Лекция №1 Предмет религиоведения
28.09.2011 19167 1465Занятие 1.
Лекция №1.
Тема:Предметрелигиоведения. 2ч.
Цель лекции: способствовать пониманию студентами сущности предмета
религиоведения, показать историю зарождения
религиоведения,нацелить студентов на понимание задач и
функций религиоведения; помочь студентам увидеть
необходимостьи особенность религиоведческого знания и
роль религиоведенияв формировании мировоззрения
личности.
План лекции:
- Предмет религиоведения.
Конспект лекции.
1.Предмет религиоведения.
Уже само название предмета «религиоведение» подсказывает, что это область знания, изучающая религию, однако этой подсказки мало для определенияпредмета религиоведения. Совершим экскурс в историческое прошлое.
Ø Отношение к религии различных слоев общества формировалось уже в эпоху древних государств. Так, у КсенофанаКолофонскогоесть мысль о том, что люди создают себе богов по своему образу и подобию: « Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны, фракийцы же представляют своих богов голубоглазымиирыжеватыми», «Если бы быки и другие животные умели бы рисовать, - говорилонже,- то быки изображали бы богов, похожими на быков, лошади- похожими на лошадей».
(С.А. Токарев. Религия в истории народов мира. - М;
1986. С.10)
-Ксенофанвместе со своей кифарой пел:
Если бы руки имели быки, или львы, или кони,
Если б писать, точно люди, умели они что угодно,
Кони конямбы богов уподобили, образ бычачий
Дали б бессмертным быки, их наружнстью каждый сравнил бы
С той породой, к какой он и сам на земле сопричастен.
Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы.
Голубоокимиих же и русыми мыслят фракийцы.
-АфинскийфилософКритий(У век до н. э.) считал, что люди выдумали богов, чтобы внушить другим страх и заставить их исполнять законы. Демокрит (У-1У в. до н.э.) первым указал, что воснове религии лежит страх перед грозными явлениями природы.
-Тит Лукреций Кар (1 в. до н.э.) считал:
И оттого только страх всех смертных объемлет, что много
Видят явлений они на земле и на небе нередко,
Коих причины никак усмотреть и понять не умеют,
И полагают, что все это божьим веленьем творится.
(Лукреций Кар. О природе вещей-М;1983.С.31)
-Сократ, великий проповедник нравственности древней Греции (Ув. до н.э.),
хотя и не оставил после себя никаких трактатов, но оставил мысли, донесенные до нас трудами Платона и Ксенофонта: центром своей философии Сократ сделал человека, его отношение к обществу, законам, к богу или богам. Он считал, что мир является творением божества «великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося»
(История философии в кратком изложении./Пер. с чеш.
И.И.Богута.-М.:Мысль.1991. С.130)
И погиб Сократ, защищая свои идеи:
В чем обвинен? В том, что не чтит богов,
Которых город чтит, а вводит новых.
Что развращал своих учеников,
Бросалось в обвинениях суровых.
(А.Суслова. Прикосновение. Костанай.2003.)
Катарина Лориллард. Сократ. 1931.
(Сократ перед смертью показывает своим ученикам, среди которых был Платон (сидит у ног учителя), что душа человека бессмертна.)
Ø В более поздние исторические эпохи отношение к религии и религиям формировалось в обществе в зависимости от социальных условий: возникали теоретические суждения, как поддерживающие религиозное мировоззрение, так и отрицающие сам способ религиозного миропонимания:
-так, Фома Аквинский, великий богослов, учитель церкви ХШ века, видевший в человеке способность постижения мира через чувственное восприятие, составил пять доказательств существования Бога; а также считал, что между наукой и верой нет противоречия,но вера стоит выше разума, и роль религии в познании мира велика.
-Так, Фрэнсис Бэкон, философ нового времени (1561-1626), когда начала крепнуть наука, считал. Что у философии есть тягостный противник в лице слепого, неумеренного религиозного рвения. Противопоставление науки и религии было явным.
-Так, Франсуа Вольтер (1694-1778) в Назидательных проповедях исследует вопрос о взаимодействии в обществе верующих людей и атеистов.
-Людвиг Фейербах (1804-1872) в работе «Необходимость реформы философии» писал о значении религии: «Периоды человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии. Только тогда историческое движение захватывает самое основное, когда оно захватывает человеческое сердце. Сердце не есть форма религии, в таком случае она должна бы находиться также в сердце; сердце- сущность религии». (Мир философии: Книга для чтения. В 2-х тт. - М.: Политиздат.1991.Ч.2.С.338.)
Ø Можно до бесконечности долго приводить цитаты и доказательства начала религиоведения. Вывод напрашивается один: уже с появлением религиозных верований начало формироваться отношение к ним, а, следовательно, и появился со временем анализ религиозных течений и направлений. А как самостоятельная отрасль знания религиоведение формируется лишь в начале Х1Х века, когда накапливаются знания о религиях и возникает необходимость поиска закономерностей возникновения и развития религий. В формирование религиоведения свой вклад внесли: братья Гримм, Адальберт Кун, Вильгельм Шварц, Макс Мюллер, представители первой, так называемой мифологической школы, которая глубоко изучала вопросы возникновения религий. В середине Х1Х века сторонниками мифологической школы стали также русские исследователи: А.Н.Афанасьев, А.А.Потебня, Ф.И.Буслаев, О.Ф.Миллер и др.
В 70-х годах Х1Х века ярко проявила себя антропологическая школа и её представители: Л.Фейербах, Э.Тэйлор, Г. Спенсер, Дж.Лёббок и др., которые сделали попытку объяснить причину зарождения религии из человеческой потребности ответить на множество волнующих вопросов, возникающих в процессе эволюции сознания человека.
Позже, в Х1Х веке появились и новые теории: клерикальная, защищавшая первобытный монотеизм, преанимистические теории, объяснявшие причины появления религии в существовании веры в магическую силу человека, природы, безличной сущности, магическую силу предметов.
В начале ХХ века возникло биологическое направление в религиоведении, связанное с именем Зигмунда Фрейда, который доказывал, что в религиозных верованиях проявляются человеческие неврозы, полученные в детстве.
На рубеже Х1Х и ХХ веков складывается французская социологическая школа, основателем которой стал Эмиль Дюркгейм, доказывающий, что причина зарождения религии кроется в потребностях общества, а если признать, что общество будет существовать всегда, то значит - религия вечна. Американские прагматисты Д.Дьюи и У.Джеймс в начале ХХ века предложили свою точку зрения на причину существования религии - полезность! Если на протяжении веков религия существует, следовательно, она полезна.
Марксистская теория тоже внесла свой вклад в развитие религиоведения, так как разработала теорию, признающую религию как искаженную, извращенную форму общественного сознания, порожденную бессилием человека в процессе познания мира на определенной ступени развития.
Вывод: «Религиоведение - самостоятельная отрасль знания, предметом которой являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её структура, многообразные исторические типы (формы), взаимодействие религии с другими явлениями общества и культуры». (Дик П.Ф. Основы религиоведения (этнокультурный аспект): Учебник для слушателей юридических специальностей. - Астана-Костанай.2000. С. 5.)
2.Связь религиоведения с другими науками, отраслями знания.
Давайте выясним, какие науки изучают религию или так или иначе соприкасаются с ней? Студенты перечисляют: философия, культурология, социология, история, психология, этнология, филология, языкознание, естествознание, искусствознание, этика, астрономия, биология, теология и много других.
Обсуждение вопроса : какие стороны религии изучаются перечисленными науками?
3.Задачи и функции религиоведения.
Из перечисления наук и обсуждения граней религии, изучаемых данными науками, становятся очевидными задачи религиоведения: (предлагается студентам самостоятельно написать в конспектах предполагаемые ими задачирелигиоведения в течение 3-4 минут. Обсуждение задач.)
Желательные итоги обсуждения. Задачи религиоведения:
Ø интегрирование разрозненных знаний о религии;
Ø поиск закономерностей развития религии;
Ø обобщение полученных знаний;
Ø критическое отношение к точкам зрения, требующим доказательств или убедительности;
Ø изучение истории развития религии;
Ø изучение особенностей культов в различных религиях;
Ø выделение функций религиоведения;
Ø изучение взаимодействия религии с обществом, культурой и др.
4.Особенность религиоведческого знания.
Обратимся к вышеназванной книге Дика П.Ф. (С.7-8):
«Изучение курса религиоведения вносит свой вклад в гуманизацию и гуманитаризацию образования. Курс содействует получению светского общеобразовательного стандарта знаний в сфере религии и на её основе-совершенствованию профессиональной подготовки студентов гуманитарных специальностей…
Религиоведение приглашает к рассмотрению мировоззренческих вопросов в специфическом аспекте и помогает приобретать навыки мировоззренческого диалога, оптимального межкультурного общения в полиэтническом социуме.
Религиоведение содействует пониманию свободы совестив системе прав, свобод и обязанностей гражданина, человека, личности, а также её реализации как личной свободы, способствует формированию, развитию правовой и политической культуры.
Трудно переоценить значение курса в понимание гуманизма, духовности, в обеспечении национального единства и гражданского согласия представителей разных религий, религиозного и светского мировоззрения».
Вопрос: прочтите еще раз характеристику религиоведческого знания и добавьте, чем интересно религиоведение учителю?
Предположительно: курс религиоведения для учителей важен также, как кладовая, для поиска форм и методов работы по формированию мировоззрения воспитанников, а в связи с тем, что министерство образования и науки РК предложило с сентября 2001г. ввести во всех школах специальный курс «Религиоведения», будущему учителю важно иметь глубокие и прочные знания по основам религии для грамотной работы с учащимися. Специализация «Основы религиоведения» дает возможность студентам быть, в какой-то мере, защищенными на рынке труда через полученное дополнительное образование, и знания, полученные на занятиях, станут базовыми при самостоятельной подготовке будущих учителей к ведению в школе нового курса «Религиоведение».
Повторение:
1.В какие исторические эпохи начали складываться религиоведческие точки зрения на вопросы о сущности религии?
2.На каких позициях стояли древние философы относительно религии?
3.Как социальные условия общества влияли на отношения мыслителей к религии?
4.Когда сформировалось религиоведение как самостоятельная отрасль знания?
5.Какие крупные религиоведческие школы внесли свой вклад в развитие отрасли?
6.Дайте определение религиоведения.
7.С какими науками тесно связано религиоведение?
8.Каковы задачи религиоведения?
9.Каковы функции религиоведения?
10.Какая роль отводится религиоведению в системе образования?
11.Почему будущему учителю так важно знать курс религиоведения?
СРС :
1.Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы при изучении курса религиоведения.
2. Написать размышление-миниатюру «Моё отношение к религии».
3. В электронной программе «Культура древнего мира» найти ответ на вопрос: существовали ли религиозные верования в древней Греции и древнем Риме?
Литература:
1. Дик П.Ф. Основы религиоведения (этнокультурный аспект): Учебник для студентов юридических специальностей.- Астана-Костанай.2000.
2. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И.Богута.-М.:Мысль. 1991.
3. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М., 2002.
4. Лукреций Кар. О природе вещей. - М., 1983.
5. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч.-М.: Политиздат. 1991.
6. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат. 1986.
7. Туфан З.Религия в системе духовной культуры. - Алматы. 1999.
8. Что происходит после смерти? - Нью-Йорк. 1998.
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Разделы: МХК и ИЗО
Задачи урока:
- знакомство с особенностями храмового зодчества трех мировых религий;
- воспитание толерантности;
- развитие умения самостоятельного изучения материала и подготовки его к презентации.
Урок проводится в компьютерном классе с установленной электронной энциклопедией Кирилла и Мефодия.
Давайте вспомним прошлый урок, посвященный трем мировым религиям.
Религия-это особое мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в существование бога или богов. Почему мы говорим о религии? Потому, что развитие культуры сопровождается возникновением и становлением самостоятельных систем ценностей. В целом культура движется от мифа к логосу, т.е. от вымысла к знанию.
Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом.
Главное в религии – это вера в Бога, или вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постигается разумом.
На самом деле вера является важнейшей частью мировоззрения человека, она во многом определяет его поступки и действия, мысли и чувства. Верят все. Только одни верят в Бога, другие – в то, что он не существует. Выбор всегда остается за мыслящим существом.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Ю. Левитанский.
На прошлом уроке мы говорили о трех мировых религиях. Перечислите их. Буддизм, христианство, ислам.
Кратко вспомним о каждой.
Буддизм – самая древняя. Возникла в середине первого тысячелетия до н.э. на севере Древней Индии. Очень своеобразная. Более близка к философии, чем к другим религиям. Будда – не бог, а человек, который своими усилиями достиг высшего совершенства. В принципе любой человек может стать Буддой, если примет буддистский путь совершенствования и пройдет его до конца. Последователи буддизма живут во многих странах, но больше всего их на Востоке: В Китае, Корее, Японии, Вьетнаме, Монголии, Индии. Всего в мире более 700 миллионов буддистов.
Христианство. В основе лежит вера в Иисуса Христа, богочеловека, Сына Божьего. Существует три конфессии христианства: православная, католическая и протестантская.
Между этими христианскими церквями существует много различий, но они не затрагивают основного: веры в Христа, который своей смертью искупил грехи всего рода человеческого, а своим воскрешением дал надежду на воскресение для всех людей.
В мире сейчас более миллиарда христиан. Русь, Россия традиционно православная страна, хотя в ней живет и много представителей других религий.
Ислам. Самая молодая религия. Ислам в переводе с арабского означает “покорность, предание себя Богу” Возникла в начале VII века на территории Саудовской Аравии. Основатель – пророк Мухаммед. Согласно преданию, он получил от Бога (по-арабски Аллах) откровения, которые слово в слово записал в священной книге мусульман – Коране. Ислам – одна из самых распространенных религий - каждый пятый житель нашей планеты – мусульманин.
Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма. Очень часто храм называют моделью мира. И это действительно так, потому что в храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении храма. Одним его образ являлся во сне или таинственном видении, другим – в откровении свыше, от Бога. В глазах восхищенных верующих храм всегда был свидетельством его небесного, а не земного происхождения.
Задача сегодняшнего урока з аключается в том, чтобы познакомиться с особенностями христианских храмов (православных и католических), мусульманских и буддийских.
Работаете группами. Чтобы не заблудиться в тексте электронной энциклопедии и в гиперссылках, каждая группа получает план изучения темы. Вы находите ответы на вопросы, рассматриваете иллюстрации. Через 20 минут знакомите всех нас с особенностями храмов одной из мировых религий.
1 группа. Православные храмы.
- Чем является храм для православных христиан?
- Наиболее древняя форма храма?
- Ротонды и крестообразные формы.
- Самый главный и торжественный храм православного мира с VI века.
- Одна из причин, побудивших славянский мир к принятию православия.
- Правила внутреннего убранства храма (алтарь, иконостас)
- Росписи на стенах храма.
- Открой гиперссылку “Занимательные факты”.
Смысл количества глав православных храмов.
- Открой “Страны и континенты” -> “Моя родина-Россия” -> “Русский Север” “Кижи. Преображенская церковь”
Остров Кижи. Заповедник деревянного зодчества. 22-главый храм.
- Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях-защитниках Отечества. Луковичная символизировала пламя свечи. С XVII века на Руси стали возводить шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершием.
Рассмотри изображения храмов, определи, какую форму имеют их купола: Заполни таблицу:
- Храм Василия Блаженного (Покровский собор). История возведения храма.
2 группа. Католические храмы.
- Чем является храм для католиков?
- Костел – часто встречающееся название католического храма.
- Внутреннее убранство храма.
- Алтарь. Отличие от православного храма.
- Скульптурное изображение Распятия Христа.
- Основное убранство храма (статуи, скульптуры, росписи на стенах).
- Витражные окна.
- Картины в храме для создания настроения.
- Величайшие художники Возрождения, создавшие образы Девы Марии, Христа, святых.
- Различные стили католических храмов.
- Готические соборы.
- Собор Святого Петра в Ватикане.
- Пьета Микеланджело.
3 группа. Исламские мечети.
- Мечеть (от арабского “масджид” – место поклонения) - храм или молитвенный дом у мусульман.
- Первая мечеть.
- 665-67 года – начало строительства мечетей.
- Тип колонной мечети.
- Убранство ранних мечетей.
- Михраб.
- Кааба.
- “Голубая мечеть”
- Различие мечетей по своему назначению Минбар.
- Минарет – важнейший признак соборной мечети, начиная с VIII века.
- Четырехгранные, круглые, спиралевидные минареты.
- Пример: Минарет аль – Малявия в Самарре.
4 группа. Буддийский храм.
- Первые буддийские монастыри и храмы.
- Чаитья.
- Ступы на месте рождения, просветления, первой проповеди, перехода в Нирвану.
- Различные архитектурные формы и названия реликвариев.
- Полусферические ступы, в виде колокола, башни, квадратные, ступенчатые
- Примеры: Ступа Кумбум, Пагода Люхэта, ступа Сваямбхунатх, храм Махабодхи,
- Открой “БУДДИЗМ”. Стена храма Тосегу в Никко.
- Открой “БУДДА”. Изображения Будды: Будда Падмапани, статуя Будды Вайрочана, отпечатки стоп Будды в храме Махабодхи, статуя Будды Пхра Будда Чинарат.
В течение 20 минут каждая группа работает самостоятельно.
Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма, имеющего культовое значение. даже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческими жилищами возводились мощные каменные сооружения – дольмены и кромлехи, служащие местом культовых обрядов.
В храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания.
Каждая группа знакомит класс с изученным материалом, иллюстрируя сообщение с помощью проектора.
Домашнее задание: Познакомиться с особенностями архитектуры новосибирских храмов.
Ответить на вопросы.
- Сколько куполов и какого цвета имеют Вознесенский Храм и Храм Александра Невского?
- Соответствует ли количество и цвет главок традиционной символике?
Акмолинская область
Буландынский район
Шубарагашская средняя школа
ПЛАН
урока по основам религиоведения
Тема: «Священная книга Коран и вероучение ислама»
Учитель истории, основ права и экономики: Ахметова Жанар Бегендыковна
2016 г
План урока
Ахметова Жанар БегендыковнаПредмет
Основы религиоведения
Класс
Тема урока
Священная книга Коран и вероучение ислама.
Смарт цели
Учащиеся будут знать основные понятия Коране, течениях, существующих в исламе .
Учащиеся самостоятельно про работа ют материал учебника и про анализир уют результаты своей деятельности, выделя я главное;
Создать условия для развития умения делать логические заключения, сравнения.
Воспитание чувства уважительного отношения, веротерпимости, толерантности.
Ожидаемые результаты
Учащиеся знают основные термины и понятия в исламе, грамотно и полно отвечать на вопросы, составляют диаманту, умеют составлять кластер, делать выводы и умозаключения, проводят оценивание по установленным критериям
Тип урока : комбинированный
Структура урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний «Вопрос-ответ»
3. Работа в группах:
1) Составление кластера
2) решение кроссворда
4. Индивидуальная работа
1) Работа с терминами
2) «Тонкие» и «толстые» вопросы
5. «6 шляп»
6. Рефлексия «Корзина идей»
7. Самооценивание
Оборудование : учебники, презентация, раздаточный материал, ватман, маркеры, 6 цветных шляп, интерактивная доска, оценочные листы.
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
3 мин
1.Оргмомент. Психологический настрой.
«Корзина идей»
Давайте, ребята, попробуем подумать о чем будет наш урок, в этом нам поможет корзина идей. нам необходимо подобрать ассоциации и идеи к слову «Коран».
Выходят к доске и маркером пишут на ватмане идеи и ассоциации к слову «Коран»
2 мин
2.Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. «Вопрос-ответ»
1.Перечислите мировые религии.
2. Назовите основные даты биографии пророка Мухаммеда.
3. Что такое хиджра?
Отвечают на вопросы
13 мин
3. Работа в группах. Составить проект и защитить его.
1) Коран и Сунна
2) Основы вероучения ислама. Пять столпов ислама.
Ребята делятся на группы, составляют проект. Защищают проект
Правила: работать всем вместе, говорить тихо, слушать и слышать друг друга, правила поднятой руки.
3мин
4. Работа в группах. Решить кроссворд.
Учащиеся в группах решают кроссворд
3 мин
4мин
4. Индивидуальная работа.
1) Приведите в соответствие
2) Составить 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы.
Индивидуально работают по карточкам
Составляют 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы,
Обмениваются ими и отвечают.
7 мин
5. «6 шляп»
Красная шляпа: предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.
Белая: перечень фактов.
Черная : выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).
Желтая : позитивное мышление, что было хорошего и почему.
Зеленая шляпа: ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал.
Синяя шляпа: предполагает общий, философский вывод.
Текст со стр 162 учебника.
«Одним из предписаний мусульманской религии является усердие в своей вере, или джихад. в наши дни многие трактуют эти понятия как «священную войну». На самом деле применение силы ради защиты веры – лишь один из аспектов джихада. Необходимо помнить, что слово джихад переводится как усилие или усердие, а именно усердие в своей вере. Оно означает, прежде всего, духовные усилия в отношении совершенствования собственной личности. Джихад предполагает борьбу за нравственную чистоту, против пороков. он также направлен на защиту земель правоверных от завоевателей. Однако в наши дни многие утрируют в политических целях концепцию джихада, заявляя о фанатизме и жестокости мусульман. Абсолютизируют военные аспекты джихада и представители ряда фундаменталистских течений, призывающие к борьбе со всеми неверными».
Распределение шляп
Красная - Надежда
Белая - Евгения
Черная – Темирхан
Желтая - Валентина
Зеленая - Камилла
Синяя - Мадина
Учащиеся работают с текстом, свои выводы записывают в тетради.
В установленном порядке озвучивают свои выводы.
4 мин
6. «Диаманта»
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
4 существительных омонима (Ассоциации)
3 глагола-антонима
2 прилагательных-антонима
1 существительное-антоним
Учащиеся высказывают свои предположения к слову «Вера».
Вера
истинная, чистая
обнадеживает, дает силы, направляет
правда, добро, свет, истина
разрушает, угнетает, убивает
злой, мрачный
безверие
3 мин
7. Рефлексия
«Корзина идей»
Зачитывает ассоциации и идеи на начало урока записанные на ватмане
Учащиеся обсуждаю и делают выводы, правильны ли были их суждения, если нет, то исправляют.
3мин
Подведение итогов урока, оценивание .
Критерии оценивания
АЗнания и умения
Написал(а) ассоциации для Корзины идей
Правильно ответил(а) на вопросы (Вопрос-Ответ)
Знаю основные термины и понятия
Знаю постулаты религии ислам
Знаю пять столпов ислама
В
Применение
Правильно и полностью заполнил(а) таблицу
Правильно решил(а) кроссворд
Участвовал(а) в составлении проекта (флипчарта), Защитил(а) проект
Составил(а) 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы
С
Анализ и синтез
Проанализировал(а) ассоциации, написанные мной для Корзины идей
Аргументировано отвечал(а) на вопросы, приводил(а) примеры
Сделал(а) вывод по технологии «6 шляп»
Итого
Шкала перевода баллов в оценку
Максимальное количество баллов - 12
Примечание: В виду того что по данному предмету оценки в журнал не выставляются, разработала иные критерии оценивания
Приложение № 1
Кроссворд.
1. Одна из трех мировых религий.
2. Полуденный намаз.
3. Вера в единого Бога, выражающаяся в произнесении свидетельства.
4. Послеполуденный намаз.
5. Вечерний намаз.
6. Обязательная каждодневная пятикратная молитва.
7. Священный город мусульман.
8. Паломничество в Мекку.
Приложение № 2
Приведите в соответствие
Источники.
1. Учебник «Основы религиоведения» Гарифолла Есим, «Білім» Алматы 2011г.
2. Nazarbaev Intellektual Schools. C enter of Excellence . “Эффективное планирование», Астана 2015 г.
3. Интернет-ресурсы. www
Цель : ознакомление учащихся с понятием религия, изучение основы вероучений в мировых религиях, их сходств и различий научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию
Задачи:
- Образовательная: дать учащимся знания о религии; познакомить со структурой религии
Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно принимать решения относительно религиозной сферы жизни.
Воспитательная: сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий, способствовать воспитанию общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Тип урока: вводный, изучение нового материала.
Форма: комбинированный урок
Основные понятия: религия, тотемизм, фетишизм, анимизм, мировые религии, ислам, христианство, буддизм.
Оборудование:
- Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); Power Paint.
- Дополнительные устройства: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Материалы: мультимедийные презентации учителя и учеников.
Структура урока:
Этапы |
Формы и методы |
Время |
Подготовительный | Подготовка учащимися сообщений и мултимедийных презентаций по теме: «Мировые религии». | Дополнительно дома |
1 этап Вводно-мотивацианная часть | Постановка целей и задач урока. Вводное слово учителя. | 1–2 мин. 3 мин. |
2 этап. Повторение изученного материала | Работа учащихся по вопросам с показом слайдов.
|
10 мин. |
3 этап. Изучение материалов урока | Выступление учащихся с выбранными сообщениями с показом презентаций. Работа класса над заполнением таблицы. | 20 мин. |
4 этап. Обобщение и закрепление | Ответы на обобщающие вопросы. | 5 мин. |
Заключение | Подведение итогов. Выводы. | 3 мин. |
Ход урока:
1. Вводно-мотивационная часть
2. Повторение изученного материала
- Дайте определение религиоведения.
- Вспомните с какими науками тесно связано религиоведение?
- Перечислите задачи религиоведения.
- Назовите функции религиоведения.
3. Изучение материалов урока
Вводное слово учителя. Ознакомление с понятием религия. Понятие о религии.
Религиозная вера у первобытных людей была связана с их деятельностью. Для земледельца главными благами было Солнце, прогревающее Землю и Облака, поливающее поля влагой. Для скотоводов богом был Зенги-Баба (покровитель скота). Они были созданы воображением и фантазией.
Тем не менее человеки стал задумываться, что помимо сил Природы существуют Всевышние силы Создателя, управляющие ими. Люди считали, что самые счастливые дни в жизни и самые тяжелые минуты зависят от Создателя. Благодаря таким понятиям и возникла религия.
Объясните, как вы понимаете слово Религия? (вопрос к классу)
Закончите фразу: «Религия (в понимании древних) это……
(Религия (в понимании древних) это вера человека в Создателя, Бога, в силы добра и зла).
Религия
(от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
Происхождение этого слова связывают с латинским глаголом «относиться с уважением», а по другой версии «связывать» (небо и землю, божество и человека… Когда говорят о возникновении религии, очень часто используется термин религиозные культы и такие термины как, тотемизм, фетишизм, анимизм.
Тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем - его род) - видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.
Фетишизм - (от франц. fetiche - идол, талисман), культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты - вера в амулеты, обереги, талисманы.
Анимизм
- (от лат. anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.
Встречаются ли в современном мире данные религиозные культы? (вопрос к классу) Что вам известно о религиях в современном мире? (вопрос к классу) Расскажите, какие вам изестны крупнейшие мировые религии? Сегодня мы поговорим о религиях, достигших мирового значения.
Выступление учащихся с сообщениями. Слово предоставляется группам экспертов учащихся, подготовивших сообщения о мировых религиях.
Каждая из групп показывает свою слайдовую презентацию. См. варианты презентаций учащихся Буддизм, Христианство, Ислам.
(По ходу сообщений класс заносит необходимую информацию в информационную Таблицу 1, которая остаётся у учеников и вклеивается в рабочую тетрадь.
таблица, распечатывается заранее и раздаётся уч-ся).
Религия |
Дата |
Место возникновения |
Основатель |
Священные книги |
Что проповедует |
Буддизм | 6–5 века до н. э. | Индостан | Сетдхартха Гаутама Будда | Трипитака | 1.Довериться судьбе 2.Переносить любые трудности 3.Быть выдержанным и спокойным |
Христианство (избранный богом) | 2 век | Римская империя | Иисус | Библия | 1.Покаяние 2.Послушание 3.Смирение 4.Судный день |
Ислам (рабы всевышнего) | 7 век | Аравия Мекка | Мухаммед | Коран | 1.Терпение и покорность 2.Все люди братья 3.Кто был терпеливым на этом свете - будет в раю Законы - шариат 1.Верить в Аллаха 2.Читать 5 намазов 3.Держать оразу 4.Помогать слабым, бедным. 5.Совершать хадж, паломничество в Мекку. |
4. Закрепление и обобщение:
- Что такое религия?
- Какую роль и функции она выполняет?
- Какие виды религий известны человечеству?
- Что такое мировые религии?
- Объясните, почему данные религии названы мировыми?
- Проанализируйте, какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?
- Как можно объяснить между ними различия?
5. Сделайте вывод, чем является религия для человечества? (вопрос к классу)
Религии считаются драгоценнейшим достоянием человечества. Они содержат бесценный опыт и глубинную мудрость многих поколений. Религии до недавнего времени были тесно переплетены со всеми сторонами человеческой жизни: наукой, философией, педагогикой, экономикой, политикой, повседневном бытием. В той или иной степени они продолжают оказывать это виляние и сейчас, даже на обычную жизнь вовсе нерелигиозных людей.