Уникальность тура:
- Полет над малоизведанными рисунками плато Пальпа;
- Экскурсия в музей метеоритных камней доктора Кабрера;
- Поездка по мегалитам Перу - в Кийарумийок, Саксайуамане, Ольянтайтамбо;
- Посещение древних церемониальных центров Каучачи и Пачакамак;
- Встреча Нового года на солнцестояние в Мачу-Пикчу;
- Подъём на две главные вершины священного города – Уайна-Пикчу и Мачу-Пикчу;
- Участие в празднике-реконструкции Инти Райми в Куско и в Саксайуамане.
Перу. Программа тура:
1 день. 16 июня 2017, пт. ЛимаПрибытие в Лиму – столицу и «ворота» Перу.
Встреча в аэропорту представителем принимающей компании. Трансфер в отель.
Ночь в отеле в Лиме Allpa 3*+ или аналогичном.
2 день. 17 июня 2017, сб. Лима: Экскурсия по городу и музеи
Завтрак в отеле.
В 08:30 выезд из отеля. Экскурсии в и с русскоязычным гидом. (4 часа).
Обед (самостоятельно).
Во второй половине дня – обзорная экскурсия по городу (3,5 часа)
.
Вы увидите главную площадь Лимы, Кафедральный собор, президентский дворец, монастырь Сан-Франциско с красивыми крытыми галереями и катакомбами. Проедете по современным элитным районам Лимы, посетите романтический парк Любви со скульптурой «Пары Андийских любовников» и насладитесь потрясающим видом на Тихий океан.
Возвращение в отель. Ночь в отеле Allpa 3*+.
3 день. 18 июня 2017, вс. Лима – Ика – Наска - полет над Линиями Наска и Пальпа
Этот и следующий день вы проведете в Ике и Наска. Рекомендуем взять с собой только вещи на эти дни, остальные оставить в камере хранения отеля в Лиме.
В 03:00 трансфер на автостанцию в сопровождении русскоговорящего переводчика.
Переезд на комфортабельном автобусе Лима - Ика вместе с русскоговорящим переводчиком.(около 5 часов).
Прибытие в Ика. Время на завтрак и самостоятельные прогулки, в центре города с русскоговорящим переводчиком.
В его сопровождении переход в .
С 10:00 до 12:00 – экскурсия по музею на русском языке. Переход на автостанцию, расположенную в двух кварталах от здания музея.
В 12:50 Переезд из Ики в Наску на комфортабельном рейсовом автобусе в сопровождении русскоговорящего переводчика.
В 15:30 приезд в Наска. С автостанции в сопровождении переводчика переезд в аэропорт.
. Во время полета вы увидите 20 геоглифов. Кроме традиционно облетаемых фигур животных, птиц, паука, «космонавта» и трапеций Наска, в Пальпа – неожиданная геометрия «Звезды», «Солнечных часов» и множество антропоморфных фигурок, среди которых самая известная «Семья Паракас».
Аэропортовый сбор не включен, оплачивается на месте (8-10 usd – зависит от курса местной валюты).
В случае неблагоприятных погодных условий полет может быть перенесен на утро следующего дня.
Завтрак, обед, ужин самостоятельно.
Ночь в отеле в Наска.
4 день. 19 июня 2017, пн. Наска – Кауачи – Лима
Завтрак в отеле. Выписываемся из отеля.
В 08:00 выезд из отеля. Экскурсия на с русскоязычным переводчиком (3 часа).
Если накануне была нелетная погода, до экскурсии трансфер в аэропорт и полет над Линиями Наска и Пальпа. Время вылета зависит от погодных условий. После полета выезд на экскурсию.
Время на обед. (не включено в стоимость тура). Трансфер на автостанцию от отеля.
В 15:30 переезд на комфортабельном автобусе Cruz del Sur (без сопровождения гида).
В 23:00 приезд в Лиму. Трансфер в отель. Ночь в отеле Allpa 3*+.
5 день. 20 июня 2017, вт. Лима – Куско – Ольянтайтамбо - Мачу-Пикчу Пуэбло
Трансфер в аэропорт. Ранний вылет из Лимы в Куско – ориентировочно вылет 05:15.
Прибытие в Куско. Встреча в аэропорту.
Экскурсии с русскоязычным гидом в археологические комплексы и уникальные по силе места: , и .
Время на обед в Чинчеро.
Трансфер ж/д станцию Ольянтайтамбо.
В 19:15 переезд на поезде Inca Rail в Мачу-Пикчу Пуэбло (Агуас-Кальентес).
20:45 Прибытие. На ж/д вокзале Вас встречает водитель с табличкой отеля.
Размещение в отеле Casa Andina Machu Picchu 3* или аналогичном.
6 день. 21 июня 2017, ср. Мачу-Пикчу и подъём на Уайну-Пикчу
Ранний подъем. Выход из отеля.
В 05:30 в кассе у автобусной остановки вы приобретете билеты и подниметесь к комплексу.
В 06:00 открытие и вход на территорию .
В 07:00 подъем на вершину Уайна-Пикчу с русскоязычным гидом.
После спуска с вершины гид проведет обзорную экскурсию по Мачу-Пикчу.
Обратите внимание: это будет сезон дождей, и камни могут быть скользкими.
В 14:00 обед в Мачу-Пикчу Пуэбло (включен в стоимость тура.)
Вы можете остаться на территории комплекса и продолжить осмотр самостоятельно и спуститься в удобное Вам время. Комплекс открыт до 18:00.
Ночь в отеле в Мачу-Пикчу Пуэбло (Агуас-Кальентес).
7 день. 22 июня 2017, чт. Мачу-Пикчу – подъем на вершину Мачу-Пикчу - Ольянтайтамбо
Ранний подъем. Выписка из номера. Вещи вы оставите в камере хранения отеля. Выход из отеля.
В 05:30 В кассе у автобусной остановки вы приобретете билеты и подниметесь к комплексу. В
В стоимость тура не включен билет на автобус (всегда приобретается на месте, $26 на подъем и спуск).
В 06:00 открытие и вход на территорию Мачу-Пикчу.
07:00 Подъем на вершину Мачу-Пикчу самостоятельно.
14:00 Спуск. Обед в Мачу-Пикчу Пуэбло (самостоятельно, не включен в стоимость тура.)
Забираете вещи из камеры хранения отеля и переходите на ж/д станцию в Агуас-Кальентес.
В 16:12 – оправление поезда Inca Rail.
Переезд на поезде из Агуас-Кальентес в Священную долину (Ольянтайтамбо).
По прибытию вас встретит представитель отеля. Трансфер в отель.
Ночь в Ольянтайтамбо в отеле San Agustin Urubamba 3*.
8 день. 23 июня 2017, пт. Ольянтайтамбо – Писак – Куско
Завтрак в отеле. Выписка из номера.
В 08:00 трансфер из отеля к . Осмотр комплекса с русскоязычным гидом.
(Вещи вы сможете оставить в машине).
Главный центр притяжения археологического комплекса – Храмовый холм с платформой с резным креслом и две незаконченных монументальных стены. Основным его сооружением является Храм Солнца, незавершённое здание, в котором имеется Стена шести монолитов.
В 14:00 выезд в Куско. По пути посещение Писак. Экскурсия с русскоязычным гидом.
Прибытие в Куско. Трансфер в отель. Ночь в отеле San Agustin International 3*+.
9 день. 24 июня 2017, сб. Куско
Завтра. Выезд из отеля. Трансфер на праздник Инти Райми*
Фестиваль Инти Райми проводится один раз в году, 24 июня, во время зимнего солнцестояния. В Андах отмечают Новый год. В этому году 5525 год, согласно, летоисчислению, принятому у кечуа и аймара.
Инки поклонялись богине Солнца Инти, покровительнице земледельцев. Император, считавшийся сыном бога солнца, во время религиозной церемонии приносил подношения Солнцу. Во времена Тауантинсуйу, Инти Райми был важнейшей церемонией, проводившейся в Куско, согласно записям Инки Гарсиласо де ла Вега.
В наше время на праздник устраивают театрализованное представление "Инти Райми" в котором участвуют профессиональные артисты и самодеятельные коллективы. Перед Вами оживут картины прошлого. Появляется Верховный Инка. Он поклоняется Солнцу, благодарит его за урожай прошлого года, просит обилия земных плодов в будущем. Поклоняется Инти, кто своим светом и могуществом растит и поддерживает все, что есть на земле.
Праздник проходит в трех частях, в городе Куско - у храма Кориканча, потом на главной площади - Пласа-де-Армас, а затем перемещается на один километр за город, на центральную площадь крепости Саксайуаман:
08:30–09:00 Встреча в отеле и сопровождение к храму Кориканча.
09:00–09:30 Часть 1. Празднование Инти Райми у храма Кориканча.
09:30–10:00 Сопровождение от Храма Кориканча на главную Площадь - Пласа-де-Армас.
10:30–11:30 Часть 2. Празднование Инти Райми на Пласа-де-Армас.
12:30–13:00 Трансфер на транспорте От Пласа де Армас в Саксайуаман.
13:30–15.00 Часть 3. Празднование Инти Райми на площади Саксайуамана. Центральная часть торжеств - ритуалы, подношения и жертвования огню, воззвание - Воскрешение Солнца.
15:00–16:00 Трансфер на транспорте по окончанию торжеств из Саксайуамана в отель в Куско
10 день. 25 июня 2017, вс. Куско – Лима
Завтрак.
В 09:00 выезд из отеля. Экскурсия с русскоязычным гидом по главным археологическим памятникам Куско: Саксайуаман, Храм Воды Тамбомачай, Храм Кенко и посещение Храма Солнца – Кориканча в Куско. Длительность экскурсии 3,5 часа. (Входные платы не включены - ориентировочно $26, зависит от курса местной валюты).
Во второй половине дня, транснфер в аэропорт, перелет Куско - Лима. Встреча в аэропорту Лимы, трансфер и размещение в отеле Allpa 3*+.
11 день. 26 июня 2017, пн. Лима
Завтрак в отеле.
Свободное время в день вылета. После выписки из номера вещи вы можете оставить в камере хранения отеля, нужны замки на багаже!
В назначенное время трансфер в аэропорт из отеля (без сопровождения гида) за четыре часа до вылета.
Дополнительно, по желанию – экскурсия в (3,5 часа). Экскурсия на русском языке.
Также вы можете продлить путешествие дополнительными программами:
|
Стоимость на 1 человека
В связи с колебаниями курса валют, стоимость указана в у.е. (доллары США) Оплата в рублях по .
Для постоянных клиентов действительна скидка до 5%.
В стоимость программы входит:
- Внутренние перелеты Лима - Куско - Лима;
- Все трансферы по программе;
- Завтраки в отелях (кроме 3 дня); Обед в Агуас-Кальентес (6 день);
- Проживание в отелях по программе;
- Экскурсии на русском, согласно программе;
- Билеты на комфортабельный автобус для переездов Лима – Ика, Ика – Наска, Наска – Лима;
- Железнодорожный билет на поезд Inka Rail Ольянтайтамбо – Мачу-Пикчу Пуэбло (Агуас-Кальентес) – Ольянтайтамбо;
- Входной билет в археологический комплекс Мачу-Пикчу (2 дня, включая вход на вершину Уайна-Пикчу и вершину Мачу-Пикчу);
- Полет над Линиями Наска и Пальпа;
- Билет на зеленую трибуну - Verde - на праздновании Инти-Райми;
- Медицинская страховка.
В стоимость программы не входит:
- Международный перелет Москва – Лима – Москва;
- Входной билет в Музей Камней доктора Кабрерра (ориентировочно 10 usd, зависит от курса доллара);
- Входной билет во время тура по городу в Куско (оплата на месте 26 usd, зависит от курса доллара);
- Билет на автобус при поднятии на руины Мачу-Пикчу - дважды (оплата на месте 26 usd за 1 подъём);
- Входные билеты в Куско: Храм Солнца Кориканча; Саксайуаман, Храм воды Тамбочай, Кенко; Оплата на месте usd 26 (зависит от курса доллара);
- Дополнительная экскурсия в Пачакамак (106 у.е. на человека при группе от 2 человек и 70 у.е. при группе от 3 человек);
- Питание - обеды и ужины, завтрак в 3 день;
- Аэропортовые сборы (для внутренних перелетов – 10 usd, для международных перелетов 37 usd);
- Аэропортовый сбор для полета над Линиями Наска и Пальпа (8-10 usd);
- Оплата перегруза багажа;
- Алкогольные и прохладительные напитки;
- Чаевые.
Музей Рафаэля Ларко Эрреры основан в 1926 году. Занимает величественный особняк XVIII в, построенный на основании пирамиды VII в. Это идеальное место для начала знакомства с загадками инков и их предшественников. В музее представлена обширная коллекция произведений перуанского искусства доколумбова периода – искусные изделия из металлов, керамики, древний текстиль, орудия труда, предметы быта и для совершения религиозных обрядов, настенные украшения, традиционные послания из узелков. Отдельно от главного здания находится галерея, в которой представлены керамические сосуды с изображением эротических сцен, сделанные Ларко Эррера после изучения им перуанского искусства доколумбова периода. |
Музей Золота
Доктор Кабрера рассматривал камни Ика как библиотеку, где каждый камень представляет собой книгу или страницу книги, документирующей историческое прошлое. Важные вещи рисовались на больших камнях, а менее важные сюжеты изображались на более мелких. Г-жа Кабрера развивает точку зрения своего отца дальше: «Они [люди, которые создали камни] стремились передать не просто рисунки определенных моментов, они использовали язык, основанный на рисунках». В рамках своего исследования доктор Кабрера пришел к выводу, что листья означают жизнь, а совокупность листьев - цивилизации. Что касается головных уборов, которые носят люди на рисунках, доктор Кабрера считал, что они символизировали интеллект, поэтому мудрецы были изображены в головных уборах. Подробнее о музее: |
На плато Пальпа расположены уникальные рисунки, аналогов которым в Наске нет. Например, неожиданная геометрия «Звезды» (La Estrella) и «Солнечных часов» (El Reloj Solar), множество антропоморфных фигурок, среди которых самая известная - «Семья Паракас» (La Familia Paracas). Среди рисунков много как геометрических, так и антропоморфных геоглифов, большинство которых находится на плоских вершинах как бы искусственно срезанных холмов, при этом окружающие холмы совершенно нетронуты. Несмотря на то, что само плато Пальпапо площади раза в два уступает Наске, рисунков на нем больше и они разнообразнее. |
Кауачи
Кауачи (Сauachi) был крупным церемониальным центром культуры Наска и возвышался над гигантскими изображениями в пустыне Наска. Существовал в I-V вв. н. э. Раскопки Кауачи в течение последних десятилетий ежегодно ведёт итальянский археолог Джузеппе Орефичи. В Кауачи найдено свыше 40 курганов, на вершинах которых расположены глинобитные сооружения: |
Кийарумийок (Килларумиёг)
Кийарумийок (Killarumiyoq или Quillarumiyoq). На языке кечуа "Killa" – луна, "Руми" – камень, "-yuq" – суффикс для обозначения собственности, сё вместе переводится как "Тот, кто владеет лунным камнем". На одном из крупных каменных блоков имеется скальный «вырез» в форме вогнутой полусферы, окаймленной вверху полосой с семью надсеченными участками. Его принято обозначать «Луной». Также место известно прямоугольной площадкой с фонтаном, где боковые стены построены с технологии полигональной кладки. Блоки достигают размеров человеческого роста, а в стенах просматриваются традиционные для древних построек региона трапецевидные ниши. Для жителей Анд этот археологический объект является сакральным местом единения с природой, культурным символом творческого начала. |
Морай
Марас
Мачу-Пикчу
Ольянтайтамбо
Куско
Куско был столицей огромного государства индейцев Тиуантинсуйу, по своим размерам превосходившего Римскую империю в период ее расцвета. Город залит ярким солнечным светом. Куско не случайно был центром культа Инти (Светила) - в 2006 году ученые выяснили, что уровень ультрафиолетового излучения здесь самый высокий в мире. Здания удивляют безупречной стыковкой больших камней в стенах и своими трапециевидными проемами для окон и дверей. Блоки прочно держатся на месте без всякого раствора. В верхней части города находится крепость Саксайуаман, выступ которого – это еще одна загадка. Затем посетим руины Кенко, инкского святилища, где внутри огромной скалы можно увидеть алтарь для жертвоприношений. Увидим Пука Пукара – дозорную крепость, с которой охранялся вход в город, и храм воды Тамбомачай – водные источники, где инка воздавал культ воде как элементу мироздания. |
Начиная с III в. этот комплекс пирамид из необожженного кирпича в долине Лурин был главным местом паломничества на центральном побережье Перу и домом самого почитаемого оракула. Именно здесь когда-то стоял самый большой храм, посвященный перуанскому божеству. Его руины – с тех пор, как он был построен и расширен инками – сохранились до сих пор. Храм был посвящен богу Пача Камак, что означает «создатель мира» или «тот, кто оживляет Вселенную». Храм был Меккой древних обитателей южного побережья. Паломники стекались сюда из ближайших и дальних мест. Приносили с собой изделия из золота, потому, что считали, что этот металл считался принадлежащим богам. Лишь некоторые избранные жрецы имели право входить в святая святых. Вся территория считалась священной, и паломники должны были снять сандалии, прежде, чем ступить на ее землю. В это святое место приходили поклониться богам не только живые. Умерших также приносили в долины реки Римак и на океанское побережье к югу от нее, чтобы они провели свою загробную жизнь в тени вещих богов - возможно, с надеждой на воскрешение, поскольку у местных племен существовало поверье, что воды реки Римак способны воскрешать мертвых. Инки построили пять комплексов, в том числе Храм Солнца и Дворец Избранных Женщин, с отделкой камнем на входных воротах, что является редкостью на побережье. В музее, расположенном на этой площадке, размещена коллекция реликвий доиспанского периода, включая текстиль из Паракаса, керамику и двуликое изображение Пачакамака. |
Инти Райми - древнеинкский обряд поклонения Солнцу, самый пышный, красивый и богатый на подарки и угощения праздник. Его отмечали ежегодно, в самый короткий и холодный день южного полушария. Праздник знаменовал начало нового полугодия, окончание сбора урожая. В конце XVI века испанцы запретили индейцам проводить языческую церемонию. Перуанцы возродили традицию в первой половине ХХ века, превратив праздник в веселый, яркий костюмированный фольклорный фестиваль. На территории древней крепости Саксайуаман потомки инков разыгрывают представление, пляшут, танцуют, поют.
Инти Райми в переводе с языка кечуа дословно означает «Праздник Солнца»; raimi - праздник и Inti - имя бога солнца первого в пантеоне богов, куда входили боги завоеванных народов и всевозможные уаки. Уакой индейцы называли буквально все, чему поклонялись. Ею могло быть что-то вещественное из окружающего мира или что-то рожденное в помыслах. Солнце, будучи верховным божеством инков, также являлось уакой, только общеимперского масштаба. Испанцы — потрошители ереси просто выходили из себя, когда обнаруживали или узнавали об очередной дотоле не опознанной и потому еще не разрушенной ими индейской уаке. Индивидуальную уаку тщательно скрывали, опасаясь, что ее чудодейственную силу могут сглазить чужие люди. Любой предмет, равно как и любой представитель животного или растительного мира, от которого согласно легенде брали начало племя, род, отдельная семья, считался коллективной уакой этих групп людей. То были языческие боги-идолы, сохранявшие элементы тотемного характера.
Инки отличались удивительной веротерпимостью. Покорив царство, они заставляли народ признать верховным богом бога солнца Инти, а главного идола новых подданных отправляли в Куско. Изображение этого божества устанавливали в столице в храме для чужих идолов. Отныне покоренный народ должен был поклоняться богу Инти, но мог творить свои исконные обряды и ритуалы, вознося мольбы и молитвы родному божеству.
Кроме того, Инти считался покровителем Тауантинсуйю - Империи Инков, в состав которой входила огромная по площади территория, включавшая современные: Перу, Боливию и Эквадор, частично: Чили, Аргентину и Колумбию, а так же Инти был отцом всех инкских правителей, начиная с первого - инки Манко Капака, посланного на землю ради всеобщего блага людей.
Инти Райми проходил ежегодно, в период зимнего солнцестояния, т.е., примерно 24 июня, в один из самых коротких и холодных дней в южном полушарии. Праздник знаменовал начало нового полугодия, что в древние времена имело важное календарное значение. Индейцы благодарили Солнце за урожай (церемония проходила в конце его сбора) и просили Инти оставаться благосклонным к своим детям. В период господствования Инкской империи Инти Райми был самым важным религиозным событием.
Празднику предшествовал трехдневный пост в течение, которого разрешалось, есть лишь маленькие порции состоящие из белой кукурузы и травы под названием чукам, пить воду; запрещалось: разводить костер и спать с женщинами. Девы Солнца готовили ритуальную еду.
Согласно свидетельствам Гарсиласо-де-ла-Веги (перуанского историка, 1539-1616), церемонии проходили в столице Тауантинсуйу - Куско. На платформе развлечений Хаукай пате (ныне именуемой Плаза-де-Армас) собирались только сыны солнца. Кураки (правители покоренных земель) и их подданные ожидали главного события года за каменной оградой дворцов и храмов, окружавших со всех сторон Хуакай пату. Возглавлял действо Суверен.
Воинская знать представала в парадных одеяниях с боевым оружием. Считается, что численность празднующих превосходила 100 000 человек. Веселье продолжалось 9 дней. Утро дня зимнего солнцестояния владыка с семьей встречали босыми на главной площади. Они стояли в определенной последовательности, зависящей от возраста и заслуг каждого участника. Первые лучи солнца царственная семья встречала присаживаясь на корточки (аналог стояния на коленях), с воздетыми к светилу руками, после чего люди закрывали лицо руками с растопыренными пальцами и целовали воздух (аналог поцелуя одежд правителя). После восхода солнца Единственный (так называли верховного Инку) как бы раздваивался. По ритуалу он был не только Инкой, но и самим Отцом-Солнцем. Суверен брал в каждую руку по золотому кубку с напитком, называемым акилъа - своеобразная кукурузная водка. В правой руке, высоко поднятой над головой, правитель держал сосуд самого Солнца. Левая рука прижимала к сердцу сосуд Единственного. Правый кубок следовало опрокинуть в золотой сосуд - подношение Инти. Из кувшина напиток убегал по высеченной из камня трубе, которая шла от главной площади до дома Солнца. Из кубка в левой руке отпивал Единственный и разливал священную жидкость по кубкам своих братьев и сыновей, строго придерживаясь, раз и навсегда установленного порядка - от старшего по положению в клане к младшему. Каждому по одному глотку. После пригубления священного напитка, процессия следовала в главный храм империи. В последний век властвования инков таким храмом стал - Кориканча, сооружённый в 1438 г. Название храма в переводе с языка кечуа означает «Золотой храм». Здание недолго поражало своим величием, поскольку чуть более чем через сотню лет после постройки было сильно повреждено в ходе испанской кампании, примерно еще через сто лет (1650 г) землетрясением. После чего над фундаментом испанцы возвели Собор Санто-Доминго, а часть уцелевших помещений языческого святилища католики использовали как стены монастыря. В Куско и поныне сохранились обветшалые стены гибридного храма, пострадавшие от сильного землятресения 1950 г.
Последние двести шагов до священного порога Кориканчи инки шли босыми - за неведомой чертой начинался дом их небесного отца и покровителя. Вернувшегося из чертога Единственного, публика встречала оглушительным криком ликования. После чего начинался обряд дарения, сопровождаемый представлениями, по средствам которых вассалы повествовали о подвигах совершенных соотечественниками во имя империи Тауантинсуйу. Среди подарков преподносимых кураками были золотые сосуды, растения и животные, сделанные в натуральную величину. Представители каждого царства имели в одежде элементы символизирующие принадлежность к тому или иному прародителю - животному или птице. Голова пумы, крылья гигантского кондора, пятнистая кожа анаконды безошибочно указывали, от кого брали свое начало люди всех царств и народов, объединенных сынами Солнца, дабы нести великую службу, возложенную на инков всемогущим Инти.
За обрядом дарения, что длился несколько дней, следовали обряды жертвоприношения. Первым ритуально убитым живым существом был абсолютно черный детеныш ламы. По узору капилляров образующих сетку на сердце и легких жрец читал прогноз на ближайший год, определял степень благосклонности Отца и задачи для народа Тауантинсуйу. Кстати, подобный ритуал, всегда, совершали в ожидании любого важного события, например военного похода. После первого жертвоприношения происходил массовый закол скота перед новым огнем, который разжигал верховный священник, используя сфокусированные своим золотым браслетом лучи солнца. Солнечный огонь, первым, принявший черного ламенка, переносили в Кориканчу и дом Акльей, там его охраняли днем и ночью целый год до следующего праздника. Все мясо убитых животных жарили публично, и раздавали празднующим: инкам, куракам, простолюдинам, в соответствии с их положением. Начинались песни и танцы. Лишь после окончания праздника гостям разрешалось возвратиться домой. Ритуальные танцы исполняли и сами сыны Солнца во главе с Сувереном.
У ученых есть основания полагать, что во время празднования Инти Райми инки организовывали не только жертвоприношения животных, но и людей, в частности детей, во всяком случае, на определенном историческом отрезке.
Последний Инти Раими с присутствием императора прошел в 1535 году.
В 1572 наместник Франсиско де Толедо (1515-1584) запретил церемонию, поскольку католическая вера отрицала язычество, однако некоторые обряды были перенесены на день памяти Сан Хуана (Иоанна Крестителя), который совпадает по датам с индейским праздником.
В 1944 году, Фаустино Эспиноза Наварро, на основании записей оставленных Гарсиласо-де-ла-Вегой реконструировал праздник. С этого момента началась вторая жизнь Инти Райми, как фольклорного фестиваля очень популярного среди местного населения и туристов. Ныне праздник представляет собой театрализованное представление, воссоздающее древнюю церемонию. Его проводят на руинах Саксайуамана - военного и религиозного центра инков.
Стоит отметить, что праздник зимнего солнцеворота отмечают не только в Перу, но и в Эквадоре, причем традиции и национальный колорит сильно разнятся.
Инти-Райми (Inti Raymi) в переводе с кечуанского означает «воскресение Солнца», или «путь Солнца». Инти-Райми у инков – детей Солнца – был самой важной и пышной из четырех религиозных церемоний. По словам Инти-Райми «отмечали после июньского солнцестояния», которое происходит 21 июня.
Гарсиласо де ла Вега пишет:
«
Они посвящали этот праздник Солнцу в знак признания и преклонения как высшему, единому и всеобщему богу, который своим светом и могуществом растил и поддерживал все, что имелось на земле.
И в знак признания того, что он являлся природным отцом первого инки Манко Капака и койи Мама Окльо Васко, и всех королей, и всех их сыновей и потомков, посланных на землю ради всеобщего блага людей, – по этим причинам, как они говорили, этот праздник был наиторжественнейшим».
Праздник в честь бога Инти проводился в Куско – столице инкской империи. В день зимнего солнцестояния, один из самых коротких и холодных дней в южном полушарии, инки выполняли различные ритуалы, чтобы упросить Солнце не отказываться от своих детей, не покидать их. Кроме того, инки благодарили за урожай клубней и кукурузы (церемония проходила в конце его сбора) и просили хорошего урожая в следующем сезоне.
На празднике присутствовали «все главные капитаны войны, уже не находившиеся на службе, и те, кто продолжал служить, и все кураки, господа вассалов, со всей империи»:
«
Кураки приходили в своих самых парадных одеяниях, которые только могли придумать: на одних была одежда, покрытая золотом и серебром, и гирлянды из того же [металла] на голове поверх головных уборов.
Другие приходили точно такими, каким изображают Геркулеса, одетыми в шкуру льва, а на голову индейцы надевали львиную голову, ибо они похвалялись своим происхождением от льва.
Другие приходили в том виде, в котором рисуют ангелов, с огромными крыльями птицы, которую называют кунтур.
Их [перья] - белые и черные, и они сами такие огромные, что многие из них, убитые испанцами, [имели] четырнадцать и пятнадцать футов от конца до конца [крыльев] в полете; [эти индейцы] похвалялись тем, что брали свое начало и происходили от кунтура.
Другие одевали на себя специально изготовленные маски самых отвратительных, какие только можно представить, физиономий, а этими были йунки. Они вступали в праздничное шествие с жестами и ужимками сумасшедших, дураков и простофиль. Для этого они держали в своих руках совсем неподходящие к случаю предметы, как-то: плохо настроенные флейты, барабаны, клочки шкур, с помощью которых они изображали свои глупости.
Другие кураки несли другие, присвоенные им знаки своей геральдики. Каждый народ нес свое оружие, с которым он сражался на войне: одни несли лук и стрелы, другие пики, дротики, метательные приспособления, дубинки, пращи и топоры с короткой рукоятью, чтобы сражаться одной рукой, а другие – с длинной рукоятью, чтобы биться двумя руками.
Они несли изображения (pintados) подвигов, совершенных ими на службе Солнцу и инкам; они приходили с огромными барабанами, [по которым бьют одной палкой], и трубами, приводя с собой множество исполнителей, которые на них играли; иными словами, каждый народ приходил в самых лучших своих украшениях (arreglado) и в возможно лучшем сопровождении, стремясь каждый по своему превзойти своих соседей, а если удастся, то и всех остальных».
Инти-Райми готовился три дня. В это время запрещалось зажигать огонь, необходимо было соблюдать пост, в том числе и сексуальное воздержание. Длился Инти-Райми девять дней. Инти-Райми включал в себя большую религиозную церемонию с жертвоприношением животных, а также красочные шествия и танцы. Во время праздника употреблялось большое количество еды и напитков. Лишь после его окончания гостям разрешалось возвращаться домой.
Гарсиласо де ла Вега так описывает сам праздник:
«
Подготовив все необходимое, на следующий день, который был днем праздника, на рассвете на главную площадь города, которую называли Хаукай-пата, выходил инка в сопровождении всей своей родни, которая шла в определенном порядке, согласованном с возрастом и достоинством каждого из них. Там они ждали, когда взойдет Солнце, и все стояли босыми и в напряженном ожидании смотрели на восток, а как только Солнце выглядывало, все садились на корточки (что среди этих индейцев считалось тем же, как если бы встать на колени), чтобы совершить церемонию поклонения Солнцу, и с разведенными в стороны руками, кисти которых были подняты и положены прямо на лицо, целуя воздух (что означало то же самое, как если бы в Испании целовали собственную руку или одежду князя, когда ему отпускается поклон), они поклонялись ему с величайшей любовью и признательностью за то, что оно было их богом и природным отцом.
Кураки, поскольку они не принадлежали к королевской крови, находились на другой площади, примыкавшей к главной, которую называли Куси-пата; они совершали такое же, как и инки, поклонение Солнцу. После этого вставал король - остальные же продолжали сидеть на корточках - и брал в руки два больших золотых сосуда, которые назывались акилъа,
наполненные напитком, который они [обычно] пили. Эту церемонию он совершал (как перворожденный) от имени Солнца, своего отца, и [движением] правой руки он предлагал себе (le conbidava) выпить, ибо это было то, что должно было сделать Солнце, предлагавшее выпить инке и всей его родне, потому что у них это предложение выпить, которое они друг другу делали, считалось самым большим и самым приятным проявлением бытовавшего среди них знака благосклонности со стороны начальника к подчиненному и знака дружбы одного друга к другому.
После того как приглашение выпить было сделано, инка выливал [содержимое] сосуда в правой руке, который посвящался Солнцу, в большой золотой кувшин, как если бы Солнце испило напиток, а из кувшина он бежал по необычайно красиво высеченной из камня трубе, которая шла от главной площади до дома Солнца. А из другого сосуда в левой руке инка сам делал один глоток, после чего разливал остальное всем другим инкам, наливая каждому понемногу в маленькие сосуды из золота или серебра, заранее приготовленные каждым для этого, и мало-помалу осушался (rece/b/avan) главный сосуд, который находился у инки, чтобы та первая жидкость, освященная рукою Солнца или инки или обеими этими руками, передала бы свою добродетель тому, кому ее наливали.
Этот напиток пили все люди королевской крови, каждый по одному глотку. Всем же остальным куракам, находившимся на другой площади, давали испить тот же самый напиток, который приготовили жены Солнца, однако он не был освящен, ибо освященный пили только инки.
Закончив эту церемонию, которая являлась чем-то вроде снятия пробы того, что затем следовало выпить, все в должном порядке шли к дому Солнца и за двести шагов до его дверей они разувались все, исключая инку, который шел обутым до самых дверей храма. Инка и люди его крови, как родные сыновья, входили внутрь и совершали свое поклонение образу Солнца. Кураки, поскольку они были недостойны столь возвышенного места, так как не являлись сыновьями [Солнца], оставались снаружи на большой площади, которая и сегодня находится перед дверью храма.
Инка своею собственной рукой преподносил золотые сосуды, которыми он совершал церемонию; остальные инки передавали свои сосуды инкам жрецам, которые избирались и назначались для службы Солнцу, потому что не жрецам, хотя бы они были людьми крови Солнца (как [людям] светским), было запрещено выполнять службу жрецов. Жрецы, закончив подношение сосудов инков, выходили к дверям [на площадь], чтобы принять сосуды от кураков, которые подходили по старшинству, в том порядке, как были покорены [их провинции] империей, и они отдавали свои сосуды и другие предметы из золота и серебра, которые принесли из своих земель для подношения Солнцу, как-то: лам, ламят, ящериц, жаб, змей, лис, тигров, и львов, и множество разнообразных птиц; иными словами, все то, чем изобиловали их провинции, все имитированное в натуральную величину в серебре и золоте, хотя и в малом количестве каждая вещь.
После окончания подношения они возвращались на свои места в том же порядке; затем приходили жрецы-инки с огромным множеством лам, с бесплодными самками и ламами всех цветов, потому что скот той земли имеет всякую окраску, как лошади в Испании. Весь этот скот принадлежал Солнцу. Они брали черного ламенка, ибо этот цвет при жертвоприношениях пользовался предпочтением <…>.
Это первое жертвоприношение черного ламенка совершалось для определения предсказаний и прогнозов их праздника. Потому что все важное, совершавшееся ими, как в мире, так и на войне, почти всегда [сопровождалось] принесением в жертву ламенка, чтобы посмотреть и убедиться по [виду] его сердца и легких, было ли оно одобрено Солнцем, т. е. будет ли счастливым или нет тот военный поход, будет ли получен хороший урожай плодов в тот год. Для одних дел предзнаменования определялись по ламе, для других - по ламенку, для других - по бесплодной самке (oveja), ибо, когда говорится самка,
всегда следует понимать, что она бесплодная, потому что они никогда не убивали плодоносных, в том числе и для еды, а только лишь тогда, когда они уже не давали приплод.
<…>
После жертвоприношения ламы они приводили огромное количество лам, ламят и самок для общего жертвоприношения <…>
Все мясо от тех жертвоприношений жарилось публично на обеих площадях, и его делили среди всех тех, кто присутствовал на празднике, как среди
инков, так и кураков и остальных простых людей, [каждому] соответственно его положению. И тем и другим его давали вместе с хлебом, называвшимся санку;
и это было первое блюдо их великого праздника и торжественного пира. Затем приносили другие яства в великом разнообразии, которые они ели, не употребляя напитки между едой, ибо был всеобщий обычай у индейцев Перу ничего не пить во время еды.
<…>
После окончания трапезы им приносили напитки в огромнейшем изобилии…»
Прибытие койи – законной супруги и сестры императора. Инти-Райми 2008 г.
Последний Инти-Райми в присутствии императора инков был проведен в 1535 г. В 1572 г. испанские завоеватели и католическая церковь его запретили. В результате часть обрядов Инти-Райми в Перу была перенесена на день памяти Иоанна Крестителя (Сан-Хуана), который отмечается 24 июня.
Инти-Райми 2008 г.
В 1944 г. Фаустино Эспиноза Наварро осуществил историческую реконструкцию Инти-Райми с индейцами в качестве актеров. Эта реконструкция во многом основывалась на летописи Гарсиласо де ла Веги. С 1944 г. театральное представление Инти-Райми стало ежегодным. Оно привлекает тысячи туристов. Инти-Райми проводится 24 июня на руинах Саксайуамана.
Этот праздник Перу дает уникальный шанс увидеть главный культовый обряд цивилизации инков, возрожденный сегодня из песков времени.
Церемония «Инти Райми» посвящена богу-солнцу Инти - верховному божеству древний империи инков и входивших в их культурный ареал индейских племен Латинской Америки. Этот важнейший религиозный ритуал служил инкским аналогом Нового года. Кульминация девятидневного праздника была традиционно приурочена к дню летнего солнцестояния. Во время «Инти Райми» персонализированному солнцу приносились обильные жертвы, чтобы задобрить его и обеспечить богатый урожай в следующем году.
Старинный обряд «Инти Райми» был восстановлен благодаря поэту и ученому Фаустино Эспиноза Наварро. В 1944 году он впервые (после запрета католической церковью в 1535 году) с помощью местных артистов воссоздал его в виде зрелищного театрализованного шоу. Современная версия «Инти Райми» стала своеобразным экскурсом в загадочную культуру инков. В него вошли такие элементы, как костюмированное шествие, музыкальные концерты, танцевальные номера и пир с блюдами инкской кухни. Представление заслужило общественное признание и стало привлекать в Перу миллионы туристов со всего мира. Церемония ежегодно проходит 24 июня в местечке Саксауаман, в 2 километрах от города Куско на юго-западе Перу. Последний в древнейшие времена служил столицей инкской империи и в переводе с кечуа – языка инков – означал «Пуп Земли».
Добраться до места проще всего на самолете из Лимы, столицы Перу: это всего 1,5 часа. А из Куско до Саксауамана ходят поезда и автобусы. Дорога автотранспортом занимает около четырех часов.