Домой / Утепление / Похороны 30. Еврейские похороны и траур. Кто поджег и кто запер

Похороны 30. Еврейские похороны и траур. Кто поджег и кто запер

В крематории Солсбери 30 июля прошло прощание с британкой , скончавшейся 9 июля в городе Эймбсери от нервно-паралитического агента «Новичок». Как сообщил телеканал , во время похорон, состоявшихся в 14 часов по местному времени, были предусмотрены специальные меры безопасности, чтобы предотвратить возможное воздействие вещества на пришедших проводить погибшую в последний путь.

Некоторые специалисты говорят, что это чрезмерные меры безопасности, и на самом деле никакого риска заражения ни для кого нет. Тело фактически обеззаражено, это не радиоактивное вещество, а нервнопаралитическое.

Эксперты из министерства здравоохранения Великобритании заявили, что их советы по правилам безопасности для населения, включая призыв не брать никаких посторонних предметов, остаются прежними. «В целом, риск для общественности очень низок», — цитирует ответ ведомства .

По словам викария Солсберийской епархии Филипа Бромили, у родственников Стерджесс было 15 минут, чтобы попрощаться с ней перед кремацией. Посторонних людей на церемонию не пустили.

«Я полностью доверяю Public Health England и похоронным бюро. Они проделали большую работу, предприняли ряд мер, чтобы убедиться, что каждый будет в полной безопасности», — сказал Бромили.

45-летний сожитель погибшей Чарли Роули, который также отравился веществом, занимался похоронами Стерджесс вместе с ее родителями. Дочь погибшей выбрала первую молитву, которая была исполнена во время церемонии прощания — «Шалом, Шалом».

«Эта молитва задаст тон всей процессии. Во-первых, мы все будем молиться с благодарность за нашу Дон, которая была доброй, любящей и щедрой женщиной. Во-вторых, молитва прозвучит не только за упокой Дон, но и за мир для всей ее семьи, всего города и каждого причастного», — сказал друг Стерджесс накануне похорон

Роули также выразил сожаление, что его подруге не были оказаны все последние почести. «Она заслуживает намного большего. Я надеюсь, что прощание с ней поможет мне быстрее прийти в себя», — признался он.

Брат Чарли Роули Мэтью также отметил в разговоре с Sky News, что Дон Стерджесс была «действительно прекрасным человеком», и у нее было много друзей, которым была небезразлична ее судьба.

30 июня полицейские обнаружили 44-летнюю Дон Стерджесс и 45-летнего Чарли Роули без сознания. Британские спецслужбы утверждают, что они оказались под воздействием того же вещества, от которого в марте пострадали бывший сотрудник и его дочь Юлия в Солсбери.

Стерджесс и Роули немедленно доставили в больницу. Роули пришел в себя вечером 10 июля и был выписан из больницы 20 июля. Дон скончалась 9 июля.

«Ее организм не справился с отравлением из-за алкогольной и наркотической зависимости. Ее тело было слишком слабым, чтобы совладать с этим», — сообщила мать погибшей. После гибели Дон следователи начали вести дело об убийстве. Вскрытие тела было назначено на вторник, 17 июля.

Отравляющее вещество, от которого пострадали Стерджесс и Роули, находилось во флаконе из-под духов. Емкость была найдена в доме Роули на Магглетон-Роуд в Эймсбери. Этот флакон, как уверено следствие, и стал причиной отравления Чарли и Дон. По словам брата пострадавшего, Чарли Роули подобрал емкость, после чего он и его подруга оказались в больнице.

Сам Роули позже рассказал в интервью телеканалу ITV, как к нему попал флакон. Мужчина заявил, что не помнит, где именно нашел флакон с нервно-паралитическим веществом. Он был упакован в дорогую коробку из-под духов, чтобы ее вскрыть, Роули использовал нож.

«Парфюм выглядел дорого, но, к сожалению, оказался плохой находкой. Теперь страшно подумать, что какая-либо вещь может быть замаскирована таким образом и оставлена в общественном месте», — поделился мужчина.

Духи пролежали у него дома в Эймсбери несколько дней перед тем, как он подарил их своей подруге. За это время Роули успел случайно пролить на себя каплю отравляющего вещества.

«Это была маслянистая субстанция, которая по запаху не была похожа на духи. Она показалась мне жирной, поэтому я сразу смыл ее. Все произошло так быстро», — рассказал он.

Скорее всего, именно то, что Роули быстро смыл с себя опасное вещество, и спасло мужчину.

По словам Роули, когда Стерджесс получила парфюм, она распылила его на запястье. Спустя 15 минут женщина почувствовала недомогание. «Дон сообщила, что у нее болит голова и спросила, нет ли у меня таблеток. Я стал смотреть в квартире, она сказала, что нехорошо себя чувствует и ей нужно полежать в ванне, что тогда мне показалось немного странным», — отметил Роули.

После этого, по словам мужчины, он зашел в ванную и увидел там Стерджесс в очень плохом состоянии. Роули не помнит, в какой момент он почувствовал себя больным, однако друзья позже рассказали ему, что он «спотыкался» и у него шла пена изо рта.

На данный момент следствие придерживается мнения, что причиной четырех отравлений в графстве Уилтшир было нервно-паралитическое вещество из одной партии.

4 марта 2018 года в Солсбери, находящемся по соседству с Эймсбери, «Новичком» были отравлены экс-офицер ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия. По версии правоохранительных органов Великобритании, агент был нанесен на ручку двери в доме Скрипаля.

Экс-офицер ГРУ и его дочь несколько недель провели без сознания, но позже пришли в себя и были выписаны из больницы.

По данным следствия, Дон Стерджесс получила дозу «Новичка» в десять раз большую, чем Скрипали, поэтому у нее оставалось меньше шансов на выживание.

Сразу после происшествия со Скрипалями в Солсбери британские власти заявили, что к инциденту причастно российское государство. Эта версия основывалась на том, что «Новичок» разрабатывался в СССР.

Москва категорически отрицает все обвинения, указывая на то, что до сих пор не установлен источник происхождения вещества. Несмотря на то, что российская сторона также неоднократно требовала предоставить доступ к расследованию и пострадавшим гражданам, британские власти проигнорировали все запросы.

ВОРОНЕЖ, 8 фев — РИА Новости. Более тридцати тысяч воронежцев пришли в четверг проводить в последний путь геройски погибшего в бою в Сирии летчика Романа Филипова.

Российский штурмовик Су-25 под управлением майора Филипова был сбит террористами из ПЗРК 3 февраля при совершении облета зоны деэскалации "Идлиб". Летчик до последнего пытался держать самолет в воздухе и успел доложить командованию об атаке ракетой. Приземлившись после катапультирования в районе подконтрольного боевикам населенного пункта Телль-Дебес, Филипов до последних минут жизни вел неравный бой из штатного оружия, не подпуская боевиков. После окружения террористами, когда расстояние до боевиков сократилось до нескольких десятков метров, тяжелораненый Филипов подорвал себя гранатой. У летчика остались жена и четырехлетняя дочь.

Панихида по летчику и похороны прошли в четверг, 8 февраля, в Воронеже — городе, где Филипов родился в 1984 году и окончил школу.

Люди пришли на панихиду за несколько часов

К дому офицеров военного городка в Северном микрорайоне Воронежа, где проходила панихида, люди стали приходить за несколько часов до начала траурной церемонии. Военнослужащие, школьники, работники предприятий, депутаты, чиновники, мамы с маленькими детьми, пенсионеры, домохозяйки, представители духовенства — у многих из них в руках были гвоздики.

"Мы думаем, что он герой. Приехали почтить память, отдать дань уважения", — сказал спортсмен-паралимпиец Игорь Рогов.

Он вместе с другим спортсменом-колясочником Михаилом Хлебниковым прибыл сюда вместе со своими тренерами.

"Это тот момент, который должен сплотить общество как никогда. Сейчас в обществе разновекторные направления, а такие события сплачивают", — сказал тренер паралимпийцев Олег Костюченко.

Домохозяйка Елена Предтеченская, как и многие, пришла к Дому офицеров с букетом гвоздик.

"Пришла почтить память погибшего летчика. Такая смерть за нас, отстаивал честь страны. Лично не знала его, но тронуло как за близкого и родного", — сказала РИА Новости Предтеченская.

Навечно в списках школы

Комиссия по культурному наследию Воронежа присвоила 6 февраля городской школе №85 имя Романа Филипова. Накануне в актовом зале учебного заведения прошел общешкольный классный час, посвященный подвигу летчика. В школе также появился уголок памяти героя.

В день панихиды проститься с Филиповым пришли ученики 10 и 11 классов, а также их педагоги.

"Роман был учеником нашей школы. Нужно отдать дань уважения, проводить его в последний путь. Хоть мы и не знали его лично, но его подвиг научил нас, что такое мужество и чувство долга", — рассказал РИА Новости Дмитрий Малюгин, ученик 11 класса.

Гордость за земляка

Панихида по Филипову началась в 12.00. В Воронеже было сыро и туманно, шел небольшой снег, но люди, переминаясь с ноги на ноги, терпеливо ждали своей очереди проститься. К дверям Дома офицеров их пропускали через металлодетекторы.

"Мы пришли сюда, чтобы почтить память нашего земляка, который геройски погиб для того, чтобы мы жили мирно и спокойно. Я очень горжусь, что у нас есть такие люди, как Роман Филипов. Многие будут равняться на них", — сказала корреспонденту РИА Новости 16-летняя курсант военно-патриотического клуба "Вымпел" Наталия Волобуева.

У десятимесячного Тимофея, тихо сидевшего в коляске, оба дедушки — ветераны Афганистана. Мама малыша, Неля Белоус, стояла вместе со всеми в ожидании своей очереди.

"Из новостей узнали, что случилось. Мы соседи, оказалось, что наши дома находятся друг от друга через школы. Мы не знали Романа Филипова лично, пришли почтить память", — сказала Неля Белоус.

Проститься с Филиповым пришли многие родственники военных, военные пенсионеры.

"Мой муж так же 20 лет назад погиб в Чечне. Он был полковник, замкомандира дивизии, входящей в состав 58-й армии во Владикавказе", — рассказывала, вытирая слезы, Тамара Еремеева. Проститься с ее мужем в Дом офицеров на проспекте Революции тогда пришло также много людей, а сейчас сама женщина решила отдать гражданский долг летчику Роману Филипову.

Спустя почти два часа после начала траурной церемонии очередь пришедших проститься с Героем России не уменьшилась. Многие люди еще стояли за оградой здания Дома офицеров. Жители близлежащих домов смотрели на поток желающих проститься из окон и с балконов.

Майор в отставке Александр Цигулев к 10 часам пришел к месту прощания и только через четыре с лишним часа он миновал ограду и ступил на территорию Дома офицеров, где проходила панихида.

"Я пришел проститься с человеком, с Героем России. Сам я бывший командир воинской части. Сейчас на пенсии. Печально, с одной стороны, человек погиб, а с другой стороны, испытываешь гордость за нашу страну. Только люди из нашей страны способны на такие подвиги", — сказал Цигулев.

Стоящий за ним рабочий Вадим Проскуряков ждал своей очереди с 11 утра. "Пришел проститься с настоящим героем, который доказал это своим поступком. Это настоящий подвиг", — сказал Проскуряков.

"Был добрым и честным человеком"

Роман Дудин был одноклассником Филипова с 1 по 9 классы, а потом они учились в параллельных классах.

"Роман был очень добрым, очень честным и обязательным человеком. Абсолютно независимым и очень справедливым", — рассказал РИА Новости Дудин.

По его словам, Роман Филипов очень гордился тем, что его отец — военный летчик.

"Когда отец Романа бывал в командировках, он очень переживал за него. Уже в старших классах Роман говорил, что станет летчиком", — сказал Дудин.

Когда пришло известие о смерти Романа Филипова, он сначала не поверил.

"А когда стало точно известно, осадок такой… Всегда тяжело терять людей, которых знаешь. Первая мысль была, как его семья? Как дети? А потом подумалось, почему должны гибнуть наши ребята в это мирное время?" — сказал Дудин.

"Его именем назовут школы, улицы, самолеты"

Главком Воздушно-космических сил России Сергей Суровикин на траурном митинге отметил, что Филипов "самоотверженно боролся с международным терроризмом, защищал покой мирных граждан, защищал от террористов свою страну, свой народ и свою семью".

"Твой подвиг навсегда останется в истории авиации России, Роман", — сказал Суровикин.

Также выступивший на митинге статс-секретарь — замминистра обороны России Николай Панков сказал, что "Роман был хорошим гражданином, человеком, хорошим летчиком с большими перспективами".

"Глубоко убежден, что его именем будут называть улицы, школы, самолеты. Он и его родные будут в нашей семье", — добавил Панков.

Сослуживец погибшего летчика заместитель командира 18-го гвардейского штурмового авиационного полка подполковника Максим Полторак заявил, что Филипов был "настоящим воздушным асом, примером для сослуживцев".

"Мы всегда радовались его успехам. Память о нашем друге сохранится в наших сердцах", — сказал он.

На митинге выступил временно исполняющий обязанности губернатора Воронежской области Александр Гусев, который вручил директору школы №85, в которой учился Филипов, памятный знак, о том, что учебное заведение будет носить имя погибшего пилота.

Также в мероприятии принял участие председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев. "Роман Филипов погиб, как настоящий герой, он до конца исполнил свой долг", — отметил он.

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, сказал, что подвиг Филипова дает ответ на вопрос о цели и смысле жизни, о верности родине. "В далекой Сирии он до конца был верен своему долгу и пожертвовал своей жизнью ради родины", — отметил он, добавив, что патриарх Кирилл передает соболезнования семье пилота и будет молиться за Филипова.

Бывшая классный руководитель погибшего пилота Людмила Лазарева сообщила, что педагоги, которые преподавали у Филипова, вспоминают о нем, как о честном, порядочном и отзывчивом человеке, который был воспитан так, что "смог принять верное решение в нужный момент".

Уважаемый Л.!

Обязанность поминать усопшего лежит в первую очередь на его ближайших родственниках, если таковые имеются. Родственники, которые обязаны соблюдать законы траура — это родители, дети, братья, сёстры и вдова покойного. У других людей такой обязанности нет. (В отличие от обязанности похоронить и проводить умершего, которая распространяется на всех). Тем не менее, любой человек, который участвует в поминовении еврея, особенно, если у покойного есть заслуги перед общиной и, особенно, если у него нет достойных потомков, которые могли бы скорбеть о нем по закону, выполняет большую мицву — заповедь.

В тридцатый день после похорон принято идти на могилу покойного и читать там следующие главы Тэилим (псалмы):33, 16, 17, 72, 91, 104, 130. Затем читают части из главы 119. Дело в том, что псалом 119 разделён на 22 части, соответствующие 22 буквам еврейского алфавита. Все стихи каждой из частей начинаются с соответствующей буквы. Читают отрывки, соответствующие буквам имени покойного, а затем — отрывки, соответствующие буквам нун -шин -мэм -hэй , т.е. слову нэшомо , что означает «душа». Поскольку покойного звали Меир, следует прочесть такие стихи из главы 119:

После этого, читают молитву Ана . Если на могилу пришло десять мужчин (миньян), то нужно сказать Кадиш Йатом . Если есть родственники, то Кадиш должны говорить именно они. Если родственников нет, то Кадиш может сказать любой человек, у которого нет хотя бы одного из родителей. Есть традиция класть небольшие камни на могилу.

Описанное выше — это идеальный вариант. Если нет возможности собрать миньян, можно произносить главы из Тэилим и без миньяна. Если есть возможность собрать миньян, но люди не хотят ехать на кладбище, можно произнести Кадиш в синагоге или там, где собирается Ваша община.

На тридцатый день после похорон заслуженного человека принято собирать общину и говорить о заслугах покойного, произносить речи, которые помогут членам общины усовершенствоваться в исполнении заповедей. Если люди примут на себя исполнение каких-то новых обязанностей или пожертвуют деньги на благотворительность в результате такого собрания, это, несомненно, будет источником большой радости для души усопшего. Вы говорите, что община многим обязана покойному Реб Меиру. Если — благодаря ему и в память о нём — кто-то из членов общины примет на себя новые обязанности по соблюдению заповедей, это будет настоящим подарком для его души. Теперь это единственный способ выразить ему свою признательность.

С уважением, Берл Набутовский

Обращение Главного раввина С.-Петербурга М.-М. Певзнера в связи с запретом кремации
Последние часы жизни
Обращение с телом умершего

Время похорон
Законы похорон
Правила поведения на кладбище
Молитвы во время похорон

С момента смерти до похорон
Время похорон
Законы похорон
Законы траура в течение семи дней после похорон (Шива)
Законы траура с 7-го по 30-й день после похорон (Шлошим)
Траур в течение года
Установка памятника

На седьмой день после похорон
На тридцатый день после похорон
Йорцайт - годовщина смерти

Информация о похоронном бюро «Хевра Кадиша»

  • Уход за могилами на Еврейском Преображенском кладбище С.-Петербурга


Смерть и траур в еврейской традиции

Душа. Гейином и Ган Эден

Человеческая душа по сути своей является частичкой Божественности, и потому жизнь души не заканчивается со смертью тела.

Место, куда попадает душа после смерти, называется Мир Грядущий. О Мире Грядущем нам не известно почти ничего. В Талмуде сказано, что праведники в Мире Грядущем наслаждаются сиянием Шехины (Божественного Присутствия) и близостью к Всевышнему. Это наслаждение выше всех земных благ, оно дается человеку в качестве награды за его дела в земной жизни, раскаяние в дурных поступках и муки очищения, которые его душа претерпевает после смерти.

После пребывания в этом мире душе необходимо очищение. Это очищение происходит в Гейиноме . (Обычная русская транскрипция этого слова - «геенна», что понимается как «ад». Но это неверно, точнее было бы назвать Гейином «чистилищем».) Пройдя через Гейином , душа попадает в Ган Эден («райский сад»), где она постигает Божественный свет и наслаждается им. Через какое-то время душа может быть снова послана в этот мир, чтобы до конца осуществить свое Божественное предназначение.

Что же происходит в Гейиноме ? Душе показывают полную картину того, что она совершила в этом мире, рассматривают отдельно каждый ее поступок и его последствия в этом мире и в Верхних Мирах. Перед душой предстает все то, от чего в этом мире она отворачивалась, на что не хотела смотреть и о чем не хотела думать; ей дают почувствовать те страдания, которые испытывали жертвы ее дурных поступков в этом мире.

Сказали наши Учителя, что один час мук Гейинома хуже, чем семьдесят лет тяжелой жизни в этом мире.

Верхние Миры - не миры действия, а потому, оказавшись там, душа уже не может исправить последствия своих действий на земле. Из-за этого она ощущает свою беспомощность и страдает.

Поэтому близкие умершего могут помочь его душе, исправив какие-то неправильные поступки, совершенные им в этом мире.

Периоды траура

Шива

Первый период траура - шива - это основной период траура, который длится в течение семи дней после похорон. В это время скорбящий «выключен» из нормального жизненного цикла: он не занимается никакой деятельностью и сидит дома, полностью погрузившись в траур. Внутри периодашива особо выделяются три первые дня, следующие за погребением. Эти дни называются шлошет йемей бехи - «три дня плача», т.е. глубочайшего личного горя. В эти дни даже не рекомендуется посещать скорбящих с «визитами утешения» (к близким людям эта рекомендация не относится).

За исключением особых обстоятельств, в течение семи дней шива скорбящему не следует выходить из дома (подробности см. ниже). Желательно, чтобы все ближайшие родственники собрались на этот период в доме покойного, ибо там, где жил человек, продолжает обитать его дух. Очень важно, чтобы в это тяжелое время вся семья объединилась вместе. Однако скорбящий может, если это ему удобнее, соблюдать шива у себя дома.

Традиция утверждает, что период первых семи дней после похорон особенно тяжел для души умершего. Сказали Мудрецы, что в дни шива душа умершего мечется между могилой и домом и ищет утешения.

Согласно Каббале, в семь дней шива происходит постепенный распад животной души человека, которая связывает тело человека и его бессмертную «божественную душу». Это - период перехода души умершего из нашего мира в высший «мир душ». При этом в первые три дня душа еще не может примириться со смертью и хочет вернуться в тело, однако, видя, что тело и животная душа распадаются, на третий день она примиряется с этим. Траур, соблюдаемый близкими родственниками, помогает душе умершего обрести покой.

Шлошим

Дни с 7-го (окончание шива ) по 30-й после похорон являются для близких родственников умершего вторым периодом траура, который именуется шлошим (букв. «тридцать»).

Согласно еврейской мистической традиции, после смерти душа человека постепенно переходит в Другой Мир. Этот переход, когда душа «надевает одежды Другого Мира», полностью завершается в период шлошим . Этот же срок - минимальное время наказания, т.е. очищения для души всякого человека, за исключением полных праведников, души которых поднимаются к Божественному свету тотчас же.

Год

Третий период траура - до года после похорон - соблюдается только в случае смерти отца или матери. В этот период сохраняются лишь отдельные элементы траура.

Этот срок обусловлен тем, что наказание в Гейhиноме длится не больше двенадцати месяцев. Обычно принято считать, что умерший не был законченным злодеем, поэтому предполагается, что срок его наказания ограничивается одиннадцатью месяцами. На протяжении этого времени читают Кадиш - поминальную молитву.

Йорцайт

Йорцайт - это годовщина смерти. Слово «йорцайт » («годовщина») образовано идишскими словами «йор» (год) и «цайт» (время).

В этот день вспоминают о покойном, отдают дань его памяти. Принято в память о покойном учить Тору или Мишну.

Хотя человек обязан соблюдать йорцайт только по родителям, следует говорить Кадиш, учить Тору и Мишну также и в память о других родственниках, особенно тех, по которым некому читать Кадиш.

Йорцайт - это особое время для души умершего. В этот день она поднимается на следующую ступень в духовных мирах. С другой стороны, в этот день ее связь с живыми родственниками особо сильна, и потому для души важно, чтобы о ней вспоминали.


Запреты

Обращение Главного раввина С.-Петербурга М.-М. Певзнера в связи с запретом кремации

Душа человека - частичка Божественности: как вечна Божественность, так вечна и душа. Время, когда душа находилась в теле, - лишь момент в ее вечности. Душа не умирает со смертью тела, и это - утешение скорбящим.

По обычаю, человека хоронят в простом белом одеянии, которое называется тахрихим. Наши мудрецы спрашивают: почему выбрана именно такая одежда? И отвечают: если похоронят человека в дорогих одеждах, он невольно принизит тех, у кого нет возможности быть похороненными в богатстве.

Видно отсюда, что мы должны заботиться о том, чтобы даже после смерти человек не нарушил еврейский закон.

И здесь я хотел бы перейти к очень больной теме - кремации. Еврейский закон строго-настрого запрещает кремировать тело усопшего. Написано: «прах ты и в прах возвратишься» - после смерти тело должно быть предано земле.

Но для многих камнем преткновения становится воля покойного, который оставил завещание с желанием быть кремированным. В этом случае еврейский Закон предписывает нарушить волю покойного: как было сказано выше, даже после смерти человека мы должны заботиться о том, чтобы он не преступил Закон. Кроме того, сожжение тела приводит к большим страданиям для души, ведь связь души с телом не прекращается сразу после смерти.

Еще одно соображение, которое часто можно услышать в пользу кремации,- чтобы покойный был похоронен рядом с родственниками. Однако, если исходить из соображений заботы об умершем, то для его души гораздо важнее, чтобы тело «вернулось в прах».

Сказано в книге пророка Йишаи: «...восстанут умершие. Пробудитесь и ликуйте, покоящиеся во прахе». Я хотел бы пожелать всем нам, чтобы это пророчество сбылось как можно скорее, в наши дни. Амен.

С уважением, Главный раввин Санкт-Петербурга Менахем-Мендл Певзнер.

Последние часы жизни

  • Запрещено любое действие, способное приблизить кончину человека -даже на одно мгновение, даже по просьбе умирающего.
  • На каждом лежит обязанность выполнить любую просьбу умирающего, при условии, что она не противоречит еврейскому Закону (как, например, просьба о кремации, или о передаче тела для медицинских опытов).
  • Даже если известно, что часы жизни человека сочтены, до того, как он умер, не начинают заниматься приготовлениями к похоронам и любыми другими вопросами, подразумевающими неизбежность смертельного исхода, - такими, как дележ имущества, рытье могилы, приобретение гроба и т.п.
  • Моментом смерти, согласно еврейской традиции, считается полная остановка дыхания.

Обращение с телом умершего

  • Человеческое тело создано по образу Всевышнего, и неуважительное отношение к нему равносильно оскорблению Творца. Тело запрещено вскрывать и кремировать.
  • Запрещено выставлять покойного на обозрение.
  • В комнате, где лежит умерший, нельзя есть, пить, курить и удовлетворять иные потребности, свойственные людям при жизни.
  • Запрещено прикасаться к покойному без необходимости.

    На 7-й и 30-й день после похорон, в йорцайт или при посещении кладбища принято читать псалмы 33,16,17,72,91,104,130 и 119 , Э-ль малэ рахамим и (при наличии миньяна) Кадиш .

    По окончании чтения псалмов читают , если есть миньян. .

    При чтении молитвы Изкор принято упоминать имя матери покойного, но если оно не известно, упоминается имя отца.

    Посещение могилы

    • Евреи не кладут цветы или венки на могилу. Цветы, положенные на могилу, а тем более в гроб, - пережиток языческого обычая жертвоприношения духам предков, запрещенного евреям. Если по ошибке цветы уже принесены, их можно положить у могилы без обрядов и церемоний.
    • Запрещено принимать участие в религиозных и этнических ритуалах других конфессий и народов, однако разрешается участвовать в гражданских обрядах.
    • Подойдя к могиле, кладут левую руку на могильный камень.
    • Не принято посещать могилу дважды за одно посещение кладбища.
    • Принято посещать могилы предков и праведников в месяце элул (месяц перед Рош-hаШана) и в дни между Рош-hаШана и Йом-Кипуром.
    • Не принято посещать кладбище в те дни, когда не говорят покаянную молитву Таханун , а именно:
      в субботу и праздники;
      в Пурим - 14 и 15 числа месяца адар;
      а также (кроме тех случаев, когда на эти дни выпадает йорцайт): в течение всего месяца нисан;
      в Песах шени - четырнадцатого числа месяца ияр в Лаг ба-омер;
      в месяц сиван - с новомесячья и до двенадцатого числа;
      девятого числа месяца ав; пятнадцатого числа месяца ав;
      с Йом-Кипура до конца месяца тишрей;
      в Хануку;
      в Ту-би-шват - пятнадцатого числа месяца шват;
      в Пурим-катан (14 и 15 числа первого месяца адар в високосном году);
      в рош-ходеш (новомесячье).
    • Коhаним (потомкам тех, кто служил в храме) запрещено посещать кладбище.

    Похоронное бюро

    Информация о похоронном бюро «Хевра Кадиша»

    При Санкт-Петербургской еврейской религиозной общине работает похоронное бюро - «Хевра Кадиша», куда Вы можете обратиться по вопросам:

    • организации похорон
    • законов траура
    • обычаев поминовения
    • заказа поминальной молитвы

    Контакты

    Лермонтовский пр. д. 2 (Информационный отдел).
    Телефон: +7 (812) 713-81-86

    Время работы

    С 10 до 18 часов, кроме субботы и еврейских праздников.

    Онлайн-форма обращения

    * - обязательно для заполнения

По пунктам... Москва, умер пенсионер...

1. Вы обнаружили умершего человека дома. Звонок в полицию, звонок в скорую. Но при звонке в 03 не нужного говорить, что человек умер, а надо сказать человек без сознания. Иначе они не поедут к вам на констатацию смерти, а будут пересылать идти в поликлинику и тому подобное. Не передвигайте, не перекладывайте, не трогайте умершего человека.
Приедет полиция. Приедет скорая. Нужны документы умершего, документы свои. Если есть медицинская карта, выписки, результаты гистологий, то всё надо предъявить.
Вместе с полицией обычно прибывает похоронный агент из того морга, куда повезут тело.
Он будет предлагать свои похороны, по своим ценам, но если вы решили хоронить через собес, то надо просто отказываться от его предложений. Кстати, понятыми для полиции может стать сам похоронный агент и один из полицейских. Так что бегать по квартирам соседей и искать понятых не нужно.
После того, как полиция составит протокол, его надо подписать. После констатации смерти врачами они вызовут перевозку тел и выдадут вам справку о констатации смерти. Она бесплатна, как сама перевозка, так и вынос тела из квартиры. Подготовьте две простыни, чтобы они завернули тело. Вынос тела и погрузка в машину для перевозки тел осуществляется самими работниками перевозки бесплатно. Перевозят обычно в тот морг, что приписан к этом у месту жительства умершего. Работники перевозки или агент сообщат вам по какому адресу на следующий день нужно привезти вещи умершего. Список этих вещей есть в Интернете или вам скажут лично.

На другой день. Поликлиника. Морг.
Во первых, надо сходить в местную поликлинику, где обслуживался умерший и оформить посмертный эпикриз. Эта бесплатная бумага делается обычно руководителем одного из отделений поликлинике. Возьмите в поликлинику полис умершего, там его у вас заберут.
С посмертным эпикризом, с вещами для похорон нужно прийти в морг. Вещи сдать, эпикриз отнести в регистратуру морга. Если человек до смерти страдал тяжелым заболеванием и ето подтверждено документально, то обычно вскрытие тела не производят, а сразу выдают медицинское заключение о смерти. В остальных случает производят вскрытие и только после этого оформляют документ.
Пять суток тело хранится в морге бесплатно. Минимальный уход за телом тоже осуществляется бесплатно. Кстати, работники морга могут просить заплатить около 15 000 руб за обработку тела. Не ведитесь на это, отказывайтесь. Я даже писал расписку об отказе. Необходимая обработка входит в бесплатный перечень услуг морга.

Далее
С медицинским заключением о смерти, с паспортом умершего нужно идти в МФЦ района, где проживал умерший, в ЗАГС. Там вы сдаёте это заключение о смерти и паспорт умершего, а вам на руки выдают гербовое свидетельство о смерти.
Далее, чтобы получить от собеса льготы на похороны умершего пенсионера, нужно со свидетельством о смерти явиться в собес. Там оформят необходимые бумаги, которые нужно опять же отнести в морг. Там вам назначат дату похорон (кремации). Часто за вынос гроба с телом из морга и погрузку в автобус для перевозки морги просят денег. Выносят 4 человека. Мне пришлось дать 2000 рублей за эту процедуру. Я выбрал кремацию и автобус поехал в Николо-Архангельский крематорий.

По приезде в крематорий нужно пойти в регистратуру крематория и оформить бумаги на перенос гроба из автобуса в зал прощания, кремацию. 400 рублей за перенос гроба. Кремация для пенсионера бесплатна, за счет собеса. Урна для праха для умершего пенсионера бесплатна.
Дополнительные траты за вырубку гнезда для установки фото на плиту - 570 руб. Предоставление ниши в колумбарии 4500-6000 рублей. Изготовление фото на керамике - 1100 руб. Но все эти траты после кремации. Место захоронения - открытый колумбарий.
За всё про всё было потрачено около 10 000 руб. Все службы работали вежливо и аккуратно. За исключением морга, в котором стараются вытянуть дополнительные деньги.
Так что похороны пенсионера в Москве вполне могут обойтись недорого, если не ставить себе целью пышные похороны. Пособия от собеса вполне достаточно для скромных, но достойных проводов умершего человека.
Все вышеназванные цены актуальны на 2016 год.