Домой / Отопление  / Религиозная организация «Бабуль Абваб. Отрывок, характеризующий Дербентская крепость

Религиозная организация «Бабуль Абваб. Отрывок, характеризующий Дербентская крепость


Сочинение.

Созвездий люстры вбиты в небосклон,

Пятак луны подброшен в небо кем-то,

Над крепостью старинного Дербента

Восточной ночи царственен поход.

(Фэхреддин Орудж Гэрибсэс)

Почему Дербент является живой памятью прошлого? Откуда произошло название города? С какого времени начинается его история? Такой ли он древний, как о нём пишут? Почему нужно ценить и беречь достояние прошлого, переданное нам нашими предками? Почему мы должны сохранить древние памятники и передать их следующему поколению?
Дербент – город мирового значения, город-история, город-тайна, город-магия, город святынь, город ценнейших памятников, представляющих необычайный интерес для всего мира. Даже не верится, что, начиная с I-го века н.э. появление в Дербенте оборонительных сооружений нашло отражение в сведениях античных авторов. Вот какой это древний город. За владение Дербентом боролись Рим и Парфия.
Император Нерон в 68г. н.э. организовал большой поход, используя легионы из Германии, Британии и Иллирии. Планы Нерона осуществил император Домициан,т.к. Нерона убили путём заговора(ГаджиевМ.С.2007.а.с.498-511)
Античные писатели Корнелий, Тацит, Марк Анней Лукан, Гай Валерий Флакк называли его kaspia.
Название города Дербент в переводе с персидского означает «узел ворот», русские называли его «Железные ворота», и это еще не все его названия: арабское Баб ал Абваб(«Ворота ворот», и тюркское «Темир-капы»(«Железные ворота», более древнее наименование Чор Чол,

Зафиксированное в ряде армянских и грузинских источниках и отложилось в ряде дагестанских языках: кайтагское Чури, лакское Чулли, аварское Чор. Крепость запирала путь из Европы в Азию и являлась частью грандиозной оборонительной системы, куда входили городские стены, цитадель, морская стена и стена Даг-бары (горная), протяженностью сорок километров. Войдя в крепость, в это царство легенд, застывших в камне, мысленно переносишься в древний Дербент. Сопоставляя время, завороженно смотришь на памятники древности. Малый зиндан – тюрьма, ханская канцелярия (Дворец Фатали-хана), ханская баня, крестово-купольный храм, гауптвахта и многое другое. То есть, Дербент – это совокупность старой и новой эры. Город, где время сливается, превращаясь в настоящую восточную сказку.
Во время первых походов на Дербент погибли у стен города в битве с хазарами полководцы - братья Салман и Абдаррахман ибн Рабиа. С именами их и их соратников народная традиция связывает самую почитаемую мусульманскую святыню Дербента - кладбище «Сороковник.» (тюрксккое Кырхляр, персидскоеЧэхэл танан.) оно расположено близ центральных северных городских ворот
Кырхляр-капы, которые арабы называли Баб аль джихад.
«Ворота священной войны». На огороженном участке кладбища имеется группа из сорока монолитных каменных саргофаков полуцилиндрической формы, установленных над погребениями шахидов-мучеников. К сожалению, время стёрло имеющиеся на них куфические надписи. Подобные надмогильные плиты имеются и на южном городском кладбище, носящем название Джум-джум по имени легендарного правителя.
Здесь были и знаменитый завоеватель Надир-шах, и Тамерлан среднеазиатский государственный деятель, полководец, совершивший ряд грабительских походов на Иран, Закавказье, Индию, Малую Азию.
«Хромой Божок» Востока Тимур, называет его в своём стихотворении «Дагестанский петух» Расул Гамзатов. Тамерлан, который с многочисленными войсками решил подступить к Дербенту с гор,
так как с моря было мощное укрепление. Существует легенда, в которой говорится, чтобы запугать дагестанцев, он прислал гонца с мешком, полным зерна:
Хотел сказать хромой божок востока,
Держа полмира в царственной руке,
Что у него народу в войске столько,

Как зёрнышек в подаренном мешке.
И каково же было его удивление, когда гонец прискакал обратно с петухом в пустом мешке:
И понял вождь, что очень даже просто
Была его загадка решена:
Склевал петух по зёрнышку всё просо,
Кукареку! В хурджине ни зерна!(Р. Гамзатов сб. Четки лет.с.25)
Дербент - это память, живая память прошлого. Красивый, сказочный город, сохранивший до наших дней необычайную архитектуру. Это город-история. Кажется, вот он великий царь, Пётр Первый, останавливался здесь, восхищался городом. Это ли не история? Это ли не живая память прошлого?
В месте, где расположился музей, император, согласно достоверным историческим данным, останавливался в августе 1722 года во время первой кампании Персидского похода. Там для него был сооружён низкий домик, получивший в дальнейшем название «землянка ПетраI». Объект был расположен примерно в ста метрах к западу от берега моря и состоял из двух небольших комнат.
По всей видимости, «Домик ПетраI» войдёт в структуру Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в подчинении которого находятся и другие структурные подразделения: Музей боевой славы, Нарын-кала, дом-музей Бестужева-Марлинского, Музей Культуры и быта Древнего Дербента.На вершине Дербентского холма возвышается великолепное чудо света – крепость «Нарын-Кала», корень наших традиций, к которой ведут 211 ступеней. Отсюда открывается чудесный вид на город, он будто весь на ладони – можно любоваться панорамой города: магалами с узкими улочками, куполами мечетей, новыми микрорайонами, вдали – виноградные плантации, а напротив – бескрайние просторы Каспийского моря. Всё это – город-музей под открытым небом, протяженностью сорок километров. Памятники истории – безмолвные свидетели множественных нашествий, набегов кочевников, различных завоевателей города, сражений за власть над Дербентом. Это хазары, арабы, иранцы, персы, турки, аланы, сарирцы, племена Йаджудж и Маджудж и многие другие.
Это город, являвшийся важным административно-политическим, военно-стратегическим и религиозным центром Восточного Кавказа.

Одним из старинных памятников мира является Джума мечеть и ныне действующая. Это уникальный архитектурный памятник, замечательный образец раннемусульманского зодчества. Среди других старинных мечетей города следует упомянуть Минарет-мечеть XV-XVIвв. близ ворот Джарчи-капы(арабское Баб аль Мухаджир и Кырхляр мечеть рядом с одноимёнными воротами, которая была построена по повелению шаха Аббасса в 1036г.х./1626г.
Яркими историко-архитектурными памятниками города являются и сохранившиеся средневековые бани, которые наряду с мечетями, караван-сараями, базарами являлись центром общественной жизни восточного города(ГаджиевМ. 1999Р.415-491) На них обратил внимание знаменитый путешественнник Эвлия Челеби, который посетил Дербент в 1647 году и посетил описанию целый параграф в своём «Сейахат-наме»(Челеби ЭвлияС.(174-175).
Городские ворота также представляют собой замечательные памятники средневековой архитектуры (Хан МагомедовС.О. 1972;2002с.233-299). Они имели не только оборонное значение, но и являлись украшением города.

Из восьми ворот, сохранившихся до наших дней, особым парадным видом выделяются ворота Кырхляр-капы (в переводе с тюркского «Ворота сорока шахидов, арабского Бал аль- Джихад) и Орта-капы(в пер с тюркского «Средние ворота»), являющиеся центральными в северной и южной городских стенах.
Здесь «прорубил» окно на Восток Петр Великий, который рассматривал Дербент, как важный порт на Каспии. Дербент привлекал внимание не только видных государственных деятелей, о нем писали европейские писатели и историки – Марко-Поло, А. Дюма-отец, А. Олеарий, А. А. Кудрявцев, русский путешественник Афанасий Никитин и многие другие. Здесь в ссылке был декабрист А. А. Бестужев-Марлинский…
Путешествуя по городу, возникает множество мыслей. Столько государств, племён, известных военачальников и деятелей вели борьбу за город Дербент, крупнейший военно-политический центр Кавказа и ворота в Восточную Европу. Представляешь себя несколько веков назад, как бы тогда воспринималось всё это. Затем снова окунаешься в атмосферу современного города и любуешься историческими памятниками и городом Дербентом, вместившим в себя столько исторических событий, памятников необычной старинной, чудесной архитектуры. Поэтому в 2003 году архитектурные объекты Дербента включены в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дербент занял своё почётное место среди выдающихся памятников истории и культуры нашей планеты. Особым событием стали посещение в 2005году Цитадели Дербента президентом РФ.В.В.Путиным,а в 2010 году прямой телемост с ним с раскопок в Дербенте. Уникальный город-музей Дербент по-прежнему открывает свои исторические недра и тайны для посетителей всего мира, по-прежнему удивляет и восхищает посетителей мира, пленяет памятью стольких исторических событий и масштабностью посещений известными людьми, что диву даёшься.
И если мы не сохраним эту историю, живую память прошлого, дошедшую до нас через столько веков, то мы потеряем своё лицо. Пустота и провал в будущем ожидают нас. Вспомним слова мудрого поэта Дагестана Расула
Гамзатова из произведения «Мой Дагестан»:
"Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки. »
Древние творения, памятники города, дошедшие
до нас – уникальное явление, это память прошлого. А раз мы ходим по городу, любуемся архитектурой древних мастеров, можем руками, то весь город Дербент - это живая память прошлого. Удивительная древность, вошедшая в сокровищницу не только Дагестана, но и всего мира, достояние наше - город Дербент. Значит, сберечь его - общая задача. Памятники культуры всегда являлись эталоном ценности, эталоном уровня развития, эталоном сформировавшим духовность народа. Поэтому Дербент является живой памятью прошлого. Невольно в памяти возникают строки:
Дербент, Дербент – истории краса!
Живая память древности родной,
Ландшафта и строений чудеса
Реликвии земли твоей святой.
Рим и Парфия за тебя боролись
И многие другие государства.
ПётрI восхищён был тобой,
Землянку для себя велел построить.
Отсюда в Европу «прорубил окно»,
Чтобы в руках был мир морской.
Великие люди писали о тебе,
Их крепости и стены удивили,
Святыни, кладбища, рисунки на стене
Музеи, крепости дивной архитектуры,
Словно, Царство, застывшее в камне
И Каспия просторы раскинулись вокруг.

Литература:
1. ГаджиевМ.С. Между Европой и Азией: из истории связей Дагестана в албано –сорматский период.Махачкала.1997.с.104
2. ГаджиевМ.С.Даг-бары. Великая Кавказская стена. Дагестанские святыни. Махачкала, 2008а с.9-19
3. (ГаджиевМ.С. Даг-бары. 2007.а.с.498-511)
4. ГаджиевМ.С.«Сейахат-наме»(Челеби ЭвлияС.(174-175).
5. ГаджиевМ.Даг-бары. 1999Р.415-491)
6. (Хан МагомедовС.О. 1972;2002с.233-299).
7. Р.Гамзатов «Мой Дагестан» с.2
8. Р. Гамзатов сб. Четки лет 1992.с.25)


Это один из древнейших городов мира. Дербент в переводе с персидского означает “узел ворот”. В истории и этнокультурной жизни как Дагестана, так и стран Востока ему принадлежит особенно важная роль. Археологические изыскания развеяли миф о великих чужеземных основателях города, убедительно доказав, что мощный опорный пункт, воздвигнутый здесь в VIII-VI вв. до н.э., был основан местными племенами (Кудрявцев, 1982. С. 19).
Крупнейшие древние государства вели непрерывную борьбу за обладание Дербентом и, учитывая его важное военное и экономическое значение, рассматривали город как форпост для завоевания Кавказа. От того, какой из стран и на какое время удавалось завладеть им, зависели характер и масштабы миграции. Каждая из противоборствовавших в прошлом стран, пыталась закрепиться в городе не только в военном, но и в “этническом” отношении: заселяла в нем и примыкающих к нему территориях своих соплеменников. Так, в правление Хосрова I Ануширвана (531-579 гг.) были построены мощные и уникальные по своей архитектуре оборонительные сооружения, закрывавшие узкий дербентский проход от вторжения воинственных кочевников с Севера, и поселены " стражники из разных областей Ирана.
Видимо, к сасанидскому периоду относится и появление в районе Дербента ираноязычных горских евреев. С V в. н.э. службу по охране дербентского прохода несли и армянские дружины. В последующее время, вплоть до начала XX в., также продолжался приток армян в Приморский Дагестан, в том числе в Дербент. Письменные источники содержат сведения о том, что в городе оседала и какая-то часть хазар. В исторической хронике “Дербенд-намэ” среди средневековых жителей Дербента называются и табасараны.

Рис. 18. Цитадель Нарын Кала. Дербент

В период арабских завоеваний (VIII-XI вв.), “учитывая особую важность Дербента как стратегического и торгово-перевалочного пункта халифы учредили в нем подобие вольного города, во главе которого стоял совет эмиров или рейсов” (Буниятов, 1965. С. 167). В этническом отношении население города состояло из местных аборигенных этносов, представителей ирано- и тюркоязычных племен, а также контингента арабских войск, численность которого, в зависимости от конкретной военно-политической обстановки, менялась. Часть арабов осела и в окрестностях Дербента. Известно, что во второй половине VIII в. южнее города было построено несколько укреплений, куда «из Сирии, Месопотамии, Мосульского округа переселилось семь тысяч “мусульманских семей”» (Гасан Эфенди Алкадари, 1929. С. 25). Арабы в течение долгого времени сохраняли здесь этническую обособленность и были полностью ассимилированы местным населением лишь к XIX в.
В средневековый Дербент попадали и русы. “Отдельные группы русов оседали в городах Прикаспия, сливаясь с их торгово-ремесленным населением, или вступали в ряды воинов-наемников. Так началось проникновение на территорию Северного Кавказа сведений о славянских землях, древнерусской культуры и славянского языка” (Гадло, 1979. С. 206; Минорский, 1963. С. 68). Интенсивные торгово-экономические и культурные связи Дербента с различными районами Кавказа, Юго-Восточной Европы, Передней Азии продолжались и в последующий период (Шихсаидов, 1975. С. 9-61).
Автор XII в. Абу Хамид ал-Гарнати свидетельствует, что эмир Дербента “говорил на различных языках, таких как лакзанский, табаланский, филанский, закаланский, хайдакский, гумикский, аланский, асский, зерихкеранский, тюркский, арабский, персидский” (Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати... 1971. С. 26). Не исключено, что какая-то часть населения города говорила на двух или даже нескольких языках. Этому не могли не способствовать этническая пестрота населения Дербента и прибывавшие туда отовсюду торговцы. Но наибольшее распространение получили языки тюркского корня, так как с середины XI в. начинается господство турков-сельджуков, сыгравших определяющую Народы Дагестана 81
роль в формировании азербайджанского этноса и частичной тюркизации местного населения. Добавим к этому, что после распада Арабского халифата Дербент находился в тесных политических, экономических и культурных связях с Ширваном, и формирование этнического состава Ширвана и Дербента происходило по существу в едином русле (Буниятов, 1965. С. 112-177).
В XIII-XIV вв. Дербент был захвачен монголо-татарами. Сведения письменных источников об этом промежутке времени касаются большей частью военно-политических событий и торгово-экономического состояния города. Однако можно полагать, что до начала XVI в. этнический состав населения города не подвергался значительным изменениям.
В начале XVI столетия город попадает под власть Сефевидов, а в конце в. его завоевывают турки-османы. В начале следующего века Дербент вновь попадает в руки сефевидов, а со второй половины этого же столетия до начала XVIII в. им правят персидские наемники. Сефевиды также вели активную переселенческую политику. Сотни семей (в основном тюркоязычных) из Тебриза и других провинций Персии обрели в Дербенте новое место жительства. К этому времени относится переход части населения, исповедовавшего суннизм, к шиизму (Гаджиев В.Г., 1979. С. 216-217).
В тот же период Русское государство, завоевав Казанское и Астраханское ханства, начало реализовывать свои политические и экономические интересы в прикаспийской области. В Дербент периодически стали прибывать русские посольства, в городе проживали и русские купцы (Там же. С. 219).
Для XVIII в. мы располагаем более полными сведениями о населении города. По сообщению И.Г. Гербера, среди горожан “много купецких людей из пер- сиянов, армянов, грузинцев, и индийцев” (История, география... 1958. С. 86). По сведениям Ф.Ф. Симоновича, относящимся к концу XVIII в., в Дербенте насчитывалось “домов обывательских Алиевой и Суннитской секты 2090, а армянских около 90” (Там же. С. 143). Ранее (XVII в.) о том же более подробно говорит другой автор: “В части Дербент называемой находятся постройки из дикого камня и по большей части в два этажа два дома ханских, мечети Алиевой и Омаровой секты 15, одна армянская церковь, караван-сараев - 6, лавок всяких 500, монетный дом один, фабрика небольших шелковых материй 30, да для бумажных 115, домов персидских (т.е. азербайджанских. - М.М.) 2096 и 93 армянских” (.Адам Олеарий, 1906. С. 486).
В августе 1722 г. Дербент без боя был взят Петром I, а в следующем году Персия по Петербургскому договору уступила Российской империи Дербент, Баку, провинции Гилян, Мазендаран и Астрабад. Петр I разместил в Дербенте русский воинский гарнизон. По его же поощрению для активизации торговли в город переселялись армяне.
В 1735 г. Россия вынуждена была отвести свои войска из прикаспийских областей. Дербент был захвачен Надир-шахом, но ненадолго. Потеряв половину войска в горах Дагестана, он бежал. В 1747 г. образовалось самостоятельное Дербентское ханство. В 1796 г., а затем уже окончательно в 1806 г. Дербент попадает под владычество России. Царские власти всячески поощряли приток в город русского населения. Между тем интересы нерусских национальностей ущемлялись. Для того чтобы горским евреям из близлежащих сел переселиться в Дербент, требовалось иметь в городе недвижимость и получить разрешение от полиции и разрешение на заселение от главного раввина города, который не избирался, а назначался властями.
В Дербенте русское воинское и гражданское население жило в цитадели города и во вновь построенных кварталах в приморской части - Дубарах. Цент
ральные кварталы занимали горские евреи и армяне. В остальных девяти мага- лах проживали азербайджанцы, а окраины города занимали представители народностей Южного Дагестана.
Основная масса горожан занималась садоводством, огородничеством, виноградарством и виноделием, а также ремеслом, торговлей, извозным промыслом и т.д. Причем виноделием занимались только армяне и евреи, они составляли большую часть торгового сословия.
За годы советской власти численность и этнический состав населения Дербента изменился, но не столь кардинально, как в других городах Дагестана. Так, в нем насчитывалось (тыс. человек): в 1926 г. - 23,1; в 1939 г. - 34,0; в 1959 г. - 47,3; в 1970 г. - 56,9; в 1979 г. - 67,4; в 1989 г. - 82,1.
Что касается этнического состава, то он, несмотря на то что Дербент - самый мозаичный в этом отношении город в Дагестане, оставался относительно стабильным. По данным на 1995 г., население Дербента составило 89,8 тыс. человек. В основном это азербайджанцы - 30,1%, лезгины - 26,1%, табасараны - 14,2% и горские евреи - 10,8%. В последние годы наблюдается отток из Дербента горских евреев, русских, армян. Совершенно остановился и наметившийся в 1970-е - начале 1980-х годов, в связи с развитием промышленности города, приток представителей народов Нагорного Дагестана. Сегодня этнический облик Дербента определяют азербайджанцы и народности Южного Дагестана, а также в какой-то мере горские евреи, численность которых уменьшается здесь с каждым днем. Азербайджанский язык и азербайджанская песенная культура имеют в Дербенте прочные позиции. Из культовых заведений функционируют древнейшая в Дагестане Джума-мечеть, а также синагога.
Дербент - типичный восточный город со своими образом жизни, стандартами и стереотипами поведения. В стиле жизни горожан, особенно тех, кто живет в магалах, легко обнаруживаются сложившиеся веками традиции восточных городов, таких, например, как Баку, Тебриз, Стамбул. Характерная особенность Дербента - дружелюбие горожан и толерантность в межэтнических отношениях.
Расположение Дербента в важнейшей для экономики Дагестана и России зоне, куда стекаются как республиканские, так и международные (Азербайджан, Иран) торгово-транспортные потоки, равно как и уже сложившаяся производственная инфраструктура (переработка овощей и фруктов, производство вин, коньяков, ковровая промышленность), - все это наряду с наличием древнейшего историко-архитектурного комплекса “Нарын-Кала” и созданного в советское время обширного туристического комплекса определяет перспективы для возрождения былой всемирной славы города, его историко-культурных традиций.

Прочитайте отрывок из исторического труда и укажите имя его автора.

«Всех рабов скифы ослепляют ради молока, которое они пьют. <…> Как только надоят молока, его разливают в деревянные сосуды и, разместив вокруг сосудов слепых, взбивают молоко. Ту часть молока, которая поднимается наверх, снимают черпаком. Её считают более ценной, а молоко, осевшее вниз, считают худшим. Ради этого скифы ослепляют любого, кого возьмут в плен. Они ведь не земледельцы, а кочевники».

  1. Нестор
  2. Геродот
  3. Константин Багрянородный
  4. Плиний Старший

Задание 2

Прочитайте отрывок из работы современных историков. Укажите название города, пропущенное в тексте.

«С появлением в конце VI в. многочисленных воинственных гуннов, подчинивших себе другие племена кочевников, грабительские набеги участились. В V в. Иран начал строить на Восточном Кавказе и в Дагестане оборонительные сооружения. В VI в. в узком проходе между горами и Каспийским морем была сооружена огромная каменная оборонительная система. Она включала в себя город, названный ___________ (в переводе с персидского «узел ворот»), и укреплённую линию из стен и башен».

  1. Дербент
  2. Сарай
  3. Херсонес
  4. Искоростень

Задание 3

Прочитайте отрывок из летописной повести и укажите имя князя, о котором рассказывает летописец.

«И, соединившись со всеми князьями русскими и со всеми силами, вскоре выступил против них из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришел в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русской ‒ князей русских, как при этом князе. А всех сил и всех ратей числом в полтораста тысяч или двести. К тому же еще подоспели в тот ратный час издалека великие князья Ольгердовичи поклониться и послужить: князь Андрей Полоцкий с псковичами и брат его ‒ князь Дмитрий Брянский со всеми своими мужами».

  1. Юрий Данилович
  2. Иван Калита
  3. Дмитрий Донской
  4. Василий III

Ответ:

1 2 3
2 1 3

По 2 балла за каждый верный ответ на задания 1–3.

Всего за задания 6 баллов.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

Задание 4

Какие из государств располагались на Пиренейском полуострове?

  1. Эдесса
  2. Кастилия
  3. Арагон
  4. Моравия
  5. Антиохия
  6. Наварра

Задание 5

Какие из исторических деятелей были современниками Ивана Калиты?

  1. Михаил Тверской
  2. Юрий Долгорукий
  3. Евпатий Коловрат
  4. Андрей Боголюбский
  5. Узбек
  6. Юрий Данилович

Задание 6

Какие из городов существовали в эпоху Древнерусского государства?

  1. Архангельск
  2. Псков
  3. Чернигов
  4. Тобольск
  5. Нижний Новгород
  6. Ладога

Ответ:

4 5 6
236 156 236

3 балла за каждый полностью верный ответ; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).

Всего за задания 9 баллов.

Задание 7

Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

7.1. Святополк Окаянный, Борис Ростовский, Ярослав Мудрый, Глеб Муромский.

7.2. Апсида, неф, закомара, купол.

Ответ:

7.1. Участники усобицы после смерти Владимира Святославича.

7.2. Элементы древнерусского храма.

Всего за задание 6 баллов.

Задание 8

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

8.1. Нерон, Перикл, Траян, Диоклетиан.

8.2. 1368 г., 1370 г., 1372 г., 1389 г.

Ответ:

8.1. Древнеримские императоры. Лишнее имя: Перикл – древнегреческий исторический деятель.

8.2. Даты походов князя Ольгерда на Москву. Лишняя дата: 1389 г. – год смерти Дмитрия Донского.

По 3 балла за каждый верный ответ.

Всего за задание 6 баллов.

Задание 9

Расположите события в хронологической последовательности.

  • А) женитьба Ивана III на Софье Палеолог
  • Б) провозглашение Карла Великого императором
  • В) первая религиозная реформа князя Владимира
  • Г) начало войны Алой и Белой розы в Англии
  • Д) первое упоминание о Москве в летописи
  • Е) открытие Васко да Гамой морского пути в Индию

Ответ:

Б В Д Г А Е

4 балла за полностью верную последовательность. 1 балл за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Задание 10

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите рядом с соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.

Ислам – одна из мировых религий. Он зародился в (1) в. среди (2 – название) племен, населявших (3 – название) полуостров. Главным занятием жителей полуострова было (4) .

Жители полуострова верили во многих богов. В центральной части города (5) стояло святилище (6) – прямоугольное здание, в один из углов которого был вмонтирован чёрный камень – оплавившийся метеорит, считавшийся волшебным посланием людям с небес.

Основатель ислама (7 – имя) родился в 570 г. в знатной семье. Когда ему исполнилось 40 лет, он обратился к соплеменникам с проповедью новой религии. Он говорил о едином (8) – творце мира и господине Судного дня. В дальнейшем его проповеди стали основой (9) – главной книги всех мусульман (т. е. сторонников ислама).

Поначалу его речи многими были встречены враждебно, и в 622 году он был вынужден бежать в (10) . Но постепенно новая религия привлекала всё больше последователей.

Ответ:

По 1 баллу за каждую верную вставку.

Всего за задание 10 баллов.

Задание 11

Рассмотрите план города и выполните задания.

11.1. Напишите название города, показанного на плане. Укажите имя легендарного основателя города, чьё имя он получил.

11.2. В какой части города, отмеченной на плане, жили купцы и ремесленники?

11.3. Укажите название обозначенного на плане города храма, который был первым каменным храмом на территории Древнерусского государства.

11.4. Назовите имя одного из легендарных братьев, в честь которого названа часть города, обозначенная на плане.

11.5. Название какой из обозначенных на плане церквей связано с первым известным нам фактом канонизации в истории России?

11.6. Расположите части города, названные по именам князей, в хронологической последовательности их возникновения.

Ответ:

11.1. Киев. Кий. (По 1 баллу за каждый из элементов.) Всего 2 балла.

11.2. Подол (2 балла).

11.3. Десятинная церковь (2 балла).

11.4. Щек (2 балла).

11.5. Церковь Бориса и Глеба (2 балла).

11.6. Город Владимира, город Ярослава, город Изяслава-Святополка. (По 1 баллу за каждый из элементов). Всего 3 балла.

Всего за задание 13 баллов.

Задание 12

Перед Вами изображения знаменитых памятников архитектуры и список событий. Заполните таблицу: во вторую колонку таблицы запишите название изображённого архитектурного памятника, в третью колонку таблицы запишите название государства, в котором соответствующий памятник был сооружён, в четвёртую – цифровое обозначение события, относящегося к истории этого государства. Обратите внимание на то, что в списке представлены лишние события.

Ниже приводятся отрывки из исторических источников, повествующих о двух известных исторических событиях или непосредственно связанных с ними. Определите, о каких событиях в них идёт речь. Укажите год(-ы), когда произошло каждое из событий, и конфликтующие стороны. Назовите победившую сторону в каждом указанном Вами конфликте. Ответ внесите в таблицу.

А. «Так была взята крепость Галата, и Константинопольская гавань захвачена силой. Ратники войска были этим сильно ободрены и от души благодарили Господа, а жители города были сильно расстроены. И тогда в войске держали совет, чтобы решить, что им делать дальше: напасть ли на город с моря или с суши. Венецианцы горячо ратовали за то, чтобы установить на нефах лестницы и чтобы весь приступ производить с моря. Французы же говорили, что они не умеют воевать на море так хорошо, как венецианцы, зато, когда у них есть кони и они имеют при себе свое оружие, им сподручнее сражаться на суше. Конец совета был таков, что венецианцы пойдут на приступ с моря, а бароны и прочие ратники ‒ с суши».

Б. «Император Алексей возвратился в город, а те, кто находился в войске, отправились в свой лагерь, и они скинули оружие и снаряжение, усталые и утомленные; а потом они подкрепились немного. <…> Этой самой ночью император Алексей взял из своей сокровищницы столько, сколько мог унести, и увел с собой тех из своих людей, которые захотели уйти оттуда; так он бежал и покинул город».

А. «И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: “Не в силе бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо»”. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу».

Б. «Проявили себя здесь шесть храбрых мужей.

Первый ‒ по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

Второй, по имени Сбыслав Якунович. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий ‒ Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый ‒ новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый ‒ из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный.

Шестой ‒ из слуг князя, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался».

Ответ:

По 2 балла за каждый правильный ответ.

Всего за задание 16 баллов.

Максимум за работу 85 баллов.

Основан в 438 г. как крепссть, охраняющая проход между Кавказскими горами (Табасаранский хребет) и Каспийским мо рем, находящийся на пути между Европой и Передней Азией, что и отражено в его названии: иран. дербекд "горный проход, ущелье; застава, крепость" .

Географические названия мира: Топонимический словарь. - М: АСТ . Поспелов Е.М. 2001 .

Дербе́нт

город в Дагестане , в 131 км к ЮВ. от Махачкалы, на берегу Каспийского моря (т.н. Дербентский проход, или Каспийские ворота). 101 тыс. жителей (2002). Известен с VIII в. до н.э.; персидская крепость с 438 г. н.э. В VI в. сооружена цитадель Нарын-Калас с двумя крепостными стенами (от гор до моря), которые должны были преграждать путь кочевникам в Закавказье. С 1747 г. центр Дербентского ханства, с 1806 г. в составе России. В 1898–99 гг. через город прошла ж. д. на Баку. Состоит из двух частей: старой верхней (Магали) с узкими кривыми улочками и тупиками; новой нижней с прямоугольной планировкой улиц и застройкой XIX–XX вв., широкими бульварами. Крепость Нарын-Кала с Джума-мечетью (XIII в.), медресе (XV в.), минарет-мечетью (XIII в.), Кырхляр-мечетью (XVII в.), Чертебе-мечетью (XVIII в.). В ниж. ч. – армяно-григорианская церковь (1860), здания пассажа и вокзала (начало XX в.). Лезгинский театр, краеведческий музей. Маш-ние, шерстопрядильные и ковровые ф-ки; конс., коньячный и мясной комбинаты. Аэропорт (на сев. окраине). Здесь жили писатель А. А. Бестужев-Марлинский, хирург Н. И. Пирогов.

Словарь современных географических названий. - Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

Дербент

Дербент - город в Дагестан е, расположен на берегу Каспийского моря, в отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа. Территория города замыкает собой узкую береговую полосу, известную под названием Дербентского прохода или Каспийских ворот. Отсюда происходит и название города, которое в переводе с фарси означает «запертые ворота». Население города - 94,2 тыс. человек (2001).
Дербент основан в 438 году. В 1796 году он был завоеван русскими войсками, а в 1813 году окончательно присоединен к России. В старину городская застройка была расположена только внутри стен, а приморская часть долгое время не была заселена. В части, прилегающей к горам, была сооружена цитадель. Дошедшие до наших времен стены огораживают центральную часть Дербента, где сохранилось немало памятников старины. У восточной стены располагался город албанского (античного), сасанидского и арабского времен. Здесь располагался сасанидский дворец 6-7 веков. Внизу северо-западной стены был город домонгольских времен, вверху - 14-17 веков. Среди достопримечательностей города: руины дворцовых сооружений дербентского хана, «каменный мешок» для ханских узников, бани (17 в.), гауптвахта (1828). До наших времен дошли и крепостные стены Дербента с башнями и воротами: ворота Кырхляр-Капы в северной стене (6-13 вв.) и Орта-Капы в нижней стене (возведены в 6 в., неоднократно перестраивались).
Старая часть города, примыкающая к цитадели, представляет собой мусульманский средневековый город с сетью узких кривых улиц, на которые выходят глухие фасады одно-двухэтажных домов, с мечетями, водоразборными фонтанами и банями. Здесь расположен комплекс Джума-мечети, состоящей из мечети (8 в.), медресе (15-19 вв.) и трех арочных ворот (17-19 вв.), а также Кырхляр-мечеть (17 в.), Минарет-мечеть (18 в., частично перестроена в 19 в.) с единственным в Дербенте полуразрушенным минаретом (19 в.) и Чертебе-мечеть (18-19 вв.).
Близ кладбища Кырхляр в северной части города находится бывший Ханский мавзолей (1787-1788), бани (17-18 вв.), подземные цистерны (17 - начало 19 в.) и остатки караван-сарая (17-18 вв.). В нижней, новой части города, сохранились постройки 19 - начала 20 века: здание железнодорожного вокзала и пассаж. Там же находится армянский храм, сооруженный в 18 веке, ныне - музей изобразительного искусства.

Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия . 2008 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Дербент" в других словарях:

    ДЕРБЕНТ, город в Дагестане, порт на Каспийском море. Ж. д. станция. 91,1 тыс. жителей (1998). Заводы: Электросигнал, шлифовальных станков; пищевкусовая промышленность, шерстопрядильная и ковровая фабрики. Театр. Краеведческий, историко… … Русская история

    Город в Российской Федерации, Дагестан, порт на Каспийском м. Железнодорожная станция. 82 тыс. жителей (1992). Заводы: Электросигнал, шлифовальных станков; пищевкусовая промышленность, шерстопрядильная и ковровая фабрики. Театр. Краеведческий,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (турец.). Место жительства особой стражи, которая охраняет полицейский порядок и преследует разбойников. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дербент (значения). Город Дербент Герб … Википедия

    - (от перс. дер дверь и бонд преграда) город в Дагестанской АССР. Расположен на побережье Каспийского моря. Порт. Ж. д. станция на линии Махачкала Баку. 59 тыс. жителей в 1971 (14,6 тыс. жителей в 1897, 34,1 тыс. в 1939 и 47,3 тыс. в 1959) … Большая советская энциклопедия

    Город в России, Дагестан, порт на Каспийском море. Железнодорожная станция. 91,1 тыс. жителей (1998). Заводы: «Электросигнал», шлифовальных станков; пищевкусовая промышленность, шерстопрядильная и ковровая фабрики. Театр. Краеведческий, историко… … Энциклопедический словарь

    Город, районный ц. Дагестанской АССР, расположен на побережье Каспийского м., ж. д. станция. В 1961 61 т. ж. (с поселком Огни) (в 1824 11 т.ж., в 1897 13.8 т. ж., в 1914 20 т. ж., в 1939 34 т. ж., в 1959 47 т. ж.). Крепость Д., запиравшая узкий… … Советская историческая энциклопедия

    Город на Каспийском море, др. русск. Дербенть, откуда др. русск. море Дербеньское Каспийское море (Афан. Никит. 10). Из нов. перс. Derbend Дербент от derbend запор, замок, т. е. местность, господствующая над тесниной между Кавказскими горами и… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Дербент - город, второй по величине в Дагестане, в переводе с персидского языка дословно означает «узел», «связь», «запор ворот». Город расположен на западном побережье Каспийского моря. Дербент был известен многим народам под различными названиями,… … Топонимический словарь Кавказа

Книги

  • Гибель "Орла" . Танкер" Дербент" (DVD) , Файнциммер Александр , Журавлев Василий , Гибель Орла. Танкер "Дербент" Художественный кинофильм 1940 г., 161 мин., СССР. Кинокомпании: Одесская киностудия художественных фильмов, Союздетфильм В ролях: Василий Меркурьев, Ефим… Категория: Драма Серия: СССР Художественный фильм Издатель: Восток-Видео ,
  • Танкер "Дербент" . Инженер , Юрий Крымов , В книгу вошли две повести Юрия Крымова - "Танкер "Дербент"" и "Инженер" . "Танкер "Дербент" - наиболее известное произведение писателя, в котором он отразил трудовой энтузиазм рабочих,… Категория:

К:Википедия:Страницы на КУЛ (тип: не указан) Координаты : 42°03′10″ с. ш. 48°16′30″ в. д.  /  42.05278° с. ш. 48.27500° в. д.  / 42.05278; 48.27500 (G) (Я)

Дербентская крепость - часть грандиозной оборонительной системы, защищавшей народы Закавказья и Передней Азии от нашествий кочевников с севера. Система включала в себя городские стены, цитадель (см. Нарын-кала), морские стены и Горную стену Даг-бары.

Первое упоминание Каспийских ворот - наиболее древнего названия Дербента - относится к VI в. до н. э., его приводит известный древнегреческий географ Гекатей Милетский (VI в. до н. э.).

Напишите отзыв о статье "Дербентская крепость"

Примечания

Ссылки

  • www.archaeology.ru/Download/Artamonov/Artamonov_1946_Drevny_Derbent.pdf

Отрывок, характеризующий Дербентская крепость

Император был очень весел после своей верховой прогулки по Вильне, в которой толпы народа с восторгом встречали и провожали его. Во всех окнах улиц, по которым он проезжал, были выставлены ковры, знамена, вензеля его, и польские дамы, приветствуя его, махали ему платками.
За обедом, посадив подле себя Балашева, он обращался с ним не только ласково, но обращался так, как будто он и Балашева считал в числе своих придворных, в числе тех людей, которые сочувствовали его планам и должны были радоваться его успехам. Между прочим разговором он заговорил о Москве и стал спрашивать Балашева о русской столице, не только как спрашивает любознательный путешественник о новом месте, которое он намеревается посетить, но как бы с убеждением, что Балашев, как русский, должен быть польщен этой любознательностью.
– Сколько жителей в Москве, сколько домов? Правда ли, что Moscou называют Moscou la sainte? [святая?] Сколько церквей в Moscou? – спрашивал он.
И на ответ, что церквей более двухсот, он сказал:
– К чему такая бездна церквей?
– Русские очень набожны, – отвечал Балашев.
– Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения.
Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора.
– У каждой страны свои нравы, – сказал он.
– Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон.
– Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей.
Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно.
По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,] что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях.