Домой / Система отопления / Как говорят сороки. Нод по познавательному и речевому развитию в старшей группе на тему "зимующие птицы". Составление описательного рассказа

Как говорят сороки. Нод по познавательному и речевому развитию в старшей группе на тему "зимующие птицы". Составление описательного рассказа

В разделе на вопрос Помогите! В саду задали вопрос - как разговаривает сорока? заданный автором Џношка лучший ответ это Сорока часто подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки - переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Возбуждение птиц особенно велико, если стрёток быстрый и отрубленый. При медленном стрёкоте сороки останавливаются, однако при быстром улетают.
Для привлечения партнёра сороки используют тихое пение, варьирующееся по времени и индивидуально очень сильно. Оно может быть как ритмичным, так и аритмичным. Часто в нём сочетаются мягкие звуки трели и высокие дудки. Отдельные птицы имитируют других животных. Тем не менее в большинстве случаев пение состоит из бурлящего, утробного болтания. Для обозначения своей территории сороки издают крики «киа» , «кьяя» или «кик» . При этом они находятся высоко в кроне дерева у ствола. Птицы на гнезде просят высоким визгливым «твиит» . Трёх- четырёхнедельные молодые птицы отмечаются старым птицам двусложным призывом, звучащим «йшийак» , «чьюк» или «чьюк-юк» . Призыв самки походит на этот.
Часто сорока издает также длинные крики «чакр» , «чирк» , «чиррл» или «чара» . В зависимости от интонации (мягко, жестко, долго, коротко) у этого призыва есть различные значения. Носовые и растянутые крики сороки могут звучать как «грэх».

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • расширить кругозор детей по теме «Зимующие птицы»;
  • побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
  • развивать умение узнавать изображения птиц по силуэтам (силуэтное изображение птиц);
  • обогащать сенсорный опыт;
  • воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • упражнять в согласовании существительных с глаголами;
  • упражнять в согласовании существительных с числительными;
  • формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
  • развивать творческую самостоятельность в ответах на вопросы;
  • приобщать к словесному искусству через сказки;
  • формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказку;
  • формировать эмоциональное отношение к литературному произведению.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • развивать координацию речи с движением (физкультминутка);
  • формировать умение выполнять самомассаж;
  • формировать речевой выдох;
  • развивать мелкую моторику рук (развитие мелкой моторики).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • развивать музыкальную память через узнавание голосов птиц;
  • совершенствовать навык различения звуков;
  • развивать музыкальную отзывчивость.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: существительные – снегирь, синица, корм, семена, зерно ; прилагательные – желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий ; глаголы – каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, воркует.

Предварительная работа:

  • подбор иллюстраций к сказке;
  • чтение сказки «Проказы старухи зимы» К.Д. Ушинского;
  • создание силуэтных картинок, предметных картинок, деревянной кормушки;
  • подобрать звуки вьюги, голоса зимующих птиц;
  • корм для птиц: хлебные крошки, семечки, сушеные ягоды;
  • подобрать речевой материал к физкультминутке.

Оборудование: видеоролик «Зимующие птицы», картинки (дятел, сова, голубь, воробей, синица, сорока), телевизор, кормушка, корм для птиц, шесть мешочков, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент

Психогимнастика: «Дружно за руки возьмемся…» (М.Ю. Картушина)

Дружно за руки возьмемся
И почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся –
Словно наше солнышко.

Восп-ль: На занятии прошу вас говорить внятно и понятно,

Стараемся правильно выговаривать все слова. На вопросы отвечаем полными предложениями.

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.

– Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).

– Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).

– Что ты услышал? (Я услышал шаги по снегу. Я услышала, как вьюга воет. Я услышал треск деревьев. Я услышал, пургу. И т.д.)

Тогда я расскажу вам сказку, а чем она закончится – мы придумает вместе. Хорошо?

– Сказка называется «Проказы Матушки-Зимы». Однажды, разозлилась Матушка – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери Зиму не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Зима разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. (Звучат голоса птиц)

II. Игра «Силуэты» (голоса птиц)

(Картинки – силуэты в черно-белом цвете)

– Вы правы, это силуэт (дятла, совы, сороки и воробья и т.д.).

Так вот, не помогли Матушке – Зиме вьюга и метель. Птицы и в метель голоса свои друг – другу подавали, да дорогу найти товарищам помогали.

III. Игра «Кто как голос подает?»

– Чик-чирик.

В. – Что он делает?

– Кар-кар.

В. – Значит, она что делает?

– Тинь-тинь-тинь.

В. – Что она делает?

– Ух-Ух-Ух.

В. – Что она делает?

– Тр-тр-тр.

В. – Что она делает?

– Трещит, стрекочет.

В. – Что делает дятел?

– Гур-гур-гур.

В. – Что они делают?

– Воркуют.

– Кто это? (Воробей)

– Значит, он, что будет делать? (Он будет чирикать)

– Ворона как будет просить о помощи? Что она будет делать? (Каркать)

– А сова? (Ухать) и т.д.

– Так и помогали птицы друг другу. Все дорогу нашли к кормушке.

Физкультминутка «Птички» (дети выполняют упражнения, повторяя их за воспитателем).

Маленькие птички, птички-невелички,
По лесу летают, песни распевают.
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

– Пуще прежнего разозлилась Матушка-Зима. Позвала Зима на помощь стужу лютую. Еще холоднее стало на улице. Но птицы и тут не унывают – находят кормушки, которые для них люди сделали и холод им сытым не страшен.

IV. Упражнение «Посчитай-ка».

– Посмотрите - на дерево прилетело много птиц.

– Давайте теперь сосчитаем птиц, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей..

V. Игра с мячом.

В. – Поиграем с мячом.

В. – Если у сороки белый бок, то она какая?

– Белобокая.

В. – Если у синицы желтая грудка, то она какая?

– Желтогрудая.

В. – Если у снегиря красная грудь, он какой?

– Красногрудый.

В. – Если у сороки длинный хвост, то она какая?

– Длиннохвостая.

В. – Если у вороны черное крыло, то она какая?

– Чернокрылая.

В. – Если у голубя сизое крыло, то он какой?

– Сизокрылый.

– Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».

– Подула она на птиц холодом. Давайте покажем, как она это делала: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать холод Зимы. Следите за моей рукой. (Под звуки вьюги дуют два – три раза).

– Давайте согреемся и сделаем массаж «Наступили холода».

– Подула зима, да не тут-то было. Подошли к кормушке ребята и покормили птиц.

VI. Игра «Чем угостим?» и игра «Угадай на ощупь».

В. – Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.

На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, пшено, зерно, сушеные ягоды рябины, хлебные крошки, сало.

В. – Подойдите, посмотрите корм для птиц здесь насыпан?

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

В. – А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».

В. – Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?

– Даша, скажи, что у тебя в мешочке? Опрашиваю еще 2-3-х детей.

В. – Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили. Дети развязывают мешочки и называют, что в них.

В. – Все мешочки положите на поднос.

– Ребята, вы знаете, что птицы любят кушать? (Птицы любят крошки, зёрна, семечки).

– Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.

– А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.

– Воробьи любят разный корм, но особенно семечки.

– А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.

– А сейчас будем наших друзей угощать.

– Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).

– Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).

– Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).

– А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).

– Поклевали птицы у кормушки и запели, на разные голоса. Поняла зима, что ни с кем она справиться не смогла. Как бы нам сказку закончить? (Варианты детей)

– Ребята, а как обычно заканчиваются русские народные сказки?

VII. Рефлексия.

– Понравилась вам сказка, ребята?

– Мне запомнилось, как вьюга все замела, и было видно только силуэты птиц. А что вам больше всего запомнилась?

– Что нового вы узнали сегодня?

– А кто сегодня был самый активный?

– Вот вам подарок от матушки-зимы. Она просит вам передать эти сладкие карамели и ее извинения, за то, что она проказничала.

"В самом центре стола на очень красивой вазе с цветами сидели Сороки. Похолодев от ужаса, я стал осматривать стол. Ножи и вилки валялись где попало, сливочное масло было размазано по тарелкам и масляные отпечатки птичьих лапок разбегались по всей скатерти. Перец и соль довольно эффектно украшали измазанные осколки разбитой соусницы с острой приправой. И в довершение всего несравненные Сороки опрокинули на стол кувшин с водой.
В поведении преступниц было явно что-то подозрительное, решил я. Вместо того, чтобы немедленно удрать отсюда, они сидели с блестящими, ясными глазами среди изломанных цветов, мерно раскачивались и обменивались благодушными замечаниями. Одна из них, с цветком в клюве, поглядела на меня с минуту восхищенным взглядом, затем неуверенными шагами прошлась по столу и, не удержав на самом краю равновесия, грохнулась на пол. Другая Сорока весело хихикнула, засунула голову под крыло и мигом заснула. Меня поразило такое странное поведение птиц. Потом я заметил на полу разбитую бутылку пива и сразу все понял. У Сорок тут был собственный пир, и они хватили лишнего. Поймал я их без труда, хотя та, что была на столе, пыталась спрятаться под измазанной маслом салфеткой и притвориться, что ее там нет."

Сорока - заметная птица, которая привлекает к себе внимание своим контрастным оперением.

Фото: сорока в полётк.

Как выглядит сорока

Сорока имеет черные с металлическим, зеленым или синим отливом перья на спине, голове и груди. Все остальные части тела покрыты белоснежным оперением. Но каждый год в весенне-летнее время происходит линька, во время которой все цвета тускнеют, приобретают сероватый оттенок и практически сливаются.

По размерам самки и самцы почти одинаковые, самцов не превышает 240 гр, а самок - 100 гр. Длина птицы от кончика клюва до кончика хвоста составляет 50 см, а длина от кончика одного крыла до кончика другого в среднем 1 метр.

Птенцы по окрасу практически не отличаются от взрослых особей. У молодых птиц нет чисто белых перьев, металлически-синий отблеск имеется лишь в средней трети крыла. Немного раньше у молодых сорок происходит линька.


Фото: сорока в полётк.


Фото: сорока на ветке.
Фото: взгляд сороки.

Интеллект сороки

Сороки - едва ли не самые интеллектуально развитые птицы на Земле. Они способны проявлять печаль; у сорок существует несколько социальных ритуалов. Некоторые сороки способны имитировать голоса других птиц, животных, насекомых, преследуя свои цели. Например, сороки имитируют стрекот саранчи как манок для этого насекомого. Сороки единственные из птиц способны узнавать себя в зеркале.

Общение

У сорок весьма разнообразный язык, состоящий, в основном, из стрекочущих и каркающих звуков. Значения сигналов сорок очень сильно зависят от обстоятельств, темпа сигнала, его длины, громкости. Так, предостерегающий крик используется наседками даже в отсутствии непосредственной опасности, а самцами - только при наступлении таковой.

У сигналов сорок существует степень эмоциональности, чем возбужденнее птица, тем быстрее и прерывистей стрекот она издает. Соответственно, разнится и реакция соплеменников - при высоком темпе стрекота они улетают, а при низком лишь останавливаются.

Брачное пение сорок индивидуально, зависит от времени и конкретной сороки. Это могут быть аритмичные нежные трели, дудки, и, иногда, даже имитация других животных.

Вообще, у сорок довольно богатый лексикон. Обозначая границы своей территории, сороки кричат "кья", "кик" из крон деревьев, птенцы, прося мать о пище, пищат "пиррь", а первогодки докладываются старым сорокам "йшийак". Как видно, почти для каждого случая у ворон есть свой сигнал.

Повадки и размножение

Сороки оседлые, парные птицы. Пары формируют на первом году жизни, первое потомство появляется на втором году, после постройки гнезда. Строят всегда несколько гнезд, от пяти до десятка, но живут только в одном. В апреле самка откладывает пять яиц и высиживает их восемнадцать суток.

Нередко можно увидеть маленькие, в пять голов, стайки, стрекочущие на деревья - это взрослая пара и их птенцы. Сороки чтят свою территорию и, при необходимости, стойко ей защищают от прочих птиц и даже от некоторых млекопитающих.


Фото: пара сорок.
Сорока тащит ветку для строительства гнезда.
Фото: сорока собирает материалы для строительства гнезда.

Птенец сороки скакал по берегу озера. А взрослые сороки летали рядом, охраняя его криком.

Чем питаются сороки

Голодная сорока - явление казуистическое. Как и большинство врановых птиц, в сфере питания сорока обладает большим диапазоном и сноровкой. Она может разорять гнезда других птиц, поедая яйца и даже птенцов, воровать пищу у животных и человека, в ход идут насекомые и даже млекопитающие. Сороки всеядны. В их рационе присутствует и растительная, и животная пища. Сельскохозяйственным угодьям сороки наносят определенный урон, склевывая зерна с полей.

Мощный клюв сороки - её верный помощник в поисках пищи. Им она раскалывает скорлупу, кости, отрывает куски плоти от крупной добычи, выкапывает из земли личинки.

Приносят сороки и пользу, уничтожая вредителей (долгоносиков, клопов, саранчу).


Фото: сорока добыла птенца другой прицы.

Осенью сороки любят полазить по стволу дерева в поисках насекомых, спрятавшихся в трещинках коры.

Сороки и хищные птицы

Сороки, как и вороны, увидев хищную птицу, такую как канюк или орлан, стараются прогнать её.


Канюк разглядывает сороку.
Канюк разглядывает сорок.
Сороки гоняют канюка, бухта Золотой Рог, Владивосток.
Белоплечий орлан "ругается" на донимающую его сороку.
Не каждый орлан выдержит наскоки верткой и нахальной сороки.

Распространение

Стрекотание сороки

Сорока часто подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки - переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Чаще всего сорока издаёт стрёкот «Schackern» или «Schäckern» (слушать) из более или менее быстро следующих друг за другом рядов призыва с несколько каркающим «шэк шэк шэк». Schäckern - это предостерегающий крик и звуковой сигнал тревоги и служит защите округа. Невысиживающие сороки употребляют его, только если угрожает опасность. Возбуждение птиц особенно велико, если стрёкот быстрый и отрубленый. При медленном стрёкоте сороки останавливаются, однако при быстром улетают.

Для привлечения партнёра сороки используют тихое пение, очень сильно варьирующееся в зависимости от времени и особи. Оно может быть как ритмичным, так и аритмичным, часто в нём сочетаются мягкие звуки трели и высокие дудки. Отдельные птицы имитируют других животных. Тем не менее в большинстве случаев пение состоит из бурлящего, утробного болтания. Для обозначения своей территории сороки издают крики «киа», «кьяя» или «кик», находясь при этом высоко в кроне дерева у ствола. Птицы на гнезде просят высоким дребезжащим «пиррь». Трёх- четырёхнедельные молодые птицы отмечаются старым птицам двусложным призывом, звучащим «йшийак», «чьюк» или «чьюк-юк», который похож на призыв самки.

Часто сорока издает также длинные крики «чакр», «чирк», «чиррл» или «чара». В зависимости от интонации (мягко, жестко, долго, коротко) у этого призыва есть различные значения. Носовые и растянутые крики сороки могут звучать как «грэх».

Питание

Как и большинство врановых, сороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. А иногда даже таскают у собак кости. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у него.Сорока – всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, слизней, пауков и мокриц, сорока ищет на земле. Иногда ей удаётся поймать мелкое млекопитающее или ящерицу. Земледельцы недолюбливают сорок, поскольку они склёвывают зёрна и семена на полях.

Весной сороки обследуют кустарники молодые рощи в поисках гнёзд других птиц, яйца и птенцы которых – их любимая пища. Они не брезгают также и мелкими грызунами. Своим мощным клювом сороки выкапывают из земли личинки насекомых и разбивают скорлупу птичьих яиц.

Если добыча слишком крупная, то сорока придерживая её одной лапой, клювом отрывает куски. Важное место в её кормовом рационе занимают насекомые, в том числе такие вредные, как долгоносики, клопы-черепашки, саранчовые, гусеницы бабочек. Сороки, благодаря своей сноровке, всегда находят пропитание.

Размножение

Сороки строят несколько гнёзд, из которых занимают лишь одно. Гнездо сороки шарообразной формы, построено из сухих веточек и прутиков, с боковым входом. Самка откладывает 5-8 яиц в апреле, после чего высиживает их в течение 17-18 суток.

Сорока в культуре

В германской мифологии сорока была как посланцем богов, так и птицей богини смерти Гелы , за что считалась в Европе вестником беды. Сорока-«воровка» была непопулярна в Средневековье ещё потому, что считалась питомцем ведьм. В противоположность этому в Азии сорока традиционно податель счастья, а у североамериканских индейцев - духовное существо, которое дружно с людьми.

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Животные по алфавиту
  • Виды вне опасности
  • Врановые
  • Птицы Северной Америки
  • Животные, описанные в 1758 году
  • Птицы Европы
  • Птицы Азии

Wikimedia Foundation . 2010 .