Домой / Стены / Жизнь деятельность тесно связаны между. История и Обществознание

Жизнь деятельность тесно связаны между. История и Обществознание

« Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет. »

Я согласна с точкой зрения автора. Пламя и свет не могут существовать друг без друга, огонь всегда порождает свечение. Отчасти слова свет и пламя - синонимы. Также как жизнь и деятельность. Два этих понятия неразрывно связаны, Глинка говорит о том, что одно без другого бессмысленно и не может существовать. В своем высказывании он ставит проблему взаимосвязи и взаимозависимости жизни и деятельности. Безусловно, эта проблема чрезвычайно важна для меня и моего поколения. Деятельность - это способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. Полное отсутствие деятельности нельзя назвать жизнью. Отсюда, по моему мнению, сформировалось понятие жизнедеятельность, что означает осмысленное деятельное существование.

Деятельность - самый необходимый элемент жизни человека, без нее его существование бессмысленно. Подтверждает это, например, эволюционная теория возникновения человека, которая утверждает, что человека в первую очередь характеризует возможность трудиться, и именно это отличает его от животного. Вспомним также знаменитое произведение Гончарова «Обломов». Главный герой романа практически бездеятелен, лень и апатичность губят его жизнь, убивают все лучшие качества. Обломов перестает быть способен реализовываться, его жизнь в начале произведения можно назвать абсолютно непродуктивной, пустой и бесполезной. Человек не может ничем не заниматься, труд - основа его успешного существования в обществе и причина самого появления общества, так как деятельность воспроизводит социальные связи.

Продукты деятельности удовлетворяют потребности человека, обязательные для его жизни и самореализации, а также реализации в обществе как личности. Ярким примером является труд фермеров. В процессе определенной деятельности, то есть выращивания сельскохозяйственных культур, фруктов, овощей и прочих плодов производятся продукты питания, столь необходимые человеку. Так удовлетворяется одна из важнейших биологических потребностей - потребность в пище. Без деятельности невозможно добыть еду, а соответственно, выжить. Если рассматривать социальные потребности, ярким примером служит такой вид деятельности как учеба. Проходя процесс социализации, любая личность постепенно приобретает потребность в самопознании и самореализации. В этом помогает образование - социальный институт, который дает человеку знания, умения и навыки для дальнейшей жизни и реализации в своей профессии. Еще один вид деятельности с которым человек знакомится в раннем детстве – это игра. Игра вид деятельности, который помогает ребенку приспособится к миру взрослых.

Вспомним игры детей: «Дочки-матери», Солдатики и т.д. в них реализуются гендерные стереотипы и ребенок примеряет на себя гендерные роли. Еще один вид деятельности – это общение, без этого вида деятельности по мнению ряда философов, как указывается в учебниках Л.Н.Боголюбова, не возможен никакой другой вид деятельности. Вспомним произведение Д.Дефо «Робинзон Крузо», где главный герой рад был общению со своим слугой Пятницей. Из вышеперечисленного следует, что все потребности человек может удовлетворить по средствам какой-либо деятельности.

Без активности и труда жизнь бесполезна. Не только добиться каких-либо целей, но и удовлетворить потребности можно только деятельностью. Поводя итоги, хочется сказать, что как и пламя и свет, понятия жизнь и деятельность непременно имеют синонимичное значение.

В хронологическом плане человек вначале был вынужден удовлетворять свои потребности, связанные с необходимостью выживания. Это сопровождалось постоянной боязнью подлинных и мнимых опасностей окружающего мира. Поэтому первыми видами деятельности следует признать ремесло (пусть и наипримитивнейшее) и создание религии (пусть только ее зачатков).

Охота и собирательство, которые могли бы быть (хотя бы условно) отнесенными к ремеслу на самом первом его этапе, из данной схемы исключены, так как они существовали у предшественников человека, как и у любых других зверей еще до формирования вида homo sapiens, поэтому к данной схеме не имеют никакого отношения. В дискуссионном плане сюда могла бы быть отнесена только охота с применением специально изготовленного оружия (такого как копья, луки, стрелы, пращи и т.п.). Свое мнение по данному вопросу (как и по любому другому) каждый вправе сформировать самостоятельно.

По мере развития человеческого общества и появления отдельных талантливых индивидуумов, при несомненном воздействии религии, начала формироваться культура. Вначале это были простые пляски, пение, наскальная или пещерная живопись. Далее она получила свое развитие до современного нам уровня.

Последним блоком деятельности человека, понятно, стала научная.

Одной из особенностей авторского подхода к рассмотрению на данном сайте темы научной деятельности есть достаточно условное, но принципиальное ее разделение на просто науку (основы познания мира) и научно-технический прогресс, который относится только к наиболее продвинутым этапам развития науки и, в свою очередь, разделен на фундаментальную науку и прикладную науку и технику.

Указанные виды деятельности оказывают взаимное влияние друг на друга, что на схеме, в самых типичных случаях, условно показано в виде перекрывающихся прямоугольников. На стыке основных блоков возникают более узкие, специальные виды (например, мораль и право на стыке религии и культуры).

Стоит отметить, что религия, формирующая веру в определенных богов, на этом, фактически, и останавливается. Какие либо открытия в ней практически невозможны. Она может лишь пытаться как-то использовать достижения научно-культурной деятельности, в частности, истории и археологии. При этом важно (но очень трудно) избежать попыток фальсификации полученных результатов. Как и предвзятого толкования истории.

Известным примером такого "открытия" является находка (обретение) креста (наиболее часто встречающаяся дата - 326 г.), на котором, якобы, был распят Иисус Христос.
Хотя даже эта сенсационная, по сути дела, находка сама по себе ничего и никому достоверно не доказывает.
Но теологи христианства верждают, что крест тут же начал творить чудеса оздоровления и оживления.
Но всем давно известно, что подлинность основополагающих догм в христиансте самая низкая среди всех прочих религий. Мало того, немалая их часть является сознательным обманом, выстроенным создателями этой веры. Перечисление основных неправдивых сведений приведено в разделе Христианство данного сайта.
Да и само название находки ("честнОй крест") предполагает наличие ожидаемых сомнений в его подлинности.

Другим методом развития религиозных представлений может быть творение (или хотя бы наблюдение) новых, современных нам чудес. Однако, современные чудеса, несомненно, должны подвергаться и современным методам проверки и альтернативным объяснениям. (Ничто, кстати, не мешает делать это и в отношении чудес, якобы совершенных и описанных в прежних религиозных писаниях). Вероятно, именно поэтому таких достаточно убедительных чудес в религиозной сфере в наше время никем и не совершается.

Абсолютно другая ситуация в направлениях научной деятельности и ремесла. Здесь налицо явный, очевидный и убедительный научно-технический прогресс. И конца ему не видно. На схеме перечислены только некоторые, самые яркие примеры его достижений.

Открытия фундаментальной науки (тоже отмеченные на схеме) вносят колоссальный вклад в понимание строения мира и закономерностей его развития. Поэтому, вне всяких сомнений, они могут и должны относиться к сфере духовной деятельности человека. Несмотря на то, что практически все они находятся в сильном противоречии с устоявшимися, религиозными взглядами.

Питаемый фундаментальной наукой атеизм, поддерживаемый общей культурой исследователей, по указанным выше причинам тоже может быть смело отнесен к духовной деятельности человека, если ее понимать достаточно широко.

Изредка декларируемые "открытия" в фундаментальной науке, пытающиеся обосновывать религиозные догматы, не убедительны ни в теории, ни в чистом практическом эксперименте. Общего или хотя бы сколько-нибудь широкого международного признания ни одно из них не получило. (На данном сайте, в качестве примера, см. упоминание о теории торсионных полей и ее практических применениях в теме Вселенский разум раздела Бог(и) ).

Практически-прикладная деятельность человека, воздействующая на окружающий мир или на самого человека, имеет своей целью только получение вполне определенных материальных благ или результатов. Понятно, что к духовной деятельности она никак не относится. Хотя конкретный человек, занимающийся, в основном именно такого рода деятельностью, в свободное от нее время может, конечно, заниматься и духовными сторонами жизни. Так что одно не мешает другому.

Некоторые аспекты тех или иных видов деятельности человека далее будут рассмотрены более подробно (см. полное меню сайта).

Сравните два определения. Первое - из философского словаря: «Деятельность - форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя». Второе - из словаря по психологии: «Деятельность- форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта».
Нетрудно заметить, что оба определения говорят об активности субъекта в целесообразном (сообразном цели) изменении (преобразовании) окружающего мира. Однако философское определение трактует деятельность так же, как форму существования общества, а психология делает акцент на активности психической, т. е. проявляющейся в субъективных переживаниях человека, в его чувствах, мышлении, воле. Как видите, рассмотрение деятельности с разных точек зрения позволяет понять ее полнее.

Обратимся к первому определению деятельности, приведенному выше. Будучи одним из аспектов человеческого бытия, деятельность воспроизводит социальные связи. В ней реализуются силы и способности человека, которые воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке связей проявляется социальная сущность деятельности.
В структуре деятельности различаются ее субъект и объект. Субъект деятельности - тот, кто осуществляет деятельность, объект - это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект деятельности) работает на земле и выращивает на ней различные сельскохозяйственные культуры (объект деятельности). Для Министерства образования как субъекта деятельности все учебные заведения страны - объект, в отношении которого осуществляется управленческая деятельность.
Итак, субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Деятельность субъекта может быть направлена также на другого человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Наконец, деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием и т. д.).

Далее в структуре деятельности можно выделить цель действия, средства достижения цели. Выше уже отмечалось: человек начинает любую деятельность с того, что ставит перед собой цель.
Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове архитектора, прежде чем начнется строительство дома, возникает его образ. В самом деле, можно ли начинать строить здание, не представляя себе, каким оно будет (многоквартирный дом или административное здание, деревенская изба или храм, казарма или дворец)? Его образ может быть показан в рисунке, чертеже, объемной модели, но прежде он возникает в сознании архитектора.
Итак, цель - это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности.
Можно ли считать осуществимой любую цель, какая вздумается? Имея кремний, можно задаться целью изготовить наконечник стрелы, но нельзя сделать из него лук. О космических полетах на рубеже XIX-XX вв. можно было лишь мечтать, но практической целью деятельности многих людей они стали только через несколько десятилетий, когда появились необходимые для этого научно-технические условия. Следовательно, достижимой целью деятельности может быть не любой образ желаемого, а лишь тот, который соответствует реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта деятельности. При этом человек может знать или не знать свои возможности, свойства предметов окружающего мира. Цель определяется тем точнее и становится тем более определенной, чем лучше субъект деятельности знает, каковы реальные средства и условия ее достижения. «Кого считать умным?» - спрашивал сирийский мыслитель XIII в. Абу-ль-Фарадж. И отвечал: «Того, кто стремится лишь к достижимой цели».
В структуре деятельности можно выделить различные действия. Так, учебная деятельность включает в себя запись лекций, чтение книг, решение задач и т. д. Деятельность космонавтов тоже состоит из разнообразных действий: наблюдений за Землей, наладки приборов, проведения экспериментов, ремонтных работ, тренировок. Деятельность земледельца предполагает выполнение таких действий, как вспашка, посев, прополка, уборка урожая. В отдельном действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Например, цель прополки - создать условия для роста культурных растений.
Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств. Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы, орудия труда и другие средства производства. Чтобы вырастить урожай, нужны семена, орудия труда, система приемов агротехники и т. д. Чтобы научить учеников читать и писать, нужны учебники, тетради, эффективные приемы учебной работы и т. п. Средства должны соответствовать цели. Когда говорят: «Палить из пушки по воробьям», - это значит, что средства не соответствуют цели.
А можно ли, поставив перед собой благородную цель, воспользоваться нечестными средствами? Вот как отвечал на этот вопрос мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли:
«О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результатам, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом». Он считал, что для достижения цели можно обманывать, «при надобности не чураться зла».
Итак, победителей не судят? Цель оправдывает средства? Есть и другая точка зрения: для достижения благородной цели годятся не любые меры, а только благородные. Доброй цели нельзя добиться недостойными, недобрыми средствами. Недобрые средства приводят к тому, что результат существенно отличается от поставленной цели: он тоже становится недобрым. В справедливости этих выводов убеждает многовековой опыт человечества. (Приведите исторические примеры, подтверждающие эту мысль.)