Домой / Кровля / Методические разработки уроков по теме энергосбережение. Тематический урок по вопросам энергосбережения. Оборудование и материалы

Методические разработки уроков по теме энергосбережение. Тематический урок по вопросам энергосбережения. Оборудование и материалы

Урок-проект: «Энергосбережение»

8 класс

Цель урока:

создать условия для углубления знаний учащихся в области энергосбережения, формирования правильного понимания смысла режима ожидания, его положительных и отрицательных сторон

Задачи урока.

Образовательные:

    познакомить учащихся с особенностями работы радиотелевизионной аппаратуры в режиме «stand-by»; формировать практические навыки по расчёту потерь энергии приборами в режиме ожидания; установить взаимосвязь между экономией энергетических ресурсов и улучшением состояния окружающей среды.

Развивающие :

    способствовать формированию научного мировоззрения учащихся; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать у учащихся умение работать с учебной информацией, анализировать и систематизировать изучаемый материал, делать выводы.

Воспитательные:

    формировать положительное отношение к проблеме экономии энергозатрат; способствовать воспитанию культуры энергопользования;  воспитывать познавательная активность учащихся.
Оборудование: 2 персональных компьютера, имеющим доступ к сети Интернет, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией по теме урока.

Вступительное слово учителя.

Использование электричества позволило человечеству создать устройства и приборы, радикально изменившие его жизнь.Потребность в энергии постоянно увеличивается. Зачастую в пустующих помещениях горят электрические лампы, бесцельно работают конфорки электроплит, светятся экраны телевизоров. Установлено, что 1520% потребляемой в быту электроэнергии пропадает из-за небережливости потребителей.Простота и доступность электроэнергии породила у многих людей представление о неисчерпаемости наших энергетических ресурсов, притупили чувство необходимости ее экономии.Между тем, цены услуги на электроснабжения постоянно растут. В связи с этим экономное расходование электроэнергии должно стать нормой жизни для каждой белорусской семьи, каждого человека.Многие приборы, даже будучи, выключенными, остаются под напряжением и без всякой пользы потребляют электроэнергию. Иногда мы даже не подозреваем, что это происходит – ведь мы выключили прибор не пультом, а используя его основной выключатель. В качестве примера таких приборов можно назвать копировальные аппараты и активные акустические системы.Электроэнергия практически всегда «просачивается» через те приборы, которые какое-то время не используются, но остаются подключенными к сети, чтобы: их было удобнее включать через пульт дистанционного управления (телевизоры); они автоматически включались через реле времени (электроплиты,

кофеварки, музыкальные центры и т.д.); принимать сигналы из внешней сети (факсы); проще и быстрее переходить из режима в режим.

Этот вид работы вхолостую, который называют режимом готовности «stand-by», первоначально был задуман как «экономная схема» с сокращенным энергопотреблением. Учитель: Ребята, а как вы считаете, в каких случаях полезен режим ожидания?

Ответы учащихся:

    Когда человек частично или полностью ограничен в движении. Когда необходимо включить прибор (микроволновую печь, стиральную машину, музыкальный центр и др.) в отсутствие хозяина.
Учитель. Расход электроэнергии приборами, находящимися в режиме ожидания, представлен в таблице 1.

Таблица 1. Затраты электроэнергии приборами находящимися в режиме ожидания

Устройство

Учитель. Используя таблицу, необходимо определить приборы, потребляющие в режиме ожидание наибольшее количество электрической энергии; наименьшее количество.

Ответы учащихся.

Учитель. Пожалуй, самым «популярным» прибором в каждой семье является телевизор. В среднем время работы телевизора в режиме холостого хода составляет 19 часов. Определить мощность, потребляемую телевизором в режиме ожидания, можно используя паспорт прибора или руководство пользователя.Давайте, рассчитаем энергопотери, связанные с работой телевизора в режиме «stand-by» за год и сравним эти потери для телевизоров устаревшей модели и современной модели.

(Учащиеся решают задачи 1 и 2 по группам, каждой группе достается по одной задаче).

Задача 1. Рассчитать среднее годовое потребление электроэнергии телевизором марки Горизонт 42AF в режиме «stand-by», учитывая, что потребляемая мощность в режиме ожидания равна 11Вт. (Среднее время работы телевизора в режиме холостого хода составляет 19 часов).

Решение.

Потребление энергии телевизором в режиме «stand-by» за одни сутки составляет 11Вт·19ч=209Вт·ч. За один год потери энергии составят 209Вт·ч·365=76285 Вт·ч ≈ 76,3 к Вт·ч. Ответ: 76,3 кВт·ч. Задача 2. Рассчитать среднее годовое потребление электроэнергии телевизором марки Samsung UE42F5500 в режиме «stand-by», учитывая, что потребляемая мощность в режиме ожидания равна 0,3Вт. (Среднее время работы телевизора в режиме холостого хода составляет 19 часов).

Решение.

Потребление энергии телевизором в режиме «stand-by» за одни сутки составляет 0,3Вт·19ч=5,7Вт·ч. За один год потери энергии составят 5,7Вт·ч·365=2080,5 Вт·ч ≈ 2,1 к Вт·ч. Ответ: 2,1 кВт·ч. Учитель. Таким образом, из расчётов видно, что потребление энергии в режиме холостого хода для телевизора устаревшей модели отличается почти в 35 раз. Для расчета потерь энергии различными приборами, применяемыми в домашнем хозяйстве и в офисах, можно использовать калькулятор режима ожидания (http://www.technopark.by/iccee/calculator/366.html ), который также поможет рассчитать стоимость потребленной энергии и соответствующие выбросы в атмосферу парникового газа СО 2 .

(Учащиеся в группах производят расчёт потерь энергии приборами, используемыми в их семьях с помощью калькулятора «stand-by» ).

Учитель. В среднем количество энергии, растраченными всеми приборами квартиры в режиме «stand-by», составляет около 600 кВт·ч в год. Если принять, что в Воронеже около 120 тысяч квартир, то получим, что перерасход электроэнергии по городу составит 75960000 кВт·ч.Чтобы добыть электроэнергию, необходимы большие затраты, которые, к сожалению, приводят к гибели лесов и других природных ресурсов. Это очень серьёзная проблема.Произведем расчёт количества сжигаемого топлива, необходимого для обеспечения работы приборов в режиме «stand by» в городе Воронеж на протяжении одного года.

(Учащиеся решают задачи 3 и 4 по группам, каждой группе достается по одной задаче).

Решение .

Для решения задачи примем во внимание, что удельная теплота

сгорания сухих дров составляет 8,3МДж/кг

75 960 000 кВт·ч=75 960 000 000Вт·3600с=273456000МДж .

Для нахождения массы дров воспользуемся формулой m = q/Q, где Q –количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива, q – электроэнергия.m= 273456000*10 6 /8,3*10 6 Дж/кг=3295903≈3,3*10 6 кг Ответ: 33*10 6 кг сухих дров.

Решение .

Для решения задачи примем во внимание, что удельная теплота сгорания сухих дров составляет 35,5МДж/кг. 75 960 000 кВт·ч=75 960 000 000Вт·3600с=273456000МДж .

Q

Ответ: 7,7*10 6 кг природного газа.

Учитель. Следует также учесть, что при сжигании даже самого экологичного топлива – природного газа, выбросы в атмосферу из-за расхода энергии в режиме «stand-by» составят более 91 млн. м 3 СО 2 .

Учитель. Наш урок подходит к концу. Надеясь, советы, полученные вами сегодня, помогут вам и вашей семье в уменьшении энергетических затрат и тем самым в экономии семейного бюджета.

Подведение итогов.

Оценивается работа учащихся в группах учителем и руководителем группы.

Домашнее задание.

Составить план экономии по приборам в своей квартире.

Рефлексия .

Заключение

В настоящее время в нашей стране возникла острая необходимость оптимизации затрат, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники, соблюдения принципов экономии и бережливости в целях обеспечения максимально эффективного и рационального использования природных и топливно-энергетических ресурсов. Ведь расточительное пользование ресурсами приводит к их истощению, а также загрязнению окружающей среды.Дежурный режим считается экономичным, но энергия при этом все же потребляется. Задача сокращения потребления энергии электроприборами и системами в режиме ожидания находится в центре внимания международной электронной промышленности. Однако главный выбор использования режима остается за потребителями.Проведение занятия по данной теме позволит углубить знания учащихся в области энергосбережения, сформировать правильное понимание смысла режима ожидания, а также проводить непосредственные количественные расчеты энергетических потерь, связанных с использованием режима «stand-by».

Приложение

Энергосбережение – реализация мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов, таких как электричество, тепло, вода, газ при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования. Расточительное расходование в повседневной жизни воды, газа, электрической и тепловой энергии является не только дорогим «удовольствием», но и признаком невоспитанности, «дурным тоном». Пересмотрев в нашей повседневной жизни свои привычки и поведение, можно значительно снизить потребность в энергоресурсах. И это вовсе не означает ухудшение жизненного стандарта или отказ от комфорта. Привычка экономить энергию это признак разумного и современного потребителя.

Многие из устройств, оснащенных режимом «stand-by» работают «просто так», хотя каждый ватт их мощности в длительном режиме работы приводит к напрасному расходу электроэнергии.

Сохраняя же энергию, можно не только сэкономить свои деньги, но и улучшить экологическое состояние планеты.

Данная методическая разработка может быть использована в практике работы учителей физики, в частности при изучении темы «Использование и экономия электроэнергии» (8 класс).

Внеклассное мероприятие в начальной школе по теме: "Энергосбережение – это комфорт в нашем доме»

  1. класс КГУ «ОСШ №16» учитель:
Скачкова Алла Ионасовна

Цели: Довести до сознания учащихся необходимости бережного использования энергии

Задачи: Повысить культуру потребления энергии в повседневной жизни. Привлечение внимания к проблемам использования энергии, охране окружающей среды

Вовлекать школьников в полезную деятельность по энергосбережению.

Оборудование и материалы:

Презентация с интернета «Советы по энергосбережению»

    Плакаты: «Выключить также легко, как и включить»

« Выключи свет, когда он не нужен»

«Берегите электричество в любых количествах»

«И только тот достоин уважения, кто занимается энергосбережением»

«Энергосбережение- дело для всех- польза для каждого»

3. Оформление класса: выставка рисунков учащихся «Вред природе»

4. Советы взрослым и детям.

Ход мероприятия

Вступительная часть.

Электроник - Представьте, что к нам на Землю прилетел с другой Галактики инопланетянин. Зовут его «Экологикс»

Инопланетянин : Мои братья отправили меня на планету Земля. На вашей планете всё иное, всё иначе. Я хочу познакомиться с вашей жизнью. Меня интересует, что за приборы находятся в ваших квартирах и как они работают? Что за огни светятся? Сегодня ваша планета стоит на пороге экологической катастрофы и грозит «парниковый эффект». Объясните мне это состояние планеты Земля?

Электроник на этом мероприятии – переводчик.

Инопланетянин – это старшеклассник хорошо знающий материал.

Электроник – если во время объяснения допускается ошибка или неточность, то «инопланетянин» будет говорить «Аба-кадабра» что он не понял, и просит объяснить ещё раз. Поручили вашему классу ответить на вопросы так, чтобы он хорошо понял.

– Чтобы было понятно и «Экологикс» увидел приборы, мы совершим небольшое путешествие в квартиры. Да-да, я не ошибся! Именно в ваши квартиры. Мы живём в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжёлую работу делают машины.

Итак, путешествие по дому начнём с кухни. Здесь очень много приборов требующих нашего внимания.

Инопланетянин – увидел прибор на столе. Он был удивлён, что за машина с гибким проводом с двумя пальцами.

Электроник загадывает загадку

Из горячего колодца

Через нос водица льётся. (Электрический чайник)

Наш класс гостеприимный. Приглашаем всех к чаю.

Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете.

Ученик взял маленькую электрическую вилку на эластичном, растягивающемся проводе и вставил её в розетку.

«Экологикс» дёрнулся, удивлённо смотрел на чайник.

Электроник Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадки:

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это... (электричество)

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)

Ученик : Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить. Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии. Электроэнергия вырабатывается на электростанциях специальными машинами- генераторами. Генератор вращается с помощью турбины, для которой используются вода, пар, газ или атомная энергия. Электрический ток – не увидеть, не потрогать!

«Экологикс» - стало понятно, как работают приборы. Большое спасибо за интересную информацию. Инопланетянин увидел огоньки в квартире. Что за огоньки светятся?

Электроник : Все мы знаем, что людям для работы нужен свет. Человек ведёт активную жизнь в светлое время дня и спит ночью. После изобретения электрической лампочки и внедрения электросетей, электрический свет оказался наилучшим способом искусственного освещения.

Загадка: Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка)

Электроник Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей) Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.

Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья? На доске картинка с изображением ярко светящейся лампочки.

Электроник : Каждый из нас может беречь энергию или расходовать энергию более разумно. Это называется «энергосбережение».Это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля. Экономить энергию должно всё человечество и каждый человек в отдельности. Нам так хочется жить с комфортом. Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов.

Электроник Как вы думаете, какие электрические приборы в нашем доме потребляют больше всего энергии?

Загадка: Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)

Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
“Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит”.

Электроник Как мы с вами можем помочь холодильнику?

Послушайте, что нам расскажет Оля. Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Старайтесь дверцу холодильника открывать как можно реже. Продукты размещайте так, чтобы они не соприкасались друг с другом. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.

Электроник : Кто умеет экономно пользоваться электроплитой?

(На доске картинка с изображением электрической плиты).

Ученик:Предложу один секрет -
Экономный дам рецепт:
Печь включи. Закипит -
Отключи и чуть-чуть
Повремени...
Медленно еда кипит,
Электричество хранит.

На кухне можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Чтобы снизить потерю тепла, следует применять посуду с утолщённым дном.

Сегодня мы с вами попробуем найти простые решения, которые помогут сберечь энергию.

Работа в группах. Запишите советы «инопланетянину» и для своих родителей.

СОВЕТЫ

1.Выключайте электроприборы, когда ими не пользуетесь! 2. Поставьте холодильник в прохладной комнате.3. Включать электроплиту на всю мощность только на время разогрева. 4. Почаще мойте холодильник. 5.Своевременно включать и выключать телевизор. 6. Накрывайте крышкой кастрюлю при варке пищи. 7. Кипятите в чайнике столько воды, сколько необходимо. 8. В холодильник помещать только охлаждённые продукты. 9. Выключайте свет, когда он не нужен. 10. Готовь уроки днём. 11. При покупке электроприборов обращайте внимание на их класс энергоэффективности. Помни! Что наиболее экономными являются электроприборы класса «А» 12. Для освещения используйте энергосберегающие лампы- они потребляют в 4-5 раз меньше электроэнергии при той же интенсивности освещения. Срок службы таких ламп 6-8 лет.

СОБЛЮДАЙТЕ ПРОСТЫЕ советы - И ВЫ СБЕРЕЖЁТЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ

Вывод : научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно. «Выключить также легко, как и включить» «Берегите электричество в любых количествах» «И только тот достоин уважения, кто занимается энергосбережением!» Ученик: Знай, что нужно экономить

Воду, уголь, газ и нефть.

Если будешь это делать,

Хватит их на много лет.

«Экологикс » хотел бы узнать о явлении парниковых газов. Каковы причины этого явления?

Электроник : Из-за того, что мы потребляем всё больше энергии, в атмосфере Земли накапливается большое количество парниковых газов. Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник её – парниковый эффект. Парниковые газы включают углекислый газ и другие газы. Сжигание ископаемого топлива и продуктов его переработки, транспортные выбросы и высокое содержание углекислого газа в атмосфере в результате происходит необратимое повышение средней температуры поверхности Земли.

Каждый год сжигаемая человеком гигантская масса топлива выделяет в атмосферу 5 млрд тонн углекислого газа, а общее количество образующегося ежегодного углекислого газа достигает 20 млрд тонн.

Мы открыто заявляем о проблеме современности, как охрана окружающей среды. Незамедлительного участия всего человечества в предотвращении грозящей экологической катастрофы. Планета людей в опасности! Исчезновение лесов также сделало своё дело. Зелёная оболочка Земли ежегодно сокращается на 1%. Потеря для Земли катастрофические. Не надо забывать, что именно деревья являются главными потребителями углекислого газа и главными источниками кислорода в атмосфере. Растительный покров уже не в состоянии переработать угарный газ, выделяемый при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом.

Эффективное использование энергии – ключ к успешному решению экологической проблеме! Каждый из нас может уменьшить загрязнение окружающей среды – беречь энергию, или, расходовать энергию более разумно. Судьба нашей планеты зависит от каждого из нас. Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход. Сегодня на мероприятии мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок.

Электроник Ребята, мы долго можем путешествовать по квартире. Мы не были ни в гостиной, ни в детской комнате, ни в ванной. Мы поняли главное – бережное использование энергии. Но я вам предлагаю на этом закончить наше путешествие. Приступить к выполнению рисунков «Что наносит вред природе»

Инопланетянин – прощается с нашим классом. Он ещё вернётся. Но разработает такую машину, чтобы топливо при сжигании не попадало в атмосферу.

Ученики на школьном дворе посадили осенью два саженца.

Провели конкурс рисунков «Вред природе»

Подведение итогов. Ученики на внеклассном мероприятии отвечали активно. Пытались найти самое простое решение- расходовать энергию более разумно. Свои советы развесили на подъездах своих домов. На школьном стенде повесили рисунки.

Рефлексия: Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе? Для меня было открытием то, что… Что мне это мероприятие дало для жизни?

Написали эссе. Список литературы:

Балашова И.Г. Игнатович И.О. Окружающая среда для будущих поколений.

Алматы, 2004.

Бушман Л.Н. Толунова Л.А. Игнативич И. Экошкин дом. Книжка – раскраска по энергосбережению для детей и их родителей. Караганда: ОО ЦКИ «ЭкоОбраз», 2003.

Фадеева Г.А. Экология Волгоград, 2007.

Экологический портал 2010 «Сохраним климат – начнём с простых энергетических решений»

Вместе ярче! Всероссийская неделя энергосбережения УРОК энергосбережения в начальных классах Вастьянова Л.Л., учитель начальных классов МКОУ «Мамонтовская СОШ» Мамонтовского района Алтайского края 2016 год Россия богата нефтью, газом, углем и гидроресурсами. Но разумный хозяин всегда относится бережно к тому, что ему досталось в наследство.Сегодня существуют современные технологии и оборудование, позволяющие снижать энергопотребление на предприятиях различных отраслей промышленности, транспорта, услуг и даже у нас дома. Благодаря их внедрению, можно снижать себестоимость продукции, способствуя повышению конкурентоспособности, платить меньше за электроэнергию, тепло и воду, делать дома и здания теплее, комфортнее для проживания, сохранять ресурсы для будущих поколений. Россия богата нефтью, газом, углем и гидроресурсами. Но разумный хозяин всегда относится бережно к тому, что ему досталось в наследство.Сегодня существуют современные технологии и оборудование, позволяющие снижать энергопотребление на предприятиях различных отраслей промышленности, транспорта, услуг и даже у нас дома. Благодаря их внедрению, можно снижать себестоимость продукции, способствуя повышению конкурентоспособности, платить меньше за электроэнергию, тепло и воду, делать дома и здания теплее, комфортнее для проживания, сохранять ресурсы для будущих поколений. Сберегать энергию и вносить свой вклад в развитие страны можно везде и всегда. И, если мы возьмёмся всей страной, то многое может получиться! Сберегать энергию и вносить свой вклад в развитие страны можно везде и всегда. И, если мы возьмёмся всей страной, то многое может получиться! Будем стараться бережно относиться к энергии дома и в школе, чтобы наша страна была сильной и конкурентоспособной! ЭНЕРГИЯ - целая чудо - страна! ЭНЕРГИЯ - целая чудо - страна! Она на планете очень нужна. Она помогает людям во всём, Сегодня расскажем об этом ВТРОЁМ! Я - СВЕТ, освещаю дома и дворы. Я - СВЕТ, освещаю дома и дворы. Без света нет школы, уроков, игры. По улице светлой уютно шагать. И в городе светлом приятно гулять. Со мною дружить обязательно надо. Моя экономия – ваша награда. Люди нередко меня забывают, Включают, потом не всегда выключают. Нужен я в комнате только одной, Но загораюсь я, дети, в любой! Правильно - неправильно?

Неправильно!

Свет не должен гореть во всех комнатах одновременно. Особенно, если там не требуется освещение!

Правильно - неправильно?

правильно!

Свет горит там, где требуется освещение!

Правильно - неправильно?

Неправильно!

Из - за немытых окон в помещении мало света!

Правильно - неправильно?

правильно!

Чистые окна и плафоны помогут сберечь энергию!

О новостях со всех сторон О новостях со всех сторон Я знаю, я - ТЕЛЕВИЗИОН. Живу в планшетах и смартфонах, Лэп - топах, даже в телефонах. Питаю телевизор ваш – И прихожу к вам на этаж. В розетках всё занято, тут же страдаю! От каждого гаджета я быстро таю. Трачу я силы на кучу приборов, Люди не могут без разговоров. Вот мама включила свой телефон, Вот телевизор в зале включён, Вот заряжается брата ноутбук, Всё это вместе - как же так, друг? Компьютер, планшет, ноутбук, телефон – Проверьте, быть может, он зря подключён? В избытке энергию тратит прибор. Небрежным пользователям Дадим отпор! Правильно - неправильно?

Неправильно!

Бытовые приборы и электронные устройства работают без необходимости!

Правильно - неправильно?

правильно!

Устройства включены только там, где нужны!

Привет вам, ребята! Привет вам, ребята! Зовут меня ХОЛОД. Я в ваших квартирах, Как гость ещё молод. Недавно поставили кондиционеры, И вентиляторы служат вам верно. Вам холодильник с детства знаком. Я иногда проживаю и в нём. Честно скажу – не боюсь я жары. Только и мне переменки нужны. Если в квартире комфорт наступил – Выключите для экономии сил. При окнах открытых нельзя мне работать. Энергию тратьте с умом и заботой! Правильно - неправильно?

Неправильно!

Кондиционеры работают без надобности!

Правильно - неправильно?

правильно!

Кондиционеры включены там, где требуется их работа!

Я - супергерой! Я - супергерой! My name is Light! И так же, как СВЕТ, я люблю помогать. Я вам расскажу, как ещё на планете Дружат с энергией Взрослые и дети. Энергия солнца. Солнечные батареи Солнечная батарея - несколько объединённых фотоэлементов, преобразующих солнечную энергию в постоянный электрический ток. Солнечные батареи используются в калькуляторах, для подзарядки плееров, фонариков. Люди даже хотят изобрести самолёт на солнечных батареях. Энергия ветра. Ветрогенераторы Ветрогенератор - устройство для преобразования энергии ветрового потока в электрическую энергию. В России ветрогенераторы расположены в основном на побережье и островах Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Камчатки. Энергия приливов. Приливные электростанции Приливные электростанции строят на берегах морей, где гравитационные силы Луны и Солнца дважды в сутки изменяют уровень воды. Для получения энергии залив перекрывают плотиной. В России с 1968 года действует экспериментальная Кислогубская ПЭС в Кислой губе на побережье Баренцева моря. Интересные устройства Калькулятор, работающий на воде Вполне может работать длительное время даже в полной темноте. Достаточно капнуть несколько капель воды на специальный элемент питания, устройство может работать в течение 3 – х месяцев. Как только цифры начнут гаснуть, нужно просто добавить воды.

Светильники на солнечной батарее

Питание садовых фигур происходит за счёт встроенного фотоэлемента, который преобразует солнечный свет в энергию. Садовые светильники могут освещать 6 - 8 часов непрерывно.

ДЕТИ, а вы в нашей команде?

Не забывать их там - СОВЕТ!

Мы от зарядок провода

В розетке эабываем …

Хором ответ давайте! ДА или нет выбирайте!

В открытые окна ушёл ветерок,

И кондиционер охладить всё не смог.

Закрытые окна - прохладно тогда,

Следить за приборами правильно? …

Хором ответ давайте! ДА или нет выбирайте!

Светлые окна, сияющий свет

С грязными окнами видно всё?

Хором ответ давайте! ДА или нет выбирайте!

Энергия в классе, конечно, нужна.

Энергия - это наша страна.

Но трогать нельзя и срезать провода

Согласны вы, дети? Скажите: …

Хором ответ давайте! ДА или нет выбирайте!

Сколько же можно смотреть на экран,

Если вокруг зазвучал дружный храп?

Пультом работать - не много труда, Если понятно, скажите: …

Хором ответ давайте! ДА или нет выбирайте!

Дверь холодильника плохо закрыта,

Эта ошибка мной не забыта.

Лампочка долго горит иногда,

Будете дверь закрывать? …

Отгадайте ребусы!

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Отгадайте ребусы!

ЛАМПОЧКИ

Прощание с друзьями Если вы помните правила, дети, Будет энергия жить на планете. В дом через чистые стёкла войдёт, В школе сквозь трещины не пропадёт. С ветром и солнцем подружится в мире, Будет гармония в каждой квартире! КАК стараться бережно относиться к энергии дома и в школе?

  • Не забывать, уходя гасить свет!
  • Закрывать окна при включенных вентиляторах и кондиционерах.
  • Заменить устаревшие лампочки и бытовую технику.
Использованные интернет - источники http://вместеярче.рф/materialy

Урок в старших классах « Энергосберегающие технологии»

Цель: познакомить обучающихся проблемами энергосбережения в разных отраслях хозяйства и возможными путями их решения. Мотивировать старшеклассников на энергосберегающий образ жизни.

Образовательные задачи:

− сформировать у школьников понимание важности сбережения энергии;

− познакомить обучающихся с основными принципами энергосбережения;

− познакомить обучающихся проблемами энергосбережения в быту и возможными путями их решения;

− повысить мотивацию обучающихся к использованию приемов энергосбережения;

− развить активный познавательный интерес к изучению вопросов энергосбережения и применения этих знаний на практике

  1. Вступительное слово учителя. В нашей стране есть федеральный закон «Об энергосбережении». Этот закон направлен на то, чтобы сохранить людям комфортные условия для жизни и работы, но уменьшить расход энергии. О том, как уменьшить расход тепловой и электроэнергии думают не только в нашей стране, но и во всех развитых странах мира. В некоторых странах снижают налоги или выплачивают денежные дотации предприятиям, где следят за эффективным использованием энергии.

Что же такое энергосбережение? Энергосбережение – это ряд мер, которые направлены на эффективное использование топливных и энергетических ресурсов.

Большая экономия начинается с малого. Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями использования бытовых электроприборов и выработаем правила их более рационального использования.

Вопросы, которые нам предстоит обсудить:

− Можно ли и как повысить эффективность энергопотребления и снизить негативные воздействия на окружающую среду?

− Какие новейшие научно-технические достижения способствуют повышению эффективности энергопотребления?

− Является ли проблема эффективного энергопотребления исключительно технической?

− Насколько значимо для обеспечения / создания условий для эффективного энергопотребления отношения общества к этой проблеме?

− Насколько значимо для обеспечения / создания условий для эффективного энергопотребления индивидуальное поведение людей и / или их отношение к этой проблеме?

Задание1

Знакомство учащихся с основными принципами энергосбережения.

  1. Эффективно использовать энергию. Надо как можно полнее использовать энергию для достижения конкретной цели, и ни на что другое. Наши потребности в энергии должны удовлетворяться с минимально возможными потерями. В качестве примеров можно привести: устранение утечек теплого воздуха из квартиры, использование энергоэффективных лампочек, сокращение потребления горячей воды. 2. Не использовать энергию более высокого качества, чем необходимо. Не следует использовать понапрасну высококачественную энергию. В тех случаях, когда возможно использовать энергию низкого качества (тепло), не следует расходовать энергию высокого качества (электричество). Но даже если мы будем следовать этим принципам, основанным на законах природы, необходимы дополнительные усилия по организации всей нашей жизни в соответствии с принципами устойчивого развития. Принципам устойчивого развития должны соответствовать юридические законы и экономические отношения. В этом процессе должны участвовать ученые, политики, бизнесмены, журналисты и рядовые граждане. Работа групп. Учитель предлагает учащимся познакомиться с проблемами энергосбережения в разных отраслях хозяйства. Для этого учащимся предстоит разделиться на группы и: 1) прочитать предложенный текст; 2) ответить на вопросы; 3) подготовить краткое информационное сообщение о выявленных проблемах и путях их решения.

Вопросы:

  1. Назовите недостатки централизованной системы теплоснабжения.
  2. В чем преимущества автономных систем теплоснабжения? Можно ли такую систему установить в вашем доме?
  3. Каким образом использование местных энергоресурсов может снизить выбросы парниковых газов?
  4. Какие виды топлива используются при отоплении вашего дома? Загрязняют ли они атмосферу

Задание 2.

Энергосберегающие технологии на транспорте

Представьте себе, что вы собираетесь навестить друга, живущего в 50 километрах от вас. Чтобы добраться до него, нужно затратить энергию. Ее количество зависит от способа передвижения. Если вы спортивный человек и условия позволяют, то можно проехать этот путь на велосипеде. Вашему телу потребуется 1 кВт⋅час энергии в форме пищи. На обратном пути вы, возможно, предпочтете сесть на автобус. Ваша доля в потреблении горючего автобусом составит около 1 литра горючего, что соответствует 10 кВт⋅час. Если вместо этого вы поедете одни на машине, потребление горючего составит 5 литров или около 50 кВт⋅час.

Способы передвижения, описанные в этом примере, отличаются разным количеством энергии, необходимым для достижения одного и того же результата (переместить вас на 50 км). Высокое потребление энергии в примере с машиной обусловлено ее большими потерями в моторе и дополнительной работой по перемещению 1000 кг веса машины, в дополнение к весу вашего тела.

При одном и том же методе передвижения могут быть большие различия в энергопотреблении. В то время как обычная машина расходует 10 литров топлива на 100 км, маленькая современная машина расходует всего 3 литра на том же расстоянии.

Транспорт является основным потребителем наиболее качественных видов жидкого топлива и крупным потребителем электроэнергии. Быстрые темпы развития транспорта в последние годы, несмотря на работы по повышению его энергетической эффективности, увеличивают потребности в наиболее дорогих энергоносителях – в моторном топливе и электроэнергии.

В этой связи актуальной является политика энергосбережения, проводимая на всех видах транспорта, совершенствование структуры. Что можно сделать для экономии энергии?

Машина и самолет - наиболее энергоемкие способы передвижения. Все виды общественного транспорта - автобус, поезд, трамвай и метро - являются наиболее эффективными методами передвижения с точки зрения энергии.

Для общества, стремящегося к энергосбережению, важно развивать общественный транспорт и сделать его привлекательной альтернативой.

Транспорт нужен не только для поездок людей. Товары тоже перевозят на большие расстояния, начиная от добычи сырья до места производства и, наконец, до вашего магазина.

Вопросы:

  1. Каковы перспективы энергосбережения на железнодорожном транспорте?
  2. Есть ли смысл развивать общественный транспорт 3. Какой вид транспорта является наиболее чистым с экологической точки зрения?
  3. Можно ли считать электровоз и электромобиль абсолютно экологически чистым видом транспорта?

Задание 3

Энергосберегающие технологии в строительстве

В наших домах очень велики потери тепла. Что можно сделать в уже построенных домах?

Сначала выясним, куда уходит тепло?

Внедрение энергосберегающих технологий в строительстве позволяет значительно сократить энергопотребление здания, поэтому данной проблеме уделяется большой внимание проектировщиков и строителей. Она особенно актуальна для России с ее холодным климатом.

Основные тепловые потери здания происходят через так называемые ограждающие конструкции . Этим термином специалисты называют окна, крышу, пол и стены. Рассмотрим основные приемы, используемые для снижения энергопотребления зданий.

Важно использовать материалы, обладающие меньшей инфильтрационной способностью. Поэтому дома, построенные из кирпича, предпочтительнее, чем панельные. Однако современные строительные технологии изготовления железобетонных конструкций с теплоизоляцией устраняют недостатки панельных зданий.

Малое энергопотребление должно закладываться уже на стадии проектирования здания. При выборе площадки и расположении на ней строительного объекта необходимо учитывать природно-климатические факторы. Для нейтрализации негативных воздействий внешней среды применяются следующие приемы:

− защита от холодных ветров зимой: расположение в лесопарковой зоне, у южного склона возвышенностей (в северных районах с суровым климатом);

− защита от перегрева в наиболее жаркие часы: использование прохлады примыкающего к площадке водоема; затенение деревьями и вьющимися растениями (в южных районах).

Существенное сокращение потерь теплоты на отопление обеспечивает рациональная аэродинамика застройки. В частности, при уменьшении скорости ветра в зоне застройки можно сократить в 2-3 раза тепловые потери здания через ограждающие конструкции Вопросы:

  1. Считаете ли вы, что ваш дом спроектирован с учетом рационального использования солнечной энергии?
  2. Защищен ли ваш дом от ветра?
  3. Через какую часть зданий происходят основные потери тепла? Как их можно уменьшить?
  4. Как вы себе представляете энергоэффективный дом?

Задание 4

Энергосбережение на бытовом уровне

С каждым годом на бытовые нужды расходуется всё больше электроэнергии, газа, тепла, воды; в огромных масштабах растёт применение бытовой электрифицированной техники. Коммунально-бытовое хозяйство является на сегодня крупным потребителем топлива и энергии.

Доступность энергии породила у многих людей представление о неисчерпаемости наших энергетических ресурсов, притупила чувство необходимости её экономии. Установлено, что 15-20% потребляемой в быту электроэнергии пропадает из-за простой бесхозяйственности.

Рассмотрим некоторые способы экономии энергии в нашем доме.

Обогрев помещений. Возможно, для тех, кто живет в тропическом лесу, обогрев помещений не представляет проблемы. Для нас, живущих в холодном климате, необходимо придумывать искусственные методы сохранения тепла. Нам необходима достаточно теплая одежда. Хорошая одежда делает возможным выживание в условиях сибирской зимы. Но практичнее и комфортнее иметь возможность снять с себя меховую шапку в школе или дома. Российские стандарты определяют комфортную температуру внутри помещений не ниже 18оС. Обогрев помещений стал очень энергоемким и дорогим. Обогревательные системы были построены, когда цены на энергию были низкими, и эффективности не придавали значения. Неэффективность теплосетей часто приводит к нехватке топлива, экономические или технические проблемы затрудняют поддержание комфортной температуры.

В энергосбережении проблема не в том, как доставить достаточно тепла. Наша проблема в том, как сохранить это тепло. Например, помещение было однажды нагрето. Теперь оно стало холодным. Куда ушло тепло?

Теоретически, можно создать абсолютно непроницаемое помещение, как консервная банка. Если помещение хорошо изолировано, или расположено в открытом космосе, энергия или температура будет сохраняться там очень долго, но оно вряд ли будет годиться для жилья. В помещении для жилья есть окна и двери. Нам необходима вентиляция для доступа свежего воздуха. Все это позволяет выходить теплому воздуху.В нашем классе и домах тепло уходит двумя способами:

− Сквозняк или вентиляция, в результате чего теплый воздух уходит, а поступает холодный.

− Передача тепла от теплых внутренних поверхностей помещения к холодным наружным.

Существует множество способов предотвратить потери тепла из дома. Многие примеры показывают, что в новых домах можно существенно снизить потребность в отоплении. Основным правилом является применение утепления, которое затрудняет проникновение тепла через поверхности. К тому же необходимо избегать сквозняков. Свежий воздух, поступающий в вентиляцию, должен нагреваться старым воздухом, выходящим из дома. Потери тепла не должны быть гораздо выше, чем “тепловые отходы” от разнообразных процессов в доме. Источниками таких “тепловых отходов” являются люди, осветительные приборы, а также различное оборудование.

Что можно сделать для экономии энергии

Наши сегодняшние дома построены без особых соображений о том, сколько энергии будет необходимо для поддержания удовлетворительной температуры внутри. Утепление стен, полов и крыш недостаточно. Их либо делают из материалов, хорошо проводящих тепло, либо утепляющие слои недостаточно толстые. Зачастую в стенах зданий образуются “мосты холода” -плохо утепленные места, через которые тепло уходит наружу.

Добавить утепление к существующему строению - большая и, как правило, очень дорогая работа. Но было бы отличной идеей добавить новое утепление при капитальном ремонте стен и крыши. Если ваша комната очень холодная, утеплить ее помогут даже просто ковры на самых холодных стенах и на полу, и плотные шторы на окнах. Но шторы не должны покрывать отопительные батареи, препятствовать обогреву комнат!

Эффективнее и легче всего самостоятельно повысить энергосбережение, устранив сквозняки из щелей, окон и дверей. В старые дома поступает гораздо больше холодного воздуха, чем требуется для вентиляции. Если сквозняк ощущается рукой, то это явно слишком много! Холодные сквозняки идут из щелей, неплотно закрывающихся окон и дверей. Хорошей привычкой является подготовка дома к зиме.

Вопросы:

  1. Какое количество выбросов углекислого газа соответствует вашему среднему месячному потреблению электроэнергии? Считайте, что производство 1 кВт.ч электроэнергии сопровождается выбросом примерно 1 кг углекислого газа.
  2. Как можно увеличить теплоотдачу батарей центрального отопления?
  3. Что Вы можете сделать для сокращения потерь тепла в вашей квартире?
  4. Найдите самый энергоемкий прибор в вашей квартире.
  5. Можно ли снизить потребление энергии, не снижая уровня комфорта? Потребуется ли вам для этого изменить свои привычки?
  6. Подсчитайте, какое количество выбросов парниковых газов вы предотвратите, если замените все лампы накаливания в своей квартире на люминесцентные лампы?
  7. Почему не закрытая крышка кастрюли увеличивает потери энергии?
  8. В чём преимущества микроволновых печей?
  9. Позволяет ли кастрюля-скороварка экономить энергию?

Обсуждение сообщений, подготовленных группами. Представители групп рассказывают об основных проблемах энергосбережения в разных отраслях хозяйства и возможных путях их решения.

В последующем обсуждение проблем принимают участие все ученики класса.

  1. Заключительная часть урока. Учитель подводит итоги обсуждения в рамках вопросов, определённых в начале урока. В заключительной части урока целесообразно познакомить учащихся с приборами учёта и регулирования энергопотребления

Подготовлено Центром Энергосбережения Пермского края

Обоснование актуальности введения в школах
новой дисциплины «Основы энергосбережения»

Глобальной тенденцией современного мирового сообщества является постоянная и активная реализация различного масштаба и вида проектов, посвященных эффективному использованию энергии. Подобные проекты имеют не только экономическое значение, но также и экологическое, поскольку напрямую воздействуют на окружающую среду. В частности, речь идет о сокращении выбросов парниковых газов, возникающих в результате производства энергии из ископаемого топлива. Следовательно, сокращение производства и потребления энергоресурсов приводит к непосредственному улучшению окружающего мира.

Для России данная проблемы также стала одной из приоритетных, особенно, учитывая отставание нашей страны в сфере энергоэффективности от промышленно развитых стран мира. На сегодняшний момент российское государство предпринимает ряд ключевых шагов для достижения позитивных изменений сложившейся ситуации в области энергосбережения, в частности: разрабатываются и вводятся в действие новые нормативные документы, направленные на решение вопросов повышения эффективности использования энергии и энергосбережения; начата модернизация всей системы ЖКХ; разрабатываются инновационные технологии по энергосбережению и т.п.

Однако, в любой сложной системе основу ее функционирования составляют люди. Для того, чтобы Россия могла занять достойное место в числе стран, заботящихся о благополучии нашей планеты, для того, чтобы рядовые жители нашей страны могли не менее достойно жить в ней, необходимо целенаправленно обучать и воспитывать подрастающие поколения как рачительных пользователей природных ресурсов.

Комплексное обучение энергосбережению на разных этапах возрастного развития ребенка позволит ему вырасти думающим, заботящимся об окружающем мире, человеком.

Основное содержание курса

Основная цель курса «Основы энергосбережения» в общеобразовательном учреждении состоит в передаче учащимся знаний в областях энергетики и энергосбережения, а также в обеспечении условий для приобретения ими практических навыков рационального использования энергоресурсов.

Структура учебного курса может включать в себя три основных блока:

  • § Теоретический блок - комплекс теоретического материала по обозначенной тематике;
  • § Практический блок - комплекс учебно-практических заданий;
  • § Блок игрового обучения - интегральный тренинг учащихся.

Теоретический блок учебного курса содержит материалы, раскрывающие базовые понятия в областях энергетики и энергосбережения.

Для лучшего усвоения теоретического материала учебного курса в процессе обучения целесообразно использовать подробные иллюстрации, который представлен в различной форме, например:

  • плакаты с картинками, графиками, диаграммами, соответствующими изучаемой теме;
  • некоторые реальные приборы учета: тепло- и водосчетчики, индивидуальные терморегуляторы и т.п.;
  • электронные пособия с видио-имиджами энергетических объектов и т.п.

Практический блок курса представляет собой систему учебно-практических занятий, в частности, по некоторым аспектам энергетического аудита, создания энергосберегающих светильников и т.п.

Практический блок учебного курса может содержать следующие тематические направления:

1. Анализ состояния объектов (классов, кабинетов и т.д.) школы по уровням потребляемой ими электроэнергии с целью определения мероприятий по снижения затрат на её потребление.

2. Практические действия по снижению затрат на потребление электроэнергии и оценка степени их эффективности, например, изготовление энергосберегающих светильников из пластика и размещение их во всех помещениях школы и т.п.

3. Анализ состояния объектов (классов, кабинетов и т.д.) учебного заведения по уровням потребляемой ими тепловой энергии с целью определения мероприятий по снижения затрат на её потребление.

4. Практические действия по снижению затрат на потребление тепловой энергии и оценка степени их эффективности, например, если в школе не установлены стеклопакеты - прокладка поролоном оконных рам и их обклейка; размещение автоматических доводок для входных дверей и т.п.

Блок игрового обучения - интегральный тренинг учащихся предполагает использование комбинаторного сочетания тренинговых упражнений, направленных на развитие у учащихся рефлексивности, гибкости и креативности, а также ролевых игр и комплекса кейсов, посвященных энергосберегающей тематике. Содержание кейсов может включать такие проблемные задачи как:

Разработка схем и способов оценки качества функционирования энергосистемы по уровням потребления энергии различных жилых объектов (школы, квартиры, дома);

Разработка инновационных моделей внедрения системы энергосбережения в жилых помещениях;

Обоснование стратегий реализации разработанных инновационных моделей внедрения системы энергосбережения в жилых помещениях;

Обоснование показателей комплексной оценки созданных моделей, методов осуществления подобной оценки;

Реализация методов комплексной оценка степени эффективности реализации моделей системы энергосбережения с последующим анализом полученных результатов.

Динамика уровня компетентности учащихся по вопросам энергосбережения и энергоэффективности при освоении учебных материалов курса «Основы энергосбережения» отслеживается системой объективного контроля. Для этих целей, а также для самопроверки уровня усвоения учебного материала можно использовать тематические тесты, содержащие, например, следующие вопросы .

ВОПРОС 1. Какие виды электростанций вы знаете:

1) гидроэлектростанции (ГЭС);

4) ветровые электростанции;

5) гелиевые станции;

6) приливные электростанции;

7) громовые электростанции;

Верный ответ будет состоять в одновременном перечислении первых 6 видов электростанций.

ВОПРОС 2. Какие виды электростанций на возобновляемых источниках энергии вы знаете:

1) гидроэлектростанции (ГЭС);

2) атомные электростанции (АЭС);

3) тепловые электростанции и теплоэлетроцентрали (ТЭС, ТЭЦ);

4) ветровые электростанции;

5) гелиевые станции;

6) приливные электростанции;

7) громовые электростанции;

Верный ответ будет состоять в одновременном перечислении видов: 1, 4, 5, 6.

ВОПРОС 3. Какие виды электростанций наносят наибольший вред окружающей среде:

1) гидроэлектростанции (ГЭС);

2) атомные электростанции (АЭС);

3) тепловые электростанции и теплоэлетроцентрали (ТЭС, ТЭЦ);

4) ветровые электростанции;

5) гелиевые станции;

6) приливные электростанции;

7) громовые электростанции;

ВОПРОС 4. В каких единицах обычно измеряется электроэнергия:

1) Кдж, Мдж, Гдж;

2) Квт, Мвт, Гвт;

3) Ккал, Мкал, Гкал;

Верный ответ будет состоять в указании вида 4.

ВОПРОС 5. В каких единицах обычно измеряется тепловая энергия:

1) Кдж, Мдж;

2) Квт, Мвт, Гвт;

3) Ккал, Мкал, Гкал;

4) Квт · час, Мвт · час, Гвт · час;

Верный ответ будет состоять в указании вида 3.

ВОПРОС 6. Какие виды сбережения электроэнергии вы знаете:

1) замена ламп накаливания на лампы дневного света;

2) замена ламп дневного света на лампы накаливания;

3) сведенное к необходимому минимуму использование электронагревательных приборов (электрочайников, утюгов и т.д.);

4) интенсивное использование электронагревательных приборов (электрочайников, утюгов и т.д.);

5) выключение электрического света, когда естественного света вполне достаточно;

6) выключение электрического света при покидании пустого помещения.

Верный ответ будет состоять в указании видов: 1, 3, 5, 6.

ВОПРОС 7. Какие виды сбережения тепловой энергии вы знаете:

1) оклейка окон;

2) замена окон двухслойного остекления на трехслойное;

3) утепление входных дверей;

4) интенсивное использование электронагревательных приборов (калориметров, обогревателей, тепловентиляторов и т.д.);

5) рациональное регулирование подачи тепла в системе отопления при наличии регуляторов;

6) теплоизоляция питающих систему отопления теплотрасс.

Для оценки динамики уровня компетентности учащихся по вопросам энергосбережения и энергоэффективности при освоении учебных материалов курса «Основы энергосбережения» целесообразно использовать также систему контрольных заданий дифференциальной категории сложности. Например, по теме « Анализ состояния объектов (классов, кабинетов и т.д.) школы по уровням потребляемой ими электроэнергии с целью определения мероприятий по снижения затрат на её потребление: учащимся можно предложить решить задачу следующего содержания.

Задача 1.

В таблице 1 приведены месячные данные по расходу электроэнергии по помещениям 4-х классов данной школы.

| скачать бесплатно Уроки энергосбережения в школе , Центр Энергосбережения Пермского края,