Домой / Радиаторы  / Искусство VS педофилия: почему выставка Джока Стерджеса закрылась со скандалом. Джок Стёрджес: «Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное Джок без смущения

Искусство VS педофилия: почему выставка Джока Стерджеса закрылась со скандалом. Джок Стёрджес: «Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное Джок без смущения

О человеке, который поверг всех праведников и приверженцев пуританских нравов Москвы в неистовый гнев - Джоке Стерджесе (Jock Sturges) - за прошедшие недели было сказано немало. Его скандальной выставке «Без смущения» (Absence of shame) досталось много внимания, но вовсе не такого, на которое рассчитывал фотограф, впервые посетивший Москву.

Признанный во всем мире мастер уже больше 30 лет снимает жителей нудистских коммун в естественной и комфортной для них среде. В его работах есть все необходимые искусству составляющие: гармоничная композиция, сюжетная линия, выверенный баланс светотени. И все же, московская персональная выставка Стерджеса болезненно затронула старый как мир вопрос: что есть искусство?

Ополчившиеся на организаторов выставки и самого автора активисты ответили на этот вопрос однозначно и сразу за всех, заявив, что представленные снимки - не что иное, как детская порнография. Они предпринимали попытки блокировать центр имени братьев Люмьер, где проводилась выставка, обращались с официальными заявлениями в генпрокуратуру и наполняли интернет праведным негодованием, полностью игнорируя тот факт, что «порнографии» у Стерджеса не больше, чем на полотнах эпохи Возрождения. Не дождавшись каких-либо официальных результатов проверки, возмущенные активисты решили взять ситуацию в свои руки.

Джок Стерджес, искренне восхищавшийся Москвой, как городом XXI века, никак не ожидал повторения истории, произошедшей с ним 26 лет назад. Тогда, в 1990 году, возглавляющий Евангельскую церковь Рэндалл Терри инициировал кампанию против фотографов, по его мнению, оскорбляющих своим творчеством чувства верующих. До того он активно выступал против абортов, но, оказавшись в проигрышной ситуации, решил направить силы в другое русло. Так Стерджес оказался под прицелом американских властей. Ему пришлось платить адвокатам сразу в нескольких штатах, но все обвинения были быстро сняты из-за отсутствия состава преступления.

Сегодня, как и четверть века назад, скандал вокруг выставки работ Стерджеса в Москве - это буря, родившаяся из домыслов отдельных людей и их видения ситуации через призму собственной испорченности. Ведь что в действительности изображено на этих снимках? Чувственная и хрупкая красота - предмет столь эфемерный, что художники, скульпторы и фотографы всех эпох посвящали и продолжают посвящать свое творчество попыткам ее увековечить.

Впервые снимать ню Стерджес начал в 1970-х годах, хотя к тому моменту уже имел ученую степень в сфере изящных искусств и богатый опыт в модной и рекламной съемке. Однажды, проезжая по Северной Каролине, он случайно наткнулся на хипповскую коммуну: в прохладный день полностью раздетые люди стояли вдоль дороги и грелись в лучах солнца. Фотографа поразило то, что люди не обращали внимания на собственную наготу и, будучи полностью обнаженными, чувствовали себя комфортно. После того случая он целенаправленно отправился исследовать подобные коммуны во Франции.

Отказавшись от погони за количеством моделей, мастер сфокусировался на отдельных семьях, с которыми поддерживает отношения уже не один десяток лет. По его словам, накопленные фотоархивы рассказывают историю его дружбы с членами общин, а также перемен, которые происходили с их жизнями и лицами за это время.

24 сентября интернет-пользователи переключились с развода Джолипиттов на более острую тему и принялись обсуждать, где проходит та тонкая грань, которая отделяет настоящее искусство от порнографии. Поводом стала выставка фотографа Джока Стерджеса, где демонстрировались неоднозначные кадры. Пост известного блогера Лены Миро с говорящим названием «Выставка для педофилов в Москве» стал отправной точкой в этой дискуссии, которая позже выплеснулась с просторов Сети в реальную жизнь.

Девушка, много и часто пишущая про способы обретения идеального тела, на сей раз поделилась своими мыслями о фотовыставке, называя Джока Стерджеса не иначе как «идейным вдохновителем всех педофилов» и недоумевая, как автор снимков, на которых изображены «маленькие голые девочки в сексуально-призывных позах», стал выставляться в Москве.

В комментариях к этой записи в ЖЖ на данный момент высказались больше полутора тысяч человек (заметим, что всех, кто принял участие в бурных диспутах на страницах Анны Кузнецовой, Центра фотографии и других площадках в Сети на данный момент, пересчитать просто нереально).

Следующей, кто привлек внимание общественности к работам фотографа в этот же день, стала Член Совета Федерации Елена Мизулина, сделавшая заявление, в котором потребовала закрыть «педофильскую» выставку. «Эта выставка - публичная демонстрация материалов с детской порнографией, что запрещено российским законодательством: статья уголовного кодекса РФ 242.1. В связи с этим необходимо проверить, кто дал разрешение на проведение подобной выставки».

«Я убеждена, что работы с изображением обнаженных маленьких девочек, представленные на выставке, не могут трактоваться как произведение искусства. Это - самая настоящая пропаганда педофилии. Выставка должна быть срочно закрыта», - цитирует слова Мизулиной «Интерфакс» .

Анна Кузнецова, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, официального заявления делать не стала, высказавшись на своей странице на Facebook: «Просто жутко, что фотовыставка автора, чьи работы признаны Роскомнадзором «детской порнографией», может иметь место в «культурной» жизни нашей столицы!».

Анна также поведала о принятых мерах: «Прошли переговоры с прокуратурой о необходимости организации прокурорской проверки. Теперь ожидаем конкретных шагов. Статья 28.4 КоАП за демонстрацию порнографической продукции предусматривает штраф до 5 миллионов или приостановку деятельности до 90 суток с конфискацией материала», и пожалела девочек, чьи фото демонстрируются «на этой злосчастной выставке».

Сам американский фотограф вовсе не считает, что сделал нечто предосудительное. Всех моделей он фотографировал с их согласия, либо с согласия их родителей.

«Это мои соседи, мои друзья, которых я фотографировал с их семьями на протяжении сорока лет. На моих фото примерно 25 семей, которых я снимал, начиная с 70-х годов прошлого века», - рассказал он в интервью каналу РЕН ТВ сделал акцент на том, что в его работах «нет порнографии».

В свою очередь, основательница Галереи имени братьев Люмьер Наталья Григорьева в беседе с корреспондентом kommersant.ru обратила внимание на весьма любопытный факт: «Пресс-служба распространяет пресс-пакеты о выставке за три месяца до ее начала. Эта выставка стояла на сайте Министерства культуры Российской Федерации. У нас было открытие выставки, присутствовал автор. Были телевизионные камеры, были интервью. Все экспонаты выставки были представлены».

Но, несмотря на то, что «все видели, что там находится», в воскресенье, 25 сентября, участники общественной организации «Офицеры России» заблокировали вход в здание, хотя, отметим, у них, в отличие от органов власти, нет права решать, какие фото можно или нельзя экспонировать. Так что в итоге фото увидели только журналисты (и неизвестный мужчина, обливший экспонаты желтой жидкостью с характерным запахом), прессу в выставочный зал пропустили. Руководство Центра фотографии решило «не будоражить общественное мнение» и закрыло выставку.

После того, как сенатор Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова потребовали проверить выставку на предмет наличия детской порнографии. Проверка Следственного комитета длилась год. О результатах проверки и о самих фотографиях в интервью DW рассказывает главный куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская.

DW : С чем было связано закрытие выставки в 2016 году?

Наталья Григорьева-Литвинская: Мы были вынуждены закрыть выставку из-за опасности понести моральный и материальный ущерб, который мы не смогли бы восполнить.

Наши сотрудники и я получали угрозы. Абсурд заключался в том, что депутаты не просто муссировали эту тему в СМИ, они привлекли Следственный комитет, прокуратуру.

В итоге Следственный комитет проводил экспертизу, собирал документы, и мы в течение года предоставляли им всю необходимую информацию. Постановление Следственного комитета говорит о том, что они отказывают в возбуждении уголовного дела, потому что причин нет! Мы сделали все от нас зависящее и прошли все этапы законности.

- В 2016 году на вас просто писали жалобы?

Мы же все это уже проходили в нашей стране! Это были жалобы, доносы, которые неслись со всей страны. Причем доходило до смешного: жалобы слали депутаты каких-то очень далеких регионов. И такая ситуация могла произойти с любым бизнесом. Мне, конечно, было бы выгодно говорить, что у нас прижимают именно искусство. Но здесь дело не только в искусстве.

Дело в том, что люди, занимающие определенные должности, без каких-либо профессиональных проверок, заключений экспертов, могут на страницах средств массовой информации голословно обвинять кого-угодно в чем-угодно, заниматься клеветой.

- Вы считаете это превышением полномочий?

Я считаю, что есть закон о клевете. Когда вы выходите и заявляете, что в такой-то выставке есть элементы педофилии, порнографии, вы должны нести за это ответственность. Любые такие призывы должны иметь последствия. Они разделяют общество, делают людей агрессивными. Последствия таких заявлений могут быть непрогнозируемыми абсолютно! Именно поэтому была закрыта выставка.

- Не собираетесь ли вы теперь судиться с сенатором Еленой Мизулиной?

Я очень сильно рассчитывала на то, что получу какое-то письмо от госпожи Мизулиной, где она просит о каком-то понимании неадекватности ее действий. Я думала, что она как минимум сожалеет о том, что сделала в прошлом году. Но я, к сожалению, ничего не получила от нее. Поэтому я подумаю.

- Александр Петрунько, который совершил акт вандализма на выставке в прошлом году, сказал , что он и его знакомые с обираются посещать выставку каждый день. Какие меры безопасности вы будете принимать?

Давайте честно: выставка открывается для того, чтобы люди к нам приходили. Мы открыты для всех, у нас стоит ограничение "18+". Если они хотят, пусть покупают билеты и приходят хоть каждый день. Но за любые действия, которые нарушают законы Российской Федерации, граждане должны нести ответственность.

Контекст

- Если подобные акты вандализма повторятся, не закроете ли вы выставку?

Давайте не будем прогнозировать. Но у нас есть экспонаты в единственном экземпляре. Показывать выставку без этих экспонатов будет сложно. Я надеюсь, что ничего не произойдет.

- Ваше решение о закрытии выставки год назад дало повод для новых обвинений в ваш адрес. Те, кто говорил о порнографии, получили новую "пищу" для размышлений. А те, кто верил в вашу правоту, наверное, заподозрили вас в заключении компромисса с властями

Не было никакого компромисса! Нам вообще не с кем было разговаривать. Официально ни из администрации президента, ни из министерства культуры не было письма о том, что, мол, "мы хотим, чтобы выставка закрылась". Нас не закрывали. Мы сами закрыли выставку из-за сложившихся обстоятельств. Нам никто не мешает открыть ее снова. Мы не сдались. Понимаете, вы путаете позицию государства с позицией отдельных личностей, которые с помощью средств массовой информации делают себе пиар.

- Чем искусство Стерджеса будет интересно москвичам?

Смотрите, мы рождаемся с чистыми, хорошими помыслами, но мы взрослеем, происходит давление социальных норм. Исчезают основы, с которыми мы родились: чистота помыслов, искренняя любовь к близким, красота человеческого тела, не украшенного модными брендами. Если вы посмотрите на фотографии Стерджеса, вы увидите то, чего не видели давно во внешнем мире. Он снимает высвободившихся людей, которые находятся в естественных отношениях между собой и в естественных отношениях с природой. О каких-то истинных ценностях сегодня надо говорить...

Вновь открывающаяся выставка , на которой представлены фотографии семей нудистов, продлится с 8 декабря по 8 января.

Смотрите также:

  • Запретное искусство России

    "Тангейзер" против системы

    В 2015 году против режиссера Тимофея Кулябина было возбуждено административное дело из-за "умышленного публичного осквернения религиозных символов" в постановке оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер". В современной интерпретации Вагнера суд не нашел ничего преступного, однако спустя несколько дней Борис Мездрич, директор Новосибирского театра оперы и балета, где была поставлена опера, был уволен.

  • Запретное искусство России

    "Родина" с третьего раза

    В 2012 году бывший директор Пермского музея современного искусства Марат Гельман привез в Новосибирск выставку "Родина". Работы художников критиковали политиков и негативный образ стран бывшего СССР. Открытие переносили дважды - Минкульт запретил проводить выставку в здании государственного музея, а потом ее и вовсе отложили на неопределенный срок. В итоге площадка для "Родины" все-таки нашлась.

    Запретное искусство России

    "Матильда" под давлением

    До начала проката "Матильда" Алексея Учителя оказалась в центре скандала. В феврале 2017 года трейлер к фильму вызвал недовольство у представителей РПЦ и депутата Госдумы Натальи Поклонской. Она направила несколько запросов в прокуратуру с просьбой провести проверку и не утверждала, что создатели могут быть привлечены к уголовной ответственности. Прокатное удостоверение "Матильда" все же получила.

    Запретное искусство России

    "Нуреев" перенесен

    В июле 2017 года руководство Большого театра за несколько дней до премьеры перенесло балет "Нуреев" Кирилла Серебренникова якобы из-за "неготовности" спектакля. Настоящей причиной считают то, что в спектакле идет речь и о гомосексуальности Нуреева. Постановщик сейчас находится под домашним арестом из-за обвинений в "мошенничестве", связанном с его театром "Гоголь-центр".

    Запретное искусство России

    Позор для России?

    "Синие Носы" – скандальная арт-группа, созданная в 1999 году. Ее участников Александра Шабурова и Вячеслав Мизина неоднократно задерживала таможня, против выставок с их работами возбуждали уголовные дела, а в 2007 году Александр Соколов, на тот момент - министр культуры РФ, назвал картину "Эра милосердия" "позором для России". "Синие Носы" именуют себя "самыми запрещенными художниками страны".

    Запретное искусство России

    "Война" в Италии

    Участники арт-группы "Война" Олег Воротников и Леонид Николаев (на фото) находились в 2010 году в СИЗО из-за перформансов, носящих "дерзкий и циничный характер выражения протеста против власти". Действия художников были провокационными – они целовали милиционеров, переворачивали машины, блокировали работу ДПС. Лидеры сбежали в Италию, опасаясь преследования со стороны российских властей.

    Запретное искусство России

    Узницы совести

    Панк-группа, исполнившая молебен с призывом "Богородица, Путина прогони!" в Храме Христа Спасителя. В 2012 году Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич приговорили к двум годам лишения свободы за хулиганство. Дело получило широкий общественный резонанс, за девушек заступились известные музыканты – Мадонна, Пол Маккартни, Стинг и правозащитная организация Amnesty International.

    Запретное искусство России

    Псалмы против искусства

    Организаторы выставки "Запретное искусство – 2006" выплатили штрафы в 150 и 200 тысяч рублей за "разжигание религиозной розни". Уголовное дело против Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова (на фото) было возбуждено по инициативе православного движения "Народный собор". В день оглашения приговора во дворе суда поборники религии пели псалмы, а арт-группа "Война" в знак протеста выпустила 3000 тараканов.

    Запретное искусство России

    Обвинение за "Свободу"

    Петра Павленского неоднократно задерживали сотрудники полиции во время его перформансов: художник зашивал рот в поддержку Pussy Riot, обматывался колючей проволокой в знак протеста против "репрессивной законодательной системы и государственной машины", прибивал себя за гениталии на Красной площади. Петербургский художник обвинен в вандализме из-за акции "Свобода" в поддержку киевского Майдана.

    Запретное искусство России

    Карнавала не будет

    Новосибирский художник и создатель шествия "Монстрация" был арестован на десять суток после акции 1 мая 2015 года. Организаторы впервые за 12 лет не сумели согласовать маршрут ежегодного карнавала с местными властями, однако Артем Лоскутов призвал новосибирцев поддержать событие и направиться к администрации, скандируя "Не мужик!" в адрес мэра Анатолия Локтя.


Понять творческих людей действительно способен не каждый. Кто-то обязательно будет кричать: «Никакое это не искусство, а просто безобразие», кто-то - поставит автору в упрек, что называть разврат творчеством - преступно. Именно так блогеры охарактеризовали выставку "Без смущения", которая с 8 сентября открылась в Москве в Центре фотографии имени братьев Люмьер.

Я в ступоре: в Москву привезли работы идейного вдохновителя всех педофилов Джока Стёрджеса , - возмутилась блогер Лена Миро. - Этот тип снимает, в основном, голых девочек в период полового созревания. Я не понимаю, как мог автор таких фотографий - жирный, старый извращенец - оказаться в Москве с персональной выставкой. Куда смотрят власти Москвы? Почему они это допустили? Почему в Москве выставляются работы того, кто снимает маленьких голых девочек в сексуально-призывных позах?

Специально нахожу фотографии Джока Стёрджеса - их много в интернете - на них действительно юные девочки, на которых нет одежды... совсем, даже трусиков. Точно такие же снимки нахожу и на сайте Центра фотографии имени братьев Люмьер - точно, выставка такая проходит. До последнего, мне казалось, что информация фейковая.

Организатором выставки является наш центр, мы получили согласие автора и распечатали фото. На выставке представлено 40 фотографий, - рассказали "Комсомольской правде" в Центре фотографии имени братьев Люмьер. -

А представленны фото, где девочки полностью голые? - уточняю.

Да. Но это же искусство - вы должны это понимать. Прямо откровенных нет. Интимные места деликатно прикрыты руками, волосами.

В интернете нахожу информацию, что Джок Стёрджес действительно самый противоречивый фотограф последних десятилетий. Он известен своими сериями фотографий семей нудистов Франции , Северной Калифорнии и Ирландии . Его даже обвиняли в педофилии за его снимки. Возмутилась в 90-х годах консервативная общественность, христианские общины и правоохранительные органы США . В студии автора прошли обыски, арест работ и фототехники. В магазинах общественники уничтожали фотоальбомы автора. Но позже все обвинения с автора были сняты.

Джок Стёрджес выпустил более 10 монографий, его работы находятся в музейных коллекциях таких институций, как Музей современного искусства и Метрополитен-музей в Нью-Йорке , Национальная библиотека в Париже и франкфуртский Музей современного искусства, - сообщают на сайте Центра фотографии имени братьев Люмьер.

Ради любопытства еду на Болотную набережную, где находится Центр фотографии имени братьев Люмьер. Билеты на выставку должны быть от 200-430 рублей. Но меня встречает закрытая дверь и табличка "Центр фотографии не работает по техническим причинам".

- А почему центр закрыт? - спрашиваю у сотрудников.

Прорвало трубу на "Октябре", у нас там все течет, - говорит мне представитель Центра.

- Прямо все залы? Фотографии тонут? - уточняю.

- А вон там люди же ходят...

Это последний сеанс, они уже уходят...

Выходившие с выставки говорят, что в залах сухо. Выставку "Без смущения" видели, но педофилами себя не считают.

Там обнаженные девочки - да. Но фото не развратные. Обычные, - говорит посетитель Андрей. - Хотя на некоторых все же есть легкая эротика.

Вход в зал с табличкой "18+" уже перегородили, но фотографии пока еще висят.

В интернете тем временем вижу сообщения, что сенатор, заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина возмутилась появлением подобной выставки в Москве и обратилась к генеральному прокурору Юрию Чайке организовать проверку, и, в случае выявления фактов нарушения законодательства, закрыть экспозицию.

И сразу после этого, как утверждают сотрудники Центра фотографии имени братьев Люмьер, на "Октябре" прорвало трубу и выставку пришлось закрыть по техническим причинам. Но в это же время расположенный рядом магазин с книгами открыт. Вот только фотоальбомы Джока Стёрджеса, по абсолютной случайности, закончились.

Вместе с последними посетителями все же попадаю в зал, где на стенах были все 40 фотографий, снятых Стёрджесом на крупноформатную карданную камеру 20х25 см. Здесь не только ранние работы 1970-х годов, но и современные снимки. Среди посетителей были не только парни, но и девушки, встретила я там даже семью с маленьким ребенком.

- Вам не кажутся эти фотографии вульгарными? - интересуюсь у девушек.

Нет. Это же натуральная красота женского тела, - отвечает 20-летняя Александра.

Да, я читала.

КСТАТИ

В России Роскомнадзор несколько раз выносил предупреждения различным интерент-ресурсам, которые размещали у себя подборки фотографий Джока Стёрджеса. По мнению экспертов ведомства, их можно считать детской порнографией.

x HTML-код

Общественная палата: Выставлять такого фотографа в центре Москвы - неправильно в любом случае. Активисты заблокировали экспозицию Джока СтёрджесаВиктор ГУСЕЙНОВ

МНЕНИЕ

Дети это товар. Товар надо продвигать и продавать

Дмитрий СТЕШИН

Изначально, базис для педофилии заложила свора модельеров-гомосексуалистов, плотно обсевшая фэшн -индустрию, как мухи - разбитый арбуз. Примерно лет двадцать-тридцать назад начался этот процесс - когда на подиумах вместо нормальных женщин стали появляться бледные создания без особых половых признаков, в последней стадии чахотки. Но знающие люди моментально объяснили дикой публике, что туберкулез тут не при чем, это теперь такая модная тема, называется «героиновый шик». ()

Сергей Попов, искусствовед, галерист: "Стёрджес не извращенец, а художник"

Стёрджес - значительный фотохудожник, посвятивший свою деятельность людям, живущим в гармонии с природой, - нудистам. Безусловно, это искусство, и демонстрируется оно на территории респектабельной галереи. Стоит гриф «18+», так что говорить о растлении просто смешно - у нее взрослые зрители... Ну а от прокурорских проверок интерес к выставке лишь возрастет.

МНЕНИЕ ИЗ ФЕЙСБУКА:

А В ЭТО ВРЕМЯ

"Пропаганда педофилии!" - Мизулина требует закрыть фотовыставку обнаженных девочек

В скандал вокруг открывшейся в столичном Центре фотографии имени братьев Люмьер выставки "Джок Стерджес. Без смущения" вмешалась Елена Мизулина. Публику возмутило, что натурщицы Стерджеса - обнаженные маленькие девочки. ()

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Активисты заблокировали работу выставки фотографий Джока Стэрджеса в Москве

Экспозиция в «Центре фотографии имени братьев Люмьер» с сегодняшнего дня официально закрыта

МНЕНИЕ

Дмитрий Энтео: «Организаторы педофильской фотовыставки должны понести уголовное наказание»

В скандал с открывшейся в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер выставки «Джок Стерджес. Без смущения» вмешался Дмитрий Энтео , основатель организации «Божья Воля». Активист рассказал «Комсомолке» зачем он собирается написать заявление в полицию на организаторов экспозиции. ()

РЕАКЦИЯ

Кузнецова: Жаль девочек, чьи фото демонстрируются на выставке Стерджеса

Фотоработы Джока Стерджеса были признаны Роскомнадзором "детской порнографией" и им не место в культурной жизни Москвы. Такое мнение высказала уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова ()

25 сентября представители организации «Офицеры России» заблокировали вход на выставку Джока Стёрджеса, которая с 8 сентября проходила в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве. Роскомнадзор признал работы фотографа порнографическими, из-за чего экспозицию и вовсе пришлось закрыть. Фотограф и журналист Ирина Попова объясняет, почему творчество Стёрджеса - это не порнография, а искусство.

Джок Стёрджес

Американский фотограф. На протяжении 40 лет фотографировал семьи своих друзей, живущих и отдыхающих на побережьях Калифорнии и юга Франции. Во второй половине 1990-х годов лидер Евангельской церкви Рэндалл Терри стал призывать к уничтожению фотоальбомов Джока Стёрджеса, Дэвида Гамильтона и Салли Манн, считая, что они оскорбляют чувства верующих. Против фотографа было возбуждено несколько уголовных дел, которые впоследствии закрыли. Работы Стёрджеса являются частью коллекций Метрополитен-музея в Нью-Йорке и Музея современного искусства во Франкфурте.

Да, его снова закрыли. Джока Стёрджеса, известного фотографа, «певца обнаженной натуры», не дали показать в «центре столице нашей Родины, в трех минутах от Кремля». Последний штамп я повторила из интервью с Антоном Цветковым, главой НКО «Офицеры России», специально чтобы отразить это ощущение неживой речи, отсутствия смыслов, а лишь повторения зазубренных формулировок, будто говорит механический органчик в голове градоначальника из известной повести Салтыкова-Щедрина.

Люди в форме стояли в ряд, блокируя вход на экспозицию. Зрелище напоминало кадры из рэкета 90-х. Действительно, в обход закона, постановлений и вообще какого-то вмешательства государственных органов какие-то люди из какой-то группировки подменяют собой власть, куда-то врываются, что-то штурмуют. Человек, обливающий мочой объекты искусства, был одет в «пацанскую» кожаную куртку из 90-х, и весь внешний вид его был так чужд всему, что можно именовать прекрасным, что казалось, будто воюют две поистине враждебные силы.

Человек, обливающий мочой объекты искусства, был одет в «пацанскую» кожаную куртку из 90-х, и весь внешний вид его был так чужд всему, что можно именовать прекрасным, что казалось, будто воюют две поистине враждебные силы.

В комментариях на странице самой галереи братьев Люмьер граждане усердствуют с употреблением лексики типа «порочность» и «аморально». Обнаженные подростки вызывают у них ужас, страх, непонимание и слепую ярость.

В Москве (где, по разным подсчетам, проживает от 12 до 20 миллионов человек), есть место всему — в том числе цветущему пороку и разврату. Можно позвонить по телефону и вызвать на дом, в гостиницу, в машину кого угодно и для чего угодно. С другой стороны, на пляже можно обозревать сколько угодно голых копошащихся в песке детей. То есть запретным является не сам «разврат», а переход его на территорию искусства, эстетизация того, о чем говорить страшно и неудобно. А именно о том, что все мы рождаемся облаченными в телесную оболочку.

Так почему же фотографии с изображением обнаженных детских тел — это шедевр? На то существует несколько причин.

Причина первая

Одной из функций искусства является разговор о прекрасном. С древних времен история визуального искусства была проникнута особым вниманием к обнаженной натуре. В культуре Древней Греции и Рима скульптуры идеальных или близких к идеальным тел, не исключая детей, носили поучительный характер: они представляли пример для подражания и услаждали глаз. Фотографии Стёрджеса в этом смысле в высшей степени прекрасны. В них совершенно все: и тела, и лица, и та обстановка, в которой эти люди живут. Они словно возвышенные существа на фоне природы, которые гораздо больше отрешены от физиологии, чем, например, жирные ангелочки на классических барочных полотнах.

Причина вторая

Эти изображения — гораздо больше, чем просто объекты. Здесь мы говорим не просто о «голых детях», а о том, как они изображены, а это не одно и то же. Это еще и камера-посредник, и стиль, и цветовая гамма, и даже структура зерна. Мастерством мы называем именно сочетание всех этих элементов: объектов и формы. И здесь мы видим отменное мастерство.

Маленький тест для людей, не посвященных в таинство фотографии. Попробуйте расслабить взгляд и полностью отрешиться от изображенных объектов. Минуту разглядывайте просто светлые и темные пятна, сочетания линий, движения композиции. Пускай эти пятна и линии заставляют взгляд путешествовать, как по географической карте, или превращаться в непосредственный эмоциональный танец. Если фото вызывает при этом ощущение магической гармонии, значит, речь идет о хорошей фотографии.

Причина третья

Пожалуй, главная отличительная черта работ Стёрджеса - в том, что у зрителя с открытыми глазами и умом они призваны расширять границы познания о мире. Они способны вызывать общественную дискуссию, и именно в этом их главный смысл. То, что выставку с такими фотографиями закрывают, значит только то, что у общества есть непроработанная болезненная тема. И, беря на себя удар морально-этических вояк, эти работы решают важную общественную задачу — определить значимость этой темы для современного мира.

То, что выставку с такими фотографиями закрывают, значит только то, что у общества есть непроработанная болезненная тема.

Слово «педофилия» оказалось фаворитом медийных заголовков всего несколько десятков лет назад. До этого детей в сексуальном ключе рассматривали только откровенные психи. Теперь при виде голых детей об этом думают практически все — появляется смутный всесторонний страх. При этом общественная мысль идет в совершенно противоположном направлении. Создавая подсознательный истерический страх перед любой детской телесностью, мы разрушаем сам феномен детства, где нагота не отягощена половой функцией, но является представителем всего того непосредственного, легкого, естественного, что связано с детством.

Получается, эти фотографии, призванные говорить о прекрасном, вскрывают затхлые гнойники общества, отражая все уродливые страхи, живущие в нас самих.

Ближе всего по духу к работам Джока Стёрджеса стоит Салли Манн, которая фотографировала собственных детей на лоне природы.