Домой / Баня / Единый соц налог ставка. Депутаты раскритиковали единый социальный налог. Распределяем налог по бюджетам

Единый соц налог ставка. Депутаты раскритиковали единый социальный налог. Распределяем налог по бюджетам

Единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда - Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. Но замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать не в бюджеты всех уровней, а в указанные выше фонды. Основное предназначение этого налога именно в том и состоит, чтобы обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Цель Единого социального налога - упростить процедуру сбора средств, упростить механизм начисления страховых взносов, сделать единообразной налоговую базу, сократить отчетность, ввести единый порядок применения финансовых санкций и сократить количество проверок плательщиков, а также ослабить налоговое давление на фонд оплаты труда и за счет этого частично легализовать большие заработки и облегчить налогообложение трудовых доходов.

Единый социальный налог уплачивается с 01.01.2001 в соответствии с частью второй НК РФ, утвержденной Федеральным законом от 05.08.2000 №117-ФЗ и введенной в действие с 01.01.2001 Федеральным законом от 05.08.2000 №118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

С 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 213-ФЗ от 24.07.2009. Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены.

Плательщики единого социального налога объединены в две группы, для каждой из которых установлен самостоятельный объект налогообложения.

К первой группе налогоплательщиков относятся работодатели, производящие выплаты наемным работникам:

Организации;

Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Во вторую группу налогоплательщиков включены - не работодатели:

Индивидуальные предприниматели;

Адвокаты.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Если налогоплательщик одновременно относится к двум перечисленным группам, то он признается налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

От уплаты единого социального налога освобождены:

1. Организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.

2. Работодатели с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника. Сюда относятся:

а) общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;

б) организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%;

в) учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных и иных социальных целей и т.д.

Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;

3. Налогоплательщики - не работодатели, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской или иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. руб. в течение налогового периода.

4. Российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи) предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

Особенностью единого социального налога является то, что он имеет не один, как обычно, а несколько объектов налогообложения, установленных для различных категорий налогоплательщиков.

1. Для налогоплательщиков - работодателей (кроме работодателей - физических лиц) объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам.

2. Для налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

3. Для налогоплательщиков - не работодателей объектом налогообложения признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для налогоплательщиков - членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.

Указанные в пункте 1 выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

У налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

У налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Налогоплательщики - работодатели определяют налоговую базу по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом (в данном случае обеспечивается индивидуальный учет). По окончании налогового периода рассчитывается полная налоговая база.

Налогоплательщики - не работодатели исчисляют налоговую базу с сумм доходов, полученных за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

При определении налогооблагаемой базы по единому социальному налогу не учитываются отдельные виды выплат, доходов, стоимость оказанных услуг и т.д. По большинству позиций суммы, не подлежащие налогообложению, совпадают с суммами, не включаемыми в состав доходов, учитываемых при определении налога на доходы физических лиц. В отличие от ранее действовавших законодательных актов характерна более широкая социальная направленность этих льгот. Суммы, не подлежащие налогообложению, перечислены в статье 238 Налогового кодекса.

Налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Ставки налогов (табл.1, табл.2) и их распределение определяются статьей 241 НК РФ.

Дифференциация ставок единого социального налога для налогоплательщиков - работодателей и налогоплательщиков - не работодателей вызвана различиями в объектах налогообложения.

Таблица 1. Ставки единого социального налога для основной категории налогоплательщиков - работодателей, производящих выплаты наемным работникам

Таблица 2. Ставки единого социального налога для лиц, занимающихся предпринимательской и иной профессиональной деятельностью (кроме адвокатов)

Ставки единого социального налога дифференцированы по фондам. Обычный размер ставки -- для наемного работника, имеющего годовой доход менее 280 тыс. руб. -- составляет 26 %. Типичный пример распределения этих денег для такого работника выглядит так:

· Пенсионный фонд Российской Федерации -- 14 %

· Федеральный бюджет -- 6,0 % (20 %?14 %, согласно статье 243 ч. 2 НК РФ)

· Фонд социального страхования Российской Федерации -- 2,9 %

· Фонды обязательного медицинского страхования -- 3,1 %

Все указанные проценты относятся к заработной плате до вычитания из нее подоходного налога.

Льготные ставки налога установлены для организаций, производящих сельскохозяйственную продукцию, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также для родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. Для налогоплательщиков второй группы - не работодателей ставки единого социального налога ниже, чем для налогоплательщиков - работодателей.

Несколько иные ставки налога установлены для адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь физическим лицам.

Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ Налоговая декларация представляется налогоплательщиком не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики-работодатели производят уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

Налогоплательщики, не являющиеся работодателями, обязаны производить уплату авансовых платежей на основании налоговых уведомлений:

За январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

За июль - сентябрь - не позднее 15 сентября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

За октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в раз- мере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации налогам и сборам.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными в течение налогового периода, и суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, должна быть внесена налогоплательщиком не позднее 15 июля года, следующего за отчетным налоговым периодом. Эта сумма может быть зачтена в счет будущих налоговых платежей или возвращена налогоплательщику.

Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Пример расчета авансовых платежей по ЕСН

Генеральный директор строительной организации ЗАО "Альфа" А.В. Львов получает зарплату в размере 55 000 руб. в месяц. Зарплата менеджера А.С. Кондратьева составляет 35 000 руб. За январь-июль 2008 года в целом по организации был начислен авансовый платеж по ЕСН на сумму 147 000 руб., в том числе: - ЕСН в федеральный бюджет - 113 295 руб.; - взносы в ФСС России - 16 275 руб.; - взносы в ФФОМС - 6405 руб.; - взносы в ТФОМС - 11 025 руб. Бухгалтер "Альфы" рассчитал авансовый платеж по ЕСН за август 2008 года. Налоговая база по Львову за 8 месяцев 2008 года составила 440 000 руб. (55 000 руб. ? 8 мес.). Она попадает во второй интервал регрессивной шкалы (от 280 001 руб. до 600 000 руб.). Соответственно, авансовый платеж по ЕСН за 8 месяцев по Львову составил 88 800 руб. (72 800 руб. + (440 000 руб. - 280 000 руб.) ? 10%), в том числе: - ЕСН в федеральный бюджет - 68 640 руб. (56 000 руб. + (440 000 руб. - 280 000 руб.) ? 7,9%); - взносы в ФСС России - 9720 руб. (8120 руб. + (440 000 руб. - 280 000 руб.) ? 1%); - взносы в ФФОМС - 4040 руб. (3080 руб. + (440 000 руб. - 280 000 руб.) ? 0,6%); - взносы в ТФОМС - 6400 руб. (5600 руб. + (440 000 руб. - 280 000 руб.) ? 0,5%). Налоговая база по Кондратьеву за 8 месяцев 2008 года составила 280 000 руб. (35 000 руб. ? 8 мес.). Она попадает в первый интервал регрессивной шкалы (до 280 000 руб.). Соответственно, авансовый платеж по ЕСН за 8 месяцев по Кондратьеву составил 72 800 руб. (280 000 руб. ? 26%), в том числе: - ЕСН в федеральный бюджет - 56 000 руб. (280 000 руб. ? 20%); - взносы в ФСС России - 8120 руб. (280 000 руб. ? 2,9%); - взносы в ФФОМС - 3080 руб. (280 000 руб. ? 1,1%); - взносы в ТФОМС - 5600 руб. (280 000 руб. ? 2%). Общая сумма авансового платежа по ЕСН за 8 месяцев 2008 года по "Альфе" составила 161 600 руб. (88 800 руб. + 72 800 руб.), в том числе: - ЕСН в федеральный бюджет - 124 640 руб. (68 640 руб. + 56 000 руб.); - взносы в ФСС России - 17 840 руб. (9720 руб. + 8120 руб.); - взносы в ФФОМС - 7120 руб. (4040 руб. + 3080 руб.); - взносы в ТФОМС - 12 000 руб. (6400 руб. + 5600 руб.). Авансовый платеж по ЕСН к уплате за август 2008 года составил 14 600 руб. (161 600 руб. - 147 000 руб.), в том числе: - ЕСН в федеральный бюджет - 11 345 руб. (124 640 руб. - 113 295 руб.); - взносы в ФСС России - 1565 руб. (17 840 руб. - 16 275 руб.); - взносы в ФФОМС - 715 руб. (7120 руб. - 6405 руб.); - взносы в ТФОМС - 975 руб. (12 000 руб. - 11 025 руб.).

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами РФ.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих году проведения проверки (ч. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

При подготовке к проверке обязательно составляется программа (план) ее проведения. Программа (план) проверки представляет собой перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе предстоящей проверки. Программы проверок по отдельным видам налогов включают вопросы, связанные с исчислением этих налогов (табл. 3).

Таблица 3. План налоговой проверки

Вопросы проверки

Проверяемые документы

Проверка правильности начисления налогооблагаемой базы единого социального налога

Ведомость, журналы-ордера, главная книга, приказ по учетной политике

Проверка правильности применения ставок единого социального налога

Ведомости, журналы-ордера, приказ по учетной политике

Проверка правильности расчетов сумм единого социального налога

Налоговые декларации

Проверка применения льгот при расчете и уплате единого социального налога

Налоговые декларации

Проверка полноты и своевременности уплаты единого социального налога в бюджет

Ведомости, журнал - ордер по счету 51, платежные поручения

Проверка правильности составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате единого социального налога в бюджет

Ведомость, журналы-ордера, главная книга

Проверка правильности составления и своевременности представления в налоговые органы отчетности по единого социального налога

Налоговые декларации

Проверка правильности ведение аналитического и синтетического учета

Ведомости, журналы ордера, Главная книга, бухгалтерский баланс

В процессе проведения проверки сотрудники налоговой инспекции на основе, имеющейся в инспекции информации о деятельности налогоплательщика, данных из предоставленных им документов, материалов, полученных в ходе проверочных действий:

Анализируют всю имеющуюся информацию о деятельности проверяемого налогоплательщика;

Выявляют несоответствия в содержании исследуемых документов, факты нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления налоговых деклараций и анализируют влияние указанных нарушений на формирование налоговой базы;

Формируют доказательственную базу по фактам выявленных налоговых правонарушений;

Производят исчисление сумм не уплаченных налогоплательщиком налогов и пени и формулируют предложения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также об устранении выявленных нарушений.

Роль и значение Единого социального налога велико. Само название налога и направленность использования средств говорит о том, что с его помощью решаются насущные проблемы жизнедеятельности народа и конкретно каждого человека. От того, как будут аккумулироваться средства, взимаемые через ЕСН, во многом зависит достижение основных целей проводимых в стране реформ и смягчение возникающих острых проблем социального характера, в том числе таких как: обеспечение достойной пенсии, стимулирование эффективной демографической политики, включая рост продолжительности жизни нации за счет проведения своевременной квалифицированной медицинской помощи, создание условий для нормального трудового процесса и отдыха.

Несомненно, ЕСН являлся правильным и обоснованным шагом в организации налогового законодательства, но требовал доработки.

Существенные недостатки имеет регрессивная шкала налоговых ставок ЕСН и условия ее применения. Условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые могут их использовать, очень ограниченно. ЕСН - это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому физическому лицу вести лицевой счет всех выплат, да еще и сумму начисленного налога. Было бы проще применять регрессивную шкалу ставок не по отношению к начисленным доходам отдельных работников, а в целом по организации. С другой стороны, данная шкала исчисления платежей не способствует решению проблем снижения социальной напряженности, а наоборот, ее усиливает, нарушая принцип справедливости и равной напряженности взимания налогов и увеличивая разрыв в доходах, получаемых отдельными группами населения.

Если попытаться ввести единую ставку платежей по ЕСН независимо от размера дохода, создаются предпосылки для снижения верхнего предела ставки без ущерба для формирования бюджетных социальных фондов. Снижение налоговой нагрузки приведет к снижению себестоимости продукции (работ, услуг) в секторе мелкого и среднего бизнеса, росту прибыли и увеличению налоговых поступлений в бюджет. Одновременно, появление дополнительных средств у производителя расширит возможности инвестирования нового производства или его реконструкции и расширения.

Осложняет расчеты по ЕСН право работодателей самостоятельно осуществлять расходы за счет средств ФСС РФ. Более правильно было бы установить порядок, при котором все плательщики уплачивают полностью в ФСС РФ всю начисленную сумму взноса и потом уже в самом фонде получают возмещение своих расходов. Это будет способствовать своевременному и полному контролю за расходованием средств фонда.

Все-таки ЕСН не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями. Законодатели могли бы объединить взносы в фонды ОМС в один платеж, который начислялся бы по единой ставке и распределялся между ними органами федерального казначейства, или установить единый платеж, который бы зачислялся в территориальный фонд, а затем по установленному нормативу отчислений от его доходов средства списывались бы на счет федерального фонда. Это упростит исчисление налога и отчетность, сократит количество платежных поручений, а заодно позволит сократить объем учетной работы и количество лицевых счетов в налоговых органах.

Когда отменили ЕСН ? В связи с чем? И почему это становится интересным именно сейчас? Попробуем разобраться в нашей статье.

В каком году отменен ЕСН и с чем это связывали?

Единый социальный налог отменен с 2010 года. В России он был введен в 2001 году и действовал, таким образом, 9 лет.

Суть этого налога сводилась к тому, что он заменял собой страховые взносы во все внебюджетные фонды: ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев), ФОМС.

Почему отменили ЕСН ? Причин тому оказалось несколько:

  • Не сработал ожидавшийся эффект роста зарплат, связывавшийся с введением регрессивной шкалы ставок для взносов.
  • Взносы утратили сущность страховых платежей, которые следует привязывать к каждому конкретному работнику. Такая привязка позволяет индивидуально определять размер социальных выплат.
  • Фонды утратили контроль над поступлением средств в них и возможность влиять на этот процесс.

Что изменила отмена ЕСН в страховых платежах?

С отменой ЕСН прекратила свое действие гл. 24 НК РФ, посвященная этому налогу (п. 2 ст. 24 закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 24.07.2009 № 213-ФЗ). В силу вступил закон РФ «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, установивший иные правила для исчисления этих платежей:

  • Расширился перечень выплат, облагаемых взносами. Если раньше из-под них выводились платежи, осуществленные за счет чистой прибыли, то теперь зависимость от этого обстоятельства исчезла. Соответственно, перечень выплат, не подлежащих налогообложению, оказался строго определенным (ст. 9 закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
  • Исчезла общая регрессивная шкала ставок налога. Взамен был введен предел доходов, облагаемых взносами. Этот предел стал индексируемым и систематически повышается в соответствии с ростом средней зарплаты по РФ (п. 5 ст. 8 закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Выше этого предела обложение доходов по пониженной ставке присутствует только для платежей в ПФР.
  • Общая ставка по взносам для основной массы налогоплательщиков (применяющих ОСНО) с 2011 года должна была повыситься на 8% за счет роста ставок в ПФР и ФОМС. Для льготных категорий плательщиков (спецрежимников, резидентов особых зон, организаций, имеющих инвалидов) на 2011-2014 годы предусматривался переходный период, в течение которого для них вводились в действие ранее отсутствовавшие ставки и увеличивалась величина ставок, являвшихся льготными. Общая максимальная ставка, действующая сегодня, составляет 30% от всех облагаемых взносами выплат, осуществленных в пользу физлица. Ее величина на 4% выше той, которая действовала при ЕСН. Круг лиц, имеющих право на пониженную ставку, заметно сократился.

Приведенные изменения свидетельствуют о том, что замена ЕСН на страховые взносы привела к существенному увеличению налогового бремени для всех плательщиков этих взносов.

Стоит ли ожидать возврата ЕСН?

Вопрос о передаче страховых взносов под контроль налоговых органов в последнее время активно обсуждался как одна из мер пополнения бюджета. Именно поэтому вспомнили про ЕСН.

Однако возврата к этому налогу не будет. Уже подписан вступающий в силу с 2017 года закон РФ «О внесении изменений в части 1-ю и 2-ю Налогового кодекса…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ. Этот закон не только дополняет часть 2 НК РФ отдельным новым разделом, посвященным страховым взносам, но и добавляет страховые взносы во все положения части 1 НК РФ, устанавливая тем самым необходимые права налоговых органов в части администрирования этих взносов.

ИФНС, как и при ЕСН, будет контролировать взносы в ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев) и ФОМС. Основные правила расчета взносов (наличие предела облагаемой базы, ставки, перечень необлагаемых выплат) сохранены.

Итоги

ЕСН отменен в 2010 году как налог, не решивший тех задач, ради которых его вводили. С переходом к уплате страховых взносов были существенно увеличены все параметры, определяющие размер платежей в фонды: налоговая база, ставки, круг плательщиков. С 2017 года страховые взносы передаются под контроль налоговых органов.

Единым социальным налогом (сокращенно ЕСН ) до 2010 года называлась выплата от фонда заработной платы , при этом сумма отчислений дробилась на несколько частей для последующего зачисления в различные фонды. ЕСН в 2009-2010 годах был упразднен, хотя фактически он был просто разделен, и вместо него появились самостоятельные графы обязательных выплат: ФСС , ФОМС , ПФ.

Значение единого социального налога

По сути своей, единый социальный налог – это четверть вашей зарплаты, которую работодатель перечисляет в различные фонды для обеспечения государственных гарантий на бесплатную медицину, социальную защиту и формирование пенсионных накоплений.

Все налогоплательщики данного налога признаются, что теперь, с дроблением выплат, стало сложнее и тяжелее, увеличилась нагрузка на бухгалтерию и происходит снижение зарплаты.

Кто должен платить единый социальный налог?

Плательщиком единого налога всегда является работодатель, а в случаях, когда предприниматель работает сам на себя, то платежи он осуществляет и на себя тоже, но от имени организации (официального ее названия и реквизитов). Плательщиком ЕСН не может быть физическое лицо, а исключение распространяется только на работников правовой отрасли – нотариусов и адвокатов.

Что является объектом обложения?

Объектом обложения ЕСН являются деньги, которые работник получил за выполненную работу или ее часть, при этом был составлен трудовой договор или соглашение на авторство по интеллектуальной собственности.

В общем понятии — это либо ваша официальная заработная плата, либо вознаграждения. Под вознаграждениями подразумеваются:

  • премии;
  • отпускные.

Как рассчитать размер единого социального налога в 2018

Размер начислений по расчетом ЕСН составлял 26% фонда заработной платы, а теперь та же сумма разбрасывается по отдельным графам в зависимости от суммы доходов и категории работающих граждан.

Например, инвалиды не платят ЕСН.

По действующему законодательству дробление ЕСН выглядит следующим образом:

  • отчисления в пенсионный фонд – 14%;
  • выплаты по соцстраху – 2,9%;
  • медицинское страхование – 1,1%;
  • к прочим выплатам отнесем ТФОМС – 2% и ФБ – 6%.

Для предпринимателей

Предприниматель, как и любой другой работодатель, обязан оплачивать ЕСН (или его современные аналоги) в полном объеме за всех официально устроенных сотрудников, кроме случаев, когда используется труд инвалидов и детей в неполный рабочий день (в пределах законности), а также лиц, имеющих льготы по данному сбору.

Для индивидуальных предпринимателей

Для индивидуальных предпринимателей, если у них есть нанятые официально работники, схема выглядит точно также, как и для остальных работодателей. Если же человек работает сам на себя, то от лица своей организации он вносит платежи на собственное имя. платежи вносятся с той суммы заработной платы, которую сам себе установит.

Около семи лет назад единый социальный налог (ЕСН) был заменен другими социальными выплатами, в частности, взносами в страховые фонды. С 2017 года Правительство РФ намерено вернуть ЕСН, для того, чтобы обеспечить гарантированное исполнение всех социальных обязательств перед населением.

Итак, давайте разберемся, зачем нужен ЕСН, как его рассчитывать и кто обязан перечислять средства, а также, каким образом осуществляется контроль за данным мероприятием.

Как мы уже отметили, юридически данный вид налоговых обязательств уже не существует около семи лет, однако, по сути, все перечисляемые взносы в страховые фонды являются ЕСН:

Назначение ЕСН в том, что при помощи этих взносов, компания сможет гарантировать своим сотрудникам все социальные права, а именно: пенсионное пособие, пособие по временной нетрудоспособности, выплаты иного характера в рамках оказания социальной поддержки. В частности, именно из этого источника будут выплачиваться средства, необходимые для предоставления бесплатной помощи в медицинских учреждениях.

Кроме основных изменений, для ЕСН в виде страховых взносов в текущем году было внесено еще несколько поправок, связанных с уплатой начислений:

  • при расчете взносов по ЕСН, запрещается выполнять округление в любую сторону;
  • введено понятие максимального показателя для исчисления взноса в ПФР;
  • запрещается взыскивать страховые взносы с выходного пособия уволенных сотрудников, которое меньше трехмесячного размера, а также с командировочных, если все расходы подтверждены документально;
  • выплаты будут начисляться и за иностранных граждан, с которыми у работодателя есть трудовой договор.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Кто обязан уплачивать ЕСН

Все граждане, имеющие официальное трудоустройство, автоматически принимают на себя обязательства по выплате ЕСН. Можно выделить две большие группы:

  • индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой — обязан сделать отчисления со всех видов доходов, после учета расходов;
  • физические лица, не относящиеся к группе индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие выплаты в пользу других граждан. Объектом налогообложения становится весь объем выплат, которые были произведены физическими лицами по трудовым договорам и соглашениям ГПХ.

Схематически, перечисление средств будет осуществляться следующим образом:

Все надзорные мероприятия будут иметь серьезные последствия, а длительность проверок может составить от 4 до 6 месяцев. Основанием для проведения проверки могут стать:

  • наличие регулярных нарушений, которые нуждаются в срочной проверке и принятии специальных мер. Все нарушения должны быть зафиксированы и подтверждены документально;
  • если выявлены нарушения по филиалам налогоплательщика;
  • в документах наблюдаются неточности или налогоплательщик не может предоставить запрашиваемые сведения;
  • страховые взносы перечисляются несвоевременно.

Если перечисления не могут быть произведены по причине форс-мажорных обстоятельств, то налогоплательщик в этом случае может обратиться в ИФНС и попросить о предоставлении отсрочки или рассрочки по выплате ЕСН.

Как рассчитать ЕСН

Ставки по ЕСН в 2017 году останутся такими же, как и ранее. Общий показатель будет складываться из таких взносов:

  • взносы в ПФР – 22%;
  • отчисления в ФФОМС – 5,1%;
  • ФСС – 2,9%.

Максимально возможный размер базы по взносам в текущем году составляет:

  • в Пенсионный фонд — 876 000 руб. Ставка может быть уменьшена, если показатель достиг установленного лимита;
  • в ФСС — 755 000 руб. При достижении этого показателя, ставка будет равна нулю.

Если размер фонда для начислений в ПФР превысит лимит, то тариф будет снижен до 10%. Единый социальный налог в 2017 году ставка:

Для ИП порядок расчетов несколько иной:

  1. Они не обязаны перечислять взносы в страховые фонды, кроме обязательных ПФР и ФФОМС;
  2. Для расчетов используется такой показатель как МРОТ;
  3. Если доход ИП за год превысит 300 000 руб., то ко всем начислениям добавляется 1% от суммы, превышающей установленный лимит.

Формула для расчета начислений выглядит следующим образом:

  • 12*5,1%*МРОТ – размер взноса в ФФОМС;
  • 12*26%*МРОТ – размер взноса в ПФР.

Пример расчета ЕСН

В качестве примера расчета ЕСН можно привести следующую ситуацию:

Компания «Глобус» выплатила за отчетный период доход в размере 1 150 000 руб. Необходимо рассчитать ЕСН, сумму страховых взносов.

Чтобы определить размер взносов по ЕСН, необходимо выполнить следующие расчеты:

  1. 718 000 * 2,9% = 20 822 руб. – размер социальных взносов в пределах установленного лимита в 718 тыс. руб.;
  2. 796 000 * 22% + ((1 150 000 – 796 000)* 10%) = 175 120 + 35400= 210 520 руб. – пенсионная сумма к уплате с учетом превышения лимита;
  3. 1 150 000* 5,1% = 58 650 руб. – медицинские выплаты.

Итого, общий размер ЕСН, подлежащего к уплате составляет: 20 822+ 210 520 + 58 650 = 289 992 руб.

Фактически ЕСН был отменен еще несколько лет назад. Но бухгалтеры по привычке для упрощения продолжают именовать этим термином заменившие его обязательные страховые взносы.

Что такое ЕСН в 2018 году и зачем он нужен

Расшифровывается ЕСН как «единый социальный налог». Юридически такой налог не существует с 2010 года. По старинке бухгалтеры называют им обязательные взносы на социальное, пенсионное и медицинское страхование.

В соответствии с требованиями статьи 419 НК РФ, производить социальные взносы обязаны страхователи, т.е. лица, непосредственно осуществляющие выплаты и другие вознаграждения работникам:

  • предприятия;
  • ИП и частнопрактикующие лица;
  • физические лица.

ЕСН предназначен для обеспечения трудящихся граждан в будущем государственными пенсиями и рядом дополнительных выплат. Из него выделяются суммы, необходимые для оказания бесплатной медицинской помощи и обеспечения пособиями.

Какая на единый социальный налог в 2018 году ставка?

Общая ставка ЕСН в 2018 году складывается из нескольких взносов:

  • 22% – на пенсионные отчисления;
  • 5,1% – на обязательное медицинское страхование;
  • 2,9% – на социальное страхование.

В итоге общая нагрузка на работодателя составляет 30%. К ней добавляется размер взносов по страхованию работников от несчастных случаев («травматизм»). Она носит переменный характер (от 0,2% до 8,5%) и зависит от уровня опасности на производстве.

В 2018 году тарифы по взносам, входящим в ЕСН, имеют прямую зависимость от максимальной величины базы , принимаемой для расчета взносов на страхование. Для большинства плательщиков размеры тарифов на период 2017–2020 годы установлены статьей 426 НК РФ:

Наименование взносов

Условия годовых лимитов

Обязательное пенсионное страхование

Выплаты отдельному сотруднику не более 1 021 000 руб.

Выплаты отдельному сотруднику превысившие 1 021 000 руб.

Страхование по материнству и временной нетрудоспособности

Выплаты отдельному сотруднику не более 815 000 руб.

Выплаты отдельному сотруднику, превысившие 815 000 руб.

Без ограничения

Общая на единый социальный налог в 2018 году ставка может быть уменьшена. Так, ставка отчислений в Пенсионный фонд снижается до 10%, если сумма заработка работника превысила предусмотренную законодательством норму – 1021 тыс. рублей. Также, на сумму превышения предела дохода в 815 тыс. рублей не начисляются взносы в ФСС.

К трудящимся во «вредных» и опасных условиях, в зависимости от присвоенного класса опасности и подкласса условий труда, применяются дополнительные тарифы страховых пенсионных взносов в размере: от 0% до 8% при наличии результатов оценки условий труда, либо 6% и 9% для тех, кто спецоценку не проводил (ст. 428 НК РФ). О дополнительных тарифах читайте .

Страховые взносы ИП

Размер фиксированных страховых взносов , уплачиваемых предпринимателями «за себя» с 2018 года не зависит от ставки взноса и размера МРОТ. Теперь ИП уплачивают определенную Правительством РФ сумму, которая составляет в 2018 г. 32 385 руб, в т.ч.:

  • 26 545 руб. – на пенсионное страхование;
  • 5 840 руб. – на медстрахование.

При доходе, превышающем 300 тыс. руб., ИП обязан дополнительно уплатить 1% пенсионного страхвзноса, при этом общая сумма взносов ПФР за год не должна превышать 212 360 руб.(ст. 430 НК РФ).