Домой / Система отопления / Краткое содержание былины вольга и микула святославович. Краткий анализ Вольга и Микула Селянович (Школьные сочинения). Невероятная сила пахаря

Краткое содержание былины вольга и микула святославович. Краткий анализ Вольга и Микула Селянович (Школьные сочинения). Невероятная сила пахаря


"Вольга и Микула Селянович" – это уникальная былина, которая создавалась долгие годы. Главные герои – князь Вольга и крестьянин Микула. Вольга – это народный вариант имени князя Олега Святославовича. Он был реальным человеком, двоюродным братом Мономаха и внуком Ярослава Мудрого.

Два героя встречаются в то время, когда занимаются своими обязанностями. Вольга едет собирать дань, а Микула работает в поле. Оба героя представлены богатырями. Поэтому в былине мало реальных исторических фактов. Одежды героев чересчур яркая и праздничная. Князь не мог ехать в такой на войну, а пахарь уж точно не работал бы в поле в подобном одеянии.

Былина наполнена народным языком. Здесь много интересных и колоритных слов, которые легко воспринимаются читателями.

Сравнение пахаря и воина очень динамичное. Читатель приходит к выводу, что пахарь – это более почетная и сложная работа. Ведь многие пахари во время войны брали мечи и шли в бой. Но вот не каждый воин мог взять плуг и пойти работать в поле. Это очень сложно.

В каждом слове прослеживается любовь к крестьянину, уважение к его труду. Это былина веками учила молодое поколение с почтением относиться к чужому труду и уметь самостоятельно возделывать землю.

Обновлено: 2017-05-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

«Вольга и Микула Селянинович» – старинная русская былина, в которой знатному князю Вольге Святославовичу был противопоставлен простой пахарь - могучий богатырь Микула Селянович.

Краткое содержание «Вольга и Микула Селянинович» для читательского дневника

Название : Вольга и Микула Селянинович

Число страниц : 5. «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести». Издательство «Детская литература». 1979 год

Жанр : Былина

Год написания : Впервые былина была записана в 1860 году.

Время и место сюжета

Действия в былине происходили в давние времена, когда Русью правил князь Владимир, то есть, ориентировочно в XI-XII веке. Былину сочиняли на протяжении нескольких столетий, в течение которых она претерпевала изменения.

Главные герои

Вольга Святославович - молодой князь, справедливый, умный, добрый, настоящий богатырь.

Микула Селянович - пахарь-богатырь, трудолюбивый, могучий, справедливый.

Дружина - княжеское войско, молодые и сильные витязи, которые все вместе оказались слабее Микулы.

Сюжет

Вольга, сын Святослава, рос умным, хитрым, смышленым мальчиком. Уже в возрасте семи лет он умел понимать язык зверей и птиц, плавать рыбой, летать птицей и ходить зверем. Вольга вырос настоящим богатырем, смелым и решительным. Когда его дядя, князь киевский Владимир, подарил ему три города, Вольга собрал тридцать воинов, и отправился к тем городам получать дань.

Выехал отряд в поле, и тут Вольга услыхал, как пахарь на лошадку свою покрикивал, как исправно работал сохой да посвистывал. Хотел богатырь найти пахаря, да только задача эта оказалась не из простых - лишь на третий день ему удалось отыскать его. Перед глазами Вольги предстал красивый, пригожий, и невероятно сильный и могучий пахарь по имени Микула, который с легкостью выкорчевывал огромные камни и корни деревьев.

Узнав, куда богатырь держит путь, Микула предостерег его - мол, вблизи тех городов завелись лихие разбойники, которые брали дань со всех проезжающих мимо путников. Он рассказал, как был там несколько дней назад, и ушлые мужички потребовали от него деньги, но получили от Микулы такие отступные, что горько пожалели о своей наглости.

Вольга понял, что не пропадет с таким богатырем, и позвал могучего пахаря с собой. Выпряг Микула свою кобылу из сохи, и присоединился к отряду. Лишь спустя время он понял, что допустил оплошность, оставив соху посреди чистого поля - ее могли украсть сельские мужики. Микула попросил Вольгу отправить своих молодцев, чтобы те выдернули соху из земли и спрятали ее под кустом ракиты. Да только ни пять, ни десять могучих витязей не справились с этим заданием. И даже вся дружина на смогла выдернуть соху из земли. Пришлось вернуться Микуле - он одной рукой выдернул соху, забросил ее за куст, и поскакал дальше.

Как отправилась дружина в путь, Микула тотчас обогнал всех на своей кобыле. Подивился Вольга такой резвости, и сказал, что, будь это не кобыла, а конь, то стоил бы он не меньше пятисот рублей. Рассмеялся Микула, и ответил, что пятьсот рублей он заплатил, когда кобыла была жеребеночком, а будь это конь, так и цены бы ему не было. Удивился Вольга не на шутку, и поинтересовался, как же величать пахаря по батюшке. Он и ответил, что как напашет ржи, намолотит ее да доброго пива сварит и угостит мужиков, то те уважительно к нему обращаются - Микула Селянович.

Вывод и свое мнение

В произведении красной нитью проходит мысль, что истинной солью земли является простой, работящий человек, на котором и держится государство. Крестьянский земледельческий труд должен почитаться не меньше, чем ратные подвиги. И даже простой крестьян может защитить свою землю не хуже, чем опытный и прославленный воин. Жизнь крестьянина гораздо более честная и правильная, нежели жизнь князя, который занят только поборами с зависимых людей.

Главная мысль

Важен не социальный статус, а личные качества человека, и даже простой мужик из народа может превосходить высокородного князя.

Авторские афоризмы

«…Как стал тут Вольга растеть-матереть, похотелося Вольге много мудрости…»

«…Кабы этая кобыла коньком бы была, за эту кобылу цены не было бы!..»

«…Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати…»

«…Как орет в поле оратай, посвистывает, а бороздочки он да пометывает, а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит…»

«…А тут станут мужички меня похваливати: “Молодой Микула Селянинович!”…»

Толкование непонятных слов

Дружина – княжеское войско.

Оратай – пахарь.

Орать – пахать.

Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.

Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда.

Сляга – тонкое, долгое бревно, рычаг.

Пуд – устаревшая единица измерения массы, равная 16,38 кг.

Новые слова

Соха – земледельческое пахотное орудие.

Омешики – металлические наконечники сохи.

Борозда – длинное узкое углубление, след от плуга при пахоте.

Ракита – русское народное название ивы.

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.9 . Всего получено оценок: 36.

Вольга Святославович – богатырь, герой народных былин. Одна из былин рассказывает о его встрече с Микулой Селяниновичем. Вольга – необычный богатырь. Он понимает язык зверей и птиц. Это не простой человек, он сын змея и земной женщины Марфы.

Также Вольга умеет превращаться в различных животных. Вообще превращение в животных, или если предок является животным, согласно древним былинам являлось даром свыше волхву или великому охотнику. Ранее перед встречей Вольги с Микулой богатырь ходил в долгий поход на Индийское царство. Там его умение

Превращаться и превращать других в различных птиц и животных очень пригодилась. И вот продолжение рассказов об удалом храбреце Вольге – былина о том, как повстречался ему человек большой силы и ума.

Начинается былина с описания того, как Вольга Святославович собирает дружину, отбирает он в нее тридцать молодых и сильных мужчин. Он хочет отправиться в поход, чтобы узнать много нового и померяться силою. Впереди его ждет город, а с города нужно будет собрать дань. Собрав дружину кареглазых молодцев, они выезжают в чистое поле.

По пути вдалеке они слышат, как мужик пашет землю. При этом он свистит, скрипит

Его соха. Но дружина едет час, два, день, другой, слышат свист и скрип, как камушек о камушек чиркает, а пахаря все нет. И вот наконец-то они его увидели: крупный мужик пашет в поле. Все у мужика того было необычное: кобыла, шелковые гужи, соха из серебра, золота, каменьев булатных да из клена сделанная. Сам пахарь предстоит перед ними красивым статным кудрявым и хорошо одетым: сапоги из сафьяна зеленого, шапка пуховая и кафтан из черного бархата. Увидев войско, пахарь поинтересовался, куда они едут.

Вольга рассказал, что князь Владимир, его крестный батюшка, родной дядюшка, одарил его тремя городами, куда они и держат путь. Названия у городов такие: Ореховец, Крестьяновец и Курцовец. Тогда мужик предупредил Вольгу, что в городах тех живут бандиты и разбойники, и что нужно быть очень осторожным в общении с ними. Рассказал он дружине, как не так давно ездил в город за солью, купил он ее три мешка по сто пудов, да пришлось ему потом отбиваться, чтобы ноги унести и с солью не расстаться. Сказал, что положил в тот день он разбойников около тысячи человек.

Подумал тогда Вольга, что мужик может ему пригодиться, если в будущем собирать дань с городов, позвал он его с собой в город. Сели на коней и поехали. Через какое-то время вдруг вспомнил пахарь, что забыл соху бросить за ракитовый куст. Предположил, что бедный может и не возьмет, а богатый позарится и утащит. Послал тогда Вольга пять молодцов своих из дружины, но они не смогли даже выдернуть соху из земли, а крутили туда-сюда, такая она была тяжелая. Тогда Вольга послал еще десяток удальцов, но они ничем помочь не смогли, а также только помучались.

Пришлось вернуться всем, и пахарь, сидя на своей кобыле, вынул из земли свою соху одной только рукой, вытряхнул из мешков камни, бросил за куст и был таков. Кобыла у пахаря сильная, вперед коней поступает. Удивилась дружина силище мужика и силе его кобылы, спросил Вольга имя своего знакомого. Ответил пахарь, что зовут его Микула Селянинович. Сила Микулы поражает Вольгу Святославовича. Говорит он ему, что если бы была его кобыла конем, то дали бы за нее пятьсот рублей. Тогда ответил оротай ему, что купил кобылу жеребенком за пятьсот рублей, а если б она конем была, то цены бы ей просто не было.

Вновь садятся они на коней и едут в чисто поле. Вскоре подъезжают к большому городу Курцевцу, въезжают. Городские мужики смотрят на них с интересом, но вскоре узнают в Микуле того самого пахаря, что один одолел их совсем недавно. Тогда они начинают подходить к мужику, с уважением говорят с ним, извиняются. Другие люди ходят и поговаривают и рассуждают о том, как несколько дней назад Микула бил мужиков.

Увидел это Вольга Святославович, воскликнул от радости, что жалует все три города пахарю со всеми крестьянами в придачу, тому, кто его покорил своей силой и мудростью. Теперь у Микулы Селяниновича было три города, и дань теперь нужно было ему собирать.

После встречи с Микулой пахарем Вольга бросил княжение и стал заниматься чистым колдовством. Так поговаривали люди.

Былины – это древние сказания, передававшиеся из уст в уста, из поколения в поколения. Для легкой запоминаемости они писались в стиле тонического стиха и читались нараспев. Они рассказывают о многих героях народного эпоса, былины о Вольге Святославовиче насчитывают три сюжета. Первый – сказ о его рождении, второй – о большом походе на Турцию или Индию (существует два различных толкования), третий – о встрече его с Микулой Селяниновичем.

Некоторые историки отождествляют Вольгу с князем Олегом вещим. Считается, что у каждого былинного героя должен был быть прототип. Некоторые историки с этой версией не согласны и считают происхождение былинных персонажей мифологией.

Жанр: былина

Главные герои: Вольга - князь, Микула - землепашец

Сюжет

С большой дружиной Вольга отправляется собирать дань с подвластных территорий. По дороге он слышит чью-то громкую песню, но кто поет было не видно. Только на третий день князь увидел пахаря по имени Микула. Этот землепашец предупреждает Вольгу о злом нраве жителей городов, где тот будет собирать дань. Вольга зовет с собой этого могучего богатыря. Микула принимает предложение, но по дороге вспоминает, что забыл убрать свою соху. Тогда князь отправляет пять своих дружинников выполнить это поручение, но они с ним не справились. Не смогли справиться с этой задачей и десять дружинников. Тогда сам Микула с легкостью вытягивает соху и забрасывает за ракитовый куст.

После этого Вольга и Микула стали неразлучными друзьями.

Вывод (мое мнение)

Два человека из разных социальных слоев подружились – это, наверное, было мечтой русского народа, поскольку богатые люди не понимали забот и чаяний простых людей.

Обсуждение предыдущей статьи по краткому пересказу старинной русской былины про кудесника Всеславьевича вынуждает меня предварить следующую былину, небольшим ознакомительным текстом...

Знаете ли вы что такое былина? Нет, оказывается многие понятия не имеют, что это такое! Некоторые требуют указать первоисточник!)) Другие говорят, что в первоисточнике не так описано!:)))Будто они жили в те времена!

Былины - это древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей отражавшие исторические события 11 - 16 веков.

Былина - это героический эпос русского народа. Героический - потому что речь в нем идет о великих героях-богатырях древности. А слово «эпический» происходит из греческого языка и означает «повествование», «рассказ». Таким образом, былины - это рассказы о подвигах прославленных богатырей. Наверняка некоторые из них вам уже знакомы: Илья Муромец, победивший Соловья-Разбойника; Добрыня Никитич, сражавшийся со Змеем; купец и гусляр Садко, плававший по морю на своем прекрасном корабле и побывавший в подводном царстве. Кроме них существуют истории о Василии Буслаевиче, Святогоре, Михайло Потыке и других.

Русские былины представляют собой одно из самых оригинальных явлений в мировом фольклоре и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы. При этом сказители не стремились передать хроникальную последовательность исторических событий , а при помощи художественного вымысла пытались донести до слушателей важнейшие моменты, посвященные славной истории Руси.

Науке известно около ста сюжетов былин, которые остались разрозненными, но по месту действия (Киев, Великий Новгород) и по героям (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василий Буслаев, Волхв Всеславьевич, Микула Селянович, Дюк Степанович, Чурило Пленкович, Данило Ловчанин) можно говорить о своеобразных былинных циклах.

В середине XVIII века на Урале или в Западной Сибири сложился получивший впоследствии всемирную известность сборник Кирши Данилова, который впервые увидел свет в Москве в 1804 году под названием Древние русские стихотворения, а впоследствии многократно переиздавался. На сегодняшний день существуют десятки научных изданий русского эпоса, созданных на основе собирательской деятельности и кропотливой исследовательской работы видными отечественными фольклористами.

Не случайно сюжеты и образы былин отображены в отечественной классической литературе (Руслан и Людмила А.С. Пушкина, Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова М.Ю. Лермонтова, Кому на Руси жить хорошо Н.А. Некрасова, Чужое горе, Змей Тугарин, Поток-богатырь А.К. Толстого, Волхв, Александр Невский, Песня про боярина Евпатия Коловрата Л.А. Мея, народные рассказы Л.Н. Толстого), а также явились источником вдохновения целого ряда художников, композиторов, кинематографистов.


Вольга и Микула Селянинович. Открытка. 1963 г.

Когда воссияло солнце красное

На том ли на небушке на ясном,

Тогда родился молодой Вольга,

Молодой Вольга Святославович;

Молодой Вольга Святославович жаждет многой мудрости и силы. Он собирает дружину из тридцати удальцов и они выезжают в чистое поле. Слышат они в поле пахаря: тот посвистывает, а его соха поскрипывает. Едут они один день, другой, третий — и никак не могут доехать до пахаря.

А третий день ещё до полудня,

И наехали в чистом поле на оратая*;

Как пашет в поле оратай, посвистывает,

А бороздочки он да попахивает,

А пенья-коренья вывёртывает,

А большие-то камни в борозду валит;

У оратая кобыла соловая,

Гужики** у неё да шелковые,

Сошка у оратая кленовая,

Омёшики на сошке булатные,

Присошечек*** у сошки серебряный,

А рогачик-то*** у сошки красна золота;

Наконец они видят пахаря, и тот спрашивает Вольгу, куда он держит путь. Тот отвечает, что стольный князь Владимир пожаловал его тремя городами с крестьянами и он теперь едет туда за данью.

...<> Тремя да городами со крестьянами:

Первым городом — Курцовцем,

Другим городом — Ореховцем,

Третьим городом — Крестьяновцем,

Теперь еду в города да за данью.

Пахарь же говорит Вольге, что мужики в этих городах — разбойники, они могут убить его и потопить в речке Смородине.

Пахарь рассказывает Вольге, как сам он был недавно в городе, купил соли, а городские мужики стали требовать, чтобы он с ними поделился грошами, и тогда пришлось ему их угостить кулаками.

Вольга видит, что пахарь может пригодиться ему, когда придётся взимать с горожан дань, и приглашает его ехать вместе с ним. Они садятся на коней и едут, но пахарь вспоминает, что забыл выдернуть соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Вольга посылает пятерых могучих молодцов, но те не могут справиться с задачей.


Тогда Вольга посылает ещё десяток молодцов, но и тем не удаётся выдернуть соху из земли. Наконец, вся дружина Вольги пытается выдернуть соху. Тогда подъезжает к своей сохе пахарь, берет ее одной рукой, вытаскивает из земли и бросает за ракитовый куст. Вольга хочет знать, как имя могучего пахаря. Тот отвечает, что зовут его Микула Селянинович.

Они приезжают в город и городские мужики узнают Микулу, который недавно побил их в одиночку. Они приходят к Вольге с Микулой и извиняются. Вольга видит, каким уважением пользуется здесь простой крестьянин, и жалует его тремя городами с крестьянами.

Тут проговорил Вольга Святославович:

«Ай же ты Микула Селянинович!

Я жалую тебя тремя городами со крестьянами,

Оставайся здесь да ведь наместником,

Получай-ка ты дань да вместо меня! »

Спасибо, что прочли!

* Оротай - пахарь

**Гужики - петли в упряжи поверх оглобли

*** детали сохи

При подготовке данной статьи использованы следующие материалы :

# Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп: ACT, 1998.