Домой / Котлы / Что такое романский стиль в истории. Романский стиль в архитектуре: архитектурное искусство средневековья. Романский стиль и история его создания

Что такое романский стиль в истории. Романский стиль в архитектуре: архитектурное искусство средневековья. Романский стиль и история его создания

1. Общая характеристика дороманской архитектуры. Сарацино-норманский стиль. Влияние Византии

Дороманский период- период в Европе, шедший вслед за падением Римской империи. Период с 400-1200 гг.

В дороманский период новой церковной и хозяйственной единицей становится монастырь, который одновременно оказывается центром культурной и художественной активности. Возникают устоявшиеся типы монастырских комплексов, состоящих из монастырской церкви, келий вокруг двора, дома настоятеля-аббата, школы, больницы, гостиницы, хозяйственных построек - амбаров, погребов, мастерских.

Власть королей уменьшается и решающее значение приобретают духовенство и знать. Поэтому центральное место в архитектуре занимает строительство резиденций феодалов (Аахен, Вормс), каменных монастырей и церквей,

Для церквей образцом служит прежде всего базилика и раннехристианская центричная композиция храма.

Базиликальный тип, распространенный на территории сегодняшней Германии и Франции, в плане решен или в форме буквы Т, или латинского креста. Начиная с X в. пространственная структура церкви обогащается введением второго поперечного нефа и вторых, западных хоров. Потолок был плоский, деревянный, но в некоторых случаях применялся и свод, например в капелле Карла Великого в Аахене,

Из гражданских зданий первое место занимают королевские резиденции, от которых почти ничего не сохранилось.

Нормандский период Сицилии продлился приблизительно от 1070 приблизительно до 1200. Архитектура была украшена в позолоченных мозаиках, таких как это в соборе в Монреале. Нёбная Часовня в Палермо, построенном в 1130, возможно, самый сильный пример этого, где интерьер купола (непосредственно византийская особенность) украшен в мозаике, изображающей Христа Пэнтокрэтора, сопровождаемого его ангелами.

В течение более поздней нормандской эры Сицилии могут ранние Готические влияния, de обнаружил, такие как те в соборе в Мессине, посвященной в 1197. Однако, здесь высокая Готическая колокольня имеет более позднюю дату, и не должна быть перепутана с ранним Готическим шрифтом, построенным во время нормандского периода, который показал резкие арки и окна, а не аркбутаны и вершины позже, чтобы проявиться в Готическую эру.

Здания в Палермо

    Нормандский дворец с его Нёбная Часовня

    Замок Maredolce

    Собор Палермо

    Сан Джованни dei Lebbrosi

    Сан Джованни degli Eremiti

    Санта-Мария dell"Ammiraglio также известный как Martorana

    Сан Катальдо

    Церковь Святого Духа (Сицилия) также известный как Чьеса дель Веспро

    Santissima Trinità известный как Киеза делла Маджоне

    Собор Монреале и Бенедиктинский монастырь

    Собор Мессины

    Собор Cefalù

2. Общая характеристика романского стиля. Романский стиль в интерьере. Романский стиль (от лат. Romanus - римский) – стиль архитектуры и искусства раннего средневековья.

Общая характеристика Романского стиля

Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Зеркала – шифоновая бронза. Стены – венецианская штукатурка. Роспись (религиозные мотивы).

В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.

Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера - полуциркульные арки. В целом заметна рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского собора носит угнетающий характер.

Создатели Романского стиля – скульпторы, архитекторы, живописцы – желали одного: воплощения в своих творениях красоты. Эпоха этого стиля рождает особое чувство прикосновения к вечно длящейся истории, чувство значимости христианского мира. В интерьерах и архитектурных постройках того времени обнаруживается тепло и гармония, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

Романский стиль отличается простотой интерьера и материалов, используемых в нем, а также небольшими декоративными деталями. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор.

Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Стилю присущи тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

Характерный признак архитектуры монументальность оборонительных укреплений – каменный свод, толстые стены, прорезанные маленькими окнами. В декоре преобладают массивные элементы, лишь необходимый для жизни минимум – кровати, преимущественно с пологами, стулья грубые, из дерева и с высокой спинкой, сундуки, скрепленные металлическими накладками. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой.

http://www.privatehouse.ru/styles/roman/

3. Монастыри и аббатства как ведущий тип сооружения романского периода. Клюни, Мария-Лаах, Мон-Сн-Мишель

Клюни́ (фр.Cluny ) - бывшеебенедиктинскоеаббатствовВерхней Бургундии, недалеко отМакона. Вокруг монастыря возникодноименный город.

Клюни Cluny

Аббатство Клюни в 2004 году

Департамент

Сона и Луара

Конфессия

Католицизм

Орденская принадлежность

Бенедиктинцы,Клюнийская конгрегация

Аббатство

Основатель

Гильом I Аквитанский

Дата основания

Дата упразднения

ликвидировано в 1790 году, сохранился ряд построек

Аббатство Мария Лаах (нем.Abtei Maria Laach ,лат.Abbatia Mariae Lacensis илиAbbatia Mariae ad Lacum ) - средневековый немецкий монастырь, находящийся на юго-западном берегуЛаахского озера, в горахАйфель. Монастырь был заложен в1093 годупфальцграфомГенрихом II фон Лаах и его женой Адельхайд фон Ваймар-Орламюнде , а его строительство окончилось в 1216 году. Современное название он получил в 1863 году.

Монастырский шестибашенный собор, Laacher Münster , представляет собой сводчатуюбазиликус внутренним садом перед западнымпорталом, так называемым парадизом (единственным к северу от Альп), иклуатромначала XIII века, отреставрированным в 1859 году. Он является одним из самых красивых памятниковроманского зодчествавремениСалической династии.

В 1926 году папаПий XIприсвоил храму титул «Базилика минор» (Basilica minor ).

Аббатствопринадлежит орденубенедиктинцев. В их владении находятся сельскохозяйственные угодья, возделываемые по принципуэкологического хозяйства(полученный урожай продается в местном магазине), Лаахское озеро с туристическими сервисами (кемпинг, прокат лодок, рыбная ловля), отель на берегу озера, садовое хозяйство, небольшой зоопарк, издательство с книжным магазином, ремесленные мастерские с возможностью обучения желающих (например, бронзовое литье, художественная ковка, гончарное и столярное дело, электротехника; ведется и обучение сельскому хозяйству).

Мон-Сен-Мишель (фр.Mont Saint-Michel - гораАрхангела Михаила) - небольшой скалистый остров, превращённый в остров-крепость, на северо-западном побережьеФранции.

Этот остров является единственным обитаемым из трех гранитных образований бухты Сен-Мишель (Монт Сен-Мишель, Томблен и Монт Доль). Город на острове существует с 709 года. В настоящее время насчитывает несколько десятков жителей. С1879 годаостров связандамбойс материком .

Этот природно-исторический комплекс является одним из наиболее известных мест для посещения. Уже в 1874 годуон стал признанным историческим памятником, а с1979 годабыл причисленЮНЕСКОк всемирному наследию человечества.

Остров находится в 285 км к западу от Парижа и привлекает туристов всего мира. Факторами популярности объекта являются чрезвычайно живописное расположение аббатства и окружающего его поселка на возвышающейся у берега скале, наличие впечатляющих памятников истории и архитектуры, а также уникальные для Европы приливы и отливы.

Общее число посетителей комплекса в год составляет 1,5 - 1,8, а по некоторым данным - до 3,5 миллионов человек, а в аббатство поднимается в июле-августе около 650 тыс. туристов .

лат. Romanum - римский)– стиль средневекового западноевропейского искусства Х – XII вв. (в ряде стран также ХIII в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

художественный стиль, господствовавший в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Западной Европы в X–XII вв. Со времен античности это был первый крупный художественный стиль, объединивший все виды искусства. В XIII в. его сменила готика. Термин «романский стиль» был введен в начале XIX в. Основной единства романского стиля было формирование феодальных отношений в Европе, а также гос-подство католической церкви - самой значительной идеологической силы общества. Именно она выступала в роли покровительницы искусств, заказчика много-численных построек, исполнителями (строителями, рабочими, живописцами) также нередко выступали мо-нахи. На формирование романского стиля оказали влияние элементы раннехристианского искусства, искусства Меровингов и «каролингского возрождения». Косвенно повлияли также Византия и арабский Восток. Синтез важ-нейших видов искусств был осуществлен на основе архитектуры. Наиболее типичными постройками в ро-манском стиле были церкви, монастыри и замки. Обычно они размещались на холмах или на берегах рек, гос-подствуя над окружающим ландшафтом, но при этом органично вписываясь в него. Характерными особенностями романского стиля были четкость форм, суровая мужественная красота, внушительность и торжественная мощь. В целом романские постройки производят впе-чатление спокойной, суровой силы. Этому способствуют массивные стены с узкими окнами, тяжеловесные крыши и башни - важнейшие элементы архитектурной композиции. Романское здание состоит из простых геометрических фигур (кубов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, что придавало постройкам строгий ритм, но не нарушало их целостности.

Романский храм представляет собой дом Бога, место для объединения верующих и совершения ритуалов. Обычно это базилики (трехнефные), в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световые или круглые башни. Массивные стены несли тя-жесть цилиндрических или крестовых сводов. Особое значение имела восточная часть базилики, где распола-гался хор, недоступный для паствы (она занимала нефы). Поэтому хор выдавался из тела здания, делая его в плане похожим на латинский крест. Центральный неф имел равную высоту и ширину и был вдвое шире боковых нефов. Пересечение центрального нефа с трансептом образовывало средокрестие, в его центре помещался ал-тарь, под ним - крипта с реликвиями. Освещался храм через окна центрального нефа. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, четко обособленную от остальных как внутри, так и снаружи. Эти ячейки сменяли друг друга со стро-гим, незыблемым ритмом, что рождало ощущение неизменности божественного мироустройства.

Ранние романские постройки украшались настенной живописью. Но в конце XI - начале XII вв. веду-щим видом декора стали монументальные рельефы, вначале плоские, а затем все более выпуклые, но сохраняющие органичную связь со стеной, вырастающие из нее. Главными темами романского изобразительного искусства стало изображение божественного могущества, картин «страшного суда», устрашающих верующих. При этом изображаемые фигуры имеют много-численные отклонения от реальных пропорций, тела подчинены абстрактным схемам, становясь частью ор-намента. Отвлеченные строгие человеческие фигуры (с увеличенными головами), суровые лица с широко раскрытыми глазами соответствуют духу христианского вероучения. При этом они удивительно одухотворены и экспрессивны. Живопись и скульптура были подчинены формам и ритмам архитектуры, оживляя ее. Обычно на апсидах изображались Христос во славе или Богоматерь, на западной стене - Страшный суд, в росписях - сцены из Ветхого и Нового заветов. Они должны были служить Библией для неграмотных. На капителях и в порталах - располагается стилизованная, плоскостная, но очень выразительная скульптура. Появляется также искусство витража. Такими же массивными, тяжеловесными и прочными были и светские замки-крепости с донжонами - высокими башнями (четырехугольными или круглыми в плане), размещенными отдельно на территории двора замка. Обычно они служили убежищем для владельца замка и его семьи во время штурма крепости. Романский стиль известен, кроме того, своей книжной миниатюрой, также различными видами декоративно-прикладного искусства - чеканкой, резьбой, эмалями, ювелирными изде-лиями, коврами.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Как обычно это бывает, Романский стиль получил своё название лишь спустя долгое время, после своего завершения. Романским стилем французские археологи назвали европейскую архитектуру 10-12 веков, так как считали это архитектурное направление не совсем удачным вариантом позднеримской архитектуры.

Романский стиль стал закономерным отражением духа своей эпохи: для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и частые междоусобные войны. Поэтому дозорные башни, массивность всех конструкций (стен, колонн, сводов), световые проемы, походившие на бойницы – эти черты присущи постройкам романского периода. Величественные храмы огромных размеров находились на расстоянии колокольного звона и часто выступали в роли крепости для жителей всего города. Дома феодалов - замки - являлись настоящей крепостью. Они были окружены стенами внушительной высоты с башнями. А добраться до ворот можно было через подъемные мосты, опускающиеся над поверхностью воды глубокого рва.

Романский стиль в архитектуре, как и вся культура Средневековья в целом, отражает в себе культурный и экономический упадок и последующий застой, связанный с тем, что достижения римлян в строительном ремесле были утеряны, и уровень техники значительно снизился. Но постепенно, по мере развития феодализма, стали складываться новые типы построек: укрепленные феодальные жилища, монастырские комплексы, базилики. Последние выступали как основа культового строительства.

Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Базилика святого Аполлинария в Классе (Равенна) ярко демонстрирует раннюю культовую архитектуру романского стиля:

Приёмы строительства.

Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий - с помощью подпружных арок и крестовых сводов - в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества .

Разрез и план типичной романской базилики:

Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно этот принцип дифференциации становится обязательным.

Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.

Особенности архитектуры романского собора:

В основе плана - раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства;
Увеличение хора или восточной алтарной части храма;
Увеличение высоты храма;
Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами; Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры);
Тяжёлые своды требовали мощных стен и колонн;
Основной мотив интерьера - полуциркульные арки.

Отличие конструкций Романского стиля от более позднего Готического:

Скульптура в романской архитектуре.

В начале 12-го столетия начинает расти роль скульптуры в архитектуре и в особенности рельефа. На смену языческим римским образам приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания. Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками.

Как правило, скульптуры использовались для создания целостной картины экстерьера соборов. Месторасположение рельефов не имело определенных границ: они могли находиться на западных фасадах (где располагался главный вход) , возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах - удлиненные пропорции.


Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и традиции в развитие романского стиля. Все зависело от традиций и условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так, романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же мере не похожи на испанские.

Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Так чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.

Церковь при бенедиктинском монастыре "Сен-Флибер", построенная в XII в:

В Италии провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции, дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник строительства из кирпича.

Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле» (Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.

Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в античном стиле.

Развитие романского стиля в Англии связано с норманнским завоеванием и распространилось на два типа зданий: замок и церковь.Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. В начале столетия деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников. Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного фасада западной части здания.

Наиболее известным из сохранившихся романских построек является Вестминстерское аббатство. Это сооружение имеет башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три восточные апсиды.

XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в романском стиле. Многие из этих построек позднее были реконструированы и переделаны в готическом стиле , но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно представить внушительную монументальность и облик зданий.

Романский стиль в архитектуре возник в 10-м веке и господствовал на территории Восточной Западной Европы до конца 12-го века. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. Для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и междоусобные войны. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Дозорные башни, массивность стен и сводов, световые проемы, походившие на бойницы – эти черты присущи постройкам романского периода.

Происхождение и определение термина Романский стиль, его история возникновения

Только в начале 19-го века появилось определение “романский стиль”, когда возникла необходимость ввести определенные уточнения в историю искусства Средневековья.

До этого момента архитектурные стили имели общее название и обозначались термином “ “. Сегодня готическое направление считается более поздним периодом, который приходится на 12-й век. Романский стиль, как термин, появился благодаря французским археологам, которые считали это архитектурное направление не совсем удачным вариантом позднеримской архитектуры. На этом фото отчетливо можно просмотреть особенности романского стиля:

Нотр Дам ля Гранд, Пуатье, Франция, 11-век

Характерные черты архитектуры, схема

Романская архитектура основывалась на использовании деталей и их опыта, относящегося к античному стилю. К особенностям стиля относятся:

  • Полуциркульные арки.
  • Массивные стены.
  • Цилиндрические, а также крестовые своды.

Пример схемы возведения сооружения представлен на рисунке сбоку.

Базилики и капители

В капителях и соборах устанавливались массивные колонны, надежно поддерживающие каменную конструкцию. Иногда колонны заменяли пилонами – мощные столбы (восьмигранные, крестчатые). Пример собора в романском стиле можно увидеть на фото, представленном сбоку. Строения отличались простотой геометрических форм, однако стены украшались всевозможными резными и рельефными скульптурами.

Романский стиль – это не просто общие особенности и определенные характеристики. Это целая эпоха, которую можно подразделить на два основных подвида:

  • Замковый – небольшие жилые постройки в несколько этажей, отличающиеся округлыми сегментами.
  • Крепостной – боевые крупные крепости квадратной формы, надежно защищающие своих обитателей от вражеского нападения.

Храмы, соборы и церкви

Величественные храмы огромных размеров находились на расстоянии колокольного звона. Они выступали в роли крепости для прихожан храма, а порой и для жителей всего города. Дома феодалов, а точнее сказать их замки, являлись настоящей крепостью. Они были окружены стенами внушительной высоты с башнями. А добраться до ворот можно было через подъемные мосты, опускающиеся над поверхностью воды глубокого рва.

Романский стиль тесно переплетался и взаимодействовал с последующими направлениями , готическому.

Этот стиль развивался на основе романского искусства, но существовали отличительные черты готики:

  • Благородство изысканных форм.
  • Увеличение опорных столбов, а также высота постройки.
  • Окна зданий увеличены в размерах.
  • Тонкость скульптурной и резной работы.

Архитектурные здания Британии: отличительные элементы

Направление романского стиля в архитектуре относилось непосредственно к замкам. Внешняя специфика соответствовала практическим требованиям:

  • декора. Возведение замка внушительных размеров было непростой задачей в 11-м веке. Это требовало огромных затрат, посему декорированием фасада здания занимались в последнюю очередь.
  • Каменная кладка. Аккуратная подгонка камней гарантировала прочность строения, и за неимением кирпичей это был самый надежный вариант.
  • Окна небольшого размера. В те времена стекло было дорогостоящим и редким материалом. Выстраивать замки с большими окнами было не только невыгодно, но и не целесообразно – полупрозрачность строения могла снизить его безопасность.

Англия: готика и эпоха Средневековья в одном

Становление романской архитектуры в Англии непосредственно связано с , хоть и заметны в работах отблески . В начале столетия деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников.

Донжон – главная башня средневекового замка, стоявшая отдельно в недоступном месте. Играла роль убежища во время нападений врага.

В 1077 годы был воздвигнут знаменитый Тауэр, во время правления Вильгема Завоевателя. Донжон Тауэра – Белая башня. Этот шедевр архитектуры и по сей день пользуется популярностью среди туристов.

Сооружения Европы: признаки романовского стиля в постройках

Отличительной чертой романского направления стало объединение в одном построении двух типов храмов: приходского и монастырского. Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного фасада западной части здания. Это можно наблюдать на примере собора, расположенного в Дареме.

В начале 12-го века возводились башенообразные донжоны: прямоугольные ил многоугольные конструкции. Но к концу века башни приобрели округлую форму.

Германия: описание основных памятников

Вормский собор – ярчайший пример романского стиля в Германии. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Храм состоит из 4-х высоких круглых башен с каменными конусами-шатрами и нескольких более низких башен средокрестия. Гладкая поверхность стен и узкие окна оживляются лишь благодаря аркообразным фризам вдоль карниза. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены.

Лизены – вертикально расположенные плоские выступы на поверхности стены.

Франция в шедеврах архитектуры – замки и крепости

Первоначальные формы романской архитектуры появились к концу 10-го века. Широкое распространение получили паломнические соборы Франции с хором и радикальными капеллами обходной галереи вокруг него. Также использовались трехнефные базилики – в среднем нефе находились своды цилиндрической формы (Сен-Сернен, Тулуза).

Французское зодчество романского периода отмечено невероятным многообразием школ. Бургунская школа Клюни 3 тяготела к особой композиции монументального характера.

Испания

В романскую эпоху в Испании началось строительство замков-крепостей и городских укреплений. Архитектура храмов и церквей была очень схожа с зодчеством французских строителей, что можно наблюдать на примере кафедрального собора в Саламанке. В целом она определенно отличалась четкостью разграниченных объемов, целостностью завершенных частей и безупречностью форм.

Италия

В зодчестве культового направления архитекторы Италии придерживались центрического типа для крещалин и базикального для соборов. Центрами средневекового романского стиля были два города: Тоскана и Ломбардия. В ломбардских храмах особое внимание уделялось фасадам. Скульптурный декор, лизены, выносные крыльца-портики, миниатюрные галереи – все эти элементы культуры в убранстве итальянских церквей 11-12 столетия.

Одним из самых интересных архитектурных ансамблей являются колокольни, собор и баптистерий в Парме. Фасад собора украшают портики и аркады, а также миниатюрные галереи. Здание бапсистерия имеет восьмигранную форму и опоясывается 6-ю воздушными галереями.

Скульптура

В начале 12-го столетия наступает широкое распространение монументальной скульптуры и в особенности рельефа. На смену языческому приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания.

Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, . Как правило, скульптуры использовались для создания целостной картины экстерьера соборов и качестве памятников.

Месторасположение рельефов не имело определенных границ: они могли находиться на западных фасадах, возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах – удлиненные пропорции.

Основной задачей романских художников являлось создание образа вселенной, поэтому они не стремились передать сюжеты реального мира.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство того времени тесно переплеталось с романской архитектурой. Поэтому главенствующее место в убранстве соборов занимала фреска. Разноцветные росписи ярким ковром покрывали стены нефов, поверхности сводов, аспиды и притвора.

В период 11-12 вв. впервые стали появляться витражи, которые располагались в оконных проемах капелл и аспиды. На ярких витражных картинах изображали сцены из Священного Писания.

Интерьер

Интерьер внутренней планировки соборов отвечал социальным и культурным потребностям. В храмах устанавливалось по три нефы, которые разграничивали пространство для прихожан разных слоев населения.

Византийские аркады стали использоваться и в романской архитектуре. Внутренние колонны имеют цилиндрическую форму, что позднее применялось в готике. Капитель имела форму куба, пересеченного шаром. Но со временем она упрощалась и в итоге приняла канонический вид. Скульптурные фигуры в форме рельефа покрывала поверхности капители и стен.

С начала 10-го века применяется техника витражей, композиция которых была довольно примитивной. Позднее можно было встретить настоящие картины, выполненные из многоцветных стекол различных цветов. В этот период также появляются стеклянные лампады и сосуды.

Видео-обзор на романский стиль и его особенности

Выводы

Романский стиль оставил за собой массивный отпечаток на дальнейшем развитии интерьера и экстерьера других эпох. Постепенно перетекая в готическое направление, все равно стиль остался основополагающим для готики и других архитектурных эпох мира. Хорошим примером стал , как переход с одной исторической эпохи к другой. Если же вы больше приверженец нестандартных форм и хаоса, то вперед читать за , как одну из ветвей искусства XX века.

Возникновение романского стиля в архитектуре обусловлено феодальной раздробленностью в Западной Европе, которая приводила к частым междоусобным войнам между князьями-феодалами, стремящимися отнять друг у друга драгоценные клочки земли. Поэтому было важно создавать такие сооружения, которые смогли бы выдержать напор захватчиков и выполнить свою главную функцию — оборонную. Так романский стиль в архитектуре и стал основным общеевропейским стилем монументального строительства.

Основные черты романского стиля в архитектуре

Поскольку главной целью того периода стало строительство крепких замков, функциональных и способных противостоять военному нападению, то художественно-эстетической ценности архитектуры не придавалось особого значения. Романские замки строились как настоящие крепости, поэтому архитектура была тяжелая, монументальная. Особенности романского стиля в архитектуре заключаются также в крупных размерах, строгости, простоте форм и линий, прямоте углов, доминировании горизонталей над вертикалями.

Романский стиль иногда называют «стиль полукруглой арки», поскольку одной из главных отличительных черт сооружений в этом стиле являлись потолки, оформленные в виде арочных сводов, которые подпирались одинаковыми рядами столбов.

Стены зданий в раннем романском стиле были толстые, с маленькими окнами, которые почти никак не украшали. Однако чем больше развивался романский стиль, тем чаще стены в умеренных количествах могла покрывать мозаика, каменная резьба или скульптурная пластика. Характерным для романских замков было наличие круглых башен с вершинами в виде шатра. Вход в здание - особенно это касается храмов - часто оформлялся как портал.

Практически невозможно встретить другие здания общественного назначения, построенные в романском стиле, кроме соборов и монастырей. А основным типом жилого сооружения в романскую эпоху стал феодальный замок под названием донжон, который представлял собой дом-башню, находящуюся в центре крепости. Первый этаж подобной башни отводился под помещения, предназначенные для хозяйственных целей, второй - для парадных помещений, третий — для хозяйских спален. На четвертом и, как правило, последнем этаже размещались комнаты для прислуги и охраны замка.

Идеальным местом для такой крепости была какая-нибудь труднодоступная местность, например, горный склон. Крепость окружалась рядом высоких, зубчатых стен из камня и глубоким рвом с водой. Доступ внутрь самим жителям обеспечивал подъемный мост.

Романский стиль в архитектуре Европы

Само название стиля появилось в начале XIX века, когда искусствоведы задумались о том, что романский стиль напоминает по виду архитектуру Древнего Рима («Roma» в переводе с итал. «Рим»).

Лучше всего до наших времен романский стиль дошел в виде храмов и соборов. Замки и дворцы стали приходить в упадок еще с началом эпохи Возрождения. Некоторые из них приводили в порядок, отстраивали и снова превращали в замки, многие из которых дожили до наших дней как страшные замки , окутанные разными легендами, остальные же превращались в руины.

Франция

В архитектуре Франции романский стиль стал проявляться ближе к концу X века. Наиболее популярным типом зданий в этом стиле стали трехнефные базилики — храмы вытянутой, прямоугольной формы с тремя продольными проходами-нефами, которые в изображении на плане часто напоминали крест. Распространенным стал и тип паломнического собора с обходной галереей и радиальными капеллами - например, церковь Сен-Сернен в городе Тулуза на юге Франции.

Бургундская архитектурная школа за основу романского стиля принимала принцип монументальности, а школа Пуату - скульптурное декорирование. Храм аббатства Клюни III и Нотр-Дам в Пуатье и являются, соответственно, главными представителями этих школ среди французских памятников архитектуры.

Германия

Ранний романский стиль в архитектуре Германии характеризуется саксонской школой. Характерный для нее тип церкви - собор с парой симметричных хор с западной и восточной стороны. Примером может служить церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме.

Поздний романский стиль характеризуется возведением императорских дворцов - например, императорский дворец в Госларе. Распространяется и аналогичный донжонам во Франции дом-башня - бергфрид.

Италия

Регионами в Италии, где больше всего прижился романский архитектурный стиль, стали Ломбардия и Тоскана - они стали основными центрами этой архитектуры. Церковь Сан-Микеле в Павии, кампанила в Парме, кафедральный собор в Модене до сих пор считаются одним из самых интересных архитектурных ансамблей итальянского Средневековья.

Романскую архитектуру этого периода в Италии можно назвать проторенессансной - от французской и немецкой романики ее отличало использование античных элементов и цветного мрамора.

В романском стиле выполнен соборный ансамбль в Пизе, в частности, всем известная достопримечательность Италии - Пизанская башня.

Англия

Даже несмотря на то, что в XI веке Англия была завоевана нормандцами, которые навязывали на острове французский язык и культуру, а соответственно, и французские архитектурные принципы, романский стиль в средневековой архитектуре Англии проявился несколько иначе, чем во Франции.

Английская соборная архитектура имела более вытянутые, протяженные формы, поэтому и башни были больше и выше. В тот период и был воздвигнут знаменитый замок - Лондонский Тауэр.

Романский и готический стили в архитектуре: в чем разница?

Вслед за романским пост господствующего стиля в европейской средневековой архитектуре заняла готика . В то время как романский стиль в разных регионах возник к концу X - началу XI века и царил до XII века, а где-то и дольше, то готический стиль появился в XII веке и сохранял свое влияние до XIV века. В Англии многие соборы в романском стиле в связи с ранним приходом готики переделывали под новый стиль, поэтому их первозданный вид искусствоведам неизвестен.

Хотя основой готическому стилю послужил именно романский стиль , в особенности, бургундская школа, они все же имеют ряд существенных различий, которые совершенно не позволяет их спутать. Наиболее ярко эти главные отличия можно проследить на примере соборной архитектуры.

  • Арки и вершины в готическом стиле заостренные, в отличие от круглых романских верхушек.
  • Главная черта романского стиля - массивность, монументальность, в то время как готике присуща утонченность.
  • Окошки в романском стиле маленькие, в виде бойниц, готический стиль предполагает внушительные размеры окон и большое количество света.

  • Горизонтальные линии в романском стиле преобладают над вертикальными, такие здания выглядят приземисто. В готическом стиле все наоборот - вертикали доминируют над горизонталями, отчего сооружения имеют очень высокие потолки, кажутся устремленными вверх, вытянутыми к небу.
  • Для бургундской школы характерен минимум элементов декора в архитектуре. Готический стиль характеризуется богато оформленными фасадами, яркими витражами, резьбой и узорами.

Узнать о романском и готическом стилях еще больше вам поможет это видео: