Домой / Дом / Синтаксические (стилистические) фигуры. Стилистические фигуры как средство богатства речи Наличие взволнованности эмоциональности эпифора стилистическая фигура которая

Синтаксические (стилистические) фигуры. Стилистические фигуры как средство богатства речи Наличие взволнованности эмоциональности эпифора стилистическая фигура которая


Анафора Анафора Это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Например, (лексическая анафора): Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. Повторяться могут однотипные синтаксические конструкции(синтаксическая анафора), например: Я стою у высоких дверей. Я слежу за работой твоей.


Антитеза Антитеза Это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. Например: Где стол был яств, там гроб стоит. Часто антитеза строится на антонимах, Например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.


Бессоюзие Бессоюзие Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями. Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.


Например: Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… Ср. бессоюзное перечисление предметных названий для создания впечатления быстрой смены картин: Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на вратах…


Градация Градация Это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся(реже уменьшающееся)значение, благодаря чему создается нарастание(реже ослабление)производимого им впечатления. Например: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный самобытный, ни с чем не сходный вид.


Инверсия Инверсия Это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. Обратите внимание, что не всякий обратный порядок слов является инверсией: о ней можно говорить только тогда, когда с ее использованием ставятся стилистические задачи- повышение экспрессивности речи. Например: Вывели лошадей. НЕ понравились они мне.


Многосоюзие Многосоюзие Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. Например: Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр То же при повторении союза между сочиненными предложениями, например: По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались черные тела на виселицах, и над ними кричали вороны.




Риторический вопрос Риторический вопрос Это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению. Например: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!


Риторическое обращение Это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Например: Тише, ораторы! Ваше слова, товарищ маузер. Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.


Умолчание Умолчание Это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю(или слушателю) самому догадаться о невысказанном. Например: Нет, я хотел…быть может, вы…я думал, Что уж барону время умереть.


Эллипсис Эллипсис Это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. Например: Мужики - за топоры Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.


Помимо троп важными средствами образности русского языка выступают также стилистические фигуры.

Стилистическая фигура (лат. «stіlus» - грифель для писания и «fіgura» - образ, внешний вид) - непривычные синтаксические обороты, которые нарушают языковые нормы и употребляются для украшения речи. Стилистические фигуры довольно распространенные в поэзии, где призваны не только индивидуализировать речь автора, а и обогатить ее эмоциональными нюансами, сделать более выразительным художественное изображение. Поэтому стилистические фигуры также называются фигурами поэтической речи. Следует строго отличать стилистические фигуры от тропов, которые строятся не по синтаксическому принципу. Среди основных и наиболее употребляемых стилистических фигур выделяются анафора, эпифора, кольцо (анепифора), параллелизм, градация, эллипсис, инверсия, хиазм, анаколуф, асиндетон, полисиндетон. Богданова Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых действий. - М..: Наука, 2011. - 520 с.

Проанализируем и их более подробно. Анафора (от греч. - вынесение вверх, повторение) - стилистическая фигура, которая образовывается повтором слов или словосочетаний в начале сопредельных языковых единиц. Например, «Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем. Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством…» (М. Лермонтов).

Чаще всего анафора встречается в стихотворных текстах, реже в прозаичных. Прозаичная анафора связывает обычно начала сопредельных предложений, например: «Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место..., как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней...» (Л. Толстой). Очень редко анафорический повтор связывает не сопредельные, а разделенные в тексте языковые единицы, например, начала глав повести или романа. Прозаичная анафора чаще всего усиливает и делает более эмоционально выразительным содержание того, о чем рассказывается, хотя, может выполнять и сугубо композиционную функцию, которой обычно отмечен анафорический повтор в поэтических текстах, где анафора служит дополнительным (наряду с константной паузой) сигналом окончания предыдущей строки и начала следующей. Нередко анафорический повтор может выдерживаться на протяжении всего стихотворного произведения (обычно небольшого по объему).

Противоположной анафоре выступает такая стилистическая фигура как эпифора - повтор отдельных слов или словосочетаний на конце сопредельных языковых единиц: «Вот на берег вышли гости , Царь Салтан зовет их в гости ...» (А. Пушкин). Намного реже эпифора встречается в прозе: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ?» (Н. Гоголь). Иногда также выделяют эпанафору (стык или анадиплосис ) - повторение слова или словосочетания в конце предыдущей языковой единицы, а также в начале следующей, например: «Бочки накатали с лютым зельем, С лютым зельем , с черным порохом…» (фольклор). Подобное повторение наиболее часто встречается в фольклоре, но иногда, преимущественно как композиционный прием, применяется и в прозе. Интересный образец содержится в известном романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» , двадцать четвертая глава которого заканчивается так: «...и сколько угодно, хотя бы до самого рассвета, могла Маргарита шелестеть письмами тетрадей, разглядывать их и целовать, и перечитывать снова: - Тьма, пришедшая со Средиземного моря , накрыла ненавидимый прокуратором огород... Да, тьма», - а двадцать пятая начинается словами: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря , накрыла ненавидимый прокуратором огород. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна...». Крупчанов Л. М. Теория литературы. - М.: Наука, 2012. - 360 с.

Кольцом или анепифорой называют стилистическую фигуру речи, которая связывает повтором отдельных слов или словосочетаний начало и конец сопредельных языковых единиц (абзац, строфа) или/и одной единицы (предложение или стихотворная строка). Объясняя название этой фигуры, теоретики литературы, в частности, пишут: «Повторение начального слова или фразы в конце того самого предложения, стиха, строфы или целой пьесы, из-за чего данное предложение или же ряд предложений, что образовывают логическое единство, получают определенного рода закругление; отсюда и название фигуры». Например: «Напрасно ! Куда ни взгляну я, встречаю везде неудачу, И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно; Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу, Напрасно » (А. Фет).

Часто анепифора также представляет собой симплоку - сочетание анафоры с эпифорой, что отражено в самом названии термина: «Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет » (В. Лебедев-Кумач). Художественный текст. Структура и поэтика. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. - 296 с.

Следующей схожей стилистической фигурой является параллелизм (греч. «тот, что идет рядом») или синтаксический параллелизм - это фигура, основанная на однотипном синтаксическом построении двух или больше сопредельных языковых единиц, преимущественно строк поэтического текста, что порождает ощущение их симметрии. Например: «Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы » (В. Брюсов).

Чаще всего параллелизм, симметрия в синтаксической построении сопредельных поэтических строк сопровождается образным сопоставлением выраженных в них мыслей - так называемым образно-психологическим параллелизмом: например, между жизнью природы и фрагментами человеческой жизни. Параллелизм нередко может включать символы, о которых мы писали ранее, анализируя тропы. Поэтому мы можем прийти к выводу, что тропы и стилистические фигуры не исключают, но взаимно дополняют друг друга.

Параллелизм занимает важное место в русском языке, особенно в поэзии и известен с древних времен. Чаще всего к нему также прибегают в народной поэзии. Значительное распространение он приобретает в романтической поэзии в начале XІХ в., часто как стилизация фольклорных мотивов. Эта стилистическая фигура может составлять композиционную основу лирического стихотворного произведения.

Градация - это стилистическая фигура, которая заключается в постепенном нагнетании средств художественной выразительности с целью повышения (т.н. климакс , например, «В заботе сладостно-туманной Не час, не день, не год уйдет…» Е. Баратынский) или понижения (антиклимакс , например, «Не сломлюсь, не дрогну, не устану , Ни крупицы не прощу врагам» О. Бергольц) их эмоционально-смысловой значимости. Градация различается по пространственно-временным (преимущественно в прозе), интонационно-эмоциональным (поэзия) и психологическим (драма) признакам. Выразительность градации усиливается объединением ее с анафорой, например, в знаменитом высказывании Юлия Цезаря: «Пришел, увидел, победил!».

Эллипсис (греч. - «пропуск», «недостаток») - это стилистическая фигура, построенная путем пропуска слова или нескольких слов. Например, «Глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные - все в Ольге ... (А. Пушкин). В данном случае поэтом пропущено слово «сочетается» или иное близкое по значению. Эллипсис может усиливать динамичность фразы, напряженность смены действия, подчеркивать лаконизм, лирическую взволнованность, разговорные интонации. Он часто встречается в пословицах и поговорках. Данная фигура может лежать в основе целого художественного произведения, особенно поэтического или его части.

Довольно востребованной всегда была инверсия - стилистическая фигура, построенная на нарушении того порядка слов в предложении, который кажется нормированным, обычным, например, «Покорный Перуну старик одному ...» (А. Пушкин), вместо «Старик покорный одному Перуну». Русский, как и другие восточнославянские языки, принадлежит к языкам со свободным порядком слов в предложениях, тем не менее, определенная синтаксическая последовательность, вследствие своей привычности, а также из-за ее подчиненности логике развертывания высказываемой мысли кажется более естественной, тогда как изменение такой последовательности психологически воспринимается как отступление от определенной постоянной нормы. Логическая последовательность развертывания мысли регулирует, в частности, порядок главных членов предложения, которые формируют своего рода синтаксический скелет высказываемой мысли. Нормальная логическая последовательность развертывания мысли предполагает ее движение от уже известного (т.е. того, о чем уже говорилось, или такого, что подается как заведомо известное) к неизвестному, тому, что, собственно, сообщается об этом «уже известном» и фиксирует в нем какие-то изменения. Поскольку «уже известное» в предложении обычно выражается через подлежащее (субъект мысли), а «неизвестное», новое через сказуемое (предикат мысли), то естественным или, как еще говорят, прямым будет порядок слов , при котором сказуемое будет размещаться за подлежащим, а инверсионным будет их обратный порядок: сказуемое перед подлежащим. Санников В.З. Русский синтаксис в семантико-прагматическом пространстве. - М.: Языки славянской культуры, 2008. - 624 с.

Если синтаксический порядок главных членов предложения регулируется нормами логической последовательности разворачивания высказываемой мысли, то порядок второстепенных членов предложения в каждом национальном языке устанавливается исторически устоявшимися в нем нормами синтаксического построения словесных конструкций. В частности, для русского языка более естественным будет размещение дополнений и обстоятельств, выраженных существительными, в позиции - после слова, к которому они относятся, а определений и наречных обстоятельств в позиции - перед словом, к которому они относятся. Обратный же порядок их размещения, воспринимается как инверсированный. Например, «Под вечер, осенью ненастной, В далеких дева шла местах …» (А. Пушкин).

Инверсия индивидуализирует и эмоционально подчеркивает речь и ее компоненты. Но основная ее функция заключается не в этом. Синтаксически инверсированный порядок членов предложения служит, прежде всего, цели выделения отдельных, наиболее весомых в контексте данного высказывания слов. Особенно ярко эта функция инверсии обнаруживает себя в случае, когда инверсированное слово не просто изменяет свою общепринятую синтаксическую позицию, но при этом еще и отделяется от члена предложения, которому оно подчинено.

Разновидностью инверсии выступает хиазм - употребляемый в поэзии лингвостилистический прием, суть которого состоит в перестановке главных членов предложения для повышения выразительности стихотворной речи, например: «Делить веселье - все готовы : Никто не хочет грусть делить » (М. Лермонтов).

Схожей разновидностью можно считать и анаколуф - стилистическую фигуру, построенную с нарушением грамматической согласованности между словами, членами предложения, например, «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа » (А. Чехов). Как мы можем видеть анаколуф применяется умышлено, чаще чтобы придать иронический или комической оттенок речи в данном ее контексте.

Несколько напоминает инверсию и асиндетон или бессоюзие - стилистическая фигура, которая заключается в пропуске союзов, что связывают отдельные слова и части фраз. Например: «Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет » (А. Блок). Бессоюзие усиливает выразительность речи, акцентируя в ней динамический аспект, служит для выделения отдельных слов.

Противоположностью асиндетона выступает полисиндетон или многосоюзие - скопление союзов, которые связывают отдельные слова и части фразы, например, «Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность» (В. Короленко). Многосоюзие используется как средство, которое замедляет речь, служит для выделения значимых слов, делает речь торжественной, поскольку часто ассоциируется с многосоюзными синтаксическими конструкциями библейских текстов. Фигура многосоюзия может оформляться, во-первых, разными союзами. Во-вторых, - не только союзами как таковыми, а и другими служебными словами, которые получают в контексте функции союзов.

К более редким стилистическим фигурам можно отнести плеоназм и тавтологию, а также амплификацию, парономазию (сопоставление подобных по звучанию, но разных по смыслу слов) и антитезис (противопоставление). Тельпуховская Ю.Н. Русский язык. Фонетика. Графика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Лексика и фразеология. - М.: Веста, 2008. - 64 с.

Плеоназм (греч. «чрезмерность») - это стилистическая фигура, которая основывается на синонимическом повторе предыдущего слова, например, «упал вниз», «жестикулировал руками », «ностальгия по родине », «главный приоритет », «инкриминировать вину », «избитая банальность». Плеонастический повтор не мотивирован логически и употребляется как средство стилистического разнообразия речи. Чаще всего он применяется в фольклоре, но встречается и в авторской поэзии.

Родственная плеоназму тавтология предполагает однокоренное повторение слов, например: «диво дивное, чудо чудное » и т.д.

Амплификация (лат. «распространение», «увеличение») - стилистическая фигура, которая заключается в подчеркнутом накоплении в пределах сопредельных высказываний (как правило, одного, двух-трех предложений или коротенького абзаца) однотипных языковых единиц, например, «Берет - как бомбу, берет - как ежа, как бритву обоюдоострую, берет , как гремучую в 20 жал змею двухметроворостую» (В. Маяковский).

В идеальном виде сложное синтаксическое целое состоит"из зачина, средней части и концовки и выделяется в абзац. Но в нестрогих стилях и жанрах (то есть не в официальном и не в научно- академическом) для выражения авторской модальности могут быть использованы различного рода трансформации сложного синтаксического целого. В нем может отсутствовать один или даже два его структурных компонента. Например: ...Барсуквзвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрелу ударила пудовая щука.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Я не поверил. (К. Паустовский).

Незаконченность двух первых прозаических строф хорошо ощущается. В первой (о барсуке) это передается глаголами несовершенного вида неограниченного действия (бежал, голосил, плевался), а во второй (о смятении) в лесу-глаголами с зачинателъ- ным значением (заорали, всполошились), которые требуют развития действия. Такие открытые прозаические строфы позволяют читателю «дорисовать» события, наполнить текст «скрытым» содержанием.

В других случаях с целью сразу погрузить читателя в ситуацию зачин опускается. Например: А были у него хорошие времена (В. Шукшин)-абсолютное начало рассказа.

Возможны и другие трансформации в структуре сложного синтаксического целого: пропуск средней части, смазанность границ, вклинивание чужеродных компонентов и т. п. 2.

Отношения прозаической строфы с абзацем могут складываться следующим образом: 1) сложное синтаксическое целое равно абза- цу; 2) абзац включает несколько сложных синтаксических целых; 3) сложное синтаксическое целое разбивается на абзацы.

Первый тип отношений характерен для информативных текстов. Он особенно необходим для малоподготовленного читателя (учебники для младших школьников). В художественной и публицистической прозе он придает тексту легкость, ясность, прозрачность, в некоторых случаях-динамичность.

Второй тип отношений говорит о необходимости восприятия информации не |>асчлененно, а в целом. Это характерно для рассуждений о сложных, многомерных связях между людьми, явлениями, событиями или о неразделимых явлениях и событиях. В художественных текстах даются обычно в один абзац «рассказ в рассказе», сны, воспоминания и т. п., чтобы выделить их вставной характер.

Деление сложного синтаксического целого на абзацы (третий тип отношений), отрыв от него какого-либо предложения приводит к тому, что приобретает особую значимость Отрываемая часть прозаической строфы. См., например, конец рассказа А. П. Чехова «Архиерей»:

Через месяц был назначен новый викарный архиерей, а о преосвященном Петре уже никто не вспоминаЛ. А потом и совсем забыли. И только старуха, мать покойного, которая октет теперь у зятя-дьякона в глухом уездном городишке, когда выходила под вечер, чтобы встретить свою корову, и сходилась на выгоне с другими женщинами, то начинала рассказывать о детях, о внуках, о том, что у нее был сын архиерей, и при этом говорила робко, боясь, что ей не поверят...

И ей в самом деле не все верили.

Последнее предложение связано с предыдущим очень тесно; более того, оно могло бы быть даже не самостоятельным предложением, а частью предыдущего сложного. Но у Чехова оно не только отделено, оторвано от синтаксически и семантически связанного с ним предыдущего предложения, но и является единственным предложением нового абзаца. Оторванность и автономность в тексте во много раз увеличивают смысловой объем этого предложения по сравнению с тем, что был бы у него в составе абзаца, равного сложному синтаксическому целому.

Деление текста на абзацы определяет и общий тон повествования, и конкретное смысловое и экспрессивное наполнение его отдельных частей. Ср., например, разное деление на абзацы отрывка из повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» в интерпретации разных переводчиков:

И вот Бекки, проходя мимо учительского стола, стоявшего неподалеку от двери, заметила, что в замке торчит ключ! Можно ли было пропустить такой редкостный случай? Она оглянулась-вокруг ни души. Через минуту она уже держала книгу в руках. Заглавие «Анатомия», сочинение профессора такого-то, ничего ей не объяснило, и она принялась перелистывать книгу. На первой же странице ей попалась красиво нарисованная и раскрашенная фигура

голого человека. В эту минуту на страницу упала чья-то тень: в дверях показался Том Сойер и краем глаза глянул на картинку. Беккн торопливо захлопнула книгу, но при этом нечаянно разорвала картинку до середины. Она сунула книгу в ящик, повернула ключ и разрыдалась от стыда и досады (в переводе К. Чуковского).

И вот, проходя мимо кафедры, стоявшей возле самых дверей, Бекки заметила, что ключ торчит в ящике. Жалко было упустить такую минуту. Она оглянулась и увидела, что никого кругом нет, и в следующее мгновение книга уже была у нее в руках. Заглавие на первой странице-«Анатомия» профессора такого- то-ровно ничего ей не сказало, и она принялась листать книгу. Ей сразу otce попалась очень красивая картинка, вся в красках: совсем голый человек.

В это мгновение чья-то тень упала на страницу-на пороге стоял Том Сойер, заглядывая в книжку через ее плечо. Торопясь захлопнуть книгу, Бекки рванула ее к себе и так неудачно, что надорвала страницу до половины. Она бросила книгу в ящик и расплакалась от стыда и досады (в переводе Н. Дарузес, 1953 г.)

Из-за разного деления на абзацы акценты в переводах существенно смещаются. В первом отрывке одна героиня-Бекки, а Том дается в ее восприятии, во втором-два действующих лица. Том дается как самостоятельный герой:, он становится виновником случившегося. Выделение второго абзаца и, как следствие, появление второго активного героя драматизируют действие.

Стилистические фигуры семасиологии я выбрала первыми, потому что они мне нравятся больше всех: они – самые сложные!

Как видите, я решила не следовать известному закону педагогики – от простого к сложному. Правила созданы для того, чтобы их нарушать, или, по крайней мере, выходить за их рамки. Если бы никто не выходил за рамки, значит, не было бы развития. В том числе и литературы.

Возьмем, к примеру, жанр детектива. Можно ли представить современную литературу без него? Конечно, нет, особенно если учесть постмодернистские тенденции смешения жанров элитарной и массовой литературы – «Имя розы» Умберто Эко, «Парфюмер» Зюскинда тому доказательство. И все это стало возможным благодаря тому, что когда-то Эдгар Алан По вышел за рамки и написал первые детективные истории «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842) и «Украденное письмо» (1845).

Или жанр фэнтези – были бы, столь популярные ныне, романы Толкина, если бы когда-то шотландский писатель Джордж Макдональд не написал первый роман этого жанра «Фантазеры», и не попадись он в руки тому же Толкину?

Убедившись, что входить за рамки полезно, вернемся к нашим баранам, то есть к стилистическим фигурам. Сегодня мы коснемся стилистических фигур синтаксиса – фигур, которые возникают только на уровне предложения или целого текста. Примеры продолжаю брать из «Улисса» – энциклопедии писательства, конкретно из эпизода «Эол», посвященного риторике.

ЭЛЛИПСИС (др.-греч. «недостаток») – намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла, а часто – для усиления смысла и эффекта.

Например:

Иисус Марио с нарумяненными щеками, в камзоле и тонконогий. Прижал руку к сердцу. В «Марте» (Эол).

Эллипсис также часто употребляется в диалогах – для более реалистичной передачи «живого» разговора:

А где это было, Майлс? - спросил Нед Лэмберт, задумчиво разглядывая носки своих башмаков.

- В Огайо! - крикнул редактор (Эол).

Пример из «Хай-Вея»:

Что это? – спросил Волк.

О.… Это слезы феникса. Они целебные и лечат болезнь.

- Любую? – удивился он.

Да. (Богдан Слутий, Сказка про лето (Часть 3).

АПОСИОПЕЗА (др.-греч. «замалчивание») – незавершенность, перерыв во фразе, вызванный сильными эмоциями, нежеланием или невозможностью ее закончить. Например:

Он бы уже давно восседал в судьях, - сказал профессор, - если бы не... Ну ладно, не будем (Эол).

Пример из «Хай-Вея»:

Я грустная, потому что… Моя птица, Феникс… Он сгорел.… В него попал луч луны (Богдан Слутий, Сказка про лето (Часть1).

БЕССОЮЗИЕ ИЛИ АСИНДЕТОН – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Эта фигура придает речи динамичность и насыщенность. Например:

Они смотрели как исчезают из глаз колени, ноги, башмаки (Эол).

МНОГОСОЮЗИЕ ИЛИ ПОЛИСИНДЕТОН – избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Например:

И потом ягненок и кошка и собака и палка и вода и мясник. А потом ангел смерти убивает мясника а тот убивает быка а собака убивает кошку (Эол).

УДВОЕНИЕ – повторение одного или нескольких слов либо в целях усиления речи, либо ради возбуждения сострадания». Например:

Стук. Стук машин (Эол).

Мистер Блум, поглядев вверх и наискось от устроенного им креста, увидел землистое лицо фактора, похоже у него легкая желтуха, а за ним послушные барабаны, пожирающие нескончаемые ленты бумаги. Лязг. Лязг. Мили и мили ненамотанной (Эол).

АНАДИПЛОСИС (др.-греч. «удвоение») – повтор заключительного созвучия, слова или словосочетания в начале следующей фразы или стихотворной строки. Например:

И услышал я слова его, и значение их открылось мне. Открылось мне , что только доброе может стать хуже, если бы это было абсолютное добро или вовсе бы не было добром, то оно не могло бы стать хуже (Эол).

Пример из «Хай-Вея»:

Однако Учительница была невиновна в мучениях Почтальона, она сама являлась безвинной жертвой безнадежной страсти к Бакалейщику. Бакалейщик был парень огромного роста с ручищами-кувалдами и невысоким лбом (Андрей Марин, Сага о любви).

ИНВЕРСИЯ (лат. «переворачивание, перестановка») – изменение нормального порядка слов или словосочетаний как стилистический прием. Например:

И был праздник пасхи (Эол).

Это мы можем (Эол)

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (др.-греч. «расположение рядом, соположение») – стилистическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Например:

Дуй сюда. Дуй отсюда (Эол).

Пример из «Хай-Вея»:

Не подойдёт сюжет.

Не светит хэппи-энд (Маргарита Ротко, Неподходящий сценарий, или «по вечным мотивам»).

ХИАЗМ (др.-греч.«крестообразный») – вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке. Например:

Ломовики в грубых тяжелых сапогах выкатывали с глухим стуком бочки из

складов на Принс-стрит и загружали их в фургон пивоварни. В фургон

пивоварни загружались бочки, с глухим стуком выкатываемые ломовиками в

грубых тяжелых сапогах из складов на Принс-стрит (Эол).

Или как в известной поговорке:

Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.

АНАФОРА (др.-греч. «возвращение») – стилистическая фигура, состоящая в повторении слова или группы слов в начале нескольких рядом стоящих предложений или в начале каждой части одного предложения, разделённого паузой. Прием увеличения эмоциональности. Например:

Ве-е-рнись моя утрата, (Эол).

Ве-е-рнись моя любовь

Пример из «Хай-Вея»:

Рожки Поматии безжизненно опустились. Рожки Хеликса покрылись красными пятнами (Яна Дашковская, Улитка).

ЭПИФОРА (др.-греч. «добавление, повторение») – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же же слов в конце смежных отрезков речи. Противоположностью эпифоры является анафора. Например:

По лицу вижу . По глазам вижу (Эол).

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который дает ответ сам спросивший. В любом случае вопросительное высказывание подразумеваюет вполне определенный, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.

Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчеркивания) той или иной фразы. Его характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, ее не требуют.

Например:

Мое я сидит здесь с ясеневым жезлом жреца, в заемных сандалиях, днем возле свинцово-серого моря, незримо, в лиловой ночи движется под эгидою загадочных звезд. Я отбрасываю от себя эту оконеченную тень, неотменимый антропоконтур, призываю ее обратно. Будь бесконечна, была бы она моей, формой моей формы? Кто здесь видит меня? Кто прочтет где-нибудь и когда-нибудь слова, что я написал? Значки по белому полю (Протей).

Пример из «Хай-Вея»:

Зачем искать, нашедши вновь утерянную грусть..? (Мендель, Простота…)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (лат. «частица») – фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Например:

Машины. Перемелют человека на атомы если попадется туда. Правят миром сегодня (Эол).

А еще можно написать любимому:

Я. Тебя. Люблю.

Правда, так выразительней?

Продолжение следует…

Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;

Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различать тропы и фигуры речи; воспитывать интерес к языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса.

Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;

Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различать тропы и фигуры речи; воспитывать интерес к языку.

Тип урока : урок новых знаний.

Повторение :тропы и их употребление в тексте.

Средства оборудования : слайды,тесты, карточки.

Ход урока .

  1. Организационный момент . Запись темы урока.

Вступительное слово :

Каждый язык по-своему прекрасен.Но особенно дорог русский язык.В чем же заключается богатство,красота,сила,выразительность языка?!

(ответом на этот вопрос могут служить слова К Паустовского …., которые мы возьмем эпиграфом к уроку (записываем)

В каждом слове –бездна образов.

К. Паустовский.

Вопрос: Как вы думаете,о чем сегодня мы с вами будем говорить?

Определите цель урока.

Слово учителя : цель нашего урока заключается в анализе изобразительно- выразительных средств русского языка,м ы будем говорить о стилистических фигурах,основанных на возможностях русского синтаксиса.Для этого давайте с вами вспомним, что относится к изобразительно- выразительным средством языка.

Задание: Перечислите, какие вы знаете тропы, приведите по 1-2 примера.

11.Повторение и углубление ранее изученного материала.

2 ученика у доски работают по карточкам

Запись в тетради и задание: определите средства выразительности языка(записать рядом)

1.Траурный Моцарт зазвучал под сводами собора.(метонимия)

(переименование на основе смежности явлений)

2.Черные фраки носились врозь и кучами там и там.(метонимия)

3.Черное золото подорожало.(перифраза)

(описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова)

4.Скоро в Кош-Агаче будет «голубое золото» (перифраза)

5.Мать городов русских (киев)-перифраза

6.Я три тарелки съел.(метонимия)

7.Аргентина –Ямайка (5:0)-синекдоха(перенос с части на целое и с целого на часть)

8.Жрец Фемиды(перифраза) юрист

9.Капнула одна слезинка,потом другая капель усилилась, и вдруг из глаз ее

хлынул ливень.(градация) расположение слов по нарастанию или убыванию)

10.Мне до школы имени В И Чаптынова два шага –литота-преуменьшение.

(взаимопроверка )

Проверяются ответы по цепочке: (ответы записываются в таблицу)

В ывод : что такое перифраза? Что такое метонимия? Что такое синекдоха?

3.Задание : какое это средство выразительности языка?

А) Это средство создает резкое противопоставление образов,понятий,служит для обозначения контраста? (АНТИТЕЗА)

Б)Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи называется (син параллел)

В)Это повторение отдельных слов или обротов в начале отрывков, из которых состоит высказывание(АНАФОРА)

Г)Это прием из ораторской речи,который организует диалог с читателем,заставляет задуматься(РиТОРИЧ ВОПРОС)

Вопрос: Для чего используются такие средства выразительности языка?

(дайте обоснованный ответ)

111, Изучение нового материала .

Наша сегодняшняя тема связана со стилистическими фигурами,Итак, назовите стилистические фигуры речи,известные в русском языке.

СЛАЙД

(слайд выходит ученик и читает определения с примерами)

Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли убедиться, исключительно богат и разнообразен.Здесь и тропы, и стилистические фигуры,призванные украшать речь, делать ее точной,ясной,выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища,ценности.

В чем заключается актульность этой темы для нас?

(правильно нам нужно знать, так как ряд заданий связан с данной темой

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ И работы

У..ВЫПОЛНЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАНИЙ ЕГЭ

(самостоятельная работа)

1 вариант – 1 тест (ответы: 4,8,5, 1); 2вариант – 2 (ответы:4,8,9,2)

Проверятся работы

Запомните как заполняется бланк ответов:ОТВЕТЫ ПИШУТ В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ.

Слово учителя: К изобразительно-выразительным возможностям синтаксиса относятся и ряды однородных членов, и предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами,А также парц

елляция,бессоюзие, и многосоюзие.

Примеры:

1.Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр(многосоюзие)

2.Швед, русский-колет,рубит,режет,бой барабанный,клики,скрежет, гром пушек,топот,ржанье, стон…(бессоюзие)

3.Страстно преданный барину, он, однако же, редкий день в чем-нибудь не солжет ему. (вв.сл.)

У1.Подведение итогов урока .

С чем познакомились на уроке?