Последние статьи
Домой / Система отопления / Преподобный нил столобенский. Преподобный Нил Столобенский: житие, акафист, молитва, икона

Преподобный нил столобенский. Преподобный Нил Столобенский: житие, акафист, молитва, икона

Преподобный Нил родился в одном селении Новгородской области, Деревской Пятины 1 , Жабенского погоста 2 . Кто были родители его - неизвестно; известно только, что он был пострижен в одном из монастырей Псковской области, называемом Крыпец 3 . Из этого монастыря он ушел в пустыню в Ржевский уезд и там поселился близ реки Черемхи 4 . Питался он здесь травами и желудями с дуба, проводя время в посте и молитве. Сего не мог выносить диавол, и потому вооружился на святого с великою злобою, дабы отогнать его от того места. Диавол устрашал Нила различными привидениями, являясь перед ним в виде зверей и всяких гадов, которые устремлялись на преподобного с диким свистом и воплем. Но святой молитвами, как мечом, отгонял все эти искушения и злые козни врага, ограждая тело свое знамением крестным и молясь непрестанно Богу. Такое житие Нил проводил тринадцать лет, проводя время во многих подвигах и трудах пустынных.
Однажды, после долговременной молитвы, Нил уснул и услыхал голос, повелевавший ему:
- Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобенский; там ты можешь спастись.
Получив сие повеление, преподобный исполнился великой радости, потому что видел, что Господь не презрел его молений. Нил начал расспрашивать об острове христолюбивых людей, приходивших к нему. Те поведали ему, что остров тот находится на озере Селигере, в семи верстах от города Осташкова, Тверской губернии. Преподобный отправился туда, достиг острова и был радостно поражен его красотой. Обошел весь тот остров, Нил увидел, что он очень удобен для уединения и посему возрадовался духом и возвеселился. На острове том была гора и большой лес. Взойдя на гору, Нил сотворил молитву и сказал:
- Здесь покой мой, здесь вселюсь во век века.
И возблагодарил Бога за указание ему сего места. Здесь в горе он выкопал себе пещеру, в которой прожил первую зиму; после же устроил там келлию и часовню. Нил проводил на острове жизнь в великих подвигах и молитвах, в посте и трудах; пищею ему служили злаки и ягоды, росшие на острове, а также овощи и плоды от земли, которую он возделывал своими руками. Но диавол и здесь не переставал вооружаться на святого, и устрашал его всевозможными видениями. Так, однажды диавол явился с целым полчищем бесов и окружил келлию преподобного, когда тот совершал в ней молитву свою; оцепив келлию веревками, диавол с неистовым криком грозил стащить ее в озеро, но святой молитвою своею отогнал бесовское полчище.
Бессильною же осталась и ненависть против святого Нила людей, а только послужила к большему его прославлению. Однажды нечестивые жители, обитавшие близ Столобного острова, вознамерились согнать святого с острова, и для сего нарубили дров и зажгли лес, думая, что огонь дойдет до его келлии и сожжет ее. Видя сие, святой стал на молитву и со многими слезами молился об избавлении от напасти. Милосердый Господь не оставил моление раба Своего, уповающего на Него, и сохранил его по благодати Своей: пламень внезапно погас, как только дошел до горы. Преподобный же, увидев скорую милость Божию, возрадовался духом, а враги его со стыдом возвратились домой.
Однажды, когда преподобный находился на работе вне келлии, разбойники напали на святого и с угрозою требовали от него, чтобы он отдал им свое сокровище; святой же сказал им:
- Всё мое сокровище - в углу келлии; войдите туда и возьмите его.
В углу же том была икона Богородицы с Предвечным Младенцем, Разбойники вошли в келлию и внезапно ослепли; тогда они со слезами стали умолять святого о прощении; преподобный помолился Богу и разбойники прозрели. После сего святой обратился к ним с наставлением о душевном спасении и запретил им никому не передавать о случившемся с ними; они тогда умолчали, но после кончины святого Нила рассказали обо всем.
За свои подвиги и терпение напастей преподобный Нил приял дар прозревать тайные дела людей и согрешающих направлять на путь истины.
Один человек пришел к святому, будучи в плотской нечистоте. Святой обличил его о том грехе и, наказав не творить сего, отпустил с миром. С того времени человек тот пришел в страх Божий и, пожив богоугодно, скончался.
Богобоязненные жители, занимавшиеся близ острова рыболовством, почитая святого, посылали ему на пропитание рыбу от своего улова. Однажды они послали к нему с рыбою одного из своих товарищей. Святой, провидя духом своим, что рыбарь осквернил себя прелюбодеянием, закрыл пред ним оконце келлии и не принял от него рыбу. Рыбарь, возвратясь к товарищам, поведал им о случившемся. Они послали другого к преподобному с рыбою, и преподобный с радостью принял от него рыбу и, благословив, отпустил.
В другое время один человек хотел было на острове нарубить лесу для постройки дома, но вдруг загремел страшный гром и послышался голос, воспрещавший рубить лес. Однако тот не убоялся сего и стал нагружать деревьями воз, но лошадь не могла сдвинуть его с места. Увидя сие чудо, человек тот со страхом ушел, обещаясь никогда более не делать того.
Преподобный подвизался на острове Столобном двадцать семь лет и прежде кончины своей ископал в земле (в часовне) своими руками место для погребения, и поставил там гроб. Приходя туда на всякий день, он плакал над тем гробом, говоря себе:
- Се покой мой, се жилище мое!
Когда, наконец, святой почувствовал приближение кончины своей, то молил Господа удостоить его причастия Св. Таин. По молитве святого, желание его исполнилось. На остров прибыл игумен Никольского монастыря Сергий и причастил Нила Св. Таин. После сего преподобный, войдя в келлию, сотворил обычные молитвы и, взяв кадильницу, окадил святые иконы и всю келлию; потом, опершись руками на деревянные костыли, на которых он обычно отдыхал от телесной усталости 5 , преставился ко Господу в 1554 году, декабря в седьмой день 6 .
Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веков.

Преподобный Нил Столобенский

Тропарь, глас 4


Я
ко светильник всесветел явился еси во острове Селигера езера, преподобне отче Ниле: ты бо крест Христов от юности своея на рамо взем, усердно тому последовал еси, чистотою Богови приближився, отонудуже и чудес дарованием обогатился еси. Тем и мы притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем: отче преподобне, моли Христа Бога, спастися душам нашым.


Кондак, глас 8


О
течества преподобне удалився, в пустыню вселился еси, и на остров Селигера езера возшед, жестоко житие показал еси, и многих добродетельми удивив, дарования чудес от Христа приял еси. Поминай нас чтущих память твои, да зовем ти: радуйся Ниле отче наш.


Молитва преподобному Нилу Столобенскому

О великий угодниче, преславный чудотворче, собранного зде о тебе стада Христова бодрый пастырю и обители сея Богом данный начальниче Ниле всеблаженне! Душею на небеси Престолу Божию предстояй и Троичныя славы наслаждаяйся, телом же на земли в Божественном храме сем почиваяй и от него данною ти свыше благодатию различная источаяй чудеса, призри милостивым оком на предстоящия честней твоей раце люди и просящия сильныя твоея помощи. Се бо мы в безмерных согрешениях осквернившиися и в тине страстей присно валяющиися, праведный гнев Божий на себе наведохом и всякия милости недостойны сотворихомся; темже и не смеюще возвести очес наших к высоте небесней, ниже вознести молебный глас, сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе в ходатайство и пособие призываем. Ты убо, яко стяжавый дерзновение, воздвигни горе преподобныя твоя руце, якоже иногда чудный оный Моисей Боговидец Амалика побеждаяй, и простер к Господу Творцу всех и Богу теплую свою молитву, испроси Церкви благостояние, воздуха благорастворение, земли плодоносие. Избави же всех, верою несумненною к Богу приходящих и многоцелебныя мощи твоя благоговейно почитающих, от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и прилогов диавольских. Буди печальным утешитель, недугующим врач, напаствуемым помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий и исходатайствуй всем, крепкия помощи твоея усердне требующим, вся яже ко спасению полезная. Яко да твоими молитвами наставляеми, путь на земли маловременнаго жития нашего безбедне совершим, улучим же на небеси нескончаемый покой и прославим купно с тобою всех благих Дателя, единаго в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Примечания

1 Пятины - так назывались пять частей, на которые делилась Новгородокая область. Они носали название: Вотская, Шелонская, Обонежская, Деревская и Бежецкая.


2 Что ныне в Валдайскои уезде, Новгородской губернии. Погост сей и ныне находится в Новгородском округе; в память же того, что преподобный Нил был родом из сего погоста, в нем и теперь есть придельный храм во имя преподобного Нила.


3 Монастырь этот упразднен; на его месте находится ныне погост, называемый «Рожек».


4 Река Черемха или Серемха находится в Валдайском уезде в принадлежит Ниловой пустыни. Доныне часовня и келлия его, окруженные группою вековых деревьев, остаются памятником пребывания преподобного Нила на р. Черемхе, составляя предмет благоговейного уважения для окрестных жителей.


5 Эти «крюки» или костыли были вбиты в стены келлии преподобного Нила; они служили ему вместо кресел; опираясь на них он и пользовался кратковременным отдыхом.


6 На месте подвигов преподобного Нила, в 1594 году, иеромонахом Германом основан Нилов Столобенский монастырь. - Обретение мощей преподобного Нила совершилось 1667 года 27 мая, каковый день и постановлено праздновать каждогодно. Ныне святые мощи преподобного почивают в серебряной раке. При мощах преподобного хранятся: келейная его Владимирская (т. н. Селигерская) икона Богоматери, а также, известная по чудесам, схима его, лежавшая в земле 112 лет. В 27-й день мая, в день открытия мощей, каждый год бывает крестный ход из г. Осташкова в Нилову пустынь, при многочисленном стечении народа.

Зачем люди едут в Осташков? Чего ради так долго трясутся на автомобиле, а то и на автобусе? Нет там ни гор, ни моря, ни живописных песчаных барханов. Ну тогда, может быть там необыкновенный шопинг или рестораны с мишленовскими звездами? Нет и этого. Но есть удивительно сохранившаяся и непередаваемая атмосфера провинциального города XIX века, уникальные архитектурные памятники, сказочные берега Селигера и средоточие духа православия в Ниловой пустыни. Нило-Столобенская пустынь – главная достопримечательность Осташкова.

А что такое пустынь?

Про пустыни знают все – там жарко, почва - камень, щебень или песок, скудная растительность, мало воды… У такой местности нет ничего общего с благодатными селигерскими краями.

Понятие пУстыни в православной традиции не имеет ничего общего с представлением пустЫни как природной зоны в науке географии. В православии пустынь – это место уединенного жительства одного или нескольких монахов.

Преподобный Нил Столобенский и его житие

О первой половине жизни преподобного Нила Столобенского почти ничего не известно: не сохранились сведения, когда и где он родился, какое имя носил он в миру, забыто, кем были его родители.

Время его рождения можно обозначить только так: конец XV века. Первые более-менее достоверные сведения о нем относятся к 1515 году, когда в Крыпецком монастыре около Пскова он принял постриг. С той поры будущий святой стал носить имя Нил.

Никто не знает, какие житейские бури и страдания оставил он за своею спиной, но надев монашескую рясу, стал жить отшельником, общаясь только с Господом Богом. Пролетело 13 лет одинокой подвижнической жизни. За это время люди прослышали о нем. Стали приходить: кто за советом, кто досуже полюбопытствовать, кто покаяться в грехах, были и такие, что шли в надежде чем-нибудь поживиться.

А однажды во сне иноку услышался глас свыше, что повелел отправиться Нилу жить на остров Столобный, или как его еще называют, Столбный. В седой древности на этом селигерском острове, что в окрестностях Осташкова, было языческое капище со столбом-идолом в центре.

В 1528 году, когда на нем поселился удивительный монах-отшельник, остров был покрыт густым лесом и совсем безлюден.


По имени острова стали называть инока Нил Столобенский. И Господь наделил его способностью прозревать помыслы людей, их поступки, направлять заблудших на путь истинный. А еще он мог исцелять и спасать от неминуемой гибели путешествующих по суше и на воде. И опять к подвижнику стали стекаться люди.

Пребывая в трудах и молитвах, во время краткого отдыха, преподобный никогда, даже на самую маленькую минуточку, не ложился и не садился. Когда ноги его совсем уже не держали, обессилевший праведник опирался на деревянные костыли, вбитые в стену. Спал - таким же образом.

Прошло 27 лет его жизни на Столобном, необыкновенный монах состарился. А когда пришел его час, то уснувшего вечным сном святого нашли бессильно повисшим на подпорках.


О чем молятся и в чем помогает святой Нил Столобенский

Церковь говорит, что чудеса преподобного Нила Столобенского продолжились у его могилы.

За пять прошедших столетий просьбы людей более оригинальными не стали. Их, как и при жизни праведника, волнуют проблемы здоровья, им не хватает душевного спокойствия, уверенности в завтрашнем дне. Они приходят испросить благополучия своим семьям, заручиться поддержкой святого перед дальней и трудной дорогой.

Сюда к мощам преподобного, приезжают верующие люди и молят его каждый о своем - ибо он наш предстатель перед Господом. Говорят, получают помощь.

Монастырь Нилова Пустынь – достояние России

На месте аскетической кельи преподобного в конце XVI века возник монастырь, названный Ниловой Пустынью. Это время – период становления, а затем и укрепления на Руси централизованного государства. В поддержке московских царей огромная роль принадлежит церкви. Поэтому новые монастыри создаются в местах далеко не случайных.

Так и этот: по Селигеру проходит один из значимых торговых путей того времени, новая обитель Нилова Пустынь на острове Столобный занимает исключительно выгодное в экономическом отношении место. Это идет на благо церкви и опосредованно укрепляет позиции Москвы на северо-западе.

Если в начале своего существования монастырь был деревянной крепостью с единственной скромной церквушкой, то к концу XIX века он стал целым островным городом. В нем все из камня - пять церквей и 25 прочих построек. Нилова Пустынь, наряду с исторической ценностью, теперь обретает значение культурного достояния.

Ее великолепные здания - творения русского архитектора петербуржца Иосифа Шарлеманя, уроженца Лозанны Анжело Ботани и зодчих из Твери. Архитектура Тверской области связана с именами двух талантливых однофамильцев Львовых - Ивана Федоровича и Николая Александровича. В строительство монастыря внес свой вклад Иван Львов и другие тверичане - «архитекторские ученики» Егор Свинкин и братья Ананьины.

Нило-Столобенская пустынь всегда почиталась как одна из величайших православных святынь России. До революции ежегодно стекалось сюда к чудотворным мощам преподобного Нила Столобенского десятки тысяч паломников.


Что мы делали прошлым летом

Летом прошлого года нас потянуло на Селигер. Сманили друзья. Ехали мы туда впервые, поэтому по дороге к запланированной точке решили заехать сначала в маленький городок Осташков, а затем посмотреть Нилову Пустынь – незабываемую достопримечательность этого края.

Про селигерскую Венецию – город Осташков и впечатления от него, можно прочитать .


Осташков – Нилова Пустынь Как доехать?

От Осташкова до православного мужского монастыря Нилова Пустынь две дороги: одна – на теплоходе по озеру, километров десять, и вторая по суше. Через город Осташков проходит дорога, обвивающая кольцом все озеро Селигер. Однако, что она представляет собой – мне неизвестно, поскольку по ней проехали мы всего 25 километров до полуострова Светлица. Его с островом Столобным соединяет узкая дамба. Святой обители принадлежит кусочек полуострова и весь остров.

Наша доблестная тойота объезжала выбоины и рытвины. Впереди медленно ползли автобусы. Обогнать их не было никакой возможности. Скорость была просто сумасшедшая – километров пятьдесят в час. Сначала это ужасно раздражало, но неожиданно в черепашьем шаге оказались свои преимущества: взгорки, поляны сосны и прочие красивости русской природы уже не мелькали, сливаясь полосой, а позволяли обстоятельно полюбоваться собою.

А пожалуй, это и хорошо, гладкий асфальт только испортил бы все. Подскочить между делом, с головой, погруженной в суетное – это неправильно. К святому месту нужно приближаться с возвышенным настроем.

Откуда родом мишки косолапые с конфеты

А леса здесь удивительно хороши. Изрезанные берега озера поросли вековыми соснами. Они стоят под солнцем все в золоте, как генералы на параде. Воздух настоян на аромате хвои. Художник Иван Шишкин писал здесь этюды к «Утру в сосновом лесу» с хрестоматийными мишками.

Рыбка плещется в воде. Кузнечики в траве стрекочут. Птичий хор исполняет произведения местных пернатых композиторов. Сказка…


Но навигатор - озик говорит, что до Ниловой Пустыни осталось всего ничего. И вот в просвете между соснами мелькнули купола – она. Мы въезжаем на взгорок мимо туристического комплекса и перед нами распахивается бесконечное пространство Селигера с бело-желтым монастырем питерского вида. Башенки, колонны, гранитные набережные, укрепляющие берега.

Припарковались. Идем в монастырь мимо торговых палаток, лодок, затем несколько десятков метров по деревянному мостику. Вход – через проездную арку Светлицкой башни. Башню построили сравнительно недавно – в 1863 году. Она всегда выполняла функцию пропускных ворот, и сейчас здесь контролируют внешний вид посетителей, приходящих в обитель.

Но была у нее еще одна важная роль - она служила спасительным маяком в непогоду. В бурю или пургу на ее шпиле зажигали фонарь.

Это круто!

Дорога идет в горку. Первым нас встречает скульптурное изображение святого Нила - основателя Нило-Столобенского монастыря.


В окрестных деревнях сноровистые крестьяне возвели в промысел производство деревянных скульптур преподобного. Резали фигуры большие, в рост человека, и маленькие, с ладонь. Крупные изображения святого шли на украшение церквей, а миниатюрные фигурки Нила богомольцы с благоговением увозили домой на память.


Посмотрите на фотографию - с высоты монастырь выглядит огромным замком, что появился из синих вод Селигера. Отсюда отчетливо можно различить, что постройки на его территории образуют три двора:

  1. Парадный, служащий центром композиции монастыря.
  2. Широкий Гостиный двор.
  3. Двор со служебными постройками, который называется Конюшенным.

Видите, какая большая колокольня у Богоявленского Собора? Квадратная, четыре яруса… Высота, на которую можно подняться – 36 метров!


Оттуда каждое утро в половине пятого над озером плывет басовитый и густой благовест – со звуков соборного колокола начинается монашеский день. На колокольню можно подняться и, пусть не с небес, но все-таки с немалой высоты охватить взглядом все окрестности.

Конечно, мы полезли. Вот пройдены несколько пролетов по деревянной узкой лестнице. Страшновато… Старинные ступени скрипят и подрагивают… Дерево перил отполировано тысячами рук посетителей… Шагаем еще выше – на самый верх.

И вот мы на балконе, что идет по периметру колокольни. Саня фотографирует, а я же смотрю на полуостров с чудесным названием Светлица, на окрестные деревни, синеющий в отдалении Осташков, леса, острова - бесподобные селигерские просторы.


Поворачиваюсь - вон далеко внизу лодочка с пассажирами неспешно плывет вокруг монастыря. «Нам бы тоже надо на лодочке», - говорю я Сане. Ибо что за поездка на Селигер без прогулки по плесам озера! Да и местный лодочный бизнес поддержать надо! «Хмы», - раздается мне в ответ. Саня занят, ему надо правильно снять композицию из монастырских часов, полуострова и горизонта.

Синева воды, ослепительное солнце, синее-пресинее небо, на фоне которого горят огнем купола… Фотоаппарат щелкает, снова щелкает…

Нилова Пустынь карта


На парадном дворе монастыря

Нынешнее великолепие монастыря результат перестроек XVIII-XIX веков. Более древние постройки не сохранились.

Когда-то - единственный, а теперь - для особо почетных гостей, вход в монастырь начинался от широкой лестницы с Архиерейской пристани.


Через арку Святых ворот надвратной церкви преподобного Нила (год создания 1755) посетители попадали в первый двор. Интересно, что эта и вторая надвратная церковь, освященная во имя Петра и Павла в 1765 году, очень похожи.

Двор с трех сторон окружен двухэтажными архиерейскими кельями, грандиозными братским корпусами, настоятельскими покоями и трапезной палатой. Гости, вертя головами, проходили почти через весь двор ко входу в собор.


Сердце ансамбля Нило-Столобенской пустыни – громада Богоявленского собора с белыми колоннами, портиками, шестью куполами и колокольней. Купола собора были крыты медными листами, вызолоченными с помощью нагревания нанесенной на них амальгамы. Амальгама - смесь золота и ртути. Золочение ею - способ старинный и небезопасный. Мастера-позолотчики за свою работу получали большие деньги, да только вот жили недолго – гибли от отравления ртутью.

Но от огневого золочения купола сияли особенно - светом божественным, снопами отражающим падающие лучи. Во время сумасшедших лет перестройки золоченая медь с куполов неведомо куда исчезла, только недавно на средства благотворителей купола снова засияли золотом. Однако теперь они покрыты небольшими листочками сусального золота, толщиной доли микрона. Такая технология золочения бережет здоровье мастеров.


Хотите узнать, сколько стоит золочение купола? Один квадратный метр позолоты оценивается в среднем в 80.000 рублей. Если площадь купола 5 кв. метров, то нужно готовиться отдать 400 тысяч.

В монастырском дворе я никак не могла отыскать церковь Всех святых (1701), пока не поняла, что неприметное приземистое сооружение немного правее церкви Петра и Павла и есть тот старейший храм. Похожий на кубик, закрытый лесами и закутанный пленкой, он законсервирован и ждет реставрации когда-то в будущем.


Спустились с колокольни вниз и зашли в Богоявленский собор. Посмотрели храм, раку со святыми мощами, купили иконку. Остальные здания посмотреть не удалось, в них шла реставрация.

Прогулялись по гранитной набережной и по архиерейской пристани. Пристань - небольшая терраска с уходящими в воду ступеньками, спускаюсь по ним, чтобы погладить сверкающую на жарком солнце синюю шкуру разнежившегося Селигера – сейчас он добрый и ласковый. Водичка плещется у самых ног – зовет купаться.

Нарядная и богатая обитель, ну совсем к ней не идет слово «пустынь»…

Гостиный двор Нило-Столобенская пустынь

Во второй двор ведет арочный проход через высокую ярусную башню церкви Петра и Павла.

В нем, среди прочего, располагается монастырская гостиница на триста человек. За пожертвование в ней находят приют паломники, которые могут при желании бесплатно пообедать в обители. Но с меню тут такое дело: иноки мясо не едят и другим не предлагают, да еще три дня в неделю все монастырские жители соблюдают пост.

Однако у одного блогера, который воспользовался гостеприимством Ниловой пустыни, прочитала, что ни в одном из монастырей обедать вкуснее ему не приходилось. Хозяева предлагают богомольцам наваристый рыбный борщ, каши, пюре из картошки, жареную рыбу, соленья, салаты, аджики, душистый хлеб, медовое печенье…

В гостинице тоже хорошо: чистота, порядок, горячая вода. Правда, кельи в основном рассчитаны группы из десятка человек и удобства, естественно, общие, зато их хватает на всех.


На Конюшенном дворе

С Гостиного можно попасть на Конюшенный двор с его разными служебными постройками.

За пределами дворов – склады, пристань, док, плавучие рыбные садки и еще хозяйственные строения разного назначения.

Весь юг острова отведен под фруктовые сады, луг с пастбищем для буренок. За дворами между монастырскими постройками ухоженные огороды, где трудами святых отцов все растет, цветет и наливается соком.

На самом мысу в окружении воды стоит белая, под крышей серебряного цвета, замечательно красивая Крестовоздвиженская церковь. Когда-то рядом с нею было монастырское кладбище, но оно не сохранилось.


Тайны, были и легенды Ниловой Пустыни

Селигер и окрестности Ниловой пустыни, как никакое другое место, пропитаны легендами. Реальность и выдумки здесь перемешаны так, что порой трудно в преданиях отделить исторические факты от народного вымысла.

Вот, например, история чудесного спасения монахов от эпидемии холеры: в округе монастыря вовсю бушевала болезнь, не щадившая никого – ни старых, ни малых. Добралась она до святой обители. И тогда вынесли иноки чудотворную икону и обошли с нею вокруг острова.

Это было единственное использованное лечебное, санитарное и карантинное мероприятие. Но напасть, что безжалостно в округе косила людей, неожиданно отступила и более ни один из монастырских обитателей не пострадал, хотя монастырь дверей не закрывал ни от кого…


Революция в начале XX века принесла обители неисчислимые бедствия: святые мощи были вскрыты, монастырь Нила Столобенского новая власть закрыла, судьбы иноков, обитавших в нем, закончились печально, в большинстве своем они сгинули в сталинских лагерях.

Исчезли и веками накопленные церковные драгоценности – утварь, иконы, дары российских государей, вельмож и простых паломников.

По легенде, часть своих сокровищ до приезда отряда красноармейцев монахи сумели надежно спрятать где-то на территории монастыря, да только секрет свой никому передать не смогли – чекисты всех расстреляли. Но и без этого они выгребли немало: два фунта драгоценностей и серебра более чем на тридцать пудов.

С 1927-1939 год здесь находилась детская колония правонарушителей. Говорят, что мальчишек наказывали, заставляя стесывать с верхней части стен и подкупольного пространства фрески с изображениями святых. Так они там на полметра глубь выбили штукатурку и кладку. Под Богоявленским собором находился древний подземный некрополь. Недавно братия расчистила подвалы и обнаружила, что захоронения нарушены, по-видимому, недоросли-вандалы, пытались среди костей игуменов отыскать сокровища.

Существует легенда, что среди этих вчерашних малолетних бандитов и беспризорников исправлялся и готовился к последующей нормальной жизни сын известного педагога Макаренко. Но это сказки чистой воды: у Антона Семеновича своих детей не было, вот у его жены Галины – то да, у нее был сын от первого брака, но Лева Салько рос примерным мальчиком… Возможно, толчком для создания легенды послужил тот факт, что в колонии воспитанники жили по методике Макаренко.

В 1939-1940 годах Вторая мировая война еще только разгоралась, когда в бывшем монастыре Нило-Столобенской Пустыни оказались интернированные по пакту Молотова - Риббентропа польские офицеры.

Эта трагическая тайна острова Столобный была раскрыта в девяностых годах прошлого столетия. Более 6 тысяч поляков отсюда были отправлены в подвалы НКВД в Калинине, расстреляны и захоронены под селом Медным. Об этой печальной странице истории напоминает католический крест и мемориальные доски, что установлены у въезда в обитель.

Во время войны здесь помещался госпиталь, после войны снова бы лагерь, но уже для наших сограждан, что побывали в фашистском плену.

В шестидесятые годы практически все постройки бывшего монастыря пришли в аварийное состояние и тогда тут устроили дом для инвалидов. Потом было решение устроить здесь турбазу и в 70-х годах начали делать соответствующие работы, от которых было больше вреда, чем пользы. А уж 90-м году передали все церкви и началась на острове Столобный вновь монашеская жизнь…


А вот недавно бытовала еще легенда, конец которой естественным образом пришел в 2011 году. Многие обращали внимание, что часы на монастырской колокольне ненастоящие: на круглых жестянках нарисован циферблат, стрелки которого показывают без четверти двенадцать.

Легенда гласила, что это напоминание. Полночь – время, когда торжествуют темные силы. Человеку хватит пятнадцати минут, чтобы обдумать прошедший день, покаяться совершенных прегрешениях и прочитать молитву. Но в июле 2011 года освятили новые куранты на колокольне Богоявленского собора, Теперь часы идут, а безобидной легенде пришли кранты.

От монастыря три километра – летом на катере, а зимой можно пешком, - в общем, рукой подать до лесистого острова Городомля, который некогда входил в состав Ниловой пустыни. Там тоже жила и по сей день живет тайна. В 37 году сюда перевели секретный объект - институт микробиологии, что работал на нужды армии, после войны здесь занимались не менее секретной работой – ракетостроением. До сих пор здесь действует пропускной режим…

Золотая копченая рыбка

Золотая копченая рыбка, которая аппетитно блестит боками и так восхитительно пахнет, так что рот неудержимо наполняется слюной… Судаки, окуни, щуки, караси, лещи, лини, терпуг, карпы… Вот коричневеют упитанные селигерские сомы. Отдельно ото всех, гордо лежит царственный селигерский угорь – нет рыбы по вкусу равной ему. Не купить – невозможно, хоть цены кусаются.

Вся эта вкуснятина продается на каждом углу на Селигере – и в деревнях, и на дорогах. Продавцы смотрят честными глазами и уверяют потенциальных покупателей, что рыбку вот только поймали и закоптили.

Но, друзья, будьте бдительны: во-первых, велика вероятность купить рыбку второй свежести. Сколько раз уже в интернете писали, что купленная рыбка на следующий, а то уже и в этот день кишела червями.

А во-вторых, знайте, что практически вся предлагаемая рыба – привозная. Нет и не было никогда в Селигере терпуга – это морская рыба, сомов уже давно в озере не найти днем с огнем, повывелся угорь, не водятся там сазаны и карпы.


Зато на сайте монастыря Ниловой Пустыни честно пишут, что монахи сами разводят в рыбных садках радужную форель, сазанов и карпов, а для копчения специально покупают треску, окуня, скумбрию и терпуга. Вот лещей и судаков – тех действительно еще ловят в Селигере. Но суть в том, что продукция производства обители вся сертифицирована.

На выходе мы зашли в монастырскую лавку с продуктами. Чего тут только нет! Соленья, варенья, мед, хлеб, а также копченый терпуг. Эта рыбка на трассе не редкость, в районе Западной Двины, куда мы часто ездим, так и вовсе на каждом километре ее продают. Но эта была – чудо, как хороша! Вкус - бесподобный, но об этом, как вы понимаете, мы узнали только вечером, когда проглотив ее, корили себя, что не взяли хотя бы парочку рыбин.

А чего в лавке нет и никогда не будет – так это угря. И вот почему - православные по канонам церкви могут использовать в пищу только рыбу, имеющую чешую. Вот так-то.


В марте этого года

На мартовские выходные решено было прокатиться вдоль нескольких озер Тверской области, проверить лесное бездорожье, а, заодно, по дороге заехать в Нилову пустынь. Конечно, зелень деревьев и синева Селигера добавляют красоты этому месту, но зато в летнее время нет счету толпам, приехавшим на машинах, автобусах, корабликах.

Ехали долго. Ленинградское шоссе - федеральная трасса, но, мама дорогая, сколько же здесь камер, светофоров и машин! Дорога через Торжок была на ремонте. Серый день перевалил за половину, а мы все колесили по заводским районам города. Наконец, по уши нахлебавшись жидкой торжковской грязи, выбрались на объездную дорогу.

И тут город показал себя во всех красе, а мы прозрели. Решено - летом берем Катю и едем в чудесный город Торжок!


Дорога - где асфальт, где снег или лужи… Трясет на ухабах… Несколько поворотов, и мы, наконец, въехали на знакомый взгорок. Снег. Вода, пытающаяся высвободиться ото льда. Мост и купола, а между ними проглядывает сияющее солнце. Здравствуй, Нило-Столобенская Пустынь!

Вот только странно, что не видно ни одного человека… Нет лотков у моста… Подъезжаем ближе. Упс! Вот незадача! Оказывается, зимой монахи здесь не живут, монастырь закрыт до мая… Вернее, пройти по территории можно, только в здания не попасть, и вожделенной монастырской лавки с едой нет!


Постояли и, несолоно хлебавши, пошли фотографировать закат. Жаркое солнце, даже куртки не надо, достаточно жилетки. Весна идет! Покрытый льдом Селигер смотрится как обычное большое поле, по нему вовсю рассекают машины. Пока нашли нужный ракурс, начался «золотой час» - так называют фотографы время, когда тени делаются длиннее, освещение мягче, все окрашивается в насыщенные тона.

Но короток мартовский день. Нам пора прощаться с Ниловой пустынью и Селигером и поспешить к месту встречи с друзьями.

RSS, Email ​

Преподобный Нил Столобенский родился во второй половине XV века в одном из селений Деревской Пятины Жабенского погоста в Новгородской земле (в некоторых текстах Жития преподобного его родиной называется самое селение Жабна - центр погоста или волости). Благочестивые родители воспитали его в страхе Божием, в любви к молитве и чтению душеполезных книг. После их кончины около 1505 года преподобный принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского (V; память 12 ноября) в обители преподобного Саввы Крыпецкого (+ 1495; память 28 августа). После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа.

Чтобы избежать мирской славы, преподобный Нил в 1515 году испросил благословение настоятеля и покинул Крыпецкий монастырь для пустынножительства. Полагаясь на указание Божие, преподобный прошел много необитаемых мест и наконец, придя в Ржевскую землю, избрал пустынное лесистое место близ реки Серемхи (или Черемхи). Поставив небольшую келью, святой предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания. Пищей служили желуди и другие плоды леса. Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред. Однажды к святому отшельнику пришли разбойники, думая найти у него какие-либо сокровища. Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел им навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром.

Через 13 лет, по устроению Промысла Божия, имя преподобного Нила стало известно во многих окрестных селениях. Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами просил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов.

Однажды в тонком сне преподобный услышал повеление идти на остров Столобный, расположенный на озере Селигер. Переселение преподобного Нила на этот пустынный остров произошло в 1528 году. Первую зиму святой прожил в выкопанной им в горе пещере, а затем построил небольшую деревянную келью и часовню. Враг рода человеческого попытался изгнать святого и из этого места, являясь ему и угрожая бедами. Он научил и окрестных поселян вредить подвижнику. Никому ранее не нужный остров вдруг стал необходим жителям соседних с ним селений, и они решили вырубить на нем лес и распахать

пашню. Срубленный же лес подожгли, надеясь, что вместе с ним сгорит и келья святого. Но когда огонь бушевал по острову и приблизился к жилищу преподобного Нила, по молитве святого пламя погасло. Как и в Серемской пустыни, на преподобного Нила напали разбойники, требуя сокровищ. Святой сказал им, что его сокровище находится в углу кельи - там стояла икона Божией Матери. Бросившись туда, разбойники ослепли. Раскаявшись в злых замыслах, они по молитве святого прозрели.

После продолжительной и усиленной борьбы со страстями и диаволом преподобный Нил удостоился от Господа дара духовного прозрения и рассуждения. Благодаря наставлениям преподобного многие люди исправляли свою жизнь, по его молитвам они получали помощь от Бога и утешение. По молитвам святого укрощались волны на Селигере и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти. 27 лет прожил преподобный Нил на Столобном, с великим терпением перенося всякие напасти, скорби и лишения. Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна, но спал сидя, оперевшись на два больших деревянных крюка, вбитых в стену кельи. За несколько лет до кончины преподобный Нил выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб, к которому приходил каждый день и оплакивал свои грехи.

Преподобному Нилу было открыто время его кончины - 7 декабря 1554 года. Незадолго пред тем святого посетил его духовник - игумен Раковского Николаевского монастыря Сергий и причастил преподобного Нила Святых Христовых Таин. Преподобный предсказал возникновение иноческой обители на месте своих подвигов. Перед блаженной кончиной он окадил келью, а затем мирно почил сидя, оперевшись на деревянные крюки. Когда пришли братия Рожковской обители, то в келье святого почувствовали благоухание, а лик почившего сиял необыкновенным светом. Его погребли в приготовленном им гробе.

После кончины преподобного Нила на остров Столобный приходили иноки из разных монастырей, странствовавшие по святым местам, и жили в его келье некоторое время. Игуменом Антонием и иноком Германом над могилой преподобного была устроена гробница, у которой еще до основания обители совершались исцеления болящих. Около 1590 года инок Герман поселился на острове, где в то время жил странник Борис Холмогорец. По благословению митрополита Новгородского Александра (1576-1591) они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (+ 1557; память 2 августа).

Вскоре возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Первым настоятелем ее был иеромонах Герман.

В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила, который был возложен на гробницу преподобного. В 1598-1600 годах Филофей Пирогов, инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихиры и канон святому и написал его житие.

В 1665 году в монастыре произошел пожар, сгорели все деревянные строения, в том числе и храм. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей преподобного Нила был заложен новый каменный храм. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб; таким образом были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного Нила. По благословению митрополита Новгородского Питирима (на Новгородской кафедре с 1664 по 1672, затем - Патриарх Всероссийский; (1673) в этот день было установлено ежегодное празднование обретения святых мощей преподобного Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 30 октября 1669 года в новом каменном храме были освящены приделы во имя святого апостола Иоанна Богослова и блаженного Василия, Христа ради юродивого. Святые мощи преподобного Нила поставили в первом приделе, а 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм (после его освящения). С 17 мая 1756 года ежегодно стало совершаться торжественное обнесение святых мощей вокруг монастыря, позднее - крестный ход из города Осташкова. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного Нила по его святым молитвам. Ныне святые мощи преподобного Нила почивают в Знаменском храме в городе Осташкове Тверской епархии.

Преподобный Нил Столобенский родился в семье крестьянина в небольшом селении Новгородской епархии. В 1505 году он принял постриг в обители близ Пскова.

После 10 лет подвижнической жизни в киновии удалился на реку Серемлю, в сторону города Осташкова, где 13 лет вел строгую аскетическую жизнь в непрерывной брани с кознями диавола, которые выражались в явлениях призраков - гадов и диких зверей. Многие жители из окрестных мест стали приходить к преподобному за наставлениями, но он стал этим тяготиться и молил Бога указать ему место для подвига безмолвия. Однажды после долгой молитвы он услышал голос: "Нил! Иди на озеро Селигер. Там на острове Столобенском ты можешь спастись!" От приходивших к нему людей преподобный Нил узнал, где находится озеро, и, придя туда, был поражен его красотой. В середине озера - покрытый густым лесом остров; на нем преподобный нашел небольшую гору и выкопал пещеру, а спустя некоторое время построил хижину, в которой и прожил 26 лет. Подвиги строгого постничества и безмолвия сопровождал еще и другим, особенным подвигом - никогда не ложился спать, а позволял себе лишь легкую дремоту, опираясь на крюки, вделанные в стену келлии.

Богоугодная жизнь преподобного много раз возбуждала зависть врага, которая проявлялась через злобу местных жителей. Однажды кто-то поджег лес на острове, где стояла хижина преподобного, но пламя, дойдя до горы, чудесным образом угасло. В другой раз в хижину ворвались грабители. Преподобный сказал им: "Все мое сокровище в углу кельи". Там стояла икона Богоматери. Разбойники стали искать деньги и ослепли. Тогда в слезах раскаяния стали они молить святого о прощении. Известны и многие другие чудеса, совершенные преподобным. Он безмолвно отказывался от приношений, если совесть у приходивших к нему была нечиста или они находились в нечистоте телесной.

В предчувствии кончины преподобный Нил приготовил себе гроб. А к самому времени преставления прибыл на остров игумен одного из близлежавших монастырей и приобщил его Святых Таин. По уходе игумена преподобный Нил в последний раз совершил молитву, окадил святые иконы и келлию и предал Господу бессмертную свою душу 7 декабря 1554 года.

Прославление его святых мощей (ныне почивающих в Знаменском храме г. Осташкова) совершилось в 1667 году с установлением празднования и в день преставления.

Иконописный подлинник

Москва. 2002.

Прп. Нил Столобенский. Мельникова А.В. (Иконописная школа). Сергиев Посад. 2002 г. Нило - Столобенская пустынь. Тверская епархия.

Русь. XVII.

Прп. Нил. Икона. Русь. XVII в.

Россия. XVIII - XIX.

Прп. Нил. Резная скульптура. Россия. XVIII - XIX. Частное собрание.

Житие преподобного отца нашего Нила Столобенского, Новгородского чудотворца

Преподобный Нил родился в одном селении Новгородской области Деревской Пятины Жабенского погоста (Пятины - так назывались пять частей, на которые делилась Новгородская область. Они носили названия: Вотская, Шелонская, Обонежская, Деревская и Бежецкая. Жабенский погост находится ныне в Валдайском уезде Новгородской губернии. Погост сей и ныне находится в Новгородском округе. В память же того, что преподобный Нил был родом из сего погоста, в нем устроен придельный храм во имя преподобного Нила). Кто были родители преподобного - неизвестно; известно только, что он был пострижен в одном из монастырей Псковской области, называемом «Крыпецким» (Монастырь Крыпцы, или Крыпецкий, находится в 20 верстах от города Пскова; основан преп. Саввою в XV столетии; существует и в настоящее время). Из этого монастыря он ушел в лесную пустыню в Ржевский уезд и там поселился близ реки Серемхи (Река Серемха, или Черемха, находится в Валдайском уезде и принадлежит Ниловой пустыни. Доныне часовня и келия преподобного Нила, окруженные группою вековых деревьев, остаются памятником его пребывания на р. Серемхе). Питался он здесь травами и желудями с дуба, проводя время в посте и молитве. Этого не мог выносить диавол, и потому вооружился на святого с великою злобою, дабы отогнать его от того места. Диавол устрашал Нила различными привидениями, являясь перед ним в виде зверей и всяких гадов, которые устремлялись на преподобного с диким свистом и воплем. Но святой молитвами, как мечом, отгонял все эти искушения и злые козни врага, ограждая тело свое знамением крестным и молясь непрестанно Богу. Такое житие, во многих подвигах и трудах пустынных, Нил проводил тринадцать лет.

Однажды, после долговременной молитвы, Нил уснул и услышал голос, повелевавший ему:
- Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобное, на нем ты можешь спастись.

Получив это повеление, преподобный исполнился великой радости, потому что видел, что Господь не презрел его молений. Нил начал расспрашивать об острове христолюбивых людей, приходивших к нему. Те поведали ему, что остров тот находится на озере Селигере, в 7 верстах от города Осташкова Тверской губернии. Преподобный отправился туда, достиг острова и был радостно поражен его красотой. Обойдя весь тот остров, Нил увидел, что он очень удобен для уединения и посему возрадовался духом и возвеселился. На острове том была гора и большой лес. Взойдя на гору, Нил молитвой благодарил Бога за указание ему этого места и сказал:
- Се, Господи, покой мой, се жилище мое вовеки веков.

Здесь в горе подвижник выкопал себе пещеру, в которой прожил первую зиму, после же устроил там келию и часовню. Нил проводил на острове жизнь в великих подвигах и молитвах, в посте и трудах, пищею ему служили злаки и ягоды, росшие на острове, а также овощи и плоды от земли, которую он возделывал своими руками. Но диавол и здесь не переставал вооружаться на святого и устрашал его всевозможными видениями. Так, однажды диавол явился с целым полчищем бесов и окружил келию преподобного, когда тот совершал в ней молитву свою; оцепив келию веревками, диавол с неистовым криком грозил стащить ее в озеро, но святой молитвою своею отогнал бесовское полчище.

Бессильною осталась против святого Нила и ненависть людей, а только послужила к большему его прославлению. Так, однажды жившие близ Столобного острова поселяне вознамерились согнать святого с острова, и для того нарубили дров и зажгли лес, думая, что огонь дойдет до его келии и сожжет ее. Видя это, святой стал на молитву и со многими слезами молился об избавлении от напасти. Милосердый Господь не оставил моления раба Своего, уповающего на Него, и избавил его от напасти: пламень внезапно погас, как только дошел до горы. Преподобный же, увидев скорую милость Божию, возрадовался духом, а его недоброжелатели со стыдом и страхом возвратились домой.

Но диавол, чем более терпел поражений от святого, тем с большею яростью нападал на него. Однажды, когда преподобный находился на работе вне келии, разбойники напали на святого и с угрозою требовали от него, чтобы он отдал им свое сокровище, святой же сказал им:
- Чада! Все мое сокровище - в углу келии.

В углу же том была икона Богородицы с Предвечным Младенцем. Разбойники вошли в келию и внезапно ослепли, тогда они со слезами стали умолять святого о прощении. Преподобный помолился Богу и разбойники прозрели. После чего святой обратился к ним с наставлением о душевном спасении и запретил им рассказывать о случившемся. Разбойники тогда умолчали, но после кончины святого Нила подробно рассказали обо всем.

За свои подвиги и терпение напастей преподобный Нил приял дар прозревать тайные дела людей и согрешающих направлять на путь истины.

Один человек пришел к святому, оскверненный плотским грехом. Святой обличил его в том грехе и, наказав не творить сего, отпустил с миром. С того времени человек тот пришел в страх Божий и, пожив богоугодно, скончался.

Богобоязненные жители, занимавшиеся близ острова рыболовством, почитая святого, посылали ему на пропитание рыбу от своего улова. Однажды они послали к нему с рыбою одного из своих товарищей. Святой, провидя духом своим, что рыбарь осквернил себя прелюбодеянием, закрыл перед ним оконце келии и не принял от него рыбу. Рыбарь, возвратясь к товарищам, поведал им о случившемся. Они послали к преподобному другого товарища с рыбою, и преподобный с радостью принял от него рыбу и, благословив, отпустил.

В другое время один человек хотел было на острове нарубить леса для постройки дома, но вдруг загремел страшный гром и послышался голос, воспрещавший рубить лес. Однако тот не убоялся этого и стал нагружать деревьями воз, но лошадь не могла сдвинуть его с места Увидя это чудо, человек тот со страхом ушел, обещаясь никогда более не делать того.

Преподобный подвизался на острове Столобном двадцать семь лет и прежде кончины своей ископал в часовне своими руками могилу и поставил там гроб. Приходя туда всякий день, он плакал над тем гробом о грехах своих.

Когда, наконец, святой почувствовал приближение кончины своей, то молил Господа удостоить его причастия Святых Тайн. По молитве святого, желание его исполнилось. На остров прибыл игумен Никольского монастыря Сергий и причастил Нила Святых Тайн. После сего преподобный, войдя в келию, сотворил обычные молитвы и, взяв кадильницу, окадил святые иконы и всю келию, потом, опершись руками на деревянные крюки, на которых он обычно отдыхал от телесной усталости, преставился к Господу в 1554 г. 7 декабря. «Крюки» или костыли были вбиты в стене келии преподобного Нила, они служили ему вместо кресел, опираясь на них, он и пользовался кратковременным отдыхом.

На месте подвигов преподобного Нила в 1594 г., иеромонахом Германом основан Нилов Столобенский монастырь. - Обретение мощей преподобного Нила совершилось 1667 г. 27 мая/9 июня, какой день и постановлено праздновать ежегодно. Ныне святые мощи преподобного почивают в серебряной раке. При мощах преподобного хранятся: келейная его Владимирская (т.н. Селигерская) икона Богоматери, а также, известная по чудесам, схима его, лежавшая в земле 112 лет. В 27 день мая, в день открытия мощей, каждый год бывает крестный ход из г. Осташкова в Нилову пустынь, при многочисленном стечении народа.

Свт. Димитрий Ростовский

Житие Преподобного отца нашего Нила Столобенского Новгородского чудотворца

Преподобный Нил Столобенский Преподобный Нил Столобенский родился в конце 15 века в одном из сёл Новгородской области, Деревской пятины, Жабенского погоста. Кто были родители преподобного и какое имя они носили в мире, неизвестно. Известно только, что отец и мать его вели благочестивую жизнь и воспитали сына в страхе Божием. С ранних лет отрок воспламенился любовью к Богу, и, оставив родительский дом, удалился в Псковскую область, в монастырь святого Иоанна Богослова, именуемый Крынецкий. Здесь он принял пострижение в монашество, и назван Нилом, во имя Нила Постника, подвижника Синайской горы. Приняв на себя ангельский образ, преподобный Нил начал проводить высокую подвижническую жизнь, удручая плоть свою строгим воздержанием. Сколько лет подвизался преподобный в обители, неизвестно. Оставив Крыпецкий монастырь, преподобный около 1515 года ушел в лесную пустыню и остановился в Ржевском узде, в дремучем лесу, близ реки Серемхи. Подвижник питался здесь лесными травами и желудями. Измождая плоть свою, он укреплял душу непрестанным богомыслием, постом, бдением и молитвою.

Видя высокую жизнь пустынника, исконный враг нашего спасения, диавол, восстал на него со всею злобою. Первоначально он старался устрашить святого и изгнать его из пустыни разными привидениями. Принимая на себя вид страшных зверей, змиев и гадов, бесы устремлялись на преподобного с диким свистом и воплем. Святой же, как мечем, отражал демонские нападения крестным знамением и усердными молитвами. Посрамленный твердостью пустынника, диавол внушил разбойникам замысел убить святого Нила. Но преподобный, принесши молитву Богу о помощи, бестрепетно вышел к ним навстречу с своею келейною иконою Пресвятой Богородицы,- и сила Небесной Заступницы превратила злодеев в боязливых и кротких людей. Разбойникам показалось, что святого сопровождает целый полк вооруженных воинов; в ужасе они упали на землю к ногам преподобного Нила, и, открыв ему свое злое намерение, просили прощения в грехе. Кроткий и незлобивый подвижник сказал им:
- Не ваше это дело, чада, но общего вашего врага, диавола, ненавистника всего доброго в роде человеческом.

И преподав им наставление бросить злодейства, преподобный с миром отпустил разбойников. IIо прежнему он прилагал труды к трудам и подвиги к подвигам, воссылая и день и ночь благодарственные молитвы к Богу.

Прошло несколько лет ‚со времени поселения преподобного Нила в пустыни Серемхской. По окрестным селениям прошел слух об его богоугодной жизни, и многие из благочестивых жителей этих селений стали приходить к святому за молитвою и наставлениями. И все они получали от него; как от неоскудевающего источника премудрости и благочестия, великое утешение;- и преподобного Нила превозносили похвалами за его дивные подвиги и милосердие. Тяжело было смиренному подвижнику от похвал людских. Боясь потерять награду от Бога за свои труды, он сказал сам себе:
- Что мне делать? За грехи свои я несу подвиг пустыни. Сам Владыка мой Христос дал нам образ смирения, и не велел добрые дела творить напоказ людям, но совершать их в тайне, чтобы Отец Небесный, видя в тайне, воздал явно. Лучше мне отойти от места сего, ибо, принимая честь от людей, могу сделать тщетными труды свои и, изнурив свою плоть, боюсь лишиться награды.

И с того времени преподобный Нил начал днем и ночью молиться Богу и Пречистой Его Матери, взывая к Ней:
- Пресвятая Владычица, Мати Христа Бога нашего! Ты знаешь, что всю мою надежду по Боге я на Тебя возлагаю. Ты же Сама, как ведаешь, наставь меня на путь, которым я должен идти, чтобы спастись.

Матерь Божия исполнила его прошение: однажды преподобный на молитве немного задремал и вдруг слышит голос, говорящий ему:

Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобное; на нем ты можешь спастись.

Преподобный исполнился радости, слыша небесный глас, благодаря Пречистую Богородицу, что не презрела моления его. С тех пор подвижник стал расспрашивать об этом острове своих посетителей. Ему сказали, что остров Столобное находится на озере Селигер, в 7 верстах от города Осташкова, что место то пустынно и никто не живёт на нём. Получив нужные сведения об острове, преподобный оставил Серемхскую пустынь, в которой подвизался 13 лет (с 1515 по 1528 год), и с радостью отправился в путь, возложив надежду на Бога, спасителя человеков.

Пришедши на остров Столобное, преподобный Нил обошел его, увидел, что он весьма удобен для уединенного, безмолвного жития, и поселился там. Остров этот очень невелик; на нем рос вековой лес, а в лесу вызревало множество всяких ягод. Преподобный возлюбило то красивое место, окруженное со всех сторон водами Селигера. На острове Столобном возвышается гора, тогда покрытая сосновым бором. Поднявшись на гору, преподобный молитвой благодарил Бога за то, что не презрел моление его, но привел на место сие.
- Се, Господи, покой мой,- говорил пустьнник,- се жилище мое во веки веков.

После слезных молитв, подвижник начал устраивать себе жилище. Он выкопал в горе небольшую пещеру, в которой находил кратковременный покой от трудов своих. В ней он прожил одну зиму; с наступлением весны, из леса, росшего на острове, построил себе на той же горе небольшую келейку и часовню. В строгом уединении преподобный начал свои труды и подвиги, радуясь духом, вознося ум свой к небесному, помышляя всегда о часе смертном и о праведном воздаянии в будущей жизни. Тело и душу он упражнял во всенощных стояниях и молитвах, беспрестанно поучался в законе Господнем в псалмах и песнях духовных, поя и воспевая в сердце своем Господа. Ибо на Него,- говорил святой,- уповала душа моя и Он был мне Помощником.

Пищу преподобный приобретал своими трудами: он возделывал землю мотыгой,сеял хлеб и сажал овощи, и таким образом ел хлеб, по слову Писания, в поте лица своего.

Ненавистник добра – диавол, воздвиг брань на преподобного и здесь, на острове Столобном, как прежде в пустыни Серемхской.

Однажды он явился подвижнику видимым образом и обратился к нему с такими словами:
-Выйди отсюда, монах! Зачем ты пришел на это место? Сам видишь, что место это пусто и ни к чему непригодно, а окрестные жители злы. Зачем ты хочешь трудиться здесь без пользы?

Преподобный же, оградив себя крестным знамением, произнес псалом: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» , тогда Диавол исчез, как дым, и стал невидим.

В другой раз, когда Нил оканчивал в келье своей всенощное бдение, диавол пришел к нему в видении с целым полчищем бесов; они принесли с собой веревки и, окружив келью святого, как будто оцепили ее веревками и неистово кричали:
- Потащим келью и бросим ее в озеро!
Но блаженный не устрашился; он вознес пламенную молитву к Богу об избавлении от напасти и говорил:
- Внуши, Боже, молитву мою, и не презри моления моего. Господи, Защитниче мой! Обыдоша мя беси, яко пчелы сот и разгорешася яко огнь в тернии, и именем Господним противляхся им.

Услышав слова молитвы, сатана со всем воинством возопил:
- Не знаю что мне и делать теперь? Вот ты совершенно победил меня и все воинство моё. Но знай, что я не отступлю от тебя, пока не одолею и не смирю тебя!
Преподобный, с твердым упованием на Бога, дерзновенно ответил диаволу:
- Будь ты проклят, нечистый, и все дела твои. Слава же и честь и поклонение Единому Истинному Богу нашему, попирающему и повергающему тебя под ноги любящим Его. Знай ныне, окаянный и бесстыдный, что я и все уповающие на имя Господне не убоимся тебя и всех привидений твоих.

Так, при всех ухищрениях своих, дух злобы не мог отвлечь преподобного от любви Христовой, удалить его с пустынного острова и, побежденный крепким дерзновением к Богу, оставил святого.

Ненависть людей также осталась бессильной против подвижника, одинокого и безоружного, но сильного надеждой на Господа.
Так, в одно время, жившие против Столобного острова поселяне, завидуя святому, что он - дальний и чуждый пришлец - один владеет и пользуется островом, а они, соседние жители, не извлекают из него никаких выгод, пришли на остров рубить лес, чтобы потом сжечь его здесь же и распахать землю для посева. Преподобный умолял их:
- Оставьте мне бор по крайней мере на одной горе.

На этой горе была келья его. Но они не послушали подвижника. Возбуждаемые бесовским внушением и завистью, крестьяне хотели совсем прогнать преподобного с уединенного острова или предать его смерти. Они вырубили весь лес, оставив одну только сосну близ жилища преподобного. Затем зажгли срубленные деревья, надеясь, что огонь дойдет до кельи святого и она сгорит. Действительно, огонь разлился по острову, с шумом и треском сжигая срубленные деревья, угрожая сосне, стоявшей близ кельи преподобного, и самой келье, и её обитателю. Тогда святой Нил слезно молился к Богу об избавлении от напасти, воспевая псалом Давида:
- Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою: да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая.

И милосердный Господь не оставил Своего раба, уповающего на Него, но услышал молитву его вскоре и избавил от напасти. Когда огненное пламя, с яростью потреблявшее деревья, дошло до горы, где стояла келья святого, то вдруг, по мановению Божию, угасло, как бы залитое водой. Увидев скорую милость Божию, преподобный возрадовался духом и возблагодарил Господа, а его недоброжелатели со стыдом и страхом возвратились домой.

Но диавол чем более терпел поражений от святого, тем с большею яростью нападал на него. Он возбудил против святого разбойников. Пришли однажды на остров к преподобному разбойники, называемые «Кочененки» . Они думали, что у преподобного много сокровищ и хотели воспользоваться ими. Преподобный в то время трудился вне кельи. С угрозой они кричали пустыннику:
- Старик, сказывай где твое сокровище?

Святой, ничего не имея у себя, кроме ветхого рубища и одной келейной иконы Пресвятой Богородицы, которая уже раз спасла его от разбойников, сказал им:
- Чада! Все мое сокровище - в углу кельи.
Они бросились в келью святого; но как только посмотрели в передний угол, где стояла икона, внезапно ослепли, пораженные её чудным сиянием. Объятые страхом, они пали ниц на помост келейный и плакали. Преподобный вошел в келью и, увидев разбойников в таком положении, сказал им:
- За чем пришли, чада, то и собирайте.

Разбойники просили у святого прощения в своих согрешениях и открыли ему все бывшие у них злые помышления на него. Преподобный увещевал их удаляться от худых дел; они же с горькими слезами умоляли святого:
- Прости нас, отче, Бога ради прости, в чем мы согрешили пред Богом и пред тобою, и молись о нас.
Видя, что разбойники с сердечным сокрушением каются в своих грехах, преподобный сжалился над ними, встал на молитву и долго со слезами молился о них Богу. И Господь, милостиво поклоняющийся на молитвы рабов Своих, скоро даровал прощение покаявшимся разбойникам. После того они припали к ногам святого и воздали ему благодарение. Он отпустил их с миром, заповедав при этом никому не рассказывать о случившемся. Разбойники при жизни молчали, но по преставлении же его подробно рассказали о том.

Очистившись от страстей пустынными подвигами и терпением, преподобный Нил удостоился особых даров Святого Духа, которые проявлялись в дивных знамениях и чудесах. Преподобный сподобился дара прозрения. Наиболее богобоязненные из селигерских рыболовов посещали пустынника, когда ловили на озере рыбу и приносили ему часть своего улова. Преподобный принимал от них рыбу с благодарением, как посланную Богом, и питался ею во славу Божию. Один раз, окончив свою ловлю на озере, рыболовы пристали к Столобному острову и одного товарища послали с рыбой к преподобному Нилу. Увидев его еще издалека,- святой закрыл оконце кельи и не отзывался на стук и зов посетителя. Рыболов возвратился к товарищам своим и рассказал о происшедшем. Товарищи спросили его:
- Не сделал ли ты, брат, какого греха, что святой отвернулся от тебя?

Он сознался и в плотском грехе. Тогда рыболовы послали с рыбой к преподобному другого товарища. Святой охотно
принял дар усердия и, благословив принесшего, отпустил его с миром. Придя к своим, он рассказал, как охотно принял дар от него пустынник, как благословил его. И рыболовы дивились дару прозрения, которым обладал преподобный Нил.

Много лет подвизался преподобный на указанном ему от Бога острове. На месте вырубленного и сожженного прежде селигерцами леса поднялся новый,- и вот опять нашелся дерзкий человек, который приехал ночью на остров и стал рубить вновь выросший лес на дрова. Имя этого поселянина было Стефан, прозвание Шамъ. Он или забыл, что было прежде при порубке леса на острове, или не верил рассказам о знамениях благодати Божий, ограждавшей преподобного, и не считал его святым. И вот когда Стефан нарубил целый воз дров и хотел уже ехать, вдруг, как страшный гром, раздался голос, говоривший:
- Человече, перестань делать неприятности рабу Божию!

Крестьянин упал на землю и долго лежал как мертвый. Когда он очнулся, как-бы от крепкого сна, то опять пытался уехать с нарубленным лесом домой, но лошадь его не могла двинуться с места. Долго трудился Стефан, но все без успеха, и отсюда понял, что сила Божия не попускает ему съехать с острова с возом дров, ради молитв преподобного Нила. Поэтому, сложив с воза нарубленные дрова и обещаясь впредь никогда не рубить леса на Столобном острове, он отправился домой, но рассказал о чуде только после преставления святого.

Преподобный Нил обладал также даром совета и разума духовного. Поселянин Федор Харитонов живший нерадиво, пришел к нему, оскверненный плотским грехом. Преподобный, хотя и допустил его к себе, но обличил в грехе и дал ему наставление и увещание вести чистую жизнь. Слушая со вниманием наставления святого, Феодор пришел в страх Божий, начал часто посещать преподобного для душеполезных наставлений, провел остальное время жизни в целомудрии и чистоте и скончался добрым христианином. Для простого народа, косневшего во тьме невежества, преподобный Нил был поистине светильником всесветлым. На уединенный Столобный остров, как прежде в пустыню Серемхскую, к подвижнику приходило множество народа, жаждавшего получить от него наставление, совет, утешение, или молитвенную помощь. Особенно почитали святого и часто бывали на острове Осташковские жители. Видя, какие чудеса творить Бог по молитвам угодника Своего - преподобного Нила, благочестивые Осташковцы с верою начали призывать угодника Божия на помощь и прибегать к его молитвам. Замечая на озере обуреваемых волнами пловцов, святой Нил своими молитвами укрощал ветры и избавлял плавающих от опасности потопления; и во всяких скорбях и напастях он был скорым помощником и утешителем для всех призывавших его имя в подкрепление молитв своих.

Проводя дни и ночи в молитве и помышлении о Боге, преподобный Нил не позволял себе и на краткое время ложиться на одр. Когда же доходил до крайнего изнеможения, то стоя на коленах, для отдыха он опирался руками на два больших деревянных крюка, вбитые в стене его кельи. Преподобный Нил живо содержал всегда смерть в памяти своей. Но чтобы еще более усилить память смертную, подвижник еще за много лет до кончины, выкопал в часовне могилу и, поставил в ней вытесанный своими руками гроб, приходил к нему каждый день плакать о грехах своих.

Среди неослабных подвигов поста, бдения и молитв, преподобный приблизился к исходу из сей временной жизни, и Господь даровал ему извещение об этом. Теперь подвижник усердно молил Бога, да сподобит его причаститься Святых Христовых Таин, и молитва его была услышана.
Вскоре после того, по устроению Божию, прибыл на остров Столобное, для посещения преподобного, настоятель Никольского Рожковского монастыря игумен Сергий, духовный отец подвижника, и принес с собою святые Дары. Увидев отца духовного, преподобный исполнился великой радости. По его просьбе, игумен Сергий исповедал его и приобщил святых Таин. После того, беседуя с Сергием, преподобный Нил исполнился пророческого вдохновения и сказал своему духовному отцу:
-Отче святой! По моем отшествии к Богу, на сем острове Бог воздвигнет храм в прославление Своего Имени и место
сие будет жилищем иноков.
Когда же игумен расставался с подвижником, то преподобный сказал ему:
- Отчв святый! Приди опять, посети меня грешного, приди Господа ради, приди.

Игумен обещался опять посетить преподобного и отправился в свой монастырь. Оставшись один, преподобный Нил всю наступившую ночь провел в своей келье на молитве. По окончании её, почувствовав крайнее изнеможение, он опёрся подмышками на крюки и, в таком положении, предстоя пред Богом на молитве, уснул вечным сном. Кончина преподобного Нила последовала 7-го декабря 1554 года. На другой день игумен Сергий и братия пришли посетить подвижника и нашли его уже почившим. Лицо святого было светло, как у живого; вся келья наполнилась благоуханием. Опрятав честное тело преподобного и совершив надгробное пение, игумен Сергий с братией положили его во гроб, который сам угодник приготовил для себя в часовне. Всего преподобный прожил в пустыни 40 лет: у реки Серемхи 13 лет и 27- на Столобном острове все это время он неисходно пребывал в пустыне: не выходил ни в город, ни в села, непрестанно молился Богу, Которого возлюбил от утробы матери своей и от Которого восприял за то блага, уготованные любящим Его.

Спустя немного лет по преставлении преподобного Нила, на Столобенский остров пришел иеромонах Герман, из братии близ лежащего Николаевского Рожковского монастыря. Много слыша о жизни и подвигах преподобного Нила, он питал к нему в душе великое благоговении е и любовь и желал, пополнив сведения о святом, написать его житие. Поэтому несколько раз он посещал Столобенский остров, как для мысленного общения с преподобным, так и для того, чтобы слышанное о нем поверить и пополнить на месте свидетельствами лиц, знавших преподобного. В то время пустынный остров стали посещать любители уединения, и некоторые проживали в келье преподобного Нила довольно долгое время.

Первым поселился здесь игумен одного из Новгородских монастырей Антоний, с которым Герман прожил вместе на острове три года; пустынники возобновили над могилой преподобного Нила часовню, а поверх могилы устроили гробницу и накрыли ее покровом. Прожив три года, Антоний и Герман оставили остров. В это время над мощами преподобного, время от времени, начали совершаться чудеса и знамения.

Приходящие ко гробу угодника Божия, с теплою верою, больные и немощные получали исцеление от своих недугов. Но те, которые не почитали почившего святого, не берегли места его подвигов, получали грозное вразумление. Проезжал раз озером в Осташков Иоанн Куров. Онъ завернул к острову Столобному, потом пошел в часовню на гроб преподобного Нила. Здесь Куров прельстился покровом, лежавшим на гробе святого, и думал присвоить его себе. Когда он начал поднимать покров, то увидел, что вместе с ним поднимается и гробница. Иоанн так испугался, что помешался умом, проболел полгода и исцелился только тогда, когда покаялся пред гробом чудотворца.

Один житель Осташкова хотел срубить большую сосну близ кельи преподобного Нила, но неведомой силой был откинут далеко от неё, вразумился и просил прощения у гроба святого. Другой, рубя это дерево, сломал три топора и также с раскаянием вернулся домой. И долго, после кончины преподобного Нила, на горе пустынного острова стояла эта сосна, видимая со всех сторон издалека, напоминавшая проезжавшим о месте подвигов пустынника.

Около 1590 года Герман снова пришел в пустыню преподобного, которая уже славилась чудесами. В то время здесь жиль странник Борис Холмогорец. При помощи многих боголюбивых окрестных жителей, Герман и Борис построили на Столобном острове первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.

Вскоре после устроения храма, написан лик преподобного Нила двумя иноками Вознесенского Оршина монастыря. Лик преподобного писан был по рассказам тех, кто знал его при жизни и хорошо его помнил.

Вслед за этим, через сорок лет по преставлении преподобного Нила, при содействии Божием, собрались на острове иноки, построили кельи, обнесли все строения оградой и начали здесь жить. Таким образом, устроился на Столобном острове, в честь и память преподобного Нила, общежительный монастырь. Обитель эта приняла название по имени преподобного Нила и называется с того времени и поныне Ниловой Пустынью. Первым настоятелем (строителем) монастыря поставлен был иеромонах Герман. После устроения обители на Столобенском острове, чудеса при гробе преподобного Нила не переставали совершаться. Упомянем два из них.

В праздник Василя Блаженного (2 августа), когда в пустыни собирались богомольцы-миряне с женщинами и детьми два мальчика зашли в часовню, где гроб преподобного, и по неразумию начали играть, бросать один в другого рябиной. Внезапно загремел страшный гром, дети обмерли и упали на землю. Когда народ увидел мальчиков, лежавших без движения, стали служить угоднику молебен и призывать его на помощь. Дети пришли в себя и рассказали, что когда они бросали рябину, то увидели старца, который велел им перестать; они не послушали его и от страшного грома упали на землю. По усердной молитве родителей, дети возвратились домой здоровыми.

Исайя Травков, слуга боярина Бельского, проезжая раз озером Селигер мимо Столобного острова, кощунственно говорил
пред своими спутниками:
- Хотя ты, Нил, и свят, а я все-таки проеду мимо.

Когда Исайя вернулся домой, он внезапно захворал каменной болезнью. Едучи в другой раз по озеру, Исайя почувствовал себя особенно плохо, еле дышал и говорил едущим с ним, что он умирает. Тут он вспомнил о своем кощунстве, понял, что наказан преподобным и просил привести его на остров Столобное. Как только вынесли Исайю на остров, ему стало лучше; он сам дошел до часовни, пред гробом угодника Божия покаялся в своем безумии и получил исцеление. После того преподобный Нил явился Исайе во сне и сказал:
- Почему ты не заезжаешь к Нилу и говоришь, что он не творит чудес? А это разве не чудеса?

И потом по книге начал читать сказание о чудесах своих. После этого вразумленный Исайя почитал преподобного Нила великим чудотворцем.
Однако, не смотря на многочисленные чудеса, более ста лет святые мощи преподобного Нила пролежали в земле. Они были обретены при таких обстоятельствах.

В августе 1665 года в Ниловой пустыни произошел пожар: церковь и все другие деревянные здания монастыря сгорели. Архиепископу Нектарию, управлявшему тогда Ниловым монастырем, пришла мысль построить в обители каменную церковь.

Он испросил на это разрешения у царя Алексия Михайловича; но до но до начала строительства не дожил (скончался 15 января 1668 г.) . Строение каменной церкви пришлось начинать его преемнику по управлению монастырем, игумену Герману Второму. По грамоте патриаршего местоблюстителя, Новгородского митрополита Питирима в мае месяце 1667 года, приступили к работам. Разобрана была деревянная часовня, временно устроенная после пожара над гробницею преподобного Нила, и 24 мая начали копать рвы под фундамент нового храма по составленному заранее чертежу; на другой день ров довели до того места, где по чертежу линия его проходила в полутора аршинах от гробницы преподобного.

Копали в этом месте братия монастыря, под наблюдением игумена, чтобы не потревожить святые мощи; но 27 мая земля, закрывавшая их, сама собой внезапно осыпалась, и мощи преподобного обнаружились: гроб и тело истлели, а кости все оказались целы.

Обретение мощей святого Нила предуказано было монастырю некоторыми чудесными знамениями и явлениями самого преподобного. С 17 на 18 мая, в третьем часу ночи, иеромонах Ниловой Пустыни Леонтий и монастырские работники ловили рыбу на озере, в 6 верстах от монастыря и видели над ним столп огненный, который стоял от земли до неба и потом спустился на землю. За два дня до обретения мощей, на восходе солнца, когда братия начинали копать ров близ гробницы преподобного, работники монастыря, ловившие рыбу в 2 верстах от обители, видели над гробницею большую горящую свечу и подумали, что пред гробом чудотворца совершают молебен. В самый день обретения мощей явился преподобный Нил иеромонаху пустыни Александру, во время дневного отдыха его, повелевая ему воспрянуть от сна. В тот же день преподобный явился, лежа на одре, и самому игумену Герману, как бы живой и повелевая поднять себя с одра.

Игумен Герман с братьею монастыря, воздав благодарение Богу, с глубоким благоговением вынули святые мощи из земли, положили их в новый деревянный гроб и, накрыв их, поставили поверх земли. Потом отправили донесение об этом царю Алексею Михайловичу и митрополиту Питириму. В июне месяце от митрополита отправлена была в Нилову пустынь грамота, которою поручалось самому игумену с братиею совершить открытие святых мощей. При этом предписывалось, переложив святые мощи в новую раку, поставить их до окончания каменного соборного храма-в построенной на время деревянной Покровской церкви, а обретение святых мощей ежегодно праздновать 27 мая. Когда постройка каменного храма была окончена, святые мощи торжественно перенесли сначала в придел (в 1669 г.) святого Иоанна Богослова, а затем, в 1671 году, когда каменный храм был освящен, поставлены здесь на правой стороне, повыше правого клироса. Со времени открытия мощей, как и до него, при гробе преподобного Нила совершались многочисленные чудеса. Неиссякаемо изливаются они для всех истинно верующих и доныне.

Каждый год в день обретения мощей преподобного Нила, 27 мая, совершается особенное торжество в Столобенской пустыни:
обнесение святых мощей вокруг монастыря и крестный ход из города Осташкова. Крестный ход отправляется в Нилову пустынь по озеру Селигеру на особо устроенной барке, на которой помещаются хоругви и иконы с духовенством; барку эту сопровождает множество богомольцев на лодках.

Память его празднуется месяца декабря в 7-ой день