Домой / Утепление / Значение ковалевский максим максимович в краткой биографической энциклопедии. М. Ковалевский в истории социологии Деятельность в России

Значение ковалевский максим максимович в краткой биографической энциклопедии. М. Ковалевский в истории социологии Деятельность в России

КОВАЛЕВСКИЙ, МАКСИМ МАКСИМОВИЧ (1851–1916), русский социолог, историк. Родился 27 августа (8 сентября) 1851 в Харькове. Окончил юридический факультет Харьковского университета. В 1872–1877 занимался научными исследованиями за рубежом (по большей части в Англии). В 1877 защитил в Московском университете магистерскую диссертацию, посвященную вопросам истории государственных институтов Великобритании. В 1879–1880 участвовал в издании журнала «Критическое обозрение». В 1880 защитил докторскую диссертацию Общественный строй Англии в конце средних веков . В 1883–1887 занимался историческими и этнографическими изысканиями на Кавказе, опубликовал ряд работ историко-этнографического характера (Закон и обычай на Кавказе , Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом и др.). С 1887 Ковалевский вновь жил и работал за границей, читал курсы в университетах Англии, Бельгии, Швеции и др. стран. Наиболее значительные работы этого периода – Происхождение современной демократии (1895–1897) и Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства (1898–1903). В 1901 участвовал в основании Высшей русской школы общественных наук в Париже. С 1905 преподавал в Петербургском университете, активно участвовал в российской общественно-политической жизни: в 1906 избирался в Первую Государственную думу, основал Партию демократических реформ. С 1909 – один из издателей «Вестника Европы». В 1914 стал действительным членом Академии наук. Ковалевский был одним из основателей Московского психологического общества. Среди его основных его трудов по социологии и политической истории – Современные социологи (1905), Социология (1910) и От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму (1906). Ковалевский был инициатором издания 5-томной антологии Родоначальники позитивизма (1910–1913).

Будучи приверженцем классического позитивизма, Ковалевский критически относился к большинству направлений европейской и русской философии, обнаруживая в них черты «архаической», с его точки зрения, метафизики. Критикуя марксизм как общефилософскую теорию, в то же время высоко оценивал вклад К.Маркса (с которым поддерживал дружеские отношения) в социологию, характеризовал последнего как «великого апостола новейшей социологии». Важнейшим социологическим законом считал закон прогресса, действующего универсально и объективно: рост солидарности в обществе, процесс «очеловечевания» природы. Особое значение Ковалевский придавал такому «материальному» фактору прогресса, как неизбежный рост народонаселения. Общественный прогресс реализуется преимущественно эволюционным путем, а революции, как правило, опасны, ущербны и даже «патологичны». Классовые противоречия и классовая борьба, по Ковалевскому, свидетельствуют о «незрелости» системы общественных отношений. В своей теории общественного прогресса он придерживался принципа исторического детерминизма, полагая, что субъективные и случайные факторы не играют в истории решающей роли.

Введение.

М.М. Ковалевский (1851-1916) - крупнейший русский со-циолог конца XIX - начала XX в. Он оказал огромное влия-ние на формирование социологии, ее институционализацию и признание в русском научном сообществе 1 . Значительным ав-торитетом М. Ковалевский пользовался как крупный ученый и в Западной Европе.

О Ковалевском писали исследователи Н. Кареев, П. Соро-кин, П. Милюков и др. Г.В. Плеханов относил Ковалевского к числу людей, чьи труды представляют существенный вклад в общественную науку. Он писал, что Ковалевский принадле-жит к немногим русским авторам, сочинения представляют собой серьезные социологические исследования.

В творчестве М. Ковалевского органически переплелись пра-во, социология, история, экономическая теория, этнография и широкая публицистическая деятельность. Все, чем занимался Ковалевский, способствовало созданию целых научных школ и направлений. Так, с его именем связаны становление рус-ской исторической школы права (русской социологической школы права), русской школы медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии, метод генети-ческой социологии и др.

Кроме того, М.М. Ковалевский являлся известным обще-ственным и государственным деятелем. Он был депутатом Го-сударственной Думы (1905), состоял от академических кругов России в Государственном совете, возглавлял Партию демок-ратических реформ, а также активно распространял идеи прав человека, гражданина, идеи конституционализма и демокра-тии. Его работы о происхождении и сущности демократии, о сущности парламентаризма не потеряли своего научного и со-циально-политического значения и сегодня. Однако Ковалев-ский «прежде всего ученый, а затем уже общественный деятель, публицист, государственный политик и т.д. В центре его жизни была наука» 1 .

Биография.

Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916) Ковалевский происходил из зажиточной дворянской семьи. По окончании гимназического курса в 1868 г. поступил на юридический факультет Харьковского университета, где у него сложился особенный интерес к исторической науке.

В студенческие годы Ковалевский увлекался Прудоном, читал Лассаля, Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Но ни политика, ни острые социальные проблемы не изменили его планов. Его влекла к себе академическая научная деятельность без бурь и потрясений.

Готовясь к профессуре, Ковалевский уехал за границу, где провел около пяти лет с 1872 по 1877 г. Он сблизился со многими учеными, в том числе со Спенсером, Меном; из русских - с Вырубовым, В. Соловьевым, Лавровым. Ковалевский познакомился также с Марксом и Энгельсом, с которыми поддерживал впоследствии дружеские отношения и обменивался научной информацией.

Возвратившись в Россию, Ковалевский защитил магистерскую, а затем докторскую диссертации, и, как профессор Московского университета, вел курсы по конституционному праву зарубежных государств.

Ковалевский сформировался как юрист, ориентированный на историю в ее обобщенном виде, то есть социологическом содержании.

На научную и особенно на преподавательскую деятельность Ковалевского в правительственных кругах смотрели подозрительно. Независимый характер, либеральные убеждения, наконец, популярность талантливого профессора в студенческой среде - все это сильно не нравилось властям. Министерство просвещения предложило Ковалевскому оставить университет ввиду его «отрицательного отношения к русскому государственному строю». В 1886 г. Ковалевский уехал за границу, где провел почти восемнадцать лет.

О том, что Ковалевского постоянно тянуло к России и к русским в период долгого пребывания за границей, свидетельствует факт организации им «Русской высшей школы общественных наук» в Париже в 1900 г, в которой слушателями была большей частью находившаяся в эмиграции радикально настроенная молодежь. В этой школе наряду с такими профессорами, как К. А. Тимирязев, Н. И. Кареев и многие другие, некоторое время читали лекции В. И. Ленин и Г. В. Плеханов.

Русский ученый выступал с лекциями также в университетах Франции, Бельгии, Англии, США, Швеции. Его избрали членом общества социологии в Париже, а затем Международного института социологии, в котором он стал сначала вице-председателем, ас 1907 г. возглавил это международное сообщество.

Поселившись на юге Франции, Ковалевский работал над главными своими трудами: «Происхождение современной демократии» (в 5 томах), «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (в 3 томах), «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (в 3 томах). Кроме этих фундаментальных трудов, он опубликовал огромное количество больших и мелких работ в заграничных и русских изданиях.

Результатом исследования социологических проблем явились две книги, а именно: «Современные социологи» и два тома «Социология».

Ковалевский вернулся в Россию в 1905 г. Сторонившийся в прежние годы политики, теперь он захвачен общественным подъемом - участвует в различных организациях, пытается создать собственную политическую партию «демократических реформ» с умеренно-либеральной программой, становится депутатом Государственной Думы и членом Государственного Совета.

Ни общение с Марксом и Лавровым, ни русская революция, по-новому поставившая многие проблемы жизни страны, не изменили давно сложившихся у него конституционно-монархических убеждений. Если прежде, в 80-90-х гг., обоснование и защита конституционализма еще имели для России какое-то значение в борьбе с самодержавием, то теперь умеренный либерализм потерял в глазах передовых людей всякую привлекательность. Из относительно прогрессивной в свое время политическая доктрина Ковалевского превратилась в консервативную.

Иное дело - научные занятия. Здесь он был в своей привычной стихии, и влияние его как ученого по-прежнему в академических кругах было высоким. Он читает лекции в Петербургском университете, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, поддерживает связи с многочисленными зарубежными научными учреждениями и учеными, издает журнал «Вестник Европы», заканчивает давно начатые исследования и берется за новые. Российская Академия наук избирает Ковалевского своим членом.

В 1916 г. Ковалевский внезапно заболел и умер 2 .

Теория и методология М.М. Ковалевского.

Социологическая концепция Ковалевского сложилась под влиянием двух источников: позитивизма и марксизма (он называл себя учеником Конта и последователем Маркса). Такой необычный на первый взгляд синтез противоположных друг другу теорий на самом деле был распространен в 70-90-х гг. как в Западной Европе, так и в России. К этому времени вышли в свет основные труды основоположников марксизма, и ни один исследователь в области общественных наук, к какой бы политической платформе он ни примыкал, уже не мог пройти мимо «Капитала» 3 .

Ковалевского в высшей степени возмущало то отношение к социологии, которое сложилось в России. Связывая большие надежды на признание социологии с началом издания «Новых идей в социологии», Ковалевский подчеркивал, что это «...до некоторой степени рассеет предубеждения наших руководящих сфер против науки, не допускающей чистого эмпиризма в деле общественного и государственного строительства... Русские ученые и интеллигенты давно... стали на сторону восполнения положительного знания наукой, которая охватила бы необозримую массу конкретных обобщений, даваемых историей, экономикой, статистикой, политикой, правом, этикой, коллективной психологией, эстетикой, и установила бы вместе с тем элементарнейшие законы человеческого общежития» 4 .

Среди работ М. Ковалевского непосредственно к социологической тематике относятся: «Современные социологи» (1905); «Очерк развития социологических учений» (1906); «Социология» (Т. 1, 2; 1910); «Современные французские социологи» (1913); «Происхождение семьи, рода, племени, государства и религии» (1914), а также большое количество статей, напечатанных как в русских, так и зарубежных журналах. Кроме того, перу Ковалевского принадлежат крупные работы в области истории, этнографии и правоведения: «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (Т. 1, 1898; Т. 2, 1901; Т. 3, 1903); «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (Т. 1-3, 1906) и др.

В этих и других работах М. Ковалевского исторический подход сливается с широкими социологическими обобщениями, в которых прослеживаются динамика общества, его движущие силы, вскрывается социальная структура, т.е. ведущим является социологический анализ. В своих социологических исследованиях Ковалевский уделял большое внимание исторической науке и широко использовал сравнительно-исторический метод . Н. Кареев назвал Ковалевского «историком-социологом». Историко-сравнительный метод Ковалевский считал наиболее эффективным, способным открыть законы социального развития и наметить основные этапы развития общества.

Смысл этого метода заключается в том, что социолог и историк, подобно биологу, придерживающемуся эволюционной теории, при рассмотрении ступеней в развитии общества, следующих одна за другой, а также при рассмотрении жизни различных народов, прибегает к сопоставлениям, устанавливая степени сходства и различия однотипных явлений, в результате чего в объективном ходе исторических событий выявляются общие и частные закономерности. Согласно требованиям этого метода, социолог должен охватить весь естественно-исторический процесс, историю народов, находящихся на разных ступенях развития. Общество - это многосложная, развивающаяся организация, в которой все стороны находятся в тесном взаимодействии. Поэтому необходимо изучение одной его стороны с помощью наук, изучающих другие его стороны. Проверка данных одной науки данными других, а главное - совпадение результатов, есть лучшая гарантия от субъективизма и вместе с тем надежное ручательство за правильность сделанных выводов. И только в этом он видел достаточный критерий истинности 5 .

Историко-сравнительный метод давал большие возможности познания самых различных аспектов социального развития не только в региональном, но и в глобальном, общечеловеческом плане, ибо этот метод основывался на признании единства и целостности человеческой истории. Как считал М. Ковалевский, объектом наблюдения должны быть не отдельные исторические явления, а «эволюция форм общественной жизни всего человечества» 6 . Он исходил из того, что сравнение необходимо строить на предельно широком материале, брать общество в связи всех его сторон.

Ковалевский критиковал О. Конта за то, что тот ограничивал сферу исследования лишь римско-католическим миром. Полный оптимизма по отношению к историко-сравнительному методу, он считал возможным «постепенное восхождение до познания общих мировых причин развития» социальной жизни. И хотя это было преувеличением по отношению к одному методу познания, однако в нем были заложены значительные научные возможности, поскольку соединение исторического подхода с принципом сравнения позволяет делать выводы о генетическом родстве явлений, воспроизводить тенденцию и устойчивые моменты развития тех или иных социальных явлений, институтов, процессов. Недаром социологию Ковалевского называют генетической. «Генетической социологией называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право...» 7 .

Сравнительный (генетический) метод высоко ценился О. Контом и социологами органической школы. Как вспоминал Н. Кареев, брошюра М. Ковалевского «Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории и права» (1880) была длительное время его единственным трактатом в области социологии.

Социологические взгляды Ковалевского складывались под воздействием различных идейных течений. Его социологическая деятельность во многом определялась позитивистскими принципами философии О. Конта, с которой он познакомился в 70-х годах во Франции. Сильно укрепили в Ковалевском позитивистскую методологию личные встречи со Спенсером, хотя идею «спонтанной эволюции» Спенсера он не разделял и считал возможным изменение общественного строя через политические действия органов государственной власти. Ковалевский пронес верность идеям позитивизма через всю свою научную жизнь. М. Ковалевский - наиболее яркий представитель «классического позитивизма» в России 8 .

Ковалевского привлекал позитивизм, прежде всего, подходом к развитию общества как к закономерному процессу, его также привлекала Контовская идея прогресса и Контовский же принцип «консенсуса». Вместе с тем, Ковалевский не разделял предубеждения Конта против психологии и приветствовал возникновение коллективной психологии, хотя он не соглашался с идеей о том, что она может заменить собой социологию. Он полемизировал с Г. Тардом, у которого социология фактически растворялась в коллективной психологии, но к психологическому направлению, в частности Л. Уорду, относился положительно. Этому в немалой степени способствовало то, что Л. Уорд с признанием эволюционного (генетического) процесса утверждал и антропо-телеологический подход, согласно которому люди способны ставить себе цели и совершать действия по их достижению. Мысль о таком воздействии людей на общественную жизнь соответствовала и взглядам М. Ковалевского 9 .

Отпечаток на социологию Ковалевского наложили его знакомство с теорией марксизма и личные встречи с Марксом. М. Ковалевский признавал, что, несмотря на различие их политических и философских взглядов, общение с Марксом до некоторой степени определило направление его научной деятельности. Вместе с тем позитивизм Конта и Спенсера он рассматривал как более универсальную систему и пытался соединить положения Маркса с воззрениями Конта и Спенсера 10 .

Ковалевского не увлекала разработка общих теорий путем дедуктивно-гипотетических посылок, и он строил свою социологию не сверху, а снизу, опираясь на фактический материал, доставляемый различными историческими науками. У Ковалевского и нет работ, в которых бы его социологические взгляды были изложены систематическим образом. К таким основополагающим принципам научного подхода Ковалевского относятся генетический метод и теория факторов , которые органически вписывались в основные положения и идеи классического позитивизма, а все это завершала теория прогресса . «Без идеи прогресса, подчеркивал Ковалевский вслед за О. Контом, - не может быть и социологии» 11 . Важной частью его социологической деятельности являлся историко-критический анализ концепций многих современных ему авторов: Тарда, Гиддингса, Уорда, Гумпловича, Дюркгейма, Зиммеля, Маркса и др.

Максим Максимович Ковалевский

Ковалевский Максим Максимович (1851 - 1916) - русский правовед и социолог, стоявший у истоков социологического образования в России, общественный деятель. Труды: «Сочинения» в 2 томах, «Моя жизнь. Воспоминания». Создатель так называемой генетической социологии , занимающейся изучением зарождения, становления и развития общественных институтов. Опираясь на контовскую идею о взаимозависимости факторов исторического процесса, Ковалевский разработал собственную теорию социальных факторов (плюралистическую концепцию социальной причинности), настаивая на «равноправии» всех факторов и условий, возможности каждого из них выступать в качестве «независимой переменной».

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010 , с. 17.

Другие биографические материалы:

Выборгское воззвание от 10 июля 1906 года (документ).

Каченовский Дмитрий Иванович (1827-1872), известный юрист, один из преподавателей Ковалевского.

Сочинения:

От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, т. 1-3. М., 1906;

Социология, т. 1-2. СПб., 1910.

Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения. М., 1879. Ч. 1;

Происхождение современной демократии. М., 1895-1899. Т. 14;

Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства. М„ 1898- 1903. Т. 1-3;

Сочинения: В 2 т. Спб., 1997.

Литература:

Лиоренцевич И. Г. Плюралистическая теория М. М. Ковалевского. - В кн.: Социологическая мысль в России. Л., 1978.

История и историки, 1977. М., 1980;

Социологическая мысль в России. Л., 1978;

Мягков Г. П. Русская историческая школа. Казань, 1988;

Сафронов Б. Г. М. М. Ковалевский как социолог. М., 1960; М. М.

Ковалевский в истории социологии и общественной мысли: Сб. статей. Спб., 1996;

Погодин С. Н. Русская школа историков: Н. И. Кареев, И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. Спб., 1998;

М. М. Ковалевский. Спб., 1998;

М. М. Ковалевский и современная общественная мысль. Спб., 2001;

Хайлова Н. М. М. М. Ковалевский // Российский либерализм: идеи и люди. М., 2007.

Максим Максимович Ковалевский (27 августа (8 сентября) 1851, Харьков – 23 марта (5 апреля) 1916, Петроград) - русский социолог, историк, окончил юридический факультет Харьковского университета в 1872 г., образование продолжил за границей, где познакомился со многими наиболее крупными деятелями науки и общественной жизни, в частности, с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1877 г. он защитил магистерскую диссертацию "История полицейской администрации и полицейского суда в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда III" и начал чтение лекций по государственному праву иностранных держав и по истории учреждений в Московском университете. В 1880 г. Ковалевский стал ординарным профессором Московского университета, защитив докторскую диссертацию "Общественный строй Англии в конце средних веков". Десятилетие (с 1877 по 1887 г.), проведенное им в Москве, было блестящей порой Московского университета. Отстраненный от преподавания в 1887 г. "за отрицательное отношение к русскому государственному строю", Ковалевский уехал за границу, где читал лекции в лучших университетах Европы и Америки.

Его научные интересы были поистине энциклопедическими: Ковалевский - автор известных трудов по истории и экономике, создатель новой школы права, исследователь этнографии народов Кавказа, видный русский социолог, стоявший у истоков социологического образования в России.

Ковалевский - вице-председатель, а с 1907 г. председатель Международного института социологии, член Общества социологии в Париже, один из организаторов Высшей Русской школы общественных наук в Париже. После возвращения из-за границы в 1905 г. он занимался активной общественной деятельностью в России - был депутатом I Государственной думы, где основал партию демократических реформ, членом Государственного Совета от Академии наук и университетов. С 1909 г. Ковалевский - один из редакторов журнала "Вестник Европы", председатель многочисленных обществ и кружков: Вольного экономического общества, Юридического общества, русского отделения Общества мира и других.

В 1905-1916 гг. Ковалевский - профессор Петербургского университета. Студент Н. В. Егоров вспоминал: "Большой популярностью пользовался знаменитый профессор политической экономии и общественный деятель Максим Максимович Ковалевский. Свои в высшей степени содержательные и интересные лекции он читал превосходно. Вокруг его имени царил ореол легенды. Нам, студентам, импонировало, что М. М. Ковалевский был лично знаком со многими выдающимися европейскими учеными. "..." Он имел самые разносторонние связи в политическом мире Западной Европы и России. М. М. Ковалевский обладал колоссальной эрудицией и даром превосходного изложения предмета. Мне нравилась сама внешность Ковалевского: высокого роста, представительный, с очень красивым и породистым лицом. Ко всему этому надо прибавить громкий, четкий голос и прекрасную дикцию" (Ленинградский университет в воспоминаниях современников. Т. 2. 1895-1917. Л., 1982. С. 112-113).

По отзывам современников, Ковалевский обладал качеством подлинно университетского наставника: все три аспекта своей деятельности - науку, преподавание и политическую практику - он взаимоплодотворно сочетал. Этим объясняется и широкий диапазон его лекционных курсов, сменявших друг друга по мере завершения исследования. Один учебный год Ковалевский читаел историю государственных учреждений, другой - современные политические институты на Западе, третий - историю сословий на Западе и в России, четвертый - сравнительную историю семьи и собственности и т. п. Как верно заметил его ученик, а позднее коллега по Петербургскому университету профессор И. М. Ивановский, преподавание было для Ковалевского любимым делом, которому он отдавался "со свойственной ему энергией и увлечением" (Ивановский И. М. М. Ковалевский в Петроградском университете (1906-1916) // М. М. Ковалевский. 1851-1916. Сб. статей. Пг., 1917. С. 110).

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ.

Генетическая социология складывалась почти одновременными усилиями ряда западных исследователей - Л. Г. Морганом, Д. Ф. Мак-Леннаном, А. Постом, Г. С. Мэном, И. Бахофеном, Э. Б. Тэйлором - и русских, среди которых ведущее место, безусловно, принадлежало М. М. Ковалевскому, определявшему генетическую социологию как "эмбриологию человеческих обществ". Ее главной задачей Ковалевский считал выделение в особую группу сходных у разных народов на сходных ступенях их развития обычаев и учреждений, "однохарактерных форм" общежития и этим дать материал для создания общей социологией картины общего прогрессивного развития человечества. Эта идея была подсказана ему сочинениями О. Конта, в которых обосновывалась необходимость построения социологии на трех конвенциональных методах: наблюдении, эксперименте, сравнении и четвертом, наиболее фундаментальном - историческом методе, предполагающим сведение многообразных данных, полученных от первых методов, к исходным элементам общества и рассмотрение их исторического зарождения, развития, перерождения и гибели. Русская генетическая социология предприняла поиск подобных элементов в генезисе ряда общностей (семьи, рода, племени), институтов (рабства, власти, собственности), духовной культуре (религиозных верованиях, праве, обычаях).

Основатель плюралистической социологии = многофакторный анализ общества.Выступает против многофакторных теорий. Боролся с биологической и географической школами, критиковал биоорганицизм и механицизм. Выдвигает идею того, что социологическая наука должна одновременно исследовать воздействие целого ряда факторов.

Методы: генетический, кросскультурный, сравнительно – исторический.

1)Сравнительно – исторический метод: позволяет выделять у различных народов сходные группы по различным признакам: пол, хозяйство, культура и т.д. Выделяя сходные группы можно выявить этапы развития общества в целом.

2)Кросскультурный метод: необходимость сравнивать различные культурные, социальные практики народов (восток – запад).

3)Генетический метод: рассматривает происхождение и развитие.

Исследование происхождения социальных институтов и их типологизация.

“Две жизни: Маркс и Спенсер”: предложил теоретический синтез марксистской теории и позитивизма.

Понятие генетической социологии и ее метод

“Генетической социологией называют ту часть науки об обществе и его организации и поступательном ходе, который занимается вопросом о происхождении и общественных институтов, каковы семья, собственность, религия, государство, нравственность и право, входящие на первых порах в состав одного и того же понятия дозволенных действий в противоположность действиям недозволенным ”.Чтобы быть хорошим генетическим социологом надо хорошо разбираться в политике, экономике, литературном творчестве, юриспруденции, в науке, а также знать обычаи и традиции народов.Монизм(рассматривается 1 фактор) слишком упрощает общество, в нем не учат, что в общественной структуре все компоненты друг с другом связаны.


Закон общественного прогресса

Общественный прогресс – это понятие весьма неопределенное, общей формулы и формы прогресса быть не может вообще, т.к. культуры настолько не похожи друг на друга, для одних – прогресс, для других – деградация. Форма общественного прогресса должна быть адекватна ментальности данного народа (форма правления не может быть предметом свободного выбора, т.к. форма правления должна соответствовать определенным историческим условиям, и только тогда она будет реализовывать права и свободы человека).

Работа “Современные социологи”:

“Поступательный ход в развитии политических учреждений сводится не к замене одних форм другими,напр. Монархию республикой или республики монархией, а в расширении с одной стороны основ самодержавия, а с другой – прав личности”.Прогресс – есть сохранение разнообразий. Прогресс связан с развитием самосознания (жизнь для другого) и тогда общество достигает наивысшей степени замиренности (люди способны жить без конфликтов, в согласии). Такой подход исключает революции, социальные конфликты. Следует подчеркнуть, что социологическая теория Ковалевского - это очень сложное и многообразное явление, которое органически слито с его историческими исследованиями.

62.К.М.ТАХТАРЕВВ:ИДЕИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

К.М.Тахтарев (1871-1925)-крупный российский историк и социолог. Учился в военно-медицинской академии, участвовал в революц.движении. Работал в Петроградском университете, в кот. в начале 20-х гг. стал профессором социологии. Работа «Наука об общественной жизни» (1910) «С,-писал он,-есть наука, кот.изучает обществ.жизнь, взятую в целом, выясняет обществ.явления в их естественных и необходимых соотношениях и устанавливает выражающиеся в них закономерности». Самым наглядным проявлением общественной жизни является «общение сожительствующих людей». Следоват-но, С.должна обращаться к трём фундаментальным явлениям социальности:

1)Сожитию как основе обществ.жизни

2)Общению,лежащему в основе любой обществ.связи

3)Человеку как сообщественнику,субъекту соц.жизни

Общение в этой системе играет ключевую роль.С.ориентирована на струк-функц.анализ обществ.сотрудничества. Большое значение имеет использование статистико-социолог.метода, с пом.кот. соотношения соц.явлений можно выражать на языке чисел и тем приблизить С.к точным наукам.

Понятие о жизни сообща (сожитии), по Т., основное и исходное понятие. Из этой установки Т.выходит к определению об-ва как самодостаточного сожития людей, сознающих своё обществ.единство, проявляющееся в их самодостат.общении с целью всестороннего обеспечения жизни. Если сожитие есть содержание обществ.жизни, то общение – форма её проявления. Изучить обществ.жизнь – изучить различные формы общения, лежащие в основе любого соц.эл-та. Исходной обществ.единицей выступает человеческая личность, кот.является не самодостаточной, а самодостаточность достигается только в сожитии и общении. Тахтарев производит соотносительный анализ структуры общества в терминах обществ. сотрудничества и обществ. борьбы.

Сотрудничество, вытекая из общения,является фундаментом всякой обществ.связи,или солидарности, оно имеет место только в случае совм.принятия решений боль-вом членов об-ва по поводу целей, направляющих общую деят-сть. При этом простое сотрудничество мы наблюдаем очень редко, оно всегда осложнено разделением труда.

Соц. прогресс Т.интерпретирует на основе принципа творчества как высшего проявления труда. Поступательный ход обществ.жизни имеет двойственный хар-р, т.е. предст.собой чередование медленного течения (эволюции) и бурных изменений (революции). Однако довольно трудно выявить момент перехода эволюции в революцию и обратно; и то, и другое движение происходит волнообразно, а волны отличаются только своей амплитудой.

1) наиболее ранняя ступень, опирающаяся на охотничий образ жизни;

2) родовое об-во, вырастающее из кочевого образа жизни;

3) ступень, обусловленная переходом к оседлости и сельско-общинному образу жизни;

4) феодальное об-во, опирающееся на натуральное хоз-во и постепенно перерастающее в сословное;

5) ступень, обусловленная городским образом жизни.

Тахтарев исследует проблемы развития личности. Это порядок, уровень общения. Чем многообразнее общение, тем более развитая личность.

Метод функционирования(соотносительный) наряду с математич. Методами сбора и обработки информации позволит открывать эмпирические законы.

Социология должна стать естественной соц. Наукой; социологию нельзя сводить к психолог., биологич., демографическим факторам.

Общество (= общественная жизнь)- это удовлетворение людьми своих собственных потребностей путем коллективного общения и сотрудничества как материального, так и духовного порядка.

Основные понятия: взаимодействие, солидарность, сотрудничество, конфликт, разделение труда, расслоение общества, личность, общество, цели, потребности и т.д.

Рассматривал разделение труда, формы брачно-семейной жизни, соц.дифференциацию, виды поселений (стоянка, деревня, город), исследуется организация власти и культура. Выделял формы самодостаточности (соц. Структуры): Относительно простейшие(племенные, кастовые,родовые), Более сложные (общинно – территорр, феодально – сословные, классовые).

Классификация социальных групп:

Относительно-временные (приходящие) : играют незначителбную роль в соц. Структуре

Относительно – долговременные (институционизированные): большую роль играют в соц. Структуре(через насилие, общественное мнение, законодательные органы).