Домой / Радиаторы  / Праздник солнца в перу. Туры в Перу: программа – Праздник Inti Raimy В стоимость программы не входит

Праздник солнца в перу. Туры в Перу: программа – Праздник Inti Raimy В стоимость программы не входит




Уникальность тура:
  • Полет над малоизведанными рисунками плато Пальпа;
  • Экскурсия в музей метеоритных камней доктора Кабрера;
  • Поездка по мегалитам Перу - в Кийарумийок, Саксайуамане, Ольянтайтамбо;
  • Посещение древних церемониальных центров Каучачи и Пачакамак;
  • Встреча Нового года на солнцестояние в Мачу-Пикчу;
  • Подъём на две главные вершины священного города – Уайна-Пикчу и Мачу-Пикчу;
  • Участие в празднике-реконструкции Инти Райми в Куско и в Саксайуамане.

Перу. Программа тура:

1 день. 16 июня 2017, пт. Лима
Прибытие в Лиму – столицу и «ворота» Перу.
Встреча в аэропорту представителем принимающей компании. Трансфер в отель.
Ночь в отеле в Лиме Allpa 3*+ или аналогичном.

2 день. 17 июня 2017, сб. Лима: Экскурсия по городу и музеи
Завтрак в отеле.
В 08:30 выезд из отеля. Экскурсии в и с русскоязычным гидом. (4 часа).
Обед (самостоятельно).
Во второй половине дня – обзорная экскурсия по городу (3,5 часа) .
Вы увидите главную площадь Лимы, Кафедральный собор, президентский дворец, монастырь Сан-Франциско с красивыми крытыми галереями и катакомбами. Проедете по современным элитным районам Лимы, посетите романтический парк Любви со скульптурой «Пары Андийских любовников» и насладитесь потрясающим видом на Тихий океан.
Возвращение в отель. Ночь в отеле Allpa 3*+.

3 день. 18 июня 2017, вс. Лима – Ика – Наска - полет над Линиями Наска и Пальпа
Этот и следующий день вы проведете в Ике и Наска. Рекомендуем взять с собой только вещи на эти дни, остальные оставить в камере хранения отеля в Лиме.
В 03:00 трансфер на автостанцию в сопровождении русскоговорящего переводчика.
Переезд на комфортабельном автобусе Лима - Ика вместе с русскоговорящим переводчиком.(около 5 часов).
Прибытие в Ика. Время на завтрак и самостоятельные прогулки, в центре города с русскоговорящим переводчиком.
В его сопровождении переход в .
С 10:00 до 12:00 – экскурсия по музею на русском языке. Переход на автостанцию, расположенную в двух кварталах от здания музея.
В 12:50 Переезд из Ики в Наску на комфортабельном рейсовом автобусе в сопровождении русскоговорящего переводчика.
В 15:30 приезд в Наска. С автостанции в сопровождении переводчика переезд в аэропорт.
. Во время полета вы увидите 20 геоглифов. Кроме традиционно облетаемых фигур животных, птиц, паука, «космонавта» и трапеций Наска, в Пальпа – неожиданная геометрия «Звезды», «Солнечных часов» и множество антропоморфных фигурок, среди которых самая известная «Семья Паракас».
Аэропортовый сбор не включен, оплачивается на месте (8-10 usd – зависит от курса местной валюты).
В случае неблагоприятных погодных условий полет может быть перенесен на утро следующего дня.
Завтрак, обед, ужин самостоятельно.
Ночь в отеле в Наска.

4 день. 19 июня 2017, пн. Наска – Кауачи – Лима
Завтрак в отеле. Выписываемся из отеля.
В 08:00 выезд из отеля. Экскурсия на с русскоязычным переводчиком (3 часа).
Если накануне была нелетная погода, до экскурсии трансфер в аэропорт и полет над Линиями Наска и Пальпа. Время вылета зависит от погодных условий. После полета выезд на экскурсию.
Время на обед. (не включено в стоимость тура). Трансфер на автостанцию от отеля.
В 15:30 переезд на комфортабельном автобусе Cruz del Sur (без сопровождения гида).
В 23:00 приезд в Лиму. Трансфер в отель. Ночь в отеле Allpa 3*+.

5 день. 20 июня 2017, вт. Лима – Куско – Ольянтайтамбо - Мачу-Пикчу Пуэбло
Трансфер в аэропорт. Ранний вылет из Лимы в Куско – ориентировочно вылет 05:15.
Прибытие в Куско. Встреча в аэропорту.
Экскурсии с русскоязычным гидом в археологические комплексы и уникальные по силе места: , и .
Время на обед в Чинчеро.
Трансфер ж/д станцию Ольянтайтамбо.
В 19:15 переезд на поезде Inca Rail в Мачу-Пикчу Пуэбло (Агуас-Кальентес).
20:45 Прибытие. На ж/д вокзале Вас встречает водитель с табличкой отеля.
Размещение в отеле Casa Andina Machu Picchu 3* или аналогичном.

6 день. 21 июня 2017, ср. Мачу-Пикчу и подъём на Уайну-Пикчу
Ранний подъем. Выход из отеля.
В 05:30 в кассе у автобусной остановки вы приобретете билеты и подниметесь к комплексу.

В 06:00 открытие и вход на территорию .
В 07:00 подъем на вершину Уайна-Пикчу с русскоязычным гидом.
После спуска с вершины гид проведет обзорную экскурсию по Мачу-Пикчу.
Обратите внимание: это будет сезон дождей, и камни могут быть скользкими.
В 14:00 обед в Мачу-Пикчу Пуэбло (включен в стоимость тура.)
Вы можете остаться на территории комплекса и продолжить осмотр самостоятельно и спуститься в удобное Вам время. Комплекс открыт до 18:00.
Ночь в отеле в Мачу-Пикчу Пуэбло (Агуас-Кальентес).

7 день. 22 июня 2017, чт. Мачу-Пикчу – подъем на вершину Мачу-Пикчу - Ольянтайтамбо
Ранний подъем. Выписка из номера. Вещи вы оставите в камере хранения отеля. Выход из отеля.
В 05:30 В кассе у автобусной остановки вы приобретете билеты и подниметесь к комплексу. В
В стоимость тура не включен билет на автобус (всегда приобретается на месте, $26 на подъем и спуск).
В 06:00 открытие и вход на территорию Мачу-Пикчу.
07:00 Подъем на вершину Мачу-Пикчу самостоятельно.
14:00 Спуск. Обед в Мачу-Пикчу Пуэбло (самостоятельно, не включен в стоимость тура.)
Забираете вещи из камеры хранения отеля и переходите на ж/д станцию в Агуас-Кальентес.
В 16:12 – оправление поезда Inca Rail.
Переезд на поезде из Агуас-Кальентес в Священную долину (Ольянтайтамбо).
По прибытию вас встретит представитель отеля. Трансфер в отель.
Ночь в Ольянтайтамбо в отеле San Agustin Urubamba 3*.

8 день. 23 июня 2017, пт. Ольянтайтамбо – Писак – Куско
Завтрак в отеле. Выписка из номера.
В 08:00 трансфер из отеля к . Осмотр комплекса с русскоязычным гидом.
(Вещи вы сможете оставить в машине).
Главный центр притяжения археологического комплекса – Храмовый холм с платформой с резным креслом и две незаконченных монументальных стены. Основным его сооружением является Храм Солнца, незавершённое здание, в котором имеется Стена шести монолитов.
В 14:00 выезд в Куско. По пути посещение Писак. Экскурсия с русскоязычным гидом.
Прибытие в Куско. Трансфер в отель. Ночь в отеле San Agustin International 3*+.

9 день. 24 июня 2017, сб. Куско
Завтра. Выезд из отеля. Трансфер на праздник Инти Райми*
Фестиваль Инти Райми проводится один раз в году, 24 июня, во время зимнего солнцестояния. В Андах отмечают Новый год. В этому году 5525 год, согласно, летоисчислению, принятому у кечуа и аймара.
Инки поклонялись богине Солнца Инти, покровительнице земледельцев. Император, считавшийся сыном бога солнца, во время религиозной церемонии приносил подношения Солнцу. Во времена Тауантинсуйу, Инти Райми был важнейшей церемонией, проводившейся в Куско, согласно записям Инки Гарсиласо де ла Вега.
В наше время на праздник устраивают театрализованное представление "Инти Райми" в котором участвуют профессиональные артисты и самодеятельные коллективы. Перед Вами оживут картины прошлого. Появляется Верховный Инка. Он поклоняется Солнцу, благодарит его за урожай прошлого года, просит обилия земных плодов в будущем. Поклоняется Инти, кто своим светом и могуществом растит и поддерживает все, что есть на земле.

Праздник проходит в трех частях, в городе Куско - у храма Кориканча, потом на главной площади - Пласа-де-Армас, а затем перемещается на один километр за город, на центральную площадь крепости Саксайуаман:

08:30–09:00 Встреча в отеле и сопровождение к храму Кориканча.
09:00–09:30 Часть 1. Празднование Инти Райми у храма Кориканча.
09:30–10:00 Сопровождение от Храма Кориканча на главную Площадь - Пласа-де-Армас.
10:30–11:30 Часть 2. Празднование Инти Райми на Пласа-де-Армас.
12:30–13:00 Трансфер на транспорте От Пласа де Армас в Саксайуаман.
13:30–15.00 Часть 3. Празднование Инти Райми на площади Саксайуамана. Центральная часть торжеств - ритуалы, подношения и жертвования огню, воззвание - Воскрешение Солнца.
15:00–16:00 Трансфер на транспорте по окончанию торжеств из Саксайуамана в отель в Куско

10 день. 25 июня 2017, вс. Куско – Лима
Завтрак.
В 09:00 выезд из отеля. Экскурсия с русскоязычным гидом по главным археологическим памятникам Куско: Саксайуаман, Храм Воды Тамбомачай, Храм Кенко и посещение Храма Солнца – Кориканча в Куско. Длительность экскурсии 3,5 часа. (Входные платы не включены - ориентировочно $26, зависит от курса местной валюты).
Во второй половине дня, транснфер в аэропорт, перелет Куско - Лима. Встреча в аэропорту Лимы, трансфер и размещение в отеле Allpa 3*+.

11 день. 26 июня 2017, пн. Лима
Завтрак в отеле.
Свободное время в день вылета. После выписки из номера вещи вы можете оставить в камере хранения отеля, нужны замки на багаже!
В назначенное время трансфер в аэропорт из отеля (без сопровождения гида) за четыре часа до вылета.
Дополнительно, по желанию – экскурсия в (3,5 часа). Экскурсия на русском языке.

Также вы можете продлить путешествие дополнительными программами:
|

Стоимость на 1 человека

В связи с колебаниями курса валют, стоимость указана в у.е. (доллары США) Оплата в рублях по .

Для постоянных клиентов действительна скидка до 5%.

В стоимость программы входит:

  • Внутренние перелеты Лима - Куско - Лима;
  • Все трансферы по программе;
  • Завтраки в отелях (кроме 3 дня); Обед в Агуас-Кальентес (6 день);
  • Проживание в отелях по программе;
  • Экскурсии на русском, согласно программе;
  • Билеты на комфортабельный автобус для переездов Лима – Ика, Ика – Наска, Наска – Лима;
  • Железнодорожный билет на поезд Inka Rail Ольянтайтамбо – Мачу-Пикчу Пуэбло (Агуас-Кальентес) – Ольянтайтамбо;
  • Входной билет в археологический комплекс Мачу-Пикчу (2 дня, включая вход на вершину Уайна-Пикчу и вершину Мачу-Пикчу);
  • Полет над Линиями Наска и Пальпа;
  • Билет на зеленую трибуну - Verde - на праздновании Инти-Райми;
  • Медицинская страховка.

В стоимость программы не входит:

  • Международный перелет Москва – Лима – Москва;
  • Входной билет в Музей Камней доктора Кабрерра (ориентировочно 10 usd, зависит от курса доллара);
  • Входной билет во время тура по городу в Куско (оплата на месте 26 usd, зависит от курса доллара);
  • Билет на автобус при поднятии на руины Мачу-Пикчу - дважды (оплата на месте 26 usd за 1 подъём);
  • Входные билеты в Куско: Храм Солнца Кориканча; Саксайуаман, Храм воды Тамбочай, Кенко; Оплата на месте usd 26 (зависит от курса доллара);
  • Дополнительная экскурсия в Пачакамак (106 у.е. на человека при группе от 2 человек и 70 у.е. при группе от 3 человек);
  • Питание - обеды и ужины, завтрак в 3 день;
  • Аэропортовые сборы (для внутренних перелетов – 10 usd, для международных перелетов 37 usd);
  • Аэропортовый сбор для полета над Линиями Наска и Пальпа (8-10 usd);
  • Оплата перегруза багажа;
  • Алкогольные и прохладительные напитки;
  • Чаевые.
Музей Рафаэля Ларко Эрреры основан в 1926 году. Занимает величественный особняк XVIII в, построенный на основании пирамиды VII в. Это идеальное место для начала знакомства с загадками инков и их предшественников.

В музее представлена обширная коллекция произведений перуанского искусства доколумбова периода – искусные изделия из металлов, керамики, древний текстиль, орудия труда, предметы быта и для совершения религиозных обрядов, настенные украшения, традиционные послания из узелков.

Отдельно от главного здания находится галерея, в которой представлены керамические сосуды с изображением эротических сцен, сделанные Ларко Эррера после изучения им перуанского искусства доколумбова периода.

Музей Золота

Доктор Кабрера рассматривал камни Ика как библиотеку, где каждый камень представляет собой книгу или страницу книги, документирующей историческое прошлое. Важные вещи рисовались на больших камнях, а менее важные сюжеты изображались на более мелких.

Г-жа Кабрера развивает точку зрения своего отца дальше: «Они [люди, которые создали камни] стремились передать не просто рисунки определенных моментов, они использовали язык, основанный на рисунках».

В рамках своего исследования доктор Кабрера пришел к выводу, что листья означают жизнь, а совокупность листьев - цивилизации. Что касается головных уборов, которые носят люди на рисунках, доктор Кабрера считал, что они символизировали интеллект, поэтому мудрецы были изображены в головных уборах.

Подробнее о музее:

На плато Пальпа расположены уникальные рисунки, аналогов которым в Наске нет. Например, неожиданная геометрия «Звезды» (La Estrella) и «Солнечных часов» (El Reloj Solar), множество антропоморфных фигурок, среди которых самая известная - «Семья Паракас» (La Familia Paracas).

Среди рисунков много как геометрических, так и антропоморфных геоглифов, большинство которых находится на плоских вершинах как бы искусственно срезанных холмов, при этом окружающие холмы совершенно нетронуты.

Несмотря на то, что само плато Пальпапо площади раза в два уступает Наске, рисунков на нем больше и они разнообразнее.

Кауачи

Кауачи (Сauachi) был крупным церемониальным центром культуры Наска и возвышался над гигантскими изображениями в пустыне Наска. Существовал в I-V вв. н. э.

Раскопки Кауачи в течение последних десятилетий ежегодно ведёт итальянский археолог Джузеппе Орефичи. В Кауачи найдено свыше 40 курганов, на вершинах которых расположены глинобитные сооружения:
- Центральная пирамида высотой 28 метров и шириной 100 метров, состоящая из 7 ступеней (здесь проводились религиозные церемонии);
- Ступенчатый храм высотой 5 и шириной 25 метров;
- 40 строений из адоба (необожженного кирпича).

Кийарумийок (Килларумиёг)

Кийарумийок (Killarumiyoq или Quillarumiyoq). На языке кечуа "Killa" – луна, "Руми" – камень, "-yuq" – суффикс для обозначения собственности, сё вместе переводится как "Тот, кто владеет лунным камнем".

На одном из крупных каменных блоков имеется скальный «вырез» в форме вогнутой полусферы, окаймленной вверху полосой с семью надсеченными участками. Его принято обозначать «Луной».

Также место известно прямоугольной площадкой с фонтаном, где боковые стены построены с технологии полигональной кладки. Блоки достигают размеров человеческого роста, а в стенах просматриваются традиционные для древних построек региона трапецевидные ниши.

Для жителей Анд этот археологический объект является сакральным местом единения с природой, культурным символом творческого начала.

Морай

Марас

Мачу-Пикчу

Ольянтайтамбо

Куско

Куско был столицей огромного государства индейцев Тиуантинсуйу, по своим размерам превосходившего Римскую империю в период ее расцвета.

Город залит ярким солнечным светом. Куско не случайно был центром культа Инти (Светила) - в 2006 году ученые выяснили, что уровень ультрафиолетового излучения здесь самый высокий в мире.

Здания удивляют безупречной стыковкой больших камней в стенах и своими трапециевидными проемами для окон и дверей. Блоки прочно держатся на месте без всякого раствора.
Вы увидите знаменитый 12ти-угольный камень, образец безукоризненной инкской кладки.

В верхней части города находится крепость Саксайуаман, выступ которого – это еще одна загадка.

Затем посетим руины Кенко, инкского святилища, где внутри огромной скалы можно увидеть алтарь для жертвоприношений.

Увидим Пука Пукара – дозорную крепость, с которой охранялся вход в город, и храм воды Тамбомачай – водные источники, где инка воздавал культ воде как элементу мироздания.

Начиная с III в. этот комплекс пирамид из необожженного кирпича в долине Лурин был главным местом паломничества на центральном побережье Перу и домом самого почитаемого оракула. Именно здесь когда-то стоял самый большой храм, посвященный перуанскому божеству. Его руины – с тех пор, как он был построен и расширен инками – сохранились до сих пор. Храм был посвящен богу Пача Камак, что означает «создатель мира» или «тот, кто оживляет Вселенную».

Храм был Меккой древних обитателей южного побережья. Паломники стекались сюда из ближайших и дальних мест. Приносили с собой изделия из золота, потому, что считали, что этот металл считался принадлежащим богам. Лишь некоторые избранные жрецы имели право входить в святая святых. Вся территория считалась священной, и паломники должны были снять сандалии, прежде, чем ступить на ее землю. В это святое место приходили поклониться богам не только живые. Умерших также приносили в долины реки Римак и на океанское побережье к югу от нее, чтобы они провели свою загробную жизнь в тени вещих богов - возможно, с надеждой на воскрешение, поскольку у местных племен существовало поверье, что воды реки Римак способны воскрешать мертвых.

Инки построили пять комплексов, в том числе Храм Солнца и Дворец Избранных Женщин, с отделкой камнем на входных воротах, что является редкостью на побережье. В музее, расположенном на этой площадке, размещена коллекция реликвий доиспанского периода, включая текстиль из Паракаса, керамику и двуликое изображение Пачакамака.






Инти Райми - древнеинкский обряд поклонения Солнцу, самый пышный, красивый и богатый на подарки и угощения праздник. Его отмечали ежегодно, в самый короткий и холодный день южного полушария. Праздник знаменовал начало нового полугодия, окончание сбора урожая. В конце XVI века испанцы запретили индейцам проводить языческую церемонию. Перуанцы возродили традицию в первой половине ХХ века, превратив праздник в веселый, яркий костюмированный фольклорный фестиваль. На территории древней крепости Саксайуаман потомки инков разыгрывают представление, пляшут, танцуют, поют.

Инти Райми в переводе с языка кечуа дословно означает «Праздник Солнца»; raimi - праздник и Inti - имя бога солнца первого в пантеоне богов, куда входили боги завоеванных народов и всевозможные уаки. Уакой индейцы называли буквально все, чему поклонялись. Ею могло быть что-то вещественное из окружающего мира или что-то рожденное в помыслах. Солнце, будучи верховным божеством инков, также являлось уакой, только общеимперского масштаба. Испанцы — потрошители ереси просто выходили из себя, когда обнаруживали или узнавали об очередной дотоле не опознанной и потому еще не разрушенной ими индейской уаке. Индивидуальную уаку тщательно скрывали, опасаясь, что ее чудодейственную силу могут сглазить чужие люди. Любой предмет, равно как и любой представитель животного или растительного мира, от которого согласно легенде брали начало племя, род, отдельная семья, считался коллективной уакой этих групп людей. То были языческие боги-идолы, сохранявшие элементы тотемного характера.

Инки отличались удивительной веротерпимостью. Покорив царство, они заставляли народ признать верховным богом бога солнца Инти, а главного идола новых подданных отправляли в Куско. Изображение этого божества устанавливали в столице в храме для чужих идолов. Отныне покоренный народ должен был поклоняться богу Инти, но мог творить свои исконные обряды и ритуалы, вознося мольбы и молитвы родному божеству.

Кроме того, Инти считался покровителем Тауантинсуйю - Империи Инков, в состав которой входила огромная по площади территория, включавшая современные: Перу, Боливию и Эквадор, частично: Чили, Аргентину и Колумбию, а так же Инти был отцом всех инкских правителей, начиная с первого - инки Манко Капака, посланного на землю ради всеобщего блага людей.

Инти Райми проходил ежегодно, в период зимнего солнцестояния, т.е., примерно 24 июня, в один из самых коротких и холодных дней в южном полушарии. Праздник знаменовал начало нового полугодия, что в древние времена имело важное календарное значение. Индейцы благодарили Солнце за урожай (церемония проходила в конце его сбора) и просили Инти оставаться благосклонным к своим детям. В период господствования Инкской империи Инти Райми был самым важным религиозным событием.

Празднику предшествовал трехдневный пост в течение, которого разрешалось, есть лишь маленькие порции состоящие из белой кукурузы и травы под названием чукам, пить воду; запрещалось: разводить костер и спать с женщинами. Девы Солнца готовили ритуальную еду.

Согласно свидетельствам Гарсиласо-де-ла-Веги (перуанского историка, 1539-1616), церемонии проходили в столице Тауантинсуйу - Куско. На платформе развлечений Хаукай пате (ныне именуемой Плаза-де-Армас) собирались только сыны солнца. Кураки (правители покоренных земель) и их подданные ожидали главного события года за каменной оградой дворцов и храмов, окружавших со всех сторон Хуакай пату. Возглавлял действо Суверен.

Воинская знать представала в парадных одеяниях с боевым оружием. Считается, что численность празднующих превосходила 100 000 человек. Веселье продолжалось 9 дней. Утро дня зимнего солнцестояния владыка с семьей встречали босыми на главной площади. Они стояли в определенной последовательности, зависящей от возраста и заслуг каждого участника. Первые лучи солнца царственная семья встречала присаживаясь на корточки (аналог стояния на коленях), с воздетыми к светилу руками, после чего люди закрывали лицо руками с растопыренными пальцами и целовали воздух (аналог поцелуя одежд правителя). После восхода солнца Единственный (так называли верховного Инку) как бы раздваивался. По ритуалу он был не только Инкой, но и самим Отцом-Солнцем. Суверен брал в каждую руку по золотому кубку с напитком, называемым акилъа - своеобразная кукурузная водка. В правой руке, высоко поднятой над головой, правитель держал сосуд самого Солнца. Левая рука прижимала к сердцу сосуд Единственного. Правый кубок следовало опрокинуть в золотой сосуд - подношение Инти. Из кувшина напиток убегал по высеченной из камня трубе, которая шла от главной площади до дома Солнца. Из кубка в левой руке отпивал Единственный и разливал священную жидкость по кубкам своих братьев и сыновей, строго придерживаясь, раз и навсегда установленного порядка - от старшего по положению в клане к младшему. Каждому по одному глотку. После пригубления священного напитка, процессия следовала в главный храм империи. В последний век властвования инков таким храмом стал - Кориканча, сооружённый в 1438 г. Название храма в переводе с языка кечуа означает «Золотой храм». Здание недолго поражало своим величием, поскольку чуть более чем через сотню лет после постройки было сильно повреждено в ходе испанской кампании, примерно еще через сто лет (1650 г) землетрясением. После чего над фундаментом испанцы возвели Собор Санто-Доминго, а часть уцелевших помещений языческого святилища католики использовали как стены монастыря. В Куско и поныне сохранились обветшалые стены гибридного храма, пострадавшие от сильного землятресения 1950 г.

Последние двести шагов до священного порога Кориканчи инки шли босыми - за неведомой чертой начинался дом их небесного отца и покровителя. Вернувшегося из чертога Единственного, публика встречала оглушительным криком ликования. После чего начинался обряд дарения, сопровождаемый представлениями, по средствам которых вассалы повествовали о подвигах совершенных соотечественниками во имя империи Тауантинсуйу. Среди подарков преподносимых кураками были золотые сосуды, растения и животные, сделанные в натуральную величину. Представители каждого царства имели в одежде элементы символизирующие принадлежность к тому или иному прародителю - животному или птице. Голова пумы, крылья гигантского кондора, пятнистая кожа анаконды безошибочно указывали, от кого брали свое начало люди всех царств и народов, объединенных сынами Солнца, дабы нести великую службу, возложенную на инков всемогущим Инти.

За обрядом дарения, что длился несколько дней, следовали обряды жертвоприношения. Первым ритуально убитым живым существом был абсолютно черный детеныш ламы. По узору капилляров образующих сетку на сердце и легких жрец читал прогноз на ближайший год, определял степень благосклонности Отца и задачи для народа Тауантинсуйу. Кстати, подобный ритуал, всегда, совершали в ожидании любого важного события, например военного похода. После первого жертвоприношения происходил массовый закол скота перед новым огнем, который разжигал верховный священник, используя сфокусированные своим золотым браслетом лучи солнца. Солнечный огонь, первым, принявший черного ламенка, переносили в Кориканчу и дом Акльей, там его охраняли днем и ночью целый год до следующего праздника. Все мясо убитых животных жарили публично, и раздавали празднующим: инкам, куракам, простолюдинам, в соответствии с их положением. Начинались песни и танцы. Лишь после окончания праздника гостям разрешалось возвратиться домой. Ритуальные танцы исполняли и сами сыны Солнца во главе с Сувереном.

У ученых есть основания полагать, что во время празднования Инти Райми инки организовывали не только жертвоприношения животных, но и людей, в частности детей, во всяком случае, на определенном историческом отрезке.

Последний Инти Раими с присутствием императора прошел в 1535 году.

В 1572 наместник Франсиско де Толедо (1515-1584) запретил церемонию, поскольку католическая вера отрицала язычество, однако некоторые обряды были перенесены на день памяти Сан Хуана (Иоанна Крестителя), который совпадает по датам с индейским праздником.

В 1944 году, Фаустино Эспиноза Наварро, на основании записей оставленных Гарсиласо-де-ла-Вегой реконструировал праздник. С этого момента началась вторая жизнь Инти Райми, как фольклорного фестиваля очень популярного среди местного населения и туристов. Ныне праздник представляет собой театрализованное представление, воссоздающее древнюю церемонию. Его проводят на руинах Саксайуамана - военного и религиозного центра инков.

Стоит отметить, что праздник зимнего солнцеворота отмечают не только в Перу, но и в Эквадоре, причем традиции и национальный колорит сильно разнятся.

Инти-Райми (Inti Raymi) в пере­воде с кечу­ан­ского озна­чает «вос­кре­се­ние Солнца», или «путь Солнца». Инти-Райми у инков – детей Солнца – был самой важ­ной и пыш­ной из четы­рех рели­ги­оз­ных цере­мо­ний. По сло­вам Инти-Райми «отме­чали после июнь­ского солн­це­сто­я­ния», кото­рое про­ис­хо­дит 21 июня.

Гар­си­ласо де ла Вега пишет:

« Они посвя­щали этот празд­ник Солнцу в знак при­зна­ния и пре­кло­не­ния как выс­шему, еди­ному и все­об­щему богу, кото­рый своим све­том и могу­ще­ством рас­тил и под­дер­жи­вал все, что име­лось на земле.
И в знак при­зна­ния того, что он являлся при­род­ным отцом пер­вого инки Манко Капака и койи Мама Окльо Васко, и всех коро­лей, и всех их сыно­вей и потом­ков, послан­ных на землю ради все­об­щего блага людей, – по этим при­чи­нам, как они гово­рили, этот празд­ник был наиторжественнейшим».

Празд­ник в честь бога Инти про­во­дился в Куско – сто­лице инк­ской импе­рии. В день зим­него солн­це­сто­я­ния, один из самых корот­ких и холод­ных дней в южном полу­ша­рии, инки выпол­няли раз­лич­ные риту­алы, чтобы упро­сить Солнце не отка­зы­ваться от своих детей, не поки­дать их. Кроме того, инки бла­го­да­рили за уро­жай клуб­ней и куку­рузы (цере­мо­ния про­хо­дила в конце его сбора) и про­сили хоро­шего уро­жая в сле­ду­ю­щем сезоне.

На празд­нике при­сут­ство­вали «все глав­ные капи­таны войны, уже не нахо­див­ши­еся на службе, и те, кто про­дол­жал слу­жить, и все кураки, гос­пода вас­са­лов, со всей империи»:

« Кураки при­хо­дили в своих самых парад­ных оде­я­ниях, кото­рые только могли при­ду­мать: на одних была одежда, покры­тая золо­том и сереб­ром, и гир­лянды из того же [металла] на голове поверх голов­ных убо­ров.
Дру­гие при­хо­дили точно такими, каким изоб­ра­жают Гер­ку­леса, оде­тыми в шкуру льва, а на голову индейцы наде­вали льви­ную голову, ибо они похва­ля­лись своим про­ис­хож­де­нием от льва.
Дру­гие при­хо­дили в том виде, в кото­ром рисуют анге­лов, с огром­ными кры­льями птицы, кото­рую назы­вают кун­тур. Их [перья] - белые и чер­ные, и они сами такие огром­ные, что мно­гие из них, уби­тые испан­цами, [имели] четыр­на­дцать и пят­на­дцать футов от конца до конца [кры­льев] в полете; [эти индейцы] похва­ля­лись тем, что брали свое начало и про­ис­хо­дили от кун­тура.
Дру­гие оде­вали на себя спе­ци­ально изго­тов­лен­ные маски самых отвра­ти­тель­ных, какие только можно пред­ста­вить, физио­но­мий, а этими были йунки. Они всту­пали в празд­нич­ное шествие с жестами и ужим­ками сума­сшед­ших, дура­ков и про­сто­филь. Для этого они дер­жали в своих руках совсем непод­хо­дя­щие к слу­чаю пред­меты, как-то: плохо настро­ен­ные флейты, бара­баны, клочки шкур, с помо­щью кото­рых они изоб­ра­жали свои глу­по­сти.
Дру­гие кураки несли дру­гие, при­сво­ен­ные им знаки своей гераль­дики. Каж­дый народ нес свое ору­жие, с кото­рым он сра­жался на войне: одни несли лук и стрелы, дру­гие пики, дро­тики, мета­тель­ные при­спо­соб­ле­ния, дубинки, пращи и топоры с корот­кой руко­я­тью, чтобы сра­жаться одной рукой, а дру­гие – с длин­ной руко­я­тью, чтобы биться двумя руками.
Они несли изоб­ра­же­ния (pintados) подви­гов, совер­шен­ных ими на службе Солнцу и инкам; они при­хо­дили с огром­ными бара­ба­нами, [по кото­рым бьют одной пал­кой], и тру­бами, при­водя с собой мно­же­ство испол­ни­те­лей, кото­рые на них играли; иными сло­вами, каж­дый народ при­хо­дил в самых луч­ших своих укра­ше­ниях (arreglado) и в воз­можно луч­шем сопро­вож­де­нии, стре­мясь каж­дый по сво­ему пре­взойти своих сосе­дей, а если удастся, то и всех остальных».

Инти-Райми гото­вился три дня. В это время запре­ща­лось зажи­гать огонь, необ­хо­димо было соблю­дать пост, в том числе и сек­су­аль­ное воз­дер­жа­ние. Длился Инти-Райми девять дней. Инти-Райми вклю­чал в себя боль­шую рели­ги­оз­ную цере­мо­нию с жерт­во­при­но­ше­нием живот­ных, а также кра­соч­ные шествия и танцы. Во время празд­ника упо­треб­ля­лось боль­шое коли­че­ство еды и напит­ков. Лишь после его окон­ча­ния гостям раз­ре­ша­лось воз­вра­щаться домой.

Гар­си­ласо де ла Вега так опи­сы­вает сам праздник:

« Под­го­то­вив все необ­хо­ди­мое, на сле­ду­ю­щий день, кото­рый был днем празд­ника, на рас­свете на глав­ную пло­щадь города, кото­рую назы­вали Хаукай-пата, выхо­дил инка в сопро­вож­де­нии всей своей родни, кото­рая шла в опре­де­лен­ном порядке, согла­со­ван­ном с воз­рас­том и досто­ин­ством каж­дого из них. Там они ждали, когда взой­дет Солнце, и все сто­яли босыми и в напря­жен­ном ожи­да­нии смот­рели на восток, а как только Солнце выгля­ды­вало, все сади­лись на кор­точки (что среди этих индей­цев счи­та­лось тем же, как если бы встать на колени), чтобы совер­шить цере­мо­нию покло­не­ния Солнцу, и с раз­ве­ден­ными в сто­роны руками, кисти кото­рых были под­няты и поло­жены прямо на лицо, целуя воз­дух (что озна­чало то же самое, как если бы в Испа­нии цело­вали соб­ствен­ную руку или одежду князя, когда ему отпус­ка­ется поклон), они покло­ня­лись ему с вели­чай­шей любо­вью и при­зна­тель­но­стью за то, что оно было их богом и при­род­ным отцом.
Кураки, поскольку они не при­над­ле­жали к коро­лев­ской крови, нахо­ди­лись на дру­гой пло­щади, при­мы­кав­шей к глав­ной, кото­рую назы­вали Куси-пата; они совер­шали такое же, как и инки, покло­не­ние Солнцу. После этого вста­вал король - осталь­ные же про­дол­жали сидеть на кор­точ­ках - и брал в руки два боль­ших золо­тых сосуда, кото­рые назы­ва­лись аки­лъа, напол­нен­ные напит­ком, кото­рый они [обычно] пили. Эту цере­мо­нию он совер­шал (как пер­во­рож­ден­ный) от имени Солнца, сво­его отца, и [дви­же­нием] пра­вой руки он пред­ла­гал себе (le conbidava) выпить, ибо это было то, что должно было сде­лать Солнце, пред­ла­гав­шее выпить инке и всей его родне, потому что у них это пред­ло­же­ние выпить, кото­рое они друг другу делали, счи­та­лось самым боль­шим и самым при­ят­ным про­яв­ле­нием быто­вав­шего среди них знака бла­го­склон­но­сти со сто­роны началь­ника к под­чи­нен­ному и знака дружбы одного друга к дру­гому.
После того как при­гла­ше­ние выпить было сде­лано, инка выли­вал [содер­жи­мое] сосуда в пра­вой руке, кото­рый посвя­щался Солнцу, в боль­шой золо­той кув­шин, как если бы Солнце испило напи­ток, а из кув­шина он бежал по необы­чайно кра­сиво высе­чен­ной из камня трубе, кото­рая шла от глав­ной пло­щади до дома Солнца. А из дру­гого сосуда в левой руке инка сам делал один гло­ток, после чего раз­ли­вал осталь­ное всем дру­гим инкам, нали­вая каж­дому поне­многу в малень­кие сосуды из золота или серебра, зара­нее при­го­тов­лен­ные каж­дым для этого, и мало-помалу осу­шался (rece/b/avan) глав­ный сосуд, кото­рый нахо­дился у инки, чтобы та пер­вая жид­кость, освя­щен­ная рукою Солнца или инки или обе­ими этими руками, пере­дала бы свою доб­ро­де­тель тому, кому ее нали­вали.
Этот напи­ток пили все люди коро­лев­ской крови, каж­дый по одному глотку. Всем же осталь­ным кура­кам, нахо­див­шимся на дру­гой пло­щади, давали испить тот же самый напи­ток, кото­рый при­го­то­вили жены Солнца, однако он не был освя­щен, ибо освя­щен­ный пили только инки.
Закон­чив эту цере­мо­нию, кото­рая явля­лась чем-то вроде сня­тия пробы того, что затем сле­до­вало выпить, все в долж­ном порядке шли к дому Солнца и за две­сти шагов до его две­рей они разу­ва­лись все, исклю­чая инку, кото­рый шел обу­тым до самых две­рей храма. Инка и люди его крови, как род­ные сыно­вья, вхо­дили внутрь и совер­шали свое покло­не­ние образу Солнца. Кураки, поскольку они были недо­стойны столь воз­вы­шен­ного места, так как не явля­лись сыно­вьями [Солнца], оста­ва­лись сна­ружи на боль­шой пло­щади, кото­рая и сего­дня нахо­дится перед две­рью храма.
Инка своею соб­ствен­ной рукой пре­под­но­сил золо­тые сосуды, кото­рыми он совер­шал цере­мо­нию; осталь­ные инки пере­да­вали свои сосуды инкам жре­цам, кото­рые изби­ра­лись и назна­ча­лись для службы Солнцу, потому что не жре­цам, хотя бы они были людьми крови Солнца (как [людям] свет­ским), было запре­щено выпол­нять службу жре­цов. Жрецы, закон­чив под­но­ше­ние сосу­дов инков, выхо­дили к две­рям [на пло­щадь], чтобы при­нять сосуды от кура­ков, кото­рые под­хо­дили по стар­шин­ству, в том порядке, как были поко­рены [их про­вин­ции] импе­рией, и они отда­вали свои сосуды и дру­гие пред­меты из золота и серебра, кото­рые при­несли из своих земель для под­но­ше­ния Солнцу, как-то: лам, ламят, яще­риц, жаб, змей, лис, тиг­ров, и львов, и мно­же­ство раз­но­об­раз­ных птиц; иными сло­вами, все то, чем изоби­ло­вали их про­вин­ции, все ими­ти­ро­ван­ное в нату­раль­ную вели­чину в серебре и золоте, хотя и в малом коли­че­стве каж­дая вещь.
После окон­ча­ния под­но­ше­ния они воз­вра­ща­лись на свои места в том же порядке; затем при­хо­дили жрецы-инки с огром­ным мно­же­ством лам, с бес­плод­ными сам­ками и ламами всех цве­тов, потому что скот той земли имеет вся­кую окраску, как лошади в Испа­нии. Весь этот скот при­над­ле­жал Солнцу. Они брали чер­ного ламенка, ибо этот цвет при жерт­во­при­но­ше­ниях поль­зо­вался пред­по­чте­нием <…>.
Это пер­вое жерт­во­при­но­ше­ние чер­ного ламенка совер­ша­лось для опре­де­ле­ния пред­ска­за­ний и про­гно­зов их празд­ника. Потому что все важ­ное, совер­шав­ше­еся ими, как в мире, так и на войне, почти все­гда [сопро­вож­да­лось] при­не­се­нием в жертву ламенка, чтобы посмот­реть и убе­диться по [виду] его сердца и лег­ких, было ли оно одоб­рено Солн­цем, т. е. будет ли счаст­ли­вым или нет тот воен­ный поход, будет ли полу­чен хоро­ший уро­жай пло­дов в тот год. Для одних дел пред­зна­ме­но­ва­ния опре­де­ля­лись по ламе, для дру­гих - по ламенку, для дру­гих - по бес­плод­ной самке (oveja), ибо, когда гово­рится самка, все­гда сле­дует пони­мать, что она бес­плод­ная, потому что они нико­гда не уби­вали пло­до­нос­ных, в том числе и для еды, а только лишь тогда, когда они уже не давали при­плод.
<…>
После жерт­во­при­но­ше­ния ламы они при­во­дили огром­ное коли­че­ство лам, ламят и самок для общего жерт­во­при­но­ше­ния <…>
Все мясо от тех жерт­во­при­но­ше­ний жари­лось пуб­лично на обеих пло­ща­дях, и его делили среди всех тех, кто при­сут­ство­вал на празд­нике, как среди инков, так и кура­ков и осталь­ных про­стых людей, [каж­дому] соот­вет­ственно его поло­же­нию. И тем и дру­гим его давали вме­сте с хле­бом, назы­вав­шимся санку; и это было пер­вое блюдо их вели­кого празд­ника и тор­же­ствен­ного пира. Затем при­но­сили дру­гие яства в вели­ком раз­но­об­ра­зии, кото­рые они ели, не упо­треб­ляя напитки между едой, ибо был все­об­щий обы­чай у индей­цев Перу ничего не пить во время еды.
<…>
После окон­ча­ния тра­пезы им при­но­сили напитки в огром­ней­шем изобилии…»

При­бы­тие койи – закон­ной супруги и сестры импе­ра­тора. Инти-Райми 2008 г.

Послед­ний Инти-Райми в при­сут­ствии импе­ра­тора инков был про­ве­ден в 1535 г. В 1572 г. испан­ские заво­е­ва­тели и като­ли­че­ская цер­ковь его запре­тили. В резуль­тате часть обря­дов Инти-Райми в Перу была пере­не­сена на день памяти Иоанна Кре­сти­теля (Сан-Хуана), кото­рый отме­ча­ется 24 июня.

Инти-Райми 2008 г.

В 1944 г. Фау­стино Эспи­ноза Наварро осу­ще­ствил исто­ри­че­скую рекон­струк­цию Инти-Райми с индей­цами в каче­стве акте­ров. Эта рекон­струк­ция во мно­гом осно­вы­ва­лась на лето­писи Гар­си­ласо де ла Веги. С 1944 г. теат­раль­ное пред­став­ле­ние Инти-Райми стало еже­год­ным. Оно при­вле­кает тысячи тури­стов. Инти-Райми про­во­дится 24 июня на руи­нах Саксайуамана.

Этот праздник Перу дает уникальный шанс увидеть главный культовый обряд цивилизации инков, возрожденный сегодня из песков времени.

Церемония «Инти Райми» посвящена богу-солнцу Инти - верховному божеству древний империи инков и входивших в их культурный ареал индейских племен Латинской Америки. Этот важнейший религиозный ритуал служил инкским аналогом Нового года. Кульминация девятидневного праздника была традиционно приурочена к дню летнего солнцестояния. Во время «Инти Райми» персонализированному солнцу приносились обильные жертвы, чтобы задобрить его и обеспечить богатый урожай в следующем году.

Старинный обряд «Инти Райми» был восстановлен благодаря поэту и ученому Фаустино Эспиноза Наварро. В 1944 году он впервые (после запрета католической церковью в 1535 году) с помощью местных артистов воссоздал его в виде зрелищного театрализованного шоу. Современная версия «Инти Райми» стала своеобразным экскурсом в загадочную культуру инков. В него вошли такие элементы, как костюмированное шествие, музыкальные концерты, танцевальные номера и пир с блюдами инкской кухни. Представление заслужило общественное признание и стало привлекать в Перу миллионы туристов со всего мира. Церемония ежегодно проходит 24 июня в местечке Саксауаман, в 2 километрах от города Куско на юго-западе Перу. Последний в древнейшие времена служил столицей инкской империи и в переводе с кечуа – языка инков – означал «Пуп Земли».

Добраться до места проще всего на самолете из Лимы, столицы Перу: это всего 1,5 часа. А из Куско до Саксауамана ходят поезда и автобусы. Дорога автотранспортом занимает около четырех часов.