Домой / Пол / Праздники: рождество пресвятой богородицы девы марии. Двунадесятые праздники и их особые песнопения Какие праздники девы марии

Праздники: рождество пресвятой богородицы девы марии. Двунадесятые праздники и их особые песнопения Какие праздники девы марии

Богородичные праздники – дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери.

Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели апокрифические памятники, особенно «Протоевангелие Иакова» (2-я пол. II в.), послужившее основой для некоторых праздников. Формирование Богородичных праздников связано также с почитанием мест, где произошли важнейшие события в жизни Пресвятой Богородицы. Надписи II–III вв. и более поздние рассказы паломников свидетельствуют о почитании места Благовещения в Назарете; еще до I Вселенского Собора (325) особенным образом чтилась гробница Пресвятой Девы в Иерусалиме .

Святогорская икона Божией Матери

Важной вехой в истории формирования Богородичных праздников стало повсеместно распространившееся в IV–V вв. празднование 25 декабря Рождества Христова, что явилось литургическим утверждением догмата о Боговоплощении. Воспоминание Рождества тесно сплеталось с прославлением Матери Рожденного – это отражено в проповедях на Рождество Христово мн. древних церковных авторов (Зинона, еп. Веронского (кон. IV в.), Максима, еп. Туринского (V в.), Петра Хрисолога (IV–V вв.), Льва I Великого (+461) и др.), а также в церковных песнопениях, составленных для этого праздника.

Впоследствии 26 декабря был установлен праздник Собора Богоматери; по православной традиции в этот день повторяются песнопения Рождества Христова, но уже в честь Богородицы; служба Собора Богоматери содержит только один собственный текст (если не считать чтений на литургии) – кондак 6-го гласа «Иже прежде денницы родих Тя», но он также повествует о Рождестве Христа. Т.о., Рождество Христово можно назвать первым Богородичным праздником. Во мн. обрядах дни, посвященные прославлению Богородицы, стоят в непосредственной близости к Рождеству . В Иерусалиме в V в. посвященное Божией Матери общее празднество, согласно древнему арм. Лекционарию, совершали 15 августа .

Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы.

Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. (согласно арм. автору VIII в. Григору Аршаруни, установлен свт. Кириллом I Иерусалимским), что также связано с распространением празднования Рождества Христова.

Успение Пресвятой Богородицы, по свидетельству Никифора Каллиста (XIV в.), было установлено имп. Маврикием (592–602); известно также, что имп. Пульхерия (399–453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя .

Рождество Пресвятой Богородицы отмечено уже в Иерусалимском Лекционарии VII в. , где приведен тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» – тот же, что поется на этот праздник и в наст. время.

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм впервые зафиксирован в греч. месяцесловах VIII в., но в греч. Церкви отмечался с IX в., причем долгое время не имел той торжественности, которая присуща др. богородичным праздникам. Праздник упомянут в Синайском канонаре IX–X вв., в Типиконе Великой Церкви, по ркп. Patm. 266 (IX–X вв.) при нем не дается никакой службы , а в рукописи S. Crucis. 40 (X в.) указана служба с литией . В слав. Остромировом Евангелии 1056–1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании . После XII в. служба Введения уподобляется службам остальных великих Богородичных праздников.

В соврмеменном православном богослужении в число богородичных праздников входят:

  • Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября);
  • память Ее родителей, св. праведных Иоакима и Анны (22 сентября);
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы (5 декабря);
  • Зачатие прав. Анной Пресвятой Марии (22 декабря);
  • Собор Пресвятой Богородицы (8 января);
  • Благовещение (7 апреля);
  • Суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста);
  • Обновление (т.е. день освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе (пятница Светлой седмицы),
  • Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15 июля);
  • Успение праведной Анны (7 августа);
  • Успение Пресвятой Богородицы (28 августа);
  • Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (13 сентября);

а также многочисленные праздники в честь чудотворных икон Божией Матери. Кроме этих праздников в Византии торжественно отмечались дни освящения наиболее известных храмов во имя Богоматери.

4 важнейших богородичных праздника, касающихся основных событий жизни Пресвятой Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), были со временем включены в число двунадесятых праздников (со днем Введения во храм это произошло значительно позже других – в XIV в.).

Прочие богородичные праздники, относящиеся к событиям из жизни родителей Пресвятой Богородицы или посвященные святыням, оставшимся на земле после Успения Пресвятой Девы (поясу, ризе), не имеют статуса двунадесятых. По Типикону на эти праздники обычно назначается служба с полиелеем или славословием, иногда со всенощным бдением. С большой торжественностью в нашей Церкви празднуется Покров Пресвятой Богородицы (14 октября; греч. аналог праздника – 28 октября).

В православии существует такое понятие, как «двунадесятый праздник». Это особо почитаемое торжество, посвящённое какому-либо событию из жизни Иисуса Христа или Девы Марии.

Сегодня мы поговорим об особенных православных праздниках, посвящённых Пресвятой Богородице.

Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник посвящён одному из ключевых событий христианской церкви – рождению Пресвятой Девы Марии в семье Анны и Иоакима. Матерь Божья родилась в семье, которая уже отчаялась иметь детей. Иоаким ушёл в пустыню, а его жена Анна осталась дома одна. Одновременно они узрели чудо – к ним явился Ангел Господень и сказал, что Бог благословляет их на рождение ребёнка, и о потомстве, которое появится благодаря их союзу, будут говорить во всём мире. После возвращения мужа домой, Анна сказала, что «…будучи бесплодную, я теперь зачну…». Ровно через десять месяцев родилась Дева Мария, будущая Мать Иисуса Христа.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

По рождению желанного ребёнка Святые Анна и Иоаким дали обет посвятить жизнь своего дитяти служению Богу. В возрасте трёх лет Деву Марию отдали во Храм. Там её встретил отец Иоанна Предтечи – Захария. Ребёнок без слёз и мольбы поднялся по лестнице, не оборачиваясь к родителям и не прося их увести её домой, как делают это все маленькие дети при расставании. Все были очень удивлены увиденным. Воспитывалась Дева Мария в храме 14 лет в обществе благочестивых дев.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Согласно Евангелии от Луки, к Деве Марии явился архангел Гавриил, который сообщил ей, что она выбрана Богом как «благословенная между жёнами». Мария «обрела благодать» и теперь станет матерью Сына Божьего – Иисуса Христа, который будет «велик и наречётся Сыном Всевышнего».

Успение пресвятой Богородицы

День, когда Пресвятая Дева Мария, закончила свой земной путь и отправилась в иной мир, где ждал её Сын Божий Иисус Христос. Перед смертью Богородица некоторое время постилась, дабы очистить тело и душу, ведь знала дату своей кончины заблаговременно. В честь Её поста был установлен Успенский пост, которого придерживаются все христиане до сих пор.

Сретение Господне

Этот праздник несколько отличается от всех остальных, ведь он касается не только личной судьбы Девы Марии, но и Её Сына – Иисуса. На 40-й день после рождения ребёнка разрешалось принести младенца в храм. Делать это раньше нельзя – все сорок дней после родов считается, что женщина «нечиста».

8 сентября
ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

Пьетро Каваллини, «Рождество Богородицы»

Священное Писание не упоминает о рождении Девы Марии. Традиция, однако, передаёт, что Её родителями были свв. Иоаким и Анна. Это была благочестивая иудейская семья, но у них до старости не было детей. В то время это воспринималось как наказание за грехи предков. Иоаким и Анна горячо просили Бога о ребёнке. Бог услышал их мольбу и в награду за безграничное упование послал им дочь, Марию. Анне тогда ещё было неведомо, что Мария оказалась непорочно зачатой (что значит: не подверженной первородному греху) и что Она предохранена от всякого греха, чтобы в дальнейшем, послушная Божьей воле, Она сделалась Матерью Спасителя.

Нам неизвестны ни место рождения Девы Марии, ни дата Её появления на свет. Согласно всем доступным ис­точникам, на момент Рождества Господня Марии было от 16 до 20 лет.

Из апокрифических писаний, говорящих о Деве Марии, следует прежде всего упомянуть Протоевангелие Иа­кова, Евангелие псевдо-Матфея, Евангелие Рождества Марии, арабское Евангелие о юности Иисуса, Историю Иосифа Плотника и Книгу об Отшествии Марии. Наибольшее влияние на церковную традицию оказало Про­тоевангелие Иакова, составленное ок. 150 г., что значит, довольно скоро после Евангелия от св. Иоанна. Имен­но из этого источника мы узнаём, что родителей Пресвятой Девы Марии звали Иоаким и Анна и что уже ма­лолетним ребёнком Она была отдана родителями на воспитание во храм и там росла. В память об этом собы­тии Церковь справляет Введение во Храм Пресвятой Девы Марии 21 ноября.

Первые упоминания о литургическом воспоминании Рождества Девы Марии относятся к VI в. Праздник воз­ник, вероятно, в Сирии, когда после Эфесского собора Богородичный культ приобрёл в Церкви особый размах. Введение этого праздника в общий литургический обиход приписывается Папе св. Сергию I в 688 г. На Восто­ке этот праздник справлялся уже до этого, о чём упоминается в проповедях св. Германа (+732) и св. Иоанна Дамаскина (+749). В Риме в день этого праздника собирались в церкви св. Адриана, перестроенной из преж­него дворца заседаний римского сената, и оттуда процессия отправлялась в базилику Санта-Мариа-Маджоре.

Дату 8 сентября на Западе переняли с Востока, и этот день указан в гелазианском и грегорианском сакрамен­тариях.

В Италии и в некоторых других романских странах существует культ Марии-Ребёнка. В Италии есть даже свя­тилища - места, где почитаются, как чудотворные, фигурки и образы Марии-Младенца в колыбели. К ним, в частности, относятся: Мадонна-Бамбина в Форно Канавезе, Мадонна-Бамбина в Миланском соборе - вели­чайшей святыне, посвящённой Рождеству Пресвятой Девы Марии; Мадонна-Бамбина в часовне генерального дома Сестёр Милосердия. Матерь Божия-Ребёнок - главная Покровительница этой общины. Четвёртый санк­туариум Матери Божией-Ребёнка имеется в Меркателло - там находится образ, написанный св. Вероникой Джулиани (+1727).

Сегодняшний праздник напоминает нам, что Пресвятая Дева Мария была обыкновенным человеком. Хотя и предохранённая от скверны греха, Она всю свою жизнь располагала свободной волей, и не была ни на что «запрограммирована». Подобно каждому из нас, у Неё были родители, Она росла, играла, помогала по хозяй­ству, имела родственников и друзей. Но благодаря Её упованию, послушанию и полному доверия ответу на Божий призыв стало, что «Блаженной нарекли Её все роды» (Лк 1,48).

Пророчества о Деве, которой надлежит стать матерью Христа, и библейские прообразы, символически говорящие о спасительной миссии Богородицы. Более подробно пишут о Марии Матфей и Лука, однако в годы общественного служения Христа редко упоминается об участии Богородицы в общественных событиях, как это было, в частности, в Кане Галилейской. Три автора синоптических евангелий приводят рассказ о приходе Марии вместе с братьями Христа к дому, где Он был с учениками и некоторыми людьми. Иоанн пишет, что Богородица была свидетельницей распятия Христа.

Православная традиция

В православии, главным образом в , особенно много праздников, посвящённых чудотворным Богоматери (см. также статью ) тогда как каждая среда формально посвящена самому почитанию. Особым местом, посвящённым Богородице, является гора . По некоторым православным преданиям, Богородица участвовала в распределении земель между апостолами по жребию, на которые они должны были отправиться проповедовать. Ей выпала Иверия (Грузия), с которой она оказалсь впоследствии мистически связанной через Иверскую икону.

Православное почитание Богородицы берёт своё начало от её культа, сосредоточием которого был Константинополь. Одна из мозаик храма Святой Софии изображает Богородицу на престоле, а у ног её - кесари Константин и Феодосий Великие. Первый жертвует Богородице Константинополь, а второй - его главную святыню, храм Святой Софии. Этот момент был выражен в празднике 11 мая, где звучал : «Град Богородицы предаёт и посвящает свое начало Божией Матери, от Которой он берёт силу свою и долговечие, Которой хранится и укрепляется, и взывает к Ней: „Радуйся, надежда всех концов земли“». Археологические раскопки выявили 200 церквей, посвящённых Богоматери, главные из которых названы в честь Богородицы Кириотиссы и Богородицы Одигитрии, есть также храм во Влахерне, храм Халкопратия и храм «Зоодохос Пиги» («Живоносный источник»). Из 12 («Додекаортон») 5 было посвящено почитанию Богородицы ( , - «Изодос», - «Ипапанти», - «Евангелизмос», и - «Кимезис», ). Остальные включали Зачатие Богородицы , Собор Пресвятой Богородицы - «Синакси», Перенесение риз Божией Матери в собор во Влахерне и перенесение пояса Божией Матери в Халкопратию . Среди преходящих праздников Богородице было посвящено два - Акафистная Суббота в память о чудесной защите Константинополя от авар и персов в г. и праздник Владычицы нашей Живоносного Источника (пятница после ), в память об освящении собора, в котором Богородица по преданию совершила ряд чудес. Хотя византийская Церковь не отмечала день Скорбящей Божей Матери, в отправлялось песнопение, называвшееся «крестобогородичным» («ставротеотокион»). В евхаристической литургии марианский культ сфокусирован в . Важнейшие тексты о Богородице находились в анафоре. При торжественном каждении пелось «Величание Богородицы» («Мегалинарион»). В литургии святого эта песнь называлась «Аксион эстин» («Достойно есть»), а у святого Василия - «Эпи си хари» («О Тебе радуется»). Ежедневно на вечерне стали читаться два «богородичных» тропаря («Под Твою милость» и «Богородице Дево»). В византийском апокрифе «Хождение Богородицы по мукам», получившем распространение на Руси, Богородица испрашивает для осуждённых грешников в аду некоторое облегчение их участи.

Католическая традиция

Отличительной чертой почитания Марии в католицизме являeтся догмат о её , который подразумевает, что Мария была зачата естественным способом от Иоахима и Анны, но в момент зачатия с неё особой милостью Божией был снят . Считается, что Мария оставалась девственной и после рождения Христа. Доктрина о девственности post partum, отрицавшаяся и Иовинианом, была решительно защищена позднейшими ортодоксами, в результате чего был выработан термин «приснодева», закреплённый на в . Начиная с века общепринятыми становятся формулы, подобные : «Девой зачала, девой родила, девой осталась». Учение о приснодевственности Марии впервые было выдвинуто в ответ на отрицание её девственности некоторыми , в частности, Керинфом около г. и языческими критиками типа . Однако, при этом речь шла не только о самой непорочности зачатия, но и о сохранении девственности при и после рождения. Метафизичность рождения Иисуса без разрушения девственности Марии была подтверждена «Mystici corporis».

Древнейшими свидетельствами интереса, проявленного римскими христианами к Марии, являются две фрески и веков, находящиеся в катакомбах святой Присциллы в . В число наиболее известных писателей и , говоривших о Марии, входят Тертуллиан, святые , Пётр Хризолог и Идельфонс Толетанский. Их творения сильно повлияли на формирование богослужения, а некоторые гимны, например, святых Амвросия или Венанция Фортуната, и поныне являются одними из наиболее красивых текстов латинского богослужения.

Древнейшим памятником богослужебного произведения является римское свидетельство г. «Апостольское Предание», в котором содержится текст очень древней «Анафоры Ипполита», использовавшейся в Риме, в которой в благодарении Мария упоминается дважды как матерь Спасителя. Важным событием для развития почитания на Западе был г. и его постановление о богоматеринстве Марии. Сразу после Собора Папа посвятил Марии римскую на Эсквилинском холме. Позже этот храм стал называться «Блажeнной Девы Марии Великой». Древнейшим богородичным праздником, отмечаемым в Риме, была октава Рождества Христова (1 января). Между и г. в этот день стала совершаться особая в честь девственности Марии. В веке появился обычай посвящения Марии среды и пятницы после третьего воскресенья . В в церковный календарь был внесён праздник почитания , отмечаемый на тринадцатый день после . В установился обычай почитать Непорочное Сердце Марии по первым субботам месяца.

Явления

  • - базилика Санта Мария Маджоре в Риме;
  • - Ричельдису Уолсингхэмскому в ;
  • - святому ;
  • - святому Симону Стоку в английском Эйлесфорде;
  • - в ;
  • - фермеру Хуану Диего в деревне Гвадалупа;
  • - в ();
  • - святой Екатерине Лабуре в , в храме на Рю де Бак;
  • - двум молодым пастухам - Мелани Кальва и Максамену Жиро во Ла-Салетт;
  • - пастушке Бернадетте Субиру в гроте скалы Массабьель в Лурде (Франция). были произнесены слова «Я есмь Непорочное зачатие»;
  • - перед деревенскими детьми в ночном небе в Помпэне;
  • - Нок, ;
  • - и Донглу, ;
  • - - ;
  • - Беорен и Банье, ;
  • - - Гарабандал, ;
  • - Зейтун, ;
  • - Сабана Гранде, ;
  • - - Бэйсайд, штат Нью-Йорк;
  • - Меджугорье, ;
  • - Хрушив, ;
  • -1995 - Литманова, ;
  • 1990- - Конъерс, штат ;
  • - Антигуа;
  • февраль - ;
  • Апрель - .

Сирийская традиция

Коптская традиция

Маронитская традиция

Иудейская версия

Мария была парикмахершой (завивающая волосы женщин - מגדלא נשיא) из и замужем за плотником Иосифом, но прелюбодействовала с римским солдатом Пандирой, от которого родила Иисуса. Иисус у Марии был только первенцем (Мф.1:25; Лк.2:7), после Hего она еще рожала детей (Мф.12:46-47; 13:55-56; Мк.3:31; 6:3; Лк.8:19; Ин.2:12; 7:3,5,10; Деян.1:14; Eusebius.Historia ecclesiastica.III.20). У матери Иисуса была сестра, которую также звали Марией (Ин.19:25).

Богородица в культуре и искусстве

Титулование в православном песнопении Марии как «всех стихий земных и небесных освящение», «всех времён года благословение», было подчёркнуто персонажем Достоевского («Богородица - великая мать сыра земля есть»). С этим можно связать характерную для западноевропейской иконографии позднего средневековья и Возрождения тему «Мадонны смирения», сидящей на земле среди цветов, или тему Марии на земляничной грядке. Из мотивов Марии-садовницы развился видимо Розарий. В изобразительном искусстве большое распространение получили также образы Богоматерь (молящаяся) и (оплакивающая распятого Иисуса). Западноевропейское искусство нашло в этом свой пик в трепетной одухотворённости готической трактовки образа (например, скульптуры Реймсского собора, в частности «Посещение Марией Елизаветы»). Яркая трактовка образа получилась у Рафаэля. Но в Новое время, например у Петрова-Водкина, завершилась секуляризация образа Марии.

Западная позднесредневековая поэзия подчеркнула в Марии образ Прекрасной Дамы. Этот момент нашёл отражение в стихотворении «Жил на свете рыцарь бедный»:

«Полный верой и любовью, Верен набожной мечте, „Ave mater Dei“ кровью Написал он на щите».

Охарактеризовал Марию как «тёплую заступницу мира холодного».

  • Энциклика
  • Праздник Рождества Пресвятой Богородицы - светлый день, наполненный благодатью. Сегодня нельзя злиться, ругаться с близкими. Нельзя заниматься тяжелой работой. Это один из великих двунадесятых праздников (двенадцати важнейших праздников после Пасхи).

    Сегодня мы возносим искренние молитвы Пресвятой Богородице, а она дарит надежду на лучшую жизнь. В этот день нужно произносить молитвы не только с просьбами, но и с благодарностью за все посланные милости. Когда-то день Рождества Богородицы считался Новым годом, это был день окончания сбора урожая. Сегодня всё начинается с чистого листа - так верили древние люди.

    Этот великий праздник - великое утешение для всех бездетных супругов. Христиане верят, что сегодня Богородица услышит их молитвы и обязательно подарит ребеночка.

    Рождество Богородицы - 2018

    О рождении Богородицы в Библии не сказано ни слова. Про родителей Богородицы мы знаем из священного предания, и пусть это не смущает верующего читателя. Они же были евреи, а у евреев не забываются родственные связи. В памяти ортодоксального еврея хранятся знания о многих-многих предках, вплоть до родоначальников еврейских колен. Так что имена родителей Богородицы известны: звали их Иоаким и Анна.

    Это были престарелые и испытавшие крест бездетности люди. Крест бездетности - нечто совершенно непонятное современному человеку. Ведь ныне живущие не чувствуют на себе ответственности исполнить заповедь «Плодитесь и размножайтесь».

    Иоаким и Анна не имели деток, а хотели этого, и это жуткая боль, это распятие и крест для любой еврейской семьи, мечтающей поучаствовать в приближении Мессии.

    Этими скорбями Господь выжигал из душ Анны и Иоакима гордость и тщеславие, и к концу жизни они смирились. Они достигли праведности, и вот тогда, когда ничего греховного они уже не могли передать своему потомству, они родили дочку.

    Самый драгоценный ребенок - это первенец, как правило, рожденный в юности. Он самый первый, самый любимый, но он же и является жертвой наших жизненных ошибок и страстей, нашей неопытности…

    А вот рожденные поздно дети бывают по-особенному нежны и чутки, их по-особому любят, и они сами по себе особые. Такой и была отроковица Мариам, будущая Богородица , рожденная от праведников преклонных лет.

    В этот день родилась та, которая стала дверью, через нее Всевышний смог спуститься на Землю и стать человеком. Вот что мы сегодня празднуем.

    Сегодня стоит подумать об обязанностях супругов, о семейности, о том духе взаимопонимания и согласия, который должен царить в каждой семье. Ведь мы страдаем от разводов, от отсутствия тепла и любви, от неумения жертвовать собой в отношениях, от вселенского холода, который витает в наших домах.

    В нынешней церковной службе едва ли сохранились песнопения древних времен. В VI веке преподобный Роман Сладкопевец составил кондак празднику, который не сохранился. Ныне используется тропарь Рождества Богородицы , который принадлежит сравнительно древним векам.

    Расскажи о древних традициях, связанных с праздником Рождества Богородицы, которые соблюдались в твоей семье. Нам будет очень интересно прочесть комментарии! В моей семье традиционно соблюдался пост: в этот день нельзя было есть мясо, яйца, молочные продукты, запрещалось употреблять алкоголь.

    Даже если ты не привык соблюдать пост, не волнуйся. Гораздо важнее
    быть добрым к окружающим тебя людям и прощать их слабости и недостатки. Поделись нашей статьей со своими друзьями! Поздравь их с этим великим днем.