Домой / Кровля / Степин вячеслав семенович история и философия науки. Специфика научного познания

Степин вячеслав семенович история и философия науки. Специфика научного познания

В.С. Стёпин внес существенный вклад в исследование проблем методологии науки, теории познания, философии культуры. В 70-80-е гг. им была разработана перспективная концепция структуры и генезиса научной теории, имеющая широкий круг приложений в методологии естественных и технических наук; была открыта и описана ранее неизученная операция построения теории (конструктивного введения теоретических объектов), что позволило решить проблему формирования в составе теории парадигмальных образцов решения задач. В рамках этой концепции Стёпиным была раскрыта структура оснований науки (научная картина мира; идеалы и нормы исследования; философские основания), показана их взаимосвязь с теориями и опытом, их функции в научном поиске. Анализ динамики оснований науки позволил выявить конкретные механизмы воздействия социокультурных факторов на формирование стратегий научного исследования. Стёпин обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации только некоторых из них, становящихся реальной, эмпирической историей науки. Разработал идею типов научной рациональности (классический, неклассический, постнеклассический). Каждый из этих типов характеризуется особой системой идеалов и норм исследования, особым уровнем рефлексии над наукой и расширяет поле освоения наукой все новых типов системных объектов - от доминирования простых систем до изучения сложных самоорганизующихся, исторически развивающихся систем.

В последние годы Стёпин исследовал функции мировоззренческих универсалий культуры, их роль в трансляции исторического опыта, воспроизводстве образа жизни и особенностей цивилизационного развития. Стёпин проанализировал соотношение универсалий культуры и философских категорий, выясняя механизмы генерации в культуре новых категориальных структур, обеспечивающих понимание различных типов системных объектов. Универсалии (категории) культуры («природа», «пространство», «время», «причинность», «свобода», «справедливость», «совесть», «добро», «зло» и т.п.), наряду с общими, инвариантными для разных культур признаками, выражающими глубинные структуры человеческого бытия, включают также исторически особенное содержание, выражающее специфику культуры каждого ист. типа. Универсалии функционируют 1) как формы селективного отбора и трансляции социально-исторического опыта, 2) как категориальная структура сознания в ту или иную ист. эпоху, 3) как предельно обобщенная картина человеческого жизненного мира, посредством которой вводится представление о человеке и мире и фиксируется шкала ценностей, принятая в определенном типе культуры. Система универсалий культуры служит своего рода генетическим кодом каждого вида и типа цивилизации. Философия выступает рефлексией над универсалиями культуры. Философские категории упрощают и схематизируют мировоззренческие универсалии, превращая их в теоретические понятия предельной степени общности. Но за счет оперирования этими понятиями философия способна порождать новые идеи, выходящие за рамки универсалий культуры своей эпохи. Такие идеи могут стать мировоззренческими ориентирами на будущих этапах развития цивилизации и культуры.

Стёпин разработал концепцию типов цивилизационного развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей, представленную смыслами универсалий культуры. Исследовал изменения в этих смыслах, происходящие на современном этапе развития цивилизации. Интерпретировал их как предпосылки для перехода к новому типу развития, призванного найти выход из экологического, антропологического и др. глобальных кризисов.

Стёпин Вячеслав Семёнович (род. 19 августа 1934, пос. Навля, Брянская область) - российский и белорусский философ и организатор науки.
Окончил отделение философии исторического факультета Белорусского государственного университета (БГУ) (1956), аспирантуру по кафедре философии БГУ (1959). В конце 1960-х годов - активный участник семинаров Московского методологическог...

Краткая биография

Стёпин Вячеслав Семёнович (род. 19 августа 1934, пос. Навля, Брянская область) - российский и белорусский философ и организатор науки.
Окончил отделение философии исторического факультета Белорусского государственного университета (БГУ) (1956), аспирантуру по кафедре философии БГУ (1959). В конце 1960-х годов - активный участник семинаров Московского методологического кружка, в 1960-70-х годах - соорганизатор и лидер методологических семинаров в Минске.
Доктор философских наук (1976), профессор (1979), заведующий кафедрой философии БГУ (1981-87), директор Института истории естествознания и техники (Москва, 1987-88), член-корреспондент АН СССР (1987), директор Института философии АН СССР, с 1992 - Институт философии РАН (1988-2006), академик РАН (1994). Иностранный член Национальной академии наук Беларуси (1995), почётный академик Международной академии науки, образования и технологического трансфера (ФРГ, 1992), заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета Московского Государственного университета. Научный руководитель Института философии с 2006. Член экспертной комиссии РСОШ по обществознанию.
Президент Российского философского общества.
Специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры. В 1960-80 годах критиковал позитивизм, пост- и неопозитивизм. В 1970-80-х годах разработал концепцию структуры и генезиса научной теории, открыл и описал операцию построения теории (конструктивного введения теоретических объектов). В рамках этой концепции Стёпиным была раскрыта структура оснований науки, показана их взаимосвязь с теориями и опытом. Обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации отдельных из них, и становящихся реальной историей науки. Разработал концепцию типов научной рациональности (классический, неклассический, постнеклассический), каждый из которых характеризуется собственным типом рефлексии над наукой и системой идеалов и подходов. Исследовал функции мировоззренческих универсалий культуры, проанализировал соотношение универсалий культуры и философских категорий.
Стёпин разработал концепцию типов цивилизационного развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей, представленную смыслами универсалий культуры, исследовав изменения этих смыслов в ходе исторического развития.

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Стёпина Вячеслава Семеновича в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Стёпина Вячеслава Семеновича в жанрах философия, справочная и учебная литература по философии.

Вячеслав Стёпин
Имя при рождении:

Вячеслав Семёнович Стёпин

Дата рождения:
Место рождения:

пос. Навля, Брянская область, РСФСР, СССР

Страна:

СССР СССР → Россия Россия

Язык(и) произведений:
Направление:

эпистемология, философия культуры

Основные интересы:

философия, культура, история

Значительные идеи:

концепция структуры и генезиса научной теории; операция построения теории; система универсалий культуры

Премии:

Награды:


Воспроизвести медиафайл

Беседа с академиком Вячеславом Семеновичем Степиным, записанная философом Владимиром Григорьевичем Будановым

Вячесла́в Семёнович Стёпин (род. 19 августа 1934(19340819 ) , пос. Навля, Брянская область) - советский и российский философ и организатор науки.

Биография

Окончил отделение философии исторического факультета Белорусского государственного университета (БГУ) (1956), аспирантуру по кафедре философии БГУ (1959). В конце 1960-х годов - активный участник семинаров Московского методологического кружка, в 1960-70-х годах - соорганизатор и лидер методологических семинаров в Минске.

Доктор философских наук (1976), профессор (1979), заведующий кафедрой философии БГУ (1981-87), директор Института истории естествознания и техники (Москва, 1987-88), член-корреспондент АН СССР (1987), директор Института философии АН СССР, с 1992 - Институт философии РАН (1988-2006), академик РАН (1994). Иностранный член Национальной академии наук Беларуси (1995), почётный академик Международной академии науки, образования и технологического трансфера (ФРГ, 1992), заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета Московского Государственного университета. Научный руководитель Института философии с 2006. Член экспертной комиссии РСОШ по обществознанию.

Президент Российского философского общества.

Награды
  • 2004 - благодарность Президента Российской Федерации за большой вклад в развитие науки и многолетнюю плодотворную деятельность.
  • 2004 - Государственная премия России в области науки и техники.
  • 1999 - орден «За заслуги перед Отечеством» (IV степени).
  • 1986 - орден Дружбы народов за успехи в научной и педагогической деятельности.
  • 1982 - Почётная грамота Верховного Совета БССР за успехи в подготовке высококвалифицированных специалистов, развитии науки и культуры.
Философия

Специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры. В 1960-80 годах критиковал позитивизм, пост- и неопозитивизм. В 1970-80-х годах разработал концепцию структуры и генезиса научной теории, открыл и описал операцию построения теории (конструктивного введения теоретических объектов). В рамках этой концепции Стёпиным была раскрыта структура оснований науки, показана их взаимосвязь с теориями и опытом. Обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации отдельных из них, и становящихся реальной историей науки. Разработал концепцию типов научной рациональности (классический, неклассический, постнеклассический), каждый из которых характеризуется собственным типом рефлексии над наукой и системой идеалов и подходов. Исследовал функции мировоззренческих универсалий культуры, проанализировал соотношение универсалий культуры и философских категорий. Универсалии (категории) культуры функционируют:

  1. как формы селективного отбора и трансляции социально-исторического опыта,
  2. как категориальная структура сознания в ту или иную историческую эпоху,
  3. как предельно обобщенная структура человеческого жизненного мира.

Система универсалий культуры служит своего рода генетическим кодом каждого вида и типа цивилизации. Стёпин разработал концепцию типов цивилизационного развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей, представленную смыслами универсалий культуры, исследовав изменения этих смыслов в ходе исторического развития.

Сочинения

Книги

  • Современный позитивизм и частные науки . - Минск, 1963
  • Становление научной теории . - Минск, 1976
  • Методология. Мировоззрение . - М., 1979
  • Природа научного познания . - Минск, 1979
  • Идеалы и нормы научного исследования / Ред.-сост. В. С. Стёпин. - Минск, 1981 (редактор-составитель и соавтор)
  • Специфика научного познания . - Минск, 1983
  • Становление научной теории: Содержательные аспекты строения и генезиса теоретических знаний физики . - М., 1983
  • Научные революции в динамике культуры / Ред.-сост. В.С. Стёпин. - Минск, 1987 (редактор-составитель и соавтор)
  • Философское познание в динамике культуры . // Человек в системе наук . - М., 1989
  • Философская антропология и философия науки . - М., 1992
  • Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации (в соавт. с Кузнецовой Л. Ф.). - М., 1994
  • Философия науки и техники . - М., 1995
  • Основания науки и их социокультурная размерность . - М., 1996
  • Философия науки и техники (в соавт. с Гороховым В. Г., Розовым М. А.). - М., 1996
  • Эпоха перемен и сценарии будущего . - М., 1996
  • Парадигмальные образцы решения теоретических задач . - М., 1998
  • Цивилизационный выбор России и сценарии мирового развития . // Стратегия развития России в третьем тысячелетии . - М., 1998
  • Ценностные основы и перспективы техногенной цивилизации . - М., 1999
  • Теоретическое знание (структура, историческая эволюция) . - М., 2000
  • Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность . - М., 2003
  • Философия науки. Общие проблемы . - М., 2006
  • Куда идет российская культура? - СПб., СПбГУП, 2010 (в соавт.)
  • История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук . - М., Академический проект, 2011.
  • Цивилизация и культура. - СПб., СПбГУП, 2011
Статьи
  • Стёпин В. С. «Основания науки и их социокультурная размерность» // Научные и вненаучные формы мышления. Симпозиум. Москва-Киль: 1996
Примечания
  1. Стёпин В. С. От философии науки - к философской антропологии . // Кузнецова Н. И. (ред.). Познающее мышление и социальное действие . - М., 2004. - 544 с. ISBN 5-8125-0415-6
  2. Указ Президента РФ от 09.09.2004 N 1563 «О присуждении государственных премий Российской Федерации 2003 года в области науки и техники»
  3. Указ Президента РФ от 22.11.1999 N 1563 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

Вячеслав Семенович Степин — выдающийся российский ученый, чья новаторская исследовательская деятельность изменила представления о теории и истории познания и науки, философии культуры, антропологии и социальной философии. В. С. Степин - академик Российской академии наук, руководитель Секции философии, политологии, социологии, психологии и права РАН, президент Российского философского общества, доктор философских наук, профессор.

В. С. Степин родился 19 августа 1954 года в поселке Навля. Брянской области, в семье учителей. В семье ценили и любили книги, родители поощряли интерес сына к гуманитарным знаниям. В 1956 году окончат отделение философии исторического факультета Белорусского государственного университета и аспирантуру по кафедре философии того же университета. В 1965 году Вячеслав Семенович защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук, затем в 1975-м - докторскую диссертацию по теме «Проблема структуры и генезиса физической теории».

Научную и педагогическую деятельность начал в Белорусском политехническом институте ассистентом. Прошел путь до ученого с мировой известностью, признанного авторитета в области методологии науки, теории познания, философии культуры, крупного организатора науки. После защиты докторской диссертации и выхода монографии «Становление научной теории» возглавил кафедру философии Белорусского государственного университета.

В 1987 году В. С. Степин был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, возглавил Институт истории естествознания и техники.АН СССР в Москве, а через год стал директором Института философии АН СССР, которым бессменно руководил 18 лет Новаторские идеи ученого стали неоценимым вкладом в развитие философской науки. С именем В. С Степина связано становление новых направлений исследований, таких как эволюционная эпистемология, философская антропология, философия культуры, философия политики и права. Разработанные им фундаментальные концепции философского знания как рефлексии над базисными ценностями культуры, исторической эволюции научной рациональности, типов цивилизационного развития и анализ с этих позиций базисных ценностей современной техногенной цивилизации и возможных сценариев ее развития получили признание мирового сообщества философов.

В 1994 году В. С. Степин был избран действительным членом Российской академии наук.

В. С. Степин - автор более 400 научных работ, в том числе 21 монографии: «Философская антропология и философия науки», «Философия науки и техники», «Эпоха перемен и сценарии будущего», «Теоретическое знание», «Философия и универсалии культуры», «Философия науки: общие проблемы» и др.

Уникальным феноменом российской науки конца XX - начала XXI века является теория культуры академика Степина. Она поистине бесценна для современного понимания культуры, ведения фундаментальных и прикладных исследований в гуманитарной сфере.

Заслуги в развитии гуманитарных наук и педагогическая деятельность Вячеслава Семеновича Степина отмечены высокими государственными наградами. Академик Степин награжден орденами Дружбы народов и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, удостоен Государственной премии в области науки и техники, благодарности Президента Российской Федерации за большой вклад в развитие науки и многолетнюю плодотворную деятельность.

Степин, Вячеслав Семенович

(р. 19.08.1934) - спец. в обл. теории познания, филос. и методологии науки, филос. культуры, истории науки; д-р филос. наук, проф. Окончил отделение филос. ист. ф-та Белорус. гос. ун-та (БГУ) (1956) и асп. по кафедре филос. того же ун-та (1959). С 1959 - на преп. работе: асс., преп., доц. кафедры филос. Белорус. политехн. ин-та. С 1974 - на кафедре филос. гуманит. ф-тов БГУ: доц., проф., в 1981-1987 - завкафедрой. В 1987 - 1988 - директор ИИЕТ АН СССР, с 1988 по наст. вр. - директор ИФ АН СССР (ныне РАН). Одновр. зав. каф. филос. антропологии филос. ф-та МГУ. Канд. дисс. - "Общеметодологические проблемы науч. познания и современный позитивизм" (1965). Докт. дисс. - "Проблема структуры и генезиса физической теории" (1975). Чл.-корр. АН СССР (1987). Акад. РАН (1994). Иностр. член Нац. АН Белоруссии (1995), Иностр. член Нац. АН Украины (1999), заслуженный проф. МГУ, почетный доктор Новг. ун-та (2000), Почетный доктор Ун-та г. Карлсруэ, ФРГ (1998). С. внес существенный вклад в иссл. проблем ме-тодол. науки, теории познания, филос. культуры. В 70-80-е гг. им была разработана перспективная концепция структуры и генезиса науч. теории, имеющая широкий круг приложений в методол. естеств. и техн. наук; была открыта и описана ранее неизученная операция построения теории (конструктивного введения теор. объектов), что позволило решить проблему формирования в составе теории парадигмальных образцов решения задач. В рамках этой концепции С. была раскрыта структура оснований науки (науч. картина мира; идеалы и нормы иссл.; филос. основания), показана их взаимосвязь с теориями и опытом, их функции в науч. поиске. Анализ динамики оснований науки позволил выявить конкретные механизмы воздействия социокультурных факторов на формирование стратегий науч. иссл. С. обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации только нек-рых из них, становящихся реальной, эмпирич. историей науки. Разработал идею типов науч. рациональности (класс., некласс., постнекласс.). Каждый из этих типов характеризуется особой системой идеалов и норм иссл., особым уровнем рефлексии над наукой и расширяет поле освоения наукой все новых типов системных объектов - от доминирования простых систем до изучения сложных самоорганизующихся, исторически развивающихся систем. В посл. годы С. исследовал функции мировоззренч. универсалий культуры, их роль в трансляции ист. опыта, воспроизводстве образа жизни и особенностей цивилизац. развития. С. проанализировал соотношение универсалий культуры и филос. категорий, выясняя механизмы генерации в культуре новых категориальных структур, обеспечивающих понимание разл. типов системных объектов. Универсалии (категории) культуры ("природа", "пространство", "время", "причинность", "свобода", "справедливость", "совесть", "добро", "зло" и т.п.), наряду с общими, инвариантными для разных культур признаками, выражающими глубинные структуры человеч. бытия, включают также исторически особенное содержание, выражающее специфику культуры каждого ист. типа. Универсалии функционируют 1) как формы селективного отбора и трансляции соц.-ист. опыта, 2) как категориальная структура сознания в ту или иную ист. эпоху, 3) как предельно обобщенная картина человеч. жизненного мира, посредством к-рой вводится представление о человеке и мире и фиксируется шкала ценностей, принятая в определ. типе культуры. Система универсалий культуры служит своего рода генетическим кодом каждого вида и типа цивилизации. Филос. выступает рефлексией над универсалиями культуры. Филос. категории упрощают и схематизируют мировоззренч. универсалии, превращая их в теор. понятия предельной степени общности. Но за счет оперирования этими понятиями филос. способна порождать новые идеи, выходящие за рамки универсалий культуры своей эпохи. Такие идеи могут стать мировоззренч. ориентирами на будущих этапах развития цивилизации и культуры. С. разработал концепцию типов цивилизац. развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей, представленную смыслами универсалий культуры. Исследовал изменения в этих смыслах, происходящие на совр. этапе развития цивилизации. Интерпретировал их как предпосылки для перехода к новому типу развития, призванного найти выход из экол., антрополо-гич. и др. глоб. кризисов. Предс. науч.-редакц. совета "Новой философской энциклопедии" в четырех томах (М., 2000-2001).

Соч.: Современный позитивизм и частные науки. Минск , 1963 ; Проблема субъекта и объекта в опытной науке // ВФ. 1970. № 1 ; Методы научного познания. [В соавт. ]. Минск , 1974 ; Методология построения физической теории // ВФ. 1974. № 12 ; Становление научной теории. Минск , 1976 ; Природа научного познания. Минск , 1979 ; Идеалы и нормы научного исследования. (Ред.-сост. , [соавтор ]). Минск , 1981 ; Структура теоретического знания и историко-научные реконструкции. // Методологические проблемы историка - научных исследований. М. , 1982 ; Специфика научного познания и социокультурные предпосылки его генезиса // Наука и культура. М. , 1984 ; Диалектика генезиса и функционирования научной теории // ВФ. 1984. № 3 ; Основания научного поиска и научные революции // ВФ. 1985. № 7 ; О прогностической природе философского знания (философия и наука ) // ВФ. 1986. № 4 ; Становление теории как процесс открытия // Природа научного открытия. М. , 1986 ; Системность теоретических знаний и процедуры конструктивного обоснования теории // Теория и метод. М. , 1987 ; Научные революции в динамике культуры (Ред.-сост. , [соавтор. ]). Минск , 1987 ; Введение в философию. В 2 ч. [В соавт. ]. М. , 1989 ; Философское познание в динамике культуры // Человек в системе наук. М. , 1989 ; Научное познание и ценности техногенной цивилизации // ВФ. 1989. № 10 ; Научная рациональность в человеческом измерении // О человеческом в человеке. М. , 1991. ; The Systemic Principle and the Development of Theoretical Knowledge (Принцип системности и развитие теоретического знания ) // The Open Curtain. San-Franc , Oxford , 1991 ; Перспективы цивилизации. От культа силы к диалогу и согласию // Этика ненасилия. М. , 1991 ; Ideals and norms of research as aspects of scientific tradition (Идеалы и нормы научного исследования как аспекты научной традиции ) // World futures. N.Y. , 1992. V. 34 ; Философская антропология и философия науки. М. , 1992 ; Ненасилие как биологический и социокультурный феномен // ВФ. 1992. № 8 ; Social Environment , Foundations of Science , and the Possible Histories of Science (Социальная среда , основания науки и возможные истории науки ) // Trends in the Historiography of Science. BSPS , vol. 151 , Dortrecht , Boston , London , 1994 ; The Fate of Marxism and the Future of Civilization // Studies in East European Thought. Boston , London , Vol 45 , 1993 ; Философия и образы будущего // ВФ. 1994. № 6 ; Динамика научного познания как процесс самоорганизации // Самоорганизация и наука. М. , 1994 ; Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. [В соавт. ]. М. , 1994 ; Современная картина мира : русский космизм и диалог культур "Восток -Запад ". [В соавт. ] // Философия русского космизма. М. , 1996 ; Философия науки и техники. [В соавт. ]. М. , 1996 ; Эпоха перемен и сценарии будущего. М. , 1996 ; Genetically - Constructive Ways of Theory Building // Philosophical Logic and Logical Philosophy. Dortrecht , Boston , London , 1996 ; Философия на рубеже веков (Генетически-конструктивный путь построения теории ) // В. РАН. 1997. № 5 ; Der Ernstfall auch in Russland. Russische Philosophen diskutieren G.Rohrmoser. (B России также серьезный случай : Русские философы дискутируют с Гюнтером Рормозером ). Hrsg. , 1997. Цивилизационный выбор России и сценарии мирового развития // Стратегия развития России в третьем тысячелетии. М. , 1998 ; Устойчивое развитие и проблема ценностей // Техника , общество и окружающая среда. М. , 1998 ; Ценностные основы и перспективы техногенной цивилизации. "Науковедение ", М. , 1999. № 1 ; Наука , религия и современные проблемы диалога культур // Разум и экзистенция. СПб. , 1999 ; Теоретическое знание (структура , историческая эволюция ). М. , 2000.

Степин, Вячеслав Семенович

Академик РАН (1994), директор Института философии РАН с 1988 г.; родился 19 августа 1934 г.; в 1956 г. окончил отделение философии исторического факультета Белорусского государственного университета, доктор философских наук, профессор; 1987-1988 - директор Института истории естествознания и техники АН СССР; член Совета по анализу критических ситуаций и проектов правительственных решений при Правительстве РФ; специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры, истории науки; почетный член Академии науки и образования (Брюкзаль-Карлсруэ, ФРГ); член редколлегии журналов "Вопросы философии", "Человек", "Jоurnаl fоr Gеnеrаl Рhilоsорhy оf Sсiеnсе" (ФРГ).


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Степин, Вячеслав Семенович" в других словарях:

    - (р. 1934) российский философ, академик РАН (1994). Труды по теории познания, философии и истории науки, философской антропологии … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 1934) специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры, истории науки. Доктор филос. наук (1975), проф. (1976), академик РАН (1994). Окончил отделение философии исторического факультета Белорусского… … Философская энциклопедия

    - … Википедия

    - … Википедия

    СТЕПИН Вячеслав Семенович - (р. 1934) российско белорусский философ и организатор науки. Предтеча (совместно с Овчаренко) Минского философского проекта Гуманитарная энциклопедия. Доктор философских наук (1976). Профессор (1979), зав. кафедрой философии Белгос университета … Социология: Энциклопедия

    Российско белорусский философ и организатор науки. Доктор философских наук (1976). Профессор (1979), зав. кафедрой философии Белгосуниверситета (1981 1987), директор Института истории естествознания и техники (Москва) (1987 1988), чл. корр. АН… …

    - … Википедия

    - (р. 1934), философ, академик РАН (1994). Труды по теории познания, философии и истории науки, философской антропологии. * * * СТЕПИН Вячеслав Семенович СТЕПИН Вячеслав Семенович (р. 1934), российский философ, академик РАН (1994). Труды по теории… … Энциклопедический словарь

    Вячеслав Семенович (р. в 1934) российско белорусский философ и организатор науки. Доктор философских наук (1976). Профессор (1979), зав. кафедрой философии Белгосуниверситета (1981 1987), директор Института истории естествознания и техники… … История Философии: Энциклопедия