Домой / Загородный дом / Шпаргалка: Педагогические взгляды и деятельность П.П. Блонского и С. Шацкого. Педагогическое наследие С.Т. Шацкого Педагогическое наследие с т шацкого

Шпаргалка: Педагогические взгляды и деятельность П.П. Блонского и С. Шацкого. Педагогическое наследие С.Т. Шацкого Педагогическое наследие с т шацкого

Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934) возглавлял опытную станцию, представляющую собой комплекс учебно-образовательных учреждений Наркомпроса, ряд детских садов, городских и сельских школ, внешкольных учреждений различного типа, учительских курсов. В 1920-е гг. педагог продолжает развивать свои дореволюционные идеи, связанные с организацией жизни детей во всех ее многообразных проявлениях. Он полагал, что построение всего образовательно-воспитательного процесса должно планироваться при обязательном учете личного опыта детей. С.Т. Шацкий организовал на базе педагогического коллектива Первой опытной станции научную школу. Станция была комплексом научно-педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительских организаций для взрослых, где на основе единой исследовательской программы разрабатывались и на практике проверялись формы и методы воспитания. В основу концепции педагога легла идея организации «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.

Утверждая органичную связь советской школы с обществом и окружающей средой, С.Т. Шацкий обращал внимание педагогов на многообразие видов детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребенка. Педагогический процесс он строил как взаимодействие педагога и воспитанника, охватывающее духовный мир ребенка и сферу его практической реализации. Принципиальная новизна идеи Шацкого заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым он относил умственный и физический труд, искусство, игру. Педагог подчеркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребенка. По мысли Шацкого, материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физический труд, деловое самоуправление организует жизнь детей; искусство, а также игра, задающая бодрый тон детской деятельности, формируют их эстетические чувства, направляет же общую жизнь и дух исследования работа ума. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей.

Экспериментальная работа С.Т. Шацкого позволила ему сделать вывод о необходимости системной организации содержания учебного и воспитательного процессов школы в масштабах государства. Педагог предполагал создание условий для развития каждого человека на основе гармонизации всех сфер школьной жизни. Осуществить эту задачу он считал возможным лишь на демократических принципах организации школы, что позволит создать основу для творческого взаимодействия, обеспечивающего эффективность образования и воспитания. В этом взаимодействии педагог отводил учителю роль не только организатора, но и исследователя детской жизни. По мысли Шацкого, учитель в процессе передачи знаний учащимся формирует у них гражданскую позицию, социальный оптимизм, чувство перспективы, развивает творческий потенциал личности.

Организующим ядром школьной жизни С.Т. Шацкий считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное искусство и т. д.) и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческого потенциала личности и коллектива. С новых позиций педагог осмыслил содержание эстетического воспитания, назвав его «жизнью искусства». Под системой эстетического воспитания он понимал оптимальное взаимодействие всех политических и гражданских институтов общества в целях развития творческих возможностей личности, коллектива, народных масс. Он считал, что в структуре системы эстетического воспитания происходит соединение воздействий на личность через активизацию познавательных и эмоционально-эстетических процессов. По мнению педагога, искусство открывает перед человеком суть бытия, позволяет выйти за пределы обыденных эмоций, эмпирического опыта; гармонично формируя все компоненты личности, оно способно изменить духовный мир человека, его эмоции, переориентировать цели и идеалы личности.

С.Т. Шацкий внес значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под его руководством были разработаны методы педагогического исследования – социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. На всех этапах деятельности педагог занимался проблемами подготовки учителей, способных не только организовать обучение и воспитание в школе, но и проводить образовательную работу с населением и заниматься научно-исследовательской работой. Педагогический коллектив С.Т. Шацкий рассматривал как творческую организацию коллег-единомышленников.

В 1918 году увидели свет подготовленные Государственной Комиссией по народному просвещению «Основные принципы единой трудовой школы», которые сразу же были переведены на многие языки мира. Это был удивительный документ эпохи, в котором провозглашались революционные педагогические идеи. Принципы и сегодня звучат смело и свежо. Утверждалось, что для воспитателя «первым основанием является психология, научающая нас тому, что истинно воспринятым является только воспринятое активно». Имелось в виду то, что ребенок чрезвычайно легко усваивает знания, когда они передаются ему в веселой, активной форме игры или труда, которые при умелой постановке совпадают. Дитя гордится приобретением всякого практического умения. С этой точки зрения трудовой принцип сводится к активному подвижному творческому знакомству с миром.

Все школьные предметы требуют творческого, активного метода преподавания. Чрезвычайно важным принципом представляется более полная индивидуализация обучения, под которой подразумевались учет преподавателем склонностей и характера каждого ученика и возможно более полное приспособление к личным потребностям того, что дает ребенку и что спрашивает с него школа.

В России ставилась цель создать новое общество и государство, воспитать нового человека, в чем главную роль должна была сыграть школа.

Идеи были изложены, требовалось претворить их в жизнь. А для этого было необходимо разработать технологию, продумать содержание образования, формы и методы работы.

Выдающийся педагог Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934гг) начал свою педагогическую деятельность еще в дореволюционный период. Он создал в Москве для детей из бедных семей детские клубы, детский сад, детскую трудовую колонию под Москвой. С 1919 года по 1932 он руководил созданной им Первой опытной станцией по народному образованию. Опытная станция состояла из двух отделений: городского – в Москве и деревенского – в Калужской области. Она представляла собой систему школ, детских садов, внешкольных и научных учреждений, педагогических курсов.

Еще в дореволюционные годы С.Т.Шацкий пытался решить задачу всестороннего развития ребенка в процессе его разнообразной деятельности - посильного физического труда, игры, занятий искусством.

В настоящее время в педагогической науке и практике признано, что воспитание детей осуществляется в процессе их жизнедеятельности.

Анализируя опыт своей работы, С.Т. Шацкий делает вывод: «Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой деловое самоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство – искусство. Повторяет и приспособляет к жизни, повторяет пройденные этапы человечества – игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования – работа ума. Соединение всех этих элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни». (С.Т.Шацкий.Пед. соч. в 4-х тт., т.2. М., 1964, с33)

Таким образом, Шацкий устанавливает, что в содержание детской жизни входят физический труд, игра, искусство, умственная и социальная деятельность. Впоследствии Шацкий добавляет к ним деятельность по охране здоровья.

Наблюдения за жизнью детского коллектива в колонии дали возможность подметить взаимосвязь и взаимовлияние разных сторон деятельности детей и привели Шацкого к выводу о том, что изменения в одной области детской деятельности вызывают соответственные изменения в другой области.

В летней трудовой колонии основное место в жизни детей занимал необходимый посильный физический труд (благоустройство колонии, приготовление пищи, сельскохозяйственные работы). Становясь со временем более разнообразной и организованной, трудовая деятельность вызывала изменения в социальной, эстетической, умственной жизни детей, их играх.

С.Т.Шацкий считал, что сочетание всех видов деятельности определяет полноту жизни детей, ее разносторонность, содержательность, обеспечивает всесторонне развитие детей.

С.Т.Шацкий и А.У.Зеленко по праву считаются основателями в России детских клубов – новой тогда формы внешкольной работы с детьми и подростками, направленной на удовлетворение детских запросов, со сводными занятиями, поддерживающими инициативу и самостоятельность детей.

Принципом всей педагогической деятельности Станислава Теофиловича стало изучение условий жизни и личного опыта школьников разных возрастных групп, установление того, что должна сделать школа в данной области, чтобы жизнь ребенка была более здоровой, содержательной, интересной. Опыт работы школы в этом направлении Шацкий определил в афоризме "изучение жизни и участие в ней", ставшем "лозунгом" обновления педагогического процесса в школе 20-х годов. Конечное, как в любом новом деле, в реализации этой идеи было допущено немало ошибок, сам подход подвергался критике как ведущий к снижению уровня общего образования. В то же время в школьное обучение входила исследовательская деятельность, познавательно-практическая деятельность, общественно-полезный труд. Все это развивало творчество мышления ребенка, исследовательского и практического отношения к жизни.

Педагогическая деятельность Шацкого, активно поддерживаемая Н. К. Крупской, в "смутное время" конца 20-х - начала 30-х годов подверглась серьезным испытаниям. Он был обвинен в педагогическом "руссоизме", в чуждых политических взглядах "аграрного толстовства", в защите "кулацких настроений деревни". Работа Калужской Опытной станции постепенно свертывалась, утрачивала экспериментальный характер. Вскоре Станислав Теофилович переехал в Москву. В эти годы Станислав Теофилович часто посещал Калугу и Малоярославец, где неустанно пропагандировал свои смелые идеи развития школы. В 1933 году Станислав Теофилович участвовал в международном конгрессе в Париже по вопросам образования, где выступил с докладом.В то время как на Западе труды Шацкого получали все большее мировое признание, у себя на Родине в печати начались нападки на ученого.

В основу своей педагогической деятельности Шацкий положил главный принцип советской педагогики 20-х гг. – связь школы и воспитания с жизнью, боевой, наступательный характер педагогической деятельности. Он понимал воспитание как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения знанием более осмысленным. ». В работе с детьми он предлагал идти от того, что рядом с ними, от семьи, дома, школы к более широким и дальним перспективам, к обществу, в конечном счете, участвуя в его преобразовании. Организацией трудового воспитания вместе с Шацкими занимаются А.У. Зеленко, М.Н. Скаткин, А.А. Миленчук. Все осуществлялось под лозунгом: «Жизнь должна быть деятельной!». Виды труда детей: самообслуживание, общественно-пропагандистская работа среди населения, занятия по труду в школе, мастерской, сельскохозяйственный труд и др.

Станислава Теофиловича Шацкого (1878-1934) можно отнести к выдающимся отечественным педагогам.

Общественно-педагогическая деятельность С.Т. Шацкого нача­лась с 1905 года, в начале она проходила в области дошкольной и внешкольной работы с детьми.

Он организовал первые в России клубы для детей и подро­стков на окраине Москвы - а Марьиной Роще. Перечень педагогических интересов С.Т. Шацкого постепенно рас­ширяется: от проблем досуговой деятельности детей, клубной рабо­ты он переходит к проблемам трудового, нравственного, эстетичес­кого воспитания детей.

Он считал, что «труд вносит смысл и порядок в детскую жизнь», но при условиях, что:

Труд должен быть интересен для детей,

Труд должен иметь для детей личную и общественную значи­мость,

Он должен быть направлен на развитие сил и способностей детей,

Труд должен развивать у детей деловые связи, партнерские от­ношения.

Много ценных педагогических идей и мыслей можно найти в ра­ботах С.Т. Шацкого по проблеме организации клубной работы детей. «Основная идея детского клуба - создание центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской при­роды». Детские клубы основываются на детских ин­стинктах, с одной стороны, и на подражательности взрослых, - с дру­гой. Чтобы выявить нача­ло этих организаций, нужно очень серьезно изучать детскую улицу (детей на улице) и взять от этого изучения все ценное, что сложилось в этих многочисленных, быстро создающихся и быстро распадаю­щихся организациях».

Эти детские самодеятельные организации появляются «в силу необходимой потреб­ности учиться жить, приспособиться к жизни». «B детском клубе должны быть представлены все воз­можности учиться жизни и все главные элементы, которые участвуют в создании жизни... В силу этого клуб должен быть живым, гибким, беспрограммным, и лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ориентировки». Шацкий разработал теорию дет­ского коллектива и детского самоуправления, «наблюдения над жизнью детского коллектива приводят к такому выводу: между ос­новными сторонами детской жизни - физическим трудом, игрой, искусством; умственным и социальным развитием существует опреде­ленная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие, и, в ко­нечном итоге, те или другие изменения в одном направлении (это касается и форм детской деятельности, и их организации) вызывают соответствующие изменения в другой области».

Проблема, которую удалось решить С.Т. Шац­кому - это проблема взаимодействия школы и социальной среды. Школьная, природная и социальная среда рассматривались им как целостная, система факторов и условий для всестороннего развития ребенка. С особой силой его педагогический и исследовательский талант проявился в Первой опытной станции по народному образованию (1919 - 1932 гг.), созданной после Октябрьской революции на осно­ве руководимой им школы-колонии «Бодрая жизнь». С.Т. Шацкий считал, что воспитательное влияние окружающей сре­ды будет тем выше, чем активнее включать детей в ее изучение, и преобразование. Органи­зуя жизнедеятельность ребенка в различных ее формах - трудовой, физической, умственной, игровой, школа должна быть инициатором преобразования окружающей среды.

Связью с жизнью и окружающей средой находила свое выраже­ние в самых различных формах и видах деятельности детей. Она получила последовательное отражение в содержании и методах обучения, выражаясь в использовании местного материала, непре­менно в практическом применении вновь приобретенных знаний и умений, в том, числе в различных ситуациях общественно-полезной работы.

Воспитанники школы-колонии «Бодрая жизнь» участвуют в элек­трификации деревни, в культурно-просветительной работе среди ме­стного населения, организуют «Дни леса», проводят компанию по уничтожению малярийного комара, организуют праздники и театра­лизованные представления. Другая педагогическая идея, получившая воп­лощение в педагогической системе С.Т.Шацкого, - это создание прин­ципиально новых инновационных структур взаимодействия обра­зовательно-воспитательных учреждений.

В состав Первой опытной станции входили ясли и детские сады, начальные школы, средняя школа, школа-интернат, клуб, читальня. Кроме того, была создана подструктура исследовательских учреж­дений, а также своеобразная система по подготовке и повышению квалификации. педагогических кадров. Курсы-съезды учителей, лет­ние педагогические курсы - все это замыкало целостную социально-педагогическую систему С.Т.Шацкого, но в то же самое время она была открыта для других: развертывал работу издательский отдел, обменивались передовым педагогическим опы­том учителя.

Шацкий проявил себя как глубокий исследователь. Педагогические проблемы он связывает с социальной жизнью. В круг его исследовательских интересов попадают проблемы, которые имеют непреходящее значение и до сего времени:

Проблема рациональной организации занятий в школе,

Проблема отбора и конструирования дидактического материа­ла,

Проблема учета результатов детского труда,

Проблема повышения качества урока,

Проблема второгодничества,

Проблема создания опорных, опытных и экспериментальных школ,

Разработка научных методов экспериментально-исследователь­ской работы,

Изучение проблемы семейного воспитания и влияния социаль­ной среды на развитие ребенка.

В работах С.Т. Шац­кого можно найти весьма эффективные, не утратившие своей значи­мости педагогические идеи и рекомендации. Так, например, возьмем проблему повышения качества урока. От чего она зависит? Приво­дим некоторые выводы и рекомендации из исследований С.Т. Шац­кого, направленные на повышение качества урока:

Уделять особое внимание постановке перед учащимися вопро­сов. Искать варианты их переформулировки с тем, чтобы ученики вас хорошо понимали.

Следить за тем, чтобы учащиеся вас понимали. Если они испы­тывают затруднения, то необходимо стимулировать их желания, ин­тересы для того, чтобы эти затруднения преодолеть.

Разнообразить структуру урока с тем, чтобы всякий раз для уча­щихся элемент неожиданности. Возбуждать у учащихся разнообраз­ную умственную деятельность.

Помнить о мировоззренческих вопросах и проблемах, о ступе­нях познания, глубине познания. Не все вопросы требуют одинако­вой глубины изучения.

Особое внимание уделять формированию понятий, практичес­кому применению законов.

Использовать на уроке элемент соревновательности.

Поощрять самостоятельность, инициативу и самодеятельность учащихся.

Готовиться тщательно к каждому уроку, анализировать каждый урок, корректируя свои промахи и ошибки.

Разрабатывать не один урок, а продумывать целую систему уро­ков.

Однако не обошлось и без перегибов. Участие Первой опытной станции в общественной работе, в частности, в колхозном строительстве, агитация родителей за вступление в колхоз, попытка превращения станции в «культкомбинат», объединяющий все куль­турные учреждения района, особенно активная деятельность Шац­кого по созданию детских колхозов вызывали сопротивление мест­ных крестьян. В результате был сожжен дом Шацких, высказыва­лись угрозы в адрес отдельных учителей. Все это привело к тому, что в 1932 году Первая опытная станция была расформирована. И все же педагогическое наследие Шацкого – это образец системного подхода, когда педагогическая[теория, практика и эксперимент имеют завершенный и эффективный цикл.

ГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по курсу «Педагогика»

на тему

Социальная педагогика С. Т. Шацкого

Выполнила: Н. С. Порядина, гр студ. билет №

Проверил доц. Н. Н. Кравченко

Санкт-Петербург

2009

Содержание

    Введение…………………………………………………………………….3 Личность С.Т.Шацкого…………………………………………………….5 Факторы воздействия социальной среды на личность ребенка…………8 Воспитательная система С.Т. Шацкого………………………………….10 Первая опытная станция по народному образованию………………….12 Заключение……………………………………………………………...…14 Список литературы………………………………………………..………16

Введение

Один из ярких российских педагогов, С. Т. Шацкий внес много нового в создание и распространение идей социальной педагогики. Ею высокий авторитет среди учителей и ученых-педагогов определялся оригинальным подходом к постановке и решению проблем. Созданные им образцы педагогической работы активно усваивались и становились достоянием трудовой школы. Познакомившийся с воспитательной системой Шацкого, Дьюи заявил, что Первая опытная станция – уникальное в мире учреждение, способное решать принципиально новые для педагогической науки задачи Заслуга Шацкого в том, что он одним из первых сделал предметом исследования влияние микросредовых условий на социализацию ребенка Ему принадлежит первенство в разработке в России таких важных для педагогики проблем, как самоуправление школьников, воспитание как организация жизнедеятельности детей, лидерства в детском сообществе. В его концепции школы – центра воспитания в социальной среде – преобразовательная деятельность становится главным источником формирования когнитивной и ценностно-эмоциональной сферы ребенка. Главную задачу школы он видел в приобщении ребенка к культурным достижениям человечества. Образование, утверждал ученый, должно быть направлено на формирование человека, способного самосовершенствоваться, рационально заниматься трудовой, умственной и эстетической деятельностью, кооперировать свои усилия для достижения цели.

Сегодня теория и практика Шацкого привлекают внимание учителей ярким и своеобразным решением таких фундаментальных педагогических проблем, как социализация личности, методы педагогического исследования среды и ребенка, функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

Актуальность темы исследования связана с необходимостью преодоления кризиса духовных ценностей, наступления обывательской психологии, общественной апатии, социальной отчужденностью массы взрослых и школьников стимулирует их антиобщественное поведение. Разрушение системы внешкольных учреждений, ликвидация детских и юношеских организаций, кризис семьи породили массу проблем в образовании и воспитании детей.

Традиционная парадигма взаимодействия семьи, школы и общественности частью оказалась отставшей от реалий общественно - политической жизни, частью - оторванной от новых проблем: рост детской и подростковой преступности, маргинализация и снижение социальной защищенности больших групп населения, дезинтеграция политики в области обучения и воспитания подрастающих поколений. На практике это привело к тому, что произошло обособление школы от жизни, а в обществе стала господствовать идея о том, что через школу (оторванную от жизни) возможно воспитание человека будущего.

Все воспитательные системы - продукт и порождение времени, взлет педагогического творчества, уважение к личности ребенка, понимание того, что дети зеркально отражают положительные и отрицательные стороны окружающей действительности, - характеризуют теоретическую направленность воспитательных систем 20-х годов. Безжалостное уничтожение всего созданного в послереволюционное десятилетие, в том числе и воспитательных систем, подход к ребенку как «винтику» государственной машины, жесткое функциональное воспитание без учета процесса социального формирования типично для тоталитаризма сталинской «эпохи» 30-х - начала 50-х годов.

Сегодня, когда восстанавливаются демократические ценности и начато строительство правового государства, когда мы отчетливо осознаем близость наших педагогических исканий к теории и практике воспитания 20-х годов, необходимо обратиться к творческим идеям выдающихся советских ученых, создателей оригинальных воспитательных систем.

Несомненный интерес представляет воспитательная система, созданная выдающимся русским и советским педагогом Станиславом Теофиловичем Шацким. Его Первая опытная станция по народному образованию, представлявшая научно-производственное и учебно-воспитательное объединение, успешно функционировала в течение четырнадцати лет.

Личность С.Т. Шацкого

Родился Станислав Теофилович Шацкий в 1878 году. Его детство прошло в Москве, в многодетной семье военного чиновника. Один из лучших учеников гимназии, Шацкий отверг далекое от жизненных потребностей образование, отчужденный характер отношений между учениками и учителями, формальный характер обучения. Длившийся в течение десятилетия поиск профессионального самоопределения, когда Шацкий учился в Московском университете, Московской консерватории, сельскохозяйственной академии, принес неудовлетворенность и разочарование. Встреча с Александром Устиновичем Зеленко, архитектором по своей основной профессии, прекрасно знавшим опыт американских школ, и его предложение организовать клуб, главной целью которого стало бы повышение культурного уровня населения, увлекли Шацкого. Потребностям бурно развивающейся промышленной России, утверждал Зеленко, требовался рабочий нового типа: творчески ориентированный, хорошо образованный, способный участвовать в кооперативной деятельности. Для решения этой задачи Шацкий и Зеленко организуют в Москве общество «Сетлемент». На средства, собранные среди владельцев крупных предприятий – братьев Сабашниковых, Кушнеревых, Морозовой, по проекту Зеленко строится в России клубное здание для детей. Начинается интенсивный поиск форм организационно-воспитательной деятельности, направленной на развитие творческой личности.

Ядро коллектива сотрудников образовали выпускники Московского университета Е.А. Казимирова, К.А.Фортунатов, А.А.Фортунатов, Л.К. Шлегер, Н.О. Массалитинова. Это были яркие и одаренные люди, много внесшие в развитие педагогических идей в России.

Однако работа «Сетлемента» прерывается в 1907 году. Решением московского градоначальника «Сетлемент» закрывается за «распространение среди детей социалистических идей». Благодаря настойчивости Шацкого и его друзей в 1908 году создается новое общество «Детский труд и отдых», фактически продолжающее и развивающее традиции «Сетлемента». В 1911 году в рамках общества открывается детская летняя колония «Бодрая жизнь» Здесь С. Т. Шацкий вместе с сотрудниками в опытной работе проверяет идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества. Представленные в форме монографического исследования результаты работы в колонии «Бодрая жизнь» получили высокую оценку и международное признание. Глубокое знакомство со школами Западной Европы в 1912-1914 годах позволило Шацкому сделать вывод о том, что созданные им и его коллегами в Москве колония и клуб не уступают лучшим иностранным учебным заведениям. Он видел превосходство европейских школ в их укомплектованности методическими пособиями, хорошем материальном обеспечении. Но творческих идей и замыслов, оригинальных решений у московских педагогов было больше. «Я заграницу только почитаю за устойчивость и практику, а им не хватает идей свежих, широких. Разве не тоскуют здесь именно по этому?» (Шацкий С. Т. Пед. соч.: В 4 т. Т. 4. С. 228).

Февральская революция окрылила Шацкого, открыла ему новые перспективы работы и творчества. Октябрь он не принял. Шацкий был одним из организаторов забастовки учителей, организованной Всероссийским учительским союзом и направленной против захвата власти большевиками.

Член московской городской управы, занимавшийся делами просвещения, один из руководителей всероссийского союза учителей, Шацкий с возмущением отверг предложение участвовать в работе Наркомпроса. «Сегодня мною получено письмо от А.В.Луначарского на бланке ВДНК советов рабочих и солдатских депутатов с предложением занять «пост руководителя одного из отделов создаваемой ныне государственной комиссии по народному образованию, согласно законопроекту, имеющему пройти в ближайшие дни, – комиссии, к которой переходят функции министра народного просвещения, его товарищей и комиссара по бывшему министерству двора».

В письме указывается, что кандидатура моя «признана желательной на совещании всех работников культурно-просветительного дела, группирующихся вокруг советов». Но благодарю за эту честь. Мне, члену московской городской управы, распущенной декретом «правительства», в состав которого входит т. Луначарский, это предложение кажется невероятным и нелепым. Думаю только, что это, вероятно, отражение той предательской политики, которую ведет наше лишенное всех задерживающих центров «правительство». Это так называемое правительство ведет систематический поход против русской интеллигенции, которую я слишком ценю, чтобы, подобно Луначарскому, мог поднять на нее руку. Сверх того прибавлю, что я участвую только в серьезных делах, помогать же т. Луначарскому в его административных восторгах и педагогическом дилетантстве я ни в коем случае не могу. Педагогическое дело слишком мне дорого. Наконец, я не могу работать с людьми, которых я не уважаю, а к таковым после Ленина и Троцкого, к сожалению, приходится присоединить и Луначарского. Чем скорее он уйдет от просвещения, тем будет лучше. Член московской городской управы С. Т. Шацкий» (НА РАО. Ф. 1, оп. 1, ед. хр. 332, л. 103). Это заявление впоследствии использовалось как компрометирующий материал, с помощью которого давили на ученого, побуждая идти на компромиссы. Только ответственность за судьбы детей, стремление заниматься педагогической деятельностью на благо общества побудили его принять через два года предложение Наркомпроса о сотрудничестве.

Станислав Теофилович Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга. Нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности, утверждал С.Т.Шацкий.

Поэтому на всей деятельности С.Т.Шацкого лежит печать глубокого единства его идей и их практического воплощения. Как и позднее А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, больше, чем кто-либо из педагогов 20-х годов, связанный с жизнью школы, боролся с голым теоретизированием, с прожектерскими идеями педагогов, которые в тихом уюте научных кабинетов создавали теории, призванные потрясти мир, а на деле дискредитировавшие педагогику.

С.Т.Шацкий, человек высокой культуры, владевший несколькими иностранными языками, был чужд национальной и классовой ограниченности. Он всегда был в курсе отечественной и зарубежной педагогики, часто бывал заграницей и охотно использовал лучшие ее образцы в практике работы Первой опытной станции. Чрезвычайно занятый и перегруженный практической работой, С.Т.Шацкий, к сожалению, уделял мало времени обработке эмпирического материала, фиксации полученных результатов. После него осталось несколько педагогических произведений: «Бодрая жизнь», «Годы исканий», ряд статей. Но эти сочинения не дают полного представления о том большом влиянии, каким пользовался С.Т.Шацкий среди учительства, о том, как он создавал из своих соратников и последователей педагогов-энтузиастов и какое влияние оказал он на строительство советской школы.

Факторы воздействия социальной среды на личность ребенка

Взгляды С.Т.Шацкого на взаимодействие школы социальной среды в основных положениях совпадают со взглядами Н.К.Крупской и А.Л. Луначарского. И это понятно, так как развитие педагогических взглядов С.Т.Шацкого в послеоктябрьский период проходило под непосредственным влиянием Н.К.Крупской. Еще до революции С.Т.Шацкий предпринимал попытки создать комплекс учреждений, где бы можно было изучать влияние социальной среды на детей и строить на этой основе процесс воспитания, но они окончились неудачей.

Научный подход к педагогике, согласно взглядам С.Т.Шацкого, начинается там, где воспитание строится на основе познанных фактов воздействия среды, где корни конфликтных ситуаций, возникших в школе, ищут не только в жизни детских коллективов но и в окружающей социальной среде. «С.Т.Шацкий, пожалуй, единственный из педагогов 20-х годов сделал попытку представить более или менее полную картину процесса социального формирования личности. Все воздействующие на формирование ребенка факторы С.Т.Шацкий разделил на природные (первичные и социальные (вторичные). К природным факторам он относил свет, тепло, воздух, сырую пищу, почву растительную и животную среду и другие. К социально-экономическим - орудия, инструменты, материалы, бюджет и организацию хозяйства и другие. К социально-бытовым факторам - жилище, пищу, одежду, речь, счет, обычаи, типичные суждения, общественный строй».

Классификация факторов воздействия С.Т.Шацкого имеет ряд существенных недостатков. Возникает вопрос, можно ли ограничить факторы воздействия только тремя группами? А к каким нужно отнести культурно-бытовые факторы, потребности общества? Внутри групп факторов также нет четкой классификации. Вычленение и постановка в один ряд таких факторов, как, например, пища и почва, вряд ли может быть оправдано. Впрочем, и сам С.Т.Шацкий писал, что его система факторов не претендует ни на полноту, ни на точность. Она была необходима ему как рабочая гипотеза для рассмотрения педагогических явлений.

«Воздух, тепло, свет, одежда являются важнейшими факторами биологического развития ребенка, утверждал С.Т.Шацкий. Педагогам и родителям надо научиться управлять этими факторами, разумно использовать их для укрепления здоровья детей. Только при условии тесного сотрудничества с населением и общественными организациями школа может эффективно решать воспитательные задачи.

Вторая группа факторов, влияющих на ребенка,- социально-экономические. К ним С.Т.Шацкий относил умения и способы обращаться с вещами, инструментами, материалами, сложные и простые организационные навыки, степень достатка в семье, материальную обеспеченность и т. д. Сотрудники станции пытались установить корреляционные связи между бюджетом семьи и затратами на детей, между совершенствованием средств производства и уровнем культурного развития сельского населения. Надо отметить, что недостаток времени у сотрудников, нечеткость теоретических представлений о «социально-экономических факторах» сильно затрудняли работу в этом направлении, и она, по сути, не была сколько-нибудь достаточно развернута».

Деревня 20-х годов с ее узким горизонтом, массой суеверий, обычаев, бытующих с незапамятных времен, тормозила развитие ребенка. Школа ставила перед собой цель помочь ребенку овладеть современными знаниями, расширить кругозор, т. е. дать ему то, что он не мог получить в семье в деревне. Одновременно школа развертывала огромную работу по внесению в жизнь взрослого населения культурных интересов, агротехнических знаний и т. д.

Таково общее представление С.Т.Шацкого о факторах воздействия социальной среды на личность ребенка, которые педагогу необходимо учитывать в своей работе. Во взглядах и деятельности С.Т.Шацкого особо ценным является его стремление опереться в воспитательной работе на факторы воздействия среды на личность, борьбу за создание условий, благоприятствующих физическому и духовному развитию детей.

Воспитательная система С.Т. Шацкого

Термин «воспитание» С.Т.Шацкий употреблял в широком и узком смысле. Воспитание, которое ребенок получал в стенах школы, он называл малым педагогическим процессом, а воздействие семьи, сверстников, взрослых и т. д. - большим педагогическим процессом. С.Т.Шацкий справедливо утверждал, что, занимаясь обучением и воспитанием детей только в стенах школы, мы обрекаем усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные самой жизнью, будут либо немедленно отброшены учащимися, либо будут способствовать воспитанию двуликих Янусов, на словах соглашающихся с установками педагогов, а поступающих вопреки им. Поэтому задача школы - изучить организованные и неорганизованные воздействия на ребенка для того, чтобы, опираясь на положительные влияния, бороться с отрицательными воздействиями среды. В этой работе школа выступала центром, координирующим и направляющим педагогические воздействия советских общественных организаций и населения района.

«С точки зрения связи школы с окружающей средой С.Т.Шацкий выделял три возможных типа школы:

1. Школа, изолированная от окружающей среды.

2. Школа, интересующаяся воздействиями среды, но не сотрудничающая с ней.

3. Школа, выступающая организатором, контролером и регулятором воздействий среды на ребенка».

Школы первого типа организуют учебно-воспитательный процесс в рамках учебного учреждения, считая, что социальная среда обычно учит детей только плохому, а задача школы - выправить эти воздействия и сформировать детей по старым представлениям школьной педагогики.

Для школ второго типа характерен определенный интерес к среде, который выражается в привлечении жизненного материала к обучению. Такая иллюстративная школа широко пользуется лабораторными методами, она активизирует мышление ребенка, но на этом ее связь со средой обрывается.

Школа третьего типа, над практическим воплощением которой С.Т.Шацкий работал в Первой опытной станции по народному образованию, в окружающей социальной среде выполняла функции организатора, регулятора и контролера детской жизни.

Во-первых, такая школа организовывала учебно-воспитательный процесс, учитывая жизненный опыт ребенка, его возрастные особенности. Дети получали глубокие и прочные знания, которые широко использовались в общественно-полезной деятельности. Во-вторых, взяв на себя функции центра воспитательной работы с детьми, школа «связывалась» с теми сферами среды, где проходил процесс формирования ребенка (семья, улица, деревня и т. д.), внимательно изучала средства воздействия среды на ребенка, их эффективность и, реконструируя их, добивалась усиления положительных влияний среды и нейтрализации отрицательных. И, наконец, школа выступала в окружающей среде как проводник влияния партии на полупролетарские и непролетарские слои населения, активный фактор переустройства жизни на социалистических началах. Вместе с советскими и партийными организациями школа работала над повышением культуры местного населения, улучшением быта, созданием благоприятных условий для достижения целей социалистического воспитания.

При такой постановке вопроса школа ставила перед собой сложные задачи, и было бы ошибкой утверждать, что все школы справлялись с этими требованиями. Только передовым учреждениям, в основном входившим в число опытно-показательных учреждений, это было под силу. Они имели хорошо подготовленные кадры, опыт работы, материальное снабжение выше среднего и, что особенно важно, значительное число разнотипных учреждений, расположенных на одной территории.

Первая опытная станция по народному образованию

В 1919 году он создал Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до ее закрытия в 1932 году. Первая опытная станция – уникальное в истории образования учреждение – занимала целый район В нее входили четырнадцать начальных школ, две средние, школа-колония «Бодрая жизнь», детские сады, читальни. Центральной задачей станции было исследование влияния среды на рост и развитие ребенка, использование в воспитательной деятельности всего ценного и позитивного в культуре среды, активное включение родителей в воспитательный процесс. По всеобщему признанию, станция была лучшим опытно-экспериментальным учреждением в стране. В двадцатые годы она оказала большое влияние на разработку концепции образования Единой трудовой школы. Разгром школы и педагогики 20-х годов, последовавший за постановлением Центрального комитета о школе в сентябре 1931 года, привел к прекращению работы станции.

Для изучения процесса взаимодействия школы и социальной среды, а также разработки других актуальных вопросов школы были организованы учреждения определенного типа - опытные станции. Одним из таких учреждений и была Первая опытная станция по народному образованию, в которой больше, чем где-либо еще, по словам заместителя Наркома просвещения С.М.Эпштейна, претворялся в жизнь «синтез внутришкольной работы с неорганизованным педагогическим процессом». Эффективно работающая школа, по С.Т.Шацкому, глубоко связана, прежде всего, с семьей. Для того, чтобы превратить семью в союзника школы, нужно хорошо изучить ее традиции и обычаи и использовать их в процессе воспитательной деятельности.

В третьем томе педагогических сочинений С.Т.Шацкого приведена схема обследования семьи, которая впоследствии неоднократно совершенствовалась. Схема ориентирует исследователя на сбор сведений о материальном благосостоянии, условиях проживания, одежде, питании и т. д. Так как школы станции уделяли много внимания росту сознания и культуры семьи, то значительное место в схеме отводилось грамотности, интересам, религиозности. Самому тщательному анализу подвергались отношения в семье: взаимоотношения отца с матерью, а также между другими членами семьи, отношение родителей и остальных членов семьи к поступкам, интересам ребенка и т. д. Накопленные знания для семьи и педагогики служили фундаментом организации совместной работы со школой над вопросами воспитания детей. Имея объективную картину положения детей в семье, учителя строили свою педагогическую деятельность не вслепую, а сознательно и благодаря этому добивались серьезных успехов в работе.

Родительские собрания и школьные комитеты играли роль проводников влияния школы на население. Они решали широкий круг вопросов, связанных с хозяйственной и педагогической деятельностью школ, и при необходимости помогали школе материально, из средств, собранных родителями. К работе в школьных комитетах привлекались широкие круги общественности: делегаты населения, выбранные на сходках, представители общественных организаций, родители. Пропаганда прогрессивных педагогических идей, распространение знаний и правил обращения с детьми с помощью актива проходили намного быстрее и эффективнее. В Первой опытной станции систематически проводились съезды школьных комитетов, где представители общественности обсуждали насущные вопросы жизни школы и деревни.

Однако, кроме работы с семьей, необходимо было тесное сотрудничество с общественными организациями. Поэтому, педагоги, прежде всего, стремились укрепить школьные пионерские и комсомольские организации. Содержание и цели работы пионеров и школьников совпадали: для тех и других главной задачей была учеба и участие в строительстве новой жизни - различие же заключалось в степени организованности, дисциплины, ответственности.

«В 1924 году на заседании Наркомпроса, где обсуждался отчет Первой опытной станции о работе, сравнительно небольшое число пионеров в школах станции насторожило некоторых членов Наркомпроса. В частности, В.Н.Шульгин заявил, что ему непонятно, в каких взаимоотношениях находится педагогическая система С.Т.Шацкого с системой детского коммунистического движения и ВЛКСМ. Выступление же Н.К.Крупской показывает полное совпадение ее взглядов на этот вопрос с позицией С.Т.Шацкого». Ориентация не на количество, а на качество работы, идейная убежденность, высокая дисциплинированность были типичными для работы пионерской и комсомольской организации Первой опытной станции. Отличные отзывы о состоянии работы комсомольской и пионерской организаций указывали на верный курс сотрудничества с детскими организациями, взятый коллективом педагогов станции, на высокое качество и результативность проделанной работы.

Все общественные организации деревни - сельсоветы, жилищные товарищества, профсоюзы и т. д. - также планировали воспитательную работу с детьми. Задача школы заключалась в объединении усилий этих организаций. Наиболее тесно школы Первой опытной станции были связаны с сельсоветами. Как представители Советской власти в деревне, сельсоветы проводили большую хозяйственную, организационную работу с населением и были, естественно, особо заинтересованы в совместной деятельности. Школы же видели в сельсовете союзника в деле совместного воспитания детей и повышения культуры населения.

Совместная работа школ Первой опытной станции с общественными организациями достигла высоких результатов, так как она строилась на хорошем знании жизни, удовлетворяла запросам как общественных учреждений, так и организации воспитательного процесса. Работа станции в этом направлении может служить образцом связи школы с жизнью и заслуживает самого внимательного изучения.

Заключение

Полвека - достаточный срок для оценки воспитательной системы. Признание денного опыта С.Т.Шацкого, которое проявляется в постоянно растущем интересе педагогической общественности к его творчеству, активном использовании идей С.Т.Шацкого в практике современной школы, говорит о большом творческом потенциале созданной им воспитательной системы. Ученый доказал высокую эффективность синтеза научных и учебно-воспитательных структур, которые отмечают, с одной стороны, ориентацию исследователей на решение прикладных педагогических задач, а с другой стороны, ставят перед практиками проблемы, которые невозможно решить без теоретически обоснованных решений. Научно-производственное объединение впервые в истории педагогики созданное С.Т.Шацким и доказавшее свою жизнеспособность на современном этапе, должно стать, по мнению известных советских педагогов (В.А.Караковского, М.Н.Скаткина, А.Н.Тубельского), распространенным типом педагогического учреждения. Культивирование воспитательной системы типа Первой опытной станции в современных условиях позволит решить одну из самых сложных проблем - установить эффективную связь педагогической науки и педагогической практики, связать школу и педагогику. Проведенный анализ воспитательной системы С.Т.Шацкого позволяет выделить ряд факторов, определивших успех талантливого педагога.

Педагогические идеи СТ. Шацкого, которые нашли воплощение в структуре и деятельности Первой опытной станции, получили широкое распространение именно потому, что они удовлетворяли потребностям развития общества.

С.Т.Шацкий, человек высокой культуры, владевший несколькими иностранными языками, был чужд национальной и классовой ограниченности. Он всегда был в курсе всех достижений отечественной и зарубежной педагогики, часто бывал за границей и охотно использовал лучшие ее образцы в практике работы Первой опытной станции.

На сколько же актуальны взгляды Шацкого в сегодняшней педагогике?

В настоящее время возрождается интерес к творчеству Шацкого в Европе и Америке, где переиздаются произведения ученого. После длительного перерыва творчество Шацкого стало предметом изучения в педагогических институтах, с его теорией и практикой начинают знакомиться учителя.

Самоуправление, самодеятельность, творческая активность детей. Ненасилие в воспитании, гуманизм, признание самоценности каждой личности. Прочная опора учебной и воспитательной работы на потребности социальной жизни. Трудовое воспитание, развитие самостоятельной исследовательской работы в детях, нравственная чистота в помыслах и деятельности учителя. А так же модель школы, организующей деятельность детей, ставшей центром воспитания в микросреде, координатором всех воспитательных действий, учитывающей специфику местных условий, культуры и традиций народа. Несомненно, все выше обозначенные идеи имеют право на существование в XXI веке. А реализовывать их комплексно, или же применять их частично это зависит от позиции и задач, которые ставятся перед образовательным учреждением в каждом конкретном случае.

Список литературы

    Гусинский, Э.Н. Образование личности/М.: Интерпракс, 1994. Дидактика: учебно-методологические материалы по курсу; под ред.О.А. Абдуллиной.- М.: Педагогика, 1992. Малинин, Г.А., Фрадкин, Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: В 4 т. M., 1962-1964. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980.

Моё знакомство с педагогикой Станислава Теофиловича Шацкого (1878-1934) произошло совершенно случайно. Стыдно сказать, что, имея педагогическое образование и приличный педагогический стаж, я ничего не слышала об этом педагоге. О Макаренко знала, о Сухомлинском, о Корчаке, о Песталоцци, да ещё о многих других великих классиках не только нашей, но и зарубежной педагогики знала. А вот о Шацком ничего. Да и откуда?!

В 1905 году он издал около 80 своих педагогических трудов. Затем только в 1958 году, тиражом всего 5000 экземпляров была издана книга «С.Т. Шацкий. Избранные педагогические сочинения», именно эта книга случайно попала мне в руки. Я стала спрашивать у всех своих знакомых педагогов, хотела как можно больше разузнать о Шацком, однако, это оказалось делом очень непростым. Знакомые учителя, директора школ о нём ничего не слышали.

В учебниках педагогики тех лет имя его не упоминалось. В изданном в 1974 году учебнике для педвузов «История педагогики» Шацкому посвящено всего 7 строчек. В Советской энциклопедии издания 1982 года на одну строчку больше. Ну, а уж в современных изданиях и вообще ничего нет.

Но вот уже 12лет Шацкий остаётся моим самым любимым, талантливым, мудрым педагогом. Я прочла всё, что можно было найти о Шацком и его деятельности. Я нашла у Шацкого ответы на многие педагогические вопросы, которые многие годы мучили и мешали работать. Я создала школу, которая очень похожа на ту, что была создана 105 лет назад Станиславом Теофиловичем Шацким.

С.Т. Шацкий и его коллеги педагоги начали свой социально-педагогический эксперимент 1905 году. Идя от ребёнка, его интересов, потребностей и возможностей был создан «Сетлемент» (культурное поселение), который объединил детский сад, начальную школу, мастерские и студии, педагогический кружок. Таким образом осуществилась идея непрерывного образовательно–воспитательного процесса.

В 1911 году С.Т. Шацкий открыл колонию «Бодрая жизнь». В 1919 году была создана Первая Опытная Станция (ПОС), которая представляла из себя комплекс, уникальный по замыслу и масштабу. Он включал в себя: детские ясли, детские сады, площадки, систему школ 1 и 2 ступени, внешкольные учреждения (клубы, избы-читальни, студии), систему подготовки и переподготовки учителей (курсы, педагогический техникум), научно-исследовательский центр).

Достижения Первой Опытной Станции в 30-е годы широко были известны и в стране и за рубежом. Знаменитый американский педагог и социолог Д. Дьюи, приехав на Станцию, не поверил своим глазам. Заподозрив показуху, обман, он вставал раньше всех и тайком наблюдал жизнь детей и педагогов. Покидая Станцию, он, растроганный, убеждённый противник советской власти, подарил Шацкому свою фотографию с надписью: «Я уезжаю от Вас с чувством большого уважения к той стране, в которой возможны такие замечательные педагогические дела».

По образу Первой Опытной Станции Наркомпрос создал ещё 10 опытных станций в различных регионах России. Однако в 30-е годы и Первая, и остальные Опытные Станции были ликвидированы. Произведения С.Т. Шацкого не издавались много лет, и, как и имя его, совершенно неизвестны учителям и широкому кругу работников образования, как раньше, так впрочем, и теперь.

Тем самым отечественное образование было лишено прекрасного опыта, так ему необходимого.
Всё, что у Шацкого входило в единое педагогическое пространство, было разделено чёткими границами на множество самостоятельных, независимых друг от друга ведомств, которые тщательно оберегают от какого – либо вмешательства своих родственных по духу и содержанию соседей.Детские сады и школы – от внешкольных учреждений. И те и другие, и третьи – от среднеспециальных и высших педагогических учреждений.

Психолого-педагогические учреждения не несут ответственности за состояние образования и воспитания детей и молодёжи. И все вместе тщательно отгородились, от семьи и ребёнка, оставив их наедине с их воспитательными проблемами и бедами.

Школа у Шацкого выступала центром воспитания детей в окружающей среде, она регулировала и координировала воспитательные воздействия семьи и детского «сообщества». Не в подготовке детей к будущей жизни, а в создании условий, способствующих развитию всех сил детского организма, видел С.Т. Шацкий задачу педагога, которая являлась центральной для педагогического коллектива.

Глубокой любовью к ребёнку и знанием детской жизни пронизаны все выступления Станислава Теофиловича. Он справедливо утверждает, что «школа отстала, она не соответствует запросам, присущим детскому возрасту, она вредна детям, поскольку в результате школьных занятий происходит ослабление памяти, зрения, слуха, возникло новое явление – «школьные болезни». Разве не об этом мы говорим сегодня?

1920 год, в стране разруха и гражданская война, а Шацкий бесконечно говорит о новой школе, о необходимости работать с детьми по-другому, о необходимости беречь их здоровье. Вот ещё когда появился термин «школьные болезни»! А мы сейчас пытаемся говорить о здоровьесберегающих технологиях, полагая, что именно мы придумали это, часто спорим, какая дефиниция важнее: «здоровьесбережение», «здоровьесохранение», «здоровьесозидание». Много лет спорим, а здоровых детей за время обучения в школе становится всё меньше.

В этот период талантливый педагогический коллектив станции создаёт интересные образцы работы в области содержания и методики обучения трудового, эстетического и физического воспитания. Так, на основе практической работы школы и накопленного сотрудниками станции опыта были составлены первые школьные программы. Основное содержание этих программ вошло составной частью в программы Государственного Учёного Совета 1923 -1925 годов, а затем в 1924 году и в программы ГУСа на основе комплексной системы.

В течение всей своей деятельности С.Т. Шацкий занимался подготовкой и переподготовкой кадров, особо подчёркивая формирование исследовательских способностей учителя. Модель педагога, разрабатываемая С.Т. Шацким, носила в себе обобщенные требования к его личности и профессиональной компетентности как субъекта социально-педагогической деятельности.

Поскольку важным звеном гуманистической концепции С.Т. Шацкого было принятие ребенка и его мира «таким как есть», исходя из самоценности детства, необходимо было, для обеспечения этой позиции в воспитании обязательно изучать детей, их возрастные особенности и адекватные им виды деятельности. Рассуждая о возрастной периодизации, он говорил: «Ребенок проходит через существенно необходимые метаморфозы. И огромная задача разумного государства состоит не в том, чтобы отливать в готовые формы нужных ему людей для соответствующих функций, а в том, чтобы создать условия для организации детской жизни в каждый данный момент».

Сегодняшний динамичный, сложный, бурно меняющийся мир предъявляет к выпускнику школы другие требования, чем минувший век. Не сумма полученных утилитарных прагматических знаний определяет успешность человека в обществе, а владение тем инструментом, с помощью которого он может формировать активную жизненную профессиональную позицию.

Стране нужны ценностно-ориентированные, конкурентоспособные специалисты. Именно поэтому в педагогической науке и практике всё большее подтверждение получает мысль о том, что преодолеть сегодня отчуждение ученика и учителя можно лишь на пути гуманизации самой школы.

Гуманизация – это поворот школы к ребёнку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его личностных целей запросов и интересов.

Проблему «учитель – ученик» Шацкий рассматривал в неразрывной связи с общим социальным фоном его деятельности – коллективными отношениями.

Выделенные составляющие системы обучения Шацкого выстраиваются в вертикаль подготовки детей от детского сада и школы до подготовки учителей на основе единого подхода, называемого личностно-деятельностным. Менялось направление курсов (дошкольные, внешкольные, школьные), но ведущие принципы и установки были неизменны. «Без учителя умеющего творить и понимать творимое, реформы школы быть не может». Он настаивает на непрерывном совершенствовании профессионализма учителя (причём, большей частью, самосовершенствовании), которое должно осуществляться через постоянно действующие курсы, семинары, методические выставки. Отнюдь, не идеализируя образовательные институты, он полагает, что «истинная педагогика, да и всякое свежее дело, живы лишь свободными усилиями и мыслями людей…, а правильно организованная школа всегда должна идти впереди общества как наиболее благоприятная часть его жизни».

«Школа постоянно и надолго собирает детей вместе. Среда, в которой действует школа – «широкая детская жизнь». В ней выделяется особая часть всего ценного – школа, которая при правильной организации должна выполнить свою главную роль – советчика, организатора, инструктора и контролера».

В статье «Живая работа» Шацкий убедительно показывает, что «серость жизни для подростка и юноши является настоящим ядом, вызывающим острую жажду ярких, острых переживаний, в конечном счёте, безразлично, в чём бы они не выражались». В этой же статье он вскрывает четыре момента, определяющие асоциальное поведение молодых людей: «бурное время, огромная занятость взрослых, детская безработица (незанятость полезным делом), скука». Разве это не про нашу жизнь, сегодняшнюю?! Как же это всё мешает ребёнку не только в его учебной жизни, но и в том, чем он занят после школы.

Школа, тесно связанная с окружающей жизнью, должна была «педагогизировать свое окружение», т.е. изменять его духовно, эстетически таким образом, чтобы все благотворно влияло на детей и взрослых.
Сегодня мы также бьёмся над тем, чтобы не пустить ребёнка на улицу, удерживая его подальше от соблазнов. Но может быть лозунг, провозглашённый Шацким «Школа должна быть воспитательным центром в районе своей деятельности», который сегодня звучит как «Школа – центр социума», когда-нибудь перестанет быть лозунгом и школа станет таковой на самом деле.

Когда я читала педагогические сочинения С.Т.Шацкого, у меня было ощущение, что написаны они не в 1918, а в 2016 году. Проблемы, над которыми работал Станислав Теофилович 100 лет тому назад, необыкновенно актуальны сегодня. Они мне близки и понятны. Я разделяю их и меня тревожит, что те педагогические принципы, которые провозгласил Станислав Теофилович Шацкий: «Вернуть детям детство» и «Школа для ребёнка, а не ребёнок для школы» сегодня, к сожалению, часто звучат просто как громкие слова.

Как только рождается ребёнок, многих родителей начинает мучить вопрос, как лучше подготовить ребёнка к школе. Дошкольный период жизни ребёнка вообще воспринимается несерьёзно. «Вот когда ты будешь большой…» – говорят малышу, а замечательный сенситивный (чувственный) период детства, во время которого так просто воспитывать у детей любовь к близким, сострадание, чувство ответственности, сердечность, волевые качества, – этот период проходит невостребованным, потому что с раннего возраста – английский, немецкий, музыка, компьютер и т.д. и т. п.

Поверьте, я сама за всестороннее развитие ребёнка. Только не вопреки здоровью, не вопреки самому ребёнку. Как часто мы видим, что родители «рвутся» в престижную школу, безмерно нагружая ребёнка учебными предметами, подрывая здоровье ребёнка знаниями, которые могут ему никогда не пригодиться в жизни. А сколько различных экзаменов приходится сдавать в школьные годы. Сколько потрачено ребячьих нервов, пролито слёз. Иглавное –увидели ли за этими экзаменами личность ребёнка или только те знания, которые он сумел показать. Мы много спорим сегодня: сколько лет должна учить школа, нужен ли тот Единый экзамен, на который все возлагают большие надежды. Вот только за всеми проблемами не забыть бы о самом главном, ради кого всё это и делается – не забыть о ребёнке, которого по-прежнему, как и много лет назад, мы всё только готовим к жизни, забывая о том, что он давно уже живёт.

Бесспорно, Шацкий опередил своё время. Прошло 105 лет, но также очевиден сформулированный Станиславом Теофиловичем Шацким просто и точно «ключ» к пониманию успеха: «Педагогических чудес, как чудес вообще, не бывает, а есть серьёзный, подчас очень тяжёлый педагогический труд».

Станислав Шацкий и Антон Макаренко

Теория и практика Станислава Теофиловича Шацкого привлекают внимание учителей ярким и своеобразным решением таких фундаментальных педагогических проблем, как социализация личности, методы педагогического исследования среды и ребенка, функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

А мне хочется, чтобы и родители, которые не знают об этом великом педагоге прошлого, узнали о нём. Будет правильно провести параллель между Станиславом Теофиловичем Шацким и Антоном Семёновичем Макаренко. Макаренко знают все.

Я познакомилась с замечательным человеком — Соколовым Ричардом Валентиновичем. Именно его исследование и помогло собрать и обобщить краткие факты деятельности двух таких разных, но в тоже время одинаково понимающих и чувствующих педагогов прошлого. В их педагогическом опыте можно найти ответы или подтверждение правильности решения некоторых педагогических проблем, актуальных для нашего времени.

Итак, два корифея отечественной педагогики первой половины XX века Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) и Антон Семёнович Макаренко (1888-1939).

Сегодня ни в одном источнике, не написано знали ли они друг о друге.

Оба хотели посвятить себя не педагогике, а искусству. С.Т.Шацкий был певцом, А.С.Макаренко – играл на скрипке.

Своих детей никогда не имели, но всю свою сознательную жизнь отдали чужим детям.

Педагогика в их понимании не столько воспитание школьников, сколько «работника будущего» по Шацкому и «нового человека» по Макаренко.

Они оба не считали воспитание главным. Им казалось, что общество может быть устроено разумнее, а жизнь людей счастливее, а вот путь к такой жизни может быть устроен через создание разумно организованных и счастливых детских сообществ.

И С.Т.Шацкий и А.С. Макаренко были экспериментаторами. То, чем они занимались, сегодня называется социальным проектированием.

Оба были сподвижники «соцвоса» (термин А.С.Макаренко). Их опыт изумлял не только коллег соотечественников, но и таких мыслителей как Джон Дьюи и Рабиндранат Тагор.

Оба всю жизнь натыкались на сопротивление разного рода бюрократов и вынуждены были защищать свои взгляды и своё дело.

Оба были на грани крушения и оба начинали всё сначала.

Клуб Шацкого закрыли в 1908 году, Макаренко «ушли» в 1927 году, назвав его систему «несоветской», так он оказался в коммуне им. Дзержинского.

Их жёны взяли на себя пропаганду наследия и несли её долгие годы. Валентина Николаевна Шацкая даже была награждена медалью А.С. Макаренко.

Г.С. Макаренко руководила лабораторией по изучению и пропаганде наследия Антона Семёновича.

Одним из лозунгов их педагогики было «Воспитатели — товарищи детей, а не их начальники» (С.Т.Шацкий).

«Перед коллективом воспитанников воспитатель должен выступать как боевой товарищ, борющийся вместе с ними и впереди них». (А.С.Макаренко)

С.Т. Шацкий через 14 лет пришёл к идее «закрытого учреждения». Макаренко 15 лет отрабатывал идею более интенсивного воспитания детей (колония им. Горького).

Они считали, что труд вносил смысл и порядок в детскую жизнь, труд должен быть не только самообслуживающим, но и производительным.

В работе с детьми Шацкий предлагал идти от того, что рядом с ними: от семьи, дома, школы («Надо идти от кухни, а не от Канта» — С.Т.Шацкий) к более широким и дальним перспективам, к обществу, в конечном счете, участвуя в его преобразовании.

Важным элементом макаренковской воспитательной технологии была система перспективных линий. Педагог считал, что «человек не может жить в мире, если у него нет впереди ничего радостного. Настоящим стимулом человеческой жизни есть завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одной из важнейших объектов работы».

Все знают книгу А.С.Макаренко «Педагогическая поэма». Трудно сказать, кому пришло в голову первому назвать книгу о жизни в детской колонии «педагогической поэмой». Однако, существует предисловие С.Т. Шацкого к книге Л. Сосниной «История одной школьной общины» (Кооперативное издательство «Посредник» М, 1927 год). В книге описывается жизнь Пушкинской детской колонии с «сельскохозяйственным уклоном». Оценивая книгу С.Т.Шацкий писал: «Скорее это поэтическое произведение — своего рода педагогическая поэма». Шацкий отмечает «искренний интерес к детям, любовь к ним, которыми сквозит каждая строка педагогической поэмы». «Можно лишь бояться, что за поэтической формой читатель пройдёт мимо того ценного, что имеется в этой незаурядной работе».

Пушкинскую колонию «преобразовали» в 1924 году, а автор книги была репрессирована. Колонию им. Горького «преобразовали» четыре года спустя, а «педагогическую систему и её автора признали «несоветской». Понятно, что Антон Семёнович Макаренко ничего не знал о предисловии Шацкого к книге о Пушкинской колонии. Видимо, педагогическая поэма не такое уж уникальное для того времени состояние души людей занимавшихся работой с детьми.

Соколов, Ричард Валентинович — видный деятель, исследователь и пропагандист школьного и внешкольного воспитания и обучения в свете идей С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко. Основатель форпоста освоения культуры им. С. Т. Шацкого в Москве, Московского педагогического музея А.С. Макаренко, православного педагогического музея А.С. Макаренко в Ярославской обл. Член Правления Российской макаренковской ассоциации, член Ассоциации исследователей детского движения и Совета по празднично-игровой культуре. Кандидат социологических наук (1995).