Домой / Загородный дом / Производство бумаги в японии. Японская бумага васи Материалы для изготовления васи

Производство бумаги в японии. Японская бумага васи Материалы для изготовления васи

Кустарники заготавливают зимой, срезая стебли равной длины и связывая их в пучки. Кора кодзо состоит из трёх слоёв: наружного чёрного (курокава), среднего зелёного (надзэкава), и внутреннего белого (сирокава).

После сбора связки кодзо пропариваются в подвешенных над чанами с кипящей водой деревянных бочках, затем их обдают водой и кора легко отделяется. Верхний чёрный слой коры отделяется вручную, а зелёный слой соскабливается. Удаляются неровности и повреждения. Белизна будущей бумаги определяется тем, насколько качественно срезан зелёный слой коры. Оставшаяся сирокава просушивается в прохладном месте для дальнейшей обработки.

После просушки кора выкладывается на мелководье чистой реки для удаления примесей и отбеливается посредством воздействия прямых солнечных лучей. Белую кору кодзо варят в большом чане до тех пор, пока она не станет очень мягкой. Этот шаг очень важен, поскольку необходимо проварить волокна равномерно. Кора кодзо варится на протяжении около 2-х часов в щелочном растворе из гашеной извести, кальцинированной соды, каустической соды или щелока. Раствор доводят до кипения, а затем оставляют на тихом огне.

Качество васи определяется объёмом не-целлюлозных материалов, содержащихся в волокнах. При использовании сильного щелочного раствора, многие не-целлюлозные материалы растворяются, что делает бумагу более мягкой, с другой стороны, когда используется слабая щелочь, все эти материалы остаются и бумага становится более плотной. Тип используемой щелочи также влияет на цвет и структуру бумаги.

Процесс промывки и очистки волокон после разваривания называется тиритори (chiritori): приготовленное волокно помещается в бамбуковую корзину в воде, после чего любые неравномерно проварившиеся частицы и инородные элементы удаляются вручную. Для изготовления белой бумаги до тиритори волокна отбеливают: для этой цели используют гипохлорид натрия или традиционные методы отбеливания – воду или снег. Волокна кодзо отбиваются на камне с использованием деревянного молотка.

Кодзо-массу и нэри тщательно перемешивают вместе с водой. Затем с помощью су (бамбуковой сетки) и кэта (деревянной рамы) смесь перетряхивают взад-вперёд, создавая подобие листа. Волокна оседают на сетке и действие повторяют до тех пор, пока не будет создан «лист» желаемой толщины.

Сетка с готовым листом бумаги вынимается из формы и выкладывается на специальную стойку. Между листами не должен попадать воздух, для чего верхний лист тщательно разглаживают. Стопка листов оставляется на ночь на просушку естественным путём. Наутро листы кладутся под пресс, причём со временем оказываемое давление увеличивается. Это действие производят на протяжении примерно 6 часов до тех пор, пока около 30% влаги не будет удалено.

После совместной сушки листы вновь разделяются и по отдельности выкладываются на просушку на солнце, которое вместе с ветром окончательно высушит листы и отбелит их. Высушенные и обесцвеченные на солнце листы бумаги сортируются мастером по цвету, качеству и т.д. Васи готова к использованию!

Культура
Взаимоотношения между людьми довольно сложны, а взаимоотношения между японцами – сложны вдвойне, если не втройне, особенно для иностранца. Как вести себя в японском обществе? Как развлекаются японцы? Как регулируются взаимоотношения жителей Японии? Наши статьи помогут Вам выстроить отношения с японцами с учётом специфики их менталитета, общественных норм и обычаев.

«Васи»: традиционная японская бумага, сделанная вручную


«Васи» («wasi»), или «вагами» («wagami»), в переводе означает «японская бумага» и представляет собой тип бумаги, исконно изготовляющейся в Стране восходящего солнца.

Страница: 1/5

Васи обычно изготовляли с использованием волокон из коры деревьев гампи (gampi), кустарников мицумата (mitsumata, или Edgeworthia papyrifera), или бумажной шелковицы, но также могли добавлять волокна бамбука, конопли, риса и пшеницы.

Термин «васи» включает в себя частицы «ва», что значит в данном случае «японский», и «си», что значит «бумага», и обычно используется для обозначения бумаги, сделанной традиционным образом. Васи обычно более прочная, чем бумага из древесной целлюлозы, и используется во многих традиционных искусствах, например, сёдо или . Нашлось для васи применение и в производстве различных товаров: одежды, бытовых предметов, игрушек, одеяний и ритуальных предметов для синтоистских священников и т.п.

На Зимней Паралимпиаде 1998 г. победителям даже вручали венки, изготовленные с использованием васи. Также некоторые виды васи используются в работах по сохранению и починке книг.

История васи

Васи была одним из новшеств, завезённых в Японию из Китая около 1300 лет назад. «Анналы Японии» («Нихон сёки», «Нихонги»), составленные в 720 г., утверждают, что китайские методы изготовления чернил и бумаги были завезены в Японию корейским буддистским священником Донтё (Тончхо; Doncho) в 610 г.

Принц-регент Сётоку (Shotoku) счёл китайскую бумагу слишком хрупкой и поощрил использовать при изготовлении бумаги шелковицу («кодзо», «kozo») и волокна конопли, которые к тому времени уже культивировались и использовались в создании текстиля. Под его покровительством по всей стране распространился китайский метод изготовления бумаги, который постепенно превратился в «нагасидзуки» («nagashizuki»), метод изготовления бумаги с использованием кодзо и «нэри» («neri»), вязкой жидкости, получаемой, в частности, из коры гортензии.

Навыки создания бумаги передавались из поколения в поколение и содержали в себе не только «голую» функциональную составляющую, но и частичку души мастеров-бумагоделов. Эта тесная связь между изготовителем бумаги и её пользователем привела в итоге к тому, что васи превратилась в неотъемлемую часть .

Традиционно изготовление васи весьма жёстко придерживалось сезонности. Большинство изготовителей бумаги были крестьянами, которые сажали кодзо и коноплю в качестве обычных сельскохозяйственных культур. Лучшая васи тогда производилась в холодные зимние месяцы, поскольку в это время крестьяне могли не работать на своих полях, плюс для изготовления использовалась ледяная вода, свободная от различных примесей, которые могли испачкать волокна. Часто волокна будущей бумаги раскладывались на белых сугробах и высветлялись таким образом естественным путём. Разумеется, такой способ производства был не в состоянии идти в ногу с изменяющимся потреблением бумаги…

В (середина XIX в.) спрос на бумагу значительно возрос, что привело к постепенному переходу от васи в пользу западной бумаги и от ручного производства к промышленному. Однако, несмотря на такое изменение, прочная и гибкая васи ещё сильнее укоренилась в японской культуре и до сих пор используется в особых религиозных целях (как в буддийских, так и синтоистских службах и обрядах), в производстве предметов быта, игрушкек, вееров, одежды, а также в традиционной архитектуре.

Сегодня изготовители традиционной японской бумаги полагаются на адаптируемость васи, поскольку они стараются сохранить вековые традиции, одновременно пытаясь угодить изменяющимся потребностям общества. В наши дни традиционная васи проникает – и укрепляется там – в повседневную жизнь людей, причём не только в Японии, но и в других странах мира. Посредством международных выставок и семинаров японская бумага ручной работы вновь демонстрирует свою многогранность, красоту и силу выразительности, затрагивая видение, осязание и эмоции людей.

Материалы для изготовления васи

1. Кора тутового дерева (кодзо,kozo); используется примерно в 90% изготовляемой сегодня васи. Первоначально кодзо были обнаружены в дикой горной местности островов и , а затем стали культивироваться в целях изготовления бумаги и ткани. Кодзо это лиственный кустарник, достигающий в высоту 3-5 м, ствол в поперечнике доходит до 10 см.
2. Гампи (gampi) – ещё один кустарник, произрастающий в горных, тёплых районах Японии. В высоту гампи достигает 1-1,5 м и вот уже на протяжении многих лет используется для изготовления васи благодаря высококачественному волокну, получаемого из его коры. Готовая бумага обладает несколько прозрачной и блестящей структурой. Культивации гампи не поддаётся и посему является самым редким и дорогим из используемых трёх материалов.
3. Мицумата – кустарник, завезённый из Китая. В высоту достигает 1-1,5 м, волокна короче, чем у кодзо. Имеющиеся исторические данные указывают, что мицумата использовался в производстве бумаги уже в 1614 г. Бумага, сделанная с использованием мицуматы, обладает репеллентными свойствами.

Следующая страница (2/5)

Переход к странице: [ 1 |

КОГДА ты заходишь в традиционный японский дом, ты проходишь через аккуратную решетчатую задвижную дверь. Внутри ты, вероятно, увидишь складную украшенную ширму. В комнате ты, возможно, увидишь и другие украшения: куклы, подвешенные свитки с росписями или каллиграфией, абажуры, изящные шкатулочки или коробочки. Одно общее связывает все эти разные предметы: они сделаны из васи — универсальной японской бумаги ручной работы.
Долгая история
Японцы переняли искусство по изготовлению бумаги у Китая в седьмом веке н.э. В течение более тысячи лет васи ручной работы безраздельно господствовал как единственная бумага в Японии. В некоторых местах целые деревни жили за счет заработка от производства бумаги; некоторые из них за изготовление прекрасной бумаги стали знаменитыми.
Ко второй половине XIX столетия, бумажная промышленность в Японии достигла своего золотого века. В стране процветало около тысячи бумажных фабрик. Однако с приходом промышленной революции производство васи, вместе с другими ручными производствами, начало сокращаться. Все же за ее художественные свойства в определенных местностях даже и сегодня поддерживают традицию изготовления васи ручным способом.
Как изготовляется васи

Китайцы изготавливали свою бумагу из шелка, льна, старых бумажных тряпок, рыболовных сетей и коры шелковицы. Вначале японские изготовители бумаги использовали те же самые материалы. Позже они экспериментировали с такими легко доступными материалами, как с внутренним слоем коры митсумата (бумажная шелковица), гампи (японское горное растение) и даже бамбуком.


Вначале сырье должно быть превращено в волокнистую целлюлозу. Этот процесс является трудоемким и кропотливым — сырье размолачивается, распаривается, очищается, вымачивается, отслаивается и подвергается еще другим обработкам. Получившаяся масса перемешивается с водой, чтобы позволить волокну свободно плавать.
В типичной мастерской, где используют гампи, женщины сидят на корточках вокруг больших деревянных кадок, наполненных водой. Они в воде руками очищают и отделяют друг от друга волокна гампи, пока не образуется однородная взвесь.
В эту водянистую смесь другой работник погружает мелкое сито большого размера в жесткой деревянной раме. Когда рама вынимается из воды, вода стекает, оставляя на сите тонкие волокна, которые сцепляются, образуя лист бумаги васи. Чтобы получить хороший лист, подчеркивает настоящий мастер, сито лучше несколько раз погрузить в негустую массу, чем делать лист за один раз из густой массы.


Сито потом опрокидывается на большой стол. Берясь за самый близкий угол сита, работник осторожно поднимает его, оставляя на столе мокрый лист васи. Процесс погружения повторяется, и новый лист кладется поверх первого. Каждый лист делается по отдельности, и вскоре образуется сочащаяся пачка бумаги.
Чтобы листы не прилипали друг к другу, в воду добавляют слизистое вещество, называемое тороро, которое изготавливается из корня определенного вида гибискуса. Эта добавка также делает воду более вязкой, таким образом замедляя вытекание воды через сито. Это способствует лучшему сцеплению волокон. Опытный изготовитель васи может определить на ощупь, когда смесь такая, как надо.
В древние времена листы расстилались каждый по отдельности на досках и сушились на солнце. Хотя этот метод все еще применяется, большинство фабрик васи сушит свою бумагу на разогретых листах нержавеющей стали.
Традиция продолжается
Несмотря на то, что васи больше не является главным средством для письма в Японии, эта бумага все еще имеет свое место в мире искусства. На самом деле, из-за того что из нее изготавливается много традиционных и художественных бумажных изделий, ее часто называют художественной бумагой.
Склеивая полосы васи разных цветов, можно сделать изящные картины, изображающие цветы, деревья, птиц, пейзажи и другие узоры. Рисунки, которые накладываются на васи ксилографией, сделанные такими известными японскими художниками, как Хиросиге и Хокусай, хорошо известны по всему миру. Бумагой васи также пользуются в искусстве, которое называется нихонга. Квадратные листы васи со стороной 1,8 метра или больше, изготовленные специально для этого вида живописи, расписываются водной пастой с пудрой из размельченных камней и цветных стекол. Из этой уникальной бумаги также изготавливаются сумочки, кошельки, веера, зонты, змеи, фонари, бумажные куклы, как и вещи большего размера — перегородки и ширмы. Чтобы поддерживать интерес к этому виду искусства, устраиваются народные выставки, и современные изготовители васи проводят курсы по обучению этому искусству.
Золотой век японского васи сейчас является частью истории. Традиция все же сохраняется для того, чтобы обогащать жизнь людей в суетливом современном обществе.

Многие явления традиционной японской культуры входят в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Таковыми являются классический театр но и кабуки, древняя придворная музыка гагаку. В последнее время этот список пополнился явлениями, которые являются частью повседневной жизни. Так, в 2013 г. статус всемирного культурного наследия получила национальная японская кухня, а в 2014 г. в список ЮНЕСКО вошла традиционная технология производства японской бумаги васи.


Васи — это общее название разных видов и сортов бумаги, изготавливаемых вручную в разных районах Японии. Официально название «васи» применительно к японской бумаге закрепилось сравнительно недавно, в эпоху Мэйдзи (1868—1912). Так стали называть бумагу, создаваемую по старинным японским технологиям, противопоставляя ее европейской бумаге («ёси»), произведенной фабричным способом.

Появление уникальной японской техники изготовления бумаги относится к VII веку. Из сохранившихся документальных источников следует, что первые образцы бумаги и секреты ее изготовления были привезены в Японию в 610 г. корейским монахом по имени Донтё. Вскоре производство бумаги распространилось по всей стране.

С самого начала изготовлением бумаги занимались специальные ремесленники из среды крестьян. Бумагу делали преимущественно в северных районах, у жителей которых было не так много полевых работ. Оптимальным временем для получения качественного продукта считалась зима. В качестве сырья для изготовления бумаги использовались волокна коры малоизвестных в наших краях растений: так называемого «бумажного дерева» (мицумата), бруссонетии (кодзо) и викстремии (гампи). Более дешевые сорта бумаги делались из других природных материалов: конопли, бамбука, риса и пшеницы.

Процесс изготовления бумаги: промывание волокон древесной коры

Традиция ручного производства бумаги в Японии не прерывалась никогда — секреты ее изготовления до сих пор передаются из поколения в поколение.

В Японии говорят: «Европейская бумага живет сто лет, японская — тысячу». Действительно, есть большая разница в долговечности японской бумаги васи и привычной для нас европейской бумаги. При изготовлении европейской бумаги используются различные химические вещества, поэтому со временем она практически полностью окисляется, желтеет и разваливается. Бумага васи состоит из натуральных растительных волокон, что делает ее крепкой и долговечной. Самые древние образцы японской бумаги, хранятся в сокровищнице Сёсоин при храме Тодай-дзи в Наре. Эта бумага, использовавшаяся для ведения «Книг посемейных записей», датируется 702 годом. Данный факт особенно впечатляет, если вспомнить, что треть европейских книг, напечатанных в XIX веке, изношена и не подлежит реставрации.

Спектр применения бумаги васи в Японии всегда был невероятно широк. Помимо книжного дела, каллиграфического письма и живописи с древних времен бумага служила одним из главных материалов для создания привычных в быту предметов: посуда, одежда, зонты, фонари и многое другое делалось и продолжает делаться из бумаги. В наше время на бумаге васи печатают открытки, конверты, блокноты, визитки, изготавливают сувенирную продукцию.

Ассортимент магазина, торгующего бумажной продукцией

Япония является, пожалуй, единственной страной в мире, где бумага воспринимается не только как исходный материал для письменности или создания произведений декоративно-прикладного искусства, но и как самостоятельный объект, достойный эстетического любования. Сами по себе листы сделанной вручную бумаги издавна считаются одним из наиболее ценных и желанных подарков.

В интерьере традиционного японского дома невероятно много предметов, сделанных с использованием бумаги. Таковы внешние перегородки сёдзи. Рама и решетка сёдзи делаются из дерева, а верхняя часть с наружной стороны оклеивается бумагой. Благодаря полупрозрачной бумаге васи весь дом освещен мягким рассеянным светом. Внутренние расписные перегородки фусума также делаются с использованием бумаги. Такие перегородки не только разграничивают пространство, но являются настоящим украшением домашнего интерьера.

Перегородки в японском доме: сёдзи и токонома

Светильники, фонари, каллиграфические свитки, изящные шкатулочки или коробочки и прочие декоративные элементы интерьера японского дома также зачастую сделаны из бумаги.

Благодаря своей прочности и гибкости, а также уникальному взаимодействию с солнечным светом японская бумага васи завоевала большую популярность на западе, вдохновив современных европейских дизайнеров на создание интерьеров в японском стиле.

Пожалуй, самым известным видом японского декоративно-прикладного искусства, главную роль в котором играет бумага, является оригами. Классические фигурки оригами складываются из одного квадратного листа бумаги. Яркие, замысловатые или строгие и лаконичные — фигурки оригами всегда привлекают внимание и становятся своего рода посланием из Японии.