Домой / Система отопления / Сводный вопросник марселя пруста. По направлению к прусту Оценка марселя пруста в набоковым

Сводный вопросник марселя пруста. По направлению к прусту Оценка марселя пруста в набоковым

Очередная - новая - книга популярного российского телеведущего называется "Познер о "Познере".

"В связи с пятилетием программы "Познер" (мы отмечали его в ноябре 2013 года) было решено отобрать около сорока наиболее интересных программ, расшифровать их и снабдить моими краткими комментариями. Предложение это понравилось мне по нескольким причинам. Во-первых, я подумал, что читателю будет интересно (время покажет, не ошибся ли я); во-вторых, скажу с некоторым стыдом, дело это показалось мне очень простым: ну что за проблема - написать трехстраничный комментарий к собственному интервью? Ах, как же я заблуждался! Писать комментарии оказалось мучительно трудно, и мои обещания выполнить эту работу за полгода были самонадеянными и безответственными", - так пишет Владимир Познер в предисловии к изданию. И указывает, что идея сделать такую книгу принадлежала не ему, а сотруднице издательства АСТ, пожелавшей остаться неизвестной.

За время существования программы "Познер" в ней приняли участие более сотни крупнейших персон: режиссеров, писателей, политиков, актеров, музыкантов. Владимир Познер выбрал наиболее интересные интервью, проанализировал их и высказал собственное отношение к мнению собеседников. В книге можно прочитать беседы с Михаилом Горбачевым, Никитой Михалковым, Хиллари Клинтон, Александром Гордоном, Павлом Лунгиным, Анатолием Чубайсом и другими. За что первый президент СССР хотел отправить Бориса Ельцина заготавливать бананы? Почему Юрий Лужков считает двор лучшим воспитателем? В чём Александр Сокуров провинился перед Ростроповичем? Когда Егор Гайдар перестал быть советским человеком? Зачем Жорес Алферов лежал на трамвайных путях?

Обозреватель "РГ" позвонила Владимиру Владимировичу и спросила его о том, как он готовится к интервью в своих программах.

Это же очевидно, - ответил он, - мы с командой определяем, с кем будем говорить, и приглашаем этого человека в программу. Если он отвечает согласием, то команда начинает по отношению к нему то, что по-английски называется researching - исследовательскую работу. Набирается очень много материала, дальше совершается отбор, результаты которого присылают мне. Обычно это примерно 35 - 40 статей. Разумеется, независимо от присланного я читаю и выбираю и самостоятельно. Когда все изучено, выстраиваю сценарий беседы.

Тексты каждого интервью в книге, как и в программе, включают в себя и ответы на знаменитый опросник Марселя Пруста. И впервые специально для книги Владимир Познер и сам ответил на те же вопросы.

В книге приведены еще и те ответы на анкету, которые дал сам Пруст, когда ему было 20 лет. Поскольку было много разговоров о том, что такой анкеты нет и Познер сам ее придумал, я объясняю, что такой опросник существовал. Более того - именно благодаря неожиданным, глубоким и умным ответам известного французского писателя она получила название "Опросник Пруста", - пояснил Владимир Владимирович. В дальнейшем "Опросником Пруста" стали называть любой набор подобных вопросов, хотя к самому Прусту они не имели уже никакого отношения.После Пруста я сам ответил на вопросы его анкеты - мне это показалось забавным.

О существовании этого опросника я узнал лишь, увы, всего несколько лет назад из передачи Познера, который каждый раз заканчивает им свою программу, почему-то упорно называя Пруста своим коротким знакомым и большим другом - хотя его право, конечно, считать другом всякого. Как бы на это посмотрел сам Пруст - все равно неизвестно:) Познер компанует вопросы, видимо, исходя из личности собеседника? В Википедии указано, что есть два варианта опросника Пруста. Это анкеты, составленные в 1886 и 1891 гг. - ни та, ни другая собственно Прусту не принадлежат - они стали называться его именем лишь из-за его остроумных ответов. Приведу здесь первый (краткий) вариант опросника со своими ответами. Возможно, кому-то из читателей тоже будет интересно заполнить эту анкету в комментариях.

Анкета № 1

Какие добродетели Вы цените больше всего?

Честность, щедрость, милосердие.

Качества, которые Вы больше всего цените в мужчине?

Великодушие, благодарность, остроумие.

Качества, которые Вы больше всего цените в женщине?

Доброта, женственность, верность.

Ваша главная черта?

Восприимчивость

Ваша идея о счастье?

Счастье - это когда тебя целует Бог.

Ваша идея о несчастье?

Когда опускаются руки и уныние берет верх

Ваш любимый цвет и цветок?

Любимые цвета: черный и красный. Любимый цветок - роза.

Если не собой, то кем Вам хотелось бы быть?

Возможно, Иоганном Вольфгангом Гете:)

Где Вам хотелось бы жить?

Я слишком русский до мозга костей, чтобы мне было уютно в другой стране. Но из зарубежных стран мне особенно нравится Франция, хотя я там не был:)

Ваши любимые писатели?

Достоевский, Лев Толстой, Гоголь

Ваши любимые поэты?

Пушкин, Блок, Шекспир, Даниил Андреев, Арсений Тарковский.

Ваши любимые художники и композиторы?

Из художников - Леонардо, Босх, У. Блейк. Из композиторов не решусь кого-то выделить.

К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение?

К порокам, в которых нет насилия над другим человеком.

Каковы Ваши любимые литературные персонажи?

Дон Кихот, Фауст, герои Рабле, Луций в "Золотом осле" Апулея, Чичиков.

Ваши любимые герои в реальной жизни?

Махатма Ганди, Наполеон, Цезарь.

Ваши любимые героини в реальной жизни?

Гипатия Александрийская, Татьяна Касаткина.

Ваши любимые литературные женские персонажи?

Маргарита из романа М. Булгакова

Ваше любимое блюдо, напиток?

Хорошее жареное или запеченое мясо с овощами и красным сухим вином - обязательно в хорошей и небольшой компании!

Ваши любимые имена?

Из мужских: Николай, Алексей, Александр. Из женских: Елена, Татьяна, Мария.

К чему Вы испытываете отвращение?

К фанатизму в любых формах; к осуждению других людей, исходя из ханжеской морали; к низменным инстинктам толпы; к насилию сильного над слабым; к травле человека шакалами; к пресмыкательству перед власть придержащими; да много к чему еще.

Какие исторические личности вызывают Вашу наибольшую антипатию?

Сталин, тираны всех мастей.

Ваше состояние духа в настоящий момент?

Сложное и многомерное, но стараюсь смотреть в будущее с оптимизмом.

Ваше любимое изречение?

"Мне все равно, что вы обо мне думаете - я о вас не думаю вообще" (Коко Шанель), "Глаза и уши - плохие свидетели для тех, у кого варварская душа" (Гераклит), "Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нем говорят другие, лучше послушай, что он говорит о других" (кто автор не знаю).

Анкета № 1

  1. Ваше любимое занятие?
  2. Ваша главная черта?
  3. Ваша идея о счастье?
  4. Ваша идея о несчастье?
  5. Ваш любимый цвет и цветок?
  6. Где Вам хотелось бы жить?
  7. Ваши любимые писатели?
  8. Ваши любимые поэты?
  9. Ваши
  10. Ваше любимое блюдо, напиток?
  11. Ваши любимые имена?
  12. К чему Вы испытываете отвращение?
  13. Ваше любимое изречение?

Ответы 13-летнего Марселя Пруста

  1. Какие добродетели Вы цените больше всего?
    Те, которые не ограничены принадлежностью к какой-либо секте, т. е. общечеловеческие.
    (Toutes celles qui ne sont pas particulières à une secte, les universelles.)
  2. Качества, которые Вы больше всего цените в мужчине?
    Ум, чувство морали.
    (L’intelligence, le sens moral.)
  3. Качества, которые Вы больше всего цените в женщине?
    Нежность, естественность, ум.
    (La douceur, le naturel, l’intelligence.)
  4. Ваше любимое занятие?
    Читать, мечтать, заниматься поэзией, историей, посещать театр.
    (La lecture, la rêverie, les vers, l’histoire, le théâtre.)
  5. Ваша главная черта?
    <Ответ отсутствует.>
  6. Ваша идея о счастье?
    Жить с людьми, которых я люблю, в окружении красивой природы, среди множества книг и музыки, и неподалёку от французского театра.
    (Vivre près de tous ceux que j’aime avec les charmes de la nature, une quantité de livres et de partitions, et pas loin un théâtre français.)
  7. Ваша идея о несчастье
    Быть в разлуке с мамой.
    (Etre séparé de maman.)
  8. Ваш любимый цвет и цветок?
    Я люблю все цвета, а по-поводу цветов - я не знаю.
    (Je les aime toutes, et pour les fleurs, je ne sais pas.)
  9. Если не собой, то кем Вам бы хотелось бы быть?
    Поскольку этот вопрос не актуален, я бы предпочёл не отвечать на него. В то же самое время, я не отказался бы быть Плинием Младшим .
    (N’ayant pas à me poser la question, je préfère ne pas la résoudre. J’aurais cependant bien aimé être Pline le jeune.)
  10. Где Вам хотелось бы жить?
    В стране идеала или, точнее, моего идеала.
    (Au pays de l’idéal, ou plutôt de mon idéal.)
  11. Ваши любимые писатели?
    Жорж Санд , Огюстен Тьерри
    (George Sand, Aug. Thierry.)
  12. Ваши любимые поэты?
    Мюссе . (Musset.)
  13. Ваши любимые художники и композиторы?
    Мейсонье , Моцарт , Гуно .
    (Meissonnier, Mozart, Gounod.)
  14. К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение?
    К частной жизни гениев.
    (Pour la vie privée des génies.)
  15. Каковы Ваши любимые литературные персонажи?
    Те из романов и лирики, которые скорее выражают идеал, чем служат примером для подражания.
    (Les héros romanesques poétiques, ceux qui sont un idéal plutôt qu’un modèle.)

  16. Нечто среднее между Сократом , Периклом , Магометом , Мюссе , Плинием Младшим и Огюстеном Тьерри.
    (Un milieu entre Socrate, Périclès, Mahomet, Musset, Pline le Jeune, Aug. Thierry.)
  17. Ваши любимые героини в реальной жизни?
    Гениальная женщина, ведущая обыкновенный образ жизни.
    (Une femme de génie ayant l’existence d’une femme ordinaire.)
  18. Ваши любимые литературные женские персонажи?
    Те, которые являются более, чем женщины, однако не утратившие своей женственности: нежные, поэтичные, чистые и во всех отношениях прекрасные.
    (Celles qui sont plus que des femmes sans sortir de leur sexe, tout ce qui est tendre poétique, pur, beau dans tous les genres.)
  19. Ваше любимое блюдо, напиток?
    <Ответ отсутствует.>
  20. Ваши любимые имена?
    <Ответ отсутствует.>
  21. К кому Вы испытываете отвращение?
    К людям, которые не чувствуют, что есть добро, которые пренебрегают счастьем любви.
    (Les gens qui ne sentent pas ce qui est bien, qui ignorent les douceurs de l’affection.)
  22. Какие исторические личности вызывают Вашу наибольшую антипатию?
    <Ответ отсутствует.>
  23. Ваше состояние духа в настоящий момент?
    <Ответ отсутствует.>
  24. Ваше любимое изречение?
    Любимое изречение - то, которое нельзя резюмировать (или пересказать вкратце), поскольку его наиболее простое выражение представляет собой всё, что есть самого лучшего, красивого и великого в природе.
    (Une qui ne peut pas se résumer parce que sa plus simple expression est ce qu" a de beau, de bon, de grand dans la nature.)

Анкета № 2

  1. Ваша самая характерная черта?
  2. Качества, которые Вы больше всего цените в мужчине?
  3. Качества, которые Вы больше всего цените в женщине?
  4. Какое Ваше любимое занятие?
  5. Какова Ваша мечта о счастье?
  6. Каким Вы хотели бы быть?
  7. Ваш любимый цвет?
  8. Ваш любимый цветок?
  9. Ваша любимая птица?
  10. Ваши любимые писатели?
  11. Ваши любимые поэты?
  12. Любимый литературный герой?
  13. Любимые литературные героини?
  14. Любимые композиторы?
  15. Любимые художники?
  16. Любимые герои в реальной жизни?
  17. Любимая героиня в истории?
  18. Любимые имена?
  19. Исторические персонажи, которых Вы презираете?
  20. Реформа, которую вы цените особенно высоко?
  21. Как Вы хотели бы умереть?
  22. Ваше состояние духа в настоящий момент?
  23. К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение?
  24. Ваш девиз?

Ответы 20-летнего Марселя Пруста

  1. Ваша самая характерная черта?
    Жажда быть любимым, а точнее, быть обласканным и избалованным, скорее чем служить предметом восхищения.
    (Le besoin d"être aimé et, pour préciser, le besoin d"être caressé et gâté bien plus que le besoin d"être admiré.)
  2. Качества, которые Вы больше всего цените в мужчине?
    Женственное обаяние.
    (Des charmes féminins.)
  3. Качества, которые Вы больше всего цените в женщине?
    Проявления мужественности, а также искренность в дружбе.
    (Des vertus d’homme et la franchise dans la camaraderie.)
  4. Что вы больше всего цените в Ваших друзьях?
    Нежность по отношению ко мне, при том, что их личности настолько утончённы, что их нежностью стоит дорожить.
    (D"être tendre pour moi, si leur personne est assez exquise pour donner un grand prix à leur tendresse.)
  5. Что является Вашим главным недостатком?
    Неумение, неспособность «желать».
    (Ne pas savoir, ne pas pouvoir «vouloir»).
  6. Какое Ваше любимое занятие?
    Любить.
    (Aimer.)
  7. Какова Ваша мечта о счастье?
    Боюсь, что она недостаточно возвышенна, к тому же боюсь разрушить её словами.
    (J’ai peur qu’il ne soit pas assez élevé, je n’ose pas le dire, j’ai peur de le détruire en le disant.)
  8. Что Вы считаете самым большим несчастьем?
    Никогда не знать мою маму или бабушку.
    (ne pas avoir connu ma mère ni ma grand-mère.)
  9. Каким Вы хотели бы быть?
    Самим собой - тем, кем меня хотели бы видеть дюди, которыми я восхищаюсь.
  10. В какой стране Вам хотелось бы жить?
    В той, где мои желания сбывались бы, словно по волшебству, и где чувство нежности всегда было бы взаимным [подчеркнуто Прустом].
    (Celui où certaines choses que je voudrais se réaliseraient comme par un enchantement et où les tendresses seraient toujours partagées .)
  11. Ваш любимый цвет?
    Красота заключается не в одном цвете, а в их гармонии.
    (La beauté n’est pas dans les couleurs, mais dans leur harmonie.)
  12. Ваш любимый цветок?
    Любимый цветок любимого человека, а затем - все остальные.
    (La sienne- et après, toutes.)
  13. Ваша любимая птица?
    Ласточка.
    (L’hirondelle.)
  14. Ваш любимые писатели?
    Сегодня это Анатоль Франс и Пьер Лоти .
    (Aujourd’hui Anatole France et Pierre Loti.)
  15. Ваши любимые поэты?
    Бодлер и Альфред де Виньи .
    (Baudelaire et Alfred de Vigny.)
  16. Любимый литературный герой?
    Гамлет .
    (Hamlet.)
  17. Любимые литературные героини?
    Федра [зачеркнуто], Береника.
    (Bérénice.)
  18. Любимые композиторы?
    Бетховен , Вагнер , Шуман .
    (Beethoven, Wagner, Schumann.)
  19. Любимые художники?
    Леонардо да Винчи , Рембрандт .
    (Léonard de Vinci, Rembrandt.)
  20. Любимые герои в реальной жизни?
    Месье Дарлю , месье Бутру
    (M. Darlu, M. Boutroux.)
  21. Любимая героиня в истории?
    Клеопатра .
    (Cléopâtre.)
  22. Любимые имена?
    В каждый данный момент у меня только одно любимое имя.
    (Je n’en ai qu’un à la fois.)
  23. Что вы больше всего ненавидите?
    То дурное, что есть во мне.
    (Ce qu’il y a de mal en moi.)
  24. Исторические персонажи, которых Вы презираете? У меня недостаточно познаний, чтобы дать ответ на этот вопрос. (Je ne suis pas assez instruit.)
  25. Какой момент в военной истории Вы цените больше всего?
    Когда я записался в добровольцы!
    (Mon volontariat!)
  26. Реформа, которую вы цениете особенно высоко?
    <Ответ отсутствует.>
  27. Способность, которой вам хотелось бы обладать?
    Сила воли и умение очаровывать.
    (La volonté, et des séductions.)
  28. Как Вы хотели бы умереть?
    Став лучше, чем я теперь, и любимым.
    (Meilleur - et aimé.)
  29. Ваше состояние духа в настоящий момент?
    Досада, что пришлось так долго размышлять о себе, чтобы ответить на все эти вопросы.
    (L’ennui d’avoir pensé à moi pour répondre à toutes ces questions.)
  30. К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение?
    К тем, которые мне понятны [подчеркнуто Прустом].
    (Celles que je comprends .)
  31. Ваш девиз?
    Я предпочитаю его не раскрывать, чтобы он не принёс мне несчастья.
    (J’aurais trop peur qu’elle ne me porte malheur.)

Экология познания: Как гласит одна известная русская пословица, чужая душа – потёмки. И это на самом деле так, ведь каждый человек является индивидуальностью; каждому присущ свой уникальный набор личностных качеств и характеристик;

Как гласит одна известная русская пословица, чужая душа – потёмки. И это на самом деле так, ведь каждый человек является индивидуальностью; каждому присущ свой уникальный набор личностных качеств и характеристик; у каждого человека свои вкусы, интересы, желания, мировоззрение. И сегодня для изучения индивидуальных особенностей человека существует огромное количество всевозможны х тестов , опросников, анкет и прочих инструментов. Причём, все они могут иметь совершенно разную направленность, благодаря чему можно изучить лич ность каждого отдельно взятого человека с максимального количества ракурсов. Однако если не привязываться к какой-либо конкретной сфере, то можно сказать, что наиболее популярными и интересными являются такие опросники и анкеты, которые характеризуют именно внутренний мир человека, раскрывают особенности его мировосприятия и т.п.

Знать, что отличает другого человека от остальных, всегда интересно. И так было всегда. Вполне возможно, вы помните время, когда знакомые мальчишки и девчонки (а может даже и вы сами) приглашали друг друга в гости и предлагали заполнить собственноручно сделанную анкету, представлявшую собой обычную тетрадку, на каждой странице которой были написаны разные вопросы. Отвечать на эти вопросы было довольно забавным времяпрепровождением, а ознакомление с результатами такого «анкетирования» доставляло массу удовольствия и позитива. Но, конечно же, это ещё и позволяло узнать о своём товарище много интересного.

Но подобные анкеты были популярны не только в России, но также и в других странах мира. А особого внимания среди всех этих анкет заслуживает анкета или, как её ещё называют, опросник Марселя Пруста. И далее мы расскажем почему, но прежде скажем несколько слов о самом человеке по имени Марсель Пруст.

Кто такой Марсель Пруст?

Марсель Пруст был известным французским писателем, новеллистом и критиком, одним из самых ярких представителей модернизма в литературе. Он завоевал себе популярность благодаря семитомной эпопее под названием «В поисках утраченного времени», которая приобрела славу одного из наиболее значительных произведений в мировой литературе XX века. Многие люди считали Марселя Пруста поистине гениальным человеком. Однако кроме его литературных произведений этому способствовала также и история, связывающая его имя и анкету, которую он заполнил и о которой мы ведём речь в нашей статье.

Краткая история анкеты Марселя Пруста

В Викторианскую эпоху (1837-1907 годы) в Англии начала набирать популярность необычная салонная игра, смысл которой заключался в том, чтобы ответить на несколько вопросов в специальном альбоме под названием «Альбом для записи мыслей, чувств и т.д.». Эта игра быстро распространилась по всей Европе и очень долго оставалась актуальной среди представителей различных социальных слоёв. Среди людей, которые отвечали на вопросы анкеты, можно отметить немецкого философа Карла Маркса, французского актёра Жерара Филипа, американского писателя Джона Апдайка, советского режиссёра Андрея Тарковского, американского учёного Артура Хеллера и других известных людей.

Но анкета наверняка канула бы в Лету, если бы не Марсель Пруст, прославивший её своими ответами. В конце XIX века, когда Марсель Пруст был ещё в подростковом возрасте, заполнить эту анкету ему предложила его подруга – Антуанетта, бывшая дочерью Феликса Фора – Президента Франции в 1895-1899 годах. И именно ответы героя нашей статьи стали считаться и до сих пор считаются самыми оригинальными из всех, по причине чего анкета, собственно, и получила название «Анкета (или опросник) Марселя Пруста», а также приобрела известность по всему миру.

Марсель Пруст отвечал на вопросы анкеты несколько раз за всю свою жизнь, причём, каждый раз он делал это с большим вдохновением и энтузиазмом. До настоящего же времени в целости и сохранности дошли только две анкеты, которые он заполнил: одна датируется 1886 годом, а значит, была заполнена Марселем в 13 или 14 лет, а другая – 1891 или 1892 годом (точных данных нет), т.е. была заполнена новеллистом, когда ему было 19 или 20 лет.

На сегодняшний день опросник Марселя Пруста не теряет своей актуальности. Ответить на него предлагалось и предлагается огромному количеству людей, хотя соглашаются на это далеко не все, считая это попросту неуместным и глупым или даже называя подобную деятельность «душевным стриптизом». Но большинство людей, конечно, не видят в анкете ничего плохого, и с удовольствием отвечают на её вопросы. Об этом может говорить хотя бы то, что в 1969 году был создан даже специальный альбом ответов «Сто французских писателей отвечают на «Анкету Пруста», составителем которого является французский литературовед Лейонс Пейар. А вот и ещё один интересный факт: практически каждому российскому жителю известна телепередача «Познер», ведущим которой является Владимир Познер – в конце каждого выпуска ведущий предлагает приглашённому гостю ответить на несколько вопросов из опросника Марселя Пруста.

Ответы на вопросы анкеты помогают узнать не только вкусы, стремления и убеждения других людей, но также и свои собственные. По этой причине мы предлагаем и вам ответить на вопросы опросника Марселя Пруста.

Ниже представлено два варианта опросника: первый вариант датирован 1886 годом и содержит 24 вопроса, а второй – 1891/1892 годом и содержит 31 вопрос. Именно на эти вопросы отвечал в своё время сам Марсель Пруст.

Опросник Марселя Пруста 1886 года (24 вопроса)

  1. Какие добродетели Вы цените больше всего?
  2. Ваше любимое занятие?
  3. Ваша главная черта?
  4. Ваша идея о счастье?
  5. Ваша идея о несчастье?
  6. Ваш любимый цвет и цветок?
  7. Если не собой, то кем Вам бы хотелось бы быть?
  8. Где Вам хотелось бы жить?
  9. Ваши любимые писатели?
  10. Ваши любимые поэты?
  11. Ваши любимые художники и композиторы?
  12. Каковы Ваши любимые литературные персонажи?
  13. Ваши любимые герои в реальной жизни?
  14. Ваши любимые героини в реальной жизни?
  15. Ваши любимые литературные женские персонажи?
  16. Ваше любимое блюдо, напиток?
  17. Ваши любимые имена?
  18. К чему Вы испытываете отвращение?
  19. Какие исторические личности вызывают Вашу наибольшую антипатию?
  20. Ваше любимое изречение?

Опросник Марселя Пруста 1891/1892 года (31 вопрос)

  1. Ваша самая характерная черта?
  2. Качества, которые Вы больше всего цените в мужчине?
  3. Качества, которые Вы больше всего цените в женщине?
  4. Что вы больше всего цените в Ваших друзьях?
  5. Что является Вашим главным недостатком?
  6. Какое Ваше любимое занятие?
  7. Какова Ваша мечта о счастье?
  8. Что Вы считаете самым большим несчастьем?
  9. Каким Вы хотели бы быть?
  10. В какой стране Вам хотелось бы жить?
  11. Ваш любимый цвет?
  12. Ваш любимый цветок?
  13. Ваша любимая птица?
  14. Ваши любимые писатели?
  15. Ваши любимые поэты?
  16. Любимый литературный герой?
  17. Любимые литературные героини?
  18. Любимые композиторы?
  19. Любимые художники?
  20. Любимые герои в реальной жизни?
  21. Любимая героиня в истории?
  22. Любимые имена?
  23. Что вы больше всего ненавидите?
  24. Исторические персонажи, которых Вы презираете?
  25. Какой момент в военной истории Вы цените больше всего?
  26. Реформа, которую вы цените особенно высоко?
  27. Способность, которой вам хотелось бы обладать?
  28. Как Вы хотели бы умереть?
  29. Ваше состояние духа в настоящий момент?
  30. К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение?
  31. Ваш девиз?

Вы можете продолжить, так сказать, традицию, зародившуюся в конце XIX века в Англии: создайте личный «Альбом для записи мыслей, чувств и т.д.», и предлагайте заполнять его своим друзьям, знакомым, коллегам по работе. Вы, несомненно, узнаете об окружающих вас людях много нового и интересного. А это, в свою очередь, поможет вам сделать своё взаимодействие с ними гораздо эффективнее. К тому же, ответы на вопросы опросника Марселя Пруста – это весёлое и необычное занятие, способное поднять настроение, создать позитивную атмосферу и благоприятный эмоциональный микроклимат. опубликовано

Отвечает Клод Шаброль. Переводчик: Дмитрий Жуков. По книге Claude Chabrol, cineaste. Et pourtant je tourne…

— Ваша самая характерная черта?

— Терпение или безразличие — зависит от того, в каком свете на это смотреть.


— Качества, которые вы больше всего цените в мужчине?

— Вежливость.

— Качества, которые вы больше всего цените в женщине?


— Что вы больше всего цените в ваших друзьях?

— Переживания, которые они мне доставляют.


— Что является вашим главным недостатком?

— Возможно, искать его и не находить. Я эгоист, как все… Если подумать — некоторая двуличность.


— Какое ваше любимое занятие?

— Размышление.

— Какова ваша мечта о счастье?

— Не иметь времени на размышления.

— Что вы считаете самым большим несчастьем?


— Либо быть всегда одному, либо не иметь возможность быть одному.

— Каким вы хотели бы быть?

— Неопровержимым! Я хотел бы быть несомненным.


— В какой стране Вам хотелось бы жить?

— Во Франции, к югу от Луары.

— Ваш любимый цвет?

— Я люблю белый и черный, коричневый и зеленый. Цвета, которые кажутся противоположными и хорошо сочетаются.

— Ваш любимый цветок?

— Я люблю цветы, потому что они изящны. Я люблю розу, но я не знаю, самая ли она изящная.


— Ваша любимая птица?

— Соловей, из-за своей легенды: Nightingale .

Клод Шаброль в фильме Филиппа де Брока «Любовные игры» (1960

— Ваши любимые писатели?

— Есть линия: Бальзак, Джеймс, Сименон. И другая: Эдгар По, Клиффорд Саймак, Филип Дик.

С 1832 года Бальзак перестал писать романы и начал создавать произведения, объединенные общим замыслом, и это привело к изменению формы. Отныне книга сама по себе может быть более или менее удавшейся, более или менее законченной. Важно, что ее структура занимает место в общей архитектуре. Длинноты, медлительность Бальзака или, напротив, части, сделанные на скорую руку, — все это нужно рассматривать через такую оптику. Разве можно судить о шпиле собора в отрыве от собора целиком? Он — значимый элемент целого, от которого его нельзя отделить.

Сложность в том, что никто не знает, в каком порядке читать «Человеческую комедию». В 1845 году Бальзак установил последовательность: описание нравов XIX века, романы о прошлом, философские и аналитические исследования. Многие задуманные им произведения так и не были написаны, и некоторые из последних романов не были запланированы в этом списке. В начале века «Человеческую комедию» издавали в порядке выхода. Но порядок появления — это не порядок замысла. Двадцать лет назад другое издание было построено в соответствии с развитием действия, что привело к переносу в конец исторических романов или «Иисуса Христа во Фландрии». Единственное решение — беспрестанно читать и перечитывать все написанное Бальзаком до тех пор, пока не станет понятно, что вопрос о хронологии даже не стоит.

Бальзак неудобен также и для политических классификаций. Он сказал, что писал при свете двух факелов, Церкви и Монархии. Действительно, по убеждениям он был монархист и католик. В то же время то, что он пишет, кричит об обратном. Его изображение июльской буржуазии безжалостно. Итак, реакционер или революционер? Вот вопрос, на который никогда нельзя будет ответить и который не представляет никакого интереса. Никакого.

Еще один штамп относительно Бальзака перебегает из одного учебника литературы в другой. Из-за того, что он много написал, что он обладал огромной жизненной силой, что физически он оставлял ощущение мощи, часто говорят, что его творчество разливается, как большая река.

Как раз наоборот: Бальзак — это ручей или, скорее, много ручьев с очень чистой водой, как в Турени, регионе, который он чаще всего описывал из-за глубокого родства. (Пейзаж имеет у него первостепенное значение. Разве он не утверждал, что описания важны?) Даже когда приходится расширять тему, как в «Блеске и нищете куртизанок», самом масштабном его романе, он прибегает к уловкам фельетониста.

Когда есть большая склонность к миниатюре, чем к большим мазкам, то как смастерить произведение, начиная с мелочей? Единственный способ — создать пазл. Каждый элемент включится в общую композицию. Никогда не знаешь, как будет выглядеть пазл. Его собирают постепенно.

При всей скромности, это и мой образ действий. Я в ужасе от всяких огромных штуковин и больших толп людей. Я вовсе не Сесил Б. Де Милль. Я чувствую себя более склонным к точности рисунка, к тщательности. Я пробую изображать с помощью малого, ничтожного, показательного, образцового. Совсем не обязательно, чтобы каждый мой фильм сочли завершенным. Возможно, я просто хотел изобразить идею, которая появилась в фильме и которую я подхватил. Я стремлюсь к тому, чтобы совокупность постановок давала очень точную идею моего видения вещей.

Генри Джеймс — это идеал, которого, я уверен, мне не достигнуть никогда. Его творчество может показаться менее внушительным, чем творчество Бальзака. Джеймс один из первых атаковал историю не прямым образом. У него, насколько я знаю, рассказчик никогда не является главным героем. Он также редко бывает свидетелем всей истории целиком. Рассказчик может подхватить слух, сцену… Все проходит через серию фильтров, которые пропускают только незавершенные, иногда противоречащие друг другу элементы. Когда я экранизировал новеллы Джеймса, я спрашивал себя, возможно ли перенести его искусство в кино. Теперь я думаю, что нет. Мы еще не пришли к такой утонченности. Однако мне нравится Le banc de la désolation (1976), сыгранный Катрин Сами и Мишелем Дюшоссуа. Меня очень увлекала эта работа.

Сименон мне еще ближе. Я разделяю его вкус к патологии. Он был зачарован преступлением, бегством. С каждым разом он все глубже. Он не остается поверхностным или анекдотичным. Ему пришлось столкнуться с той же проблемой: он не был склонен строить огромные сооружения. Зато обладал удивительной легкостью. Теперь, когда пазл сложился, нужно признать, что Сименон — очень важный писатель. Так как он много написал, его несправедливо сравнивают с Бальзаком. Наиболее близкий ему автор — Достоевский. Но Сименон отличается тем, что не хочет выходить за пределы хроники происшествий. Он боится взлететь над землей, отдаться фантазии — тому, что он, должно быть, больше всего ненавидит. Отсюда это беспокойство, временами неприятное и завораживающее желание остаться как можно ближе к реальному. Я бы хотел экранизировать Сименона. Может быть, «Призраков шляпника».

Эдгар По — это одновременно логика и фантастика, бред и связность. <…>

По Филипу Дику, мир управляется небольшим количеством индивидов, в руках которых сосредоточена вся власть. Прочие — лишь наивные безумцы, их можно заставить проглотить что угодно. В «Предпоследней истине» человечество, скрывающееся под землей, работает, чтобы поставлять нескольким оставшимся наверху все необходимое для ведения войны, которая не заканчивается. В действительности они уже давно не сражаются. Военные воздерживаются от распространения этой информации, чтобы пировать за счет других. <…>

Клиффорд Саймак — гуманист. Он думает, что люди добры. Единственная их ошибка в том, что они испытывают инстинктивное недоверие к тому, что не есть они сами. Саймак развивал эту простую идею через совершенно ошеломительные прогулки по времени и пространству, исполненные безраздельного оптимизма по отношению к природе человека и даже андроида. Он дал великолепную трактовку проблемы расизма. В одном из своих романов «Снова и снова» он ставит вопрос о том, может ли андроид, искусственное создание, имеющее все физические и умственные характеристики человека, сам быть человеком. Ответ красив: да, так как рождение от мужчины и женщины не является необходимым и достаточным условием для того, чтобы быть человеком. <…> Интересны многие другие авторы научной фантастики. Дик и Саймак лишь дороже моему сердцу.

— Ваши любимые поэты?

— Это Пьер Корнель, мой любимый поэт — и даже более чем.


— Любимый литературный герой?


— Сын Кардино Жоржа Сименона.


— Любимые литературные героини?

— Эстер ван Гобсек.


На съемках фильма «Девушка, разрезанная надвое» (2007)

— Любимые композиторы?


— Под настроение. В любом случае Моцарт, Дебюсси. За лирику — Прокофьев.

«Божественный» Моцарт — на самом деле математик. Его легкость иногда маскирует бездонные глубины, его ребячество может оказаться плачем, его уникальная грация — все рождается из комбинаций и строгих, чистых вычислений. Я все больше и больше восхищаюсь Моцартом.

Он как никто изобразил конец цивилизации. «Женитьба Фигаро» — красивое произведение, однако немного наглядное. В «Женитьбе» Моцарт выходит за пределы творчества Бомарше эффектно и ловко. Он добавил гнили под пудру. Музыка припудрена, и в то же время она скользкая, противная. В пресловутых переходах между комнатами Графини, Керубино, Сюзанны и Альмавивы — условная, поверхностная комедийная игра, и в то же время подлость, жестокость. Когда, работая над «Дон Жуаном», Моцарт привносит в него несколько тактов из «Женитьбы», туда внезапно вторгается вырождение, которое звучит на протяжении всего произведения. Однако его «Дон Жуан» более велик, более глубок. Смешнее, чем у Мольера. Разврат, осуждение, смерть здесь лучше представлены. Через музыку. Я не сумел бы сказать, почему.

У кинематографа не было своего Моцарта. Он не достиг своего классицизма. Академизма — да, и очень быстро. Но не классицизма. Верно, что это новое искусство.

Я хочу поклониться Дебюсси, потому что он тоже попытался рационализировать неразумное. Он почувствовал, что в его время музыкальный язык зашел в тупик. Он придумал новые формы, чтобы рассказать о том, что до сих пор не было выражено в музыке. Он создал архитектуру. Я не музыковед, но я могу сказать, что у него музыкальное развитие перестает двигаться по горизонтали. Покончено с утонченностью деталей, чувственной неопределенностью. Все это разрушается, чтобы тотчас восстановиться, все спутывается, оставаясь ясным. Кинематографисту есть чему поучиться у Дебюсси.

В Прокофьеве меня привлекает здоровье. Рассказывают, что во время путешествия в Домреми, пока его жена посещала дом Жанны д’Арк, он справлялся о лучшем местном бистро. Сверх того, он каждый день писал музыку. Очень много. А ведь я думаю, что главное качество музыканта — сочинять музыку, писателя — писать, художника — рисовать, кинематографиста — снимать кино. Я держусь этого убеждения.

Прокофьев тоже пробовал совместить несовместимое, совместить полный аккорд в до мажоре с самыми сумасбродными звуковыми шумами, самыми дерзкими конструкциями. С сорока лет он стремится использовать все свои находки так, чтобы они были поняты, приняты, оценены самой широкой аудиторией. Так как эта перемена совпадает с возвращением в Советский Союз, его обвинили в том, что он потонул в сталинской помпезности. Его надо было послушать. Но готовые представления мешали критикам слышать.


— Любимые художники?


— Несомненно, Веласкес. Ренуар. И Магритт.

Веласкес — абсолютное совершенство. До сих пор никто не достигал такого успеха в живописи. Картина с маленькой инфантой сочетает в себе все, что я люблю в живописи, в музыке, в литературе: совершенство формы, изящество контура и цвета, манеру подходить к вещам сбоку, так, что нам становится неясно, что это за предметы. Это метафизическая картина — из-за двух зеркал, двери, взглядов. Из-за одной только мизансцены.

Ренуар — из-за его чувственности. Из-за того, что его сын привнес в кинематограф: совершенно новое понимание и использование среды. И очевидность. Я плохо понимаю свою страсть к Огюсту Ренуару, но это именно страсть.

Магритту удалось пробудить к жизни нереальное, фантастическое, а в душе зрителя — вызвать смятение, или страх, или изумление из-за соположения обычных вещей, изображенных с кропотливым реализмом.

Пейзаж. Полотно на мольберте. На полотне часть пейзажа, который находится позади, который уже написан.

Картина с трубкой и надписью: «Это не трубка». Что же тогда трубка? Предмет, который позволяет курить табак. Значит, это не трубка, это рисунок.

Роза в комнате, которую она полностью занимает. Аномалия рождается из-за различия масштабов. Мы не допускаем существования гигантской розы размером с комнату. Может быть, это такая маленькая комната? Может быть, мы в комнате розы… но такое «объяснение» тем более нельзя принять во внимание.

Каждая картина немного вычищает вам мозги, как этого хотели сюрреалисты. Магритт — самый убедительный из них. Он гигиенист.


— Любимые герои в реальной жизни?


— Филипп Август. Но, возможно, здесь идет речь о конкретной, нашей с вами жизни. А я полагаюсь на Пруста и отвечаю как он: месье Дарлю, месье Бурту.

Мне совсем не присущ политический ум. <…> И все же я могу распознать в Филиппе Августе великого политика. Он понял, что не нужно сомневаться в делах, что цель оправдывает любые средства, лишь бы эти средства были достойны, то есть бескровны. <…> Во время Третьего крестового похода он притворился больным. Оставив Ричарда Львиное Сердце воевать с Саладином, он вернулся на христианскую землю и захватил французские владения Ричарда, не обнажая меча. Таким же находчивым он был при Бувине. Он великолепно использовал эту битву, которая не была такой уж ожесточенной, чтобы сделать из нее великий национальный праздник, укрепить национальное чувство, которое он первый нам дал.

Теперь мне объясняют, что он представлял реакцию и, под угрозой отлучения, защищал церковь, тогда как немецкие и фламандские князья были свободны в своих действиях. По-моему, это слишком изощренно. Он содействовал неполной, но реальной свободе коммун и тем самым установил центральную власть, которая ограничивала своеволие мелких тиранов и феодальных замков.

Он, наконец, изобрел мощеную улицу — политик в первую очередь должен быть хорошим администратором. Мне он нравится — маленький, рыжий. (Есть еще тайна его сексуальной жизни. Он развелся с Ингеборгой на следующий день после свадьбы. Никто никогда не узнал, почему. Она не была девственна? Она была мужчиной, транссексуалом?) Я восхищался им уже в детстве. В моем историческом альбоме он, однако, не был ни маленьким, ни рыжим. У него была выправка молодого бога. На нем было длинное синее платье, отороченное лилиями. После всех минувших неприятностей, а главное, перед лицом будущих, я сказал себе о победителе битвы при Бувине: «Вот это государь». Он должен быть героем кино. Он гораздо более привлекателен, чем этот невротик Ричард Львиное Сердце, у которого на самом деле нет ничего, кроме имени. Но французы нечасто рассуждали о Средних веках на экране.

— Любимая героиня в истории?


— Ода, невеста Роланда. Жозефина де Богарне. Ода — это верность. Я люблю верность. Случай Пенелопы кажется мне сомнительным: она как-то слишком любезно принимает у себя женихов. Ода в похожих обстоятельствах умирает. Я бы хотел, чтобы женщина умерла за меня.

Жозефина. Она была красива. Она умела обращаться с мужчинами. У нее должны были быть все недостатки, которые любят в женщинах. Она была немного шлюха, и это очень хорошо. Очень расточительная, у нее была причина. Она предала своего мужа, это меня не задевает. В нищете или на троне, она не сильно изменилась в своем поведении. В итоге — верная.

- Любимые имена?

— У меня слабость к красивому имени Август.


— Что вы больше всего ненавидите?

— Все, что касается политической низости и, прежде всего, когда политик принимает тебя за дурака.


— Исторические персонажи, которых вы презираете?


— Тьер. А также маршал Петен.

Месье Тьер. Свинья. Правая свинья в самой своей показательной подлости. Националист, предающий своих, стоит его врагу выйти на площадь. Может быть, не он был первым. В любом случае он не стал последним. Он зашел дальше всех. И потом он стал палачом Коммуны. Это слишком для одного человека.


— Какой момент в военной истории вы цените больше всего?


— Битву при Вердене.


— Реформа, которую вы цените особенно высоко?


— Право женщин на аборт.


— Способность, которой вам хотелось бы обладать?


— Умение рисовать.


— Как вы хотели бы умереть?


— Очень старым, слабоумным, в своей постели.


— Ваше состояние духа в настоящий момент?


— К каким порокам вы чувствуете наибольшее снисхождение?


— Все пороки вызывают во мне снисхождение.


— Ваш девиз?


— «Да не обосрусь я никогда».