Домой / Отопление  / Ребенок до ужаса боится летающих насекомых. Ребенок боится насекомых. Победа будет за нами

Ребенок до ужаса боится летающих насекомых. Ребенок боится насекомых. Победа будет за нами

Родители часто сталкиваются с проблемой, когда ребенок боится насекомых. Взрослые не всегда воспринимают ситуацию всерьез, хотя боязнь травмирует психику ребенка. Высмеивание страха неуместно, так как это приводит к зарождению у малыша комплекса ущербности. Поэтому важно знать, что делать, если ребенок боится насекомого.

Вопрос о том, как научить малыша спокойно реагировать на появление вредителей, стоит отложить. В первую очередь необходимо разобраться с причиной возникновения фобии. Страх появляется по следующим причинам:

  • поведение близких людей;
  • внушение страха;
  • впечатлительность;
  • запугивание;
  • дискомфортные ситуации.

Ребенок боится насекомых

Малыш панически боится насекомых из-за поведения родных людей. Возможно, что у кого-то из родителей, родственников или знакомых есть подобная фобия. Боязнь нельзя назвать наследственной. Она порождается примером. Малыш ведет себя таким же образом, как и те, с кем он проводит много времени.

Детский негатив и страхи могут быть спровоцированы поведением взрослых, которые убивают мух, пауков и прочих букашек, говоря при этом, какие они мерзкие создания. Ребенок видит ситуацию с другой стороны. Ведь если сильный и взрослый человек убивает маленькую букашку, то она очень опасна, и ее нужно бояться.

Впечатлительность малыша влияет на его отношение к вредителям. При просмотре фильмов о насекомообразных монстрах, где они причиняют людям зло, у малыша формируется страх за свою жизнь. Он может довести его до истерики.

Запугивание негативно сказывается на психологическом состоянии маленького человека, поэтому родителям стоит отказаться от угроз, где малыша украдет злой паук, если тот будет очень плохо себя вести.

Дискомфортная ситуация угнетает детей. Когда они в такой момент видят какого-то вредителя, то подсознание относит его к плохому состоянию. Поэтому дальнейшие встречи со страшными созданиями становятся для них стрессом. Важно научить ребенка спокойно реагировать на присутствие маленьких созданий.

Определить наличие страха очень просто. При появлении вредителей у малыша проступает пот, он начинает бледнеть, кричать, прикрывать себя руками, не хочет находиться рядом с букашкой, убегает, машет руками, прячется. Не стоит приступать к борьбе со страхом, не зная, почему ребенок боится насекомого. Если родители упустили момент, когда у малыша появилась фобия, то простой разговор на эту тему поможет найти истину.

Способы борьбы с инсектофобией

Разобравшись в причинах появления инсектофобии, взрослые должны изучить методы борьбы со страхом. Помощниками станут:


Способы помощи маленькому человеку просты. Для преодоления страхов потребуется время, но при правильном подходе успех гарантирован. Чтобы процесс борьбы с фобией проходил хорошо, необходима памятка для родителей, в которой по пунктам расписано поведение взрослых при возникновении боязни насекомых у ребенка.

Взрослые должны придерживаться следующих правил:

  • не оставляйте малыша в комнате одного с объектом страха;
  • не смейтесь над страхами ребенка, особенно когда рядом другие дети;
  • не угрожайте и не пугайте букашками-монстрами;
  • не наказывайте за боязнь;
  • не просматривайте страшные фильмы и мультфильмы с насекомыми в главной роли;
  • не убивайте букашек при детях;
  • приучайте малыша спокойно реагировать на присутствие насекомых рядом с ним;
  • старайтесь реже употреблять слово «боюсь» при ребенке.

Использование всех методов гарантирует победу над боязнью. Зная все правила и тонкости, можно помочь малышу решить проблему.

Насекомые непредсказуемы: они быстро двигаются, они летают, они могут больно укусить. Часто их боятся даже взрослые. Сказывается глубинное подсознание людей, что насекомых нужно опасаться, ведь многие из них действительно опасны. Все предпосылки для этого есть.

Способ работы с этими страхами такой: сделать ситуацию максимально предсказуемой, дать ребенку способы защищаться, дать другие способы реагирования.

Давайте рассмотрим каждый из этих способов подробнее.

Сделать ситуацию предсказуемой можно, разговаривая с ребенком о волнующей теме. Можно посмотреть фильм о насекомых, можно почитать о них в книге. Обязательно вместе. Фильм и книга дают информацию, которая снижает страх и тревогу. При этом на руках у мамы или в обнимку с папой малыш чувствует себя в безопасности. Можно рассмотреть вместе с ребенком пугающее насекомое. В папиных руках оно потеряет все свои страшные качества. Разглядывая, обязательно обратите внимание ребенка на то, какое насекомое маленькое, а ребенок по сравнению с ним большой.

Научить ребенка способам защиты - значит придумать вместе, как можно победить насекомое. Например, взять с собой водяной пистолет и при. приближении мухи стрелять в нее водой. Или при виде пчелы научить ребенка быстро от нее убегать.

На самом деле любой способ годится, так как дает ребенку ощущение, что он сможет справиться с ситуацией.

Ознакомить с другими способами реагирования, а не только бояться и плакать. Например, можно громко покричать и испугать насекомое. Можно отбежать на безопасное расстояние. Можно сделать насекомое своим другом.
Вот как поступил со страхом своего трехлетнего сына один папа. Его сынишка боялся шмелей. Когда он их видел, то принимался громко кричать, убегал, глаза были полны ужаса. Папа пошел с сыном в лес и, увидев шмеля первым, закричал: «О, это же наш знакомый шмель! Он к нам уже прилетал! Как же мы его назовем?» На что сын ответил: «Миша!» Папа сказал: «Миша, привет». И рассказал сыну, что этот шмель будет показывать теперь дорогу, чтобы они не заблудились. Дальше они продолжали гулять в лесу и, увидев другого шмеля, мальчик радостно закричал: «О, смотри, это Миша! Он к нам опять прилетел!» И улыбнулся.

В примере видно, что папа сделал ситуацию предсказуемой - он первый увидел шмеля и предупредил мальчика об этом, сказал, что это знакомый шмель. Знакомые - это категория безопасная. Второе, что он сделал, - предложил дать имя шмелю. Это сделало насекомое не безликим, а конкретным существом. Еще папа описал его как хорошего, помогающего. Таким образом, страху не осталось места.

Мой сын в последние дни панически боится мух. Март не самое «мушиное» время, летом не представляю, как бы мы пережили эти дни. Мухи ему чудятся всюду и везде. Сегодня отказался есть блины у бабушки, потому что ему показалось, что между блинами попала мошка. Вчера в кафе устроил истерику: «Мамочка, здесь точно мух нет? Мама, пойдем домой скорее отсюда!». Хотя обычно оставить в кафе хоть что-то несъеденным для него практически невозможно. Как реагировать на истерики? Что отвечать на вопросы? Я ведь не могу быть на 100% уверена,что мух в кафе нет... Нормально ли вообще для трехлетнего ребенка иметь такие страхи, непонятно откуда взявшиеся?

Начну с последнего вопроса. В общем-то, для трехлетнего ребенка энтомофобия (боязнь различных насекомых) – явление не свойственное. Дети лет до пяти с большим интересом относятся ко всякому живому существу, не испытывая брезгливости или чувства страха, особенно если никто из взрослых этих чувств не прививает. Поэтому если ребенок младшего возраста испытывает страхи, связанные с насекомыми, то скорее всего речь идет о фобии, спровоцированной кем-то из взрослых. Либо кто-то из членов семьи имеет такую фобию и демонстративно в присутствии ребенка боится насекомых, либо не менее демонстративно борется с насекомыми: «Таракан! Дави его! Дави его! Муха! Бей ее!».

То, что вызывает такую азартную агрессию взрослого, наверняка очень опасно – к такому выводу может прийти малыш, начиная бояться этих мелких, но таких страшных существ. На наш человеческий взгляд, даже такие милые и красивые насекомые, как бабочки, при ближайшем рассмотрении оказываются довольно неприглядными и пугающими.

Есть еще один, к сожалению, довольно распространенный вариант обретения такой фобии: когда кто-то более старший, чем малыш, не обязательно взрослый, сознательно пугает маленького ребенка: «Не соберешь игрушки, придет Тараканище, украдет тебя и съест!» Не стоит удивляться, что после пары-тройки повторений подобных фраз, ребенок начнет панически бояться тараканов.

Конечно, не стоит обманывать ребенка, говоря ему, что насекомых рядом стопроцентно нет. Если насекомое все-таки обнаружится, будет истерика, скорее всего, и доверие к родителю, обманувшему в таком важном вопросе, будет подорвано. Лучше акцентировать внимание ребенка на том, что родитель может защитить малыша: «Я смогу защитить тебя».

Начать можно с подобной фразы, чтобы ребенку стало спокойнее под защитой взрослого. Сам он не ощущает в моменты страха способности постоять за себя перед пугающим до дрожи животным. Уверенность в силах взрослого успокаивает ребенка. Затем можно перейти к фразам типа: «Когда мы вместе – мы справимся с любым насекомым». В этом случае ребенок так же, как и взрослый, наделяется силой и уверенностью справиться с ситуацией, пусть пока не самостоятельно, а в команде с родителем, но это уже возможность помочь ему ощутить себя иначе перед лицом возможной опасности. Это промежуточный шаг на пути к: «Ты справишься – насекомые тебе не страшны!».

Если ребенок после успокаивающих слов взрослого продолжает тревожиться, можно взять его за руку и обойти помещение вместе, чтобы проверить, как обстоят дела с насекомыми и убедиться, что ничего не угрожает. Это не блажь ребенка, ему в самом деле такое действие поможет обрести спокойствие.

Человеку, как правило, свойственно бояться того, чего он не понимает, или того, о чем мало знает. Поэтому, если рассматривать с ребенком атлас или энциклопедию, соответствующую возрасту, разделы, посвященные насекомым, можно получить хороший терапевтический эффект. Ребенок знакомится с мухой, видит, как она устроена, чем питается, как живет – муха становится близкой и понятной, она теряет пугающий ореол загадочности и неизвестности, ребенок успокаивается.

Хорошо почитать с ребенком сказки, где главными положительными героями являются насекомые. Наиболее известна, конечно, сказка о «Мухе-Цокотухе», но кроме нее, есть ряд сказок у В. Сутеева с его же замечательными иллюстрациями. Может быть, малыш сначала просто послушает сказку, не пожелав взглянуть на картинки, или даже вовсе откажется слушать. Ничего страшного, к этому предложению можно вернуться позже.

​Когда ребенок уже без трепета слушает сказку о насекомых, можно предложить ему слепить из пластилина того, кто ему понравился. Хорошо, если взрослый также принимает участие в лепке, а не просто наблюдает. Когда пластилиновых героев накопится достаточное количество, можно организовать пластилиновый театр, в котором главным кукловодом, управляющим когда-то пугающими животными, будет сам ребенок, теперь их совсем не боящийся.

Немного фантазии и творческой увлеченности помогут взрослому избавить малыша от тревог и опасений, связанных с насекомыми.

Детские страхи – это та тема, которая очень сильно волнует родителей. Мы не понимаем, почему малыш боится, казалось бы, привычных вещей, но очень хотим ему помочь. Ваше 2-3-х летнее чадо стало панически бояться мух? Если для нас, взрослых, страх перед насекомыми кажется чем-то странным, то среди детишек он встречается часто. Ниже мы расскажем, почему это происходит, и дадим советы, что делать.

  • Совет первый: понять причины и набраться терпения

Каждый родитель должен понимать, что ребенок, который заставляет его закрыть окна в квартире, чтобы ни одно насекомое не залетело в комнату, или устраивает феерические истерики на улице, как только увидит муху, не хочет вам потрепать нервы – он просто боится. Для нас, взрослых, многие явления являются незначительными – мухи, громкие звуки, крики, тени, пыль и так далее, но малыш в 2-3 года только познает мир, и это все может его пугать. Запаситесь терпением, не высмеивайте фобии сына или дочки, показывайте понимание проблемы, демонстрируйте безопасность того или иного явления – и со временем все пройдет.

  • Совет второй: учитывайте особенности характера ребенка

Есть дети решительные и не очень, активные и пассивные – понятное дело, что малыш, который ко всему относится с опаской (к слову, часто на примере родителей) совершенно иначе реагирует на новое, чем активный ребятенок, которому если что-то и страшно, то обычно недолго. В первом случае вам потребуется больше терпения и чувства такта, но со временем гора упадет, ведь мухи и правда не страшные. Можно придумать сказу о доброй мушке, и ребенок поймет, что насекомого не нужно боятся.

  • Совет третий: следите за поступающей информацией

Малыш увидел по телевизору отрывок из ужастика, где огромная муха-мутант уничтожила планету Земля – как тут не бояться? Или бабушка пугает ребенка мухами, а вы и не заметили, как сами попросили ребенка уйти с травы, поскольку там мухи и муравьи, которые могут больно укусить… Следите за поступающей ребенку информацией – и в будущем лишние страхи просто не будут возникать.

  • Совет четвертый: читайте книги

В продаже есть специальные детские книжки о страхе, в которых главный герой сначала чего-то боится, но мама-папа объясняют ему, что явление совершенно безопасно, или он убеждается в этом на собственном опыте – и все, проблемы больше нет. Моментального эффекта ждать не стоит, но чужие примеры со схожими проблемами оказывают положительное воздействие на проблему ребенка.

  • Совет пятый: играйте

Вы можете играть в добрую муху, показывать малышу картинки в энциклопедии, мультфильмы, где муха играет роль положительного персонажа (например, муху-цокотуха, пчелка Майя (хоть это и не муха, но аналогию провести можно)), сходить в зоопарк – в общем, сделать все возможное, чтобы показать, что то явление, которое пугает сына или дочь сегодня, на самом деле безопасны. Мухи просто живут и просто летают, как люди – играют или ходят.

  • Совет шестой: не обманывайте и защищайте

Не стоит говорить малышу, что мух рядом нет, и опасаться нечего – рано или поздно жужжащее насекомое попадется к нему на глаза, и вы просто подорвете доверие ребенка к себе. Лучше скажите, что защитите его, и, когда вы рядом, бояться совершенно нечего. Малыш продолжает тревожиться, отказывается заходить в детскую, потому что там мухи? Возьмите его за ручку и пойдите посмотрите, действительно ли есть опасность или бояться нечего.

  • Совет седьмой: говорите о любви

Каждый раз, когда ваш ребенок устраивает истерику или просто сжимается в комок, потому что ему «угрожают» насекомые, обнимайте его, берите на руки, говорите, что любите и защитите ото всех. Подумайте сами – страх маленького человечка огромный, а сам человечек, по сути, такой крошечный.

  • Совет восьмой: не давите

Ни в коем случае нельзя давить ребенка – если он боится мух и поэтому не хочет идти в комнату, не стоит его туда затаскивать силой, потому что он «сама себе придумал глупости». Уважайте чувства сына или дочки, рано или поздно это поможет.

  • Совет девятый: мухи – они не страшные

Покупайте игрушки в виде насекомых, играйте с ними в добрые игры, приучайте малыша не бояться насекомых постепенно и на положительных примерах.

Купите ребенку книжку с яркими картинками

Вполне естественно, что для вас страх перед мухами – это что-то глупое, но ведь вам не 2-3 года. Не оставляйте чадо наедине с его фобиями, тем более, не высмеивайте его и не навешивайте ярлыки вроде «трусишки» — впереди у ребенка целая жизнь, и проживать ее с загнанными глубоко внутрь страхами совершенно ни к чему.

Вот популярные советы на форумах:

сын тоже боялся года в два, сейчас (в три) опасается. что делали:

— Позволяли бояться (иди сюда, спрячу, папа прогонит (убьет) муху
— рассказывали сказочки и стишки про насекомых. смотрели неподробные картинки
— старший у него на глазах играл с мухами-пауками
— учились сравнивать — кто меньше/больше, он или муха, паук
— рассказывали (и рассказываем) про насекомых биологические сведения, адаптированные под ребенка — кто что кушает, кто где живет.

но, имхо, страх перед насекомыми действительно опправдан. важно, чтобы он не мешал жить. а паника — действительно проблема

*****

… рассказывали, что муха сама боится, что она маленькая, летает маму ищет и т.д…
…прогоняли муху…

…рассказываем, что муха маленькая. Рассказываю, что муха ест, где спит, как живет вообще…

Взять какого-нибудь некусающегося жука, например, в руки и показать доче, объяснить, что это не страшно, при этом улыбаться и т. д. Если моя чего-то боится, я делаю именно так и после таких знакомств доча этого уже не боится.

…Включали мультик «Пчелка Майя»…

…ооо еще сказку про муху цокотуху можно попробовать) спасибо за идеи!)…

Читаем также: |

Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами?