Домой / Радиаторы  / Социально профессиональная мобильность. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста. Сущность социальной мобильности

Социально профессиональная мобильность. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста. Сущность социальной мобильности

Бородулина Анна

Важнейшей жизненной ценностью личности является достижение успеха. Проблема жизненной успешности – малоизученная область знаний: нет четкого определения понятия «успешность», не разработаны, в полной мере, критерии оценки жизненной успешности личности. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание; как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно полезной деятельности. Таким образом, понятие «успешность» необходимо рассматривать как личностно-значимые и как социально-оцениваемые результаты деятельности.

Современные отечественные и зарубежные ученые (К. Левин, Ф. Хоппе, Е. Серебряков) понятие «успешность» рассматривают не просто как достижение успеха в конкретной деятельности, а как владение способами, которые обеспечивают высокий результат в достижении поставленных целей.

Характер деятельности, способы достижения поставленных целей могут быть разные. Следовательно, и виды успешности разные: личная успешность, социальная, профессиональная.

Для успешного осуществления профессиональной деятельности молодой специалист должен обладать определенным набором компетенций, характеризующих его как личность и профессионала и позволяющие ему ориентироваться в своей профессии, быть конкурентоспособным на рынке труда, быть готовым к самообразованию.

Динамизм современных общественных преобразований вызывает к жизни потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер деятельности. Именно поэтому подготовка специалистов, способных к профессиональной и социальной мобильности, - одна из важнейших проблем современного профессионального образования России.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ФГОУ СПО НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСВА И ЭКОНОМИКИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ТЕМА: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА»

Приложения

Введение

Важнейшей жизненной ценностью личности является достижение успеха. Проблема жизненной успешности – малоизученная область знаний: нет четкого определения понятия «успешность», не разработаны, в полной мере, критерии оценки жизненной успешности личности. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание; как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно полезной деятельности. Таким образом, понятие «успешность» необходимо рассматривать как личностно-значимые и как социально-оцениваемые результаты деятельности.

Современные отечественные и зарубежные ученые (К. Левин, Ф. Хоппе, Е. Серебряков) понятие «успешность» рассматривают не просто как достижение успеха в конкретной деятельности, а как владение способами, которые обеспечивают высокий результат в достижении поставленных целей.

Характер деятельности, способы достижения поставленных целей могут быть разные. Следовательно, и виды успешности разные: личная успешность, социальная, профессиональная.

Для успешного осуществления профессиональной деятельности молодой специалист должен обладать определенным набором компетенций, характеризующих его как личность и профессионала и позволяющие ему ориентироваться в своей профессии, быть конкурентоспособным на рынке труда, быть готовым к самообразованию.

Динамизм современных общественных преобразований вызывает к жизни потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер деятельности. Именно поэтому подготовка специалистов, способных к профессиональной и социальной мобильности, - одна из важнейших проблем современного профессионального образования России.

Методологический аппарат

Объект исследования:

Выпускники средних профессиональных учреждений города Новороссийска, молодые специалисты, студенты вторых курсов и выпускных групп ФГОУ СПО г. Новороссийска.

Предмет исследования:

Составляющие профессиональной мобильности как фактора профессиональной успешности молодого специалиста.

Цель исследования:

Изучить понятие и различные характеристики профессиональной и социальной мобильности как фактора профессиональной успешности молодого специалиста.

Гипотеза исследования:

Профессиональная и социальная мобильность тесно взаимосвязаны с процессом профессионального становления молодого специалиста.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи :

  1. Изучить состояние проблемы и степень ее разработанности в научной теории и практике.
  2. Выделить основные компоненты социальной и профессиональной мобильности молодых специалистов в Российской Федерации.
  3. Определить степень удовлетворенности выпускников колледжа полученными профессиональными знаниями.
  4. Определить эффективность (результативность) подготовки специалистов в колледже.
  5. Определить представления выпускников о главных факторах жизненного успеха.
  6. Выяснить степень освоения студентами выпускных групп профессиональных компетенций, необходимых для достижения профессионального успеха.

Методы исследования.

В работы использовались разнообразные методы исследования, направленные на изучение профессиональной и социальной мобильности личности:

  • метод теоретического анализа литературных источников;
  • метод сбора социальной информации (анкетирование, беседы, соцопросы);
  • метод математической статистики (вычисление процентных соотношений);
  • метод графических изображений.

Теоретическая значимость проблемы

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что профессиональная успешность молодого специалиста есть личностно-значимые и социально-оцениваемые достижения. Ориентация личности на достижение успеха является непременным условием развития как личности, так и общества.

Профессиональная мобильность, как фактор профессиональной успешности, есть, во-первых, качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека; во-вторых, деятельность человека, обусловленная постоянно меняющимися тенденциями в развитии общества и производства; в-третьих, процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды.

В соответствии с данным определением были выявлены составляющие профессиональной мобильности специалиста: профессиональные компетентности, готовность личности к переменам, а также профессиональная и социальная активность.

Исходя из данного исследования, для успешного осуществления профессиональной мобильности молодой специалист должен обладать профессиональной компетентностью, т.е. готовностью к переменам.

Успех современного молодого специалиста определяется, прежде всего, способностью гибкого реагирования на постоянно меняющиеся условия на рынке труда. По подсчетам американских ученых, специалист ежегодно должен обновлять 5% теоретических и 20% практических профессиональных знаний. В США установлена единица измерения устаревания знаний – «период полураспада компетентности» т.е. некий срок после окончания учебного заведения до появления новой информации, компетентность специалиста снижается на 50%. «Период полураспада компетентности» последние десятилетия быстро сокращается. Например, в 1940 году устаревание знаний наступало через 12 лет, в 60-е годы – через 8-10 лет, для современного выпускника – через 2-3 года. Ежегодно обесценивается 20-30% знаний.

Многие ученые, изучая социально-профессиональную активность, считают, что она является показателем степени социализации личности и проявляется не только в приспособлении личности к иным профессиональным условиям, но и направлена на их изменения. Степень изменения этих условий есть показатель активности, а, следовательно, и мобильности специалиста в профессиональной сфере. С одной стороны, профессиональная мобильность специалиста выступает, как результат полученного образования, а с другой, как фактор, определяющий это образование.

Таким образом, важной составляющей профессиональной мобильности является уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять.

Отсюда следует, что формирование типа личности есть одно из условий проявления мобильности молодого специалиста, обеспечивающее ему профессиональную успешность.

Третьей составляющей профессиональной мобильности является активность личности.

Анализ профессиональной мобильности, как фактора профессиональной успешности, позволяет утверждать, что мобильность молодого специалиста определяется социальными, индивидуально-личностными факторами и в то же время выступает как результат собственных усилий человека, направленных на осмысление своей общественной и профессиональной роли (самосознание) и на оценку своей профессиональной деятельности (самооценка).

Теоретическое исследование понятия.

Обзор состояния научной разработанности рассматриваемой проблемы позволяет констатировать, что, несмотря на актуальность изучения профессиональной мобильности, ее социальной и личностной значимости в отечественной науке пока недостаточно работ, в которых эта проблема была бы предметом самостоятельного исследования.

Понятие «профессиональная мобильность» является предметом исследования различных областей знаний: философии, психологии, социологии. Профессиональная мобильность, достаточно емкое и неоднозначное понятие, имеющее сложную структуру.

Основой изучения такого феномена как профессиональная мобильность специалиста явились работы Э. Дюркгейма, П. Сорокина, М. Вебера, в которых заложен функциональный подход к анализу профессиональной мобильности как социального явления.

В психологическом словаре понятие «профессиональная мобильность» определяется, как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладеть новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности.

Отечественные ученые 70-х годов XX века в своих исследованиях рассматривали профессиональную мобильность не как предмет самостоятельного изучения, а как предмет социальной стратификации советского общества. Профессиональную мобильность в то время определяли как готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках другой профессии или отрасли. В работах Т.И. Заславской, Р.В. Рывкиной, В.Г. Подмарковой разработана методология анализа трудовой карьеры специалиста, исследованы механизмы смены труда В работах В.Н. Шубкина, И.О. Мартынюк, В.А. Ядрова профессиональная мобильность рассматривается с позиции профессионального самоопределения выпускников, адаптации на рабочем месте, повышения квалификации, поиска работы.

Однако такая трактовка рассматриваемого понятия достаточно ограничена, т.к. не учитывает социально-экономические и культурно-исторические изменения в обществе. При определении профессиональной мобильности понятия о чисто производственных знаниях, умениях и навыках, необходимо заменить на более полную гамму знаний, умений и навыков.

В исследованиях современных ученых «профессиональная мобильность специалиста» определяется не только его способностью менять свою профессию, место и род деятельности, но и умение принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а также способностью быстро осваивать новую образовательную, профессиональную, социальную и национальную среду.

Профессиональная мобильность личности – это еще и симптом ее внутренней свободы, умение отбросить сформированные стереотипы и взглянуть на жизненную и профессиональную ситуацию по-новому, не стандартно, иногда выходя за рамки обыденного. Это под силу личности творческой, обладающей дивергентным мышлением и креативными способностями.

Проанализировав исследования ученых, следует отметить, что профессиональная мобильность рассматривается и как качество личности и как процесс, т.е. имеет двусторонний характер. Дуальность такой категории как «мобильность» характеризуется тем, что человек может быть мобильным, если он обладает определенными личностными и профессиональными качествами, но его мобильность может проявляться только в деятельности. И говорить о степени и уровню мобильности человека следует только при условии ее реализации в деятельности.

Отсюда следует, что профессиональная мобильность понятие многогранное.

Возникает закономерный вопрос, что лежит в основе этого многогранного понятия? Основой профессиональной мобильности, прежде всего, является высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в области свой профессии.

В работах зарубежных ученых в основу формирования профессиональной мобильности специалиста положены «ключевые квалификации», которые выходят за пределы одной группы профессий.

Современные российские ученые значительно обогатили концепцию ключевых квалификаций, дополнив ее понятием ключевых компетенций. Ключевые квалификации отражают общепрофессиональный характер деятельности личности, т.е. профессиональную и психологическую готовность специалистов к профессии, к новациям в их профессиональной деятельности. Ключевые компетентности характеризуют межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.

Опираясь на компетентностный подход в изучении профессиональной мобильности, ученые пришли к выводу, что становление профессиональной мобильности специалиста возможно через развитие следующих компетенций:

  • Социально-коммуникативные компетенции, обеспечивающие готовность молодого специалиста к социализации в современном обществе, к работе с новыми информационными технологиями, к осуществлению своей профессиональной деятельности в неоднородных группах людей, адаптироваться к новым ситуациям.
  • Образовательные компетенции, обеспечивают готовность специалиста к научному, системному познанию мира, к овладению навыками самостоятельного освоения знаний и повышения своей квалификации, готовность специалиста поддерживать свой профессионально-творческий и социальный потенциал в условиях научно-технического прогресса, к самообразованию и самосовершенствованию.
  • Общенаучные компетенции, обеспечивают высокий уровень базовых знаний и общих знаний по профилю специальности, способность адаптироваться к изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности.
  • Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции, обеспечивают успешность ценностно-смысловой ориентации специалиста в окружающем мире, готовность и стремление познать и совершенствовать самого себя, к непрерывному самообразованию, постоянной мотивации к обучению на протяжении своей жизни.

Данные компетенции и являются основной составляющей профессиональной мобильности специалиста.

Анализируя особенности современного исторического развития (постоянные перемены, изменения, взаимопроникновение различных областей деятельности и знаний) становится понятно, что установившиеся требования к качеству специалиста не соответствует меняющимся условиям жизни и деятельности.

Современный специалист должен обладать такими качествами, как креативность мышления и быстрота принятия решений, способность к частой обучаемости и умение приспосабливаться к новым обстоятельствам, умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства. Отсюда следует, что второй составляющей профессиональной мобильности специалиста выступает его готовность к переменам.

Третьей составляющей профессиональной мобильности является активность личности. Профессиональное и личностное становление молодого специалиста осуществляется посредством его собственной активности. При этом активность выражается и как работа над преобразованием себя, так и над преобразованием окружающей действительности.

Многие ученые, изучая социально-профессиональную активность, считают, что она является показателем степени социализации личности и проявляется нее только в приспособлении личности к иным профессиональным условиям, но и направлена на их изменение. Степень изменения этих условий есть показатель активности, а, следовательно, и мобильности специалиста в профессиональной среде.

Обобщая результаты теоретических исследований, можно сделать вывод, что профессиональная мобильности по своей природе социальная, потому, что она имеет место быть, только в социальных системах, а ее успех зависит от той специальности, образовательной среды, в которой происходит становление личности специалиста-профессионала. Профессиональная мобильность специалиста выступает как результат полученного образования, с другой стороны как фактор, определяющий это образование.

Практическое исследование

Одной из задач исследования было выявление представлений студентов-выпускников о факторах жизненного успеха. Что, по их мнению, обеспечивает человеку успех в профессиональной деятельности? Какими личностными качествами должен обладать молодой специалист для достижения успеха?

В результате социологического опроса большинство респондентов – 40%, главным фактором жизненного успеха считают связи , 18% назвали хорошее образование, 28% - высокий профессионализм, 8% - творческий потенциал и по 3% - упорный труд и удачу. Как видим, упорный труд оказался в глазах наших выпускников наименее полезным фактором жизненного успеха.

А на вопрос, «Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать человек для достижения успеха?» большинство студентов, 28% выбрали профессиональную компетентность, 25,7% - целеустремленность, 23,3% - профессиональная мобильность, 14% - инициативность, 5,2% - коммуникабельность, 3,8% - предприимчивость.

Карьера выпускника начинается не в момент окончания среднего или высшего профессионального образовательного учреждения, а гораздо раньше – при выборе профессии. Как известно, на выбор профессии влияют социальные, психологические и экономические факторы. В исследовании проблемы выбора специальности приняли участие 276 первокурсников НКСЭ. Анализ результатов исследования показал, что основными факторами, определяющими выбор профессии являются социальный статус семьи: уровень образования родителей, материальная обеспеченность семьи, место работы и должность родителей. Студенты-первокурсники (технических специальностей) при выборе профессии ориентировались на мнение родителей – 48%, стоимость обучения – 14%, востребованность профессии – 28%, престижность специальности – 7% и возможность самореализации в профессиональной деятельности – 3%. Соответственно студенты-первокурсники экономических специальностей: 33% - мнение родителей, 9% - стоимость обучения, 13% - востребованность профессии, 38% - престижность, 7% - возможность самореализации. К сожалению, такие важные аспекты как возможность самореализации в профессиональной деятельности и востребованность профессии остаются «за кадром». В то же время, сегодня имеет место перенасыщение рынка труда специалистами определенных профессий, которая вызвана, с одной стороны, инерционностью системы профессиональной школы, а с другой – высокой динамичность социально-экономических процессов.

Так, по информации городской службы занятости населения г. Новороссийска, трудности в трудоустройстве испытывают бухгалтеры, юристы, менеджеры. Тем не менее, подготовка специалистов по этим направлениям не снижается, а наоборот, возрастает. Вместе с тем на рынке труда г. Новороссийска существует спрос на специалистов педагогических профессий, строительные специальности, но они сегодня не престижны. Таким образом, на Новороссийском рынке труда существует противоречие между рынком образовательных услуг и реальным сектором экономики. Для этого профессиональной школе необходимо, во-первых, формировать у абитуриентов осознанный выбор профессии; во-вторых, гибко реагировать на востребованность специалистов на рынке труда.

Однако осознанный выбор профессии будущим молодым специалистом еще не гарантирует успешности его карьеры.

В исследовании приняло участие 210 студентов выпускных групп. Студентам был предложен ряд вопросов с различными вариантами ответов. Так, на вопрос, «Правильно ли Вы поступили, выбрав данную специальность?», 76% студентов выбрали ответ «да», 3% - «нет», 21% ответили, что не думали об этом. На вопрос, «Считаете ли Вы, что колледж дал Вам необходимые знания для дальнейшего обучения по избранной специальности?», 63% ответили «да», 17% - «нет», 20% - «не думали об этом».

Важнейшим показателем эффективности профессиональной подготовки специалистов является степень удовлетворенности молодых специалистов качеством своей профессиональной подготовки. Был проведен сравнительный анализ степени удовлетворенности качеством подготовки выпускников технических и экономических специальностей, который показал, что студенты вполне удовлетворены качеством полготовки специалистов: 72% выпускников-экономистов считают качество профессиональной подготовки хорошим, 22% - удовлетворительным, 5% затрудняются с ответом и 1% - плохим. Соответственно, результаты ответов студентов технических специальностей: 78,7% - хорошее, 17% - удовлетворительное, 0,3% - плохое, 4% затрудняются с ответом.

Уточняя оценку качества профессиональной подготовки, к сожалению, только 34% студентов выпускных групп на вопрос «Достаточно ли полученных знаний для карьерного роста?» ответили утвердительно.

В ходе исследования выполнена статистическая обработка данных по трудоустройству выпускников колледжа с 2006 года. И она показала, что в 2008 г. всего 8% экономистов были трудоустроены по специальности, а около 80% продолжили обучение в высших учебных заведениях. Среди студентов технических специальностей соответственно – 52% и 40%. В 2009г. статистическая обработка показала, что картина трудоустройства несколько изменилась: трудоустроенных - 13% выпускников экономических специальностей, продолжили обучение около 70%, выпускники технических специальностей соответственно 61% и 27%.

Мы видим, что процент трудоустроившихся по специальности выпускников больше у технологов, чем у экономистов. Следовательно, технические специальности более востребованы. Проблема занятости решается за счет продолжения обучения в высших учебных заведениях.

Таким образом, возникает противоречие между рынком образовательных услуг и реальным сектором экономики.

С целью изучения активности будущих выпускников колледжа (2010 г.) в вопросах трудоустройства, нами выявлено, что 33% выпускников планируют работать по специальности, 51% - продолжить обучения, 11% планирует открыть свое дело.

Планируя трудоустройство, выпускники в первую очередь рассчитывают на помощь родственников, знакомых, друзей – 40,8%, 30% будут работать там, где проходили практику, 11% через службу занятости и объявления, 18,2% - не задумывались о способах поиска работы. Таким образом, социальные связи по-прежнему являются наиболее актуальным механизмом трудоустройства. При этом около 20% выпускников не готовы приложить какие-то усилия для поиска работы. Отсюда следует, что уровень активности выпускников в поисках работы по специальности, желания реализовать себя в профессии, низкий.

Таким образом, нами была подтверждена гипотеза и мы пришли к выводу, что профессиональная успешность зависит от профессиональной мобильности, однако, нынешние студенты колледжа недостаточно активны для самостоятельного достижения профессионального успеха.

Выводы

На основании результатов наших теоретических и практических исследований, мы пришли к выводу, что:

  1. профессиональная и социальная мобильность является механизмом адаптации личности в развивающейся России;
  2. социальные и профессиональные ориентации молодежи при выборе специальности не соответствуют реальным потребностям рынка труда;
  3. теоретическая подготовка специалистов не соответствует реальному содержанию профессиональной деятельности (высокая теоретическая подготовка и слабые практические навыки и умения выпускников);
  4. студенты выпускных групп не владеют способами поиска работы и навыками эффективной самореализации.

Опираясь на социологический подход и рассматривая профессиональную мобильность как фактор профессионального становления специалистов, необходимо иметь ввиду, что социальный субъект в процессе профессионального роста полностью или частично меняет свой профессиональный статус. Поэтому учебные заведения должны не только давать студентам профессиональное образование, но и серьезно заниматься вопросами их трудоустройства и будущей карьеры. Профессиональные образовательные учреждения призваны сформировать в адаптационной образовательной среде социальную компетентность и помочь выпускникам в адаптации к смене своего социального и профессионального статуса. Для этого необходимо включать в образовательный процесс информационные, коммуникационные и организационные компоненты. Таким образом, основными задачами профессионального образования являются: во-первых, подготовка специалистов, способных легко обучаться, быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности, заинтересованных в своем непрерывном образовании и совершенствовании; во-вторых, формирование у будущих специалистов таких личностных структур и способностей, которые позволили бы им самостоятельно ориентироваться в профессиональном мире и выстраивать вектор своего карьерного роста.

Результаты исследования:

  • исследованы наиболее важные аспекты проблемы развития профессиональной и социальной мобильности будущих специалистов;
  • исследованы основные компоненты профессиональной и социальной мобильности;
  • выявлены предпосылки развития профессиональной и социальной мобильности будущих специалистов и факторы, тормозящие этот процесс;
  • проведена статистическая обработка данных по трудоустройству выпускников ФГОУ СПО «Новороссийский колледж строительства и экономики»;
  • проведен социологический опрос студентов колледжа;
  • выполнено анкетирование студентов выпускных групп и первокурсников колледжа.

Практическое применение исследований:

  • результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе регулирования образовательно-профессиональной подготовки специалистов среднего профессионального образования;
  • результаты исследования могут представлять интерес для психологов и педагогов, работающих в школах, лицеях, колледжах и осуществляющих проф.ориентационную работу;
  • создание на базе Новороссийского колледжа строительства и экономики студенческого Центра трудоустройства выпускников.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Динамика трудоустройства

выпускников по специальности

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Анкета Степень удовлетворенности выпускников качеством профессиональной подготовки в колледже»

  1. При выборе специальности вы ориентировались:
  1. на мнение родителей;
  2. на мнение друзей;
  3. престижность профессии;
  4. стоимость обучения;
  5. престижность учебного заведения;
  6. другое (указать что)
  1. Правильно ли вы поступили, выбрав профессию…?
  1. нет;
  2. не задумывался.
  1. Дайте оценку качества подготовки специалистов в колледже:
  1. хорошая;
  2. удовлетворительная;
  3. плохая;
  4. затрудняюсь ответить.
  1. Ощущаете ли вы недостаток профессиональных знаний, полученных в колледже по специальности…?
  1. ощущаю;
  2. не ощущаю;
  3. ощущаю в некоторых случаях;
  4. полученных знаний явно недостаточно.
  1. Достаточно ли вам профессиональных знаний, полученных в колледже по специальности … для карьерного роста?
  1. нет;
  2. не задумывался.
  1. Считаете ли вы, что колледж дал вам необходимые знания для поступления в ВУЗ по избранной специальности?
  1. нет;
  2. не задумывался.
  1. По окончании колледжа вы:
  1. продолжите обучение в ВУЗе;
  2. будете работать по специальности;
  3. откроете свое дело;
  4. другое (указать что).
  1. Определились ли вы с местом работы?
  1. нет;
  2. не задумывался.
  1. Как вы планируете решить проблему трудоустройства?
  1. рассчитываю на родителей, друзей, знакомых;
  2. через службу занятости;
  3. буду работать там, что проходил практику;
  4. через объявления.
  1. Что, по Вашему мнению, обеспечивает успех в профессиональной деятельности?
  1. высокий профессионализм;
  2. упорный труд;
  3. хорошее образование;
  4. творческий потенциал;
  5. удача;
  6. связи.
  1. Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать человек для достижения успеха?
  1. профессиональная компетентность;
  2. профессиональная мобильность;
  3. коммуникабельность;
  4. предприимчивость;
  5. целеустремленность;
  6. инициативность.

Список использованной литературы

  1. Вейлланд Д. Компетентностный подход в правовом образовании. // Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, М., 2002.
  2. Дворецкая Ю.Ю. Система ценностных ориентаций личности, сменивший профессию // Человек. Сообщество. Управление. Спецвыпуск. Краснодар, 2006. №2.
  3. Горюнова Л.В. Событийность как предпосылка проявления мобильности человека = Л.В. Горюнова // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика». – 2006. – №1.

Аннотация:

Стремительность современных преобразований в обществе вызывает к жизни спрос на специалистов, которые обладают повышенной академической и бизнес-мобильностью, желают быть в курсе актуальной информации, умеют анализировать постоянно изменяющиеся социально-экономические условия, принимают нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции.

Все это находит отражение в таком понятии, как мобильность. Подготовка специалистов, готовых и способных «откликаться» на все изменения, происходящие в обществе, умеющих жить в новой - цифровой эре («подключены» к Сети), предвидеть и прогнозировать глубинные изменения в профессиональной деятельности, – важнейшая проблема современного профессионального образования.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года поставлена задача развития профессиональной мобильности при опоре на совершенствование квалификации, непрерывного обучения и переобучения, что позволит работникам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, реализовать трудовой потенциал в наиболее динамично развивающихся секторах экономики в соответствии со спросом.

В обширном спектре компетенций выпускников вузов все более важную роль начинают играть общекультурные компетентности. Подавляющая часть информации поступает к нам по цифровым каналам. Каждый человек все чаще начинает ощущать себя человеком цифровой эпохи. Не только деловые, но и межличностные коммуникации осуществляются посредством различных электронных устройств и технологий. Мы не можем не осознавать наступление новой – цифровой – эры.

Современная цивилизация требует качественно новой генерации специалистов с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, инновационным мышлением и высоконравственным сознанием.

На социально-педагогическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью подготовки в образовательной среде вуза специалистов, обладающих сформированной готовностью к профессиональной мобильности, свободно и критически мыслящих, готовых к техническим и социальным преобразованиям, способных к инновационной, преобразовательной деятельности, проектированию стратегии собственного профессионально-личностного развития. Но, чтобы комфортно жить в режиме постоянной мобильности и «подключенности», нужны особые психологические навыки, подчеркнутое стремление к свободе и риску, физическое здоровье.

Формирование ценностного и ответственного отношения к окружающему миру как основы для «вхождения» в культуру с учетом личностных особенностей и конкретных условий жизнедеятельности, включение в инновационную деятельность является условием и предпосылкой становления и развития их профессиональной мобильности.

Происходящие изменения на рынке труда связаны, прежде всего, с социально-экономической ситуацией в России, с усилением интеллектуализации содержания деятельности специалистов, введением новых технологий, которые меняют характер уже существующих профессий, постепенно интегрируя и взаимодействуя с ними.

Специалисты всех профилей стараются овладеть дополнительными знаниями, умениями и навыками, поскольку усиливаются требования к их профессиональной компетенции. Важным для человека становится способность не только обучаться, развиваться, но и быть готовым к постоянно изменяющимся условиям жизни, трудовой деятельности, тем самым быть способным к реализации профессиональной мобильности.

Анализ тенденций в развитии системы образования в рамках документов Болонского процесса дал возможность сделать вывод о том, что сформированность такого качества личности специалиста как профессиональная мобильность является одним из средств повышения эффективности образования.

Осуществить инновационное развитие возможно лишь при условии качественных изменений не только в производстве, а, прежде всего, в накоплении человеческого и социального капитала.

Сегодня профессиональное образование - это непрерывный процесс, детерминированный потребностями в специалистах, готовых к профессионально-личностному саморазвитию как в изменяющихся условиях труда в пределах одной профессии, так и в ситуации смены области профессиональной деятельности.

Подготовка молодежи к конкретной профессии утратила свое первостепенное значение, поскольку, чтобы трудоустроиться выпускник должен овладеть необходимыми компетенциями, которые важны для нахождения себя в постоянно изменяющемся мире профессий. Поэтому, чтобы будущий специалист мог определиться в дальнейшем профессиональном маршруте, ему нужно в ходе профессиональной подготовки в вузе переосмыслить перспективы дальнейшего развития в контексте будущей профессиональной деятельности. Среди ведущих смыслов и перспектив профессионального самовоспитания и развития будущего специалиста необходимо отметить - готовность быть субъектом, ответственным за свое профессиональное будущее, находить смыслы профессиональной деятельности и быть готовым к постоянному развитию. Это требует специально организованной работы по становлению и развитию его профессиональной мобильности.

Следует отметить, что профессиональное обучение современного специалиста на основе идеи развития его профессиональной мобильности в социокультурном образовательном пространстве вуза осуществляется в ситуации не только деструктивного смещения культурных ценностей, но и переосмысления ценностной основы самого образовательного процесса в вузе, а также необходимости сохранения профессиональной идентичности и преодоления профессиональной депривации.

В ходе исследования нами был выявлен тот факт, что студенты уже на ранних этапах получения образования утрачивают интерес к выбранной профессии. Так, проведенное исследование показывает, что 890 респондентов (из 2500 опрошенных) считают, что сделали неверный профессиональный выбор. Они не предполагали, что избранная профессия требует овладения не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями, хотя одной из стратегических задач должна стать подготовка специалиста, готового к изменениям и новациям в профессиональной деятельности, способного к постоянному развитию и саморазвитию. Все это является слагаемыми профессиональной мобильности.

Но для того чтобы раскрыть сущность профессиональной мобильности, определимся в предмете понимания такого сложного феномена как мобильность.
В большом словаре по социологии мобильность (в англ. mobility, в нем. mobilitat) характеризуется как подвижность, готовность и способность изменения состояния, положения (Д.Джерри, Дж.Джерри). То есть когда мы говорим о мобильности, то соотносим это понятие с движением.

В психологической энциклопедии термин «мобильность» по существу рассматривается, буквально, как физическое движение организма, а метафорически – движение человека сквозь сферы: социальные, профессиональные, познавательные.

Проблемы изучения механизмов самодвижения человека в жизни и деятельности, его активности, мобильности были интересны еще античным исследователям. Введенное Аристотелем понятие акта и потенции было сведено к более объемному и широкому понятию – «энергия». Опираясь на его представления, можно констатировать, что энергия акта (процесса), как правило, мобилизует человека, приводит его к активности, тогда как другая энергия способствует осуществленности вещи (энтелехия), является результатом деятельности и имеет основу для потенциальной активности. Но и в данном случае Аристотель рассматривал всю природу как последовательный переход от «материи» к «форме» и обратно. При этом материи он отводил только пассивное начало, а форме приписывал всю активность .

Обращает на себя внимание понимание мобильности не только в качестве динамической характеристики субъекта, но и как деятельности, затрагивающей психическую сферу личности. Так, А.В. Мудрик заявляет, что мобильность является важнейшим проявлением социализации человека. Мобильность может быть рассмотрена как готовность не только к смене места работы, проживания, а также характера досуга и социальной группы и т.д. . Эти два феномена – личностная мобильность и социализация находятся в поле интересов педагогов, поскольку наличие качеств мобильной личности способствует успешной социализации человека в обществе. И, наоборот, успешная социализация способствует развитию этих качеств. Социальное поведение – приспособление отдельно взятого человека к изменяющимся условиям среды одновременно является способом преобразования этой среды. Следует отметить, что в данном контексте не берется во внимание аспект преобразования «себя», который включает овладение личностью методами исследовательского подхода собственной деятельности, что, безусловно, является препятствием к осознанию ими необходимости постоянного профессионального образования и саморазвития.

Профессиональная мобильность первоначально рассматривалась в русле социальной мобильности. П.А. Сорокин «мобильность» определяет через понятия: «профессиональный статус» и «производственная деятельность» . Например, в книге «Социальная мобильность» (1927) П.А. Сорокин, давая представление о горизонтальных и вертикальных сферах социума, вводит понятие «социальная мобильность», под которым понимал перемещение не только индивидов, групп, ценностей, но и того, что непосредственно создано в ходе человеческой деятельности.

С целью объяснения перемещения субъектов в социальном пространстве, автор конкретизирует социальную мобильность терминами «вертикальная» и «горизонтальная». Если вертикальная социальная мобильность П.А. Сорокиным связывалась с изменением статуса человека в обществе, то горизонтальная – с переходом человека из одной социальной группы в другую.

Значимым для нашего исследования является заявление П.А. Сорокина о том, что образование , обеспечивая социализацию личности, также является «лифтом», который дает возможность наиболее способным людям продвинуться на более высокие этажи в социальной иерархии. Эти «лифты» нужны для эффективного замещения талантами профессиональных позиций. Высокое вознаграждение необходимо для того, чтобы мотивировать индивидов получать профессиональную подготовку и тем самым становиться профессионалами .

В настоящее время учебное заведение, являясь частью социального механизма, развивает способности индивидов, отбирает их и определяет им дальнейшие социальные позиции. Основополагающая функция образовательного учреждения заключается в том, чтобы определить, кто талантлив, а кто нет, у кого какие способности. Профессиональное тестирование позволяет отобрать людей, которые могут закрепиться в данной профессии, развивая себя и расширяя возможности выбранного поприща. Тестирование также помогает в проверке как общих, так и специфических качеств претендента. Кто при существующих условиях оказывается подходящим для выполнения профессиональных функций, быстро продвигается в карьере, в противном случае их карьера приостанавливается, или они попросту увольняются.

Неудачи человека в профессиональной деятельности часто являются доказательством того, что занимается он не «своим» делом. Как правило, неудача приводит к понижению самооценки, личному неудовлетворению, а также к увольнению или понижению по служебной лестнице. Все это толкает человека включиться в другой вид деятельности. Такие «пробы» происходят до тех пор, пока ему не удастся найти дело, которое бы соответствовало его призванию. Найдя «свой путь», человек делает в своей профессии все от него зависящее. Если не нашел, то отбрасывает свои амбиции и мирится со своим положением.

Вертикальная циркуляция индивидов постоянно контролируется профессиональной группой, которая корректирует их «самомнение», амбиции, а также перераспределяет субъектов по социальным стратам. Таковы, по мнению П.А. Сорокина, основные функции профессиональной группы в плане социальной циркуляции.

Как видим, «мобильность» представляет собой совокупность самых разнообразных процессов, различающихся между собой и выполняющих самостоятельные функции. Но они имеют и общие функции, которые характеризуют процессы мобильности вне зависимости от их особенностей.

Так, по мнению Т.И. Заславской , основной функцией социальной мобильности является процесс перераспределения на рынке труда рабочей силы и изменение профессиональной структуры общества. Социальная мобильность выступает индикатором состояния современного общества. Ее интенсивность зависит от социально-экономического состояния общества, поскольку замедление его темпов развития вызывает и замедление социальной мобильности. Очевидно, что любое перемещение не обязательно может быть связано с желанием индивида.

Сегодня социальная мобильность не рассматривается во взаимосвязи только с социальным положением и социальным статусом, а представляет собой способ социального функционирования человека . Поэтому социальная мобильность современными исследователями определяется как качество субъектов, связанное со способностью быстро, в зависимости от обстоятельств, изменять свою деятельность, овладевать новыми знаниями в разных областях жизнедеятельности, находить рациональные способы разрешения возникших проблем , связывается со способностями и личностными качествами человека: самостоятельность и свобода в мышлении, оценивании событий, творческое восприятие учебных программ и предлагаемой информации, способность к критическому мышлению, находить нестандартные решения, а также предвидеть изменения как в изучаемой области, так и в общественном развитии .

Вопросами трудовой мобильности занимались русские философы ХХ века С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, И.А. Ильин и наши современники М.Мамардашвили, В.Е. Кемеров и др.; социологов, психологов и педагогов Т.И. Заславской, В.Г. Подмаркова, В.И. Верховина.

Так, в работе «Хвала труду» русский религиозный философ И.А. Ильин указывает на значение труда в жизнедеятельности человека, поскольку, по его мнению, любой успех на земле это успех труда . Философ высший смысл труда человека усматривал через включение его в процесс божественного сотворчества. По его мнению, тот, кто участвует в постижении мира, в его развитии, в придании ему смысла, тот и является истинным творцом .

Чуть позже, в 1970-1980-е годы, в работах Н.А. Аитова, М.Н. Руткевича, Ф.Р. Филиппова разрабатывались проблемы социально-структурной особенности трудовой мобильности. Так, Ф.Р. Филиппов и М.Н. Руткевич отмечали, что продвижение работника после роста его образовательного уровня к более сложному труду следует рассматривать как «социальное восхождение», как движение «по вертикали» .

С 30-х годов ХХ века в контексте социальной мобильности исследовалась профессиональная мобильность , поскольку проведенные в 30-50-е годы ХХ века Америке и Европе эмпирические исследования, показали ведущую роль для процесса мобильности профессиональных достижений.

В связи с этим возникла потребность в определении понятия «профессиональной мобильности», которое с начала 1950-х годов в научной литературе использовалось в значении смены видов занятий или профессий . С. Липсетом и Р. Бендиксом была предпринята попытка разработки теоретической модели профессиональной мобильности. Но в ней не делалось попыток отграничить профессиональную мобильность от других видов мобильности, не выделены существенные критерии профессиональной мобильности, не уделено внимание анализу профессиональной карьеры внутри одного поколения.

В 1960 – 70-е гг. американские социологи П.М. Блау и О.Д. Дункан, взяв за основу критерий общественного престижа профессий , разработали систему профессионального деления американского общества на слои , тогда как в 1980-е годы большое внимание в исследовании профессиональной мобильности учеными придавалось установкам, мотивам, ценностям. И велика в этом вопросе была роль американских и европейских авторов Д. Треймана, Р.М. Ходжа, Н.Б. Тумы.

Профессиональная мобильность в зарубежной литературе рассматривается как процесс «жизненных достижений» , осуществляемый в трудовой деятельности. Все это дает возможность рассматривать профессиональную мобильность в контексте непосредственных достижений индивидов.

В нашей стране в отличие от зарубежных исследований, обращения социологов к изучению феномена профессиональной мобильности состоялось лишь в 1960-е годы. Профессиональный аспект трудовой мобильности затрагивался в работах, которые напрямую были связаны с анализом перемещения рабочей силы, а также текучести кадров. Данная проблематика была рассмотрена в работах Н.А. Аитова, Е.Г. Антонесенкова, И.Т. Балабанова, Л.З. Бляхмана, А.Г. Здравомыслова, Т.И. Заславской.

Так, в работах зарубежных (М.Х. Титма, Э.А. Саар) и отечественных (А.А. Матуленис, В.Н. Шубкин) авторов профессиональная мобильность определялась не только как готовность, но и как способность специалиста в пределах одной профессии к смене рабочего места.

В начале 1980-х годов профессиональная мобильность учеными не связывалась с изменением профессии, статусностью в профессиональной деятельности, что отвечало общей идеологии данного временного периода «человек для профессии», а не «профессия для человека». В сознании людей культивировалась мысль о том, что человек, получивший бесплатно образование, профессию, должен государству и обществу «отработать» то, что на него было потрачено, а работник, который проработал всю свою сознательную трудовую жизнь на одном рабочем месте, получал общественное одобрение, признание.

В исследованиях С.А. Макеева, Ф.У. Мухаметлатыпова, И.В. Удаловой были сделаны попытки раскрыть смысл таких понятий, как «трудовая мобильность» и «социально-профессиональная деятельность». При этом в педагогике значимой становится содержательная характеристика мобильности как личностного качества .

В социологических исследованиях «профессиональная мобильность» представлена как процесс перемещения человека в социально-профессиональной структуре общества, связанный с изменениями в его профессиональном статусе, сменой вида деятельности в пределах одного квалификационного ранга после прохождения определенной ступени образования («Новейшем социологическом словаре», 2010, c. 813).

В психологических исследованиях Е.А. Климова нашли отражение психологические аспекты проблемы профориентации и трудовой деятельности. А в работах И.О. Мартынюк, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова раскрыты проблемы самоопределения, поиска работы, а также адаптации на рабочем месте и повышения профессиональной квалификации выпускников вузов. Мобильность как умение быстрого реагирования на происходящие изменения определялась О.В. Амосовой.

Необходимо учитывать, что любое жизненное событие детерминируется тремя основными факторами: внешние факторы, т.е. факторы среды, внутриличностные факторы, а также факторы взаимодействия личности и среды. Жизненная ситуация может привести к кризису. Для одних субъектов (зависит от личностных особенностей) трудная жизненная ситуация может быть кризисной, а сама ситуация субъективно неразрешимой. Для других же кризис не наступает, так как они обладают способностью к совладению с трудными жизненными обстоятельствами (Ф.Е. Василюк). Данная способность проявляется в умении принимать жизненно важное решение и планировать свою жизнедеятельность.

Во второй половине 90-х годов ХХ века в центре внимания находятся проблемы формирования персональной мобильности человека. Мобильность рассматривается как личностное качество человека, которое формируется в образовательном процессе. Б.М. Игошев «профессиональную мобильность» рассматривает как изменение трудовой функции работника по причине перемены места работы или профессии. Во-вторых, профессиональная мобильность – это личностное качество , которое приобретается человеком в процессе обучения и выражается в способности легко и быстро осваивать новые роли.

Данному определению близка позиция Л.В. Горюновой , которая характеризует профессиональную мобильность как качество личности, которое обеспечивает внутренний механизм изменения человека на основе сформированности ключевых, общепрофессиональных компетенций.

Деятельность человека обусловливается событиями , которые дают возможность человеку самореализоваться в профессии и жизни. В своем исследовании Л.В. Горюнова выделяет компоненты профессиональной мобильности: ключевые и общепрофессиональные компетентности. Человек, пересматривая свой интеллектуальный багаж, приходит к выводу изменить его. «Желание измениться» связано с тем, что человек готов существенно изменить свою жизнь и деятельность без вмешательства извне.

Л.А. Амирова связывает профессиональную мобильность со способностью успешно самореализоваться в общественной (бытовой, семейной, конфессиональной и т.п.) среде. Мобильность представляет собой ответную реакцию личности на жизненную и профессиональную ситуации в изменяющихся условиях жизнедеятельности. В данном контексте профессиональная мобильность является не только готовностью будущего специалиста менять профессию, а также место и вид деятельности, но и умением принимать ответственные, самостоятельные и неординарные решения, направленные на повышение профессионализма, способностью к овладению новой образовательной и социальной среды. При этом эффективно действующий специалист должен обладать рядом качеств: креативность мышления, скорость принятия решений, способность к обучаемости и самообучаемости, умением адаптироваться к турбулентной среде, возникшим обстоятельствам, умением давать адекватную оценку состоянию окружающего пространства. Не случайно в структуре профессиональной мобильности выделяют личностные качества .

Набор определенных личностных качеств и способностей является не только условием, а также фактором его профессиональной мобильности, ибо ставят человека перед необходимостью делать реальные шаги к изменениям. Так как такие личностные качества и способности биологически и генетически не обусловлены, то появляется возможность их целенаправленно формировать, в том числе и образовательными средствами.

В психологических исследованиях последних лет «профессиональная мобильность» представлена как: механизм адаптации личности, который имеет разные уровни выраженности, коррелирующими с такими личностными характеристиками: социальная активность и самодетерминация, саморегуляция и самосовершенствование, а также стремление к саморазвитию (Ю.Ю. Дворецкая); характеристика в психолого-педагогическом портрете субъектности студента университета (Т.А. Ольховая); как готовность инженера к успешной адаптации в условиях современного производства, которая включает в себя сумму базовых компонентов как профессиональной культуры, так и профессиональной компетентности, которые позволяют ему проявлять конкурентоспособность на рынке труда (С.Е. Каплина); как процесс постепенного приспособления в период обучения в вузе к приобретаемой профессии и подготовки к вхождению в соответствующую социально-профессиональную группу через процесс профессиональной адаптации (С.Е.Каплина).

Сегодня проблема формирования профессиональной мобильности многими исследователями рассматриваются с позиции компетентностного подхода. Так, по мнению ряда ученых (Э.Ф. Зеер, Д. Мартенс, А. Шелтон), в основу формирования профессиональной мобильности будущих специалистов должны быть положены профессиональные компетенции , которые обладают широким радиусом действия, что позволяет выходить за рамки одной профессии. Овладение профессиональными компетентностями не только профессионально, но и психологически подготавливают специалиста к освоению новых профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности. Д.В. Чернилевский предложил ввести понятие обобщенные умения и навыки , которое определял как совокупность знаний, умений и навыков из разных отраслей знания. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович в продолжение данного вопроса отметили, что основой профессиональной мобильности является умение применять эти знания в своей профессии.

По мнению Л.П. Меркуловой профессиональная мобильность специалиста – это личностное свойство будущего специалиста, которое интегрирует не только профессиональные компетенции, но и адаптивные качества, выступающие в качестве ее структурных компонентов. По мнению Л.П. Меркуловой, содержательное ядро профессиональной мобильности специалиста может быть представлено, во-первых, горизонтальной (готовность и способность выполнять профессиональные функции), во-вторых, вертикальной (профессиональные компетенции), и в-третьих, внутренней (мотивационно-целевые установки специалиста) компонентами мобильности.

В настоящее время в научном сообществе полностью или частично игнорируются социокультурные и, прежде всего, нравственно-этические составляющие профессиональной мобильности, хотя она является одной из наиболее значимых качественных характеристик личности, востребованной инновационной среде. В профессиональном становлении и развитии будущего специалиста, начиная с периода формирования профессиональных склонностей, интересов и кончая периодом завершения профессиональной биографии, ведущая роль принадлежит профессиональной мобильности (Э.Ф.Зеер).

Говоря о мобильности человека, мы наделяем его совокупностью личностных характеристик, которые дают ему возможность проявлять себя в профессиональной деятельности, достичь определенной ступени, которая рассматривается как результат профессиональной деятельности, связанной с профессиональным развитием, движением по карьерной лестнице. При этом мы понимаем, что профессиональная мобильность определяется социальными отношениями, ценностями, смыслами и значениями, реально детерминирующими поведение субъекта, тесно связана с изменениями в обществе, а значит, определяется ими и оказывает влияние на них. В изучении профессиональной мобильности, на наш взгляд, должен быть исследован характер ценностных устремлений субъектов, специфика поведенческих установок личности, реализующихся в формах взаимодействия личности и социума.

Список литературы
1.Амирова, Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: автореф. дис… докт. пед. наук / Л. А. Амирова. - Уфа, 2009. - 44 с.
2. Большой толковый социологический словарь / сост. Д. Джерри, Дж. Джерри. Т.2. - М., 1999. - 588с.
3. Горюнова, Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: монография / Л.В. Горюнова. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. - 228 с.
4. Заславская, Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации / Т.И. Заславская. - М.: Дело, 2004. - 400с.
5. Игошев, Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: монография / Б.М. Игошев. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 201 с.
6. Ильин, И.А. О социальных аспектах хозяйствования / И.А. Ильин. - М.: Русская книга, 1998. - 598 с.
7. Калиновский, Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона: автореф. дис. …д-ра пед. наук / Ю.И. Калиновский. - СПб., 2001. - 46 с.
8. Мудрик, А.В. Социализация и «смутное время» / А.В. Мудрик. - М., 1991. - 257с.
9. Руткевич, М.Н., Филиппов, Ф.Р. Социальные перемещения / М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов. - М.: Мысль,1970. - 695 с.
10. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П.Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
11. Lipset and R. Bendix. Social mobility in industrial societies. University of California press, 1967.
12. Blau, Peter M. and Duncan, O.D. The American occupational structure. N. Y.: Wiley, 1967. 237p.

Конспект урока: «Социально-профессиональная мобильность »

Тип урока : изучения нового материала

Вид урока : лекция с элементами беседы

. Цели урока:

Личностные:

    Формировать мотивированность и направленность на активное участие в будущем в общественной жизни;

    Формировать заинтересованность в личном успехе учащихся;

    Формировать ценностные ориентиры учащихся.

Метапредметные:

    Развивать умения сознательно организовать свою познавательную деятельность;

    Развивать умения объяснять явления и процессы социальной действительности;

    Развивать способности анализировать реальные социальные ситуации;

    Развивать умения выполнять познавательные и практические задания;

    Развивать умения работать в парах, уметь договариваться.

Предметные:

    Актуализировать знания учащихся о социальной стратификации, социальном статусе, социальной мобильности, социальных «лифтах» людей в современном обществе.

Методы и приёмы:

    элементы проблемного обучения,

    беседа с элементами дискуссии,

    исследовательская работа с документами, анализ документов,

    использование информационной технологии.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

    социальная и профессиональная мобильность

  • сословия,

    каналы социальной и профессиональной мобильности,

    маргиналы.

Оборудование урока:

    раздаточный материал в виде фрагмента текста,

    компьютер,

    мультимедийное оборудование.

План урока:

1.Организационый момент(10 мин).

    Актуализация знаний

    Постановка проблемы

    Сообщение новой темы, цели и плана урока

2. Изучение нового материала - (15 мин), (беседа, проблемный метод, исследовательская работа, анализ документов)

3. Закрепление нового материала - (12 мин), (информационные технологии)

Выполнение заданий:

    Разминка,

    « Встречают по одёжке…»,

    Задание на определение титулов,

    Просмотр фрагмента мультфильма «Чиполлино»,

    « Старые песни о главном…»,

    Решение задачи.

4. Подведение итогов работы на урока. Рефлексия (5мин).

9. Домашнее задание(3 мин).

Ход урока

    Организационный момент.

На прошлом занятии мы с вами изучили п рофессиональное разделение труда, многообразие и непрерывность процесса разделения труда, термины профессия, специальность, квалификация. А сегодняшний урок я хочу начать с просмотра фрагмента мультфильма.

    Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» («Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!»)

    О чем данный фрагмент? (О том, что старуха была крестьянкой, а стала дворянкой, и изменился ее образ жизни)

    Какое явление общественной жизни показано? (Изменение социального статуса человека)

    Какой социологический термин употребляется, применительно к этому явлению? (Социальная мобильность)

    Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор? Какая тема сегодняшнего урока? (Социальная мобильность)

    Попытайтесь дать определение этому понятию. (Это перемещение людей в структуре общества, изменение их социального статуса)

Сегодня нам предстоит познакомиться с такими понятиями, как социально-профессиональная мобильность, способность к перемене труда, социально-профессиональные перемещения

2.Изучение нового материала.

На первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием.

Равенство нельзя понимать как “одинаковость” всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.

В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т.е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко.

Само слово стратификация” образовано от латинских существительного stratum и глагола fasere . Стратификация – stratum (лат.) – слой fasere (лат.) – делать, что в переводе на русский означает – расслоение общества. Термин “стратификация” пришел из геологии, где он означает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов.

Возможные варианты примеров к каждому виду социальной мобильности:

    Вертикальная восходящая – Повышение работника в должности;

    Вертикальная нисходящая – Увольнение работника;

    Горизонтальная – Переход человека из одного гражданства в другое;

    Групповая – В результате революции старый класс уступает господствующее положение новому классу;

    Индивидуальная – Один человек независимо от других перешел из старого класса в новый;

    Межпоколенная – Сын шахтера становится инженером;

    Внутрипоколенная – Токарь становится инженером, потом начальником цеха, а затем директором завода.

    Давайте проверим, какие виды социальной мобильности вы смогли вспомнить. (На доске постепенно заполняется кластер «Виды социальной мобильности»)

    Прочтите примеры, которые вы дописали в свой кластер.

Те, кто не смог привести примеры или не вспомнил какой-либо вид социальной мобильности, дописывают их в рабочую карту при проверке. Рабочая карта должна быть заполнена у каждого (обязательно!), материал необходим для подготовки к ЕГЭ.

Работа с понятием «социальные лифты» («каналы социальной мобильности»)

    Посмотрите еще раз на наш кластер. На схеме есть еще один элемент, который мы не отметили, но который очень важен для социальной мобильности. На кластере – это линии, которые соединяют ячейки. А в общественной жизни они называются «социальные лифты» или «каналы социальной мобильности». Кто может дать определение этому понятию? (Социальные «лифты» - это пути, по которым происходит перемещение человека в социальной структуре общества, изменение его социального статуса. Социальными «лифтами» могут быть: вступление в брак, получение образования, смена места жительства, физические и умственные способности человека, армейская служба и др.)

Обращение к учащимся.

    Давайте помечтаем и представим себя 11 октября 2026 года. Опишите в нескольких предложениях себя, свою жизнь, свои достижения на тот момент. (Учащиеся в свободной форме на листочках записывают, какой видят свою жизнь через 10 лет)

    А теперь, глядя на свои записи, напишите, как вы этого достигли, какими каналами («лифтами») воспользовались. (Учащиеся дописывают пути достижения желаемого будущего)

    А вы знаете, что наши мысли материальны? Если человек чего-то хочет, у него есть цель, он постепенно непреклонно идет к своей цели.

Богатые занимают верхнюю ступеньку, зажиточные группы – среднюю, а бедняки – низшую. Верхняя ступенька – высший класс, средняя ступенька – средний класс, а на низшей ступеньке – низший класс. Так сформировалось представление о трех классах общества. Но ведь есть еще и рабочий класс. Рабочий класс составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное между средним и низшим классами положение. Основы теории социальной стратификации были заложены в последней трети XIX в. Максом Вебером (1864 – 1920). Немецкий ученый выявил главные компоненты неравенства (собственность, или доход, престиж, образование, власть) и ввел понятие статуса. Статус – положение и место человека в обществе. Статус выступает обобщенным показателем стратификации.

Высший класс представляет социальная элита - относительно небольшой слой богатых людей, выполняющих главным образом функции управления экономической, политической и культурной жизнью общества.

Средний класс занимает в современных обществах особое положение. Во-первых, он там имеет значительный и все более возрастающий удельный вес (в диапазоне 60-80%). А во-вторых, он служит своеобразным стержнем, опорой порядка и стабильности в обществе.

Рабочий классразвитых обществ в условиях современной НТР уже совершенно не похож на обездоленный пролетариат, подвергавшийся жестокой эксплуатации в эпоху раннего капитализма. Сегодня это квалифицированные рабочие и работники, занятые в основном механизированным и автоматизированным трудом, и не только на заводах, фабриках, стройках или сельскохозяйствен­ных предприятиях, но и в стремительно растущем секторе управления и услуг. Современные работники - это и аккуратные продавцы-консультанты в сверкающих супермаркетах, водители комфортабельных грузовиков, работники ремонтных служб, оснащенных новейшей техникой, операторы сложнейших пультов управления и компьютеров, программисты и многие другие.

Низший класс, если не делить его на подклассы, являет собой картину весьма пеструю. Тут и неквалифицированные рабочие (грузчики, уборщики, подсобные рабочие), и безработные, и неимущие, и вовсе опустившиеся на дно люди - так называемые люмпены (бродяги, нищие, уголовные элементы). Большинство представителей этого класса объединяет то, что их доходы (когда они есть) находятся на грани или ниже уровня бедности.

Маргинал – человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д. от лат. margo - край.

Сущность социальной мобильности

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют такие перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях. П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти.

Социальная мобильность - это изменение положения индивида в стратификационной системе. Социальная мобильность может быть индивидуальной и групповой.

1.Индивидуальная социальная мобильность связана с переходом отдельных людей из одной общности в другую. По отношению к индивидуальной мобильности Питирим Сорокин выделил вертикальную и горизонтальную социальные мобильности. Вертикальная социальная мобильность - это изменение социального положения индивида, которое сопровождается повышением или понижением его статуса. Переход человека к более высокому классовому положению называют восходящей социальной мобильностью. (Молодая женщина начинает работать низкооплачиваемой секретаршей, а затем достигает должности директора фирмы). Переход к более низкому социальному статусу - нисходящей социальной мобильностью. (Банкротство директора крупной фирмы, который после этого вынужден стать страховым агентом). Горизонтальная социальная мобильность - это изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса. (Смена профессии на равную по престижу).

Каналами индивидуальной социальной мобильности являются армия, церковь, школа, политические и профессиональные организации, институты, производящие и распределяющие ценности, семья и брак

2. Групповая социальная мобильность осуществляется тогда, когда в обществе меняются сами критерии стратификации (Например, в СССР, чтобы осуществить социальную карьеру нужно было вступить в КПСС, а в современной России нужно разбогатеть, чтобы получить необходимые стартовые возможности для повышения своего статуса).

Исторические типы стратификации

Различают четыре основных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Рабство – это наиболее выраженная форма неравенства, при которой одни люди буквально принадлежат другим как их собственность. Правовые условия рабства значительно варьируются в различных обществах. В Соединенных Штатах, Южной Америке и Вест-Индии в XVIII – XIX вв. рабы использовались почти исключительно как рабочие плантаций и домашние слуги. В классических Афинах, рабы исключались из политической и военной жизни, но были заняты выполнением других обязанностей. Одни занимались литературным творчеством, другие – квалифицированным ремесленным трудом, третьи – помогали воспитывать детей. В Риме, где правящие группы имели невысокое мнение о торговле, рабы иногда становились очень богатыми благодаря их деловой активности, а некоторые богатые рабы имели даже своих рабов. В Древнем Риме в самом низу социальной лестницы находились те, кто работал на плантациях или рудниках. Обращались с ними жестоко. Рабство часто вызывало сопротивление и борьбу против тех, кому было подвластно. История заполнена восстаниями рабов, причем иногда они добивались коллективного освобождения от своих хозяев.

На смену рабству пришли касты, которые связывают чаще всего с культурой Индии. Термин “каста” не индийского происхождения, а португальского, означает род, “чистый род” – т. е. наследственные группы людей, занимающие определенное место в социальной иерархии, связанные традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых государств, но только в Индии кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Здесь она возникла в древнем и раннесредневековом обществе первоначально в рамках четырех сословий - варн - в процессе складывания этнических общностей из родоплеменных групп и формирования феодальной сословно-классовой структуры. Для 2-й касты в научной литературе принято индийское название кшатрии, для 3-й – вайшии.

Всю жизнь человек оставался в той касте, в которой родился. Особенно тяжелым и унизительным было положение неприкасаемых, не входивших ни в одну из основных каст. В наши дни в Индии деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми еще велика. Например, в современных индийских деревнях многие крестьяне не возьмут пищу и воду из рук человека низшей касты; если им захочется пить в чужом доме, то они льют воду из чашки в ладонь и пьют с ладони.

Следующей формой стратификации являются сословия. Сословия были частью европейского феодализма и представляли собой большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. Первым сословием считалось духовенство. На него возлагалась обязанность молиться, "заступаться перед богом" за грешников. Все феодалы, кроме церковных, составляли второе сословие – дворянство. Обязанность дворян состояла в том, чтобы воевать, защищать короля и его подданных от врагов. Духовенство и дворянство имели ряд привилегий, т.е. прав, которые принадлежали только им. К так называемому "третьему сословию" относились слуги, свободные крестьяне, богатые горожане, торговцы, ремесленники, художники.

Проблемный вопрос: А в России сословия были? Какие?

Промышленная революция XVIII – XIX вв. разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя. Класс – главный элемент социальной стратификации капитализма. Понятие “класс” появилось в XVIII веке.

Класс, классификация - группа предметов или явлений, обладающих общими признаками. Классы - «…большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 39, с. 15).

Общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице, называют открытым. Если же переход из одной страты в другую запрещен, то общество – закрытое.

Анализ документов № 1 и №2.

1) Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии

“…истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…” / Работа вышла в свет в 1848г /

2) Фрагмент работы В.И.Ленина “Великий почин”

“Классы – это большие группы людей, которые различаются:

    по месту в исторически определенной системе общественного производства;

    по отношению к средствам производства;

    по роли в общественной организации труда;

    а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают…” / Работа была написана В.И.Лениным в 1919/

Вопросы к документам:

    Что объединяет эти документы?

    Выделите понятия, содержащиеся в документах.

    На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?

Работа над определением “страта” и анализ документа № 3

Другая теория социальной структуры общества связана с именем немецкого обществоведа М.Вебера, одного из основоположников социологии. Вебер говорил о классе, как о социальной группе людей, обладающих сходными “возможностями” жизни. Как и Маркс, Вебер видел в собственности важный классификационный признак, но отнюдь не единственный и не определяющий “с 40 –х гг XX в. в США выделяют шесть страт, каждый из которых объединяет людей с одинаковым рангом “престижности”

    Верхушка высшего класса. Это элита общества, “пропуском” в нее служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют свое богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.

    Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актеры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали свое положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчеркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2 -5%

    Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высоко – профессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15 % населения.

    Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, “американскому образу жизни”. К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно – технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в “приличном” районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса в численности населения США – 35-40%

    Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и “люди, работающие в касках” - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишен творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непристижных районах города. Составляют 30% населения.

    Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в “трущобных” районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.

Задание. Определите, какие критерии положены в основу выделения этих групп.

Закрепление нового материала:

Слайды презентации

1.Разминка:

    Рассмотренные ранее типы стратификации создаются на основе правовых и религиозных норм. А какой признак лежит в основе классового деления?

    Браки между представителями разных классов возможны?

    А переход из одного класса в другой?

    Назовите высшие сословия феодального общества?

    Какой титул присвоил “Кот в сапогах” своему хозяину?

Демонстрация фрагмента мультфильма «Кот в сапогах»

    Один из важнейших документов петровской эпохи зафиксировал разделение службы на гражданскую и военную. Назовите этот документ.

    Стабильность обществу придает средний или высший класс?

    Как называлась официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их?

    Что появилось раньше сословия или касты?

    Какое сословие в дореволюционной России объединялось в гильдии?

2.« Встречают по одёжке…»

У каждого класса свой стиль одежды в соответствии со статусом. Даны три фигуры представителей высшего, среднего и рабочего классов и список вещей, в которые их можно одеть. Вам надо подобрать гардероб для всех трех классов.

Слайды презентации

3.Определите титул следующих известных в России политических фигур.

А. Суворов _______________ А. Невский _______________

Александр I _______________ М. Кутузов _______________

И. Грозный _______________ Я Мудрый _______________

Л. Толстой _______________

4.Просмотр фрагмента из мультипликационного фильма “Чиполлино”.

    Как в сказке показана стратификация общества?

Слайды презентации

5.Старые песни” о социальном.

Знаю милый, знаю, что с тобой.
Потерял себя ты, потерял.
Ты покинул берег свой родной,
А к другому, так и не пристал.

    Какие социальные группы, “потеряв свой берег”, так и не могут пристать к другому?

Я начал жизнь в трущобах городских,
И добрых слов я не слыхал.
Когда ласкали вы детей своих,
Я есть просил, я замерзал.
О, увидав меня, не прячьте взгляд,
Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват.

    Кто и что виновато в том, что сегодня кто-то начинает жизнь в городских трущобах? На какое неравенство указывает автор песни?

По диким степям Забайкалья,
Где золото моют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Плетется с сумой на плечах.

    Какому классу посвящены эти строчки? Что на это указывает.

6.Решение задачи Социальная структура американского общества с развитой рыночной экономикой представляет собой “ лимон” т.к. развита центральная часть, а полюса невысокие. Соц. структура латиноамериканских стран напоминает Эйфелеву башню – широкое основание (беднейшие слои) и вытянутая средняя часть, и верхушка (элита).

Задание . Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % - бедный класс, 3-5 % - высший класс, 15-18 % - средний класс.

Подведение итогов урока.

Самооценка студентами своей работы на уроке.

Рефлексия:

Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…

Какой этап урока понравился и почему?

На каком этапе было труднее всего работать и почему?

Получили ли Вы удовлетворение от работы в группе?

    Домашнее задание. Чтобы ваши мечты стали еще более четкими, осознанными, а в будущем – воплотились, домашнее задание будет творческим!

    Домашнее задание: составить коллаж на альбомном листе (или даже формат ватмана/полуватмана) из журнальных и газетных вырезок на тему «Мое будущее. Я в 2022 году».

Выходные данные сборника:

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Попова Светлана Владимировна

E - mail : umnica 2006@ mail . ru

Бажутова Лариса Николаевна

преподаватель СТПТ, РФ, г. Самара

THE MAIN ASPECTS FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY

Popova Svetlana

, Russia, Samara

Bazhutova Larisa

teacher in GBOU SPO “Samara Technical College of Industrial Technologies” , Russia, Samara

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие «профессиональная мобильность», представлены её основные виды, выделены внешние и внутреннее факторы.

ABSTRACT

The article considers the concept of «professional mobility», presented the main types, allocated external and internal factors.

Ключевые слова: профессиональная мобильность; факторы; виды.

Keywords : professional mobility; factors; types.

Социально-экономические изменения, которые произошли в настоящее время в России и позиция правительства, стремящаяся увеличить количество рабочих мест на заводах и предприятиях, в корне изменили требования работодателей к своим специалистам. Новые требования декларируют, что на рынке труда сегодня востребован специалист профессионально компетентный, мобильный, конкурентоспособный, ответственный, готовый к активным действиям по приобретению, изучению, анализу и передаче профессионально значимой информации, способный к принятию решения и оценке его эффективности, умеющий чётко проектировать свою деятельность, стремиться к саморазвитию и осуществлять дальнейшее самообразование.

К началу 90-х годов XX века понятие «профессиональная мобильность» становится предметом целенаправленных научных исследований в педагогике. В 2001 году в глоссарии терминов профессионального образования и рынка труда под мобильностью понимается способность человека адаптироваться к новой профессиональной среде; способность и возможность менять место работы или сферу деятельности .

В результате результатов проведённых исследований российскими и зарубежными учёными было выделено несколько видов мобильности: социальная и профессиональная мобильность, культурная мобильность, образовательная мобильность, академическая мобильность, конструкторская мобильность, трудовая мобильность и т. д. В наши дни профессиональная мобильность чаще всего рассматривается, как способность работника изменять свою профессиональную деятельность внутри предприятий, развивать навыки приобретения опыта работы, карьерного роста и подготовки и переподготовки персонала.

Авторами статьи под профессиональной мобильностью специалиста понимается: его способность и готовность к изменениям, быстро, успешно и наиболее эффективно адаптироваться к новым технологическим условиям труда путём овладения новыми техническими средствами и новейшими технологическими процессами, наиболее быстро и эффективно перестраивать профессиональное содержание своей деятельности в связи со сменой требований рынка труда; быть готовым к смене профессии; иметь желание постоянно повышать свою профессиональную компетентность, приобретая самостоятельно недостающие знания и умения. Необходимо отметить, что базой для успешного формирования профессиональной мобильности, главным образом, является высокий уровень профессиональных знаний и владение системой обобщённых профессиональных приёмов и методов решения поставленных задач, а также умение эффективно их применять для выполнения каких либо заданий в области своей профессиональной деятельности.

Профессиональная мобильность определяется социально-экономическими и социально-культурными факторами. К социально-экономическим факторам относятся: географическое положение места проживания, плотность населения, удалённость от крупнейших промышленных и научных центров страны; возрастной состав лиц с высшим и среднеспециальным образованием и их распределение по различным областям производства. Социально-культурная группа факторов выражается качеством образования в общей системе средних и высших профессиональных учебных заведений различного профиля, традиционная престижность различных профессий, характерная для данной территории. Таким образом, общими факторами, определяющими профессиональную мобильность современного человека, можно выделить следующие: быстрое изменение социально-культурной и социально-экономической ситуации, инновационность всех сфер жизнедеятельности людей, глобализация основных сфер производства, усиление зависимости профессиональной карьеры от образования, усиление скорости старения знаний, появление новых информационных потоков, рост зависимости личного успеха в жизни от образования и профессии; нестабильность на рынке труда; динамическое развитие рынка профессий; постоянные трансформирования статуса многих профессий и д.р.

Выделим внешние и внутренние факторы, влияющие на профессиональную мобильность (см. таблица 1).

Таблица 1.

Факторы, влияющие на профессиональную мобильность

В то же время наибольшее влияние на профессиональную мобильность оказывает «внутренний ресурс» человека, который является чётким индикатором изменений его уровня жизни, отвечая за то - способен ли человек сменить профессию ради улучшения качества своей жизни или он готов «плыть по течению», избегая каких-либо сильных перемен. Стремление человека быть профессионально мобильным очерчивается в первую очередь достигаемым им статусом в обществе, который с одной стороны, влияет, а с другой - зависит от его внутренних ценностно-ориентационных установок и мотиваций, формирующихся под влиянием внешних факторов.

Список литературы:

  1. Психологический словарь /Педагогика-Пресс // 1997. - 440 с.