Домой / Дом / Численность инвалидов в пермском крае. Как живется слепым в пермском крае. Деятельность системы реабилитации

Численность инвалидов в пермском крае. Как живется слепым в пермском крае. Деятельность системы реабилитации

Из выступлений членов координационного Совета по делам инвалидов при губернаторе Пермского края

В. Ф. Басаргин:

— Программа «Доступная среда» должна соответствовать федеральным требованиям. Хотел бы сделать акцент на общественно значимом характере этой программы. Ее реализация предполагает активное участие всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, но… опыт показывает пока все еще весьма слабый уровень взаимодействия в данной сфере. Считаю, что подготовка программы идет крайне медленно.

Из 48 самоуправлений так и не представили информацию об исполнении 11: не определен уполномоченный орган, координирующий деятельность структурных подразделений администраций по обеспечению доступности и ряда других направлений. Кроме того, органы местного самоуправления не в полной мере выполняют задачи по формированию доступной среды для инвалидов и доступности низкопольных транспортных средств.

Есть позитивные примеры, в частности в Краснокамском, Чусовском, Чайковском муниципальных районах. Здесь показывают искреннюю заинтересованность в формировании доступной среды.

Считаю, сейчас самое время одинаково качественно влиять на всех уровнях государственной власти, необходимо обеспечить межведомственный комплексный подход в крае к решению данных проблем.

С этой целью поручаю до мая разработать краевой регламент межведомственного взаимодействия органов госвласти по вопросам создания безбарьерной среды, а также заслушать на следующем заседании Совета инфраструктурный блок Министерства по строительству и архитектуре и Министерства транспорта по вопросам формирования доступной среды.

К сожалению, и в России, и в Пермском крае наблюдается рост числа инвалидов. Это, безусловно, оказывает влияние на человеческий потенциал, на экономические потери. В настоящее время в Прикамье более 9 тысяч детей-инвалидов. За последние годы их число выросло. Строительство современного краевого реабилитационного центра для детей-инвалидов позволит разместить современное медицинское оборудование, а также получать образовательные услуги в связи с индивидуальными потребностями каждого ребенка.

При Министерстве соцразвития края создана рабочая группа, в которую включены родители детей-инвалидов.

Нам необходимо ускорить этот процесс хотя бы в I полугодии года, определить, где будет сооружен и создан этот центр. Либо его потребуется реконструировать, либо возводить заново.

Другой волнующий вопрос – выстраивание эффективной системы реабилитации. За последние годы их объем увеличен в 6 раз. Надо посмотреть, насколько адекватно и качественно оказание этих услуг. Особое внимание следует обратить на категорию, впервые признанную инвалидами. Количество инвалидов, получивших реабилитационные услуги, за год возросло с 1600 человека до более чем 9 тысяч, из которых более 4500 – дети. Существует ряд проблем, несмотря на наличие значительного числа субъектов с медико-социальной реабилитацией, – отсутствует межведомственная клиническая система реабилитации.

Комплексного прохождения никто, к сожалению, не отслеживает, в итоге снижается эффект. Необходима поэтапная последовательная реабилитация — отсюда проблема разработки маршрутов реабилитации. Есть мировой опыт, к которому следует стремиться.

В. И. Шишкина:

— Задача, исходя из вопросов, которые нам доносят инвалиды, состоит в том, чтобы было назначено правильное лечение. Необходимо учитывать реабилитационный потенциал конкретного инвалида при назначении ряда мер. Цель реабилитации – вернуть человека в общество.

Т. И. Марголина:

— Мы начинаем подходить к решению долго нерешаемых проблем. Мы обсуждаем возможности по новому стандарту – концепция о защите прав людей с ограниченными возможностям требует иной трактовки понятия инвалидности: это проблема отношения государства и общества к инвалиду. Это проблема отсутствия условий, чтобы он мог нормально интегрироваться с учетом своих ограничений в это общество. И вот этот разворот, мне кажется, самый главный.

На нашем Совете следует рассмотреть, каким образом будет организовано это на мировоззренческом уровне, что лежит в основе работы всех специалистов.

У нас ведь сегодня каждый выполняет свою функцию: один выдает рекомендацию на лечение, оказывает медицинскую помощь, другой – выделяет свой фрагмент в этой деятельности. Но мы не видим, что происходит в целом с человеком с точки зрения его «выхода» на интеграцию. Не только с позиций его физического здоровья. Мне кажется, что одним из первых условий является изменение отношений с теми специалистами, кто занимается с инвалидами. Надо посмотреть по горизонтам, какие у нас есть для этого образовательные возможности и как их включить. Чтобы и само обучение проходило по-другому.

А вторая проблема вот в чем. Сегодня выделяются средства каждому министерству, ведомству. А когда их начинают спускать на конкретную территорию, то из всего предполагаемого набора реабилитационных средств инвалида, согласно ИПР, инвалид может воспользоваться минимумом. Мы специально рассматривали возможности социальной интеграции в комплексе. И вот вполне естествен встающий перед инвалидом вопрос: с учетом конкретных ограничений здоровья, учитывая одно, другое, куда все-таки обратиться? Или заниматься спортом, или чем-то прикладным? Кто даст алгоритм конкретной реабилитации конкретного человека? Что окажется доступным для него, с точки зрения посещения и транспортных возможностей?

У нас теоретически есть все. Но когда берем ситуацию конкретного человека, конкретного родителя, оказывается, что таких возможностей нет.

Нам необходимо посмотреть на местном уровне отработку модели реабилитационного сопровождения выданной карты.

Социум – это и есть то место, где живет человек. Вместе с тем и ответственность муниципалитета.

Мы знаем примеры плодотворной работы некоммерческих организаций, что работают с детьми-инвалидами и добиваются реальных и больших успехов с совершенно «неподъемными детьми». После общения со своими сверстниками, со здоровыми с ними происходило поистине чудо. Компенсировался дефицит общения – и ребенок распрямлялся духовно, становился увереннее.

А сколько у нас организаций, готовых уже сейчас заниматься с этой категорией инвалидов? Данное направление необходимо стимулировать, чтобы инвалид мог увидеть других, заинтересованных в нем людей. Те же спортивные секции, клубы и другие организации.

Отработка муниципальной модели очень важна. Иначе все может оборваться. Может в роли модели выступить координационный Совет на уровне муниципалитета или что-то другое. Но именно то, что должно иметь обязательное продолжение и опять же через призму потребностей социализации людей, которые становятся или уже стали инвалидами.

В. И. Шишкина:

— Очень важна персонификация ответственного за соблюдение норм. Не менее важно, чтобы все, о чем говорим, определялось в некую систему работы, а не было связано с одномоментной реакцией и с тем, что функционал ни за что не отвечает.

…Немаловажным моментом, как мне кажется, является тот факт, что в положение о Совете не был включен пункт о том, что по некоторым постановлениям и решениям Совета могут быть приняты нормативные документы губернатора. Решения Совета, скорее, носят рекомендательный характер. Возможно, что они не всегда исполняются, а потому чиновники прекрасно понимают: если им не даны конкретные указания, то к заданию можно отнестись достаточно вольно. Предложение мое следующее: организовать разработку регламента межведомственного взаимодействия. Без этого работа будет носить некий общественный характер.

В. Ф. Басаргин:

— Работа с нашими инвалидами должна вестись постоянно, при этом должны быть задействованы все: представители бизнеса, ресурсы просто физических лиц, кто живет на этой территории, общается с инвалидами. Мы именно это от вас просим: задействовать такие программы, которые приближают среду – здравоохранение, образование, культуру – не за счет денег, а за счет людей неравнодушных, способных создать приемлемые условия.

Далее губернатор обратился к руководителям отраслей, в чей адрес прозвучали нарекания, с уточнением сроков исправления негативных или проблемных ситуаций, в частности по вопросам работы социального такси.

— Я считаю, что Министерство социального развития края должно стать главным ведомством, которое является координатором всей работы. Межведомственная программа должна быть комплексной, непрерывной. Необходимо, чтобы было четко определено по каждому муниципальному образованию, что необходимо сделать в программе по реабилитации инвалидов, на что обратить внимание, какую работу прежде всего провести там-то и там-то, что должны создать в нашем региональном центре. Я прошу это сделать вместе с членами нашего Совета. Мы должны четко понимать, где и что мы строим и создаем для непрерывного цикла реабилитации.

В адрес почти каждого ведомства прозвучали нарекания и требования, чтобы дела доводили до конечного результата, а не выхватывали фрагментарно. Все должно быть расписано и региональным, и муниципальным чиновникам, а также включен пункт, связанный с информационным сопровождением, — отнестись внимательно к реализации всех поручений.

О системе реабилитации инвалидов, детей-инвалидов в Пермском крае

В. А. Бронников (выдержки из доклада)

«Тот, кто не знает, куда плыть, не может надеяться на попутный ветер» (Сенека)

1. Актуальность проблемы инвалидности в Пермском крае

Численность инвалидов в Пермском крае составляет 9,4% населения (259 тыс.). Проведенный специалистами Пермской государственной медицинской академии расчет потерь трудового потенциала показал, что с учетом всех случаев первичной и повторной инвалидности в среднем регион теряет 14,9 млрд. рублей в год. Необходимо отметить, что объемы экономического ущерба в связи с инвалидностью и смертностью населения практически сопоставимы.

В структуре инвалидности ведущее место занимают болезни системы кровообращения – 38,2%, из них каждый пятый случай – последствия ОНМК (21,3%), онкологические заболевания и травмы.

Важной проблемой является детская инвалидность. В настоящее время в Пермском крае количество детей-инвалидов составляет 9 037 человек. В структуре детской инвалидности на первое место выходят врожденные пороки развития и заболевания психо-неврологической сферы. Доминируют пороки системы кровообращения, 13,9% — хромосомные нарушения. Со стороны психических расстройств преобладают нарушения поведения – 20,6%, умственная отсталость – 77,7%. В группе болезней нервной системы –14,5%, преобладает детский церебральный паралич – 60,6%.

В целом психоневрологическая инвалидность является наиболее тяжелой и часто приводит к помещению таких детей в стационарные учреждения.

Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости развития как системы профилактики, так и системы медико-социальной реабилитации пациентов и инвалидов, детей-инвалидов, особенно с указанными заболеваниями.

Одним из значимых механизмов для достижения этого является эффективная Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) . По данным Главного бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю, охват инвалидов индивидуальными программами реабилитации составляет 100%.

2. Деятельность системы реабилитации

С современных позиций медико-социальная реабилитация рассматривается как система и как процесс мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. При этом пациент или инвалид должен являться активным участником реабилитационного процесса и работать вместе со специалистами междисциплинарной бригады для достижения целей реабилитации.

Начиная с июня 2010 года, на территории Пермского края реализуется модель реабилитации инвалидов с использованием сертификатов. Сертификат включает разный набор реабилитационных услуг для детей и совершеннолетних инвалидов в зависимости от формы обслуживания.

Инвалидам, детям-инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, социально-медицинские и социально-бытовые реабилитационные услуги предоставляются в стационарных учреждениях. Стационарное обслуживание предоставляется домами-интернатами для престарелых и инвалидов, психоневрологическими интернатами и детскими домами-интернатами.

На 2011 год в рамках государственного задания для взрослых было предусмотрено 6005 койко-мест и 422 койко-места в детских домах-интернатах. При этом средняя стоимость услуги на стационарное обслуживание инвалидов в доме-интернате составляет 96,2 тыс. рублей в год.

Введение модели реабилитации с использованием сертификатов привело к изменению структуры реабилитационных служб. В настоящее время реабилитационные услуги в системе социального обслуживания населения на территории края предоставляют 3 реабилитационных Центра для детей с ограниченными возможностями, Центр комплексной реабилитации инвалидов, включающий 13 отделений, Пермское протезно-ортопедическое предприятие, 27 санаторно-курортных учреждений. В целом охват детей-инвалидов реабилитационными услугами составил в 2011 г. 39,7 %, взрослых инвалидов – 3,72 % от их общего числа. Таким образом, при введении модели реабилитации по сертификатам охват увеличился в 1,7 раза.

В учреждениях системы здравоохранения совершеннолетние инвалиды могут получать медицинскую реабилитацию в МСЧ № 11, в санатории «Усть-Качка», в санатории-профилактории «Энергетик». Детскому населению реабилитационная помощь оказывается в 4 реабилитационных отделениях г. Перми, в отделениях реабилитации Березников и Чайковского. Стационарную реабилитационную помощь детям в условиях дневного стационара оказывают городской центр восстановительной медицины и реабилитации ДКП № 6 (80 коек) и Центр восстановительной медицины и реабилитации для детей (120 коек).

Необходимо отметить, что в медицинской реабилитации нуждаются 100% детей-инвалидов. К категории детей, требующих проведения реабилитационных мероприятий в условиях реабилитационных отделений и центров, относятся дети с патологией центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, соматическими и онкологическими заболеваниями.

К сожалению, на сегодняшний день в Пермском крае отсутствуют реабилитационные подразделения для детей с сахарным диабетом, с врожденными пороками сердца (после оперативного лечения), с последствиями травматического повреждения спинного мозга. В существующих реабилитационных отделениях и центрах системы здравоохранения не предусмотрено круглосуточное пребывание детей-инвалидов вместе с родителями.

С учетом характера инвалидизирующей патологии и распределения по возрасту примерно треть детей, признанных инвалидами, нуждаются в проведении медицинской реабилитации в условиях стационара. Следует подчеркнуть, что кратность курсов реабилитации для детей составляет 2–4 раза в год. В связи с этим существует потребность в организации 90 реабилитационных коек для детей-инвалидов.

Проведенный анализ безбарьерной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения в регионе показал низкую доступность реабилитационных служб.

3. Международная классификация функционирования здоровья и инвалидности

Тем не менее при анализе системы реабилитации инвалидов в Пермском крае можно констатировать факт, что реабилитация как межведомственная, этапная, преемственная, комплексная, управляемая система — отсутствует.

Это связано с недостаточно полно разработанной концепцией реабилитации на территории края, ее методологических, стратегических, тактических аспектов.

В системе социальной реабилитации необходимо уйти от чисто медицинской модели, которая основывается на медицинском взгляде на инвалидность как на состояние здоровья. На основе данного взгляда большинство мероприятий реализуются за счет лечения.

Необходимо рассматривать инвалидность с учетом точки зрения социальной модели, которая включает использование интеграционного подхода, основанного на развитии доступности социальных институтов.

Трудность состоит в определении приоритета каждой модели в условиях изменяющейся окружающей среды и постоянного развития потенциала человека.

В связи с этим Всемирная Организация Здравоохранения совместно с Международной Организацией Инвалидов разработали классификацию, которую необходимо использовать для систематизации обоих медицинских и социальных аспектов понимания инвалидности. Эта Международная классификация функционирования здоровья и инвалидности (МКФ), основанная на биопсихосоциальной модели функционирования человека, может внести значительный вклад в разработку и реализацию политики в сфере инвалидности.

При применении МКФ учитываются следующие аспекты:

— Здоровье и функциональный потенциал человека, его социальная активность и включенность в разнообразные виды деятельности;

— Типы систем поддержки, включающие в себя реабилитационную и интеграционную инфраструктуру, политику, личное и социальное окружение, связанные с инвалидами;

— Физические, социальные, средовые, экономические и личностные барьеры, или, что очень важно, ресурсы;

— Жизненный опыт инвалидов, их активность и участие в жизни общества, а также местные сети, оказывающие поддержку инвалидам, включая государственные и общественные ресурсы, используемые для помощи при интеграции в общество.

Стратегический аспект концепции – реабилитация и социальная интеграция инвалидов не могут рассматриваться отдельно. Это взаимосвязанные процессы, включающие с позиции международного права следующие направления: равенство и гражданство; доступность инфраструктуры; наличие информационного пространства статистических данных; совершенствование и разработка механизмов реализации и комплексной оценки эффективности индивидуальной программы реабилитации; развитие системы реабилитации и совершенствование ее стандартов качества; сохранение рабочих мест и профессиональная реинтеграция; инклюзивное обучение; квалификация специалистов и их общее развитие; исследования и инновации.

Тактические аспекты концепции должны включать: тактические задачи в сфере здравоохранения, в сфере социального обслуживания, образования, в сфере труда и занятости, по формированию безбарьерной среды, в сфере физической культуры и спорта, в сфере культуры и средств массовой информации.

Реабилитационные центры и санаторно-курортные учреждения должны быть не конкурирующими, а дополняющими друг друга реабилитационными службами, призванными решать разные задачи реабилитации и составляющие разные этапы единого реабилитационного процесса. Существует период (реабилитационное окно в течение первых 2–3 лет), когда организм человека с инвалидностью имеет значительный реабилитационный потенциал для наиболее полного восстановления. В дальнейшем реабилитационный потенциал снижается и формируется стойкая инвалидность. В этот период для минимизации последующих экономических потерь, связанных с инвалидностью, и последующей смертности, особенно пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и инсультами, необходимы многократные, до 4 раз в год, регулярные курсы реабилитации. В положении о выдаче сертификатов кратность выдачи должна учитывать прежде всего рекомендации ИПР и специалистов.

4. Деятельность Министерства социального развития в направлении совершенствования системы реабилитации

В министерстве определены конкретные мероприятия по решению указанных проблем.

Совершенно очевидно, что решение поставленных задач требует отработки оптимальных вариантов координации деятельности различных органов и ведомств, т.е. реализации многосекторной стратегии . Для реализации этой стратегии предлагается следующая организационная модель:

1. Общая координация деятельности в области комплексной реабилитации инвалидов и определение приоритетных стратегий и контроль за их реализацией должны осуществляться на координационном совете по делам инвалидов при губернаторе Пермского края.

2. В качестве ведущей управленческой структуры, координирующей разработку стратегии, должно выступать Министерство социального развития.

3. Межведомственный министерский комитет (межведомственная комиссия) включает Главное бюро медико-социальной экспертизы, представителей ключевых министерств, отвечающих за работу с инвалидами (социального развития, здравоохранения, занятости, физкультуры и спорта, образования, культуры, и т.д.), а также привлеченных специалистов, ученых, представителей общественных организаций. Целью деятельности межведомственной комиссии является разработка основных направлений и управленческих механизмов реализации стратегии в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов, основанной на общих целях, методологических взглядах и критериях эффективности.

4. Следующий уровень – ведомственный, который включает конкретную деятельность (тактику) ведомств (министерств) по реализации основных стратегий, их цели, основные структуры, механизмы, мероприятия и критерии их эффективности.

Предлагаемая модель, наполненная конкретным содержанием, дает возможность системного подхода к реализации социальной политики по отношению к инвалидам с целью улучшения их качества жизни. Реализация данной стратегии возможна в качестве проекта, но обязательным условием является политическая поддержка со стороны губернатора.

  • Строительство современного нового жилого микрорайона в правобережной части г. Березники

    Место реализации инвестиционного проекта (муниципальное образование): г. Березники Компании-инвесторы: АО "Корпорация развития Пермского края" Общий запланированный объем инвестиций в проект: 11368 млн. руб. Стадия реализации проекта: Введено в эксплуатацию 11 из 29 многоквартирных домов. Продолжаются строительно-монтажные работы. Краткое описание проекта: Строительство современного нового жилого микрорайона в правобережной части г. Березники общей площадью 250 тыс. кв. м, в том числе 218250 кв. м для расселения 99 (девяносто девяти) аварийных многоквартирных домов, а также 31750 кв. м коммерческой недвижимости за период 2014 – 2020гг. Количество создаваемых рабочих мест: 940 рабочих мест Сроки реализации проекта: 2014 - 2020

  • Комплексный проект по созданию промышленного производства «Усольский калийный комбинат» и освоению производства промышленной продукции (калий хлористый) и по организации и практической реализации мероприятий по строительству жилого микрорайона

    Место реализации инвестиционного проекта (муниципальное образование): Усольский муниципальный район г. Березники Компании-инвесторы: ООО "ЕвроХим-Усольский калийный комбинат" Общий запланированный объем инвестиций в проект: 115422 млн. руб. Стадия реализации проекта: Строительно-монтажные работы:поэтапный ввод комплексов и объектов инфраструктуры Краткое описание проекта: Комплексный проект по созданию промышленного производства «Усольский калийный комбинат» и освоению производства промышленной продукции (калий хлористый) и по организации и практической реализации мероприятий по строительству жилого микрорайона, обеспеченного необходимыми объектами социально-экономической инфраструктуры в целях организации нормальной жизнедеятельности населения г. Березники Пермского края Количество создаваемых рабочих мест: 1700 рабочих мест Сроки реализации проекта: 2016 - 2025

  • Завод по производству строительных материалов на основе гипса

    Место реализации инвестиционного проекта (муниципальное образование): Кунгурский муниципальный район Компании-инвесторы: ООО "Прикамская гипсовая компания" Общий запланированный объем инвестиций в проект: 3442 млн. руб. Стадия реализации проекта: Разработка проектно-сметной документации Краткое описание проекта: Завод по производству строительных материалов на основе гипса (гипсокартонных листов) в Кунгурском районе Пермского края Количество создаваемых рабочих мест: 120 рабочих мест Сроки реализации проекта: 2013-2026

  • Строительство комплексной линии по производству химико-термомеханической массы

    Место реализации инвестиционного проекта (муниципальное образование): г. Краснокамск Компании-инвесторы: ООО "Кама Картон" Общий запланированный объем инвестиций в проект: 2734 млн. руб. Стадия реализации проекта: Строительно-монтажные работы Краткое описание проекта: Строительство комплексной линии по производству химико-термомеханической массы с годовым объемом продукции 142 200 тонн из древесины лиственных пород Количество создаваемых рабочих мест: 268 рабочих мест Сроки реализации проекта: 2016-2022

  • Создание высокотехнологичного производства бурового инструмента европейского уровня

    Место реализации инвестиционного проекта (муниципальное образование): г. Пермь Компании-инвесторы: ООО "Производственная фирма "Сокол" Общий запланированный объем инвестиций в проект: 1600 млн. руб. Краткое описание проекта: Создание высокотехнологичного производства бурового инструмента европейского уровня в г. Перми Количество создаваемых рабочих мест: 506 рабочих мест Сроки реализации проекта: 2016-2021

  • Освоение Талицкого участка Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в Пермском крае

    Место реализации инвестиционного проекта (муниципальное образование): Усольский муниципальный район и г. Березники Компании-инвесторы: ЗАО "Верхнекамская калийная компания" Общий запланированный объем инвестиций в проект: 96355 млн. руб. Стадия реализации проекта: Строительно-монтажные работы Краткое описание проекта: Освоение Талицкого участка Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в Пермском крае Количество создаваемых рабочих мест: 2300 рабочих мест Сроки реализации проекта: 2008-2023

  • Строительство и обустройство территории международного образовательного кампуса

    Место реализации инвестиционного проекта (муниципальное образование): г. Пермь Компании-инвесторы: ООО "ТАЛМА-Пермь" Общий запланированный объем инвестиций в проект: 1500 млн. руб. Стадия реализации проекта: Градостроительная подготовка земельного участкаПроведение изысканий Краткое описание проекта: Строительство и обустройство территории международного образовательного кампуса Количество создаваемых рабочих мест: 40 рабочих мест Сроки реализации проекта: 2018-2022

  • Создание производственного комплекса серийного изготовления РД-191 и других перспективных жидкостных ракетных двигателей

    Место реализации инвестиционного проекта (муниципальное образование): г. Пермь Компании-инвесторы: ПАО "Протон-ПМ" Общий запланированный объем инвестиций в проект: 10794 млн. руб. Стадия реализации проекта: Градостроительная подготовка земельного участка (социальная часть проекта). Разработка проектно-сметной документации, строительно-монтажные работы, установка оборудования (производственная часть проекта). Краткое описание проекта: Создание производственного комплекса серийного изготовления РД-191 и других перспективных жидкостных ракетных двигателей Количество создаваемых рабочих мест: 250 рабочих мест Сроки реализации проекта: 2014-2025

  • Создание производственной площадки по выпуску лущеного шпона

    Место реализации инвестиционного проекта (муниципальное образование): г. Нытва Компании-инвесторы: ООО "Латофлекс Плюс" Общий запланированный объем инвестиций в проект: 117 млн. руб. Стадия реализации проекта: Разработка проектно-сметной документации Краткое описание проекта: Создание производственной площадки по выпуску лущеного шпона Количество создаваемых рабочих мест: 33 рабочих места Сроки реализации проекта: 2018-2024

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ МИНИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА СПЕЦИАЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В ПЕРМСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Пермской области от 5 ноября 2004 года N 1689-344 "О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы" Правительство Пермского края постановляет:

1. Определить минимальное количество специальных рабочих мест, которые работодатели Пермского края независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности должны создать для трудоустройства инвалидов в 2018 году, согласно приложению к настоящему Постановлению.

2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства - министра промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края Чибисова А.В.

Губернатор Пермского края
М.Г.РЕШЕТНИКОВ

Приложение. МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО СПЕЦИАЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ, КОТОРЫЕ РАБОТОДАТЕЛИ ПЕРМСКОГО КРАЯ НЕЗАВИСИМО ОТ ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ И ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ДОЛЖНЫ СОЗДАТЬ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В 2018 ГОДУ

Приложение
к Постановлению
Правительства
Пермского края
от 19.09.2017 N 768-п

Среднесписочная численность работников

Количество специальных рабочих мест для инвалидов

От 50 до 100 работников

От 101 до 500 работников

От 501 до 1000 работников

Вы можете себе представить, как это ничего не видеть вокруг себя. Для некоторых это реалии жизни, с которыми им приходится мириться. «Инвалид» - в нашей стране это статус, обрекающий человека на непрерывную борьбу с недугом и стереотипами. В Пермском крае зарегистрировано около 250 тыс. людей с ограниченными способностями, это почти 10% населения региона.

Василий Сорокин инвалид первой группы, заместитель председателя пермской городской организации «Всероссийского общества слепых». Зрение он начал терять с пяти лет, за годы жизни он уже научился ориентироваться в пространстве с помощью трости и слуха:

«Каждая поездка для меня даже по знакомому маршруту от дома до ДК ВОС - это большой стресс. Это для здорового человека не составит труда сесть в автобус и доехать до нужного ему места, для незрячего – это сложная задача. Наши автобусы не оборудованы динамиком, который объявляет номер маршрута, поэтому мне приходится просить помощи у прохожих, чтобы сесть на свой автобус. Сейчас почти во всем городском транспорте объявляют названия остановок, это очень помогает незрячим людям. Но порой, водители автобуса останавливаются не на остановочных комплексах, а за ним, либо, не доезжая до него, а для меня любой предмет, будь то урна или опора остановки – это маячок, по которому я ориентируюсь и выбираю нужное мне направление, если же остановки нет, то я могу запросто потеряться».

В городской организации «ВОС» зарегистрировано 1200 инвалидов по зрению, общее количество незрячих в Перми 7000 человек. Из них тотально слепых более половины. Перекрестков, оснащенных светофорами с сигналом немного, из 360 светофоров в городе, лишь несколько десятков оснащены сигналом: «Раньше были старые советские светофоры, у которых были громкие и удобные сигналы. Те, что устанавливают сейчас хуже качеством. Например, светофор на перекрестке Компроса и Краснова практически не слышно при интенсивном патоке машин» - рассказывает Василий Сорокин.

Для того чтобы слабовидящие люди могли безопасно передвигаться по лестнице первая и последняя ступеньки должны быть выделены ярким цветом. Ни в одном крупном магазине, либо здании общественного пользования этого не сделано: «Нам приходится пользоваться помощью зрячих людей для похода в магазин за продуктами. В других странах в супермаркетах есть магнитные маркеры, которые помогают незрячему определить наименование продукта и его стоимость. Одинокий незрячий человек имеет крайне мало возможностей, зачастую он пользуется небольшими близлежащими к его дому магазинчиками и надеется на честность продавцов. Сейчас в городе появилась фирма, которая возит инвалидам и пожилым людям продуктовые наборы домой за небольшую плату».

У незрячего человека гораздо меньше возможностей себя реализовать в какой-то профессии. В Перми живут многократная чемпионка параолимпийских игр по лыжным гонкам и биатлону Надежда Чиркова, и многократный призер по лыжным гонкам Ирина Селиванова. В крае живет чемпион мира по шахматам среди слепых Владимир Берлинский.

«Что касается производства, то в 90-е годы наша организация потеряла налоговые льготы, прекратился госзаказ и специализированные предприятия общества слепых, где более 50% работающих- инвалиды просто задавила конкуренция. Я на предприятии отработал с 1985 по 2007 год, в советское время там работало 1200 человек, половина незрячие. Сейчас работает 35 инвалидов по зрению. Попытки исправить ситуацию делаются, у нас в Перми медицинский колледж готовит массажистов, и даже если треть из курса сможет устроиться на постоянную работу, инвалидов по зрению в коллцентре, но если этим заниматься основательно, то я уверен, это может получиться у нас в регионе. По большому же счету ни одному работодателю не нужен работник с физическими ограничениями» - поделился Василий Сорокин.

Василий как инвалид первой группы получает ежемесячную пенсию – 13 тыс. руб.: «В целом это нормальные деньги, но вот, например, мне нужно делать ремонт в квартире. Самостоятельно я это сделать не смогу, мне придется нанимать рабочих, а это дополнительные расходы. Если мне нужно куда-то поехать или что-то привезти – это снова расходы. То, что без труда может сделать зрячий человек, мне приходится делать с чьей-то помощью. Раньше у нас была традиция летом плавать на теплоходе до Астрахани, теперь это могут себе позволить немногие».

Если раньше в ДК ВОС проводились всевозможные мероприятия для инвалидов по зрению, то сейчас чтобы изыскать средства обществу приходится сдавать помещения дворца в аренду: «Раньше большинство незрячих проживали в одном микрорайоне, недалеко от предприятия, правления, ДК, специальной библиотеки. Мы жили дружно, вместе ходили на конкурсы, встречи, концерты... А сейчас все разъехались кто куда, и одна из проблем – это доставка людей. Поэтому мероприятий проводится не так много».

Сказать, что инвалиды по зрению совершенно изолированы от общества нельзя. Среди команд разных регионов проводятся соревнования по интеллектуальным играм, фестивали и конкурсы по разным видам искусств, спортивные соревнования. А в специальной библиотеке для слепых людей обучают работать на компьютерах:

«На компьютер установлена специальная программа, которая голосом называет все, что происходит на мониторе. Мы учим тому, каким образом работать с этой программой. У незрячего человека появляется доступ к неисчерпаемому источнику информации в интернете и всевозможным программам, для общения, например «Скайп»» - рассказывает Алексей Викторов программист информационно-компьютерного центра при библиотеке «ВОС».

По словам сотрудников пермского отделения «ВОС» Пермь очень отстает от других городов России по созданию безбарьерной среды для инвалидов по зрению. Так, например, социальный проездной стоит у нас 610 рублей, а в Питере инвалиды 1-ой и 2-ой группы и их сопровождающие ездят бесплатно.

Однако власти города и края уже обратили внимание на проблему инвалидов. В начале февраля Пермский край вступил в целевую федеральную программа «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения». К маломобильным группам населения относятся беременные женщины, матери с колясками и пожилые люди. Пока все пункты программы прорабатываются на бумаге, когда они будут воплощены в жизнь не известно.

Анфиса Мартынова