Домой / Кровля / Ефимов николай ефимович. Ефимов Александр Николаевич. Ударная авиация. Герои неба Случаи проявления наивысшей степени героизма

Ефимов николай ефимович. Ефимов Александр Николаевич. Ударная авиация. Герои неба Случаи проявления наивысшей степени героизма

Над полем боя

Аннотация издательства: Дважды Герой Советского Союза маршал авиации А. Н. Ефимов начал свой фронтовой путь в августе 1942 года. Защищая Родину, он сражался с врагом до победного окончания войны, громил фашистские полчища под Ржевом и Орлом, Брянском и Смоленском, в Белоруссии, Польше и Германии, совершил 222 боевых вылета, уничтожил немало живой силы и техники противника. О суровых фронтовых буднях, о подвигах боевых товарищей рассказывается в воспоминаниях бывшего командира эскадрильи 198-го штурмового полка 4-й воздушной армии. Ныне маршал авиации Александр Николаевич Ефимов - первый заместитель главнокомандующего ВВС СССР. Его мемуары рассчитаны на массового читателя.

Биографическая справка: ЕФИМОВ Александр Николаевич, родился 6.02.1923 в селе Кантемировка, ныне пгт Воронежской области в семье железнодорожника. Русский. Член КПСС с 1943. Окончил школу No 2 в городе Миллерово Ростовской области в 1940. В Советской Армии с 1941. Окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов в 1942. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942. Командир эскадрильи 198-го штурмового авиационного полка (233-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) старший лейтенант Ефимов к июлю 1944 совершил 100 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск, аэродромов, переправ и железнодорожных эшелонов противника. 26.10.44 ему присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны штурман 62-го штурмового авиационного полка капитан Ефимов совершил еще 122 боевых вылета. Всего им лично и в составе группы уничтожено 85 самолётов врага на аэродромах и 7 в воздушных боях, много живой силы и техники противника. 18.8.45 награжден второй медалью "Золотая Звезда". В 1951 окончил Военно-воздушную академию, в 1957 - Военную академию Генштаба, служил на командных должностях в ВВС. С 1969 первый заместитель главкома, с 1984 главком ВВС - заместитель министра обороны СССР. Заслуженный военный летчик. Маршал авиации (1975). Кандидат военных наук. Депутат Верховного Совета СССР 2, 9 -11-го созывов. Член ЦК КПСС с 1986. Награжден 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Красной Звезды, "За службу Родине в ВС СССР" 3 степени, медалями, иностранными орденами. Государственная премия СССР. Бронзовый бюст установлен в Миллерово. (Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Москва. Воениздат. 1987. Том 1. Стр. 490-491) \\\ Андриянов П.М.

Глава первая. Первая высота

Глава вторая. Счастье встречать самолеты

Глава третья. Курс на запад

Глава четвертая. Июль обещает грозу

Глава пятая. Над "смоленскими воротами"

Глава шестая. Здравствуй, край партизанский

Глава седьмая. Через Вислу

Глава восьмая. Суровый учитель - война

Глава девятая. Под солнцем победы

Глава первая. Первая высота.

В ту вторую военную осень 1942 года сентябрь в Подмосковье выдался капризным. Солнечная погода часто сменялась холодными дождями, небо хмурилось, блекли безвременно багряные краски осеннего леса.

Ненастная погода, неутешительные сводки Советского информбюро плохо действовали на настроение. Фашисты рвались к Сталинграду, стремились отрезать Кавказ. И на Западном фронте ничего утешительного.

Скорее бы в самолет - и в бой!.. Мы с Толей Украинцевым, товарищем по авиационному училищу, третий день месили грязь на фронтовых дорогах в войсках нужного нам аэродрома. След его отыскался неожиданно. Помог сержант-регулировщик. Он же пристроил нас на машину со снарядами, следовавшую в том направлении.

В кабине трехтонки мы почувствовали себя счастливыми: теперь-то уж наверняка доберемся. Прижавшись друг к другу, чтобы согреться, мы задремали и... проехали свой перекресток. Проснулись от близкого орудийного грохота. Куда это нас занесло? Оказывается, водитель привез нас прямо на огневую позицию батареи, искусно замаскированной на опушке леса. Она поддерживала атаку нашей пехоты на безымянную высоту, по гребню которой окопался враг.

Залпы наших орудий сливались с близкими разрывами фашистских снарядов. В артиллерийской канонаде нам, необстрелянным, трудно было определить, где наш выстрел и где разрыв чужого снаряда. Можно было запросто угодить под тугую волну взрыва или под разлетавшиеся веером осколки. Любопытный Толя поднял один такой, увесистый, с зазубринами, и тут же бросил:

Горячий, сволочь!

В артиллерийскую дуэль вплетались пулеметные очереди. Время от времени над нами, задевая за верхушки деревьев, с надрывом крякали мины, осыпая осколками расчеты батареи. Среди артиллеристов уже были раненые. Но никто не отходил от орудий.

Трудная это была атака: местность впереди открытая, и лют свинцовый дождь с высоты. В ожидании команды прижалась к мокрой земле наша пехота. Вот цепь поднялась и устремилась вперед. С высоты зло залаяли пулеметы. Больно было видеть, как падали и оставались неподвижными фигурки наших солдат. Поредевшая цепь залегла. Атака захлебнулась. Словно поперхнувшись, разом замолчали пушки и пулеметы. На миг воцарилась тишина... Неподвижные фигурки солдат на раскисшем от дождя поле, и эта нелепая, зловещая тишина...

Потом на моем пути было много боев, но этот, первый, увиденный "со стороны", на всю жизнь врезался в память.

Растерянные и ошеломленные, мы не сразу сообразили, чего добивается от нас разгоряченный боем лейтенант-артиллерист с двумя кубиками на петлицах. После наших сбивчивых объяснений понял наконец, что мы, молодые летчики, направляемся в штурмовой авиационный полк, ищем аэродром.

Там ищите! - резко махнул он рукой в тыл, а сам сорвался на крик: - И вообще, где она - ваша авиация? Где обещанная поддержка с воздуха? Кто ответит за них? - Лейтенант бросил гневный взгляд в сторону наших бойцов, оставшихся на склоне безымянной высоты.

Подавленные, возвращались мы с передовой. Зарядивший с утра дождь не переставал. Наши серые солдатские шинели промокли насквозь. В пудовых от налипшей грязи сапогах хлюпала вода.

Давно был съеден сухой паек - шесть черных сухарей. И все-таки больше голода и холода терзала нас обида. Мы так гордились нашей авиацией, а тут вдруг самолеты не прилетели, атака пехоты сорвалась. На наших глазах погибло столько бойцов!

Как ни мал был наш опыт, мы, конечно, догадывались, что авиация в тот день была обречена на бездействие из-за сложных метеорологических условий. При такой видимости даже с малой высоты трудно рассмотреть объект штурмовки. А зазеваешься - сам врежешься в какой-нибудь косогор. Нет, приходили мы к выводу, в такую погоду летать нельзя.

Но как только в памяти вставала картина боя за высоту и искаженное гневом лицо лейтенанта, логический ход наших рассуждений обрывался. Вроде бы и сознавали мы, что штурмовики и в дождь должны действовать в интересах наземных войск. Но в ту пору еще неведомо было нам, что скоро сами будем вести боевую работу в куда более трудных условиях.

За разговорами незаметно подошли к нужному нам повороту на деревню Чертаново. К одиноко стоящему высохшему тополю прибита фанерная указка с лаконичной надписью: "Хозяйство Тысячного".

Сомнений нет, идем правильно. Еще в отделе кадров Западного фронта нам сказали, что майор Тысячный - командир нашего штурмового авиационного полка.

Вот наконец и Чертаново. Единственную улицу перегораживал самодельный шлагбаум. Миновав его, тут же встретили офицера с красной повязкой на рукаве.

Вам кого, товарищи военные?

В коротких замызганных шинелях и выцветших старых пилотках мы мало походили на выпускников известного в стране авиационного училища. Офицер прочитал наши предписания и тотчас оживился:

Ну, давайте знакомиться. Я - лейтенант Васильев, командир звена. Милости просим в наш будущий гвардейский полк.

Родился 6 мая 1923 года в селе Кантемировка (ныне поселок городского типа Воронежской области). Отец, Ефимов Николай Герасимович (ум. в 1939), - потомственный железнодорожник. Мать - Ефимова Акулина Митрофанова (1904-1984). Женат. Имеет четверых детей. Сыновья: Виталий Александрович (1948 г. рожд.) - генерал-лейтенант авиации, заместитель начальника Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского, доктор технических наук, профессор; Игорь Александрович (1953 г. рожд.), - полковник, преподаватель той же академии, доктор технических наук; Дмитрий Александрович (1961 г. рожд.), подполковник, кандидат технических наук, работает в системе аэрофлота. Дочь, Нина Александровна (1950 г. рожд.), окончила Московский авиационный институт.

Жизненный путь Александра Николаевича Ефимова сложился не так, как хотел его отец. Десятки лет до конца своих дней Николай Герасимович проработал начальником дистанции пути. Естественно, он полагал, что и сын пойдет по его стопам. Но нет. Александр выбрал другой путь - небо. Страсть к авиации у него зародилась со школьной скамье, в середине 30-х годов. А кто не мечтал тогда стать летчиком? Да почти вся молодежь.

Саша посещал школьный авиакружок (а учился он в средней школе N 2 городе Миллерово), где мальчики мастерили простейшие летательные модели с резиновыми моторчиками. В Миллерово при Осовиахиме работала планерная школа, имевшая несколько планеров УС-4. В ней занимались ученики старших классов. Ребята с увлечением осваивали теорию и с нетерпением ждали самостоятельных полетов.

Наконец они состоялись. Тот день, 18 августа 1938 года, Александр Николаевич не забудет никогда. Он впервые поднялся в воздух. Пусть на небольшую высоту, но поднялся, парил над землей. Чувство это не передать словами!

Так Александр заложил, без преувеличения, начало новой династии - династии авиаторов Ефимовых. Ведь не только его дети, но и внук, Александр, посвятил свою жизнь авиации.

После окончания средней школы в 1940 году Саша поступил в Ворошиловградский аэроклуб, а в мае 1941 - в Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в июле 1942 года и сразу - на фронт. Он получил назначение в 198-й штурмовой авиаполк 233-й штурмовой авиадивизии.

Александру, как говорится, повезло: его определили во вторую авиаэскадрилью капитана В. А. Малинкина, который по праву считался одним из лучших командиров. Еще до войны Виктор Малинкин был инструктором в аэроклубе, потом летал на истребителях, затем переучился на летчика-штурмовика. Под его руководством и началось становление летчика Ефимова. И очень успешно: он быстро встал в боевой строй.

Как и все фронтовики, Александр Николаевич помнит свой первый вылет на боевое задание. Штурмовики наносили тогда удар по железнодорожной станции Осуга, что в Калининской области. Крепко досталось противнику, большие потери понес он. Первый вылет доставил молодому летчику немало радости оттого, что выполнил задачу.

Лучшие дня

К началу Курской битвы Александр был уже зрелым летчиком. Его повысили в звании и должности, посылали ведущим группы на ответственные задания. Он стал заместителем командира эскадрильи.

Задания следовали одно сложнее другого, обстановка порой складывалась самая невероятная. Летчикам приходилось частенько вести бой в явно невыгодных условиях, с превосходящими силами врага. Накрепко врезался в память Александра Николаевича бой, происшедший в середине июля 1943 года.

Курская битва разворачивалась во всю ширь. Фашисты, не сумев сломить сопротивление советских войск, прекратили наступление и повернулись вспять. 198-му полку было приказано нанести удар на болховском направлении по отходящему противнику, уничтожить его танки и живую силу в поселках Сорокино, Уколицы. Для выполнения этой задачи командир полка выделил две группы штурмовиков. Вторую в составе четырех "илов", в которую входил экипаж Ефимова, повел на задание капитан Малинкин.

Непродолжительный полет - и штурмовики уже у цели, у поселка Сорокино. Но что такое? Никаких отступающих колонн здесь нет. Сверху ясно видна оборона врага. Фашисты успели закрепиться: вырыть траншеи для пехоты, поставить в окопы танки и самоходки, оборудовать позиции для артиллерии и минометов. Вот так сюрприз!

Малинкин принимает решение атаковать сначала танки и самоходки как наиболее опасные цели. Капитан делает разворот и устремляется на врага. За ним следуют остальные экипажи. На гитлеровцев летят мощные ПТАБы. Взрывы - и вверх взметываются языки пламени. Горят фашистские танки.

Группа делает новый заход и громит из пушек и эрэсов батареи противника, расстреливает из пулеметов живую силу.

Теперь можно возвращаться домой. Штурмовики ложатся на обратный курс. Вскоре летчики увидели, как большая группа фашистских самолетов безнаказанно бомбит советские войска. Надо выручать свою пехоту, разогнать стервятников. А их было тринадцать Ме-110 и четыре "Фокке-Вульф-190". Силы явно неравные. Но это не испугало капитана Малинкина. "В атаку, за мной!" - приказывает он по радио.

Завязалась смертельная схватка. Мощным огнем из пушек Малинкин сбивает одного "мессера". Фашисты тут же поджигают машину младшего лейтенанта Зиновского. Бой продолжается. Стрелку Ефимова удается подбить еще один "мессер". Однако Александр вскоре остается без ведомого - падает на землю самолет лейтенанта Петрова. Потеря огромная!

Карусель в воздухе не прекращается ни на одну секунду. Невероятными усилиями "илам" удается потеснить врага, прикрыть свою пехоту. Но используя свое абсолютное превосходство, фашисты действуют нагло, атакуют беспрерывно.

"Командир, подбит самолет комэска", - услышал Александр голос своего воздушного стрелка сержанта Юрия Доброва. Ефимов повернул голову направо и увидел, как машина Малинкина потянула со снижением на восток. Прикрыть капитана он не мог, "мессеры" наседали. Теперь Александр остался один против стаи стервятников. Он то и дело маневрировал, бросал Ил-2 влево, вправо. А Ме-110, как коршуны, набрасывались на него. Вот один из них, не рассчитав, выскочил вперед штурмовика. Ефимов мигом нажал на гашетки пушек и пулеметов и сосредоточенным огнем разнес фашиста в клочья. Стервятник взорвался в воздухе.

Ефимов уже вел штурмовик по верхушкам деревьев, затрудняя маневры "мессерам". Неожиданно они отстали от "ила". Александр понял: у них кончилось горючее, и гитлеровцы вышли из боя. На это он и рассчитывал.

Из всей группы только экипаж Александра Ефимова вернулся на свой аэродром. Механик сержант Юрий Коновалов глянул на машину и тяжело вздохнул: на ней не было живого места, вся изрешечена осколками и пулями, а из масляного радиатора торчали обломки хвои.

Это был, пожалуй, самый тяжелый бой старшего лейтенанта Ефимова. Но он стойко выдержал нечеловеческие испытания. Выдержал и задумался: почему их, довольно опытных летчиков, так изрядно потрепали гитлеровцы? Долго ломал голову Александр и пришел к выводу: устарели тактические приемы боя. Надо искать новые. И он искал, настойчиво совершенствовал боевое летное мастерство свое и своих подчиненных, оттачивал искусство маневра. После гибели капитана Малинкина старшего лейтенанта Ефимова назначили командиром второй эскадрильи. А ему в то время было всего лишь 20 лет!

Полетите фотографировать передний край противника, - сказал Александру Ефимову командир полка. - Что это такое, объяснять не буду, сам знаешь. Тебя будут прикрывать шесть истребителей.

Есть! - коротко ответил Александр.

Да, Ефимов отлично знал, в какое пекло посылают его. Он стал тщательно готовится к вылету. В его самолете, в кабине воздушного стрелка, полковые умельцы приспособили аэрофотоаппарат так, чтобы производить перспективное фотографирование наземных объектов врага.

В назначенное время Александр поднял в воздух "ил" и взял курс на город Мстиславль, где его встретили истребители сопровождения. Внизу - передний край обороны противника. Ефимов снизился до высоты 50 метров и под носом у немцев на большой скорости низко прошел вдоль линии фронта. А воздушный стрелок тем временем производил фотосъемку. Ефимов так вел машину, чтобы создать наиболее выгодные условия для фотографирования. Фашисты открыли бешеный огонь.

Закончив первый заход, Александр разворачивается и делает второй, потом третий. Причем на высоте не более 20 метров. Вокруг штурмовика бушует море огня, но он упорно делает свое дело. Наконец фотосъемка завершена. С набором высоты Ефимов уходит от линии фронта. Фотоснимки оказались на редкость удачными и очень ценными. Командующий 2-м Белорусским фронтом объявил экипажу благодарность.

Последний боевой вылет капитан Ефимов сделал 5 мая 1945 года на порт Свинемюнде, расположенный на Балтийском море, уже в качестве штурмана полка.

Всего за время войны А. Н. Ефимов совершил 222 боевых вылета и 47 на разведку. Им лично и в составе группы уничтожено 85 самолетов врага на аэродромах и 7 в воздушных боях. А сколько техники и живой силы потеряли фашисты от огня его штурмовика! Их число исчисляется сотнями. За героизм, мужество, отвагу, высокое боевое мастерство 26 октября 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а 18 августа 1945 года его награждают второй медалью "Золотая Звезда".

Александр Николаевич не мыслил себя без авиации. После окончания войны он остался в боевом строю ВВС. В 1951 году А. Н. Ефимов окончил Военно-воздушную академию (ныне имени Ю. А. Гагарина), а в 1957 - Военную академию Генерального штаба. Грамотный, образованный офицер (в 1970 г. он получил звание "Заслуженный военный летчик СССР"), А. Н. Ефимов быстро продвигается по службе: командует авиаполком, авиадивизией, воздушной армией. В 1975 году ему присваивается звание маршала авиации.

В 1984 году А. Н. Ефимов назначается на самый высокий пост в авиации - главнокомандующим ВВС - заместителем министра обороны СССР. В этой должности он пробыл 6 лет. В том же 1984 году маршал Ефимов удостаивается Государственной премии СССР за испытания нового оружия. С 1990 года он - председатель Государственной комиссии по использованию воздушного транспорта и управлению воздушным движением при правительстве страны.

А. Н. Ефимов избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го, 9 - 11 созывов, народным депутатом СССР (1989-1991 гг.), депутатом Верховного Совета РСФСР, Украинской и Латвийской ССР. Он - профессор, кандидат военных наук.

Александр Николаевич награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, многими медалями, а также иностранными орденами и медалями.

В настоящее время маршал авиации А. Н. Ефимов является председателем комиссии по взаимодействию с общественными организациями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ, президентом Международного благотворительного общественного фонда "Победа - 1945".

Воронежской губернии (ныне посёлок городского типа Кантемировка Кантемировского района Воронежской области) в семье железнодорожника. По национальности русский.

Детские и юношеские годы прошли в городе Миллерово .

В Рабоче-Крестьянской Красной Армии (Советской Армии) с мая 1941 года. Во время Великой Отечественной войны в 1942 году оканчивает Луганскую военную авиационную школу лётчиков и с августа этого же года в должности лётчика 594-го штурмового авиационного полка на фронте.

К июлю 1944 года командир эскадрильи 198-го штурмового авиационного полка 233-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта старший лейтенант А. Н. Ефимов совершил 100 боевых вылетов на разведку и штурмовку вражеских войск, аэродромов, переправ и железнодорожных эшелонов.

26 октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные в боях, старшему лейтенанту Ефимову Александру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4845).

Всего за годы войны Ефимов совершил 222 боевых вылета на штурмовике Ил-2, в ходе которых им лично и в составе группы уничтожено 85 вражеских самолётов на аэродромах (что является высшим достижением среди советских лётчиков всех родов авиации) и 8 самолётов сбито в воздушных боях, уничтожено большое количество живой силы и техники противника.

18 августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные в боях капитан Ефимов Александр Николаевич награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 73/2), в том же году ему был установлен памятник в Миллерово .

В мирное время А. Н. Ефимов занимал высокие командные должности в ВВС: в 1951 году по окончании Военно-воздушной академии в Монино командовал полком, дивизией; в 1957 году окончив Военную академию Генштаба назначается заместителем командующего 30-й воздушной армией в Прибалтийском военном округе; с 1964 по 1969 год командовал воздушной армией в Прикарпатском военном округе; с марта 1969 года на должности первого заместителя Главкома ВВС. В начале 1970-х годов воевал месте с Хосни Мубараком .

С декабря 1984 года по июль 1990 года Главнокомандующий Военно-воздушными силами и заместитель министра обороны СССР; с 1990 по 1993 год председатель Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением. 29 апреля 1975 года Ефимову было присвоено звание «Маршал авиации». Он является заслуженным военный летчиком СССР (1970), доктором военных наук, профессором, академиком Военной академии авиации и воздухоплавания, лауреатом Государственной премии СССР (1984).

С августа 1993 года маршал авиации А. Н. Ефимов - в отставке.

Проживает в городе Москве . Председатель Российского комитета ветеранов войны и военной службы (с 2006 года); председатель Комиссии по взаимодействию с общественными организациями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ; заместитель председателя Российского организационного комитета «Победа», возглавляемого Президентом РФ; председатель Совета Международной ассоциации ветеранских организаций; член Центрального совета по делам ветеранов Министерства обороны РФ; член Общественной палаты РФ (с 2006 года).

В 2011 году подписал Обращение представителей общественности против информационного подрыва доверия к судебной системе Российской Федерации.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 4845 (26.10.1944)
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 73 (18.08.1945)
  • 3 ордена Ленина (26.10.1944, 31.10.1967, 4.09.1981)
  • Орден Октябрьской Революции (19.02.1988)
  • 5 орденов Красного Знамени (29.05.1943, 21.02.1944, 24.10.1944, 21.02.1969, 5.02.1973)
  • Орден Александра Невского (1.08.1944)
  • 2 ордена Отечественной войны I-й степени (5.11.1943, 11.03.1985)
  • ордена Красной Звезды (30.12.1956)
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III-й степени (17.02.1976)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II-й степени (21.02.2008)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III-й степени (6.02.2003)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV-й степени
  • Орден Мужества
  • Медали СССР и Российской Федерации
  • Иностранные ордена и медали
Великие летчики мира Бодрихин Николай Георгиевич

Александр Николаевич Ефимов (СССР)

Александр Николаевич Ефимов

Родился 6 февраля 1923 г. в селе Кантемировка в семье железнодорожника. Детство и юность провёл в городе Миллерово Ростовской области. В 1941 г. окончил Луганский аэроклуб. В РККА с мая 1941 г. В 1942 г. окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков.

Ефимов участвовал в Великой Отечественной войне с августа 1942 г. в должности лётчика 594-го штурмового авиационного полка. С ноября 1942 г. он лётчик, командир звена, штурман и командир авиаэскадрильи 198-го штурмового авиационного полка. К июлю 1944 г. командир эскадрильи 198-го штурмового авиаполка старший лейтенант Ефимов совершил 100 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск, аэродромов, переправ и железнодорожных эшелонов противника.

К сентябрю 1944 г. Александр Ефимов совершил 170 боевых вылетов на Ил-2. 170 раз наносил он удары противнику в Подмосковье, под Смоленском, под Ельней, на Орловско-Курской дуге, в Белоруссии, Польше, Пруссии. 26 октября 1944 г. А.Н. Ефимову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В один из апрельских дней лётчики получили приказ штурмовать порт на Балтике Свинемюнде. Погода нелётная: сплошная низкая облачность, туман, а над заливом - сильнейший ливень. До цели дошла одна эскадрилья Ефимова, остальные не смогли пробиться. Ефимов подал сигнал к штурмовке. Немцы встретили нашу эскадрилью массированным огнём. Это был победный, 222-й боевой вылет А.Н. Ефимова.

Герой Советского Союза А.Н. Ефимов участвовал в Параде Победы.

18 августа 1945 г. в День авиации капитана Ефимова наградили второй медалью «Золотая Звезда». В Кремле из рук М.И. Калинина он принял высокую награду, которой удостаивались лучшие из лучших.

После войны Ефимов занимал различные командные должности в ВВС. В 1951 г. он окончил Военно-воздушную академию. Командовал полком, дивизией. В 1957 г. окончил Военную академию Генштаба. Был заместителем командующего 30-й воздушной армией (в Прибалтийском военном округе). В 1964–1969 гг. командовал 57-й воздушной армией в Прикарпатском военном округе. С марта 1969 г. - первый заместитель главкома ВВС.

Ефимов летал до 1983 г.

С декабря 1984 г. по июль 1990 г. Ефимов был главнокомандующим Военно-воздушными силами, заместителем министра обороны СССР. В 1990–1993 гг. - председатель Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением. В августе 1993 г. маршал авиации, дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик СССР, доктор военных наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР А.Н. Ефимов ушёл в отставку. Ушёл из жизни 31 августа 2012 г.

Из книги КГБ. Председатели органов госбезопасности. Рассекреченные судьбы автора Млечин Леонид Михайлович

Глава 12 АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ШЕЛЕПИН Этот человек обладал счастливым даром сплачивать вокруг себя людей. Некоторые из них остаются его искренними поклонниками и по сей день. Этого человека в пору его расцвета и стремительной карьеры за глаза называли «железным

Из книги Эпоха Павла I автора Балязин Вольдемар Николаевич

Александр Николаевич Радищев Жизнь и деятельность РадищеваАлександр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 года в Москве, в богатой помещичьей семье. Получив прекрасное домашнее образование, в тринадцать лет поступил в Пажеский корпус - самое привилегированное

автора Стригин Евгений Михайлович

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Из книги Русские учёные и изобретатели автора Артемов Владислав Владимирович

Александр Николаевич Лодыгин (1847–1923)

автора Стригин Евгений Михайлович

Стерлигов Александр Николаевич Биографическая справка: Александр Николаевич Стерлигов родился в 1943 году в Тульской области. Окончил Московский автодорожный институт, Высшую школу КГБ СССР.До 1983 года служил в Московском управлении КГБ СССР. Затем был откомандирован на

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 2 (от МБ РФ до ФСК РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Шохин Александр Николаевич Биографическая справка: Александр Николаевич Шохин родился в 1951 году в Архангельской области. Образование высшее, окончил экономический факультет Московского государственного университета. Доктор экономических наук, профессор, академик

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 2 (от МБ РФ до ФСК РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Яковлев Александр Николаевич Биографическая справка: Александр Николаевич Яковлев родился 2 декабря 1923 год в деревне Королево Ярославской области. Образование высшее, в 1946 году окончил Ярославский государственный педагогический институт, в 1960 году - Академию

Из книги Фавориты правителей России автора Матюхина Юлия Алексеевна

Александр Николаевич Голицын (1773 – 1844) Александр Николаевич Голицын – князь, русский государственный деятель, министр народного просвещения – родился в 1773 г. При Екатерине II он был зачислен в пажи, и, находясь с детских лет при дворе, достаточно тесно сошелся с внуками

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Ситковский Александр Николаевич Родился 15 мая 1914 г. в селе Урожайное Ставропольской губернии. В Махачкале окончил 7 классов, работал шофером. В 1937 г. Ситковский был призван в Красную Армию, получил направление в летную школу, которую окончил в 1940 г. Служил на Дальнем

Из книги Жизнь и деяния видных российских юристов. Взлеты и падения автора Звягинцев Александр Григорьевич

Александр Николаевич Радищев (1749–1802) «…Душа моя страданиями человечества уязвленна стала…»В мае 1790 года на Суконной линии Гостиного Двора столицы, в лавке купца Зотова, появилась книга небольшого формата в мягком переплете. Называлась она скромно и непритязательно –

Из книги Тайный проект Вождя или Неосталинизм автора Сидоров Георгий Алексеевич

Александр Николаевич Афанасьев Имя А.Н. Афанасьева известно каждому Русскому человеку, ведь самая любимая и памятная книга нашего детства, много раз читанная и пересказанная, называется «А.Н. Афанасьев. Сказки». Так уж получилось, что сегодня Александр Николаевич более

Из книги Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях автора Мудрова Анна Юрьевна

Радищев Александр Николаевич 1749–1802Первый русский революционный республиканец.Александр Радищев был первенцем в семье Николая Афанасьевича Радищева, сына стародубского полковника и крупного землевладельца Афанасия Прокопьевича. Первые годы жизни писателя прошли в

Из книги Гений войны Скобелев [«Белый генерал»] автора Рунов Валентин Александрович

Леонтьев Александр Николаевич Родился в 1824 г. Образование получил в Пажеском корпусе. В 1850 г. закончил Николаевскую академию Генерального штаба с малой серебряной медалью. Работал в комиссии по реформированию армии, с 1861 г. – генерал-майор. С 1862 по 1878 г. – начальник

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ (р. 1818 - ум. 1881)Российский император с 1855 по 1881 г. Старший сын Николая I. Воспитателем Александра II был генерал П.П. Ушаков, наставником - поэт В.А. Жуковский. Александр II женился в 1841 г. на гессен-дармштадтской принцессе Максимилиане Вильгельмине

Из книги Российский царский и императорский дом автора Бутромеев Владимир Владимирович

Александр II Николаевич Весной 1818 года великий князь Николай Павлович с супругой Александрой Федоровной проводили Святую неделю в Москве, поклоняясь древним святыням. Здесь, 17 апреля, у великокняжеской четы родился сын-первенец, названный Александром.Хотя в то время

Совершил 222 боевых вылета. К началу апреля 1945 г. на счету капитан Ефимова значились уничтожение 28 самолётов врага на аэродромах, 9 железнодорожных эшелонов, 65 орудий, 47 танков. Проведя 58 воздушных боёв, он сбил 7 самолётов противника, включая один лично.

Биография

Родился 6 февраля 1923 г. в селе Кантемировка Воронежской губернии в семье железнодорожника. Детские и юношеские годы прошли в Миллерово, окончил десятилетку. С мая 1941 г. в Красной Армии, окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков и в августе 1942 г. был направлен на фронт.

Кем был

В начале войны недолго служил в 594-й штурмовой авиаполк, а затем направлен в 198-й шап, с которым оказалась связана почти вся военная биография. В апреле 1945 г., после 200-го успешного боевого вылета, был представлен к званию дважды Героя Советского Союза.

Чем знаменит

Умело и тактически грамотно водил группы штурмовиков, что позволяло выполнять боевые задания с минимальными потерями, нанося при этом огромный урон неприятелю. Внес большой вклад в развитие тактики применения самолетов Ил-2. Продолжил военную службу после Победы. В 1951 г. по окончании Военно-воздушной академии в Монино командовал полком, дивизией; в 1957 г., окончив Военную академию Генштаба, назначается заместителем, а затем командующим воздушной армии. С марта 1969 г. заместитель Главкома, а с декабря 1984 по июль 1990 г. Главнокомандующий Военно-воздушными силами и заместитель министра обороны СССР; с 1990 по 1993 г. председатель Госкомиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением. Вел большую общественную работу. Доктор военных наук, профессор.

Места сражений

Вступил в бой в Подмосковье, участвовал в Ржевско-Сычевской, Орловской, Могилевской, Белостокской и других крупных наступательных операциях, закончив войну в Восточной Померании.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

Один из наиболее жестоких боев с большой группой истребителей выдержал 13 июля 1943 г. к западу от Козельска; лейтенант Ефимов сбил «мессершмитт-110», но единственный из всей четверки вернулся на аэродром на сильно поврежденном штурмовике. При атаке танков северо-западнее Гродно 24 июля 1944 г. противник сбил всех трех ведущих - командиров эскадрилий 198-го шап. И в этот раз мужество и мастерство летчика спасли жизнь всему экипажу капитана Ефимова.

Обстоятельства смерти

Государственные награды

Дважды Герой Советского Союза был награжден тремя орденами Ленина, пятью Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Александра Невского, Красной Звезды, Мужества, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней. Лауреат Государственной премии СССР.