- Эвристи́ческое обуче́ние - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.
Эвристическое обучение для ученика - непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю).
Связанные понятия
Сетевое (взаимное) обучение (англ. networked learning, peer-to-peer learning) - относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников.
Зна́ние - результат процесса познавательной деятельности. Обычно под знанием подразумевают только тот результат познания, который может быть логически или фактически обоснован и допускает эмпирическую или практическую проверку. То есть, говоря о знании, мы чаще всего имеем в виду отражение действительности в мышлении человека.
Психологи́ческая киберне́тика - раздел биологической кибернетики, изучающий структурно-функциональную организацию взаимодействия различных анализаторных систем, сфер сознания и бессознательного в процессе формирования поведения, в процессе взаимодействия людей между собой, с техническими, экологическими, социальными системами.
Музыка́льная педаго́гика (англ. Music Pedagogy) - отрасль педагогической науки (педагогическая дисциплина), занимающаяся передачей учащимся всего комплекса музыковедческих знаний, изучением и разработкой наиболее эффективных путей, способов, форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, а также формирования и развития творческих умений, опыта и практических навыков в различных областях музыкального искусства.
Программированное обучение - метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г. и получивший развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных.
Нейропедагогика (англ. Neuroeducation, Educational neuroscience) - прикладная нейронаука использования знаний когнитивной неврологии, дифференциальной психофизиологии, нейропсихологических знаний, данных о мозговой организации процессов овладения различными видами учебного материала, учёта совместимости вариантов ИПЛ (индивидуальный профиль латерации) учащихся и преподавателей в образовательном процессе.Нейропедагогика базируется на классических основах педагогики, психологии, неврологии, кибернетики...
Практическая психология (в XIX веке - опытная п.) - раздел психологии, занимающийся практическим применением её знаний.
Педагогическое общение - профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.
Фундаментальная наука - область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений (в том числе и умопостигаемых) и поиск закономерностей, руководящих ими и ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, протекание процессов, обусловленных ими; - затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, - служит расширению теоретических, концептуальных представлений, в частности - детерминации идео...
(МАО) - совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Социо-игровой подход (наряду со словом «подход» распространены термины «социо-игровой стиль», «методика», «технология», «режиссура урока») предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно внутри каждой из них. Cоцио-игровой подход непосредственно обращён к особым возможностям режиссуры урока, общения и поведения учителя.
Современная педагогика становится все более гибкой и позволяет родителям и учителям использовать огромное количество разнообразных методик обучения. Выбрать можно любую - лишь бы она была эффективна и не вредила ребенку. Одна из популярных инновационных методик обучения - это эвристическое обучение .
В переводе с греческого heurisko – «открываю», «отыскиваю», «нахожу». Речь идет о нахождении знаний, ответов на поставленные вопросы. Истоки эвристического обучения следует искать в Древней Греции, в методе античного философа Сократа . Он называл используемый им метод обучения майевтикой , что буквально переводится с греческого как повивальное искусство. Сократ задавал своим ученикам вопросы, побуждал их к рассуждению; так в беседе рождалось знание.
Современное эвристическое обучение основано как раз на сократовской майевтике. Его цель - помочь ученику сконструировать собственный смысл, цели и содержание образования, процесс его организации, диагностики и осознания. Если говорить более простыми словами, эвристическое обучение состоит в непрерывном открытии нового .
Несмотря на солидный возраст метода, понятие эвристического обучения в педагогике стало использоваться относительно недавно. Отсюда - отсутствие единой трактовки: эвристическое обучение может подразумевать собой форму обучения (к примеру, эвристическая беседа), метод обучения (скажем, мозговой штурм) или технологию творческого развития учеников .
сочетает в себе творческую и познавательную деятельность . Учитель не дает ученику готовые знания; он предоставляет ему объект, знаниями о котором должен овладеть ученик. Объектом может выступать историческое событие, природное явление, литературное произведения, материал для конструирования и т.п. На его основе ребенок создает продукт деятельности - гипотезу, текст, схему, изделие. Результат творческой деятельности ребенка может быть абсолютно непредсказуемым, он зависит от личности ученика. Лишь после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области (культурно-историческими аналогами), переосмысливает его.Конечная цель эвристического обучения - не получение конкретных знаний, а творческая самореализация ученика . Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных знаний по конкретному предмету, а его творческие достижения в этой сфере.
Эвристическое обучение базируется на определенных принципах . Среди них:
- личностное целеполагание ученика;
- выбор индивидуальной образовательной траектории;
- метапредметные основы содержание образования;
- продуктивность обучения;
- первичность образовательной продукции учащегося;
- ситуативность обучения;
- образовательная рефлексия.
Часто родители и даже учителя путают эвристическое обучение с проблемным . Но между этими методами есть различия. У познавательной задачи-проблемы, которую учитель ставит перед ребенком в проблемном обучении, есть конкретное решение или хотя бы направление решения. А открытое задание в эвристическом обучении не имеет правильного решения, и результат никогда не известен заранее ни ученику, ни учителю.
Задача проблемного обучения - передача опыта учителя ученику нестандартным способом (путем постановки познавательной проблемы). А эвристическое обучение подразумевает создание учеником личного опыта. При этом проблемное обучение часто выступает подготовительным этапом для эвристического : прежде чем создавать собственный продукт, ребенок должен усвоить способы его создания. В этом ему и помогает решение познавательных проблем.
Эвристическое обучение можно использовать при обучении практически любому школьному предмету, главное - придумать хорошее открытое задание . К примеру, на уроке физики можно предложить ученику сконструировать прибор (хотя бы на бумаге), на уроке обществознания - придумать общество будущего, на уроке физкультуры - составить свой комплекс упражнений для развития определенной группы мышц.
Конечно, эвристическое обучение не может полностью заменить традиционное, но использовать его как дополнение к традиционным методам для развития творческих способностей ребенка можно и нужно. Ребенку всегда приятно чувствовать себя полноправным участником процесса обучения , когда в него не пытаются «впихнуть» знания насильно, а дают ему получить их самостоятельно, пусть даже методом проб и ошибок. В конце концов, многие великие открытия были сделаны совершенно случайно!
Среди инновационных методик обучения выделяют эвристическое обучение, прообразом которого является метод вопросов и рассуждений Сократа, или, другими словами, «сократовская ирония». Известно, что древнегреческий философ приводил своих учеников к истинному суждению через диалог. Он вначале задавал общий вопрос, а получив ответ, вновь вводил уточняющий вопрос и так до получения окончательного ответа.
Эвристическое обучение ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Личный опыт учащегося становится компонентом его образования, а содержание обучения создается в процессе деятельности.
Эвристическую деятельность иногда связывают с творческой деятельностью. Однако первое понятие является более широким и имеет ряд отличий:
1. Эвристическая деятельность включает в себя сами творческие процессы по созданию образовательной продукции.
2. Одной из составляющих эвристической деятельности являются познавательные процессы, которые необходимы для сопровождения творчества.
3. В эвристической деятельности организационные, методологические, психологические и иные процессы обеспечивают творческую и познавательную деятельность.
В эвристическом обучении есть одна главная особенность – изучение образовательных стандартов и личное творчество ученика меняются местами. Вначале ученик самостоятельно создает образовательную продукцию, а уже после сопоставляет ее с культурно-историческими достижениями человечества, закрепленными в образовательных стандартах. В этом случае усваиваются и стандарты, и способы самостоятельной творческой деятельности ученика.
Главной задачей в эвристическом обучении является творческая самореализация учащегося . Это осуществляется следующим образом. Ученик получает материал для конструирования, однако ему не дают готовых знаний о нем. Он создает продукт деятельности (гипотезу, сочинение, поделку), а затем с помощью учителя сопоставляет его с историческими аналогами в этой области. В результате ученик переосмысливает свой результат и происходит его личностное преобразование (изменение в чувствах, знаниях, способностях и опыте). Итогом деятельности учащегося может выступать и общекультурное приращение, когда ученик оказывается вовлеченным в культурно-исторические процессы.
Эвристическая образовательная ситуация является ключевым элементом обучения. Эта ситуация активизирует незнание, цель ее – рождение учениками личной идеи, проблемы, гипотезы, схемы, текста и т.д. Образовательный результат в эвристическом обучении непредсказуем, каждый ученик может получать абсолютно разные итоги.
Эвристическое обучение строится на основе открытых заданий. Практически любой элемент изучаемой темы может выражаться в форме открытого задания. Например, сочините пословицу.
Контролю в эвристическом обучении подлежит не степень усвоения готовых знаний, а творческое отклонение от них. Таким образом, проверке и оценке подлежат развитие личностных качеств ученика, его творческие достижения по изучаемым предметам, а также уровень усвоения и опережения образовательных стандартов.
Современное постиндустриальное общество, характерной чертой которого является стремительное развитие информационных систем, значительно повышает спрос на творческую инициативу.
Исследовательский подход в образовании .
Одним из условий решения задач , стоящих перед современным образованием является использование исследовательского подхода к обучению.
Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
К функциям исследовательского подхода в обучении относятся:
Воспитание познавательного интереса;
Создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
Развитие интеллектуальной сферы личности;
Формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;
Развитие познавательной активности и самостоятельности.
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:
Во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
В организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;
В актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;
В усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
В изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.
Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний. Исследовательский подход в обучении помогает студенту увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого.
Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы ; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы : анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.
На завершающем этапе исследования от студента требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария и т. п.).
Пути реализации исследовательского подхода в обучении :
Дидактический анализ темы
Предварительное информирование учащихся об изучении темы с применением исследовательского подхода
Изучение материала крупным блоком
Организация лекционных и семинарских занятий, а также нестандартных уроков использование групповой, коллективной и фронтальной форм организации учебного процесса.
Развитию у студентов навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.
Исследовательская деятельность студентов рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков.
В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности студентов, к которой, например, относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые в учебное и внеучебное время.
Если рассматривать деятельность с личностной точки зрения, то необходимо осознать единство интериоризации – формирование личностных характеристик человека с учетом условий его жизни и деятельности, и экстериоризации, т.е. реализацию способностей и замыслов человека в продуктах его деятельности. Продуктом исследовательской деятельности студента являются не только, а может быть, и не столько знания, которые он приобретает, сколько способы познавательной деятельности, которые воздействуют на интеллектуальное развитие личности.
Сформировать у студентов необходимые умения познавательной целенаправленной деятельности можно лишь через активные мыслительные и практические самостоятельные действия самого студента. Все сказанное означает, что предметом познания в процессе обучения должна стать не только содержательная сторона знания, но также и структурная, и операционная (акцент делается на способе приобретения знаний, на том, как ими пользоваться).
В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее :
Учащийся выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
Предлагает возможные решения; проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
Делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к новым данным;
Делает обобщения.
24. Сущность и содержание управленческой деятельности.
Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления». Поэтому основная цель определения предмета психологии управленческой деятельности и его взаимосвязей с другими предметами изучения.
Чтобы составить правильное и полное представление об этом предмете, следует учитывать основные трудности психологического изучения деятельности руководителя, сложности выделения деятельностной проблематики из общеорганизационной. Основные из них состоят в следующем:
Во-первых, деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами функционирования организации. Следовательно, проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне их не может быть адекватно решена.
Во-вторых , проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, т.е. является предметом исследования в целом комплексе дисциплин. В качестве таковой она и разрабатывалась, но при этом явно доминировали внепсихологические ее аспекты: организационный, социологический, экономический, инженерный, социотех-нический и др.
В-третьих , психологическое изучение управленческой деятельности наиболее затруднительно в научном плане, поскольку здесь предметом исследования является такая трудноуловимая, «неосязаемая» сфера, как психическая реальность. Закономерно поэтому, что в гораздо большей степени, чем она, раскрыты и изучены внешние проявления управленческой деятельности, а не ее внутреннее содержание
Сущность эвристического обучения
Современная педагогика отличается гибкостью, позволяя педагогам и родителям использовать в обучении детей разнообразные методы обучения. Выбор метода остается за педагогами и родителями, важно только лишь соблюдать условие: метод должен быть эффективным и не навредить ребенку.
В настоящее время одним из самых популярных инновационных методов является эвристический метод обучения.
Впервые эвристический метод был предложен Сократом в Древней Греции. Сократ задавал своим ученикам вопросы, тем самым побуждая их к рассуждению и беседе.
Несмотря на то, что эвристический метод обучения появился достаточно давно, в современной педагогике он используется относительно недавно. Именно поэтому нет утвержденной трактовки его понятия. Под эвристическим методом обучения понимают и форму обучения (например, эвристическая беседа), и метод обучения (мозговой штурм), и технологию творческого развития.
Определение 1
Эвристический метод обучения – это метод, направленный на самостоятельное нахождение учащимися ответов на поставленные педагогом вопросы.
Эвристическое обучение – это обучение, основная цель которого заключается в конструировании учащимися собственного смысла, цели и содержания, организации и осознания необходимости обучения.
Таким образом, обучение, основанное на эвристическом методе, для учащихся – это непрерывное открытие нового.
Задачи эвристического метода обучения:
- Формирование и создание у учащихся собственного личного опыта, направленного на получение знаний будущего.
- Конструирование у каждого учащегося собственного смысла и наполнения процесса обучения.
Эвристический метод обучения сочетает в себе познавательную творческую деятельность. Это связано с тем, что педагог не дает учащимся готовые знания, а предоставляет им объект, знания о котором они должны найти самостоятельно информацию и овладеть ей. В качестве объекта могут выступать природные явления, исторические события, художественные произведения и т.п. На основании объекта учащиеся создают продукт деятельности в виде гипотезы, текста, изделия, схемы и т.д. В рамках эвристического метода, результат творческой деятельности ребенка не предсказуем, так как он полностью зависит от его базовых знаний и личности. После представления педагогу получившегося результата, учащиеся сопоставляют его с уже известными достижениями в данной области и осмысливают.
Конечной целью эвристического метода обучения является, не получение конкретных знаний и умений, а осуществление творческой самореализации ребенка.
Оценке по итогам выполнения эвристического задания подвергаются не усвоенные учащимися знания по конкретному предмету, а его творческие достижения в данной сфере.
Принципы эвристического обучения
Реализация эвристического метода обучения базируется на определенных принципах. Среди них:
- Принцип личностного целеполагания учащегося – предполагает организацию учебного процесса на основании учета личных учебных целей каждого из учащихся.
- Принцип индивидуальной образовательной траектории – предусматривает возможность выбора индивидуальной траектории обучении учащимися, на основании собственного представления о смысле, целях, задачах, содержании, темпа и т.д. процесса обучения.
- Принцип метапредметности содержания образования – состоит в том, что основа содержания учебных и образовательных дисциплин представлена фундаментальными образовательными объектами, которые обеспечивают возможность их субъективного личностного познания учащимися.
- Принцип продуктивности обучения – направлен на личностный образовательный прогресс учащегося, состоящий из продуктов его учебной деятельности.
- Принцип первичности учебной продукции учащегося – заключается в том, что довольно часто создаваемое учащимися личное содержание процесса обучения, может опережать изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.
- Принцип ситуативности обучения – основан на том, что процесс обучения строится на ситуациях, организованных педагогом и направленных на самоопределение учащихся, их эвристический поиск. Задача педагога – сопровождение и поддержка.
- Принцип образовательной рефлексии – предусматривает непрерывное осознание учащимся и педагогом реализуемой в процессе обучения собственной деятельности.
Использование технологии эвристического обучения в современной школе
В современных школах использование эвристического метода обучения осуществляется во взаимосвязи с проблемным и развивающим обучением. Это объясняется тем, что данные методы обучения, несмотря на их специфичность и различие в приемах работы, направлены на личностно-ориентированное обучение.
Формами и методами эвристического обучения являются различные по тематике творческие занятия: конкурсы, факультативные занятия, индивидуальные занятия по самообразованию, внеклассная и внеурочная работа, олимпиады, интеллектуальные марафоны, творческие конкурсы и т.п.
Одной из наиболее популярных форм организации эвристического метода обучения является эвристическая беседа.
К приемам эвристического метода относятся: сочинения, поделки, художественные произведения собственного сочинения и т.д.
Мероприятия, организованные в рамках эвристического метода обучения, помогают учащимся реализовать себя, продемонстрировать свои знания и способности.
Технология эвристического обучения не только подводит учащихся к изучению материалов учебных предметов, но и способствует успешному обучению.
Замечание 1
Таким образом, одним из основных методов, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения учебному предмету, является эвристический метод.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
ЭВРИКА «Эврика!» (εὕρηκα или ηὕρηκα, букв. «нашёл!») - легендарное восклицание Архимеда по случаю открытия им гидростатического закона, ставшее общеупотребительным для выражения радости в случае разрешения трудной задачи.
3 слайд
Описание слайда:
Эвристическое обучение Современная педагогика становится все более гибкой и позволяет родителям и учителям использовать огромное количество разнообразных методик обучения. Выбрать можно любую - лишь бы она была эффективна и не вредила ребенку. Одна из популярных инновационных методик обучения - это эвристическое обучение. В переводе с греческого heurisko – «открываю», «отыскиваю», «нахожу». Речь идет о нахождении знаний, ответов на поставленные вопросы. Истоки эвристического обучения следует искать в Древней Греции, в методе античного философа Сократа. Он называл используемый им метод обучения майевтикой, что буквально переводится с греческого как повивальное искусство. Сократ задавал своим ученикам вопросы, побуждал их к рассуждению; так в беседе рождалось знание.
4 слайд
Описание слайда:
Эвристическое обучение Эвристическое обучение – это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).
5 слайд
Описание слайда:
Эвристическое обучение Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность. Учитель не дает ученику готовые знания; он предоставляет ему объект, знаниями о котором должен овладеть ученик. Объектом может выступать историческое событие, природное явление, литературное произведения, материал для конструирования и т.п. На его основе ребенок создает продукт деятельности - гипотезу, текст, схему, изделие. Результат творческой деятельности ребенка может быть абсолютно непредсказуемым, он зависит от личности ученика. Лишь после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области (культурно-историческими аналогами), переосмысливает его.
6 слайд
Описание слайда:
Эвристическое обучение Несмотря на солидный возраст метода, понятие эвристического обучения в педагогике стало использоваться относительно недавно. Отсюда - отсутствие единой трактовки: эвристическое обучение может подразумевать собой форму обучения (к примеру, эвристическая беседа), метод обучения (скажем, мозговой штурм) или технологию творческого развития учеников. Часто путают эвристическое обучение с проблемным. Но между этими методами есть различия. В проблемном обучении, есть конкретное решение или хотя бы направление решения. А открытое задание в эвристическом обучении не имеет правильного решения, и результат никогда не известен заранее ни ученику, ни учителю.
7 слайд
Описание слайда:
Эвристическое обучение Конечная цель эвристического обучения - не получение конкретных знаний, а творческая самореализация ученика. Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных знаний по конкретному предмету, а его творческие достижения в этой сфере.
8 слайд
Описание слайда:
Эвристическое обучение Эвристическое обучение базируется на определенных принципах. Среди них: личностное целеполагание ученика; выбор индивидуальной образовательной траектории; метапредметные основы содержание образования; продуктивность обучения; первичность образовательной продукции учащегося; ситуативность обучения; образовательная рефлексия.