Домой / Оборудование / Россия в конце XX начале XXI века. История XX — начала XXI века История конец 20 начало 21 века кратко

Россия в конце XX начале XXI века. История XX — начала XXI века История конец 20 начало 21 века кратко

В 1991 г. возникла угроза распада Российского государства. Республики, входящие в состав РСФСР, и автономные области заявляли о своем суверенитете. Татарстан, Чечня, Якутия и Башкортостан приняли решение о выходе из состава Федерации. Сепаратистские настроения были основаны на желании оформить самостоятельность и независимость и защитить свои интересы, ущемляемые Центром.

Большими усилиями и уступками отношения России с субъектами Федерации были урегулированы. Подписанием Федеративного договора 31 марта 1992 г. были определены взаимоотношения и границы между субъектами Федерации, в которую вошли 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, Москва и Санкт-Петербург.

Одной из проблем внутренней политики стал выбор формы государственности. Существовали варианты: президентская республика, парламентская республика, смешанная президентско-парламентская республика.

Переходный период обусловил нарастание противоречий между двумя основными ветвями власти: законодательной (съезд народных депутатов и избираемый им Верховный Совет) и исполнительной (Президент и назначенное им правительство).

21 сентября 1993 г. Б.Н.Ельцин подписал указ о конституционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета и проведении выборов в новые органы государственной власти. Его указ фактически вводил в стране президентское правление.

Конституционный суд и руководство Верховного Совета признали решения президента неконституционными. Часть депутатов отказалась сложить свои полномочия и была уверена в победе, надеясь на поддержку граждан. В Москве нарастала напряженность. В ночь с 21 на 22 сентября вице-президент А.В.Руцкой начал формировать правительство. Противостояние достигло пика 3 октября, когда была предпринята попытка захвата мэрии и Останкинского телецентра.

Президент ввел в столице чрезвычайное положение и выдвинул ультиматум защитникам Белого Дома. 4 октября Белый дом был обстрелян из орудий и занят спецназом. Организаторы обороны были арестованы и водворены в тюрьму Лефортово.

Впоследствии Б.Н.Ельцин устранил все органы советской власти, которые просуществовали с 1917 г. по 1993 г.

Насильственное установление советской власти закончилось ее нелегитимным устранением при молчаливом согласии граждан.

В декабре 1992 г. 7-й съезд народных депутатов принял решение вынести вопрос о Конституции на Всероссийский референдум.

Однако вопрос о форме государственной власти был решен в ходе следующего референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г. В результате референдума был установлен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых декларировалась как самостоятельная. Главой государства становился всенародно избранный Президент, определяющим основные направления внутренней и внешней политики.


Законодательная власть - Парламент, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы, исполнительная - Правительство под руководством председателя, который руководит федеральными министерствами, судебная - Верховный суд, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

В октябре 1993 г. начались выборы в Федеральное собрание. Многие называли его 5-й Государственной Думой. Она состояла из 550 депутатов, половина из которых избиралась по партийным спискам. 225 мест в Думе разделились следующим образом: ЛДПР - 59, Выбор России -40, КПРФ - 32, Аграрная партия - 21, Женщины России - 21, Яблоко - 20.

В конце 90 г. российская внешняя политика потерпела ряд неудач, ослабивших позиции страны. Кризис в экономике и разложение государственной власти привели к падению международного престижа России. Это стало причинои разрастания блока НАТО, бомбардировок Югославии, агрессии США против Ирака.

В сложной обстановке, когда постоянно меняется баланс сил, у России остаются благоприятные условия для развития. На страну не оказывается внешнеполитического давления, и нет признаков подготовки внешней агрессии. У нашего государства имеются перспективы внутреннего развития, возможности интеграции в мировую экономику. Темпы развития страны будут зависеть от того, смогут ли политики и экономисты своевременно отвечать на изменения, происходящие в мире, адаптироваться и интегрироваться в него.

В течение длительного периода СССР являлся мощнейшим государством. Российская Федерация значительно уступает бывшему союзу в масштабах и уже не является супердержавой. Однако она сохранит статус второй в мире ядерной державы, ее экономика набирает силу, общество страны имеет высокий интеллектуальный потенциал.

Россия - крупнейшее в мире государство по природным ресурсам и территории, уникальность ее географического положения в том, что она занимает стратегически выгодное положение, являясь мостом между Европой и Азией.

Традиционные связи, существенное влияние России в ряде стран и регионов послужат успеху становления экономики и политического влияния нашего государства.

Немаловажна и политическая воля современного российского правительства, которое отвергло все попытки сделать Россию «ведомой» страной. Наша держава сумела сохранить себя в качестве самостоятельной политической и экономической величины в современном мире. Этому способствовала правильно выбранная ориентация и активная дипломатическая деятельность руководства.

События 11 сентября 2002 г. отчетливо показали способность нашего руководства к быстрому маневру и переориентации внешней политики и подтолкнули Россию и США к партнерству и сотрудничеству на полях совпадающих интересов. Это привело к доверительности в отношениях. Однако это не означает, что Россия поведет политику полностью идентичную действиям США. У нашего государства есть традиционные приоритеты, экономические интересы и давние отношения с рядом стран.

В 2000 г. принята новая концепция внешней политики РФ, где приоритетом внешнеполитического курса объявлена защита интересов личности, общества и государства. Для обеспечения этой программы были определены основные цели:

  • обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, завоевание авторитета в мировом обществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам России как великой державы и одного из влиятельных центров современного мира;
  • воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильности, справедливого и демократичного миропорядка на принципах равноправных отношениях между государствами;
  • создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

Последовательность внешней политики создает благоприятные условия для повышения международного престижа России и дальнейшего социально-экономического и культурного развития страны.

Российская внешняя политика способна сделать немало полезного для дела мира, и в этом стремлении нет места имперским амбициям.

Несмотря на нынешние серьезные экономические и социальные трудности, Россия, несомненно, сохранится в качестве одного из центров многополярного мира.

Современная литература очень разнообразна: это не только соз-даваемые сегодня книги, но и произведения «возвращенной лите-ратуры», «литература письменного стола», произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, на-писанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века. Значи-тельную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные лите-ратурные премии.

Если в период оттепели и застоя в литературе приветствовался лишь метод социалистического реализма, то современный литера-турный процесс характеризует сосуществование различных на-правлений.

Одним из самых интересных культурных явлений второй поло-вины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Постмодер-низм возник на Западе в конце 60-х — начале 70-х годов. Это был поиск синтеза между модернизмом и массовой культурой, разру-шение любых мифологий. Модернизм стремился к новому, которое изначально отрицало старое, классическое искусство. Постмодер-низм возник не после модернизма, а рядом с ним. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его. Постмодерни-сты обращаются к условности, нарочитой литературности в созда-ваемых произведениях, сочетают стилистику разных жанров и ли-тературных эпох. «В постмодернистскую эпоху, — пишет В. Пелевин в романе «Числа», — главным становится не потребле-ние материальных предметов, а потребление образов, поскольку образы обладают гораздо больше капиталоемкостью». Ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное в произведении. На становление русского постмодернизма оказали большое влияние традиции Серебряного века (М. Цветаева,

А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.), культура аван-гарда (В. Маяковский, А. Крученых и др.) и многочисленные про-явления господствующего соцреализма. В развитии постмодерниз-ма в русской литературе условно можно выделить три периода:

  1. Конец 60-х — 70-е г. — (А. Терц, А. Битов, В. Ерофеев, Вс. Не-красов, Л. Рубинштейн и др.)
  2. 70-е — 80-е г. — самоутверждение постмодернизма через под-полье, осознание мира как текста (Е. Попов, Вик. Ерофеев, Саша Соколов, В. Сорокин и др.)
  3. Конец 80-х — 90-е г. — период легализации (Т. Киби-ров, Л. Петрушевская, Д. Галковский, В. Пелевин и др.)

Русский постмодернизм неоднороден. К прозаическим произве-дениям постмодернизма можно отнести следующие произведения: «Пушкинский Дом» А. Битова, «Москва — Петушки» Вен. Ерофее-ва, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Кысь» Т. Толстой, «Попугайчик», «Русская красавица» В. Ерофеева, «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину» Ев. Попова, «Голубое сало», «Лед», «Путь Бро» В. Сорокина, «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Generation Р» («Поколение П») В. Пелевина, «Бесконечный тупик» Д. Галковского, «Искренний художник», «Глокая Куздра», «Я — не я» А. Слаповского, «Коронация» Б. Акунина и др.

В современной русской поэзии создают поэтические тексты в русле постмодернизма и различных его проявлений Д. Пригов, Т. Кибиров, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.

В эпоху постмодернизма появляются произведения, которые с полным правом можно отнести к реалистическим. Отмена цензуры, демократические процессы в российском обществе способствовали расцвету реализма в литературе, доходившему порой до натура-лизма. Это произведения В. Астафьева «Прокляты и убиты», Е. Носова «Тепа», «Покормите птиц», «Сронилось колечко»,

В. Белова «Душа бессмертна», В. Распутина «В больнице», «Изба», Ф. Искандера «Сандро из Чегема», Б. Екимова «Пиночет», А. Кима «Отец-Лeс», С. Каледина «Стройбат», Г. Владимова «Генерал и его армия», О. Ермакова «Знак зверя», А. Проханова «Дерево в центре Кабула», «Чеченский блюз», «Идущие в ночи», «Господин Гексоген» и др. Материал с сайта

С начала 1990-х годов в русской литературе появляется новое яв-ление, которое получило определение постреализма. В основе по-стреализма лежит универсально понимаемый принцип относитель-ности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему. Постреализм, по определению Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецкого, — определенная система художественного мышления, логика которого стала распространяться и на мэтра, и на дебютанта, набирающее силу ли-тературное направление со своими стилевыми и жанровыми пред-почтениями. В постреализме реальность воспринимается как объек-тивная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу. В первых произведениях постреализма от-мечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыс-лению мира. К постреалистам критика обычно относит пьесы, рас-сказы, повесть «Время ночь» Л. Петрушевской, романы «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина, рассказы С. Довлатова, «Псалом» Ф. Горенщтейна, «Стрекоза, увеличенная до размеров со-баки» О. Славниковой, сборник рассказов «Прусская невеста» Ю. Буйды, повести «Воскобоев и Елизавета», «Поворот реки», роман «Закрытая книга» А. Дмитриева, романы «Линии судьбы, или сун-дучок Милашевича» М. Харитонова, «Клетка» и «Диверсант» А. Азольского, «Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой, «Недвижимость» и «Хуррамабад» А. Волоса.

Кроме того, в современной русской литературе создаются произ-ведения, которые трудно отнести к тому или иному направлению. Писатели самореализуют себя в разных направлениях и жанрах. В российском литературоведении принято также выделять несколько тематических направлений в литературном процессе конца XX в.

  • Обращение к мифу и его трансформации (В. Орлов, А. Ким, А. Слаповский, В. Сорокин, Ф. Искандер, Т. Толстая, Л. Улицкая, Аксенов и др.)
  • Наследие деревенской прозы (Е. Носов, В. Белов, В. Распутин, Б. Екимов и др.)
  • Военная тема (В. Астафьев, Г. Владимов, О. Ермаков, Маканин, А. Проханов и др.)
  • Тема фэнтази (М. Семенова, С. Лукьяненко, М. Успенский, Вяч. Рыбаков, А Лазарчук, Э. Геворкян, А. Громов, Ю. Латынина и др.)
  • Современные мемуары (Е. Габрилович, К. Ваншенкин, А. Рыбаков, Д. Самойлов, Д. Добышев, Л. Разгон, Е. Гинзбург, А. Найман, В. Кравченко, С. Гандлевский и др.)
  • Расцвет детектива (А. Маринина, П. Дашкова, М. Юденич, Б. Акунин, Л. Юзефович и др.)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение по литературе 21 века улицкая
  • обзор современной литературы реферат
  • русская литература 20 века обзор
  • Литературный андеграунд (обзор):
  • современные литературные произведения

К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российского общества.

По мнению отечественных ученых-экономистов, в стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономик среднеразвитых капиталистических государств.

Сложившаяся социально-экономическая система была недостаточно эффективной. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшались размеры внешнего долга; ежегодные платежи по нему превышали половину федерального бюджета.

Глубинные и противоречивые процессы в социально-экономической сфере при депрессивном состоянии производства и недостаточной компетентности руководства привели в августе 1998 г. к финансовому кризису. Затянувшийся на многие месяцы кризис потряс все отрасли народного хозяйства. Потери банковской системы составили в ценах середины 2000 г. 100-150 млрд. руб.; госбюджет недополучил свыше 50 млрд. Лишь во второй половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.

Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении широких масс российского населения. Во многих районах страны стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения России. Для смягчения обстановки правительство принимало меры по сохранению рабочих мест, вводились общественные работы.

Кризис отрицательно повлиял на демографическую ситуацию страны: уменьшилось население - к середине 1999 г. его численность упала до 145,9 млн. сократившись за десятилетие почти на 2 млн. человек.

В политической жизни все более отчетливо проявлялся кризис власти. Падал авторитет президента Б. Н. Ельцина, снижалась его роль в жизни государства. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000 г. на должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек: С. В. Кириенко, В. С. Черномырдин, Е. М. Примаков, С. В. Степашин, В. В. Путин1. Смена лидеров правительства не меняла положения в стране. Не велась стратегия развития реформы в экономике и политике. Отсутствовали четкие правила взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями власти. В субъектах Федерации - республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству. В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение, возглавляемое президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков против представителей федеральной власти и мирных граждан. Чечня стала центром притяжения террористов из многих соседних стран. В короткие сроки республика, являющаяся субъектом Российской Федерации, превратилась в оплот международного терроризма. Все это стало причинами антитеррористической операции федеральных войск в Чечне, а точнее - причинами второй чеченской войны (август 1999 г.).

В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. Избирательная кампания вызвала значительный подъем социальной активности населения. В ней приняли участие многие известные по прежним выборам объединения и партии: «Наш дом - Россия», КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». На политической арене появились новые политические движения: «Отечество - вся Россия» (лидеры - Е. М. Примаков, Ю. М. Лужков), «Союз правых сил» (С. В. Кириенко, Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада) и проправительственное объединение «Единство», которое возглавил обладавший большим авторитетом министр по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу. В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующими фракциями стали «Единство» и КПРФ.

31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б. Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В. В. Путина, главу правительства. На выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.

Последний период пребывания Б. Н. Ельцина у власти ознаменовался важными внешнеполитическими акциями РФ.

В апреле 2000 г. новым главой правительства стал М. М. Касьянов.

Продолжало углубляться сотрудничество РФ с государствами - членами СНГ. Однако развитию интеграционных процессов препятствовал ряд факторов. Среди них немаловажное место занимала нестабильность руководства в некоторых странах Содружества. Кроме того, сложившееся Содружество не всегда отвечало интересам всех входящих в него стран.

К концу 90-х годов на долю СНГ приходилось 22% российского товарооборота. Главными партнерами РФ оставались Белоруссия и Украина.

На международной арене основными торговыми партнерами России оставались государства Европейского союза. В июне 1999 г. руководители стран - членов ЕС приняли документ «Общая стратегия Европейского союза в отношении России». Документ стал основой сотрудничества между государствами. Однако начавшиеся военные действия в Чечне вызвали серьезный конфликт в отношениях между ними.

В марте - апреле 1999 г. в связи с так называемым югославским конфликтом осложнились отношения между Россией и НАТО. Под предлогом защиты косовских албанцев от притеснений сербов военное командование НАТО предприняло военную операцию против Республики Югославия. В ответ на агрессивные действия НАТО Россия отказалась от разработанных ранее программ сотрудничества с ними.

Смена руководства страны на рубеже 1999-2000 гт. завершила определенный этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в ее общественно-политическом и экономическом развитии. Новые государственные лидеры, опираясь на предшествующий исторический опыт России, направили свои усилия на консолидацию общества, укрепление его стабильности и подъем экономики, повышение роли России на международной арене.

Начавшиеся в 90-е годы XX в. либерально-демократические преобразования во всех сферах жизни общества интенсивно продолжаются в начале нового столетия. Предстоит решить ряд сложных проблем для стабилизации политической системы и экономики, для укрепления внешнеполитических контактов России и повышения ее роли на международной арене.

К началу XXI в. окончательно определились границы Российской Федерации, ее территория. Общероссийская перепись 2003 г. показала, что по своей площади она занимала первое место в мире. Численность населения составляла 145,2 млн человек - на 1,8 млн меньше по сравнению с переписью 1989 г. Среди россиян насчитывалось 106,5 млн горожан и 38,7 млн сельских жителей. Россия оставалась одной из самых многонациональных стран мира: на ее территории проживали представители свыше 160 национальностей; более 80% населения составляли русские.

Были утверждены государственные символы России: трехцветный (бело-сине-красный) флаг и герб в виде двуглавого орла. Красный флаг остался за Вооруженными силами страны. Слова гимна на музыку бывшего гимна СССР (композитор А.В.Александров) написал поэт С. В. Михалков.

Международные связи России.

Международные связи России. В начале нового столетия заметно активизировалась внешняя политика России. Восстанавливались политические, экономические, культурные связи с ведущими странами мира - США, Германией, Великобританией, Францией, Италией. Конкретные вопросы сотрудничества обсуждались на встречах Президента В. В. Путина с главами зарубежных стран, а также во время визитов за рубеж министров иностранных дел И. Иванова, затем С. Лаврова и делегаций Государственной Думы.

Существенное воздействие на развитие международных отношений оказали события 11 сентября 2001 г. В этот день террористы одной из международных организаций, завладев несколькими пассажирскими самолетами, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Здания были разрушены, свыше 3 тысяч человек погибли. Ответной мерой США стал курс на ликвидацию баз международного терроризма, на объединение в борьбе с терроризмом стран Европы и Азии. В 2002 г. США предприняли военную операцию в Ираке. Ирак был объявлен местом пребывания террористов, причастных к событиям 11 сентября, и главным производителем оружия массового уничтожения. Россия не поддержала нападение США на Ирак. Государственная Дума призвала страны к мирному урегулированию конфликта на основе норм международного права. Вместе с тем идея объединения усилий государств в борьбе с терроризмом получила поддержку со стороны российского руководства. Россия ратифицировала Международную конвенцию по борьбе с международным бомбовым терроризмом. Была достигнута договоренность с Европейским Союзом о совместном антитеррористическом сотрудничестве. Было заключено соглашение с НАТО, предусматривающее объединение усилий стран в борьбе за обеспечение международной безопасности.

В мае 2002 г. в Москве во время встречи В. В. Путина с американским президентом Дж. Бушем была подписана декларация, направленная на расширение всестороннего сотрудничества между странами. Вопросы укрепления партнерства США и России обсуждались на нескольких последующих встречах глав государств. Однако курс на укрепление сотрудничества не помешал США заявить об одностороннем выходе из договора о противовоздушной обороне (ПРО) и продолжить строительство военных баз на приграничных с Россией территориях.

Многосторонние и двусторонние договоры связывали Россию с государствами Западной Европы. Германия, Италия и Франция стали наиболее крупными партнерами страны в области внешней торговли. Осуществлялось сотрудничество с международными экономическими организациями. Так, Россия согласилась с предложением своих партнеров о необходимости списать долги с Ирака в связи с его тяжелым положением, вызванным боевыми действиями.

Недостаточно эффективно развивались отношения России с государствами Центральной и Восточной Европы, которые в своей внешней политике все более ориентировались на США и западноевропейские державы.

Углублялись внешнеэкономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Индией и Китаем. Россия, как и прежде, оказывала помощь Индии в сфере энергетики и металлургии. При участии российских организаций велись работы на металлургическом заводе в Бхилаи. В отношениях с Китаем получило развитие взаимное инвестирование. В России действовали свыше 400 предприятий с китайским капиталом. В то же время в КНР насчитывалось около 1200 фирм с российским участием (в основном в химической и ядерной промышленности). Были определены пути расширения политических и экономических контактов России и некоторых стран Латинской Америки. Договоренности о конкретных действиях в этой области удалось достичь во время поездки Президента В. В. Путина в Бразилию и Чили.

Как и в предшествующие годы, руководство страны стремилось к расширению отношений с участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). В соответствии с двусторонними договорами увеличивались объемы торгово-экономических связей, росли поставки в страны СНГ российского газа и нефти. Принимались меры по углублению интеграционных процессов в экономике государств. По предложению России велись переговоры с Белоруссией, Казахстаном и Украиной о создании единого экономического пространства с единой торговлей, налоговой и денежно-финансовой политикой. Вместе с тем в отношениях Российской Федерации с некоторыми из бывших советских республик сохранялись противоречия и неразрешенные вопросы. Особенно осложнились отношения с Грузией и Украиной, где в связи с парламентскими (в другом случае - президентскими) выборами возникли глубокие внутренние конфликты.

Общественно-политическое развитие.

Общественно-политическое развитие. Первостепенное внимание в области внутренней политики было направлено на укрепление основ российской государственности. В 2000 г. для совершенствования механизма укрепления страной были созданы 7 федеральных округов. Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

Во главе округов стояли полномочные представители Президента, призванные согласовывать работу местных органов власти на основе российской Конституции. Произошла реорганизация Совета Федерации - верхней палаты Федерального Собрания России. Место глав регионов в Совете заняли назначаемые ими лица, имеющие опыт работы в законодательной сфере. Бывшие члены верхней палаты парламента составили основу совещательного Государственного Совета при Президенте. Осенью 2004 г. была проведена еще одна реформа в системе государственной власти - переход от общенародного избрания губернаторов к утверждению их федеральными парламентами по представлению Президента России.

Одно из центральных мест в деятельности Государственной Думы занимала проблема разграничения обязанностей между федеральными, региональными и местными органами власти. Были определены пути взаимодействия всех трех уровней власти на основе российской Конституции и федерального законодательства.

Продолжалась работа по политическому урегулированию обстановки в Чечне. В 2003 г. состоялся референдум по Конституции, которая утвердила Чечню как субъект Российской Федерации. Президентом республики стал бывший муфтий, а затем глава администрации Чечни Ахмат Кадыров. Создавались республиканские институты власти. Претворялась в жизнь принятая в январе 2001 г. федеральная программа восстановления экономики и социальной сферы. Однако сепаратистские тенденции в республике не исчезли. При участии международных экстремистских организаций чеченские боевики организовали несколько крупных терактов (взрыв Дома правительства в Грозном, нападение на Ингушетию, захват заложников в Московском театральном центре на Дубровке, захват школы в Беслане и др.). Продолжались террористические действия против представителей местной администрации. В мае 2004 г. был убит президент республики. Новым главой Чечни стал Алу Алханов, прежде возглавлявший республиканское МВД.

Развитию и укреплению нового политического порядка в стране, улучшению многопартийности должен был способствовать Закон о политических партиях России (2001 г.). Закон предусматривал превращение партий в общефедеральные организации. В ходе последующей перерегистрации некоторые из них прекратили существование. В то же время создавались новые политические объединения. Наиболее крупной и влиятельной среди них стала партия «Единая Россия», возникшая в результате слияния общественно-политических движений «Единство» и «Отечество - вся Россия». Именно эта партия явилась главной опорой продолжавшихся политических и экономических преобразований.

7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу IV созыва. В парламент были избраны 450 депутатов. Подавляющая часть их принадлежала к партии «Единая Россия» (350). КПРФ получила 52 места, ЛДПР - 36, «Родина» - 36. Группу независимых составили 23 депутата. Представители оппозиционных партий «Союз правых сил» и «Яблоко» в Госдуму не прошли, так как не набрали необходимого количества голосов. Председателем Думы стал Б. В. Грызлов, занимавший ранее пост министра внутренних дел Российской Федерации.

Социально-экономическое развитие.

Социально-экономическое развитие. Первые годы нового столетия явились переломными для российской экономики. Были преодолены тяжелые последствия экономического кризиса (дефолта) 1998 г. и началось постепенное оживление всей хозяйственной системы.

Приоритетное внимание в планах экономического развития на период до 2010 г., разработанных Министерством торговли и промышленности, уделялось дальнейшему формированию и совершенствованию рыночных отношений. В этих целях продолжался, хотя и медленно, процесс приватизации. В 2003 г. в стране действовали почти 3,9 тыс. предприятий и организаций, из них 76,8% в негосударственном секторе. Крупные монополии заняли прочные позиции в газовой и нефтяной промышленности, в электроэнергетике. Широкую известность не только в России, но и за рубежом приобрели созданные в 90-е годы компании ЛУКОЙЛ, Сибнефть, Газпром, ЮКОС, Норильский никель, РАО ЕЭС (Единая энергетическая система). Стремясь к получению неограниченных прибылей, некоторые предприниматели (олигархи) пытались использовать в этих целях законотворчество, внедряли своих представителей в органы власти. Нарушалось налоговое законодательство.

Совершавшиеся в экономике структурные преобразования потребовали упорядочения отношений государственной власти и частного бизнеса. Принимались меры по предотвращению злоупотреблений со стороны крупных промышленников и компаний. Государственная Дума III созыва утвердила Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Усилилось регулирование деятельности монополий в электроэнергетической сфере. Чтобы не допустить сращивания бизнеса и силовых структур, спецслужбам запрещалось излишнее вмешательство в работу предприятий. Совершенствовалось налоговое законодательство, а к нарушителям его применялись жесткие меры. В 2003-2004 гг. были привлечены к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупных размерах руководители нефтяной компании ЮКОС. Было продано главное добывающее предприятие ЮКОСа - Юганскнефть. Позднее оно стало частью крупнейшей государственной монополии Газпрома.

Были приняты новые законодательные акты, направленные на улучшение условий деятельности средних и мелких предприятий. В 2003 г. насчитывалось свыше 280 тыс. малых предприятий, из них 47% - в торговле, 12% - в промышленности, лишь около 2% в агросфере. Положению дел в аграрном секторе уделялось особенно большое внимание. В 2001-2003 гг. были внесены существенные изменения в Земельный кодекс. Закреплялось право собственности на землю. Устанавливались льготные кредиты для сельскохозяйственных предприятий. Были разработаны меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств. Расширялись возможности развития сельхозкооперации и фермерских (крестьянских) хозяйств.

Реформирование экономики шло медленно, но его позитивные результаты были налицо. В 2004 г. темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) составляли более 6% (в 2001 г. - 5,1%); прирост промышленной продукции превысил 6% (в 2001 г. - 4,9%). На 12% сократилась инфляция. Это означало, что в развитии народного хозяйства наметился определенный поворот. Большую роль в этом сыграли и высокие цены на мировом рынке на предметы российского экспорта, прежде всего на нефть. Вместе с тем многие задачи развивающейся рыночной экономики оставались нерешенными. В частности, предстояло создать действенные рыночные механизмы и структуры, способные успешно управлять всей системой народного хозяйства.

Под воздействием экономических преобразований продолжались изменения в социальной структуре общества. Увеличилась численность новых социальных групп: предпринимателей (крупных, средних и мелких), фермеров, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Во всех сферах хозяйственной системы сократилось количество работников государственного сектора.

Изменения в экономике стали основой позитивных сдвигов в социальной сфере. Только в течение 2001-2003 гг. четыре раза повышался минимальный размер оплаты труда работникам бюджетной сферы. Реже становились задержки с выплатой зарплаты, пенсий и пособий. Были увеличены размеры пенсий. С 1999 по 2003 г. доходы населения выросли, по официальным данным, в полтора раза. Одновременно углубилась социальная дифференциация в обществе; десятки миллионов россиян оставались за чертой бедности.

Радикальные преобразования политической системы и экономики, многостороннее взаимовыгодное сотрудничество с государствами мира способствовали укреплению внутреннего положения России и ее позиций на международной арене.

В 20 веке продолжается научно-технический прогресс, который достигает невиданных темпов. В то же время это эпоха крупнейших социальных потрясений мирового масштаба. В философском отношении 20 век знаменуется переходом на антропологическую проблематику. Две причины:

    связана с развитием самой науки, а именно на рубеже веков появляются науки о человеке. Зигмунд Фрейд, Иван Павлов, Сеченов пользовались авторитетом на рубеже веков. Философия превращается из спекулятивной в научную.

    исторические причины. Человек проявляет свои качества в Мировых войнах. Проблема человека снова стала главенствующей. В понимании человека нарастает иррационализм, ибо иррациональной была сама реальность. Главный вопрос – Что есть человек? – ставится по-новому. Возникает новый вопрос – Каково соотношение человека и техники?

Основные антропологические направления и идеи 20 века.

    Немецкая философская антропология 20 века. Макс Шелер «Положение человека в космосе». Шелер рассматривает 4 мира: неорганической природы, растительный, животный и человеческий – и приходит к выводу, что человек сродни всем мирам, сущность человека – различие жизненного порыва и духа. Жизненный порыв более силен, чем дух. Порыв слеп, а дух слаб. Человек – самоопределяющееся существо и выходящее за свои пределы. Дух человека сродни космическому духу. Х. Плеснер пытается создать научную философию человека, основываясь на данных наук, прежде всего, биологии. Главная работа – «Ступени органического и человек». Плеснер выводит несколько законов бытия, один из них – закон естественной искусственности, согласно которому человек не может жить вне мира, созданного им самим. Второй закон – закон опосредованной непосредственности – человеку необходимы какие-то медиаторы. Эксцентричность человека – центр человека находится вне него. А. Гелен усматривает черту, отличающую человека от других – неспециализированность, позволяющая человеку быть любым. Культура как средство компенсации за биологическую неприспособленность человека.

    Неофрейдизм – другая философия человека. Эта школа имеет ориентир на рассмотрение человека как биологического существа. Все индивидуальные особенности закладываются в детстве. Рассматривают влияние социальных факторов на сознание человека. Альфред Адлер показал, что содержание подсознания определяется комплексом социальной неполноценности. Э. Фромм исследует феномен агрессивности – «Анатомия человеческой диструктивности», а также феномен любви, человеческой свободы. Присутствует практическое начало, стремление помочь «заблудившемуся» человеку. Карл Юнг вводит понятие коллективного бессознательного, чье поле создает содержание культуры и религии.

И хотя понятие "век" вводится на уроках истории еще в школе, часто не только дети, но и взрослые путаются, когда необходимо правильно определить начало и конец этого временного промежутка.

Немного теории

Под термином "век" в истории принято называть промежуток времени продолжительностью в 100 лет. Чтобы понимать, как определить, с какого года начался 21 век, как и любой другой, необходимо знать один небольшой нюанс общепринятого летоисчисления. Каждый знает, что время происхождения всех событий хронологически разделены на два периода: до нашей эры и после. Вот только какая дата стоит на рубеже этих двух эпох, знает не каждый.

Слышали ли вы когда-нибудь о 0 году? Маловероятно, потому что 1 год до н. э. завершился 31 декабря, а на следующий день наступил новый, 1 год н. э. То есть 0 года в общепринятом летоисчислении просто не существовало. Таким образом, промежуток времени длиною в одно столетие начинается года, и заканчивается, соответственно, 31 декабря 100 года. И только на следующий день, 1 января в 101 году, наступает новый век.

Из-за того, что многие не знают этой, казалось бы незначительной исторической особенности, довольно длительно время существовала путаница по поводу того, когда и в каком году наступит 21 век. Даже некоторые теле- и радио- ведущие призывали отпраздновать новый 2000 год по-особенному. Ведь это начало и нового столетия, и нового тысячелетия!

Когда началось 21 столетие

Вычислить, с какого года начался 21 век, учитывая все вышесказанное, совсем не сложно.

Итак, первым днем 2 века стало 1 января 101 год, 3 - 1 января 201, 4 - 1 января 301 и так далее. Все просто. Соответственно, отвечая, в каком году начался 21 век, следует сказать - в 2001-м.

Когда 21 век закончится

Понимая, каким образом ведется хронология времени, можно легко сказать не только, с какого года начался 21 век, но и когда он закончится.

Аналогично началу определяется и конец столетия: последним днем 1 века было 31 декабря 100 года, 2 - 31 декабря 200 года, 3 - 31 декабря 300 года и так далее. Найти же ответ на поставленный вопрос не так уж и сложно. Последним днем 21 века будет 31 декабря 2100-го.

Если вы хотите вычислить, с какого года отсчитывается новое тысячелетие, руководствоваться следует тем же правилом. Это позволит избежать ошибок. Так, третье тысячелетие по григорианскому календарю, принятому абсолютным большинством мировых государств, началось 1 января 2001-го, одновременно с началом 21 века.

Откуда пошло всеобщее заблуждение

В России принятое сегодня летоисчисление было введено А до этого счет вели от создания мира. И после принятия христианского летоисчисления вместо 7209 года наступил 1700 год. Люди прошлого также боялись круглых дат. Вместе с новым летоисчислением был издан указ о веселой и торжественной встрече нового года и нового века.

Кроме того не стоит забывать, что с принятием в России христианского оставался юлианским. Из-за этого для всех исторических событий до перехода на григорианский календарь (1918) определяют две даты: по старому и по новому стилю. А из-за различной продолжительности года, принятой в каждом из двух типов календарей и появилась разница на несколько дней. И поэтому в 1918 году с вводом григорианского календаря после 31 января наступило 14 февраля.