Домой / Отопление  / Тема поэзии в русской лирике XX века. Русская поэзия XX века Лирика 20 века в моем восприятии

Тема поэзии в русской лирике XX века. Русская поэзия XX века Лирика 20 века в моем восприятии

Выделить и выявить специфику лирического конфликта в произведении - задача сложная, несмотря на существующие теоретические разработки, к которым мы обращаемся, остаётся много нерешённых вопросов в данной проблеме. Лирика как особый вид литературы имеет свои особенности, которые следует учитывать при исследовании конфликта. Принято считать, что в лирическом конфликте, в отличие от эпического, мир не изображен, а выражен в чувствах, в мыслях, переживаниях героя, это обусловливает некоторые особенности конфликта.

Понятие лирического конфликта впервые определено Гегелем. "Хотя лирическая поэзия, - писал он, - и переходит к определённым ситуациям, в пределах которых лирическому субъекту позволено вобрать в свои чувства и размышления огромное многообразие содержания, всё же форма внутреннего мира всегда составляет основной тип этого рода поэзии, и уже потому она исключает мировую наглядную картину внешней реальности" .

Отличительной особенностью лирического конфликта, считает Г. Поспелов, является соотношение субъективного и объективного. "Лирика представляет собой словесные медитации поэта, выражающие его внутренний мир. Это основная разновидность лирики, в которой она особенно ясно обнаруживает специфические особенности и закономерности" .

В лирике с наибольшей полнотой раскрывается внутренний мир и сознание поэта, так как этот вид литературы отличается предельной концентрацией содержания и формы.

Определить однозначно специфику лирического в произведении всегда довольно сложно. Л. Тимофеев выделяет существенные признаки лирики - это субъективность и индивидуальность в изображении характера, эти понятия вносят дополнительную ясность в изучение проблемы лирического конфликта. По мысли учёного, лирика не изображает, а отражает жизнь, передавая конкретные человеческие переживания, различные по своему содержанию. Лирика создаёт свой мир, свои принципы познания жизни, она намного тоньше и глубже передаёт психологию чувств, мыслей, которая не всегда подвластна психологическому анализу.

По мнению Л. Гинзбург, лирическая поэзия не всегда представляет собой непосредственный разговор поэта о себе и о своих чувствах, но это всегда точка зрения, оценка. "Оценочным началом проникнуты и столь живучие в лирике эстетические категории высокого и низкого, поэтического и прозаического. В сжатых лирических формах оценочное начало достигает чрезвычайной интенсивности" .

Конфликт в лирическом произведении - сложная система концентрации и многослойности, определить критерии которой чрезвычайно трудно. На наш взгляд, теоретические положения о поэзии Ю. Лотмана позволяют нам представить конфликт как проявление универсального принципа "тождества - противоречия" на всех уровнях текста поэтической структуры. лирика конфликт поэт реализм

Структуру лирического конфликта с точки зрения бинарно-антиномических оппозиций исследует А. Коваленко в работе "Художественный конфликт в русской литературе" (поэтика и структура). Данный научный подход позволил глубоко исследовать проблему лирического конфликта в произведениях Ф. Тютчева, В. Ходасевича, О. Мандельштама и др.

Следует сказать, что литературный процесс 50-х годов связан с "бесконфликтностью", существенно повлиявшей на художественный уровень многих произведений и их значимость. Поэзия, как и другие жанровые виды, оказалась на некоторое время под влиянием "бесконфликтной теории". Сложившаяся обстановка в это время, как в литературе в целом, так и в поэзии, определялась "кризисной". Свидетельством этого является ряд постановлений о литературе и искусстве, а также дискуссия о поэзии, развернувшаяся на страницах газет и журналов.

Дискуссия о поэзии, развернувшая в литературных изданиях, должна была ответить на главный вопрос: какой должна быть поэзия будущих десятилетий?

Критик Е. Зелинский в своей статье "О лирике" настаивал на перспективности развития лирического направления в поэзии, отстаивая "общее усилие интимности нашей поэзии" . Возражавший ему А. Лейтес усматривал в этом явлении признаки "вредной", по его мнению, "внутренней расторможенности" . И. Гринберг признавал, что "лирика решительно первенствует в сборниках и поэтических отделах наших журналов последних лет" . Именно этот факт воспринимался им как опасный симптом того, что в поэзии появится много личного, пережитого, и это негативно повлияет на развитие поэзии.

Данные критические статьи о поэзии написаны в духе времени, они не затрагивают сколь - либо сложных проблем литературной жизни той поры, а лишь демонстрируют формальный подход и участие в сложившейся ситуации. Это не случайное, а вполне закономерное явление в едином литературном процессе 50-х годов.

Общая тенденция развития тем, идей, настроений характерна как для прозы, так и для поэзии. В эпических произведениях главенствовала тема послевоенных преобразований и социального строительства, в поэзии конца интересующего нас времени мы наблюдаем сходные явления, за исключением тех авторов, чьё творчество не соответствовало предъявляемым требованиями и, несмотря на всякие противоречивые моменты в развитии лирики тех лет (Постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград", (1946 г.), в печати все же появлялись отдельные произведения А. Ахматовой, Б. Пастернака.

Главное требование, предъявляемое к поэзии этого времени, заключалось в том, что она должна отражать конкретные факты достижений в восстановлении страны. И как следствие этого как в прозе, так и в поэзии этих лет стали активно развиваться деревенская и производственная темы. Подтверждением могут служить стихотворения Н. Грибачёва "Колхоз "Большевик" (1947г.), М. Луконина "Рабочий день" (1948г.), Н. Асеева "Поэма северных рек" (1951г.) и другие, написанные в эти годы. Критика с удовлетворением отмечала в них "новое дыхание жизни, трудовой пафос, дерзания и мечты молодого поколения, которое пришло с войны, желание перестраивать на новый лад хозяйство страны" .

Вследствие особого внимания к "строительству новой жизни" лирические темы стали меньше звучать в творчестве поэтов. Лирическое начало в стихотворениях стало уходить на второй план, а то и вовсе исчезать из произведений. Именно этим была вызвана обеспокоенность З. Кедриной в статье "Поиски главного. (Рассказ о потерянном литературном процессе)". "Самоё понимание лирики стало меняться, изменился не престиж лирики, а её качественный уровень" , - писала она в статье и в доказательство ссылалась на тот факт, что новые лирические циклы самых разных поэтов стали составляться из стихов, написанных на гражданские темы. Назывались такие стихи, как "Путь воды" В. Инбер, "Возвысьте голос, честные люди, сорвите маски с убийц!" А. Суркова, "На ближних подступах" М. Алигер.

Другой точки зрения придерживалась О. Бергольц, признавая "неблагополучность" лирической поэзии, она считала, что материал для поэзии всё же следует брать "из жизни", замечая по этому поводу: "Ошибочна точка зрения, что наша жизнь не даёт материала. Эта мысль способна дезориентировать; она направлена к снижению ответственности поэтов за свою работу" .

Как правило, "жизненный материал" реализовывался в производственной и деревенской темах, что существенно снижало уровень "лирического" в стихах, именно против такого подхода выступала З. Кедрина и не нашла поддержки своим высказываниям в критике.

Можно заметить, что в стремлении создавать произведения в духе времени в творчестве отдельных поэтов проявилась тенденция "приукрашивания" действительности, следствием которой стал декларативный пафос, "идиллия" и "лучезарность" трудовых будней. В качестве примера такого рода поэзии можно использовать подборку стихотворений в журнале "Знамя" (1951г., №10). Е. Долматовский в стихотворном цикле "У будущих морей" (1951г.) "в небесно голубом цвете" изображает действительность:

И белый голубь в синеве летит

Над улицею Мира утром рано.

И, словно семафоры, - путь открыт! -

Повсюду башенные краны .

А. Прокофьев совершенно "легко" и "бессодержательно" передаёт состояние лирическое героя:

И тревоги далеки,

И забот немного,

Золотые огоньки,

Дальняя дорога .

В поэзии появилось много произведений, написанных "на тему дня", именно этот признак не позволил им "просуществовать" долго, хотя "стихотворный поток" в литературных изданиях был значительным. Сложилась ситуация, когда "количество не соответствует качеству". Обеспокоенность этим высказал С. Щипачёв в статье "За высокую поэзию": "В поэзии нет интересных новинок, пишут много, но всё дело в уровне мастерства. В литературе и искусстве появилось много посредственных, а иногда и просто халтурных произведений, искажающих действительность. Жизнь изображается вяло и скучно. В поэзии много недоработанных и слабых произведений. Это сигнал о серьёзном неблагополучии. Поэзии не хватает умения создавать обобщённые образы, отражать жизненные конфликты. Во многих стихах не чувствуется ни вдохновения, ни мысли, ни поисков новых форм выразительности" .

Далее поэт отметил и другие "негативные" явления в поэзии, называя такие, как "несамостоятельность и подражание", "сторочкогонство" молодых поэтов, "слабая" критика и самокритика. В качестве подтверждения своих слов С. Щипачёв привёл поэму В. Тушновой "Дорога на Клухор" ("Знамя", 1952г., №9) и М. Алигер "Вышки в море" ("Новый мир", 1952г., №2), которые не лишены перечисленных выше недостатков.

О. Бергольц в своей критической статье, опубликованной в "Литературной газете", пыталась найти "истоки" негативного проявления в поэзии, она писала: "К зеркально-мёртвому отображательству, к безликости ведут нашу лирику поэты, "реалисты на подножном корму", боящиеся выразить нашу жизнь через собственное сердце, как часть самого себя, страдающие явной самобоязнью, шарахающиеся от самих понятий - личность, индивидуальность, самовыражение, то есть от того, без чего поэзии просто не существует" .

Многими литераторами признавалась "легковесность", "низкий уровень культуры стиха" и художественная невыразительность. Но в целом критику волновал не содержательный уровень, а тот факт, что "поэзия стала отставать от прозы". Недостатки поэзии видели в том, что "она сильно отстаёт от времени, от живой практики современности" .

А. Сурков высказывал мысль о необходимости более тесного, органичного сближения стихов с жизненной реальностью и её трудовыми проблемами: "Большие задачи, стоящие перед нами, нужно решать, исходя из основного требования - чтобы люди не просто "приехали за материалом" на великие стройки, а чтобы они вошли в эти объекты как соавторы вместе с бетонщиками. Вместе с экскаваторщиками, вместе с бульдозеристами…" .

Тезис о необходимости тесных контактов поэтов с реальной жизнью был, безусловно, справедлив. Однако помимо знаний окружающей действительности необходимо было владеть мастерством художника, чтобы создать произведения не "по схеме", "заказу", а по творческому вдохновению.

Следует заметить, что ставить задачи нужно было не только перед поэзией, но и перед критикой, потому что не выполнялось её главное назначение - вместо глубокого анализа литературного процесса, творчества отдельных поэтов и их произведений, давался поверхностный разбор стихов в духе "бесконфликтности". Необходимо было иметь качественно новую критику, соответственно с этим была сформулирована её задача: "Главная задача критики состоит в том, чтобы показать, как воплощена идея поэтичности, раскрыть художественные, индивидуальные особенности воплощения личности поэта, попытаться уложить живой трепет, дыхание идеи в образах, интонации, музыкальности" .

Особенно остро и резко проблемы поэзии обсуждались накануне Второго Всесоюзного съезда советских писателей (1954 г.), а затем и на самом съезде. Главными вопросами, вокруг которых развернулась дискуссия в "Литературной газете", были вопросы о лирическом герое и "самовыражении поэта".

Принципиальное направление принял разговор о поэзии на Втором Всесоюзном съезде писателей. Прежде всего отмечалось, что состояние поэзии далеко от благополучия, так как на её развитии сказались тенденции к "приукрашиванию действительности, к замалчиванию противоречий развития и трудностей роста" .

Мысль о необходимости решительного подъёма общего идейного и художественного уровня стихотворений, об углублении художественного познания мира была основной в докладе Самеда Вургуна "О советской поэзии". Докладчик отметил, что поэзии "нужны произведения, проникнутые высокими идеями, философскими размышлениями" . В этой связи выступавшие останавливались на конкретных недостатках поэзии. В. Луговской говорил: "Мы часто только торопливо надкусываем темы, как яблоко, не добираясь до золотых зёрен настоящей темы" . Принципиальной критике подвергла современную поэзию О. Бергольц. "Безличность, - утверждала она, - вот ещё причина отставания нашей поэзии" .

Дискуссия на съезде способствовала выработке объективной оценки поэтического творчества и тенденции развития поэзии на другом идейно-художественном уровне.

Несмотря на наметившиеся позитивные явления в поэзии 50-х годов, обстановка оставалась достаточно сложной, потому что "бесконфликтность" сохранялась в отдельных поэтических произведениях, в том числе и в критических статьях, поддерживающих "поверхностную риторику" стихов и "бесконфликтное отражательство". "Искоренить" "бесконфликтность", полностью "избавиться" от этого явления понадобились годы. Тем не менее, развитие поэтического творчества не прекращалось. Самокритичная, "недовольная собой", поэзия в дискуссиях, в поиске истины обрела бесспорные ценности и стала существенно "набирать силу".

"Время наступления стихов", о котором говорил И. Эренбург во время дискуссии, пришло очень быстро и стремительно. Новый этап наметился в развитии поэзии, пережившей трудное послевоенное десятилетие психологической и эстетической перестройки. Свидетельством этого являются произведения Н. Заболоцкого, Я. Смелякова, А. Твардовского и др., популярностью пользовались и стихи молодых поэтов - А. Вознесенского, Е. Евтушенко и др.

В начале 50-х годов в лирике, как и в целом в литературе, большое внимание уделялось творчеству авторов, которые в своих произведениях отражали большие успехи строительства послевоенного десятилетия, передавая особый пафос времени и создавая в стихах атмосферу восторженности преобразования в стране; такими поэтами являются Н. Асеев, А. Прокофьев, Я. Смеляков и многие другие. Их объединяет не только время, но и подход к изображению действительности. Возможно, поэтому популярность их творчества ушла в прошлое и осталась лишь характеристикой литературного процесса.

В своё время критика не обходила вниманием их творческие искания, а исследователи в своих работах достаточно глубоко изучили индивидуальные особенности каждого, поэтому мы, обратившись к поэзии этого времени, попытаемся лишь выявить тенденции конфликтного содержания произведений, наиболее значимых в литературном процессе и способных прояснить существо поставленной проблемы.

"Музой труда" называли лирику Я. Смелякова 50-х годов. В стихотворениях поэта судьба лирического героя отождествляется с судьбой народа и государства, а в его образе прослеживается "внутреннее возвышение", гордость за содеянное:

Я строил окопы и доты,

железо и камень тесал,

и сам я от этой работы

железным и каменным стал….

Стал не большим, а великим,

раздумье лежит на челе,

как утром небесные блики

на выпуклой голой земле .

Лирический герой с предельной сдержанностью говорит о личном, индивидуальном, потому что в его жизни главным является общественное.

По мнению исследователей творчества Я. Смелякова, в стихотворениях поэта 50-х годов определилась новая эстетическая категория - "голос правды", в которой заключалась суть времени. Следуя этой эстетике, поэт стремился закрепить и осмыслить в своих произведениях самые главные определяющие тенденции в истории, жизни, труде, приметах времени. Земля, железо, уголь, хлеб - это главные опоры, на которые, по мысли поэта, держится жизнь труда и народа, поэтому труд изображается им эпически широко, как величайшее событие в жизни. Масштабность диктует стихам торжественную интонацию, монументальность образов. "Строгая любовь" (1953-1955г.) - произведение, в котором отразился данный подход к изображению действительности. В критике о нём писали: "Поэт хотел воскресить "коллективный пафос" молодого поколения ополчения индустрии, сопоставив две эпохи - юность страны и её зрелость, осмыслить закономерность исторического развития, подчеркнуть единство поколений" .

Время в поэме Я. Смелякова представлено конкретными героями, а автор выступает и как рассказчик, и как повествователь, и как собеседник, поэтому образ времени как бы представлен с разных точек зрения.

В книге Л. Лавлинского о творчестве Я. Смелякова читаем: "Острота конфликта, внутренняя уплотнённость действия определяют своеобразную композицию поэмы "Строгая любовь". Герои проходят ответственную проверку на зрелость в общественном плане (случай с Зинкой) и в личном (любовь Лизы и Яшки). Вокруг двух сюжетных линий образуются основные поля тяготения, группируется материал. Всё художественное сооружение поэмы держится на прочном каркасе контрастных сопоставлений" .

Я. Смеляков отражает время, эпоху, комсомольский энтузиазм молодёжи, жившей коллективным массовым сознанием. Он оценивает свою комсомольскую юность с точки зрения новой эпохи, конца 50-х годов, поэтому с доброй иронией и строгой любовью пишет о "наивном аскетизме" подростков страны - "девочек железных", "детей стали", "мальчиков храбрых", которые за "сжатыми лозунгами труда и твёрдой чёткостью устава" не обращали внимания на отдельную личность, мало ценили неповторимую индивидуальность человека.

Безусловно, сюжетная основа определяет развитие действия и конфликт, который выражен противоположными взглядами и действиями героев, им трудно разобраться в ограниченности своих позиций, в недальновидности взглядов. В поэме прослеживаются две сюжетные линии, одна из них соотнесена с возникновением первой любви между двумя комсомольцами - Лизой и Яшкой, вторая - с семейным бытом Зинки и отношением к нему других героев поэмы. В связи с этим в произведении неоднозначно решаются проблемы коллективного и индивидуального, общественного и личного.

Поступки, деятельность героев окружены ореолом возвышенности и даже некоторой преувеличенности. Рядом с миром труда и станков, лозунгов и собраний живёт "первая любовь", преображающая мир, обновляющая жизнь. Именно чувство любви, по мнению поэта, способно потеснить в героях категоричность и наивный аскетизм по отношению к духовным ценностям.

"Строгая любовь" Я. Смелякова - это произведение, в котором лучшим образом отразилось влияние времени в определении темы и выражении своеобразного конфликта, который можно считает социальным, а не лирическим в данном произведении.

К поэтам "старшего поколения" послевоенного десятилетия относится Н. Заболоцкий. Раннее творчество поэта было связано с деятельностью обэриутов и во многом определило темы, идеи произведений. Начало 50-х годов связано с новым этапом творчества, Н. Заболоцкий создал целый "куст" стихотворений, посвящённых труду. Центральным является - "Творцы дорог" (1947г.), дополняют его - "Воздушное путешествие", "Храмгэс", "Сагурамо", "Город в степи", "Урал" и "На высокой горе у Тагила".

Стихотворение Н. Заболоцкого "Творцы дорог" в критике называли "симфонией труда", в которой поэту удалось выразить грандиозность строительных масштабов, доведенных "до удивительности, до сказочности, … соединяющей в себе безупречную верность отчёта и грандиозность торжественного гимна" .

Безусловно, картина труда в стихотворении несколько возвышенна, "приукрашена", её описание носит декларативный пафос:

Над крутизною старого откоса

Уже трещат бикфордовы шнуры,

И вдруг - удар, и вздрогнула берёза,

И взвыло чрево каменной горы….

Взрывные работы, машины, люди описаны, в сущности, с точностью репортажа, в реальной последовательности трудового процесса, но поэт, чтобы "оживить" документальный рассказ, во второй части стихотворения вводит описание природы:

Угрюмый Север хмурился ревниво,

Но с каждым днём всё жарче и быстрей

Навстречу Беренгова пролива

Неслась струя тропических морей.

Яркий пейзаж создаёт удивительную картину, совершенно "не вписывающуюся" в производственный процесс, ещё больше подчёркивая некую "искусственность", пафосность, "бесконфликтность".

Несомненно, что Н. Заболоцкий в стихотворении "Творцы дорог" стремился отразить неповторимый трудовой энтузиазм первых послевоенных лет, показав размах грандиозного труда на фоне великолепной природы, он не смог избежать тех ошибок, недостатков, которые были характерны в целом для произведений подобного типа.

Стихотворение "Прохожий" считается одним из лучших в лирике Н. Заболоцкого, ему уделено немало внимания в исследованиях о творчестве поэта. Существует глубокий анализ этого поэтического текста в книге Ю. Лотмана "О поэтах и поэзии", в монографии А. Македонова "Николай Заболоцкий. Жизнь. Творчество. Метаморфозы", поэтому мы обращаемся к данному произведению для анализа лирического конфликта, построенного в данном случае на глубоком философском противопоставлении жизни и смерти, человека и памятника.

В сюжете стихотворения - встрече Прохожего и памятника - раскрывается одна из главных тем позднего творчества Н. Заболоцкого - тема смерти и бессмертия, включающая в себя и ряд других "микротем" - памяти войны, "бедствий" тысяч людей, продолжения жизни человека, прошедшего тяжёлые испытания. Все эти темы совмещены в глубоком идейном содержании, определяющем внутренний конфликт Прохожего, беседующего с памятником.

Встреча Прохожего с памятником лётчику - это встреча жизни и памяти, и в этой встрече рождается особое переживание, "нежданно мгновенного, пронзающего душу покоя", ибо в нем смолкают и преодолеваются тревоги, продолжается жизнь, и лётчик, как живой, беседует с Прохожим, и после его смерти продолжает жить его юность. Это особое переживание, как считает Ю. Лотман, не просто чувство страха или униженность перед смертью и не отрицание во имя высшей иерархии духовного, а открытие высшей духовности в Прохожем, в памятнике, в природе.

Внутреннее движение стихотворения, его внутренний сюжет представляют собой скрытое переживание, конфликт самого Прохожего, исполненного душевной тревоги. Его небольшое путешествие, дорожная встреча, беседа с невидимым лётчиком перерастают в символ большой и трудной человеческой судьбы.

Стихотворение Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка" имело большой успех благодаря "предельной простоте, которая невнимательному глазу может показаться примитивностью, но которая на самом деле требует высокого и сложного мастерства" .

В произведении заострена проблема двойственности, что определяет конфликтную основу. Его первая часть представляет собой бытовую зарисовку - сценку, происходящую "во дворе", где "два мальчугана гоняют на велосипедах", забыв про свою некрасивую сверстницу. Её непривлекательность описана достаточно подробно:

Среди других детей

Она напоминает лягушонка…

Черты лица остры и некрасивы…

Даже очарование детства не красит её, а когда наступит пора молодости, ей будет "нечем… прельстить воображенье". Лирический герой предвидит, какую "боль", какой "ужас" испытает "бедная дурнушка" тогда. Портрет "некрасивой девочки" ничем не сглажен, и потому особенно контрастно выделяется характеристика её "сердца", "души". Героиня открыта для всех впечатлений бытия, в ней нет "ни тени зависти, ни умысла худого", для неё неразделимы "чужое" и "своё" ("Чужая радость так же, как своя, // Томит её и вон из сердца рвётся"). В её сердце "ликует и смеётся" сама жизнь:

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

Красота души как противоположность внешнего успеха ("…посреди подруг // Она всего лишь бедная дурнушка!"), становится печатью избранности, обрекая её на одиночество и непонимание.

Наблюдение над реальностью конкретного существования приводит к философским раздумьям, как проявляется красота в человеке, почему люди "обожествляют" внешние черты, не замечая, что "в любом движенье" сквозит "грация души". Вопрос, завершающий стихотворение, является риторическим - в нём заключён и ответ. Прекрасное не может быть "пустотой" в красивом "сосуде". Лирический образ находится в русле развития основной мысли автора о внутренней красоте человека, создавая особый конфликт "внешнего" и "внутреннего" несоответствия.

Цикл "Последняя любовь" (1957г.) Н. Заболоцкого интересен проявлением лирического конфликта. "Последняя любовь" для лирического героя - с одной стороны - это "безнадёжность", с другой - переживание, наполненное очарованием и сиянием "прощального света". Внешнему, "тяжёлому" житейскому взгляду противопоставлено сознание наблюдателя, проникающее в глубь души героев. Любовь озаряет весь окружающий мир ярче "электрического блеска", в "её лучах" становится особенно зримой неразрывная связь расцвета и увядания, "горя" и "радости", "жизни" и "смерти":

В неизбежном предчувствии горя,

В ожиданье осенних минут,

Кратковременной радости море

Окружало любовников тут…

Любовь предстаёт не только конкретным переживанием, важен и её философский смысл. Это особое состояние, дарованное людям, чтобы показать истинный смысл их жизни, освобождающее на мгновение из земного плена сущность человека - его бессмертную, прекрасную, "огнеликую" душу.

Лирический конфликт у Н. Заболоцкого всегда основан на "двоемирии", "мир человека" и "мир природы" составляют его основу, и это единое целое, которое определяет "мир человеческой души". В стихотворении "На закате (1958г.) поэт пишет":

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил .

Таким образом, можно утверждать, что природа лирического конфликта в творчестве Н. Заболоцкого 50-х годов существенно изменилась и претерпела своего рода эволюцию: от "производственного", выраженного масштабным охватом гигантского строительства и возвышенным пафосом изображаемого, до глубоко личного, внутреннего, основанного на сложности жизненных явлений.

Поэзия 50-х годов отразила не только эволюцию тем, идей, образов, но и эволюцию лирического конфликта, который существенно изменился за эти годы. В конце 40-х - начале 50-х годов поэзия оказалась под сильным воздействием только что отгремевшей войны, в эти годы своеобразно и мощно заявила о себе плеяда "фронтовых" поэтов. Тема войны стала одной из главных тем в творчестве С. Гудзенко, М. Исаковского, К. Симонова, А. Твардовского, С. Орлова и др., отразивших сложный исторический конфликт времени в своих произведениях.

Стремление постичь основные тенденции времен, осмыслить размах социальных преобразований характерен для поэзии этого времени. Тема возвращения к мирной жизни явилась составляющей частью в творчестве многих поэтов, в том числе М. Луконина, Н. Грибачёва, Я. Смелякова. Нельзя не отметить тот факт, что так же, как и в прозе, "бесконфликтный" лирический конфликт чаще реализовался в теме социальных преобразований и в деревенской теме. В этом, видимо, сказалась общая тенденция развития литературы этого времени и стремление к отражению позитивных сторон жизни. Например, несколько "облегчённой", "бесконфликтной" является изображение действительности в стихотворении Н. Грибачёва "Колхоз "Большевик" и поэме М. Луконина "Рабочий день". Стремление к идеализации жизни характерно и для отдельных стихотворений Е. Долматовского, А. Прокофьева, Я. Смелякова.

"Бесконфликтный" лирический конфликт во многом негативно повлиял на развитие поэзии 50-х годов. Во-первых, он способствовал огромному потоку бессодержательных произведений, их "количество превышало качество", во-вторых, - во многом определял тематические границы и низкий уровень художественности в поэзии. С течением времени, со второй половины 50-х годов ситуация в поэзии, как и в литературе в целом, стала меняться. "Бесконфликтность", признанная несостоятельной и вредной, благодаря дискуссиям и выработанной объективной оценке этого явления стала лишь составляющей частью в отдельных стихотворениях. С преодолением "бесконфликтности" в поэзии 50-60-х годов стали утверждаться произведения, в которых лирический конфликт строился не на "искусственности", а на глубоком противоречии лирического героя и его исторической памяти (А. Твардовский), на реальном осознании проблем деревенской жизни (Н. Рубцов), на глубоком философском осмыслении сложнейших проблем жизни и времени (А. Ахматова, Б. Пастернак), на утверждении новых возможностей человечества в эпоху глобальных преобразований (Е. Евтушенко, А. Вознесенский).

Литература

  • 1. Бергольц О. Против ликвидации лирики // Литературная газета. - 1954. - 28 октября.
  • 2. Винокуров Е. Мир трёх измерений / День поэзии. - М., 1960.
  • 3. Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчёт. - М., 1956.
  • 4. Гегель. Эстетика. Т.3. - М., 1971.
  • 5. Гинзбург Л. О лирике. - М., 1964.
  • 6. Гринберг И. Творчество молодых // Литературная газета. - 1947. - 16 февраля.
  • 7. Долматовский Е. У будущих морей // Знамя. - 1951. - № 10.
  • 8. Заболоцкий Н. Собр. соч. в 3т. Т.1. - М., 1983.
  • 9. Заболоцкий Н. Творцы дорог // Новый мир. - 1947. - № 1.
  • 10. Зелинский К. О лирике // Знамя. - 1946. - № 8-9.
  • 11. Исаковский М. Доколе? // Вопросы литературы. - 1968. - № 7. Сельвинский И. Эпос. Лирика. Драма. (Заметки на полях поэзии) // Литературная газета. - 1967. - 2 апреля.
  • 12. Кедрина З. Поиски главного. (Рассказ о потерянном литературном процессе) // Новый мир. - 1948. - № 5.
  • 13. Лавлинский Л. Взрывная сила. М., 1972.
  • 14. Лейтес А. О "двойной бухгалтерии" в критике // Литературная газета. - 1946 год. - 5 октября.
  • 15. Македонов А. Николай Заболоцкий. Жизнь. Творчество. Метаморфозы. - М., 1987.
  • 16. Пикач А. Возраст поколения // Звезда. - 1970. - №11.
  • 17. Поспелов Г. Теория литературы. - М., 1978.
  • 18. Прокофьев А. Вместе с песней // Знамя. - 1951. - №7.
  • 19. Роднянская И. Поэзия Н.Заболоцкого // Вопросы литературы. - 1959. - № 1.
  • 20. Смеляков Я. Собр. соч. в 3-х т. Т.3. - М., 1977.
  • 21. Сурков А. Советская литература и великие стройки коммунизма // Знамя. - 1951. - №1.
  • 22. Тарасенков А. Заметки о поэзии // Новый мир. 1948. - №4.
  • 23. Щипачёв С. За высокую поэзию // Правда. - 1952. - 13 декабря.

Лирика «Серебряного века»

Лирика “серебряного” века многообразна и музыкальна. Сам эпитет “серебряный” звучит, как колокольчик. Серебряный век- это целое созвездие поэтов. Поэтов - музыкантов. Стихи “серебряного” века - это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки. Все продуманно, четко и... музыкально.

В начале XX в. существовало множество литературных направле-ний. Это и символизм, и футуризм, и даже эгофутуризм Игоря Северянина. Все эти направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуками до совершенства.

Особенно, на мой взгляд, в этом преуспели футуристы. Футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, “старого языка”, “старых слов”, провозгласил новую форму слов, независимую от содержания, т.е. пошло буквально изобретение нового языка. Работа над словом, звуками становилась самоцелью, тогда как о смысле стихов совершенно забывалось. Взять, например, стихотворение В. Хлебникова “ Перевертень”:

Кони, топот, инок.

Но не речь, а черен он.

Идем молод, долом меди.

Чин зван мечем навзничь.

Голод чем меч долог?

Пал а норов худ и дух ворона лап...

Смысла в этом стихотворении никакого, но оно замечательно тем, что каждая строчка читается и слева направо, и справа на лево.

Появлялись, изобретались, сочинялись новые слова. Из одного лишь слова “смех” родилось целое стихотворение “ Заклятие смехом”:

О, рассмейтесь смехачи!

О, засмейтесь смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешек надсмеяльных - смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно сих надсмейных смеячей!

Смейво, смейво,

Усмей, осмей, смешки, смешки,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Культы формы долго не просуществовал, и многие новые слова не вошли в язык общества. Футуризм быстро изжил себя. Но работа футуристов не пропала даром. В их стихах к почти совершенному владению словом добавился смысл, и они зазвучали, как прекрасная музыка. Борис Пастернак “Метель”:

В посаде, куда ни одна, нога

Не ступала, лишь ворожей да вьюги

Ступала нога, в бесноватой округе,

Где и то, как убитые, спят снега, -

Постой, в посаде, куда ни одна

Нога не ступала, лишь ворожеи

Да вьюги ступала нога, до окна

Дохлестнулся обрывок шальной шлеи.. .

Я не привожу это стихотворение полностью, но уже с первых строк слышна песня метели. Всего одно предложение, а тебя закружила, понесла метель… Пастернак начинал как футурист. Талант Пастернака и владение формой - школа футуризма, дали потрясающий результата: необыкновенно красивые, музыкальные стихи.

Обратимся теперь к символистам. Символизм провозглашал не только культ формы стиха, но и культ символов: отвлеченность и конкретность необходимо легко и естественно слить в поэтическом символе, как “ в летнее утро реки воды гармонично слиты солнечным светом”. Это и происходит в стихах К.Бальмонта, похожих на шелест листвы. Например, его таинственное, загадочное стихотворение “Камыши”:

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно кричат камыши.

В каждом слове этого стихотворения употребляется шипящий звук. Из-за этого все стихотворение как будто шелестит, шуршит.

О чем они шепчут? О чем говорят?

Мелькают, мигают - и снова их нет.

И снова забрезжит блуждающий свет...

И тиной запахло. И сырость ползет.

Трясина заманит, сожжет, засосет.

“ Кого? Для чего?” - камыши говорят.

Зачем огоньки между нами горят?

Разговор камышей, мигание мелькание огоньков, трясина, сырость, запах тины - все создает ощущение таинственности, загадки. И в то же время от строк

В болоте дрожит умирающий лик.

То месяц багровый печально поник...

И вздох повторяя погибшей души,

Тоскливо, бесшумно шуршат камыши.

веет дыханием смертельной тоски. Так рождается таинственная, жутко-вато-притягательная музыка стихотворения.. .

Еще одно стихотворение Бальмонта, очень красивое и символичное - это “ Я мечтою ловил уходящие тени.. .” постоянное повторение слов в каждых двух строчках создает как бы переливающийся, журчащий ритм:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

В повторении слов “ и дрожали ступени, и дрожали ступени”, “тем ясней рисовались, тем ясней рисовались”, “ вокруг раздавались, вокруг меня раздавались” и т.д. употребляются звуки “р” и “л”, за счет чего стихотворение получается похожим на журчащие переливы ручья. Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения - оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели:

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертания вдали.. .

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор...

Он оставляет позади прожитые годы - “уходящие тени погасшего дня”, уснувшую Землю, но цель его все еще далека:

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Но он верит, что достигнет заветной мечты. Он узнал, “как ловить уходящие тени... потускневшего дня”, т.е. как не зря проживать время, отведенное ему в этом мире и все выше шел, дальше, ближе и ближе к своей мечте.

Еще одно стихотворение Бальмонта я хотела бы привести. Это красивое посвящение любви.

“ Черкешенки”

Я тебя сравнивать хотел бы с нежной ивой плакучей

Что склоняет ветви к влаге, словно слыша звон созвучий.. .

Я тебя сравнивать хотел бы с той индусской баядерой,

Что сейчас-сейчас заплачет, чувства меря звездной мерой.

Я тебя сравнить хотел бы... Но игра сравнений темна,

Ибо слишком очевидно: ты средь женщин несравненна.

Я перехожу к акмеизму и к моим любимым поэтам: Николаю Гумилеву и Анне Ахматовой. Акмеизм - стиль, придуманный и основанный Гумилевым, подразумевал отражение реальности легкими и емкими словами. сам Гумилев очень критически относился к своим стихам, работал над формой и над содержанием. Гумилев, как известно, много путешествовал по Африке, Турции, востоку. Впечатления от путешествий отразились в его стихах, диких экзотических ритмах. В его стихах звучит и музыка заморских стран, и песни России, и смех и слезы любви, и трубы войны. Одни из самых прекрасных стихотворений об Африке - это “ Жираф” и “ Озеро Чад”.

“Жираф” - это изысканная музыка “таинственных стран”. Все стихотворение особенное:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко на озере Чад

Изысканный ходит жираф.

И начинается особенно таинственная и грустная сказка “ про чер-ную деву, про страсть молодого вождя,... перо тропический сад, про стройные пальмы и запах немыслимых трав.. .” Потрясает описание жирафа:

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится толь луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер...

необычные сравнения:

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Это стихотворение настолько мелодично, что в наше время на него написана музыка и оно стало песней. И вот еще одна таинственная сказка: “ Озеро Чад”. Она похожа на любовный роман в стихах. Сюжет его банален и грустен, но язык стихотворения придает ему красоту и необычайность:

На таинственном озере Чад

Посреди вековых баобабов

Вырезные фигурки стремят

На заре величавых арабов.

По лесистым его берегам

И в горах, у зеленых подножий

Поклоняются странным богам

Дев-жрицы с эбеновой кожей.

Таинственное озеро, величавые арабов, странные боги, девы-жрицы - все это создает загадочную и величественную атмосферу, в которую погружается читатель. Вот он видит прекрасную пару: дочь властительного Чада и ее мужа - могучего вождя, и красивого, но лицемерного европейца. Он видит красивый, простой мир Чада и “цивилизованный” грустный мир Европы, где кабаки, пьяные матросы и грязная жизнь. “Озеро Чад” не очень большое стихотворение, но написано оно столь ярким и выразительным языком, что перед нами проходит целая жизнь.. .

Гумилев пережил первую мировую войну. В своих стихах он пока-зал бессмысленность этой войны, которая принесла только горе, траур в города и села, печальную, песню заупокойных... Интересны сравнения войны и мирными образами:

Как собака на цепи тяжелой,

Тявкает за лесом пулемет,

И жужжат пули, словно пчелы,

Собирая ярко-красный мед.

А “ура” вдали - как будто пенье

Трудные день окончивших жнецов.

Поэт говорит, что перед богом равны как воюющие люди, так и мирное люди:

Их сердца горят перед тобою,

Восковыми свечками горят.

“Зачем, для чего война, во имя чего?” - спрашивает Гумилев. Да, кому-то она приносит славу, титулы, удачи. Но

Сосчитают ли потопленных

Во время трудных переправ,

Забытых на полях потоптанных

И громких в летописях слав?

Иль зори будущие ясные

Увидят такими как встарь -

Огромные гвоздики красные

И на гвоздиках спит дикарь?

Так не лучше ли прекратить истреблять друг друга, а обняться и сказать “Милый, вот, прими мой братский поцелуй!” Стихи Гумилева о войне - это труба протеста всех мирных людей против насилия, гневная ода против бессмысленных убийств.

О музыке гумилевских стихов можно говорить бесконечно долго и много. Поэзия Гумилева - это вся его жизнь, занятая поисками красоты. Стихи его отразили “не только искание красоты, но и красоту исканий”.

Анна Ахматова. Русская Сапфо, жрица любви... Ее стихи - это песни любви. Всем известна ее потрясающая поэма “У самого моря”, в которой слышится шум прибоя и крики чаек.. .

Смешно называть “врагом народа”, “пошлой мещанкой” человека, который создал “Реквием” - страшную правду о России, и который написал стихотворение, в котором выражена вся красота старинных городов Святой Руси. В 12-ти строчках А.Ахматова смогла описать всю ту благостную, умиротворяющую атмосферу древних русских городов:

Там белые церкви и звонкий, светящийся лед,

Над городом древних алмазные русские ночи

И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.

Там вьюги сухие взлетают с заречных полей,

И люди, как ангелы, Большому празднику рады,

Прибрали светлицу, зажгли у киота лампады,

И книга благая лежит на дубовом столе.. .

Все стихотворение наполнено рождественским звоном колоколов. Все оно пахнет медом и печеным хлебом, напоминает древнюю православную Русь.

Безусловно, во всех стихах Ахматовой можно найти ту или иную мелодию (даже некоторые ее стихи называются “песнями”, “песенками”). Например, в “Песне последней встречи” слышна тревожная, растерянная музыка:

Так беспомощно грудь холодела

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки

Между кленов шепот осенний

Попросил: “Со мною умри!

Я обманут своей унылой,

Переменчивой, злой судьбой.”

Я ответила: “Милый, милый!

И я тоже, умру с тобой.. .”

А в другом стихотворении “Широк и желт вечерний свет.. .” звучит мелодия счастья, спокойствия после бури исканий:

Ты опоздал на много лет,

Но все-таки тебя я рада

Прости, что я жила скорбя

И солнцу радовалась мало.

Прости, прости, что за тебя

Я слишком многих принимала.

Говоря о музыке в поэзии “серебряного” века, нельзя не остановиться на стихах Игоря Северянина, короля поэтов, основателя эгофутуризма. В манифесте эгофутуризма не отвергалось старое, как в футуризме, но также провозглашалась борьба с заставками и стереотипами, поисками новых, смелых образов, разнообразных ритмов и рифм. Игорь Северянин, бесспорно, виртуозно владел словом. Доказательством этому служит потрясающее стихотворение “Чары Лючинь”, где в каждом слове, начиная с названия есть буква “ч”. Приведу только первые строки:

Лючинь печальная читала вечером ручисто-вкрадчиво,

Так чутко чувствуя журчащий вычурно чужой ей плач. .

Хотя все стихотворение довольно большое, оно, в отличие от стихов футуристов, имеет смысл. И еще о двух стихах Северянина хотелось бы рассказать. “Кензель” - светское стихотворение, напоминает блюз своей своеобразной ритмикой, повторениями:

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее огненной вы проходите морево.. .

Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена -

Точно лапы паучные, точно лих ягуаровый.. .

И “Серенада”, имеющая второе название “Хоровод рифм”. И это действительно хоровод рифм, удивительно гармоничный: “ в вечернем воздухе - в нем нежных роз духи!”, “ над чистым озером - я стану грез пером”, “перепел - росу всю перепил”, “ по волнам озера - как жизнь без роз сера”, и т.д.

Я говорил о музыке в стихах “серебряного” века, но ведь были и стихи о музыке, и их очень много. Это северянинские “Медальоны”, где есть сонеты о композиторах: “Шопен”, “Григ”, “Бизе”, “Россини”, где Северянин говорит: из всех богов наибожайший бог - бог музыки.. .” и “ мир музыки переживет века, когда его природа глубока”. Это ахматовская “Песенка о песенке”, которая

Сначала обожжет,

Как ветерок студеный,

А после в сердце упадет

Одной слезой соленой.

Это гумилевские “Абиссинские песни” с их дивными напевами. Это экзотический “Кек-уок на цимбалах” И.Ф.Анненского, дробный, гулкий, торопливый:

Пали звоны топотом, топотом,

Стали звоны ропотом, ропотом,

То сзываясь,

То срываясь,

То дробя кристалл.

И, наконец, поразительное стихотворение В.Маяковского “Скрип-ка и немножко нервно”, где музыкальные инструменты олицетворены и представлены как люди, разные, с разными характерами, Маяковский предлагает скрипке, как девушке: “Знаете что, скрипка, давайте - будем жить вместе! А?”.

На этом я хочу закончить свое сочинение. Как много нового внес “серебряный” век поэзии в музыку слова, какая огромная проведена работа, сколько создано новых слов, ритмов, кажется, произошло единение музыки с поэзией. Это действительно так, т.к. многие стихи поэтов “серебряного” века переложены на музыку, и мы слушаем и поем их, смеемся и плачем над ними...

В русской лирике XX века тема поэзии отходит в тень. Во- первых, уже слишком много сказано об этом предшественни­ками, а во-вторых, другие темы становятся более актуальными (или ощущаются таковыми). И все же едва ли не каждый поэт хоть раз, да задумался над своей поэтической судьбой, над ме­стом поэта в мире и в обществе. Традиции, заложенные русской классической литературой, продолжают жить и в современно­сти. Так, многих поэтов увлекает традиция гражданственности, идущая от Рылеева, Некрасова, Маяковского. С наибольшей, пожалуй, четкостью и поэтической силой воплотил эту тради­цию в современной поэзии Евтушенко. Не случайно он отка­зывается противопоставлять свою интимную лирику лирике политической, более того, – именно последнюю и называет гордо своей интимной лирикой: «Но когда я писал о фашистах стихи там, в Финляндии, ночью тревожной, были губы мои го­рячи и сухи,- было мне не писать невозможно. Я писал, до зари не смыкая глаз, исчеркал всю бумагу до листика… Это был – и прямой социальный заказ, и моя интимная лирика!» И не слу­чайно именно этим поэтом во вступлении к поэме «Братская ГЭС» сказаны знаменательные слова: «Поэт в России – боль­ше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет. Поэт в ней – образ века своего и будущего призрачный прооб­раз. Цоэт подводит, не впадая- в робость, итог всему, что было до него».

Высоко ценя таких гениев русской поэзии, как Лермонтов, Блок, Пастернак, Есенин, Ахматова, Евтушенко все же выбирает своими ориентирами прежде всего Пушкина, Некрасова и Мая­ковского, и тема поэзии связывается Евтушенко прежде всего с огромной нравственной ответственностью перед людьми, выра­зителем чьих переживаний и мыслей должен быть поэт: «О, дай мне, боже, быть поэтом! Не дай людей мне обмануть».

Здесь искали:

  • сочинение на тему русская лирика 20 века
  • русская лирика 20 века сочинение
  • о финляндии сочинение

нужно написать сочинение на тему "Русская лирика 20 века"(по творчеству любого поэта) . что писать даже не представляю. и получил лучший ответ

Ответ от Ама Хасла[эксперт]
Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый) , акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам) , футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк) , имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф) . Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода расцвета русской поэзии. Однако наряду с вышеперечисленными авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь - Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века.
Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Детство и юность его прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина "закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: нужно написать сочинение на тему "Русская лирика 20 века"(по творчеству любого поэта) . что писать даже не представляю.

Ответ от Николай Родинов [новичек]
а в кратце можно??


Ответ от Никита борзенко [активный]
неплохо


Ответ от Дима Морозов [новичек]
Русский поэтический “серебряный век” традиционно вписывается в начало XX столетия, на самом деле его истоком является столетие XIX, и всеми корнями он уходит в “век золотой ”, в творчество А. С. Пушкина, в наследие пушкинской плеяды, в тютчевскую философичность, в импрессионистическую лирику Фета, в Некрасовские прозаизмы, в порубежные, полные трагического психологизма и смутных предчувствий строки К. Случевского. Иными словами, 90-е годы начинали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку 20-го века. С 90-х годов начинался литературный посев, принесший всходы.
Сам термин “серебряный век” является весьма условным и охватывает собой явление со спорными очертаниями и неравномерным рельефом. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но вошло в литературный оборот окончательно в 60-е годы нынешнего столетия.
Поэзия этого века характеризовалась в первую очередь мистицизмом и кризисом веры, духовности, совести. Строки становились сублимацией душевного недуга, психической дисгармонии, внутреннего хаоса и смятения.
Вся поэзия “серебряного века”, жадно вобрав в себя наследие Библии, античную мифологию, опыт европейской и мировой литературы, теснейшим образом связана с русским фольклором, с его песнями, плачами, сказаниями и частушками.
Однако, иногда говорят, что “серебряный век” – явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал эстетизм Оскара Уайлда, индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. “Серебряный век” находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях: Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Кальдерона, Ибсена, Метерлинка, д`Аннуцио, Готье, Бодлера, Верхарна.
Иными словами, в конце XIX – начале XX веков произошла переоценка ценностей с позиций европеизма. Но в свете новой эпохи, явившейся полной противоположностью той, которую она сменила, национальные, литературные и фольклорные сокровища предстали в ином, более ярком, чем когда-либо, свете.
Это было полное солнечного сияния творческое пространство, светлое и жизнедающее, жаждущее красоты и самоутверждения. И хотя мы зовем это время "серебряным", а не "золотым веком", может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.

Великий русский писатель Максим Горький говорил, что "в литературе 19 века запечатлены великие порывы духа, умы и сердца истинных художников". Это нашло отражение в творчестве писателей 20 столетия. После революции 1905 года, Первой мировой и Гражданской войны мир будто начал распадаться. Наступила социальная дисгармония, и задачу вернуть все былое берет на себя литература. В России начала пробуждаться самостоятельна философская мысль, появлялись новые направления в искусстве, писатели и поэты 20 века переоценивали ценности и отказывались от старой морали.

Какая она, литература на рубеже веков?

На смену классицизму в искусстве пришел модернизм, который можно подразделить на несколько ветвей: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Продолжал процветать реализм, в котором изображался внутренний мир человека в соответствии с его социальным положением; социалистический реализм не допускал критики власти, поэтому писатели в своем творчестве старались не поднимать политические проблемы. За золотым веком последовал серебряный со своими новыми смелыми идеями и разнообразными темами. 20 века были написаны в соответствии с определенным течением и стилем: для Маяковского характерно написание лесенкой, для Хлебникова - его многочисленные окказионализмы, для Северянина - необычная рифма.

От футуризма до социалистического реализма

В символизме поэт сосредотачивает свое внимание на неком символе, намеке, поэтому смысл произведения может быть многозначным. Основными представителями были Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Они находились в постоянных поисках вечных идеалов, при этом обращаясь к мистицизму. В 1910 году наступил кризис символизма - все идеи были уже разобраны, и читатель не находил ничего нового в стихотворениях.

В футуризме полностью отрицались старые традиции. В переводе термин означает "искусство будущего", писатели привлекали публику эпатажем, грубостью и четкостью. Стихотворения представителей этого течения - Владимира Маяковского и Осипа Мандельштама - отличаются оригинальной композицией и окказионализмами (авторскими словами).

Социалистический реализм своей задачей ставил воспитание трудящихся в духе социализма. Писатели изображали конкретную обстановку в обществе в революционном развитии. Из поэтов особенно выделялась Марина Цветаева, а из прозаиков - Максим Горький, Михаил Шолохов, Евгений Замятин.

От акмеизма до новокрестьянской лирики

Имажинизм возник в России в первые годы после революции. Несмотря на это, Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф не отражали в своем творчестве социально-политических идей. Представители этого направления утверждали, что стихотворения должны быть образными, поэтому они не скупились на метафоры, эпитеты и другие средства художественной выразительностью.

Представители новокрестьянской лирики обращались в своих произведениях к фольклорным традициям, восхищались деревенским бытом. Таковым был русский поэт 20 века Сергей Есенин. Его стихи - чистые и душевные, и автор описывал в них природу и простое человеческое счастье, обращаясь к традициям Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. После революции 1917 года недолгий восторг сменился разочарованием.

Термин "акмеизм" в переводе означает "цветущая пора". Поэты 20 века Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осипа Мандельштам и в своем творчестве возвращались к прошлому России и приветствовали радостное любование жизнью, ясность помыслов, простоту и лаконичность. Они словно отступали от трудностей, плавно плыли по течению, уверяя, что непознаваемое нельзя познать.

Философская и психологическая насыщенность бунинской лирики

Иван Алексеевич был поэтом, живущим на стыке двух эпох, поэтому в его творчестве отразились некоторые переживания, связанные с наступлением нового времени, тем не менее, он продолжал пушкинскую традицию. В стихотворении "Вечер" он доносит до читателя мысль, что счастье заключается не в материальных ценностях, а в человеческом бытии: "Я вижу, слышу, счастлив - все во мне". В других произведениях лирический герой позволяет себе размышлять о быстротечности жизни, что становится поводом для грусти.

Бунин занимается писательской деятельностью в России и за границей, куда после революции отправляются многие поэты начала 20 века. В Париже он чувствует себя чужим - "у птицы есть гнездо, у зверя ест нора", а свой родной край он потерял. Свое спасение Бунин находит в таланте: в 1933 году он получает Нобелевскую премию, а в России его считают врагом народа, но не перестают печатать.

Чувственный лирик, поэт и скандалист

Сергей Есенин был имажинистом и не создавал новых терминов, а оживлял мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Со школьной скамьи он прославился озорником и пронес это качество через всю свою жизнь, был завсегдатаем кабаков, славился любовными похождениями. Тем не менее, он страстно любил родину: "Я буду воспевать всем существом поэта шестую часть земли с названьем кратким "Русь" - многие поэты 20 века разделяли его восхищение родным краем. Есенина раскрывает проблему человеческого существования. После 1917 года поэт разочаровывается в революции, поскольку вместо долгожданного рая жизнь стала похожей на ад.

Ночь, улица, фонарь, аптека…

Александр Блок - самый яркий русский поэт 20 века, который писал в направлении "символизм". Любопытно наблюдать, как из сборника в сборник происходит эволюция женского образа: из Прекрасной Дамы к пылкой Кармен. Если сначала он обожествляет предмет своей влюбленности, верно служит ему и не смеет опорочить, позже девушки кажутся ему более приземленными существами. Сквозь прекрасный мир романтизма он находит смысл, пройдя через жизненные трудности, откликается в своих стихах на события общественной важности. В поэме "Двенадцать" он доносит мысль, что революция - не конец света, и ее основной целью является разрушение старого и создание нового мира. Читатели запомнили Блока как автора стихотворения "Ночь, улица, фонарь, аптека…", в котором он задумывается о смысле жизни.

Две женщины-писательницы

Философы и поэты 20 века были преимущественно мужчинами, и их талант раскрывался благодаря так называемым музам. Женщины творили сами, под влиянием собственного настроения, и наиболее выдающимися поэтессами серебряного века были Анна Ахматова и Марина Цветаева. Первая была женой Николая Гумилева, и в их союзе родился известный историк Анна Ахматова не проявляла интерес к изысканным строфам - ее стихи невозможно было положить на музыку, встречались редко. Преобладание желтого и серого цвета в описании, беднота и неяркость предметов наводят на читателей тоску и позволяют раскрыть истинное настроение поэтессы, пережившей расстрел мужа.

Судьба Марины Цветаевой трагична. Она закончила жизнь самоубийством, а через два месяца после ее смерти был расстрелян ее муж Читателям она навсегда запомнилась маленькой светловолосой женщиной, связанной с природой кровными узами. Особенно часто в ее творчестве фигурирует ягода рябина, которая навсегда вошла в геральдику ее поэзии: "Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась".

Чем необычны стихи поэтов 19-20 веков?

В новом столетии мастера пера и слова утвердили новые формы и темы своих произведений. Актуальными оставались стихотворения-послания к другим поэтам или друзьям. Имажинист Вадим Шершеневич удивляет своим произведением "Тост". Он не расставляет в нем ни единого знака препинания, не оставляет промежутков между словами, однако его оригинальность заключается в другом: просматривая текст глазами из строки в строку, можно заметить, как выделяются среди прочих слов некоторые заглавные буквы, образующие послание: Валерию Брюсову от автора.

всемыкакбудтонароликах

сВалитьсялегконосейчас

мчАтьсяивеселОисколько

дамЛорнируютоТменнонас

нашгЕрБукрашенликёрами

имыдеРзкиедушАсьшипром

ищемЮгИюлявоВсёмформу

мчаСилоЮоткрыТоклиппер

знОйнознаемчтОвсеюноши

иВсепочтиговоРюбезусые

УтверждаяэточАшкупунша

пьёмсрадостьюзабрюсова

Творчество поэтов 20 века поражает своей оригинальностью. Владимир Маяковский тоже запомнился тем, что создал новую форму строфы - "лесенкой". Поэт писал стихи по любому поводу, но мало говорил о любви; его изучали как непревзойденного классика, печатали миллионами, публика полюбила его за эпатаж и новаторство.