Домой / Оборудование / Игры с предлогами. Употребление предлогов детьми с онр Как обучать ребенка предлогам в под над

Игры с предлогами. Употребление предлогов детьми с онр Как обучать ребенка предлогам в под над

Город Нижний Новгород МБДОУ № 2 "Берёзка"

У подавляющего большинства детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно правой и левой); наблюдаются несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами.

Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, что ведёт к появлению нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности и счета.

Развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры.

«Чудо день»

Цели:

  1. Учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, вверх, вниз, сверху, снизу, ближе, дальше;
  2. Использовать в речи предлоги для составления предложений: над, под, на, в.

Оборудование: настенное панно - дерево; фигурки гусениц, яблок на липучках.

Воспитатель предлагает послушать историю о весёлых гусеницах, которые живут на необычном дереве и очень любят прятаться. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака, грибов, цветка, используя пространственные предлоги и наречения.

Вопросы:

  • Сколько гусениц с левой стороны дерева, сколько с правой?
  • Сколько гусениц ползёт вверх, а сколько вниз?
  • Где находятся облако, цветок по отношению к дереву?
  • Усложнение. Что изменилось на дереве? Сделай, как было.

«Теремок»

Цели:

  1. Учить различать предлоги над и под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже;
  2. Отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

Оборудование : картинка с домиком; в окошках домика - жильцы.

Воспитатель предлагает рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы. Выясняя местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем поселился в новом домике, называют соседа слева или справа.

Например: «Кто живёт под белочкой?»

«Заселите домики»

Цели:

  1. Уточнить и дифференцировать значения предлогов на, в, над, под, из.

Оборудование: домики с окошечками для карточек сюжетными картинками (с использованием в сюжете данного предлога); карточка условным обозначением предлога на крыше домика.

Воспитатель предлагает заселить квартиры в новых домиках жильцами, выполнив одно условие: подобрать и разложить карточки в окошечки домиков, определив значение предлога. Карточки с условным обозначением предлога находится на крыше домика.

«Маленькие слова в гостях у Мухомора»

Цели :

  1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений;
  2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предметами, используя предлоги над, под;

Оборудование : карточки с предлогами; картинки мухомора, бабочек, жука, гусеницы, цветов на магнитах.

Воспитатель предлагает поиграть в прятки. На чудесную полянку собрались насекомые, чтобы полюбоваться красавцем мухомором. Но здесь имеются «маленькие слова», которые спрятались в схемах.

Дети перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто пришел полюбоваться чудо грибом. Придумывают предложения, используя схемы. Называют, что и кто находится слева, справа от мухомора.

«Прятки»

Цели :

  1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать последние в речи при составлении предложений;
  2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предлогами, используя предлоги: за, на, из-за;
  3. Закреплять и расширять пространственные наречия: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.

Оборудование: картинка с изображением животных, которые спрятались на снежной полянке; схемы предлогов.

Воспитатель вывешивает картинку, на которой дикие звери приглашают детей поиграть с ними в прятки. Дети отыскивают местоположение животных с помощью «маленьких слов», которые также спрятались на картинке. Перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто, где спрятался. Составляют предложения с этими предлогами.

Вопросы:

  • Кто спрятался выше всех?
  • Кто ближе к нам?

«Зашифрованное письмо»

Оборудование: карточки, на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.

Воспитатель предлагает детям «прочитать» послание. Например, карточка (мышка- схема предлога из-за - шкаф); ребёнок составляет предложение: «Мышка выглядывает из-за шкафа». Можно предложить ребенку самому придумать и «написать» аналогичные послания с известными ему предлогами.

Ещё по данной теме:

Галина Фролова
Конспект занятия по развитию речи для детей 6 лет «Предлоги»

Тема : Предлоги

Цель : Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами

В, НА, ПОД, ЗА.

Задачи :

Обучающие :

Учить пользоваться предлогами в устной речи .

Учить составлять предложения с включением заданного предлога .

Учить выделять предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом .

Воспитательные :

Воспитывать навык самоконтроля.

Формировать положительную учебную мотивацию.

Развивающие :

Развивать слуховое внимание , память, наглядно–действенное и логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность детей .

Оборудование : сюжетные и предметные картинки , схемы предлогов , карточки, тетради по кол-ву детей , цветные карандаши.

План занятия :

1. Организационный момент.

2. Разучивание скороговорки.

3. Основная часть. Введение в тему.

4. Работа со схемами.

5. Развитие слухового внимания .

6. Уточнение пространственного отношения.

7. Физкультминутка.

8. Развитие словесно-логического мышления. Работа по сюжетной картинке.

9. Игровая ситуация.

10. Действие с предметами .

11. Работа в тетради.

12. Подведение итогов.

Ход занятия

Педагог встречает детей .

Пед : Ребята, какими словами мы можем поприветствовать друг друга.

Дети : Здравствуйте, добрый вечер.

Пед : А какое слово мы выберем сегодня для приветствия?

(пед. и дети приветствуют друг друга) .

Пед : Ребята, для того чтобы наш язычок сегодня правильно, четко отвечал, давайте его потренируем с помощью скороговорки.

(дети вместе с педагогам разучивают скороговорку) .

1. Задание. У калитки маргаритки, подползли к ним три улитки.

Пед : Ребята, сегодня в конце занятия , у вас будет возможность поставить себе оценку за работу и поведение на уроке. Те кто хорошо будет работать получат наклейки.

Пед : Ребята, на прошлых занятиях мы познакомились с маленькими словами. Кто помнит, как они называются?

Дети : Предлоги .

Пед : А какие предлоги вы запомнили ?

Дети : ЗА, ПОД, В, НА.

Пед : Молодцы.

Пед : А что за карточки у вас на столе?

Дети : Схемы.

Пед : Для чего они нам нужны?

Дети : Что бы лучше запомнить предлоги .

Пед : Чем же мы будем сегодня заниматься? (ответы детей )

Пед : Правильно, мы сегодня снова будем учиться подбирать нужные предлоги .

2. Задание. На развитие слухового внимания .

Пед : Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто внимательны» . У вас на столах лежат схемы. Я вам сейчас буду читать словосочетание, а вы поднимать нужную схему. Понятно?

Зайчик под кустом, ласточка в гнезде.

Дети под деревьями, мальчик за домом.

Люди под зонтиками, птицы в облаках.

Белка на ветке, дождь за окном.

Дети в школе.

Пед : Молодцы!

3. Задание. Уточнение пространственного отношения.

Пед : Ребята, а сейчас задание у доски. К нам прилетела красивая бабочка нужно с ней поиграть. Она будет садиться на предмет , а вы проговаривать как она села (работа у доски пед. проговаривает, ребенок показывает) .

Н-р : бабочка села на цветок, улетела за цветок, села под цветок. Затем следующий ребенок сам проговаривает и показывает действия.

4. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветер тише, тише деревцо всё выше, выше.

5. Задание. Развитие словесно-логического мышления.

Придумайте свое предложение с предлогами «на» , «под» , «в» , «за» .

Детям раздаются сюжетные картинки, по которым они составляют предложения с предлогами (идет индивидуальная работа) .

6. Задание. Игровая ситуация на внимание.

Буду маме помогать,

Буду всюду убирать.

И под шкафом,

И за шкафом,

И в шкафу,

И на шкафу,

Не люблю я пыли, фу!

7. Задание. Действия с предметами .

а) Положите карандаш на тетрадь.

б) Возьмите карандаш с тетради.

в) Положите в тетрадь.

г) Выньте из тетради карандаш.

д) Положите карандаш под тетрадь.

е) Положите тетрадь на карандаш.

8. Работа в тетради.

9. Итог занятия . Что вам понравилось на занятии ? Как вы работали на занятии ? Самооценка работы ребёнком.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста 6–7 лет «Путешествие в сказку» Цель: 1. Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. 2.

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи для детей 6–7 лет «Путешествие в зимнюю сказку» Пояснительная записка Целевая аудитория: дети 6-7 лет Место проведения: музыкальный зал Задачи: 1. Познакомить детей со способами образования.

«Подарим зайке игрушки». Конспект занятия по развитию речи для детей 2–3 лет «Подарим зайке игрушки» Программные задачи: Активизировать речь детей, привлекая их к договариванию и проговариванию песенок и потешек.

Конспект занятия по развитию речи для детей 3–4 лет «Наши игрушки» Конспект занятия по развитию речи для детей 3-4 лет. Тема: «Наши игрушки». Цель: закрепить понятие «игрушки», учить называть игрушку по.

Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.

Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, уточнение словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка, развития связной речи. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи по работе с предлогами включают следующие задачи:

  1. Научить понимать и использовать простые и сложные предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных (простые предлоги: на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, около, возле; сложные предлоги: из-под, из-за).
  2. Выработать представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге как об отдельном служебном слове.
  3. Учить дифференцированно использовать предлоги в речи.
  4. Составление предложных конструкций и простых распространенных предложений с использованием предлогов по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.

Разнообразные игровые задания с предлогами помогают педагогам сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность

Игры с предлогами

I. Игры с кубиками

Оборудование: кубики со схемами предлогов, игрушки, предметные картинки.

Описание кубика. На гранях кубика изображены схемы предлогов.

Фото 1

Вариант кубиков:

  1. Предлоги: В, НА (Приложение 1 )
  2. Предлоги: В, НА, ИЗ (Приложение 2 )
  3. Предлоги: НАД, ПОД (Приложение 3 )
  4. Предлоги: ОТ, К, МЕЖДУ (Приложение 4 )
  5. Предлоги: ИЗ, ИЗ-ЗА (Приложение 5 )
  6. Предлоги: ЗА, ИЗ-ЗА (Приложение 6 )
  7. Предлоги: ИЗ, ИЗ-ПОД (Приложение 7 )

Ход игры:

Дети произносят считалку:

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем кубик мы кидать!

Ребёнок, на котором закончилась считалка, кидает кубик, называет предлог “маленькое слово”, и выполняет инструкцию логопеда.

Инструкция 1:. Назови “маленькое слово”. Придумай предложение про игрушку, в котором будет это “маленькое слово” ….

Инструкция 2: Назови “маленькое слово”. Найди картинку с предложением, в котором есть это “маленькое слово” ….

Примечание: Вариантов заданий для игры могут быть следующими:

– действия с кубиком и игрушкой (мячик, карандаш, кукла и т.д.); выполнить действие по схеме, составить предложение;

– действие с кубиком и предметной картинкой; составить предложение с картинкой и выпавшей схемой;

– действие с кубиком и сюжетной картинкой: продолжить предложение с добавлением предлога (по схеме), показать соответствующую картинку; к картинке подобрать и показать на кубике схему; к выпавшей схеме подобрать картинки.

II. Игра “Чудесные часики

Оборудование: кубики с точками, часики со стрелкой и нарисованными схемами предлогов, игрушки, предметные картинки. (Приложение 8 )

Примечание: Варианты заданий для игры те же, что и в “игре с кубиками”.

Вариант I.

Ведущий кидает кубик с точками и передвигает стрелку на часах на столько делений, сколько точек выпадет на кубике. Когда счет закончен, ведущий останавливает стрелку и составляет предложение с тем предлогом, на котором стрелка остановилась.

Вариант II.

Ведущий закрывает глаза, двигает стрелку на часах. Остальные дети считают до пяти, когда счет закончен, ведущий останавливает стрелку и составляет предложение с тем предлогом, на котором остановилась стрелка.

III. Игра “Четыре картинки

Эту игру можно проводить с одним ребенком и с небольшой группой детей (2-4 человека)

Оборудование: 4 большие карты с изображением сюжетных картинок, 4 большие карты с изображением схем предлогов, 16 маленьких карточек с сюжетными картинками, 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов (Приложение 9 ).

1. “Парные картинки”.

В игре участвуют все маленькие карточки. Ребенок подбирает 2 (сюжет и схему) карточки с одинаковым предлогом.

2. “Лото”

Вариант I.

Ведущий раздает детям карты. Дети рассматривают нарисованные на карте сюжеты. 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов ведущий перемешивает и кладет перед собой. Одну за одной показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карте подходящий сюжет.

Вариант II

Ведущий раздает детям карты. Дети рассматривают нарисованные на карте схемы. 16 маленьких карточек с изображением сюжета ведущий перемешивает и кладет перед собой. Одну за одной показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карте подходящая схема предлога.

Вариант III

Ведущий раздает детям по две карты (одна с изображением сюжетов, другая со схемами). 32 маленькие карточки ведущий перемешивает и кладет перед собой. Одну за одной показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карте подходящее изображение или схема.

Лето – удобное время поработать над ориентировкой в пространстве. Ориентировка в пространстве – навык, базовый (подчёркиваю!) для любого обучения. Это значит: чему бы ребёнок не учился, навык ориентировки в пространстве будет ему помогать.

Именно поэтому он заслуживает большого и особого внимания.

Пространственная ориентировка у дошкольников

Последовательность формирования ориентировки в дошкольном возрасте следующая.

  1. малыш осваивает собственное тело (схему тела);
  2. потом переходит к окружающим предметам – учится выделять их различные стороны: переднюю, тыльную, верхнюю, нижнюю, боковые;
  3. далее учится определять пространственное расположение предметов относительно себя;
  4. к школе осваивает ориентировку на плоскости, проще говоря, тетрадный листок.

Все эти навыки обязательно должны сопровождаться появлением и применением в речи словесных определений пространственных отношений: вперед–назад, вверх–вниз, направо–налево и прочее.

Полезно, чтобы к началу школьного обучения в речи детей появились и правильно применялись ещё 2 группы слов, обозначающих ориентировку в пространстве:

  1. предлоги,
  2. наречия.

Предлоги в картинках

Обучение дошкольника (да и младших школьников) должно быть наглядным. Существует много разных вариантов графического изображения пространственных отношений. Они изображаются в виде карточек-схем.

Предлогов в русском языке много.

Не все они доступны дошкольникам. К школе полезно усвоить две группы.

  1. Предлоги, отражающие многообразные статические пространственные отношения предметов (в том числе и человека).
  2. Предлоги, передающие направление движения либо указывающие местонахождение предмета во время движения.

Предлоги в русском языке первой группы (статические)

Предлоги в русском языке второй группы (на движение)

Работая с предлогами, полезно соотносить карточки-схемы с картинками.

Игры на закрепление предлогов

Наиболее эффективно умение ориентироваться развивается в игре .

Подбери пару

Распечатать предложенные или составить свои наборы. Рассмотреть. Выяснить, что происходит на картинках, почему рядом с картинкой нарисована именно такая карточка-схема. Разрезать, перемешать. Предложить ребёнку выложить карточки-схемы в столбик (мало кто знает как это) и подобрать к каждой из них карточку с сюжетом.

Действие – карточка схема

Возьмите книжку и ручку. Выполняйте следующие манипуляции, а ребёнок называет действие и подбирает карточку-схему. Каждый раз задаём вопросы: "где находится ручка?" и (если уместно) "откуда ручку достанем?"

  1. Ручка на книжке
  2. Ручка под книжкой
  3. Ручка в книжке
  4. Ручка за книжкой (книжку ставим вертикально)
  5. Ручка над книжкой
  6. Ручка справа от книжки. Перемещаем через книжку на левую сторону.
  7. Ручка между книжками

Игра «Сделай по команде»

Взрослый даёт команду, ребёнок выполняет: руки за спиной (откуда руки достанем?), на голове, над головой, за головой (откуда руки достанем?), под подбородком, перед грудью. Голова между ладонями. Достань ухо через голову.

Будет здорово, если дети сами нарисуют простенькие сюжеты на заданный предлог.

Малышам будет интересно посмотреть на видео

Ориентировка в пространстве: наречия

Этого слова пугаются все, кроме логопедов, потому что никто не помнит, что это такое есть. А на самом деле всё очень просто.

Наречия, которые полезно ввести в словарь подготовишек, – это слова, отвечающие на вопросы:

  1. Куда?
  2. Откуда?

«Пространственная» терминология окружает нас повсюду. Поэтому не требуется искать какой-то особый материал для занятий с детьми. Важно только учить детей использовать предлоги и наречия до тех пор, пока они не станут применять их в спонтанной речи. Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

Наталья Мокеева
Речевые игры и упражнения для усвоения предлогов детьми с ОНР (из опыта работы)

Особую актуальность в коррекционной работе с детьми с ОНР по формированию грамматического строя речи и, предложно-падежных конструкций в частности, приобретают речевые игры и упражнения. Общеизвестно, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Большое влияние игра оказывает на развитие речи ребенка. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых обстоятельствах, связях. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи. Описывает предметы, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы. Речевые игры помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребенка.

Проведение коррекционных занятий по совершенствованию грамматического строя речи в форме речевых игр, занимательных заданий, использование элементов соревнования, двигательной активности, делает занятия более интересными и результативными.

Предлагаю Вашему вниманию речевые игры и упражнения, которые помогут детям научиться слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение, пользоваться ими в собственной речи…

«Муха»

Игровое поле. Фишкой ходить по полю по инструкции логопеда «2 клетки влево, 3 клетки вниз, 5 вправо, 4 клетки вверх…т. д.

«Что лишнее?»

Выбрать лишнюю картинку:

«Яблоко на дереве; чашка на столе; бабочка на цветке; котенок под стулом».

«Гусеница под листком; мышонок под столом; жук под корзиной; бабочка над цветком»…

«Кубик»

Составить предложение с выпавшим предлогом (по схеме предлога).

«Поезд»

В разных вагонах - разные предлоги, можно составить предложения с предлогами: В НА ПОД…

Составление предложений с предлогами по опорным картинкам.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

«Исправь ошибку»

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепешки.

Овечки в речке, караси у печки.

Под столом портрет, над столом табурет.

«Будь внимательным!»

Логопед произносит предложение, дети называют только маленькое слово.

Миша кладет ложку в стакан.

Миша берет ложку из стакана.

Посуда стоит на подносе.

Бабочка слетела с ромашки.

Работа с сигнальными карточками.

Поднять карточку, если услышите предлог ПО:

Мы прошлись по зоопарку

Там кормили сторожа

Крокодила, антилопу и моржа

Мы вернулись на трамвае,

Привезли домой сирень

Шли по лестнице хромая-

Так устали в этот день.

С. Маршак «Хороший день»

«Дополни»

Дополнить предложение с опорой на картинки.

Машины едут… (по дороге)

Покупатели вышли… (из магазина)

Солнце спряталось… (за тучи).

Мальчик входит… (в автобус).

Мама поставила книги (на полку).

«Скажи наоборот»

Взрослый называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик. - Мальчик взял мяч из ящика.

Девочка налила воду в графин. - …

Мама положила яблоки на стол. - …

Машина подъехала к дому. - …

«Слова перепутались»

Составить предложение из заданных слов:

Картошка, расти, огород, в.

Клубника, тарелка, лежать, на.

Автобус, остановка, подъехать, к.

Яблоко, лежать, яблоня, под.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Играйте с детьми в речевые игры» К пяти годам становится возможным узнавание звука в слове,а так же подбор слов с заданным звуком,то есть развиваются простейшие формы звукового.

«Работа в группах компенсирующей направленности с детьми с ОНР» (из опыта работы) Я работаю в 2 группах компенсирующей направленности с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. А отставание речевого развития нередко.

Игры и упражнения для гиперактивных детей 5–6 лет Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственна двигательная.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности.

Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в условиях общеобразовательного класса (консультация для педагогов) Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,.

Игра легко изготавливается и позволяет разнообразить педагогическую копилку воспитателя. Задачи игры: продолжать обучать детей связному.

"Домик для слова" Цель игры: научить ребёнка определять первый и последний звуки слова и количество слогов в слове. Оборудование: заламинированный.