Домой / Оборудование / Последовательность возникновения конфликтной ситуации заключается. Развитие конфликта, его основные этапы. Этапы развития конфликта

Последовательность возникновения конфликтной ситуации заключается. Развитие конфликта, его основные этапы. Этапы развития конфликта

2. Периоды и этапы в развитии конфликта

Любой конфликт имеет временные границы - начало и окончание конфликта.

Начало конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия.

Конфликт считается начавшимся в случае совпадения трех условий:

* один участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (как физически, так и морально, информационно);

* второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

* второй участник в связи с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику.

Таким образом, народная мудрость, говорящая о том, что спорят всегда двое, вполне справедлива, и ответственность за конфликт несет не только инициатор.

Окончание конфликта - прекращение действий друг против друга.

В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы:

Латентный период (предконфликт) включает этапы:

Возникновение объективной проблемной ситуации - существует противоречие между субъектами, но оно еще не осознано и нет конфликтных действий.

Осознание объективной проблемной ситуации - восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости предпринять какие-то действия.

Попытки сторон разрешить объективную ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием).

Предконфликтная ситуация - ситуация воспринимается как наличие угрозы безопасности, общественным интересам одной из сторон взаимодействия, что провоцирует конфликтное поведение.

Важно понять, что угроза воспринимается не как потенциальная, а как непосредственная.

Открытый период часто называют собственно конфликтом. Он включает следующие этапы:

Инцидент - первое столкновение сторон. При значительной диспропорции сил конфликт может закончиться инцидентом.

Эскалация (от лат. scala - лестница) - резкая интенсификация борьбы оппонентов. Ее признаки:

1) сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным способам отражения.

2) вытеснение адекватного восприятия другого образом врага, акцентуация отрицательных качеств (как реальных, так и иллюзорных). Тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что "образ врага" доминирует:

* недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели);

* возложение вины на врага (враг ответственен за все возникшие проблемы и виноват во всем);

* негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести вам вред);

*отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что вы есть и к чему стремитесь, он хочет уничтожить то, чем вы дорожите и поэтому должен быть сам уничтожен);

* представление "нулевой суммы" (все, что выгодно врагу вредит вам и наоборот);

* деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является врагом);

* отказ в сочувствии (вы не имеете ничего общего с вашим врагом, никакая информация не смоет побудить у вас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно).

3) рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.

4) переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Конфликт начинается обычно с высказывания достаточно разумных аргументов. Но аргументы сопровождаются яркой эмоциональной окраской. Оппонент, как правило, реагирует не на аргумент, а на окраску. Его ответ уже воспринимается не как контраргумент, а как оскорбление, угроза самооценке личности. Конфликт смещается с рационального плана на уровень эмоций.

5) рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны, в связи с чем эскалация конфликта моет рассматриваться как процесс углубления противоречий. При эскалации интересы конфликтующих как бы разводятся на два противоположных полюса.

6) применение насилия. Как правило, агрессия связана с какой-либо внутренней компенсацией, возмещением ущерба. Важно учитывать, что на этом этапе значение имеет не только реальная угроза, но иногда в значительной степени больше - угроза потенциальная.

7) 7) 7) потеря первоначального предмета разногласий

8) 8) 8) расширение границ конфликта (генерализация) - переход к более глубоким противоречиям, увеличение потенциальных точек столкновения.

9) может иметь место увеличение числа участников.

Если вы захотите лучше представить себе внешнюю сторону конфликта, рекомендую вам воспользоваться теорией "симметричного схимогенеза" Г.Бейтсона.

Если же вас заинтересуют внутренние причины конфликта, обратитесь к теории эволюционной эпистемологии Г. Вольмера и К.Лоренца. Эта теория проводит интересные параллели между поведением человека в конфликте и поведением человека в момент угрозы вообще, такими свойствами человеческой психики как, например, тяга к неизвестному. По мере обострения конфликта, согласно этой теории, человек проходит все стадии онтогенеза, но только в обратном порядке.

Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Возрастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность.

Третий этап - начало эскалации. Силовое действие (не обязательно физическое воздействие, но и любое усилие) замещает бесполезные дискуссии. Ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердости вызвать перемену позиций оппонента, но никто не готов добровольно уступить. Этот уровень психического реагирования, когда рассудочное поведение сменяется эмоциональным, соответствует возрасту 8-10 лет.

Четвертый этап - возраст 6-8 лет, когда образ "другого" еще сохраняется, но человек больше не считается с мыслями, чувствами, положением этого "другого". В эмоциональной сфере доминирует черно-белый подход. Все, что "не я" и "не мы" - плохо и отвергается.

На пятом этапе происходит абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся "священные ценности", все высшие формы убеждений и высшие моральные обязательства. Оппонент становится абсолютным врагом и только врагом, обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Но параллельно с этим по отношению к другим людям человек продолжает вести себя как взрослый, что мешает неопытному наблюдателю понять суть происходящего.

В момент эскалации конфликта человеком нередко руководит агрессия - т.е. стремление принести вред или боль другому.

Выделяют два типа агрессии - агрессию-самоцель (враждебная агрессия) и агрессию-инструмент для достижения чего-либо (инструментальная агрессия.

АГРЕССИЯ



ВРАЖДЕБНАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ

Спор о природе агрессии велся с незапамятных времен и не утихает до сих пор. Что такое агрессия. Ж.Ж.Руссо полагал, что это следствие искажения человеческой природы. З.Фрейд говорил о естественности этого состояния и частично объяснял ее существованием инстинкта смерти (Танатос), проявляющегося в прямом и сублимированном виде. Скорее всего, агрессия - это функция сложного взаимодействия между врожденными склонностями и усвоенными реакциями.

Следующий этап - сбалансированное противодействие - стороны продолжают противодействовать, но интенсивность борьбы снижается.

Завершение конфликта - переход к поиску решения проблемы.

Основные формы завершения конфликта - разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный период включает этапы - частичную и полную нормализацию отношений оппонентов.

Частичная нормализация наступает в случае, когда негативные эмоции полностью не исчезли и сопровождается переживаниями, осмыслением произошедшего, коррекцией оценок оппонента, чувством вины за свои действия во время конфликта.

Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.

Все эти периоды и этапы могут иметь различную длительность. Некоторые этапы могут опускаться или занимать настолько незначительный промежуток времени, что практически отсутствует возможность различить их.

Р. Валтон выделяет в конфликте этапы дифференциации и интеграции сторон. Последний наступает с момента осознания бессмысленности дальнейшей эскалации.

Итак, конфликт - это явление со сложной структурой и динамикой, а поэтому тактики его разрешения должны отличаться в зависимости от этапа, периода и их продолжительности.

Фаза конфликта

Этап конфликта

Возможности разрешения конфликта (%)

Начальная фаза

Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации…

92%

эскалация

Начало открытого конфликтного взаимодействия

46%

Пик конфликта

Развитие открытого конфликта

Менее 5%

Фаза спада

-

Около 20%

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2.3):

Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности менеджера по его разрешению отражены в табл. 2.3.

Соотношение фаз и этапов конфликта

Таблица 2.3

Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.

Игровая ситуация. Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников*.

Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам - руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.


Динамика конфликта представляет собой ход развития, его изменение под воздей-ствием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В ней можно выделить ряд периодов и этапов. (см. Рис. 2)

Рисунок 2. Динамика конфликта

Предконфликтная ситуация.

Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, наступает предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт .

На этой стадии развития конфликта каждый оппонент старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников. С этого момента противоборствующие оппоненты становятся «врагами».


Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в резуль-тате того или иного инцидента (от лат. incidens — случай, случающийся).

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой ста-дии являются: «разведка», сбор информации об истинных возмож-ностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. На этой стадии главные участники конфликта не демонстрируют себя.

После инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к комп-ромиссу между субъектами конфликта, если предотвратить развитие конфликта не удалось, то конфликт переходит в следующую стадию - эскалация.

Под эскалацией конфликта понимается прогрессирующее во времени обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппо-нентов друг на друга по интенсивности выше, чем предыдущие. Для эскалации конфликта характерны:

1. сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более при-митивным формам отражения;

2. вытеснение адекватного восприятия «другого» «образом врага», который по-степенно становится доминирующим. «Образ врага» как целостное представ-ление об оппоненте начинает формироваться в ходе латентного периода кон-фликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер;

3. рост эмоционального напряжения как реакция на рост угрозы возможного ущерба;

4. переход от аргументов к претензиям и личным выпадам;

5. рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поля-ризации;

6. применение насилия в целом провоцируется не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной;

7. потеря первоначального предмета разногласий — противоборство перерастает в столкновение, где первоначальный предмет конфликта уже не играет основ-ной роли;

8. расширение границ конфликта, то есть переход к более глубоким противоре-чиям, возникновению множества разных точек столкновения;

9. увеличение числа участников, приводящее к изменению характера конфликта, расширению набора применяемых в нем средств.

Это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене цен-ностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать.. На этой стадии противоборства возможны самые раз-личные ситуации, такие как:

1. явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;

2. очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками;

3. обнаружившееся преобладающее превосходство одной из сто-рон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;

4. появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство.

Послеконфликтная ситуация.

Последней стадией в динамике конфликта является послеконфликтный период , когда ликвидируются основные виды напряжен-ности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.

Послеконфликтная ситуация (латентный период). Она включает в себя следующие этапы:

1. частичная нормализация отношений;

2. полная нормализация отношений.

Рассмотрим этапы развития конфликта.

Причины возникновения межличностных конфликтов.

1. Предметно – деловые разногласия. Например: у студентов возникли разногласия, в какой форме проводить Последний звонок – в стиле дворянства 19 века или фантастической повести. Этот конфликт не ведет к разрыву межличностных отношений и эмоциональной враждебности.

2. Расхождение личностных интересов. Когда отсутствуют общие цели, существует ситуация конкуренции, каждый преследует личные цели, где выигрыш одного есть проигрыш другого (часто это артисты, спортсмены, художники, поэты).

Иногда длительные предметно – деловые разногласия приводят к личностным конфликтам.

3. Барьеры общения (см. лекцию № 3) + смысловой барьер, когда взрослый и ребенок, мужчина и женщина не понимают смысла требований, поэтому их не выполняют. Важно уметь поставить себя на место другого и понять, почему он так действует.

1 этап: Конфликтная ситуация – это позиционное различие в восприятии объективности. Например: студент не ходит на занятия и думает, что ничего страшного нет. Преподаватель точно знает, что пропускать занятия студент имеет право, а не знать материала не имеет права. Пока позиции не обнаружены, каждый надеется, что другой поймет его позицию.

2 этап: Инцидент – это недоразумение, неприятный случай при создавшейся ситуации. Например: студент пропустил занятия и затем пришел с неподготовленным заданием. Тут уже стороны явно обнаруживают свои позиции. Может быть наоборот: сначала инцидент, а затем конфликтная ситуация.

3 этап: Конфликт – столкновение сторон, выяснение отношений.

Что же является решением данного конфликта, как нужно поступить в сложившейся ситуации?

О решении конфликта мы можем говорить лишь в том случае, если обе стороны оказались в выигрыше или, по крайней мере, никто не проиграл.

1.Обнаружение конфликта. Срабатывает перцептивная сторона общения. Один замечает изменение отношения к себе со стороны другого человека. Как правило, первые признаки не улавливаются сознанием и скорее их можно почувствовать по едва заметным признакам (сухо поздоровался, замкнулся, не звонит и т.д.)

2. Анализ ситуации. Определить пустой конфликт или содержательный. (Если пустой, то см. выше способы его решения или погашения). Если содержательный, то планировать дальнейшие действия:

Определить интересы обеих сторон

Перспективу развития личности в результате решения конфликта (что теряю, что приобретаю)

Степень развития конфликта от простого недовольства (у-у-у), разногласия (когда никто никого не слушает, каждый говорит свое), противодействия и противоборства (открытый вызов, стенка на стенку) до разрыва отношений или принуждения принять сторону другого.



3. Непосредственное разрешение конфликта:

- Снятие психологического напряжения (просьба о прощении: «Ты уж прости меня…», шутка, выражение симпатии, предоставление права на несогласие: «Может быть я не права» или «Ты можешь со мной не соглашаться…», интонация нежности: «Когда ты сердишься, я тебя особенно люблю…», «У меня всегда так получается: кого больше всех люблю, тому больше всех от меня и достается»

Обращение с просьбой об услуге (Э. Осадов «Он был грозою нашего района…»

Использование в общении навыков позитивного взаимодействия (Я –концепция, навыки уверенного поведения, позиция «взрослого» при взаимодействии, навыки активного слушания и т.д.)

Компромисс - взаимная обоюдная или временная уступка одного человека ради улаживания отношений с другим. Это наиболее распространенная и эффективная форма разрешения конфликта. Это всегда выражение уважения к другому.

Неожиданная реакция (Например, учителя мужчины и учителя женщины на жалобу ребенка, действия мамы после вызова в школу к директору)

Отсроченная реакция (переждать, дать время. А затем использовать другие способы)

Третейский суд – когда конфликтующие обращаются к третьему лицу для решения проблемы. Причем, к тому, которого уважают обе стороны и не часто

Ультиматум, принуждение в крайних случаях, когда по - другому невозможно изменить поведение другого (А.С.Макаренко). Однако взрослые очень часто используют этот способ: «Не сделаешь – не получишь».

Если не разрешился конфликт после использования всех возможных способов, возможно расставание, как единственный способ разрешения затянувшегося конфликта. Этот способ часто используют дети и подростки, убегая или уходя из дома.

Умения решать конфликты формируются как в процессе жизни, так и в специально организованных формах тренинга, которые на практических занятиях мы с вами частично пробуем реализовывать.

На дом: подобрать собственные примеры конфликтов, выявить причину их возникновения, найти способы их решения.

Конфликтные ситуации в социуме являются нормой. Социологи говорят, что даже когда отношения выстраиваются гармонично и с учётом общественных правил и норм поведения, всё равно иногда невозможно избежать разногласий. Они были во все времена и есть сейчас. «Популярно о здоровье» расскажет об основных стадиях конфликта и приведёт примеры, облегчающие понимание.

Для чего нужно знать основные стадии развития конфликта ?

Понимание того, как зарождается критическая ситуация, помогает избежать или максимально гладко разрешить её. Это необходимо для защиты социальных отношений и всего общества в целом. Психологи настоятельно рекомендуют научиться анализировать конфликт, что поможет идентифицировать самого себя и собственную роль в любом споре и конфликте и правильно разрешить его.

Основные стадии развития конфликта

Социологи и психологи выделяют 4 стадии развития конфликтных ситуаций. Рассмотрим их:

* Предконфликтная;
* Непосредственно сам конфликт (точка кипения);
* Разрешение ситуации;
* Постконфликтная стадия.

Для предконфликтной стадии характерно нарастающее напряжение. Оно всегда возникает, когда нарушаются ценности и интересы человека или группы людей.

Психологическое напряжение растёт из-за неудовлетворённости каких-либо потребностей индивидов. Ощущение недовольства и напряжённости вызывает желание искать виновных в сложившейся ситуации, причём, не всегда удаётся найти реальных виновников, иногда их роль присваивается предполагаемым или вымышленным субъектам.

Осознание неразрешимости проблемы приводит к ещё большему недовольству. Такая напряжённость может сохраняться длительное время, пока, наконец, она не перерастёт непосредственно в сам конфликт. Однако для перехода первой стадии во вторую необходим толчок, инцидент. Иногда его провоцируют сами участники конфликта, иногда он возникает случайно, на фоне естественного течения событий.

Вторая стадия – непосредственно само столкновение. Оно начинается по-разному – может быть спровоцировано одной из сторон или возникнуть спонтанно в результате обстоятельств. Противодействие нередко является ответной реакцией на вызов оппонента или группы лиц. Не всегда конфликт протекает явно, поскольку его проявление напрямую зависит от стиля поведения и реакции участников. Каждое противодействие является уникальным в своём роде. Не редки случаи, когда при противодействии удаётся избежать эскалации, то есть, активной фазы противоборства.

В подавляющем большинстве случаев всё же конфликты входят в стадию эскалации. Сопротивление достигает «точки кипения», перерастает в открытое противоборство. Если участники продолжают подогревать конфликт, он достигает таких масштабов, что в него могут быть вовлечены субъекты, которые ранее не были к нему причастны. Развивающееся противостояние порой настолько затягивает оппонентов, что они забывают о первичных причинах недовольства и целиком сосредотачиваются на конфликте, не гнушаясь никакими средствами борьбы. Главной целью противоборствующих сил является причинить оппонентам наибольший вред. По такому сценарию нередко протекают народные восстания, национальные конфликты, а также ссоры между обычными людьми.

Разрешение конфликта – следующий этап. Продолжительность противостояния зависит от различных факторов и внешних условий, а также от поведения самих участников процесса. Нередки случаи, когда оппоненты переосмысливают ситуацию, а также свои собственные ресурсы и потенциал других участников. Приходит понимание невозможности решить проблему силовым путём, необходимо искать другие методы решения. Разрешение конфликта возможно, благодаря нейтральной стороне, вмешательству извне. Постепенно «накал страстей» утихает, что всё же не исключает возможности нового противостояния в будущем.

Для постконфликтной стадии характерно полное затухание противостояния сторон. Однако отношения конфликтующих субъектов могут быть оставаться напряжёнными ещё долгое время. Это зависит от того, насколько удовлетворены их цели и потребности, какими методами воздействия они пользовались во время конфликта, какой ущерб нанесён сторонам.

Примеры развития конфликта

Простой пример – разлад семейных отношений. Если муж и жена долгое время накапливают недовольство, то со временем произойдёт ситуация, когда назреет конфликт. Одна из сторон может заявить о своих претензиях, а другая станет отстаивать свои интересы. Есть два пути решения проблемы – сесть за стол переговоров или разрушить семью. Если никто из супругов не встанет на путь примирения, то вскоре пойдут в ход оскорбления, а иногда и рукоприкладство, что в итоге разрешится разводом.

Для школьников более понятен пример двух парней, влюблённых в одну девочку. На почве ревности они конфликтуют, дерутся, после чего либо понимают бессмысленность этой ситуации, либо переоценивают свои возможности и потенциал оппонента. Конфликт затухает, но вскоре может обостриться снова.

Любая конфликтная ситуация имеет 4 стадии развития. То же самое касается националистических противостояний, политических разногласий. Важно понимать, что предшествует развитию противоборства и на этом этапе стараться не допустить его дальнейшего прогрессирования.