Домой / Котлы / Как подает голос сорока. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Цель: отработать падежные окончания существительных

Как подает голос сорока. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Цель: отработать падежные окончания существительных

Алена Кузнецова

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Приглашение на телестудию". Мероприятие проводилось в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Рекомендуется для закрепления лексической темы "Зимующие птицы".

Цель: продолжать активизировать познавательные способности детей по теме «Птицы».

Задачи:

Закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие - перелетные»; употреблять предлоги (в, на, с, со, из, под, около, за, составлять предложения с этими предлогами; определять количество слогов в слове;

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме;

Обогащать словарь по теме «Птицы»;

Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику;

Воспитывать доброту, отзывчивость, заботливое отношение к птицам и всему живому.

Оборудование: галстуки и эмблемы участников клуба «Любителей природы»; микрофон; демонстрационный материал - картинки с изображением зимующих и перелетных птиц; пособие – разрезные картинки птиц; пособие - «Птичья столовая»; схема для составления описательного рассказа; грамзапись с голосами птиц.

Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о телевидении, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы о птицах, составление описательных рассказов по схеме.

1. Орг. момент

Детям объявляется о приглашении на «телевидение» в клуб «Любителей природы».

Педагог: Дети, я рада приветствовать вас на заседании клуба «Любителей природы». Начнем наше заседание с небольшого интервью. Кто скажет, что такое интервью? (ответы детей)

2. Закрепление пройденного материала.

Итак, начнем.

Ребята, какое сейчас время года? (поздняя осень)

Давайте вспомним, куда улетают птицы осенью? (на юг, в теплые края)

Почему улетают птицы в теплые края? (Отсутствие корма, похолодание, замерзание водоемов.)

Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края одним словом? (перелетные)

Перечислите их (дети перечисляют птиц, на стенде вспомогательная иллюстрация).

Все ли птицы улетают в теплые края? (часть птиц остается)

И сегодня мы с вами поговорим о птицах, остающихся зимовать у нас, о зимующих птицах.

3. Основная часть

Проблемная ситуация:

Ребята, к нам на телевидение сегодня пришло письмо от Короля зимующих птиц, давайте его прочитаем: «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих подданных – птичек. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Где же мне их найти? Дорогая редакция, прошу у вас помощи».

Ребята, может мы с вами, сможем помочь птицам?

Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки:

Отгадывание загадок:

Я в тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…воробей.

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? Синичка.

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Кто она?. ворона.

Все стрекочет и вертится,

Ей на месте не сидится,

Длиннохвоста, белобока

Вороватая. сорока.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появиться опять. Снегирь.

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной.

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. Дятел.

Для малышей своих –

Птенцов-голышек –

Они в январские.

Крутые времена

Щипцами клюва

Из еловых шишек

Смолистые таскают семена. Клесты.

Так нарядны и ярки,

На головках – хохолки! Свиристели.

Как мы назовем этих птиц одним словом? (зимующие)

Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)

Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса? Каждая птица своим особым голосом.

У меня есть диктофон, на нем записаны различные голоса птиц. Давайте послушаем, какие голоса у птиц.

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Сорока – стрекочет

Синица – щебечет

Снегирь – посвистывает

Дятел – трещит

Сова – ухает

Клест – клекочет

Ребята, если Баба Яга птиц спрятала и заколдовала, нам нужно помочь им, вы согласны? Пойдемте их искать.

(Дети и педагог идут по импровизированным следам Бабы Яги.)

Дыхательная гимнастика: (по Стрельниковой А. Н.)

Все помнят, как собачки нюхают воздух?

Представьте, что вы собачки и вам нужно определить, в какую сторону направить поиск.

Упражнение: «Собачки» (несколько коротких вдохов и длительный плавный выдох)

Раз, два, три, четыре, пять

Где же птичек нам искать?

Может справа под кустом?

Может слева под бревном?

Лучше посмотреть с воздуха. Воздушный шар накачаем и полетим (дети встают в круг).

Упражнение «Насос» (вдох носом, выдох ртом, с произнесением длительного звука Ш)

Полетели, полетели, на полянку сели. (кружатся, приседают)

Пришли на полянку. На уровне роста детей – сугроб. Сугроб прикрыт новогодним «дождиком». Необходимо подуть на сугроб, чтобы снежинки разлетелись.

Упражнение «Подуй на снежинки». (вырабатываем длительный и плавный выдох)

Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. (дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживается конверт)

Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные.

Что же это за конверт? Это проделки Бабы Яги! (читаем)

Ребята, Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите их.

Игра: «Освободи птичку». (составление из разрезных картинок целых изображений птиц)



Чтобы птички разлетелись по домам, нужно выполнить задание: сосчитать, сколько слогов в названии этих зимующих птиц.

Игра: «Сколько слогов в слове?». (дети произносят слово, отсчитывают слоги на хлопки)

Спасибо, молодцы дети, что помогли освободить птичек.

Улетели птицы по домам. А мы с вами поиграем, отдохнем.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

С горки все домой пришли,

Суп поели, спать легли.



Давайте посмотрим, куда птицы улетели.

Игра: «Бинокль». Составление предложений с предлогами (на, под, за и т. д.) по картинке.

Составление описательного рассказа:

Возвращаемся на телевидение. Идет отбор ведущих для новой передачи «Отгадай птиц по описанию».

Хотите попробовать себя в роли ведущего?

Ведущий составляет описание птицы по схеме, дети должны в конце «передачи» сказать, что это за птица. В "телевизор" - по мере отгадывания, на экран выставляется изображения птиц).

1. Перелетная или зимующая птица.

2. Где живет

3. Описание (туловище, голова, клюв, хвост)

4. Оперение (цвет)

5. Чем питается птица



Как вы думаете, птицы боятся холодов? Страшен для птиц не холод, а голод! Когда птичка сыта, никакой голод ей не страшен.

Мы с вами можем помочь птицам, чтобы они пережили зиму, не голодая? Что для этого нужно сделать? (дети объясняют, что люди мастерят кормушки, подкармливают птиц зимой

Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц.

(Рассматриваем с детьми угощения для птиц: пшено, овёс, семечки, пшеница, семена тыквы, хлебные крошки, несоленое сало)


Игра: «Птичья столовая»

Чем можно угостить птиц:

Воробья – хлебными крошками;

Снегиря – ягодами рябины, боярышника;

Синичка – любит сало;

Ворона, сорока – всеядные птицы;

Свиристеля, поползня – семенами;

Кому не хватило угощения? (сове, дятлу) Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.

Показываю детям семена, которыми можно подкормить птиц.

Это семена от дыни. Какие семена? - Дынные. Их ест синица.

Это семена от арбуза. Какие семена? - Арбузные. Их ест снегирь.

Это семена от ясеня. Какие семена? - Ясеневые. Их тоже любит снегирь.

Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?

Зимой птицам трудно добывать корм, мы повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц. Предлагается повесить кормушку у окна.

Заканчиваем занятие стихотворением:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

4. Итог занятия.


1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. Издательство: Сфера, 2008

2. Борисенко М. Г. / Лукина Н. А. Грамматика в играх и картинках. Издательство: Паритет, 2006

3. Горьканова А. Н. Перелетные и зимующие птицы России. Тематический словарь в картинках. Издательство: Школьная пресса, 2008

4. Дронов А., Дронова Л. Демонстрационный материал. Издательство: Книголюб, 2007

5. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно/ Издательский дом "Литера", СПб., 2006

6. Птицы России http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/index.htm

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • расширить кругозор детей по теме «Зимующие птицы»;
  • побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
  • развивать умение узнавать изображения птиц по силуэтам (силуэтное изображение птиц);
  • обогащать сенсорный опыт;
  • воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • упражнять в согласовании существительных с глаголами;
  • упражнять в согласовании существительных с числительными;
  • формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
  • развивать творческую самостоятельность в ответах на вопросы;
  • приобщать к словесному искусству через сказки;
  • формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказку;
  • формировать эмоциональное отношение к литературному произведению.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • развивать координацию речи с движением (физкультминутка);
  • формировать умение выполнять самомассаж;
  • формировать речевой выдох;
  • развивать мелкую моторику рук (развитие мелкой моторики).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • развивать музыкальную память через узнавание голосов птиц;
  • совершенствовать навык различения звуков;
  • развивать музыкальную отзывчивость.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: существительные – снегирь, синица, корм, семена, зерно ; прилагательные – желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий ; глаголы – каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, воркует.

Предварительная работа:

  • подбор иллюстраций к сказке;
  • чтение сказки «Проказы старухи зимы» К.Д. Ушинского;
  • создание силуэтных картинок, предметных картинок, деревянной кормушки;
  • подобрать звуки вьюги, голоса зимующих птиц;
  • корм для птиц: хлебные крошки, семечки, сушеные ягоды;
  • подобрать речевой материал к физкультминутке.

Оборудование: видеоролик «Зимующие птицы», картинки (дятел, сова, голубь, воробей, синица, сорока), телевизор, кормушка, корм для птиц, шесть мешочков, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент

Психогимнастика: «Дружно за руки возьмемся…» (М.Ю. Картушина)

Дружно за руки возьмемся
И почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся –
Словно наше солнышко.

Восп-ль: На занятии прошу вас говорить внятно и понятно,

Стараемся правильно выговаривать все слова. На вопросы отвечаем полными предложениями.

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.

– Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).

– Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).

– Что ты услышал? (Я услышал шаги по снегу. Я услышала, как вьюга воет. Я услышал треск деревьев. Я услышал, пургу. И т.д.)

Тогда я расскажу вам сказку, а чем она закончится – мы придумает вместе. Хорошо?

– Сказка называется «Проказы Матушки-Зимы». Однажды, разозлилась Матушка – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери Зиму не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Зима разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. (Звучат голоса птиц)

II. Игра «Силуэты» (голоса птиц)

(Картинки – силуэты в черно-белом цвете)

– Вы правы, это силуэт (дятла, совы, сороки и воробья и т.д.).

Так вот, не помогли Матушке – Зиме вьюга и метель. Птицы и в метель голоса свои друг – другу подавали, да дорогу найти товарищам помогали.

III. Игра «Кто как голос подает?»

– Чик-чирик.

В. – Что он делает?

– Кар-кар.

В. – Значит, она что делает?

– Тинь-тинь-тинь.

В. – Что она делает?

– Ух-Ух-Ух.

В. – Что она делает?

– Тр-тр-тр.

В. – Что она делает?

– Трещит, стрекочет.

В. – Что делает дятел?

– Гур-гур-гур.

В. – Что они делают?

– Воркуют.

– Кто это? (Воробей)

– Значит, он, что будет делать? (Он будет чирикать)

– Ворона как будет просить о помощи? Что она будет делать? (Каркать)

– А сова? (Ухать) и т.д.

– Так и помогали птицы друг другу. Все дорогу нашли к кормушке.

Физкультминутка «Птички» (дети выполняют упражнения, повторяя их за воспитателем).

Маленькие птички, птички-невелички,
По лесу летают, песни распевают.
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

– Пуще прежнего разозлилась Матушка-Зима. Позвала Зима на помощь стужу лютую. Еще холоднее стало на улице. Но птицы и тут не унывают – находят кормушки, которые для них люди сделали и холод им сытым не страшен.

IV. Упражнение «Посчитай-ка».

– Посмотрите - на дерево прилетело много птиц.

– Давайте теперь сосчитаем птиц, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей..

V. Игра с мячом.

В. – Поиграем с мячом.

В. – Если у сороки белый бок, то она какая?

– Белобокая.

В. – Если у синицы желтая грудка, то она какая?

– Желтогрудая.

В. – Если у снегиря красная грудь, он какой?

– Красногрудый.

В. – Если у сороки длинный хвост, то она какая?

– Длиннохвостая.

В. – Если у вороны черное крыло, то она какая?

– Чернокрылая.

В. – Если у голубя сизое крыло, то он какой?

– Сизокрылый.

– Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».

– Подула она на птиц холодом. Давайте покажем, как она это делала: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать холод Зимы. Следите за моей рукой. (Под звуки вьюги дуют два – три раза).

– Давайте согреемся и сделаем массаж «Наступили холода».

– Подула зима, да не тут-то было. Подошли к кормушке ребята и покормили птиц.

VI. Игра «Чем угостим?» и игра «Угадай на ощупь».

В. – Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.

На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, пшено, зерно, сушеные ягоды рябины, хлебные крошки, сало.

В. – Подойдите, посмотрите корм для птиц здесь насыпан?

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

В. – А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».

В. – Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?

– Даша, скажи, что у тебя в мешочке? Опрашиваю еще 2-3-х детей.

В. – Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили. Дети развязывают мешочки и называют, что в них.

В. – Все мешочки положите на поднос.

– Ребята, вы знаете, что птицы любят кушать? (Птицы любят крошки, зёрна, семечки).

– Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.

– А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.

– Воробьи любят разный корм, но особенно семечки.

– А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.

– А сейчас будем наших друзей угощать.

– Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).

– Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).

– Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).

– А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).

– Поклевали птицы у кормушки и запели, на разные голоса. Поняла зима, что ни с кем она справиться не смогла. Как бы нам сказку закончить? (Варианты детей)

– Ребята, а как обычно заканчиваются русские народные сказки?

VII. Рефлексия.

– Понравилась вам сказка, ребята?

– Мне запомнилось, как вьюга все замела, и было видно только силуэты птиц. А что вам больше всего запомнилась?

– Что нового вы узнали сегодня?

– А кто сегодня был самый активный?

– Вот вам подарок от матушки-зимы. Она просит вам передать эти сладкие карамели и ее извинения, за то, что она проказничала.

«Сорока-сорока кашку варила, деток кормила…» эти строки знакомы, наверняка, каждому. Для некоторых, возможно, это и было первым знакомством с птичьим миром нашей планеты. Огромное количество стихотворений, сказок и различных детских потешек посвящено этой удивительной птице.

Картинки сороки украшают огромное количество книг, они всегда необычные и яркие. Что же на самом деле это за птица? Обратим внимание на описание птицы сороки . Внешнего отличия между самцами и самками нет, хотя самцы немного тяжелее, их вес составляет чуть больше 230 граммов, в то время как самки весят около 200 граммов.

В большинстве случаев такая разница совершенно незаметна, и зрительно её определить не представляется возможным. В длину сороки могут достигать 50 сантиметров и иметь размах крыльев приблизительно 90 сантиметров.

Окрас этой птицы неповторим и его знают многие: черно-белая цветовая гамма составляет всё оперение . Голова, шея, грудь и спина чёрного цвета с характерным металлическим отливом и блеском.

В лучах солнца на чёрном оперении можно заметить едва уловимые фиолетовые или зелёные оттенки. Живот и плечи у этой птицы белые, бывает, что и кончики крыльев также окрашены белым цветом. Именно из-за белых частей стали называть птиц — сорока белобока .

И, конечно же, длинный чёрный хвост. Хотя, по сути, перья у этой птицы только двух цветов, но если понаблюдать за сорокой некоторое время, то можно увидеть великолепную игру оттенков и переливов, неповторимого блеска.

Однако, весна – не самое лучшее время для разглядывания окраса птицы, так как цвета становятся блёклыми и не такими впечатляющими. Это связано с линькой у птиц. По этой же причине, особенно у самцов в начале лета крайне сложно определить окрас оперения.

Молодые сороки имеют почти идентичный окрас, но всё же не такой богатый как у взрослых особей. Наверное, именно стремясь обзавестись великолепным оперением, в первый раз молодые сороки начинают линять немного раньше срока. Они меняют всё оперение и теперь их не отличить от остальных. Фото сороки наглядно демонстрируют особый внешний вид птицы.

Походка у сорок особенная и неповторимая, хотя по земле, в большинстве случаев, эта птица перемещается скачками. На кроне деревьев сороки также перемещаются прыжками, и делаю они это очень ловко и проворно. В воздухе птица планирует, её полёт волнообразный.

Сороку нельзя причислить к известным птицам-певцам, но её голос можно услышать достаточно часто. Стрёкот сорок очень специфичный и спутать его с другими пернатыми просто невозможно. Темп этого стрёкота служит своего рода сигналом для остальных птиц, чаще всего быстрые и отрывистые звуки птицы предупреждают об опасности.

При таких быстрых звуках птицы разлетаются, если же темп более медленный, то сороки настораживаются и останавливаются. Вот так с помощью однообразных, на первый взгляд, звуков происходит обмен важной информацией между птицами.

Ещё одними «словами» сороки являются «киа» или «кик». Было замечено, что именно с их помощью сорока сообщает о своей территории.

Обычно они издают такие звуки, находясь в кроне деревьев. Достаточно часто можно услышать и более длинные крики, их голос издаёт что-то подобное «чакр», «чирк» или «чара». В зависимости от протяжности и интонации эти крики также имеют своё особое значение и служат для общения.

Голос птицы сороки может сказать много не только остальным птицам, но и животным , например, эти птицы оповещают о приближении охотника. И это только малая часть того, что известно о птичьем разговоре.

Характер и образ жизни сороки

Интересно, сороки перелётные птицы или нет ? Ведь летом нечасто увидишь в городе сороку, все больше воробьи и , а вот зимой в кормушки заглядывают и сороки. Оказывается, сороки относятся к птицам, они никогда надолго не улетают от своего жилища. В местах, где обитает их большое количество, они иногда образуют стаи и таким образом вместе кочуют.

Чаще всего такое можно наблюдать в осеннее время. К зиме, когда наступают холода и выпадает много снега, сороки вместе с воронами и галками разлетаются по селам и нешумным маленьким городам, где гораздо легче найти себе корм. Таким образом, являются сороки зимующими птицами .

Сорок, правда, не всегда приветствуют жители, так как птицы то и дело стремятся утащить что–то съестное. Даже злые собаки им не помеха, они обманывают их, отвлекают и объедают. Но сороки – дикие птицы , поэтому приручить их не получается.

В остальное же время сороки живут парами. Иногда можно увидеть и небольшую стайку из 5-6 птиц, вероятнее всего это семья, в которой присутствуют сороки до года. Они стараются держаться недалеко друг от друга. Это помогает защищать, а в случаи необходимости и воевать, за территорию.

Про птицу сороку говорят, что они очень умные, они проворные, хитрые и ловкие. Существует даже особый язык, на котором птицы способны сообщать друг другу необходимую информацию.

Размножение и продолжительность жизни

Сороки являются парными птицами, и для них характерно то, что к выбору партнёра птицы относятся очень серьёзно и ответственно. Образовывают пары эти птица уже в первый год своей жизни. Но первое спаривание у этих птиц происходит только лишь на втором году жизни, уже весной следующего года пара заботится о построении гнезда и птенцах.

Гнездо у этих птиц имеет особую конструкцию и является уникальным строением в мире пернатых. Гнездо имеет большие размеры, но при этом оснащено так называемой «крышей», своеобразная колючая защита над гнездом. Строится жилище для будущего потомства из сухих веток, а сверху обмазывается грязью и глиной.

На фото гнездо сороки с яйцами

Лоток гнезда обычно сконструирован из травы, корней, листьев и шерсти животных. Работа действительно трудоёмкая, и это при том, что сороки строят несколько гнёзд, а затем определяются в котором им будет жить максимально комфортно. Размещают свои гнёзда птицы обычно высоко, в кроне деревьев, очень редко на кустарниках.

Приблизительно в апреле-начале мая самка откладывает до 8 яиц. Насиживает эти яйца исключительно самка. Через 18 дней на свет появляются птенцы. С этого времени обязанности и заботы за малышами касаются обеих родителей. Малыши имеют повышенный аппетит и обострённое чувство голода, поэтому родители должны обеспечивать им хорошее питание для полноценного роста и развития.

Взрослые особи трудятся безустанно для добычи нужного количества корма для своего потомства. Примерно через один месяц после рождения малыши готовы покинуть гнездо, но держатся они рядом с родителями. Вот такой большой семьёй птицы держатся целый год.

Известны случаи, когда сороки доживали до 30 лет, им были обеспечены очень хорошие условия проживания и питания. Однако, в обычных условиях сороки проживают значительно меньше, продолжительность их жизни в среднем составляет 15 лет.

Питание сороки

Сорока- чудо птица , так как питаются они разнообразной пищей и гурманами их назвать очень сложно. Сорока является всеядной птицей, она употребляет практически всё, что удаётся раздобыть. Сороки могут найти кость или утащить её хитростью у собаки, могут разорить гнездо, съесть яйца или только появившихся на свет птенцов.

Особенно весной, сороки часто скачут вблизи кустарников в поисках мелких гнёзд, в которых можно найти корм. Из-за этого нередко страдают другие птицы, но ничего не поделать, так устроена природа.

Иногда добычей сорок являются и мелкие грызуны, с которыми птицы расправляются благодаря своему сильному и мощному клюву.

Сороки довольствуются и более мелкими добычами, например, насекомыми, жуками, гусеницами. Кроме животной пищи, сороки рады и растительной. Они с удовольствием питаются орехами, зерновыми, семенами различных растений и плодами на деревьях.

В разделе Воспитание детей на вопрос Помогите! В саду задали вопрос - как разговаривает сорока? заданный автором Џношка лучший ответ это Сорока часто подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки - переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Возбуждение птиц особенно велико, если стрёток быстрый и отрубленый. При медленном стрёкоте сороки останавливаются, однако при быстром улетают.
Для привлечения партнёра сороки используют тихое пение, варьирующееся по времени и индивидуально очень сильно. Оно может быть как ритмичным, так и аритмичным. Часто в нём сочетаются мягкие звуки трели и высокие дудки. Отдельные птицы имитируют других животных. Тем не менее в большинстве случаев пение состоит из бурлящего, утробного болтания. Для обозначения своей территории сороки издают крики «киа» , «кьяя» или «кик» . При этом они находятся высоко в кроне дерева у ствола. Птицы на гнезде просят высоким визгливым «твиит» . Трёх- четырёхнедельные молодые птицы отмечаются старым птицам двусложным призывом, звучащим «йшийак» , «чьюк» или «чьюк-юк» . Призыв самки походит на этот.
Часто сорока издает также длинные крики «чакр» , «чирк» , «чиррл» или «чара» . В зависимости от интонации (мягко, жестко, долго, коротко) у этого призыва есть различные значения. Носовые и растянутые крики сороки могут звучать как «грэх».

Цель: закрепить в речи детей название зимующих птиц.

Игра «Скажи кого нет?»

дети
Знают всех птиц на свете
Все они зимуют верьте
Закрывайте глазки детки!

Цель: отработать падежные окончания существительных.

Цель: расширять словарный запас детей.

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Игра «Подскажи словечко»

2 вариант: «Объясни словечко»

Игра «Горячий – холодный»

Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы .


Игра «Чья голова, чей клюв, чье перо?»

Цель: расширять словарь детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

Цель: образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей .

Игра «Сравни птиц с людьми и животными»

Игра «Что умеют делать птицы?»

Цель: активизировать глагольный словарь детей.

Игра «Дятел»

Игры для детей
старшего дошкольного возраста по теме: « Зимние гости»

Цель: закрепить в речи детей название зимующих птиц.

Игра «Скажи кого нет?»

Цель: отработать падежные окончания существительных.

Открыв глаза, дети должны сказать: Кого нет на дереве? (На дереве нет сороки, воробья, синицы и т. д.)

Цель: расширять словарный запас детей.

Синица – тенькает; сорока – стрекочет, трещит; воробей – чирикает; снегирь – свистит и т. д.

Игра «Скажи ласково»

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Воробей – воробушек, синица – синичка, снегирь – снегирёк и т. д

Игра «Подскажи словечко»

2 вариант: «Объясни словечко»

Почему красногрудый, желтогрудая, длинноклювый, белобокая, тонколапый.

Игра «Горячий – холодный»


Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы.

Игра «Чья голова, чей клюв, чье перо?»

Цель: расширять словарь детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

У вороны – (воронья, вороний), у воробья – воробьиная и т. д.

Игра «Один – много»

Цель: образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Игра «Веселый счет»

Игра «Сравни птиц с людьми и животными»

Игра «Что умеют делать птицы?»

Цель: активизировать глагольный словарь детей.

Игра «Дятел»

Воспитатель отстукивает разные ритмы, а ребенок повторяет за ним. Затем они меняются ролями.

Расскажи о своей любимой зимующей птице, не называя ее.

Ребенок рассказывает о своей любимой зимующей птице, говорит, какого она размера, какого цвета у нее оперение, где она живет и чем питается. Другие дети отгадывают, о какой птице шел разговор.

Игра «Птички на кормушках»

Цель : уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они

питаются),развивать природоохранительные представления.

Материал и оборудование. «Птичий календарь», картинки-вставки птичек (снегирь, воробей, синица, голубь), загадки про этих птиц, картинки с изображением корма для птиц,

Игровое действие.

Первый вариант. Воспитатель загадывает загадку (описание птицы), дети отгадывают и поднимают картинку с изображением этой птицы.

Второй вариант. Ведущий (сначала воспитатель, затем ребенок) описывает корм, который склевали птицы. Дети отыскивают картинку соответствующей птицы и выставляют ее на кормушке.

Третий вариант. Воспитатель называет птицу, дети подбирают картинку с изображением корма, который необходим данной птице. В игре использована речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой» В дальнейшем можно использовать разные варианты дидактической игры, углубляющие и обобщающие знания детей. При повторении игры дошкольники безошибочно выполняют задания, а самое главное, часто мотивируют свое решение,

Ход игры

Предварительно проводится беседа, в которой уточняются знания о

зимующих птицах. Это помогает детям лучше понять содержание и правила игры. Воспитатель загадывает загадку: «В зимний день среди ветвей стол

накрыли для гостей». Что это? Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили. (В руках у воспитателя «Птичий календарь», на столе - картинки-вставки.)

1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку, изображающую воробья, и

выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность

2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не

трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку птички-синички и выставляет на

кормушке.

3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками

и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и

клевали ягоды рябины. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и

выставляет на кормушке.

4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у

нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы

съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?

Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением голубя и

выставляет на кормушке.

5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте: кто это?

1) Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это…

(Снегири).

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут.

(Снегирь.)

Свои ответы дети сопровождают показом картинки.

2) Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее?

(Синичка.)

3) Уличный мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует.

(Воробей.)

4) Гладенький, аккуратненький.

Урчит, воркует,

Дружка целует.

В конце игры воспитатель вместе с детьми чистит кормушки и насыпает

свежий корм.

И г р а «Определи корм»

С завязанными глазами ребёнок должен определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвуют 4–6 человек.

– Молодцы ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц какой корм любит.

Динамическая пауза «Снегири».

Вот на ветках, посмотри, (Опущенными руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири (Показывают грудку руками)
Распустили пёрышки (Мелко потряхивают кистями опущенных рук)
Греются на солнышке
Головой вертят, (Повороты головы влево - вправо)
Улететь хотят
Улетели! Улетели! (Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью.

Подвижная игра "Собачка и воробьи".

Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Ход игры: Один ребенок - "собачка", все остальные -- "воробьи".

Скачет, скачет воробей - Дети скачут.
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей: Повторяют: "Чив! Чив! Чив!"
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! Повторяют: "Чик-чирик!"
Чик-чирик!
Вдруг прибежала "собачка" и громко залаяла.
"Воробьи" разлетаются.

Игра проводится 2-3 раза.

Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".

(По заданию воспитателя дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)