Домой / Загородный дом / В каком веке появились струги и ладьи. Речная старина. Парусно-гребной фрегат «Апостол Петр»

В каком веке появились струги и ладьи. Речная старина. Парусно-гребной фрегат «Апостол Петр»

Еще на начальных этапах своего этнического формирования восточное славянство освоило водную стихию. Умение переправляться через реки и озера восходит к тому периоду времени, когда еще не существовало ни славянских языков, ни самих славян, а плавали лишь предшественники восточных славян времен мезолита и неолита. Нет никакого сомнения в том, что славяне являются народом морским. Не случайно в источниках, впервые упоминающих о славянах, которые были жителями берегов реки Вислы и побережья Балтийского моря и их называли венеды.

О венедах упоминали и в Германии, в Греции, а обитали они к северу от Карпат до Балтийского моря («Венедского залива»). С течением времени большинство индоевропейских, и в том числе славянских племен, по рекам дошли до всех морей Европы и освоили их берега, а часть племен по суше вышла к побережью. В этот период слово «море» стало обозначать во всех почти без исключения индоевропейских языках «большое пространство горько-соленых вод». Останки погребений в ладьях найдены при археологических раскопках. Из этого вытекает, что ладья была древнейшим средством передвижения у славян.

В славянских языках понятие «судно » обозначалось словом «корабь», потому что некогда в очень отдаленные времена, суда действительно представляли собой лодки, сделанные из коры. Погребальные обычаи восточных славян свидетельствуют о чрезвычайной древности лодки в качестве средства передвижения, которое по обычаю могло доставить покойного в загробный мир. «Корабь» был сделан из гибких прутьев (ивы) и был обшит корой, а затем и кожей. Внешне он напоминал пироги индейцев и каяки эскимосов. Судно было чрезвычайно легким, удобным при переноске через бесчисленные «волоки» к морям, быстрым на ходу, но слабоустойчивым, маловместимым, не прочным и почти непригодным для плавания в открытом море.

лодка-однодеревка

Гораздо более совершенным типом судна была лодка-однодеревка . Это был огромный древесный столб, выдолбленный внутри и обтесанный. И вмещал сравнительно большое количество людей и груза, но все же не очень вместительный и малоустойчивый. Такие долбленки - однодеревки в первоначальном своем виде длительное время сохранялись в качестве речных судов , особенно на реках и озерах, но на море они в скором времени уступили свое место судам другого типа.

Объединение Новгорода и Киева в единое государство, которое летопись связала с именем и деятельностью Олега, имело очень большое значение для государства, в том числе и мореплавания. В начале X века князь Олег предпринял поход на кораблях на Византию и исключительный успех, которого объясняется тем, что князю удалось сплотить силы Руси и укрепить формирующуюся русскую государственность. В 907 году был подписан договор князя Олега с Византией. Это было не просто соглашение, а юридическое оформление длительных отношений цивилизованного могущественного государства с юной, сильной, воинственной, стремящейся к непрерывному расширению державой, мечом прокладывающей себе путь в ряду сильнейших и влиятельнейших государств мира. Такие же живые связи установились с государствами Каспийского и Черного морей из других центров Руси.

«набойная ладья» славянских народов

Следующим изменением судна была «набойная ладья » получившая название моноксила. Надводная часть такой ладьи увеличивалась нашивкой к бортам колоды путем «набоя» досок одна на другую, что значительно увеличило размеры, грузоподъемность и остойчивость корабля . Форма судна зависела целиком от желания судостроителей. Со временем получила название «ладья морская».

Судостроительное искусство на Руси непрерывно совершенствовалось. Ладьи имели по два руля - весла, одно на корме и одно на носу, что давало возможность, не разворачиваясь идти передним или задним ходом. Гребцы были укрыты дощатой палубой, которая одновременно служила помостом для облеченных в броню и обстреливающих неприятеля воинов. Паруса выполняли вспомогательную роль, их ставили при попутном ветре.

ладья славян

Это было первое . Оно вмещало от 40 до 60 человек и кроме этого в них размещалось оружие, одежда, пища и пресная вода.

Строительство простых судов было доступно каждому, умевшему обращаться с топором, но совершенствование русских судов привело к выделению специалистов кораблестроителей.

Так как же строилось древнерусское судно во времена князя Олега. В лесу выбиралось огромное дерево: осина, дуб, липа. Срубив его, плотники путем обтесания, долбления и выжигания обрабатывали колоду, придавая при этом некую форму. Затем колоду распаривали и разделывали кольями для придачи характерной формы и размеров ладьи . Операция эта требовала большого количества времени. Был и другой способ приготовления такой колоды, требовавший от двух до пяти лет. Он заключался в том, что в дереве еще на корню делалась трещина, которая постепенно расширялась путем вбивания клиньев и распорок, а когда дерево принимало соответствующую форму его срубали, и мягкий податливый материал окончательно отделывался топорами.

Легкость, подвижность и быстроходность славянских судов диктовали и соответствующую тактику на море. В бою славяне стремились разгромить врага, используя момент внезапности. Они молниеносно нападали, пытаясь сойтись борт о борт, взять врага на абордаж, при неудаче быстро отходили, рассыпаясь по морю и стараясь ускользнуть от преследования. Война велась всеми средствами.

В области судостроительного мастерства Киевская Русь шла своим самобытным путем, придавая ему навыки и опыт, создавая оригинальные и своеобразную морскую тактику, эффективную, живучую, унаследованную в модифицированном виде и казаками XVI - XVII, и галерным флотом Петра, превзойдя многие народы в области судостроения, как по качеству так и по количеству судов .

(д. Тимохино-д. Хламово (правый берег), д. Порог-д. Старостино (левый берег)

Работу выполнила: Смирнова Юлия Викторовна

ученица 7 класса Барановской школы Кадуйского района,

Научный руководитель: Борисова Галина Геннадьевна,

учитель Барановской школы

Вологодская область, Кадуйский район, д. Барановская.

Введение

Топонимика - это язык Земли,
а Земля есть книга,
где история человеческая записывается
в географической номенклатуре.
Н. И. Надеждин.

Любой человек может назвать десятки и даже сотни известных ему географических названий. Это названия больших городов и маленьких поселков, названия заводей и ручьёв, улиц и переулков, проспектов и площадей, морей и озер. Каждая горная гряда, долина или овраг, лес или просека имеют свое название.

Все географические названия именуются топонимами, а наука, которая их изучает, — топонимикой. В основе этого термина лежат греческие слова: топос - место и онима - имя.

У каждого населённого пункта своя система микротопонимов, причём все компоненты микросистемы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но для чего же эти названия изучаются? Прежде всего, потому, что практически все географические названия связаны с историей края и страны. Часто в составе топонимов сохраняются такие слова, которые сейчас уже исчезли из русского языка или активно не употребляются. Другие названия могут рассказать о древних обычаях, о том, чем занимались и чем жили наши предки. Из названий можно узнать и о том, какова была природа той или иной местности в прошлые века, какие здесь росли деревья и травы, какие звери и птицы водились в лесу. Часто топонимику называют «языком земли», и это очень верное определение, потому что зачастую только из географических названий мы узнаем о тех народах, которые жили до нас в те далекие времена, чем они занимались, с кем воевали и с кем дружили. Известный историк Н. И. Надеждин считал, что изучение истории должно начинаться с географической карты. Наверное, поэтому темой для работы мы выбрали топонимию правобережья и левобережья реки Суды. В 2007-2008 учебном году ученицей нашей школы изучалась история монастырских сёл Танищи. В качестве продолжения исследования мы выбрали изучение топонимики правобережья и левобережья реки Суда (исторически эти места, несколько условно, совпадают с границами Танищ). Объектом исследования стали названия деревень, заводей, ручьёв, ягодных, грибных мест, покосов, хуторов по берегам реки Суды или на некотором расстоянии от неё.

Мы выдвинули следующую гипотезу: изучение топонимики правобережья и левобережья реки Суда позволит лучше узнать историю родного края.

Глава I. Что такое топонимика. Виды топонимов

В начале исследования мы решили определиться с терминами. Для этого мы

взяли словари и справочники, поработали в Интернете в свободной энциклопедии Википедия (2). . Г. Матюшин в археологическом словаре даёт определению понятию топонимика. . Топонимика (от др. греч. "топос" - место, местность и "онома" - имя) - наука, которая занимается выяснением происхождения и развития географических названий. Совокупность топонимов (той или иной области) называется топонимией.

Этимология-раздел науки о языке, в котором изучается происхождение слов.

Также мы узнали и виды топонимов, которые нам могли встретиться при проведении исследования:

. микротопонимы (скала Парус, ручей Трех Туристов, Марьина пожня, Сенькин покос);

. названия населенных мест — ойконимы (город Псков, деревня Опалиха);

. названия внутригородских объектов — урбанонимы (проспект Вернадского, улица Волхонка, Бобров переулок, магазин "Три толстяка").

. Антропоним - имя, фамилия, прозвище людей. Антропотопонимы - это названия, основу которых составляют имена (Ивановка, Вашингтон и т.п.

. Гидроним - собственное название реки, озера, ручья, болота, источника, колодца. Иногда различают пелагонимы - названия морей, лимнонимы - названия озер, потамонимы - рек, гелонимы - болот.

. Детопонимизация - превращение собственного географического названия в нарицательное (город Бостон, ткань бостон, государство Панама и шляпа панама, город во Франции Тюль и ткань для занавесок - тюль и т.д.

. Ороним - собственное название гор, холмов, гряд, межгорных котловин, ущелий и других орографических объектов.

Первичный топоним - исходное, наиболее древнее географическое название, от которого со временем происходят идентичные, но уже вторичные названия других объектов. Имя реки Москвы дало вторичные названия городу Москве, Московской области и т.

. Спелеоним - собственное название пещер.

. Топоним - всякое собственное географическое название.

По степени известности географического объекта различают микротопонимы (10) (топонимы, которые известны узкому кругу людей). В задачу нашего исследования входил сбор и микротопонимов.

Глава II

Из истории топонимов Кадуйского района

Изучив доступные нам материалы, мы увидели, что топонимика Кадуйского района мало изучена. Изучением топонимов активно занимаются Андогской школе.

Имена местам дают люди. Историки утверждают, что впервые такая необходимость возникла тогда, когда наша местность стала заселяться людьми с одинаковым языкам. На территории нашего района изначально поселились племена под названием весь. По облику, по языку они были близки к финнам, карелам. Они и создали первый слой топонимов, некоторые из них дожили и нашего времени. По подсчетам, в свое время сделанным краеведом А.Г. Юковым (7), примерно в 10% имён наших населенных пунктов сохранились корни слов, идущие от веси: Кадуй, Уйта, Нежбуй, Ишкобой, Солохта, Пелемень (всего их свыше двадцати). Среди названий рек процент корней, идущих от веси, значительно больше: Суда, Андога, Казара, Кумсара, Сивец, Ингобой. С десятого века наши места усиленно заселяются словенами, и начинают укореняться славянские названия. За десять веков славяно-русского периода славяно-русские топонимы стали преобладающими - почти 90% всех названий. А топонимия рек существенно за это время не изменилась. Со славянской древностью связаны названия Смердяч, Селище, Чурово, Чудиново, Раменье. Поселения, расположенные по берега рек и укрепленные валом и тыном, назывались Селищами и Городищами. Тогда еще помнили и почитали языческих богов, вроде "чура", "чудина - чудища Новые деревни люди называют по реке или по положению относительно её. Часто деревни называли по особенностям места, на котором она основана: Горка (в районе несколько деревень с таким названием), Холмища, Дубравное, Заозерье (за озером), Замошье (за мхом), Глухое (в глухомани), Заказарье (за рекой Казарой). Есть в районе населенные пункты, топонимы которых основаны на фамилии первых поселенцев: Бобровка (Бобровы), Васильевская (Васильевы), Ивановская (Ивановы). Починок (Починков в районе тоже несколько - Горелый Починок, Вахонин Починок). Есть деревни, которые получили свой топоним по древнему промыслу. В наших местах строились барки. Для них нужны веревки, канаты, конопатка. Видимо, бережливые наши предки не хотели на это тратить лён, а возились с вахонью. Зимами целые деревни занимались этим промыслом, вот и "прилип" этот корень "вахонь" к названию деревень Вахонькино и Вахонин Починок. Деревня Ковалёво - топоним также по древнему промыслу ковалей. Около 20% топонимов деревень связано с именами людей: Кузьминка, Тимохино, Спирютино, Фадеево.

Большинство деревень Барановского поселения находятся по берегу реки Суда.или же на некотором отдалении от неё. История этих поселений многовековая.

Глава III

Из истории мест сбора топонимов

Место сбор топонимов мы ограничили таким образом: от деревни Тимохино до деревни Хламово -по правому берегу реки; от деревни Порог до деревни Старостино по левому берегу реки. . В 16 веке поселения входили в комплекс Танищи. В 16 веке Танищи делились на Танищи Кирилловские и Танищи Троицкие, принадлежавшие с 50-бО-х годов XVI века соответственно Кирилло-Белозерскому и Троице-Сергиеву монастырям. Села эти находились на левом и правом, низинном и песчаном, берегу реки Суды Данный комплекс Троице-Сергиев монастырь получил в 1557-1558 году по вкладам пяти братьев Кривоборских (1, 128). На карте Кадуйского района можно увидеть сохранившиеся сёла некогда обширного комплекса: Тырпец, Порог, Шигодские, Бережок, Турпал, Рыконец, Крюково, Осека, Тарасовская, Заручевье, Семёновская. Селения раскинулись по берегу Суды примерно на 26 километров. На протяжении времени деревни меняли принадлежность, но названия и местоположения деревень в основном сохранились. Многие названия деревень сохранились в изначальном виде или претерпели небольшие изменения. Некоторые деревни исчезли, но остались в памяти людей названия мест. Мы решили сравнить количество деревень в разные периоды, проанализировать происхождение названий.

М. С. Черкасова в статье «Население монастырской деревни Кадуйского края в конце 16 начале 18 веков» пишет, что наиболее древний документ по истории Танищ-грамота князей Кривоборских Троице-Сергиеву монастырю 1550 годов (5, 111). Грамота показывает интенсивное земледельческое освоение среднего течения Суды. В грамоте названа 21 деревня, прилегающая к селу Танищи. Среди названных деревень мы узнали такие, о которых не сохранилось никакого следа: Рогулева, Горбачевская, Толстиковская, Ореховская, Бородино. М. С. Черкасова описывает, что в дальнейшем число деревень сокращается, часть их превращается в пустоши или исчезает. Дозорная книга 1613 года отметила 15 живущих деревень. В 17 веке происходит восстановление некоторых деревень. Так возродилась пустошь Веретея (5, 112). Переписная книга 1678 года показывает 17 живущих деревень. М. С. Черкасова отмечает, что процессы запустения и возрождения деревень никогда не прекращались (5, 114). Действительно, и в наши дни мы видим, как исчезают некоторые деревни, и происходит образование новых..

Мы проанализировали карту 18 века и списки административно-территориального деления Вологодской области на 1 января 1973 года (4, 115).

Анализ показал, что в названиях деревень произошли изменения, многие деревни исчезли.

Глава IY. Топонимы правобережья и левобережья Суды

Итак, деревни комплекса Танищи располагались на берегах реки Суда. В 16 веке деревни принадлежали двум монастырям: Кирилло-Белозерскому и Троице-Сергиеву. Соответственно каждый монастырь владел разными деревнями. А центральные деревни назывались соответственно:Танищи Троицкие, Танищи Кирилловские (6, 16). До сих пор сохранились многие деревни этого комплекса.

Представил для нас интерес происхождение и гидронима реки Суда.

В словаре топонимов Ю И. Чайкиной написано, что происхождение гидронима Суда неясно (10). В статье А. Г. Юкова мы нашли другое мнение-корень названия Суда идёт от весей. В рукописном краеведческом журнале № 2 за 1961 год (6) мы нашли легенду, записанную учительницей Воронской семилетней школы Захаровой З. Н.. Вот текст легенды.

Давно это было. Жили в глухом дремучем лесу две девочки. Пока были маленькими, нравилось им в своём лесу, а выросли-захотели свет повидать. Однажды договорились сёстры, что утром двинуться в путь. Звали сестёр Судой (старшая) и Колпь (младшая). Первой проснулась Суда и отправилась в путь. Колпь, проснувшись, увидела, что Суды нет и бросилась её догонять.

Но Суда шла быстро, а Колпь неслась за ней, ничего не разбирая. Вот почему Колпь местами течёт очень быстро, с перекатами. Но устала Колпь и должна была отдыхать. В тех местах она и теперь течёт так медленно, что течение едва заметно.

Так и шли две сестры-одна убегала, другая догоняла. Наконец устали обе. Надоело Суде одиночество. Она легла отдохнуть и уснула. Тут её и догнала Колпь. Вот отсюда, от деревни Усть-Колпи, и пошли сёстры вместе. Течение здесь Суды ровное, спокойное.

Легенда, конечно, не объясняет происхождение названия, но интересна.

В книге «Кдуйские зори» приводится легенда о происхождении названия реки (от слова Суд). Далее приводится анализ названия Суда. Считается, что из финского слова «слуда», что обозначает высокий, крутой, обрывистый берег, звук «л» выпал. Таким образом получилось название Суда.

Деревни, которые находятся по берегам Суды, неоднократно меняли название (5, 122) :

Саухинская-Саулинская-Тарасовская

Слезкино-Заручевье-Заручное

Ореховская-Малеевская-Матвеевская

Родионовская-Огашинская

Горбачёвское-Щетининское

Ортёмовская-Семёновская-Неклюдовская

Тимонинская-Ортёмовская-Большой Двор

Лопатино-старостино

Толстиковская-наумовская

Бородино-Лукинская

Рогулево-Шуш-гора

В настоящее время по правому Бергу Суды нет деревень, на некотором расстоянии от реки (отделяет бор) расположены такие деревни, как Тимохино, Преображенская, Аксентьевская, Хламово. По левому берегу реки деревень больше: Порог, Шигодские, Бережок, посёлок Сосновка, Рыконец, Крюково, Осека, Семёновская, Алеканово, Великий двор, Горка., Еремеево, Старостино, на некотором расстоянии расположено село Успенское, деревня Заручевье, Обидово, Тарасовская.

В словаре географических названий Вологодской области мы нашли этимологию только четырёх населенных пунктов (10):

Бережок-названа по местоположению.

Порог-названа по местоположению.

Анализ топонимов позволяет сделать вывода, что названия многих деревень произошли от имён и прозвищ крестьян. М. С. Черкасова считает, что трудом этих крестьян были основаны деревни (5, 123). Таким образом, названы следующие деревни: Тимохино (Тимоня) ,Аксентьевская (Аксентий), Семёновская, Старостино, Алеканово, Еремеево, Тарасовская. Можно назвать данные названия антропотопонимами.

Часть деревень была названа по местоположению: Порог, Бережок, Заручевье.

Село Успенское получило название в 19 веке по церкви, расположенной в ней, а раньше это было село Троицкие Танищи.

Большой двор (Двор — в прошлом комплекс жилых и хозяйственных построек с земельными угодьями, то, что теперь называется хутор. Название Великий Двор обычно давалось поселению основного владельца вотчины, ср. также Большие Дворы, Гуляевы Дворы. Иногда словом дворы обозначались выселки, т. е. новое поселение, образованное выходцами из более старого и крупного.)

Происхождение названий многих деревень неясно: Рыконец, Танищи. Мы нашли в Интернете информацию, что названия населённых пунктов, оканчивающиеся на -ец очень древние.

Многие деревни, исчезнув, сохранились в памяти людей в названиях мест. Так порыбачить ездят на Малеевскую (место на реке около Хламова). Напротив местечка Голуха на противоположной стороне реки место называют Старый Погост (бывшие Кирилловские Танищи), у деревни Обидово место с ямами и холмами называют Поповская (деревня называлась так, потому что в ней жили люди обслуживающие церковь).

Поговорив со старожилами деревень, мы узнали, как назывались места на берегу реки Суда. По правому берегу Суды, начиная от деревни Тимохино, находится место Русское, а напротив- Староничье, дальше Которма, а напротив- Жидилово, Наволок - Рыконецкие пожни, Маслозаводская пожня - Рыконецкая пожня, Крюковскя пожня-поля, Святицы-Могильницы, Голуха - Старый Погост, Хламовское поле, Малеевская, Конь.

Мы обозначили названия мест на карте. Все места очень живописные и удобные для отдыха.

Также нас заинтересовали микротопонимы. У деревни Крюково протекает Крюковский ручей, по деревне Рыконец - Рыконецкий ручей. Очевидно, названия ручьи получили по названию деревень. Крюковский ручей образует небольшую заводь. В этой заводи (как вспоминают старожилы) ещё в начале 20 века брали красящую грязь. Грязью красили ткани, и окраска была прочной. В Интернете мы поискали описание грязи. Оказалось, что учёные называют её вивианит. Красящие свойства описаны подробно, также описаны места в Вологодской области, где имеются небольшие месторождения вивианита.

Недалеко от деревни Рыконец (между Сосновкой и Рыконцем) находится Сухой ручей. Своё название он, очевидно, получил из-за свойства то наполняться водой, то пресыхать.

Напротив деревни Крюково расположена Маслозаводская заводь (рядом находился маслозавод). Беляев Александр Владимирович (1933 года рождения), житель деревни Аксентьевская, вспоминает, что в годы войны в этой заводи было очень много рыбы. Александр Владимирович рассказал нам такие интересные моменты: «После школы, я взял сани и пошёл на заводь. Там мой брат ловил рыбу. Придя на заводь, я увидел, что на заводи места нет от людей. И все были с уловом. Рыбу складывали в мешки». Особенно поразило Александра Владимировича, как рыбу ловили немецкие военнопленные (они были поселены деревне Преображенская).

Лежит немец между двух прорубей и то одной рукой рыбу поймает, то другой.

В сторону от левого берега Суды находятся озёра. Их названия: Ольх - озеро (название, отражает характерный для времени возникновения гидронимов растительный мир самого водоема и его окрестностей), озеро Летнее, Перино.

Место в 400 метрах от деревни Крюково в сторону бора называли Феднево, туда ходили за брусникой.

У деревни Тимохино до революции была мельница. Смирнова Нина Вениаминовна рассказала нам, что мельница называлась Лаврушина. К сожалению, ничего больше она сообщить не смогла. Также недалеко от деревни Тимохино находилось местечко Любино. Пока нам никто не смог объяснить, что было на этом месте.

Как вспоминают жители, в округе было много хуторов. Каждый хутор имел название. Часто название хутора давалось по фамилии владельцев. Только по дороге от Барановской до Аксентьевской Беляев Александр Владимирович насчитал 6 хуторов.

Александр Владимирович назвал нам владельцев хуторов (от Барановской): хутор Беляевых (1 дом), хутор Ивановых, хутор Прозоровых (потомок Прозоровых -Григорьева Татьяна, проживает в посёлке Сосновка), хутор Бараевых, хутор Цветковых, хутор Цветковых.

Были на территории и усадьбы, от которых теперь остались только названия:

Лукьяновская, Лавровка.

Посёлок Сосновка получил название уже в советское время. Посёлок изначально был образован для проживания лесозаготовителей (лесопункт). Название Сосновка, очевидно связано с преобладающим растительным миром (сосны) вокруг посёлка.

Таким образом, можно сделать вывод, что топонимика правобережья Суды разнообразна. Вокруг каждой деревни существует система микротопонимов. Сбор топонимов был затруднён по причине того, что в большинстве деревень никто не проживает. А люди молодого поколения знают мало о названиях мест.

Выводы

Проведённая работа позволяет сделать следующие выводы:

. Топонимия правобережья и левобережья Суды разнообразна. Нам удалось проследить изменение ойконимов, также мы собрали гидронимы, микротопонимы, антропотопонимы.

. Изучаемые топонимы имеют многовековую историю.

. Топонимия (ойконимы) правобережья и левобережья Суды мало изменялась с 16 века.

. В исследованных топонимах преобладают славянизмы (славяне в первую очередь расселялись по берегам рек).

. Топонимы финно-угорского происхождения сохранились в основном на Шикши-острове (Сятрумзь, Музгумзь).

. Вокруг каждого населённого пункта образуется система микротопонимов.

. В настоящий момент ещё возможен сбор топонимов (старожилы хорошо помнят названия мест).

. Сбор топонимов необходимо активизировать в летний период, когда в деревни приезжают дачники.

. Изучение топонимики является интересным, увлекательным и полезным делом.

. Изучение топонимов позволяет расширить знания по русскому языку.

. География родных мест тесно связана с историей. Изучение топонимики даёт возможность лучше узнать историю родного края, проследить динамику поселений.

Перспективы

Возможна дальнейшая работа по сбору топонимов. Очень мало сведений о хуторах, которые были на территории поселения. Перспективным представляется расширение зоны сбора топонимов- территория всего поселения Барановское. Возможен сбор микротопонимов в округе одного населённого пункта и прослеживание связи топонимов с историей поселения.

Литература

1. Белозерье. Краеведческий альманах № 2.-Вологда, «Легия», 1998

2. Википедия. Свободная энциклопедия. Интернет

3. Вологодская область. Административно-территориальное деление.-Северо-западное книжное издательство, 1974.

4. Кадуйские зори.-Кадуй, 1995

5. Краеведческий альманах Кадуй.-Вологода, «Русь», 2005

6. Танища Кирилловские.// Рукописный краеведческий журнал «Край родной» №5-1961

7. Юков А.Г. Период возникновения и развития феодализма 11-17 веков.- Рукописный краеведческий журнал «край родной» №2-1961

8. Юков А.Г. Период возникновения и развития феодализма 11-17 веков.- Рукописный краеведческий журнал «Край родной» №3-1961

9. Рукописный краеведческий журнал «Край родной» № 11

10. Чайкина Ю. И. Словарь географических названий Вологодской области.-Вологда. 1993

11. Интервью с жителем деревни Аксентьевская, Беляевым Александром Владимировичем

12. Интервью с жительницей деревни Турпал, Завьяловой Алфиной Кирилловной

13. Интервью с жительницей деревни Тимохино, Смирновой Ниной Вениаминовной

14. Интервью с жительницей деревни Барановская, Румянцевой Людмилой Юрьевной

15. интервью с жительницей деревни Барановская, Зиминой Любовью Анатольевной

Первый «корабль» из гибких прутьев, обшитый корой, а затем кожей, предназначался для небольших путешествий и, по мнению ученых, издревле был знаком восточным славянам. На смену плетеной корзине быстро приходит более удобный для плавания челн-однодеревка. На Руси его строили так. Срубленному огромному дереву, чаще всего осине, дубу или липе, придавалась вытянутая форма. Чтобы окончательно скорректировать обводы судна, получившуюся колоду распаривали и «разделывали» кольями.

Иногда сердцевину колоды предварительно стесывали на треть толщины. Существовал и другой способ изготовления колоды. Корабелы делали в живом древесном стволе трещину на всю длину челна, постепенно, год за годом, вбивая в нее клинья и распорки так, чтобы добиться нужной формы будущего корпуса. Только после этого дерево срубали, а излишняя древесина выжигалась или выдалбливалась.

Изнутри колоду заливали водой и держали ее в таком состоянии примерно неделю. После «водных процедур» вдоль колоды раскладывали огонь. Дерево упревало, становилось гибким. Теперь внутрь корпуса уже можно было вставить так называемые опруги - примитивные облегченные шпангоуты. Основу опруги составляла кокорда - обтесанный еловый кряж, имевший природную кривизну. На кропотливую работу над корпусом челна иногда уходило до пяти лет!

Первый русский челн-однодеревка был найден в 1878-1882 гг. экспедицией А.А. Иностранцева на берегу Ладожского озера. Возраст, приписываемый историками этому небольшому судну длиной всего 3,5м и шириной 0,86м, огромен - около четырех с половиной тысяч лет. Славяне долго не хотели расставаться с легкими однодеревками. Находки археологов подтверждают, что и в новое время предки россиян продолжали строить челны «по старинке», правда, как минимум вдвое увеличив их размеры. Шпангоуты, получившие право на жизнь лишь в X в., позволили нарастить борта челна обшивкой, а значит, сделать его вместительнее. Русский челн, обшитый вгладь досками, которые были посажены на шипы, стал называться насадой. Старинная насада плавала в русских водах аж до конца XV в., пока окончательно не была вытеснена наборными кораблями.

Челн-однодеревка

Обшивка вгладь - способ обшивки деревянных судов, при котором стыки между досками были гладкими.

Третьим по времени типом судна Древней Руси была «набойная лодья» - преемница челна, созданная в X в. для торговых плаваний и боевых походов. По сравнению со своими собратьями она имела более высокие борта. К бортам крепились стойки, а к ним, в свою очередь, прибивалось несколько досок внакрой. Такое нехитрое усовершенствование значительно увеличивало внутренние размеры ладьи, и главное - ее грузоподъемность и остойчивость. Легкое судно длиной не более двадцати метров могло взять на борт ни много ни мало 15 тонн груза. После достройки «набойные лодьи» снаряжались веслами (для гребли и рулевыми), якорями, мачтой с небольшим прямым парусом и простым такелажем. Пороги Днепра, через которые ладьи перетаскивались волоком, не позволяли мастерам-корабелам ощутимо увеличить длину этих судов. Несмотря на это ладьи русских, вдоль и поперек бороздившие воды Черного моря, были отлично приспособлены для далеких плаваний.

Русская ладья

В IX в. русские торговцы становятся частыми гостями на Константинопольском рынке. Законы конкуренции, судя по всему, действовали и тогда. Весной 860г. в Константинополе были схвачены несколько русских купцов. История с заложниками быстро получила дальнейшее развитие. Собрав мощную флотилию из 250 различных кораблей, русские немедленно осадили Константинополь, с лихвой рассчитавшись с его вероломными гражданами. Этот и другие морские походы восточных славян на Византию, несомненно, сделали свое дело: шли долгие годы, а торговля русских купцов с Востоком и Западом оставалась беспошлинной.

В набиравшей силу Киевской Руси XII в. повсеместное распространение получают крупные палубные ладьи. В отличие от других типов славянских судов они имели сплошную дощатую палубу, укрывавшую сверху гребцов. На одинаково заостренных оконечностях находилось по рулевому веслу - потеси, что позволяло, не разворачивая ладьи, быстро изменить ее курс. В древних летописях русское судно такого типа именовалось не только «лодьей», но и кораблем, скедией, наседой. Конечно, двадцать метров в длину, три в ширину и сорок человек команды - совсем немного для корабля, и все-таки это был настоящий корабль.Постепенно на первый план среди центров судостроения выдвигается «Господин Великий Новгород». И неудивительно: именно через него проходил славный путь «из варяг в греки» (из

Балтийских вод по системе рек в Черное - арабы называли его Русским - море). Мета и Тверца связывали великий город с Волгой и Каспием, Шелонь - с Псковом, а Свирь и водные пути Онежского озера - с северо-восточными странами. В середине XI в., когда государство Ярослава Мудрого распалось на враждовавшие между собой княжества, значение речных и морских транзитных путей сильно пошатнулось. С этого момента новгородское судостроение начинает развиваться самостоятельно, независимо от Киева.

Новгородское судно

История сохранила немало свидетельств мощи славянского военного флота, хотя славяне и не отличались агрессивностью, свойственной многим северным народам. Так, на протяжении всего X в. военные действия славян на море заняли в общей сложности не более 9-10 лет. Но вот в середине XII столетия шведскому королю Эрику, завоевавшему Финляндию, удается проникнуть в устье Волхова и осадить город Ладогу.

Недолго продолжались бесчинства захватчиков. Князь Святослав с подоспевшей морской дружиной разбил шведов, пленив 43 из 55 вражеских судов. Впоследствии новгородцы жестоко отомстили чужакам за этот дерзкий набег. Через проток Стокзунд, у которого позднее вырос Стокгольм, они, войдя в озеро Меллар, напали на богатый прибрежный город Сигтуну. Знаменитый сигтунский трофей - роскошные бронзовые ворота - и сегодня стоят в Новгороде, у юго-западного фасада Софийского собора.

Кочмара

Новгородцы, долгое время державшие в руках ключевые выходы к Белому морю, вынуждены были плавать в экстремальных условиях, защищая от соперников свои морские пути и промыслы. Постепенно формируется новый тип сколоченных из досок судов, удобных к перемещению волоком из одной реки в другую. Ими стали плоскодонный легкий шитик и ладья «ушкуй». Молва о речных ушкуях пошла с XIII в., когда новгородская вольница начала баловаться частыми набегами на соседей-славян.

Это были легкие мелкосидящие гребные плоскодонки, способные вместить до 30 воинов. Морской ушкуй длиной до 14 метров строился более основательно. Набор и обшивка судна выполнялись из прочной сосновой древесины. Брусковый киль корабелы вытесывали из одного ствола дерева. Судно имело штевни - прямые вертикальные или с небольшим уклоном наружу (форштевень был выше ахтерштевня). Шпангоуты составлялись из двух-трех ветвей, стесанных по плоскости прилегания к обшивке. В носу и корме переборками были выгорожены трюмы с люками, где хранилось продовольствие и ценная кладь. Средняя часть ушкуя оставлялась открытой для гребцов.

Рыболовный промысел, бывший в особой чести у славян, привел новгородских переселенцев к берегам северных морей.

Поморский карбас

Прямой парус - парус, который при помощи реев укреплен поперек судна.

Косой парус - парус, который крепится вдоль судна.

Постепенно поморы становятся такими же хозяевами Балтики, как и норманны. Начиная с XII в. поморы, промышлявшие песцами, доходили до Груманта (Шпицберген), а колонии славян появились даже на берегах Англии. Суровый Север диктовал корабелам свои условия, и поморы начинают строить новые, не похожие на другие, суда: осиновки, раныпины, кочмары, шняки. У рыбацких шняков не было общей палубы. К носу от поперечной переборки ставилась мачта высотой около 6м с прямым или шпринтовым парусом.

Самые большие (около 12м) шняки несли на корме низкую вторую мачту с гафельным парусом. Судно оснащалось навесным рулем с длинным румпелем. Быстрые лодки-осиновки, снаряжаемые экипажем шняков, перевозили богатый улов на побережье. Наибольшей популярностью среди мелких судов пользовались парусно-гребные карбасы. Карбас мог иметь палубу, а мог и обходиться без нее, но обязательным атрибутом этого судна всегда оставались полозья, крепившиеся по обеим сторонам днища параллельно килю. С помощью полозьев корабль легко передвигался по льду.

В изобретении ветромета, старинного прибора для определения курса корабля, историки отдают пальму первенства поморам. Устройство ветромета было несложным: в деревянный диск вставлялись стержни - один в середине и 32 по окружности. Главные румбы назывались сродни четырем сторонам света. Пеленгуя ветрометом специально установленные на берегу знаки, поморы определяли курс судна. При отсутствии ориентиров курс устанавливали в полдень по солнцу, а ночью - по Полярной звезде.

Коч поморский

Шпринтовый парус - четырехугольный парус, растягиваемый по диагонали реем - шпринтовом.

Гафельный парус - косой парус, крепившийся к гафелю.

ли варом и закрывали рейками на скобах. Подводная часть корпуса судна имела округлую форму, нос и корма были несколько приподняты. Благодаря обтекаемой форме, коч, попавший в ледяные тиски, как бы «выдавливался» на поверхность, оставаясь при этом невредимым. Якорь поднимался с помощью ворота, установленного на палубе. В корме устраивали казенку - маленькую каюту для капитана и приказчика. Команда судна, состоявшая всего из 10- 15 человек, не считая промысловиков, размещалась в трюме. Незамысловатое парусное вооружение включало мачту и прямой парус, на первых кочах сшитый из кож, а затем - холщовый. Весла, парус и попутный ветер позволяли кочу достичь скорости 6-7 узлов. Для связи с берегом на кочах всегда имелись одна-две небольшие лодки.

Поморское судно

Поморские кочи, много веков остававшиеся «в строю», заложили фундамент для дальнейшего развития российского мореходства. Именно эти суда, в XVIII в. окончательно покорившие водное пространство вдоль северных берегов Европы и Азии, стали прообразом военно-морского флота, созданного при Петре I. Значительную роль сыграли они и в географических открытиях XVI-XVII вв. (вспомним хотя бы СИ. Дежнева, впервые спустившегося на коче по Индигирке до Северного Ледовитого океана и морем достигшего реки Алазеи).

Но самым быстрым судном, плававшим на дальние расстояния в северных водах, специалисты считают морскую (в летописях XIII в. «заморскую») ладью, вооруженную тремя мачтами. Первые две из них несли прямые рейковые паруса, а последняя - гафельный. Попутный ветер, надувавший почти полтысячи кв. метров парусного снаряжения морской ладьи, заставлял ее проходить до 300 км в сутки. При этом она могла унести на себе до 200 тонн груза. (Кстати, по водоизмещению и грузоподъемности славянские морские ладьи значительно превосходили другие северные суда. Так, «Сан-Антонио» знаменитого Ф. Магеллана мог принять на борт всего 120 тонн.)

В длину ладья достигала 18-25м, а в ширину - 5-8м. «Заморские» ладьи были первыми полностью наборными плоскодонными судами с транцевой кормой и навесным рулем. Корпус судна разделялся переборками на три отсека. В носовом отсеке обитала команда. Здесь же стояла кирпичная печь для приготовления пищи. Кормовой отсек отводился в распоряжение рулевого. Посредине между носом и кормой размещался грузовой трюм. Набор корпуса крепился нагелями или гвоздями, после чего обшивался досками вгладь.

Ладья поморская

Транцевая корма - корма в виде плоского среза.

Одна из наиболее древних и наиболее известных династий новгородских кораблестроителей - семья Амосовых. В XIV в. Трифон Амосов, внук одного из первых русских мореходов, охотившихся на зверя в Белом и Карском морях, переезжает из Новгорода в Холмогоры, где приступает к строительству корабельной верфи, ставшей матерью первым большим русским кораблям, ходившим в северных льдах. Корпусам наиболее крупных из них придавалась форма, напоминающая обводы современных ледоколов. Нос и корма холмогорских судов были сделаны с высоким подъемом, а борта - со значительным развалом. Судно управлялось при помощи навесного руля. Традициям славной семьи Амосовых следовали и их потомки, построившие в XIX в. такие знаменитые корабли, как фрегат «Паллада», 110-пушечный корабль «Ростислав», бриг «Меркурий» и многие другие суда российского флота.

Первым славянским «кораблем», по сути, была большая плетеная корзина, обшитая корой или кожей. На смену ему быстро пришел челн-однодеревка, выдолбленный из целого дерева. Иногда челн создавался иным способом.

Древние корабелы делали в живом древесном стволе трещину на всю длину челна, постепенно,год за годом, вбивая в него клинья и распорки, чтобы добиться нужной формы будущего корпуса. Только после этого дерево срубали и лишнюю древесину стесывали, выжигали и выдалбливали. Затем дерево обрабатывали водой и огнем, чтобы придать ему гибкость, после чего вставляли внутрь примитивный шпангоут - опруги. На кропотливую работу над корпусом челна порой уходило до пяти лет.

Впервые челн-однодеревку на берегу Ладожского озера нашла в 1878-1882 гг. экспедиция А. А. Иностраицева. Возраст, приписываемый историками этому небольшому судну длиной всего 3,5 м и шириной 0,86 м, огромен - около 4,5 тысячи лет. Славяне долго не хотели расставаться с легкими однодеревками. Видоизмененные челны с обшивкой и больших размеров - насады - плавали в русских водах вплоть до конца XV в. Позже их вытеснили наборные корабли.

Преемницей челна стала созданная в X в. для торговых плаваний и боевых походов «набойная лодья». По сравнению со своими собратьями она имела более высокие борта, к которым крепились стойки. На них прибивали несколько досок внакрой. Такое нехитрое усовершенствование значительно увеличивало внутренние размеры «лодьи», и главное - ее грузоподъемность. Теперь легкое и небольшое судно могло взять на борт ни много ни мало 15 т груза. После достройки судно снабжали веслами, якорем и мачтой с простым прямым парусом. Кстати, эти суда делали небольшими из- за того, что через пороги Днепра судно приходилось тащить волоком. Но несмотря на это они все равно были великолепно приспособлены к морским плаваниям, и русские мореходы смело бороздили на них воды Черного моря.

В IX в. русские торговцы стали частыми гостями на константинопольском рынке. Весной 860 г. в Константинополе произошел инцидент, во время которого были схвачены несколько русских купцов. В ответ русские, собрав мощную флотилию из 250 кораблей, немедленно осадили Константинополь, с лихвой рассчитавшись с его вероломными гражданами. Этот и другие морские походы восточных славян на Византию, несомненно, сделали свое дело: торговля русских купцов с Востоком и Западом долгое время оставалась беспошлинной.

В XII в. в набиравшей силу Киевской Руси все чаще стали строить крупные ладьи, имевшие сплошную дощатую палубу, укрывавшую сверху гребцов. Нос и корма у этих судов были одинаково заострены, и на них размещалось по рулевому веслу - потеси. Они позволяли, не разворачивая ладьи, быстро менять курс. В русских летописях такие суда также называли скедией, наседой и кораблем. Конечно, 20 м в длину, 3 м в ширину и 40 человек команды не так уж много для корабля, и все-таки это был настоящий корабль. Постепенно на первый план среди центров судостроения выдвинулся «Господин Великий Новгород». И неудивительно. Ведь через него проходил знаменитый путь «из варяг в греки», то есть из Балтики по рекам в Черное, тогда носившее название Русское море. Когда в середине XI в. государство Ярослава Мудрого распалось на множество враждующих княжеств, значение речных и морских транзитных путей сильно пошатнулось. Именно тогда новгородское судостроение начало развиваться независимо от Киева.

История сохранила немало свидетельств мощи славянского военного флота. Хотя славяне и не отличались агрессивностью, они преподали хороший урок шведскому королю Эрику, который в середине XII в. осадил город Ладогу. Новгородцы разбили шведов, пленив 43 из 55 вражеских судов. В ответ был предпринят поход на город Сигтуну, закончившийся блестящей победой русских.

Новгородцы долгое время держали в руках ключевые выходы к Белому морю. Они плавали в экстремальных условиях, постоянно защищаясь от соперников. Постепенно сформировались новые типы судов, которые было удобно перетаскивать волоком из одной реки в другую. Это были плоскодонный легкий шитик и ладья «ушкуй». Ушкуи, вмещавшие до 30 воинов, были удобными судами для набегов на соседние славянские княжества, чем в XIII в. и промышляли новгородцы. Рыболовный промысел, бывший в особой чести у славян, привел новгородских переселенцев к берегам северных морей. Постепенно поморы становились такими же хозяевами Балтики, как и норманны. С XII в. поморы доходили до Гру- манта (Шпицберген), а колонии славян появились даже на берегах Англии.

Суровые северные моря диктовали корабелам свои условия, и поморы начали строить новые, непохожие на другие суда: осиновки, ранынины, кочмары и шняки. Шняки имели в длину от 6 до 12 м и снаряжались одной или двумя мачтами с прямым или шпринтовым парусом. Лодки-осиновки перевозили добытый улов на берег. Но наибольшей популярностью пользовались парусно-гребные карбасы. Эти суда могли иметь палубу, а могли обходиться и без нее, но обязательным атрибутом этого корабля были полозья, крепившиеся на днище. С их помощью карбас легко передвигался по льду.

В дальних морских скитаниях поморы использовали коч - однопалубное плоскодонное судно максимум 25-метровой длины. При водоизмещении в 60 т коч имел осадку около полутора метров. Обшивку первых кочей к набору корпуса привязывали ремнями или пеньковыми веревками и только много позже стали использовать железные гвозди и болты. Пазы и стыки обшивки тщательно конопатили просмоленной паклей, заливали варом и закрывали рейками на скобах. Подводная часть корпуса судна была округлой, а нос и корма приподняты.
Благодаря такой обтекаемой форме коч, зажатый льдами, как бы выдавливался на поверхность, оставаясь при этом невредимым. На корме этого судна делали казенку - небольшую каюту для капитана и приказчика. Экипаж, состоявший из 10-15 человек, размещался в трюме. Парусное вооружение было очень простым: оно включало мачту и прямой парус, на первых кочах сшитый из кожи, а впоследствии - холщовый. Весла, парус и по- путный ветер позволяли кочу достигать скорости 6-7 узлов.

Поморские кочи, много веков остававшиеся в строю, заложили фундамент для дальнейшего развития российского мореходства. Именно эти суда в XVIII в. стали прообразом военно-морского флота, созданного при Петре Первом. Значительную роль они сыграли и в географических открытиях XVI-XVII вв. Достаточно вспомнить поход С. И. Дежнева, впервые спустившегося на коче по Индигирке до Северного Ледовитого океана и морем достигшего реки Алазеи.

Самым быстрым судном, плававшим на большие расстояния в северных водах, считают морскую (в летописях «заморскую») ладью с тремя мачтами. Хорошее парусное вооружение при попутном ветре давало морской ладье возможность проходить до 300 км в сутки, при этом она могла унести на себе до 300 т груза. В длину ладья достигала 18-25 м, а в ширину 5-8 м.
«Заморские» ладьи были первыми полностью наборными плоскодонными судами с транцовой кормой и навесным рулем. Корпус судна разделялся переборками на три отсека. В переднем обитала команда, в среднем размещался грузовой трюм, а кормовой отсек отводился в распоряжение рулевого.

Одна из наиболее древних и наиболее известных династий новгородских кораблестроителей - семья Амосовых. В XIV в. Трифон Амосов, внук одного из первых русских мореходов, охотившихся на зверя в Белом и Карском морях, переезжает из Новгорода в Холмогоры, где приступает к строительству корабельной верфи, ставшей матерью первым большим русским кораблям, ходившим в северных льдах. Корпусам наиболее крупных из них придавалась форма, напоминавшая обводы современных ледоколов. Нос и корма холмогорских судов были сделаны с высоким подъемом, а борта - со значительным развалом. Судно управлялось при помощи навесного руля.
Традициям славной семьи Амосовых следовали и их потомки, построившие в XIX в. такие знаменитые корабли, как фрегат «Паллада», 110-пушечный корабль «Ростислав», бриг «Меркурий» и многие другие суда российского флота.

По Оке от Рязани до Горького

За Рязанью ока течет по ровной долине, причудливо извиваясь среди зеленеющих лугов. Вдали с палубы парохода все еще виднеется на высоком берегу Рязань. Ока здесь узка. Села редки, так как во время большого весеннего разлива река мощно разливается по низменным берегам, местами на 10-12 километров.

В 23 километрах от Рязани, на правом берегу Оки, находится интересное местечко – Льгово. Здесь в XIII в. Всеволод Суздальский разгромил рязанские войска. Дальше по правому берегу Оки – село и станция Вышгород, древний город Ожск, ниже – Половский разъезд, далее село Троица-Поленица.

В колхозах прибрежных сел в большом количестве разводится зеленый лук, отправляемый далеко за пределы области. За последние годы в левобережных колхозах около г. Спасска разводят томаты (на площади до 40 га).

Первая пристань от Рязани – г. Спасск (в 93 км) на Оке. Город расположен на Спасском озере, соединенном с нынешним руслом Оки двухкилометровой протокой. Спасское озеро представляет собой прежнее русло, по которому протекала ока в древние времена.

Напротив, на живописных высотах, поросших деревьями, село Шатрище, которое большим оврагом отделяется от села Старая Рязань, бывшего когда-то городом. Это древняя Рязань, основанная в XI в. и бывшая столицей Рязанского княжества до 1237 года, когда она была разрушена монгольским ханом Батыем.

До настоящего времени сохранились остатки земляных валов, которыми была обнесена Старая Рязань.

У села Старая Рязань в древние времена впадала река Проня; ныне ее устье на 7 километров выше по течению.

Высоты на Оке вскоре заканчиваются, уходя далеко влево и вправо. Ока снова извивается среди заливных лугов.

Следующая пристань – Киструс (на левом берегу). Она является одновременно пристанью и для нижележащего села Исады (на правом берегу).

Исады – одно из красивейших сел на Оке. «Исады» или «Исад», в старину служило названием для рыболовных поселков, речных пристаней, озер, в которых ловилась рыба.

Ниже пристани пароход идет узким местом. Здесь поставлен семафор.

Далее Шилово – одна из крупнейших пристаней на этом участке Оки, расположенная на правом берегу. Вблизи пристани – станция Шилово Московско-Рязанской железной дороги (линия Москва – Рязань – Сызрань). В Шилове молочно-огородный совхоз и крахмалопаточный завод.

Ниже Шилова – село Юшта. Ока здесь поворачивает к северу, огибая Касимовскую гряду.

Далее ряд пристаней местного значения: Тырновская Слобода (на правом берегу), Ижевское (на левом берегу), Копаново (на правом берегу). В Ижевском расположен колхоз-миллионер «Красный Октябрь» и племенной рассадник – животноводческий совхоз. Немного ниже слева в Оку впадает Пра.

На этом участке Оки – перекат Медвежья Голова (Ока здесь делает извилину, напоминающую голову медведя), Добрынин остров и воложка Денежка (воложка - разветвление русла реки, отделенное от основного русла островом) - одна из значительных по длине. Здесь прекрасное место для отдыха, рыбной ловли, охоты, купания и водного спорта.

По народному преданию, на Добрынинском острове жил богатырь Добрыня Никитич, а на другом кургане, в 5 км, была ставка другого героя былин – Алеши Поповича. Несмотря на такое расстояние, богатыри свободно переговаривались, а однажды Добрыня даже перекинул своему товарищу топор.

По берегам Оки луга простираются до села Рубецкого, ниже которого начинаются леса. Они тянутся на стони километров по ее правому берегу. Это остатки знаменитых когда-то Муромских лесов.

Следующая пристань Лашма. Здесь небольшой завод изготовляет посуду. В десяти километрах ниже, на левом берегу, село Забелино – лесная пристань. Здесь в Оку впадает р. Гусь. По ее имени называли когда-то строящиеся здесь деревянные баржи «гусянами». Сейчас суда барочной конструкции здесь не строятся.

Миновав Селезово – дом отдыха речников и Касимовский затон Московско-Окского пароходства, пароход подходит к Касимову.

Касимов – районный центр Рязанской области. Ближайшая железнодорожная станция в 60 км от города. Летом наиболее удобное сообщение по Оке, которая соединяет Касимов с железнодорожной сетью через Шилово (вверх по Оке) и Муром (вниз по Оке). Касимов связан также автобусным сообщением со станцией Тума, на линии Москва – Владимир.

Город красиво расположен на высоком левом берегу. Дома, склоны, пригорки утопают в зелени. За время пароходной остановки можно осмотреть старинный гостиный двор – торговые ряды с аркадой, на площади бывший собор в готическом стиле и земляной мост постройки XVIII в. (на улице Дзержинского). В бывшей татарской части города, куда ведет живописная зеленая улица, в здании старой мечети с минаретом находится краеведческий музей, где хорошо отображена природа Касимовского района. Недалеко расположен музей-текия, где похоронены касимовские ханы.

Касимов основан в XII в. и назывался тогда Мещерский городец.

Василий Темный пожаловал его в удел ордынскому царевичу Касиму, по имени которого и назван город.

В 1636 г. город посетил знаменитый путешественник Олеарий, совершавший свои поездки по России и Волге.

В Касимове одна из крупнейших сетевязальных фабрик, при ней механические мастерские, по сути дела самостоятельный завод, выпускающий машины и запасные части для сетевязальных фабрик; заводы чугунолитейный, утюжный, овчинно-шубный. Вблизи города на реке карьеры по добыче бутового и известкового камня, который отправляется речным путем в Москву, Рязань и Горький для строительства и химической промышленности.

В Касимове затон и химические мастерские, где производится текущий и капитально-восстановительный ремонт флота.

Касимов – прекрасное дачное место. Здесь имеются все условия для здорового летнего отдыха – хорошее купание, живописны окрестности.

Ниже Касимова Ока делает снова крутой поворот. Пароход идет лукой около 100 километров, тогда как прямое расстояние между концами этой луки (Касимов – Елатьма) не более 25 километров.

В 22 км ниже Касимова – село Починки, расположенное на высоком правом берегу. На противоположном берегу раскинулся сосновый бор.

Ниже в Оку с правой стороны впадает Мокша, которая вместе со своим притоком Цной прорезает ряд хлеборобный районов. С парохода не видно впадения Мокши в Оку, так как она впадает в старицу (старое русло). Судоходство идет по новому руслу.

Мокша известна своими дубовыми лесами, русло ее засорено корчами. Валежником и черным дубом.

Несколько ниже устья Мокши, на правом берегу, расположена пристань Ватажка. Далее интересна Белынская прорва, по которой пароход идет на протяжении 4 километров. Прорва засемафорена. Кроме береговой обстановки, она обставлена бакенами. Ходовая полоса узкая, течение быстрое, особенно в большую воду.

Вдали на левом берегу Оки виден красиво расположенный г. Елатьма – одно из лучших дачных мест на Оке. На противоположном берегу против города раскинулся большой заповедный бор.

Ниже Елатьмы Ока вступает в пределы Владимирской области.

В 33 километрах от Елатьмы – Дмитриевы горы – первая пароходная пристань на территории Владимирский области. Долина реки здесь значительно расширяется. Оба берега низкие.

В 7 км ниже – Шиморский судоремонтный завод и затон, расположенный на правом берегу Оки. Огни завода ночью видны далеко от пристани. Здесь в сосновом лесу почти на самом берегу Оки раскинулся детский санаторий.

Ниже в Оку впадает река Железинка, текущая из глубин муромских лесов по местности. Богатой железной рудой. Группа прудов, вырытых еще крепостными крестьянами, террасами спускается к реке.

Около них расположены известные Выксунские заводы, пристанью для которых на Оке является село Досчатое.

Выкса и Досчатое вошли в состав вновь образованной Арзамасской области.

Пристань связана с г. Выксой узкоколейной железной дорогой. В Досчатом один из Выксунских заводов, изготовляющих листовое железо.

В 27 км на левом берегу Оки – город Муром. Это древнейший город в бассейне реки – он впервые упоминается в 862 году. Здесь жило племя мурома, давшее городу свое имя. С 1097 по 1392 г. Муром был столицей Муромского княжества. До взятия Казани это была пограничная крепость Русского государства, оплот борьбы против камских болгар. В первое столетие своей истории Муром был славянским городом, форпостом борьбы на востоке с враждебными племенами. В XVII в. в Муроме широко развились строительное, кожевенное, кузнечное и другие ремесла, а также и огородничество (муромский огурец, лук). В 1879 г. появляется механизированное льнопрядение в Дмитриевской слободе. В дальнейшем развитие города шло медленно.

За годы советской власти муром превратился в крупный промышленный центр, город машиностроения. Муром дает стране машины, ткани, мебель, строительные материалы.

Муромские железнодорожные мастерские при советской власти выросли в крупный паровозостроительный завод. В городе имеются две большие текстильные фабрики; по дороге к Карачарову – большой фанерный комбинат.

В городе и его районе широко развито огородничество. Муромские огурцы пользуются большой известностью как лучший сорт скороспелых огурцов, дающий высокие урожаи. Культура семенного огурца в Муромском районе известна издавна.

Против Мурома пристань Ока-Липня, от которой идет узкоколейная железная дорога к Кулебакскому заводу. Выше пароходной пристани железнодорожный мост (линия Москва – Казань – Свердловск), открытый для движения в 1912 году.

Перед мостом в 2 километрах выше Мурома село Карачарово. Пол словам былин, Карачарово – родина легендарного богатыря Ильи Муромца.

Карачарово видно с парохода. В оврагах этого села найдены кости мамонта, носорога и оружия каменного века.

В 15 км ниже Мурома в оку впадает сплавная река теши длиной в 260 км.

За Муромом Ока снова вступает в район лугов. В 20 км ниже, близ села Благовещенского, видна чернеющая ложбинка – остаток доисторического озера. Здесь обнаружено много старинных предметов. Долина Оки между Муромом и Павловом по богатству остатков древности – одна из самых замечательных в СССР.

Река вступает в пределы Горьковской области.

За Муромом по правому берегу следуют местные пристани: Монастырек, Александрово, Жайск. Этот район интересен своеобразным кустарным промыслом – здесь изготовляют сундуки. Несколько ниже в Вареже развито производство топоров и ножей.

От Варежа на правом берегу Оки видно Павлово – один из замечательных уголков Горьковской области, центр самобытного художественного промысла, редких по мастерству отделки металлических изделий.

История этого края уходит в далекие времена, когда здесь, на лесистом берегу, была одна постройка перевозчика Павла (так гласит народная легенда). С колонизацией Поволжья «Павлов перевоз» оказался на скрещении водных и сухопутных путей. Здесь стала развиваться торговля, и появились ремесленные цехи, кузницы.

Условия работы павловских кустарей были тяжелыми. О старом Павлове имеется значительная литература.

В настоящее время коренным образом изменились условия труда и быта павловских металлистов. Для них широко открыты двери школ, клубов, библиотек, театра. За годы пятилеток в Павлове построены десятки многоэтажных домов, общественных зданий; заасфальтированы и замощены улицы, проложен водопровод.

Среди павловских кустарей часто встречаются самородные таланты, настоящие виртуозы, возбуждающие изумление исследователей. Уникальные изделия павловцев могут служить украшением лучших музеев мира.

Ряд замечательных изделий павловцев находится в Горьком, в краеведческом музее. В Павлове в местном музее широко представлены работы местного мастера Волкова. Среди них обложка к книге «Мать» А.М. Горького. Каждая буква обложки – складной нож с несколькими лезвиями. Все вместе образуют яркий изумительный ансамбль. Здесь есть и другие работы Волкова: нож «Серп и молот» из 34 предметов, рыба-нож весом в 0,26 г, «Кремлевская башня», состоящая из 353 деталей. В музее можно ознакомиться с хирургическими предметами, изготовленными павловцами в годы великой Отечественной Войны.

За время стоянки парохода можно успеть осмотреть музей и даже побывать в центре города. К приходу парохода на дебаркадере открывается киоск с павловскими изделиями (ножи, ножницы и др.).

Ниже Павлова Ока делает крутую луку к западу. Берега становятся живописнее; Ока проходит в так называемых окских воротах, образуемых с востока Горбатовской лукой, а запада отрогами Гороховецких возвышенностей. Здесь с левой стороны в Оку впадает ее главный приток – судоходная река Клязьма. По длине она занимает среди притоков Оки первое место (721 км), по величине площади бассейна (42500 кв. км) – второе (первое место занимает бассейн Мокши).

Клязьма берет свое начало в северо-западной части Московской области. На Клязьме расположены г. Покров, областной центр Владимир, Ковров, Мстера, Вязники, Гороховец. Через эти пункты проходит Горьковская железная дорога. На левом судоходном притоке Клязьмы – Тезе находится город Шуя.

За устьем Клязьмы вскоре виден г. Горбатов, расположенный на внутренней стороне извилины, так что пароход, подходя к нему сверху, как бы огибает его. На подошве берегового кряжа, вдоль нагорного берега Оки раскинулось село Избылец, славящееся, как и Горбатов, своей вишней. Горбатовский сорт вишен типа владимирской – один из лучших отечественных сортов вишни. Темно-бордовая, крупная, она идет на изготовление лучших сортов ликеров и наливок.

С парохода город исключительно красив. Здесь одно из лучших мест летнего отдыха не Оке. Вокруг несколько домов отдыха.

От Горбатова до Горького для пароходов линии Москва – Уфа еще одна остановка – Дзержинск.

Город Дзержинск – центр химической промышленности Горьковской области. Город теплофицирован, имеет трамвай, водопровод и канализацию. В городе ряд новых зданий, поликлиника, два дворца культуры, Дом Советов.

Дзержинск находится на линии Горьковской железной дороги (Москва – Горький). Железнодорожный вокзал – в 2 км от пристани. По железной дороге от Дзержинска до Горького 32 километра.

За Дзержинском Ока делает крутую извилину влево, затем вправо и подходит к высокой горе, у подножья которой расположено Дуденево, пристань для пароходов линии Москва – Горький. В Дуденеве крупные судоремонтные мастерские и большой затон. Пристань обслуживает кожевенный Богородский район.

Пройдя Оленинскую воложку, пароход минует Доскино, одно из крупнейших затонов Волжского бассейна. Здесь судоремонтный завод им. Жданова.

Вскоре внимание туриста привлекут железобетонные корпуса автозавода им. Молотова. Это крупнейший индустриальный гигант Оки. Вместе с рабочим городком завода он по численности населения не уступает дореволюционному Нижнему Новгороду. В 1930 г. там, где было заболоченное место, заложен первый камень горьковского автозавода, а через 18 месяцев с конвейера начали сходить первые автомобили.

Нет такого уголка в Советском Союзе, где мы не встретили бы грузовую или легковую автомашину с марками «ГАЗ», «М-1», «М-4», «Победа», «ЗИМ» - эти марки известны всем.

С палубы теплохода, идущего из Москвы, мы увидим у специально оборудованных причалов автозавода суда особой конструкции, на которых перевозятся грузовые и легковые автомашины. В пути мы не раз повстречаем их с продукцией Горьковского автозавода.

Рядом с автозаводом вырос новые автозаводской район Горького. Все улицы городка автозаводцев утопают в зелени и цветах. Мы видим новые многоэтажные здания, целые кварталы жилых индивидуальных каменных домов, обширные здания школ, нового концертного зала, универмага.

Вновь разбитый парк с крупным стадионом непосредственно соприкасается с жилыми кварталами автозаводцев. Широким бульваром зелени парк выходит к реке. Запоминается решетка парка, она, несомненно, принадлежит к лучшим образцам советской архитектуры.

Вблизи автозавода, на месте болотистой трясины, построен еще один индустриальный гигант – величайший по своей мощности и оборудованию станкозавод. Он выпускает во много раз больше станков, чем выпускали все станкостроительные заводы царской России.

Ниже автозавода, на правом берегу Оки – Мыза, связанная с Горьким трамвайным сообщением, и Молитовка.

Справа, параллельно Оке, идет полотно Московско-Казанской железной дороги. Вдоль берегов окские грузовые пристани. До постройки окского постоянного моста здесь заканчивали свои рейсы пароходы линии Москва – Горький.

Впереди большой арочный железобетонный мост через Оку, построенный в годы первых пятилеток вместо старого наплавного (понтонного) моста.

Пройдя окский мост, пассажирские пароходы линий Москва – Горький и Москва – Уфа входят в Волгу.

Туристы, едущие на пароходах этих линий, впервые знакомятся с Волгой в Горьком. Здесь волжский узел пассажирского нефтяного и сухогрузного флота.

Город виден с палубы теплохода еще издали. Точно подернутые легкой дымкой тумана, вырисовываются перед взором туриста террасы домов, зелень садов, спускающихся к Волге и Оке. Перед вами грандиозный амфитеатр одного из крупнейших и красивейших городов нашей Родины – Горького.

Публикацию Путеводителя подготовили Андрей Урицк и Анатолий Талыгин