Домой / Загородный дом / Значение иоанн (святой, епископ готский) в краткой биографической энциклопедии. Святитель иоанн готский, епископ крымской готии

Значение иоанн (святой, епископ готский) в краткой биографической энциклопедии. Святитель иоанн готский, епископ крымской готии

Епископ Иоанн I Ростовский (Владимирский)

Иоанн – епископ Ростовский (с 1190 по 1213 гг.), автор Поучения в неделю цветную.
Иоанн с 1190 г. по 1213 г. носил титул Ростовского, Суздальского и Владимирского.

Имя Иоанна I во многом связано с установлением культа епископа Леонтия, чьи мощи были обнаружены в Ростове в 1164 г. Считается, что именно он ввел празднование обретения мощей Леонтия в 1190 г, и он же написал канон Леонтию, помещенный в Минее (встречается и отдельно в рукописных сборниках, напр., ГПБ, собр. Титова, № 241 (1962), л. 90: «Канон святителю Леонтию Ростовскому, творение Иоанна епископа»).
Мощи св. Леонтия открыты 23 мая 1164 года. Когда копали рвы для нового соборного храма, говорить известие: «нашли гроб, покрытый двумя досками; в недоумении открыли гроб и увидели лице (Леонтия),- светящееся славою; ризы на нем как вчера надетые; столько лет минуло и не изменилось священное тело его. В руке держал он свиток, на котором написаны были пресвитеры и диаконы, поставленные его рукою». Празднование св. Леонтию в день открытия мощей его установлено Иоанном, епископом Ростовским, с благословения митрополита Феодора.

Летопись сообщает о строительной деятельности Иоанна I.
В 1194 г. Епископ Иоанн украсил отремонтированный Суздальский Рождественский собор вставкой в его фасад большого белокаменного закладного креста с высеченной надписью «похвалой кресту».
Возможно, при кн. Юрии Долгоруком был заново сложен из туфа Успенский собор, перестраивавшийся в сентябре 1194 г. При восстановлении собора еп. Иоанн «не ища мастеров от немец, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и своих - иных олову лияти, иных крыти, иных извистью белити» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 411). По мнению М. Н. Тихомирова, сообщение летописи «указывает на существование в Суздале ремесленных слободок, зависевших от соборного клира и епископа» (Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956. С. 398).
В 40-45 м. к северу от колокольни Успенского собора Владимира под землей лежат открытые в 1936-1937 гг. остатки белокаменных укреплений владимирского детинца, сооруженных Всеволодом III и епископом Иоанном в 1194-1196 гг. и отрезавших от города их дворы и дворцы.
Ворота детинца были уменьшенной и упрощенной копией Золотых ворот. В их широкой западной стене шла лестница на верхнюю боевую площадку, в центре которой стояла маленькая надвратная епископская каменная церковь Иоакима и Анны построенна двумя годами позже закладки детинца, в 1196 г., епископом Иоанном.
Которая вскоре и освящается. Лаврентьевская и Воскресенская летописи сообщают, что эта церковь была поставлена «на воротех святое Богородици», т. е. на воротах Успенского собора. По позднейшему житию владимирского князя Георгия Всеволодовича, епископ Иоанн заложил эту церковь «на своем дворе». Таким образом выясняется, что ворота детинца с надвратной церковью Иоакима и Анны были в то же время воротами, ведшими к епископскому собору.
Рядом с Успенским собором размещались епископский двор (1158-1160) с церковью Иоанна Предтечи (1194) и княжеский каменный дворцовый комплекс (1195-1196). Княжеский дворец был связан переходами с белокаменными лестничными башнями Дмитриевского собора (1195).
При нём закладывается, обновляется, освящается ряд церквей во Владимире и Суздале; в этой связи летописец отмечает: «отверъзени бо бесте ему очи сердечней от бога на церковную вещь, еже пещися ею яко пастуху, а не наемнику».
В 1196 г. Иоанн венчал во Владимире князя Константина Всеволодовича .
В 1211 г. Иоанн I венчает сына Всеволода,князя Юрия , а в 1212 г. погребает великого князя Всеволода . Со смертью Всеволода завершилась и карьера Иоанна I.
В кон. 1213 г. владимирцы во главе с кн. Юрием лишили свт. Иоанна кафедры («изгнаша из епископства»), архиерей «отписася епископии всея земля Ростовьскыя». Иоанн оставляет епископию и постригается в Боголюбском монастыре , а затем, по-видимому, уходит в Суздаль, в Козмодемьянский монастырь .

10 ноября 1214 г. во епископа Ростовского, Переяславского, Угличского и Ярославского был хиротонисан Пахомий (1214 - 1216 гг.), духовник кн. Константина Всеволодовича . В 1214 (1215) г. епископом Суздальским и Владимирским был поставлен игум. владимирского Рождество-Богородицкого монастыря св. Симон Печерский .

Память

- 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых .
- 17/30 января - день преставления Иоанна I.

В Вознесенской церкви г. Ростова, Ярославской епархии, хранится замечательная икона Ростовских святых чудотворцев, между которыми находится святитель Иоанн. Вероятно, это был Иоанн I.

Князь Всеволод III Большое Гнездо . 1176-1212 гг. - великий князь владимирский.
Епископ Иоанн I Ростовский
Князь Константин Всеволодович . 1216-1219 гг. великий князь владимирский.
Князь Юрий II Всеволодович . 1212-1216 гг. и 1219-1238 гг. - великий князь владимирский.
Святитель Симон Печерский епископ Владимирский . ум. 1226 г.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

В истории человечества встречаются такие личности, которые, не­когда появившись, проходят затем через века, через доступную нашему умственному взору смену эпох и поколений. Такие люди - поистине вечные спутники человечества. Речь может идти о политических и го­сударственных деятелях, о представителях науки, культуры и искусства, об ощутимом вкладе, внесенном ими в развитие человеческого обще­ства, его материального и духовного бытия. К числу таких вечных спут­ников человечества принадлежит Иоанн Готский.

Актуальность данной статьи обусловлена, с одной стороны, боль­шим интересом к теме, с другой стороны, ее недостаточной разрабо­танностью. Кто же этот человек и за какие заслуги он был причислен православной церковью к лику святых? О его жизни и деятельности мы в основном знаем из «Жития Иоанна Готского». До наших дней до­шли три варианта «Жития»: вариант 1 содержится в греческом синак­сарии, один из которых находится в Оксфордской церкви в Велико­британии; вариант 2 содержится в синаксарии Константинопольской церкви; вариант 3 - наиболее полный, так как содержит в себе текст жития вмести с чудесами преподобного Иоанна, есть как в ватиканской рукописи X ст., так и в афонской рукописи XI ст. Житие повествует о событиях и процессах, протекавших на территории южного Крыма во второй половине VIII в. Этот источник дает нам широкую панораму социально-политической и идеологической жизни Таврики в то время.

В первую очередь это касается представления о времени образова­ния Готской епархии, об идеологических приоритетах местных светских и церковных властей в период иконоборческих споров, о характере и степени византийского влияния в Крыму, о византийско-хазарских от­ношениях на полуострове. Кроме того, «Житие Иоанна Готского» со­держит важные сведения по истории Византии иконоборческого пери­ода. Жизнь и деятельность епископа Иоанна чтилась и при его земной жизни, и после упокоения святого. Время позволяет теперь взглянуть на Иоанна Готского с более чем тысячелетнего расстояния, увидеть его преобразования, личный вклад в строительство государства Крымской Готии, развития Крыма, борьбу за свою веру, укрепление его позиций, его славы, что актуально в наши дни. Что же это за личность? Кто этот человек?

Иоанн родился приблизительно в 720 году, в Партените (на южном берегу Крыма). Всю свою жизнь Иоанн посвятил служению Богу и вско­ре стал одним из авторитетных священников Херсонской епархии. При­мерно в двадцатилетнем возрасте постригся в монахи и до самой смерти служил Богу, людям и родной земле. В середине VIII ст. (751–753 гг.) Ио­анн осуществил поездку в Иерусалим, где обучался православию и имел беседы с иерусалимским патриархом. В 754–755 гг. тогдашний епископ готский после знаменитого собора стал Константином, митрополитом столицы Гераклеи Фракийской.

Жители Готии, оставаясь искренними православными, выдвинули во владыки преподобного Иоанна и отправили его принимать освяще­ние не в Византию, а в Иверию (современную Грузию), потому что офи­циально Константинополь отказал Иоанну от вступления в епископы, тем более что тогда иконоборчество было в самом разгаре. А в Иверию потому, что тамошний католикос был горячим сторонником традици­онных взглядов. Освящение произошло в Мцхети - столице Иверии, в соборе Святых Апостолов (Св. Петра и Павла), где-то в 756–757 гг. Като­ликос Картли Иоанн III посвятил Иоанна Готского в епископы, дальше Иоанн Готский активно выступал против иконоборчества, за сохране­ние единства христианства. Историки в связи с этим сделали вывод, что Таврика стала во времена Иоанна приютом для многих гонимых иконо­борцами, что оказало существенное влияние на укрепление и обогаще­ние христианской церкви на территории тогдашней Украины, распро­странение православия среди многих ее этнических сообществ.

Про авторитет преподобного Иоанна в православном мире свиде­тельствует поездка его в Константинополь. Его пригласила регентша Ирина, которая правила Византией за своего малолетнего сына Кон­стантина IV, для личной консультации, для «откровенного разговора» о значимости святых икон. Это значит, что Иоанн Готский и вся Готия принимали участие в этом процессе. Видимо, еще одной из задач этого визита было стать архиепископом. Эта часть его миссии не была выпол­нена. Вскоре после этого в Константинополе началась активная подго­товка к проведению Вселенского собора, но в «Житии» нет ни малейше­го намека на участие в этом процессе Иоанна Готского. Это закономерно, поскольку императорский двор, режим Византии, поменял ориентацию, он уже выступает за иконоборчество. Не случайно союз императрицы Ирины со сторонниками этого направления означал проведение VII Вселенского Никейского собора в 787 г., на котором уже было приго­ворено иконоборчество, а сторонники должны были подписать отрече­ние от своих нынешних позиций. Борьба с иконоборцами длилась еще полстолетия. Только 843 г. - год окончательной ликвидации иконобо­черства. Но епископ Иоанн прославился не только благодаря борьбе за чистое православие. Тексты «Жития» характеризуют его выдающуюся роль в борьбе Таврики за свободу против Хазарского каганата.

Он возглавил борьбу жителей против оккупационных войск хазар, вместе со всеми выгнал их гарнизоны из крепости-столицы города До­рос, продолжал борьбу за освобождение земли, перевалов. В историю это событие вошло под названием «Восстание Иоанна Готского» 784–786 гг., то есть выступление светских и церковных кругов Готии против ха­зар. Вот что об этом говорит источник: «А преподобный епископ Иоанн, после этого, вместе со своим народом (паствою) выдан был властителям хазарским, потому что он вошел в соглашение (заговор) с господином Готии и его властями и всем его народом, чтобы не владели страной их вышеназванные хазары. Ибо хаган пославши занял крепость их, назы­ваемую Дорос (совр. Мангуп), и поставил в ней вооруженных стражей. Их-то и выгнал преподобный вместе со своим народом и завладел Кли­сурами (горными проходами, вероятно перекрытыми длинными стена­ми, построенными при Юстиниане I)... Видя, что архиерей предан одним селением, они прибегли к хагану, и он хоть и оказал пощаду господину Готии, но семнадцать рабов, ни в чем неповинных, казнил. А преподоб­ный, заключенный под стражу, получил возможность спастись бегством и переправился в Амастриду, христолюбивый город» .

Ситуация, описанная в источнике, могла сложиться только при ус­ловии изменения отношений между хазарами и Византией. Поэтому ру­ководители выступления и были выданы хазарам «одним селением», то есть собственными подданными. Владыка потом был захвачен кагана­том, они были поражены личностью преподобного, но не отпустили его, а приказали замкнуть в тюрьме крепости Фуллы (еврейская крепость). Оттуда епископ сбежал с помощью коменданта тюрьмы. Почему комен­дант помог Иоанну Готскому? Иоанн вылечил его сына. Мальчик не мог ходить, а Иоанн благодаря одному прикосновению вылечил его. Он при­был в Амастриду, где жил в 787–791 гг. и умер. Останки Иоанна были отправлены на родину, куда прибыли 29 июня 791 года. Там они были похоронены в партенитском монастыре Святых Апостолов. «Положив его во гроб, Георгий, святейший епископ Амастриды, и весь его город сопровождали его, Иоанна, до судна со свечами и фимиамом. И так он был переправлен в свой монастырь, названный в честь Святых Апосто­лов, в Парфенитах, и там был погребен.

Произошло и некое чудо в особенной скорости его переправы. Ибо упокоился он двадцать шестого числа июня месяца, и, отплыв двадцать седьмого, двадцать девятого поспел ко всенощной в монастырь Святых Апостолов» . Епископ Иоанн известен и как целитель болезней. Опи­сание таких чудес тоже есть в его «Житии». «Житие Иоанна Готского», несомненно, самый яркий и часто цитируемый источник по истории раннесредневекового Крыма. Однако первоначальная версия «Жития» не сохранилась.

Святой Иоанн Готский - фигура мировой истории. Он - пламенный оратор, обладавший даром убеждения. Именно он убедил иконоборца па­триарха константинопольского Павла удалиться из патриархии. Памят­ники или места, связанные с деятельностью св. Иоанна Готского, имеют мировое значение. Он сыграл важную роль в развитии веры, государства, политической деятельности. Иоанн - великий патриот, политик, деятель, епископ. В каждом периоде истории человечества мы слышим об Иоанне. Но в период Средневековья мы слышим об одном - об Иоанне Готском.

Богдан В.Г. Украина, г. Донецк

Святитель ИОАНН ГОТСКИЙ

Святитель Иоанн Готский был епископом Крымской Готии, простиравшей свои впадения от устья реки Качи на юго-западе до Караби-яйлы на юго-востоке Таврики. Будущий святитель родился в 20-е годы VIII века. У его родителей Льва и Фотины долго не было детей, они слезно молились о рождении ребенка и обещали посвятить его служению Богу.

Начало деятельности Иоанна в роли священнослужителя совпало с завоеванием Горного Крыма хазарами, а в Византии в это время начинались гонения на почитателей икон.

Епископ Крымской Готии, предшественник святого Иоанна, за согласие с иконоборческой ересью был возведен в митрополиты и направлен императором Константином V в богатую Фракийскую Гераклею. Православные Готии предлагают в епископы Иоанна, уроженца Партенита. Узнав об этом и понимая, что здесь рукоположение для него невозможно, будущий архипастырь направляется в Иерусалим, где проводит три года. По возвращении со Святой Земли он направляется в Грузию, сохранившуюся от распространения иконоборчества, где и рукополагается во епископы.

После смерти императоров-иконоборцев во главе византийского правительства оказалась вдова Льва IV Ирина. Святитель Иоанн Готский посылает императрице свиток с изложением веры: изречениями из Библии и святых отцов об иконах, честных мощах и заступлении севятых, а затем и сам по ее приглашению прибывает в Константинополь. Здесь он активно проповедует принятие икон и призывает к официальному восстановлению иконопочитания.


Вскоре святитель Иоанн возвращается в Таврику, где разделяет со своим народом скорби и лишения от хазар, захвативших земли Готии. В 787 году в Готии, находившейся под властью хазар, вспыхнуло народное восстание, поддержанное светским правителем области. Иоанн был одним из инициаторов заговора и активно участвовал в нем. Хазарский гарнизон был изгнан из столицы области - Дороса (Мангупа). Но хазарский каган вскоре опять овладел городом. Иоанн был выдан хазарам. Каган сохранил ему жизнь и заключил в тюрьму в Фуллах. Оттуда Иоанн бежал и, скрываясь от преследования язычников, архиепископ на четыре года удаляется в город Амастриду (ныне город Амасра в Турции).

В 787 году в Никее был созван собор, который получил название VII Вселенского. Иконоборчество было осуждено, а иконоборческие епископы отказались от своих убеждений. Сам Иоанн Готский на Никейском соборе не присутствовал. За него подписался монах Кирилл: «представитель Иоанна, епископа Готов».

Узнав о смерти хазарского правителя, нарушившего когда-то мирную жизнь Готии, святитель сказал: «И я, братия мои, отхожу по истечении сорока дней судиться с гонителем моим пред Судиею и Богом». И действительно, через сорок дней, 26 июня 790 года, он тихо скончался. Тело владыки епископ Амастридский Георгий и горожане со всей торжественностью погрузили на корабль и отправили в . Здесь святого погребли в основанном им монастыре святых апостолов Петра и Павла.


В 60-е годы XIX века в обнаружили древнюю христианскую базилику со строительной надписью 1427 года:

«Этот всечестный и божественный храм святых, славных и первоверховных апостолов Петра и Павла был построен с основания в давние времена иже во святых отцом нашим, архиепископом города Феодоро и всей Готии Иоанном Исповедником, ныне же возобновлен, как он зрится, митрополитом города Феодоро и всей Готии кир Дамианом в леть 6936 индикта 6-го (1427 г.), в десятый день сентября».

Позднее этот храм был почти полностью раскопан известным русским археологом Н.И. Репниковым, однако мощи святителя обретены не были.

По другой версии тело погребено в парфенонском монастыре - нынешнем святого Георгия, близ мыса Фиолент, что возле Балаклавы.

Через Партенит протекает река святителя Иоанна Готского, имеющая много имен: Аян-Узень, Ай-Ян-Дере, Аян, Аян-Дере, просто Узень. В долине этой реки существует еще не менее десяти водных источников, прославляющих имя партенитского подвижника.

Епископ Иоанн (?, Партенит - между 788 и 802-807, Амастрида) - религиозный и политический деятель Крымской Готии, епископ Готский, православный святой.

Биография

Иоанн Готский (Готфский) родился в I половине VIII века в торжище Партениты (ныне поселок Партенит, Алуштинского горсовета) в семье Льва и Фотины. Дед его по отцовской линии происходил из «фемы Армениаков» в Малой Азии, где служил копьеносцем. Вероятно, малую родину предков Иоанна следует отождествлять с современным селением Вона у мыса Чам близ города Орду в Анатолии. По этнической принадлежности они были, скорее всего, греками, а в Крым переселились из-за неспокойной ситуации на родине. Его мать, Фотина, ещё до рождения сына дала обет посвятить его служению Богу, таким образом, Иоанн «выбрал себе жизнь подвижническую с самой почти колыбели, словом и делом совершив всякую добродетель» .

В 754 году, когда Готский епископ, из желания угодить императору Константину Копрониму, подписал определения иконоборческого собора в Константинополе и в награду за это был назначен митрополитом Гераклей Фракийской, жители Готии на место отступника избрали Иоанна. Иоанн отправился в Иерусалим, где провёл три года, а затем в Грузию, получив там ок. 758 посвящение в епископы. Затем вернулся на родину. После смерти императора-иконоборца Льва IV в 780 году посетил Константинополь и беседовал там с императрицей Ириной о правой вере. На Втором Никейском соборе 787, закрепившем победу иконопочитателей, лично не присутствовал, прислав своего представителя монаха Кирилла.

В 787 году в Готии, находившейся под властью хазар, вспыхнуло народное восстание, поддержанное светским правителем области. Иоанн был одним из инициаторов заговора и активно участвовал в нём. Хазарский гарнизон был изгнан из столицы области - Дороса, и восставшие захватили горные проходы, ведущие в страну. Но хазарский каган вскоре опять овладел городом. Иоанн был выдан хазарам. Каган сохранил ему жизнь и заключил в тюрьму в Фуллах. Оттуда Иоанн бежал в Амастриду, на противоположном берегу Чёрного моря, где умер спустя четыре года. Тело епископа было перевезено на родину и погребено в парфенонском монастыре - нынешнем святого Георгия, близ мыса Фиолент, что возле Балаклавы.

По другой версии тело его было перевезено в Партенит и погребено на горе Аю-Даг, в храме Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Этот храм по преданию был возведен по инициативе Иоанна.

Канонизирован Церковью в лике святителей. День памяти 26 июня (9 июля по новому стилю). Сохранился греческий текст его жития, написанного между 815 и 842.

Единственный храм на весь Московский Патриархат, освященный в его честь, находится в Партените, на подворье Косьмо-Дамиановского монастыря (верхний его придел освящен в честь иконы Богородицы „Всецарица“).