Домой / Отопление / О сотворении адама по образу и подобию божию. По образу и подобию божьему По образу и подобию значение фразеологизма

О сотворении адама по образу и подобию божию. По образу и подобию божьему По образу и подобию значение фразеологизма

По образу и подобию кого, чьему . Устар. Беря в пример кого-либо. - Создан я, как сказано, по образу и подобию Божиему - почто же обращают меня во зверя и скота, - и нем Господь? (М. Горький. Лето).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "По образу и подобию" в других словарях:

    По образу и подобию - Из Библии. В Ветхом Завете (Бытие, гл. 1, ст. 26) говорится о том, как после отделения света от тьмы, после сотворения мира земли и неба, животных и растений Бог решает создать человека. Это произошло на шестой день творения: «И сказал Бог:… … Словарь крылатых слов и выражений

    по образу и подобию - См. сходство... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. по образу и подобию пример, сходство; таким же макаром, аналогично, в том же духе, так же, таким же образом, подобным же… … Словарь синонимов

    По образу и подобию - крыл. сл. Выражение из библейского мифа о сотворении человека. «И рече бог: сотворим человека по образу нашему и подобию нашему» (Бытие 1. 26). Употребляется в значении: чрезвычайно сходно с чем нибудь … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    По образу и подобию - чьему. Разг. Устар. По какому л. образцу, беря в пример кого л., что л. ФСРЯ, 292; БМС 1998, 413; БТС, 873 … Большой словарь русских поговорок

    по образу и подобию - чьему По какому л. образцу, беря в пример кого, что л … Словарь многих выражений

    По нашему образу и подобию - The Outer Limits: In Our Own Image Жанр фантастика … Википедия

    по образу и подобию(Божию) - Ср. Бог меня создал, как всех, по образу и подобию Своему. М. Горький. Варенька Олесова. 2. Ср. Человек носит на себе образ и подобие Божие: как отказаться от образа и подобия Божия? Как не рассуждать, когда дар рассуждения есть главная… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    По образу и подобию(Божию) - По образу и подобію (Божію). Ср. Богъ меня создалъ, какъ всѣхъ, по образу и подобію Своему. М. Горькій. Варенька Олесова. 2. Ср. Человѣкъ носитъ на себѣ образъ и подобіе Божіе: какъ отказаться отъ образа и подобія Божія? Какъ не разсуждать, когда … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Адам - У этого термина существуют и другие значения, см. Адам (значения). Адам (ивр. אָדָם‎) … Википедия

    ДУША - [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… … Православная энциклопедия

Книги

  • По образу и подобию , Нора Робертс. У лейтенанта полиции Евы Даллас, расследующей очередное дело, появилась необычная помощница: женщина-экстрасенс, утверждающая, что она установила телепатическую связь с жертвами убийцы. Ева…
Спрашивает Максим
Отвечает Александра Ланц, 25.12.2010


Вопрос : "Так как всё-таки создан человек по образу и подобию или только по образу, в сказано...и сказал Бог:сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему..., а создал, написано...и сотворил Бог человека по образу своему,по образу Божию...т.е только по образу, а не по образу и подобию как хотел?"
Мир вам, Максим!

Вообще-то, вокруг этих двух стихов существует непрекращающаяся дискуссия. Некоторые люди видят в этих стихах противоречие, ведущее их к сомнению в богодухновенности Писания, некоторые пускаются в различного рода спекулятивные размышления и пр.

Как вы понимаете, мы не относимся к первой категории людей, мы полностью доверяем Библии как богодухновенному источнику информации о нас, о Творце, о прошлом и о будущем. Но одновременно совершенно не хочется оказаться и в другом лагере. Что же делать? Я думаю, что со своей стороны я могу сказать вам следующее: все мои размышления по заданному вами вопросу - это исключительно мои личные размышления. Вы же со своей стороны должны провести своё собственное молитвенное исследование Библии.

Я посмотрела, как используются эти два слова (в их оригинальном звучании) в других контекстах и на мой взгляд, разница довольно существенная. Слово, которое у нас переведено, как «образ» (создал по образу) несёт значение внешней схожести, а слово, которое у нас переведено как «подобие» (создадим по подобию) , несёт значение внутренней схожести, т.е. это что-то, что напоминает нам Бога по качеству. И хотя это выражение весьма неуклюже, но всё-таки именно так: напоминает что-то по главным качествам образца.

И хотя оба слова обладают некоторой динамикой, слово "подобие" всё же несёт совершенно опрделённое указание на действие - уподобление.

Получается, что Бог реально создал человека по Своему образу, т.е. человек как-то совершенно для меня непостижимо всё же напоминал окружающим созданиям (ангелам, например) БОГА, при этом Бог решил создать человека и по подобию Своему. Создал? Да. Просто надо понимать, что подобие – это процесс уподобления. Бог дал человеку всё для этого необходимое. Скорее всего именно поэтому слово образ повторено дважды:

«И сотворил Бог человека по образу (*внешне) Своему, по образу Божию (*внутренняя способность уподобляться) сотворил его...» ()

На мысль о том, что человек должен был находиться в процессе уподобления Творцу наводит то, что вся земля со всеми её обитателями была отдана в руки человека () для того, чтобы он владел, защищал, охранял, возделывал... учась делать это так же, как Творец защищает, охраняет, возделывает все миры, которые Он творит, но прежде, чем окончательно дать человеку всю землю, Господь поселил его в Эдеме (малая часть земли) и повелел сначала начать заботиться именно об Эдеме ().

От малого урока заботы об Эдеме, человек мог перейти к большему – заботе обо всей планете... если бы оказался верен в малом ().

Библия не открывает нам другие стадии уподобления, но зная о том, что Бог бесконечно велик и бесконечно силён, можно предположить, что такие стадии были предусмотрены... об этом в некотором роже даже говорит апостол Павел «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» () . Видите, что это процесс преображения? От славы в славу, от славы в славу...

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Открывая Библию, читатель на самых первых страницах встречается с такими словами: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Если вдуматься, то возникает масса вопросов. Почему все, даже Ангельский мир, творится в полном молчании и лишь творению человека предшествует Совет Святой Троицы? Что значит образ и подобие Божии в человеке? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили преподавателя Догматического богословия Саратовской православной духовной семинарии священника Михаила Поликаровского.

Отец Михаил, почему в книге Бытия о творении человека говорится дважды (Быт. 1, 26; 2,7)?

Здесь нет никакого противоречия. Просто первое повествование указывает на то, что человек является венцом творения - увенчивает все, сотворенное Богом. После того как были созданы основные элементы бытия, происходит встреча тварного мира со своим господином. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что человек вводится как царь в уже уготовленный сад, чертог, украшенный растениями и животными. А второе повествование указывает на то, что человек является принципом творения, началом, источником, смыслом всего остального.

- Бог решил сотворить человека по образу и подобию Своему. В чем выражаются эти свойства нашей природы?

Господь сказал: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26), и дальше мы читаем: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт.1, 27). О подобии уже ничего не говорится. В намерении две цели, а в реализации лишь одна. Поэтому общая святоотеческая мысль согласна в том, что образ - эта та данность, потенциал, который имеет каждый из нас. Подобие - это та цель, которой нам предстоит достичь. Так что же это за образ, что эта за данность? Восточные отцы никогда не стремились определить, т.е. поставить предел, что именно в нас по образу Божию. Это понятно: раз Первообраз - Бог, вполне не познаваемый, то и то, что в нас по Его образу, не может быть вполне выражено словами. Но все же мы встречаем у святых отцов отдельные указания на те или иные проявления черт образа Божия. Некоторые из них видят сообразность человека Богу в том, что человек обладает разумом, свободой, даром речи; другие - в том, что он обладает бессмертной душой, стремлением к богопознанию, в его способности творить.

Несмотря на различные богословские мнения, святые отцы делают такое обобщение: сообразность человека Богу заключается в его способности отображать Божии совершенства, например, какими-то дарованиями. Не все одинаково талантливы. Кто-то более склонен к творчеству, кто-то к интеллектуальному труду, кто-то больший молитвенник. Сообразность Творцу проявляется в каждом особенно. И каждый своим дарованием способен отображать Божии совершенства.

Что же понимать под подобием Божиим в человеке? Преподобный Максим Исповедник говорит, что если мы имеем в образе Божием разум, то должны стать мудрыми, как премудр Бог. Если мы любим (ну хотя бы самих себя мы способны любить), то призваны в подобии научиться любить жертвенно, совершенно. И так со всеми чертами образа Божиего. В подобии они должны раскрыться, развиться и достичь своего совершенства.

Получается, что только человек, единственная сущность, созданная Богом, удостоился чести быть сотворенным по образу Божию. Никто больше не сподобился этого, даже Ангелы?

У некоторых святых отцов мы можем встретить мысль о том, что Ангелы также имеют в себе черты образа Божия. Однако в Священном Писании относительно Ангелов мы этого не встречаем. Это частные мнения. А по отношению к человеку Писание прямо говорит, что в Предвечном Совете Пресвятой Троицы было сказано: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26).

- Насколько я понимаю, человек был изначально наделен творческими способностями, когда был поставлен Богом возделывать райский сад, нарекать имена животным. И порой в человеке эти черты образа Божиего - способность к творчеству - проявляются очень сильно. Некоторые гениальные люди говорили о том, что они не могут себя назвать творцами своих произведений. Например, Никола Тесла прямо говорил: «Не я автор моих открытий».

Можно вспомнить слова блаженного Феодорита Кирского, который как раз и отмечает, что человек, хотя и не творит из ничего, как Бог, но может творить из материала, проявляя свои творческие способности. Целый ряд отцов стоит на этой точке зрения, говоря, что человек призван быть со-творцом Богу. Изобретения гениальных людей и есть пример такого сотворчества.

Что касается наречения имен животных, то здесь как раз Бог и приглашает человека к сотворчеству. Оставляя животных без имен, Он поручает это человеку. Человек призван довершить творение. Неслучайно человек называется царем и священником для окружающего мира.

Для меня одно из подтверждений того, что человек призван возделывать землю,- это наши дачники. Когда едешь по дачному массиву и видишь, как люди на своих шести сотках пытаются устроить некое подобие райского сада, убеждаешься в том, что тяга к созиданию на земле заложена свыше. Эта потребность настолько сильна, что многие без этого не могут жить. Уже и здоровье не дает, и урожай не оправдывает затрат, а все равно в выходные надо ехать на дачу…

Да, действительно, может быть, часто бессознательно эта потребность не дает человеку покоя. Ему надо все окружающее привести к гармонии.

Наша природа после грехопадения очень сильно повредилась. Как это отразилось на образе Божием в человеке? Сохранился ли он? Ведь когда видишь человека опустившегося, преступника, негодяя, задаешься вопросом: где же здесь образ Божий?

Образ Божий, несомненно, остался в человеке. Но сейчас, после грехопадения, он, если можно так сказать, затемнен, помутнен. Однако если бы мы вовсе утратили образ Творца, то перестали бы быть людьми. У каждого в той или иной мере остаются черты образа Божиего.

Мне очень нравится сравнение, которое приводит митрополит Антоний Сурожский. Он сравнивает человека с иконой (икона - греч. образ). Человек у него - это икона Бога. Он говорит о том, что иконы от неправильного хранения, от неправильного обращения могут испортиться и оказаться негодными для использования - но в этом случае мы их не выбрасываем, а пытаемся отреставрировать. Так же и человек: всегда оставаясь иконой Творца, Его образом, может быть изуродован страстями, греховной жизнью - но, тем не менее, он остается святыней, которую Бог продолжает любить и всегда хочет восстановить. Поэтому мы должны любить и уважать любого человека, как бы низко он ни пал. Любить в нем образ Божий.

Святые отцы отмечают, что у Ангелов в природе присутствуют черты образа Божиего. А что они говорят о подобии - или это свойство только человеческой природы?

Православная традиция высоко чтит и славит Ангелов Божиих, возвещающих волю Творца, но все же только человек призван к высшей славе - уподоблению Богу. Апостол Павел пишет: Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 13–14)?

Неслучайно Спаситель вочеловечился, пришел к людям. Несмотря на то, что и в Ангельском мире было грехопадение, Христос не принимает Ангельскую природу для ее исцеления. Он приходит в мир человеческий. Это - веский довод сказать нам, что человек для Бога драгоценнее всех тварей. Уже в Ветхом Завете говорится: Я сказал: вы - боги… (Пс. 81, 6) Боги с прописной буквы. Каждый человек призван достичь подобия Творца, стать богом по благодати. Эта цель человеческого существования. И другой нет.

- История Церкви знает таких людей, которые уподобились Богу?

Конечно. Это святые. В сонме святых угодников Божиих Церковь выделяет чин преподобных, которые своим житием показывают нам этот путь возрастания.

- А возможно ли современному человеку уподобиться Богу? И как этого достичь?

Возможно. Если человек евангельские ценности воспримет как свои, если он будет осознанно участвовать в таинствах Церкви и руководствоваться творениями святых отцов, то он способен достичь богоподобия. Более того - каждый из нас призван именно к этому, и ни к чему-то еще.

Здесь можно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, который, отвечая на вопрос: «Что отличает современных христиан от великих подвижников древности?», говорил: «Отсутствие решимости, дерзновения». Ничто не мешает нам и сейчас идти путем святоотеческим. А цель жизни человека всегда во все времена была и будет до скончания века одна-единственная - богоуподобление.

Беседовал Денис Каменщиков

Создать по образу и подобию? О, я это уже слышал когда-то.

Слышал, видел, знаю. Даже осознаю.

Я помню тех, кто называл себя людьми. Жалкие создания. Но такие разные… У кого-то был разум, кому-то диктовало путь сердце. А кто-то был корыстен, жаден до власти и славы. Но…

О да, есть одно "но". У каждого – душа. Какой бы порок не обуревал человека, он всегда оставался собой, пусть где-то там, на задворках сознания.

Почти каждый из их числа ценил жизнь собственную превыше всего, но из-за разбитого сердца они могли шагнуть в забвение без страха, не колеблясь. Забавно было видеть такое. Знать и помнить.

О да, я помню. Я… Я такой же. Почти. Человек ли?

Я не помню. Душа моя стара и тонка, едва держится в теле физическом, под грузом пережитого. Но память и долголетие – карой мне вечной, за все дела мои. И посему, творю я и сейчас. От скуки и безысходности. Чтобы развлечь себя хоть немного, чтобы на краткий миг обрести смысл. Ведь для того, чтобы наложить руки на себя, я никогда не смогу набраться смелости и дерзости. Смелости, чтобы встретиться с темнотой, обволакивающей и пустой, как небытие, а дерзости… Чтобы посмотреть в глаза всем тем, кого покину.

Так что… Глина лепится, пачкая руки. Рыжая, с примесью песка и озерной тины немного. Она мокрая, даже чересчур, мажет руки и выскальзывает из моих по-старчески цепких, узловатых от артрита пальцев.

По образу и подобию своему, говорите?

Нельзя так, ох, нельзя. Пусть будут с изъянами. Пусть будут сирые и убогие, пусть будут себялюбивые уроды, не знающие любви и нежности, умеющие убивать. Кого - не важно. Друг друга, добычу, тех, кто захочет убить их.

А величайшей их добродетелью сделаю жадность. Пусть будут копить, оберегать, холить и лелеять свои драгоценности, которые на деле - ничто. Кучка сверкающих камешков.

Вкладывая в них похоть, заставлю плодиться стократ больше, чем нужно. Чтобы дети являлись разменной монетой, отражением несбыточных мечт их родителей, чтоб дети страдали и становились копиями тех, кто их породил. Пусть они насилуют, унижают, убивают, заставляя друг друга корчится от боли и отвращения.

Гордыни дам им с лихвой, чтобы проходили мимо стариков, нуждающихся в корке хлеба. Чтобы забывали своих же родителей, чтобы ненавидели тех, кто ниже их по статусу, забывали неугодных друзей...

А некоторым, очень-очень немногим, я дам любви и сострадания. Чтобы они мучились больше всех, окруженные подобным.

Создавать по образу и подобию? Зачем, если хочешь усидеть в творцах?

Гораздо проще детей своих создать увечными, чтобы опекать их и забавляться, наблюдая за их копошением.
Словно мухи в грязи, ей-богу. А, ну да. Каламбур.

Хотя, нет. Я не Бог. Я… Я человек. Хотя бы, в собственных мыслях, это стоит признать.

А так… Две фигурки готовы – мужская и женская. Грубо слепленные, скорее схематично, чем правильно.

Стоит мне дунуть на них, раздувая щеки и сделав перед этим глубокий вдох, как…

Нет. И все же, не смотря ни на что, я человек.

Я – Человек.

Человек, сотворивший себе Этих. По образу и подобию. Почти.

Я человек.

Создатель. Криворукий и слепой художник, рисующий картины, слушая музыку, что играет бродячий музыкант под окном. Бездарный.

Человек создан по образу и подобию Божию. После того как Господь сотворил небо, землю, весь растительный и животный мир, Он создает Свое высшее творение — человека. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). И далее в Библии говорится: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душею живою (Быт 2, 7; выделено нами. — Авт. ).

В каждом из нас есть искра Божества, образ Божий, бессмертное начало, дыхание жизни, которое Господь вдохнул в человека при творении. Образ Божий в человеке, во-первых, в бессмертии души, в ее духовности, потому что Бог Сам есть всесовершенный, абсолютный Дух; во-вторых, в разуме (способности мыслить, осознавать себя личностью и познавать Бога); в-третьих, в способности к творчеству (Бог — Творец, и Он наделил нас способностью творить); и, в-четвертых, в свободе воли. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор 3, 17).

Бог дал нам дар любви, возможность любить, потому что Сам Он есть всесовершенная Любовь . В любом человеке есть образ Божий, можно сказать, что человек — это живая икона Бога, и мы должны видеть этот образ в каждом человеке, уважать и любить людей.

Человек трехсоставен: состоит из духа, души и тела.

Дух — это высшее, духовное, Божественное начало в нас. В нем есть образ Божий. Духу присущи духовные свойства и устремления в человеке. Человек отличается от животных тем, что в нем есть высшее, Божественное, бессмертное начало.

Тело — это то, что роднит нас со всем животным миром. Оно взято из праха земного , у него тот же химический состав, что и у всей живой природы. Тело — вместилище естественных инстинктов, потребностей и желаний.

И, наконец, душа . Это некое связующее начало между духом и плотью. Душа отвечает за чувства, эмоции, переживания и стремления в человеке. Если человек ведет духовную жизнь, стремится к Богу, вся его природа — и душа, и тело — начинает подчиняться духу, одухотворяться; если же, наоборот, человек не помышляет о высшем, духовном, живет телесно-органическими потребностями, дух и душа начинают подчиняться, служить плоти.

Наше тело нуждается в том, чтобы мы заботились о нем: питали, одевали, оберегали его от опасностей, если надо — лечили. Однако больше всего человек должен заботиться о состоянии духа: ведь он выше тела. Как заботиться? Жить так, как говорит нам Господь, то есть по заповедям Его, любить Бога и людей и, конечно, молиться Богу. Молясь Богу, мы общаемся с Ним, приближаемся к Нему и получаем от Него Божественную благодать, духовную энергию, которая питает нашу душу.

Чтобы дух в нас был здоровый, нужно прежде всего регулярно приступать к Таинствам: исповеди, причастию. В Таинстве исповеди мы раскаиваемся перед Богом в наших грехах, просим у Него прощения и очищаемся от них, а в Таинстве причащения соединяемся с Самим Богом, принимая в себя Святые Дары. Таинство причащения питает и исцеляет наше духовное и телесное естество.