Домой / Котлы / Повелительное наклонение – Imperativ. Повелительное наклонение в немецком языке (imperativ) Повелительное наклонение в немецком языке правило

Повелительное наклонение – Imperativ. Повелительное наклонение в немецком языке (imperativ) Повелительное наклонение в немецком языке правило

В немецком языке, как и в русском, есть три наклонения: изъявительное (der Indikativ) , повелительное (der Imperativ) и сослагательное (der Konjunktiv) . Рассмотренные выше формы глагола относились к изъявительному наклонению. Теперь познакомимся и с другими.

Повелительное наклонение (Der Imperativ)

В повелительном наклонении глагол употребляется в следующих формах в зависимости от того, к кому обращены просьба или приказ:

  1. обращение к одному лицу (на «ты») - форма 2-го лица единственного числа, например: Mach(e)! Komm! Hör zu! Эта форма повелительного наклонения образуется от основы начальной формы глагола без специального окончания. Только глаголы, основы которых оканчиваются на -t, -d, -ig, -fn, -chn, имеют окончание -е для удобства произношения.

2. Обращение к нескольким лицам на «ты» совпадает с формой 2-го лица множественного числа Präsens, сравните:

Аналогично образование формы 1-го лица множественного числа, сравните:

Возвратные глаголы сохраняют возвратное местоимение.

Модальные глаголы не употребляются в Imperativ. Но могут использоваться в конструкциях типа: Wollen wir gehen! Давайте пойдем!

Сослагательное наклонение (Der Konjunktiv)

Сослагательное наклонение используется в том случае, если говорящий считает действие предполагаемым, возможным, желательным или говорит о нем с чужих слов. Система спряжения немецкого глагола в Konjunktiv достаточно сложна. Следует, однако, заметить, что лишь немногие формы действительно употребляются в речи. Важно знать, что в немецком языке есть формы: Konjunktiv I, Konjunktiv II и описательная конструкция würde + Infinitiv.

Konjunktiv I называется еще конъюнктив косвенной речи и используется для передачи чужого высказывания, сравните следующие два высказывания:

Indikativ − Er sagt: «Ich helfe ihnen». Konjunktiv I − Er sagt, er helfe ihnen. Konjunktiv II называется также ирреальный конъюнктив, поскольку употребляется для выражения нереальных условий, желаний, действий:

Indikativ − Er ist gesund. Er kann verreisen. Konjunktiv II − Wenn er gesund wäre, könnte er verreisen. Система личных окончаний в Konjunktiv I и Konjunktiv II одикакова:

Konjunktiv I образуется от основы Infinitiv, a Konjunktiv II - от основы Imperfekt. Рассмотрим это на примере глагола haben:

В обыденной речи Konjunktiv II часто замещает формы Konjunktiv I, которые совпадают с Präsens Indikativ, например: Ich sagte, ich gehe zur Schule. (Konjunktiv I) . Ich sagte, ich ginge zur Schule. (Konjunktiv II) .

Поэтому мы с него и начнем.

Konjunktiv II

Konjunktiv II имеет две временные формы:

Настоящее время Прошедшее время
er führe er wäre gefahren
er läse er hätte gelesen

Теперь рассмотрим образование форм прошедшего времени Konjunktiv П.

Трем формам прошедшего времени Indikativ соответствует одна форма прошедшего времени Konjunktiv II, которая образуется при помощи Konjunktiv II вспомогательного глагола и Partizip II основного глагола. Например:

Es wäre viel besser gewesen, wenn wir vorher mit ihm gesprochen hätten. Wenn ich gestern Zeit gehabt hätte, wäre ich zu dir gekommen.

Поскольку большинство немецких глаголов склоняются по правилам, но некоторые из них являются неправильными и их формы в различных временах отличаются от обычных глаголов, мы их вам предложим − это таблица неправильных глаголов и их трансформация во времени. Ее вы сможете найти в конце курса.

Итак, подведем некоторые итоги. Конечно же, глагол в немецком языке достаточно сложен, но при небольшом усилии с вашей стороны вы без труда найдете с ним общий язык. И последнее, что можно сказать о немецком глаголе. Мы не можем поведать вам все тонкости немецкого языка, поскольку он очень обширен и многогранен. Нашей целью было помочь вспомнить то, что вы уже знали, привнести что-то новое, а главное заинтересовать вас в изучении немецкого языка. На этом мы закончим заниматься грамматикой и пройдемся по некоторым немецким землям, посмотрим, что в них интересного и познавательного.

Повелительное наклонение в немецком языке называется императив (Imperativ) и, как и в русском, выражает прямое обращение к кому-либо, поэтому образование повелительного наклонения характерно для 2-го лица в единственном и множественном числе. Обращение может быть на «ты» (доверительная форма) и на «Вы» (вежливая форма). Единственное и множественное число вежливой формы грамматически выражается одинаково. Отдельно выделяется повелительное наклонение 1-го лица единственного числа, которое побуждает к выполнению совместного действия. Таким образом, существует четыре формы повелительно наклонения. Теперь разберем способ образование и употребление этих форм.

ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ ФОРМА:
Доверительная форма единственного числа образуется путем добавления к основе глагола суффикса «–e»:
Zeige mir dein Buch! – Покажи мне свою книгу!
Bleibe ruhig! – Сохраняй спокойствие!
В разговорной речи часто «-е» теряется, но после «-t; -tm; –d; –ffn; –chn; –el; -ig» употребление суффикса «–e» обязательно.
Sag bitte so nicht! – Не говори так, пожалуйста! но Antworte auf meine Frage!- Ответь на мой вопрос!
У сильных глаголов корневая гласная «-e-» меняется на «-i(e)-» при этом суффикс «-e» не добавляется.
Schreiben – Schrieb!
Обратите внимание, что у сильных глаголов не добавляется умлаут там, где он есть в сослагательном наклонении:
Laufe schneller! – Беги быстрее! но Du läufst. – ты бежишь.
Доверительная форма множественного числа совпадает с формой во втором лице множественном числе (основа глагола + -t):
Geht nach Hause! – Идите домой!
ВЕЖЛИВАЯ ФОРМА
Повелительное наклонение в немецком языке при вежливом обращении к одному человеку или к группе людей грамматически выражается одинаково: глагол в соответствующей форме + местоимение «Sie»:
Sagen Sie das noch einmal! – Повторите, пожалуйста!
Повелительное наклонение 1-го лица множественного числа, как побуждение к выполнению совместного действия, образуется от формы глагола 1-го лица множественного числа + местоимение wir:
Gehen wir heute ins Theater! – Пойдем сегодня в театр!
Отделяемая приставка глагола в повелительном наклонении ставится в конце предложения.
Mache bitte das Fenster zu! – Закрой, пожалуйста, окно!

Обратите внимание на образование повелительного наклонения глагола «sein»:
Sei aufmercksamer! – Будь внимательнее!
Seid aufmercksamer! – Будьте внимательнее!
Seien Sie bitte aufmercksamer! Будьте, пожалуйста, внимательнее!
Повелительное наклонение выделяется в речи побудительной интонацией, а на письме в конце предложения ставится восклицательный знак.
Отличительной чертой является и то, что структура побудительно предложения отличается от типичной структуры немецкого предложения: глагол в императиве стоит на первом месте!
Чтобы придать предложению вежливый оттенок используются такие слова как «bitte», «bitte mal».
Mach die Tür auf! – Открой дверь!
Mach die Tür bitte auf! – Открой, пожалуйста, дверь!
Повелительное наклонение в немецком языке может выполнять следующие функции:
Призыв: Schützen Sie die Natur
Распоряжение: Macht eure Bücher zu!
Просьба: Gib mir bitte dein Buch! – Дай мне, пожалуйста, свою книгу!
Совет: Rauch weniger! – Меньше кури!
Запрет: Rauch hier nicht! – Не кури здесь!
Предупреждение: Stopp! Mache Musik leiser! Mama ist zu Hause. — Стоп! Сделай музыку тише! Мама дома.

Повелительное наклонение в немецком языке можно образовать для всех лиц, кроме 1 л. ед. ч. и 3 л.

Повелительное предложение в немецком языке начинается с глагола в повелительной форме. Она образуется от глагола в Präsens:

а) для 2 л. ед. ч. от основы глагола в форме 2 л. ед. ч., иногда с добавлением окончания -е. Сильные глаголы, добавляющие во 2 л. ед. ч. умлаут, в форме повелительного наклонения его не добавляют. Отделяемые приставки отделяются и выносятся на последнее место.

Du machst das Fenster auf — → Mach(-e) das Fenster auf!
Du gehst einkaufen — → Geh(-e) einkaufen!
Du läufst schnell — → Lauf schnell!
Du sprichst sehr leise — → Sprich laut!

Окончание -е в большинстве случаев факультативно, обязательно оно для слабых глаголов, если основа заканчивается на d , — t , — n , — m .

→ Bade!
→ Warte!
→ Arbeite!

b) Для остальных трех форм (2 л. мн. ч., 1 л. ед. ч. и вежливой формы) от соответствующей формы глагола, в отличие от повествовательного предложения меняется только порядок слов. Отделяемые приставки отделяются и выносятся на последнее место.

2 л . мн . ч.
Kinder, räumt euer Zimmer auf!
Zieht die Mäntel aus und kommt herein!

1 л . мн . ч.
Gehen wir heute ins Kino! = Wollen wir ins Kino gehen!
Schreiben wir alles auf, sonst vergessen wir das!
wir .

Вежливая форма .
Kommen Sie bitte näher, so können Sie das Bild besser sehen!
Для этой формы обязательно должно присутствовать местоимение Sie .

Глагол « sein » имеет следующие формы повелительного наклонения:

Infinitiv Du Ihr Wir Sie
Sein Sei Seid Seien wir! Seien Sie!
Sei mir nicht böse! Kinder, seid lieb! Seien wir ehrlich! Seien Sie dankbar!

Упражнения / Ü BUNGEN

1. Образуйте предложения в повелительном наклонении по образцу :

Ich will Wäsche waschen. à Bitte, wasche Wäsche!

1. Ich will das Schlafzimmer sauber machen.
2. Wir wollen zu Hause bleiben.
3. Ich will meine Schwester mitnehmen.
4. Ich will meine Freunde einladen.
5. Wir wollen einen Kuchen backen.
6. Ich will hier Platz nehmen.
7. Ich will meine Gastfamilie begrüßen.
8. Wir wollen auf unseren Betreuer warten.
9. Ich will Abendbrot im Wohnzimmer essen.
10. Wir wollen uns unterhalten!

2. Прочитайте пометку для студентов , найдите глаголы в повелительном наклонении, определите их форму и инфинитив. Переведите глаголы на русский язык.

Напр .: halte (sauber) halten – содержи в чистоте .
… … … … …

3. Дайте своему другу совет :

Ich bin zu dick (weniger essen). → Iss weniger!

1. Ich bin immer erkältet (wärmere Kleidung tragen)
2. Ich komme immer zu spät zur Arbeit (früher aufstehen)
3. Mein Auto ist immer kaputt (ein neues kaufen)
4. Unsere Miete ist zu teuer (eine andere Wohnung suchen)
5. Ich bin zu unsportlich (jeden Tag 30 Minuten laufen)
6. Meine Zimmerpflanzen gehen kaputt (sie nicht zu viel gießen)
7. Meine Arbeit ist so langweilig (sich um eine andere Stelle bewerben)
8. Ich habe so wenig Freunde (netter sein)
9. Meine Pfannkuchen werden nicht fest (mehr Eier nehmen)
10. Wir haben keinen Praktikumsplatz (besser Deutsch lernen)

Если вы уже дошли до уровня B2 в немецком языке, то, во-первых, можно вас поздравить с этим прекрасным событием, а, во-вторых, пожелать вам ни в коем случае не останавливаться, а благополучно дойти до уровня C2.

Почему поздравить? Да потому, что на продвинутом этапе изучения немецкого языка начинается всё самое интересное — обсуждение сложных лексических и грамматических тем, чтение интересных текстов, просмотр фильмов и сериалов и много других не менее интересных занятий.

В частности, на этом уровне обычно проходят Konjunktiv I и Konjunktiv II, а именно сослагательное наклонение.

Сегодня мы попробуем облегчить вам задачу и поговорить об основных моментах образования и употребления сослагательного наклонения в немецком языке.

Konjunktiv I используется в основном в косвенной речи для передачи чужого мнения, а Konjunktiv II используется для выражения гипотетических, нереальных ситуаций, а также в «вежливых» фразах, обычно с модальными глаголами.

Мы начнём с Konjunktiv II , так как он используется не только в письменной, но и в разговорной речи.

Konjunktiv II имеет формы настоящего и прошедшего времени:

1. Настоящее время Konjunktiv II, форма «würde + инфинитив»

Это самая простая форма сослагательного наклонения, т.к. она соответствует английскому «I would + инфинитив». Данная конструкция может быть использована с большинством правильных и почти всеми неправильными глаголами.

Wenn ich nächstes Jahr genügend Geld hätte, würde ich eine Weltreise machen.
Если бы в будущем году у меня было достаточно денег, я бы поехал в кругосветное путешествие.

2. Настоящее время Konjunktiv II в одном глаголе

Эта конструкция имеет то же значение, что и предыдущая, но используется она с наиболее употребительными неправильными («сильными») глаголами: haben (hätte), sein (wäre), wissen (wüsste), geben (gäbe), а также в модальными глаголами.

Wenn wir das wüssten!
Если бы знали об этом!

Wenn ich genug Geld hätte, würde ich nie mehr arbeiten.
Если бы у меня было достаточно денег, я бы больше никогда не работал.

3. Прошедшее время Konjunktiv II

Прошедшее время Konjunktiv II обозначает нереальное условие в прошедшем времени или сожаление о несовершенном ранее действии.

Он может быть образовано либо с помощью глагола «sein» (wäre), либо с помощью глагола «haben» (hätte), в зависимости от того, с каким из этих вспомогательных глаголов употребляется данный смысловой глагол (для этого необходимо вспомнить Perfekt).

Hätte ich gewusst, wie viele Chancen und Möglichkeiten ich mit Ihnen habe, wäre ich schon viel früher zu Ihnen gekommen!
Если бы я знал, сколько у меня будет возможностей в вашей компании, я бы намного раньше пришел к вам работать.

Если в предложении есть модальный глагол, то конструкция может быть образовано только с «hätte», а смысловой и модальный глаголы употребляются в инфинитиве.

Meiner Meinung nach hätten sie es nicht besser machen können.
По моему мнению, они не могли это сделать лучше.

4. Настоящее время Konjunktiv I

Konjunktiv I используется для изложения чужих фраз и мыслей в третьем лице («Он сказал, что он сделает это», «Она сказала, что они сделают это» и т.д.), то есть для образования косвенной речи. Данный тип сослагательного наклонения часто встречается только в письменной речи. В первом и втором лице («Я сказал, что сделаю это», «Ты сказал, что ты сделаешь это») используется Konjunktiv II.

Настоящее время Konjunktiv I используется, когда сама фраза говорящего употреблена в настоящем или будущем времени.

Er hat gesagt, ich sei brillant!
Он сказал, что я потрясающий!

Er sagt, er wolle keine feste Beziehung.
Он говорит, что он не хочет постоянных отношений.

5. Прошедшее время Konjunktiv I

Прошедшее время Konjunktiv I употребляется, когда сама фраза говорящего была в прошедшем времени. для его образования нам нужно будет опять выбрать формы «habe» или «sei» в зависимости от глагола и причастие Partizip II. Если у нас есть модальный глагол, то вместо причастия употребляется инфинитив смыслового глагола и инфинитив модального глагола.

Chef hat gesagt, er habe eine schöne Reise gemacht.
Начальник сказал, что он совершил прекрасную поездку.

Er setzte fort, sie sei sehr schnell losgefahren.
Он добавил, что она очень быстро уехала.

6. Образование Konjuntkiv I и Кonjunktiv II

Данные таблицы помогут вам разобраться в образовании конструкций сослагательного наклонения в немецком языке.

Наши преподаватели немецкого языка передают вам привет из Германии и желают вам удачи в постижении немецкой грамматики!

Повелительное наклонение в немецком языке называется императивом (der Imperativ) и представляет собой обращение с целью побуждения к действию, а также выражает совет, рекомендацию, призыв, просьбу, предупреждение, запрет. Существует несколько форм обращения: доверительная, вежливая, побудительная. Для построения императива необходимо знать глаголов настоящего времени. Специально образовывается лишь форма второго лица в сингуляре. Это обращение на «ты». Другие формы остаются такими же.

Повелительное наклонение в немецком языке: правила образования для второго лица единственного числа

Обращение чаще всего направлено на какого-то конкретного человека. Мы побуждаем к действию кого-то, приказываем, советуем. Поэтому императив во втором лице единственного числа самый распространенный.

Для его образования от формы глагола du в презенсе убирается окончание -st. Так, например, если повествовательная форма предложения звучит как "ты придешь вечером" - du kommst am Abend. То для образования повелительного наклонения нужно только убрать -st. Komm am Abend - "приходи вечером!" Иногда к основе глагола добавляется еще -е. Но это часто факультативно. В разговорной речи этот суффикс зачастую теряется.

Для глаголов с эсцетом (-ss) в конце основы правило другое: уходит только окончание -t. Например, ich esse, du isst, но: iss! («ешь»!)

Если в глаголах изменяется корневая гласная на умляут, то он не сохраняется.

Когда основа заканчивается на -ten, -den, -eln, -ieren, -gen, то дополнительно к основе добавляется гласный -е. Так: «работать - работай» - arbeiten - arbeite! «купаться - купайся» - baden - bade!

Несложно выучить повелительное наклонение в немецком языке. Таблица с примерами поможет запоминанию. По сути, в построении императива нет ничего сложного, нужно просто немного потренироваться.

Императив глаголов во втором лице в плюрале

Повелительное наклонение в немецком языке во 2 л. plural строится по следующим правилам:

  1. Форма глагола остается такой же.
  2. Уходит личное местоимение.

Здесь все очень просто: никаких исключений, никаких дополнительных гласных или согласных.

Примеры: «вы работаете» - «работайте!»: ihr arbeitet - arbeitet!

Другие формы императива

Повелительное наклонение в немецком языке бывает также выражено побуждением. На русский это переводится как «давайте…». Например - gehen wir! - «Идемте!» или «Давайте пойдем!».

Для образования этой формы просто нужно поменять местами глагол и местоимение. Так, к примеру, «мы танцуем» будет переводиться как wir tanzen. А побуждение к танцу будет следующим: Tanzen wir!

Повелительное наклонение глагола в немецком языке в вежливой форме строится так же просто. Просто меняется порядок слов: идет сначала глагол, а затем местоимение.

Сравните: «Вы делаете» - Sie machen.

Но: «делайте!» (Вы) - machen Sie!

Логически объяснимо, почему для второго лица в плюрале и для вежливой формы сохраняются местоимения. Глаголы в данном случае имеют одинаковые окончания. Местоимения оставлены во избежание путаницы.

При вежливом обращении рекомендуется также добавлять слово «пожалуйста». То есть не просто, например, «Подойдите» (Kommen Sie), а Kommen Sie bitte. Можно также сказать bitte mal. У немцев вообще очень важны формальности и вежливые формы.

Свои особые окончания имеют глаголы sein (быть, находиться), haben (иметь), werden (становиться). Их повелительные формы просто необходимо заучить наизусть.