Домой / Утепления / Какая площадь замка топкапы. Топкапы - султанский дворец в стамбуле. Экскурсии в Стабуле на русском языке

Какая площадь замка топкапы. Топкапы - султанский дворец в стамбуле. Экскурсии в Стабуле на русском языке

Особого плана посещения достопримечательностей в Стамбуле у нас не было, поэтому начали мы свои экскурсии с пощади Султанахмет. Какие впечатления у нас остались после я описывала раньше. После Айя-Софьи мы немного отдохнули на лавочках парка и направились к дворцовому комплексу Топкапы, который находится тут же, справа и немного глубже от центрального входа в собор. Да, мы немного устали от эмоций после посещения Святой Софии. Однако, придя на площадь перед входом во дворец Топкапы, снова были поражены – султанский фонтан, выполненный в лучших традициях исламской архитектуры (ажурный, легкий, богато украшенный), вид со стороны вблизи на Айя-Софью и ее два минарета, шикарные главные ворота, широчайшая крепостная стена – все очень монументально, парадно, интересно.

Площадь перед дворцом Топкапы Мы на фоне парадных ворот Вот такая стена окружает дворцовый комплекс

Время работы и первый двор дворца Топкапы

Вход во дворец Топкапы, вернее через главные ворота в первый двор, свободный, только на входе стоят вооруженные солдаты, впрочем, как и внутри. При этом вид из парка на Босфор и азиатскую сторону Стамбула открывается просто изумительный.

Время посещения музея, как всегда, отличается в зависимости от сезона. В летний период (с середины апреля по середину октября) дворец Топкапы открыт с 9.00 до 18.45, а кассы работают до 18.00. В зимний период музей открыт до 16.45, а кассы — до 16.00. Выходной — вторник. На целый день музей закрыт только один день в году — на День памяти Ататюрка. А в первый день праздника Рамадан и Ураза-Байрам попасть в него можно с 13.00 до 19.00.

Для тех, кто ничего не знает о дворце Топкапы

Если вы путешествуете самостоятельно и вам не хочется переплачивать за услуги экскурсовода, то перед посещением Топкапы необходимо подковаться по поводу его значимости, структуры и достопримечательностей, чтобы было понятно, куда смотреть и на что обращать внимание.

Дворец Топкапы структурно состоит из нескольких дворов, так как, по сути, это было не просто место жительства султана и его семьи, а административный, культурный, финансовый центр всей Османской империи. План дворцового комплекса хорошо представлен на официальном сайте музея Топкапы. В первый двор можно было попасть через Императорские ворота (Баб-и-Хумаюн). В нем сосредотачивались хозяйственные, служебные помещения — больница дворца, пекарня, мастерские, химическая лаборатория (!). Во второй двор дворца могло попасть уже меньшее количество посетителей через Ворота Приветствий (Баб-ус-Селям). В нем находился вход в гарем, здание, где заседал диван, Башня Справедливости (султан мог не присутствовать на заседаниях дивана, а слушать его через специальный проход из башни), казна, дворцовые кухни (их трубы сразу видны с моря). В третий двор вели Ворота Счастья (Баб-ус-Сааде), сразу за которыми располагался зал аудиенций, в котором султан принимал особо важных гостей. Этот двор иначе назывался внутренним или «эндерун», так как в него выходили покои султана. В нем находилась также сокровищница, школа для будущей знати, обсерватория. В четвертом дворе (самом новом) был разбит красивый парк и построены павильоны, в которых отдыхал султан с семьей и приближенными.

Дворец Топкапы был заложен не сразу же после завоевания султаном Мехметом Константинополя, а только в 1475 году на месте старого императорского дворца. До этого правители империи жили во дворце на сегодняшней площади Баязида, от которого ничего не сохранилось. А их гарем располагался около Святой Софии на территории будущего комплекса Топкапы (сейчас это Изразцовый павильон). Довольно долго женщины султана и он сам жили раздельно и только в начале 16 века была проведена масштабная реконструкция дворца Топкапы и построен новый гаремный комплекс, в котором были женская половина и мужская, однако теперь они были рядом.

Официальной резиденцией султанов дворец Топкапы оставался вплоть до середины 19 века, пока султанская семья не переехала во дворец Чираган, а затем в Долмабахче.

Исследуем Дворец Топкапы: покои Валиде, жен и наложниц султанов

Посмотрев турецкий сериал «Великолепный век», ожидаешь от гарема в султанском дворце чего-то более масштабного, ведь Топкапы — самый большой дворцовый комплекс того времени. Однако его размеры, обстановка и убранство существенно скромнее, чем представлено в сериале. Может быть, реставрация, которая идет активными темпами, это исправит, но она же не расширит коридоры и не увеличит комнаты гарема, и не добавит в них света. Как там умещалось до 1000 женщин, я себе не представляю.

Итак, вход в гарем дворца Топкапы начинается с помещений для евнухов. Я бы сказала, что они больше похожи на кельи, все достаточно аскетично, хотя дворик оформлен очень приятно голубыми изразцами, там прохладно и приятно находится после разжаренного солнцем города. Затем ты попадаешь во внутренние коридоры гарема, на входе в который стоят два шикарнейших огромных зеркала, оформленных золотом. Далее мы прошли в покои Валиде-султан (матери действующего султана), которые особой роскошью не отличаются (но может реставрация?). Для осмотра доступен гаремный хамам, выполненный традиционно в светлом мраморе. Однако, в общем, впечатление какое-то не то, что гнетущее, но не очень радостное. Все-таки девушки, в первую очередь, были рабынями и жили как рабыни, хотя не голодали и обноски не носили.

Комнат, похожих на покои султанш (в том числе и Хюррем) и любимых наложниц, которые мы все видели в сериале «Роксолана», я не заметила, но может они закрыты на реставрацию (много проходов и дверей заперто), а может, были просто художественным вымыслом.

Султанские покои дворца Топкапы

Больше роскоши и изысканности, конечно, в покоях наследников престола и самого султана. Хотя Андрей сказал, что у него сложилось впечатление, что он из одной ванной комнаты переходит в другую, более красочную))). Это все оттого, что в основном, украшены они изразцами с преобладанием синего и голубого — султанских цветов. До изобретения синтетического синего цвета его добыча была очень дорогой, поэтому позволить себе его использовать в убранстве в большом количестве могли только очень-очень богатые люди. Однако мне понравилось – замечательные росписи, яркие до сих пор цвета, тончайшая работа, к тому же прохладно, чему способствовали везде размещаемые фонтанчики. Маленький краники были расположены даже в откосах окон, чтобы охлаждался воздух, поступающий извне.

Одним из самых шикарных является помещение зала для приемов. В нем, кстати, располагался и ход в подземный коридор, по которому султан в случае опасности мог покинуть дворец Топкапы и отплыть в море.

Места прогулок и дворы дворца Топкапы

Внутренние дворы комплекса отличаются в зависимости от того, кто имел право там прогуливаться. Двор для простых наложниц гарема очень скромный. Там нет ничего особенного, он огорожен высоченной стеной, чтобы никто, кроме султана не мог увидеть девушек; султанские дворы (а их несколько) просто замечательны. В первом расположена ротонда для того, чтобы султан мог любоваться луной (там так и написано). Я тоже представила себя султаном и полюбовалась, но не луной, а открывающимся видом на вход в Золотой рог – очень красиво, стоять там можно часами.

А вот и небольшое видео о внутреннем убранстве дворцовых покоев.

Во второй дворик дворца могли попадать посетители султана – паши, иностранные вельможи, и выглядит он как парк, в котором оказалось очень приятно гулять.

Но есть еще одно место, откуда уходить не хочется вообще. Пройдя через султанские покои, которые постоянно достраивались различными павильонами, мы вышла на смотровую террасу. С нее видно подножие комплекса, уходящего вниз к крепостной стене и водам Босфора. Здесь было много туристов, которые фотографировались, сидели на перилах и в основаниях колонн, поэтому мои охи тут же затерялись в эмоциях других людей. А впечатлиться было чем – шикарнейший вид на море, в перспективе пролив, азиатский и европейский Стамбул. Жаль, что фото не передает всей масштабности и красоты этого зрелища.

Мы там провели больше всего времени. Я нескромно заняла удобное местечко и просто смотрела и смотрела на эту всю красоту. Андрей успел снять все, что хотел и еще познакомиться с украинцами (единственный раз мы встретили соотечественников именно там), обсудить с ними политическую ситуацию в стране, а мне все было мало. Хотелось отломить немного и унести с собой.

Сокровища дворца Топкапы

Порядочно уставшие мы спустились снова во внутренний двор и увидели очередь в одно из внутренних помещений. Оказалось, что люди стоят, чтобы посмотреть какие-то сокровища и это входит в стоимость билета. Я уговорила Андрея постоять и посмотреть, поскольку слово «сокровища» подействовало на меня завораживающе. И мы не пожалели! Можете поискать в интернете «сокровища Топкапы» (сделайте это прямо сейчас)). Потому что мы зашли в первый зал совсем не подготовленные, еще и наше знание английского не позволяло нормально понять, что же перед нами. Однако словосочетания «мечь Давида», «посох Моисея», «плащ Мохаммеда», «палец Мохаммеда» (если не ошибаюсь в части тела, их там было несколько) навели нас на мысль, что то, что мы видим – уникальные вещи. Я даже не подозревала, что они могли сохраниться. Одеяния Пророка и его жены (очень скромные), предметы быта, отпечаток стопы. Потом, внимание! рука Иоанна Крестителя! Я вышла из первого зала, так сказать, немного «пришибленная». Потом был второй зал – драгоценные камни, золото и изделия из них. Наиболее яркими для меня стали:

1. Ограненный алмаз Кашикчи (Ложечника) размером, чуть меньше куриного яйца — один из самых больших в мире. По легенде, он был найден бродягой в мусорной куче в руинах дворца Текфур и продан ложечнику за три ложки. Потом его купил ювелир за 10 серебрянных монет и потом он добрался до султана.

2. Шкатулка с изумрудами (для поделок султана). А самый большой в мире изумруд в мире храниться в сокровищнице.

3. Различные украшения с несметным количеством бриллиантов, изумрудов, рубинов.

4. Богато украшенный кинжал Топкапы. О нем тоже есть интересная история. Он был изготовлен в подарок для персидского падишаха. Однако когда послы султана приехали ко двору шаха, его уже свергли и необходимость в подарке отпала. Так кинжал вернулся в Топкапы и теперь украшает сокровищницу.

5. Ордена, которыми награждали султанов.

6. Золотая конская сбруя с огромным рубином и не только.

7. Несколько тронов султанов, усыпанных драгоценными камнями огромного размера и покрытые пластинами золота.

8. И так, «по мелочи» — изящные сервизы из золота, различные драгоценные шкатулки, статуэтки, механические игрушки.

Жаль, что нельзя было смотреть на это сколько хочется. Охранник (внимание, один охранник!) строго следил за тем, чтобы люди не задерживались около экспонатов и не создавалась давка. При этом выставленное – это только малая часть того, что находится в хранилищах музея! В общем, всем рекомендую посетить эту выставку. Я забыла, что устала, хочу пить и кушать.

После мы еще немного побродили по территории, однако было уже почти 6 часов вечера, и дворец Топкапы закрывался для посетителей. Хотелось еще раз туда сходить, однако по музейной карте достопримечательность можно посетить только один раз. Немного обидно, я бы еще с большим удовольствием посмотрела на сокровищницу и окунулась в атмосферу дворца Топкапы))).


Всего 38 фото

Давно уж хотелось рассказать о дворце Топкапы - главном дворце Османской империи до середины XIX века. Расположен Топкапы в историческом центре Стамбула, на мысе Сарайбурну, в месте соединения пролива Босфор и залива Золотой Рог с Мраморным морем. Фактически на этом месте ранее находился античный акрополь города Византий, предшественника Константинополя. Частично в более позднее время эта территория была застроена многочисленными строениями комплекса Большого дворца византийских императоров. После взятия Константинополя османским султаном Мехмедом II в 1453 году в этом месте началось строительство Дворца Топкапы и с тех пор более четырехсот лет он был резиденцией султанов Османской империи. Здесь была сосредоточена вся жизнь огромной страны, принимались важные решения, сюда пребывали послы из разных стран. Эта резиденция являлась местом работы и жительства самого султана (в нём жили и правили за 400 лет 25 султанов). Поэтому комплекс зданий Топкапы раскинулся на огромной площади. Он включал в себя все необходимое - жилые и хозяйственные постройки, бани, фонтаны, кладовые, помещения для приготовления пищи и многое другое. Важное место среди всех этих зданий дворца занимал гарем султана, в нем проживали несколько сотен женщин-наложниц и жен правителя империи.

Масштабы Дворца Топкапы как впечатляют, так и побуждают разделить этот рассказ на четыре основные логичные части поскольку Дворец устроен по принципу четырех дворов (авлу), окруженных стенами и разделённых ими между собой. Кроме того, визуальных материалов о Топкапы достаточно много и хоть не хотелось перегружать читателя, одновременно я все еж стремился рассказать о Топкапы поподробнее. И здесь есть, о чем поведать. Итак, это первая часть моего рассказа - Первый двор Дворца Топкапы - Двор янычар.


Для начала - реконструкция этого места времен Византии. Хорошо угадывается собор , за ним немного правее виднеется Церковь Святой Ирины. Ну, а далее в перспективе как раз и видно землю где некогда находился акрополь античного Византия.
02.

Реконструкция Антуана Хелберта

Само название Топкапы переводится с турецкого как «Пушечные ворота». И оно не случайно, так как именно при каждом въезде и выезде султана производился пушечный выстрел. У резиденции были и другие названия - «Дворец слез» или же «Дворец плача». Строительство дворца началось не сразу. Мехмед Завоеватель, овладевший Константинополем, первоначально поселился на месте, где сейчас располагается площадь Баязид (вывший византийский форум Феодосия), а на том месте, где в будущем начнется строительство Топкапы, изначально находился только гарем султана. В 1475-78 гг. Мехмед II начал сооружать (к тому времени на давних развалинах резиденции византийских императоров) свой новый дворец - Топкапы.
03.

В плане Топкапы представляет собой прямоугольник неправильной формы, разделенный на четыре части, особо выделен гарем, как бы еще одна часть внутри четвертой. Все сооружения обнесены стеной двух уровней: внешней и внутренней. Посетителей пускают в музей-дворец, но им доступно не все помещения, хотя в основные они могут все еж пройти.
04.

В Топкапы можно попасть обойдя справа (если смотреть на нее с площади Султанахмет) или со стороны Мраморного моря - с улицы İshak Paşa Cd. Здесь на склоне у стен и башен Топкапы на маленьком пятачке формируется один из основных туристических потоков направляющихся в Топкапы и Айя-Софию.
05.


06.

Фото ниже поможет сориентироваться на месте. Слева у нас , в центре - , а справа - Имперские врата Топкапы.
07.

ПЕРВЫЙ ДВОР

Посещение дворца Топкапы обычно начинается с главных ворот, через которые въезжали, и уезжали султаны. Мы находимся на старой площади где когда-то функционировал византийский античный фонтан Перайтон. Сейчас как раз на его месте затейливый фонтан построенный в 1728 году в правление султана Ахмеда III в стиле "османского рококо" - период Лале Деври (Lale Devri) (Эпоха Тюльпанов).

Императорские врата

Главные ворота Ворота Повелителя или Баб-ы Хюмаюн (Babı Hümayun), первые из трёх церемониальных врат дворца Топкапы, были возведены в 1478 г. по указу Мехмеда Завоевателя и перестраивались при Махмуде II и Абдул Азизе. По обе стороны от ворот ранее находились казармы привратников, а над воротами была башня. Через эти ворота попадают в Первый двор. Изначально врата были спроектированы по типу прямоугольника с двухэтажной симметричной структурой и сводчатым перекрытием между внешней и внутренней сторонами. Конструкция из двух арок напоминает о постройках Сельджуков. Верхний этаж (королевская ложа) использовалась султаном для наблюдения за различными церемониями и театральными представлениями. Выбитые в мраморе на внутренней и внешней сторонах фасада стихи из Корана и императорская подпись (tuğra) Абдул-Азиза датируются 1478 г.

09.

Ворота, через которые Султан из дворца Топкапы проходил в Святую Софию (уже естественно мечеть к тому времени) для пятничной молитвы. За кадром слева - Айя-София, справа - Императорские врата.
10.

Императорские врата с внутренней стороны Первого двора. Сейчас здесь проходит основной досмотр личных вещей посетителей музея. В Первый двор можно попасть бесплатно. Как раз здесь в правой части Первого двора (по ходу) находятся большие билетные кассы дворца у его внутренней крепостной стены. Справа от ворот располагались дворцовая больница и кабинеты служащих казначейства. Также справа от Императорских ворот но за стенами Первого двора когда-то находились султанские хлебопекарни.
11.

Мы уже в Первом дворе дворца Топкапы, где расположена древнейшая церковь города в честь Святой Ирины, а также Монетный двор и фонтан Плача.

Первый (внешний) двор , названный «Бирун», является самым большим из четырех. Каждый раз, когда Оттоманские султаны проходили через Императорские врата во Двор янычар, отправляясь в поход или возвращаясь с него, устраивались всевозможные торжественные церемонии. То же касалось пятничных молитв и прочих празднеств. Двор Алай Мейданы использовался в качестве места ожидания важными гостями (например, послами иностранных государств и янычарами) аудиенции султана. А наиболее значимым гостям даже дозволялось въезжать в этот двор верхом на лошади. Это было единственное место во дворце, открытое для посетителей.
12.


13.


14.

Церковь Святой Ирины

Айя-Ирина представляет новый для VI века тип базилики в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Первая христианская базилика на этом месте была возведена еще в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии.
16.

Храм Святой Ирины играл ведущую роль вплоть до освящения Святой Софии в 360 г. Обе церкви, впрочем, считались как бы одним святилищем и находились в одной ограде, - как уточняет Сократ. Как мы видим на двух фото выше - Айя-София находится от Святой Ирины совсем рядом.

Храм Святой Ирины никогда не превращали в мечеть - вероятно, потому, что он находился в ограде Сераля. Поскольку храм находился рядом с казармой янычаров, он в течение нескольких столетий служил оружейным складом (арсеналом).
17.

Начиная с 1846 года, храм был превращён в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В 1946 г. ее освободили от всех коллекций, чтобы можно было провести археологические исследования, которые были очень продуктивными. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом.
18.

Вблизи от Святой Ирины расположено здание Монетного двора империи, которое на сегодняшний день является музеем.

Ворота Монетного двора.
20.

Далее мы видим угловое здание в состоянии долговременной консервации, а справа от него переулок ведущий к замечательному Стамбульскому Археологическому музею. Мы там еще побываем)
21.

Очевидно, что здесь левее и перед Воротами Приветствия в обзначенном контуре тротуарной плиткой находилось некое историческое здание. Что тут было мне пока не удалось узнать.
22.

Если продолжать идти от Имперских ворот в сторону Второго двора, справа увидим безымянную крепостную башню внутренней крепостной стены Дворца Топкапы...
23.

Теперь перед нами главные ворота "Баб-и Селям" - "Врата Приветствия" или "Серединные Врата". Это и есть начало обзора экспозиции музея. И хоть Врата Приветствия как бы относятся ко Второму двору - мы тем ни менее осмотрим их в первой части относящейся к Первому.
25.

Справа от ворот конная гвардия. Экзотично и достойно.
26.

Срединные врата были построены по указу Мехмеда Завоевателя в 1468 г.
27.

После их восстановления, осуществленного во время царствования Сулеймана Великолепного, их арочный каменный свод с его боковыми нишами стал отражать классический архитектурный стиль Османской империи, а две башни стали напоминать о вратах европейских замков.
28.

На стороне, выходящей в первый двор, начертаны Kelime-iTevhid (утверждения исламской веры), подпись Махмуда II, основные положения о репарациях, датированные 1758 годом, а также подпись Мустафы III.
29.

Стальная дверь, встроенная во врата в 1524 г., является работой Исы бин Мехмеда.

Основные моменты

Кроме покоев правителей Османской империи, в Топкапы располагались государственные учреждения и библиотеки, сокровищница с несметными богатствами, гарем, огромная кухня, военная школа, мечеть, арсенал и другие постройки. Некогда здесь жили до 4000 сановников высшего ранга, дворец обслуживали и охраняли 50 000 воинов. Теперь это один из самых значительных комплексов архитектурных памятников и музеев мусульманского мира, хранящих сокровища правителей обширной Османской империи, которые сумели завоевать территории на трех континентах.

В 1985 году все многочисленные сооружения Топкапы и расположенный рядом парк Гюльхане с историческими зданиями были внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня миллионы туристов, приезжающих в Стамбул , включают в первоочередные планы посещение дворца Топкапы, и в сезон путешествий перед входом в музей собираются рекордные очереди желающих окунуться в роскошную атмосферу, некогда окружавшую могущественных правителей Турции.

Популярность этого музея достигла апогея после выхода на экраны турецкого сериала «Великолепный век» (2011 г.). Многие эпизоды драматичной саги о красавице Роксолане, сумевшей превратиться из рабыни в любимую жену султана, были отсняты в интерьерах гарема и других дворцов Топкапы.



История дворца Топкапы

Дворец Топкапы находится в примечательном месте с богатейшей историей, уходящей корнями вглубь минувших тысячелетий. Здесь, на мысе у бухты Золотой рог, люди селились со времен неолита. Наконечники стрел, керамика и другие артефакты в остатках первобытного городища, найденного тут, были изготовлены примерно 8600 лет назад. На территории Топкапы археологи обнаружили подлинную каменную летопись, ее полустертые временем страницы составляют культурные слои всех последующих эпох.

Согласно древним преданиям, о которых нам известно из книг древнегреческих и римских историков, в 667 году до н. э. здесь основали поселение греческие колонисты, прибывшие из античной Мегары, что вблизи Афин . Переселенцы назвали город в честь царя Византия, возглавлявшего поход. Когда провинциальный полис Византий был избран столицей Восточной Римской империи, на мысе выстроили огромный дворец византийских басилевсов, а город переименовали в честь императора Константина.


После падения Константинополя в 1453 году, султан Мехмед II Завоеватель приказал возвести на руинах императорского дворца свою резиденцию. Хроники того времени сообщают, что Мехмед II задумал построить дворец, превосходящий по красоте самые совершенные здания поверженной империи. Он велел собрать лучших мастеров со всех концов своих обширных владений. Первый камень в фундамент дворца Топкапы заложили в 1459 г., и через десять лет над Босфором вырос настоящий город в городе, окруженный собственной неприступной стеной. Отсюда контролировалось движение судов через стратегический пролив. В оборонительных сооружениях турецкие зодчие использовали и часть мощных фортификаций византийского периода. У стен дворца Топкапы обнаружены остатки акрополя, возведенного еще колонистами из Мегары.

Главные ворота, за бойницами которых прятались пушки, дали название новому дворцу могущественных султанов: «Топкапы» дословно означает «Пушечные врата». Они находятся вблизи собора Святой Софии .


В первой половине XVI века султан Сулейман Великолепный значительно расширил дворец. Почти все последующие правители строили здесь различные здания на свой вкус, поэтому сегодня Топкапы предстает перед путешественниками как невероятно эклектичный, но очень колоритный комплекс сооружений, возведенных за четыре столетия. В тени садов гарема прятались уголки, полные наслаждений, а во мраке подземелий таились мрачные казематы с застенками, внушающими ужас.

Сменяя друг друга на троне, здесь правили двадцать пять султанов. Только в XIX веке Махмуд II перенес султанскую резиденцию за пределы Топкапы, на берег Босфора . Но в старом дворце по-прежнему кипела жизнь, плелись паутины интриг и заговоров царедворцев. В гареме все так же жили красавицы под бдительным присмотром евнухов, сотни поваров суетились на кухне, шуты и музыканты развлекали придворных.

После Первой Мировой войны обветшавшая шестисотлетняя Османская империя рухнула. В 1924 году по приказу лидера турецкой революции Мустафы Ататюрка дворец Топкапы был превращен в музей и открыт для публики.

Музейные объекты и экспозиции

Территория Топкапы разграничена галереями, стенами и воротами на несколько дворов, где располагаются дворцы и беседки, оружейный арсенал, казармы гвардейцев, конюшни, бани, продовольственные склады и прочие службы. Под ними вырыты потайные ходы, ведущие к султанским покоям и за пределы дворцов. Многие из этих подземелий служили еще византийцам.

В наши дни в зданиях дворцового комплекса располагаются тематические музейные экспозиции.

Янычарский двор

Первые ворота в крепостной стене были возведены в 1478 году. Позднее они были облицованы мрамором. Арки украшены позолоченной арабской вязью с цитатами из Корана. Здесь можно увидеть и тугры – каллиграфические монограммы султанов Мехмеда II и Абдул Азиза, при которых ворота ремонтировались. Тугры использовались в качестве личной подписи правителей, их вырезали на государственных печатях, чеканили на монетах.



Эти ворота, расположенные к югу от дворцов Топкапы, ведут на Янычарский двор, где находятся кассы музея. Здесь, слева от входа, находится первый музейный объект, включенный в комплекс Топкапы – церковь Святой Ирины (IV в.), выстроенная на руинах античного храма Афродиты. Это одна из древнейших сохранившихся христианская базилик в мире. В ее стенах проходил Первый Константинопольский собор, созванный императором Феодосием в 381 г. В VIII веке, в период иконоборчества, все росписи в интерьерах были уничтожены. Сохранилась лишь мозаика в апсиде – черный крест на золотистом фоне.

После завоевания Константинополя турками церковь не была превращена в мечеть, но служила арсеналом. В начале 2000-х годов здесь провели реставрационные работы. Теперь церковь с превосходной акустикой используется как концертный зал.

В стене за церковью есть проход на территорию бывшего Монетного двора Османской империи.

Врата Приветствия

Осмотр музеев Топкапы начинается с главных крепостных ворот. Этот вход, сложенный из блоков бежевого песчаника, – узнаваемая визитка Топкапы, он носит название Баб-юс-Селям, что значит Врата Приветствия. Всаднику любого ранга здесь надлежало спешиться, верхом на коне в Топкапы мог въехать лишь султан в сопровождении личной гвардии.

В привратных восьмиугольных башнях с острыми шпилями кровли из каменных плит томились преступники, приговоренные к смертной казни. Здесь же, в комнате палачей были орудия пыток и плаха, на которой несчастные узники лишались голов. Среди них были знатные аристократы и неудачливые родственники султанов, уличенные в заговорах против повелителя Вселенной. Для устрашения подданных их останки вывешивались над воротами. Их нельзя было предать земле по мусульманским обычаям. Гиды утверждают, что в башнях по сей день обитают призраки казненных. Справа у ворот находится мраморный фонтан Палача. По легенде, в его чаше заплечных дел мастера на глазах перепуганных прохожих мыли обагренные кровью мечи.



За воротами располагается самый обширный двор резиденции – Диван Мейданы. Справа от входа, у крепостной стены, разместилась выставка конных экипажей. На этом дворе размещались янычарские казармы, конюшни, дворцовая больница, бани, пекарни и кухня. На площади под открытым небом выставлены артефакты, найденные археологами на территории Топкапы, – обломки колонн, саркофаги, фрагменты резных фасадов дворца византийских императоров. Недавние раскопки также выявили, что под двором находится огромная подземная цистерна, возведенная византийцами для сбора и хранения воды.

Диванхане

Главное правительственное здание двора – Диванхане или Диван, место заседаний высших правительственных чиновников и военачальников под председательством великого визиря. Здесь столетиями вершились судьбы народов трех континентов. Как писал итальянский публицист Эдмондо де Амичис, живший в XIX веке, сюда устремляли свои взоры встревоженная Европа, недоверчивая Азия и испуганная Африка. В Диванхане визири принимали иностранных послов, объявляли соседним государствам войну и заключали с ними недолгий мир.

Над залом заседаний возвышается купол. Пространство ограничено позолоченными решетками, так что увидеть собрание правительства можно было со двора. Это считалось символом открытости и справедливости принятых решений.

Султан мог тайно наблюдать за дебатами через занавешенное решетчатое окно из соседних покоев в Башне Правосудия, куда вел проход из гарема. Башня Правосудия – самое высокое сооружение в Топкапы, ее хорошо видно с Босфора , в то время как стены и кроны деревьев скрывают дворцы, не превышающие двух этажей.

В комнате рядом с залом заседаний хранились рукописные своды законов, государственные акты и архивные документы минувших лет, уложенные в сундуки. В смежном помещении сидели секретари и писцы, заносившие на пергаментные свитки все решения имперского совета. По традиции, под куполом Диванхане устраивались грандиозные торжества, когда дочери султана выходили замуж.

Здание было перестроено в 1792 году, в портике установили арочные ворота с узорчатой резьбой в модном тогда европейском стиле рококо. В этом же стиле выполнены украшения на фасадах. Однако в интерьерах дворца сохранились элементы османского декора XVI века – мраморная облицовка стен, лепка и резьба на колоннах.

Оружейная палата

Рядом с Диванхане располагается Оружейная палата. В ее арочных залах собраны редкие образцы оружия из султанских коллекций и арсеналов Топкапы – от средневековых луков и ятаганов до первых мушкетов и золотого ружья, подаренного английской королевой. Всего представлено более 400 экспонатов.

Здесь можно осмотреть самую богатую в мире коллекцию исламского оружия, представляющую образцы вооружений за 1200 лет, начиная с арабских мечей VII века. В экспозиции много оружия, доспехов и знаков отличия, захваченных в качестве военных трофеев в битвах с войсками европейских и восточных государств – от Ирана и Индии до Австрии и России. Примечательны двуручные мечи средневековых европейских рыцарей, длина клинков превышает два метра. Есть здесь и подарки, например самурайский меч, преподнесенный от имени японского императора.

На витринах представлено именное оружие турецких султанов – луки, богато украшенные колчаны и стрелы Баязида II, инкрустированные золотом мечи и сабли других правителей.

Из окон музея открывается великолепный вид на Босфор , в одном из залов есть выход на смотровую площадку.

Дворцовая кухня

Напротив Диванхане всю правую сторону двора занимает массивное приземистое здание дворцовой кухни, увенчанное куполами с арочными окнами в барабанах. Над зданием поднимается 40 высоких кирпичных дымовых труб. Под каждым куполом устроено по два помещения. Здесь круглосуточно трудились 1200 поваров. Отдельное помещение было отведено кондитерам, изготовлявшим сладости и прохладительные напитки. Тонны продуктов ежедневно доставлялись сюда из самых отдаленных уголков империи – из Египта и Персии, Аравии и Туниса . Пряности привозили из далекой Индии , янтарное оливковое масло и вино – с островов Средиземного моря .

На плитах, в котлах и в печах готовились деликатесы для султанского стола и обитательниц гарема, обеды для тысяч придворных. Кроме того, кухня обеспечивала довольствием целую армию солдат, охранявших Топкапы. Поколения дворцовых поваров изобрели множество рецептов восхитительных блюд и десертов. Они подробно описаны в старинных поваренных книгах, и сегодня туристы наслаждаются этими изысками в лучших ресторанах Стамбула .

В огромном здании дворцовой кухни расположены музеи, в которых представлены ковры, керамика, фарфор, этнографические экспозиции. В одном из помещений воссоздана атмосфера самой кухни. Тут есть любопытная коллекция старинной кухонной утвари и медной посуды.

Выставка изделий из серебра демонстрирует около 2000 прекрасных образцов работ турецких ювелиров и чеканщиков XVI-XIX веков. Эти предметы были важной частью султанской сокровищницы, ведь в Османской империи богатство измерялось, прежде всего, количеством серебра. Многие серебряные вещицы украшают дарственные надписи, они были преподнесены султанам к юбилеям и праздникам.


Дворцовая кухня внутри

Китайский фарфор

Музей китайского фарфора поражает обилием экспонатов. В его экспозиции около 10 700 изделий, эта коллекция – крупнейшая за пределами Китая . Самые ценные предметы инкрустированы золотыми и серебряными нитями, изумрудами и рубинами. Древнейшие расписные вазы были изготовлены в XIII веке. Клейма свидетельствуют, что несколько чаш из тончайшего фарфора под желтой глазурью принадлежали к предметам сервировки в обеденных залах дворцов средневековых китайских императоров.


Обратите внимание на группу изделий, покрытых особой селадоновой глазурью серовато-зеленого оттенка, напоминающего нефрит. По древнему поверью, отравленное питье, налитое в такую посуду, мгновенно теряет ядовитые свойства и не причиняет вреда.

Отдельно представлено 700 изделий японского фарфора XVII-XVIII столетий.

Европейский фарфор

В этой коллекции фарфора представлены столовые сервизы, вазы, фарфоровые часы, канделябры и другие декоративные изделия, произведенные в разных европейских странах в период с начала XVIII века по начало XX столетия. Здесь насчитывается 5000 экспонатов. Наиболее ценные из них – дипломатические подарки султанам. Многие из них изготовлены с учетом османских художественных традиций.

Большую редкость представляют первые изделия Мейсенской фарфоровой мануфактуры, изготовленные в 1717 году: блюда, подносы, шкатулки, коробки для конфет. Огромный столовый сервиз, расписанный лесными пейзажами, в 1830-е годы прислал король Франции Луи-Филипп.

На витринах выставлены образцы русского фарфора, изготовленного в Санкт-Петербурге . Среди них экспонируется часть сервиза из 2000 предметов, присланного императором Николаем I в подарок султану Махмуду II.

В коллекции также представлены предметы из богемского, английского и русского хрусталя. В этом разделе выделяются прекрасные хрустальные бокалы и кувшин для шербета, изготовленные знаменитым мастером Богемского стекольного завода Людвигом Мозером для султана Абдул-Хамида II.

Выставка турецкого фарфора завершает коллекцию.

Дворец Топкапы в Стамбуле более четырех столетий был главной резиденцией 25 султанов Османской Империи. Когда-то здесь бурлила вся политическая и государственная жизнь страны.

Во дворце Топкапы принимались важнейшие решения, велись переговоры с послами со всех концов света, заключались военные и экономические союзы. Турецкие султаны здесь не только жили, но и работали.

В дворцовом комплексе имеется все необходимое: жилые здания, хозяйственные постройки, кладовки, кухни, турецкие бани, системы фонтанов и пр. Одно из самых важных зданий во дворце – гарем султана, где жило не менее 1 000 его жен и наложниц.

С 1924 года дворец Топкапы стал национальным музеем. Сегодня сюда может прийти любой житель Турции и гость этой страны, чтобы осмотреть дворцовые артефакты, памятники и достопримечательности.

История дворца Топкапы

«Топкапы» в переводе с турецкого – «пушечные ворота». Дело в том, что при каждом выезде султана из дворца стреляла пушка. Т.е. это внешнее название этого комплекса. А для тех, кто имел доступ к внутренним покоям, резиденция называется Дворец слез.

Султан Мехмед Завоеватель в середине XV века захватил Константинополь, но сначала поселился во дворце недалеко от современной площади Баязед, приказав своим подданным начать строительство дворца Топкапы.

В те времена на месте будущего дворца султана был расположен храм св. Ирины, один из старейших в городе. Его не стали разрушать. По мере строительства храм просто оказался внутри дворца Топкапы.

Турецкие историки разделили историю дворцового комплекса на четыре этапа:

  • В 70-е годы XV века были возведены первые постройки дворца Мехмеда Завоевателя, и он стал официальной резиденцией султана.
  • В XVI веке во дворец был перенесен гарем, поэтому потребовалась масштабная перестройка.
  • В середине XIX века в Стамбуле был возведен новый дворец в европейском стиле барокко, куда переехал султан.
  • В 1924 году во дворце Топкапы был открыт музей.

Легенды о Хюррем

Свои лучшие времена дворец пережил при султане Сулеймане Великолепном, а правильнее сказать при его знаменитой на весь мир жене Хюррем, которая и уговорила султана, перенести гарем в Топкапы.

Историки считают, что настоящее имя Хюррем – Настя Лисовская. В XVI веке она была пленена крымскими татарами на территории современной Украины, продана в Турцию в качестве рабыни, а потом подарена будущему султану Сулейману Великолепному.

В гареме Настя быстро нашла себе друзей, ее полюбили за веселый нрав, ум, доброту, сообразительность и дали новое имя Хюррем, что в переводе с турецкого значит «веселая». В Европе ее называли Роксолана.

В гареме всегда существовала самая строгая иерархия, поэтому стать настоящей женой султана было крайне сложно. Красивая и общительная Хюррем прошла все ступени этой иерархии, завоевав сердце султана.

Со временем она получила статус, который был выше статуса ближайших родственников султана. Сулейман Великолепный заключил с Хюррем брак по мусульманскому обряду и после свадьбы не знал ни одной женщины, кроме своей жены.

С годами Хюррем приобрела огромный вес во дворце Топкапы, стала главным советником своего мужа, принимала послов иностранных государств и пр. Считается, что в конце жизни Хюррем отравили придворные завистники.

За время брака она родила Сулейману Великолепному множество сыновей, в т.ч. наследника престола Империи Османов – султана Селима II. Сегодня покои, где жила Хюррем, наиболее посещаемы туристами.

Описание дворца Топкапы

Дворец располагается на берегу, омываемом водами Мраморного моря. На карте он выглядит, как прямоугольник, внутри которого особо выделен гарем. Весь дворцовый комплекс обнесен двухуровневой стеной.

Посетителей пускают во дворец, но они могут увидеть далеко не все. Многие залы и спальни до сих пор не доступны для массового зрителя. Но самые великолепные помещения можно осмотреть полностью.

Первый двор

Экскурсия по дворцу начинается от главных ворот, через который въезжали или выезжали турецкие султаны на протяжении многих столетий. Входя в эти ворота, турист попадает в первый двор.

Дворец Топкапы - кладезь легенд и тайн

Величайший город мира Стамбул хранит и оберегает роскошный и всемирно известный Дворец Топкапы . В переводе дворец «Пушечные ворота».

Здесь происходило действие множества книг, фильмов, даже опер. С ним связано немало увлекательных историй и невероятных тайн, число которых, пожалуй, больше, чем имеется у всех, взятых вместе, королевских резиденций мира. Это около 7 тысяч квадратных метров, страстей и забытых историй.

Дворец Топкапы в Стамбуле это - изумительные изникские изразцы, великолепные росписи, журчащие фонтаны.

А еще это - длинная труба, по которой сбрасывали в Босфор кожаные мешки с зашитыми в них провинившимися обитательницами гарема…

Это - дворцовые перевороты, заговоры и убийства. Это - то место, где прошла жизнь султана Селима Пьяницы, который утонул в бане, выпив слишком много кипрского вина и султана Ибрагима Безумного, который потерял рассудок, просидев по приказу своего брата Мурата IV 22 года в золотой клетке, это место, где прошла жизнь удивительной Роксоланы, ставшей из украинской бесправной рабыни султанской наложницей, но, преодолев неисчислимые преграды, наложница становится любимой женой султана Сулеймана Великолепного, оставив неоднозначный след в истории человечества.

Название «Пушечные ворота» произошло от традиции при въезде и выезде султана из дворца производить почетный пушечный залп.


Саша Митрахович 09.09.2015 19:18


Дворец Топкапы — это самая главная . Это как или . Это своеобразный город в городе, таящий в себе бесчисленное количество тайн и интриг. Отсюда османские султаны правили половиной мира и здесь вершились великие дела.

Дворец-музей Топкапы находится на самой крайней точке полуострова, которая со всех сторон омывается водами и . Он надежно окольцован крепостной стеной и башнями с незабываемыми формами.

В течение нескольких веков дворец Топкапы был резиденцией османских султанов. А с 1924 года стал именоваться дворцом-музеем и распахнул ворота туристам со всего мира, поток которых увеличивается год от года.


Саша Митрахович 09.09.2015 19:18


Дворец Топкапы — это целый город, который находится на территории Стамбула. Комплекс по своим размерам превышает площадь в два раза.

Были времена, когда на его территории проживало до 50 тысяч человек и дворцы имели собственные мечети, зоопарки, бани.

Изначально Топкапы строился, чтобы исполнять государственные функции, которые можно сравнить с Думой или Парламентом. Здесь султан совещался со своими чиновниками по поводу внешних или внутренних политических проблем.

Но уже в 16 столетии султан Сулейман Великолепный поселил во дворце свой большой гарем и началась активная застройка комплекса.

Всего в Топкапы проживало 24 султана. А в 19 веке очередной султан воздвиг себе живописнейший дворец на берегах Босфора и переехал из дворцового комплекса.


Саша Митрахович 09.09.2015 19:56


Строился этот красивейший комплекс очень долго — на протяжении нескольких столетий. Началось оно еще при султане Мехмете Втором в 1462 году, и каждый из последующих султанов добавлял к комплексу свои здания.

При строительстве не придерживались никаких проектов, просто строили каждое новое здание, исходя из собственных приоритетов, и такая форма построек придает Топкапы привлекательность и оригинальность.

Топкапы имеет четыре основных двора, которые разделяются между собой монументальными воротами. Через Имперские ворота имел право проезжать на лошади только султан, все остальные ходили под этой аркой пешком.

Во втором дворе находятся Приветственные ворота, которые по своему строению (низкие арки) заставляли каждого проходящего склонять голову. В третий двор ведут ворота Блаженные. Считалось, что близость к Султану дает подданным неземную благодать.

В первом дворе были служебные постройки, в которых располагались казармы янычар.

В отличие от древних посетителей, современные туристы беспрепятственно могут войти в самую интересную часть Топкапы — гарем .

Смотря на эти огромные и роскошные здания, которые соединили в себе самые разнообразные стили и культуры, возникает понимание, насколько велика была власть османских султанов: более 600 лет Османская империя простиралась на три части света — Европу, Азию и Африку.


Саша Митрахович 10.09.2015 09:22


Гарем - это целый комплекс зданий, которые ограждает высокая стена.

Когда султаны переехали в более просторный и соответствующий их статусу новопостроенный дворец Топкапи, то гарем в Топкапи не переехал, а продолжал оставаться на его задворках в «Изразцовом дворце» или «Изразцовом киоске» — «Чинили кешк», сооруженном в 1472 году Мехмедом Завоевателем.

Первые несколько десятилетий Топкапи был, так сказать, только рабочим офисом султанов, а их жены и наложницы жили отдельно, хотя и рядом, в «Чинили кешк». И это было нормой для османов.

Роксолана - любимая наложница султана Сулеймана Великолепного, именно она, прошедшая путь от рабыни до Султанши Хуррем , смогла добиться переезда во дворец Топкапи, чтобы быть постоянно рядом с султаном.

Именно сооружение комплекса гарема во втором и третьем дворах Топкапи в XVI веке стало наиболее значительным изменением в планировке этого дворцового сооружения с момента первоначальной постройки.

В итоге, постепенно весь гарем переехал в этот новый дворец, а в старый стали ссылать жен и наложниц умерших султанов.

Бывшее здание старого гарема — «Изразцовый дворец» — киоск «Чинили кешк», и ныне находится на задворках дворцового комплекса Топкапи (его первого двора).

Поскольку помещения гарема достраивались, пристраивались и перестраивались, у него нет единого стиля или облика. Более 400 комнат, построенных в разные века, отличаются по стилю и наполнению.

На территории гарема располагается бассейн, лечебница, две мечети, восемь турецких бань и четыре огромнейшие кухни. В экспозиции музея можно увидеть целую коллекцию дорогих украшений, нарядов и одежд, которые носили наложницы.

Раньше тому, чья нога ступит в гарем , грозила смертная казнь. Такие строгие правила были не только потому, что там жили женщины султана, но и потому, чтобы оградить от опасности многочисленных его детей и наследника в том числе, которые жили со своими матерями.

Находят много интересного в посещении дворца не только мусульмане. Иудеи и христиане найдут здесь многочисленные святыни: жаровню Авраама, мощи Иоанна Крестителя, посох Моисея и меч царя Давида.

Топкапы считается одним из самых посещаемых мест в Стамбуле.


Саша Митрахович 10.09.2015 09:31


Стоит вкратце рассказать о иерархии, царившей в гареме, «Субординация» там царила полувоенная.

Пресловутые одалиски — одалык — были всего лишь служанками, которые и мечтать не могли разделить ложе с властелином. Девушки, которым повезло больше, становились икбаль.

Понравившаяся султану икбаль, которую вызывали к господину во второй раз, подвергала себя страшной опасности: за ней ревниво следили хасеки — жены султана, родившие ему сына.

Каждая из хасеки, в свою очередь, боролась за то, чтобы именно ее сын взошел на престол. В дело шло все: от доноса до кинжала и яда. Проигравшие оказывались в кожаном мешке на дне Босфора.

Удачливая хасеки, чей сын становился-таки султаном, переходила в ранг валиде-султан — «матери султана» — и превращалась в главную женщину всего гарема и не только: в конце XVI века, например, властные валиде фактически правили империей вместо своих никчемных сыновей — пьяниц или безумцев.

То есть главной в гареме была не любимая наложница и даже не пресловутая «любимая жена». А та, которой посчастливилось быть матерью действующего султана.


Саша Митрахович 10.09.2015 09:54

План Дворца Топкапы: Обозначения объектов на плане:

Второй Двор Дворца Топкапы — Диван Мейданы
1. Ворота Приветствия или Баб-юс Селям (Вход во Второй Двор Дворца Топкапы — Вход в Музей)
2. Зал Дивана или Диван-и Хумайюн (Куббеалты) — Зал для заседаний везиров (министров)
3. Башня Справедливости (Адалет Кулеси) — Самое высокое здание дворца Топкапы, которое возвышается над зданием Дивана.
4. Мечеть и хамам Бешир Ага
5. Султанские конюшни — в наше время здание используется для организации различных выставок
6. Вход в Гарем — за отдельную плату
7 - 8 - 9 Кухня во дворце Топкапы - в наше время выставка китайского японского и европейского фарфора — одна из самых больших коллекций китайского фарфора в мире.
10. Ворота Счастья или Ворота Блаженства / Ворота белых евнухов (Баб-и Саадет)

Гарем Дворца Топкапы — Харем-и Хумаюн
11. Двор матери султана (Валиде Султан Ташлыгы) в Гареме
12. Двор избранных или Двор фавориток (Гёзделер Ташлыгы) в Гареме

Третий Двор Дворца Топкапы — Эндерун Авлусу
13. Зал аудиенций или Тронный зал (Арз Одасы) зал, где принимались иностранные делегации и послы
14. Библиотека султана Ахмеда III
15. Палата Кампаний или палата пажей (Сеферли Когушу) — Коллекция султанских нарядов
16. Сокровищница Топкапы (Эндерун Хазинеси) — Здесь можно увидеть золотые султанские троны, «Алмаз Кашикчи» и известный «Кинжал Топкапы»
17. Павильон Священной мантии и святых реликвий
18. Палата личных пажей султана (Хас Ода Когушу) - Выставка султанских портретов
19. Дворцовая библиотека Топкапы (раньше Мечеть Агалар)мечеть Агалар

Четвертый Двор Дворца Топкапы — Софа-и Хюмайун
Вход в четвертый двор дворца Топкапы не через массивные ворота как в остальных дворах, потому что этот двор служил больше как место для отдыха.
20. Летний дворец Абдул-Меджида (павильон Меджидийе)
21. Мечеть Софы
22. Башня Хекимбашы (Хекимбашы Кулеси) — жилище и лаборатория главного лекаря
23. Здание деревянного павильона Софы (Софа Кёшк)
24. Ереванский павильон или Летний дворец Реван (Реван Кёшк)
25. Мраморная тераса и Зал обрезания (Сюннет Одасы)
26. Беседка Ифтарийе (Беседка с красивым видом на Золой Рог, где ужинали султаны во время рамазана)
27. Багдадский павильон или Летний дворец Багдат (Багдат Кёшк)


Саша Митрахович 10.09.2015 14:19


Вход в Топкапы - 20 лир.

Вход в Гарем - 15 лир. Аудиогид - 20 лир.
На входе в Топкапы рамка как в вэропорту, но хоть не снимать обувь, сумку тоже просвечивают. Могут и попросить открыть.

В самых интересных местах, сокровищнице, павильоне кафтанов и павильоне мусульманских реликвий фотографировать запрещено.

Время работы музея Топкапы :

Весной, Летом и Осеню:
с 15 Апреля по 1 Ноября: ежедневно, кроме вторников, с 9.00 до 18.45.

Приходить лучше к открытию, 9 часам. К 11 утра посетитетелй становится слишком много, подъезжают автобусы с группами.


Саша Митрахович 11.09.2015 12:43


На иллюстрации: Официальная карта дворцового комплекса Топкапи.

Дворец состоит из четырех дворов с размещенными на них различными постройками. Все это окружено стенами.

На схеме цифрами 1,9,19,28 обозначены соответственно первый, второй, третий и четвертый дворы. Эти дворы от первого к четвертому были последовательно все менее публичными.

Если на первом дворе размещалась прислуга и янычары, то на втором проходили официальные церемонии.

На третьем и четвертом дворах протекала частная жизнь султанов и его семьи, а также проводились менее парадные государственные мероприятия. Например, приватные переговоры.

Внутри общей стены, окружающей комплекс Топкапи, дворы также разделялись стенами с воротами.

Цифрами 2,8,18 обозначены соответственно Имперские ворота, Ворота приветствия и Ворота счастья.

На схеме обозначены различные постройки дворцового комплекса.

Цифрой 3 обозначена бывшая Церковь Св. Ирины;

5 — Археологический музей;

12 — Здание Дивана,

13 — башня Правосудия,

14 — вход в гарем,

15 — комплекс гарема;

17 — кухни;

20 — зал аудиенций — Арз Одаси;

31 — Багдадский павильон.

Дворец Топканы - четыре двора и гарем

Первый двор Топкапи - это, общем, не сам дворец, а, так сказать, крыльцо к нему. Несмотря ни то, что он расположен уже изнутри за главными воротами.

В султанские времена на первом дворе располагались хлебопекарни дворца и государственное казначейство, монетный двор и штаб-квартира янычар. Сейчас здесь располагается, в том числе, и автостоянка.

И здесь же уцелел, и существовал все османские времена, единственный осколок Византии — церковь Святой Ирины. Это, наверное, единственная из закрытых османами церквей, так и не превращенная в мечеть.

Церковь Святой Ирины при османах служила многие столетия оружейными складами, а при поздних османах музеем (сначала с XIX века античным, потом — военным). С 1950 года это концертно-выставочный зал.

В ранний период существования Византии, до освящения храма Святой Софии, церковь Святой Ирины была главной церковью константинопольских патриархов. В ней проходил первый вселенский Константинопольский собор в 381 году.

По соседству с бывшей церковью Святой Ирины расположились два интереснейших музея — Археологический и Музей Древнего Востока.

В Археологическом музеи выставлен неизвестный саркофаг, в котором якобы был погребен Александр Македонский. Могила Александра Македонского, как известно, не обнаружена, при находке этого саркофага местным крестьянином в 1887 году в Ливане, он был пуст. Однако на саркофаге, известном как Сидонский саркофаг, содержатся изображения плакальщиц и сцены жизни Александра Македонского: охота Александра в Ливане, и его сражение с персидским царем Дарием. Изображения позволили приписать Сидонский саркофаг захоронению Александра Македонского.

Рядом с Археологическим музеем находится т.н. «Изразцовый киоск» — дворец, где во времена первых османских султанов размещался гарем — специально за пределами собственно Топкапи, а в наше время расположилась выставка изразцов, фарфора и керамики (являющаяся частью Археологического музея).

Второй двор дворца , отделенный от первого стеной и массивными воротами с двумя башнями — «Воротами приветствия» — «Bab-us Selam», служил, в отличие от третьего и четвертого дворов, главным образом, государственным и вспомогательным функциям.

«Bab-us Selam» были переходом во внутреннюю часть дворца, и лишь один султан мог проезжать их верхом на коне, все другие лица, посещающие Топкапи, спешивались.

От «Ворот приветствия» между парковых насаждений третьего двора расходится шесть дорог. Первые две дорожки ведут к дворцовым кухням, третья ведет к следующим из ворот — «Воротам счастья», четвертая — к дивану, пятая — к гарему, шестая — конюшням султана.

В султанские времена среди деревьев и кустарников второго двора расхаживали не только ожидавшие приема важные персоны, но и лани, козы и павлины, которые жили здесь. Иностранцы обычно удивлялись тишине в этом дворе, несмотря на тот факт, что в некоторых придворных церемониях здесь участвовало до 10000 человек.

Здесь же во втором дворе располагается башня Законности и помещения дивана. А в тени «Ворот счастья» — «Bab-i Saadet», которые вели в третий двор, султан иногда разбирал государственные дела и принимал некоторых посетителей. Перед этими воротами происходила церемония вступления на престол нового султана, принятия подношений по случаю религиозных праздников, объявления о даровании званий.

Также во втором дворе находится выставка султанских карет. Многие из этих экипажей подарены султанскому двору европейцами.

И, конечно же, второй двор знаменит своих огромным помещением — целым городком, отделенным от основной части площади промежуточными строениями, городком с несколькими десятками куполообразных труб, сразу бросающимися в глаза — султанскими кухнями. Сейчас в помещениях кухонь выставлена разнообразная утварь, включая огромные котлы.

В султанских кухнях одновременно работало 800-1000 поваров. Ежегодно сюда доставляли 30000 цыплят, 23000 баранов, 14000 телят. Над конструкцией здания работал знаменитый турецкий архитектор Синан. Очень впечатляют куполообразные потолки с отверстиями для вытяжки в этих кухонных помещениях. Купольный потолок — это очень по-османски, а точнее потолок, состоящий из нескольких маленьких куполов, образующих общее пространство.

В помещениях кухонь ныне также выставлен китайский и японский фарфор турецких султанов. Представленная в Топкапи коллекция восточного фарфора, как утверждают турецкие авторы, третья по величине — после пекинской и дрезденской — из всех дворцовых собраний мира. Она насчитывает 10 700 предметов. Огромные сервизы, которыми султаны очень гордились. Кроме восточного фарфора есть и фарфор из Европы, включая С-Петербург.

Часть кухни занимала султанская кондитерская с говорящим названием «халванаме».

Во втором дворе располагается вход и в султанский гарем. На стене у входа как в обычном учреждении весит лаконичная прямоугольная вывеска с одним словом крупным шрифтом — «Harem» (Происходит от арабского «харам» — «запрещенный»). Турки называют гарем «darussade» — «дом счастья».

Гарем включал покои султана «Селямлык» (мужская половина), и его приемные. Все это занимало 300 комнат.

Также в гареме располагались покои матери султана — «валиде султан», султанских жен и наложниц, помещения черных евнухов. (Черные евнухи охотнее брались в гарем, чем их белые собратья. Считалось, что чернокожие евнухи лучше защищают честь султанских жен и наложниц, т.к. невероятным образом рожденных от них черных детей будет невозможно выдать за султанских. Также считалось, что негритята, захваченные главным образом в Судане, лучше белых переносили кастрацию и меньше болели после нее).

Возглавлял гарем черный евнух и глава черных евнухов, который считался четвертым (если не считать султана) должностным лицом в Османской империи-после султана, матери-султанши, великого визиря и верховного священнослужителя — «шейх-уль ислам».

Рабыни — «джарийе», попадавшие в гарем, могли никогда так и не увидеть султана. Но они могли стать его наложницами, если понравились. Тогда они назывались — «ikbal». Некоторые наложницы могли стать законными женами султана — «Kadin Efendi». Жена султана, родившая ему первого сына считалась первой и главной женой. Любимая жена носила титул «Haseki».

Двумя малоизвестными фактами о гаремной жизни является то, что на позднем этапе существования Османской империи родители сами отдавали дочерей в гарем в надежде на их продвижение по социальной лестнице. Также в гареме существовала традиция брать на воспитание девочек-сирот (иногда до 400 человек), а затем, когда они вырастали, обеспечивать им счастливое и выгодное замужество.


Саша Митрахович 11.09.2015 12:43