, развивала инициативу и вовлекала в поиски рациональных методов обучения. Всевозможные трансформации индивидуально-групповой формы обучения вскоре стали основой модернизации организационных форм обучения в разных странах:

  • – метод учебных единиц (за основу в качестве учебной единицы берется тема, а не время как форма организации и не урок как форма работы);
  • – бригадный метод (задания выполняются бригадой учеников совместно не только во время урока);
  • – метод проектов (в основе работы лежит выполнение практического задания как законченного индивидуального или совместного проекта);
  • – метод работы в динамических учебных парах (разные типы заданий выполняются изменяющимися по составу парами учащихся после их инструктажа педагогом в форме взаимного обучения учащихся).

Все эти формы по своей сути оставались вариациями классно-урочной системы, развивающими ее достоинства за счет разрешения тех или иных выявленных недостатков.

Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.

В процессе обучения идет индивидуальное развитие каждого ребенка. Постепенно ребенок выходит на индивидуализацию обучения, развивается в зоне его ближайщего развития. В этом образовательном процессе интенсивно формируется общеучебные умения и навыки учащихся и профессиональные умения педагога.

В любой образовательной системе есть свои достоинства и недостатки. На наш взгляд, недостатки классно-урочной системы:

    сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся;

    ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности;

    трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижения в умственном развитии учащихся;

    ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности;

    усреднение темпа прохождения учебного материала.

Как мы все знаем, в каждом классе есть дети с разными способностями. Учителям нужно и надо учитывать способности каждого и в то же время они должны обучать класс, как единую группу. Как бы учителя ни старались, это противоречие при классно-урочной системе остается неопределенным. Учитель должен стать наставником, консультантом, организатором учебной деятельности, который помогает ученику понять смысл целей, действий и результатов.

Достоинствами технологии являются:

    активность каждого ученика в постижении передаче знаний в процессе обучения;

    возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;

    сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;

    демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

Данная технология основывается на таких педагогических принципах:

    Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи. На уроках ученики общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке.

    Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик совершенствуется из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он – личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.

    Принцип коллективной деятельности. Каждый принимает участие в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.

Вопрос 3. Типы уроков, их структура (примеры, анализ).

Термин структура латинского происхождения, он означает взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение. Структура урока, т. е. взаиморасположение его составных частей, зависит от того, какое место он занимает в общей системе уроков по теме курса. Каждый урок представляет собой организационно, логически и психологически законченное целое.

Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что урок начинается и заканчивается в строго определенное время, ученики и учитель готовы к уроку, на всем его протяжении учеников умело, организуют на работу, время распределено четко и рационально.

Логическая целостность находит свое выражение в определенном содержании урока, расчлененном на отдельные вопросы, раскрывающие план темы, ее логическую структуру.

Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения цели, чувством удовлетворения от успешных результатов, желанием и стремлением дальнейшего продвижения. Иначе говоря, в учебной работе на уроке приведены в действие интеллектуальные, эмоциональные и волевые силы учащихся.

В хорошем уроке организационная, логическая и психологическая стороны взаимосвязаны. Однако в практике наблюдаются факты, когда урок организационно закончен, а логически и психологически не закончен (не сделан вывод, не сформулировано правило; учащиеся не были активными на уроке, у них не возникло ни вопросов, ни интереса к изучаемому, ни чувства учебного удовлетворения). Такой урок, конечно, нельзя признать хорошим.

Представляя законченное целое, каждый урок вместе с тем является звеном единой цепи уроков по теме учебного предмета. Поэтому для правильного построения любого урока необходимо осознать всю систему уроков по данной теме и место отдельного урока в данной системе. Это необходимо для того, чтобы видеть перспективу своей деятельности, четко представить логическое содержание, образовательное и воспитательное значение темы в целом и на этом основании определить основную дидактическую цель каждого урока, как будут конкретизированы образовательные и воспитательные задачи темы на каждом уроке.

Определить основную дидактическую цель урока - значит установить, чему в основном он будет посвящен - изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного материала. Урок может иметь и несколько дидактических целей. В зависимости от того, какая основная дидактическая цель решается на том или ином уроке, структура уроков, а следовательно, и типы уроков будут различны.

В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов уроков, но общепризнанной классификации нет, Все же большинство дидактов считают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока. Исходя из основной дидактической цели урока, можно указать такие типы уроков: объединенный, или комбинированный, урок; урок изучения нового; урок закрепления; урок повторения, или повторительно-обобщающий урок; урок проверки знаний, умений, навыков-контрольный, или учетный, урок.

    Объединенный, или комбинированный урок . На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников. В частности, своеобразие учебников математики состоит в том, что они построены поурочно, а главное-на каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний.

Структура уроков комбинированного типа может быть такой: 1) проверка домашнего задания, 2) подготовка к усвоению новых знаний, 3) объяснение нового материала, 4) закрепление изученного материала, 5) задание на дом.

Возможно и несколько другое расположение составных частей комбинированного урока. Например: 1) изучение нового материала, 2) закрепление изученного на данном уроке и ранее пройденного, 3) задание на дом, 4) подготовительная работа к изучению новой темы.

На уроке комбинированного типа его составные части-повторение или проверка, изучение и закрепление нового - по своему объему и времени представлены более или менее равномерно.

    Урок изучения нового . Уроки данного типа в чистом виде встречаются редко. Это объясняется своеобразием учебного материала и неустойчивостью внимания учащихся. Новый материал небольшими частями рассматривается почти на каждом уроке. Но бывают уроки, на которых изучение нового материала является основной дидактической целью. Этой работе отводится большая часть времени на уроке, все другие части урока также подчинены изучению нового. Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, необходимо включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяют те разделы и вопросы, которые подготавливают детей к восприятию нового материала. На таком уроке происходит и первичное закрепление изучаемого материала.

Структура данного типа урока такова: 1) повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых знаний, 2) сообщение темы и цели урока, 3) изучение нового материала, 4) проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление, 5) задание на дом.

Возможно и несколько другое расположение составных частей урока: 1) сообщение темы и цели урока, 2) изучение нового материала, 3) задание на дом, 4) проверка понимания учащимися воспринятого материала и его первичное закрепление.

    Урок закрепления , совершенствования и развития знаний, умений и навыков. Данный тип урока особенно характерен для построения учебного процесса в начальных классах. Это объясняется тем, что одной из основных задач начального обучения является: научить учащихся учиться, вооружить их определенными умениями и навыками. По новой программе в отличие от ранее действующей начальный этап формирования навыков иной. Так, например, вычислительные приемы раскрываются на основе осознания учащимися свойств арифметических действий, т. е. теоретические знания являются основой для выработки осознанных умений и навыков. Основное место на уроках данного типа занимает выполнение учащимися различных тренировочных упражнений, творческих работ. Упражнения предлагаются в определенной системе, основой которой является постепенное нарастание трудностей.

Структура этих уроков, как правило, следующая: 1) сообщение цели предстоящей работы, 2) воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий, 3) выполнение учащимися различных упражнений, задач, 4) проверка выполненных работ, 5) задание на дом (если это необходимо).

С целью развития знаний, умений и навыков на таких уроках иногда включаются элементы нового. С помощью специальных упражнений проводится подготовительная работа к изучению следующих тем. Но эти дидактические цели подчиняются основной дидактической цели урока-закреплению изученного.

    Повторительно-обобщающие уроки . Уроки данного типа проводятся в конце изучения темы, ряда тем, раздела курса.

Структура подобных уроков может быть следующей: 1) вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение изученной темы или тем, сообщает цель и план урока, 2) выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, 3) проверка выполнения работ и восполнение имеющихся пробелов, 4) подведение итогов.

    Контрольные уроки или учетные уроки. Основное место на таких уроках отводится либо письменной проверке - диктанту, сочинению, контрольной работе и т. п., либо устной проверке.

Структура данного типа урока близка к структуре уроков двух предыдущих типов. В конце урока, если проверка проводилась в устной форме, учитель, как правило, дает краткую характеристику знаниям, умениям и навыкам учащихся, указывает на достижения, недостатки и пути их преодоления. Если проверка проводилась в письменной форме, то последующий урок посвящается разбору контрольной работы.

Рассмотрение структуры уроков разных типов свидетельствует о том, что в тесной связи с постановкой основной дидактической цели создается структура урока. Она всегда целесообразна, никогда не может и не должна быть постоянной, превращающейся в шаблон.

Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном по рядке и режиме. В истории образования известны такие формы организации обучения: индивидуальное обучение, индивидуально-групповое, лекционно-семинарское, классно-урочная система, Белл-ланкастерская система взаимного обучения, маннгеймская система, «Дальтон-план», бригадно-лабораторная система, метод проектов. Из всех этих форм самыми пригодными для массового обучения оказались возникшая в XII-XIII вв. в средневековых западных университетах лекционно-семинарская система и появившаяся в XVI-XVII вв. классно-урочная система, теоретически обоснованная и четко структурированная Я.А. Коменским. Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII веке и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И.Штурм, разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я. А Коменский.

Классно-урочную форму организации обучения отличают особенности:

Постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

каждый урок посвящается только одному предмету

(монизм);

постоянное чередование уроков (расписание);

руководящая роль учителя (педагогическое управление);

применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых - опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися. Ключевым компонентом классно-урочной системы обучения является урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.



Билет

Виды образовательных учреждений и вариативность образовательных программ.

К образовательным относятся учреждения следующих типов:

· дошкольные;

· общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

· учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

· учреждения дополнительного образования для детей и взрослых;

· специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

· учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

· другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений такие положения выполняют функции примерных. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Детские общественные объединения как институт воспитания.

Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские объединения. Предшествующий опыт доказывает: у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских объединений -- помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы. Дети объединяются с учетом своих интересов как в школе, так и вне ее. Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации ребенка в условиях детского объединения, сохраняя взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от них и составляет особое образование. Социальные отношения динамичны. Это особенно проявляется в период интенсивного общения детей во временных объединениях. Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех из них, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность должна строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав детей.

Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой -- как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений. Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе. Детское объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами. Детское объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка. Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.